Зиккурат
ЗИККУРА́Т (аккадск. Zik’kur’t — «Небесная вершина») — тип архитектурного сооружения Древней Месопотамии (4—1 тыс. до н. э.).
Зиккурат представляет собой воплощение типичной для культур Востока идеи «храма-горы«. Воспроизводит небесную вершину Меру. Состоит из нескольких ступеней-террас на квадратном или прямоугольном основании, святилища наверху, лестниц или пандусов.
Руины зиккуратов сохранились в г. Ур (XXI в. до н. э.), в Эламе(XIII в. до н. э.). К зиккуратам относится обнаруженное археологами основание Вавилонской башни и руины храма бога Мардука.
Из-за дефицита в Месопотамии строительного камня и дерева строить приходилось из кирпича-сырца. Только облицовку первого яруса башен складывали из обожженных кирпичей (дерево в качестве топлива для обжига было дорого
Похожие сооружения возводили в Древней Америке.
По свидетельству древнегреческого историка Геродота, видевшего Вавилонскую башню неразрушенной, она состояла из семи (или восьми) ступеней, по числу небесных сфер (возможно, посвящавшихся отдельным планетам), окрашенных в семь цветов: белый, черный, пурпурный, голубой, красный. Два последних этажа были отделаны серебром и золотом. На вершине находилось святилище Мардука — золотой стол и ложе верховного божества. Одна из лестниц предназначалась для его нисхождения на землю. Пурпурный (малиновый) цвет у древних шумеров являлся символом смерти и загробного мира.
Существуют различные реконструкции формы зиккуратов. По одной из версий, столь необычные сооружения создавались выходцами из горных областей Ирана и Памира и воспроизводили священные горные вершины. Вероятно, они использовались и в качестве обсерваторий. Вторая, более убедительная, гипотеза объясняет появление такого типа построек частыми наводнениями в долине рек Тигр и Евфрат, стремлением строителей поднять храм выше. Возможно, что храмы с террасами создавались на основаниях предыдущих, разрушенных построек. Астрономические наблюдения были также жизненно важны для древних земледельцев. Отсюда название Вавилонской башни: « Дом основания небес и земли«. Очевидна связь зиккуратов с египетскими маста́бами и пирамидами.
shedevrs.ru
Потрясающие 3D-рисунки карандашом
Автор:05 февраля 2016 18:58
fishki.net
Рисунок — вавилонская башня (зиккурат) Этеменанки
Рисунок — вавилонская башня (зиккурат) ЭтеменанкиРисунок — вавилонская башня (зиккурат) Этеменанки | |||
| |||
на главную • на Претич 2005©МихаилДмитриенко [email protected] |
pretich2005.narod.ru
Месопотамский зиккурат в городе Уре – дорога в небо
Одна из крупнейших цивилизаций древности зародилась в Двуречье. Много веков назад первые люди здесь начали возводить свои дома и храмы. Основным материалом для строительства в Месопотамии использовался кирпич-сырец. Из глины здесь возводилось все: от центрального храма и окружающих его домов жителей, до стен города.
Зиккураты в древнем Междуречье
Храмы в Двуречье возводились на каменной платформе. Со временем эта технология выросла в возведение огромных зиккуратов, известных нам по сооружениям в Уре и Вавилоне. Зиккурат представляет собой большую башню с многоярусными выступающими террасами. За счет уменьшения площади вышестоящих блоков создается впечатление нескольких башен. Количество таких подъемов доходило до семи, но обычно держалось около четырех. Традицией было раскрашивать разные уровни в разные цвета — черный, кирпичный, белый и т. д. Кроме раскраски проводилось озеленение террас, что еще больше выделяло постройку из общего фона. Иногда купол здания храма, расположенного на самом верху, делался позолоченным.
Реконструкция
Шумерские зиккураты подобны египетским пирамидам. Они тоже являются своеобразной лестницей в небо, только подъем здесь постепенный, поуровневый, а не как в знаменитых гробницах фараонов.
Зиккураты Месопотамии и пирамиды Египта
Вершину зиккурата украшало святилище, вход в который был закрыт для обычного посетителя. Убранство жилища бога было скромным, здесь обычно располагались лишь ложе и стол из золота. Иногда на вершину постройки восходили жрецы для проведения важных астрономических наблюдений, направленных на прогнозирование сельскохозяйственной жизни страны. Предполагают, что именно здесь зародились современная астрология, названия созвездий и даже знаков Зодиака.
Великий зиккурат в Уре – сохранность на тысячелетия
Один из самых известных зиккуратов, доживших до наших дней, является знаменитый зиккурат Этеменнигуру в Уре.
История зиккурата
Сам город Ур знаменит с незапамятных времен. Именно здесь согласно библейскому учению родился отец многих народов Авраам. В 2112-2015 годах до нашей эры во время правления III династии Ур входит в пик своего могущества, и именно в этот период основатель династии царь Урнамму со своим сыном Шульги берется за создание великого облика города.
По его инициативе примерно в 2047 году до нашей эры в честь покровителя города бога Луны Нанна создается зиккурат, по своим размерам ничуть не уступающий Вавилонской башне.
Трехъярусная постройка сохранилась до наших дней в хорошей форме. С середины XIX века этот холм активно изучается. Первым исследователем зиккурата в Уре стал англичанин Басре Д. Е. Тейлор. В кладке кирпича им была обнаружена клинопись, рассказывающая о строительстве этого сооружения. Так выяснилось, что начавшееся еще при царе Урнамме возведение зиккурата было не завершено, и лишь последний царь Вавилона Набонид в 550-х годах до нашей эры смог поставить точку в этом долгострое. Им же было увеличено количество ярусов с трех до семи.
Описание зиккурата
После тщательного изучения сооружения археологи в 1933 году создают вероятную реконструкцию зиккурата бога луны Нанна в Уре. Башня представляла собой трехъярусную пирамиду. Выстроенный из кирпича-сырца снаружи зиккурат был облицован обожженным кирпичом. Облицовка местами достигает толщины в 2,5 метра. Основание пирамиды имеет форму прямоугольника со сторонами 60 на 45 метров. Высота первого яруса около 15 метров. Верхние ярусы были чуть поменьше, а на верхней террасе находился храм Нанна. Террасы имели раскраску: нижняя — черная, средняя — красная, верхняя — белая. Общая высота гиганта превышала 53 метра.
Для подъема на вершину были сооружены три длинные и широкие лестницы по 100 ступеней. Одна из них располагалась перпендикулярно зиккурату, две другие поднимались вдоль стен. С боковых лестниц можно было перейти на любую из террас.
Интересные факты
При проведении расчетов у исследователей выходили нестыковки. Как выяснилось позже, мастера Месопотамии сделали стены умышленно кривыми для создания иллюзии высоты и могущества здания. Стены были не просто кривыми и наклоненными вовнутрь, а тщательно рассчитанными и выпуклыми, что еще больше доказывает очень высокий уровень строительства в Двуречье. Такая архитектура непроизвольно заставляет взгляд подниматься кверху и фокусироваться на центральном моменте — храме.
Особый интерес приковывают к себе глубоко уходящие вовнутрь прорези в стене. Снаружи они пустые, но внутри заполнены глиняными черепками. Было установлено, что подобное решение использовалось для осушения внутренности постройки, чтобы кирпич не разбух от влаги.
Оставалось только понять, откуда бралась влага внутри зиккурата. За время строительства зиккурата кирпич успевал высыхать, поэтому эта версия была быстро отсечена. В ходе раскопок были найдены специальные пазы, предназначенные для отвода воды вниз, а это означало, что на террасах была вода.
Одна из найденных здесь табличек рассказывала о расчистке заваленного храма богини луны «Гигпарка», расположенного возле одной из стен зиккурата, от ветвей деревьев. Возникла мысль, что ветви могли попасть туда только из зиккурата, а этим и объясняется система отвода воды. Террасы были покрыты землей, на которой росли растения и те самые деревья. Здесь можно провести аналогию с построенными висячими садами Семирамиды в Вавилоне. Так что система водоотвода могла использоваться и для орошения храмовых плантаций, а для уменьшения влияния влаги на само здание как раз и использовались дренажные отверстия.
Вавилонская башня не дожила до наших дней, поэтому для ее представления стоит обратить внимание именно на зиккурат в Уре. Он, конечно, пострадал от времени. Но то, что от него осталось, заставляет еще раз удивиться стремлениям людей древности.
Видео про зиккурат в Уре
Где находится зиккурат в Уре на карте?
Подпишитесь на наc ВКонтакте
Поделитесь интересным материалом с друзьями
Читайте похожие статьи
1chudo.ru
Искусство Передней Азии | КАК НАУЧИТЬСЯ РИСОВАТЬ
« Мускулатура | Главная | Мышцы головы »
Автор: admin | 27 Сен 2014
Страны Передней Азии – крупнейший, наряду с Египтом, очаг древневосточной культуры. Это Двуречье (земли между Евфратом и Тигром), берег Средиземного моря, горные области центральной части Малой Азии, где ведущими государствами были Шумер, Аккад, Ассирия, Вавилон, Ахеменидский Иран. Здесь была высоко развита архитектура из кирпича-сырца, создавалась круглая скульптура и рельефы, настенные росписи, керамика, каменные и стеклянные сосуды, ювелирные изделия.
Двуречье (Шумер, Аккад) (4-нач. 3 тыс. до н. э.) Древнейшие города-государства, окруженные стенами и башнями, группировались вокруг храмов, составлявших центральную часть поселений. Вознесенное на высокой насыпной платформе здание храма соединялось с землей длинными боковыми лестницами и пандусами (Белый храм в Уруке).
Белый храм в Уруке. Двуречье
В 3 в. до н. э. возник более архитектурно разработанный тип храма – зиккурат, постепенно приобретший значение главного культового сооружения (Ур-Намму в Уре). Мощные, сужающиеся кверху террасы, ведущие к венчающему сооружение святилищу, соединялись тремя лестницами и были окрашены в разные цвета – черный (битум), белый (известняк), красный (обожженный кирпич).
Зиккурат Ур-Намму в Уре. Двуречье
Столь же суровым духом проникнуты и дворцы правителей (Дворец «А» в Киши). Помещения дворца, сгруппированные вокруг двора и окруженные крепостными стенами, возвышались над городом и имели выходящую во двор парадную лестницу. В западной части дворца находился зал с четырьмя колоннами в центре. Внутри дворцы украшались росписями и перламутровой инкрустацией.
Глиптика. Двуречье
Скульптура и рельефы, кажущиеся грубыми и тяжеловесными, поражают огромной внутренней силой. Излюбленная тема рельефов и глиптики – цилиндрических печатей-амулетов – сцены охоты и скотоводства. Животные изображались с точным знанием их облика и красоты движений. В начале 3 тыс. до н. э. появилось и изображение человека – участника шествий и церемоний, в середине 3 тыс. до н. э. – фантастические сюжеты.
Рельеф из храма в Убайде. Двуречье
С укреплением рабовладельческих деспотий искусство подчинялось новым задачам, служило аллегорическому прославлению божества. Уже ранний рельеф, помещенный над входом храма в Убайде, открывает собой целый ряд геральдических изображений со строго симметричной композицией.
Cтела Эанатума (Коршунов). Двуречье
Наряду с иносказаниями в скульптуре появились повествовательные изображения, прославляющие власть правителя (стела Эанатума (Коршунов), плита Ур-Нанше).
Плита Ур-Нанше. Двуречье
Для глиняных расписных статуэток сер. 3 тыс. до н. э., возносящих молитвы, характерны вытянутые пропорции, утрированные черты лица, духовный подъем. Духовной значительностью отмечены также мраморные головы богинь (богиня из Урука).
Богиня из Урука. Двуречье
Особую внутреннюю силу скульптурные образы обрели во 2 пол. 3 тыс. до н. э. В искусство пришло разнообразие композиционных приемов, свобода выбора тем, отказ от ритмического однообразия в рельефах (стела царя Нарам-Сина).
Стела царя Нарамсина. Двуречье
Традиции этого периода ощущаются в каменных диоритовых статуях правителя Гаудеа из Лагаша, монументальных, пластически совершенных.
Статуя правителя Гаудеа из Лагаша. Двуречье
Шумерские ювелиры знали чеканку, филигрань, зернь, плавили металлы, изготовляли изделия из золота, меди, серебра, которым свойственны сочные красочные сочетания. К лучшим из них относятся навершия резонаторов арфы в виде головы быка.
Навершие резонатора арфы. Двуречье
Ювелирные изделия инкрустировались лазуритом, сердоликом и перламутром, тонко орнаментировались. Особое место в искусстве Шумера и Аккада занимает «штандарт» — предмет из двух досок, закрепленных на древке, все изображение которого выполненного в технике инкрустации.
Штандарт из Ура. Двуречье
Ассирия (13-7 вв. до н. э.). Изменения в искусстве Передней Азии в 1 тыс. до н. э. были связаны с возвышением Ассирии. Мощь государства способствовала сложению искусства, прославлявшему силу правителей, их славу и военную доблесть. Военизированный характер государства проявился в духе зодчества. Ассирийские города были мощными крепостями. Обнесенный стенами дворец возвышался на искусственной насыпи, облицованной огромными глыбами. Дворец делился на три части: парадные, жилые и культовые помещения, сгруппированные вокруг открытых дворов.
Шеду. Ассирия
По сторонам ворот Дворца Саргона ІІ в Дурр-Шаррукине были расположены фигуры крылатых быков-людей с пятью ногами «шеду». Рядом с башнями и покоями царя высился ступенчатый полихромный зиккурат.
Дворец Саргона ІІ в Дурр-Шаррукине. Ассирия
Помещения дворцов украшались роcписями и рельефами. Наиболее совершенные рельефы украшали дворец Ашшурбанапала в Ниневии. Зрелое майстерство проявилось здесь в возросшей динамике, чеканной лепке, сильной и сочной моделировке фигур, в более эмоциональном восприятии жизни. Фигуры коней и всадников в сценах охоты полны напряжения, пафоса и силы. Художники подметили страдание зверей, безжалостно уничтожаемых людьми.
Рельеф Дворца Ашшурбанапала в Ниневии. Ассирия
Новый Вавилон (7-6 вв. до н. э.). Первый расцвет Вавилония пережила во 2 тыс. до н. э. Характернейшим памятником старовавилонской эпохи является диоритовая стела царя Хаммурапи со сводом законов и рельефом в верхней его части.
Стела царя Хаммурапи. Старый Вавилон
В кон. 7 в. до н. э. Вавилон вступил в период нового подъема, когда в союзе с Мидией сокрушила Ассирию. Зодчество, выступавшее в тесном содружестве с декоративными ремеслами, — ведущий вид искусства, достигший особого размаха при Навуходоносоре ІІ. Вавилон превратился в торжественный праздничный ансамбль, подчиненный четкому градостроительному замыслу. В плане город представлял собой правильный многоугольник, обнесенный мощными крепостными стенами с восемью воротами.
План города. Новый Вавилон
Самыми торжественными из ворот были двойные ворота богини Иштар в виде высоких зубчатых башен с арочными проходами. Они были облицованы синими изразцами с рядами ритмично чередующихся белых и желтых грифонов.
Ворота богини Иштар. Новый Вавилон
От ворот Иштар шла священная дорога процессий – Пропилеи, выложенная белыми и красными плитками. Она вела к главному храму Эсагиле, посвященного богу Мардуку.
Храм Эсагиле (Мардука). Новый Вавилон
Рядом с храмом Эсагиле высился 100-метровый зиккурат Этеменанки (Вавилонская башня). Семь его разноцветных уступов увенчивались святилищем, облицованным синими глазурованными плитками с изображениями золотых рогов.
Зиккурат Этеменанки (Вавилонская башня). Реконструкция. Новый Вавилон
Столь же яркое впечатление создавали и дворцы Навуходоносора ІІ с расположенными на сводчатых террасах «Висячими садами Семирамиды».
Дворец Навуходоносора с Висячими садами Семирамиды. Реконструкция. Новый Вавилон
Ахеменидский Иран. (сер. 6 в. – 330 гг. до н. э.). В середине 6 в. до н. э. Цар персов Кир ІІ из рода Ахеменидов разгромил Вавилон. Ахеменидский Иран на два столетия стал самой могущественной державой передней Азии. В искусстве Ирана своеобразно слились изобразительные приемы и мотивы искусства многих народов. В архитектуре развилось дворцовое строительство, грандиозное по масштабам, пышное по скульптурному оформлению, олицетворявшее мощь государства и его правителей. Дворцовые ансамбли г. Персеполя и г. Суз – наиболее характерные и яркие памятники архитектуры Ахеменидского Ирана.
Г. Персеполь. Весь ансамбль построек города-крепости возведен на монументальной террасе, куда вела двойная лестница. Пропилеи были оформлены фигурами 8-миметровых быков-людей. За Пропилеями находился здание-храм «Ворота всех стран» с 10-тиметровыми быками у входа.
Вход в храм «Ворота всех стран». Персеполь. Ахеменидский Иран
Все постройки – приемные залы, служебные, жилые помещения – размещены по параллельно идущим осям. Композиционным центром ансамбля являлся парадный колонный зал – ападана, приподнятый над остальными частями и окруженный двумя портиками. Стройные колонны были размещены на значительном расстоянии друг от друга, создавая ощущение простора.
Персеполь. Ахеменидский Иран
Стены дворцовых помещений и лестниц украшались сказочными декоративными росписями и изразцами. Декоративно-цельные и строго канонизированные рельефы и скульптурно-архитектурные детали по пластическому ритму подчинялись общему ритму архитектуры.
Лестницы с рельефами Персеполя. Ахеменидский Иран
Г. Сузы. Сложный по плану дворец в г. Сузы в своих главных элементах повторял архитектурные решения Персеполя. По сторонам больших открытых дворов размещались только помещения, грандиозной была ападана.
Декоративное панно Парад персидской царской гвардии дворца Дария I. Сузы. Ахеменидский Иран
Торжественным архитектурным ритмам отвечал выразительный декор. Органичным элементом дворцовой архитектуры Суз являются декоративные панно.
Читать далее Эгейское искусство
Темы: История изобразительного искусства | Ваш отзыв »
Отзывы
nnosova.ru
Месопотамский зиккурат в городе Уре – дорога в небо
Одна из крупнейших цивилизаций древности зародилась в Двуречье. Много веков назад первые люди здесь начали возводить свои дома и храмы. Основным материалом для строительства в Месопотамии использовался кирпич-сырец. Из глины здесь возводилось все: от центрального храма и окружающих его домов жителей, до стен города.
Зиккураты в древнем Междуречье
Храмы в Двуречье возводились на каменной платформе. Со временем эта технология выросла в возведение огромных зиккуратов, известных нам по сооружениям в Уре и Вавилоне. Зиккурат представляет собой большую башню с многоярусными выступающими террасами. За счет уменьшения площади вышестоящих блоков создается впечатление нескольких башен. Количество таких подъемов доходило до семи, но обычно держалось около четырех. Традицией было раскрашивать разные уровни в разные цвета — черный, кирпичный, белый и т. д. Кроме раскраски проводилось озеленение террас, что еще больше выделяло постройку из общего фона. Иногда купол здания храма, расположенного на самом верху, делался позолоченным.
Реконструкция
Шумерские зиккураты подобны египетским пирамидам. Они тоже являются своеобразной лестницей в небо, только подъем здесь постепенный, поуровневый, а не как в знаменитых гробницах фараонов.
Зиккураты Месопотамии и пирамиды Египта
Вершину зиккурата украшало святилище, вход в который был закрыт для обычного посетителя. Убранство жилища бога было скромным, здесь обычно располагались лишь ложе и стол из золота. Иногда на вершину постройки восходили жрецы для проведения важных астрономических наблюдений, направленных на прогнозирование сельскохозяйственной жизни страны. Предполагают, что именно здесь зародились современная астрология, названия созвездий и даже знаков Зодиака.
Великий зиккурат в Уре – сохранность на тысячелетия
Один из самых известных зиккуратов, доживших до наших дней, является знаменитый зиккурат Этеменнигуру в Уре.
История зиккурата
Сам город Ур знаменит с незапамятных времен. В 2112-2015 годах до нашей эры во время правления III династии Ур входит в пик своего могущества, и именно в этот период основатель династии царь Урнамму со своим сыном Шульги берется за создание великого облика города.
По его инициативе примерно в 2047 году до нашей эры в честь покровителя города бога Луны Нанна создается зиккурат, по своим размерам ничуть не уступающий Вавилонской башне.
Трехъярусная постройка сохранилась до наших дней в хорошей форме. С середины XIX века этот холм активно изучается. Первым исследователем зиккурата в Уре стал англичанин Басре Д. Е. Тейлор. В кладке кирпича им была обнаружена клинопись, рассказывающая о строительстве этого сооружения. Так выяснилось, что начавшееся еще при царе Урнамме возведение зиккурата было не завершено, и лишь последний царь Вавилона Набонид в 550-х годах до нашей эры смог поставить точку в этом долгострое. Им же было увеличено количество ярусов с трех до семи.
Описание зиккурата
После тщательного изучения сооружения археологи в 1933 году создают вероятную реконструкцию зиккурата бога луны Нанна в Уре. Башня представляла собой трехъярусную пирамиду. Выстроенный из кирпича-сырца снаружи зиккурат был облицован обожженным кирпичом. Облицовка местами достигает толщины в 2,5 метра. Основание пирамиды имеет форму прямоугольника со сторонами 60 на 45 метров. Высота первого яруса около 15 метров. Верхние ярусы были чуть поменьше, а на верхней террасе находился храм Нанна. Террасы имели раскраску: нижняя — черная, средняя — красная, верхняя — белая. Общая высота гиганта превышала 53 метра.
Для подъема на вершину были сооружены три длинные и широкие лестницы по 100 ступеней. Одна из них располагалась перпендикулярно зиккурату, две другие поднимались вдоль стен. С боковых лестниц можно было перейти на любую из террас.
Интересные факты
При проведении расчетов у исследователей выходили нестыковки. Как выяснилось позже, мастера Месопотамии сделали стены умышленно кривыми для создания иллюзии высоты и могущества здания. Стены были не просто кривыми и наклоненными вовнутрь, а тщательно рассчитанными и выпуклыми, что еще больше доказывает очень высокий уровень строительства в Двуречье. Такая архитектура непроизвольно заставляет взгляд подниматься кверху и фокусироваться на центральном моменте — храме.
Особый интерес приковывают к себе глубоко уходящие вовнутрь прорези в стене. Снаружи они пустые, но внутри заполнены глиняными черепками. Было установлено, что подобное решение использовалось для осушения внутренности постройки, чтобы кирпич не разбух от влаги.
Оставалось только понять, откуда бралась влага внутри зиккурата. За время строительства зиккурата кирпич успевал высыхать, поэтому эта версия была быстро отсечена. В ходе раскопок были найдены специальные пазы, предназначенные для отвода воды вниз, а это означало, что на террасах была вода.
Одна из найденных здесь табличек рассказывала о расчистке заваленного храма богини луны «Гигпарка», расположенного возле одной из стен зиккурата, от ветвей деревьев. Возникла мысль, что ветви могли попасть туда только из зиккурата, а этим и объясняется система отвода воды. Террасы были покрыты землей, на которой росли растения и те самые деревья. Здесь можно провести аналогию с построенными висячими садами Семирамиды в Вавилоне. Так что система водоотвода могла использоваться и для орошения храмовых плантаций, а для уменьшения влияния влаги на само здание как раз и использовались дренажные отверстия.
Вавилонская башня не дожила до наших дней, поэтому для ее представления стоит обратить внимание именно на зиккурат в Уре. Он, конечно, пострадал от времени. Но то, что от него осталось, заставляет еще раз удивиться стремлениям людей древности.
Видео про зиккурат в Уре
Источник: 1chudo.ru
dostoyanieplaneti.ru
это что такое? Символика архитектуры зиккуратов
Зиккурат — это массивное архитектурное сооружение, состоящее из нескольких ярусов. Основание его, как правило, квадратное или прямоугольное. Эта особенность делает зиккурат похожим на ступенчатую пирамиду. Нижние уровни постройки представляют собой террасы. Крыша верхнего яруса плоская.
Строителями древних зиккуратов были шумеры, вавилоняне, аккадцы, ассирийцы, а также жители Элама. Руины их городов сохранились на территории современного Ирака и в западной части Ирана. Каждый зиккурат был частью храмового комплекса, который включал и другие здания.
Исторический обзор
Сооружения в виде больших возвышающихся платформ стали возводить в Месопотамии еще в четвертом тысячелетии до нашей эры. Об их предназначении ничего достоверно не известно. По одной из версий, такие искусственные возвышения использовались для того, чтобы сохранять наиболее ценное имущество, в том числе священные реликвии, во время разлива рек.
С течением времени архитектурные технологии совершенствовались. Если ступенчатые строения ранних шумеров были двухъярусными, то зиккурат в Вавилоне имел целых семь уровней. Внутренняя часть таких сооружений делалась из высушенных на солнце строительных блоков. Для внешней облицовки использовался обожженный кирпич.
Последние зиккураты Месопотамии были построены в шестом столетии до нашей эры. Это были наиболее впечатляющие архитектурные сооружения своего времени. Они поражали современников не только размерами, но и богатством наружного оформления. Не случайно же построенный в этот период зиккурат Этеменанки стал прообразом упомянутой в Библии Вавилонской башни.
Предназначение зиккуратов
Во многих культурах жилищем высших сил считались вершины гор. Общеизвестно, что, например, боги Древней Греции обитали на Олимпе. У шумеров, вероятно, было схожее мировоззрение. Таким образом, зиккурат — это рукотворная гора, которая создавалась для того, чтобы богам было где поселиться. Ведь в пустыне Междуречья не было естественных возвышенностей такой высоты.
На вершине зиккурата находилось святилище. Общественные религиозные церемонии там не проводились. Для этого существовали храмы у подножия зиккурата. Наверх же могли подниматься только жрецы, чьей обязанностью было заботиться о богах. Священнослужители были наиболее уважаемым и влиятельным сословием шумерского общества.
Зиккурат в Уре
Недалеко от современного иракского города Насирия находятся остатки наиболее хорошо сохранившегося сооружения древней Месопотамии. Это зиккурат, построенный в 21-м веке до нашей эры правителем Ур-Намму. Грандиозное здание имело основание 64 на 45 метров, возвышалось более чем на 30 м и состояло из трех уровней. На вершине располагалось святилище бога луны Нанна, который считался покровителем города.
К шестому веку до нашей эры здание сильно обветшало и частично разрушилось. Но последний правитель Второго Вавилонского царства Набонид распорядился восстановить зиккурат в Уре. Его внешний вид подвергся значительным изменениям — вместо изначальных трех было построено семь ярусов.
Остатки зиккурата были впервые описаны европейскими учеными в начале 19 века. Масштабные археологические раскопки были проведены специалистами Британского музея в период с 1922 по 1934 годы. Во время правления Саддама Хусейна был реконструирован фасад и ведущая на вершину лестница.
Самый известный зиккурат
Одним из грандиознейших архитектурных сооружений в истории человечества является Вавилонская башня. Размеры постройки были столь впечатляющими, что родилась легенда, согласно которой вавилоняне хотели с ее помощью достать до неба.
В наши дни большинство исследователей сходятся во мнении, что Вавилонская башня — не вымысел, а реально существовавший зиккурат Этеменанки. Его высота составляла 91 метр. Подобное здание выглядело бы внушительно даже по сегодняшним меркам. Ведь оно было в три раза выше, чем привычные нам панельные девятиэтажки.
Когда именно был воздвигнут зиккурат в Вавилоне, неизвестно. Упоминания о нем содержатся в клинописных источниках, датированных вторым тысячелетием до нашей эры. В 689 году до нашей эры ассирийский правитель Синаххериб разрушил Вавилон и находившийся там зиккурат. Спустя 88 лет город был восстановлен. Этеменанки также был заново отстроен Навуходоносором II — правителем Нововавилонского царства.
Окончательно зиккурат был разрушен в 331 году до нашей эры по приказу Александра Македонского. Снос здания должен был стать первым этапом его масштабной реконструкции, но смерть полководца помешала осуществлению этих планов.
Внешний вид Вавилонской башни
Древние книги и современные раскопки позволили достаточно точно реконструировать облик легендарного зиккурата. Это было строение с квадратным основанием. Длина каждой из его сторон, как и высота, составляла 91,5 метра. Этеменанки состоял из семи ярусов, каждый из которых был окрашен в свой цвет.
Чтобы подняться к вершине зиккурата, нужно было вначале взойти по одной из трех центральных лестниц. Но это только половина пути. По словам древнегреческого историка Геродота, взойдя по большой лестнице, можно было отдохнуть перед дальнейшим подъемом. Для этого были оборудованы специальные места, защищенные навесами от палящего солнца. Ступеньки для дальнейшего восхождения опоясывали стены верхних уровней зиккурата. На вершине стоял просторный храм, посвященный Мардуку — богу-покровителю Вавилона.
Этеменанки славился не только невероятными для своего времени размерами, но и богатством внешнего убранства. По распоряжению Навуходоносора II в качестве отделочных материалов для стен Вавилонской башни использовалось золото, серебро, медь, камни различных цветов, эмалированный кирпич, а также пихта и сосна.
Первый снизу ярус зиккурата был черным, второй — белоснежным, третий был окрашен в пурпурный цвет, четвертый — в синий, пятый — в красный, шестой был покрыт серебром, а седьмой — золотом.
Религиозное значение
Вавилонский зиккурат был посвящен Мардуку, который считался покровителем города. Это местное имя месопотамского бога Бела. У семитских племен он был известен как Ваал. В верхнем ярусе зиккурата располагалось святилище. Там жила жрица, считавшаяся супругой Мардука. Каждый год на эту роль выбирали новую девушку. Это обязательно должна была быть красивая молодая девственница из знатной семьи.
В день выбора невесты Мардука в Вавилоне устраивалось грандиозное празднество, важным элементом которого были массовые оргии. По традиции каждая женщина должна была хотя бы раз в жизни предаться любви с чужестранцем, который заплатит ей деньги. При этом от первого предложения нельзя было отказаться, какой бы малой ни была сумма. Ведь девушка шла на празднование не для заработка, а лишь для того, чтобы исполнить волю богов.
Подобные обычаи встречались у многих ближневосточный народов и были связаны с культом плодородия. Однако римляне, писавшие о Вавилоне, усматривали в таких ритуалах нечто непристойное. Так, историк Квинт Курций Руф с осуждением упоминает о пиршествах, в ходе которых дамы из благородных семейств танцевали, постепенно сбрасывая с себя одежду. Подобный же взгляд укоренился и в христианской традиции, недаром в Откровении встречается такая фраза, как «Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным».
.
Символика архитектуры зиккуратов
Любое высокое здание ассоциируется со стремлением человека стать ближе к небу. А строения ступенчатой формы напоминает лестницу, ведущую наверх. Таким образом, зиккурат в первую очередь символизирует связующее звено между небесным миром божеств и живущими на земле людьми. Но, помимо общего для всех высотных сооружений смысла, у изобретенной древними шумерами архитектурной формы есть и другие уникальные особенности.
На современных картинках, изображающих зиккураты, мы видим их с верхнего или бокового ракурса. Но жители Месопотамии смотрели на них, находясь у подножия этих величественных строений. С этой точки обзора зиккурат — это несколько вырастающих одна за другой стен, самая верхняя из которых настолько высока, что кажется, будто она касается небес.
Какое же впечатление производит на наблюдателя такое зрелище? В древности стена окружала город для защиты его от вражеских войск. Она ассоциировалась с мощью и неприступностью. Таким образом, ряд высящихся друг за другом огромных стен создавал эффект абсолютной недосягаемости. Никакая другая архитектурная форма не могла бы так убедительно продемонстрировать безграничную силу и власть обитающего на вершине зиккурата божества.
Помимо непреступных стен, были и гигантских размеров лестницы. Обычно у зиккуратов их было три — одна центральная и две боковые. Они демонстрировали возможность диалога человека с богами. Священнослужители поднимались по ним на вершину, чтобы говорить с высшими силами. Таким образом, символика архитектуры зиккуратов подчеркивала могущество богов и важность касты жрецов, призванных беседовать с ними от имени всего народа.
Оформление зиккуратов
Не только грандиозные размеры сооружения призваны были удивлять жителей Месопотамии, но также и их внешняя отделка и планировка. Для облицовки зиккуратов использовались самые дорогие материалы, включая золото и серебро. Стены украшались изображениями растений, животных и мифологических существ. На вершине стояла золотая статуя божества, в честь которого был воздвигнут зиккурат.
Путь от подножия к вершине не был прямым. Он представлял собой нечто вроде трехмерного лабиринта с подъемами, длинными переходами и многочисленными поворотами. Центральная лестница вела только на первый либо второй ярус. Дальше приходилось двигаться по зигзагообразной траектории — огибать углы здания, подниматься по боковым ступеням, а затем, уже на новом ярусе, идти к следующему пролету, располагавшемуся с другой стороны.
Цель такой планировки состояла в том, чтобы сделать восхождение более долгим. Священнослужитель во время подъема должен был избавиться от мирских мыслей и сосредоточиться на божественном. Интересно, что храмы-лабиринты существовали также в древнем Египте и средневековой Европе.
Зиккураты Месопотамии были окружены садами. Тень деревьев, аромат цветов, плеск фонтанов создавали ощущение райской безмятежности, которая, по замыслу архитекторов, должна была свидетельствовать о благосклонности божеств, обитавших на вершине. Также не следует забывать, что зиккурат располагался в центре города. Жители приходили туда, чтобы предаться дружеским беседам и совместным развлечениям.
Зиккураты в других частях света
Не только правители Месопотамии возводили величественные постройки, стремясь с их помощью оставить свое имя в веках. В других частях света тоже встречаются сооружения, форма которых напоминает зиккурат.
Наиболее известные и хорошо сохранившиеся строения подобного рода расположены на американском континенте. Большинство из них выглядят как ступенчатая пирамида. Зиккурат, как архитектурная форма, был известен ацтекам, майя и другим цивилизациям доколумбовой Америки.
Больше всего ступенчатых пирамид, собранных в одном месте, можно найти на месте древнего города Теотиуакан, который расположен приблизительно в пятидесяти километрах от столицы Мексики. Архитектурная форма зиккурата явственно распознается в облике знаменитого храма Кукулькана, известном также как Эль-Кастьльо. Это строение является одним из символов Мексики.
На территории Европы также есть древние зиккураты. Один из них, названный Канчо-Роано, находится в Испании и является памятником существовавшей когда-то на Пиренейском полуострове тартессийской цивилизации. Предполагается, что построен он был в шестом веке до нашей эры.
Другим необычным для Европы сооружением является Сардинский зиккурат. Это очень древнее мегалитическое строение, воздвигнутое еще в четвертом тысячелетии до нашей эры. Сардинский зиккурат был культовым местом, в течение многих столетий там проводились религиозные обряды. Основание его платформы имело длину почти 42 метра.
Современные зиккураты
Изобретенная в далекой древности архитектурная форма вдохновляет и современных проектировщиков. Самым известным «зиккуратом», построенным в двадцатом веке, является Мавзолей Ленина. Такая форма усыпальницы советского вождя породила конспирологические домыслы о связи большевиков с древними месопотамскими культами.
На самом деле схожесть Мавзолея Ленина с зиккуратом — скорее всего — продиктована художественными предпочтениями его архитектора Алексея Щусева. Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на здание Казанского вокзала Москвы, проект которого мастер представил еще в 1911 году. Его главное строение тоже имеет характерную ступенчатую структуру. Но прообразом тут послужила не архитектура зиккуратов Месопотамии, а облик одной из башен Казанского кремля.
Но не только русским в двадцатом веке пришла в голову идея построить зиккурат. В США тоже есть здание подобной конструкции. Оно находится в Западном Сакраменто, штат Калифорния. И так и называется «Зиккурат-Билдинг». Его строительство было завершено в 1997 году. Это одиннадцатиэтажное офисное здание высотой 47 с половиной метров занимает площадь в семь акров (28 000 м2) и имеет подземную парковку, рассчитанную более чем на полторы тысячи автомобилей.
fb.ru