Рембрандты каменного века. Древнейшие произведения искусства
Похоже, именно способность создавать произведения искусства остается едва ли не единственным свойством, отличающим человека от других живых существ. Когда-то человека называли «животным, изготовляющим орудия труда». Но оказывается, что орудия умеют использовать обезьяны, причем не только человекообразные. А вот нарисовать картину или вырезать фигурку из кости может только человек. Поговорим же о самых древних проявлениях тяги человека к художественному творчеству.
Автор фото: Rameessos
Источник: http://www.nat-geo.ru/
Фото: Галька из Макапансгата
Галька из Макапансгата
Даже самых высокоорганизованных животных, по идее, заботят только вопросы, касающиеся выживания и размножения. Мы же сейчас говорим о действиях, которые напрямую не помогают в выживании – таких, как занятия искусством. Вот древнейшая археологическая находка, свидетельствующая о «неутилитарных действиях» наших предков.
Автор фото: Австралопитек африканский. Реконструкция выполнена Романом Евсеевым (1)
В пещере Макапансгат на территории современной ЮАР был обнаружен удивительный камешек – красная, круглая галька с естественными отверстиями, похожими на лицо. Галька найдена среди останков африканских австралопитеков, которые обитали в Южной Африке от 3.5 до 2.5 миллионов лет назад.
Ученые, исследовавшие этот забавный камень, установили, что порода, из которой он состоит, не характерна для данной местности.
Вероятно, камень принесен древними гоминидами в пещеру с расстояния не менее чем 30 километров.
Фото: Пещера Макапансгата (2)
Камешек весом около 250 грамм, конечно, нельзя назвать произведением искусства древних. Единственная его особенность – случайная схожесть с лицом. Видимо, из-за этого какой-то гоминид притащил его в пещеру, хотя у австралопитеков не было сумок и, тем более, одежды с карманами, в которых можно было бы носить всякие безделушки. Находка говорит о возможном наличии у австралопитеков некоего художественного видения, появлении воображения и абстрактного мышления, что связано с развитием мозга и зрения.
(3)
Фото: Камни-головы из различных мест и времени.
Камни-головы
При раскопках некоторых стоянок древних людей археологи находили каменные артефакты, напоминающие человеческие (или обезьяньи) головы или лица. Самыми известными можно считать камни из Олдувая (Танзания, около 1.8 мил. лет назад) и Пампау (Германия, около 400 тыс. лет назад). Конечно, подобные находки можно было бы посчитать простыми камешками, волей случая принявшими такую форму, но обилие однотипных артефактов именно вблизи стоянок позволяет судить об их неслучайности.
Быть может, наши предки видели в них то же, что и мы, поэтому их собирали, а возможно, и изготовляли.
фото: Кость с насечками
Около 400 тыс. лет назад появляются рукотворные свидетельства символического мышления — кости с насечками в виде параллельных линий, или даже схематичного орнамента, иногда напоминающего фигурки людей.
500 тысяч лет раковине, на которой питекантроп из Триниля (Ява) нацарапал некий зигзагообразный узор. Этот неумелый зигзаг можно назвать древнейшей в мире гравировкой.
Древнейшие (спорные) статуэтки
К чуть более поздней эпохе относятся первые рукотворные произведения искусства, представляющие из себя антропоморфные каменные фигурки, хотя их происхождение остается предметом споров. Две древнейшие находки такого рода получили название «Венер». Первая фигурка, Венера из Берехат Рама в Израиле (размеры: 3,5 на 2,5 на 2,1 см), ее возраст 150 — 280 тыс. лет. Вторая — Венера из Тан-Тана (5,8 на 2,6 на 1,2 см) еще не подверглась тщательному анализу, и ее точный возраст неизвестен. Хотя на обеих фигурках отчетливо видны какие-то насечки, придающие им характерную форму, их рукотворное происхождение ставится под сомнение многими археологами. Не исключено, что это всего лишь игра природы.
фото: Бусины из ракушек из пещеры Бломбос
Источник: http://time2time.tk/
Первые бесспорные проявления искусства.
Начиная примерно с 85 тысяч лет назад, символическое поведение, вероятно, становится значимой частью жизни древних людей (4). Откуда мы знаем об этом? По обилию археологических свидетельств. Повсеместно обнаруживаются украшения в виде бус из ракушек, костей и зубов. Множество таких находок сделано в Южной, Северной и Восточной Африке, родине современных людей, в частности, в Тафоральте в Марокко и Бломбос Кэйв в ЮАР. Появляются и первые захоронения с предполагаемыми признаками ритуалов — отдельные могилы с находящимися в них некими знаковыми вещами, например, рога и челюсти животных в руках умерших из захоронений Кафзех 11 и Схул 5 (Израиль, 90 тыс.л.н.).
Охра с орнаментом.
Впрочем, как обычно, сложно доказать, что умершие были захоронены именно так – есть вероятность, что эти объекты попали туда случайно. Не исключена и ошибка при раскопках и дальнейшей интерпретации.
Древнейшие археологические находки охры (природного красителя, встречающегося в виде камней разной плотности) на стоянках человека имеют возраст более 200 тыс. лет (см., например. здесь).
Использование красной охры девушками из Намибии в наши дни.
Нужно пояснить: хотя известно, что в историческое время охра повсеместно использовалась для изготовления краски, мы не знаем, так ли ее применяли неандертальцы и древнейшие сапиенсы. Охра также могла использоваться для дубления шкур, или наноситься на кожу для защиты от насекомых. Однако в распоряжении археологов есть находки кусков охры с нанесенным на них примитивным орнаментом. Найдены и деревянные палочки со следами порошковой охры. Вероятно, с помощью палочек все же что-то окрашивали, ибо сложно предположить другое их применение.
Бусы неандертальцев. Источник: http://sun-news.ru/nauka/ 1047-uchenye-neandertalcy-delali-i-nosili-ukrasheniya.html
Украшения неандертальцев.
Но перенесемся из Африки в Евразию. Жившие в Европе и Азии неандертальцы также широко использовали охру, а кроме того на неандертальских стоянках найдены кости с параллельными царапинами, сделанными явно в каких-то символических целях (4). Неандертальцы начали изготовлять бусы из просверленных зубов, раковин и птичьих когтей, хотя находки такого рода редки.
«Маска» из Ля Роше-Котар. В левой «глазнице» видны те самые фиксирующие камни.
Отдельный интерес представляет «маска» из Ля Роше-Котар (Франция). Фактически, это кусок камня с естественным отверстием и засаженным в него обломком кости животного. В принципе, эта конструкция напоминает человеческое лицо. Важно отметить, что сейчас мы судим с точки зрения современного человека, но совершенно неясно, что видели в этом объекте неандертальцы. Возможно, находка вовсе не имеет отношения к художественной деятельности. Однако то, что данный артефакт появился случайно, верится с трудом, так как вставленная в отверстие кость зафиксирована там маленькими камешками.
Возможно даже, что у неандертальцев существовало некое подобие религиозного культа, хотя свидетельства этому зыбкие и ненадёжные. Так, на стоянках в горах Швейцарии и Югославии обнаружены памятники, с которыми связывают так называемый «культ медвежьих черепов».
Речь идет о тайниках с черепами пещерных медведей.
Опять-таки, искусственное происхождение этих тайников многие специалисты ставят под сомнение.
Самый древний рисунок со стоянки Аполло 11 в Намибии.
Погребения неандертальцев
Строго говоря, древнейшее захоронение относится еще к предкам неандертальцев – гейдельбергским людям. Речь о скоплении человеческих костей в пещере Сима де лос Уэсос в Атапуэрке (Испания), образовавшемся около 430 тыс. лет назад (5). Пещера представляла собой глубокий колодец, куда, вероятно, сбрасывали трупы. Это захоронение называют «гигиеническим», «санитарным» — предположительно, таким образом люди просто избавлялись от тел, поскольку туда же сбрасывались и трупы животных. Однако, что характерно, в шахте обнаружены лишь кости хищных животных и ни одной — травоядного. Это намекает на то, что жившие в Атапуэрке ассоциировали себя именно с хищниками.
Неандертальцы же, начиная с 68-78 тыс. л.н., практиковали захоронения своих умерших, хотя в их могилах не обнаружено какой-либо утвари.
Неандертальские могилы – исключительно одиночные.
Иногда над погребением ставили некие «надгробия» в виде каменных плит необычной формы. Конечно, мы не можем утверждать, что это были именно памятники в нашем понимании. С таким же успехом это могли быть и просто отметки о нахождении могилы, чтобы не раскопать ее случайно в будущем. Кстати, судя по всему, хоронили неандертальцы на неком подобии кладбищ – в специально отведенном для этого месте, на удалении от стоянки.
Рисунок из пещеры в Малаге.
Зарождение древнейшей живописи.
Самыми известными памятниками художественной деятельности древних людей, несомненно, являются наскальные изображения. Древнейший рисунок находится на стоянке Аполло 11 в Намибии. Эта небольшая известняковая плитка с изображением на ней какого-то животного, вероятно хищника, изначально датировалось примерно 26-28 тыс. л.н., но последующий, более тщательный анализ показал, что ее возраст составляет 59 тыс. лет.
Конечно, глядя на этот рисунок, сложно понять, какой именно зверь на нем изображен, но нельзя не отметить, что художник явно старался соблюсти пропорции и отразить анатомические детали животного. Теоретически, нельзя исключать существования живописи и в более ранние периоды, ведь охра, основной краситель древних, обнаруживается на стоянках за многие десятки тысяч лет до известных нам изображений.
Фактически все наскальные рисунки созданы руками сапиенсов, и самые древние, конечно же, находятся в Африке.
В Европе и Азии изображения появляются примерно 40 тыс.л.н., фактически одновременно с приходом сюда людей современного вида. Как уже говорилось, неандертальцы не отличались особой тягой к искусству. Правда, несколько лет назад появилось сообщение о рисунке неандертальцев, найденном в пещере около Малаги (Испания). Изображение датируется 43 тыс. л. По крайней мере, так сообщал журнал New Scientist (6), но тут важно отметить, что это не научная статья, поэтому и данные о возрасте являются лишь предварительными.
Пещера Шове.
Утверждается, что в пещере изображены тюлени. Однако это совсем не очевидно. Станислав Дробышевский в своей статье-комментарии усомнился в причастности неандертальцев к рисунку. Он напомнил, что первые сапиенсы появились в Европе около 42 тыс.л.н. и вполне могли проникнуть в Испанию. Кроме того, неандертальцы не отличались тягой к морской охоте. Сапиенсы же, в отличии от неандертальцев, любили море и дары моря. (7)
Пещера Фон-де-Гом.
Примерно с 30 тыс.л.н. наскальные рисунки становятся практически обычным делом для древних людей. Известно огромное количество памятников различного качества. Примечательно то, что иногда это очень хорошие художественные работы, которые сейчас можно было бы назвать картинами.
Таковы, например, изображения животных из пещеры Шове (Франция, около 30 тыс.л.н.), удивляющие умелой организацией композиции. Или же цветные росписи из Фон-де-Гом (Франция, около 17 тыс.л.н.), в которых виден своеобразный стиль художника. Наряду с тем встречаются и значительно более «простые» рисунки, которые сейчас мог бы спокойно выполнить подросток, как в Каповой пещере (Башкирия, 36 тыс.л.н.).
Капова пещера.
В мотивах древней наскальной живописи есть интересная тенденция. На территории Европы преобладали изображения животных. В Африке чаще рисовали человека и геометрические фигуры. При этом основным мотивом изображений являлись сцены охоты. Еще одно повсеместно распространенное изображение – отпечатки человеческих рук.
В этих отпечатках не исключен и обрядовый смысл, хотя, возможно, это лишь самый простой способ изобразить некую относительно сложную фигуру.
Африканские наскальные рисунки охоты.
Куэва-де-лас-Манос, Пещера Рук. Аргентина, около 9000 до н.э.
Особый интерес представляют те рисунки, которые, как это ни странно, не предназначались для общего просмотра. Их тоже найдено немало. Такие рисунки сделаны в глубоких и узких щелях внутри пещеры, куда иногда с трудом может поместиться человек.
Археологи Дирк Хоффман и Алистар Пайк. Слева ассистент Густаво Санц Паломера.
Фото: Департамент образования, культуры и спорта правительства Кантабрии, Испания.
На фото запечатлены исследователи пещеры Арсо-Би в Кантабрии, Испания (8), изучающие один из таких рисунков. Здесь хорошо видно, что имеющийся на своде рисунок сейчас даже сфотографировать проблематично. Совершенно неясно, для каких целей делались такие картины. Возможно, они имели отношение к каким-то ритуалам посвящения. Или же это действительно было сделано «для себя», подобно тому, как сейчас ведут личные дневники.
Корабли в пещере Лаха Альта, Испания (предположительно около 6000 до н.э.).
Наскальная живопись просуществовала очень долго, примерно до бронзового века, а в некоторых местах вплоть до нашей эры. Впрочем, даже сейчас наскальные рисунки используют в шаманских практиках некоторые традиционные народности.
Наскальные рисунки с плато Тассилин-Адджер, Алжир. Датируется примерно 200-700 годами нашей эры. Эти рисунки относятся к «периоду верблюдов» по периодизации наскальной живописи Африки.
Человеколев и древнейшие скульптуры
Но нельзя забывать и о развитии скульптуры, которой в этой статье до сих пор уделялось очень мало места. В целом ее развитие продвигалось аналогичным образом, хотя и было сопряжено с известными трудностями в обработке твердых материалов. Древние скульптуры, так же, как и рисунки, в основном представляли собой резные изображения животных, изготовляемые зачастую из бивней мамонтов. Особое внимание стоит уделить фигурке, названой «Человеколев» (9).
Человеколев (нем. L?wenmensch, англ. Lion man).
Человеколев (нем. L?wenmensch, англ. Lion-man) – это вырезанная из бивня мамонта фигурка, найденная в Швабском Альбе около города Ульм, Германия. Возраст статуэтки составляет примерно 40 тысяч лет. Это самое древнее известное науке зооморфное изображение. Статуэтка высотой в 29.6 см представляет собой почти человеческое тело с ярко выраженной львиной головой. Изначально исследователи решили, что Человеколев – мужского пола, но дальнейшие исследования, проведенные Элизабет Шмид, привели ее к мысли, что изображена женщина. Впрочем, нет никаких объективных данных, однозначно говорящих о половой принадлежности фигурки. Как и в случае подавляющего большинства художественных работ древних людей, сейчас невозможно установить ее предназначение, хотя несложно предположить какой-то сакральный смысл, связь человека и природы, мистические представления древних людей.
Венера из Холе-Фельс (Швабская Венера), Германия, 35-40 тыс. лет и Венера Виллендорфская, Австрия, около 30 тыс. лет.
В эпоху ориньянской культуры позднего палеолита (примерно от 33 до 19 тыс. до н.э.), к которой относится Человеколев, достаточно часто встречаются уже упомянутые выше палеолитические «венеры» — резные фигурки женщин.
Венера Лоссельская. Дордонь, Франция, 20 тыс. лет.
Эти фигурки объединяет одна характерная черта — ярко выраженные половые органы и груди, а также большой живот, возможно отражающий беременность.
Конечностям и голове при этом уделялось мало внимания, или же они отсутствовали вовсе. Наиболее вероятное значение Венер именно мистическое — символ фертильности и плодородия. Правда, далеко не у всех «Венер» так подчеркивались аспекты плодовитости.
Венера Гальгенбергская. Австрия, 36 тыс. лет.
Стоит упомянуть, что при раскопках в Холе-Фельс рядом со Швабской Венерой был обнаружен другой занимательный артефакт — птичья кость с отверстиями, скорее всего служившая флейтой. Возраст флейты около 35 тысяч лет. Вероятно, это наиболее древний музыкальный инструмент. Однако это тема уже совсем другого рассказа.
В завершение необходимо отметить, что название данной статьи не вполне точно, поскольку те древнейшие памятники, которые мы рассмотрели, сложно отнести к искусству в том виде, в котором мы понимаем его сейчас. Более корректно было бы назвать это художественной деятельностью. Привычное нам искусство сформировалось позднее.
Швабская костяная флейта.
Несмотря на то, что в наших знаниях о развитии воображения и культуры наших далеких предков еще немало пробелов, имеющаяся картина крайне интересна и ярка.
Удивительно! Три миллиона лет назад человекообразное существо нашло маленький красный камень с рожицей и несло находку в руке тридцать километров просто потому, что камень его заинтересовал.
И спустя три миллиона лет мы приносим домой с прогулки забавные камушки. Не правда ли, когда задумываешься о таком, далёкие предки уже не кажутся столь далёкими?
Роман Болдырев
Первая публикация: www.infosplanet.info
Мы в Telegram: подпишитесь! | Мы в Вконтакте: добавляйтесь! | Наш канал на YouTube | Мы в Дзен: добавляйтесь! | Как помочь проекту |
Проект на тему «Первобытные люди»
Учреждение:
МКОУ Коржевская средняя школа
В ученическом исследовательском проекте по истории на тему «Первобытные люди» автором была поставлена цель, узнать, кто такие первобытные люди и чем они занимались. Для этого учащаяся школы изучила справочную литературу по теме и сделала собственные выводы.
Подробнее о проекте:
В рамках детской исследовательской работы по истории на тему «Первобытные люди» ученицей 5 класса школы были рассмотрены и проанализированы исторические сведения о том, какие временные рамки в истории считаются периодом жизни первобытных людей, выясняется, кто такие первобытные люди и как они жили, как выглядели, одевались, питались и работали.В исследовательской работе (проекте) на тему «Первобытные люди» описаны основные этапы развития первобытных людей, выдвигается гипотеза о том, что древние люди за короткий срок научились изготавливать орудия труда, шить одежду, добывать еду, научились рисовать.
Оглавление
Введение
1. Кто такие первобытные люди.
2. Как жили первобытные люди.
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Эта тема привлекла меня своей актуальностью т. к. меня очень заинтересовала тема «Первобытные люди» и мне захотелось узнать о них больше, так же мне захотелось узнать, как жили первобытные люди.Цель: узнать, кто такие первобытные люди и чем они занимались.
Задачи:
- Прочитать книги по данной теме;
- Просмотреть ресурсы по данной теме.
Гипотеза: древние люди за короткий срок научились: изготавливать орудия труда, шить одежду, добывать еду, научились рисовать.
Предмет работы — основные этапы развития первобытных людей.
Практическая значимость данного исследования заключается в использовании данного материала на классных часах, дополнительной информации на уроках истории средних веков.
Методы исследования:
- Поиск достоверных источников информации с помощью документов, книг, использование компьютерных технологий.
Этапы проведения проекта:
- Подготовительный: — выбор темы и её конкретизация (актуальность — определение целей и формулировка задач).
- Поисково-исследовательский: — обращение к родителям с просьбой включиться в работу проекта; — коррекция сроков и графиков — проведение поисково-исследовательской деятельности.
- Трансляционно — оформительный: — работа над презентацией — оформление проекта — предзащита проекта
- Доработка проекта с учетом замечаний и предложений: — написание сценария защиты проекта — подготовка к публикации проекта.
- Заключительный: защита проекта.
Кто такие первобытные люди
В 1856 г. немецкие шахтеры обнаружили в известняковом карьере в долине Неяндерталь старый скелет. Его череп очень походил на обезьяний, а кости ног были крепкими и слегка искривленными. Одно время ученые даже думали, что скелет принадлежал солдату, погибшему на войне, которая шла в этих местах 50 лет назад. Позднее исследователи установили, что в их руках находиться скелет неандертальца, представителя одного из видов первобытных людей вымершего 50 000 лет назад!
С тех пор было обнаружено множество древних останков доисторических людей. Установлено, что люди и современные обезьяны имели общего предка. Предположительно, им был египтолопитек, который жил 35 миллионов лет назад на территории современного Египта.
Тридцать миллионов лет спустя 1-е человекообразные обезьяны уже лазили по деревьям в Восточной Африке. От них произошли современные шимпанзе и гориллы, а также давно вымершие австралопитеки. Скелет австралопитека был найден в Африке 1974 г.
Как жили первобытные люди
Самые ранние письменные свидетельства о жизни наших предков были сделаны около 5,5 тыс.лет тому назад. О том, как жили люди до этого времени, нам рассказывают сохранившие фрагменты посуды, оружия, строений. Но история человека насчитывает миллионы лет и начало восходит к тому периоду, когда человека насчитывает миллионы лет и начало ее восходит к тому периоду, когда человекообразные обезьяны научились ходить в вертикальном положении.Ученые по крупицам воссоздают образ жизни древних людей. Они изучают остатки их скелетов, чтобы иметь представление о развитии человека. Исследования показывают, как с течением времени люди научились охотиться, пользоваться орудиями труда, вести совместную жизнь и строить жилища. Появление речи стало важнейшим этапом в эволюции человека.
Около ста лет тому назад климат во всех частях земного шара был намного холоднее, чем сейчас. Этот период называется ледниковым. Он окончился приблизительно 10 тыс.лет назад. Обширные территории Европы, Азии и Северной Америки были покрыты льдом. Чтобы выжить в это суровое время, люди должны были объединяться. Это помогало им охотиться на гигантских животных, мамонтов. Для охоты они использовали деревянные копья с каменными наконечниками. Свои жилища люди устраивали в пещерах или делали подобие шалашей из веток и шкур животных.
Люди начали рисовать на стенах пещер во время ледникового периода. Они делали это при свете костров, а в качестве красок использовали порошки из толченых камней или высушенных растений. Возможно, рисунки, которые они делали, предназначались не только для украшения пещер. Изображения бизона , оленя и мамонта символизировали животных, без которых человек не мог существовать. Настенная живопись могла служить своеобразным приношением богам, дабы те благоприятствовали охоте. Подобного рода наскальная живопись была обнаружена в разных странах мира, включая Южную Америку и Австралию.
Ледниковый период сменился потеплением. Люди обнаружили, что можно собирать семена растений и высаживать их на полях. Некоторые растения давали зерно. Его перемалывали в муку, чтобы затем выпекать хлеб. Первые земледельцы жили в деревнях рядом со своими полями. Они также приручали диких травоядных животных. Рогатый скот и свиньи давали людям молоко и мясо.
Заключение
Люди произошли от человекоподобных обезьян. У человека и шимпанзе общий предок. Первыми человекоподобными животными, которые выпрямились и стали ходить на двух ногах.
Для написания данного проекта были использованы ресурсы Сети Итернет
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:
каменный век | Определение, инструменты, периоды, люди, искусство и факты
La Roche aux Fées
Смотреть все СМИ
- Основные события:
- мезолит неолит Палеолитический период
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Что такое каменный век?
Каменный век был доисторическим культурным этапом или уровнем развития человечества, который характеризовался созданием и использованием каменных орудий труда. Это началось примерно 3,3 миллиона лет назад.
Какие три периода каменного века?
Каменный век делится на три отдельных периода: палеолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век) и неолит (новый каменный век). Каждый период основан на степени сложности, которую люди использовали для создания и использования каменных орудий.
Когда начался каменный век?
Начало каменного века совпадает с открытием древнейших известных каменных орудий, возраст которых составляет около 3,3 миллиона лет.
Какие инструменты изготавливались в каменном веке?
Каменный век , доисторический культурный этап или уровень развития человечества, характеризующийся созданием и использованием каменных орудий труда. Каменный век, чье происхождение совпадает с открытием древнейших известных каменных орудий, датируемых примерно 3,3 миллиона лет назад, обычно делится на три отдельных периода — период палеолита, период мезолита и период неолита — в зависимости от степени изощренности в изготовлении и использовании инструментов.
Палеолитическая археология занимается изучением происхождения и развития ранней человеческой культуры между первым появлением людей в качестве млекопитающих, использующих орудия (которое, как считается, произошло где-то до 3,3 миллиона лет назад) и примерно 8000 г. до н.э. эпоха голоцена [11 700 лет назад до настоящего времени]). Он включен во временной отрезок плейстоценовой, или ледниковой, эпохи — интервал примерно от 2 600 000 до 11 700 лет назад. Современные данные свидетельствуют о том, что самые ранние проточеловеческие формы отделились от предков приматов к началу плейстоцена. В любом случае самые старые узнаваемые орудия труда были обнаружены в слоях горных пород эпохи среднего плиоцена (около 3,3 миллиона лет назад), что повышает вероятность того, что изготовление орудий началось с 9 г. до н.э.0043 Австралопитек или его современники. В течение плейстоцена, который следовал непосредственно за плиоценом, произошел ряд важных климатических событий. Северные широты и горные районы четыре раза подряд подвергались наступлению и отступлению ледяных щитов (известных как Гюнц, Миндель, Рисс и Вюрм в Альпах), формировались речные долины и террасы, устанавливались нынешние береговые линии и произошли большие изменения в фауне и флоре земного шара. В значительной степени развитие культуры во времена палеолита, по-видимому, находилось под сильным влиянием факторов окружающей среды, характеризующих последовательные этапы эпохи плейстоцена.
На протяжении всего палеолита люди занимались собирательством, добывая средства к существованию за счет охоты на диких животных и птиц, рыбной ловли и сбора дикорастущих фруктов, орехов и ягод. Артефактическая запись этого чрезвычайно длительного интервала очень неполная; его можно изучать по таким нетленным предметам ныне вымерших культур, которые были сделаны из кремня, камня, кости и рога. Только они выдержали разрушительное воздействие времени, и вместе с останками современных животных, на которых охотились наши доисторические предшественники, это все, чем могут руководствоваться ученые, пытаясь реконструировать человеческую деятельность на протяжении всего этого обширного промежутка времени — примерно 98 процентов времени, прошедшего с момента появления первых настоящих гоминидов. В общем, эти материалы постепенно развиваются от отдельных универсальных инструментов до набора разнообразных и узкоспециализированных типов артефактов, каждый из которых предназначен для выполнения определенной функции. Действительно, это процесс все более сложных технологий, каждая из которых основана на определенной традиции, характеризующей культурное развитие эпохи палеолита. Иными словами, тенденция шла от простого к сложному, от стадии неспециализации к стадиям относительно высокой степени специализации, как это имело место в исторические времена.
В изготовлении каменных орудий палеолитические предки развили четыре фундаментальные традиции: (1) традиции галечных орудий; (2) традиции двустороннего инструмента или ручного топора; 3) отщепно-орудийные традиции; и (4) традиции использования лезвийных орудий. Лишь изредка какие-либо из них встречаются в «чистом» виде, и этот факт во многих случаях привел к ошибочным представлениям о значении различных сборок. Действительно, хотя определенная традиция могла быть заменена в данном регионе более продвинутым методом производства инструментов, старая техника сохранялась до тех пор, пока она была необходима для определенной цели. В целом, однако, существует общая тенденция в порядке, указанном выше, начиная с простых инструментов из гальки, у которых одна кромка заточена для резки или рубки. В Южной и Восточной Азии галечные орудия раннего типа продолжали использоваться на протяжении всего палеолита.
Викторина «Британника»
Археология: викторина по раскопкам и соскобу
Французские топонимы уже давно используются для обозначения различных подразделений палеолита, поскольку многие из самых ранних открытий были сделаны во Франции. Эта терминология широко применялась в других странах, несмотря на очень большие региональные различия, которые действительно существуют. Но французская последовательность до сих пор служит основой палеолитических исследований в других частях Старого Света.
Существует обоснованное мнение, что палеолит закончился с началом голоценовой геологической и климатической эры около 11 700 лет назад (около 9700 лет до н. э.). Также становится все более очевидным, что примерно в это время произошла бифуркация развития в истории человеческой культуры. В большей части мира, особенно в лесах с умеренным и тропическим климатом или на южных окраинах арктической тундры, старые верхнепалеолитические традиции жизни были просто повторно адаптированы к более или менее все возрастающему уровню сбора пищи. Эти культурные реадаптации старых пищевых процедур к разнообразию и последовательности постплейстоценовых сред обычно относят к периоду мезолита. Но и к 8000 г. до н. э. (если не даже несколько раньше) в некоторых полузасушливых районах средних широт мира стали проявляться следы совсем другого пути развития. Эти следы указывают на движение к зарождающемуся земледелию и (в одном или двух случаях) к одомашниванию животных. В случае с Юго-Западной Азией это движение достигло кульминации уже к 7000 г. до н. В Мезоамерике аналогичное развитие, несколько иное в деталях и без одомашнивания животных, происходило почти так же рано. Таким образом, можно утверждать, что в экологически благоприятных частях Юго-Западной Азии, Мезоамерики, на прибрежных склонах под Андами и, возможно, в Юго-Восточной Азии (для чего имеется мало свидетельств) мало, если вообще какие-либо следы мезолита. Общий уровень культуры, вероятно, сразу переместился с уровня верхнего палеолита на уровень зарождающегося земледелия и одомашнивания.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчасТаким образом, картина, представленная историей культуры ранней части периода голоцена, представляет собой одну из двух обобщенных моделей развития: (1) культурная реадаптация к постплейстоценовой среде на более или менее интенсивном уровне питания коллекция; и (2) появление и развитие эффективного уровня производства продуктов питания. Принято считать, что это последнее появление и развитие произошло совершенно независимо в различных местах как Старого, так и Нового Света. По мере того как процедуры и одомашненные растения или животные этого нового уровня производства продуктов питания становились более эффективными и гибкими для адаптации к новым условиям, новый уровень расширялся за счет более старого, более консервативного уровня. Наконец, только в матрице уровня производства продуктов питания была достигнута любая из мировых цивилизаций.
Халлам Л. МовиусРедактор Британской энциклопедииРоберт Дж. БрейдвудРедактор Британской энциклопедииПолный список инструментов для документирования древнеегипетских памятников
Инструменты Автор Кристиан ВертесХорошо зарекомендовавший себя Производитель графических планшетов Huion недавно выпустил новый планшет с ручкой и клавиатуру под названием Inspiron KeyDial K200. Благодаря инновационному дизайну он создан для художников, которых не особенно привлекают интерактивные дисплеи и которые не хотят выкладывать лишние деньги за пульт дистанционного управления.
Инструменты Автор Кристиан ВертесМожет показаться, что это не имеет отношения к цифровой документации, но digitalEPIGRAPHY хотела бы обратить ваше внимание на устройство, которое оказывает влияние не на ваш эпиграфический продукт, а на то, как он создано.
Инструменты Автор Krisztián VértesЕще пару дней назад у меня были довольно противоречивые чувства по поводу последнего стилуса Adonit для iPad с соответствующим названием Note-M. Предполагается, что прозвище «M» означает мышь, и действительно, новинкой здесь является сочетание компьютерной мыши со стилусом iPad.
Инструменты Автор Krisztián VértesОдин из краеугольных камней удобства использования планшета в эпиграфической работе (или в любой деятельности, связанной с рисованием, если уж на то пошло) — насколько хорошо мы привыкаем к использованию стилуса. на стеклянных поверхностях. Если вы когда-либо рисовали рисунок на световом столе или держа его на оконном стекле, вы уже знаете, насколько чужеродным может быть стекло по сравнению с традиционными носителями.
Инструменты Автор Krisztián VértesС только что выпущенным Wacom One, digitalEPIGRAPHY пересматривает и сравнивает бюджетные варианты Wacom, чтобы увидеть, смогут ли новые Cintiq быть достаточно конкурентоспособными на устоявшемся рынке недорогих дисплеев для рисования.
Инструменты Автор Krisztián VértesЛибо рисование в полевых условиях у памятников, либо рисование тушью в студии, создание четких линий и плавных кривых требует большой поверхности для рисования с большим пространством для локтей.
Инструменты Автор Krisztián VértesХотя новый iPad Air от Apple может показаться знакомым тем, кто помнит 10,5-дюймовый iPad Pro двухлетней давности, это совершенно новый планшет среднего уровня. между iPad начального уровня и моделями Pro высокого класса.
Инструменты Автор Krisztián VértesНовый Apple Pencil должен быть защищен на случай, если он случайно упадет на землю, и теперь FRTMA выпустила 2 разных силиконовых чехла для защиты вашего нового стилуса.
Инструменты Автор Krisztián VértesНовые планшеты Cintiq Pro от Wacom — отличные дисплеи для рисования, но они не обеспечивают огромной гибкости, когда дело доходит до выбора правильного положения для рисования.
Инструменты Автор Кристиан ВертесAdobe Photoshop CC — это программа для редактирования фотографий, изображений и дизайна, созданная для профессиональных дизайнеров, фотографов и художников. Теперь он является частью службы Adobe Creative Cloud…
Инструменты Автор Krisztián VértesХотя мы в digitalEPIGRAPHY стремимся к программному обеспечению, которое лучше всего подходит для наших полевых и студийных нужд рисования, бывают случаи, когда нужно поэкспериментировать с альтернативами.
Инструменты Автор Krisztián VértesВо второй части презентации недорогих художественных дисплеев digitalEPIGRAPHY хотела бы обратить ваше внимание на еще одну новую компанию, основанную в Японии в 2005 году, под названием XP-ручка.
Инструменты Автор: Krisztián VértesХотя на данный момент все внимание приковано к новым iPad от Apple и его совершенно новому Apple Pencil 2-го поколения, все еще есть несколько причин, чтобы включить оригинальную версию с нашими рекомендуемыми инструментами.
Инструменты Автор Krisztián VértesКогда дело доходит до покупки графического планшета для работы в студии и/или в полевых условиях, нужно учитывать множество факторов, таких как размер, точность, чувствительность к давлению, эффективность и, что не менее важно, экономичность.
Инструменты Автор Krisztián VértesУ многих цифровых художников возникает проблема, что через некоторое время использования планшета Wacom поверхность нагревается, и их руки начинают «прилипать» к рисунку. , что делало стеклянную поверхность далеко не идеальной для плавного мазка, который они собирались нарисовать.
Инструменты Автор Krisztián VértesМелкозернистая пыль, которая находится в воздухе, потенциально является самой большой опасностью при работе в полевых условиях с нашими ценными цифровыми инструментами. Очевидно, что ваш iPad нуждается в защите, когда он лежит в сумке, когда его несут к памятнику и обратно…
Инструменты Автор Krisztián VértesПоскольку новые iPad Pro только что появились в магазинах Apple Store по всему миру, возможно, самое время пересмотреть самый функциональный планшет прошлого года для тех, кто думает об инвестициях. в мощное устройство для рисования, но находятся на более бюджетной стороне спектра.
Инструменты Автор Krisztián VértesApple Pencil — фантастический аксессуар для iPad Pro, но он скользкий и постоянно перекатывается. Этот недорогой футляр для Apple Pencil призван спасти положение. Чехол FRTMA представляет собой силиконовый держатель и ручку для Apple Pencil, в боковую часть которой встроены сильные магниты.
Инструменты Автор: Krisztián VértesLogitech Craft имеет аккуратный внешний вид и включает «творческий диск ввода» прямо над клавишей выхода. Он предназначен для расширения возможностей таких программ, как Photoshop, Illustrator и Office. В то время как многие клавиатуры в прошлом имели колесики регулировки громкости, циферблат Craft представляет собой настраиваемый и интуитивно понятный механизм ввода для различных приложений и применений.
Инструменты Автор Кристиан ВертесProcreate — отмеченное множеством наград приложение для рисования, предназначенное для творческих профессионалов. Приложение Procreate, созданное исключительно для iPad, позволяет вам создавать красивые наброски, вдохновляющие картины и потрясающие иллюстрации, где бы вы ни находились.
Инструменты Автор Кристиан ВертесHej Stylus! V3 — это первое глобальное приложение для стабилизации пера для Mac. Он способен сглаживать значения положения, давления, наклона и вращения. Он также отображает давление и стабилизирует рисование линий с помощью инструмента линейки.
Инструменты Автор Krisztián VértesДизайнерская клавиатура Delux — это полезный инструмент, избавляющий от необходимости запоминать все сочетания клавиш, которые цифровой художник должен использовать каждый день, и помогающий свести к минимуму время, которое человек тратит. с повторяющимися задачами при работе с Photoshop и т. д. Это идеальный продукт, специально созданный для дизайнеров, чтобы повысить эффективность их работы.
Инструменты 2018″ itemprop=»datePublished»> 27 сентября 2018 г. Автор Krisztián VértesiPad, как и Wacom Companion, состоит в основном из поверхности экрана, практически без рамки, за которую можно было бы ухватиться. По этой причине очевидным первым шагом в настройке оборудования является, опять же, получение чертежной доски большего размера, в которую можно вставить устройство, и которая также служит защитным чехлом, создавая большую поверхность для рук художника.
Инструменты Автор Кристиан ВертесСуществующие подставки для iPad предназначены для iPad меньшего размера, в основном для потребления. С iPad Pro они хлипкие, не имеют регулировки и раздражают в использовании. Решение Elevation Lab предлагает что-то вроде традиционного чертежного стола — прочную, прочную и удобную подставку для использования в течение всего дня.
Инструменты Автор Krisztián VértesАксессуар, который следует рассмотреть всем, кто использует решения Wacom в полевых условиях или в студии. Это маленькое беспроводное устройство оснащено набором из семнадцати настраиваемых кнопок и сенсорным кольцом, позволяющим художнику получить мгновенный доступ одним касанием к быстрым клавишам.
Инструменты Автор Кристиан ВертесAstropad Studio превращает iPad Pro в полностью настраиваемый графический планшет. Это самый производительный инструмент Astro HQ для самых требовательных творческих работ.
Инструменты Автор Krisztián VértesLogitech Crayon — универсальный цифровой карандаш с точностью до пикселя, разработанный специально для iPad 6-го поколения и его большого дисплея Multi-Touch Retina, который привносит новое измерение в обучение и открывает новые возможности для творчества для любого цифрового художника с ограниченным бюджетом.