Масло для живописи: Вспомогательные средства для масляных красок

Вспомогательные средства для масляных красок

  • Связующие вещества
  • Разбавители масляных красок и лаков 
  • Лаки для живописи
  • Замедлители и ускорители высыхания 

Максимальное разнообразие вспомогательных средств произведено именно для масляных красок. Их можно разделить на три типа:

1. СВЯЗУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА

Связующие используются как обязательный компонент при изготовлении масляных красок, а также как добавка в готовые краски для разбавления, разжижения и увеличения текучести состава. Основными связующими при изготовлении масляных красок являются масла, которые при высыхании образуют пленку. Это льняное, маковое, сафлоровое, ореховое, конопляное, подсолнечное масла. Они отличаются скоростью высыхания, качеством пленки, цветом и тенденцией к пожелтению.

Самое популярное, льняное масло, отличается высокой скоростью высыхания, слабой тенденцией к пожелтению и способностью краски сохранять эластичность в течение длительного времени. При высыхании оно образует твердую, прочную, эластичную пленку, нерастворимую в органических растворителях.

Маковое или сафлоровое масло высыхают медленнее, и они лучше сочетаются со светлыми тонами красок. При высыхании они образуют более мягкую пленку, частично растворимую в органических растворителях.

Виды масла

Виды/ Особенности

Время высыхания

Пленка

Тенденция к пожелтению

льняное

1. Отбеленное, рафинированное

2.Уплотненное №1 и №2

Используется и как связующее, и в составе «Тройников», вязкое

5-6 суток

образует твердую, прочную, эластичную пленку, нерастворимую в органических растворителях

Тенденция к пожелтению

маковое

Не рекомендован для создания «Тройников», только как связующее

7-8 суток

Образованная пленка менее прочная и эластичная, чем у льняного масла

Практически не желтеет.

сафлоровое

Только как связующее

7-8 суток

Образованная пленка менее прочная и эластичная, чем у льняного масла

Практически не желтеет.

Масло также используется для изготовления эмульсионных грунтов и масляных лаков. Введение масла замедляет скорость полимеризации.

— Что такое «масло рафинированное»?

Рафинированное, то же самое, что и очищенное. Это значит, масло прошло специальную обработку для удаления веществ, которые влияют на качество масла при длительном хранении, то есть масло «не прогоркает», не окислиться. 

Для того, чтобы убрать природную желтизну масла, проводят отбеливание. Чтобы сделать масло более густым, вязким, увеличить его скорость полимеризации (затвердения), масло уплотняют (прокачивают кислородом — оксидируют). 

Таким образом:

2. РАЗБАВИТЕЛИ МАСЛЯНЫХ КРАСОК И ЛАКОВ

Разбавители масляных красок и лаков служат для уменьшения вязкости красок в процессе работы, а также используются для очистки кистей, палитр и других инструментов.

Для живописи маслом используются разбавители двух видов:

1. Терпены – углеводороды природного происхождения (терпентин, пинен, скипидар). Имеют разные названия, т.к. производятся из различных пород сосен. Это продукт очистки вытяжки из сосны от «смолы»

2. Уайт-спирит – углеводороды нефтяного происхождения.

Как правило, их компонуют между собой, создавая различные вариации разбавителей.

Российские производители предлагаются четыре основных номера-наименования разбавителей масляных красок, определяемых по составу и способу производства.

Разбавитель №1смесь живичного скипидара и уайт-спирита в соотношении 1:1.

Применяется для разбавления масляных красок, рельефных паст.

Разбавитель №2уайт-спирит.

Применяется как разбавитель красок студийного уровня, различных паст и как очиститель кистей, палитр и других инструментов.

Для разведения лаков этот разбавитель не применяется, так как у него низкая растворяющая способность.

Разбавитель №3 — уайт-спирит очищенный.

Применяется для разведения художественных масляных, алкидных красок и рельефных паст, смывания красок с полотен, палитры и мытья кистей. Отличается от №2 тем, что не имеет запаха.

Разбавитель №4 – пинен. Основной разбавитель художественных красок и лаков. Является растворителем для смол при изготовлении художественных лаков.

Также есть Разбавитель «Тройник» — это раствор льняного масла и лака в скипидаре. Применяется для разбавления художественных красок и лаков. Действие Тройника: Лак и масло нейтрализует потерю связующего из краски (на «тянущих» грунтах), сохраняя тем интенсивность цвета.

Наименование

Состав

Назначение

Разбавитель №1

Живичный скипидар + Уайт-спирит

Разбавитель красок + Очиститель

Для разбавления лака не пригоден.

Более сильные растворяющие способности, чем у №2/ 3/ 4

Разбавитель №2

Обесцвеченный Уайт-спирит

Разбавитель красок + Очиститель

Для разбавления лака не пригоден.

Разбавитель №3

Уайт-спирит очищенный

Разбавитель красок + Очиститель (без запаха)

Для разбавления лака не пригоден.

Разбавитель №4

Пинен

Разбавитель красок + Разбавитель лаков, но не Очиститель

Разбавитель «Тройник»

Льняное масло + Смола + Скипидар

Разбавитель красок + Разбавитель лаков, но не Очиститель+Лак для лессировок

Зарубежные производители также предлагают большой выбор разбавителей.

Основное назначение того или иного разбавителя вынесено в название: Медиум для увеличения текучести; Медиум для увеличения прозрачности, Растворитель масляных красок.

Каждый из производителей рекомендует использовать с произведенными им красками именно его вспомогательное средство. Только тогда он гарантирует заявленный результат.

— От применения разбавителя краски осветляются?

Да, действительно, разбавители осветляют некоторые краски, но после испарения разбавителя краски опять приобретают свойственный им цвет.

— Разбавители токсичны?

Да, все органические разбавители, в определенной степени, огнеопасны и токсичны и требуют соблюдения мер предосторожности при использовании. Хранить разбавители следует в плотно закрытых флаконах. Скипидар под воздействием света окисляется, поэтому храниться в темноте или непрозрачной емкости.

3.  ЛАКИ ДЛЯ ЖИВОПИСИ

В технике масляной живописи существуют четыре группы лаков, различающиеся по своему назначению:

  1. Лаки для живописи

Это раствор смол в пинене; исключение – копаловая смола, растворенная в льняном масле. Как добавка к масляным краскам используются следующие лаки: Мастичный, Даммарный, Копаловый, Кедровый, Пихтовый. Они улучшают оптические свойства краски, способствуют лучшей связи между грунтом и красочным слоем и между отдельными слоями многослойной живописи, придавая им твердость и эластичность. Произведения, исполненные на этих лаках, будут отличаться почти полным отсутствием пожухания.

  1. Межслойные/ Ретушные лаки 

Это раствор смол в активном растворителе. Применяется в качестве промежуточного слоя для предотвращения жухлости и усиления адгезии красочных слоёв. Их задача – освежить работу, создать эффект сырой краски. Состав – масло + лак + растворитель. Например, льняное масло + копал + пинен.

  1. Лаки для лессировок

Это раствор смол в сильно уплотненном масле. Образует НЕобратимую пленку при высыхании. Применяется для изоляции одного живописного слоя от другого, для создания лессировок. Это может быть копаловая смола в льняном масле. Разбавитель «Тройник» (раствор льняного масла и лака в скипидаре) за счет присутствия в нем масла, также является лаком для лессировок.

 

  1. Лаки для покрытия поверхности (лаки покрывные)

Это раствор смол в пинене. Образуют обратимую пленку при высыхании. Применяются для покрытия живописной поверхности в консервационных или защитных целях. Бывают глянцевыми, матовыми или полуматовыми (с добавлением воска или иных матирующих веществ). Называются «Покрывной» — для живописи и «Фиксатив» — для графики.



Свойства

Мастичный

раствор смолы в пинене

Склонен к пожелтению

Даммарный

раствор смолы в пинене + этиловый спирт

Гигроскопичен => возможно помутнение лаковой пленки от влажности

Копаловый

раствор смолы в льняном масле + пинен

Темного цвета. Растворенный в масле используется как лак для лессировки

Кедровый

раствор смолы в пинене или скипидарe

являются хорошими заменителями Даммарного лака. Из них получается отличный Тройник (добавить пинен и масло).

Пихтовый

раствор смолы в пинене или скипидарe

Акрил-фисташковый

раствор смол в пинене + уайт-спирите + бутиловый спирт

Сохнет дольше Мастичного. Обладает большей эластичностью и прочностью, чем Мастичный и Даммарный

У западных производителей большинство выпускаемых лаков – акриловые. Это покрывные универсальные лаки, подходящие для всех видов живописных слоев, в том числе и для масла.

— Мне нужно, чтобы масло стало более жидким. Что посоветуете?

Маслом для разжижения красок нужно пользоваться не как разбавителем, а только в виде добавки, очень ограниченно – только при лессировках или нанесении тонких красочных слоев. Иначе краска может начать «сползать» под собственным весом по картине.

При работе с медленно сохнущими красками от использования чистого масла следует отказаться. Рекомендуется работать смесью художественного масла с лаком (даммарным или мастичным), или только разбавителем.

— У меня пожух красочный слой. Что посоветуете? Чем можно восстановить?

Надо протереть живописный слой Ретушным лаком, или Тройником или уплотненным льняным маслом №1 и №2.

— Мне нужен лак, чтобы краска не пожелтела. Какой посоветуете? (одинаково, для масла и акрила)

Акриловый, Даммарный, Кедровый, Пихтовый лаки – все живописные лаки.

4. ЗАМЕДЛИТЕЛИ И УСКОРИТЕЛИ ВЫСЫХАНИЯ

Замедлители и ускорители высыхания добавляются в масляную краску перед нанесением на основу.

Классические средства ускорения высыхания масляных красок носят название сиккативы. По своему составу они различны, но все обладают свойством ускорения полимеризации жирного масла.

Замедление высыхания масляных красок

Замедляют высыхание некоторые растительные эфирные масла: розмариновое, лавандовое и гвоздичное. Разработаны и специальные химические составы для замедления высыхания масляных красок.

Ассортимент разбавителей, растворителей, загустителей и масел для живописи, представленный в магазине «Передвижник», очень разнообразен. Рекомендуем продукцию отечественных производителей:

  • Завод художественных красок «Невская палитра» (г. Санкт-Петербург)
  • «Гамма» (г. Москва)
  • «Таир» (г. Санкт-Петербург)

Европейских производителей:

  • «Schmincke» (Германия)
  • «Daler-Rowney» (Великобритания)
  • «Maimery» (Италия)
  • «Royal Talens»  (Нидерланды) и других.

Чтобы разобраться в тонкостях свойств того или иного медиума производитель составляет сводную таблицу. Например, так выглядит таблица медиумов Schmincke, Германия:


Вернуться в «Обзоры, советы уроки»

Масла для живописи, Библиотека статей для художников

Основным пленкообразующим компонентом художественных масляных красок являются растительные масла, извлекаемые из семян, некоторых растений.

Масла делятся на четыре группы в зависимости от того, какую они образуют при высыхании пленку (представляющую окисленное масло), называемую линоксином.

Первую группу составляют масла типа льняного. Они сравнительно быстро высыхают и образуют твердую эластичную, прочную, нерастворимую в органических растворителях пленку. К этой группе относятся: льняное, тунговое, конопляное и некоторые другие масла.

Вторую группу составляют масла типа макового. Пленкообразующая способность их значительно ниже, чем у первой группы: нанесенные на поверхность, они высыхают значительно медленнее. Полученная пленка частично растворима в органических растворителях, а при нагревании размягчается и плавится. К этой группе относятся подсолнечное, маковое, соевое и другие масла.

Маковое масло сохнет медленно. Это масло желтеет меньше всех остальных, что есть в продаже. Подходит для светлых тонов и белил.

Третью группу составляют масла типа оливкового. Эти масла полностью не высыхают.

Четвертую группу составляют масла типа касторового, которые не образуют пленки и относятся к невысыхающим маслам.

Основой пленкообразования растительных масел являются содержащиеся в них жирные ненасыщенные кислоты. Степень насыщенности масла жирными кислотами, характеризующую способность масла к пленкообразованию, принято выражать йодным числом. Йодное число показывает, какое количество йода в процентах может присоединить к себе масло из специально приготовленного йодного раствора, что зависит от наличия в масле количества жирных непредельных кислот, определяющих способность масла к присоединению кислорода. Чем выше показатель йодного числа масла, тем масло быстрее сохнет.

Одним из важнейших свойств растительных масел является их способность к полимеризации, т. е. к уплотнению при нагревании до температуры 280-300° без доступа воздуха. В результате полимеризации масло приобретает свойство быстро высыхать и давать пленку с улучшенными физико-химическими свойствами. К таким живописным маслам относятся уплотненные масла № 1 и № 2.

Физико-химические показатели растительных масел

Название маслаЙодное число
Тунговое150-176
Льняное170-200
Конопляное160-175
Подсолнечное119-144
Рыжиковое133-155
Соевое138-144
Маковое131-143
Кукурузное111-131
Хлопковое101-116
Касторовое82-88

Льняное масло широко применяется в живописи. Его изготовляют из семян льна способом холодного прессования. Масло выдерживается длительное время для «вызревания», оно обрабатывается специальным образом для удаления белковистых веществ и других включений. При смешивании с красками уменьшает их консистенцию и делает их более яркими. Имеет свойство желтеть.

Высыхание льняного масла происходит в нормальных условиях — на свету за 5-б суток, а при повышенной температуре и интенсивном освещении за трое суток. Скорость высыхания зависят от толщины красочного или масляного слоя. От интенсивного солнечного света под действием ультрафиолетовых лучей наступает разрушение масляной пленки. Высыхание живописного слоя при отсутствии света, в темноте, значительно удлиняет срок сушки льняного масла — до 60 суток. Но лишь через год наступает та стадия высыхания красочного слоя, когда можно покрывать картину лаком. Окончательное же высыхание масляной живописи фактически наступает через несколько лет.

Живописные масла следует ограниченно применять для разжижения масляных красок в процессе живописи во избежание прожухания красок.
Выпускаемые масляные краски уже содержат необходимое количество масла в соответствии с маслоемкостью того или иного пигмента.
Только при нанесении тонких или лессировочных слоев красок можно пользоваться живописным маслом.

Медленно сохнущие краски вообще не следует разбавлять одним маслом, а следует применять смесь живописного масла с лаком, например даммарным или масличным.

Для разбавления быстросохнущих красок необходимо пользоваться уплотненным маслом № 1 или № 2, которые называют лаковыми маслами, а также пентаэритритовыми. Уплотненные масла № 1 и № 2 следует также рекомендовать при составлении «тройника», состоящего из трех равных частей: даммарного или мастичного лака, уплотненного масла и пинена для разжижения смеси.

Уплотненные масла применяют и для протирки прожухшей живописи, нанося его тонким слоем на поверхность живописного слоя.

Для высветления льняного масла пользуются весенними и летними месяцами, когда наиболее активны солнечные лучи. Льняное масло наливают в банку с широким горлышком из прозрачного стекла и закрывают крышкой или стеклом, ставят к окну на длительный срок, 1-2 года. При этом, чем дольше масло выстаивается, тем оно лучше по своим качествам. В результате отстаивания масло становится густым, но для применения в живописи его разбавляют пиненом.

Для ускоренной обработки масло наливают тонким слоем (толщиной в 1 см) на тарелку или противень и накрывают стеклом. Через 15-20 дней масло под действием солнечного света загустевает и отбеливается.

Также льняное масло обрабатывают и соленой водой. Для этого нужна стеклянная банка с краном для слива, расположенным у дна. Можно пользоваться также бутылкой с отрезанным дном и вставленным в горлышко краном, применяемым в химической посуде. В посуду наливают масло на 1/3 объема и вдвое больше 5-ти процентного раствора поваренной соли. Содержимое тщательно взбалтывают и выставляют на солнце. Под действием солнечных лучей масло сгущается, а соль свертывает белковистые вещества, находящиеся в масле, которые осаждаются. В течение года раствор соли заменяют от 3 до 5 раз. После обработки воду сливают. Масло нагревают до температуры 200° в течение 10 минут для выпаривания остатков воды, и обесцвечивания красящих веществ, находящихся в масле.

Добавлять масло в краску следует лишь при необходимости и в ограниченном количестве. Не следует вводить масло в подмалевок. Медленно сохнущие краски следует разбавлять только лаками. Для разбавления быстро сохнущих красок следует применять уплотненное масло № 1 или № 2. Количество вводимого лака в краску не должно быть чрезмерным во избежание хрупкости живописного слоя.

Добавить комментарий

Звездная ночь | История, описание и факты

Звездная ночь , умеренно абстрактный пейзаж (1889 г.) с выразительным ночным небом над небольшой деревней на склоне холма, одна из самых знаменитых работ голландского художника Винсента Ван Гога.

В картине, написанной маслом на холсте, преобладает ночное небо, усеянное хроматическими голубыми завихрениями, сияющий желтый полумесяц и звезды, изображенные в виде сияющих сфер. Один или два кипариса, часто описываемые как пламенеющие, возвышаются над передним планом слева, их темные ветви изгибаются и качаются в такт движению неба, которое они частично закрывают. Среди всей этой анимации структурированная деревня находится вдали в правом нижнем углу холста. Прямые контролируемые линии составляют небольшие коттеджи и стройную шпильку церкви, возвышающуюся как маяк на фоне голубых холмов. Светящиеся желтые квадраты домов напоминают приветливые огни мирных домов, создавая тихий уголок среди турбулентности картины.

Викторина «Британника»

Окончательная викторина по искусству

Ван Гог нарисовал «Звездную ночь» во время своего 12-месячного пребывания в приюте Сен-Поль-де-Мозоль недалеко от Сен-Реми-де-Прованс, Франция, через несколько месяцев после нервного срыва, в результате которого он оторвал часть своего тела. собственное ухо бритвой. Находясь в приюте, он рисовал во время всплесков продуктивности, которые чередовались с настроениями отчаяния. Как художник, который предпочитал работать на основе наблюдения, Ван Гог был ограничен предметами, которые его окружали — его собственным подобием, видами за окном его студии и окружающей сельской местностью, которую он мог посетить с сопровождающим.

Хотя сюжеты Ван Гога были ограничены, его стиль не был ограничен. Он экспериментировал с изображением различных погодных условий и меняющегося освещения, часто рисуя неподалёку пшеничные поля под ярким летним солнцем или тёмными грозовыми тучами. Ван Гог также был особенно озабочен проблемами рисования ночного пейзажа и писал об этом не только своему брату Тео, но и коллеге-художнику Эмилю Бернару и своей сестре Виллемен. В письме, адресованном последнему, он утверждал, что ночь более красочна, чем день, и что звезды представляют собой нечто большее, чем простые белые точки на черном фоне, вместо этого они кажутся желтыми, розовыми или зелеными. К тому времени, когда Ван Гог прибыл в Сен-Реми, он уже написал несколько ночных сцен, в том числе Звездная ночь (Рона) (1888). В этой работе звезды появляются желтыми вспышками на сине-черном небе и конкурируют как с горящими газовыми фонарями внизу, так и с их отражением в реке Рона.

В приюте Ван Гог наблюдал за ночным небом из зарешеченного окна своей спальни и написал письмо Тео, описывая великолепный вид на утреннюю звезду очень ранним утром лета 1889 года. спальне, он нарисовал сцену по памяти или, возможно, по рисункам и использовал свое воображение для создания маленькой деревни, которой на самом деле не существовало. Используя выразительный стиль, который он выработал во время своего пребывания в Париже в 1886–1888 годах, он наносил краску прямо из тюбика на холст, создавая густую пасту и насыщенные оттенки. Двойственное отношение к работе своего воображения, Ван Гог в конце концов счел законченным Звездная ночь как провал, и Тео откровенно указал, что картина предпочитает стиль содержанию.

Картина была одной из последних работ Ван Гога, так как в следующем году он покончил жизнь самоубийством. Его творческая карьера была короткой, всего 10 лет, но очень продуктивной. Он оставил своему брату более 800 картин и от 700 до 850 рисунков. Когда Музей современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке приобрел «Звездная ночь» у частного коллекционера в 1941, он не был широко известен, но с тех пор стал одним из самых известных, если не одним из самых узнаваемых произведений Ван Гога в каноне истории искусства.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

Алисия Желязко

Боб Росс | Биография, искусство, смерть и факты

Боб Росс

Смотреть все медиа

Дата рождения:
29 октября 1942 г. Дейтона-Бич Флорида
Умер:
4 июля 1995 г. (52 года) Нью-Смирна-Бич Флорида

Просмотреть все связанные материалы →

Боб Росс , полностью Роберт Норман Росс , (родился 29 октября 1942 года, Дейтона-Бич, Флорида, США — умер 4 июля 1995 года, Нью-Смирна-Бич, Флорида), американский художник и телеведущий, чье популярное телешоу PBS The Joy of Painting (1983–94) сделало его широко известным учителем рисования для масс.

Росс вырос в Орландо, Флорида. Проучившись один год в средней школе и какое-то время поработав плотником со своим отцом, Росс в возрасте 18 лет поступил на службу в ВВС США. Находясь на Аляске, он взял свой первый урок рисования в клубе United Service Organizations в начале 1960-х годов. Тем не менее, он изучил технику, которая сделает его карьеру — технику масляной живописи «мокрым по мокрому» ( alla prima ) — у телевизионного инструктора по рисованию Билла Александра, чье шоу, Магия масляной живописи , транслировался на канале PBS с 1974 по 1982 год. Техника «мокрым по мокрому» заключалась в нанесении масляной краски поверх еще влажной масляной краски, а не в ожидании высыхания краски между слоями. Это позволило быстро завершить композицию, что сделало технику особенно подходящей для получасовой структуры телепрограммы. Росс много рисовал во время службы в армии и продавал туристам картины с пейзажами Аляски. В 1981 году он уволился из армии и искал частные уроки рисования с Александром, в конечном итоге заняв место (и доказав гораздо более успешный результат, чем) своего учителя на канале PBS. 9Премьера фильма 0013 «Радость рисования» состоялась в 1983 году и шла 11 лет.

Викторина «Британника»

Сможете ли вы сопоставить эти малоизвестные картины с их художниками?

Росс спроецировал привлекательный образ хиппи, одетый в афро и джинсовые рубашки с химической завивкой и джинсы, а также успокаивающий и интимный голос, который заставлял зрителя чувствовать, что это был личный урок рисования один на один. Он также поразил зрителей своим непринужденным методом рисования, создавая детализированные пейзажи в течение 30 минут с помощью малярной кисти и мастихина, болтая и говоря слова поддержки во время рисования. С годами его простодушный подход и ссылки на «маленькие счастливые» деревья и облака еще больше полюбили его поклонники. Росс продолжил продавать свою технику рисования и основал чрезвычайно успешную компанию (Bob Ross Inc.), продающую учебные книги, видео и линейку художественных принадлежностей, а также предлагая мастер-классы по рисованию с учителями, обученными его методу, и все это продолжало быть прибыльным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *