Легкий натюрморт поэтапно: Натюрморт карандашом для начинающих легкий поэтапно

Мастер-класс: простой натюрморт с бокалом. Часть 1: построение

Для первой части урока нам понадобится:

— лист бумаги или блокнот для зарисовок;

— простой карандаш;

— ластик;

— натюрморт из 2-3 предметов, или мой референс.

Как ставить натюрморт?!
Мы так привыкли рисовать с фото. Много красивых натюрмортов в интернете, снятых профессиональными фотохудожниками. Эти натюрморты сняты на профессиональном оборудовании, с профессиональным освещением, с профессиональным светом, оборудованием, да еще всякие красивые вещички там… ммм…
Но вы будучи художниками, тоже становитесь такими плюшкиными и коллекционерами… Только женщина-художница может притащив с рынка авоську овощей, перед тем, как безжалостно покромсать их в кастрюлю, красиво их расставить, сесть и порисовать 🙂

Только художник может на последние деньги купить живописный (по его мнению) сервиз или ржавый старинный утюг. В ход идет все, от поломанных топоров и шуруповертов, до покупки дорогих алкогольных напитков, которые никто не пьет, но бутылка хороша…

На начальном этапе нам нужны простые постановки — фрукты, овощи, кухонная утварь, какие-то не совсем нужные куски ткани… рисовать можно все! Баночки для специй и флакончики от духов, цветы, как комнатные горшечные, так и срезанные садовые. Старайтесь копить копилку, того, что долго хранится — шишки, керосиновые лампы, лейки, все что нравится, все что хочется порисовать.

Из скоропортящихся продуктов можно формировать натюрморты и фотографировать! Это будет уже ваша авторская работа, которую при желании можно отправить на выставку или конкурс, в отличии от работы, которая сделал по фото из интернета, которую в самом лучшем случае вы сможете продать, если это не запрещает правообладатель. На персональную выставку или конкурс такая работа не пойдет.

Так вернемся к натюрморту, что же это за зверь?!

«Натюрмо́рт — «Французский язык» — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики».

Любой преподаватель художественной школы или даже фотограф, который профессионально занимается такими фото, расскажут вам целую историю, о том, что натюрморт должен тоже рассказывать историю 🙂 Предметы в натюрморте должны быть созвучны — овощи с овощами и/или посудой, фрукты с фруктами, цветами… Наверное, не будут сочетаться, например, современный мобильный телефон и керосиновая лампа или медный старинный фужер. Хотя опять же все зависит от вашего замысла. В целом, я думаю, понятно, что я имею в виду.

Первый тип — это классическая постановка. Состоит она из 1-2-3 крупных предметов, которые ставятся обязательно на разные уровни, плюс несколько второстепенных предметов и маленькие акценты. Если ставим простой натюрморт из двух-трех предметов, то их не нужно располагать лесенкой, в натюрморте должен быть ритм. Часто используется драпировка. Натюрморт должен быть гармоничен не только размером, но и цветом, и тональными соотношениями предметов, особенно если мы будем делать монохромный натюрморт (о чем позже).

Примеры классических натюрмортов простых, без драпировки. В начале пути лучше драпировки, складки ткани порисовать отдельно, потом попробовать ставить на них несколько предметов. Один предмет у нас основной, большой и главный, может быть второй, чуть меньше но схожий с первым, и акцент, не большой, контрастный, может быть по цвету или форме.
А вот примеры более сложных натюрмортов без драпировки.

Отдельно нужно сказать об освещении, обычно, в классическом варианте оно спереди-сбоку, слева. Но опять же, если получился красивый, но необычный свет, не стоит от него отказываться. Это будет оригинально, может вас вдохновят причудливые тени 🙂

Много мелких предметов, например ягоды, цветы, могут быть объединены в одну крупную форму (вазу, корзину, миску).

Хорошо, если небольшие предметы перекликаются, например цветок, такой же как в букете, лежит рядом, на горизонтальной поверхности, желательно расположить его по диагонали, как бы ведя зрителя по картине.

В натюрморте не органично смотрится, когда предметы касаются друг друга краями, нужно или немного отступить или наоборот «наложить» друг на друга.

В классическом (академическом рисовании) не принято ставить предметы в ряд на одном уровне. Считается это скучным и безвкусным. Но современные художники используют подобные приемы вполне успешно.
Главное не ставить эти предметы одинаково, пусть что то лежит, что то стоит, или будет разной формы, пусть их хвостики смотрят в разные стороны.

А можно немного похулиганить и разбавить скучный ряд фруктов — «лежит груша, нельзя скушать!». Хорошо разбавят такой ряд фрукты с живописными листиками или выложенные на красивую ткань со складками.

Так же можно применить необычные ракурсы, сверху или наоборот немного снизу. В общем дать волю фантазии. Любой ракурс можно составить по вышеизложенным принципам.

Можно использовать случайно, самой «жизнью» созданную композицию. Будьте наблюдательны, банальный сбор урожая или подготовка к варке борща, станет вдохновляющей… и бегом за фотоаппаратом!

А можно и «срежиссировать» такую, типа случайную, композицию. В общем, дерзайте, замечайте красоту вокруг себя, собирайте свою коллекцию неповторимых идей для рисования!

Построение натюрморта

Начинать, конечно принято с шариков и кубиков, гипсовых, но мы-то ребята смелые! Начинаем сразу со стекла. Это будет небольшая серия уроков. Такой мини-курс, доступен он абсолютно всем, даже детям, лет с 9-11.

Вот такой натюрморт сама поставила и сама нарисовала моя 4-х летняя дочь 🙂 В процессе рисования яблоки пропадали из постановки, но это не смущало юного художника. Так что все будет доступно и понятно) : Готовим все материалы для мастер-классов мы вместе!

Я расскажу (и покажу), как построить натюрморт и немного поговорим о светотени и о тональных отношениях внутри натюрморта. Так исторически сложилось, что мои читатели, на данный момент, в основном рисуют сухой пастелью и начать учиться именно с этого материала нам проще всего. Поэтому этот натюрморт и несколько не больших других мы выполним в сухой пастели. Но сначала нам придется вооружиться обычной бумагой (например, ватманом) небольшого размера (я взяла блокнот для эскизов Canson 18,5×18,5 см. и простым карандашом. Возьмите среднюю твердость Н или НВ. Подготовьте также ластик, любую стерку, которая вам нравится.

Будем создавать вот такой натюрморт, он не сложный на первый взгляд. Но в нем есть сложный элемент бокал. Он и формы сложной и материал у него — стекло, который вызывает страх у начинающих.

Во второй части мы перенесем изображение на нажданую бумагу и выполним натюрморт сухой пастелью. Но вы сможете использовать данные этого урока для дальнейшей работы в любой технике.

Чтобы уметь перенести любое изображение (любой размер фото, натуру или предмет сложной формы, даже животное, анатомии которого мы не знаем) без сетки и без обводки с экрана компьютера или фото, нужно воспользоваться методом «Визирования». Что же представляет из себя сей магический термин?

Во-первых, нужно понимать, что абсолютно любой предмет (и живой, и не живой) состоит одного, нескольких или множества простых геометрических тел. Именно поэтому в учебных заведениях так старательно и много рисуют гипсовые фигуры. Приглядитесь внимательно к бокалу, яблоку, ягодам… мы увидим цилиндры, шары и круги, квадраты и кубы, призмы, конусы и т.д.

Это, что касается самих предметов по отдельности. Но если нам нужно нарисовать с натуры или со слишком большой фотографии или наоборот со слишком маленькой. Нам нужно идти от целого к частному и в этом нам помогут снова геометрические фигуры.

Из этого вытекает наш второй пункт. Переключим наше воображение с трехмерного на двухмерное. И начнем видеть нашу объемную натуру как картинку. Нам нужно заключить ее в квадрат или прямоугольник!

Для простоты восприятия у нас квадрат. Но может быть и прямоугольник, как вертикальный, так и горизонтальный. В случае с прямоугольником нам необходимо будет определить на сколько длинная его сторона больше короткой. Компануем на листе наш квадрат. Смотрим, что у нас есть еще и тень у яблока (кстати, можно заключать в квадратик все и вместе с тенью) ее тоже нужно учитывать в композиции, иначе рисунок будет выглядеть смещенным. Поэтому в данном случае распределяем квадрат на листе чуть влево от центра, что бы справа осталось место для тени.

Затем выделяем контуры наших основных предметов, но тоже не торопимся. Сегодня мы работаем с простыми и двухмерными формами.

Согласитесь, понять пропорции, уже когда мы выделили целое, намного проще! Сначала заключаем в прямоугольник фужер вместе с ягодами, они у нас составляют единый объект.

Буду рисовать с вами вместе, для наглядности процесса.

Затем уже выделяем яблоко, веточку и прямоугольник фужера. Конечно, это скучный урок. Но если вы построите таким образом несколько натюрмортов, например, 2-3 простых и 3-4 сложных, то все будет уже строится в голове, все пропорции будут складываться сами по себе.
Намечаем веточку и ягоды. Веточку можно тоже представить в виде геометрической фигуры, описав ее общий контур.

Теперь уже можно приступать к интересному! Построению самой формы наших предметов. Мы уже видели выше, что наше яблочко ни что иное, как шарик (круг) слегка приплюснутый с краев, а бокал состоит из ряда цилиндров, шариков и усеченный конусов. Конусы и шарики мы пока не трогаем, чертим круги, трапеции и прямоугольники.
Определяем, что верхняя часть бокала — это квадрат, очерчиваем его от общего прямоугольника.

Выявляем пропорции нашей ножки, она состоит из ряда мелких геометрических фигур — их нужно распознать и определить их высоту.

Нам нужно поделить остаток от верхней части почти пополам (нижняя часть немного меньше), потом разделить верхнюю часть делим пополам — получаем подставку основной части и высоту шарика на ножке. А нижнюю часть нужно поделить примерно на три части и отделить верхнюю. Это будет ножка под шариком. Сильно мельчить и выделять нижнюю трапецию я не стала, будем считать ее целым с подставкой.

Начинаем работать с верхней частью бокала.
Чертим центральную ось. Ровно посередине нашего «бокального» прямоугольника. Бокал симметричный и каждую направляющую мы рисуем на равном от центра расстоянии (см рисунок ниже).
При помощи визирования переносим направляющие наклонные линии и такими вот жесткими линиями, без закруглений переносим все на рисунок.

Визирование — вытягиваем руку вперед держа карандаш, не сгибая в локте и с нашей позиции, как бы прикладываем к бокалу, не сгибая локтя переносим угол наклона на лист и фиксируем. Способ не очень удобен когда рисуем на горизонтальной поверхности.

Все средства хороши, можете померить угол транспортиром 🙂 Это для фанатов перфекционизма 🙂

Приступаем к ножке. Пока мы не задумываемся на тему, что подставка у бокала, это круг и он уже в трехмерной плоскости.
Далее, мы нарисуем яблоко, достроим бокал. И разберемся с трехмерной плоскостью и линейной перспективой.
Мы уже нашли места для наших предметов, определили их пропорции и почти построили форму бокала. Продолжим мы работать уже в трехмерном пространстве.
Помните, как рисовали в школе кубик. Прозрачный? Вот и нам сейчас нужно нарисовать наши предметы прозрачными, трехмерными, чтобы они у нас не висели, а стояли на поверхности.
Чтобы помесить на плоский лист, трехмерную картинку недостаточно просто срисовать цветовые пятна в стиле фотореализма. Картинка может остаться лишь фотографией, не качественным принтом, кривой пародией… а сделанный крупными мазками стакан в стиле АллаПрима может обскакать любой фотореалистичный рисунок с миллионом подробностей.
Чтобы научиться изображать объемную картинку, нужно изучить не только законы света и тени, но и законы перспективы. Перспектива бывает воздушная и линейная.

С воздушной перспективой все просто. То, что к нам ближе ярче и контрастней, по мере удаления бледнеет и тускнеет, расплывается в контурах, становится как бы не в фокусе.
С линейной перспективой все немного сложнее. Часто ее описывают по типу воздушной, что ближе больше, что дальше меньше. В пейзаже все наиболее понятно, есть линия горизонта. Ряд одинаковых по размеру домов на картине будет выглядеть, как уменьшающийся.

А что же происходит с натюрмортом или портретом? Где там линия горизонта, таинственная точка схода и перспектива? Ведь все стоит на столике, тут рядом, на одном уровне…
Давайте разбираться.
Главное понять и прочувствовать это. Смотрим на рисунок.

1. Линией горизонта в натюрморте, где ее казалось бы нет, будет уровень ваших глаз! От того сидите вы или стоите, будет она выше или ниже. Меняется и ракурс натюрморта, но об этом позже.
Мифические точки схода тоже находятся на линии горизонта. Точка схода просто объясняется, если вы посмотрите на железнодорожные пути, которые на линии горизонта сходятся в единую точку. Хотя мы с вами знаем, что на самом деле они параллельны. Просто удаляясь от нас мы видим их меньше и меньше, расстояние между ними тоже уменьшается и в итоге превращается в одну точку.
Точки схода любого предмета на натюрморте тоже будут находиться на линии горизонта.
2. Мы видим под номером два на рисунке, что точки схода могут находиться далеко за пределами листа. Их не нужно строить, их часто построить и невозможно, не хватит и комнаты 🙂 Просто нужно знать, что любые параллельные линии, находящиеся к нам под определенным углом, на рисунке будут сходиться в точку схода, на линии горизонты. Как видим на рисунке, точек схода может быть несколько. Линия горизонта, служит лишь вспомогательным инструментом.
3. Посмотрим, как ведут себя плоскости под разным углом. Возьмите в руки лист плотной бумаги или книжку, держите его строго горизонтально примерно чуть ниже уровня груди и медленно поднимайте вверх. Вы видите, что лист становится уже и на уровне глаз (на линии горизонта) превращается в прямую линию. Совместились его передняя сторона и задняя. Продолжая поднимать лист, мы увидим уже другую его сторону, она снова будет раскрываться все шире и шире.
4. Ближние грани предмета, будут длиннее и шире, а боковые меньше, так как они дальше, а задние еще меньше, так как они еще дальше.
5. Если для все же представляет сложность, как же все это увидеть и нарисовать. Можно пойти от обратного. Строим предмет, как на черчении, без учета перспективы. Главное правильно определить ближний к нам угол. А потом слегка уменьшить, сначала боковые, а потом уже и задние грани. Совсем немного, что бы не потерялась форма предмета.

Вернемся к нашему натюрморту. Мы сделали контур основы. Наметили немного ножку, и остановились на том месте, где наша ножка стоит на горизонтальной поверхности. Горизонтальную поверхность нашего рисунка называют ПРЕДМЕТНОЙ ПЛОСКОСТЬЮ, а вертикальную КАРТИННАЯ ПЛОСКОСТЬ.

Наша основа ножки выглядит как овал, который, если разделить на 2 части по вертикали будет выглядеть как одинаковые половинки слева и справа и, если поделить по горизонтали, то передняя чуть шире (она ближе к нам), и задняя чуть уже (она от нас чуть дальше).

Таким же образом рисуем овалы, в нескольких ключевых местах, там, где наш предмет меняет форму. Обратите внимание на форму овала — у него нет острых углов, даже у самого узкого.

Теперь наш бокал обрел форму. Лишние места, которые мы с вами «додумывали» можно немного стереть. Наметим веточку и ягоды. Ягоды имеют овальную форму. Обязательно смотрим на пропорции и на место, где находятся наши ягоды. Какой их размер относительно бокала.

Рассмотрим яблоко. На первый взгляд, все кажется проще простого. Но наше яблочко лежит слегка бочком, и у него явно видно, что его основная ось наклонена. Мы можем нарисовать прямую ось и обозначить овалом, место соприкосновения со столом. Но чтобы нарисовать форму яблока, мы его должны построить относительно своей оси. И как видите, все почти симметрично.

С моего ракурса получилось не очень красивое соприкосновение бокала и натюрморта и я решаю немного изменить пропорции яблока, чтобы оно красиво воспринималась, об этом я писала выше.
Прежде, чем приступить к выполнению нашего рисунка в технике сухая пастель, я хочу немного уделить внимание свету и тени в натюрморте. Очень часто замечаю, что новички «раскрашивая» в яркие краски натюрморт, просто не видят этих нюансов, проставляя лишь блики и тень под предметами.
Посмотрим на наш натюрморт — у него нейтральный серо-бежевый фон, яркие ягоды и яблоко и кажется, что желтые ягоды и красно-розовое яблочко гораздо ярче и светлее фона. И нам кажется, что именно и они и делают наш натюрморт объемными. А стекло? Стекло обычное бесцветное часто сложно изобразить именно потому, что оно не имеет цвета, оно прозрачное. Оно имеет форму за счет преломления в нем свет. Игры света и тени. Посмотрим на наш натюрморт, если сделать с него черно-белое фото.

Стоило исчезнуть ярким цветам и… мы видим, что все наши предметы одинаковые. Все серое, причем, одинаково серое 🙂 Но наш натюрморт не стал плоским. Мы по-прежнему видим игру света и объем ягод и яблока. Теперь присмотримся внимательно. Стекло понятно, оно прозрачное. Листики у алычи тоже явно темные. А вот алыча и яблоко, как оказалось, одинакового цвета (именно цвета, а не тона) с фоном! Но, если присмотреться — ягодка слева светлее фона, а справа темнее фона. И яблоко тоже сверху и слева оно явно светлее, а справа оно темнее фона. Там еще есть тень! Но и там яблоко не сливается. Такое наблюдение очень полезно для создания объема. Очень полезно в процессе работы смотреть на черно-белое фото нашей натуры и свой натюрморт будет не лишним сфотографировать и посмотреть, где нам нужно высветлить или прибавить теней.

Я на своем рисунке лишь слегка обыграла эти светотени, он так и остался эскизом, но все равно стал объемным.
Ну вот на сегодня все. В следующем нашем уроке я предлагаю нарисовать наш натюрморт в технике сухой пастели. Предлагаю сделать его на наждачной бумаге, вы не против? Пишите в комментариях ваши пожелания.
До встречи!

«Натюрморт на контрастные цвета» — изо, уроки

Презентация проекта

Методическая работа по изобразительному искусству «Натюрморт на контрастные цвета» в начальной школе.

Актуальность творческой работы : Тема «Натюрморт на контрастные цвета» является одним из первых по важности в обучении изобразительному искусству. «Натюрморт на контрастные цвета»  развивает у учащихся способность видеть и изображать окружающий мир во всем многообразии его цветовых отношений. Выбрав эту тему для занятий с младшими школьниками ,которая обладает всеми качествами для решения определенных живописных задач , с помощью контрастности учащиеся смогут легче изучить композиционное решение, цвето-тональные отношения, пространственное решение, передачу материальности, техническое освоение живописных материалов и решению определенных технических задач .

Цель: На основе теоретического анализа литературы и творческо- практической работы разработать методическое обеспечение кружковых занятий наглядным материалом при работе над « Натюрмортом на контрастные цвета»

Задачи :

проанализировать искусствоведческую, учебно –методическую литературу

по теме исследования;

— разработать конспект кружкового занятия;

— выполнить самостоятельную творческую работу по данной теме;

— разработать и внедрить этапы цветового решения «Натюрморта на контрастные цвета»

Практическая значимость:

— разработан конспект кружкового занятия

— выполнена работа натюрморт на контрастные цвета которая может быть использована в практической деятельности учителями начальных классов, руководителями кружков, и студентами педагогических Вузов в процессе их профессиональной подготовки.

Основная часть.

Теоретическая часть.

Натюрморт 

(фр. Nature morte – буквально мертвая натура) – один из жанров   изобразительного искусства, посвященный воспроизведению             предметов обихода, снеди (овощи, мясо, битая дичь, фрукты),          цветов и пр. Художник передает в натюрморте не вещи сами по      себе, а старается выразить отношение к ним человека

     определенной эпохи. Сложившись в самостоятельный жанр

  к 17в., натюрморт плодотворно развивается и в творчестве

     современных мастеров.

Впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17века. Это было время, когда голландцы после тяжелой борьбы с испанскими завоевателями получили независимость. Теперь они свободно плавали по морям и торговали со всем миром. Голландия стала одной из самых богатых стран в Европе. После трудных и долгих лет войны люди острее и тоньше ощутили окружающий мир, очарование природы. Они любовались предметами, среди которых протекала жизнь. Это было время расцвета голландского искусства. И особенно искусства натюрморта.

Умение видеть красоту в обыденном было свойственно голландским художникам. Они вдохновенно писали на своих полотнах посуду, ткани, прекрасные земные плоды, вино, поблескивающее рубиновыми оттенками в бокалах. Очень часто натюрморты назывались завтраками: « Завтрак с цыплёнком» или « Завтрак с ветчиной и персиками». Натюрморты, написанные когда-то художниками, рассказывают нам не только о вещах. Они говорят о жизни и быте их владельцев, об их привычках. В умелой компоновке предметы показаны так, что ощущается как бы внутренняя жизнь вещей( недаром голландцы называли натюрморт «still leven» — тихая жизнь). В Голландии были натюрморты скромные, с небольшим количеством предметов, а во Фландрии писали на огромных холстах горы дичи, рыбы и цветов.

Натюрморты 17 века предлагают внимательному зрителю проникнуть в чудесный мир, созданный живописцем из умело подобранных предметов – скромные голландские «завтраки», роскошную фламандскую снедь, либо меланхолические картины «Vanitas», посвященные быстротечности жизни.

Натюрморт голландского живописца Питера Класса «Опрокинутый кувшин и другие предметы на скатерти» : предметы неустойчивы, все подчинено замыслу художника передать бытие предметов в утекающем времени, размышление о вещи, постепенно изменяющейся и приходящей к концу : свеча сгорает, бокал разбивается, от орехов остается одна скорлупа, а рассыпающийся пепел напоминает о бренности мира и человеческой жизни. На картине Хеды «Завтрак с еживичным пирогом» справа помещены карманные часы, воплотившие в себе неостановимый ход времени. В «Натюрморте с золотым бокалом» П.Класа часы лежат на столе рядом с традиционными символами бренности – раковинами, представляющими пустую мертвую скорлупу, из которой давно ушла жизнь, и драгоценным кубком. 17 век получил название «золотого века» натюрморта. Проникнув в замысел картины, мы увидим воплощенную в красках мысль художника о бытии предмета в неостановимом потоке времени, возведенную до мысли о человеке и судьбе.

18 век не был веком натюрморта. По мере того, как изобразительное искусство становится все более разговорчивым,(складывается даже особый жанр – «разговорной сцены»), натюрморт умолкает. Изображенные вещи перестают быть знаками Иного, они словно входят в свои естественные габариты, утрачивают свою бытийность, становятся просто предметами быта. Из всех художников 18 века только для Шардена натюрморт был важной областью творчества. В его картинах есть строгая композиционная поставленность, но нет сюжетной драматургии. Вещи не вступают друг с другом в молчаливый разговор, они не поучают, не предупреждают, они не требуют разгадки. Натюрморты 17 века всегда ритуальны – будь то религиозный или светский ритуал. Натюрморты Шардена лишены ритуальности, они нарочито естественны – «Медная посуда».

18 век освобождает вещи от их смысловой  и образной многомерности, филосовских и религиозных раздумий о жизни и смерти.

19 век вплоть до середины столетия натюрмортом мало интересовался. Но именно в последней трети его, возникает импрессионистический натюрморт, послуживший началом того развеществления вещи, которое определит судьбу этого жанра в искусстве 20 столетия. В «Натюрморте с дыней»Э.Мане фрукты почти неузнаваемы: дыня похожа на развесистый куст, виноград на куртину травы. Реакцией на этот процесс развеществления было искусство Сезанна, его стремление вновь собрать вещь, вернуть ей первоначальную материальность и форму. В  «Натюрморте с вазой», в отличие от далевого взгляда импрессионистов, вещь увидена вблизи. Вновь обретенная форма словно ощупывается со всех сторон, художник показывает ее снизу, сверху, стремясь убедиться в реальности и незыблемости ее предметности. В натюрморте «Яблоки и груши» нет фактуры яблок, груш, есть фруктообразные сгустки единой материи. И все же, как это не парадоксально, Сезанн, пусть по –другому, чем импрессионисты, продолжает развеществлять предметы. Импрессионисты растворяли их в свете; у Сезанна  они принимают характер всематериальности, всеоформленности, но теряют свои имена, свою самость.

Развитие натюрморта 20 столетия имеет сложный сценарий. Одна из линий , идущая от Сезанна, — постепенная утрата вещами их «жизненного пространства» в пределах изобразительного поля картины. Особенно выразительно – у Н.Гончаровой в ее «Натюрморте с портретом и белой скатертью», где овощи и фрукты в буквальном смысле готовы упасть со стола, исчезнуть вместе со скатертью, словно спасаясь от взгляда странной фигуры, сидящей в глубине картины. У Штеренберга стол, на котором располагается натюрморт, увиден сверху, при этом его горизонтальная поверхность превращается в вертикальную, и все предметы, словно намагниченные, держатся на этом вывернутом или опрокинутом столе, («Натюрморт с конфетой»). Другая , тоже идущая от Сезанна линия – это присущая его натюрмотрам агрессивность форм. На современников они произвели впечатление «свирепой , подавляющей силы». В натюрмортах Машкова, Кончаловского предметы прут из полотна на зрителя «весомо, грубо, зримо». В «Хлебах»  Машкова буханки хлеба похожи на тараны, есть в них что-то угрожающее.

Но в 20 веке натюрморт переживает еще одну, может быть, самую беспощадную метаморфозу: совершается распад, раздробление предмета, его формы, даже его силуэта, его контура – наиболее важных его признаков. В натюрморте с бутылкой Пикассо предмет расчленяется на отдельные плоскости, начинает на глазах распадаться, и художник строит из этих освободившихся плоскостей совсем иной, беспредметный предмет, в котором отдельные его части остаются лишь как  воспоминание о прежней, некогда существовавшей вещи( «Столик в кафе»).

 Контрастный натюрморт по цвету 
 это цвета в натюрморте , которые взаимно дополняют друг друга и в цветовом круге противолежат друг другу.

Последовательность ознакомления младших школьников с жанром живописи «Натюрморт»

Предварительный этап :

а) При изучении теоретического материала: были рассмотрены работы натюрмортов на контрастные цвета выдающихся художников: Э.Мане «Натюрморт с дыней», П.Сезанн «Натюрморт с фруктами» , П.Сезанн «Натюрморт с фруктами и драпировкой»

( Оборудования для кружковых занятий :

Простой карандаш , стерка ,краски, кисточки, палитра, бумага и баночка с водой.

в)Методика ознакомления младших школьников о цветовом контрасте на кружковом занятии (использовать план-конспект кружкового занятия )

(раскрыть методы , приемы, формы организации данного занятия, раскрыть единую цель занятия)

г)Основные этапы выполнения работы

Основной этап:

а ) рисунок карандашом на бумаге;

б) поэтапная проработка цвета от светлого к темному ;

в) проработка цвета на всех состовляющих ;

г) прорисовка рефлексов на кувшине , свето- теней на фруктах ;

д ) завершение работы

Заключительный этап:

Выполняя эту работу мы учились писать контрастные цвета , грамотному соотношению цветовых пятен по контрасту , поэтапному ведению работы, правильным акварельным пятнам и заливкам .

Рекомендую использовать данный «Натюрморт на контрастные цвета» полученные знания в этой работе развивают цветовую гамму , расширяют знания о «цветовом контрасте , прививает интерес к натюрморту как жанру «живописи»

Рекомендации : Обучение учащихся выполнению работ с натуры в системе дополнительного образования, на наш взгляд, весьма актуально, так в процессе обучения развиваются творческие способности, внимание, воображение, эстетические качества, художественно-творческое мышление. Натюрморт представляется перспективным направлением художественного творчества в работе с детьми, позволяя им органично «влиться» в новое направление художественно-творческой деятельности, где новые материалы и новые задачи могут дать импульс к творчеству, достижение результата будет способствовать ситуация успеха, а создаваемый художественный продукт будет иметь практическую ценность.

Аннотация:

В этом проекте описана методика изучения «Натюрморта на контрастные цвета»

Материалы работы могут быть использованы учителями начальных классов, руководителями кружков и студентами педагогических Вузов.

Список использованных источников:

  1. Волков Ю.А. Работа над живописными этюдами: Учебно-методическое пособие для студентов-заочников худграфа по курсу «Живописи». – М., Просвещение, 1984.

  2. Шитов Л.А., Ларионов В.Н. Живопись: Кн. Для учащихся. – М., Просвещение, 1995.

  3. Ганжало Т. Пишем маленький натюрморт. — Юный художник, № 8, 2003.

  4. Данилова И. Натюрморт 17,18,19,20 вв.- Юный художник, №№ 4,8,9, 2000.

Освещение для фотосъемки натюрмортов

ПРИМЕЧАНИЕ: Мы создали этот пост в формате PDF для печати и просмотра в автономном режиме. Нажмите здесь для бесплатной загрузки.

В своей первой статье «Руководство по фотографии натюрморта для начинающих» я рассказываю о физических элементах и ​​элементах повествования, связанных с созданием сцены натюрморта. Конечно, недостающим компонентом этой статьи было освещение, и его важность настолько велика, что я посвящаю статью специально освещению фотографии натюрморта.

Фотография Стейси Хилл

Одним из преимуществ натюрморта является то, что он не обязательно должен занимать много места. Моя запасная спальня функционирует как моя студия. Моя натюрмортная работа выполняется на ремесленном столе размером 2 х 3 фута, который при необходимости складывается в сторону.

Студийная установка с котом, спящим там, где его быть не должно. Фотография Стейси Хилл

Мне повезло, что у меня есть свободная комната с окном. Окно позволяет мне использовать естественный свет в качестве основы для моих фотографий. Я предпочитаю естественный свет, но это не единственный вариант.

То, что вы будете использовать для освещения ваших натюрмортов, может зависеть от ваших предпочтений или требований, и хотя существуют рекомендуемые концепции, которые следует учитывать, то, как вы создаете свое освещение, зависит от вас.

Здесь мы рассмотрим следующее:

  1. Что такое свет и почему он важен?
  2. Формирование и управление светом
  3. Настроение и воздействие
  4. Инструменты

Рекомендуемая литература: руководство, Понимание Light Book Two.

Что такое свет и Почему это имеет значение?

Существуют всевозможные научные объяснения того, что такое свет, не буду вас утомлять.

С точки зрения фотографа, свет — это необходимая составляющая, которая позволяет нам видеть наш мир и делать его снимки.

Свет состоит из двух компонентов, особенно важных для съемки натюрморта: световых волн и тени.

Если на вашу сцену падает только прямой (фронтальный) интенсивный свет, то тени отсутствуют, а это означает, что ваш снимок будет выглядеть очень плоским. У вас также, вероятно, будут размытые цвета и размытые блики.

Сценарий освещения в светлых тонах. Фотография Стейси Хилл

В то время как резкий яркий свет можно использовать художественно — часто в сценах с ярким освещением — если вы фотографируете еду, может быть трудно сделать так, чтобы объект выглядел аппетитно и аппетитно при очень резком ярком освещении.

Неброский сценарий освещения. Фотография Стейси Хилл

Обратное — это когда у вас минимальное количество света и много черного и теней — это называется сценарием неброского освещения. Когда вы добавляете много темных теней, это делает цветовые тона насыщенными и интенсивными, и этот сценарий освещения может очень хорошо подойти в качестве выбора стиля для ваших натюрмортов.

Освещение имеет решающее значение для настроения и истории, которую вы можете рассказать своим натюрмортом.

Например, если сцена представляет собой холодную зимнюю ночь с горячим шоколадом перед огнем, вы, вероятно, выберете более темный и мрачный вариант освещения.

Тем не менее, летний коктейль, скорее всего, будет лучше всего показан при более ярком освещении, светлых тонах и создающем более радостное настроение.

Информация о ключе: Яркость и интенсивность света в вашей сцене очень важны. Это напрямую влияет на качество изображения и настроение/историю, которую вы пытаетесь рассказать.

Формирование и управление светом

Когда вы работаете с пейзажами на улице, у вас мало контроля над условиями освещения. Вы не можете уменьшить интенсивность солнца.

Вместо этого вы выходите, когда свет мягче: в пасмурные пасмурные дни или в Золотой час. Вы делаете выбор, который влияет на освещение в ваших сценах.

Одним из преимуществ съемки натюрморта в помещении в студии является то, что у вас гораздо больше контроля над освещением.

Вот некоторые из способов, которыми вы можете формировать и контролировать освещение в своей сцене:

  • Выберите направление света — задний, передний или боковой свет
  • Выберите угол света
  • Фильтруйте свет чтобы сделать его более мягким и рассеянным
  • Выбирайте естественные или искусственные источники света
  • Отражение или блокирование света
  • Изменение цвета света

Одним из преимуществ съемки натюрморта в помещении в студии является то, что у вас гораздо больше контроля над освещением.

Самый простой (и дешевый) вариант освещения — использовать естественный свет, особенно если вы только начинаете. Надеюсь, у вас есть доступ в комнату с окном, перед которым вы можете работать.

Естественный свет предпочтительнее, потому что это тот цвет, который мы ожидаем, и им можно управлять с помощью рассеивания и использования методов отражения.

Искусственное освещение может различаться по цветовой температуре, особенно бюджетные доступные варианты. Он может быть довольно сфокусированным, направленным и интенсивным. Это означает, что с вашей стороны потребуется гораздо больше усилий, чтобы выглядеть естественно. Это также дороже, так как вы должны купить его. Однако, если ваш единственный вариант — снимать в гараже или в подвальном помещении, то искусственный свет может быть лучшим вариантом.

Снято с электронной вспышкой. Тени очень жесткие и темные из-за освещения. Фотография Стейси Хилл

Мы также можем контролировать и формировать результаты искусственного освещения по-разному:

  • Если есть области тени, мы можем отражать или отражать свет обратно в них, чтобы осветлить их.
  • Мы можем усиливать и углублять тени, блокируя свет.
  • Цвет фона и любые используемые отражатели будут влиять на тон изображения.
  • Черные карты создают и углубляют тени, блокируя свет.
  • Белые отражатели добавляют больше света, отражая свет обратно в сцену.
  • Рассеивающий материал может смягчить свет.
  • Зеркала могут усиливать, отражать и фокусировать свет обратно в набор.

Формирование света и управление тенями имеют большое значение.

Баланс между светом и тенью — это то, что придает физическим элементам на съемочной площадке их трехмерное присутствие, и это может быть частью вашего творческого стиля при освещении натюрморта.

Цветок герберы – с подсветкой через окно, покрытое белой тканью для рассеивания света. Фотография Стейси Хилл

Вот почему многие фотографы-натюрморты предпочитают боковое освещение, поскольку оно позволяет им использовать и свет, и тень как физический элемент в своей сцене.

Подсветка предлагает различные творческие возможности.

Ключевая информация: Вы можете контролировать, формировать и управлять освещением, чтобы улучшить изображение, а также добавить свой собственный стиль или творческий эффект к конечному изображению, выбрав освещение.

Рекомендуемое чтение: Если вам интересно узнать больше о свете и о том, как вы можете использовать его для улучшения своих фотографий, возьмите копию бестселлера премиум-класса Photzy «Понимание света, книга вторая».

Настроение и влияние

Обратите внимание, как боковое освещение придает чернике «кривизну». Фотография Стейси Хилл

Давайте посмотрим на ряд различных изображений, снятых в моей студии (мои настройки для этих разных снимков всегда были одинаковыми).

Основным источником света является окно слева, так что свет падает слева и немного позади камеры.

Окно имеет полупрозрачную сетчатую занавеску для смягчения света (иногда я использую дополнительный кусок белой марли, если это особенно яркий солнечный день).

Я использую белый или черный пенопласт для фона, отражателей и флажков (флажок используется для блокировки света).

Лично я предпочитаю темный угрюмый стиль, но я включил здесь что-то для всех в качестве вдохновения.

Мой любимый стиль – темный и угрюмый. Фотография Стейси Хилл

Пример натюрморта в светлых тонах. Обратите внимание, какое у него легкое, мечтательное и эфирное настроение. Фотография Стейси Хилл

Правильное освещение может сделать цвета яркими. Фотография Стейси Хилл

Тени придают глубину фотографии натюрморта. Фотография Стейси Хилл

Когда свет падает на объект под очень низким углом, он может драматизировать формы вашего объекта. Фотография Стейси Хилл

Когда я снимаю мрачные мрачные образы, у меня в голове возникает особое сообщение. Я хочу, чтобы цвета были насыщенными и интенсивными.

В фотографии натюрморта еда должна быть в центре внимания и выглядеть аппетитно и аппетитно. На самом деле, я хочу, чтобы это выглядело сексуально!

Яркие изображения (для меня) выглядят более игривыми, потому что на них больше света.

Я могу экспериментировать с такими приемами, как наливание жидкости, а затем запечатление движения, в то время как остальная часть натюрморта сохраняет резкость.

Я могу рассказать больше истории с другим реквизитом и фоном.

Еда, показанная на натюрморте, всегда является звездой шоу, но реквизит и фон могут сделать еду более доступной и помочь создать историю.

Что касается воздействия, вот последовательность изображений (ниже), которые я снял с точно такой же установкой, за исключением одного… размещая его в разных местах сцены.

Вы не видите, где находится отражатель. Он находится за пределами кадра, но вы можете видеть, какое влияние он оказал на этот сериал.

Иногда разница очень тонкая; Например, это может просто смягчить блики вокруг края и ручки кувшина.

Фотография Стейси Хилл

Кувшин легче по сравнению с первым изображением. Мой флаг затемнил кувшин. Фотография Стейси Хилл

Мой флаг отбрасывал больше теней на камеру слева от кувшина, но малина в кувшине по-прежнему освещена довольно равномерно. Фотография Стейси Хилл

На переднем плане больше света, кувшин слева от камеры. Мой флаг был помещен в камеру справа от кувшина. Фотография Стейси Хилл

Это была моя установка, показывающая штатив в положении и под углом, под которым он использовался для всех изображений малины в кувшине на предыдущих страницах. Фотография Стейси Хилл

Управление светом в натюрморте напрямую влияет на ощущение и тон изображения.

Это также имеет технические последствия.

Управление светом в вашей натюрморте оказывает прямое влияние на ощущение и тон изображения в целом.

Если вы блокируете много света, чтобы получить темный, мрачный, тяжелый, теневой стиль, вам обязательно нужно снимать со штатива.

Некоторые из моих выдержек были всего 1/10 секунды, а то и меньше.

Вам также может понадобиться поднять ISO; однако это может повлиять на качество конечного изображения, в зависимости от того, насколько хорошо ваша камера справляется с более высокими настройками ISO.

Если вы хотите потренироваться в съемке движения, попробуйте посыпать сахаром или заправить салат, нажимая кнопку спуска затвора.

Вам потребуется правильная выдержка, чтобы получить желаемый результат, и это может повлиять на решения, которые вы будете принимать при освещении сцены.

Ключевой урок: Мы уже знаем, что управление светом напрямую влияет на ощущение и настроение вашего финального изображения. Также может потребоваться внести технические коррективы в способ съемки сцены. Интенсивность света определяет настройки экспозиции и, в конечном счете, резкость изображения.

Искусственный источник света . Доступными вариантами для начинающих могут быть осветительная установка Lowel Ego или вспышка камеры (я рекомендую освещение вне камеры с электронной вспышкой). Вы также можете начать с простых бытовых ламп.

Отражатели/отражающие карты/флажки – Комплект «5 в 1» включает полупрозрачную основу, а также белые, черные/серебристые и золотые крышки отражателей, которые можно надевать на основу. Они доступны в различных размерах. Ранее я упоминал пенопласт. Этот продукт также очень полезен в качестве отражателя или флага. Как правило, его можно найти в магазинах товаров для творчества или в некоторых фотомагазинах. Он недорогой и его можно легко обрезать по размеру.

Штатив – Хороший прочный штатив для длительной выдержки.

Световая подставка для электронной вспышки (если вы ее используете).

Белая ткань для покрытия оконного источника света – Это очень важно. Вам не нужна непрозрачная ткань, если вы не пытаетесь устранить весь свет, проходящий через окно. Вам нужна белая полупрозрачная ткань. Во многих магазинах тканей продается материал под названием «белый рип-стоп нейлон». Это работает очень хорошо для рассеивания света окна. Он также поставляется в черном цвете, и, если вам удобно, вы можете сделать несколько аккуратных флажков из черного нейлона рип-стоп.

Белые/черные (или цветные) большие листы пенопласта для фона и задников.

Для этого темно-малинового снимка фоном служит карта, окрашенная в черный цвет. Фон и боковая часть выполнены из черного пеноматериала. Неглубокие V-образные модификаторы света сделаны из плотного черного картона. Фотография Стейси Хилл.

Ключевой урок: Наличие правильных инструментов для модификации вашего света позволяет вам лучше контролировать конечный результат. Кроме того, это позволяет расширить возможности вашего творческого выбора освещения.

Рекомендуемое чтение: Если вам интересно узнать больше о свете и о том, как вы можете использовать его для улучшения своих фотографий, возьмите копию бестселлера премиум-класса Photzy «Понимание света, книга вторая».

Давайте посмотрим на пару моих съемок, чтобы вы могли увидеть различные используемые элементы:

На этом гораздо более светлом и ярком снимке фон выполнен из белого картона. Фон представляет собой сердечник из белого пеноматериала, задрапированный белой тонкой тканью, которая создает бесшовный универсальный фон на расстоянии. Это также добавляет текстуру ткани к правой стороне кадра. Фотография Стейси Хилл

Резюме

Свет является критическим фактором во всей фотографии, но не только в любом свете. Это должен быть правильный свет для данной ситуации.

Натюрморт, снятый в студии, дает больше возможностей для управления освещением.

Цвет, направление, угол и баланс света/тени являются важными компонентами при создании натюрморта.

Освещение имеет не только технические аспекты, но также является ключевым элементом, создающим настроение или ощущение, которое вы хотите привнести в изображение.

Творчески используя свет, вы можете поднять свои натюрморты с уровня Good до WOW.

Тест для самопроверки:

  1. Как называются стили освещения с очень яркими или очень темными тонами?
  2. Какой тип освещения предпочтительнее для фотосъемки натюрморта на начальном этапе?
  3. Нужно ли вообще смягчать или рассеивать свет?
  4. Влияет ли свет на историю, которую рассказывает ваше изображение?
  5. Какие материалы можно использовать для управления светом?

 

Ответы:

  1.  Высокий и низкий ключ
  2. Естественный свет
  3. Да. Это помогает избежать пересветов и смягчает тени для более естественного вида.
  4. Да. Абсолютно.
  5. Пенопласт, зеркала, бумага, картон и различные виды ткани (полупрозрачные и непрозрачные)

Элементы натюрморта

Шелдон Тэпли

Пыль (масло на алюминиевой панели из ламината, 16×20) Шелдон Тэпли

С театральным великолепием Шелдон Тэпли прославляет излишества, заново изобретая традицию натюрморта, включив фигуру и усложнив дизайн. Здесь он дает инструкции по элементам натюрморта.

1. Перенос рисунка

Обычно я начинаю с рисунка (здесь не показан), который я переношу с помощью копировальной бумаги Saral на загрунтованную алюминиевую панель из ламината. Я тонким слоем наношу прозрачный красный оксид на перенесенные линии и даю им высохнуть.

 .

2. Блокирование In

Я использую яркую кисть из свиной щетины, чтобы нанести тонкий плоский слой краски. Если краска плохо течет, я добавляю каплю уайт-спирита.

.

3. Выбор одной области

Я выбираю одну область, обычно ключевой объект в композиции, и с помощью кистей из щетины добавляю к ней детали. Это всего лишь первый проход, поэтому я не буду вдаваться в подробности. Для этой части я сделал некоторые края на столе с помощью линейки; другие края, как у тыквы, я оставил мягкими. Если краска не течет достаточно легко, я добавляю каплю алкидного медиума M. Graham Walnut. На данный момент я бы не стал использовать уайт-спирит в краске, потому что уайт-спирит может растворить связующее. .

4. Развитие одной области

Я проработал тыкву более подробно; Я добавил его тень и разработал фон вокруг него. Я хотел ясно увидеть характер тыквы, прежде чем переходить к другим областям.

.

5. Установление качества света

Все еще не зная, как обрабатывать свет, идущий из окна, я подумал, не следует ли включить тень, отбрасываемую на стену оконной стеной. В конце концов, я это сделал, но здесь я подумал, что стол и предметы должны быть залиты светом. Я обильно нанесла зеленую краску на фоновую стену; затем смешал его с плоской поверхностью, используя большие мягкие кисти барсука. Я позволил свету залить край кувшина, чтобы избежать образования толстой краски на границе объекта.

.

6. Проявление другого объекта

Плоский заблокированный кувшин стал трехмерным объектом и приобрел тень, чтобы прикрепить его к плоскости стола.

.

7. В Отражении

я проработал стол и кувшин более подробно. Отражение главной улицы Данвилла в кувшине было настолько четким, что казалось, будто смотришь маленький фильм. Я начал задаваться вопросом, был ли я сумасшедшим, чтобы попытаться нарисовать сцену! То, что вы видите здесь, сцена в отражении, является результатом многих попыток.

.

8. Усложняем

Я решил, что композиция выиграет от включения тени в правой части задней стены. Я также подробно описал поверхность стены. Мой первоначальный план, сделать простой дизайн, подчеркивающий две формы на столе, уступил место моей настойчивой потребности в усложнении: я добавил кусок веревки. .

9. Добавление элементов

Веревке нужны ножницы! Не все в натюрморте должно тематически сочетаться, но это сопоставление мне часто нравится рисовать. Также мне нравится форма этих ножниц. Пластиковые ручки имеют динамичный, тонкий дизайн, как будто дизайнер смотрел на Бранкузи или Ногучи. Я рисовал ножницами серо-голубой краской, разбавленной алкидным медиумом M. Graham, потому что мне не терпелось закончить, и я хотел, чтобы эти последние этапы быстро высохли.

.

10. Внесение изменений

Меня не устроил правый край кувшина, где пыль на нем очень ярко светилась. Я так сильно переработал этот сложный пассаж, что по контуру кувшина образовался отвлекающий выступ, поэтому я аккуратно отшлифовал этот участок наждачной бумагой с зернистостью 600 в качестве прелюдии к переделке более гладкой краской.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *