Пособие «Советы юному художнику-анималисту. Рисуем лошадь.»
Предисловие
История человечества никогда не смогла бы быть такой яркой и стремительной без такого надежного партнера как лошадь. Многие народы лошадь кормила, одевала, служила и средством передвижения и божеством одновременно. Художникам и скульпторам во все времена лошадь дарила вдохновение на создание выдающихся произведений искусства, которые украшают крупнейшие музеи Мира и частные коллекции.
Образ лошади использовался в изобразительном искусстве с древнейших времен. Первые упоминания лошади можно найти еще в первобытной наскальной живописи.. Батальные сцены живописцев невозможно представить без удалой кавалерии. Лошадей рисовали такие прославленные художники Казахстана как Тельжанов И современные мастера кисти также охотно представляют лошадь на своих полотнах.
Лошадь – невероятно красивое и грациозное животное. Многие люди восхищаются этими благородными созданиями и мечтают научиться их рисовать. Изобразить коня – отнюдь не такая сложная задача, как это может показаться на первый взгляд. Достаточно лишь немного потренироваться и в итоге обязательно получится превосходный рисунок. Сегодня мы конечно не будем претендовать на создание шедевра, но подробно разберем как нарисовать лошадь пошагово. Кто знает, возможно вы откроете в себе гениального художника. Однако автор пособия хочет предупредить вас, юные художники, что увлечение копированием влечет за собой нежелательные последствия. Исследуйте, фотографируйте, если возможно рисуйте с натуры. Как хороши и грациозны эти животные в движении. Они точно птицы парят над землей. Итак начнем.
Строение лошади
Даже если рисовать стилизованных мультяшных животных строением нельзя пренебрегать его строением реалистичной формы.
Лошадь очень подвижное животное она бывает,бегущей , встающей на дыбы, танцующей и т.д. Наблюдай старайся выявить основные линии движения животного.Самая главная- это линия позвоночника от головы с шеей до середины хвоста . Потом направление движения ног.
Делаем наброски
Таким образом делай очень много набросков в своих первых набросках не стирай вспомогательных линий, чтобы иметь возможность сравнить
Чтобы правильно нарисовать лошадь, полезно знать, какие факторы определяют наружный вид разных частей тела животного. Рассмотрев помещённое здесь изображение скелета, выявив геометрию костей и их сочетаний, вы сумеете понять, чем обусловлены пространственные формы телесной плоти, обозримые извне. Приглядитесь к изгибам отдельных костей, к углам, под которыми они сопрягаются в суставах, — и убедитесь: названные внутренние особенности обязательно копируются в характерных чертах лошадиного экстерьера.
Для эффективного рисования лошади необходимо изучить ее строение.
Реалистичное изображение лошади
Газа, уши.
Глаза-зеркало души. Лошади в том числе , они могут выражать и страх, и доброту, дружелюбие и т. д. По форме глаза лошади напоминают лист. Весь разрез занимает радужная оболочка которая имеет от темно-коричневого до черного цвета. Белки становятся видны только тогда когда лошадь смотрит в сторону или вверх. Зрачки у нее также как и у всех животных могут расширятся в темноте и сужаются при свете..
Никогда не приступай к прорисовке деталей до того, как легкими линиями не нанесешь общий вид животного!
На пересечении сфер на одинаковом расстоянии от осевой линии находятся глаза (рис. 13,г). Только правый глаз в нашем случае не виден, видна только бровь над ним. Под центром нижнего овала рисуем уголок рта, а за глазом «крепим» ухо (рис. 13,д). Рисуем дальше. Убираем лишние линии (рис. 13,е). Теперь можно приступать к прорисовке дета гей.
На рисунке 14 представлены несколько собачьих портретов. Верхний справа нарисован гелевой ручкой.
О ПЕРСПЕКТИВЕ
Перспектива — это оптический обман, благодаря которому более удаленные от нас предметы кажутся нам меньше, чем ближние. Все сходящие
ся линии, которые ты видишь на рисунке 15, были бы параллельны, если бы мы рисовали голову лошади в анфас. Если продлить их дальше, они в конце концов соединятся в точке схода на горизонте.
В изображении головы лошади , как и в портрете человека, присутствуют всё те же законы перспективы. Казалось бы, такое небольшое расстояние можно было и не заметить. Для начала можешь пользоваться вспомогательными перспективными линиями, но все же старайся развить в себе чувство перспективы. В изображении головы лошади дальние от нас глаз, ухо, даже ноздрю рисуем мельче ближних. Соответственно расстояние от глаз до осевой линии тоже будет изменено, как и расстояние всех деталей ближней части головы,— здесь всё будет казаться крупнее.
Теперь рассмотрим общий вид когда лошадь находится вполоборота к нам, ее тело тоже подвергается перспективному сокращению. В этом случае необходимо научиться мысленно заключать животное в воображаемый параллелепипед ,
передняя часть тела, находящаяся ближе к нам будет крупнее, чем задняя. Чтобы правильно нарисовать лошадь, полезно знать, какие факторы определяют наружный вид разных частей тела животного. Рассмотрев помещённое здесь изображение скелета, выявив геометрию костей и их сочетаний, вы сумеете понять, чем обусловлены пространственные формы телесной плоти, обозримые извне. Приглядитесь к изгибам отдельных костей, к углам, под которыми они сопрягаются в суставах, — и убедитесь: названные внутренние особенности обязательно копируются в характерных чертах лошадиного экстерьера.
Рекомендую вам не ленясь изучать все доступные изображения лошадей. Ещё лучше, если есть возможность понаблюдать этих четвероногих друзей человека в натуре, вживе, с близкого расстояния. Фотографируйте их в разных фазах движения, чтобы потом не спеша обследовать снимки. Обращайте внимание на мышцы и создаваемые ими выпуклости кожного покрова. Выискивайте участки его поверхности, которые выдаются в окружающее пространство и как бы “притягивают” к себе падающий свет, а также впадины, в которых аккумулируются тени. Анализируйте, какие из пяти градаций светотени присутствуют на конкретной части тела при той или иной позе лошади, и старайтесь включить в свой рисунок максимальное число их.
Чтобы правильно нарисовать лошадь, полезно знать, какие факторы определяют наружный вид разных частей тела животного. Рассмотрев помещённое здесь изображение скелета, выявив геометрию костей и их сочетаний, вы сумеете понять, чем обусловлены пространственные формы телесной плоти, обозримые извне. Приглядитесь к изгибам отдельных костей, к углам, под которыми они сопрягаются в суставах, — и убедитесь: названные внутренние
Рекомендую вам не ленясь изучать все доступные изображения лошадей. Ещё лучше, если есть возможность понаблюдать этих четвероногих друзей человека в натуре, вживе, с близкого расстояния. Фотографируйте их в разных фазах движения, чтобы потом не спеша обследовать снимки. Обращайте внимание на мышцы и создаваемые ими выпуклости кожного покрова. Выискивайте участки его поверхности, которые выдаются в окружающее пространство и как бы “притягивают” к себе падающий свет, а также впадины, в которых аккумулируются тени. Анализируйте, какие из пяти градаций светотени присутствуют на конкретной части тела при той или иной позе лошади, и старайтесь включить в свой рисунок максимальное число их.
Лошадиный организм — это, разумеется, не только кости. Они закрыты плотью {мясом, жиром, кожей) так, что каждая часть тела приобретает объём и некоторую округлость. Данный линейный рисунок напоминает нам о подлинном внешнем облике лошади, но не более — из-за отсутствия деталей он выглядит лишь контуром плоской картонной фигурки.
Вот реалистичный портрет, показывающий объёмные формы мышц. Там, где они бугрятся под кожей, свет отражается к глазам зрителей; тени тяготеют ко впадинам, складкам и иным потаённым местам.
Конструктивное рисование лошади
Занявшись рисованием, стремитесь увидеть в объёмных формах целой лошади слагающие их элементы — простые геометрические тела: шары, конусы, цилиндры, кубы, параллелепипеды, призмы. Здесь показаны некоторые из них. Вам следует хорошенько потренироваться (как говорят, “набить руку”) в изображении этих элементарных форм, причём, конечно же, не ограничиваться линейными рисунками, а оттачивать свои навыки плавного сопряжения тонов, закрепляя усердной практикой теоретические познания о пяти градациях светотени. Усердная практика теперь — верный путь к достижению будущих успехов в создании реалистичных портретов лошадей. Убедитесь в правоте старинного афоризма: тяжело в ученье — легко в бою.
Удлинённый
цилиндр
Именно им формируются нижние половины конечностей.
Вот эскиз головы и шеи лошади, построенный с применением конусов и цилиндров. Интерпретируя внешний облик любого объекта сочетаниями элементарных форм, вы сможете понять, насколько он угловат в действительности, чтобы избежать излишних закруглений в рисунке.
Шар
Эту форму или её фрагменты можно найти в любой крупной округлости лошадиного тела.
Куб
Эту форму и подобные ей (параллелепипед, призму) попытайтесь усмотреть в таких “отделах” корпуса, как круп и брюхо.
Конус
Этот элемент ищите в объёмах морды и верхних половин ног.
Толстый ЦИЛИНДР
Эта форма может служить «заготовкой” для туловища (передней части корпуса) и шеи.
В этом примере вам нужно разглядеть цилиндры всех типов. И опять предлагаю обратить пристальное внимание на самые разные углы, под которыми встречаются и частично проникают друг в друга элементарные формы. Видите: в изображении ног особенно много изломов — следствие обилия хорошо различимых под кожей суставов.
Пример рисования лошади упрощенным конструктивным методом
Сравните меж собой два верхних рисунка из приведённых здесь. Чувствуете, как применение элементарных форм помогает вам осознать углы, характерные для фигуры этой лошади? Видите, что лёгкая угловатость присуща даже округлым её частям? Приглядитесь к очертаниям выпуклого правого бока и гладкого крупа. Не правда ли, названные компоненты корпуса напоминают скорее куб, нежели сферу? То же самое справедливо и для коленных суставов, и для лодыжек. Рисуя их, во избежание излишних округлостей не забывайте обозначать такие углы хотя бы слабыми намёками.
Два примера в нижней половине страницы весьма отчётливо демонстрируют скорее кубическую, нежели сферическую форму крупа. Часто случается, что художники чрезмерно округляют его, придавая виду лошади сзади совершенно неестественную шарообразность. Старайтесь подобные ошибки не повторять, подмечайте угловатость в формах всех живых объектов, которых доведётся наблюдать и рисовать. Эго обеспечит высокую реалистичность вашим произведениям.
Не пренебрёгши использованием элементарных форм в начале процесса рисования, вы лучше покажете будущему зрителю истинную фигуру животного в целом.
Внимательно, бережно и чуть-чуть закругляйте вершины некоторых углов в местах сопряжения элементарных форм, чтобы придать изображённой лошади натуральность.
Этот набросок вида сзади показывает, насколько настоящая форма лошадиного крупа близка к кубу. Не увлекайтесь приближением её к шару.
Углы крупа должны быть аккуратно закруглены, но и после этого он выглядит не шаром, а всё-таки кубом.
Рисуем разные породы лошадей
В мире насчитывается более 150 видов и пород лошадей, которые по классификации, принятой в настоящее время биологами, принадлежат к роду Equus семейства Equidae (к нему причисляются ещё зебры и ослы) отряда непарнокопытных (Peiissodactyla) млекопитающих. Межпородные различия очень интересны художнику, поскольку проявляются во внешности животных. Варьируется не только масть (расцветка шерсти), но и телосложение. Некоторые породы лошадей, обладающие мощным скелетом и мышцами, предназначены человеком для выполнения тяжёлых работ (вспашка земли, перемещение грузов и г. п.), а другие восхищают нас увеличенным изяществом облика и грациозностью движений. Некоторые породы лошадей малорослы, порой кажутся даже миниатюрными, а другие притягивают взгляд, наоборот, массивностью. Некоторые “носят” светлую шерсть, а другие — тёмную. Нередко встречается и пятнистая окраска. Есть и полосатые “наряды”. Но какую породу ни возьми, рисовать лошадь — всегда удовольствие.
Соблазняясь роскошью разнообразия, поставьте себе цель максимально расширить круг знакомых вам пород, и вы увидите: этому увлекательному процессу просто нет конца. Обсуждаемой здесь теме посвящены многие замечательные журналы и непериодические издания, насыщенные превосходными иллюстрациями — их так и хочется одну за одной перерисовывать! Советую обзавестись каким-нибудь хорошим справочником и почаще обращаться к нему в ходе изучения приёмов, которые я вам преподаю на страницах этой книги. Правильная практика — рисовать ежедневно и как можно больше. И не обязательно вдохновляться лишь картинками из того справочника. Попробуйте создать собственные — а вдруг они будут ещё лучше? Отправляйтесь с фотоаппаратом в сельскую местность или в ближайший зоопарк и наслаждайтесь радостью общения с живыми лошадьми, попутно пополняя уникальными снимками личную картотеку.
Особенности облика, позволяющие безошибочно определить биологический вид и породу, имеются у многих животных семейства Equidae, но никто из них не является более приметным, чем зебра. Известны три сохранившихся вида зебр (саванная, горная, пустынная) и один уже вымерший (квагга). Учёные полагают, что лошадей следует считать зебрами, утратившими полосы. Эти полосы помогают членам стада зебр узнавать друг друга и невероятно красивы, вследствие чего составляют «изюминку» многих фотографий и произведений изобразительного искусства.
Специфические признаки бывают так выразительны и устойчивы, что превращаются в стереотип породы. Небольшая голова, заметная чашевидность профиля морды и суженная изогнутая шея немедленно выдают в этом красавце арабского скакуна. Благодаря им вы не спутаете аравийца ни с какой другой лошадью.
По приземистой фигуре с пышно обросшими длинной шерстью конечностями мы сразу узнаём клейдесдальского тяжелозоза. Огромные копыто являются отличительной “маркой” лошадей этой породы, говорят об их нешу
Глаза , нос уши , копыта
ЭТАП 1
Вот 16 квадратиков с формами, которые вам надо перерисовать на свою бумагу, а потом осторожно удалить с неё линии сетки.
ЭТАП 2
Когда сетка будет стёрта, у вас должен остаться довольно-таки точный линейный рисунок.
ЭТАП 3
Раскладку исходных тонов начинайте с самой затемнённой области. Рекомендую интерпретировать их в совокупности просто как мозаику, составленную кем-то из элементов разной яркости. Отвлеките свои мысли от несгибаемой нацеленности нарисовать нос и губы лошади. На этом этапе вы занимаетесь будто бы с какой-то причудливой разрезной головоломкой.
ЭТАП 4
Продолжайте раскладку тонов. В густоте их теперь замечайте и промежуточные ступени.
ЭТАП 6
Вооружитесь пластичным ластиком и мало- помалу “поднимите» к свету ряд участков изображения, среди которых должны быть ободок ноздри, край верхней губы, несколько фрагментов на нижней губе и под нею. Если обнаруживается, что вы, работая растушёвкой на этапе 5, излишне осветлили тон в некой зоне, то слегка сгустите, подкрасьте его карандашом и растушуйте снова.
Уши
Давайте сейчас нарисуем одно ухо, чтобы практически ознакомиться с основными этапами этого процесса. Начните, как обычно, с линейного рисунка, выполняемого лёгкими прикосновениями карандаша к бумаге. Можете прибегнуть к помощи накладной сетки или работать “свободной рукой”.
Вот типичная позиция лошадиных ушей. Хорошенько приглядитесь к их формам. (А как вы думаете: неужели невозмутимо спокойный учёный мистер Спок из фантастического телесериала “Звёздный путь» — родственник простой лошади?)
ЭТАП 1
Стартовым пунктом данного упражнения пусть будет этот линейный рисунок. Итак, что же вы избрали — “свободную руку» или (ради высшей точности) прозрачную сетку?
ЭТАП 2
Укладываете самый глубокий тон на линию внутри уха, от которой наружный слуховой проход устремляется к нежным чувствительным органам, расположенным в черепе лошади.
ЭТАП 3
Продолжаете раскладку тонов (с тёмными поосторожнее). Для контроля точности своих действий не ленитесь посматривать на фотоснимок, помещённый в начале текущей главы седьмой, а также на мой завершённый рисунок (слева вверху на этой странице).
ЭТАП 4
Теперь берите растушёвку и приступайте к сглаживанию тоновых переходов, смягчая контрасты графитовых линий с прилегающими к ним участками. Внутри лошадиного уха тоже имеется шерсть. Намёки на её существование выполняются при помощи пластичного ластика: надо слепить из него что-то вроде тонкого короткого лезвия и быстро чиркать им вдоль направления роста волосинок. Почаще освежайте инструмент. В результате должно получиться видимое подобие светлой шерсти на затемнённом фоне.
Приглядитесь критическим оком к своей работе и решите, где на морде следует усилить густоту тёмных зон ради повышения их чёткости и контрастности. Также разберитесь, где в гриве требуется дополнительная тонировка, и осуществите её с помощью быстрых карандашных штрихов. Затем куском пластичного ластика “поднимите» к свету ряд грамотно выбранных участков на морде и в гриве. Всеми этими операциями вы увеличите выразительность произведения и улучшите его реалистичность.
НОГИ В РАЗНЫХ ВИДАХ
Здесь демонстрируются все анатомические детали лошадиных ног, которые предписываю вам самым тщательным образом изучить: мускулы, суставы, сухожилия и даже кровеносные сосуды — не разрешается упускать ни одного элемента. Каждый из них обладает экстремальной важностью для успеха ваших работ на ниве изобразительного искусства. Ищите элементарные формы, из которых слагается объём любой ноги и копыта.
В разных ракурсах и позах вашему придирчивому взгляду представляются разные совокупности деталей. Потрудитесь собрать и рассмотреть
Левая передняя нога, вид анфас. Заметьте, как подчёркнуто проработаны суставы колена и лодыжки. Благодаря этому зритель может по чувствовать силу и темперамент скакуна.
треть как можно больше картинок, изображающих лошадей и их ноги в как можно более обширном количестве жизненных поз (да и безжизненные, авось, пригодятся). Так приобретается то, что называют намётанным глазом — умение видеть и воспринимать всякую деталь сразу и безошибочно. Сама я “перелопатила” поистине гигантское множество рисунков и фотоснимков в книгах, альбомах, журналах, чтобы получить навык отыскания элементов, потребность в которых для реалистичных портретов моих любимых четвероногих неоспорима. Я немало встречалась и с живыми лошадьми в натуре
и нс просто ахала от восхищения, а стремилась познакомиться поближе и проникнуть в тайну вечно привлекательной красоты и грациозности их. Полагаю, что хорошие художники непременно должны приветствовать и практиковать подобный подход. Скажу честно: хотя и “кручусь” возле лошадей всю жизнь, я не умела увидеть их по-настоящему, пока нс взялась рисовать их.
Передняя нога, вид сбоку. Легко прослеживаются взглядом её напряжённые мышцы, а также сухожилия и вздувшиеся кровеносные сосуды.
ЭТАП 4
Теперь принимайтесь за размещение средне-серых тонов, ставя себе цель обрисовать с их помощью объёмность разных элементов облика животного. Имея дело с той или иной округлостью (один из самых наглядных примеров — брюхо лошади), вспоминайте приёмы работы над изображением шара, смекайте, где следует расположить полоску отражённого света.
ЭТАП 3
Всегда начинайте раскладку тонов с самых тёмных, разыскав на исходном фотоснимке все затенённые участки, а также зоны частичного перекрытия обращённых к зрителю поверхностей.
ЭТАП 5
Продолжайте нанесение тонов — уже не только ради передачи трёхмерного рельефа форм, но и для отображения реальной окраски шерсти. Затем слоем быстрых карандашных штрихов наметьте чёлку и гриву.
Молодняк
Возраст лошади играет роль важного фактора в определении её внешнего вида. У молодой лошадки ноги в сравнении с корпусом кажутся длинными и тонкими. По мере взросления их мышцы и сухожилия укрепляются, наливаются силой. У лошади постарше корпус становится тяжелее и массивнее, соотношение размеров его и ног выглядит более уравновешенным. Пропорции, присущие облику жеребёнка, рождают впечатление некоторой неустойчивости (оно подтверждается ещё и неуверенностью движений малыша). Иллюстрации, помещённые на этой странице, дают вам возможность воспринять и оценить, как проявляется разница возрастов.
Рисуем лошадь в движении
Вот прекрасный образчик коня, вставшего на дыбы. Он мог бы послужить вполне полезным примером для тренинга в изображении ног и копыт (к главе десятой), а также гривы (к главе восьмой). Однако прошу припомнить, что ещё раньше — в главе шестой — я показывала вам, как работает фантазия художника: этот конь был превращён с её помощью сначала в единорога, а затем в Пегаса. Сравните все три портрета и проанализируйте самостоятельно их различия. (Разумеется, вы должны заметить не только рог или крылья.)
Другая вставшая на дыбы лошадь тоже хороша! Она освещена с боков (может быть, пламенем горящих поблизости строений ипподрома; или это один из рабочих моментов на съёмках какого-то приключенческого кинофильма?), и фигуру рисует свет, отражённый объёмами её мощного корпуса и задних ног. Чтобы участки с отражённым светом стали лучше видны, я ввела в свою композицию подчёркивающий их фон. Есть в ней и ещё один контраст — светлые пряди гривы и хвоста, проецирующиеся на тёмную шерсть. Он призван усилить тревогу, сообщаемую картиной зрителю. Кривизну развевающихся прядей интерпретируют широкие белые полосы, к которым вы должны внимательно приглядеться — и понять: если бы я воздержалась от прорезки их быстрыми карандашными штрихами, то реалистичность изображаемых волос оказалась бы сомнительной.
Далее предлагаю вам оценить наклон лошадиного тела. Замечаете, как оно подалось влево? Напрягшиеся задние ноги свидетельствуют: сейчас будет отчаянный прыжок вперёд. Тень, подстилающая копыта, сформировала как бы фундамент композиции, дающий зрителю почувствовать: под ними прочная опора, есть от чего оттолкнуться. (Попробуйте-ка мысленно представить себе, что такая тень отсутствует, — тогда лошадь очутилась бы в нелепом положении, болтающейся в воздухе.) Мне верится, что любой из читателей, рассмотрев этот рисунок, ощутил динамику движений взволновавшегося животного.
От главы седьмой и до сих пор животные, рисуемые вами, преимущественно находились в довольно-таки спокойных позах и обстоятельствах. Теперь давайте изучать экспрессивно двигающихся лошадей и постигать применение уже известных вам принципов.
Итак, здесь изображена скаковая (беговая) лошадь? А может быть, её модель для карусели? Или для другой детской забавы — коня-качалки на дугообразных полозьях?
А вот лошадь, прыгающая через барьер на конно-спортивных соревнованиях (конкуре), во всей своей красе. Распрямлённые до отказа задние ноги усиливают впечатление быстрого движения. Видите: наездник пригнулся к гриве, поместив свой корпус в параллель с корпусом скакуна. Вы можете вообразить себя на его месте? Иллюстрация, претендующая на высокое качество, должна заставить зрителя испытать те же чувства, что и её герой. Обратите внимание: здесь я опять применила затемнение фона для выделения светлых областей (в частности, рубашки наездника) без оконтуривания их.
На рисунке представлены виды штриховки используемые для выявления формы и фактуры(характера поверхности материала).
Этот белый жеребец, похоже, тоже поднялся на дыбы, как его свободный вороной собрат с предыдущей страницы? Не спешите отвечать. Подумайте. Заметили разницу в положении передних ног? Они согнуты таким образом, что роговые башмаки копыт “смотрят” назад, а не вниз. Значит, конь совершает очередной скачок на пути к финишу некой дистанции, а не взвился на дыбы посреди двора, чего-то испугавшись или демонстрируя свирепое настроение. Уздечка и поводья могут убедить вас ещё и в наличии наездника. Грива отметена назад набегающим потоком воздуха — дополнительный признак целеустремлённого движения.
Итак, здесь изображена скаковая (беговая) лошадь? А может быть, её модель для карусели? Или для другой детской забавы — коня-качалки на дугообразных полозьях?
А вот лошадь, прыгающая через барьер на конно-спортивных соревнованиях (конкуре), во всей своей красе. Распрямлённые до отказа задние ноги усиливают впечатление быстрого движения. Видите: наездник пригнулся к гриве, поместив свой корпус в параллель с корпусом скакуна. Вы можете вообразить себя на его месте? Иллюстрация, претендующая на высокое качество, должна заставить зрителя испытать те же чувства, что и её герой. Обратите внимание: здесь я опять применила затемнение фона для выделения светлых областей (в частности, рубашки наездника) без оконтуривания их.
Этот белый жеребец, похоже, тоже поднялся на дыбы, как его свободный вороной собрат с предыдущей страницы? Не спешите отвечать. Подумайте. Заметили разницу в положении передних ног? Они согнуты таким образом, что роговые башмаки копыт “смотрят” назад, а не вниз. Значит, конь совершает очередной скачок на пути к финишу некой дистанции, а не взвился на дыбы
Грива отметена назад набегающим потоком воздуха — дополнительный признак целеустремлённого движения.
В книге часто упоминались фразы: «легкие штрихи», «легкий набросок». Эти выражения означают не только легкость касания карандаша бумаги, но и легкость, с которой тебе даются эти штрихи и наброски.
Рисуя, никогда не напрягайся. Если вдруг, работая над наброском, ты почувствуешь какую-то тяжесть,— лучше оставь его. Не стоит мучить такой рисунок ластиком. Из него вряд ли получится что-то стоящее.
Почему важно добиться легкости? Дело в том, что всё твое настроение непостижимым образом отражается на рисунке. Если он рисовался легко, то и смотрится хорошо. А когда вымучивался — то и выглядит соответственно.
Старайся выбросить из головы все мысли. Доверься чувствам и руке — она должна словно порхать над бумагой. Потрать время на то, чтобы научиться работать легко и свободно, и ты сэкономишь его потом, все реже пользуясь ластиком.
Если бросить рисунок жаль, тогда есть несколько способов исправить ситуацию. Бывает, что после долгой работы возникает такое чувство: что-то не то, а что — не видно. Это значит, что у тебя «глаз замылился». Возможно, ты устал. Не торопись. Прервись ненадолго, забудь о рисунке. После отдыха ты увидишь все свои ошибки. Проверено!
Есть еще один хороший способ. Все ошибки помогает выявить зеркальное отражение рисунка. Стань с рисунком перед зеркалом и внимательно посмотри на него.
А иногда бывает достаточно просто перевернуть работу вверх тормашками.
И еще. Очень здорово помогает рисование обеими руками. Не одновременно, конечно. Если ты «правша», можно, например, первый набросок нарисовать левой рукой, а детали потом проработать правой. Как ни странно, но не основная рука, как правило, расставляет все вспомогательные линии на свои места (возможно, потому что тогда ты не напрягаешься).
И никогда не бойся трудностей! Художник остается художником до тех пор, пока учится. Так что учиться нам с тобой нужно всю жизнь.
Удачи тебе!
Как нарисовать лошадь
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.