Сущность и значение художественно-эстетического развития в дошкольном возрасте
Художественно-эстетическое развитие играет важнейшую роль в формировании личности ребенка дошкольного возраста. Оно направлено на развитие способностей воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.
Основная цель художественно-эстетического развития дошкольников — формирование у детей эстетического отношения к окружающему миру, развитие их художественных и творческих способностей. Через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре формируется эстетическое сознание ребенка, его ценностные ориентации.
Художественно-эстетическое развитие предполагает:
- Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства
- Становление эстетического отношения к окружающему миру
- Формирование элементарных представлений о видах искусства
- Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора
- Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений
- Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей
Таким образом, художественно-эстетическое развитие — это целенаправленный процесс воздействия на личность ребенка с целью формирования способности воспринимать, чувствовать, понимать и создавать прекрасное в жизни и искусстве.
Основные виды художественно-эстетической деятельности дошкольников
Художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется через различные виды деятельности:
Изобразительная деятельность
Включает рисование, лепку, аппликацию. Позволяет детям выразить свое отношение к окружающему миру, передать свои представления о нем. Развивает воображение, формирует эстетический вкус.
Музыкальная деятельность
Предполагает восприятие и понимание музыки, развитие певческих способностей, обучение игре на детских музыкальных инструментах. Способствует развитию эмоциональной отзывчивости на музыку.
Театрализованная деятельность
Включает игры-драматизации, кукольный театр, инсценировки. Развивает творческие способности, формирует выразительность речи и движений.
Художественно-речевая деятельность
Предполагает ознакомление с художественной литературой, развитие словесного творчества детей. Обогащает эмоциональный мир ребенка, развивает образное мышление.
Конструктивно-модельная деятельность
Включает конструирование из строительного материала, бумаги, природного материала. Развивает пространственное мышление, творческое воображение.
Все эти виды деятельности должны быть взаимосвязаны и осуществляться комплексно в режиме дня дошкольного учреждения.
Организация предметно-развивающей среды для художественно-эстетического развития
Важнейшим условием художественно-эстетического развития дошкольников является грамотная организация предметно-развивающей среды. Она должна быть насыщенной, вариативной, доступной и безопасной.
Основные компоненты предметно-развивающей среды:
- Уголок изобразительной деятельности с разнообразными материалами и инструментами для рисования, лепки, аппликации
- Музыкальный уголок с детскими музыкальными инструментами, дидактическими играми
- Театральный уголок с различными видами театра, костюмами, атрибутами для драматизаций
- Книжный уголок с детской художественной литературой, иллюстрациями
- Уголок конструирования с различными видами конструкторов
В оформлении помещений следует использовать произведения искусства: картины, эстампы, произведения народных промыслов. Важно периодически обновлять детские работы в уголке творчества и на выставке.
Предметно-развивающая среда должна стимулировать самостоятельную творческую деятельность детей, развивать их воображение, способствовать эстетическому развитию.
Методы и приемы художественно-эстетического развития дошкольников
Для эффективного художественно-эстетического развития дошкольников педагоги используют разнообразные методы и приемы:
Наглядные методы
Включают наблюдение, рассматривание предмета (обследование), образец, показ картины, показ способов изображения и способов действия.
Словесные методы
Это беседа, рассказ, объяснение, чтение художественной литературы, указания и пояснения воспитателя в процессе деятельности детей.
Практические методы
Предполагают упражнение в технических умениях, моделирование, экспериментирование с материалами.
Игровые методы
Включают дидактические игры, игровые упражнения, игровые приемы.
Эффективными приемами являются:
- Сравнение и сопоставление произведений искусства
- Пример взрослого
- Прием «вхождения» в картину
- Метод оживления детских эмоций
- Музыкальное сопровождение
Выбор методов и приемов зависит от возраста детей, их подготовленности, задач обучения. Важно сочетать различные методы и приемы для достижения наилучшего результата.
Роль педагога в художественно-эстетическом развитии дошкольников
Ключевая роль в художественно-эстетическом развитии дошкольников принадлежит педагогу. Именно он создает условия для развития детского творчества, формирует эстетическое отношение к окружающему миру, способствует накоплению эстетического опыта.
Основные задачи педагога:
- Развивать эстетическое восприятие, эмоциональный отклик на проявления красоты
- Формировать эстетические представления и оценки
- Развивать художественно-творческие способности детей
- Знакомить с различными видами и жанрами искусства
- Формировать элементарные представления о средствах выразительности
- Развивать практические умения художественно-творческой деятельности
Для успешной реализации этих задач педагог должен обладать следующими качествами:
- Эстетической культурой
- Творческим потенциалом
- Знанием психологии детского творчества
- Владением методикой организации художественной деятельности детей
Важно, чтобы педагог создавал атмосферу творчества, поощрял инициативу детей, поддерживал их идеи. Только увлеченный, творческий педагог может воспитать в детях любовь к прекрасному.
Взаимодействие с семьей в художественно-эстетическом развитии дошкольников
Эффективность художественно-эстетического развития дошкольников во многом зависит от взаимодействия детского сада с семьей. Важно, чтобы родители понимали значимость этого направления развития и поддерживали интерес детей к творческой деятельности.
Основные формы взаимодействия с семьей:
- Консультации и беседы по вопросам художественно-эстетического развития
- Мастер-классы для родителей по различным видам творческой деятельности
- Совместные творческие проекты, выставки, конкурсы
- Дни открытых дверей с показом занятий по художественно-эстетическому развитию
- Анкетирование родителей по вопросам эстетического воспитания в семье
Педагоги должны знакомить родителей с содержанием и методами художественно-эстетического развития детей в детском саду, стимулировать их стремление создавать условия для творческой деятельности ребенка дома.
Только в тесном сотрудничестве детского сада и семьи можно достичь высоких результатов в художественно-эстетическом развитии дошкольников.
Оценка результатов художественно-эстетического развития дошкольников
Важным аспектом работы педагога является оценка результатов художественно-эстетического развития дошкольников. Она позволяет определить эффективность педагогического воздействия, скорректировать дальнейшую работу.
Основные критерии оценки:
- Уровень развития эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости
- Наличие эстетических представлений и суждений
- Степень овладения различными видами художественной деятельности
- Проявление творческой активности и самостоятельности
- Наличие индивидуального почерка в творческих работах
Для оценки результатов используются следующие методы:
- Наблюдение за деятельностью детей
- Анализ продуктов детского творчества
- Беседы с детьми о произведениях искусства
- Диагностические задания и упражнения
Оценка должна носить комплексный характер, учитывать возрастные особенности детей и задачи каждого этапа работы. Важно фиксировать динамику развития каждого ребенка, а не сравнивать детей между собой.
Результаты оценки позволяют педагогу определить дальнейшие направления работы, индивидуализировать образовательный процесс.