Открытое занятие по изобразительному искусству на тему «Изба Деда Мороза2
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ
УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ АДМИНИСТРАЦИИ г. СОЧИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РАДУГА»
г. СОЧИ
16 декабря 2017 год
Открытое занятие
по изобразительному искусству
в группе 2 года обучения объединения «Клякса»,
педагог Кудрявцева Ольга Магомедовна
Тема занятия: Изба Деда Мороза
Цель: научить детей в рисунке передавать несложный образ избы, форму крыши, окон, дверей, отдельные детали и узоры.
Задачи:
— воспитывать умение самостоятельно продумывать и воплощать композицию на бумаге.
— обобщить знания о холодном колорите.
— продолжить развивать у детей интерес к изобразительной деятельности.
— развивать зрительное восприятие, внимание, двигательную и речевую активность, фантазию, творческие способности.
Оборудование и материалы: макет избы, нарисованная палитра, 2 конверта, 2 – 3 примерных рисунка; простые карандаши; ластики; цветные карандаши; альбомные листы.
Ход занятия:
Педагог:
Здравствуйте, дорогие ребята! Вы любите сказки?
Дети:
Да!
Педагог:
Сегодня мы с вами окунемся в настоящую зимнюю сказку.
На столе педагога перед детьми появляется макет избушки Деда Мороза.
Педагог:
Есть в густом лесу изба,
В ней с узорами резьба,
И пуховая кровать,
На которой колко спать:
Вместо пуха в той перинке
Только звездочки-снежинки,
Ледяное покрывало
Заменяет одеяло,
А живет в избе МорозИ зовется — Красный Нос,
Он студеною порою
Белым снегом землю кроет…
Ребята, на днях я получила письмо от самой Матушки Зимы. Она просила нас прислать ей рисунки с изображением избушки Деда Мороза. Решила к Новому году сделать ему подарок – новую избу. Ведь изба Деда Мороза совсем старая стала. Матушка Зима прослышала, что вы, ребята, очень хорошо рисуете и, что вы – настоящие фантазеры. А чтобы мы с вами не ошиблись, подбирая цвета для будущей избушки, Матушка Зима прислала нам вот такую зимнюю палитру.
Педагог достает из конверта и показывает детям палитру.
Педагог:
Ребята, какие вы здесь цвета видите?
Дети проговаривают цвета, изображенные на палитре.
Педагог:
А какой колорит на картине создадут эти цвета – холодный или теплый?
Дети:
Холодный.
Педагог:
А почему холодный?
Дети:
Все цвета холодные.
Педагог:
Все верно. Поэтому я подготовила вам цветные карандаши именно этих цветов. Но прежде, чем вы начнете рисовать, я покажу вам эскизы, которые получились у меня.
На доске появляются образцы.
Педагог:
Ребята, скажите, что обязательно должно быть в избе?
Дети:
Крыша, стены, окна, двери, труба на крыше.
Педагог:
Правильно. А сейчас представьте, что вы – сказочные архитекторы. А кто такие архитекторы? Архитекторы – это люди, которые рисуют и проектируют новые дома и строения. По их рисункам и чертежам строители строят эти здания. Выполните рисунок простым карандашом, а потом аккуратно раскрасьте его цветными карандашами. Ребята, задание понятно?
Дети:
Да!
Педагог:
Тогда приступайте!
Дети начинаю рисовать простыми карандашами. Педагог следит за правильностью и поэтапностью ведения работы.
За 10 минут до окончания занятия педагог вдруг говорит детям:
Дети, кажется, у нас в кабинете пошел снег.
В это время педагог включает заранее подготовленный и замаскированный вентилятор, перед ним помещает заготовленные вырезанные дыроколом снежинки. Снежинки разлетаются по кабинету.
Педагог предлагает детям сдувать падающие на стол, на листик бумаги, на плечи, на кисти рук, на соседа по парте снежинки.
Педагог:
Ой, какие вы молодцы! Не страшна нам холодная зима с ее морозными снежинками. И теперь мы можем продолжать работу.
После того, как дети дорисуют (за 2-3 минуты до окончания занятия), педагог предлагает детям вложить их рисунки в большой конверт.
Педагог:
Вы все сегодня потрудились на славу. Вы молодцы! Теперь мы можем отправить наши рисунки Матушке Зиме. Ребята, вам понравилось быть сказочными архитекторами?
Дети высказывают свое мнение. Педагог хвалит детей за умело выполненные рисунки.
Педагог:
На этом наше занятие подошло к концу. До свидания!
Дети:
До свидания!
Русская изба
ТЕМА: РУССКАЯ ИЗБА (ИЗО, технолгия)
Учитель Першина Т. В. 2009-2010 уч.г.
ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с особенностями и обрядами, связанными со строительством русской избы
ЗАДАЧИ:
1. Познакомить учащихся с историей строительства дома,
2. Показать значимость узорочья избы,3. Прививать интерес к изучению прошлого нашего народа.
ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ: изба, конек, шелом, «сороки», «курицы», причелииы, полотенце», заимка, починок, скобель, долото, клеть
ОБОРУДОВАНИЕ: Репродукции и фотографии деревянных построек, схема «Русская изба», книга Н.А. Горяева «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» М. «Просвещение» 2000г., презентация «Русский народ: обычаи, обряды», репродукции картин А. Васнецов «Основание Москвы Юрием Долгоруким», «Московский Кремль при Иване Калите», …
1. Вводная часть.
Организационный момент.
II. Содержание урока.
1 . Актуализация (Беседа.)
— Что вы знаете о местах проживания наших предков?
Ответ: на берегах рек – древнейших водных дорог, среди полей, в окружении лесов, стоят потемневшие от времени величавые избы.
— А что общего в различных видах жилища (пещера, хижина, дом, дворец)?
Ответ: Домашний очаг, различные постройки и приспособления для хранения запасов пищи, инструментов.
2. Проблемный вопрос
— А как на Руси происходило строительство жилища? Какие обряды и традиции соблюдались при этом?
3.Постановка целей и задач урока Сегодня мы познакомимся с особенностями и обрядами, связанными со строительством русской избы и попробуем сами спроектировать дом.
4.Изучение нового материала. /Лек ц ия./
В лесистых местах, по берегам рек и озер селились, оседали, ставили свои дома и хозяйственные постройки наши предки. «Возле леса жить — голодному не быть». В лесу зверь и птица, смола и дикий мед, ягоды и грибы.
Лес рядом, а в нем на всякую болезнь зелье вырастает. Давно заметили люди, что от боли в сердце помогает корень валерианы: знали, что липовый цвет снимает жар, подорожник и сок березы лечат раны, настой белены в небольших дозах успокаивает, а если много выпить — возбуждает.
«Ты что, белены объелся?», — спрашивали, если человек слишком горячился.Селились рядом родственники и просто соседи (те, кто рядом сели). Строились не день и не два. Сначала надо было освоить участок. Готовили землю под пашню, рубили, корчевали лес. Так возникла заимка (от слова занимать), а первые постройки назывались починками (от слова почин, то есть начало).
-Что значило построить дом?
Время для строительства дома выбиралось благоприятное – ранней весной, в новолуние. И строительство дома должно было захватывать Троицу «Без троицы и изба не строится» Начинать строительство следовало только в «мужской» день- вторник или четверг.
Строительство начиналось с валки леса. Срубив дерево, ствол его очищали от сучьев и коры, а затем, положив бревно и немного отступив от его конца, «выбирали» лунку. Четыре бревна, связанные в квадрат (лунка к лунке), образовывали венец. В верхних бревнах вырубался желоб, чтобы следующий венец плотно прилегал к нижнему.
В устроение жилища человек стремился привнести порядок, наполнить образами. Это делалось чтобы привлечь к дому силы Света и Добра, а от злых сил уберечься. В. Федотов писал:
«Глаголем, кошелем и брусом
Дом строили с резным крыльцом.
С обдуманным мужицким вкусом.
И каждый со своим лицом»/слайд 3/
Русские избы изумляют плотницким искусством: ни одного гвоздя, а стоят — не сдвинуть. Много терпения требовалось для возведения крыши. Доски для нее тесали топором. Их укладывали так, чтобы любую можно было заменить, не разбирая всей крыши. Взгляните на крышу дома:
Два ската крыши сверху соединялись бревном, на конце которого выстругивали голову коня (конек — охлупень). Скаты крыши очень напоминали крылья. С. Есенин писал: «Конь, как в греческой, египетской, римской, так и в русской мифологии, есть знак устремления. Но только один русский мужик догадался посадить его себе на крышу, уподобляя свою хату под ним колеснице». Конь-птица охраняет домашний очаг, олицетворяет силы добра и красоты, он символизирует солнце, движущееся по небу.
Части крыши /безгвоздевой/:
• шелом — верхнее выдолбленное бревно, закрывавшее щели на стыке досок;
• «сороки» — поленца-пробки, скреплявшие шелом и нижнее бревно;
• «курицы» — бревнышки с загнутыми концами; на них клали выдолбленное бревно, которое держало доски снизу;
Рассмотрим узорочье:
ž причелииы — резные доски по окантовке крыши;
ž «полотенце» — резная досочка на месте стыка причелин.
ž розетки и полурозетки – символы солнца.
ž Ромбы и прямоугольники — ряды небольших отверстий – символы земли
ž лобовая доска идет по верху бревенчатого сруба – стелются ветви растений, обитают фантастические существа, полулюди, полурыбы, волшебные птицы, добродушные львы, русалки – берегини. Вся эта резьба олицетворяет небесную сферу, землю, водную стихию.
/слайд 5/
Для строительства больше всего годились сосна и ель: стволы прямые, древесина крепкая и надежная.
/слайд 6/ Все хозяйственные постройки крестьянского двора (амбар, хлев, курятник) располагались поблизости от избы. На Севере, где зимы суровые и снежные, все крестьянское хозяйство размещалось под одной крышей. Так можно было, не выходя наружу, заниматься различными делами, а их в крестьянском хозяйстве всегда хватало.
Кто не знает сказку о Колобке? «По амбару метен, по сусекам скребен…» Что же это за сусеки? А это сделанный из толстых досок короб. Он внутри разделен на отсеки (сусеки). Сусек побольше служит накопителем зерна. Из него оно постепенно осыпается в разборные сусеки. Вот когда все зерно уже выбрано, то приходится скрести амбар и мести сусеки.
Важное значение в хозяйстве крестьянина имел амбар. В его верхней части было место для всевозможной утвари — бочек, кадок, коробов, сундуков, ведер.
Амбар иногда ставили не на земле, а поднимали на столбах — сваях. Тесали такие столбы с хитростью: верх делали наподобие шляпки у гриба. В этом случае грызуны пролезть в амбар не могли. По столбу еще можно забраться, а дальше шляпка не пустит. Иногда в качестве столбов использовали выкорчеванные деревья. Их врывали корнями вверх. Эти корни тоже служили препятствием для мышей и крыс. И стоял тогда амбар, будто на перевернутых птичьих лапах.
Изба, клеть, амбар, овин, гумно, банька — вот что такое крестьянская усадьба. Строились широко — ведь земли много, лес, а значит, и строительный материал рядом. Что же касается трудолюбия и старания, то русским людям их всегда было не занимать.
Строить усадьбу одновременно выходило до двадцати человек. Приглашали работников, однако с разбором, так как хорошую избу мог срубить не каждый. Тут и опыт нужен, и мастерство, и особый талант.
Позже стали ходить от города к городу, от деревни к деревне плотницкие артели. Топор за поясом, скобель, долото — вот и весь инструмент. Пилы тоже были, но пользовались ими редко. Топором и лес валили, и ложку могли выстругать.
Рядом с избой строили еще один сруб поменьше – клеть /летняя изба/. Там
хранили нехитрое крестьянское имущество. Избу с клетью соединяли сени, в которые вел главный вход с улицы. Избу располагали «лицом» к дороге или реке, озеру.
Как правило, на боковом южном фасаде дома ставили крыльцо. Выходило оно в сторону улицы. Его поддерживали резные столбы, на которых крепилась кровля. Все крыльцо украшалось резными ажурными подзорами. На крыльцо вели ступеньки. Крыльцо — «распахнутые руки» дома. Оно связывает его с улицей, с соседями. Теплыми летними вечерами собирались на крыльце посидеть, поговорить, обсудить последние новости.
/слайд 7-8/
Окна — «глаза» дома. Через окна в избу входили свет солнца, новости деревенской жизни. Окно связывало домашний мир с внешним. Потому так торжественно –нарядным был декор окон. Над окнами крепились козырьки-наличники. Они прикрывали окна от дождя и снега. Позже появились накладные наличники со ставнями. Ставни выполняли еще одну функцию. С улицы каждый мог видеть: открыты ставни — значит, хозяева уже встали, а закрыты — значит, еще спят или куда-то ушли. Наличники украшали всевозможной резьбой. У каждой избы был свой особый облик.
Стоит перед нами рубленая изба, светится на солнце. Сколько в ней красоты и поэзии, как талантливо все придумано и хитро сделано!
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
С. Есенин
4. Практическая
работа.
Изобразите русскую избу. Подпишите названия «Лица». / Появление чувства уверенности, желания попробовать свои силы в более сложном
задании./
5. Анализ выполненных работ. Мини-выставка.
III. Итог урока.
Домашнее задание: подготовить ответы на вопросы /Помощь родителей/:
1. По каким приметам выбирали место для избы?
2. Как его помечали?
3. Когда заготавливались деревья? Какие?
4. Что изображалось на наличниках?
5. Обычаи русского народа, связанные с порогом.
ТЕМА: РУССКАЯ ИЗБА /продолжение/. БЫТ И ОСНОВНЫЕ ЗАНЯТИЯ РУССКИХ ЛЮДЕЙ
ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с бытом и основными занятиями русских людей
ЗАДАЧИ:
1. Закрепить знания учащихся о строительстве древнерусского дома
2. Познакомить учащихся с внутренним убранством избы,
3. Развивать любознательность,
4. Воспитывать любовь к учебному труду.
ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ: Круг-оберег, знаки-символы, полог, печник, печки-муравленки, бабий кут, закуток, ухват, ушат, кочерга, рукомойник, деревянные лопаты, полавошники, полати и люлька.
ОБОРУДОВАНИЕ: Репродукции и фотографии деревянных построек, рисунки /фото/ деревьев, схема- макет «Русская изба», книга Н.А. Горяева «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» М. «Просвещение» 2000г., презентация «Русский народ: обычаи, обряды», схема комнаты русской избы; нарисованная русская печь (или ее схематичное изображение у каждого учащегося).
1. Вводная часть.
Организационный момент.
Цели и задачи урока
II. Содержание урока.
1. Закрепление пройденного материала. Проверка Д/З
— Сегодня на уроке мы с вами построим русскую избу по всем правилам строительства древнерусского дома.
Перво-наперво надо выбрать место для строительства дома. По каким приметам выбирали место для избы? (Дом не строят там, где была дорога, стояла баня, на пожарище, заброшенном месте из-за мора, на спорном участке, месте, где была пролита кровь, где находили кости, где опрокидывался воз. Дом строят там, где останавливается на отдых домашний скот, на обжитом месте.)
— Выбрали место. Как его нужно пометить? (Надо очертить круг.)
Чертим на доске мелом круг.
— А почему именно с этого знака начинается строительство дома, и как его проводили на земле? (Круг — символ солнца, которое считалось оберегом с древнейших времен. Будущий хозяин с помощью сохи пропахивал борозду на земле и обязательно замыкал круг.)
— Мы готовы приступить к строительству дома. Какие деревья использовались для строительства?
На доске рисунки деревьев: сосны, осины, пихты, березы, лиственницы, липы, кедра. (Для строительства использовались сосна, пихта, кедр, лиственница.)
— Начинаем заготавливать бревна для строительства дома.
— Когда заготавливались деревья? (Зимой, когда дерево «спит».)
— Какие деревья выбирались? (Длинные, ровные.)
— Какие деревья не брали для строительства? (Кривые, с дуплами, упавшие при рубке вершинами на север или запад.)
На доске в центре круга прикрепляем «стены» дома. Надо скорее крышу ставить — не ровен час дождь пойдет, всю постройку замочит. Вспомните и назовите основные части крыши. (Конек, причелина, полотенце, шелом, кровля, сороки, курицы.)
— А почему крышу треугольной делали? (Крыша напоминает о небесном своде и о том, как в течение дня солнышко путешествует по небу, поднимаясь и опускаясь над линией горизонта.)
Прикрепляем крышу. Какой еще основной детали дома не хватает? (Окон.)
— Почему оконным проемам придавалось большое значение? (Окна — «глаза» дома, пропускали солнечный свет. )
— Как назывались специальные доски вокруг окна? (Наличники, ставни.)
— Что изображалось на этих досках? (Круги — знаки солнца; квадраты, ромбы — знаки плодородия земли; волнистые линии -знаки воды; птицы — символы солнца.)
Прикрепляем окна. Осталась у нас дверь с крыльцом. Вспомните обычаи русского народа, связанные с порогом. (На пороге нельзя стоять, сидеть; через порог нельзя здороваться, прощаться и говорить, нельзя ничего подавать и брать; через порог переносят невесту во время свадьбы.)
Прикрепляем дверь и крыльцо. Дом готов!
2. Изучение нового материала./лекция — беседа/
БЫТ И ОСНОВНЫЕ ЗАНЯТИЯ РУССКИХ ЛЮДЕЙ
В низенькой светелке с створчатым окном
Светится лампадка в сумраке ночном,
Слабый огонечек то совсем замрет,
То дрожащим светом стены обольет.
Новая светелка чисто прибрана:
В темноте белеет занавес окна;
Пол отструган гладко; ровен потолок;
Печка развальная встала в уголок.
По стенам – укладки с дедовским добром,
Узкая скамейка, крытая ковром
Крашеные пяльцы с стулом раздвижным
И кровать резная с пологом цветным.
— В этих строчках Л. Мей смог описать все внутреннее убранство русской избы. Заглянем и мы в мир домашней жизни.
Входя в избу, волей-неволей каждый должен поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить: дверь в избу низкая. А порог, наоборот, высокий, чтоб меньше дуло.
Знаете загадку: «Стоит терем, в тереме ящик, в ящике мучка, в мучке жучка?». Ее отгадка: стоит изба, в избе печка, в печке зола, а в золе — жар. Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание: она занимает почти пол-избы.
/слайд 9/
— Какую роль играла печь в жизни крестьянской семьи?
Ответ: Она была основой жизни, главным оберегом семьи, семейным очагом. Печь кормила, спасала от холода, избавляла от хвори.
С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок: она прячет Машу и ее братца от злых гусей-лебедей, везет Емелю к царю и т. д. Печь складывали из кирпича, в сверху обмазывали глиной. Такой русская печь дожила и до наших дней. Человек, который умел класть печь (печник), пользовался почетом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше. /слайд 10-11/
Хорошая печь — гордость и печника, и хозяина дома. Вот как хвастается печкой удалой добрый молодец, сын боярский Дюк Степанович князю киевскому Владимиру:
Как у нас во городе, во Галиче,
У моей сударыни, у матушки,
А то печки были все муравленки,
А поды-то были все серебряны…
«Печки были все муравленки» — значит, покрыты глазурью.
Конечно, такая печка могла быть только у «сударыни-матушки». В крестьянской избе попроще. Основанием печи служит печное место, или опечек. Это деревянный сруб из толстых бревен, разделенный пополам. В его верхней части хранится вся печная утварь: ухваты, горшки, чугунки и пр. В нижней части опечка зимой держали кур. Около выходного отверстия русской печи (устья) помещалась толстая доска — шесток, на которую ставили все то, что в печь идет и что из печи вытаскивают. Топили печь, как правило, ольхой и березой: дыма меньше и тепло дольше держится. Сосной и елью топили редко, так как они очень быстро прогорают. /слайд 12/
«Печь краса – в доме чудеса!»
Печь не только обогревала избу. В печи пекли хлеб, готовили еду себе и домашней живности. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбешку. Здесь можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка. А сколько сказок и разных историй рассказано ребятам на русской печке! Дети очень любили поваляться на теплой печке долгими зимними вечерами, сверху наблюдая за домашней работой своих бабушек и дедушек, матерей и отцов. На печке грели свои косточки старики и старухи, и, говорят, помогало.
Избы, в которых печку топили по-черному, назывались курными (без трубы). Наверно, представляется черная от сажи и копоти изба, в которой, если топится печь, дышать нечем. На самом деле все было иначе. Потолок в этой избе придумали делать в виде трапеции. По всем стенам избы размещались полки — воронцы. Они-то и не давали дыму спуститься вниз. Все, что выше воронцов, темно от копоти, а под ними — чисто. Дым вытягивался в специальное отверстие — волоковое окошечко (с задвижкой) и уходил в дымник.
У хороших хозяев в избе все сверкало чистотой. На стенках — расшитые белые полотенца; пол, стол, скамьи выскребены; на кроватях кружевные оборки — подзоры; оклады икон начищены до блеска. Пол в избе делали из широких цельных плах — бревен, разрубленных пополам, с тщательно отесанной одной плоской стороной. Клали плахи от двери к противоположной стене. Так половинки лучше лежали и комната казалась больше. Пол, настилали на три-четыре венца выше земли, и таким образом образовывался подпол. В нем хранились продукты, разные
соленья. А приподнятость пола почти на метр от земли делала избу более теплой.
/слайд 13/ Правый от печки угол назывался бабий кут, или середа. Здесь командовала хозяйка, все было приспособлено для приготовления пищи / — что еще было рядом с печью? (ухват, ушат, кочерга, рукомойник, деревянные лопаты) – для чего?, стояла прялка. Отсюда и слово закуток, то есть отгороженное где-нибудь в помещении место, обособленный уголок. Под потолком – полавошники, на которых располагалась крестьянская утварь, около печи укрепляли деревянный настил – полати, здесь спали. Для новорожденного подвешивали к потолку избы нарядную люльку.
/слайд 14-16/ Самое почетное место в избе – духовный центр дома – красный угол, то есть красивый. Здесь стояли стол и лавки, висели иконы, украшенные тканым или вышитым полотенцем, пучки сухих трав. Это особое место было для гостей.
Русский народ всегда славился своим гостеприимством.
Почти все в избе делалось своими руками. Долгим зимним вечером резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти и туеса, корзины. Хотя и не отличалось убранство избы разнообразием мебели: стол, лавки, скамьи (лавки со спинками), столбцы (табуретки), сундуки — все делалось тщательно, с любовью и было не только полезным, но и красивым, радующим глаз. /слайд 17-20/
/слайд21 — 22/ Вечерами, когда темнело, избы освещались лучинами. Пучок лучин вставлялся в специальные кованые светцы, которые можно было закрепить в любом месте. Иногда использовали масляные светильники — небольшие плошки с загнутыми вверх краями. Только довольно обеспеченные люди могли себе позволить пользоваться свечами.
Это стремление к прекрасному, мастерство передавалось от поколения к поколению. Поэтому неудивительно, что обычные бытовые предметы становились все совершеннее. Появлялись народные умельцы, зарождались промыслы. Любая обиходная вещь, будь то детская люлька или ковш, подзор или полотенце, — все украшалось резьбой, вышивкой, росписью или кружевом, причем все принимало определенный, традиционный образ, ассоциировалось с окружающей природой. /слайд 23-25/ Например, ручка солонки (заметим, что соль в деревянной солонке всегда оставалась сухой) часто выглядела как голова коня; на полотенцах чаще всего вышивались петухи; на люльке вырезалось и раскрашивалось солнышко.
/слайд 26/ Ведра были деревянными, клепаными. Клепка — дощечка с железными дужками. Из таких дощечек делали стенки ведер и бочек. Ведра носили по два на коромысле (деревянной дуге с выемками на концах, куда входили дужки ведер). Коромысло клали на левое или правое плечо. Так гораздо легче нести полные ведра, чем в руках.
Вначале изба крестьянина имела только одну комнату. Позже стали строить так называемые пятистенки, в которых общая площадь разделялась бревенчатой стеной на две части.
Окна вначале закрывались слюдой или бычьими пузырями. Стекла в Новгороде и Москве появились в XIV веке. Но они были очень дорогими, и ставили их только в богатых домах. И слюда, и пузыри, и даже стекла того времени только пропускали свет, а что происходило на улице, через них видно не было
Заканчивая свой рассказ о крестьянском быте и хозяйстве, хотелось бы подчеркнуть, что русские деревни и села удивительно гармонично вписывались в окружающую природу.
Ощущая свой дом частицей природы, где все подчинено общему с природой порядку, целесообразности и красоте, крестьянин чувствовал себя защищенным и сильным, а значит, и свободным. Наши предки воспринимали свою избу, деревню или село (отличие в названии — деревня или село — говорит о том, есть ли в данном месте церковь или нет. Если есть, то это уже село, а если нет — деревня. Другое отличие: в селе есть улицы и торговая площадь), окружающую природу как маленькую вселенную, где все знают друг друга. Самая непосредственная связь с кормилицей-землей, дарами рек, озер и лесов закладывала основные черты русского характера: трудолюбие, бережливость, терпеливость, настойчивость. Суровый климат приучил быть выносливыми, чутко следовать природным приметам, быть хитрым на выдумку в землепашестве, животноводстве, ремеслах.
Широта просторов, удивительная по разнообразию природа породили размах и удаль русского характера, отразились в не-похожестве народных промыслов
План комнаты в избе |
1. Стол.
2.Скамья.
3.Скамья-диван
с резной спинкой.
4.Лавка.
5.Полати.
6. Печь-ширма.
7. Полка-разинька.
8. Полки резные.
9.Судничек
(тумбочка для посуды).
10.Тумбочка.
11. Рукомойник
12. Ушат
13 Люлька
14. Прялка
15. Окно.
16. Дверь
ВИД КОМНАТЫ
III. Итог урока.
Домашнее задание:
Найти репродукции и картинки с изображением избы, внутреннего убранства, зодчества – в тетрадь, альбом.
Русская печь: 1. Вьюшка. 2. Загнеток. 3. Запечье. 4. Заслонка. 5. Зеркало. 6. Лежанка. 7. Опечье. 8. Печурки. 9. Под. 10. Припечье. 11. Свод. 12. Труба. 13. Устье. 14. Чело. 15. Шесток.
Источники композиции и декоративного оформления Погодинской избы
А. А. Варламова
(СПбГУ)
Источники композиции и декоративного оформления Погодинской избы
Дом русского историка Михаила Петровича Погодина на Девичьем Поле1 в Москве имеет исключительное значение для развития русского национального стиля в архитектуре XIX — начала XX в. Русская изба была возведена в 1856 г.2 на средства предпринимателя и мецената Василия Александровича Кокорева по проекту архитектора Николая Васильевича Никитина. После окончания работ постройка была подарена М. П. Погодину в знак уважения к его увлечению Древней Русью. Погодинская изба стала первым примером частного жилого строительства, положившим начало развитию этого «жанра» деревянной гражданской архитектуры. Принимая во внимание значение этого памятника, особенно важен вопрос о тех образцах, на которые опирался архитектор Н. В. Никитин при разработке проекта избы.
Вопрос об источниках композиции и декоративного оформления Погодинской избы до сих пор остается открытым. Некоторые исследователи полагают, что Н. В. Никитин опирался на формы поволжской архитектуры и рисунки князя Григория Григорьевича Гагарина3, почитателя византийского и древнерусского зодчества. Другие считают, что архитектор мог использовать некоторые интересные на его взгляд решения из атласов типовых проектов крестьянских изб4, которые были изданы Министерством государственных имуществ в 1840–50-е гг. 5 Однако это лишь предположения, фактически не аргументированные авторами.
Нашей задачей является рассмотрение предложенных исследователями источников и определение степени их влияния на формы Погодинской избы. Материалом, который поможет разобраться в этом вопросе, будет по большей части декоративное убранство постройки, в котором и сосредоточено своеобразие этого памятника деревянной гражданской архитектуры.
Начнем с наиболее ранних по времени, то есть с народных источников — архитектуры Поволжья. В декоративном оформлении дома Погодина широко используются два вида резьбы — пропильная сквозная и пропильная накладная. На территории Поволжья эти виды резьбы получают распространение в последней трети XIX в.6, т. е. явно позже, чем был создан рассматриваемый памятник. Таким образом, нельзя говорить о прямом заимствовании каких-либо декоративных мотивов. Однако, на наш взгляд, влияние поволжской резьбы сказывается в «духе» погодинской резьбы, ее общем звучании. Для поволжской резьбы 40–80-х гг. XIX в.7 были характерны широко и свободно льющиеся формы, с любовью интерпретирующие формы самой природы.
Особенно широкое распространение получили разнообразные растительные мотивы, которые мы видим и в декоративном убранстве Погодинской избы. Подзоры трех окон первого этажа украшены вытянутыми капельками-ягодками и гармонично вписанными в треугольную форму широкими листьями. На надоконниках (единственный пример глухой резьбы в оформлении Погодинской избы) свободно раскинулись тонкие стебли с причудливыми цветами и вытянутыми листьями. Многократно повторенный узор стеблей с завитыми на концах листьями расположен на боковых досках трех окон первого этажа и использован в качестве обводки окна второго этажа. Весьма оригинальные и удивительно изящные цветочные элементы (которые даже с трудом поддаются интерпретации) помещены на причелинах и на декоративной доске, сглаживающей переход от сруба к фронтону. Всем этим мотивам присущ живой и подвижный язык повествования, отличный от немногословного северного. С этой точки зрения, между поволжской и погодинской резьбой есть несомненная связь.
Возможно, перенос архитектором Н. В. Никитиным элементов глухой резьбы в резьбу пропильную был в какой-то мере связан с чисто климатическими причинами. Меньшее (по сравнению с поволжским регионом) количество солнечных дней в Москве вызвало потребность оперировать силуэтом как главным средством художественной выразительности.
Начало распространения менее трудоемкой (по сравнению с глухой) пропильной резьбы в Поволжье приходится на 70–90-е гг. XIX в.8 Несомненно, что на первом этапе формы пропильной резьбы отталкивались от декоративных решений глухой резьбы. Интересно, что некоторые примеры подобной резьбы обозначенного периода весьма близки декоративному оформлению Погодинской избы. Таким образом, архитектор Н. В. Никитин благодаря творческому переосмыслению мотивов глухой резьбы и претворению их в пропильной резьбе совершил, по сути дела, то, что произошло естественным путем в народной резьбе Поволжья во второй половине XIX
в. В Погодинской избе переход от глухой резьбы к пропильной был осуществлен профессиональным архитектором, в то время как в народной среде этот переход осуществился в результате длительной эволюции.
Учитывая все вышесказанное, встает вопрос о том, где мог архитектор познакомиться с образцами поволжской резьбы. Николай Васильевич Никитин известен как архитектор-реставратор памятников древнерусского зодчества. Именно ему принадлежали обмеры и проекты реставрации памятников Москвы, Нижнего Нов- города, Серпухова9. Как специалист в области древнерусской архитектуры, он мог интересоваться и народным деревянным зодчеством. Возможно, народными образцами, вдохновившими Н. В. Никитина, были не только памятники архитектуры, но и произведения декоративно-прикладного искусства (он мог видеть их, например, в «Хранилище народного рукоделия», которое было открыто в Москве на средства заказчика дома Погодина — уже упомянутого Василия Александровича Кокорева).
Таким образом, народные источники оказали определенное влияние на декоративное убранство Погодинской избы, однако говорить о прямом заимствовании нет оснований. Ее формы являются «собирательными», они родились из того многообразия истинно народных вариантов, которые, вероятно, видел архитектор Н. В. Никитин.
Другим источником исследователи называют проекты крестьянских построек, опубликованные в атласах 1840–50-х гг. В период царствования Николая I Министерством государственных имуществбыл разработан целый ряд типовых проектов планировки крестьянских поселений и отдельных жилых и хозяйственных построек. Следует отметить, что эти проекты были составлены профессиональными архитекторами (к работе над атласами в том числе были привлечены К. А. Тон, А. И. Кракау, А. И. Резанов), которые, однако, в ходе работы опирались на народные образцы.
На наш взгляд, в данном случае заимствование могло касаться лишь общей композиции. Сама идея Погодинской избы, которая возводилась как уникальная и единственная в своем роде, противоречила понятию «массовости» созданных проектов, предназначавшихся для крестьян. Конечно, в атласах есть проекты двухэтажных трехосевых изб со светелкой во втором этаже и балконом, близкие композиции дома Погодина. Однако при одинаковом наборе конструктивных элементов постройки сильно отличаются общим звучанием — это находит выражение прежде всего в пропорциях. В проектах крестьянских домов описанного типа ширина сруба преобладает над высотой. Пропорции Погодинской избы более стройные, сруб вытянут в высоту, и прямо на глазах боящаяся слишком оторваться от земли крестьянская «изба» расправляет плечи и становится городским «домом».
Постройки, представленные в атласах, не отличаются большим разнообразием декоративных элементов. Чаще всего это измельченная, «рациональная» резьба, не совсем умело сочетающая мотивы стилевой и народной архитектуры. Однако есть несколько проектов, характер резьбы которых может быть сопоставлен с погодинской. В атласе 1842 г. в разделе «Крестьянские домы по обычаям губерний средней полосы» под номером 16 представлены два чертежа «фасадов крестьянских домов в больших селах, где учреждены ярмарки…»10 Один из них представляет собой достаточно большой трехэтажный крестьянский дом с нижним каменным этажом, в шесть окон по фасаду. В декоративном оформлении (пропильной резьбе) используются растительные мотивы, явно имевшие в качестве источника образцы народной резьбы, весьма точно скопированные. Это и хорошо знакомые нам изгибающиеся стебли, правда, сильно стилизованные, и некоторые другие элементы.
Следует сказать о связи Погодинской избы и других деревянных гражданских построек первой половины XIX в. Стоит обратить внимание на различие как композиции, так и декоративных элементов. Наиболее распространенным вариантом в тот период была двухэтажная изба с галереей на первом этаже, переходящей в балкон, и светелкой на третьем, структура которой не имела ничего общего с композицией Погодинской избы. То же относится и к декоративному убранству подавляющего большинства подобных сооружений: живописная резьба дома Погодина не идет ни в какое сравнение с сухой «формальной» резьбой гражданских построек К. И. Росси, О. Монферрана, А. И. Штакеншнейдера.
Четвертым источником форм Погодинской избы некоторые исследователи называют рисунки князя Григория Григорьевича Гагарина. Неясно, какие «рисунки» они имеют в виду — в просмотренных альбомах рисунков князя11 нам не удалось обнаружить ничего близкого по формам к деревянной резьбе Погодинской избы. Однако эти рисунки свидетельствуют о тщательном знакомстве Г. Г. Гагарина с византийскими и древнерусскими памятниками. В 1830-е гг. он много путешествовал, в том числе посетил Константинополь.
В начале 1840-х гг., почти сразу по возвращении в Россию, Г. Г. Гагарин принялся за цикл рисунков к повести Владимира Александровича Соллогуба «Тарантас», представляющей собой путевые заметки человека, путешествующего по России. Произведение это возникло (как отмечает это сам В. А. Соллогуб) как комментарий к натурным наброскам Г. Г. Гагарина, который незадолго до этого по семейным обстоятельствам совершил путешествие в Казанскую губернию12. Эти наброски изображали деревни с избами и церквями, почтовые станции, расположенные по пути следования князя (Санкт-Петербург—Казанская губерния). В 1845 г. в свет вышло 21 издание «Тарантаса» В. А. Соллогуба с награвированными рисунками князя Г. Г. Гагарина13. Среди этих иллюстраций есть одна, которая имеет прямое отношение к вопросу об источниках форм Погодинской избы14.
На иллюстрации изображено несколько деревянных домов, выходящих, по всей видимости, на главную улицу деревни. Наиболее четко, так, что можно даже различить детали, нарисована центральная изба. Это одноэтажный крестьянский дом, срубленный в обло, со светелкой и балкончиком на втором этаже под двухскатной тесовой крышей. По главному фасаду — три окна, высоко поднятые над землей. Обращает на себе внимание обилие декоративных элементов — здесь использованы и резные фронтонные причелины, и сложные композиции из полотенца и малых причелин под коньком крыши, и живописные очелья. Особенно хочется отметить форму подзоров окон — это расположенный посередине килевидный кокошник с двумя половинками кокошников по бокам. При сравнении формы Погодинского дома и избы с рисунка Г. Г. Гагарина оказываются весьма близкими. Вполне возможно, что архитектор Н. В. Никитин был знаком с литературным произведением В. А. Соллогуба и иллюстрациями Г. Г. Гагарина. Влияние этих рисунков на облик дома Погодина в большой степени вероятно, тем более что «Тарантас» был издан в 1845 г., а изба была возведена в 1856 г.
Таким образом, формы Погодинской избы нельзя однозначно связать с каким- либо из четырех предполагаемых источников. Народные образцы, проекты атласов, предшествующие постройки и рисунки Г. Г. Гагарина в той или иной степени оказали влияние на формирование ее облика. Наиболее значительными источниками являются, на наш взгляд, образцы народного творчества и иллюстрации Г. Г. Гагарина. Проекты и постройки первой половины XIX в., которые, по сути, подготовили появление такого памятника как Погодинская изба, оказались на тот момент уже пройденным этапом и значительного влияния не имели.
Погодинская изба — первый памятник, формы которого возникли благодаря переосмыслению, а не копированию народных архитектурных форм, что коренным образом отличало его от построек первой половины XIX в. Опираясь в некоторой степени на народные образцы и рисунки Г. Г. Гагарина, архитектор Н. В. Никитин создал оригинальное произведение, которое оказало огромное влияние на последующие постройки национального направления 1870–80-х гг.
Alexandra A. Varlamova
(St.Petersburg State University, Russia)
The Sources of Composition and Decoration of the Pogodin Izba in Moscow.
The house of a famous Russian historian Mikhail Pogodin in Moscow is an important building for the development of the national Russian style in the 19th century. The article is devoted to the sources of composition and decoration of the Pogodin Izba. The main purpose of the paper is to consider samples, which had an impact on the Pogodin House’s appearance created by Nikolai Nikitin. The author draws a conclusion about significance of the four mentioned sources.
Примечания
1 Погодинская улица, 12А.
2 Лисовский В. Г. «Национальный стиль» в архитектуре России. М., 2000. С. 92.
3 История русского искусства / Под ред. И. Э. Грабаря. Т. 9. М., 1965. С. 264.
4 Атлас нормальных чертежей сооружениям по ведомству министерства государственных имуществ. СПб., 1842; Атлас проектов и чертежей сельских построек, изданный от Департамента сельского хозяйства Министерства государственных имуществ. СПб., 1853; Атлас фасадов домов по крестьянскому образцу с планами расположения селений по шоссе. СПб., 1851.
5 Лисовский В. Г. «Национальный стиль»… С. 92.
6 Званцев М. П. Домовая резьба. М., 1935. С. 24.
7 Именно этот период определяется исследователем М. П. Званцевым как период расцвета глухой резьбы: «Узор богат, но не излишен, он прекрасен в своей скромности. Изба приобретает поистине сказочный вид».
8 Званцев М. П. Домовая резьба… С. 24.
9 Борисова Е. А. Русская архитектура второй половины в. М., 1979. С. 306.
10 Атлас нормальных чертежей…
11 Гагарин Г. Г. Рисунки и наброски с натуры. СПб., 1902; Сборник византийских и древнерусских орнаментов, собранных и рисованных князем Гр. Гр. Гагариным. СПб., 1887; Собрание византийских, грузинских и древнерусских орнаментов и памятников архитектуры. Серия 1–3. СПб., 1897–1903.
12 Григорий Гагарин / Автор текста А. Корнилова. М., 2004. С. 17.
13 Соллогуб В. А. Тарантас. Путевые впечатления. СПб., 1845.
14 Там же. С. 224. Рисунки Г. Г. Гагарина были литографированы Евстафием Бернардским.
СПА-салон «Русская изба».
Москва, Арбат.А что я нашла…! Хочу разведать и познакомиться, особенно интересует соляная комната и какие-такие техники он использует.Оригинал взят у olyaavdeeva в СПА-САЛОН «РУССКАЯ ИЗБА». Возродить забытое.
Специально для тех, кто читал мой предыдущий пост про избавление от целлюлита, а так же для тех, кто не равнодушен ко всему, что связано со старо-славянской культурой *
На днях я делала массаж в новом спа-салоне не Арбате под названием «Русская изба». Основателя проекта я зову просто — Костя. Чудесный человек с добрым сердцем и Божьим даром, которому я просто не могу не помочь. Основная идея его задумки (проектом это назвать сложно, т.к. идея там доминирует над коммерческими целями) — возродить старо-славянские массажные техники и старо-славянское культурное наследие во имя оздоровления и процветания русских людей, которые почти позабыли о своих корнях. Старо-славянские техники массажа одно время были закрытой информацией, но в последние годы в свободном доступе появляется всё больше литературы, которая пытается донести до нас элементарные знания, которые мы упустили за сотни лет. «Русская Изба» в силах взять на себя комплекс мероприятий по просвещению и оздоровлению людей. Хочется проводить семинары, обучающие практические занятия, развивать целую сеть салонов «Русская изба».
Но всё это стоит денег. Сегодня мы с мужем специально для этого поста поехали к Косте в гости, чтобы сделать фотографии, которые помогут вам понять всю концепцию вышеуказанной мечты.
Вот скромная вывеска, нарисованная в ручную, с рамкой из медового воска :
Подъезд, в котором находится салон (2 этаж):
Уже у входа в подъезд можно обнаружить Костины самодельные творения из натуральных материалов:
Птичка, указывающая на вход :
На первом этаже столик с визитками и статья из английской газеты по Костю. Журналистка из довольно известной английской газеты, побывав в массажном кабинете Кости несколько лет назад, не смогла сдержать в себе переизбыток положительных эмоций после целительного сеанса и тут же выдала миру статью. Здесь, пожалуй, стоит упомянуть полное имя главного героя — Захаров Константин Константинович. Занимается массажем уже более 20-ти лет. Практикует различные техники. Для накопления опыта и знаний собирал информацию по техникам массажа у разных деревенских целителей на Урале, в Сибири и других уголках нашей страны. Постоянно совершенствует свои техники, добился очень хороших результатов при практиках массажа в 4 руки.
Поднимаемся на второй этаж. Фото, сделанные у входа в «Русскую Избу»:
Заходим внутрь! Достопримечательность салона №1 — КЕДРОВАЯ БОЧКА. Взято из рассказов мужа, испытавшего бочку на себе — «когда сидишь в этой бочке, такое ощущение, что сидишь внутри дерева, в самом стволе. Его можно пощупать руками изнутри и пропитаться энергетикой дерева, которому уже более двухсот лет. Снизу подаётся приятный, тёплый пар, тело начинает расслабляться, хочется спать. Во время процедуры из тела выходят шлаки, чувствуешь, как организм избавляется от всего лишнего».
Немного деталей «Русской Избы», дабы пропитать вас атмосферностью, которая царит внутри маленьких комнаток, созданных для оздоровления людей:
Достопримечательность салона №2 — СОЛЯНАЯ КОМНАТА. Ребята, это нечто… Комната покрыта древней солью, добытой с глубины 3000 метров, со всех сторон. Мягкое освещение дарит чувство покоя и расслабления. Ощущения, когда заходишь внутрь просто непередаваемые. Там можно полежать на матрасе, который лежит прямо на соляном полу. В этой же комнате Костя угощал нас с мужем чаем со сладостями. Уходить вообще не хотелось =)
Достопримечательность №3 — МАССАЖНЫЙ КАБИНЕТ. В этом самом месте творятся такие целительные преображения и трансформации человеческих тел, что даже трудно представить — на какие чудеса способны руки простого земного человека…
Вот такая получилась небольшая экскурсия по «Русской Избе». Я ничуть не удивлюсь, если вас интересуют расценки на услуги, поэтому на всякий случай взяла у Кости прайс:
До конца августа 2012 года действуют скидки — 50% на кедровую бочку и 20% на все виды массажа.
Если вы дочитали этот пост до конца, у меня большая просьба — если вам нравится идея «Русской Избы», сделайте, пожалуйста, перепост к себе на страничку в разных социальных сетях. Это поможет узнать о хорошем, добром движении многим людям. Если вы хотите оказать какую-либо поддержку, или принять непосредственное участие в развитии сети «Русская Изба», звоните Косте ( его телефон на прайсе внизу). Он будет очень рад. Да и вы получите несравненное удовольствие от того, что делаете благое дело, направленное на созидание. Каждый из нас способен изменить мир в лучшую сторону, главное — начать с себя и доказать на собственном примере, что чудеса возможны. Когда человек сеет зерно с добрым сердцем, он получает даже больше, чем рассчитывал. Давайте поможем «Русской Избе» и почувствуем причастность к маленькому чуду, которое повлечёт за собой здоровье, счастье, воодушевление и благополучие многих-многих людей… =)
Вода, огонь и медные трубы
Страна — барак
Сцена превратилась в огромную деревянную избу, которая стала главным визуальным и неизменным образом-символом оперы. В щели между неровными досками пробивается свет извне. Герои оперы не могут выйти за ее пределы, на свежий воздух, мучаясь в замкнутом пространстве. По бокам — лестницы, соединяющие два уровня (что создает возможность маневров в мизансценах). Сцена заполнена бесконечными деревянными столами и лавками. А посередине как резкий перпендикуляр, перечеркивающий пространство сцены, лежит балка, придавившая собой столы, посуду, людей. На нее вывешивают государственные указы, списки тех, кого будут казнить.
История России вершится здесь. Это и Стрелецкая слобода, где пируют бесшабашные стрельцы после кровавой бойни, изводя подьячего и отпуская на волю голубей. На столах — чарки, стаканы и бутыли. Это и изба Хованского, почувствовавшего себя чуть ли не царем. В длинном красном кафтане с меховой оторочкой, он повелительно дает указания, забираясь на стол, как батя-революционер. На этом столе, который покрывается восточным красным ковром, танцуют утонченные персидки (не чета русским большим женщинам, вечно беременным, в однотонных бесцветных платках и длинных рубашках), отвлекая князя от мучительных дум. Пластика рук, томные повороты хрупких тел, длинные косы и открывающиеся из-под длинных блестящих одежд ножки в шароварах. Хованский пускается в пляс, напоминая медведя, который пытается дотянуться до сладкого меда. Им аккомпанируют музыканты на восточных исторических инструментах, расположившись на сцене, — дудук, канон, кеманча, уд. Придуманная режиссером экзотика, воплощенная приглашенным настоящим ансамблем армянских инструментов, — так же удивительна для героев, как и сидящих в зале. И этот персидский ковер становится саваном Хованского. Его, приодевшегося в роскошный кафтан для встречи с новой властью, убивают наемники, заворачивают в ковер и как ненужный мусор вывозят на телеге.
Изба превращается и в европейский кабинет Голицына, размышляющего о модернизации. Он одет по последней моде в камзол. Вместо лавок, тяжелое кресло, а запивает свои горькие мысли он чаем из фарфоровой чашки. На столе появляется скатерть, расставлены шахматы.
Это и место казни стрельцов: они кладут головы на лавки, которые покрыты их красными длинными платьями (измененный исторический ферезь), образуя монолитную многоэтажную конструкцию.
Страна-барак, страна-община, в которой ничего не утаишь, где каждый сосуществует друг с другом, а личное (ухаживания младшего Хованского за немкой Эммой) становится общим достоянием и обсуждается всем миром.
Арамашево — часть вторая: летняя изба.: lion_house — LiveJournal
Второй пост серии постов, рассказывающих о победителе конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Арамашевском краеведческом музее. Проект называется «Новая жизнь уральской росписи» и посвящен восстановлению и музеефикации двух расписных изб на Среднем Урале.Арамашево — часть первая: краеведческий музей.
В летней расписной арамашевской избе никогда не было света и печки — сюда въезжали только на летнее время, чтобы разгрузить зимнюю избу. Здесь на верхних венцах сохранилась первоначальная живопись. Художницы, владеющие техникой уральской росписи, провели реставрацию рисунков, максимально сохранив всё, что не пострадало, — верхние венцы и двери. Остальные поверхности были заново украшены уральской росписью, и избы приобрели давно утраченный вид. Изобилие красок внутри изб может поразить входящего, ведь крестьянская изба часто ассоциируется с «ветхой лачужкой».
В.В. Реутова рассказывает о содержании росписи на двери: «Здесь изображено родовое древо. В его низу — наши предки, от которых и пошёл росток родового древа. От этой первой семьи появлялись дети, внуки и правнуки. И в каждом роду поселялась радость. Цветок в уральской росписи — это символ радости. Круг в середине древа и такие же на потолке — это наш жизненный круг. Движение в нём по часовой стрелке — это движение от нашего рождения из земли обратно в землю. На этом пути мы находим себе пару, у нас появляются дети — это новый отросток древа. Напротив того периода жизни в круге, когда мы старимся, мастером нарисована стилизованная сова — птица мудрости. И прежде чем уйти из этой жизни, мы должны оставить своим потомкам нашу мудрость. В этом древе живёт радость, что род не умрёт, он будет прибывать следующими поколениями. Наверху родового древа красильщик всегда рисовал птицу счастья. У неё пышное оперение, и чем оно пышнее, тем больше счастья принесёт эта птица в дом. Ещё очень долго я искала объяснение, почему вокруг рисунка делалась рамочка со скруглёнными внутрь углами. Оказывается, так обозначены четыре стороны света. Это тоже путь человека — от рождения к уходу, от восхода к закату».
Предметы для обстановки летней избы собирались повсюду. Один из посудных шкафов был привезён из соседнего села «дровами» и был воссоздан, четырёхструнную (редкость!) расписную балалайку, которая, как говорят, сыграла на тысяче свадеб, пришлось доставать из завалов на чердаке. Огромному чёрному поставцу более двухсот лет, как определили исследователи. Его верхние полки, где стояла лучшая посуда, по праздникам снимали, ставили отдельно, и мебели в доме становилось как будто больше. В шкафу — ларь, в центральной части которого хранили голову сахара, бережно доставали и откалывали небольшие кусочки.
Автор Юлия Терехова
Почему русская изба является моделью Вселенной?
Традиционный крестьянский дом является наглядным воплощением так называемого стихийного космизма, свойственного народу. Стихийный космизм – это народное понимание мира, представления о том, что весь мир живой, единый, и что он тесно взаимосвязан с человеком.
Дело в том, что, по мнению наших пращуров, изба как бы представляла собой Вселенную — с небесным сводом, земным и подземным миром, а также — с четырьмя сторонами. Каждая из сторон света к тому же вызывал определенные ассоциации. Например, юг и восток в народной культуре были символами солнечного восхода, наступления весны и лета (теплого времени), а шире – жизни и благополучия. Именно поэтому в восточном углу избы располагался «красный угол» с иконами, а под ним ставился обеденный стол.
«Красный угол» был, кроме того, как бы духовным центром дома. Север и запад, в свою очередь прочно связывались в сознании людей со смертью и погибелью, зимними холодами, со всем темным и мрачным. Печь (материальный центр избы) не случайно располагалась в северном углу дома. Она должна была служить надежной преградой на пути злых и темных сил, которые грозили ворваться в человеческое жилье.
Мир представлялся нашим предкам трехъярусным. Верхний мир (небо) – светлый мир богов и праведных душ. В избе ему соответствовала крыша. Ее часто украшали изображением коней (образ небесной колесницы) и птиц, а также – солярными (солнечными) знаками.
Второй ярус мира – земной, человеческий. Ему соответствует все жилое пространство избы.
Наконец, «нижний мир» — подземное царство смерти. Оно связывалось с водой (подземные воды), рыбами, водоплавающими птицами и змеями (считалось, что на зиму они прячутся под землю). Нижнему ярусу в избе соответствовал подпол и пространство под порогом.
Порог всегда был символической границей между внутренней, обжитой частью избы и внешним, неизведанным, чужим миром. Он как бы оберегал внутреннее пространство от нечистой силы. Пограничное положение порога обусловило появление запрета сидеть или стоять на пороге, а особенно — здороваться или передавать чего-либо через него.
Дом выполнял защитную функцию. Надежной защитой от нечистой силы являлись кресты, нарисованные на дверях или над самыми окнами, заткнутые над оконными проемами, а также оставленные у порога серпы и иные острые железные предметы. Считалось, что через них не в силах были переступить невидимые враги человека.
Внутреннее пространство дома иногда напрямую уподоблялось Вселенной – например, в колядках и свадебных песнях. Здесь хозяева избы или молодожены, как правило, сравниваются с небесными светилами, а их гости ассоциировались с солнцем, ясным месяцем, ветром и другими природными светилами и явлениями.
Таким образом, крестьянскую традиционную избу можно рассматривать как модель Вселенной в том виде, какой ее представляли себе наши предки.
Материал размещен при содействии сайта brokert.ru, на котором представлена таможенная экспертиза, а также другие таможенные услуги, даны справки таможенному брокеру.
Хижина Хазо
Хижина Хазо на Центральной пересадочной станции в Централии изменила способ сбора латексной краски. Он больше не принимает латексную краску. Латексная краска не опасна. Штат Вашингтон внедрил новую программу управления продуктами для различных типов красок, включая латексную, под названием PaintCare. Вот ссылка, чтобы найти места PaintCare в округе Льюис, куда вы можете бесплатно сдать латексную и другую краску: PaintCare.org .
Краска Родда, 920 NW State Ave., Chehalis, (360-748-3581) и Mossyrock Hardware, 249 E State St., Mossyrock, (360-983-3333) — это два отделения PaintCare в округе Льюис, где вы можете бесплатно утилизировать определенные краски.
Вот правила принятия для этих двух сайтов:
Кто может использовать программу PaintCare:
Домашние хозяйства и предприятия
Ограничения: Ограничение: 20 галлонов за посещение.
Время работы: Краска принимается в рабочее время.Пожалуйста, позвоните заранее в течение нескольких часов и убедитесь, что магазин может принять количество и тип краски, которую вы хотели бы переработать.
Этот сайт принимает латексные и масляные краски для дома, морилки и лаки в емкостях до 5 галлонов. Этот сайт не принимает аэрозоли (аэрозольная краска или другие продукты для распыления), контейнеры без оригинальных этикеток, а также пустые или протекающие контейнеры.
PaintCare Inc., некоммерческая организация 501(c)(3), представляет производителей красок (производителей красок) в планировании и реализации программ рационального использования красок в США.S. штаты и юрисдикции, которые принимают законы о хранении красок. Это программа Американской ассоциации лакокрасочных материалов (ACA) , основанной на членстве торговой ассоциации лакокрасочной промышленности. Работая в рамках Инициативы производителей красок (PPSI) при содействии Института контроля качества продукции (PSI) , ACA поддержала принятие в Орегоне первого в стране закона об ответственном управлении красками и учредила PaintCare в 2009 году.
С тех пор PaintCare запустила программы по всей стране после принятия аналогичных законов в Калифорнии, Колорадо, Коннектикуте, округе Колумбия, Мэне, Миннесоте, Род-Айленде, Вермонте и, совсем недавно, в Вашингтоне и Нью-Йорке.
Хижина в долине | картина Кичизана
В Китизан…картина, сохранившаяся в Японии: «Хижина в долине» (датирована 1413 годом; находится в монастыре Конти-ин в Киото). Картина отражает влияние китайского пейзажного искусства и является ранним японским образцом висящего свитка shi-ga-jiku, , на котором написаны стихи, комментирующие картину.
Подробнее»,»url»:»Введение»,»wordCount»:0,»sequence»:1},»imarsData»:{«INFINITE_SCROLL»:»»,»HAS_REVERTED_TIMELINE»:»false»},»npsAdditionalContents» :{},»templateHandler»:{«name»:»INDEX»,»metered»:false},»paginationInfo»:{«previousPage»:null,»nextPage»:null,»totalPages»:1},»seoTemplateName «:»PAGINATED INDEX»,»infiniteScrollList»:[{«p»:1,»t»:277625}],»familyPanel»:{«topicLink»:{«title»:»Хижина в долине»,» url»:»/topic/The-Hut-in-the-Valley»},»tocPanel»:{«title»:»Каталог»,»itemTitle»:»Ссылки»,»toc»:null},»groups» :[],»showCommentButton»:false,»fastFactsItems»:null},»byline»:{«contributor»:null,»allContributorsUrl»:null,»lastModificationDate»:null,»contentHistoryUrl»:null,»warningMessage»: null,»warningDescription»:null},»citationInfo»:{«contributors»:null,»title»:»Хижина в долине»,»lastModification»:null,»url»:»https://www. britannica.com/topic/The-Hut-in-the-Valley»},»websites»:null,»lastArticle»:false} Узнайте об этой теме в этих статьях:обсуждается в биографии
- В Китидзан
… картина, сохранившаяся в Японии: «Хижина в долине» (датирована 1413 годом; находится в монастыре Кончи-ин в Киото).Картина отражает влияние китайского пейзажного искусства и является ранним японским образцом висящего свитка shi-ga-jiku, , на котором написаны стихи, комментирующие картину.
Подробнее
Хижина Бора-Бора — 5D Алмазные картины — DiamondByNumbers
Алмазная краска — это ремесло, которое повлияло на мир искусства и ремесел и произвело фурор среди художников и ремесленников. Алмазная живопись — это форма мозаичного искусства, в которой художник наносит блестящие смолы на предварительно клейкий холст, чтобы закончить картину. , и самое приятное то, что вам не нужен какой-либо предварительный опыт, просто возьмите свой холст и позвольте своему разуму блуждать и почувствуйте, как заботы дня исчезают с каждым бриллиантом, который вы размещаете на своем липком холсте, и, не осознавая этого, вы будет создавать свои собственные произведения искусства.
Как работает алмазная краска
Шаг 1. Распакуйте холст, инструменты и алмаз
В каждый набор для алмазной живописи входит все необходимое для начала работы
Шаг 2. Разверните холст на ровной гладкой поверхности
Расправьте холст на сухом чистом столе или рабочем месте
Этап 3: плохой алмаз в желобчатом лотке
Выберите цветной бриллиант и приступайте к работе, насыпьте небольшое количество бриллиантов в лоток, и если вы будете держать его под небольшим углом и слегка встряхнуть, бриллианты осядут правильной стороной вверх, чтобы их можно было подобрать правильно. с аппликатором.
Шаг 4. Отклейте небольшой участок пластиковой пленки для одновременной обработки
Легче всего работать с небольшим участком за раз. Важно держать холст закрытым, когда вы не работаете с ним.
Шаг 5. Нанесите воск на алмазную ручку
Окуните кончик аппликатора, чтобы заполнить его воском.
Шаг 6. Сопоставьте ромб с соответствующим символом на холсте
После сопоставления алмаза с соответствующим символом на холсте вы можете взять алмазы, так как они легко прилипают к кончику аппликатора.Подняв, осторожно прижмите алмаз к соответствующему символу на холсте.
Всегда не забывайте добавлять немного воска, если кажется, что ручка больше не захватывает алмазы.
Почему вам стоит попробовать рисовать бриллиантами:
1- Снижает стресс и тревогу
Эксперты согласны с тем фактом, что декоративно-прикладное искусство является отличным выходом из стресса и беспокойства. Как и медитация, рисование алмазами также позволяет отключить мозг от ежедневного стресса и погрузиться в мирную, но творческую среду. Оно может быть особенно эффективным для людей, которым не нравятся более творчески выразительные формы искусства. более осторожные находят много спокойствия в алмазной живописи.Это кажется более безопасным, и это создает сдерживание вокруг их процесса.
2- Тренирует ваш мозг, чтобы сосредоточиться:
Мозг нуждается в упражнениях, и концентрация на работе с деталями — отличный способ тренировать ваш мозг, а процесс алмазной живописи требует как логики, так и творчества. Мы используем логику при чтении паттерна, выбирая символ и находя связанный с ним цвет на графике. Это активирует аналитическую часть мозга.
Задействуя таким образом свой мозг, вы поддерживаете его активность, чтобы вы могли лучше концентрироваться на работе или в классе.
3- Алмазная живопись помогает вашей моторике
Двигательные навыки — это научный термин, который соотносится с движением и синхронизацией мышц тела. Было показано, что сосредоточение внимания на задаче в течение длительного периода времени повышает уровень концентрации и зрительно-моторную координацию. выход для вас. Зрительно-моторная координация улучшается, когда вы занимаетесь деятельностью, которая требует этого.
4- Наборы для рисования с бриллиантами — продуманные подарки
Алмазная роспись может быть чрезвычайно успокаивающей и расслабляющей.В результате получается прекрасное произведение искусства, которое может стать прекрасным подарком, который вы подарите своим близким, после того, как расскажете им, сколько усилий и творчества вы вложили в свое произведение, чтобы сделать его
5. Готовую алмазную картину можно обрамить и повесить
Одной из лучших особенностей алмазной живописи является то, что вы можете повесить свое собственное произведение искусства на стену.
6- Отключает вас от технологий
Алмазная живопись — это занятие «сделай сам», она позволяет нам убежать от постоянного блеска экрана нашего гаджета, алмазная живопись дает возможность войти в контакт с нашей творческой стороной, не высушивая глаза
Алмазная живопись — это, в конечном счете, приятное художественное хобби, которое поддерживает ваш мозг, пальцы и глаза в здоровом состоянии.
Что входит в комплект поставки
Наши алмазные картины включают в себя все необходимое для начала!
- 1x Пронумерованная высококачественная канва. Обмотана поролоном.
- Пачка бриллиантов
- 1 премиальный инструмент для алмазного сверления
- 1 восковая подушечка для захвата алмазов алмазной ручкой
- 1x желобчатый органайзер (слегка встряхните, чтобы отсортировать бриллианты)
- Бумага с инструкциями
Paint In The Hut — Элликотт-Сити, Мэриленд
Paint In The Hut — Элликотт-Сити, Мэриленд | ГрупонБыли наши девушки ночь там.Нам ВСЕ было так весело. Отличное расположение!
Замечательный опыт, определенно сделать с большим количеством друзей.
Обязательно прочитайте мелкий шрифт на Groupon и на веб-сайте. Groupon нельзя использовать для проведения частных вечеринок, и вы должны зарегистрироваться на их веб-сайте при использовании Groupon. Физическое местоположение также отличается от указанного. Тем не менее, наша группа отлично провела время, и фактический готовый продукт оказался намного лучше, чем большинство из нас ожидало.
Классно отпраздновали мой день рождения
Это был мой первый опыт рисования, поэтому я немного волновалась. Наш инструктор был великолепен! Она была очень терпеливой, чрезвычайно талантливой и ободряющей, но также дала честную критику и полезные предложения. 3 часа занятий пролетели незаметно, и я была так довольна своей картиной! Я обязательно пойду снова!!
Отличный опыт! Я обязательно вернусь!
Прибыть вовремя. Будьте открытыми. Развлекайся. Принесите свое вино и закуски
Идите с другом и возьмите закуски и напитки, чтобы насладиться!
Я люблю свою законченную картину и с удовольствием посещаю B.Y.O.B. событие живописи. Мне понравилось, что были доступны пластиковые фартуки для защиты моей одежды и автомобиля от краски. Место занятий было изменено в последнюю минуту. Мы начали с опозданием на 30 минут, так как новая комната не была оборудована и нам не дали дополнительное время для рисования в конце урока.У нас было два 20-минутных перерыва, чтобы дождаться, когда краска высохнет, пока инструктор исчезал в подсобке. В классе не было раковин, в которых ученики могли бы помыть руки, ополоснуть кисти или поменять стаканы с водой. В наличии были только большие и средние кисти. Вместо тонкой кисточки для деталей нам выдали зубочистки.
Лучшие музеи Элликотт-Сити едва ли сравнимы с интимной и глубокой обстановкой Paint In The Hut’s. Давай, возьми с собой своих половых крыс? в этом музее действует политика, ориентированная на детей.
Удобная парковка доступна для клиентов Paint In The Hut. Откройте для себя редкие и единственные в своем роде произведения искусства в этом музее и уезжайте с прекрасными воспоминаниями и информацией.
Исследуйте поблизости
краска в хижине
Груберкартина хижины в окружении рисовых террас бесплатное изображение
Location:Лицензия на использование Creative Commons Zero — CC0
Описание этого изображения:
Вид на террасы коричневого риса
Теги этого изображения:
- Сельское хозяйство,
- China,
- China,
- Contours,
- сельское хозяйство,
- Урожай,
- пейзаж,
- Lanscaping,
- рис,
- рисовые поля,
- террасы,
- ,
- HUT,
- Коричневый рис,
- Рисовые террасы,
- Вид
Основная информация об этом изображении:
Исходный размер:
3008 Икс 2000 г.
Формат:
jpg
Размер файла:
2.45 МБ
Разрешение:
2К
Загружено:
Выберите разрешение, чтобы загрузить это изображение в качестве HD-обоев, разрешение вашего экрана:
Настроить разрешение обоев:
- зеленый лист растенияобщественное достояние
1706 Икс 2560
- сине-белое окрашенное здание в окружении кокосовых пальм Public Domain
2337 Икс 2919
org/ImageObject»> бежево-коричневый окрашенный собор под голубым небом в окружении зеленых высоких деревьев Public Domain - коричневая деревянная стена террасы Public Domain
2988 Икс 5312
- зеленые рисовые террасы в дневное время Public Domain
6000 Икс 4000
- рисовые террасыPublic Domain
4000 Икс 3000
- зеленые листья деревьевобщественное достояние
4000 Икс 2667
- серые бетонные руиныОбщественное достояние
4160 Икс 2340
- город вдоль рисовых террас Public Domain
3264 Икс 2448
- две крестьянские избы Public Domain
4270 Икс 3000
- вид с высоты птичьего полета на рисовые террасы Public Domain
3872 Икс 2592
- Поле зеленой травы с грязной поверхностью Public Domain
1920 г. Икс 1440
- зеленая скалистая гора Public Domain
4288 Икс 2848
- белый окрашенный дом окружен растениями Public Domain
4237 Икс 2837
- фото серо-белого дома Public Domain
4000 Икс 3000
- серый деревянный дом в окружении бетонных скал Public Domain
3264 Икс 2448
org/ImageObject»> яванский рис в окружении ломтика свинины с жареными креветкамиPublic Domain - коричневый окрашенный домPublic Domain
4000 Икс 3000
- красный и белый окрашенный дом и сосны Public Domain
3000 Икс 2250
- оранжевая краска для стен Public Domain
4000 Икс 3000
- мужская белая футболка Public Domain
3872 Икс 2576
- человек пашет на полях возле хижины нипа в окружении зеленых лиственных деревьев Public Domain
4592 Икс 3056
- фото мыши окружили мои горные хребты Public Domain
4000 Икс 3000
- серое окрашенное здание в окружении людей Public Domain
4368 Икс 2912
- мужская синяя классическая рубашка и шорты Public Domain
4608 Икс 3456
org/ImageObject»> дом перед горой в окружении деревьев под ясным небом Public Domain - зеленый лист растенияобщественное достояние
6000 Икс 4000
- коричневый и белый бетонный дом Public Domain
2048 Икс 1536
- коричневый деревянный дом в окружении снега Public Domain
3391 Икс 2261
- черный окрашенный дом, покрытый снегом Public Domain
2816 Икс 2112
- выкрашенное в белый цвет здание, окруженное зеленой травой в дневное время Public Domain
3286 Икс 2432
- мужчина в серой рубашке с круглым вырезом держит два зеленых кокоса в дневное время Public Domain
7952 Икс 4715
- жареный рис с фасолью Public Domain
3264 Икс 2448
- снежные террасыPublic Domain
4000 Икс 3000
org/ImageObject»> белый бетонный домPublic Domain - желтое окрашенное здание рядом с серой асфальтированной дорогой, окруженное автомобилями в дневное время Public Domain
1357 Икс 1024
- жареный рис с начинкой из фасоли Public Domain
3264 Икс 2448
- жареный рисPublic Domain
2256 Икс 1504
- желтая рисовая мельница Public Domain
3298 Икс 2207
- сырой рис Public Domain
4492 Икс 2796
- белый окрашенный деревянный дом Public Domain
3216 Икс 2136
- ассорти из овощей и риса на пару Public Domain
3264 Икс 2448
- белый рисОбщественное достояние
3394 Икс 2545
- блюдо из жареного риса Public Domain
2048 Икс 1365
- рис с овощами Public Domain
4272 Икс 2848
- коричневые рисовые поля Public Domain
3072 Икс 2304
- жареный рис с горошком и фасолью Public Domain
3264 Икс 2448
- белый окрашенный бетонный дом, стоящий на коричневой скале Public Domain
5184 Икс 3456
- фотография в оттенках серого коричневого деревянного дома в окружении деревьев Public Domain
4912 Икс 2760
2448 Икс 3264
5184 Икс 3456
4000 Икс 3000
4752 Икс 3168