Как нарисовать Речку из сказки Гуси Лебеди карандашом поэтапно
В этом уроке я покажу как нарисовать молочную речку с Алёнушкой и ёжиком карандашом поэтапно. Для этого нам понадобится:- простой карандаш,
- цветные ручки,
- ластик и цветные карандаши.
Оригинал
Начинаем наш рисунок с молочной реки. Рисуем контур реки.
Начинаем рисовать и саму Алёнушку. Рисуем головку, волосы, глазки, носик, ротик, кофту и руки.
Продолжаем рисовать Алёнушку. Рисуем юбку, ноги и ботинки. Затем Рисуем ёжика, и яблоки которые ёжик несёт на спинке.
Вырисовываем берёзы, травку, цветы и деревья!
Дорисовываем травку.
Теперь мы обводим весь наш рисунок цветными ручками! У кого их нет, могут просто обвести рисунок цветными карандашами.
Приступаем к разукраске. Зелёным карандашом разукрашиваем часть травки и Берёзы.
Коричневым карандашом разукрашиваем ёжика и землю.
Зелёным карандашом разукрашиваем всю травку.
Розовым карандашом разукрашиваем молочную реку.
Синим, жёлтым, фиолетовым, бежевым и коричневым разукрашиваем Алёнушку.
И завершающим этапом мы голубым карандашом разукрашиваем небо. И всё))) наша Алёнушка готова))) желаю всем удачи)))
purmix.ru
Как нарисовать гусей-лебедей? Иллюстрации по мотивам сказки
В детском саду, а зачастую и в школе, ребят просят проиллюстрировать сказки. А что делать, если не знаешь, какой сюжет из произведения выбрать? Воспользуйтесь нашими советами. Сегодня мы расскажем идеи того, как сделать иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди». Как нарисовать картинки, читайте ниже.
Братец улетает
Как нарисовать гусей-лебедей? Делать иллюстрацию лучше всего на сюжет, где присутствуют сразу два героя. Так зрителю будет понятно, картинка к какому произведению лежит перед ним. Сказка «Гуси-лебеди» полюбилась многим детям. Как же нарисовать самый трогательный эпизод? Для начала нужно выстроить композицию. Следует определить местоположение сестрицы, братца и лебедей, обведя их овалами. После этого можно переходить к детализации. Начать нужно сверху и продвигаться вниз. В верхнем левом углу изображаем птицу с распахнутыми крыльями и мальчика, сидящего на ней верхом. Чтобы было понятно, что лебедь не одинок, рядом с ним нужно изобразить двух-трех его товарищей. Внизу следует нарисовать девочку с поднятыми вверх руками. Должно создаваться впечатление, что она хочет дотянуться до птиц, но не может этого сделать. Чтобы иллюстрация приобрела сказочный вид, следует одеть девочку в длинный сарафан и лапти, а также нарисовать ей косу. На переднем плане можно изобразить цветы, а на заднем – лес, поля, дорогу и пригорки. Иллюстрация станет более сказочной, если выбрать яркую цветовую гамму. Не стоит бояться использовать чистые цвета, такие как красный, синий, зеленый и желтый.Сестра спасает братца
Момент, когда Машенька несет Иванушку, является одним из самых трогательных в сказке «Гуси-лебеди». Как нарисовать иллюстрацию к этому эпизоду? Первым делом нужно правильно закомпоновать фигуры. В центре следует разместить главных героев, а справа лебедей, одного сверху, другого снизу. Чтобы правая часть не перевешивала, слева можно посадить яблоню и оставить часть дороги. Это поможет создать в иллюстрации динамику. Сначала нужно обозначить фигуру девочки. Нельзя рисовать только ее видимую часть, следует выстроить всю фигуру, чтобы она была пропорциональна. Дальше, на спину девочки усаживаем братца. Саму фигуру стоит рисовать боком, а вот лицо лучше развернуть в три четверти. Переходим к изображению птиц. Рисовать их одинаковыми не стоит. Следует верхнюю птицу, как и мальчика, изобразить боком, а вот нижний лебедь вполне может распахнуть свои крылья. Не стоит бояться детализировать рисунок. Многие начинающие художники переживают, что зритель запутается в деталях. Если вы боитесь именно этого, не выбирайте яркие цвета. Отдайте предпочтение пастельным оттенкам. В этом случае иллюстрация не будет резать глаза, и ее будет интересно рассматривать.Нарисовать рисунок гусей-лебедей сможет даже ребенок, если взрослый проконтролирует этот процесс.
Братец летит
Детям всегда интересней изображать многофигурные композиции. Момент, когда братец улетает от сестры, довольно узнаваемая часть сказки «Гуси-лебеди». Как нарисовать такую иллюстрацию? Первым делом определяем центр листа и изображаем там большую птицу с распахнутыми крыльями. На спину лебедя следует усадить мальчика. Сверху этих двух персонажей можно нарисовать еще нескольких птиц. А вот снизу следует изобразить маленькие домики, луга и речки. Этот деревенский пейзаж и нарисовать просто, да и выглядит он эффектно. Чтобы добавить ощущение высоты, птиц можно окутать туманом. Краски стоит выбирать яркие, чтобы рисунок бросался в глаза и цеплял зрителя.fb.ru
Народная сказка гуси лебеди рисунок. Рисование по сказке «Гуси
Рисование по сказке «Гуси — лебеди» пошагово
Рисование на тему «Гуси — лебеди».
Мастер класс по рисованию птиц с использованием заготовки из оригами, расчески фломастерами пошагово.
Шишатова Мария Аркадьевна
Учитель ИЗО МБОУ СОШ№3
Описание:
Этот мастер класс прекрасное развлечение и одновременно обучение детей разного возраста (старшего дошкольного с помощью родителя, младшего и среднего школьного возраста), педагогов, родителей.
Цель: знакомство с новыми способами при создании изображения птиц.
Задачи:
-научить новыми способами получать изображения птиц, располагая их на плоскости листа;
-развивать художественно-образное мышление;
-воспитывать художественно-эстетический вкус, аккуратность
— создавать радостное настроение;
Материалы: альбомный лист, простой карандаш, расческа, фантик от конфеты, фломастеры.
Перед началом работы следует вспомнить одну из самых популярных русских сказок «Гуси-Лебеди» за сладким чаепетием с конфетами. Удивление и положительные эмоции у ребенка вызывают предложение нарисовать птиц при помощи фантиков от конфет.
Гуси-лебеди — сказка о том, как сестричка не уследила за младшим братиком, загулялась… Унесли мальчика гуси-лебеди. Отправилась она в путь — искать брата, но помощь ни от кого не принимала. Однако для того, чтобы спастись, ей всё равно пришлось воспользоваться помощью печки, яблоньки и речки…
Муж и жена уехали на ярмарку и оставили маленького сына дома. Старшая сестра, которой поручили следить за братом («не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек»), загулялась-заигралась и оставила его одного. Малыша унесли гуси-лебеди.
Главная героиня преодолевает препятствия — происходит обряд инициации девочки в девушку. Получая новые знания и умения, героиня благополучно возвращает брата домой.
Сказка Гуси-Лебеди учит ребенка исправлять свои ошибки и принимать мужественные решения
Этапы работы:
1.Конфету успешно съедаем. Фантик разворачиваем.
2. Начинаем делать заготовку – птичку в технике оригами. Загибаем угол фантика до верхнего края. Получается треугольник.
3. Далее отгибаем верхний левый угол вниз до соединения со сгибом.
4.Отгибаем нижнюю удлиненную часть наверх. Получилась шея птицы.
5. Голову получаем путем сгибания фантика внутрь в верхней части шеи птицы.
Заготовка птицы готова.
6. Теперь обводим карандашом заготовку, располагая ее по диагонали. Повторяем то же действие 2 раза, оставляя на листе бумаги контур птиц.
7. Осталось дорисовать крылья. Снова поможет заготовка из фантика. Отгибаем «шею» назад — получается крыло. Прикладываем его к туловищу и обводим карандашом. Крыло может опускаться вниз или подниматься наверх.
8. Фломастером красного цвета рисуем клювы. Далее фломастером черного цвета обводим контур зубьев расчески, получая волнистую линию в виде оперения.
9. Обводим черным цветом по контуру птиц.
10. Фломастером синего цвета плотной штриховкой рисуем темные участки неба.
11. С помощью зубьев расчески и фломастера рисуем волнистые линии поверху, создавая облака.
Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
Доченька, – говорила мать, – мы пойдем на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей – мы купим тебе платочек.
Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загуляла. Налетели гуси – лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.
Вернулась девочка, глядь – братца нету! Ахнула, кинулась туда – сюда – нету!
Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, – братец не откликнулся.
Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси – лебеди и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей – лебедей давно шла дурная слава – что они пошаливали, маленьких детей уносили.
Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела – стоит печь.
Печка, печка, скажи, куда гуси – лебеди полетели?
Печка ей отвечает:
Съешь моего ржаного пирожка – скажу.
Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся…
Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси – лебеди полетели?
— Поешь моего лесного яблочка – скажу.
У моего батюшки и садовые не едятся… Яблоня ей не сказала. Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах.
Молочная река, кисельные берега, куда гуси – лебеди полетели?
Поешь моего простого киселька с молочком – скажу.
У моего батюшки и сливочки не едятся… Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего – надо идти домой.
Вдруг видит – стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается.
В избушке старая баба – яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. Девочка вошла в избушку:
— Здравствуй, бабушка!
Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?
Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.
Садись покуда кудель прясть. Баба – яга дала ей веретено, а сама ушла.
Девочка прядет – вдруг из – под печки выбегает мышка и говорит ей:
Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.
Девочка дала ей кашки, мышка ей
issyk.ru
Методическая разработка по изобразительному искусству (ИЗО, 2 класс) по теме: Урок ИЗО «Иллюстрация к сказке Гуси-лебеди» 2 класс
КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»
Тема: Иллюстрирование русской народной сказки «Гуси-лебеди»
(карандаш)
Цели:
- организовать деятельность учащихся по ознакомлению с видом книжной графики – иллюстрацией; изучению средств выразительности, используемых в творчестве художников-иллюстраторов И. Билибина, Е. Рачева; созданию эскиза к сюжету любимой сказки с определением композиции, пространственного расположения основной сюжетной группы в тематическом рисунке;
- содействовать формированию интереса к народному сказочному творчеству, способствовать развитию графических навыков в передаче пропорций сложных по форме предметов, навыков композиционного решения рисунка;
- способствовать воспитанию доброты и отзывчивости.
Оборудование: мультимедийное оборудование; презентация; выставка книг, образец учителя; методическая таблица «Пропорции человека»; альбом, бумага, простой карандаш, ластик.
Задание: создание выразительного образа главного героя сказки на основе эмоционального «проживания» произведения.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие. Я рада вас всех видеть. Давайте поздороваемся друг с другом. Возьмитесь за руки и громко скажите друг другу: «Доброе утро!» (Цель – создание чувства группового единства.)
II. Проверка готовности к уроку
— Ученики всегда должны быть готовы к уроку, как вы сейчас. Я не ошиблась, все приготовились к уроку изобразительного искусства? Пора начинать.
Проверка организации рабочих мест.
III. Сообщение темы и целей урока. Слайд 1
Страну чудес откроем мы.
И встретимся с героями.
В строчках на листочках,
Где станции на точках.
/Книга/
— Что за страна чудес нас ждёт сегодня?
— Сегодня на уроке у нас в гостях настоящее чудо – это … книга! Все вы любите рассматривать в них рисунки. Вот и сегодня мы с вами рассмотрим книги, познакомимся с художниками, которые дарят нам такое чудо, и сами попробуем побыть в роли художников этой сказочной страны.
IV. Изучение нового материала
- Особенности сказочного жанра.
— Какой должна быть книга для детей по вашему мнению?
— Что обязательно должно присутствовать в книге?
— Рядом с текстом мы часто видим рисунки художников.
— Как вы думаете, что такое иллюстрация? Слайд 3.
— Рисунок в книге, поясняющий содержание произведения, называется иллюстрацией.
На иллюстрациях можно увидеть героев книг, место, где происходят события.
Иллюстрации к литературному произведению вместе с текстом представляют собой единое целое. Книжные иллюстрации, изъятые из текста, могут порой сделаться малопонятными и невыразительными.
— А кого мы называем художником иллюстратором?
— Художника, который создаёт рисунки для книг, называют художником-иллюстратором. Он оформляет книгу, раскрывает средствами художественной графики содержание литературного произведения. Слайд 4.
2) Ознакомление с творчеством художников И. Билибина, Е.М. Рачева
Замечательный художник – Евгений Михайлович Рачев. Слайд 5.
Он волшебник, под кистью которого сказка оживает до такой степени, что смотришь и смотришь на зайцев, лис, медведей, и никак не налюбуешься. Слайд 6.
Все животные и звери – герои рисунков Рачева «одеты» как люди, в человеческую одежду, тем самым Рачев показывает, что за сказочным сюжетом и сказочными образами скрываются реальная жизнь и реальные человеческие отношения. Цветные рисунка Рачева нарядны, красочны, декоративны. Работал художник акварелью, которую клал тонким прозрачным слоем, гуашью и углем. Слайд 7
Сегодня мы поближе познакомимся с манерой иллюстрирования Ивана Билибина. Этот художник иллюстрировал авторские и народные сказки.
Напомните, какие сказки относятся к авторским, народным? Слайд 8.
Он создал свой стиль. В этом ему помогло изучение народного искусства, декоративных росписей. В иллюстрациях любовно передается дух седой старины, который художник воскрешает в каждой детали. С исключительной тщательностью и достоверностью вырисовывает он узоры тканей, детали древней архитектуры, отделку всевозможных кафтанов, шуб, душегреек, платков, обуви, сарафанов. Обязательно присутствуют декоративные рамочки каждой иллюстрации, они перекликаются с основной идеей картины, рассматривая их можно ещё лучше узнать задумку художника. Слайд 9.
Вот Иван- царевич схватил за хвост Жар-птицу. Слайд 10.
А вот Баба-Яга из сказки «Василиса Прекрасная». В этих иллюстрациях ясно выражены характерные особенности рисования художника:
- изображение занимает полностью всю поверхность листа,
- чётко очерчены контуры фигур персонажей, леса, неба, деревьев,
- детально разработаны узоры. Слайд 11.
Его иллюстрации красочны, нарядны, многоцветны. Слайд 12.
— Художники очень любят иллюстрировать русские народные сказки. Как вы думаете, почему?
— Для самых маленьких делают книжки-игрушки. Откроешь такую книгу, а там чудо! Это книжка-раскладушка с жесткими страницами для тех, кто еще читать не умеет, а смотреть хочет.
Вот и вы сегодня сможете попробовать свои силы в иллюстрировании русской народной сказки.
— Какие русские народные сказки вы любите?
— Кто помнит сказку «Гуси-лебеди»? (Все.)
3) Инсценирование сказки «Гуси-лебеди»
-Что делать девочке? Надо ей помочь спасти братца, а для этого вы сначала
вспомните, какие события происходили в сказке дальше, и в каком порядке?
Слайд 13.
Давайте составим ленту времени:
1) Гуси-лебеди и братец.
2) Девочка и печка.
3) Девочка и яблонька.
4) Девочка и речка.
5) Девочка и баба Яга.
6) Девочка и мышка.
7) Сестра с братом и речка
8) Сестра с братом и яблонька.
9) Сестра с братом и печка.
— Кто из героев или героинь нравится вам больше всего и почему?
— Какой фрагмент сказки вы хотели бы проиллюстрировать?
Физкультминутка
Слайд 14
4) Этапы выполнения рисунка
Определившись с тем, что вы будете рисовать, необходимо, как всегда, тщательно продумать композицию рисунка, чтобы рисунок смотрелся как единое целое.
- Выбрать расположение листа.
- Тонкими линиями проводим линию горизонта.
- Определить расположение главных героев рисунка.
- Отмечаем места, где будут располагаться остальные предметы.
- Тонкими линиями прорисовываем детали предметов, соразмеряя их пропорции. Все предметы, находящиеся вдали, должны быть меньше тех предметов, которые находятся на переднем плане. Звери и люди не должны быть выше деревьев.
V. Проверка первичного усвоения
Повторение этапов работы над рисунком учащимися.
VI. Применение знаний на практике
Практическая работа.
Задание: выполнить рисунок-иллюстрацию «Гуси-лебеди» в карандаше.
Перед началом работы повторяются правила работы карандашом.
Во время практической работы учитель делает целевые обходы:
1) контроль организации рабочего места;
2) контроль правильности выполнения приемов работы;
3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
4) контроль объема и качества выполненной работы.
VII. Анализ работ учащихся
1) Экспресс – просмотр рисунков, анализ удачных работ.
Требования, предъявляемые к работам:
- Удачная компановка в листе, соразмерность. Соответствие теме урока.
- Проработка, завершенность, общая выразительность.
- Люди в композиции на первом плане – герои сюжета должны быть изображены больших размеров, хорошо проработаны.
- Можно дать название работе (карандашом – на обороте рисунка).
2) Выставление оценок
VIII. Домашнее задание
Внимательно перечитайте свою любимую сказку и продумайте цветовое решение иллюстрации.
IX. Итог урока. Слайд 15
— Что нового вы узнали на уроке?
— С творчеством каких художников вы познакомились?
— Есть ли отличия в иллюстрациях разных художников?
— Может ли иллюстрация существовать как самостоятельное произведение?
— Как вы можете использовать полученные знания?
X. Рефлексия
— А сейчас, если вы справились с работой, и урок вам понравился, прикрепите к рисунку цветочки, если урок не понравился и вы не довольны своей работой, прикрепите тучки.
— Молодцы! Помогли сестрице спасти братца.
nsportal.ru
Выполнение иллюстрации к русской народной сказке «Гуси – лебеди»
Ученики, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок.
Здравствуйте ребята, меня зовут Алла Владимировна. Сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства. Проверим, все ли готовы к уроку?
Ребята, любите ли вы сказки? Посмотрите на доску, к каким сказкам сделаны эти иллюстрации. Правильно, это иллюстрации к русским народным сказкам: « Колобок. Репка. Маша и Медведь». Ребята понравились вам эти иллюстрации?
А какая понравилась больше?
Как вы думаете, что такое иллюстрация? Молодцы.
Мы сегодня познакомимся с иллюстрацией, ее особенностями.
Иллюстрация — это вид книжной графики, ее основа.
Книжной иллюстрации приходится считаться с особенностями книги ее форматом, с характером шрифта, с качеством печатной бумаги, с цветом печатной краски.
Термин «иллюстрация» можно понимать и в широком, и в узком смысле этого слова. В широком значении это всякое изображение, поясняющее текст. В узком, строгом смысле иллюстрации — это произведения, предназначенные для восприятия в определенном единстве с текстом, то есть находящиеся в книге и участвующие в ее восприятии в процессе чтения. Иллюстрации к литературному произведению вместе с ним представляют собой единое целое. Книжные иллюстрации, изъятые из текста, могут порой сделаться малопонятными и невыразительными. Иллюстрация имеет особенности: так как иллюстрации рассматриваются близко, поэтому рисуя иллюстрацию, художник уделяет особое внимание мелким деталям.
Как называют художника иллюстрирующего литературное произведение? Иллюстратор – художник, оформляющий книгу, раскрывающий средствами художественной графики содержание литературного произведения.
Сегодня мы будим рисовать иллюстрации к русской народной сказке «Гуси – лебеди».
Наверное, всем вам знакома эта сказка? Давайте ее вспомним.
Зачитываю наиболее яркие и подходящие для иллюстрирования отрывки из сказки: лебеди на своих крыльях уносят брата девочки; девочка просит печь, яблоньку, речку о помощи; девочка находит братца около избушки Бабы-Яги; девочка с братцем спасаются от погони лебедей и т.д.
Ребята вы наверное уже представили к какому отрывку вы будите рисовать иллюстрацию. Прошу двух—трех учеников дать словесное описание предлагаемой картины. Давайте рассмотрим иллюстрации к сказке разных художников. Сравните их между собой, что вы заметили? Слушаю ответы детей.
Молодцы. Да, рассмотрев иллюстрации, мы видим, что каждый художник по-своему передал содержание сказки и его героев.
Ребята, в своих иллюстрациях вы можете использовать изображения не только гусей, но и изображение печки, яблоньки, избушки на курьих ножках.
Ребята, сначала выполнять работу, мы будим карандашом. Посмотрите на доску, (обращаю внимание детей на таблицы с поэтапным изображением гусей).
Так как гуси летают не только прямо, но и заглядывают под печку, яблоньку и т. д. то за основу мы берем 2 вида.
Затем пририсовываем шею и голову гусей, затем крылья, хвост и лапки.
Прошу детей обратить внимание детей на поэтапное изображение мальчика и девочки.
А сейчас все встали и повторяем за мной.
Жура-жура- журавель.
Облетел он сто земель. (взмахи руками).
Облетел, обходил,
Крылья, ноги натрудил. (ходьба на месте)
Мы спросили журавля:
Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
Лучше нет родного края. (круговые движения головой).
Молодцы, тихо садитесь.
Ребята, откройте свои альбомы. А располагать лист вы будите в зависимости от того, что будите рисовать.
Если вы будите рисовать, например летящих гусей то лист располагаем горизонтально, а если печку или избушку, то вертикально.
Прежде чем начать рисовать еще раз представьте себе то, что будите рисовать.
Помните, что сначала рисуем линию горизонта, затем изображаем крупные предметы. Также рисовать предметы на листе надо в зависимости от их пространственного расположения. Например, то, что находится ближе в представляемой нами картине, рисуем крупнее и ниже на листе, а то что дальше — меньше и выше. Одни предметы могут загораживать другие.
Теперь начинаем рисовать.
В процессе работы учащихся над композицией напоминаю, что рисовать надо очень легкими линиями, не нажимая на карандаш. Слежу за их посадкой, обращаю внимание на ошибки в рисунках детей, помогаю исправить.
Затем проверяю рисунки выполненные карандашом.
После этого переходим к работе красками.
Помогаю детям выбрать нужный цвет для работы: сначала изображаем в цвете небо, потом землю. Затем с помощью кисти и красок выполняем в цвете нарисованные предметы. При этом сначала выделяем общие цветовые пятна, затем уточняем детали.
Во время выполнения учащимися работы в цвете напоминаю им что гуашь на рисунок надо наносить ровным не очень густым слоем предварительно подобрав нужный цвет краски на палитре.
По мере того, как дети завершают работу, их рисунки вывешиваю на доске и прошу учащихся высказать о них свое мнение.
Ребята, наше занятие подходит к концу. чему был посвящён наш урок? Что вы узнали нового на уроке? Что же мы рисовали? Что такое иллюстрация, кто такой иллюстратор?
videouroki.net
Про иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди»
Допустим собрались мы иллюстрировать сказку «Гуси-лебеди».
Сюжет подробно пересказывать не буду — он всем знаком. А вот как обстоят дела с иллюстрациями, это вот интересно обсудить.
Во-первых, мы-то, взрослые, запросто можем дать детям эту сказку как тему для иллюстрирования. А вот актуально ли это для детей, так ли уж они рвутся изобразить все эти события — вот уж спорный вопрос. Дела давно минувших дней и дети (да и мы-взрослые), честно говоря слабо представляют те сказочные реалии-воображалии. Сомнения мои остаются при мне, но всё же проведу занятие «Иллюстрируем сказку Гуси-лебеди» в третьем классе.
Итак, обратимся к сказке. Отец с матерью отлучились из дома(пошли на работу) и поручили дочери Машеньке следить за маленьким братиком. Она, однако, заигралась с подругами, а потом спохватившись увидела, что братца нет. Так. Неясно родители вообще всегда работали или это было один только раз.
Похоже-второй вариант. Я вот девчонку не осуждаю — возможно у неё просто не было опыта, и она не знала о том что такое ответственность. Ребёнок это не обязан сразу понимать: родители должны были обучить её и убедиться в её ответственности, прежде чем доверять малыша. За ребёнка отвечают конкретно родители.
Вобщем, девочка ужаснулась и, оглянувшись заметила метнувшуюся стаю гусей(лебедей). Она моментально догадалась, что именно они и украли братца. (Смешно: ни в какой другой сказке не упоминается о таких повадках гусей. Ведьмы и бабы-яги-да, а вот гуси-только один единственный раз. Тем не менее Маша сразу уверенно подумала на них и побежала вдогонку. На пути она встретила печку. В чистом поле. Девочка спросила печку: не видела ли она куда полетели гуси-лебеди? Но печь вместо ответа предложила ей поесть ржаного пирожка (я считаю -крайне неподходящий момент кормить), девочка высокомерно отказалась, заявила, что дома у неё пшеничные не едятся.
(Другое название этой сказки «Привередница», представляете? Похоже, что печь проверяла демократичность девочки. Вообще как-то странно навязывать человеку еду, а особенно если этот человек в дикой панике и в спешке. Если тут и есть мораль, то (тупая) неубедительная. Если бы девочку проверяли на умение вести себя вежливо (поздороваться, поклониться, ласково спросить)… Но нет — ЕЁ ЗАСТАВЛЯЮТ ЕСТЬ!)
Печь не сказала девочке ничего.
Я не смотрела мультфильм. Я этого стараюсь избегать чтобы чужие яркие и убедительные картинки не заменили мне моё вИдение сказок. Предпочитаю обходиться текстом и своим воображением. Но ученики мои в большинстве, видимо, знают не сказку как рассказ, а именно мультфильм: печь они все поголовно рисуют как куб с трубой и с огромными глазами и ртом. Страшноватый образ, если с непривычки.
Машенька побежала дальше наугад, встретила яблоню, которая предложила отведать кислого яблочка, а затем молочную речку с кисельными берегами. И опять девочка отказывалась от угощений предложенных в категорической форме: она дома не ест садовые яблочки и сливочки не ест!
Нет, право, не вовремя все эти сказочные персонажи взялись её кормить, да к простой пище приучать.
Маша бегала-бегала и набрела на избушку на курьих ножках.
Тут есть варианты. В избе сидит баба-яга и там же и братец Иванушка — яблочками золотыми играется. Впрочем, есть и другой вариант — Иванушка сидит на лавочке(около избушки). Опять странно: баба-яга оставила ребёнка одного без присмотра, зачем? (А чтобы по сюжету Машеньке легче его схватить и унести!)
А в том случае, когда Баба яга в избе и мальчик тоже, Машенька заходит и после приветствий Баба-Яга поручает ей прясть куделю, а сама уходит (топить баню). Из норки выходит мышка и просит каши, говорит, что за это она попрядёт вместо Маши, а дети пусть быстрее убегают. Забавно, что Маша тут же эту кашу и дала мышке. Откуда взяла??? Вобщем, опять всё почему-то упирается в еду. Эта сказка, я погляжу, — про киднеппинг и про пищевые привычки.
Итак, мышка берётся прясть, а Машенька убегает с братом. ВОПРОС: как они убегали? Мои ученики говорят: Маша держала малыша за руку. Не поверю. Иванушке было года три-четыре(раз гуси могли его нести, значит, он был нетяжёлый, маленький). Такой малыш, если его бегом тянуть вперёд, сразу спотыкается и падает, его поднимаешь, ставишь на ноги, несколько шагов, и он опять падает. Никакого смысла заставлять маленького бежать наравне с большим. Замечу, что у обычных школьников даже третьих-(четвёртых) классов абсолютно не хватит умений нарисовать бегущего человека (они этого ещё не проходили толком. И никак не проходили).
Девочку нарисовать сложно! А уж если она ведёт за руку малыша, то –вообще нереально. Это без натуры не нарисовать. Поэтому на картинках учеников Маша и Иванушка со всех ног стоят столбом. А Баба — Яга тоже стоя столбом около избы насылает на них погоню — гусей. Так-то. А, кстати, где, собственно находились всё это время гуси-лебеди? Мои ученики уверенно отвечают: в сарае-птичнике. А зачем бы им днём находиться в помещении? Ээээ… Значит они были… за домом! Ну да. А чего они там делали? — Траву кушали. Если они постоянно за домом кушают траву — не много же её там должно оставаться. Я думаю, что, украв ребёнка, гуси-лебеди отправились на луга да на озёра.
Вобщем, дети убежали. Я всё же думаю, что Машенька несла брата, посадив на закорки. Но такую группу нарисовать в движении — и не мечтайте. Вооот. Я снова и опять повторю: известные русские сказки хороши для прослушивания, но не для иллюстрирования детьми. Сказки у нас сложные, динамичные, резкие. Заставлять детей рисовать то, что они ещё не в состоянии изобразить — это… неэтично. Непедагогично, товарищи. А потом дети рисуют фигню, а нам приходится признавать, что раз эта фигня нарисована детьми, то это не фигня, а такое ДЕТСКОЕ видение мира. Да ничуть! Это просто ненаученность ,беспомощность. Фигурально выражаясь, мы заставляем детей танцевать, не научив их даже хоть как-то держаться на ногах. И думать мы детей не учим. Мы учим их повторять образцы. Из книжек и мультфильмов.
Ладно, я что-то завелась .
Вернёмся-ка к сказке.
Маша бежит, несёт братца, добегает до речки и просит укрыть их от погони. Речка — ну какое упорство! — ОПЯТЬ требует есть кисель и молоко. Маша, давясь, ест, благодарит и река сжаливается — укрывает. Лебеди пролетают мимо и дети бегут к яблоне. Сцена повторяется — право на защиту Маша добывает желудком: лопай что дают! Она безропотно ест яблочко и яблоня укрывает детей. То же и печка. В целом эти три волшебных помощника помогли детям спастись, и они вернулись домой как раз перед возвращением родителей с работы. Хм. Родители работают(по найму?),а дочь, между прочим, выхваляется перед речкой, что в доме батюшки сливочки не едятся. Неувязка .
Кстати ещё спрошу: а как гуси-лебеди несли украденного ребёнка? Все уверенно говорят: на спине. Но КАК? Как они ребёнка посадили? Ребёнок сидит в одиночестве и играет. Вокруг него приземляется целая стая гусей-лебедей. Один подходит и предлагает «покататься»? Ведь ребёнка надо было как-то принудить сесть на спину птицы.
Детские книжки пестрят иллюстрациями с малышом, лихо восседающим на лебяжьей спине со счастливой улыбочкой. Иногда он даже не держится! Далеко бы он улетел. Вернее — высоко бы ему падать. Учитывая огромные машущие крылья и сильные воздушные потоки, я никак не поверю, что его несли по воздуху верхом. И вообще, это только Европа была так простодушна, что села на спину быка и позволила себя украсть. Ванечку украли силой или подкупом.
Если силой, то его схватили за одежду(но, кстати, если меня схватить за шиворот, то я… просто выпаду из свитера. Или свитер порвётся. Идея нести ребёнка, ухватив за рубашонку — а они у детей были свободного покроя, или за штаны, такая идея мне не кажется убедительной).
Если подкупом, то малышу дали эти самые серебряные яблочки и… например, посадили в гамак(как у Андерсена). Как вам моя идея?
Наслушавшись этих моих заявок, ученики берутся рисовать сцену похищения. ДАААА УЖ. Лебеди летят под облаками выгнув шеи двойкой и беспорядочно болтая в воздухе ногами. А мы чего ожидали? Все привычны к тому,что лебедь изящно изгибает шею. А когда мы в последний раз видели летящего лебедя? Я видела гуся: он летел на меня, и я его совсем не рассмотрела, пока удирала.
Вобщем, дети наполняют картинку лебедями с валентинок. И прочими штампами.
В принципе, я должна была бы нарисовать им много картинок, создать вспомогательный видеоряд: движение крыльев птицы в полёте, лебедь садится, лебедь взлетает, дети сидят, бегут, идут… интерьер избы, яблоня, печь, река в перспективе, яблоня… Так? И тогда ученики складывали бы свои картинки из моих рисунков, как из пазлов. А так как я ничего не нарисовала им для копирования, то…? Никакой трагедии -дети просто вспомнили мультфильм и, как смогли, нарисовали то, что из него помнили. Такие дела. Полное благорастворение.
Такой вот рассказ Марины Новиковой об опыте иллюстрирования сказки»Гуси-лебеди».
Почитайте ещё
Про иллюстрирование «Репки»
Про «Рукавичку»
Метки: иллюстрирации к сказкам, Пересказ сказки
Читайте также:
Google+
Марина Новиковаhandykids.ru