Как поэтапно нарисовать аленушку: Как нарисовать Алёнушку из Гуси лебеди карандашом поэтапно

Как нарисовать Алёнушку из Гуси лебеди карандашом поэтапно

СОВЕТ: Работайте с разными форматами, не используйте клочки бумаги.

Спасибо +10798

Главная » Советские мульт-мы

Уже нарисовал +0 Хочу нарисовать +0 Спасибо +16

В этом уроке я покажу как нарисовать Алёнушку из сказки Гуси Лебеди цветными карандашами поэтапно.
Для этого нам понадобится:

  • простой карандаш,
  • чёрная ручка,
  • ластик и цветные карандаши.
  • Оригинал

  • Шаг 1

    Рисуем личико, волосы, губы, глазки и носик.

  • Шаг 2

    Вырисовываем платок.

  • Шаг 3

    Рисуем руки, платице и шейку и в руке рисуем леденец.

  • Шаг 4

    Аккуратно обводим весь рисунок чёрной ручкой и стираем всё лишнее)

  • Шаг 5

    Красным карандашом разукрашиваем платок и губы, оранжевым карандашом разукрашиваем волосы и бежевым лицо!

  • Шаг 6

    зелёным карандашом мы разукрашиваем верхнюю часть платья и красным карандашом нижнюю! Серым карандашом разукрашиваем воротник и рукава. И бежевым карандашом разукрашиваем руки.

  • Шаг 7

    И завершавшим этапом мы разукрашиваем салатовым карандашом вторую часть платица. И всё))) наша Алёнушка из сказки Гуси Лебеди готова))) всем удачи :3

Автор урока: Rikk

Онлайн-курсы по рисованию

Понравился урок? Жми спасибо и делись с друзьями!!

Уже нарисовал +0 Хочу нарисовать +0 Спасибо +16

Комментарии

ТОП уроки за сегодня

Розы

358 37

Рисуем аниме глаза

265 22

Сирень

110 0

Руки человека

57 1

Рисуем Канеки Кена

577 166

Рисуем лебедя

316 11

Подсолнух

57 2

ТОП пользователи

vikl-art

Рейтинг 19827

Rikk

Рейтинг 9156

admin

Рейтинг 8858

AppeLsinRi

Рейтинг 4156

Sofialebedenkova

Рейтинг 3452

HelenaArch

Рейтинг 2934

IceKream1234

Рейтинг 2599

Как нарисовать аленку (67 фото) » Рисунки для срисовки и не только

Рисовать снегурочку


Кукла в национальном костюме рисование в подготовительной


Поэтапный рисунок Аленушки


Поэтапные рисунки Золушки


Рисование кукла в национальном костюме Комарова


Аленка рисунок карандашом


Аленушка рисунок карандашом


Портрет Аленушки карандашом


Уроки рисования принцесс


Поэтапное рисование мультяшных героев


Русская красавица рисунок карандашом


Схема рисования человека в подготовительной группе


Как нарисовать оленя поэтапно


Поэтапное рисование козленка


Алгоритмы рисования для дошкольников


Как нарисовать снегурочку


Поэтапное рисование принцессы для детей


Нарисовать козленка пошагово


Поэтапное рисование Снегурочки


Как нарисовать бабаягу


Рисование портрета в старшей группе


Поэтапное рисование портрета для дошкольников


Рисование сказочных персонажей


Пошаговое рисование человека для детей


Аленушка карандашом


Поэтапное рисование сказочных героев


Аленушка раскраска


Поэтапное рисование козленка


Схемы для рисования для детей 5-6 лет


Этапы рисования портрета для дошкольников


Поэтапное рисование


Женский образ поэтапное рисование


Поэтапное рисование мишки


Красная шапочка рисунок карандашом


Как рисовать козленка поэтапно для детей


Рисование сказочных героев поэтапно


Пошаговое рисование девочки для детей


Ариель рисуем Ариэль поэтапно


Рисование портрета в старшей группе


Пошаговое рисование человека для детей


Диана гипсовая голова рисунок этапы


Рисунки для срисовки из мультиков для девочек


Поэтапный портрет мамы для детей


Этапы рисования портрета мамы


Рисование людей в фотошопе для начинающих


Гипсовая голова Дианы поэтапно


Нарисовать Машу из мультика Маша и медведь


Портрет 4 класс изо


Лиса Кумушка рисование в старшей


Этапы рисования портрета карандашом


Этапы рисования портрета мамы


Раскадровка иллюстрации


Схема рисования портрета в подготовительной группе


Пошаговый рисунок цветка


Схема рисования человека для детей


Рисунок карандашом пошагово


Уроки рисования принцесс


Рисунок карандашом для начинающих поэтапно девушку


Поэтапное рисование принцессы


Схема рисования портрета человека для дошкольников


Поэтапное рисование человека для детей


Рисование национальные костюмы


Поэтапное рисование цветы


Анималистический Жанр рисунки детей


Народный костюм рисование


Девочка в нарядном платье рисование старшая группа

«АЛЕНУШКА» И «ГУСЛИЩИКИ» ВИКТОРА ВАСНЕЦОВА

История кабинета Виктора Васнецова к картине «Аленушка» (ГТГ, 1881 г. ), хранящейся в музее-заповеднике «Абрамцево», была достаточно окольной, несмотря на благоприятную «отправную точку». ».

Картина поступила в музей в 1967 году из собрания Лидии Руслановой; ранее оно уже входило в список произведений Васнецова, составленный Николаем Моргуновым и Натальей Моргуновой-Рудницкой: «Аленушка. Холст, масло, 68 на 48 см. Слева внизу: В. Васнецов. Этюд довольно тесно связан с картиной в Третьяковской галерее. Показан на выставке произведений Васнецова из частных коллекций в Московском отделении Общества художников 19 июня.47. Собрание Лидии Руслановой, Москва»[1]. Казалось бы, эта информация была исчерпывающей и никаких дальнейших исследований по атрибуции произведения не требовалось. Однако что-то в картине встревожило сотрудников музея, предполагая, что этюд не следует квалифицировать как «последнюю подготовительную работу» художника[2]. Между двумя «Аленушками» как будто отсутствовала какая-то связь, которая освещала бы логику работы Васнецова над картиной на «сказочный сюжет»[3].

В 1970-е годы, составляя академический каталог коллекции живописи Абрамцевского музея-заповедника, его сотрудники запросили в Третьяковской галерее вероятную дату создания их картины. Визуальное сопоставление этюда и картины «Аленушка» (1881 г.) привело к предположению, что рассматриваемое произведение является не этюдом, как считали Николай Моргунов и Наталья Моргунова-Рудницкая, а более поздней версией картины, созданной художницей. сам примерно в конце 1910 с. Однако в 1980-е годы, разбирая этюд, реставратор из Абрамцевского музея обнаружил на лицевой стороне картины карандашную сетку, а на обороте подпись: Ю. И. Успенский. Сотрудники музея решили, что это копия картины из Третьяковской галереи, а на оборотной стороне указано имя копировщика. Произведение было снято с постоянной экспозиции и более 20 лет хранилось в резервном отделе.

В 2007 году музей Абрамцево обратился в Третьяковскую галерею с просьбой осмотреть их «Аленушку» и дать оценку. Работа началась с проведения стилистических и технических исследований — стереобинокулярной микроскопии, инфракрасного и ультрафиолетового анализов, рентгеновских снимков, анализа мазка и химических тестов пигментов и грунтовки.

Результаты сравнительного изучения исследуемой картины и произведений, находящихся в собственности ГТГ, и сопоставление результатов технического исследования с данными по эталонным работам Васнецова из базы данных отдела технической экспертизы ГТГ выявили сходство по манере рисования, по составу красочного слоя, по фактуре окрашиваемой поверхности, по цветовому решению. Вывод был однозначным: произведение из музея-заповедника «Абрамцево» работы Васнецова. Но оставались вопросы о дате картины и ее месте в творчестве Васнецова, о происхождении крупной сетки, нанесенной карандашом по красочному слою, и о происхождении подписи на обороте холста.

Последний вопрос был самым простым. Среди писем Васнецова были найдены письма к Юрию Ивановичу Успенскому, инженеру-железнодорожнику из Воронежа, и от него. Юрий Успенский был братом Александра Ивановича Успенского (1873—1938), автора монографии о творчестве Васнецова[4], которую художник считал «лучшим изданием» о своем творчестве. Вероятно, Юрий Успенский тоже был близок к Васнецову, и в 1920 году художник создал его портрет[5]. В декабре того же года Успенский писал Васнецову: ««Васнецовская болезнь» еще одолевает меня, то есть я по-прежнему без ума от ваших картин и смею думать о чем-то новом». имел несколько произведений Васнецова. Можно предположить, что рассматриваемая картина на каком-то этапе была либо продана, либо подарена ему Васнецовым, а подпись на обороте свидетельствует о том, что художник являлся страстным поклонником картины.

Также были вопросы о дате картины и ее отношении к «Аленушке» из ГТГ — это этюд или более поздняя версия картины? Как известно, Васнецов в конце 1910-х — начале 1920-х годов часто воспроизводил свои предыдущие работы. Среди тиражируемых произведений такие произведения, как «Витязь на распутье» и «Витязи», а что касается «Аленушки», то до сих пор нет записи о ее воспроизведении. Данные, полученные в результате технического осмотра и анализа, также свидетельствовали о том, что произведение могло быть создано раньше, чем в 19 веке.10 с. Необходимо было остановиться на истории создания «Аленушки» из Третьяковской галереи и истории жизни этой картины.

Как известно, замысел картины зародился у художника летом 1880 года, когда он жил вместе со своим братом Апполинарием в селе Ахтырке, близ Абрамцева, подмосковного имения Саввы Мамонтова. Васнецов, переехавший в Москву в марте 1878 года, осенью того же года познакомился с семьей известного промышленника и мецената Саввы Ивановича Мамонтова. Васнецова познакомили с семьей Мамонтовых его друзья Илья Репин и Василий Поленов. С этого времени художник стал одним из самых активных участников кружка, организованного Мамонтовым, впоследствии получившего название абрамцевской группы.

Летом 1879 года в Абрамцеве и его окрестностях Виктор Васнецов работал над этюдами «Абрамцево», «Ахтырка», «Березовая роща в Абрамцеве» (все хранятся ныне в музее-заповеднике В. Поленова) и над картиной « Три царевны преисподней» (ГТГ). Репин в то же время и в том же месте создал «Отъезд призывника» (1879, ГРМ) и пейзажи «На меже поля» (ГТГ) и «На мостике в парке» (ГМИИ им. А.С. Пушкина). искусств).

Абрамцевские пейзажи разнообразно представлены в многочисленных пленэрных зарисовках Василия Поленова. Следующим летом артисты вернулись в Абрамцево и его окрестности. Репин работал над эскизами к картине «Крестный ход в Курской губернии» (ГТГ, 1883) и выполнял картину «Абрамцево» (ГМЗ им. Поленова), а Васнецов начал работу над «Аленушкой». Вот что художник сказал о том, как возникла идея картины: «Я не помню, когда именно пришла мне в голову идея «Аленушки», она, кажется, давно зрела в моей голове, но я Довелось увидеть настоящую девушку в Ахтырке, когда встретил девушку с непокрытой головой, которая поразила мое воображение. В ее глазах было столько печали, одиночества и чисто русской грусти, что я просто ахнул, когда увидел ее. В ней была характерная русская аура!»[7]

Васнецов сделал карандашный кроки и этюд маслом, в котором набросал композицию будущей картины — маленькая девочка, сидящая у пруда и размышляющая о своей сироте. Художник сделал множество зарисовок с натуры, стремясь как можно убедительнее передать состояние грусти, и создал множество пейзажных зарисовок, ища мотивы, созвучные общему настроению будущей картины.

В общих чертах она была закончена уже в 1880 году. На нем есть дата-надпись — «1881. 20 ф.” 25 февраля 1881 г. картины из Москвы должны были быть отправлены в Петербург на 9Выставка выставочного общества «Передвижники».

В каталоге выставки «Передвижники» в Санкт-Петербурге картина значилась как «Аленушка». Образ Аленушки критики интерпретировали как девушку-сироту из деревни. Один из критиков, «Случайный наблюдатель» (Николай Александров), писал в «Художественном журнале»: «На настоящей выставке Васнецов демонстрирует большую картину с очень привлекательным и прочувствованным изображением деревенской девушки. которую художник назвал «Аленушкой». На самом деле девочка не полоумная, ее просто так называют… Аленушку все называют полоумной. В этом маленьком личике вы прочтете всю драму ее жизни, всю скорбь ее души, бессильную, страшную скорбь. Чтобы так глубоко выразить душу, так поэтично передать тип, надо обладать настоящим талантом художника, а не только рисовальным мастерством живописца».

0005

Можно было бы предположить, что в это время сам художник видел в Аленушке деревенскую девушку с «чисто русской грустью в глазах», иначе назвал бы картину по-другому. На этой же выставке была представлена ​​его картина «Три царевны преисподней» (1879 г.), имевшая подзаголовок «По мотивам русской народной сказки». И если бы Васнецов задумал «Аленушку» как сказочную картину, ничто не мешало бы ему дать ей аналогичный подзаголовок.

11 апреля 1881 года в Москве открылась выставка «Передвижники» с изображением «Аленушки». Из названия картины уже исчезла фраза «полоумная девчонка», хотя на этот раз вопросов у критиков стало еще больше. Сергей Флеров писал в газете «Московские ведомости»: «Что это за девушка? Это Аленушка. В каталоге она указана как таковая, «Аленушка» и все. Это шарада. Говорят, что г. Васнецов представляет нам образ «полоумной девицы». В этом случае художник должен был написать именно это: дурочка или, еще лучше, «Аленушка-дурочка». Тогда бы мы знали, на что смотрим. Мы думаем, что господин Васнецов хотел нарисовать нам девушку из русских сказок. Эта догадка, кажется, объясняет нам и Аленушку физиономию, и размах пространства в пейзаже»[9].] Таким образом, было сделано упоминание о сказочности образа Аленушки. Затем выставка переехала в провинциальные локации. В ноябре он был смонтирован в Киеве, и обозреватель газеты «Киевлянин» высказал мнение об образе Аленушки, сходное с мнением критика «Художественного журнала»[10].

В 1882 году Васнецов, готовя картину к показу на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве, внес в нее переделку. 25 апреля он писал Павлу Чистякову: «Буду показывать «Рыцаря, задумавшегося, прежде чем отправиться прямо вперед» (улучшенного и дополненного), «Аленушку» (тоже немного улучшенного) и «Акробатов»[11]. Рентген «Аленушки» помогает отчасти проследить характер улучшений. В фигуру девушки внесены изменения — переработаны лицо, шея и плечо, во многих местах «тронут» пейзаж. Однако самые большие изменения были внесены в общее цветовое решение, которое связывает пейзаж с фигурой девушки, образуя поэтическое единство. Эти изменения не проявляются на рентгенограмме, но видны в фактуре верхнего слоя красок, в «нагрузке» этого слоя, что свидетельствует о нанесении новых мазков на уже высохшие краски картины. Вероятно, именно после переработки картина приобрела то поэтическое единство, о котором впоследствии говорил Алексей Федоров-Давыдов: бездорожье места, настороженность этого места в скорби осенней обстановки. Эта картина порождает традицию выражения в изобразительном искусстве неразрывной связи человека и природы, органического включения человека в природу посредством передачи единства «настроения» человека и «состояния» природы. В какой-то мере картина породила «пейзаж настроения», который так грозно развил Левитан в своем искусстве»[12].0005

Однако осознание близкого родства между человеческими эмоциями и состоянием природы, как бы откликающимся на человеческие мысли и чувства, было в значительной мере свойственно и русскому фольклору. Это демотическое представление о природе и ее чудодейственной силе подхватил Васнецов, который в детстве усвоил народные поверья и был первым художником, воплотившим их в своем искусстве. Здесь, наверное, следует искать корни «сказочности» Аленушки, которую, может быть, невольно «подарил» картине Васнецов — поэт и народный сказочник по природе своего таланта, начавший в искусстве как жанрист и член общества «Передвижники». На «Аленушке» из Абрамцевского музея сохранились все следы «передвижнической» традиции. И то произведение, которое до переделки было показано на выставке этого общества в 1882 году, по мнению рецензентов, тоже было сделано в том же духе. Создается впечатление, что именно эта «Аленушка», спрятанная под более поздними слоями краски, представляет собой недостающее звено, связывающее произведение из Абрамцевского музея с «Аленушкой» Третьяковской галереи.

Что стало с произведением дальше, можно узнать из переписки Васнецова и из литературных источников. 1 июня 1882 года художник писал Павлу Третьякову: «Дорогой Павел Михайлович, моя «Аленушка» еще не продана, что имеет большое влияние на мое финансовое состояние. Мне было бы очень интересно узнать: как вам она в нынешнем виде на выставке.

До сих пор, конечно, у меня не было оснований думать, что вы так благоволите к нему, чтобы решиться купить его для галереи; но мне очень желательно знать ваше мнение на этот счет. Если камнем преткновения окажется цена, а не сама картина, то я, конечно, готов пойти на значительные уступки (на выставке «Передв[ижники» цена была установлена ​​в 2000), и предоставляю решать вам. установить безобидную цену, потому что я определенно не знаю, какую цену следует запрашивать.

Однако, если картина совершенно не соответствует вашим требованиям, то, конечно же, я не в состоянии делать какие-либо предложения. Учитывая мое нынешнее тяжелое финансовое положение, я хочу оказаться в определенном положении по отношению к вам как к нашему единственному серьезному покупателю картин.

Если ваше мнение благосклонно ко мне, я искренне прошу вас сообщить мне как можно скорее; если нет, то ответом для меня будет твое молчание.

Примите уверения в моем глубочайшем уважении — В. Васнецов».[13]

Третьяков не ответил и картину не купил. Ее купил за 500 рублей Анатолий Иванович Мамонтов. В 1896 году «Аленушка» была показана на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. Картина тогда еще находилась у Мамонтова. Позже он стал собственностью Владимира фон Мекка. В 1899 году картина экспонировалась на персональной выставке Васнецова и, наконец, 27 апреля 1900 года была куплена у фон Мекка Правлением Третьяковской галереи за 8000 рублей. В том же году картина «побывала» и на Exposition Universelle (Большой парижской выставке).

В 1900 году вышла в свет подшивка с альберт-типами картин Васнецова (Москва, 1900). В списке картин в начале сборника к статье «Аленушка» был добавлен отрывок из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», записанной Александром Афанасьевым в Бобровском уезде Воронежской губернии[14]. Содержание афанасьевской версии сказки[15] нисколько не соответствует повествованию картины Васнецова. Тем не менее, в 1900 году связь «Аленушки» с русским фольклором уже считалась само собой разумеющейся.

Картина поступила в Галерею под названием «Аленушка», без упоминания о ее сказочных корнях, но многие поколения зрителей видели в ней тесно связанную с русскими народными сказками, приписывая Аленушке поэтические черты героини из сказка. Связь картины с сюжетом русской народной сказки зафиксирована и в каталогах Третьяковской галереи за 1952 и 1984 годы.

Наброски крестьян из деревень близ Абрамцева, созданные в 1880 году Ильей Репиным, легли им в основу картины «Крестный ход в Курской губернии» — картины с глубоким социально-психологическим посылом, «из самых густых центр реальности» (Илья Репин). Абрамцевские этюды, созданные в то время Поленовым, стали важной составной частью русской школы пленэрной живописи. А босоногая крестьянская девушка с большими печальными глазами, которую Васнецов встретил также в Абрамцеве и образ которой он зарисовал, вдохновила художника на создание одного из самых поэтичных образов русского искусства, ставшего своеобразным архетипом сиротского невезения.

Исследуемой картине из Абрамцевского музея — образу, мало сказочному, но столь сильному ореолу несчастья, — вновь «присвоен статус» этюда к картине «Аленушка» (1881 г.) и датируется 1880 годом. Видимая крупная сетка, проведенная по слою красок, не свидетельствует о том, что произведение является копией (в этом случае сетка была бы нанесена на грунт), а является аргументом в пользу теории о том, что набросок действительно был «последняя заготовка» для «Аленушки» из Третьяковской галереи (173 на 121 см). Эта сетка понадобилась художнику из-за технических особенностей процесса воспроизведения образов этюда (68 на 48 см) на холсте гораздо большего размера.

Рассматриваемое произведение, а также все перипетии, которые пережила картина «Аленушка» из Третьяковской галереи, дают нам богатую пищу для размышлений о художественном методе Васнецова, первооткрывателя народно-сказочного и легендарного повествования на русском языке. искусство.
Не менее кропотливых исследований потребовала и другая картина из Абрамцевского музея — «Гусляры» (холст, масло, картон, 43,5 х 56,3 см. Подпись справа внизу: В.Васнецов), также отправленная в ГТГ на экспертизу . При первом визуальном осмотре «Гусляров» был сделан вывод об определенном сходстве с художественными приемами, использованными Васнецовым в других местах, что и привело к первоначальной уверенности в авторстве художника произведения. При сравнении абрамцевской картины с одноименной картиной Васнецова «Гусляры» (Пермская картинная галерея, 1899) исследователи указывали на различия в общей цветовой гамме, фигурах гусляров и отдельных деталях пейзажа.

Создавалось впечатление, что абрамцевская картина является более поздней копией картины из Перми, вероятно, потому, что рассматриваемая картина была сильно загрязнена, что мешало зрителю. Дальнейший анализ был затруднен не только из-за такого сильного загрязнения, но и из-за густого, истлевшего и потускневшего лака, который, мешая исследователям «читать» фактуру слоя красок, скрывал и цветовой рисунок. Также были видны следы реставраторских вмешательств, приведших к частичной утрате красок на вершине и, возможно, даты в правом нижнем углу.

Последующая стереобинокулярная микроскопия показала, что подпись была нанесена по полувысохшему слою красок теми же пигментами, что и на художественном произведении, и что кракелюр подписи был одновременным с красками. С трудом удалось вычислить дату под подписью: 189 (6 или 8). Написанные почти сухой кистью первые две фигуры были едва различимы; а на последние две фигуры были наклеены маленькие кусочки папиросной бумаги. Анализ макрофотографии подтвердил, что цифры были на месте. Позже, когда реставраторы в Абрамцево очистили фигуры от папиросной бумаги, обнаружилась цифра «8». Результаты рентгенографии, а также анализ кисти, результаты анализов с использованием методов ультрафиолетовой флуоресценции, стереобинокулярной микроскопии, импульсной катодной люминесценции, макрофотографии и искусствоведческой оценки убедительно свидетельствовали о том, что с точки зрения его материала , холст, состав пигментов и художественные приемы соответствовали эталонным произведениям художника конца XIX в. век.

Установленная дата совпала с информацией, почерпнутой из переписки Васнецова. В письме, написанном в 1897 году, художник писал граверу Густаву Франку, служащему Департамента казенного бумажно-денежного производства: «Мне очень жаль, что я должен на время отсрочить выполнение вашей просьбы о присылке «Гусляры»[16] для печати, так как я намерен создать картину маслом по этому акварельному этюду. Но после того, как я это сделаю, я с удовольствием предоставлю в ваше распоряжение акварель для печати».8 — в январе отправил его на свою персональную выставку в Петербург (выставка открылась в Академии художеств 4 февраля 1899 г.).

Возможно, именно на выставке Иван Цветков попросил его купить. 9 марта 1899 года Васнецов писал коллекционеру: «Дорогой Иван Евменьевич, посылаю Вам свою картину «Гусляры». Я продаю вам картину, оставляя за собой право воспроизвести ее для императора — права публикации я оставляю за собой. Деньги за картину я получил сполна».[18] Дело в том, что после посещения выставки императорской семьей в последний день ее работы Николай II заказал копию этой картины. Известно, что поручение было выполнено Васнецовым в 1901 (холст, масло, 45 х 55 см, Новгородский музей-заповедник). 9 мая 1901 года собиратель писал Васнецову: «Если картина «Слепые гусляры» вам более не нужна, то передайте ее моему работнику — подателю сего извещения. В настоящее время я занят размещением моей коллекции в новом доме и хочу вернуть Вашу картину на надлежащее место». картину ‘Гусляры’ вам. Примите мою самую сердечную благодарность за то, что любезно одолжили его».[20] 19 октября.01 Васнецов подарил Цветкову подшивку с альберт-типами своих картин, в том числе альберт-типом «Гусляров», принадлежавшим Цветкову. После 1918 года картина оказалась в Государственном музейном фонде, а в 1926 году была отправлена ​​в Пермскую картинную галерею.

Вроде бы все решилось — дата на картине «Гусляры» из Абрамцевского музея найдена и вопросов больше не осталось. Однако сравнение акварельного этюда «Гусляры» (22,4 на 24,9см, 1885) из ГТГ и картина из Пермской галереи (картон, масло, 34,3 х 44 см. Слева внизу: В. Васнецов 1999 г.) обнаруживает поразительное сходство, несмотря на все различия в технике и размерах. Между тем рассматриваемая картина из Абрамцевского музея (43,5 х 56,3 см, 1898 г.) значительно отличается от них. Наводят на мысль, что это произведение является этюдом к «Гуслярам» 1899 года — картине, где художник попытался видоизменить некоторые детали композиции и цветовой гаммы по сравнению с акварельным этюдом 1885 года, выполненным для постановки « Снегурочка», — но позже, работая над окончательным вариантом, отбросил 1898 изучил и воспроизвел, почти один к одному, свой более ранний акварельный этюд.

Этот не совсем обычный ход работы над картиной напоминает работу Васнецова над картиной «Книжная лавка» (1876, ГТГ). В расследовании Николая Моргунова и Натальи Моргуновой-Рудницкой рассказывается, как художник работал над произведением: «В 1874 году он сделал рисунок для гравюры для публикации в 27-м номере журнала «Пчела» за 1875 год. художник сделал масляный этюд или первый набросок картины (Русский музей)[21], а в 1876 году на выставке общества «Передвижники» показал картину (в ГТГ) с сильно измененной и более сложной композицией . ”[22]

А вот рисунок 1874 года, перепечатанный в «Пчеле» (он был гравирован в Варшаве и издан под названием «Книжная лавка лубочных картинок и книжечек» в зеркальном отражении) до мельчайших деталей напоминает «Книжную лавку». 1876 ​​года из Третьяковской галереи. Между тем масляный этюд 1875 г. значительно отличается как от рисунка, так и от окончательного варианта 1876 г., коренным образом меняя привычные представления о том, как художник работал над своими картинами. Итак, после повторного изучения документов и писем из архива художника мы приходим к двум Васнецовским произведениям, процесс создания которых шел весьма необычным путем — от уже сложившейся композиции произведения к поиску новых форм и вернуться в окончательном варианте к первоначальному составу. Пример «Книжной лавки» еще раз подтвердил правильность нашего вывода: картина «Гусляры» (1898, Абрамцевский музей) — этюд к картине «Гусляры» (1899, Пермская картинная галерея). И вопрос о том, почему работа художника над этими произведениями пошла столь необычным путем, требует отдельного исследования, посвященного вопросам происхождения творческих методов художника и психологии его творчества.

 

  1. Моргунов Николай и Моргунова-Рудницкая Наталья. Виктор Михайлович Васнецов. Жизнь и искусство. Москва, 1962. с. 415 (далее: Моргунов, Николай и Моргунова-Рудницкая).
  2. Там же, с. 207.
  3. В российском искусствоведении прежнее больное предположение заключалось в том, что сюжет картины изначально был навеян русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
  4. Успенский, Александр. Виктор Михайлович Виснецов. Москва; 1906.
  5. Находится в Доме-музее Васнецова (холст, масло, 56х45,6 см). В 1948 году экспонировался на выставке произведений Виснецова из частных коллекций, приуроченной к юбилею художника.
  6. Виктор Михайлович Васнецов. Буквы. Журналы. Воспоминания. Мнения современников / Составитель, предисловие и примечания Ярославцева, Нина. Москва, 1987. с. 297 (далее: Письма. Журналы).
  7. Лобанов, Виктор. Виктор Васнецов в Москве. Москва, 1961. с. 98.
  8. Цит. по: Моргунов Николай, Моргунова-Рудницкая Наталья. Op.cit. п. 202.
  9. Виктор Васнецов. Буквы. Новые материалы / Составители Короткина Людмила. СПб, 2004. с.77 (далее: Письма. Новые материалы).
  10. См. Моргунов Николай и Моргунова-Рудницкая Наталья. Указ. соч., с. 202.
  11. Виктор Михайлович Виснецов. Буквы. Журналы. стр. 58, 59.
  12. Федоров-Давыдов Алексей. Русский пейзаж конца 19 — начала 20 века. Москва, 1974. с. 10.
  13. Виктор Михайлович Виснецов. Буквы. Журналы. п. 59.
  14. Русские народные сказки под редакцией Александра Афанасьева / 3 т. / 2 т. Москва, 1985. с. 250252. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
  15. В этот сборник вошли четыре версии сказки. Всего известный фонд вариантов сказки включает 24 русскоязычных варианта (Указ. 2-й т. С. 431).
  16. Речь идет об исследовании «Гусляры». В ГТГ с 1907 г., изготовленная для постановки оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» в Русской частной опере Саввы Мамонтова в Москве. 1885.
  17. Виктор Михайлович Васнецов. Буквы. Журналы. п. 140. Отдел планировал опубликовать в цвете все эскизы театральных декораций и костюмов к постановке.
  18. Виктор Васнецов. Буквы. Новые материалы. п. 124.
  19. Виктор Михайлович Васнецов. Буквы. Журналы. п. 409, 410.
  20. Op.cit. стр.189.
  21. «Картинная лавка» (Холст, Масло. 53 х 45 см. 1875, ГРМ). В Государственный Русский музей она попала из галереи Цветкова. (В каталоге коллекции Цветкова она указана под заголовком «В книжном магазине».)
  22. Моргунов Николай и Моргунова-Рудницкая Наталья. Соч. цит. п. 79.

Иллюстрации

Автопортрет . 1873
Холст, масло. 71×58 см. Государственная Третьяковская галерея

Аленушка . 1881
Холст, масло. 178×121 см. Государственная Третьяковская галерея

Аленушка . Эскиз
Холст, масло. 43×33 см. Государственная Третьяковская галерея

Аленушка . Этюд
Холст, масло. 26,5×19,5 см. Государственная Третьяковская галерея

На опушке леса. Ахтырка. Эскиз
Холст, масло. 30,5×18,5 см. Государственная Третьяковская галерея

 

Аленушка . 1880
Этюд. Музей-заповедник Абрамцево. Деталь

Аленушка. 1880. Кабинет
Музей-заповедник Абрамцево

Аленушка . 1880. Этюд
Музей-заповедник Абрамцево. Рентген

Аленушка. 1881
Государственная Третьяковская галерея. Рентген

Гусляры. 1895. Этюд
Акварель на бумаге, наклеенной на картон. 22,4×24,9см. Государственная Третьяковская галерея

Гусляры. 1899
Масло на панели. 34,3×44 см. Пермская картинная галерея

Гусляры. 1899
Пермская картинная галерея. Детали

Гусляры. 1898. Этюд
Холст, масло на картоне. 43,5×56,3 см. Музей-заповедник Абрамцево

Гусляры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *