Урок литературного чтения А. Кушнер
Александр Семенович Кушнер «Сирень»
Цели деятельности учителя: формировать представления о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, — это сходство и близость мировосприятия их авторов.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся выразительно читать стихотворение, анализировать; получат возможность научиться воспринимать и осмысливать живописное полотно.
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):
Регулятивные: выполняют учебные действия в устной речи и во внутреннем плане.
Познавательные: строят устные высказывания с учетом учебной задачи.
Коммуникативные: участвуют в диалоге при обсуждении произведений искусства; учитывают позицию одноклассника, настроение других людей.
Личностные: проявляют интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в искусстве.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
Иногда поэтам кажется, что словами невозможно передать необыкновенную красоту природы, что это по силам только художникам, живописцам.
Вспомните, как Николай Заболоцкий призывал художника нарисовать куст орешины. О каком произведении идет речь? (в своем стихотворении «Сентябрь» автор призывает художника передать красоту осенней орешины, которая на холсте представляется ему загадочной, прекрасной царевной.)
Выразительное чтение стихотворения учащимися.
Сыплет дождик большие горошины,
Рвется ветер, и даль нечиста.
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа.
Но взгляни: сквозь отверстие облака,
Как сквозь арку из каменных плит,
В это царство тумана и морока
Первый луч, пробиваясь, летит.
Значит, даль не навек занавешена
Облаками, и, значит, не зря,
Словно девушка, вспыхнув, орешина
Засияла в конце сентября.
Вот теперь, живописец, выхватывай
Кисть за кистью, и на полотне
Золотой, как огонь, и гранатовой
Нарисуй эту девушку мне.
Нарисуй, словно деревце, зыбкую
Молодую царевну в венце
С беспокойно скользящей улыбкою
На заплаканном юном лице.
2. Введение в тему.
Николай Заболоцкий силой своего воображения превращает куст орешины в прекрасную царевну, а в мифах и легендах часто люди превращаются в растения.
Послушайте легенду о происхождении сирени.
Скандинавская легенда утверждает, что цветы сирени пришли к нам тогда. Когда, когда весна согнала с лугов снег и высоко подняла солнце, Солнце в сопровождении радуги пошло над землей. Тогда весна стала брать лучи солнца, смешивать их с цветами радуги и, передвигаясь с юга на север , бросать на землю. И там, куда падали лучи, распускались желтые, оранжевые, красные, синие и голубые цветы. Когда Весна достигла Севера, у неё остались только лиловые и белые цвета. А внизу лежали Скандинавские страны, Тогда весна перемешала солнечный луч и лиловый цвет радуги и бросила их на маленькие кустарники. Которые покрылись сиреневыми цветами. Затем у весны остался один белый цвет. Не пожалела его весна и щедро рассыпала его на землю, а из него получилась белая звездчатая сирень.
А если верить древнегреческой легенде
, то молодой Пан – бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу – нежную вестницу утренней зари, и так залюбовался ее нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги и дало название дереву – сирень.
— Какой художественный образ будет сегодня присутствовать на уроке? (сирень)
— Верно, мы будем говорить о сирени в изображении художника и поэта.
Зная тему урока, продолжите высказывания:
— Сегодня на уроке мы научимся…
— Мы сможем увидеть…
— Будем иметь возможность сравнить…
— Я постараюсь учитывать …
3. Освоение нового материала.
Сведения о художнике.
Пётр Петро́вич Кончало́вский — русский, советский художник. Народный художник РСФСР. Учился в харьковской рисовальной школе, в вечерних классах, в академии Жюлиана в Париже и в Петербургской Академии художеств. Был членом художественных объединений:
В живописи испытывал сильное влечение к Европе, прекрасно говорил по-французски. В раннем периоде художник стремился выразить праздничность цвета, свойственную русскому народному творчеству. Известен стал благодаря своим натюрмортам.
Оставаясь независимым (насколько это было возможно в те времена), художник все свои работы представлял на суд супруги, Ольги Васильевны. Если она говорила: «Не то», то участь холста была предрешена — «под нож», или Пётр Петрович использовал их под новые произведения, безжалостно загрунтовывая предыдущую работу. С внешним миром старался не конфликтовать, свои суждения высказывал обычно с большой долей иронии.
Беседа по картине Петра Петровича Кончаловского «Сирень».
— Давайте рассмотрим репродукцию картины Петра Кончаловского «Сирень», одновременно прослушав прекрасную пьесу П.И. Чайковского «Фея сирени» из балета «Спящая красавица».
— Какие чувства у вас вызвала картина Петра Кончаловского?
— Созвучно ли настроение музыки и картины?
— Чем передает художник красоту цветов? (Красками)
— При помощи чего композитор восхищается красотой? (Звуков)
— Сумел ли художник показать. Что сирень свежая, как будто её только что срезали?
— Опишите сирень на картине. Какая она? (Изумительная, свежая, благоухающая, восхитительная, душистая, великолепная, роскошная, прекрасная, живая.) На доску помещаются прилагательные, которыми описывают дети сирень.
Поэт Александр Кушнер тоже уверен, что сирень, изображенная художником Петром Кончаловским, живая, настоящая цветущая сирень.
Сведения об авторе.
Родился в 1936 году, отец будущего поэта был военно-морским инженером. Учился на филологическом факультете Педагогического института им. А. Герцена. В 1959—1969 преподавал в школе русский язык и литературу. С конца 1960-х перешёл на профессиональную литературную деятельность.
Описывает предметный мир, быт и одновременно включённость в мировую культуру. Особое место в творчестве Кушнера занимает образ его родного Петербурга-Ленинграда. Книги стихов издавались в переводе на английский, голландский, итальянский. Стихотворения переводились на немецкий, французский, японский, иврит, чешский и болгарский.
4. Физминутка.
Чтение учителем стихотворения Александра Кушнера «Сирень».
Фиолетовой, белой,
лиловой,
Ледяной, голубой, бестолковой
Перед взором предстанет сирень.
Летний полдень разбит на осколки,
Острых листьев блестят треуголки,
И, как облако, стелется тень.
Сколько свежести в ветви тяжелой,
Как стараются важные пчелы,
Допотопная блещет краса!
Но вглядись в эти вспышки и блестки:
Здесь уже побывал Кончаловский,
Трогал кисти и щурил глаза.
Тем сильней у забора с канавкой
Восхищение наше, с поправкой
На тяжелый музейный букет,
Нависающий в желтой плетенке
Над столом, и две грозди в сторонке,
И от локтя на скатерти след.
— Поделитесь своими ощущениями. Какое впечатление произвело на вас стихотворение?
— Появилось ли желание прочитать стихотворение еще раз самостоятельно?
Словарно – лексическая работа.
(Работа в группе по карточкам.)
— Дайте определение словам:
Взор – устремленность глаз, взгляд.
Предстанет – появится.
Треуголки – треугольная форма.
Допотопная – давняя.
Поправка – изменение, улучшение.
— Вы согласны с мнением поэта, что каждый человек, который видел «Сирень» Кончаловского, теперь невольно будет смотреть на живую сирень глазами этого художника?
— Что общего в изображении сирени на картине и в стихотворении?
Беседа по вопросам учебника.
— Сколько строф в стихотворении? (3)
-Давайте вспомним, что такое строфа? (Строфа́ — сочетание строк в стихотворении, обладающих определённым ритмическим, интонационным строением и объединяемых рифмовкой. Строфа может содержать и 6 строчек.)
Прочитайте первую строфу:
Фиолетовой, белой,
лиловой,
Ледяной, голубой, бестолковой
Перед взором предстанет сирень.
Летний полдень разбит на осколки,
Острых листьев блестят треуголки,
И, как облако, стелется тень.
— Какие определения поэт дает сирени? (Фиолетовая, белая, лиловая, ледяная, голубая, бестолковая)
— Какой цвет имеется в виду, когда говорится «ледяная»? (Прозрачный, голубоватый. )
— Поэт с восторгом рассматривает сирень?
— Почему поэт называет сирень «бестолковой» (Из-за ее буйного цветения, в котором нет расчета и логики.)
— Как вы думаете, поэт смотрит на букет сирени или на куст сирени? (Он смотрит на куст сирени. «Летний полдень разбит на осколки, / Острых листьев блестят треуголки, / И, как облако, стелется тень».)
— Объясните строчку «Летний полдень разбит на осколки»: о каких осколках идет речь? (Поэт сравнивает листья сирени с осколками.)
Прочитайте вторую строфу.
Сколько свежести в
ветви тяжелой,
Как стараются важные пчелы,
Допотопная блещет краса!
Но вглядись в эти вспышки и блестки:
Здесь уже побывал Кончаловский,
Трогал кисти и щурил глаза.
— Удается ли поэту передать впечатление большого душистого куста в окружении пчел? Как он добивается того, чтобы мы их слышали? Какие строчки нам помогают? ( Жжужание пчел, окружающих куст поэт передает с помощью звукописи: «сколько свеЖЕсти в ветви тяЖЕлой»; «ваЖные пчелы». )
Прочитайте третью строфу.
Тем сильней у
забора с канавкой
Восхищение наше, с поправкой
На тяжелый музейный букет,
Нависающий в желтой плетенке
Над столом, и две грозди в сторонке,
И от локтя на скатерти след.
Поделитесь своими ощущениями.
— Нравится ли поэту букет, написанный Петром Кончаловским?
— Подтвердите, что художник помог поэту увидеть красоту живой сирени. (Это, подтверждают строчки: «Тем сильней у забора с канавкой / Восхищение наше, с поправкой / На тяжелый музейный букет.)
5. Итог урока.
— Дополните строки:
Художник использует краски, поэт – слово, но оба изображают сирень. И мы чувствуем, что поэт и художник любят сирень, любуются ею, восхищаются щедростью и красотой родной природы.
— Мы сегодня сделали попытку увидеть и почувствовать…
— Мы стали …
— На меня произвело наибольшее впечатление…
— Во мне пробудились чувства, мысли…
— У меня осталось………. .……… настроение от услышанного на уроке.
— У меня появилось желание …
6. Рефлексия деятельности.
«Дерево чувств»
Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения; нарисовать ветку сирени (по желанию).
Как нарисовать вишню карандашом поэтапно. Нарисуем ветку вишни с цветами Как нарисовать вишневое дерево поэтапно карандашом
Поговорим не о сладких фруктах и конфетах, а о кислых ягодах, которые, тем не менее, не становятся менее вкусными. И узнаем как рисовать вишню. Долгое время их никто не замечал и даже не использовал в пищу, до тех времен, пока римляне не пришли в город Керасунда, что на территории Турции. Там они обнаружили деревья с маленькими плодами. Приказ не заставил ждать себя – воины собрали много плодов и отвезли к себе в Италию, где уже массово распространили.
В наше время вишня широко используется в сфере украинской и немецкой кухни. Мое излюбленное украинское блюдо – вареники с вишней. Хоть вкус у неё кислый, с нее часто делают сладкое варенье и компоты.
Необычные факты:
- Черешня – это не отдельная ягода, а сорт вишни. Еще её называют птичьей вишней, из-за пристрастия пернатых к поеданию их. Это не удивительно, ведь черешни сладкие. Сам люблю поклевать.
- Как ягоды, так и листья этого дерева имеют в себе природные антибиотики. В древние времена наши предки использовали это свойство: перетирали плоды и листву и прикладывали к раненым местам.
- Косточки вишенки не только несъедобны, но и весьма опасны. Вещество в них при попадании в желудок выделяет синильную кислоту. Конечно, несколько косточек не уложат вас в могилу, но рисковать не стоит.
Теперь будем медленно переходить к рисованию.
Как нарисовать вишню карандашом поэтапноШаг первый. Рисуем некое аморфное тело, похожее на жижу или микроба, сверху тоже фигурку непонятной формы. Шаг второй. Микроба превращаем в несколько ровных и красивых кружков, с них вверх проводим линии ко второму объекту. Шаг третий. Делаем так, чтобы круги выглядели естественно и не вылезали друг на друга. Делаем их форму более ровной и круглой. Шаг четвертый. Делаем веточки крупнее и заметнее, на фоне рисуем несколько листочков. Шаг пятый. Добавляем жизни в нашу ягоду – делаем вид настоящей, сочной вишни, добавляя тени штриховкой. Посмотрите еще интересные уроки.
Весна наступает всё стремительнее. Только распустилась яблоня, а уже и вишня набрала цвет.
Вот и нарисуем ветку цветущей вишни.
Но тут я сразу уточню – у нас в Глазове вишня нередко растёт не только в садах, но и просто в палисадниках и во дворах, но это вовсе не дерево. Обычно наша вишня — небольшой куст с тонкими прутьевидными ветвями. Сейчас, когда она зацвела, на ветках уже появились пока ещё некрупные листья. В целом выглядит совсем не как сакура – нежно-зелёный куст с небольшими малозаметными рыхлыми зонтиками белых цветочков на концах длинных, зачастую голых веток. Ну, я выбрала веточку погуще.
Урок поэтапного рисования — ветка вишни
Сначала нарисуем карандашом схематический набросок.
Распределяем листья — они ещё не совсем развернулись и выглядят как приоткрытая книжка. Листья овальные заострённые, с лоснистым блеском. Верхняя сторона ярко-зелёная, нижняя – более матовая. Край листа мелкозубчатый. Но, пожалуйста, когда будете рисовать — рисуйте правдиво. Сколько раз я замечала, что ученики «цепляются» к деталям: уж если листик зубчатый, то, увлёкшись и, не глядя на сам лист, рисуют глубокий зигзаг, чуть ли не пилу. Ну, мы-то с вами учимся видеть всё в сравнении и соотносим части и общее. Цветы на длинных светло-зелёных цветоносах расположены на конце веточки — они маленькие, с пятью белыми округлыми лепестками (как это зачастую бывает у розоцветных). Впрочем, самое красивое в цветах — прозрачно-белые многочисленные, пушисто расправленные тычинки с маленькими жёлто-коричневыми пыльниками. Под все эти описания я уже добралась до графического рисунка — ветка вишни.
Товарищи, тут я вас опять же призываю ко вниманию и осознанности: да, листья зелёные, но они — по-разному зелёные. Где-то прозрачно-желтоватые, где-то насыщенно-изумрудные. Это надо видеть и стараться замечать. Не закрашивайте зелень монолитно в один цвет! Никто не просит расцвечивать листву всеми цветами радуги, но та игра красок, что есть — она заслуживает правдивого отражения.
Поговорим не о сладких фруктах и конфетах, а о кислых ягодах, которые, тем не менее, не становятся менее вкусными. И узнаем как рисовать вишню. Долгое время их никто не замечал и даже не использовал в пищу, до тех времен, пока римляне не пришли в город Керасунда, что на территории Турции. Там они обнаружили деревья с маленькими плодами. Приказ не заставил ждать себя – воины собрали много плодов и отвезли к себе в Италию, где уже массово распространили.
В наше время вишня широко используется в сфере украинской и немецкой кухни. Мое излюбленное украинское блюдо – вареники с вишней. Хоть вкус у неё кислый, с нее часто делают сладкое варенье и компоты.
Необычные факты:
- Черешня – это не отдельная ягода, а сорт вишни. Еще её называют птичьей вишней, из-за пристрастия пернатых к поеданию их. Это не удивительно, ведь черешни сладкие. Сам люблю поклевать.
- Как ягоды, так и листья этого дерева имеют в себе природные антибиотики. В древние времена наши предки использовали это свойство: перетирали плоды и листву и прикладывали к раненым местам.
- Косточки вишенки не только несъедобны, но и весьма опасны. Вещество в них при попадании в желудок выделяет синильную кислоту. Конечно, несколько косточек не уложат вас в могилу, но рисковать не стоит.
Теперь будем медленно переходить к рисованию.
Как нарисовать вишню карандашом поэтапноШаг первый. Рисуем некое аморфное тело, похожее на жижу или микроба, сверху тоже фигурку непонятной формы.
Шаг второй. Микроба превращаем в несколько ровных и красивых кружков, с них вверх проводим линии ко второму объекту.
Шаг третий. Делаем так, чтобы круги выглядели естественно и не вылезали друг на друга. Делаем их форму более ровной и круглой.
Шаг четвертый. Делаем веточки крупнее и заметнее, на фоне рисуем несколько листочков.
Шаг пятый. Добавляем жизни в нашу ягоду – делаем вид настоящей, сочной вишни, добавляя тени штриховкой.
Посмотрите еще интересные уроки.
Как нарисовать куст пером и тушью
В этом посте я опишу, как нарисовать куст пером и тушью. Кусты обычно являются частью ландшафта, и различные типы кустов можно очень эффективно использовать, чтобы добавить визуальный интерес к ландшафту. научиться рисовать их эффективно очень важно для создания приятных пейзажей.
Втулку обычно можно разделить на следующие категории:
- Густой куст с несколькими видимыми ветками:
- Выступающие ветки с легкой и воздушной листвой
Различные техники подходят для рисования куста с густой листвой по сравнению с кустом, где ветки выделяются, как описано ниже.
Рисование листвы Выступающий куст:
Рисование куста с выступающей листвой очень похоже на рисование листвы лиственного дерева и листвы вдалеке. Если вы еще не прошли эти уроки, я рекомендую вам сначала просмотреть их, чтобы понять основную форму и обводку для рендеринга листвы.
В следующем подходе сначала рисуется верхняя часть массы листвы, которая используется для компоновки массы листвы. Это похоже на то, как делается дальняя листва, за исключением того, что размер куста больше. Кроме того, вместо параллельных линий следует использовать «листья» или каракули, поскольку куст обычно ближе, и видно больше деталей (листва).
Слои куста можно сделать так же, как и дальнюю листву. Кроме того, можно добавить несколько видимых тонких веток, чтобы придать ему больше интереса, как показано ниже.
Рисование куста дальше:
Как обсуждалось в уроке по рисованию лиственной листвы, по мере того, как листва уходит на расстояние, она становится меньше в размере, и слои листвы не могут быть правильно изображены. В этом случае нарисуйте начальную листву куста, используя обводку листа/каракулей, а затем затемните некоторые места, особенно нижнюю часть, чтобы добавить объема и глубины, как показано ниже.
Посмотреть видео-демонстрацию рисования куста на моем канале YouTube.
Рисование куста в контуре:
Если куст находится на достаточном расстоянии и окружен другими элементами, такими как деревья, забор или фоновая линия деревьев, то иногда желательно оставить свет куста, чтобы было разделение элементов. В этом случае куст можно просто изобразить контуром, как показано ниже. Ум интерпретирует это как куст.
Рисование ветки Выступающий куст:
Чтобы нарисовать куст, на котором видны ветки, сначала нарисуйте выступающие ветки куста, а затем добавьте листву между ними, как показано ниже. Веточки для куста нужно рисовать с помощью ‘ Техника 2 тонов Техника обсуждается в Учебнике по рисованию ветвей и стволов.
Путем изменения структуры веток и густоты листвы можно нарисовать другой тип такого куста, как показано ниже.
Рисунок куста с ветками дальше:
В этом случае нарисуйте ветки сплошными сужающимися линиями и используйте точки или очень маленькие метки для обозначения листвы, как показано ниже.
На этом урок рисования куста завершен. Используйте приведенные ниже шаблоны для практики. Вы можете найти еще много примеров, чтобы попрактиковаться в рисовании кустарника в мини-пейзаже.
Шаблоны и рабочие тетради:
Щелкните здесь, чтобы загрузить PDF-файл с шаблонами для практики рисования куста, как показано выше. А еще лучше, возьмите мои рабочие тетради для рисования пером и тушью , которые идеально подходят для всех, кто учится рисовать пером и тушью пейзажи.
Видео:
Демонстрационное видео рисования куста вы можете найти на моем YouTube канале.
Ниже приведены некоторые из моих рисунков, где кусты используются для создания атмосферы и создания настроения.
Момент созерцания Мое убежище Новое начало Луч светаНа этом обучение завершено. Не забывайте практиковаться и, самое главное, получать удовольствие. Не стесняйтесь обращаться ко мне с любыми вопросами.
Happy Drawing,
Rahul
Вернуться к учебникам:
Я буду регулярно добавлять новые шаблоны и учебники. Если вы хотите получать уведомления о любых новых дополнениях, pl. отправьте мне свой адрес электронной почты в форме ниже.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Заинтересованы в рисовании пейзажей пером и тушью ? Попробуйте мои рабочих тетрадей …Вы не найдете более простого способа добиться успеха в этом замечательном деле. Ознакомьтесь с их БЕСПЛАТНЫМИ превью
Пойдем
X
Как рисовать Буш / LetsDrawIt
Как рисовать Буш / LetsDrawItВыберите рисунок Буш из нашей базы данных. Скопируйте его или посмотрите в нашем видеоплеере и используйте в качестве пошагового руководства, чтобы научиться рисовать.
Мы используем рисунки, созданные другими игроками в играх LetsDrawIt. Поскольку рисунки выбираются автоматически, может отображаться неподходящий рисунок. В этом случае сообщите о розыгрыше, нажав кнопку «Сообщить о розыгрыше».