Красный угол в доме, избе и квартире: значение и расположение икон
Многие слышали название «красный угол», однако не каждый имеет представление о его истинной роли в жизни домочадцев, о том, где и как обустраивалось священное место, какие поверья с ним связаны, о том, что Божий угол тесно связан с загадочной планировкой древней избы.
Давайте вместе разберемся в том, что такое красный угол, какие традиции с ним связаны и где находится святой угол в избе.
Красный угол – это местечко в жилом помещении, в котором организован домашний иконостас и, непосредственно, сам этот иконостас.
Содержание:
- Происхождение названия
- Что же означает название святого места?
- Символическое значение красного угла для древних русских
- Расположение красного угла
- Восточный южнорусский тип планировки
- Западный южнорусский тип планировки
- Западнорусский тип планировки
- Северо-среднерусский тип планировки
- Как устроить «красный угол» в квартире
- В каком порядке расположить иконы
- Интересные факты
- Заключение
Происхождение названия
Красный угол всегда являлся объектом поклонения и пользовался особым почтением. Именно поэтому там всегда был идеальный порядок и чистота. К праздникам его украшали расшитыми полотенцами и скатертями, веточками освященной вербы к Вербному воскресенью и веточками берёзы к Троице.
Что же означает название святого места?
Словом «красный» на Руси обращали внимание не на цвет, а на красоту и нарядность. Красный уголок всегда был самой нарядной частью избы.
Символическое значение красного угла для древних русских
Печь олицетворяла собой центр жизни избы. Красный уголок является не менее значимым и сокровенным местом.
Большинство людей полагают, что обычаи обустройства красного угла берут истоки исключительно в православной культуре. Однако это мнение является односторонним.
Существуют источники, утверждающие, что традиция устройства красного угла в русской избе берёт начало во времена дохристианской Руси.
Однако, изучив иные летописи, можно допустить, что у славян единственным сакральным объектом в хате была печь. А уже после крещения Руси в жилых помещениях начал появляться святой угол.
Расположение икон традиционно имело большое подчинялось определённым канонам, именно поэтому гость в первую очередь крестится, а уже после этого приветствовал хозяев жилья.
Читайте по теме: главный христианский праздник – Пасха
Расположение красного угла
Славяне тщательно выбирали место для будущего святого уголка. Он был обязан располагаться по диагонали от печи. Как друг с другом связаны печка и красный уголок? Чтобы найти внятный ответ, потребуется разобраться в основах устройства русской избы.
Для наших предков дом был не только жилым помещением, но и образом целого мира. Пол и потолок являлись олицетворением земли и небес. Стены — стороны горизонта и погреб— подземный мир.
Красный угол всегда находился строго в южной, восточной или юго-восточной части помещения. Это было неоспоримое правило, так как организация русской избы носила не только бытовой, но и сакральный характер.
Со сторонами горизонта наши предки связывали вполне конкретные понятия. Восток и юг, по мнению людей, представляли собой восход солнца, безопасность, жизнь и тепло. Напротив, запад и север ассоциировали с заходом солнца, холодом, мраком и смертью.
На данные понятия и была ориентирована планировка жилища. Во всех славянских избах и полуземлянках, построенных в VI–IХ веках, двери были обращены на юг.
Причина за этим крылась более глубокая, нежели стремление осветить помещение. Следуя этому же принципу, противоположная входу стена, всегда располагалась на северной стороне помещения. Люди верили, что с севера к ним могут прийти мрак, холод, болезни и зло.
Южное расположение двери перестало быть общеобязательным только с Х века. Связано это с появлением окон. Даже в ХIХ столетии они, как правило, выходили на южную или восточную сторону.
Тогда же, в Х веке, начали формироваться четыре типа внутренней планировки жилища, в том числе менялось и местоположение красного угла— души избы.
Красный угол всегда располагался по диагонали от печи. Следовательно, от положения печи напрямую зависело положение красного угла.
Восточный южнорусский тип планировки
(Воронежская, Тамбовская губернии, восток Тульской, север Владимирской):
- Печь расположена в дальнем от входа углу;
- Устье печи обращено ко входу.
Западный южнорусский тип планировки
(Орловская, Курская, Калужская губернии):
- Печь располагалась в дальнем от входа углу;
- Устье печи развёрнуто к боковой стене.
Западнорусский тип планировки
(Псковская, Витебская, Новгородская, Смоленская губернии):
- Печь располагали возле входной двери;
- В этом случае печь была повёрнута устьем ко входу.
Северо-среднерусский тип планировки
(северные, центральные и поволжские губернии):
- Печь также была расположена у входа;
- Её устье было обращено в сторону от входной двери к дальней стене.
Таким образом, в разных регионах расположение красного угла было разным, но основополагающие принципы обустройства оставались неизменными.
Также важнейшей составляющей красного угла является стол. Домочадцы использовали его не только для обедов. Стол в святом углу ранее уподобляли церковному алтарю.
Именно это повлияло на формирование традиции вести себя здесь столь же сдержанно, как и в храме. Ссоры и сквернословие за столом считались неприемлемыми.
Как устроить «красный угол» в квартире
В многоэтажках, в которых, понятное дело, редко встретишь главный ориентир — печь, проживает основная часть населения России.
Желающим устроить красный уголок в квартире следует придерживаться определённых правил.
Домашний иконостас в современном доме можно обустроить, приставив к стене шкафчик. Вы можете покрыть его нарядной скатертью и поставить на поверхность лики святых.
Желательно устроить красный угол таким образом, чтобы он располагался напротив двери. Но самый главный ориентир — восточная, южная или юго- восточная сторона.
Согласно старорусской традиции молиться нужно, обращаясь взором на восток. Как упоминалось ранее, именно эта часть света является является источником тепла, лета и благополучия.
Обратить внимание стоит и высоте красного угла. Он должен располагаться выше уровня глаз. Ведь на иконы нельзя смотреть сверху вниз.
Но есть ещё один вариант: вы можете использовать одноярусные или многоярусные угловые полки, чтобы «святое местечко» было создано строго по древним традициям и устроено непосредственно в углу.
В каком порядке расположить иконы
Существуют каноны расположения икон, которыми руководствуются при обустройстве красного угла. Лики святых располагали по аналогии с церковным алтарем.
Образ Спасителя должен располагаться в центре домашнего иконостаса. Иконы «Господь Вседержитель» и «Спас Нерукотворный» подойдут для этого лучше всего.
Выше этой иконы можно расположить Распятие или образ Святой Троицы. Икону Пречистой Богородицы будет уместно поместить справа от образа Спасителя. Слева от иконы Иисуса Христа часто помещают образ святого Иоанна Предтечи — классический Триптих.
Лик святителя Николая Чудотворца также нередко располагают на этом месте.
Именно эти иконы составляют основу домашнего иконостаса. Все остальные иконы можно разместить уровнем ниже или по обе стороны от них.
Нельзя не упомянуть, что в Божьем уголке часто размещают лики великих заступников христиан: иконы святого целителя Пантелеимона, преподобного Сергия Радонежского и многих других.
При размещении ликов в иерархическом порядке славяне уделяли много внимания размеру икон: самыми крупными должны были быть изображения Спасителя или Богородицы.
Интересные факты
На этот угол жители Руси ориентировались всю свою жизнь.
Именно здесь проводились все родильные, свадебные и похоронные обряды. Например, в свадебном обряде сватание невесты и выкуп совершались именно в красном углу; из красного угла отчего дома её увозили на венчание в церковь, а по приезде в дом жениха, тоже вели к красному углу.
Главное место дома связано и с календарными обрядами. В сезон уборки урожая первые и последние колосья несли с поля к красном углу. Наши предки верили, что данное действо сулит благополучие в семье, доме и хозяйстве.
Заключение
Нельзя не обратить внимание и на связь красного угла с огромным количеством праздников и традиций. Его легко можно назвать связующим звеном, гармонично переплетающим христианскую культуру с традициями раннего фольклора.
Красный угол всегда украшался в православные праздники и становится своеобразным алтарём во время календарных обрядов.
Долгое время люди ориентировались на красный угол, привязывали к нему самые важные события в жизни и бережно хранили заветы предков на протяжении веков. И нам необходимо хранить историческое наследие и помнить, что многим традициям мы обязаны именно красному углу.
В материале использованы фотографии ИА «Удмуртия», иеромонаха Александра Солянкина
Как нарисовать космос акварелью — Блог издательства «Манн, Иванов и Фербер»Блог издательства «Манн, Иванов и Фербер»
Творчество
Как нарисовать космос акварелью
19 апреля 2017 52 857 просмотров
Юлия Скрипник
Неделю назад в наших творческих соцсетях мы запустили конкурс на рисование акварельного конкурса. Вы можете посмотреть все работы по тегу #акварельныйкосмосконкурс. Публикуем лучшие рисунки и даем пошаговый мастер-класс, как научиться рисовать космос акварелью.
Автор фото — @juleekho
Автор фото — @shagero.alled
Автор фото — @kamarkovskaya
Автор фото — @arlyapovaeireen
Автор фото — @katrin_is_art
Если вы не участвовали в конкурсе, но тоже хотите научиться рисовать космос, сохраните себе куда-нибудь эти пошаговые инструкции, что и как делать, чтобы получились яркие и красивые переливы. Публикуем урок от Леонардо Перезнието.
Материалы
- Акварельная бумага горячего прессования формата А4 или А3;
- Малярный скотч;
- Мольберт или деревянная доска;
- Палитра;
- Контейнер воды;
- Кусок ткани;
- Соль в крупных кристаллах.
Акварель:
- оранжевый;
- красный кадмий;
- марганцовая фиолетовая;
- делфте синий;
- лазурь;
- индиго;
- прусский зеленый;
- зеленый фталоцианин;
- перманентный зеленый;
- темный кобальт зеленый;
- блестящий сине-фиолетовый;
- хром оранжевый;
- кадмий светло-желтый;
- черная слоновая кость;
- титановые белила.
Кисти из белки:
- Кисть-швабра;
- Кисть № 0;
- Кисть № 2;
- Кисть № 4;
- Кисть № 8;
- Кисть № 12.
Шаг первый. Смешиваем краски
Закрепите акварельную бумагу на деревянной доске малярным скотчем. Смешайте оранжевый со светлым красным кадмием. Должен получиться светло-алый оттенок. Далее смешайте глубокий красный с марганцовой фиолетовой и каплей индиго, чтобы получить вишнево-красный оттенок. Потом добавьте делфте синий к индиго для получения темно-синего. И последняя смесь — прусский, перманентный и темный кобальт зеленый, фталоцианин, чтобы получить средне-зеленый.
Если у вас нет всех этих цветов, задачу можно упростить и рисовать просто теми цветами, которые у вас есть. Итог все равно получится интересным.
Шаг второй. Наносим цвета на бумагу
Разместите мольберт под небольшим углом и намочите водой всю бумагу чистой водой кистью-шваброй.
Шаг третий. Добавляем детали
Работать нужно достаточно быстро, пока бумага еще влажная. Кистью № 4 усильте некоторые участки и заполнить все пробелы любой краской, какой вам захочется.
У вас должно быть представление о том, как вы хотите, чтобы выглядела окончательная работа.
Старайтесь избегать смешивания дополнительных цветов (например, желтого и фиолетового, красного и зеленого, синего и оранжевого) друг с другом, так как это приведет к мутности цвета.
Шаг четвертый. Усиливаем цвета
Как только краска начнет высыхать, нанесите еще один слой краски сверху для усиления цвета. Не забывайте каждый раз промакивать кисточку, прежде чем брать новый оттенок.
Шаг пятый. В игру включается соль
Когда вы закончите наносить краску и будете довольны сочетанием цветов и их яркостью, посыпьте на рисунок зерна крупной соли. Она впитает воду и заберет часть цвета, оставив красивые разводы в виде туманностей. Дождитесь полного высыхания и аккуратно соскоблите соль.
Шаг шестой. Добавляем чистые цвета
Мы сделали лишь половину работы! Снова намочите всю поверхность водой и закрепите цвета их чистыми аналогами, используйте для этого кисть № 2. Чтобы получить чистый яркий цвет, добавляйте меньше воды в краску и не смешивать краски на палитре, а берите прямо из контейнера.
Шаг седьмой. Затемняем края
Пока бумага еще влажная, смешайте лазурь и черную слоновую кость. Кистью № 4 нанесите краску по краям листа, вокруг границ туманности. Только не наносите краску в виде черной рамки, вспомните как выглядят туманности — в виде вытянутого эллипса. На этом этапе нам пригодится ткань, которую можно использовать для поглощения краски, чтобы смягчить края.
Шаг восьмой. Добавляем звезды
Дожидаемся полного высыхания и используем кисть № 2 для финальных штрихов. Чтобы добавить звезды в наш космос, положите мольберт на горизонтальную поверхность. Возьмите в не ведущую руку палочку (или другую кисточку) и держите ее параллельно бумаге. Наберите на кисточку в ведущей руке титановые белила и делайте легкие удары кистью о палочку так, чтобы крошечные белые частицы краски попадали на вашу картину. Добавьте «вручную» несколько звезд тонкой кистью № 0.
Дайте рисунку высохнуть, снимите малярную ленту. И вот он, ваш космос!
Red Corner Stock-Fotos und Bilder
- CREATIVE
- EDITORIAL
- VIDEOS
- Beste Übereinstimmung
- Neuestes
- Ältestes
- Am beliebtesten
Alle Zeiträume24 Stunden48 Stunden72 Stunden7 Tage30 Tage12 MonateAngepasster Zeitraum
- Lizenzfrei
- Lizenzpflichtig
- RF und RM
Lizenzfreie Kollektionen auswählen >Editorial-Kollektionen auswählen >
Bilder zum Einbetten