Как нарисовать рисунок к басне свинья под дубом поэтапно: Свинья под дубом нарисовать — 24 фото

Басня крылова свинья под дубом рисунок карандашом (46 фото) » Рисунки для срисовки и не только

Раскраска басни Крылова свинья под дубом

Скачать


Иллюстрация к басне свинья под дубом 5 класс

Скачать


Иллюстрации к басням Крылова свинья под дубом 5 класс

Скачать


Крылов свинья под дубом басня раскраска


Раскраска басни Крылова свинья под дубом

Скачать


Иллюстрация к басне Крылова свинья под дубом

Скачать


Свинья под дубом раскраска

Скачать


Рисунок к басне свинья под дубом 5 класс

Скачать


Свинья под дубом раскраска


Свинья под дубом раскраска

Скачать


Иллюстрация к басне Крылова свинья под дубом раскраска

Скачать


Рисунок к басне Крылова свинья под дубом

Скачать


Иллюстрация свинья под дубом 5 класс

Скачать


Иллюстрация к басне свинья под дубом раскраски

Скачать


Басни Крылова раскраски к басне свинья под дубом

Скачать


Раскраска басни Крылова свинья под дубом


Иллюстрация к басне Крылова свинья под дубом

Скачать


Свинья под дубом раскраска


Крылов свинья под дубом басня иллюстрация

Скачать


Басня Крылова свинья по дубом

Скачать


Свинья черно белая

Скачать


Рисунок басни Крылова свинья под дубом 5 класс

Скачать


Раскраска басни Крылова свинья под дубом

Скачать


Свинья и дуб басня

Скачать


Иван Крылов — свинья под дубом (басня)

Скачать


Иллюстрация к басне свинья и дуб

Скачать


Свинья под дубом раскраска

Скачать


Ковчег под дубом annimaleei

Скачать


Иллюстрация к басне свинья под дубом 5 класс

Скачать


Раскраска к басне свинья под дубом

Скачать


Иван Андреевич Крылов свинья под дубом

Скачать


Иллюстрация к басне свинья под дубом

Скачать


Свинья и дуб

Скачать


Свинья под дубом иллюстрация


Рисунок к басне свинья под дубом 5 класс

Скачать


Картинки на тему басни


Раскраска басни Крылова свинья под дубом

Скачать


Свинья под дубом раскраска

Скачать


Свинья под дубом басня Крылова

Скачать


Иллюстрации к басням Крылова свинья под дубом 5 класс

Скачать


Басня Ивана Андреевича Крылова свинья под дубом чёрно белый

Скачать


Как нарисовать свинью под дубом

Скачать


Иллюстрация к басне свинья под дубом чб

Скачать


Как нарисовать поросенка для детей

Скачать


Басня крылова свинья под дубом рисунок карандашом (46 фото)

Урок литературы в 5 классе с применением технологии блочно-событийного погружения «За кулисами театра» (изучение басни «Свинья под дубом» И.

А. Крылова)

Предметная формирование у обучающихся представления о басне как лиро-эпическом жанре, осмеивающем пороки людей.

а) развитие дивергентного мышления (ДМ): развитие способности практического использования полученной информации в процессе обобщения и закрепления пройденного материала;

б) эмпатии (Э): формирование у обучающихся оценивающего восприятия поведения людей, умения способствовать искоренению отрицательных качеств человека, формулировать собственное мнение и позицию.

Данное погружение было проведено в рамках изучения темы «Басня как лиро-эпический жанр». Урок выстроен с применением блочно-событийного погружения. Положительным считаю 100% вовлеченность всех обучающихся в ход урока, а также использование задания, вызывают большой интерес у обучающихся и повышают познавательную активность в работе. Все этапы деятельности учеников в процессе данной работы,

Описание содержанияДивергентное мышление, процент вовлечения
I. Мотивационное начало

Организационный момент

– Доброе утро, дорогие ребята, уважаемые гости! Я очень рада нашей встрече! Повернитесь к нашим гостям и подарите друг другу улыбку, чтобы у вас на сердце стало тепло. Поделитесь своим хорошим настроением. Пусть это настроение у вас останется на весь день.

– Мы вновь обращаемся к творчеству великого русского баснописца И.А. Крылова. С его произведениями вы знакомились в начальной школе, на прошлых двух уроках.

– Что такое басня?

Предлагаю вам взять три листка желтого цвета и написать на каждом из них по слову, которое вы вкладывайте в определение басни. Выложите на стол все свои карточки и выберите из них только 9.

 

– Прежде, чем вы приступите работать, напомните мне, какие качества нужно проявлять, работая в группе? По каким критериям вы будете оценивать вашу работу в группе. Назовите 3 критерия

ДМ, вовлеченность 100%

3 К

1.
2.
3.

– Из оставшихся слов составьте определение. Прочитайте его.

– Напомню вам слова И.А. Крылова: «Люблю, где случай есть пороки пощипать» -Вспомните изученные басни. Какие пороки обличал Крылов?

– А вот о каких пороках мы будем говорить сегодня. Вы мне скажете, прочитав эпиграфы к уроку. Какая мысль объединяет эти афоризмы?

  • Есть одно только благо — знание и одно только зло — невежество. (Сократ)
  • В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь. (Вольтер)
  • Благодарность – самая малая из добродетелей, тогда как неблагодарность – самый худший из пороков. (Т. Фуллер)
  • Неблагодарность — один из величайших грехов, какие только существуют на свете. (М. де Сервантес)

Формулировка темы и цели урока.

– О чем они? Какая тема их объединяет? Что такое невежество, неблагодарность?

Давайте же сформулируем тему нашего сегодняшнего урока!

«Осмеяние невежества и неблагодарности в басне И. А. Крылова «Свинья под дубом»»

– Итак, тема определена! Давайте определимся с целями! Что мы будем делать на уроке?

– Читать и анализировать басню;выявлять её мораль;давать характеристику персонажам, выявлять художественные особенности; работать с иллюстрациями; учиться выразительному чтению и т.д.

Повторим теорию. Игра «Верю – не верю» (Верю в ладоши, не верю – не хлопайте)

Верите ли вы, что:

  • в басне есть зачин и концовка;
  • в басне есть аллегория;
  • басне свойственна афористичность язык;
  • в басне употребляются троекратные повторы;
  • басне свойственна лаконичность;
  • в басне есть развёрнутый сюжет;
  • мораль в басне используется для развития сюжета.

ДМ, вовлеченность 80%

II. Продуктивная деятельность

– Я предлагаю вашему вниманию запись басни «Свинья под дубом» в театральной постановке.

– Скажите, понравилось вам, что вы увидели? Чтобы игра актеров запомнились зрителям, какая вовлеченность предварительная работа была проведена? Кто работал над созданием постановки на сцене басни?

– Конечно, сценаристы, которые должны были продумать каждую реплику, каждое движение героя, декораторы, костюмеры.

– Давайте и мы окунемся в тайну закулисной жизни и попробуем сами поработать на сценической постановкой басни « Свинья под дубом» И.А. Крылова.

Творческая работа в группах.

1-я группа «Актёрская»: подготовить выразительное чтение басни по ролям. Постараться передать характер каждого персонажа. Выделить основную сюжетную линию произведения, определить ее завязку, кульминацию и развязку.

2-я группа «Исследовали»: Внимательно прочитайте басню. Какие герои в ней? Определить главных и второстепенных лиц, осознать их взаимоотношения, представить себе, как эти отношения проявляются у каждого действующего лица в зависимости от его характера

. Обратите внимание на Свинью, Ворона, Дуб. Какие поступки совершает каждый из героев? Какова аллегория?

ДМ, спектакль, 100%

– Какое чувство вызывает у вас Свинья?

– Почему? Какой описывает Крылов Свинью?

– Какие слова использованы для ее описания?

– Какое определение дает Свинье Дуб? Прочитайте с правильной интонацией!

– Что Свинья делает после еды и отдыха?

– Как характеризует свинью этот поступок?

– Понимает ли Свинья в басне Крылова, что своими действиями она наносит вред дереву?

– Почему?

– Что можете сказать о Вороне? С каким человеком можно сопоставить этот персонаж?

– Случайно ли именно Ворону Крылов доверил просветить Свинью? Вспомните, как в фольклоре относились к Ворону.

– Что, с вашей точки зрения, олицетворяет собой Дуб?

– Что значит вековой дуб? Дуб называет Свинью неблагодарной. Прав ли он?

ДМ, вовлеченность 100%

Дуб – отражает образ мудрого человека, не пытающегося наставить на путь истинный свинью, а лишь в сердцах говорящий истину – его устами Крылов и передает нам мораль басни.

Дуб
Славяне, живущие в лесах, относились к деревьям с большим почтением, наделяя почти каждое сверхъестественными свойствами. Предание о мировом древе, которое обнимает корнями землю, а ветвями держит небесный свод, славяне относят к дубу. В их памяти сохранилось сказание о дубах, которые существовали еще до сотворения мира. Еще в то время, когда не было ни земли, ни неба, а только одно синее море, среди этого моря стояло два дуба, а на дубах сидело два голубя; голуби спустились на дно моря, достали песку и камня, из которых и создались земля, небо и все небесные светила. Существует предание о железном дубе, на котором держатся вода, огонь и земля, а корень его покоится на божественной силе. Бытовало поверье, что семена дуба прилетают по весне из Ирия. В древности наши предки творили суд и правду под старыми дубами.

3-я группа «Лингвисты»: Работа с текстом произведения – очень важный этап работы. Найдите в словаре значение слов невежда и невежа, неблагодарность. Кто такой невежда? Невежа? Почему о Свинье говорится как о невежде? Можно ли её назвать и невеждой, и невежей?

4-я группа «Моралисты»: В каких строчках заключена мораль басни?Важноосознать главную мысль рассказа и отношение автора к изображенным им событиям и лицам – от этого зависит общий характер инсценировки (жанр и ее пафос). Прочитайте, а теперь запишите коротко мораль, чему учит басня. Встаньте, пройдитесь по классу, выберите 2-3 человека и прочитайте определения друг другу, дополните свое, если это необходимо. Присаживайтесь. Какова мораль?

– Актуальна ли басня в наше время?

– В какой ситуации в вашей жизни вы могли употребить эти слова?

– Басни актуальны до сих пор. До И.А. Крылова басню о свинье и дубе написал немецкий философ Лессинг, прочитаем басню и сравним с творением русского баснописца. Свои наблюдения оформите в кольцах Венна.

5-я группа «Костюмеры»: Вам предлагаются костюмы, задача – подобрать каждому герою костюм, но не забывайте, что костюм должен передать характер персонажа.

(костюмы заранее подготовлены).

ДМ, 80%

А теперь давайте обменяемся мнениями о проделанной работе, поделитесь о работе в своей группе.

– Приступим к самому важному этапу нашей совместной работы – сценическая постановка.

Какую роль в постановке хотели бы вы занимать.

– Предлагаю от каждой творческой группы остаться по одному консультанту, который будет давать советы, которые в результате работы определили. Остальные по своему желанию определитесь в группы «Актеры», «Режиссеры», «Костюмеры», Декораторы» и за 5 минут постановку басни на сцене, подготовьте сцену, актеров к игре. Желаю творческой плодотворной работы. (Демонстрация инсценировки)

ДМ, вовлеченность 100%

III. Аналитическое завершение

– Басни Крылова И.А. называют копилкой народной мудрости Н. В. Гоголь назвал творчество И.А. «Книгой мудрости русского народа».

а) конструирование ребенком страницы «Книги мудрости русского народа»

– В заключение нашего занятия я хочу, предложить вам, ребята, начать свою Книгу мудрости, заполнит ьхотя бы одну страницу в ней. И это будет результат того, что поняли и осознали вы сегодня на уроке. У вас на партах свитки, напишите на них, какой урок вы извлекли из изученных басни И.А. Крылова.

б) рефлексия ребенком собственной деятельности

– Оцените свою работу на уроке, по постановке басни на сцене, по 10 балльной шкале. Прикрепите на страничке в Книге мудрости свои свитки.

(На доске: символическая книга, заполняют свитки, зачитывают 3-4 обучающихся, остальные просто прикрепляют)

в) обратная связь от ребенка

– Напишите свое отношение к уроку.

На доске символическая книга, обучающиеся заполняют свитки, зачитывают свою оценку 3-4 обучающихся, остальные просто прикрепляют.

Театр! Как много значит слово
Для всех, кто был там много раз!
Как важно и порою ново
Бывает действие для нас!
Мы на спектаклях умираем,
С героем вместе слезы льем…
Хотя порой прекрасно знаем,
Что все печали ни о чем!

ДМ, вовлеченность 100%

Иван Крылов Басня про свинью под дубом. «Свинья под дубом»

Басня Крылова Свинья под дубом — оригинальный текст от автора, мораль и анализ басни. Лучшие басни Крылова читайте в этом разделе!

Читать басню о свинье под дубом

Свинья под древним дубом

Желуди наелись досыта, досыта;

Поев, она заснула под ним;

Потом со слезами на глазах встала

И начала подкапывать мордой корни Дуба.

«Ведь это вредит дереву, —

Ворон говорит ей из Дубю, —

Если оголить корни, то оно может засохнуть. Меня ничего не беспокоит

Я вижу в этом мало пользы;

Даже если у тебя его не будет целый век, я ничуть не пожалею;

Лишь бы были желуди: ведь я толстею от им. 0003

Вы бы видели

Что на мне растут эти желуди.

Невежда тоже в слепоте

Защищает науку и ученость

И все научные труды

Мораль басни Свинья под дубом

Защищает науку и ученость

И все научные труды

Не чувствует, что ест их плоды.

Басня Свинья под дубом — разбор

Что ни говори, а Крылов умел с только ему присущей легкостью, да еще и в шутливой форме преподнести нам пороки людей во всей красе на блюдечке с голубой каемочкой . Вот и басня Свинья под дубом не исключение. Кстати, спорный вопрос, кто главный герой басни. Как вы думаете, логично ли предположить, что свинья? Скорее, это дуб, который лаконично объясняет нам мораль этой истории. Но, давайте рассмотрим все по порядку. Итак, персонажей басни:

  • Свинья, которая не может видеть дальше своего носа, не говоря уже о том, чтобы передумать. Свинья – образ, высмеивающий лень и невежество людей. Крылов выбрал именно это животное не просто так. Все мы знаем определенную особенность свиней – они не способны поднять голову вверх. Именно она укрепляет образ человека, который не только не хочет ничего слушать и знать, но уже и не способен на это.
  • Ворон — персонаж, пытающийся образумить свинью по своей наивности и не понимая, что свинья его почти не слушает, а если и слушает, то вряд ли услышит.
  • Дуб отражает образ мудреца, вернее, даже старика, который не пытается направить свинью на путь истинный, а лишь говорит правду в сердце своем. Своими устами Крылов доносит до нас мораль басни «Свинья под дубом».

Свинья под вековым дубом

Наелась желудей досыта, досыта;

Поев, она заснула под ним;

Потом со слезами на глазах встала

И начала подкапывать мордой корни Дуба.

«Ведь дереву вредит»,

Ворон говорит ей из Дубю:

«Если оголить корни, то оно может засохнуть.»-

«Пусть сохнет», говорит Свинья:

«Меня это совершенно не беспокоит;

Я не вижу в этом особого смысла;

Хоть и века не будет, нисколько не пожалею,

Хоть бы были желуди: ведь от них я толстею.

«Неблагодарный!» Дуб сказал ей тут:

«Всякий раз, когда ты могла поднять свою морду,

Вы бы видели

Что на мне растут эти желуди.

Невежда тоже в слепоте

Защищает науку и ученость,

И все научные труды

Не чувствуя, что вкушает их плоды.

Резюме

Свинья паслась под большим дубом. Ей нравились желуди, падающие с дерева. Однажды она начала копать корни дуба. Ворон, сидевший на дереве, сказал ей, что повредит дубу. Однако свинья ответила, что ей все равно. Тогда дуб обвинил свинью в том, что она ему неблагодарна. Он сделал попытку объяснить свинке, что желуди, которые она так любит, растут на дереве. Но у свиньи не было возможности поднять глаза и увидеть, что это действительно так. Она осталась при своем мнении и продолжала вредить дубу.

Анализ басни

История создания

Басня «Свинья под дубом» написана И. А. Крыловым около 1823 г. и впервые опубликована в газете «Северная пчела» в 1825 г.

Значение названия

В названии содержится центральная оппозиция басни. Свинья символизирует жадность и невежество, дуб – символ вечности и мудрости.

Основная тема произведения

Основная тема произведения — осуждение слепого невежества.

Жадный Свин живет только для собственного удовольствия. Его основная цель – больше наполнить желудок. Съев упавшие с Дуба и проспавшие желуди, Свинья хочет продлить удовольствие и начинает подкапывать корни Дуба. В ее глупой голове образы еды и могучего дерева никак не связаны.

Грязное, невежественное животное может стать причиной смерти великана. Дуб предлагает Свинье поднять морду и самой посмотреть, откуда она берёт пищу.

Проблемы

В эпоху Крылова (как, впрочем, и во все времена) было много невежественных людей, резко отрицательно относившихся к знаниям и науке. Они решительно осуждали научный прогресс, объявляя его источником всевозможных бед.

По словам автора, такие невежды напоминают неблагодарного Свинью из басни. Негативное отношение к знаниям основано на простой лени, желании жить только для себя, не заботясь о других. Виня в этом науку, невежественные люди в то же время не гнушаются пользоваться всеми благами научно-технического прогресса.

Композиция произведения традиционна для жанра басни: аллегорическая основная часть и заключительное авторское заключение.

Нравственность

На простом и наглядном примере Крылов показывает, что «плодами» научного знания каждый в той или иной мере пользуется. Только самые глупые и ограниченные люди не понимают этого очевидного факта. К сожалению, есть много примеров того, как невежды при власти становились препятствием для развития науки. Только при условии полного искоренения невежества человечество сможет успешно продолжить свое развитие.

Свинья под дубом рисунок

Свинья под вековым дубом
Наелась желудей досыта, до отвала;
Поев, легла под ним;
Потом, вырвав глаза, встала
И стала подкапывать рылом корни Дуба.

«Ведь это вредит дереву, —
Говорит ей Ворон из Дуба, —
Если обнажить корни, оно может засохнуть.
«Пусть сохнет», — говорит Свинья,
Меня ничего не беспокоит
Я вижу в нем мало пользы;
Даже если у тебя его не будет целый век, я ничуть не пожалею;
Хоть бы были желуди: ведь я от них толстею.

«Неблагодарный!» Дуб сказал ей тут, —
Когда бы ты ни вздернула рыло,
Ты бы увидела
Что эти желуди растут на мне. что он ест их плоды

Мораль басни

Невежда тоже в слепоте
Защищает науку и ученость
И все научные труды
Не чувствуя, что он ест их плоды.

Мораль своими словами, основная идея и смысл басни Свинья под дубом

Только невежды ругают науку, не понимая, что они обязаны ей благами.


Вы бы видели

«Невежда такой слепой»
Он ругает науку и ученость.

Анализ басни Свинья под дубом

Баснописец И.А. приучать с детства к умению оценивать и не вести себя чрезмерно грубо. Жанр был впервые возвеличен Эзопом, и многие произведения написаны на этом языке. В разных ситуациях нельзя было открыто высказывать свою точку зрения, поэтому эзопов язык был важная составляющая в этом виде работ.

Басня «Свинья на дубе» относится к числу поучительных произведений, так как жанр имеет свою историю и биографию. Я. Крылов, уже привыкший писать о животных, высмеивает, в сравнении, человеческие пороки и недостатки жизни. Как известно, в человеке всегда соревнуются две области порока и добродетели. В баснях он пытается это в игровой форме выразить в лицах персонажей. Во многом автор использует иносказательные (иносказательные) качества персонажей, подчеркивая их отрицательные стороны как основные прототипы жизненных ситуаций.

Главный герой этого произведения поросенок , который «напился от желудей», «спал под дубом» и остался неблагодарным. Свинья действительно изображает образ своей судьбы, она хладнокровна по отношению к плодовитому кормильцу, она пытается уничтожить дерево, дающее ей возможность существования. Она утвердительно настаивает на том, чтобы дерево засохло и было уничтожено. Животное не способно видеть пользу и ценить то, что помогает ему выжить, и так открывается отображение человеческой сущности, иногда человек не ценит то, что имеет.

Противоположный персонаж Ворона которая пытается урезонить и проучить свинью, но она ничего не может понять, и не в состоянии это принять, а в жизни во многих ситуациях появляется персонаж, способный преподать урок и избавиться от невежества. Дуб своей мудростью отражает в этом образе умного человека, который молча пытается проучить свинью, поставить его на путь истины, тем самым выявить нравственность и восстановить справедливость. Дуб уверял, что она неблагодарна и не ценит его заботы.

«Всякий раз, когда бы ты мог поднять свою морду,
Ты бы увидел
Что эти желуди растут на мне.
Так звучит мораль произведения устами дерева. Важным моментом в басне является то, что иногда некоторые не ценят всего данного природой и искажают ее естественные функции. Поэтому обличение пороков выражается главным образом в невежестве и эгоизме.
«Невежда так слеп
Он ругает науку и ученость.

Свинья съела желуди и легла спать под дубом. Проснувшись, я начал копать корни дуба. И свинья не понимает, что живот растет на дубе.

Герои басни (персонажи)

  • Свинья глупая
  • Дуб кормилец
  • Ворон — здравый смысл

Басня – произведение, призванное передать в своем содержании определенный смысл. Этот вид творчества известен жителям России по нетленным стихам Ивана Андреевича Крылова, ведь именно он более 150 лет назад познакомил нашу страну с прописными истинами человеческой жизни, и они продолжают использовать

спрос по сей день. В чем секрет популярности рифмованных рассказов о животных, вышедших из-под пера Крылова? Попробуем найти ответ на этот вопрос с помощью одного из самых популярных его произведений — «Свинья под дубом». Басня лучше всего передает нравственный смысл через ассоциативное сравнение животного с человеком определенного уровня развития.

Басня Крылова «Свинья под дубом» отличается проникновенной моралью, наиболее точно передающей вехи времени, в котором жил ее автор. Однако прежде чем приступить к анализу его смысла, необходимо ознакомиться с текстовым содержанием произведения.

«Свинья под дубом» — басня, в которой участвуют три героя. Центральное место среди них занимает, как вы уже догадались, свинья. Второстепенные персонажи — дуб и ворон, сидящий на его ветке. История начинается с рассказа о том, как

свинья лежит под дубом и ест упавшие с него желуди. Когда они перестают падать, она начинает выкапывать корни, чтобы добраться до тех плодов, что висят высоко. Ворон пытается остановить глупую свинью, но она абсолютно не слушает его и пытается доказать свою правоту, пока старый дуб, который вовсе не является второстепенным персонажем, не вступает в диалог, как тот начинает рассказывать виновника переполоха о ее невежестве. Но она по-прежнему не внимает словам более образованных участников заговора.

Мораль басни «Свинья под дубом»

Это произведение имеет сложный смысл. Оно несет в себе определенную подоплеку, являясь словесной пощечиной того времени, в котором жил Иван Крылов. Какова основная мораль стихотворения «Свинья под дубом»? Басня показывает нам неизбежную гибель всего созданного наукой в ​​руках невежественных людей. Дуб ассоциируется здесь с многовековой мудростью, а свинья – с теми, кто не хочет постичь ее путем дрессировки.

В произведении четко прослеживается грань между вороном, сидящим на ветке, и свиньей, копающейся в земле. Такая картина изображает, насколько низок невежда по сравнению с образованным человеком. «Свинья под дубом» — басня, дающая понять ценность духовного развития по сравнению с потаканием своим инстинктам.

Жизненные истины, доступные каждому

Басни И.А. Книги Крылова ценятся за наглядное изложение, именно поэтому они много лет назад были включены в программу обязательного изучения литературы и не теряют своих позиций по популярности и сегодня. На примере животных учащиеся младших классов способны лучше усваивать простые жизненные истины, ведь многие из вас наверняка помнят строки знаменитых басен Ивана Андреевича, давно ставшие крылатыми выражениями.

Писатель постоянно вращался среди простого народа, за что получил настоящее уважение от простого народа. Вот почему в каждом его стихотворении проскальзывает оттенок просторечия. Не потому ли, что он писал их специально для крестьян, которые по необразованности не смогли бы усвоить сложные речевые обороты и светские выражения? Скорее всего, так оно и есть.

Тема. Выразительное прочтение басни И.А. Крылова «Свинья под дубом».

Цель: улучшить навыки выразительного чтения шестиклассников, углубить знания по теории выразительного чтения; развивать эстетический вкус.
Оборудование: текст басни И.А. Крылов «Свинья под дубом»; иллюстрации к басне; «Свинья под дубом»: видеоклип к уроку литературы.
Тип занятия: занятие по развитию речи; тип урока — урок выразительного чтения.

ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ

I. Организация начала урока.

II. Проверка домашнего задания.

III. Изучение нового материала.

  1. методический комментарий. Басня И.А. Крылова «Свинья под дубом» – произведение, которое, пожалуй, в большей степени, чем другие, позволит учащимся всесторонне раскрыть грани своего исполнительского мастерства. А так как речевая партитура этой басни включает в себя более чем сложные элементы, то обязательным условием проведения урока выразительного чтения является углубление знаний шестиклассников по теории выразительного чтения.
    В 5 классе учащиеся получили общее представление о понятиях «пауза» и «ударение» и сформировали первичные навыки составления речевых партитур (См.: «Интегрированный курс. Литература (русская и мировая): Книга для учителей. 5 класс / Сост.Евтушенко С.Е., Корвель Т.И., Оникиенко А.С., Покатова Н.Н., Сипко Л.М.- К.: Грамота, 2013 (с. 94-95)
    В 6 классе учащиеся должны усвоить, что паузы бывают логическими и психологическими. логическая пауза, обозначаемая в партитуре речи вертикальной чертой, может быть короткой (|) и длинной (||). Ее продолжительность зависит от логики членения текста. Например, на месте запятая, пауза обычно короткая, а вот тире и точка требуют от читателя более длительной остановки во время исполнения произведения вслух.0145 Но есть и более сложный вид паузы — психологическая . (В речевой партитуре психологическая пауза обычно обозначается символом \/). Встречается гораздо реже, в исключительных случаях: например, когда нужно сосредоточиться на следующем слове, имитировать припоминание или поиск нужного слова, подчеркнуть эмоциональное напряжение, испуг, удивление, недомолвку, сознательное молчание, внезапную остановку речи и т. д. Такая пауза может быть где угодно: и между фразами, и в середине такта, и на месте разделительных знаков, и там, где их нет.
    Главное, что должны помнить (и записывать в тетради) шестиклассники, это две основные функции психологической паузы:
    • сосредоточить внимание слушателей на только что сказанных словах, дать им возможность прочувствовать то, что они услышанные
      или
    • психологически подготавливают слушателей к восприятию того, что сейчас будет звучать, как бы предупреждая их о важности следующей информации.
    Во время логической паузы читатель просто делает небольшую паузу в речи, таким образом разделяя предложение на отдельные такты. Эта пауза называется пассивной. Но психологическая пауза — это не просто остановка, это «молчание со смыслом». Такая пауза называется активной, эмоциональной, и поэтому читатель должен уметь ее «играть». Великий мастер сценической подготовки К.С. Станиславский говорил, что во время психологической паузы актер должен особенно глубоко прочувствовать то, о чем он говорит, он обязан проникнуть в мысли и чувства автора, постигая идейно-эмоциональный смысл как конкретной произнесенной фразы, так и всего текста. Поэтому ему нужно не просто промолчать, а активно «пережить» эту остановку в речи. Ведь психологическая пауза тесно связана с подтекстом произведения, то есть его внутренней, не всегда лежащей на поверхности сущностью.
    Логические паузы знакомы каждому говорящему и, если читатель правильно понимает содержание произносимых им предложений, они довольно легко воспроизводятся. Психологические паузы требуют специальной подготовки. Вот почему, прежде чем читать какой-либо текст аудитории, исполнитель должен, прежде всего, тщательно проработать его общий, глубокий смысл. Можно сказать так: читатель должен сначала понять, ЧТО он хочет донести до аудитории своим чтением, и только потом искать способы сделать это, КАК он это сделает.
  2. Вступительное слово учителя: Как правильно читать басню.
    Если говорить об выразительном чтении басен, то правильнее будет сказать не «выразительное чтение», а «выразительное повествование». Как отмечают современники великого русского баснописца И.А. Крылова, он читал свои басни таким тоном, в такой простодушной и естественной манере, что чтение его можно было принять за продолжение житейского разговора.
    То есть чтение басни строится по принципу живого и естественного повествования, включающего такое же живое и естественное воспроизведение реплик персонажей. При этом следует помнить, что живая речь изобилует оттенками, а потому читатель должен передать не только основное содержание басни, но и все многообразие ее логического и эмоционального содержания.
    Авторский текст, предшествующий развитию событий, читается в повествовательно-познавательной манере, подготавливая слушателей к восприятию основных событий. Но не всегда все слова автора нужно произносить «нейтральным» тоном. Например, авторские комментарии к негативным поступкам персонажей следует читать с иронией, как бы «присваивая» авторский текст, преподнося его как «свой» рассказ о реальных событиях и их участниках.
    Особый навык требует чтения реплик. Ведь каждый актер басни олицетворяет определенный тип людей. Здесь уже понадобится развитое воображение читателя об индивидуальных чертах характера персонажа, манере его поведения, а также умение изменять высоту голоса, его силу, темп. Но читателю не следует слишком увлекаться «перевоплощением» в героев басни — животных, ведь основное направление произведения — раскрытие пороков людей, которое автор осуществляет через аллегорию и элементы комедии.
    Мораль басни произносится более медленно, назидательно, в форме рассуждения. Это либо напоминание об известной истине, либо совет мудрого человека, либо ироничная критика какого-то поступка. Перед моралью и после нее обязательно делать ощутимые паузы (чаще психологические), чтобы обратить внимание слушателей на тот вывод, который автор воплотил в морали.
    Басни, в которых важное место занимает прямая речь действующих лиц, позволяют привлечь к чтению элемент сценичности. В конце занятия попробуем прочитать басню «Свинья под дубом» по ролям. Но нельзя забывать, что идеальное исполнение всего произведения одним читателем, как правило, является более сложной задачей. Поэтому на уроках выразительного чтения мы отдадим предпочтение монологическому чтению, так как именно оно требует от учащихся более добросовестной работы и над качествами голоса, и над интонацией, и над эмоциональностью чтения.
  3. Прослушивание чтения басни «Свинья под дубом» профессиональным чтецом.
  4. Идейно-тематический анализ басни. расшифровка аллегории.
    В басне «Свинья под дубом» Крылов с помощью иносказания выставляет напоказ и высмеивает человеческую глупость и невежество, достойные всеобщего осуждения. Он обличает невежественных, неспособных анализировать причинно-следственную связь в жизненных событиях и явлениях, а главное, высмеивает их полное нежелание искать эту связь вообще. Для осуществления своего замысла баснописец очень удачно выбрал образ Свиньи. Прежде всего, отталкиваясь от фольклорной трактовки образа Свиньи (пословицы, поговорки, сказки), можно сказать, что у нас свинья часто ассоциируется с ленью, обжорством, невежеством. Крылов четко подчеркивал, что свинья очень любит желуди, и что она может рылом рыть землю даже без видимой причины — просто ради забавы. А исходя из физиологических особенностей этого животного, мы знаем, что свинья действительно не способна высоко поднимать голову из-за особого строения тела. Ворон в басне олицетворяет обычного человека, который, скорее, не возмущается поведением Свиньи, а наивно удивляется ей. А старый Дуб, который с точки зрения Свиньи — просто растение, не стоящее ее внимания, — воплощение вековой мудрости, житейской правды.
  5. Работа над речевой партитурой басни. Комментирование учителем логических, психологических пауз, фразовых и логических ударений (то есть слов, подчеркнутых одной и двумя чертами).

    Свинья под дубом

    Свинья | под древним дубом |
    Я наелся желудей, | тратить; |
    Поев, легла под ним; |
    Потом, вырвав глаза, встала\/
    И рыло | начал подкапывать корни Дуба. ||
    «Ведь это вредит дереву, — |
    Ворон говорит ей из Дуба, — |
    Если обнажить корни, | он может засохнуть. \/
    «Дай высохнуть, — | говорит Свинья, — |
    Меня это совсем не беспокоит; |
    Я не вижу в этом особой пользы; |
    Хотя его возраст не будет, | | Я нисколько не пожалею |
    Только бы были желуди: | Я от них толстею.» ||
    «Неблагодарная! – | Дуб сказал ей тут, — |
    Всякий раз, когда вверх | Ты могла поднять рыло, |
    Видела бы ты |
    На чем растут эти желуди | мне.» \/

    Невежественный | также ослеплен |
    Бранит наука | и обучение, |
    И все научные работы, | |
    Не чувствую | что он ест их плоды. ||

  6. Подробные советы по выразительному чтению басни.
    Итак, басню читаем так. Экспозицию (первые 4 строки) произносим медленно, с повествовательной интонацией, но надо учитывать, что такой, казалось бы, непринужденный характер речи не должен быть лишен необходимой эмоциональности. Задача читателя определяется двумя направлениями: словесно описать Свинью и одновременно подчеркнуть отношение автора к ней тоном голоса. И оно ясно формируется уже с первых строк произведения: это наплевательское отношение к тем, чей смысл жизни сводится к двум жизненным удовольствиям — поесть и поспать. Немаловажную роль в формировании необходимых эмоций играет удачно подобранная автором экспрессивная лексика: Я съел «до отвала», но не открыл глаза, а «потянул».
    В конце четвертой строки уместна психологическая пауза — она подготавливает нас к сюжету, сосредоточенному в пятой строке. Стараемся не молчать, а сыграть психологическую паузу: еще до произнесения пятой строки выражение лица чтеца должно сказать зрителям, что он сейчас сообщит о каком-то отвратительном поступке героя произведения.
    При озвучивании сюжета пик эмоциональности приходится на слово «рыло»: мы произносим его с явно подчеркнутым отвращением. Перед прямой речью делаем остановку немного дольше, чем обычно. Слова Ворона следует произносить не столько с наставлением, сколько с удивлением от бессмысленного поступка Свиньи. Авторский текст («Ворон говорит с ней из Дубю») должен звучать несколько тише и с более низкой тембральной окраской голоса.
    Перед ответом Свиньи на реплику Ворона снова выдерживаем психологическую паузу: ведь в произведении назревает кульминация, и мы должны привлечь к нему слушателей. При чтении этой части басни от исполнителя потребуется незаурядное мастерство, так как именно здесь работает основная тема: изображение глупости, полнейшей глупости и невежества, которые к тому же сочетаются с наглой самоуверенностью. Слова «Дай высохнуть» надо произносить с непомерным, гипертрофированным самолюбованием, как говорят в народе — надутыми губами. Авторскую ноту мы произносим тише («Свинья говорит»), а следующие четыре строчки — как честолюбивый урок «свиной житейской мудрости»: жить только в свое удовольствие. логическое ударение делаем на слове «желудь», а слово «жир» немного растягиваем («жи-ре-э-ю») и озвучиваем его с максимальным удовольствием и откровенным хвастовством.
    Слова Оука содержат развязку произведения. Читать их следует рассудительно, с оттенком поучения, но обязательно оставляя тонкую нотку брезгливости, которая будет подчеркнута словом «рыло». При произнесении реплики Дуба читатель должен добавить к звуковому воплощению мысли произведения выразительную мимику и жестикуляцию.
    Прежде чем озвучить мораль басни, сделаем психологическую паузу. Мимикой мы готовим слушателей к произнесению высшей житейской мудрости. Сама мораль традиционно произносится в серьезном тоне — как итог общий вывод из описываемой ситуации, переводящий осмысление сюжета из аллегорической в ​​общечеловеческую или даже философскую плоскость.

    Примечание. Учащиеся должны знать, что перформанс допускает элемент индивидуальной интерпретации. Поэтому могут быть определенные расхождения в оценке речи разных читателей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *