Избушка внутри – Внутреннее убранство русской избы

Миямская избушка изнутри — Мир Японии — LiveJournal

Как уже упоминалось, один из домиков с тростниковой крышей в Каябуки-но сато превращен в музей.


Это собственно здание музея. Точнее, в комплекс «миямская усадьба» входят три здания, объединенные крытыми переходами.
Здесь на переднем плане — жилой дом. А слева сзади виднеется белый «амбар» — толстостенное двухэтажное здание без окон (кроме маленьких вентиляционных), в котором хранили всяко-разное.


Сам домик изнутри довольно сильно напоминает ширакавские избушки (о которых я писала три года назад: http://zajcev-ushastyj.livejournal.com/141106.html). Но отличия все-таки имеются.


Это вторая хозяйственная пристройка к основному дому, на самом верхнем фото она не влезла в кадр (справа).


Мое семейство перед входом в дом.
Поразило, как низко нависает крыша: даже мне пришлось нагнуть голову, а муж наклонился довольно сильно, чтобы не впилиться лбом в жесткий тростник.
Стало быть, слева — основное жилое здание усадьбы, а справа — небольшая хозяйственная постройка. Как видите, соединены крытым переходом.

Взгляд из-под крыши на хозяйственную пристройку.


Гэнкан (прихожая). В этом доме фактически совмещен с кухней. Слева каменная фиговина — печка для готовки, которая сейчас используется как «витрина» для сувениров.
Дальше за кухней — типа столовой. Заходящий гость попадает сразу к «столу», в качестве которого выступает открытый очаг в полу с чугунком в нем.


Вид на кухню и вход со стороны «столовой». Печка «двухкомфорочная» хорошо видна. А за ней — раковина для мытья посуды и прочего. Слева от раковины — шкаф для посуды.


Раковина поближе. Внешность вполне историческая, а вот водопровод современный (проведен в начале 20го века). Для посетителей чай готовят и посуду потом моют.


Справа от входа на стене гэнкана висят всякие амулеты-обереги. Чтобы нечисть всякая в дом не проникла, лес-то рядом.

Очаг в столовой, центр жизни в доме. Здесь все и собирались за едой.


Деревянная решетка-дыморазбиватель над очагом. Как и в Ширакаве, чтобы горячий дым рассеивался под потолком. Потолка в столовой как такового нет — решетчатый настил, открывающий прямой выход дыма через крышу.
Слева видны окна на улицу. Прямо — типа гардеробной комнаты, где хранятся необходимые для жизни в доме вещи и куда убирали днем спальные принадлежности (футоны, подушки, одеяла).
Справа за кадром — проход в спальню, по совместительству — гостиную.

Собственно гостиная-спальня. Сейчас тут поставлен столик для гостей и разложены подушки. Можно посидеть, чайку попить с видом на деревню через открытую галерею-веранду справа. Слева осталась столовая. А в левом верхнем углу видна гардеробная.

В гардеробной хранятся всякие домашние вещи, которые желательно иметь под рукой каждый день. Короба с повседневной одеждой, всякой мелочевкой и прочее интересное.

С самого левого края — рукодельные ящички. Потом носки таби утепленные. Коробочки для мелочовки. Подушка «такамакура». Вдоль стены стоят ракетки «хагоита» для японской разновидности бадминтона. И еще не очень понятный хлам.

Чемоданы для одежды и белья. Почти трельяж напольный. Ящики, бадейки.

Коробки всякие и обогревательные приборы по древне-японски. Три ящика, поставленные друг на друга — небольшие хибачи, которые набивались горячими углями и около которых можно было греться.
А рядом две штуковины — разобранный котатсу. Вон та мелкая керамическая фиговина — собственно источник тепла, в плошку в центре тоже клали угли. Потом фиговину ставили внутрь деревянной решетки справа. И накрывали все это дело одеялом. После чего под одеяло можно было засунуть замерзшие ноги.

Одна часть в токонома — парадном углу гостиной-спальни — занята коллекцией светильников и подсвечников.

А это противоположная стена гостиной-столовой. В стене сделано широкое окно, открывающееся в соседнее помещение, где держали маленьких телят.

Вид из телятника через внутреннее окно на гостиную-столовую.
Пола в телятнике нет, утоптанная земля, застеленная соломой. И бадейки подвешены, на которых, видимо, теленку опускали корм и забирали продукты жизнедеятельности (навоз, в просторечии).


Телятник в полном размере. Гостиная-спальня — справа. Слева виден проход в хозяйственную пристройку и лестница на второй этаж.


Второй этаж, вид с лестницы.

Вид на тростниковую крышу изнутри.
Очень похоже на ширакавскую. Те же балки в распор, собранные паз в паз со втулками и без единого гвоздя. Та же основа крыши из толстых веток, связанных веревками из рисовой соломы. Те же плетенки из рисовой соломы нижним слоем, к которым «пришиты»-привязаны все теми же рисовыми веревками пучки тростника на крыше.
Разве что места существенно меньше, чем в ширакавских избушках.

Под крышей сушатся-хранятся всякие полезные в хозяйстве травы.


А также хранится всякий мелкий инструментарий для побочных сельских занятий. Как то: прядение и ткачество.
Как и в Ширакаве, второй этаж используется в качестве мастерской для мелкого крестьянского промысла.


Тот же кадр, снятый без вспышки. Чтобы лучше видна была разница в напольном покрытии. Слева — таки деревянные полы. А справа за загородкой виден свет с первого этажа. С этой стороны потолка (пола) как такового нет, только решетчатый настил. Потому что снизу — очаг, дым от которого через этот настил и поднимается к крыше.


Спускаемся по лестнице обратно на первый этаж.


И идем вдоль открытой галереи гостиной-столовой в узкий коридор, соединяющий основное здание (стена слева этому основному зданию и принадлежит) со складом.


Склад — слева. А прямо по курсу — тупичок коридора, в котором тоже лежат полезные в хозяйстве вещи.


На складе хранились всякие ценные, но не очень нужные в данный момент вещи. Сельхоз инвентарь не по сезону, одежда и обувь также не текущего сезона, посуда и утварь для особых случаев и все остальное, для чего в современных домах используются, скажем, антресоли и гаражи.


Подносы для сервировки еды.


Наборы для курения.


Обувка всякая. В том числе и парадная, и зимняя.


Кошмарно крутая лестница на второй этаж склада.


На втором этаже хранится что поценнее. Документы вот всякие.


Дорогая посуда для особых церемоний.


Хорошая одежда не на каждый день и прочие относительно ценные и дорогие вещи.


Крыша коридора-перехода от складу к дому. Стена дома и кусок крыши видны на заднем плане.


Открытая галерея-веранда вдоль гостиной-столовой (справа), выходящая в садик. В конце галереи ребенка зовет меня смотреть оставшуюся часть дома и вторую хозяйственную пристройку.


Галерея упирается в ванную, где стоит деревянная ванна-офуро.


Понятно, надо засунуть нос внутрь. Затычка слива воды и чугунка, куда снаружи (из-за стены дома) запихивали горячие угли.


Отдельно стоящая хозяйственная пристройка с внешней стороны имеет туалет. Вот этот треугольный ящик, подвешенный к внешней стене пристройки — писсуар. А бревнышко-ступенька ведет в собственно туалет.


Туалет типа сортир. Без изысков.
Вторичный продукт падает вниз, в специальную бадейку. А потом вывозится на поля в качестве удобрений.


Другая половина той же хозяйственной пристройки, справа от туалета.


Тут хранится сельхоз оборудование, нужное в данный конкретный момент. И прочий крупный инвентарь и условно полезный хлам.


Мы вернулись в гостиную-спальню попить чайку с видом на деревню.


Другая половина токонома. С красивым свитком, букетиком цветов, модельками избушек и прочими красивостями, которыми не стыдно похвастаться перед гостями.


Татами, кстати, интересные: необшитые тканью по краям. Видимо, деревенский упрощенный вариант.


Угол комнаты. Справа стена с окном в телятник. Конец галереи, скрытый бумажной дверью-ставней шёджи, который ведет в ванную.


Потолок гостиной-спальни. И центральная балка дома, становая жила.


Допив чаек, мы благодарим хозяев и покидаем дом с тростниковой крышей.


world-japan.livejournal.com

Миямская избушка изнутри — Заходите, гостем будете! — ЖЖ

Как уже упоминалось, один из домиков с тростниковой крышей в Каябуки-но сато превращен в музей.


Это собственно здание музея. Точнее, в комплекс «миямская усадьба» входят три здания, объединенные крытыми переходами.
Здесь на переднем плане — жилой дом. А слева сзади виднеется белый «амбар» — толстостенное двухэтажное здание без окон (кроме маленьких вентиляционных), в котором хранили всяко-разное.


Сам домик изнутри довольно сильно напоминает ширакавские избушки (о которых я писала три года назад: http://zajcev-ushastyj.livejournal.com/141106.html). Но отличия все-таки имеются.


Это вторая хозяйственная пристройка к основному дому, на самом верхнем фото она не влезла в кадр (справа).


Мое семейство перед входом в дом.
Поразило, как низко нависает крыша: даже мне пришлось нагнуть голову, а муж наклонился довольно сильно, чтобы не впилиться лбом в жесткий тростник.
Стало быть, слева — основное жилое здание усадьбы, а справа — небольшая хозяйственная постройка. Как видите, соединены крытым переходом.

Взгляд из-под крыши на хозяйственную пристройку.


Гэнкан (прихожая). В этом доме фактически совмещен с кухней. Слева каменная фиговина — печка для готовки, которая сейчас используется как «витрина» для сувениров.
Дальше за кухней — типа столовой. Заходящий гость попадает сразу к «столу», в качестве которого выступает открытый очаг в полу с чугунком в нем.


Вид на кухню и вход со стороны «столовой». Печка «двухкомфорочная» хорошо видна. А за ней — раковина для мытья посуды и прочего. Слева от раковины — шкаф для посуды.


Раковина поближе. Внешность вполне историческая, а вот водопровод современный (проведен в начале 20го века). Для посетителей чай готовят и посуду потом моют.


Справа от входа на стене гэнкана висят всякие амулеты-обереги. Чтобы нечисть всякая в дом не проникла, лес-то рядом.

Очаг в столовой, центр жизни в доме. Здесь все и собирались за едой.


Деревянная решетка-дыморазбиватель над очагом. Как и в Ширакаве, чтобы горячий дым рассеивался под потолком. Потолка в столовой как такового нет — решетчатый настил, открывающий прямой выход дыма через крышу.
Слева видны окна на улицу. Прямо — типа гардеробной комнаты, где хранятся необходимые для жизни в доме вещи и куда убирали днем спальные принадлежности (футоны, подушки, одеяла).
Справа за кадром — проход в спальню, по совместительству — гостиную.

Собственно гостиная-спальня. Сейчас тут поставлен столик для гостей и разложены подушки. Можно посидеть, чайку попить с видом на деревню через открытую галерею-веранду справа. Слева осталась столовая. А в левом верхнем углу видна гардеробная.

В гардеробной хранятся всякие домашние вещи, которые желательно иметь под рукой каждый день. Короба с повседневной одеждой, всякой мелочевкой и прочее интересное.

С самого левого края — рукодельные ящички. Потом носки таби утепленные. Коробочки для мелочовки. Подушка «такамакура». Вдоль стены стоят ракетки «хагоита» для японской разновидности бадминтона. И еще не очень понятный хлам.

Чемоданы для одежды и белья. Почти трельяж напольный. Ящики, бадейки.

Коробки всякие и обогревательные приборы по древне-японски. Три ящика, поставленные друг на друга — небольшие хибачи, которые набивались горячими углями и около которых можно было греться.
А рядом две штуковины — разобранный котатсу. Вон та мелкая керамическая фиговина — собственно источник тепла, в плошку в центре тоже клали угли. Потом фиговину ставили внутрь деревянной решетки справа. И накрывали все это дело одеялом. После чего под одеяло можно было засунуть замерзшие ноги.

Одна часть в токонома — парадном углу гостиной-спальни — занята коллекцией светильников и подсвечников.

А это противоположная стена гостиной-столовой. В стене сделано широкое окно, открывающееся в соседнее помещение, где держали маленьких телят.

Вид из телятника через внутреннее окно на гостиную-столовую.
Пола в телятнике нет, утоптанная земля, застеленная соломой. И бадейки подвешены, на которых, видимо, теленку опускали корм и забирали продукты жизнедеятельности (навоз, в просторечии).


Телятник в полном размере. Гостиная-спальня — справа. Слева виден проход в хозяйственную пристройку и лестница на второй этаж.


Второй этаж, вид с лестницы.

Вид на тростниковую крышу изнутри.
Очень похоже на ширакавскую. Те же балки в распор, собранные паз в паз со втулками и без единого гвоздя. Та же основа крыши из толстых веток, связанных веревками из рисовой соломы. Те же плетенки из рисовой соломы нижним слоем, к которым «пришиты»-привязаны все теми же рисовыми веревками пучки тростника на крыше.
Разве что места существенно меньше, чем в ширакавских избушках.

Под крышей сушатся-хранятся всякие полезные в хозяйстве травы.


А также хранится всякий мелкий инструментарий для побочных сельских занятий. Как то: прядение и ткачество.
Как и в Ширакаве, второй этаж используется в качестве мастерской для мелкого крестьянского промысла.


Тот же кадр, снятый без вспышки. Чтобы лучше видна была разница в напольном покрытии. Слева — таки деревянные полы. А справа за загородкой виден свет с первого этажа. С этой стороны потолка (пола) как такового нет, только решетчатый настил. Потому что снизу — очаг, дым от которого через этот настил и поднимается к крыше.


Спускаемся по лестнице обратно на первый этаж.


И идем вдоль открытой галереи гостиной-столовой в узкий коридор, соединяющий основное здание (стена слева этому основному зданию и принадлежит) со складом.


Склад — слева. А прямо по курсу — тупичок коридора, в котором тоже лежат полезные в хозяйстве вещи.


На складе хранились всякие ценные, но не очень нужные в данный момент вещи. Сельхоз инвентарь не по сезону, одежда и обувь также не текущего сезона, посуда и утварь для особых случаев и все остальное, для чего в современных домах используются, скажем, антресоли и гаражи.


Подносы для сервировки еды.


Наборы для курения.


Обувка всякая. В том числе и парадная, и зимняя.


Кошмарно крутая лестница на второй этаж склада.


На втором этаже хранится что поценнее. Документы вот всякие.


Дорогая посуда для особых церемоний.


Хорошая одежда не на каждый день и прочие относительно ценные и дорогие вещи.


Крыша коридора-перехода от складу к дому. Стена дома и кусок крыши видны на заднем плане.


Открытая галерея-веранда вдоль гостиной-столовой (справа), выходящая в садик. В конце галереи ребенка зовет меня смотреть оставшуюся часть дома и вторую хозяйственную пристройку.


Галерея упирается в ванную, где стоит деревянная ванна-офуро.


Понятно, надо засунуть нос внутрь. Затычка слива воды и чугунка, куда снаружи (из-за стены дома) запихивали горячие угли.


Отдельно стоящая хозяйственная пристройка с внешней стороны имеет туалет. Вот этот треугольный ящик, подвешенный к внешней стене пристройки — писсуар. А бревнышко-ступенька ведет в собственно туалет.


Туалет типа сортир. Без изысков.
Вторичный продукт падает вниз, в специальную бадейку. А потом вывозится на поля в качестве удобрений.


Другая половина той же хозяйственной пристройки, справа от туалета.


Тут хранится сельхоз оборудование, нужное в данный конкретный момент. И прочий крупный инвентарь и условно полезный хлам.


Мы вернулись в гостиную-спальню попить чайку с видом на деревню.


Другая половина токонома. С красивым свитком, букетиком цветов, модельками избушек и прочими красивостями, которыми не стыдно похвастаться перед гостями.


Татами, кстати, интересные: необшитые тканью по краям. Видимо, деревенский упрощенный вариант.


Угол комнаты. Справа стена с окном в телятник. Конец галереи, скрытый бумажной дверью-ставней шёджи, который ведет в ванную.


Потолок гостиной-спальни. И центральная балка дома, становая жила.


Допив чаек, мы благодарим хозяев и покидаем дом с тростниковой крышей.


zajcev-ushastyj.livejournal.com

Миямская избушка изнутри: pyx_pyx — LiveJournal

Как уже упоминалось, один из домиков с тростниковой крышей в Каябуки-но сато превращен в музей.


Это собственно здание музея. Точнее, в комплекс «миямская усадьба» входят три здания, объединенные крытыми переходами.
Здесь на переднем плане — жилой дом. А слева сзади виднеется белый «амбар» — толстостенное двухэтажное здание без окон (кроме маленьких вентиляционных), в котором хранили всяко-разное.


Сам домик изнутри довольно сильно напоминает ширакавские избушки (о которых я писала три года назад: http://zajcev-ushastyj.livejournal.com/141106.html). Но отличия все-таки имеются.


Это вторая хозяйственная пристройка к основному дому, на самом верхнем фото она не влезла в кадр (справа).


Мое семейство перед входом в дом.
Поразило, как низко нависает крыша: даже мне пришлось нагнуть голову, а муж наклонился довольно сильно, чтобы не впилиться лбом в жесткий тростник.
Стало быть, слева — основное жилое здание усадьбы, а справа — небольшая хозяйственная постройка. Как видите, соединены крытым переходом.

Взгляд из-под крыши на хозяйственную пристройку.


Гэнкан (прихожая). В этом доме фактически совмещен с кухней. Слева каменная фиговина — печка для готовки, которая сейчас используется как «витрина» для сувениров.
Дальше за кухней — типа столовой. Заходящий гость попадает сразу к «столу», в качестве которого выступает открытый очаг в полу с чугунком в нем.


Вид на кухню и вход со стороны «столовой». Печка «двухкомфорочная» хорошо видна. А за ней — раковина для мытья посуды и прочего. Слева от раковины — шкаф для посуды.


Раковина поближе. Внешность вполне историческая, а вот водопровод современный (проведен в начале 20го века). Для посетителей чай готовят и посуду потом моют.


Справа от входа на стене гэнкана висят всякие амулеты-обереги. Чтобы нечисть всякая в дом не проникла, лес-то рядом.

Очаг в столовой, центр жизни в доме. Здесь все и собирались за едой.


Деревянная решетка-дыморазбиватель над очагом. Как и в Ширакаве, чтобы горячий дым рассеивался под потолком. Потолка в столовой как такового нет — решетчатый настил, открывающий прямой выход дыма через крышу.
Слева видны окна на улицу. Прямо — типа гардеробной комнаты, где хранятся необходимые для жизни в доме вещи и куда убирали днем спальные принадлежности (футоны, подушки, одеяла).
Справа за кадром — проход в спальню, по совместительству — гостиную.

Собственно гостиная-спальня. Сейчас тут поставлен столик для гостей и разложены подушки. Можно посидеть, чайку попить с видом на деревню через открытую галерею-веранду справа. Слева осталась столовая. А в левом верхнем углу видна гардеробная.

В гардеробной хранятся всякие домашние вещи, которые желательно иметь под рукой каждый день. Короба с повседневной одеждой, всякой мелочевкой и прочее интересное.

С самого левого края — рукодельные ящички. Потом носки таби утепленные. Коробочки для мелочовки. Подушка «такамакура». Вдоль стены стоят ракетки «хагоита» для японской разновидности бадминтона. И еще не очень понятный хлам.

Чемоданы для одежды и белья. Почти трельяж напольный. Ящики, бадейки.

Коробки всякие и обогревательные приборы по древне-японски. Три ящика, поставленные друг на друга — небольшие хибачи, которые набивались горячими углями и около которых можно было греться.
А рядом две штуковины — разобранный котатсу. Вон та мелкая керамическая фиговина — собственно источник тепла, в плошку в центре тоже клали угли. Потом фиговину ставили внутрь деревянной решетки справа. И накрывали все это дело одеялом. После чего под одеяло можно было засунуть замерзшие ноги.

Одна часть в токонома — парадном углу гостиной-спальни — занята коллекцией светильников и подсвечников.

А это противоположная стена гостиной-столовой. В стене сделано широкое окно, открывающееся в соседнее помещение, где держали маленьких телят.

Вид из телятника через внутреннее окно на гостиную-столовую.
Пола в телятнике нет, утоптанная земля, застеленная соломой. И бадейки подвешены, на которых, видимо, теленку опускали корм и забирали продукты жизнедеятельности (навоз, в просторечии).


Телятник в полном размере. Гостиная-спальня — справа. Слева виден проход в хозяйственную пристройку и лестница на второй этаж.


Второй этаж, вид с лестницы.

Вид на тростниковую крышу изнутри.
Очень похоже на ширакавскую. Те же балки в распор, собранные паз в паз со втулками и без единого гвоздя. Та же основа крыши из толстых веток, связанных веревками из рисовой соломы. Те же плетенки из рисовой соломы нижним слоем, к которым «пришиты»-привязаны все теми же рисовыми веревками пучки тростника на крыше.
Разве что места существенно меньше, чем в ширакавских избушках.

Под крышей сушатся-хранятся всякие полезные в хозяйстве травы.


А также хранится всякий мелкий инструментарий для побочных сельских занятий. Как то: прядение и ткачество.
Как и в Ширакаве, второй этаж используется в качестве мастерской для мелкого крестьянского промысла.


Тот же кадр, снятый без вспышки. Чтобы лучше видна была разница в напольном покрытии. Слева — таки деревянные полы. А справа за загородкой виден свет с первого этажа. С этой стороны потолка (пола) как такового нет, только решетчатый настил. Потому что снизу — очаг, дым от которого через этот настил и поднимается к крыше.


Спускаемся по лестнице обратно на первый этаж.


И идем вдоль открытой галереи гостиной-столовой в узкий коридор, соединяющий основное здание (стена слева этому основному зданию и принадлежит) со складом.


Склад — слева. А прямо по курсу — тупичок коридора, в котором тоже лежат полезные в хозяйстве вещи.


На складе хранились всякие ценные, но не очень нужные в данный момент вещи. Сельхоз инвентарь не по сезону, одежда и обувь также не текущего сезона, посуда и утварь для особых случаев и все остальное, для чего в современных домах используются, скажем, антресоли и гаражи.


Подносы для сервировки еды.


Наборы для курения.


Обувка всякая. В том числе и парадная, и зимняя.


Кошмарно крутая лестница на второй этаж склада.


На втором этаже хранится что поценнее. Документы вот всякие.


Дорогая посуда для особых церемоний.


Хорошая одежда не на каждый день и прочие относительно ценные и дорогие вещи.


Крыша коридора-перехода от складу к дому. Стена дома и кусок крыши видны на заднем плане.


Открытая галерея-веранда вдоль гостиной-столовой (справа), выходящая в садик. В конце галереи ребенка зовет меня смотреть оставшуюся часть дома и вторую хозяйственную пристройку.


Галерея упирается в ванную, где стоит деревянная ванна-офуро.


Понятно, надо засунуть нос внутрь. Затычка слива воды и чугунка, куда снаружи (из-за стены дома) запихивали горячие угли.


Отдельно стоящая хозяйственная пристройка с внешней стороны имеет туалет. Вот этот треугольный ящик, подвешенный к внешней стене пристройки — писсуар. А бревнышко-ступенька ведет в собственно туалет.


Туалет типа сортир. Без изысков.
Вторичный продукт падает вниз, в специальную бадейку. А потом вывозится на поля в качестве удобрений.


Другая половина той же хозяйственной пристройки, справа от туалета.


Тут хранится сельхоз оборудование, нужное в данный конкретный момент. И прочий крупный инвентарь и условно полезный хлам.


Мы вернулись в гостиную-спальню попить чайку с видом на деревню.


Другая половина токонома. С красивым свитком, букетиком цветов, модельками избушек и прочими красивостями, которыми не стыдно похвастаться перед гостями.


Татами, кстати, интересные: необшитые тканью по краям. Видимо, деревенский упрощенный вариант.


Угол комнаты. Справа стена с окном в телятник. Конец галереи, скрытый бумажной дверью-ставней шёджи, который ведет в ванную.


Потолок гостиной-спальни. И центральная балка дома, становая жила.


Допив чаек, мы благодарим хозяев и покидаем дом с тростниковой крышей.

pyx-pyx.livejournal.com

Избушка — это… Что такое Избушка?

Русская изба в селе Кушалино Рамешковского района Тверской области

Изба́ — деревянный срубный (бревенчатый) жилой дом в сельской местности России.

История

Первоначально (до XIII века) изба представляла собой бревенчатое строение, частично (до трети) уходящее в землю. То есть выкапывалось углубление и над ним достраивалась в 3-4 ряда толстых бревен сама изба, которая таким образом представляла собой полуземлянку. Двери изначально не было его заменяло небольшое входное отверстие, примерно 0,9 метра на 1 метр, прикрываемое парой бревенчатых половинок связанных вместе и пологом. В глубине избы располагался сложенный из камней очаг. Отверстия для выхода дыма не было, в целях экономии тепла дым сохранялся в помещении, а излишек выходил через входное отверстие. Полов как таковых не было, земляной пол просто поливался водой и подметался, становясь гладким и твердым.Глава семьи спал на почетном месте у очага, женщина и дети — справа от входа. Непосредственно при входе размещалась домашняя скотина, например опоросившаяся свинья с маленькими поросятами. Такая структура сохранялась длительное время. С веками изба совершенствовалась получая сначала оконца виде отверстий для выхода дыма, затем печь, потом отверстия на крыше для выхода дыма.

Курная изба

Отапливалась такая изба печью без трубы. Печь не имела выходного отверстия для дыма и дым выходил из передней её части, заполнял избу и выходил («курился») через дверь. Отсюда и название — курная. Таким образом, частично помещение обогревалось дымом, в следствии чего вся изба зарастала копотью, которую надо было периодически смахивать метлой. В период с XIII века по XV века стали появляться отверстия в стене, так называемые волоковые окна, представляющие собой вырубленные щели под потолком размером примерно 30 на 40 см. Часть дыма выходила через такие отверстия. Через такие окна проникало очень мало света и в помещении почти все время было темно. Первое время после появления такие отверстия прикрывались при необходимости поленцами, особенно в зимние морозы. В помещении, при входе также содержался домашний скот нуждающийся в тепле.

Для освещения использовались лучины (расщепленные деревяшки) вплоть до XIX века. В период с XV века до XIX века в потолочной части избы и на крыше стали делаться отверстия для выхода дыма. Иногда над ними ставился дымник. Иногда к дымнику по потолку вел «кабан» (деревянный короб). Внешне он представлял собой короб на крыше из которого выходил дым. Такие избы, отапливающиеся печами без труб, назывались курными избами.

Входная дверь в древних избах представляла собой почти квадрат размером 1,2 на 1 метр или 1,2 на 1,5 метра. Входили, таким образом, сильно нагибаясь. Чем больше дверь, тем больше тепла уходило при ее открытии. Для сохранения тепла также делался и высокий порог. Другое название такой маленькой двери «лазейка».

Белая изба

Позёмная изба строилась без фундамента. Экспонат дома-музея И. К. Калашникова в селе Шаралдай Мухоршибирского района Бурятии.

С XV века получают распространение печи с трубами. Но, в основном, у князей, бояр, купцов и т. д. и только в городах. Что касается деревень, то курные избы, отапливаемые по черному, стояли и в XIX веке. Некоторые такие избы сохранились и по сию пору.

Лишь в XVIII веке и только в Санкт-Петербурге царь Пётр I запретил строить дома с отоплением по черному. В других же населенных пунктах они продолжали строиться до XIX века.

Полы

Полы в крестьянской избе были земляные, то есть земля просто утаптывалась. Лишь к XV веку стали появляться деревянные полы, и то лишь в городах и у богатых людей. Что касается деревень, то они считались роскошью и в XIX веке. Полы изготавливали из колотых пополам брёвен, в богатых домах — из досок. Полы настилались вдоль избы от входа.

Окна

Как уже было сказано, окон как таковых изба не имела. Обычные окна, похожие на современные, стали появляться у богатых людей лишь к XV веку. Это так называемые Красные окна или косячные окна. Знакомые нам избы с полами, с окнами и печными трубами стали получать распространение лишь в XVIII веке и стали массовыми лишь в XIX веке.

Кровля

Внутреннее убранство старообрядческого дома. Этнографический музей народов Забайкалья.
Раскрашенные лавки вдоль стен, зеркало с полотенцем, красный угол, большой и прямой стол, крашенные полы, колыбель на очепе.

Кровля у белых изб двускатная из тёса или дранки. Двускатные кровли самцовые с фронтонами из брёвен-самцов. На вершину кровли укладывали охлупень. Кровлю связывал продольный брус — князь (князёк) или конь (конёк). К этому брусу крепились стволы деревьев с закрючинами — курицы. На крючья курицы укладывали свесы, водостоки — полицы.

Позднее появились стропильные кровли трёх- и четырёхскатные.

Фундамент

Изба устанавливалась прямо на грунт или на столбы. Под углы подводились дубовые колоды, большие камни или пни, на которых и стоял сруб. Летом под избой гулял ветер, просушивая снизу доски так называемого «черного» пола. К зиме дом обсыпали землей или устраивали из дёрна завалинку. Весной завалинка или обваловка в некоторых местах раскапывалась для создания вентиляции.

Внутренняя отделка

Потолок из колотых пополам брёвен или брусьев. Брусья потолка укладывали на массивную балку — матицу. Потолок обмазывали глиной. По верх потолка для утепления насыпали просеянную землю. В матицу вкручивали кольцо для очепа. К очепу подвешивали колыбель.

Внутренние стены белили, обшивались тёсом, или липовыми досками. Вдоль стен стояли лавки и сундуки. Спали на лавках, или на полу. Ещё в XIX веке в не богатых домах кровать играла декоративную роль — хозяева продолжали спать на полу.

На стенах устраивали полки. Над входом между стеной и печью устраивали полати.

Кроме красного угла в избе был «бабий угол» (или «кут») — напротив печного чела. Мужской угол, или «коник» — у входа. Закут — за печью.

Типы изб

Избы строились 4-стенные с сенями и без сеней, 5-стенные и 6-стенные. Шестистенная изба называлась изба-связь: две избы связывались в середине сенями.

Красный угол

В русской избе, обычно ориентированной по сторонам горизонта, красный угол устраивался в дальнем углу избы, с восточной стороны, в пространстве между боковой и фасадной стенами, по диагонали от печи. Это всегда была самая освещённая часть дома: обе стены, образующие угол, имели окна. Иконы помещались в «красный» или «передний» угол комнаты с таким расчётом, чтобы икона была первым, на что обращал внимание человек, входящий в комнату.

В переднем углу устанавливался стол, который назывался большим. К большому столу вдоль стены приставляли ещё один стол, который назывался

прямым. Вдоль стен избы стояли лавки. Лавка, расположенная в красном углу, называлась большая лавка. В красном углу, на большой лавке за столом сидел хозяин дома. Место хозяина дома называлось большим местом. Остальные члены семьи садились за стол в порядке старшинства. Если все не умещались за большой и прямой стол, к прямому столу под углом приставляли кривой стол.

Большое место считалось почётным, и предлагалось важным гостям. Гость должен был ритуально отказываться от места. Священнослужители садились на большое место, не отказываясь. Последнее место за кривым столом называлось полатный брус, так как располагалось под потолочным брусом, на который укладывали полати. В былинах богатыри на княжеских пирах садились обычно на полатный брус, а затем уже пересаживались на более почётные места, исходя из своих подвигов.

Изба в национальной культуре

Изба является важной частью русской национальной культуры и фольклора, упоминается в пословицах и поговорках («Не красна изба углами, красна пирогами»), в русских народных сказках («Избушка на курьих ножках»).

См. также

Литература

  • Иван Забелин. «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях». Издательство Транзиткнига. Москва. 2005 ISBN 5-9578-2773-8
  • Иван Забелин. «Домашний быт русского народа в XVI и XVII столетии: В 2 т.» М., 1862—1869.
  • Д. А. Баранов, И. И. Шангина «Русская изба. Иллюстрированная энциклопедия: внутреннее пространство избы, мебель и убранство избы, домашняя и хозяйственная утварь». Искусство-СПБ, 1999 ISBN 5210015890
  • Л. В. Тудман «Изба, дом, дворец: жилой интерьер России с 1700 по 1840-е годы». Из-во Прогресс-Традиция. ISBN 5898260617
  • Л. В. Беловинский «Изба и хоромы: из истории русской повседневности». Профиздат, 2002 ISBN 5882830303
  • О. Н. Шелегина, Лидия Михайловна Русакова «Очерки материальной культуры русских крестьян Западной Сибири: XVIII — первая половина XIX в». ВО «Наука», 1992

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

На первый взгляд- это ветхая избушка. Но внутри- настоящий дворец!

Наверняка вы слышали о том, что видимость порой бывает весьма обманчива. И на некоторые вещи совершенно иные, чем может показаться на первый взгляд.

И этот домик в райцентре Климово Брянской области является ярким тому примером. На первый взгляд- это самая обычная и достаточно старенькая избушка, которая ничем не отличается от рядом расположенных домиков.

Немного покосившийся забор, выгоревшая и облупленная краска на фасаде… Но тем не менее у хозяина дома очень много посетителей и гостей. Ведь всем очень хочется побывать внутри этого домика.

Ведь стоит только переступить порог, как перед гостем открывается весьма необычный и очень богатый интерьер.

Создаётся такое впечатление, что вы оказались внутри дворца, ну или по крайне мере музее.

Хозяин дома Акулов Владимир Филиппович вложил в этот интерьер всё своё умении и конечно же много труда. Дело всё в том, что он — резчик по дереву.

И весь царский интерьер сделан его золотыми руками. Но самым удивительным является тот факт, что этому делу Владимир Филиппович обучился самостоятельно.

Мастер просто обожает работать с такой древесиной, как липа. Он утверждает, что именно этот материал является одним из лучших для работы.

Японская поталь, которой Филиппович покрывает изделия, придаёт им золотого блеска.

Помимо роскошной мебели, в доме также имеются расписанные стены, а также удивительные потолки.

Источник: smootrim.ru

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями на Facebook:

lamp.im

С виду обычная избушка. Но что же там внутри?

Климово — обычный городок в Брянской области. Но есть там дом, который отличается от остальных. Внешне он выглядит как обычная избушка и даже немного ветхо: облезшая краска на фасаде и покосившийся забор. В общем, ничего примечательного, но это только на первый взгляд. Стоит только ступить за порог, как вам открывается удивительная картина…

В пгт. Климово Брянской области находится удивительный резной дом.

Акулов Владимир Филипович уже перестал удивляться людям, которые регулярно к нему приходят, причем делают это без приглашения. Но частые гости в его жилище не просто так, все они интересуются интерьером дома. Все они наслышаны о том контрасте, который существует между наружным и внутренним внешним видом. Как только человек переступает порог дома, у него сразу возникает чувство, что он попал в царские покои или в здание музея. Это и понятно, так как в глаза бросаются обрамленные в дорогие рамы картины, необычный пол, резная мебель, что абсолютно идет в разрез с обычным домиком в деревне.

Дом обычный, но вот интерьер в нем царский.Владимир Филиппович Акулов — мастер-резчик, создавший поразительную красоту в собственном жилье.

Все это не просто так, ведь Владимир Филипович является мастером-резчиком, который решил на примере собственного жилья продемонстрировать все свое мастерство. Вся мебель без исключения сделана его умелыми и золотыми руками. Удивительным является то, что мужчина не имеет специального образования, резьбу по дереву он осваивал самостоятельно. Он очень любит работать с липой, именно из нее многие вещи в доме и сделаны, так как именно липа является идеальным деревом для работы с ним. А чтобы добиться золотистого блеска деревянных из

newperexod.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *