Как нарисовать музыкальный инструмент рожок – Славянский духовой музыкальный инструмент Рожок

Содержание

Славянский духовой музыкальный инструмент Рожок

Славянский духовой музыкальный инструмент Рожок

Славянский духовой музыкальный инструмент Рожок

Рожок принадлежит к Русским народным духовым музыкальным инструментам.
Обычно,  рожок делается из древесины клена, можжевельника или березы.

Часто рожок берет свое название от той местности, где он был произведен и приобрел самую высокую популярность.

Рожок широко используется в арсенале пастухов, воинов и сторожей.
Звук рожка всегда приковывал внимание и слух человека и служил своеобразным сигналом для  своих родичей о нападении какого-нибудь лиха.

Кроме подачи сигналов, рожок мог служить для  для воспроизведения песенных и танцевальных мелодии.

Репертуар рожечников представлен достаточно широко.

Не отличается сложностью и устройство рожка:  коническая прямая деревянная трубка,  с пятью игровыми отверстиями сверху и с одним отверстием – снизу.
На противоположных сторонах рожка находятся раструб и мундштук, приспособленный для извлечения звука.
Раструб изготавливался из рога домашнего животного или из древесины (например, бересты).

Звук рожка достаточно резкий и звучный, одновременно обладает скрытой силой и мягкостью.

Звуковой диапазон достигает десятка нот, из которых рождаются миллионы различных мелодий и композиций.

Похожие статьи

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

Мой мир

putisvaroga.ru

Рожок русский — музыкальный инструмент — история, фото, видео

Рожок русский

Духовые деревянные

Основные сведения

Рожок русский — духовой деревянный музыкальный инструмент.

Русский рожок имеет разные названия: помимо «русский» — «пастушеский«, «песенный«, «владимирский«.



Название «

владимирский» рожок приобрёл сравнительно недавно, в конце XIX века в результате успеха, который имели выступления хора рожечников под управлением Николая Васильевича Кондратьева из Владимирской области.

Рожечные наигрыши подразделяются на 4 жанровые разновидности: сигнальные, песенные, плясовые и танцевальные. Репертуар наигрышей обширен. Одних только пастушеских сигналов насчитывается несколько типов. Основное место в репертуаре рожечников занимают песенные наигрыши.

Устройство

Рожок представляет собой конической формы прямую трубу с пятью игровыми отверстиями сверху и одним снизу. На нижнем конце есть небольшой раструб, на верхнем вклеенный мундштук. Мундштук вырезают в форме мелкой чашечки, а нижний конец ствола — в виде конического раструба. Общая длина рожка колеблется от 32 до 83 см.

Изготовляют рожок из березы, клена или можжевельника. По утверждению музыкантов, лучшими звуковыми качествами обладают можжевеловые рожки.

В прошлом их выделывали тем же способом, что и пастушеские рога, то есть из двух половин, скрепленных берестой. В настоящее время их вытачивают на токарном станке.

Звук у рожка сильный, но мягкий.

Диапазон рожка немного больше октавы.

Извлечение звука на рожке довольно трудно.

Типы рожков

Существуют 2 типа рожка: для сольной и для ансамблевой игры.

  • Ансамблевые разновидности рожка называются в народе «визгунок» и «бас«. Они всегда настроены один относительно другого в октаву и имеют максимально и минимально возможный размер.
  • Для сольной игры обычно используются рожок средних размеров. К таким рожкам относится «полубасок«.

Происхождение, история, использование

Первые письменные свидетельства о рожке появляются только во второй половине XVIII века в описаниях музыкальных инструментов Тучкова, Штелина и Гасри. В них рожок предстаёт как широко распространённый, исконно русский инструмент: «Орудие это едва ли не самими русскими изобретённое».

Звук рожка, по словам Штелина очень сильный и пронзительный, используется пастухами не только в работе, но и «в кабаках для веселения», и «в лодке для сопровождения пения гребцов».

Впервые подробно рожок исследован Н.Приваловым, затем продолжили изучение традиций Б.Смирнов, К.Бромлей.

Упоминание ансамблевой игры на рожках относится к XVII веку, что позволяет возводить традицию рожечной игры к более раннему времени. Не исключено, что название «рожок» закрепилось за инструментом в более позднее время, и что в ранних письменных источниках он скрыт под названием «труба».

В хоре Н.В.Кондратьева было 12 рожечников. Он делил их на три группы. Одна исполняла высокие подголоски, другая — основную мелодию в среднем регистре. Нижние подголоски игрались на басовых рожках.

Исполнители в хоре рожечников были простые пастухи, незнающие музыкальную грамоту, потому каждый из музыкантов должен был быть ещё и композитором, уметь разрабатывать данную ему тему не выходя из пределов общего ансамбля.

Этот хор совершил многочисленные поездки по различным городам России и с большим успехом выступал на Международной выставке в Париже в 1884 году.

Во второй половине XIX — начале ХХ века ансамблевая игра на рожках получила широкое распространение, особенно в бывших Владимирской и Тверской губерниях.

В наше время ансамблевая и сольная игра на рожках частично практикуется, особенно во Владимирской и отчасти в Костромской областях. Кроме того рожки иногда вводятся в состав оркестров русских народных инструментов.

Видео: Рожок на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Продажа инструментов: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

Натуральные витамины, спортивное питание, косметика, травы, продукты ►

eomi.ru

Русские народные музыкальные инструменты — Щи.ру

Обилие духовых, струнных и ударных инструментов говорит о культурном богатстве древних русских. Впитывая звуки природы, народ создавал из подручных материалов нехитрые трещотки и свистульки. Каждый ребенок на Руси обладал навыками изготовления и игры на простых музыкальных инструментах. Это было неотъемлемой частью народной культуры и быта со времён Древней Руси. Многие из них используются по сей день в неизменном виде – иные были усовершенствованы и легли в основу народных оркестров.

Русская народная музыка (инструменты):


Балалайка

Балалайка стала символом русской культуры. Это трёхструнный щипковый инструмент с треугольной декой. Первые упоминания инструмента датируются XVII в. но массовое распространение инструмент получил только спустя сотню лет. Классическая балалайка произошла от восточнославянской домры с двумя струнами и округлой декой.

Статус народного инструмента был присвоен ей неспроста. Корень слова балалайка такой же, как в словах балакать или балаболить, которые означают бессодержательный, ненавязчивый разговор. Так и инструмент чаще всего выступал аккомпанементов для досуга русских крестьян.


Гусли

Ещё один струнный народный щипковый инструмент, но гораздо старше балалайки. Первые исторические свидетельства использования гуслей относятся к V веку. Предок инструмента точно не установлен, но, согласно наиболее распространённой гипотезе они произошли от древнегреческой кифары. Существовало несколько типов гуслей с резонатором различной формы и количеством струн от 5 до 30.

Гусли всех типов (крыловидные, шлемовидные, лироообразные) использовались для аккомпанемента голосу солиста, а музыканты назывались гуслярами.


Рожок

Небольшой мундштуковый духовой инструмент со раструбом на конце ствола и шестью игровыми отверстиями (одновременно название группы духовых инструментов). Традиционный рожок вырезался из можжевельника, берёзы или клёна. Ансамблевая и танцевальная разновидность инструмента произошли от сигнальных рожков пастухов и воинов, которые аккомпанировали и досугу, и работе.

Первые сведения о рожках, зафиксированные на бумаге, датируются XVII веком, но фактически их начали использовать гораздо раньше. С XVIII века появляются упоминания о рожковых ансамблях.


Домра

Традиционный славянский щипковый струнный инструмент – прародитель балалайки. Принципиальные отличия от первой от последней заключаются в конфигурации деки (овальной и треугольной соответственно). Широкое распространение получила в XVI веке, предположительно эволюционировав из монгольских двухструнных щипковых инструментов.

Существуют трёх- и четырёхструнная версия инструмента. Домра считалась инструментом путешествующих скоморохов (игрок на домре — домрачей).


Баян

Баян – русский народный музыкальный инструмент с баварскими корнями. Конструктивной основой для него послужила гармоника. Первый инструмент был создан мастером Мирвальдом в 1891 году, а уже в следующем баяны появились и в России. Однако название инструмента впервые упоминается в 1903-м году (до этого он назывался хроматической гармонью).

Это сольный концертный или ансамблевый инструмент. Однако нередко он аккомпанирует и народному досуга на общественных гуляниях или семейных праздниках.


Русская гармонь

Ручная гармонь пришла в русскую музыкальную культуру вместе с нашествием монголо-татар. Её прародителем стал китайский инструмент шен. Китайский прародитель прошел долгий путь из Азии в Россию и Европу, но массовую народную любовь гармоника получила после 1830-х годов, после открытия первого производства. Но даже при наличии поставленного производства большую часть инструментов изготавливали народные мастера, что способствовало широкому конструктивному разнообразию.


Бубен

Установить время и место появления бубна как музыкального инструмента практически невозможно – он использовался в различных обрядах многих народов. Обрядовые бубны чаще всего представляют собой кожаную мембрану на круглом деревянном каркасе – обечайке. На обечайку русских музыкальных бубнов часто подвешивались бубенцы или круглые металлические пластины.

На Руси бубном назывался любой ударный музыкальный инструмент. Четко выделяется ратный и обрядовый бубен. Именно они послужили основой для бубнов музыкальных, используемых во время выступлений скоморохов и других увеселительных мероприятий.


Дрова

Ударный инструмент с говорящим названием дрова «вырос» из обычной вязанки дров. По принципу действия он схож с ксилофоном. Звук извлекается специальной колотушкой из деревянных пластин. В нижней части каждой пластины выбирается углубление, от глубины которого зависит высота звука. После настройки пластины лакируются и собираются в связку. Для изготовления дров используется высушенная берёза, ель и клён. Кленовые дрова считаются самыми благозвучными.


Свистулька

Небольшой керамический духовой инструмент – свистулька – часто снабжался декоративными элементами. Особо популярны были свистульки в виде птиц с декоративной росписью. Предпочитаемые существа и орнаменты часто указывают на регион изготовления инструмента.

Свистульки издают высокие трели. В некоторые виды свистулек заливается вода и тогда трели получаются с переливами. Создавались свистульки как детские игрушки.


Трещотка

Ряд деревянных пластинок, скрепленных шнурком, это и есть славянская трещотка. Встряхивание такой связкой создаёт резкие хлопающие звуки. Трещотки изготавливаются из прочных пород древесины – дуба, к примеру. Для увеличения громкости между пластинами вставляются прокладки порядка пяти миллиметров толщиной. Использовался инструмент на ярмарках и народных гуляниях для привлечения внимания к тому или иному выступлению.


Деревянные ложки

Ещё один символ русской культуры – деревянные ложки. Это единственный ударный инструмент, которым можно есть. Древние русские использовали ложки для извлечения ритмических звуков не меньше, чем для еды. Ложки из разных пород древесины с характерной росписью используется в комплектах от двух до пяти. Наиболее распространён вариант с тремя – две зажаты в левой руке ложкаря, а третьей он ударяет по нижним сторонам черпаков.


schci.ru

история, виды рожков, владимирские рожечники.

Рог на Руси издавна служил сигнальным инструментом. Звуком рога собирали народ для сообщения важных известий, оповещали о прибытии почты, доставляемой ямщиками. Под звуки рога проходила охота. Сигнал рога звучал во время военных действий и торжественных церемоний. Начиная с X в. рог упоминается в устном народном творчестве (песнях, былинах, сказаниях), его изображение встречается в древнерусских летописных сводах и фресковой живописи.

В конце XVII – начале XVIII вв., по мнению исследователей русских народных инструментов, получил широкое распространение пастушеский рожок как музыкальный инструмент. Он служил для подачи сигналов во время работы: звуком рожка пастух собирал стадо, пас его и охранял. Во время отдыха на рожке исполнялись несложные наигрыши. В полях можно было услышать целые «оркестры» рожечников. Пастушеские рожки приобрели большую популярность у народа, особенно в крестьянской среде.

Первоначально рожки изготовлялись из натуральных рогов животных, но постепенно были заменены деревянными трубками конической формы. Для изготовления инструмента народные мастера, как правило, использовали берёзовые заготовки длиной 150-200 см: продольно их раскалывали, полукруглыми стамесками выбирали древесину, оплетали берестой две обработанные половинки. Перед игрой рожок смачивали водой, чтобы щели на стволе плотно закрылись, и звучание стало более сильным. Небольшое углубление в начале ствола служило мундштуком. Раструб делали конической формы из жести или натурального коровьего рога.

Большое распространение рожок получил среди пастухов в селах центральной России. Но наибольшую известность как музыканты-рожечники уже в XIX в. приобрели крестьяне Владимирской губернии. Весной вместе со своими рожками они выезжали на сезонные работы в села других губерний. По сути, сформировался целый отхожий промысел владимирских рожечников. Они были непременными участниками праздников в селах, выступали и на городских ярмарках.
Ансамбли, составленные из музыкантов-рожечников, стали называться «хорами».

В середине 1870-х годов в деревне Мишнево Ковровского уезда Владимирской губернии (ныне Камешковский район) крестьянином Н.В. Кондратьевым был создан оркестр рожечников, состоящий из крестьян различных сел – Мишнево, Суслово, Горки, Берково, Остров, Машково, Симаково. Эти неграмотные люди были хорошими музыкантами, которые играли по памяти и свободно импровизировали. Первые выступления «хора» рожечников проходили в основном на праздниках и гуляньях в соседних губерниях.

Особый успех пришел к крестьянским музыкантам в Петербурге в 1883 г., когда они были приглашены в Петергоф и играли для самого императора Александра III и его семьи. Рукоплескали владимирским рожечникам даже Париж и Берлин, где им пришлось показывать мозоли на руках, доказывая, что они не переодетые артисты из консерватории, а настоящие крестьяне. В 1896 г. владимирские рожечники с большим успехом выступили на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде, что было отмечено в печати. На их искусство и верную передачу напевов русских песен тогда обратил внимание Максим Горький. В 1902 г. владимирские рожечники своим творчеством покорили посетителей Всероссийской кустарной выставки в Петербурге.

Владимирскими рожечниками Н.В. Кондратьев руководил до начала XX в., передав потом эту роль своему ученику и участнику хора П.Г. Пахареву. Уже в советское время хор рожечников выступал на владимирских губернских совещаниях и конференциях. В 1923 г. рожечников тепло принимали на первой Всероссийской сельскохозяйственной выставке в Москве. Владимирские крестьяне-рожечники своим самобытным творчеством способствовали развитию народной музыки.

Пастушеский рожок с той поры стал именоваться «владимирским», благодаря славе Н.В. Кондратьева и его рожечников, хотя распространен был во многих губерниях. Владимирский рожок и владимирские рожечники как особые понятия включены во все энциклопедические словари. Не случайно на гербе Камешковского района Владимирской области изображен пастуший рожок.

Владимирский рожок – это уже не просто пастуший атрибут, а вполне самостоятельный музыкальный инструмент. Изготовляют его из берёзы, клёна или можжевельника. По утверждению музыкантов, лучшими звуковыми качествами обладают можжевеловые рожки. Звук рожка, сильный и пронзительный, зависит от его размера. Существуют две разновидности рожка: малый рожок (местное название – «визгунок»), длиной 30-32 см, и большой рожок («бас»), длина которого может достигать одного метра. Иногда используется рожок, средний между малым и большим – «полубасок», длиной 50-60 см.

Рожки имеют шесть игровых отверстий: пять из них расположены на лицевой стороне, одно – с тыльной. Они находятся относительно друг друга на одинаковом расстоянии. Часто мастера не придавали особого значения расположению отверстий на стволе рожка. Поэтому разница в их местоположении иногда составляла 3-4 см. Чистота тонов достигалась силой подачи струи воздуха, позволяющей повышать или понижать тон.

Традиции музыкального искусства хора рожечников Н.В. Кондратьева на Владимирской земле сегодня сохраняет и развивает ансамбль народной музыки «Владимирские рожечники». Он был создан в 1997 г., в 2006 г. ансамблю присвоено звание «Народный коллектив». Художественный руководитель ансамбля – лауреат премии Правительства России «Душа России» Александр Лебедев. Ансамбль выступал на лучших концертных площадках страны (в залах РАМ им. Гнесиных, в концертном зале им. П.И. Чайковского, в Кремлевском Дворце Съездов), совместно с фондом «Новые Имена» был на гастролях в Германии. Ансамбль является лауреатом и дипломантом Международных и Всероссийских конкурсов, а также активным участником проекта народной артистки России Надежды Бабкиной – Всероссийского фестиваля-марафона «Песни России». Ансамбль «Владимирские рожечники» является одним из базовых коллективов Областного Центра народного творчества.

«Владимирские рожечники» ведут большую концертную и просветительскую работу, выступая в общеобразовательных школах, воинских частях, больницах, на областных и городских мероприятиях. Во время каждого концерта А. Лебедев старается познакомить зрителей с историей владимирского рожка, его устройством, с народной русской музыкально-песенной культурой.

Репертуар коллектива состоит из народных песен и наигрышей, которые исполняли владимирские рожечники в конце XIX – начале XX веков, а также современных обработок народной музыки. В программы концертов включаются лирические, плясовые, свадебные, кадрильные, календарные, шуточные, солдатские песни разных областей России. Артисты не только играют на рожках, но поют и пляшут.

«Владимирские рожечники» – это очень яркий и самобытный коллектив народной музыки, и сегодня, по сути, стал «визитной карточкой» Владимирской области.

Автор: В. Королькова

www.tourism33.ru

Пастуший рожок — русский народный духовой инструмент

Пастуший рожок может называться по-разному: «владимирский», «русский», «песенный». Это уникальный музыкальный инструмент, который относится сугубо к русской культуре. Такое количество названий зависит от территорий. Ведь русские земли настолько неохватны, что в каждом уголке народ именует рожок по-своему. Где-то его называют «трубой», а где-то «дудкой». Название «владимирский» рожок получил после популярности известного хора во Владимирской области.

Что такое пастуший рожок, из чего он изготавливается?

Пастуший рожок — русский народный духовой музыкальный инструмент, который изготавливается, как правило, из клёна, бёрезы или можжевельника. Причем, говорят, что пастуший рожок, сделанный из можжевельника, является самым лучшим и функциональным инструментом.

В старину рожки изготавливали из 2-х частей, а затем скрепляли их берестой. В наше время их делают на специализированных станках для изготовления рожков.

Пастуший рожок обладает конусной формой в виде трубки и имеет 5 отверстий для игры и еще по паре отверстий снизу и сверху. Также в состав рожка входит раструб и мундштук. Размер у музыкального инструмента может быть самым разным. Это зависит от его предназначения. Длина варьируется от тридцати сантиметров до девяноста.

Разновидности пастушьего рожка

Качества отдельного рожка напрямую зависят от непосредственно его назначения. Имеют место быть два вида пастушьих рожков. Первый из них называется «визгунком» или «басом» и его предназначение — ансамблевое исполнение. Такие рожки имеют минимальный размер и очень низкий звук для удобства в использовании. Второй именуется «полубаском», и он служит для сольного исполнения. Размер таких рожков должен быть средним.

Важно отметить, что музыкальный инструмент обладает весьма сильным звуком, но довольно мягким и приятным для восприятия.

На сегодняшний день ансамблевые и сольные рожки, к сожалению, уже практически не используются, однако некоторые оркестры вводят эти инструменты для национального колорита в своих выступлениях.

История пастушьего рожка

История этого музыкального инструмента не является очень древней, потому что первые упоминания о рожке найдены в XIX веке. Однако важно отметить, что такие термины как «дудка», «труба» могут означать то же, что и современный рожок. Возможно «рожок» — это более новое наименование. А это значит, что корни происхождения этого музыкального инструмента ещё более глубоки, чем мы подозреваем.

Рожок широко использовался и используется ныне охранниками, воинами и пастухами.

Рожки прославились в XIX веке, после выступлений знаменитого рожкового хора, которым руководил Николай Кондратьев. Хор просуществовал около сорока лет, завоевав огромную популярность среди соотечественников. В составе хора было 12 рожечников, которые были разделены на три группы по четыре человека. Каждая группа была ответственна за свое задание. Например, первая группа была нацелена на исполнение высоких подголосков, вторая — на основную мелодию, а третья — на нижние подголоски. Этот хор обрел огромную популярность в России. Они играли в высоких кругах. Также они нашли своих почитателей и за рубежом.

А название «владимирский» рожок он получил из-за того, что знаменитый хор изначально выступал во Владимире.

Предназначение пастушьего рожка. Как на нём играть?

Музыкальный инструмент рожок может использоваться для разных целей и поэтому выделяют несколько жанров наигрышей для рожков :

  • сигнальные напевы;
  • танцевальные;
  • плясовые;
  • песенные.

Сигнальные рожки используются для управления стадом овец, танцевальные или плясальные служат для проведения танцевальных обрядов. И самыми используемыми и популярными являются песенные наигрыши для рожков.

fb.ru

Музыкальные инструменты своими руками для детского сада фото по шагам

Музыкальные инструменты – лучший атрибут для игр в рыцарей. Известно, что каждый выдающийся воин носил на своем бедре рожок-горн, в который трубил в моменты тревоги и опасности. Отличное дополнение к извечной паре «щит и меч», наш закрученный спиралью рожок потребует от вас минимум материалов и времени, зато вы сможете быть уверены: в вашей семье растет новый Роланд, Айвенго и Арагорн. Трепещите, злодеи! Ну а мы покажем, как сделать музыкальные инструменты своими руками для детского сада и покажем фото по шагам.

Рожок

Для создания этой самоделки вам понадобится узкая гофрированная трубка, скотч и воронка. Продеваем носик воронки в трубку, закрепив его при необходимости скотчем.

Сворачиваем (если это не было сделано раньше) трубку в колечко и фиксируем его в трех точках при помощи все той же клейкой ленты. Вот и все – рыцарь к битве готов!

Флейта

Подвиги – это прекрасно, но в ратной жизни должно быть место и для привалов, отдыха, веселых песен и длинных баллад. Флейта для них – самый лучший аккомпанемент. Музыкальные инструменты своими руками помогают и здесь: создание нашей флейты почти не стоит труда, а поет она почти как настоящая.

Итак, нам нужны:

  • Соломинки для питья
  • Наш друг и волшебник скотч
  • Ножницы и линейка

Что мы делаем

Первую соломинку мы отставляем без изменений, от второй – отрезаем два сантиметра, от третьей – четыре и так до тех пор, пока не дойдем до последней, девятой трубочки (от нее малышу придется отхватить восемнадцать сантиметров).

Ранжируем трубочки по росту и обматываем их клейкой лентой.

Работа окончена!

Кстати говоря, не забудьте посетить раздел нашего сайта, посвященный рукоделию. Вас ждет огромное множество оригинальных идей!
Записать слова песни или нарисовать менестреля ваш малыш сможет на специальной бумаге – она ждет вас вот по этой ссылке! Благодарим вас за неугасающий рыцарский дух! Музыкальные инструменты своими руками: замены им нет!

www.fun-edu.ru

Русские народные инструменты (гусли, балалайка, рожок, кувички)

   Всем нам известные русские народные инструменты: гусли, балалайка, рожок и другие – очень древнего происхождения. О многих из них рассказывается еще в былинах.
   Храбрый богатырь Добрыня Никитич, например, свое пение сопровождал игрой на гуслях…

… Учал он по стрункам похаживать
Учал он голосом поваживать
Зачал в гусли играть – приговаривать:
Все на пиру приутихли – сидят.
Сидят на него поглядывают…

говорится в былине.
   Искусным гусляром был и герой другой былины – Садко. Он спустился на дно морское и своей музыкой пленил всех обитателей подводного царства. О замечательной игре Баяна на гуслях упоминается в «Слове о полку Игореве». Слушателям его казалось, что «Баян не десять пальцев, а будто десять быстрокрылых соколов на струны вскидывал» и струны, как живые, рокотали под его пальцами и лились вдохновенные песни.
   Почему же в старину именно этот инструмент был одним из самых излюбленных? Потому, что гусли легко изготовлять и удобно носить с собою.
   В одной старинной песне поется про детинушку, который несет на одном плече ружье, а на другом – гусли. Еще в XVIII веке почти каждый солдат имел гусли и играл на них.
   Гусли имеют вид небольшого дощатого ящика, на котором натянуты струны. Ящик этот образует тело инструмента и усиливает звук, дает резонанс, – иначе звук получался бы слабым. Особую звонкость придают гуслям некоторые породы дерева: белый клён, яблоня, рябина.

… Срубили яблоньку под самый
корешок
Раскололи ее на доски на тонкие.
На доски на тонкие, делать гусли
звонкие.

   Металлические, иногда золоченые и даже золотые, струны гуслей прикрепляются с одного конца инструмента наглухо, а с другого – к стерженькам.
   Гусляр сидит во время игры, положив гусли на колени. Он перебирает струны обеими руками, щиплет их. Если надо приглушить звук, он накладывает на струны ладонь, а концы пальцев в это время касаются других струн. Гусляры обычно выступают группами, ансамблями или же участвуют в народном оркестре.
   Однако гусли не единственный инструмент древности. Старинная поговорка гласит: «У Еремы гусли, а у Фомы домра».
   Родина домры на востоке нашей страны – у бурят и татар. А попала она в древнюю Русь, вероятно, с полчищами Батыя и Мамая. От домры произошла балалайка – один из самых любимых и распространенных народных инструментов.
   У домры кузов – полукруглый, а у балалайки он получил треугольную форму. Это очень упростило изготовление инструмента. Стоит только склеить несколько плоских треугольных дощечек – и кузов готов! Достаточно приклеить плоскую, длинную дощечку-шейку, – и готово уже все тело, весь корпус. Так создался совсем новый инструмент.
   У домры звук певучий, нежный, а у балалайки более отрывистый, задорный. На домре играют особым способом, с помощью небольшой костяной пластинки, а на балалайке ударяют по струнам пальцами. Вероятно за свой веселый, как бы задорный, звук, этот инструмент стали называть «балалайкой-балабайкой».
   Балалайка появилась в начале XVIII века. В деревне и в городе многочисленные балалаечники обычно сами изготовляли себе инструменты.
   Кроме струнных народных инструментов существуют еще и духовые. Это большие военные рога, трубы самых разных размеров, пастушьи рожки, дудки, свирели, кувички, жалейки и другие. Звук в них получается от вдувания воздуха ртом. Из чего их только не делают! Тут и коровьи пустотелые рога и кусочки дерева разных пород, и береста, и тростник, и проволочки, и кожа. Звук у них бывает иногда мягкий, иногда пронзительный. Почти из любого материала можно создать несложный духовой инструмент. Но, конечно, мастер должен знать некоторые неприметные «секреты». Вот что получилось, когда один ученый-музыкант Привалов решил изготовить простой пастуший рожок, такой, какие во множестве были распространены в бывших Новгородской, Тверской, Смоленской, Московской и Владимирской губерниях.
   Рожок – это трубочка, с небольшим расширением и раструбом нижнего конца. Каждую половинку этой трубочки выстругивают отдельно, затем их склеивают, а шов прокладывают паклей. Потом рожок плотно оборачивают берестой. Вдоль трубочки, по длине рожка, делают отверстия. В «верхнем» узком конце рожка – мундштук-чашечка, – в нее вкладывают губы, когда вдувают воздух.
   Привалов выточил совершенно такой рожок, каких немало он видел в деревнях. Но мундштук он усовершенствовал, сделал по образцу мундштуков оркестровых инструментов. И что же? Звук рожка, обычно нежный, стал походить на дико воющую трубу. Тогда Привалов заменил свой мундштук обычным, как у деревенского рожка. Но опять его ожидал неприятный «сюрприз»: дикий вой перешел в мрачный хрип.
   В чем же заключается секрет неудачи Привалова? Казалось, все в точности совпадает: и форма, и размер. Но Приваловский рожок упорно хрипел. Прошло не мало времени, прежде чем Привалов понял в чем «секрет» рожка. Он изготовил свой рожок из дерева яблони, а пастухи вырезали рожки из можжевельника. И ни одно дерево (кроме пальмы), в этом убедился теперь Привалов, не могло заменить можжевельника.
   Рожечники часто устраивали ансамбли, объединялись. Бывали замечательно сыгравшиеся, как говорят, «подладившие» мастера игры на рожках. Играли они, обычно, на рожках с разной высотой звука. Так, например, в одной деревне жили три друга – искусные рожечники. Они «наладились» играть втроем и нередко выступали у себя в деревне. Потом они уехали в Петербург. Там они поселились в разных концах города: Никита Корзинов, рабочий Путиловского завода, за Нарвской заставой, Иван Колобков – за Московской заставой. Но и это не помешало их любимому занятию. В часы отдыха они по-прежнему собирались вместе, чтобы поиграть на любимом инструменте.
   Мы рассказали лишь о некоторых народных инструментах. На самом деле их гораздо больше. Почти каждая местность имеет свои особые инструменты.
   Например, лет пятьдесят назад только в Курской области по низменным берегам Реута можно было услышать кувички.
   Летними вечерами, когда водили хоровод, в середину его выходили музыканты – девушка с кувичками в руках и парень, играющий на дудке.
   Кувички – это пять тростниковых дудочек, не связанных между собою. Одни из них короче, другие длиннее, так что все они издают различные звуки. Кувички держат в руке и, быстро передвигая, подносят ко рту то одну, то другую дудочку, чтобы вдуть в нее воздух. «Фитгавить, фитювить!» – громко и резко звучат кувички, а «дуда-веселуха» в умелых руках парня звонко разыгрывает веселые плясовые.
   Чудесные, простые музыкальные инструменты остались нам от глубокой древности, и мы должны бережно хранить, развивать и совершенствовать это древнее искусство.

journal-shkolniku.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *