Картинки растрепанный воробей: Как нарисовать иллюстрацию к рассказу Растрепанный воробей?

Содержание

👍 Растрепанный воробей. Константин Паустовский 🐱

Сказки » Рассказы для детей » Рассказы и сказки Паустовского К.Г. » Растрепанный воробей. Константин Паустовский

Порекомендовать к прочтению:

Поставить книжку к себе на полку

Страницы: 1 2 3

На старых стенных часах железный кузнец ростом с игрушечного солдатика поднял молот. Часы щелкнули, и кузнец ударил с оттяжкой молотом по маленькой медной наковальне. Торопливый звон посыпался по комнате, закатился под книжный шкаф и затих.

Кузнец ударил по наковальне восемь раз, хотел ударить в девятый, но рука у него вздрогнула и повисла в воздухе. Так, с поднятой рукой, он и простоял целый час, пока не пришел срок пробить по наковальне девять ударов.

Маша стояла у окна и не оглядывалась.

Если оглянешься, то нянюшка Петровна непременно проснется и погонит спать.

Петровна дремала на диване, а мама, как всегда, ушла в театр.

Она танцевала в театре, но никогда не брала с собой туда Машу.

Театр был огромный, с каменными колоннами. На крыше его взвивались на дыбы чугунные лошади. Их сдерживал человек с венком на голове – должно быть, сильный и храбрый. Ему удалось остановить горячих лошадей у самого края крыши. Копыта лошадей висели над площадью. Маша представляла себе, какой был бы переполох, если бы человек не сдержал чугунных лошадей: они сорвались бы с крыши на площадь и промчались с громом и звоном мимо милиционеров.

Все последние дни мама волновалась. Она готовилась впервые танцевать Золушку и обещала взять на первый же спектакль Петровну и Машу. За два дня до спектакля мама вынула из сундука сделанный из тонкого стекла маленький букет цветов. Его подарил маме Машин отец. Он был моряком и привез этот букетик из какой-то далекой страны.

Потом Машин отец ушел на войну, потопил несколько фашистских кораблей, два раза тонул, был ранен, но остался жив. А теперь он опять далеко, в стране со странным названием «Камчатка», и вернется не скоро, только весной.

Мама вынула стеклянный букет и тихо сказала ему несколько слов.

Это было удивительно, потому что раньше мама никогда не разговаривала с вещами.

– Вот, – прошептала мама, – ты и дождался.

– Чего дождался? – спросила Маша.

– Ты маленькая, ничего еще не понимаешь, – ответила мама. – Папа подарил мне этот букет и сказал: «Когда ты будешь в первый раз танцевать Золушку, обязательно приколи его к платью после бала во дворце. Тогда я буду знать, что ты в это время вспомнила обо мне».

– А вот я и поняла, – сказала сердито Маша.

– Что ты поняла?

– Все! – ответила Маша и покраснела: она не любила, когда ей не верили.

Мама положила стеклянный букетик к себе на стол и сказала, чтобы Маша не смела дотрагиваться до него даже мизинцем, потому что он очень хрупкий.

В этот вечер букет лежал за спиной у Маши на столе и поблескивал. Было так тихо, что казалось, все спит кругом: весь дом, и сад за окнами, и каменный лев, что сидел внизу у ворот и все сильнее белел от снега. Не спали только Маша, отопление и зима. Маша смотрела за окно, отопление тихонько пищало свою теплую песню, а зима все сыпала и сыпала с неба тихий снег. Он летел мимо фонарей и ложился на землю. И было непонятно, как с такого черного неба может слетать такой белый снег. И еще было непонятно, почему среди зимы и морозов распустились у мамы на столе в корзине красные большие цветы. Но непонятнее всего была седая ворона. Она сидела на ветке за окном и смотрела, не моргая, на Машу.

Ворона ждала, когда Петровна откроет форточку, чтобы проветрить на ночь комнату, и уведет Машу умываться.

Как только Петровна и Маша уходили, ворона взлетала на форточку, протискивалась в комнату, хватала первое, что попадалось на глаза, и удирала.

Она торопилась, забывала вытереть лапы о ковер и оставляла на столе мокрые следы. Петровна каждый раз, возвратившись в комнату, всплескивала руками и кричала:

– Разбойница! Опять чего-нибудь уволокла!

Маша тоже всплескивала руками и вместе с Петровной начинала торопливо искать, что на этот раз утащила ворона. Чаще всего ворона таскала сахар, печенье и колбасу.

Жила ворона в заколоченном на зиму ларьке, где летом продавали мороженое. Ворона была скупая, сварливая. Она забивала клювом в щели ларька все свои богатства, чтобы их не разворовали воробьи.

Иной раз по ночам ей снилось, будто воробьи прокрались в ларек и выдалбливают из щелей кусочки замерзшей колбасы, яблочную кожуру и серебряную обертку от конфет. Тогда ворона сердито каркала во сне, а милиционер на соседнем углу оглядывался и прислушивался. Он уже давно слышал по ночам карканье из ларька и удивлялся. Несколько раз он подходил к ларьку и, загородившись ладонями от света уличного фонаря, всматривался внутрь. Но в ларьке было темно, и только на полу белел поломанный ящик.

Однажды ворона застала в ларьке маленького растрепанного воробья по имени Пашка.

Страницы: 1 2 3

Поделитесь ссылкой на сказку с друзьями: Поставить книжку к себе на полку
 Распечатать сказку
Читайте также сказки:

«Растрепанный воробей» с иллюстрациями Виктора Цигаля | картинки и разговоры

Художник Виктор Цигаль родился в 1916 году в Одессе. Когда ему исполнилось пятнадцать, семья переехала в Одессу, там Виктор выучился на электромонтера и некоторое время работал по новой специальности.

Вскоре он поступил в Московское художественное училище памяти 1905-го года, а в 1938 году — в Московский художественный институт имени В.Сурикова.

Через пять лет он оставил учебу и зачислился стрелком-мотоциклистом в Уральский добровольческий танковый корпус. Цигаль входил в состав комиссии, писавшей историю корпуса и всю войну делал наброски, всего он создал за время работы в корпусе более 250 карандашных портретов.

После демобилизации он окончил институт и почти сразу был принят в Московский Союз художников.

Цигаль много путешествовал по России, бывал за рубежом. Больше всего его притягивали Дагестан и восточный Крым, художник возвращался туда постоянно. В 1947 году Виктор Ефимович с женой купили в Коктебеле маленький дом с земляным полом, построили при нем террасу и мастерскую, разбили сад с плодовыми деревьями и розарием. В Коктебеле Виктор Ефимович делал иллюстрации к детским книжкам, много работал в керамике.

Творческие интересы художника были разносторонни — он с удовольствием занимался и станковой графикой, и живописью, и книжной иллюстрацией.

Он проиллюстрировал много десятков книг, оформлял произведения Д.Лондона, В.Маяковского, Л.Толстого, И.Франко и многих других авторов.

Цигаль также создал несколько циклов сюжетных композиций из кованого железа, всего 46 памятников и других монументальных произведений.

Многие его работы находятся в Третьяковской галерее; десятки скульптур и сотни рисунков — в многочисленных музеях страны и зарубежья.

Растрепанный воробей

Иллюстратор Виктор Цигаль
Автор Константин Паустовский
Страна СССР, Россия
Год издания 1986
Издательство Детская литература

_________________________________

Если вам нравятся истории о книжках-картинках и их создателях, подписывайтесь на наш канал «Картинки и разговоры». А на нашем сайте вы найдете массу полезной информации на эту тему (и мы даже попытались все это как-то систематизировать). А еще у нас есть инстаграм, мы там иногда разыгрываем книги, а в сторис показываем любимые книги из фамильной библиотеки 🙂

Также вы можете поддержать проект, что поможет нам выпускать больше качественных и интересных материалов.

Урок литературного чтения для 3 класса «Растрёпанный воробей»

Урок литературного чтения во 3классе по программе «Школа России».

Тема: Г. Паустовский «Растрепанный воробей» (слайд 1)

Задачи урока:

образовательные: продолжить знакомство с произведением К.Паустовского «Растрёпанный воробей», обеспечить глубокое понимание смысла прочитанного; учить детей составлять характеристики героев, находить в тексте отрывки, соответствующие иллюстрации: пробуждать и обогащать чувства детей путем освоения художественных явлений – цвета, звука, возможностей слова и живой речи;

развивающие: развивать речь, логическое, образное и ассоциативное мышление учащихся, умение грамотно читать язык экрана; формировать нравственно-эстетическую отзывчивость в детях, развивать осознанное отношение к окружающему миру и умение выражать его как в словесной, так и в художественной форме;

воспитывающие: воспитывать любовь к природе, к окружающему миру, сострадания к «братьям меньшим»; интерес к чтению.

Оборудование и ресурсное обеспечение: портрет К.Г. Паустовского, выставка книг К.Г. Паустовского, иллюстрации вороны, воробья, детские рисунки – иллюстрации понравившихся эпизодов сказки, изображения брошек – букетов цветов; цв. карандаши; видеозапись фрагмента из м/ф «Растрепанный воробей» по мотивам произведения К.Г. Паустовского, словарь С.И.Ожегова; учебник «Литературное чтение» ч.2 ав. Климанова Л.Ф.

компьютер, экран, проектор, программные средства: Microsoft Power Point, Microsoft Word

Ход урока.

  1. Организационный момент. Психологический настрой на урок

Учитель: На уроке наши глаза внимательно смотрят

И всё……. (видят)

Уши внимательно слушают

И всё……(слышат)

Голова хорошо……(работает)

  1. Дыхательная гимнастика. (Слайд 2)

Вдох через нос – выдох через нос;

Вдох через нос – выдох через нос; (частями)

Вдох через рот – выдох через рот;

Вдох через рот – выдох через рот; (частями)

  1. Артикуляционная гимнастика, массаж

Массаж висков, ушки, крылья носа (круговые движения)

Заводим моторчики (р-р-р-р), темп постепенно ускоряется.

  1. Речевая разминка. (Слайд 3)

Прочитайте гласные И А У Э Ы О

  • Произнесите их на одном дыхании. Попробуем произнести на одном дыхании две строчки подряд.

  • Прочитайте эти гласные так, как будто вы очень устали и кое-как идёте.

  • А теперь так, как будто вы скачете в припрыжку.

Добавим слог. Прочитайте его (БИПТ).

  • Прочитаем этот слог, добавляя гласные (бипти, бипта, бипту ит.д)

  • Прочитаем слоги с ласковой, нежной интонацией, ставя ударение на последнем гласном.

  • Прочитаем так, как будто вы очень рассердились, ставя ударение на первом гласном.

Развитие техники чтения, внимания, памяти (Слайд 4-6)



Выразительное чтение стихотворения. О ком это стихотворение? Докажите.

Игра «День-ночь»

  • «ночь» — закрываются некоторые слова; «день» – прочитать стихотворение, восстановив все слова

  • «ночь» — еще закрываются слова; «день» — опять прочитать стихотворение, назвав правильно слова

  1. Работа со скороговоркой. (Слайд 7-8)


Ворона влетела в веранду и выхватила у воробья вареник.

Чтение про себя, вслух, по рядам с увеличением темпа. Работа в парах, какая пара

быстрее и дружнее расскажет скороговорку.

Значение слов: ВЕРАНДА и ВАРЕНИК. (словарь)

  1. Работа со слоговыми таблицами (Слайд 9 — 10)


— орфографически, с ударением, орфоэпически

— Что обозначают эти слова?

Кто выполнял все эти действия?

— Какой вы представляете себе ворону? Опишите. Выберите подходящую картинку.

Попробуйте объяснить свой выбор.

— Подумайте, в той же последовательности ворона выполняла эти действия?

  1. Актуализация знаний (слайды 11-13). Постановка цели урока


— Почему мы читаем о воробье?

— Да, действительно, сегодня на уроке мы продолжим изучать произведение К. Г.Паустовского « Растрёпанный воробей».

— В какой из сборников вы бы поместили текст этого произведения? Почему?

Эпиграф: — «Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости».

— Как понимаете?

(Этот текст нужно не просто читать, а вчитываться, всматриваться, т.е. быть очень

внимательными, и тогда мы увидим что-то новое для себя).

Молодцы. Постараемся перенестись в мир, созданный писателем, оказаться в той

обстановке и среди тех героев, которых он изобразил, мысленно попытаемся стать не

только наблюдателями, но и участниками событий. Я предлагаю Вам в конце урока

составить характеристику главного героя произведения – воробья.

  1. Работа над произведением Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»

Стр. 12

  • Чтение «Буксир» (Начинает читать учитель, дети стараются следить за темпом чтения. В определённый момент учитель начинает читать про себя. Дети продолжают следить за чтением. Затем учитель снова начинает читать вслух. Ребята, которые сумели «поймать» темп чтения, встретятся с учителем на одном слове.)

— Кому удалось встретиться со мной на одном слове? Молодцы.

Стр. 13-14

  • «Бросок — засечка» (Исходное положение – руки на коленях, спина ровная. Следить за текстом ребёнок должен только глазами. При слове «бросок» дети начинают читать про себя. При слове «засечка» — дети поднимают головы, отрывают глаза от текста и некоторое время отдыхают. Затем снова при слове «бросок» ребята начинают читать. Они должны постараться как можно быстрее найти то слово, на котором остановились. И так несколько раз.)

— Кто сразу же находил то слово, на котором остановился?

— А кому для этого нужно было начать читать весь текст сначала?

(Слайды 14-15)


— Кто из героев предстает перед нами первым?

— С кем жила Маша?

— Внимательно посмотрите на вопросы. Найдите те, которые не относятся к

произведению. Расставьте оставшиеся вопросы в порядке следования эпизодов текста.

Ответьте на вопросы.

  1. Физминутка (снятие зрительного утомления) (Слайды 16-18)


  1. Работа по содержанию текста. (Слайды 19 — 21)

Перед вами иллюстрация к тексту. Что вы видите на ней? Перед вами на партах лежат небольшие отрывки из этой части. Ваша задача найти в учебнике нужный отрывок, прочитать его и вписать в ваши листочки пропущенные слова и словосочетания в предложения. (Работа в парах)


Проверка.

  1. Составление характеристика главного героя


— Просмотр видеозаписи фрагмента из м/ф «Растрепанный воробей» по мотивам

произведения К.Г. Паустовского

Цель: составить характеристику главного героя;

создать диафильм «В чем счастье Пашки».

  • Вспомните слова, которые характеризуют Пашку, его образ жизни, эмоциональное состояние (маленький растрёпанный, жизнь трудная, не везло, прикинулся мёртвым, боль в голове) (слайд 23)


— Чтение текста. Как называет милиционер Пашку? Как вы понимаете значение этого слова? (беспризорник)

— Что значит «невесёлой жизни ты воробей»?


Что чувствовал воробей в кармане милиционера? (плакал от обиды и голода)

— Послушайте отрывок в исполнении ребят ( чтение наизусть по ролям: милиционер

и Маша).


— Смогли ли ребята передать интонацию, эмоциональное состояние героев?

— Зачем Маше нужен был воробей?

— Пытался ли Пашка отблагодарить Машу?

— Посмотрите, какая у нас получилась таблица (Слайд 27)




— В каком порядке, основываясь на содержание произведения вы бы расставили эти

кадры?

— Фильм получился незаконченный. Какой фрагмент необходимо вставить в наш

диафильм?

— Просмотр видеозаписи фрагмента из м/ф «Растрепанный воробей» по мотивам

произведения К.Г. Паустовского.

— Подберите слова, которые характеризуют Пашку. Из предложенных характеристик

выберите только те, которые можно отнести к Пашке. (слайд 32)

решительный, коварный, наблюдательный, смелый, настоящий друг, весёлый,

рассудительный, внимательный, хитрый)


Слайд 34


Ваша задача вписать в ваши листочки пропущенные слова и словосочетания в предложения. (Работа по рядам)

1 ряд

На той же улице жил (маленький растрёпанный) воробей, по имени (Пашка). Зимой жизнь для воробьёв пришла (трудная). Всё замело снегом. И Пашка целыми днями шнырял по улице в поиске еды. Вороний ларёк со спрятанными в нём богатствами давно манил Пашку. И до чего же Пашке всегда (не везло). Ворона застала Пашку в ларьке. Он даже не успел ещё ничего выковырять из щели. Она стукнула его клювом по голове. Пашка упал и завёл глаза, (прикинулся мёртвым). Пашка лежал на снегу: умирал (от боли в голове) и тихонько (открывал клюв).

2 ряд

Пашку подобрал (милиционер). «Эх ты (беспризорник). (Невесёлой жизни ты) воробей. С этими словами положил Пашку в карман. Воробей лежал в кармане и плакал от (обиды и голода). Хоть бы клюнуть какую ни на есть крошку! Милиционер предложил взять воробья (Маше) на воспитание. И Маша ответила, что воробей ей (требуется и даже очень). Пашка был спасён. Он жил у Маши (целые сутки). Был очень ей (благодарен).

3 ряд

Пашка каждый день прилетал к машиному окну и соображал, (чем бы отблагодарить) Машу. Один раз он принёс её замёрзшую (рогатую гусеницу). А потом, назло вороне, начал ловко утаскивать из ларька ворованные вещи и приносить их Маше. В эпизоде «букетик мамы» Пашка маленький, но (великодушный). Способен сострадать, способен подарить (большую радость).

— Составление целостной характеристики. Чтение. (слайд 34)

12. Итог. Работа с пословицами. (Слайд 35)

Из предложенных пословиц выберите ту, которая характеризует нашего героя. (На добрый привет – добрый ответ)

  1. Домашнее задание. (Слайд 36)

— Спасибо за урок! (Слайд 37)

Энциклопедия сказочных героев: Паустовский К. «Растрепанный воробей»

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение 3 класс 2 часть» Климанова к сказке «Растрепанный воробей», читайте по ссылке.

Чему учит сказка «Растрепанный воробей»
Сказка учит любить животных и птиц, помогать тем, кто попал в беду, заботиться о братьях наших меньших. Учит верить в чудо. Учит быть добрыми и честными. Учит никогда не брать чужого. Учит уметь быть благодарным. Учит, что вместе даже маленькие воробьи — большая сила.

Отзыв на сказку «Растрепанный воробей»
Мне очень понравилась эта сказка. Мне понравилась девочка Маша, которая не могла оставить в беде маленькую птичку. Мне понравилась ее мама, которая так переживала из-за украденного букета. И мне очень понравился воробей Пашка, смелый и решительный, который лучше всякого человека все понимал и сотворил в конце настоящее чудо.

Пословицы к сказке «Растрепанный воробей»
За добро добром и платят, а за худо — худом.
Мала ворона, да рот широк.
Долг платежом красен.
Не дорог подарок, дорога любовь.
Без беды друга не узнаешь.


Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Растрепанный воробей»
В тот вечер Маша стояла у окна и старалась не шуметь,чтобы не разбудить нянечку Петровну. Ведь иначе та сразу отправила бы девочку спать.
Мама как всегда ушла в театр, но она никогда еще не брала с собой Машу. А девочке очень хотелось попасть в театр, в огромное здание с колоннами и конями на крыше.
Мама готовилась впервые в жизни танцевать Золушку и на премьеру обещала взять с собой и Машу, и Петровну.
За два дня до этого мама достала из шкафа стеклянный букет, который подарил ей папа и что-то ему прошептала. Она сказала Маше, что папа просил надеть этот букет когда мама будет танцевать Золушку. И она положила букет на столик просила не трогать его даже мизинцем.
И сейчас букетик лежал на столике за спиной Маши. Девочка смотрела на снег, который падал за окном и на седую ворону на дереве. А ворона смотрела на Машу и ждала, когда Петровна уведет девочку умываться и откроет окно проветриваться. Тогда она залетала в комнату и воровала все, что плохо лежит.
Ворона часто оставляла за собой мокрые следы и тогда Петровна ругалась и называла ее разбойницей.
Свою добычу ворона таскала в старый и забитый досками ларек мороженого, в котором прятала свои сокровища по всем щелям. Она боялась, что в ларек заберутся воробьи и украдут ее добычу.
Однажды она поймала в ларьке воробья по имени Пашка.
Жизнь воробьев в те времена была трудной. Овса в городе не осталось и воробьи подались кто куда. Кто-то улетел в деревню, кто-то к морю. Дед Пашки, старый воробей Чичкин, вспоминал, что раньше воробьи собирались стаями по нескольку тысяч штук и устраивали грандиозные драки.
Ворона поймала Пашку и ударила его клювом по голове. Пашка упал и притворился мертвым. Тогда ворона выволокла его из ларька на дорогу. Здесь на дороге его и нашел милиционер. Он подобрал чуть живого воробья и засунул его в варежку. Когда мимо проходили Маша и Петровна, милиционер отдал воробья девочке. Маша принесла Пашку домой и накормила его.
Целые сутки прожил Пашка у Маши и видел, как прилетала ворона и утащила рыбью голову. Потом он каждый день прилетал к Маше и думал, чем же отблагодарить девочку.
Он стал воровать у вороны украденные вещи. И приносил старую пастилу, печенье. Иногда он ошибался и приносил карты, расчески и ручки, которые ворона воровала в других домах.
В тот вечер Петровна долго не посыпалась и Маша открыла форточку, чтобы посмотреть как в нее протискивается ворона. Ворона забралась в комнату и утащила стеклянный букет. Маша вскрикнула и Петровна проснулась. Вернулась мама и долго плакала, а Петровна всех утешала.
Утром Пашка увязался за мамой и проводил ее до театра, а потом куда-то исчез.
Вечером мама нарядила Машу и повела их с Петровной на представление. В это время Пашка собрал большую стаю воробьев и они атаковали ларек, в котором жила ворона. Воробьи протискивались по одиночке в ларек и там поднялся страшный гвалт. Пух и перья летели в разные стороны.
Прибежал милиционер и, отодрав доски, прекратил драку.
В это время в театре начался спектакль и Маша увидела свою маму — Золушку. Спектакль был чудесным и зрители были в восторге. Когда музыка отыграла, все принялись бешено аплодировать и многие удивлялись, почему у счастливой Золушки слезы на глазах.
И тут в театр ворвался растрепанный воробей. Он закружил над сценой и все заметили, что у него в клюве что-то блестит. Дирижер остановил музыку, а Золушка протянула руки. И воробей сбросил ей в руки маленький хрустальный букетик.
Мама приколола букетик к платью дрожащими пальцами. Дирижер взмахнул палочкой и снова заиграла музыка.
Вечером Маша спросила, вспомнила ли мама папу, когда прикалывала букет, и мама ответила, что да. Тогда Маша спросила почему же она плакала, а мама сказала, что от большой радости люди часто плачут.
Когда девочка уснула, мама долго смотрела в окно, на снег и воробья Пашку на дереве и думала, что в этот миг на многих людей сыплются как снег счастливые и добрые сны.

Рисунки и иллюстрации к сказке «Растрепанный воробей»



В рассказе «Растрёпанный воробей» животные изображены как люди. Ворона наделена скупым, сварливым характером. Проследи, как описывается. Маленький воробей и большие чувства Как меняется образ Пашки

Рассказ «Растрепанный воробей» написал К. Г. Паустовский. Это история о дружбе маленькой девочки Маши и воробья Пашки. В данном рассказе есть и другие персонажи. Это ворона, которая воровала вещи у Машиной мамы, а также сама мама – Петровна. В рассказе события разворачиваются вокруг украденного вороной стеклянного букетика, подаренного Машинным папой.

Описание воробья

Воробей Пашка является главным действующим лицом в этом рассказе. Именно через его образ писатель выражает мысль о том, что необязательно быть большим и сильным, чтобы победить врага. Главное, что умение объединяться. Не нужно бояться, а надо стараться помочь близким, преодолевая свой страх. Поскольку именно воробей Пашка является главным персонажем, его образ следует разобрать более подробно:

  • воробей хитер. Ведь он притворился мертвым, когда ворона застала его в своем жилище. Воробей даже не выдал себя, когда ворона постукивала ему по голове клювом, проверяя его состояние;
  • когда Пашка лежал на снегу, и ему было очень больно, он описан совершенно беспомощным. Ему не на кого было рассчитывать;
  • воробей обладает чувством благодарности. Маша спасла его, и он принес ей гусеницу, в надежде на то, что Маша ее съест. Так он отблагодарил человека за свое спасение;
  • Пашка сумел отомстить вороне. Он ловко забирался к ней в жилище и воровал разные предметы. Их ворона очень берегла. Они была жадная и больше боялась, что их кто-нибудь украдет;
  • воробей описан смелым и находчивым. Он сумел созвать всех воробьев округи и организовать нападение на ворону. Пашке нужно было вернуть Маше стеклянный букетик, который был дорог ей. И он сумел это сделать.

Таким образом, воробей описан хитрым, беспомощным, мстительным и храбрым, а также благодарным.

Как меняется образ Пашки

Сначала, воробей показан в условиях обычной жизни. Будучи голодным, он попытался обокрасть ворону, но у него ничего не получилось. Затем, после спасения Машей, он начал испытывать к ней чувство благодарности. В результате, воробей Пашка решился на отважный поступок. Он помог Маше вернуть букетик, отняв его у вороны.

Урок литературного чтения


Трубникова Любовь Ивановна

Учитель начальных классов

Сценарий урока учителя Трубниковой Любови Ивановны

Дидактическое обоснование:

Литературное чтение, 3 класс, автор учебника Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.Н. Голованова, «Родная речь».

Методические приемы: слово учителя, беседа, выборочное чтение.

Тема: К.Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»

Тип урока: рефлексия

Приоритетная образовательная — литературная художественная область,

в интеграции: познание, коммуникация, социализация.

Задачи урока.

Предметные :

Закончить работу над произведением К. Паустовского «Растрёпанный воробей», обеспечить глубокое понимание смысла прочитанного;

Учить детей составлять характеристики героев, находить в тексте отрывки, соответствующие иллюстрации, обучать краткому пересказу;

Пробуждать и обогащать чувства детей путем освоения художественных явлений – цвета, звука, возможностей слова и живой речи;

Развивающие:

развивать речь, логическое, образное и ассоциативное мышление обучающихся, умение грамотно читать язык экрана;

Формировать нравственно-эстетическую отзывчивость в детях;

Развивать осознанное отношение к окружающему миру и умение выражать его как в словесной, так и в художественной форме;

Воспитывающие:

Воспитывать любовь к природе, к окружающему миру, сострадания к «братьям меньшим»; интерес к чтению.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

Проговаривать последовательность действий на уроке;

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.

Регулятивные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

Уметь действовать по алгоритму, понимание и принятие оценки педагога и сверстников.

Личностные УУД : — уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД :

Уметь слушать и выражать свои мысли;

Проявлять произвольные формы общения с взрослым и др. детьми (сотрудничество).

Познавательные УУД :

Уметь выделять параметры объекта, сравнивать и устанавливать аналогии.

Личностные УУД : формирование познавательной мотивации, осознание своих возможностей.

Методы обучения : продуктивный

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, фронтальная, работа в паре.

Оборудование и ресурсное обеспечение : портрет К.Г. Паустовского, выставка книг К.Г. Паустовского, иллюстрация вороны, воробья, детские рисунки – иллюстрации понравившихся эпизодов сказки, изображения брошек – букетов цветов; цветные карандаши; видеозапись фрагмента из м/ф «Растрепанный воробей» по мотивам произведения К.Г. Паустовского, аудиозапись музыки С. Прокофьева к балету «Золушка», словарь С.И.Ожегова; учебник «Родная речь» ч.2 автор Климанова Л.Ф.

Компьютер, экран, проектор, программные средства: Microsoft Power Point, Microsoft Word

.

2.Технологическая карта урока

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности

(Орг. момент)

2 мин

Настрой на работу:

Начинаем урок литературного чтения. Но сначала повернитесь и поздоровайтесь с нашими гостями. Это люди, за плечами которых богатый жизненный опыт. У них есть дом, семья, профессия, любимая работа. Они точно знают, что такое СЧАСТЬЕ. А концу урока и мы попробуем определить для себя, что же такое счастье. Садитесь.

Я предлагаю вам поиграть в игру “Верите ли Вы”.

На все мои вопросы нужно отвечать: «верю» – «не верю».

    Верите ли вы, что каждый из вас талантлив и уникален?

    Верите ли вы, что даже маленькая птичка может быть великодушной?

    Верите ли вы, что в сказках рядом живут слёзы и смех, горе и радость – всё как в настоящей жизни ?

    Верите ли вы, что мы сегодня откроем для себя простую истину: «От маленькой радости смеются, а от большой плачут».
    — А поможет ответить нам на все вопросы, произведение К. Паустовского.

Подготовка класса к работе

Включаются в учебную деятельность.

Отвечают на вопросы учителя. (Верю, не верю.)

Дети получают эмоциональный настрой.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные:

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

5 мин

1) актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала;

2) мотивировать к пробному учебному действию;

3) организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки

Посмотрите на портреты русских писателей, найдите среди них портрет К.Г.Паустовского. (Выбрать портрет писателя среди других хрестоматийных портретов, закреплённых на доске, лишние — убрать)

— …подготовила сообщение о Паустовском, давайте её послушаем.

Садись, …, молодец. Дневник подашь на перемене.

– Проверяем домашнее задание. Какое произведение К. Паустовского мы изучаем? Напомните,что было задано на дом.

Проверка домашнего задания

Кто узнал эту птицу по описанию?

Воробей

Ворона

Слова появляются на доске

Как в русском языке, одним словом, называем эти слова? –

Почему?

А мы можем проверить написание этих слов? Что для этого нужно сделать?

Как вы думаете, почему именно описание воробья и вороны вы готовили?

(Точка зрения)

(Ответы, сообщения детей о писателе)

Сказку К. Паустовского «Растрепанный воробей»; составить описание птиц.

Маленькая птичка с серо-черным оперением, живущая обычно близ жилых строений, пугливая, шустрая, проворная, драчливая”?

Всеядная птица, серая с черным или черная, крикливая, хитрая, вороватая”?

Словарные.

Написание этих слов нужно запомнить.

Заглянуть в орфографический словарь.

Эти птицы стали героями произведения, которое мы изучаем.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: логические-анализ объектов с целью выделения признаков

3. Выявление места и причины затруднения

5 мин

Физминутка

1 мин

    организовать фиксацию места, где возникло затруднение

2) создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность

Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации.

Организует беседу, словарную работу

А теперь внимание на экран!

1 – ый слайд

скрипка

виолончель

гобой

флейта

тромбон

Что означают эти слова? Почему названия именно этих инструментов помещены на слайде?

2 – ой слайд

Дирижёр — А кто такой дирижёр?

Проверим ответ ….

Выплывающий слайд

(Лицо, управляющее оркестром, хором, оперным или балетным спектаклем.)

3-ий слайд

Капельдинер

А как объяснить значение этого слова?

Возникла проблема. Кто или что нам поможет?

Выплывающий слайд — фото капельдинера

Ребята, в начале урока вы сказали о том, что мы изучаем сказку. Но, судя по этим словам сказочного в произведении «Растрёпанный воробей» мало. Так ли это? Докажите.

(Растрёпан, потому что был в драке)

Выполнять движения и действия по ходу чтения стихотворения.

У воробушка головушка болела.

Ох, как болела!

Ох, как болела!

(Обхватить голову обеими руками и покачать ею из стороны в сторону, показывая, как у воробья болит голова.)

У воробушка спинушка болела.

Ох, как болела!

Ох, как болела!

(Положить руки на спину и раскачиваться. )

У воробушка крылышко,

Ох, как болело!

Ох, как болело!

(Погладить левой рукой правую руку.)

У воробушка ноженька,

Ох, как болела!

Ох, как болела!

(Разглаживать рукой «больную» ногу.)

Дети высказывают свои мысли.

(Варианты ответов детей)

Работа учащихся со словарем С.И. Ожегова

(Театральный служитель, указывающий зрителям места, следящий за порядком в зале и т.п.)

Предположения учащихся

(В сказкебывает всегда все необычное, волшебное, там звери, птицы и вещи умеют разговаривать)

Приведенный в беспорядок, изорванный, взлохмаченный.

Пашка

Регулятивные: целеполагание;

Познавательные (Логические) : анализ с целью выделения признаков

4. Построение проекта выхода из затруднения

5 мин

Организация учащихся на исследование проблемной ситуации.

Задания по теме урока.

Работа над образом воробья Пашки, выборочное чтение рассказа детьми с целью уточнить представления о главном герое рассказа: Какой он, воробей Пашка?

Почему же у воробышка всё болело?

Найдите нужный отрывок в тексте.

(Автор заодно с Пашкой. Вспомните: Пашка «прикинулся мёртвым» — автор не хочет, чтобы читатель видел его слабым Маленький, но великодушный. Способен сострадать (букетик для мамы). В этом видит своё счастье.)

Можно ли сказать, что ворона – это враг Пашки?

Как вела себя ворона?

Как вы относитесь к вороне? –

Можно ли её осуждать?

Как о ней говорит автор?

Автор обращает внимание на возраст: седая. Значит много повидала. Случай с Пашкой: злая. Но не торопится осуждать. Когда она протискивается через форточку: неуклюжая, трусливая (удирала), скупая, сварливая (склонная к ссоре, конфликту). Автор скорее приглашает нас улыбнуться.

Оценки выставляются по ходу чтения в дневник.

Его ворона сильно клюнула в голову.

Дети находят нужный отрывок в произведении.

Работа в учебнике стр. … (Однажды ворона застала…)

Работа в учебнике стр. 17… (тогда Пашка, назло старой вороне…)

Работа в учебнике стр19…

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Логические — решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5. Первичное закрепление

4 мин

Физминутка

«Воробышки»

1 мин

1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

2) создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность

— Мы рассмотрели, какими качествами обладают ворона и воробей. А какими были по характеру герои сказки: воробей Пашка и ворона? Какими вы их представляете? Лишнее зачеркните.

Работаем в паре.

На работу вам 2 минуты. Контролируйте время. (Каждому выдается лист с характеристикой, также таблица появляется на слайде. )

Воробей Пашка

Ворона

Решительный

Любознательная

Весёлый

Хитрая

Отзывчивый

Отчаянная

Смелый

Коварная

Глупый

Добрая

Отчаянный

Упрямая

Настоящий друг

Вороватая

Жалостливый

Сластёна

Добрый

Беспощадная

Проверка .

Вы замечательно поработали в паре, сумели договориться между собой, помогали друг другу.

Ребята, а смог бы наш герой без помощи друзей победить старую ворону?

Молодцы! А теперь, сядьте прямо, закройте глаза, положите руки на колени раскрытыми ладонями вверх. При вдохе представьте себе, что вы вдыхаете свежий морозный воздух. Это придаёт вам спокойствие, уверенность, лёгкость. Выдохните громко. Откройте глаза. А выдохнули вы своё беспокойство, страх, напряжение. Продолжаем нашу работу.

Дети отвечают на вопросы учителя отрывками из текста.

Выборочное чтение.

Дают характеристику главному герою.

(Отзывчивый, трудолюбивый, всегда спешит на помощь…)

Рассказывают о своём выборе.

(Варианты ответов детей)

Конечно, нет. Один в поле не воин.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные: управление поведением партнёра- контроль, коррекция.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

12мин

Организация деятельности по применению новых знаний

– Назовите, пожалуйста, всех героев сказки.

Какие чувства они у вас вызвали?

– Давайте попробуем охарактеризовать каждого из этих героев. Какая Маша? Подтвердите словами из текста.

Что известно нам о ее семье: о маме, папе и няне Петровне?

– Кем был Машин отец?

– Что можем сказать про ее маму?

Что известно нам про няню Петровну?

О каком стеклянном букетике идёт речь в сказке?

В сказке К. Паустовского много цветовых эпитетов. Закрасьте клеточки тем цветом, который указан в тексте.

(Фрагмент 1: черный, белый, красный, серый; фрагмент 2: голубой, розовый, золотой, лунный)

Какой сказка получилась по настроению и по цвету?

Проверка по слайду.

Подведение итогов: сказка благодаря цветовым эпитетам получилась необыкновенно-красочной, волшебной и

т. д.

У Паустовского произведение получилось веселым или печальным?

Почему же его персонажи так часто плачут?

Ребята, подумайте от чего обычно, плачут люди?

На столе у вас лежит карточка жёлтого цвета, используя ее, ответьте на поставленный вопрос. На работу вам 1 мин.

На карточке подсказки: счастье, душевная боль, восхищение, печаль, сочувствие, сожаление о прошлом, горькие воспоминания о любимом

Вывод: сказка Паустовского не только об удивительных животных, похожих на людей, она еще разноцветная, волшебная, а также в этом произведении очень много сказано о необыкновенных человеческих чувствах: о любви, верности и печали, о счастье и боли.

Учащиеся еще раз внимательно просматривают текст и отвечают на вопросы

Характеристика Маши, подтверждая каждое качество выборочным чтением. (добрая, любознательная, впечатлительная) Стр.12, 18, 19

Машин отец был моряком, что потом «ушел на войну, потопил несколько фашистских кораблей, два раз тонул, был ранен, но остался жив. А теперь он опять далеко, в стране со странным названием «Камчатка», и вернется нескоро, только весной». Стр.13

Машина мама – балерина: «… она танцевала в театре, но никогда не брала с собой туда Машу», «Все последние дни мама волновалась. Она готовилась впервые танцевать Золушку и обещала взять на первый же спектакль Петровну и Машу».Стр.12

Нянюшка Петровна находится постоянно рядом с Машей, что она уже пожилой человек. Что она добрая и немного строгая.

Брошь. Её подарил маме Машин отец. Он был моряком и привез этот букетик из какой-то далекой страны. Стр.13

Стр. 14

Весёлым, смешным

Дети зачитывают указанные подсказки, размышляют о причинах слез и выбирают из предложенных вариантов тот, который, по их мнению, называет то чувство, которое стало источником столь сильных человеческих переживаний.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;

Личностные: самоопределение

6.Первичное закрепление во внешней речи

3 мин

1) организовать усвоение детьми нового способа действий фронтально

— В конверте “словесный” конструктор. Соберите образное выражение. Работаем в паре. На работу 1 мин.

Парный значок по окончанию работы.

Проверка

Прочтите, что у вас получилось.

Как вы понимаете это выражение: «От маленькой радости смеются, а от большой плачут»

А где вы встречались с этим выражением?

Как вы думаете, почему именно это выражение использует Паустовский в своей сказке?

Писатель стремился показать силу человеческих переживаний, силу любви, которая вызывает у человека и боль, слезы, и большую радость, счастье. Без любви не могут жить ни животные, ни люди, именно она превращает обычный мир в разноцветную сказку.

Что означает слово СЧАСТЬЕ для каждого из героев сказки?

От счастья тоже плачут

Мнение детей

Стр. 23

Это выражение отражает главную мысль сказки

8.Включение в систему знаний и повторение

1 мин

1) организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия

А вы когда бываете счастливы?

Плакали когда-нибудь от счастья?

Ответы детей

9. Рефлексия учебной деятельности

6 мин

1) организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке;

2) организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;

3) организовать обсуждение и запись домашнего задания

Давайте еще раз прислушаемся к волшебным словам писателя, проникнемся сказочным настроением этой сказки.

После этого — отрывок из мультфильма

Дети, а вы знаете, что каждый учитель немножко волшебник.

У меня в ладони звездочки, а когда звёзды падают, люди загадывают желание. Сейчас я дуну, и волшебные звёзды упадут на вас, попробуйте загадать желание

Организация рефлексии

Наш урок подходит к концу. Посмотрите на экран и закончите предложения:

    Для меня было открытием то, что…

    Мне удалось…

    Мне не удалось.…Почему?

А домашнее задание будет индивидуальным

Домашнее задание:

1)придумать продолжение сказки

2)самостоятельная работа

Спасибо за урок!

Ответы детей

Ответы детей

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Личностные: смыслообразование


  • Что произошло в театре? Попробуй пересказать эпизод о появлении воробья с хрустальным букетиком. Запиши план. Определи, это будет пересказ подробный, выборочный или краткий.

Когда кончился спектакль, в котором Машина мама танцевала Золушку, и музыка весело запела о счастье, в это самое время в зрительный зал ворвался, маленький, растрёпанный после жестокой драки, воробей. Он закружился над сценой, и все заметили, что в клюве у него блестит хрустальная веточка. Зал стих. Воробей подлетел к Золушке. Она протянула к нему руки, и воробей на лету бросил ей на ладони маленький хрустальный букет. Золушка приколола его к своему платью. Зал рукоплескал. Воробей сел на люстру и начал чистить перья. Золушка кланялась и смеялась.

Пересказ отрывка будет подробным.

План:

1. Окончание спектакля.
2. Появление растрёпанного воробья.
3. Хрустальная веточка.
4. Золушка счастлива.

– Мог ли ты ожидать от воробья таких действий?
Пашка ведёт себя как неравнодушный человек .
– Как по-новому раскрылся перед тобой характер Пашки?
Пашка – рассудительный, внимательный, наблюдательный, смелый .
– Почему после спектакля «у счастливой Золушки на глазах были слёзы»?
Потому что она не смогла выполнить просьбу Машиного папы и приколоть стеклянный букетик к платью, когда она впервые исполняла роль Золушки.
Что сделали Пашка и вся воробьиная семья для Маши и Машиной мамы?
– Они не только вернули букетик, отобранный у вороны, но и помогли машиной маме выполнить её обещание: приколоть букетик к платью во время первого исполнения роли Золушки и вспомнить в этот момент о Машином папе, а Маше они помогли вернуть спокойствие, помогли «искупить вину» за открытую форточку и излишнее любопытство
.
– Можно ли произошедшее назвать чудом?

  • В рассказе «Растрёпанный воробей» животные изображены как люди. Ворона наделена скупым, сварливым характером.
    Проследи, как описывается воробей Пашка.

«маленький растрёпанный воробей по имени Пашка», «прилетал к Маше, поклевывал крошки и соображал, чем бы Машу отблагодарить», «начал ловко утаскивать из ларька ворованные вещи и приносить их обратно к Маше», «как маленький пушистый снаряд», «нахохлился и задумался», «почистил клюв, смахнул лапой слезинку, чирикнул и скрылся», «собрал всех воробьёв, какие жили поблизости, и воробьи всей стаей напали на вороний ларёк», «было сразу видно, что он выскочил из жестокой драки», «воробей на лету бросил ей на ладони маленький хрустальный букет».

Пашка – рассудительный, внимательный, наблюдательный, ловкий, умный, смелый.

  • Найди в тексте слова (олицетворения), в которых предметы одушевляются. Например: не спали только Маша, отопление и зима.

Торопливый звон посыпался по комнате, закатился под книжный шкаф и затих.

«Растрепанный воробей» — это сказка. Но «сказочность» проявляется только в необыкновенной понятливости воробушка, которого спасает девочка Маша. Он понимает человеческую речь и способен сочувствовать людям. А описание жизни воробьиного «сообщества» очень напоминает человеческое. Воробьи сетуют на сложности нынешней воробьиной жизни и испытывают ностальгические чувства по отношению к тем временам, когда в городе вместо машин еще ездили на лошадях, и кругом полно было рассыпанного овса. Однако юмористическая интонации лишь отдельными штрихами проскальзывает в этой в целом драматичной и в то же время необыкновенно лирической истории. Повествование вовлекает читателя в водоворот событий и чувств, не позволяя ему ослабить внимание.

Здесь есть все, что обычно привлекает ребенка: элементы детектива (ворона крадет заветный стеклянный букетик Машиной мамы), сложные приключения (воробьи разрабатывают тактику нападения на ларек, в котором живет ворона, чтобы отнять букетик, и вступают с ней в неравный отчаянный бой, так что автору приходится «вызывать милицию»), вещи и предметы кажутся живыми (шевелится железный кузнец на часах, чтобы в нужный момент ударить по маленькой наковальне; отопление в трубах пищит «свою теплую песню»; чугунных лошадей на крыше театра с трудом удерживает чугунный человек с венком на голове).

Но главное в «Растрепанном воробье» — это рассказ о высоких и сильных чувствах.

Украденный вороной букетик — вещь драгоценная не в силу стоимости, а как знак памяти и любви. Это подарок отца Маши ее маме — балерине. Машин отец — моряк, во время войны он сражался в море с фашистами, а теперь служит далеко от дома, на Камчатке. Он просит Машину маму приколоть этот букетик к платью, когда она будет первый раз танцевать Золушку: «Тогда я буду знать, что ты в это время вспомнила обо мне». Почему-то это важно — вспомнить о ком-то в самый счастливый момент своей жизни, разделить с отсутствующим здесь и теперь человеком свое счастье.

С рассказа мамы о просьбе отца и начинается «Растрепанный воробей». Но мама тут же добавляет: Маша еще маленькая и вряд ли поймет, что это значит. Маша сердится, что ее «подозревают в непонимании». Однако для любого ребенка это очень важный момент — оказаться «лицом к лицу» с чьей-нибудь любовью, с ее непостижимой тайной, узнать о взрослых чувствах и об их сложности. И хотя Маше кажется, что она все понимает, и именно ее забота о маленьком воробушке оборачивается возвращением заветного букетика (как в сказке — в самый последний момент), все же ее удивляет, что мама от счастья плачет. Маша думает, что от радости нужно смеяться. На что мама ей отвечает: «От маленькой радости смеются, а от большой — плачут!»

Это важное открытие для ребенка-читателя.

Сказку «Растрепанный воробей» можно найти в разных сборниках рассказов и сказок Константина Паустовского. Мы рекомендуем книгу «Воробьиные истории» издательства «Энас» (2011 г.), в которой кроме «Растрепанного воробья» читатель найдет еще и историю М. Горького «Воробьишко», а также сказку Д. Мамина-Сибиряка «Про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу». Эту книгу можно читать детям, начиная с четырех-пяти лет. Годится она и для самостоятельного чтения восьмилеток.

А в издательстве «Махаон» вышла книга под названием «Растрепанный воробей». Это сборник рассказов и сказок Константина Паустовского. Дизайн, характер иллюстраций и плотность текста махаоновского сборника сразу поднимает возрастную планку для читателей: книга адресована младшим школьникам третьего-четвертого класса. Ну, и любителям К. Паустовского более старшего возраста. Очень жалко, что никто не решился выпустить «Растрепанного воробья» отдельной, качественно проиллюстрированной книгой.

Отдельная сказка в «своей» книге всегда живет иначе, чем в сборнике, и переживается иначе. А «Растрепанный воробей» — выдающееся произведение, которое требует правильно организованного переживания.

Марина Аромштам

Два совета, как определить возраст птицы по характеру линьки

Из летнего номера журнала Living Bird за 2017 год. Подпишитесь сейчас.

В конце лета у кормушек начинают появляться оборванные, взлохмаченные птицы. Прошла гладкая, чистая весенняя красота. У некоторых птиц могут даже отсутствовать перья, как будто они вышли с другого конца барной драки.

Эти птицы не больны — они линяют. Перья являются определяющей характеристикой птиц и крайне важны для всего: от привлечения партнеров до сохранения тепла и побега от хищников.Но они не вечны, и большинство перьев значительно изнашиваются в течение года. Сезон размножения может быть особенно тяжелым из-за неистовой активности и повышенного истирания из-за десятков посещений хорошо спрятанных гнезд в густых зарослях или полостях.

К концу лета перья часто приходят в негодность, но, к счастью, пищевые ресурсы — насекомые и семена — в изобилии. Таким образом, у птиц достаточно энергии для выращивания новых перьев. После оперения птенцов и до того, как пришло время улетать на миграцию, большинство взрослых птиц пользуются возможностью заменить изношенные перья.С другой стороны, птенцы только что вылетели из гнезда, поэтому их график линьки немного отличается.

Немного полезной информации о том, как выглядят птицы во время линьки. В кругах орнитологов линька имеет репутацию продвинутого навыка. Но если вы вооружитесь всего парой основных идей, они могут раскрыть увлекательные тайны о птицах, которых вы видите.

Двухцветные буксировщики

Возьмите буксир, например, восточный или пятнистый, в зависимости от того, на какой стороне континента вы живете.Молодой буксир, только что вышедший из гнезда, почти не похож на щеголеватых черно-белых взрослых самцов. Несовершеннолетние коричневые и полосатые, демонстрируя воробьиное наследие буксирного воробья, чтобы лучше оставаться скрытым от угроз, пока молодые птицы осваивают веревки.

К осени полосатые перья на теле этих птиц заменяются более традиционным рисунком буксиров: блестяще-черные на голове и спине (коричневые у самок), с каштановыми боками и белым брюхом. Но молодые птицы линяют только перья тела, а не маховые перья на крыльях и хвосте, потому что маховые перья должны быть крепкими, и поэтому для их замены требуется больше энергии.Первогодки не заменят свои коричневатые маховые перья до следующей осени.

Так что, если вы когда-нибудь увидите буксирку, прыгающую вокруг вашей кормушки с двухцветными крыльями — красивыми черными или ярко-коричневыми лопатками и кроющими; тускло-коричневые первостепенные, второстепенные и хвост — вы можете быть уверены, что это птенец, который только что вылупился прошлым летом.

Этот взрослый восточный буксир имеет блестящие черные перья на крыльях, которые соответствуют цвету перьев на спине, лопатках и кроющих. Фото Райана Шейна/Библиотека Маколея, июнь, Массачусетс. Этот неполовозрелый восточный буксир превратился в глянцево-черное оперение на верхней части тела. Но внимательно посмотрите на первичные перья (формирующие кончик крыла): они стертые и коричневые. У этой незрелой особи не вырастут новые черные перья на крыльях до осени. Фото Эрла Орфа, Январь, Флорида.

Американские щеглы также демонстрируют разницу между взрослыми и молодыми птицами из-за линьки. Например, все самцы американских щеголовых вьюрков летом выглядят блестяще-желтыми, но если вы видите одного из них с выцветшими коричнево-черными основными цветами, вы знаете, что это птица, которая только что вылупилась в прошлом году.Это немного похоже на человека в новом костюме и стоптанных туфлях. И как только вы заметите этот узор у буксиров и щеглов, вы сможете найти его и у других видов.

Пределы линьки: помните о разрыве

На втором году жизни у молодой птицы наконец-то заменяются первые маховые перья. Это хорошее время, чтобы проверить его крылья. Ищите образец изношенных старых и нетронутых новых перьев, расположенных рядом друг с другом. Это называется «пределом линьки», потому что он показывает, насколько птица продвинулась в линьке.Его можно увидеть у взрослых птиц, но легче всего увидеть на втором году жизни.

Крупные птицы имеют более крупные перья, что делает их отличными объектами для наблюдения за пределами линьки. В то время как более мелкие птицы линяют между окончанием размножения и началом миграции, более крупные птицы не имеют такой роскоши. Перья могут расти очень быстро, поэтому более крупные птицы часто демонстрируют признаки линьки большую часть года.

Это условие позволяет птицеводам легко отличать молодых птиц от старых.Возьмите индюка-стервятника, который может прожить 16 и более лет. Молодые и взрослые особи выглядят почти одинаково, но взрослые почти всегда демонстрируют явные признаки линьки в теплое время года. Стервятнику-индюку требуется более года, чтобы одно за другим отрастить маховые перья длиной в фут. Пока взрослые стервятники линяют, их старые маховые перья оборваны и истерты, а в крыльях есть заметные щели, где растут новые перья, мало чем отличающиеся от зубастой улыбки первоклассника. С другой стороны, молодые стервятники-индюки, недавно вышедшие из гнезда, будут демонстрировать безупречный профиль с совершенно новыми перьями, все в хорошем состоянии и придающими крылу ровные очертания.Это различие очевидно, даже когда птицы парят на больших расстояниях.

И это работает для большинства крупных птиц, а не только для стервятников-индюков: попробуйте его с местными краснохвостыми ястребами, пеликанами и бакланами. Фактически, в начале 1980-х годов этот метод сыграл важную роль в точном определении того, сколько калифорнийских кондоров осталось в дикой природе.

У этого взрослого стервятника-индюка более светлые и темные перья на крыльях и хвосте — более светлые перья старые и изношенные; более темные перья новее.Несколько более коротких вторичных перьев создают щель в крыле, указывая на линяющие перья, которые все еще растут. Подобные узоры линьки, как правило, появляются на обоих крыльях симметрично. Фото Брайана Салливана, август, Калифорния . Этот неполовозрелый индюк-стервятник
() имеет однородно окрашенные свежие перья, которые создают ровный контур крыла. Фото Брайана Салливана, Август, Калифорния.

Эти два рисунка — только начало того, что линька может рассказать о птице.Некоторые ученые использовали закономерности линьки, чтобы понять, является ли птица дальним или ближним мигрантом, или даже как ключ к разгадке того, когда и где птица размножается. Так что еще раз взгляните на эти изношенные перья. Можно многому научиться, даже когда птицы не в лучшем виде.

Нейт Свик — менеджер социальных сетей Американской ассоциации орнитологов и ведущий подкаста ABA American Birding. Он живет в Гринсборо, Северная Каролина.

#EcoTrends: Сварливый взлохмаченный лягушкорот — «Самая инстаграмная птица», результаты исследования | The Weather Channel — Статьи с The Weather Channel

Тони Фрогмут

(@mathews.дикая природа/Instagram)

Для многих фотографов животные и птицы — любимая муза. Они тратят дни, месяцы, а иногда и годы, чтобы сделать идеальный снимок таких живых сокровищ нашей планеты. И для большинства из нас, неторопливо просматривающих приложения для обмена фотографиями, такие как Instagram, такие снимки становятся воротами в мир природы и вдохновляют нас выйти и щелкнуть захватывающие фотографии такой живой нечеловеческой жизни.

Но задумывались ли вы когда-нибудь, какая птица самая популярная в Instagram? Мы можем представить себе красочных экзотических птиц, над которыми большинство инстаграммеров сходят с ума, а орнитологи пишут эссе и мемуары.

Но, как ни странно, ответ — лягушкорот — птица, напоминающая зубчатую ветку дерева и часто имеющая сварливый вид. Птица, родом из Австралии и Юго-Восточной Азии, стала главным кандидатом на роль правителя этого популярного приложения для обмена фотографиями.

Tawny Frogmouth

(@felixwatsonphotography/Instagram)

Исследовательская группа из университетской больницы Йены в Германии начала это исследование с простой целью: «Что делает фотографию птицы отличной?» Чтобы найти этот ответ, они обратились к Instagram, чтобы найти самая популярная птица на этом социальном сайте с более чем миллионом подписчиков.

Для этого они изучили около 30 000 фотографий птиц, размещенных на девяти самых известных аккаунтах фотографов птиц в Instagram. Используя алгоритм, команда отобрала самые «понравившиеся» фотографии птичьих существ в фотоприложении. Кроме того, они также приняли во внимание другие факторы, такие как продолжительность онлайн-изображения и его охват на платформе.

Команда также разработала Image Aesthetic Appeal или IAA, чтобы понять охват, время и экспозицию. И, к их удивлению, это была свирепая лягушачья птица, которая теперь с гордостью носит титул «самой эстетически привлекательной птицы в Instagram».

Tawny Frogmouth

(@Mathews.wildlife and @felixwatsonphotography/Instagram)

По иронии судьбы, эта же самая птица когда-то была названа «самой неудачно выглядящей птицей в мире», говорится в газете, описывая победу Frogmouth как «вопрос поэтической справедливости». .’

Своеобразная ночная птица часто выглядит растрепанной, с большими желтыми глазами и крючковатым клювом. Их часто связывают с совами из-за сходства их лиц. На самом деле их научное название Podargus strigoides , которое происходит от двух видов — strigoides (совообразный) и podargus (греческое слово, обозначающее подагру).

Среди прочих в число самых любимых птиц Instagram входят голуби с экзотическим оперением, изумрудные турако и удоды.

Исследование было опубликовано в журнале i-Perception , с ним можно ознакомиться здесь.

**

Чтобы получать новости о погоде, окружающей среде, науке и COVID-19 на ходу, загрузите Приложение Weather Channel (в магазине Android и iOS). Это бесплатно!

Зимние воробьи – Природа в Новато

Идентификация обычно проста: у них действительно есть выступающее белое горло, а также желтое пятно на зевах (перед глазами).Есть один потенциально сложный и очень интересный аспект оперения белогорлых, который заключается в том, что эти птицы существуют в двух разных и генетически различных формах: «бело-полосатой» и «коричнево-полосатой». Белополосые птицы обычно более агрессивны, а птицы обычно спариваются с птицами противоположного цвета полос. Довольно странно — представьте, если бы люди выходили либо рыжими, либо с черными волосами, а затем неизбежно тянулись бы к парам с людьми с противоположным цветом волос.

Лисий воробей

«Черный» лисий воробей – Джейми Чавес

Этот вид, вероятно, является третьим по численности зимним воробьем после двух венценосных воробьев, но его предпочтения в среде обитания более ограничены.Лисицы обычно предпочитают участки с относительно густым подлеском, в котором они могут укрыться, и с более толстым слоем опавших листьев и растительного материала, на котором они могут проявлять свой особый талант царапать ногами обеими ногами. Никакая местная птица, кроме пятнистого белобрысого, не может соперничать с ними по силе и шумности их возни (обратите внимание, что это видео показывает другую, красную расу, а не нашу местную «закопченную» расу):

Подходящие места обитания для этих условий включают чапараль, лес площади и дворы с низкими кустами и приятно неопрятными нижними слоями, полными невидимых лакомств, ожидающих своего раскрытия. Тем не менее, даже в самом растрепанном дворе вы вряд ли привлечете больше одного-двух воробьев-лисиц — их не так много, как вездесущих стайками венценосных воробьев. Когда вы все-таки увидите одного из них, вы сможете узнать его по простой коричневой спине, густо запятнанной груди и большому размеру (они самые крупные из всех наших воробьев). Изображения в полевых справочниках могут несколько сбивать с толку, поскольку лисицы — один из самых географически разнообразных видов, насчитывающий около 18 различных подвидов в четырех разных группах с четко дифференцированным внешним видом: почти все наши птицы принадлежат к «чернистой» расе.

Воробей Линкольна

Воробей Линкольна – Энди Риаго и Крисси Макларен

Этот аккуратный маленький воробей, которого редко замечают орнитологи на заднем дворе, чаще всего можно найти здесь вблизи заболоченных мест, таких как те, что встречаются в Раш-Крик, Баия, Гамильтон и Лас-Галлинас. Они являются двоюродными братьями певчего воробья, наиболее типичного и круглогодичного обитателя болот, и часто пересекаются с ними по распространению, но в целом воробьи Линкольна не так привязаны к воде и больше перемещаются в горные места обитания. Как и певчие воробьи, линкольнские воробьи маленькие и компактные (заметно меньше, чем коронованные и лисьи воробьи), и имеют полосы спереди (в отличие от коронованных воробьев без полос). Но там, где наши певчие воробьи — это грязные деревенские увальни из рода Melospiza , воробьи Линкольна гораздо опрятнее и утонченно элегантны, со слабыми и нежными прожилками на чистой, охристо-коричневой грудке. Они мне нравятся.

Кем был Линкольн? Не президент, а некий Томас Линкольн, компаньон Одюбона, которому довелось владеть ружьем, убившим первого представителя вида во имя науки, предоставившем Одюбону образец для иллюстрации и названия.(Как он позже вспоминал, Одюбон был «хорошим человеком, но таким же французом, как гром».) Этот конкретный воробей мог справедливо немного раздражаться из-за этого метода дарования имени ему и всем его родственникам в потомстве, но такова была порядок вещей на таксономических границах. Молодой Том Линкольн не был ни ученым, ни большим любителем и покровителем воробьев, названных им в честь его тезки, и, насколько теперь известно, не особенно выдающимся человеком в каком бы то ни было отношении — но теперь мы пользуемся его именем. Не стесняйтесь мысленно отнести птицу к выбранному вами Линкольну.

Заглавное изображение: Первый зимний воробей с белой короной Николь Болак

ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ВОРОБЬЯ ДЕЛЭНИ

к Наташа Престон ‧ ДАТА ВЫПУСКА: 2 марта 2021 г.

Два подростка с темной тайной возвращаются в свой старый летний лагерь.

Друзья детства Эсме и Кайла не могут дождаться возвращения в лагерь Пайн-Лейк в качестве вожатых-стажеров, готовых попробовать все, что они не могли сделать, когда были моложе: найти симпатичных мальчиков, не ложиться спать допоздна и улизнуть в нерабочее время. . Даже Энди, их прямолинейный начальник, не может остудить их волнение, особенно после того, как они встречают достойных сокрушения Олли и Джейка. Интуитивная 17-летняя Эсме готова прыгнуть и научить своих милых маленьких отдыхающих. Но когда появляется угрожающее сообщение, Эсме и Кайла понимают, что секрет, который они скрывали почти десять лет, больше не в безопасности.Паранойя и страх вскоре заставляют Эсме и Кайлу вернуться к своей зловещей тайне и понять, что никому в лагере нельзя доверять. Медленное нарастание напряжения и использование классических элементов ужасов контрастируют с беззаботной деятельностью в лагере, общением с новыми друзьями и зарождающимся романом. Точно так же точка зрения Эсме от первого лица допускает повышенное напряжение и действие, а также дает представление о ее эмоциональном и психическом благополучии. Обсуждения взрослой жизни, травмы и выздоровления тонкие и реалистичные, но акты сексизма и мачизма не анализируются полностью.Хотя сильное нарастание действия происходит поздно, оно приводит к шокирующе приятному финалу. Главные персонажи белые.

Жуткий триллер, напоминающий летние фильмы ужасов, который будет держать читателей в напряжении. (Триллер. 12-16)

Дата публикации: 2 марта 2021 г.

ISBN: 978-0-593-12497-0

Количество страниц: 384

Издатель: Делакорте

Обзор Опубликовано в сети: дек. 10, 2020

Обзоры Kirkus Выпуск: 1 января 2021 г.

Поделитесь своим мнением об этой книге

Вам понравилась эта книга?

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.