Куб тени – Тени от объектов

Тени от объектов

Рисование теней является важной частью трехмерного рисунка. Вам нужно понять геометрию этого процесса. Это не так сложно, как кажется. Тень — это форма, созданная объектом на поверхности (или нескольких поверхностей) путем блокировки света. Чтобы увидеть тень, вам нужен источник света.

Существует два типа источников света: натуральный (солнце, луна) и искусственный (лампа, свеча, вспышка и т. д.).

Естественный свет

Естественные источники света (Солнце и Луна) находятся от нас довольно далеко. Таким образом, световые лучи, которые исходят от них на объект, считаются параллельными (из-за расстояния).

Искусственный (точечный) свет

Точечный свет намного ближе к нам. Мы можем позиционировать его более точно в нашей среде — мы можем точно сказать, насколько далеко и насколько высоко он находится от объекта.

Надо знать:

1 — Источник света (желтая точка)

2 — Объект

3 — Точка заземления источника света — положение источника света на поверхности (зеленая точка)

4 — Линия, соединяющая точку заземления источника света и нижнюю часть объекта (черная линия)

5 — Линия, соединяющая источник света (1) и верхнюю часть объекта (красная точка), служит для определения конечной точки тени (6)

6 — Конечная точка тени на поверхности

Это правило применяется для обоих типов источника света и для всех форм и объектов. Существует только одно отличие:

Естественный свет

Линии (4) параллельны, поскольку источник света находится очень далеко, поэтому нам не нужно рисовать желтую точку (1). Линии (5) также параллельны по той же причине.

Прожектор

Каждая угловая точка соответствует приведенному выше правилу, чтобы сформировать точную форму тени.

Тень точки

Представьте, что вам нужно нарисовать тень маленького круглого объекта, почти точку. Давайте нарисуем одну из мух. Почему нет?

Итак, здесь у нас есть комната с одним источником света и мухой. Поверхность — коричневый пол — здесь мы собираемся разместить тень.

Первое, что нужно сделать, это отметить положение источника света на полу (черная точка).

Проводим прямую вертикальную линию вниз до пола и отмечаем точку на полу, которая находится точно под светом.

Отмечаем положение мухи на полу. Обратите внимание на положение света и мухи в отношении друг друга — в этом случае свет ближе к нам, чем муха (вам не нужно рисовать коричневые горизонтальные линии — они просто для справки).

Соединим точки от источника света и объекта линией — она будет определять направление к тени.

Создадим линию от источника света через муху до плоскости пола. Точка пересечения двух линий покажет положение тени.

Тень от карандаша (плоская тень)

Начните, опять же, с определения положения вашего источника света на поверхности пола. Обратите внимание, что в этом случае объект (карандаш) ближе к нам, чем источник света.

Соедините точку источника света на полу с нижней плоскостью объекта.

Теперь нарисуйте линию (луч света) от источника света через верхний кончик карандаша. Это определит длину тени.

Тень от карандаша (согнутая тень)

В случае, если вам нужно нарисовать тень, которая падает на несколько поверхностей (пол и стены), используйте те же самые шаги, просто слегка подкорректируйте их. Скажем, ваш карандаш находится рядом со стеной. Тень падает как на пол, так и на стену. Вот как вы это делаете:

Просто согните линию, когда она попадает на стену.

Нарисуйте линию от света через верхнюю часть карандаша, как показано.

Конечный результат.

Тень от куба

Рисование тени от куба (ящика) — это повторное использование той же технологии, что и в случае создания тени от карандаша. Вам придется повторить те же шаги со всеми углами куба, которые образуют тень.

Известно, лучший способ рисовать трехмерные формы — это рисовать их с «прозрачными сторонами» — как будто форма сделана из стекла.

Проведите линии от точки источника света на полу через все угловые точки нижней плоскости объекта.

Нарисуйте линии от источника света через верхние угловые точки объекта. Точки пересечения образуют теневую форму.

Тени других геометрических форм

Тень цилиндра

Тот же метод используется для создания тени цилиндра с небольшими корректировками.

 

Тень конуса

Julianna Kunstler

 

Воспользуйтесь кнопками. Поделитесь с друзьями.

oformitelblok.ru

«Построение границ света и тени. Куб»

Дата:

Класс: 1 «г»

Предмет: рисунок

Тема урока: «Построение границ света и тени. Куб» 3часа

Цель:

Задачи:

Тип занятия:

Материалы и оборудование:

Структура урока:

1 урок

Орг. момент

Актуализация

Объяснение нового материала

2 -3 урок

Практическая часть

Анализ работ:

Выполнить построение куба

обучающая:научить строить куб, расширить представление о линейном рисунке;

развивающая: развить умение анализировать форму предмета, умение, наблюдательность и усидчивость, развить глазомер;

воспитывающая: воспитать любовь к изобразительному искусству, к предметам окружающего мира, культуру работы с графическим материалом;

комбинированный (рисунок с натуры)

для учителя: наглядные пособия; работы учащихся ДХШ.

для учащихся: бумага, карандаш, ластик;

  1. Орг.момент (1-2 мин)

  2. Актуализация (10 мин)

  3. Объяснение нового материала (35 мин)

  4. Практическая работа (90 мин)

  5. Анализ работ (3 мин)

Ход урока

Здравствуйте, ребята! (Проверяю готовность к уроку). Сегодня мы будем учиться выполнять построение куба

— Ребята, а что такое рисунок?

Ответы учащихся.

Рисунок – это графическое изображение окружающего мира и вместе с этим, это основа изобразительного искусства.

— А что такое графика?

Ответы учащихся.

Графика – это вид изобразительного искусства. В качестве основных изобразительных средств используются линии,штрихи, пятна, точки.

Графика (в переводе с фр.)– означает письменный, пишу,черчу, рисую.

— Ребята, а какие геометрические тела вы знаете?

Ответы учащихся.

— Это ребята, цилиндр, конус, призма, шар, круг.

-Ребята, а что такое куб?

Куб представляет собой прямоугольную равностороннюю призму, которая состоит из 6 граней, противоположные грани куба параллельны. Места пересечения граней называются рёбрами куба. Все рёбра можно разделить на 3 группы, в каждой из них все грани параллельны друг другу. На примере нашего рисунка куба 4 грани вертикальные, 4 горизонтальные грани, повернутые влево и 4 горизонтальные грани, направленные вправо.

Проследим поэтапность построения куба:

Этап рисунка куба — изображение его основания, начиная с видимых линий. На данном этапе важно точно определить углы наклона этих линий относительно горизонтали. Для этого следует поднести карандаш строго горизонтально к нижнему ближнему углу куба и запомнить эти углы. Как правило, видны 2 вертикальных грани куба. Определите, какая больше развёрнута, а какая меньше. Соответственно, если грань больше развернута к рисующему, то угол меньше.

У куба, который мы рисуем, есть 4 ребра, направленных влево, и 4 ребра, направленных вправо. Все четыре линии рёбер, уходящие влево, если их продолжить, сокращаются в одной точке слева. Также сокращаются линии, идущие вправо, но уже в одну точку справа от куба.

-Ребята, где находятся точки схода рёбер?

-Наш куб находится на горизонтальной плоскости. Горизонтальная плоскость — плоскость, параллельная земле. Это стол, пол или потолок. Любая линия, лежащая на горизонтальной плоскости, также является горизонтальной и если линия удаляется от зрителя, то он увидит, что она уходит к линии горизонта. Если имеется несколько параллельных горизонтальных линий, то они все будут иметь одну точку схода на линии горизонта.

-Где находится линия горизонта?

 -Видимая линия горизонта находится на уровне глаз рисующего. Посмотрите в окно, представьте, где сходятся небо и земля. И мысленно продолжите эту линию по периметру помещения, в котором находитесь. Видно, что эта линия находится на уровне глаз. Если изменить положение головы, например, встать на стул, то и линия горизонта станет выше.

Поэтому при изображении верхних линий относительно нарисованных нижних, проследите, чтобы они были направлены так, что, если их продолжить за пределы листа, они сойдутся в одной точке. Для того, чтобы точнее нарисовать линии, сокращающиеся в перспективе, их не следует ограничивать размерами куба, линии нужно проводить до краёв листа.

Линии, если плоскость, к которой они относятся, развёрнута к зрителю, сокращаются меньше. Если же плоскость видна меньше, то сокращение линий более заметно. Перспективное сокращение лучше заметно на больших предметах, чем на маленьких.Если размер предмета меньше, чем расстояние между осями глаз, то оба глаза человека увидят такой предмет в обратной перспективе. Но стремление рисовать обратную перспективу объясняется не этим, а особенностью анализа того, что человек видит, его мозгом. Мозг видит предметы, представляя их со всех сторон, как развертку. При рисовании следует всегда помнить о законах линейной перспективы, анализировать каждую линию, куда она идёт, только тогда удастся избавиться от стремления к рисованию в обратной перспективе.

После того, как нарисованы верхние линии, определяем, насколько сократились боковые грани куба справа и слева.Ширину этих граней меряем строго по горизонтали, и сравниваем, насколько каждая из них меньше высоты ближнего ребра, а также между собой. Только после того, как проверены ближние линии и вертикальные ребра, можно перейти к изображению дальних уходящих линий. Невидимые линии также следует рисовать.

После того, как построение выполнено и проверено, выделим ближние к нам линии. Если линия тёмная, то кажется, что она ближе. 

Теперь можно приступить к штриховке.

Основная задача рисунка — передать объёмную форму изображаемого предмета. Мы видим три плоскости — верхнюю и 2 боковых грани куба. Положение в пространстве их такое: каждая грань уходит от зрителя в пространство. Для того, чтобы показать объёмную форму, следует нарисовать грани так, чтобы зрителю было видно, что они удаляются.

Заполнение штрихом начинаем с теневых частей предмета. У куба левая грань в тени, поэтому штрихуем её. Это вертикальная поверхность, отдадим предпочтение вертикальной штриховке. Штрихуем от ближней части, от себя, по мере удаления плоскости в пространстве нажим карандаша слабее, штрих светлеет и видно, что нарисованная таким образом плоскость уходит вдаль.

Освещённую поверхность штрихуем также от себя, но ближний угол оставляем белым, а дальнюю часть слегка штрихуем.Штрих диагональный, хотя допустим и вертикальный. Верхнюю поверхность трактуем как полутон (иногда его неграмотно называют полутень), промежуточную поверхность между светом и тенью. Сравниваем её со светом и тенью, задаваясь вопросом: она скорее темная или светлая. Затем усиливаем тень, введя ещё штрих, направленный по диагонали, также растягивая его от тёмного к светлому. Не забываем и про падающую тень от куба, лежащую на плоскости, на которой он находиться. Падающая тень темнее тени собственной. К тому же она граничит с рефлексом от освещённой плоскости. Рефлекс — это свет, отражённый от соседних освещённых поверхностей. Рефлекс тем светлее, чем ближе и ярче источник отражённого света.

На завершающем этапе подчеркиваем объёмную форму, делаем тональные акценты.

В процессе работы учеников, провожу индивидуальную работу. Анализирую характерные особенности.

Вывешиваем работы на доску. Задаю вопросы:

-Ребята, посмотрите на работы…

— Видите ли вы ошибки в работах? Какие?

— Чью работу можете назвать аккуратной?

-Как вы думаете, какая работа получилась правильно?

Ответы учащихся.

-А какие ошибки вы видите в работах?

Ответы учащихся.

— Почему так получилось?

Ответы учащихся.

— Как вы думаете, кому удалось передать светотеневые отношения на цилиндре?

Ответы учащихся.

infourok.ru

Построение падающей тени в уроке на сайте artatac

Здравствуйте коллеги. Давайте разберем построение падающей тени. Не устану повторять, что глазомер художника это основное оружие в построениях форм, и определении пропорций.

Но что же делать если мы еще не гении, не мастера, не… «Сальвадоры Дали». От чего же отталкиваться. Ну что же ответ прост, от законов.

В этом уроке мы рассмотрим закон построение падающей тени. Как это выглядит с точки зрения геометрии.

 
Без претензий на оригинальность скажу, что мы живем в трехмерном пространстве. Все что нас окружает это геометрические фигуры разных форм. Если, например, взять какой-то большой предмет он будет состоять из многих маленьких. Как пример можем взять дом, так вот он состоит из кирпичей.

Если посмотреть по сторонам то мы увидим, что многие предметы прямоугольной или кубической формы, и разных размеров. Разве что только шар со всех сторон одинаковый.

 

Подробный урок построение падающей тени

Итак, строим простую фигуру. Возьмем куб. Как строить куб, и как  рисовать куб подсмотрите прошлые уроки.

Открываем холст в фотошопе. Проводим линию горизонта. Смотрим картинку внизу. Все картинки кликабельны.

 

Дальше строим куб. С точками схода, как положено:

И у нас получается вот такой рисунок. Сделаем его прозрачным, что бы мы могли увидеть происходящее за кубом. Рисунок внизу:

Теперь определим источник света. Это у нас стилизованное солнце. Смотрим вниз:

Итак у нас есть куб, источник света. Для удобства общения с Вами я обозначу нужные нам углы буквами.

Теперь проведу перпендикулярную линию от источника света E, к горизонту и назову ее F. Зачем это, поймете просмотрев урок дальше. Смотрим рисунок ниже:

Дальше как лучи от солнца проведу прямые через значимые точки фигуры (в данном случае через углы куба). Итак, нарисуем  луч проходящий от точки E через точку C.

Луч проходящий от точки E через точку A.

Луч  проходящий от точки E  через точку P.

С верхними лучами ясно, а как же найти точки на плоскости, на которую падает тень от куба. Вот для этого нам и нужна точка F, которая на линии горизонта.
Теперь от точки F через точку D  проводим луч и в пересечении лучей E-C и F-D  находим первую точку падения тени. Смотрим вниз:

Теперь от точки F через точку G проводим луч и в пересечении лучей E-P и F-G  находим вторую точку падения тени. Смотрим вниз:

Теперь от точки F через точку B проводим луч и в пересечении лучей E-A и F-B  находим третью точку падения тени. Смотрим вниз:

Итак мы нашли три значимые точки падающей тени это K, M, V. Смотрим рисунок внизу:

Теперь соединяем найденные точки.

Убираем все вспомогательные линии. Смотрим рисунок внизу:

 

Дальше немного порисуем падающую тень:

И окончательный результат внизу:

Вот такой, надеюсь понятный урок. Если что то не понятно, пишите в комментариях. Ответим.

 

 

 

artatac.ru

Тени — Математические этюды

совместно с Алексеем Яковлевичем Канелем-Беловым

Возь­мём про­жек­тор, све­тя­щий па­рал­лель­ны­ми лу­ча­ми. То, что у ку­ба бы­ва­ет тень в ви­де квад­ра­та, оче­вид­но. А ка­ко­во наи­боль­шее чис­ло вер­шин мно­го­уголь­ни­ка, ко­то­рый мо­жет яв­лять­ся те­нью ку­ба? Ес­ли диа­го­наль ку­ба па­рал­лель­на лу­чам све­та, то те­нью бу­дет пра­виль­ный ше­сти­уголь­ник!

Раз­вер­нём про­жек­тор с экра­ном и по­ме­стим за экран некое те­ло. Тень на экране-шир­ме — квад­рат. Обя­за­но ли на­ше те­ло быть ку­бом?

До­ба­вим экран и про­жек­тор в на­прав­ле­нии, пер­пен­ди­ку­ляр­ном пер­во­му. Те­перь уже две ор­то­го­наль­ные (пер­пен­ди­ку­ляр­ные) про­ек­ции — квад­ра­ты. Толь­ко ли куб мо­жет да­вать та­кие те­ни?

А ес­ли три ор­то­го­наль­ные про­ек­ции — квад­ра­ты? Бы­ва­ет ли те­ло, от­лич­ное от ку­ба, име­ю­щее три ор­то­го­наль­ные те­ни в ви­де квад­ра­тов?

Лег­ко при­ду­мать невы­пук­лые те­ла — на­при­мер, куб с изъ­я­на­ми — да­ю­щие та­кие про­ек­ции. А ес­ли при изу­че­нии во­про­са огра­ни­чить­ся рас­смот­ре­ни­ем толь­ко вы­пук­лых тел, или да­же ещё бо­лее уз­ко­го клас­са — пра­виль­ных мно­го­гран­ни­ков?

Ока­зы­ва­ет­ся, что бы­ва­ет да­же пра­виль­ный мно­го­гран­ник, от­лич­ный от ку­ба, да­ю­щий те­ни в ви­де квад­ра­тов в трёх пер­пен­ди­ку­ляр­ных на­прав­ле­ни­ях.

Дей­стви­тель­но, в куб мож­но впи­сать пра­виль­ный тет­ра­эдр! Че­ты­ре вер­ши­ны тет­ра­эд­ра бу­дут сов­па­дать с вер­ши­на­ми ку­ба. Все рёб­ра тет­ра­эд­ра бу­дут яв­лять­ся диа­го­на­ля­ми гра­ней ку­ба и, сле­до­ва­тель­но, бу­дут рав­ны меж­ду со­бой.

Ес­ли по­смот­реть через ка­кую-ли­бо грань ку­ба, то так рас­по­ло­жен­ный пра­виль­ный тет­ра­эдр «за­ни­ма­ет» всю про­ек­цию ку­ба вдоль на­прав­ле­ния, пер­пен­ди­ку­ляр­но­го гра­ни.

Зна­чит, ес­ли куб рас­по­ло­жен так, что три его ор­то­го­наль­ные про­ек­ции — квад­ра­ты, т.е. экра­ны па­рал­лель­ны гра­ням ку­ба, то и пра­виль­ный тет­ра­эдр, впи­сан­ный в него, бу­дет да­вать те же са­мые те­ни— три квад­ра­та.

www.etudes.ru

Рисование куба

Рисование куба

Один из выдающихся художников Франции Энгр однажды хорошо сказал о рисунке:

«Рисовать вовсе не значит просто делать контуры; рисунок не состоит только из линий. Рисунок — это еще и выразительность, внутренняя форма, план, моделировка»

(Энгр об искусстве. Сборник. М., 1962. С. 56).

При рисовании с натуры гипсовых моделей геометрических тел вам нужно изобразить каждое тело, осуществляя его моделировку передачей светотеневых отношений. О тоновом рисунке вы узнали из предыдущего параграфа.

По существу это ваш первый довольно длительный рисунок, в котором предстоит выполнить сложную работу, связанную с техникой карандашного изображения. Перед вами стоит выбор техники — выполнять рисунок в тоне штриховкой или тушевкой. Рекомендуется штриховка, так как она во многом дисциплинирует, приучает относиться к рисунку внимательно и сосредоточенно. Особенность этой техники в том, что штрихи нужно класть по форме модели, и если настоящего требования не придерживаться, очень скоро можно увидеть, что покрывшие поверхность бумаги штрихи, нанесенные как попало, т.е. бездумно, разрушают рисунок, не выявляют объемную форму.

 

Последовательность рисования куба

 

  • Первый этап. Определение размера куба, его основных пропорций, перспективного положения.

 

 

  • Второй этап. Определение при помощи направ­ляющих перспективных линий точного простран­ственного положения всех сторон куба. Прорисовка невидимых граней куба легкими линиями.
  • Третий этап. Завершение работы — выявле­ние объема с помощью светотеневой моделировки формы: левая плоскость — свет, верхняя плос­кость — полутон, правая плоскость — собствен­ная тень с рефлексом, справа — подающая тень от куба.

 

 

 

Модель куба должна быть освещена искусственным светом, источник которого нужно расположить сверху слева. В этом случае хорошо просматриваются с выбранной вами точки зрения и весь объем тела, и светотеневые градации. Куб ставится под углом к рисующему, немного ниже уровня глаз, чтобы была видна верхняя грань. Фон должен быть светлым, а модель располагают на серой драпировке, без складок расстеленной на подставке для натуры.

Чтобы начать работу, нужно вспомнить предыдущие упражнения по рисованию с натуры каркасов геометрических тел. Подобные задачи вам предстоит решать и сейчас. Правда, теперь куб предстает перед вами в том виде, в каком он по-настоящему воспринимается объемным. Каркас позволял видеть куб насквозь, со всеми гранями и ребрами. Теперь часть их не видна, но глазом надо уметь их «видеть», чтобы при построении с учетом перспективных сокращений непременно показать. Только тогда говорят о конструктивном строении формы геометрического тела.

 

Работая над конструктивным построением куба, нужно внимательно следить за его перспективным сокращением. Для этого необходимо мысленно представить форму с данной точки зрения в плане, т.е. увидеть ее сверху. Такое представление дает возможность лучше разобраться, как согласуются плоскости между собой и в целом. В рисовании с натуры важно правильно передать не только видимые соотношения величин, но и величины углов между основаниями двух видимых граней, т.е. перспективные ракурсы.

Для их правильного определения следует сделать проверку механическим способом визирования. Держа карандаш за кончик на вытянутой руке, нужно совместить линию самого карандаша с вершиной

переднего нижнего угла основания предмета и определить на глаз угол наклона предмета в перспективе. Запомнив увиденное, проведите на своем рисунке соответствующую вспомогательную горизонтальную линию. Сравнивая величину наклона (угла) правой и левой сторон модели, уточните рисунок. При необходимости дополнительного уточнения следует повторить проверку. На рисунке наглядно показаны способы измерения размеров и проверки перспективного наклона горизонтальных ребер куба. Заметим, что, рисуя с натуры, не нужно злоупотреблять приемом визирования, поскольку он носит чисто механический характер определения размеров и не способствует развитию глазомера. Им пользуются на начальной стадии обучения рисованию с натуры, и он должен служить лишь для вспомогательного контроля и проверки уже выполненных работ.

При положении куба со смещенным несколько вправо от центра передним вертикальным ребром горизонтальные ребра его левой грани в перспективе будут приближаться к горизонтали, а ребра правой, наоборот — отклоняться от нее. Следовательно, чем больше сокращается правая грань, тем меньше будет сокращение левой и наоборот. Это обусловлено взаимным прямоугольным расположением плоскостей куба.


Однако рисовать на бумаге без предварительного размещения изображения невозможно. Лишь некоторые виртуозы академического рисунка могли начать изображение той или иной статуи с какой-то одной точки и, не отрывая карандаша от бумаги, провести очень точный контур античной скульптуры на листе. Вам нужно действовать значительно проще и карандаш много раз отнимать от бумага, чтобы глядеть на натурную постановку и на свой лист и наносить на нем общую форму куба, размещая таким образом рисунок, а затем его уточнять, сравнивая с натурой. Общая форма куба на бумаге наносится так, чтобы абрис был и не очень большим, но и не маленьким. Наиболее целесообразно представить лист бумаги условным пространством, в котором модель куба занимает свое достойное место. Конечно, на первых порах такое представление дается с трудом, но в каждом новом упражнении необходимо включать в себе этот своеобразный «механизм», чтобы со временем довести его до автоматизма.

Намеченный абрис куба занял на бумаге свое место, и вам можно отойти немного назад, чтобы увидеть компоновку рисунка на расстоянии и еще раз проверить правильное или неправильное в данном случае расположение изображения в формате. Конечно, от того, как вы сначала разместили рисунок, зависит во многом дальнейшая работа.

Начинайте уточнение величин путем зрительного сравнения. Выбрав определенную высоту переднего вертикального ребра куба, подчиняйте ей остальные, но уже с учетом перспективных изменений натуры. Прежде определите место этого ближайшего к вам ребра в намеченном силуэте изображения. Затем наметьте высоту данного ребра, проведите вертикальный отрезок, а на нижней точке его проведите строго горизонтальную линию, которая станет вспомогательной при построении. Нужно будет чуть позже представить себе горизонтальную линию, перпендикулярную основанию ребра в натуре, чтобы вместе с проведенной на бумаге показать угол, образованный горизонтальным ребром правой грани. Для сравнения положите к основанию гипсовой модели куба карандаш или линейку, чтобы увидеть угол в натуре.

Дальнейшая работа по рисованию гипсовой модели куба проводится как постепенное выявление конструктивной основы предмета. Пользуясь ориентирами, постройте нижнюю грань, постаравшись «увидеть» ее очертания со всех сторон, т.е. покажите невидимые ребра, как это делалось при построении каркаса куба. Одновременно намечайте все остальные вертикальные ребра, постоянно сравнивая величину их с ребром, ближе всех находящимся по отношению к вам.

Куб является одним из самых простых геометрических тел. Чтобы лучше понять геометрическую форму куба, его пространственную конструктивную схему (структуру), рассмотрим каркас куба. Это дает возможность ясно представить объемно-пространственную характеристику его формы, позволяет видеть его конструктивные узлы — точки, невидимые на обычных телах.

Куб характеризуется восемью точками на углах и двенадцатью линиями ребер. Соотношения сторон куба составляют пропорцию 1:1:1. Для того чтобы куб выглядел достоверно в трехмерном изображении, Вам следует определить такую точку зрения, при которой предмет выглядит достаточно убедительным в объеме. Изображение каркаса куба производится с учетом его пропорций, по законам перспективы. При обычном взгляде сверху (в ракурсе) основание каркаса куба (квадрат) выглядит ромбом. Перспективное построение куба в соответствии с его поворотом следует начинать с квадрата основания, т.е. с его плана, лежащего в горизонтальной плоскости, уходящей в глубину до линии горизонта.

Чтобы получить нижнее основание (ромб), необходимо обозначить четыре точки и соединить их четырьмя  линиями. Из точек основания проводят вертикальные  линии — ребра. Для завершения построения, как и в первом случае, обозначают четыре

точки и, соединив их четырьмя линиями, получают верхнее основание куба (ромб). Необходимо отметить одну немаловажную деталь, касающуюся характера линий при построении изображения на плоскости. Кроме соблюдения пропорции и перспективы, линии, определяющие пространственную глубину, должны быть проведены в различной степени контрастности. Линии близлежащих ребер следует проводить более контрастно, чем тех, что находятся в перспективном удалении. Причем разница линий должна быть предельно различимой в соответствии с пространственной глубиной.

Зная правила перспективы, связывайте с построением видимые изменения формы куба. Две точки схода условных продолжений ребер, находящихся под углом к вам, остаются ориентирами для построения всех оставшихся четырех верхних.

Перспективный рисунок куба может быть сравнительно легко построен и проверен различными способами.


Одним из таких способов являются приемы, давно применяемые на практике старыми мастерами, — это сравнение и визирование. Для определения основных больших размеров предмета в рисунке важны видимые, перспективно измененные их соотношения, а не реальные размеры объекта и его частей. Так, например, отношение ширины какой-либо грани к высоте переднего ребра вымеряют карандашом на вытянутой руке, перпендикулярно лучу зрения, совмещая тыльную сторону карандаша с краем формыпредмета измеряемой части модели. При этом большим пальцем отмечают видимые размеры частей предмета. Не меняя положения большого пальца на вытянутой руке и поворачивая карандаш в вертикальном положении, соотносят этот отрезок карандаша с вертикальным ребром куба, определяя визуально их различия.

После того как вы построили «скелет» куба, сравните рисунок с натурой и подумайте, что бросается в глаза прежде всего — весь куб или детали формы. В этом случае станут видны допущенные неточности. Пока их устранить легко, ибо вы при построении формы геометрического тела, надеемся, не переусердствовали в нанесении следов карандаша на бумаге. Запомните, при построении формы изображаемого предмета все линии должны проводиться легко и уверенно.

Почему же вы увидели в рисунке неточности? Наше зрение, как стало известно благодаря экспериментальным данным ученых-психологов, сначала схватывает общую форму предмета, на короткое время как бы фиксирует ее.

Устранив ошибки построения, еще раз сверьте изображение с натурой и убедитесь, что конструкция нарисованного куба соответствует видимой модели. Поскольку изображение куба на бумаге ведется относительно быстро, при правильном построении вы не должны намечать объемную форму геометрического тела легкой штриховкой, показывая этим самым теневую сторону предмета, ибо она напрашивалась сама — известно, что мы рисуем подобие предмета, и то, что видит наш глаз в натуре, он «хочет» видеть в рисунке.

Светотеневые отношения в рисунке тоже должны быть построены. Мы говорим в применении к изобразительной деятельности разные слова, например, «масштаб построения», «тоновой масштаб». В первом выражении нужно иметь в виду определение в рисунке размеров и соотношений частей предмета в сравнении с натурой.

Рисуя с натуры, вы совершенно правомерно стараетесь передать изображение таким, каким воспринимаете предмет. Штриховкой или тушевкой вы моделируете объемность предмета, показывая в изображении подсмотренные в натуре освещенные, переходные от света к тени и затененные участки. Заканчиваете эту работу, лишь убедившись, что в рисунке верно переданы светотеневые отношения. Этим самым вы выдержали в изображении тоновой масштаб, т.е. сумели найти пропорциональные соотношения самых темных и самых светлых тонов.

Тоновые рисунки создаются умелым распределением света, полутени и тени при помощи штриховой техники.

Моделируя форму куба тоном, ни в коем случае не торопитесь сразу проложить теневую грань геометрического тела. Во-первых, это не удастся, и во-вторых, как не рисуют, так и не наносят тон по частям. Дело здесь в разнице естественного света и белизны бумаги, в материальности натурального предмета и заштрихованной карандашом поверхность листа бумаги и т.д.

Добиться верного (а не точь-в-точь) тона позволяют разумно построенные в рисунке пропорциональные натуре отношения.

Следите за общей освещённостью натуры и передайте подобное в рисунке.Поэтому рекомендуем вам такой подход к передаче светотеневых отношений: выберите самый тёмный тон штриховки, который используете в определённом месте рисунка и более не повторяйте его нигде, а все остальные градации будут варьироваться от этого темного к тону самой бумаги.

Разнообразьте технику работы карандашом, не покрывайте площадь рисунка бездумной, однообразной «удобной» для руки штриховкой. Фактура гипса сама подсказывает вдумчивому рисовальщику способы покрытия бумаги слоем карандаша.

В конце работы обобщите изображение, т.е. добейтесь устранения режущих глаз контрастов или механического набора отдельных тонов, и приведите рисунок в общую соподчиненность всех тонов. Учитесь передавать верные тоновые отношения, выражающие форму и материал в рисунке.

Для лучшего усвоения материала по изучению геометрических тел необходимо выполнить академическое задание по рисунку куба. Усваивая закономерности строения формы куба, следует иметь в виду, что за их соблюдением нужно следить на протяжении всего процесса рисования с натуры. Работа над длительным рисунком требует соблюдения методической последовательности как в анализе строения формы, так и в процессе построения изображения. Это дает возможность закреплять отдельные этапы учебного рисунка, без чего невозможно понять основной смысл учебного материала. При этом следует отметить, что членение процесса работы над рисунком на отдельные этапы носит достаточно условный характер. Это связано с ошибками в решении задач, которые могли быть допущены на предыдущем этапе, и необходимостью их исправления в процессе работы.

Рассмотрим последовательность выполнения рисунка куба. 

1. Рисунок начинают с композиционного размещения предмета на листе. Изображение намечают легкими линиями с боков, сверху и снизу. С учетом ракурса, пропорции и перспективы находят и определяют основные конструктивные точки вершин углов куба. 
2. С учетом перспективных сокращений по конструктивным точкам вершин углов намечают общую форму конструкции куба. 
3. Уточняют пропорции и перспективное построение объемно-пространственной формы куба. Определяют границы собственной и падающей теней. 
4. С помощью светотональных отношений выявляют объемную форму куба. Наносят собственные и падающие тени. Определяют фон. 
5. Полная тональная проработка формы. Работа светотональными отношениями: свет, тень, полутень и рефлекс. 
6. Подведение итогов. Проверка и обобщение рисунка (цельность).

 

Способы перспективного изображения различных форм на основе куба

shedevrs.ru

Как нарисовать куб? Часть 2

Часть 1

Теперь, зная, как правильно построить куб, мы будем разбираться, как сделать его объёмным.
Чтобы правильно нарисовать даже простейшие геометрические фигуры, нам понадобится немного теории.

Мы видим предметы, если они освещены. Лучи света по-разному попадают на разные участки поверхности предметов и вы видим его форму, сам предмет закрывает собой доступ для лучей света на какую-нибудь поверхность и образуется падающая тень. Светотеневые участки на любом предмете можно представить в виде нескольких градаций:

  • Тень (собственная тень) –  Это самый темный участок на поверхности предмета, куда прямые и скользящие лучи света не попадают.
  • Блик – бывает на блестящих или лакированных поверхностях, чаще всего отражая свет.
  • Рефлекс – участок теневой поверхности предмета, получающий поток отраженных от окружающих  лучей света предметов или от поверхности, на которой предмет расположен. Цвет рефлекса зависит от цвета окружающих предметов, а яркость или светлота зависит от характера поверхности предмета: на блестящих объектах рефлексы более светлые и ярче выражены, чем на матовых.
  • Падающая тень – это тень, отбрасываемая объектом на какую-нибудь поверхность. Падающая тень темнее, чем собственная, а наиболее темный участок падающей тени ближе всего к источнику света.
    Источников света может быть несколько, мы рассмотрим вариант с одним источником света, расположенным вверху слева относительно объекта.
  • Свет – это участок поверхности предмета, получающий наибольший поток прямых лучей света.
  • Полутон – участок поверхности предмета, освещенных скользящими лучами света. Полутон делится на полутон света и полутон тени.

На стыках по-разному освещенных граней можно наблюдать так называемый краевой контраст. На границе светлого и темного светлое кажется светлее, а темное – темнее.
Для того, чтобы выполнить это упражнение, вам потребуется настольная лампа и гипсовый куб. Гипсовые геометрический фигуры продаются в магазинах для художников, но в домашних условиях вполне можно обойтись, сделав, например, бумажный кубик, вырезанный из белого листа ватмана или картона по такой схеме:

После того, как вы сделаете куб из бумаги, поставьте его на ровную горизонтальную поверхность справа от настольной лампы так, чтобы свет от нее был направлен на куб немного сверху и слева. Желательно, чтобы поверхность стола и фон сзади куба были однотонными, чтобы не отвлекать ваше внимание. Рассмотрите куб в различных положениях, о которых мы говорили в первой части этого урока, И подробнее остановимся на том положении, которой нам предстоит нарисовать. Обратите внимание, как распределяются светотеневые участки на гранях, как ведет себя падающая тень, если приближать или удалять куб от источника света, постарайтесь увидеть краевой контраст  и рефлекс.

Теперь мы приступим, собственно, к рисованию куба. Начинать нужно с общей массы. Общая масса — это область на рисунке, в которой будут располагаться Ваши предметы, в данном случае куб. Она нужна для того, чтобы не нарушить компоновку на листе, чтобы она оставалась грамотной и красивой.

Для лучшей компоновки на листе, расстояние от левого и правого краёв до общей массы должно быть приблизительно равным, а расстояние от верхнего края до общей массы должно быть меньше чем от нижнего края.

Для того чтобы построить общую массу, нужно измерить предмет. Как правильно измерять предмет Вы можете узнать в этом уроке — Что такое метод визирования?

Теперь, построив общую массу нам нужно уместить в ней предмет. Так как Вы уже измерили его, это не составит труда. Начинать нужно с передней грани, которая ближе всего находится к нам. Потом следуют все остальные грани, включая те, которые мы не видим. Рисовать их нужно для того чтобы не допустить ошибок в перспективе. Если Вы ещё не знакомы с перспективой, для Вас статья — Что же такое перспектива?

Все внутренние линии на стадии штриховки мы сотрём, останутся только видимые линии. На стадии построения получается приблизительно так:

Теперь стираем все ненужные линии (на рисунке сверху — это все тонкие линии) и приступаем к штриховке. Вот простая тоновая схема:

Самое тёмное — это падающая тень, за ней идёт задняя грань, потом боковая, и, наконец, верхняя.

Вот готовый рисунок:

Спасибо за внимание!

VN:F [1.9.22_1171]

Rating: 8.8/10 (10 votes cast)

VN:F [1.9.22_1171]

Rating: +4 (from 4 votes)

Как нарисовать куб? Часть 2, 8.8 out of 10 based on 10 ratings

draw-paint.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *