У-син рисование
«У-Син» в переводе с китайского языка означает — 5 движений. Это пять жизненных качеств, пять энергий, перемен всего неживого и живого. Данная техника построена на основе китайской традиционной живописи. Живопись «У-син»,является не только техникой рисования «одним движением», но так же хорошей практикой для самосовершенствования человека, познающего это искусство. В основе данной техники лежит движение. Всего пять типов мазков, дают возможность выразить и передать на бумаге абсолютно разные образы.
Давно известно, что психологические проблемы человека и скованность, напрямую связаны с ограниченностью движений. Движение – это энергия, работая с энергией, мы прорабатываем какие-то определенные качества человека, что позволяет снять напряжение в теле, преодолеть скованность и в последствии изменить жизнь к лучшему.
Согласно теории У-син существует 5 энергий – дерево, огонь, земля, металл, вода – каждому из них соответствует определенное движение, каждое из которых использует художник У-син, рисуя свои картины. В У-син рисовании во время отработки движения тело должно быть расслаблено, а ум сконцентрирован. Особое внимание уделяется расслабленности плечевой зоны. Поясница, грудь и затылок, взаимодействуя друг с другом, растягивают позвоночник, как струну, выравнивая осанку человека, и нормализуя потоки энергии. Кисть держат специальным образом. Рука расслаблена от плеча до самых кончиков пальчиков. Существует два способа как держать кисть: 1) Художественный (все пальцы касаются кисти), 2) Калиграфический (указательный и средний давят на кисть, безымянный и мизинец компенсируют давление с другой стороны, большой палец фиксирует кисть). В обоих случаях Ладонь и Кисть одновременно строго зафиксированы и расслаблены.
Интерпретируя рисунок по у-син, следуют внутренним ощущениям, избегая объяснений сознания. Важно помнить, что у-син это пятимерная целостность и каждый объект имеет пять параметров. Самые важные понятия при интерпретации У-син рисунка — это форма изображаемого объекта, форма мазка и тип движения.
Художник школы у-син первостепенно улавливает при помощи того или иного типа движения кистью уникальную особенность энергии и состояния данного объекта, явления. Далее стоит задача связать форму мазка и форму объекта. На данном этапе художника ожидает масса открытий, связанных с тем что в природе существует определённая связь между формой и энергией объекта с энергией самого художника.
Исследуя движения первостепенно стоит обратить внимание, на то, что движения бывают иньские и янские. Инь соответствует нежности, тонкости, мягкости, неторопливости действия. Ян проявляется в стремительности, быстроте, резкости и нажиме. Как известно, 5 элементов у-син появляются благодаря взаимодействию инь и ян. В движениях живописи у-син этот принцип реализован наиболее явно.
Дерево — это начало Ян. «Дерево» в движении проявляет себя через качества прямоты стремительности. Внешне движение похоже на стремительный и мощный удар. Движение «дерево» всей своей сущностью передаёт ощущение роста, прорастания, пробивания. Чтобы рост был удачным, он должен быть ритмичным. Непременным атрибутом этого движения является чёткий и бодрый ритм. Работая движением «дерево», художник будто забивает гвозди молотком.
Форма мазка, созданная движением «дерево» может быть разной, в большинстве случаев это линия, которая имеет точку в начале и точку на конце, очень похожа на базовые линии китайской каллиграфии — горизонталь, вертикаль и различные коленца. Наиболее характерный сюжет, рисуемый таким мазком является бамбук, а так же таким мазком очень хорошо рисовать любые деревья и любых млекопитающих. (Рис. 1)
Рис. 1 Дерево | Рис. 2 Огонь. |
Огонь – это апогей ян. Движение огня может быть подобно взрыву, если оно мощное, или дуновению ветерка и взмаху крыла бабочки, если нежное. Огонь это быстрота, мимолётность и неуловимость. Огонь в движении это умение неожиданно быстро перейти из одного состояния в другое.
Мазок огня чаще всего похож на лодочку или капельку. При помощи такого мазка лучше всего удаются рыбки, птички и листья растений и лепески цветов, – всё то, что имеет качество мимолётности в своей природе. (Рис.2)
Земля — это структурирующее начало. Движение земли — спокойное и мерное. Земля в движении это искусство варьировать степень нажима, степень давления.
Мазок земли это простая точка, пятно, разовый отпечаток кисти. При помощи этого элемента лучше всего рисовать камни, черепах и различных членистоногих. Так же как нажим — базовая составляющая для любого движения, точка — это базис для любого мазка. Земля это центральная стихия у-син, в которой инь и ян составляющие одинаково выражены.(Рис.3)
Рис. 3 Земля | Рис. 4 Металл |
Металл в движении противоположен по свойствам дереву. Если дерево являет собой прямоту, резкость, нажим, напор, рывок вперёд, то металл это гибкость, утончение, постепенность. У металла, как и у дерева так же есть свой ритм, но он значительно более плавный, заключается в постепенном взаимном перетекании нажима в утончения. Работа мазком металла подобна движениям змеи.
Мазок, образованный этим движением имеет вытянутую форму, начинается точкой и заканчивается остриём, подобно игле, кнуту в момент нанесения удара или лезвию длинной сабли. При помощи такого мазка рисуют траву, листья дикой орхидеи, различных змей, так же мазок металла очень подходит для отображения гладких поверхностей озёр и речных камней. (Рис. 4)
Вода в движении «бестелесна», как и движение Огня. Если движение Металла — это иньский антипод дереву, то движение Воды — противоположность движению Огня. Огонь — мимолётен и неуловим. Вода – бесконечно закручена, это самое долгое движение. Движение воды — это вращение воронки, засасывающее внимание глубоко внутрь.
Мазок воды напоминает струйку дыма, оставленную благовонием. При его помощи можно рисовать закрученные стволы бонсаев, розы и пионы, водоросли, тела и конечности моллюсков и их ракушки, лес на дальнем плане пейзажа, в котором все детали сливаются воедино. (Рис.5)
Рис. 5: Вода
Каждое из 5-и движений живописи у-син соответствует и определённой области тела. Если мы работаем только лишь рукой, то должны понимать, какой именно частью руки мы работаем. Самые сильные движения рождаются в корне руки — в плече, именно там живёт мощное движение «Дерево». «Тягучее» движение Металла рождается из постепенного поднятия локтя. В запястье рождается мимолётность Огня. Тончайшее вращение Воды, требующее максимальной утончённости и чувствительности, оно рождается в пальцах. Движение земли делается всей рукой.
Живопись у-син может стать отличной техникой работы над собой, техникой отработки определённых жизненных качеств. Если движения человека скованы, а тело закрепощено психофизическими зажимами очень сложно будет выразить мимолётность полёта бабочки, тонкую красоту перегнувшейся через себя травинки или прямолинейную искренность бамбука. Для того чтобы сделать такой мазок надо меняться самому. В этом смысле можно говорить о живописи у-син как об одном из видов телесно-ориентированной психотерапии.
psychokinesio.ru
Рисование у син для начинающих. Китайская живопись У-Син – путь к самопознанию
Традиционная китайская живопись пользуется популярностью во всем мире. Благодаря своим уникальным особенностям письма, китайские живописцы способны передать суть объекта всего несколькими штрихами.
Традиционная берет свое начало за 6000 до нашей эры, в эпохе неолита. В своей ранней стадии развития, китайская роспись была тесно связана с ремеслами. До сих пор археологи находят древнюю расписанную керамику и украшения.
Картины в Китае пишут тушью, растительными и минеральными красками, напоминающими акварель. Традиционна роспись ткани (пеньковой и хлопчатобумажной ткани, шелка) или специальной бумаги из бамбукового или конопляного волокна, рисовой бумаги . Как правило, картины сворачиваются в свиток или подвешиваются для украшения стен. Кисти для рисования используются разные? от очень широких (5 см.) до самых узких (5 мм.).
Отличительной особенностью китайской живописи
Уникальной характеристикой китайской живописи является использование каллиграфии (поэтических надписей), как части самой картины. Значение каллиграфии заключается в способности автора выражать тему и концепцию картины более четко и глубоко. Простейшие надписи состоят из имени художника и даты. Некоторые талантливые живописцы рифмуют стихи и записывают их на полотнах. Традиционная китайская живопись — это сочетание живописи, каллиграфии, поэзии, гравировки и печати .
Существует два основных стиля китайской живописи: се-и и гунби
«У-Син» в переводе с китайского языка означает — 5 движений. Это пять жизненных качеств, пять энергий, перемен всего неживого и живого. Данная техника построена на основе китайской традиционной живописи. Живопись «У-син» ,является не только техникой рисования «одним движением», но так же хорошей практикой для самосовершенствования человека, познающего это искусство. В основе данной техники лежит движение. Всего пять типов мазков, дают возможность выразить и передать на бумаге абсолютно разные образы.
Давно известно, что психологические проблемы человека и скованность, напрямую связаны с ограниченностью движений. Движение — это энергия, работая с энергией, мы прорабатываем какие-то определенные качества человека, что позволяет снять напряжение в теле, преодолеть скованность и в последствии изменить жизнь к лучшему.
Согласно теории У-син существует 5 энергий — дерево, огонь, земля, металл, вода — каждому из них соответствует определенное движение, каждое из которых использует художник У-син, рисуя свои картины. В У-син рисовании во время отработки движения тело должно быть расслаблено, а ум сконцентрирован. Особое внимание уделяется расслабленности плечевой зоны. Поясница, грудь и затылок, взаимодействуя друг с другом, растягивают позвоночник, как струну, выравнивая осанку человека, и нормализуя потоки энергии. Кисть держат специальным образом. Рука расслаблена от плеча до самых кончиков пальчиков. Существует два способа как держать кисть: 1) Художественный (все пальцы касаются кисти), 2) Калиграфический (указательный и средний давят на кисть, безымянный и мизинец компенсируют давление с другой стороны, большой палец фиксирует кисть). В обоих случаях Ладонь и Кисть одновременно строго зафиксированы и расслаблены.
Интерпретируя рисунок по у-син, следуют внутренним ощущениям, избегая объяснений сознания. Важно помнить, что у-син это пятимерная целостность и каждый объект имеет пять параметров. Самые важные понятия при интерпретации У-син рисунка — это форма изображаемого объекта, форма мазка и тип движения.
Художник школы у-син первостепенно улавливает при помощи того или иного типа движения кистью уникальную особенность энергии и состояния данного объекта, явления. Далее стоит задача связать форму мазка и форму объекта. На данном этапе художника ожидает масса открытий, связанных с тем что в природе существует определённая связь между формой и энергией объекта с энергией самого художника.
Исследуя движения первостепенно стоит обратить внимание, на то, что движения бывают иньс
www.bittally.ru
Материал по рисованию (старшая группа) на тему: «Китайская живопись У-син»
Управление образования Администрации г. Юрги Кемеровской области
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка — детский сад № 18 «Теремок»
«Китайская живопись У-син»
Внеурочное занятие с использованием ИКТ
для детей старшего дошкольного возраста
Составитель: Ягодкина Елизавета Павловна воспитатель, высшей кв. категории |
г. Юрга 2015
Образовательная область:
Художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие.
Цель:
Ознакомление детей с традиционной китайской живописью У-син.
Задачи:
- развивать зрительное внимание и восприятие, слуховую память, образное мышление и пространственную ориентировку;
- познакомить с китайской живописью У-син;
- формировать представление об особенностях рисования бамбука, птиц;
- воспитывать эстетические чувства от соприкосновения с прекрасным.
Материалы и оборудование:
Гуашевые краски, кисточки, вода, салфетки, альбомные листы, ноутбук, проектор для показа презентации «Китайская живопись У-син», мультимедийный центр проигрывания аудиозаписи «Китайская традиционная музыка».
Ход занятия
Воспитатель: Я вам предлагаю отправиться в путешествие. Скажите, а кто уже путешествовал? А на чем вы путешествовали?
Ответы детей.
Сегодня мы с вами отправимся в Китай.
Игра – рисование «Соедини точки»: детям предлагается соединить точки с 1 по 17. Что у вас получилось?
Дети:- Самолет.
Игра – путешествие на самолете.
Поиграем в самолет? Да!
И отправимся в полет!
Вы все — крылья, я – пилот.
Получили инструктаж –
Начинаем пилотаж. Строятся друг за другом.
В дождь летим и в пургу. У-у-у-у!
Видим чьи – то берега. А-а-а-а!
Ры-ры-ры, — рычит мотор. Делают круговые движения руками.
Мы летаем выше гор. Дети передвигаются по всей площадке.
Вот снижаемся мы все. Приседают на одно колено.
К нашей взлетной полосе!
Что ж – закончен наш полет.
— До свиданья, самолет. Машут рукой.
Воспитатель: Вот мы прилетели с вами в Китай. Здесь мы познакомимся с китайской живописью «У-син».
Показ презентации. Звучит китайская традиционная музыка.
Воспитатель: Ребята присаживайтесь на места и посмотрите на экран.
Слайд№1
К.ж.у-син появилась в глубокой древности. Она отличается большим своеобразием.
Слайд№2
У-син – это система 5-ти первоэлементов: дерево, огонь, земля, металл, вода. На ней основано все мировоззрение древнего Китая.
Слайд№3
Мандала Инь-Ян, состоящая из белой и черной капель, описывает закономерности окр.реальности. именно это мандала является ключом к пониманию У-син. Ян, белое-это небесное начало, Инь – черное – начало земное.
Ян энергию дает, а Инь – принимает, качественно преображает энергию. Небо дает дождь, свет, тепло, а Земля все это впитывает и порождает различные формы жизни, такие как травы, деревья, животные.
В живописи У-син задача художника- передать суть предмета, а не его форму. Для этого нам надо научиться видеть не умом, а глазами.
Слайд №4(мазки)
Живопись У-син – это живопись 5-ти мазков.
Дерево и Огонь – движения сильные и быстрые (мужское начало Ян)
Металл и Вода – движение медленные и тонкие (женское начало Инь)
Мазок Земля – лежит в основе всех 5-ти.
Слайд №7
Дерево – мазок прямоты, прямолинейности. Движение отталкивающее от точки до точки (движется плечо)
Слайд №8
Огонь- мазок всполох, полет фантазии (движется запястье «форма лодочки»)
Слайд №9
В Землю- мазок бесформенный, нажимаем на кисть
Слайд №10
Металл- вытянутые линии. Успокоение, плавность (движение локтя)
Слайд №11
Вода- мазок вращаем, крутим (движения пальцами)
Слайд №12 (вывод)
Философия 5-ти первоэлементов у-син является базой для всей китайской культуры. Самое главное научиться чувствовать кисть и делать нужные именно вам мазки. Мазок – это основа, он произошел от каллиграфических штрихов.
Физминутка:
По дороге мы идем. Дети шагают
Путь далек, далек наш дом.
Жаркий день, сядем в тень.
Мы под бамбуком посидим. Садятся
Мы под бамбуком полежим. Ложатся
Полежим, отдохнем.
Потом дальше пойдем. Встают и идут дальше.
Слайд №13 (Бамбук)
Сегодня мы будем рисовать растение бамбук.
Слайд №14 (оборудование)
Слайд №15
Изображая бамбук, чаще всего его рисуют в монохромной гамме.
Набираем на кисть черной краски.
Слайд №16
Рисуем стебель бамбука. Просто ворс кисти прислоняем к бумаге и просто толкаем ее взглядом. Точка-линия, точка- линия…….., выходя за край. Каждая часть стебля должна быть прямой, расстояние между узлами –одинаковые. Макаем кончик кисти в ч. краску и обозначаем узел на стволе.
Слайд №17 (передние листья)
Листья-огонь. Покрутим запястьем. Касаемся кончиком, потом всей кистью и заканчиваем кончиком. Обращаем внимание на расположение листьев. Макаем кисть в черную краску, наносим передние листья (создаем веер). Каждый листок – одно прикосновение к бумаге. Сколько мазков, столько и листьев.
Слайд №18 (второстепенные стволы)
Кисть окунаем в воду, цвет проверяем на палитре. Рисуем второстепенные стволы бамбука. Первый план – темные цвета, чем дальше – светлее.
Слайд №19 (второстепенные листья)
Листья второго плана рисуем разбавленной краской.
Слайд №20 (тонкие веточки)
Кончиком кисти добавляем тонкие веточки. Веточки бамбука бьют фантанчиком, важен ритм. Не забываем про общую композицию. И бамбук готов.
Слайд №21 (беседа о калибри)
Представьте что вы внутри картины. Расскажите, что вокруг происходит? Как вы думаете, что здесь делает эта птичка?
Нарисуйте ее самостоятельно.
Слайд №22 (птица)
Предлагаю начать рисовать с клюва и глаз. От них строится оперение и общая картина пернатого.
Слайд №23 (итог)
Молодцы! Вы хорошо нарисовали бамбук. Давайте полюбуемся своими работами.
Воспитатель: Дети нам пора возвращаться в Россию, в наш детский сад. Давайте скажем волшебные слова: «Раз, два, три – повернись и в России окажись».
Дети произносят волшебные слова.
Рефлексия.
Воспитатель предлагает детям выбрать конфету:
— Ребята, если вам сегодня все понравилось, и вы считаете, что у вас все получилось, возьмите себе конфету желтого цвета, если вы считаете, что вам не очень понравилось – красную, а если уж совсем путешествие не принесло вам удовольствия – синюю.
Дети выбирают конфеты.
nsportal.ru
Живопись У-Син | Рисуй!
Июнь 3, 2015 Татьяна Хакман
4
Мы очень долго шли к открытию классов по живописи У-Син. И вот все договоренности достигнуты и с нами теперь мастер Андрей Щербаков! Это один из самых известных преподавателей китайской живописи и каллиграфии в нашей стране.
Регистрация участников. Присоединиться еще можно.
Андрей представляет школу живописи У-Син в Москве, в основании и руководстве которой он принимал и принимает непосредственное участие. Эти онлайн занятия являются нашим совместным проектом.
Что такое У-СИН — в чайной церемонии с Андреем Щербаковым и Олей Кинёвой, со-основателем школы живописи у-син (вступление).
Само понятие У-Син с древних времен является основной концепцией для китайской науки, философии, медицины, астрологии и фэншуя.
С китайского У-Син (??) можно перевести, как пять элементов, пять стихий или даже пять перводвижений, что ближе всего к изначальной истине. Пять элементов это – дерево, метал, огонь, вода и земля. На рисунке видно, что элементы находятся в постоянном взаимодействии друг с другом. И именно оно в конечном итоге уравновешивает их.
Порождение и преодоление
Все элементы описывают два цикла: порождающий (изображен сплошными линиями) и преодолевающий (изображен прерывистыми линиями).
Подробнее о первоэлементах У-Син можно почитать в статьях на сайте школы китайской живописи — здесь и здесь:
По числу элементов в живописи У-Син имеются пять перводвижений, которые, по сути, являются языком этой живописной традиции. Чтобы нарисовать что-либо, необходимо почувствовать стихию этого объекта, увидеть его истинную природу. Как это увидеть, начать лучше понимать себя и окружающий мир, как развить свою чувствительность и интуицию? Ответ на эти вопросы дает живопись У-Син.
Андрей Щербаков показывает основные мазки живописи У-Син
Язык живописи У-Син открывает безграничные горизонты для творчества и самопознания.
Максим Парнах рассказывает о сути живописи У-Син в интервью Андрею Щербакову
Уже на первом занятии У-Син вы напишете прекрасную работу — даже если до этого никогда не рисовали. Однако не стоит нацеливаться на результат, гораздо большее значение имеет сам процесс и ваша медитация с кистью в руках и красками на столике. Одним из самых ценных результатов занятия живописью У-Син является расширение вашего сознания за пределы бытового ума. Не менее ценным будет приобретенный вами ресурс художественного видения, расширяющего восприятие окружающей действительности, дающего свободу мышления.
Освоение живописи У-Син позволит вам спустя какое-то время нарисовать хорошую картину как в китайском, так и в европейском стиле. Сколько времени на это уйдет зависит только от вас.
Работа Андрея Щербакова
Приглашаю Вас присоединиться к нашим урокам по живописи у-син этим летом. Основа живописи у-син это искусство чувствовать природу, искусство взаимодействия с внешним миром. Именно этому по сути мы и учимся в нашей живописи пяти первоэлементов.
Андрей Щербаков
Курс живописи у-син состоит из 8 онлайн-уроков с обратной связью и начинается
5 июня 2015 года.
Регистрация участников.
Приглашаем всех желающих!
← Цветущее персиковое дерево Ван Гога Мастер-класс по Правополушарному рисованию →risuy.info
Первая ступень живописи У-Син « Школа живописи У-Cин
Живопись у-син, это не только техника создания рисунка “одним движением”, но и практика самосовершенствования человека, обучающегося этому искусству. Базовый курс живописи у-син состоит из 8-и занятий, пройдя этот курс, вы не только откроете в себе художника, но и познакомитесь с мощным инструментом саморазвития.
Живопись У-Син покоится на трёх столпах:
I Достижениях китайской традиционной живописи го-хуа. На уроках первой ступени живописи у-син мы рисуем, в том числе, и знакомые всем сюжеты китайской живописи:
— 4 благородных: бамбук, орхидея, хризантема, цветущая слива мэй;
— различные цветы, птицы и рыбки;
— китайский горный пейзаж шань шуй.
II Живопись у-син основана на сильных, уверенных движениях рисующего. Занятия базового курса живописи у-син посвящены знакомству с 5-ю мазками усин, каждый из которых соответствует тому или иному типу движения. Дерево и Огонь движения сильные и быстрые (мужское начало Ян). Металл и Вода – движения медленные и тонкие (женское начало Инь). Мазок Земля – лежит в основе всех 5-и. По сути эта живопись более похожа на практики Ушу или Цигун, чем на рисование, в привычном понимании этого слова. Особенно много сходства с Синъицюань, (одним из внутренних стилей Ушу). Как и Синъицюань, эта живопись основана на пяти движениях, соответствующих первоэлементам У-Син. Впрочем, У-Син объединяет не только живопись и ушу. Среди практик, рождённых в древнем Китае, вы с трудом найдёте ту, где философия У-Син не оставила бы свой след.
III Китайская философия пяти первоэлементов “у-син”, “встроена”, как в процесс рисования, так и в композицию рисунка. Философия 5-и первоэлементов у-син является базой для всей китайской культуры. На ней основаны многие виды китайских практик: цигун, внутренние стили ушу (Тайцзи цюань, синъи цюань), фен-шуй, астрология ба-цзы, китайский календарь Ся, китайская музыкальная пентоника, китайская традиционная медицина. Элементы порождают друг друга и уравновешивают, подавляя. Таким образом, процесс рисования в Живописи У-син неразрывно связан с понятием внутренней алхимии.
Всё это в корне отличает данный вид живописи от других изобразительных искусств. Здесь огромное значение придаётся тому, как художник рисует, а не тому, что он изображает. На первое место становится процесс, отодвигая полученный результат на второй план. Процесс – это всегда движение, а энергия, как известно, – мера движения.
Даосская натурфилософия предлагает понимание мира как смену энергий – “стихий”, которых всего пять: “Дерево”, “Огонь”, “Земля”, “Металл” и “Вода”. Каждая из этих стихий являет собой определённое качество бытия:
Дерево – настойчивость, прямота,
Огонь – переменчивость,
Земля – структурированность,
Металл – утончённость,
Вода – обманчивость, изощрённость.
Каждое из движений живописи У-Син несёт в себе качество одного из первоэлементов. Гармоничный человек – тот, в котором влияния 5 элементов уравновешивают друг друга. Именно к этому и стремится практикующий, работая с кистью и бумагой. Изображая окружающий мир, художник познаёт его качества, через кисть и тем самым учится у природы быть гармоничным.
Таким образом, живопись У-син становится новым способом познания, восприятия окружающей реальности, в чём-то сходном с магическими методами, которые практиковались в древнем шаманизме. Так же, как шаман, при помощи танца перевоплощается в медведя, художник, при помощи краски, кисти и движений У-Син “осваивает” энергию изображаемого объекта.
Художественная задача, при этом, сводится к тому, чтобы достоверно передать энергию объекта, а не его форму и внешний вид. Однако если все движения сделаны правильно, то любой узнает в рисунке изображаемый объект.
Впрочем, живопись У-Син включает в себя не только 5 движений У-Син, но другие важные элементы:
— сопоставление пустоты (Инь) и наполненности (Ян) на рисунке;
— синхронизация движения кисти и дыхания;
— прямая спина, помогающая движению вертикального потока энергий;
— осознанность и предельная концентрация в каждом действии;
— пребывание в состоянии недеяния (У-цзи) во время рисования.
Всё это помогает практикующему художнику проникнуться духом того, что он изображает. Конечно же, и эти детали покажутся знакомы тем, кто практикует различные Даосские упражнения. Начиная с Цигун и заканчивая практиками внутренних покоев. Именно поэтому Живопись У-Син может для многих стать способом приобщения к вселенской гармонии Дао
Чтобы ощутить эффект от занятий живописи У-Син вовсе не обязательно быть китаистом или вообще что-то знать про древний Китай. Так Живопись У-Син стала отличным инструментом для решения задач очень многих и очень разных людей. Сегодня, при помощи живописи У-Син, проводятся бизнес-тренинги, и арт-терапевтические сеансы по решению личных проблем. Живопись у-син позволяет многим людям научиться профессионально рисовать с абсолютного нуля.
Живопись у-син это так же и техника “быстрого погружения”. Всего за несколько занятий вы сможете достичь того результата, которого в традиционных академических техниках люди достигают годами. За 8 занятий, при помощи техники “живописи у-син” можно научиться рисовать, даже если вы ни разу в жизни не брали в руки кисть.
Метки:
4 благородных бамбук Го Хуа горы-воды живопись живопись У-син китайская живопись китайский пейзаж Курсы монохромный пейзаж мэй Обучающие программы синъи цюань Тайцзи цюань У-син ушу цветы и птицы шань-шуйusinart.ru
Как реализованы принципы философии У-Син в живописи У-син? « Школа живописи У-Cин
В статье про систему У-син мы уже затронули вопрос о сочетании 5-и элементов системы у-син и 5-и движений одноимённой живописи. В данной статье я постарался как можно обстоятельнее ответить на вопрос о том какпринципы системы у-син воплощены в нашей живописи, чтобы уже не осталось недомолвок.
Классифицируя мазки, движения, композицию по у-син мы прежде всего должны следовать внутренним ощущениям и избегать жёсткости оценок «от головы». Нужно всегда помнить, что у-син это пятимерная целостность и любой её объект всегда будет иметь 5 параметров. Можно простроить прекрасную аналогию с объектами более знакомого нам трёхмерного пространства. У всех объектов нашего трёхмерного мира есть базовые три параметра (по трём осям x, y и z): ширина, толщина и высота. Нет в природе объекта лишённые высоты, просто одни выше, а другие ниже. Так же и с пятимерием у-син. Нет того движения, которое можно чётко отнести к элементу «Дерево», или «Огонь», в любом движении изначально присутствуют все пять компонентов, просто одни более выражены, а другие — менее.
Как реализована концепция у-син в этом виде живописи — вопрос конечно популярный. В этой статье мы попробуем ответить на него как можно более обстоятельнее.
На самом первом этапе стоит отделить три важные понятия друг от друга:
1)Форма изображаемого объекта
2)Форма мазка.
3)Тип движения
Ключом к методики живописи у-син является именно движение. Ведь если посмотреть по словарю значение иероглифа «син», первым мы увидим именно «движение». Для художника школы у-син первостепенной важностью является уловить при помощи того или иного типа движения кистью уникальную особенность энергии и состояния данного объекта, данного явления. Например: птица — животное быстрое по этому в большинстве случаев лучше рисовать её мимолётными движениями. Далее перед художником уже стоит задача сопрячь форму мазка и форму объекта. Как раз на этом этапе художника ждёт масса открытий, связанных с тем что в природе существует определённая связь между формой объекта, энергией объекта, и энергией самого художника.
При исследовании движений первое, на что стоит обратить внимание, это на то, что движения бывают иньские и янские. Инь в движениях живописи у-син соответствует мягкости, тонкости, нежности, постепенности, неторопливости действия. Ян проявляется через быстроту, стремительность, резкость, прямоту и нажим. Как мы знаем из статьи про у-син, 5 элементов у-син рождены взаимодействием инь и ян. В движениях живописи у-син этот принцип реализован наиболее явно. Я довольно показательно демонстрирую 5 мазков живописи у-син в этом известном видео ролике.
Дерево — это начало Ян. «Дерево» в движении проявляет себя через качества прямоты стремительности. Внешне движение похоже на стремительный и мощный удар. Движение «дерево» всей своей сущностью передаёт ощущение роста, прорастания, пробивания. Чтобы рост был удачным, он должен быть ритмичным. Так что непременным атрибутом этого движения является чёткий и бодрый ритм. Работая движением «дерево», художник будто забивает гвозди молотком.
Форма мазка, созданная движением «дерево» может быть разной, в большинстве случаев это линия, которая имеет точку в начале и точку на конце, очень похожа на базовые линии китайской каллиграфии — горизонталь, вертикаль и различные коленца.
Наиболее характерный сюжет, рисуемый таким мазком является бамбук. Но так же таким мазком очень хорошо рисовать любые деревья и любых млекопитающих. Впрочем, иногда движением «дерево» можно передать энергию горы или камня.
(все схемы мазков взяты с сайта www.chinart.ru)
Огонь – это апогей ян. Движение огня может быть подобно взрыву, если оно мощное или дуновению ветерка и взмаху крыла бабочки если нежное. Огонь это быстрота, мимолётность и неуловимость. Огонь в движении это умение неожиданно быстро перейти из одного состояния в другое.
Мазок огня чаще всего похож на лодочку или капельку. При помощи такого мазка лучше всего удаются рыбки, птички и листья растений и лепески цветов, – всё то, что имеет качество мимолётности в своей природе.
Земля — это структурирующее начало. Движение земли — спокойное и мерное. Земля в движении это искусство варьировать степень нажима, степень давления.
Мазок земли это простая точка, пятно, разовый отпечаток ксити. При помощи этого элемента лучше всего рисовать камни, черепах и различных членистоногих. Так же как нажим — базовая составляющая для любого движения, точка — это базис для любого мазка. Земля это центральная стихия у-син, в которой инь и ян составляющие одинаково выражены.
Металл в движении противоположен по свойствам дереву. Если дерево являет собой прямоту, резкость, нажим, напор, рывок вперёд, то металл это гибкость, утончение, постепенность. У металла, как и у дерева так же есть свой ритм, но он значительно более плавный, заключается в постепенном взаимном перетекании нажима в утончения. Работа мазком металла подобна движениям змеи.
Мазок, образованный этим движением имеет вытянутую форму, начинается точкой и заканчивается остриём, подобно игле, кнуту в момент нанесения удара или лезвию длинной сабли. При помощи такого мазка рисуют траву, листья дикой орхидеи, различных змей. Так же мазок металла очень подходит для отображения гладких поверхностей озёр и речных камней.
Вода в движении так же «бестелесно», как и движение Огня. Если движение Металла — это иньский антипод дереву, то движение Воды — противоположность движению Огня. Огонь — мимолётен и неуловим. Вода – бесконечно закручена, это самое долгое движение. Движение воды — это вращение воронки, засасывающее внимание глубоко внутрь.
Мазок воды напоминает струйку дыма, оставленную благовонием. При его помощи можно рисовать закрученные стволы бонсаев, розы и пионы, водоросли, тела и конечности моллюсков и их ракушки, лес на дальнем плане пейзажа, в котором все детали сливаются воедино.
Каждое из 5-и движений живописи у-син соответствует так же и определённой области тела. Если мы работаем только лишь рукой, то должны понимать, какой именно частью руки мы работаем. Самые сильные движения рождаются в корне руки — в плече, именно там живёт мощное движение «Дерево». «Тягучее» движение Металла рождается из постепенного поднятия локтя. В запястье рождается мимолётность Огня. Тончайшее вращение Воды, требующее максимальной утончённости и чувствительности, оно рождается в пальцах. Движение земли делается всей рукой.
Есть и другая, более основательная модель движений при которых базовые движения дерева и земли рождаются в результате движения низом живота и вращения грудной клеткой, Если руки при этом «втянуты» в плечи, локти тяготеют вниз, грудная клетка «впадает» в округлённую поясницу, то происходит прямая передача движения на писчую кисть через руки. Эта позиция очень похожа на базовую для любых видов цигун и ушу «столбовую» позицию. Рисование из такой позиции лучше всего осуществлять из позиции «лотоса».
Существует так же вариант рисования стоя, при котором ноги так же участвуют в процессе создания движений, которые на листе отпечатываются в качестве мазков. Такой вариант живописи у-син похож на танец или боевое искусство, подобное тай цзи цюань, ба гуа чжан или синъи цюань.
Совершенствуясь в искусстве живописи у-син, художник проходит путь, подобный пути каллиграфа в традиции китайской каллиграфии. На первом этапе – отработка элементов. Каллиграф отрабатывает базовые черты, художник оттачивает базовые мазки. Затеем каллиграф начинает из отдельных черт формировать целостные иероглифы, написанные в уставном стиле кай шу. Художник на этом этапе составляет из отдельных мазков целостные объекты. Следующим шагом каллиграфа является переход к скорописному написанию иероглифов, где уже он в одно движение рисует иероглиф. И с живописью у-син так же. На определённом этапе человеку надо перейти к «быстрому рисованию», рисованию объектов и рисунков в одно движение и уже в этом целостном движении открыть для себя систему у-син заново.
Для очень многих людей живопись у-син может стать отличной техникой работы над собой, техникой отработки определённых жизненных качеств. Ведь если движения человека скованы, а тело закрепощено психофизическими зажимами невозможно выразить мимолётность полёта бабочки, тонкую красоту перегнувшейся через себя травинки или прямолинейную искренность бамбука. Для того чтобы сделать такой мазок надо меняться самому. В этом смысле можно говорить о живописи у-син как об одном из видов телесно ориентированной психотерапии.
Теперь поговорим про целостность картины. И каллиграф и художник у-син со временем переходит от отработки базовых мазков к целостной композиции. Очень часто спрашивают: должны ли в одной картине присутствовать все 5 мазков? Ответ на этот вопрос немного глубже чем кажется. Дело в том, что целостность 5-и движений у-син находится на уровне движений а не форм или мазков. Гармония у-син выражается не в конкретной картине, а в законченном поведении человека: в том как он двигается, как говорит, какой образ жизни ведёт. Гармоничная картина безусловно так же завязана на целостность у-син, но там движения совсем другие. Здесь уже речь идёт не о движении руки худодника, а о том, как перемещается по картине взгляд зрителя. В композиции так же как и в движении мы можем раскрыть тему у-син через базовые понятия инь и ян.
Ян это место, с которого зритель начинает своё путешествие по картине. Инь это место в картине, принимающее на себя движение взгляда, место где зритель заканчивает своё путешествие. В самом простом случае ян знаменует собой место, где концентрация объектов максимальна, а инь — незаполненную пустоту. Здесь можно привести в пример многие китайские картины, сотканные из пустоты в которой тонет взгляд зрителя, но конечно же управлять взглядом человека можно не только с помощью «рассеивающей перспективы».
Дерево знаменует собой способ управления взглядов при помощи создания вереницы взаимодействующих объектов на рисунке. Взгляд в таком рисунке перемещается от объекта к объекту, подобно тому как кисточка перемещается от точки к точке при рисовании бамбука. Такое движение всегда создаёт определённый сюжет. Так что можно смело сказать, что дерево в картине это сюжетность. Сюжет призван волновать, возбуждать внимание зрителя. Если есть необходимость наполнить картину динамикой, создать картину-приключение, то композиция «дерево» лучше всего для этого подойдёт. У некоторых людей такие картины рождают ощущение возбуждение или даже агрессии.
Ян в таком типе композиции — объект с которого зритель начинает движение взгляда. Инь — последний в цепи взаимосвязанных объектов. Вот, например, Ян в картине известного китайского художника эпохи Сун Цуй Бая (см ссылку чуть ниже) «Сороки и Заяц» это заяц, а инь = последняя из сорок в правом верхнем углу.
Элемент «дерево» максимально выражен в монохромных картинах, либо картинах, написанных с применением одного дополнительного тона. Обилие цветов может отвлекать от основной сюжетной линии картины.
Картины, в которых преобладает элемент дерево
Картины Сунского художника Цуй Бая можно увидеть на Википедии:
Первая картина, вторая картина.
Несколько моих картин в пример:
Огонь в картине соответствует её цветовому наполнению, которое чаще всего отвечает за силу эмоционального отклика, который человек получит. Цвета бывают тёплые и холодные. Ян цвет – максимально тёплый, рождает ощущение теплоты, радости. Инь цвет – холодный, вызывает инь эмоции: грусть, меланхолию, страх. Самая большая разница рождается на контрастах оттенков красного (цвет огня) и синего (цвет воды). Чаще всего этим художественным приёмом пользовались в японских гравюрах уки-е.
Картина 1 Картина 2 Картина 3
Или можно посмотреть примеры моих картин:
Земля, отождествляется со структурой. Земля, этр фактически и есть структура картины. Самой главной характеристикой структуры является соотношение размеров, входящих в неё частей. Вот например взять проанализировать структуру нашего дня. Если это будний день, то самое большое место в ней занимает работа, остальные дела, находятся в её тени. Структуру картины можно оценить по соотношению размеров изображённых на ней объектов или более верно по соотношению размеров цветовых пятен. Ян — это самое большое цветовое пятно, инь- самое маленькое. К элементу земля можно отнести так же все явления линейной перспективы, уводящей нас вдаль, к горизонту. Может быть и наоборот, если это китайские пейзажи шань-шуй, где часто применяется обратная линейная перспектива.
Вот можно посмотреть несколько примеров данного типа организации композиции в китайских работах мастеров:
Металл в композиции связан с понятием контраста по тону. Металл это то что делит. Более сильный, более “чистый” тон делит более слабый на части. Если мы рисуем чёрным по белой бумаге, то максимально чёрный цвет будет — самый янский, а тона серого будут приводить нас к наиболее “иньскому белому” пространству. Мы как будто бы по сходим по тональным ступеням, проходя путь от максимально тёмного к максимально светлому. Металл отвечает за глубину и многоплановость картины. Чистые цвета и максимальные контрасты мы встречаем лишь на переднем плане, там где металл сильный, янский. Чем дальше план, тем меньше контраст, тем слабее металл, тем больше в нём инь. Как и в случае с “деревом”, композиции “металл” легче всего создать в монохромном рисунке.
Действие металла обратно действию дерева. Если дерево возбуждает, то металл успокаивает. Картины, написанные при помощи металла обычно вызывают ощущение спокойствия. У некоторых такие картины вызывают ощущение грусти.
Можно привести в пример работу китайского художника Wang zi jiu
Или же мои картины:
Также этот принцип воплощён в картинах Оли Кинёвой:
Вода. Элемент Вода в картине как раз и знаменует собой эффект “воздушной перспективы и рассеивающей перспективы”. Особенно часто этот эффект применяется в пейзажной живописи. Передний план изобилует деталями и подробностями, на заднем же плане всё сливается в еле отделимые друг от друга кляксы и пятна. Картины, написанные с применением такого приёма, как правило вызывают ощущение погружения во что-то гипнотически глубокое, в противовес огню, который рождает вспышки эмоций. У некоторых людей картины, написанные при помощи этого приёма рождают ощущение страха.
Вот картины, полученные при помощи композиционного приёма “вода”. Хорошим примером могут быть картины современного китайско-японского художника Ван Нуна:
В завершении напомним, что в традициях китайской живописи так же украшать рисунок каллиграфической надписью и печатью мастера. При этом, как надпись, так и печать играют самостоятельную роль элементов композиции, и так же могут являться одной из остановок в прогулках взгляда зрителя по картине. Поэтому важно не просто написать что-то в свободном углу, а сделать это так, чтобы каллиграфическая надпись поддерживала, а не разрушала целостное впечатление от картины.
Ещё раз напомню, что любой объект, рассматриваемый системой у-син — пятимерен и в связи с этим мы не можем придумать картину, написанную лишь только при помощи одного композиционного приёма, в любой есть все 5. Просто один может быть выражен больше другого.
Так что вопрос о том, как соотносится система у-син и её живописное выражение не может быть односложным и содержит в себе как минимум 2 уровня: у-син в мазке и у-син в композиции. Но есть ещё и третий уровень – образность. Всё-таки в живописи от образности далеко не уйдёшь. И опять мы приходим в гости к дедушке Юнгу, который довольно чётко описал архитепические образы и их значения. Ну а какая здесь связь с у-син понять легко, ведь конкретные образы вызывают у людей конкретные эмоции. А эмоции, как известно из статьи Cистема 5-и энергий У-СИН легко соотносятся с этими базовыми элементами китайской философии. Есть эмоции Ян, которые возбуждают, приводят в тонус, есть эмоции Инь, которые тонус понижают.
Вот, что получится, если разобрать всё на детали. Это всё важно знать художнику, создающему картину, но для неискушённого зрителя, как правило, всё решается по критерию нравится/не нравится за несколько моментов созерцания картины. И здесь уже в действие вступают другие важные факторы, о которых я писал в статье про 4 типа художественной критики
Как известно, система у-син это не только 5 элементов, но и взаимосвязь между ними. А взаимосвязи, как известно, бывают и порождающие и подавляющие. Как это может выражаться при создании картины? На самом желе это тема для отдельной статьи. Если коротко ответить на вопрос, то так: если автор хочет создать Янскую по воздействию картину, то стоит применять быстрые движения дерева и огня, соответствующую организацию композиции и образы. Если нужно впечатление Иньское, исходим из того же постулата. Так же можно поступать и с созданием картин определённых качеств, привязанных к у-син. Законы подавления вступают в силу тогда, когда существует неувязка между типом композиции и типом мазка. «Стихия композиции» всегда будет подавлять «стихию мазка». Вот, например, возьмём случай монохромных классических картин с изображением бамбука. Хотя мазок, которым рисуют бамбук – довольно бодрый и янский, Иньская композиция и нейтральность самого образа, подавляют Ян мазка по принципу подавления Металл – Дерево. В результате, мы получаем довольно спокойное впечатление от бамбука.
Совсем иначе обстоит с цветной гун-би живописью цветов и птиц. Динамичность образов птиц и цветов и богатая колористика подавляет довольно иньское впечатление, которое получаешь от прорисованных до малейшей детали птиц и растений по принципу подавления Огонь-Металл и Дерево-Земля.
Вот так многосложно выглядит ответ на довольно простой вопрос о том, как в живописи у-син реализована концепция философской системы у-син.
Метки:
живопись живопись У-син Китай китайская живопись У-синusinart.ru
У-син, суми-э… и шиповник | Страна Мастеров
Доброе время суток, уважаемые обитатели Страны Мастеров!
Уже не первый раз СМ заставляет меня лезть в закрома, пошуршать там и представить на суд то, что я в общем-то и не собиралась…
И виновница на этот раз замечательная мастерица LoveVN, которая разместила свои работы в технике у-син. Проше полюбоваться, не пожалеете: https://stranamasterov.ru/node/775670
И, слово за слово, я обещала показать свои потуги в этой технике… Мои игрушки:)
Сначала пара слов почему меня потянуло на такие вещи. Это было остаточное явление после прочтения «Повести о Гэндзи» (Гэндзи-моногатари). Было понятно, что от этого пласта культуры мне разве что только крошку и отщепнуть, но очень уж захотелось, пусть даже на посмешище знатокам…
В первую очередь меня заинтересовало суми-э, японская разновидность китайской живописи. Но я нашла очень интересный видеоурок по у-син, где подробно показаны приемы живописи (ссылку дам в конце записи), и начала я именно с нее.
Мнение дилетанта: такой живописью проще заниматься людям, которые не имеют худ. школы за плечами. Потому что кисть здесь держат по другому, движения кисти руки совсем мне непривычные и, собственно, было сложно в первую очередь именно это — пальцы сами перехватывали кисть по-привычке, пока не взяла их под железный контроль:)
И еще — всё-таки нужно пользоваться соответствующими материалами. Я работала с «неправильной» кистью, с «неправильной» бумагой — сложно да и почти невозможно добиться того, чтобы результат получился правильный. Вот к туши у меня претензий нет:) Это я к тому, что это следует учесть тем, кого заинтересуют эти техники — они рассчитаны на определенные инструменты, без них достигнуть результата, а не разочарования будет трудно.
Но я не старалась стать мастером. Подобная живопись для меня интересна в первую очередь приёмами, тут я почерпнула для себя много нового и вообще писала не без удовольствия — это классное времяпрепровождение! На слово не верьте — нужно пробовать! Ляпы ляпами, но удовольствия на порядок больше!
Итак, слов много, пора завязывать.
У-син. Первый бамбук. Лучший ли худший не знаю — тут, что нашла. А листов перепортила вначале — МОРЕ!
Второй бамбук.
Тут я, помнится, поняла, что я не могу интуитивно правильно расположить листья — ну не наблюдала я бамбук в природе. Видела, но не наблюдала!
Вот у березки, которую я видела бессчетное количество раз, я знаю как расположить листья, ветки и т.д. и т.п.
Золотые рыбки.
Вообще суми-э заворожила меня именно изображениями животного, я не растительного мира. Когда из нескольких движений кисти рождается чудо (у мастера, не у меня) — это волшебное ощущение!
А на закуску привычное мне «европейское» использование туши и капельки акварели.
Шиповник. Когда пишу его, в голове всегда крутится «Юнона и Авось» —
Белый шиповник, дикий шиповник
Краше садовых роз
Белую ветку, юный любовник
Графской жене принес (с)
stranamasterov.ru