Какие были рисунки на щитах русских дружин?
Что рисовали на своих щитах древнерусские дружинники? Такой вопрос прислал нам Александр из города Старая Русса Новгородской области.
Прежде всего следует сказать, что находок щитов на Древнюю Русь – самый мизер.
Есть находка в Пскове маленького миндалевидного щита, но там не до конца ясно, щит ли это или какая-нибудь разделочная доска.
Остается одно — просмотреть средневековые миниатюры, барельефы, медальоны, которые достаточно четко фиксируют изображения щитов. И здесь четко проступает отличие от Западной Европы, где буйным цветом цвела геральдика.
Именно она снабдила европейских рыцарей живописнейшими гербами, которые перешли на щиты самих рыцарей, а так же подчиненных им воинов.
На Руси же дело с рисунками на щитах обстояло скромнее. И сейчас мы попробуем разложить все по полочкам.
Кресты
Самое, казалось бы, главное изображение на щитах у воинов христианского вероисповедания. В Европе, где крестовые походы и ордена госпитальеров, тамплиеров, тевтонцев задавали определенный ритм жизни, крест был популярен.
На Руси, судя по изображениям — не очень.
Вот единственное изображение креста на щите, которое удалось найти редакции «Людоты«.
Это каменная резьба на храме Георгия Победоносца в городе Юрьев-Польской, одном из городов Владимиро-Суздальской Руси. Датируется XII—XIII веками.
«Польской», кстати, не потому что имеет отношение к Польше, а потому что расположен в поле, если точнее — в Суздальском ополье.
Животные
Немногим более чаще на щитах встречаются хищные звери. Вот два изображения, которые нам удалось найти.
Слева миниатюра Федоровского Евангелия, рубеж XIII-XIV столетий. На ней нарисован святой Федор Стратилат. Создано оно было, очевидно, в Ярославле, там и хранится по сей день.
Справа — еще одна резьба Юрьев-Польского храма Георгия Победоносца. Он, собственно, на ней и изображен.
Видно, что на щитах у святых воинов нарисованы вздыбленные звери. Давайте рассмотрим их покрупнее.
Сперва щит св. Федора Стратилата с яростным барсом:
Теперь каменная резьба Владимиро-Суздальского княжества. Напомним, это XII-XIII века.
К сожалению, рассмотреть щит в подробностях сложно, качество изображений не радует. Но все же:
Как видим, оба щита очень похожи. Тут и художественный узорный кант по всему периметру и хищные звери в одинаковых позах.
Считается, что лев или леопард (зачастую в символике они смешиваются в единое понятие) — это древний символ Владимиро-Суздальских князей. Появился он около XII столетия и встречается не только в каменной резьбе, но и на монетах времен Куликовской битвы и Стояния на реке Угре.
Еще один щит с представителем фауны есть в Тверском списке хроники Георгия Амартола (Георгия Грешника). В ней содержатся сведения от сотворения мира до 842 года.
Ее список — рукописная копия, был сделан в Тверском княжестве в XIII-XIV веках. Так как книга весьма и весьма почтенная по возрасту, то рисунок поединка между Давидом и Голиафом уже не такой четкий, как когда-то.
Тем не менее, в середине шестидесятых годов прошлого века, будущий академик Анатолий Кирпичников сделал прорисовку с этой миниатюры, и получается, что на ней изображена некая птица.
Геометрические рисунки на щитах каплевидной формы
На рубеже XII-XIII в Рождественском соборе Суздаля были установлены так называемые Золотые врата. На самом деле они всего лишь позолочены, и весят около 600 килограммов. На створках врат немало изображений, и вот одно из них:
Слева — Архангел Михаил, справа — Иисус Навин, тот самый, который с помощью громко ревущих труб взял город Иерихон и подарил себе победу, а нам — крылатое выражение «Иерихонские трубы». Обратите внимание на полосатый щит за склоненным Иисусом Навином.
Идем далее. Есть вот такой фрагмент костяной пластины. Она датируется XI столетием, а происходит с территории Галицко-Волынского княжества. Если быть более точным — из руин города Плисненска. Его уничтожили в 1241 году татаро-монголы, а пластинка вот осталась:
Расписан щит, кажется, диагональными полосками — то есть Золотые врата не единственный источник на такого рода украшения.
Иногда полоски шли в двух направлениях — «елочкой». Несколько щитов, расписанных так, можно рассмотреть на миниатюрах Симоново-Хлудовской псалтири.
Еще один сюрприз преподнесли нам черепки, оставшиеся от неких сосудов с изображением воинов. Нашли их в Новгородской земле.
Однотонные каплевидные щиты с каймой
Но больше всего щитов однотонных. Вот например, Симоно-Хлудовская псалтирь:
Или Радзивилловская летопись. Создана она была видимо на Смоленщине, в начале XIII века. Затем неоднократно переписывалась — две таких рукописных копии были сделаны в XV веке и сохранились до наших дней — в отличие от оригинала.
По окончании похода Ивана Грозного на Казань была написана икона «Церковь воинствующая». Теперь мы можем любоваться множеством щитов, рожденных кистью автора, жившего в середине XVI столетия:
Рисунки на больших круглых щитах
Cудя по изображениям, на Руси использовались не только каплевидные или треугольные щиты, но также и круглые. Вот два примера, с украшением больших выпуклых щитов:
- Слева — Святой воин с фрески Кирилловской церкви в Киеве, датировка изображения — XI в.
- Справа — наш старый знакомый св. Фёдор Стратилат (Новгород, икона Софийского собора, XV век).
Часто считается, что изображения на иконах условны, потому что следуют традиции. Однако, вот пример из Новгорода, который только подтверждает изображение на иконах.
Это ложка XIV века, принадлежавшая Ивану, сыну новгородского посадника Варфоломея. Хранится она в историческом музее в Москве.
Вот крупное изображение воина в доспехе, с мечом и щитом. Щит тоже выпуклый и очень похож на тот, который тремя векам ранее был нарисован в Кирилловской церкви в Киеве:
Изображения на малых круглых щитах
В Средневековой Европе широко были распространены маленькие кулачные щиты — баклеры. Их удерживали кулаком за центральную рукоять.
Нечто подобное было и на Руси. Вот пожалуйста, уже знакомый нам источник — Тверской список Георгия Амартола:
Есть еще один святой воин — Сотник Лонгин. Фигура очень интересная. Изначально он был одним из тех, кто распинал Христа и даже пронзил его копьем — тем самым знаменитым Копьем Судьбы.
Однако, хлынувшая кровь Иисуса попала ему на глаза, и он вылечился от катаракты. После чего стал ярым проповедником христианства, за что и был убит в родной Кесарии, став таким образом, святым мучеником.
Это изображение святого Лонгина есть в уже знакомом нам Георгиевском соборе в Юрьеве-Польском. Воин показан с маленьким кулачным щитом:
Итак…
Подведем итоги. Действительно, древнерусским эмблемам на щитах было очень далеко до европейских гербов. Однако это не так уж и плохо. Это просто по-другому.
В любом случае простой, без украшательства щит, дешевле и если его разбивают в бою, то терять его не так уж и жалко. И кстати.
Если вам есть чем дополнить эту статью — пишите свои комментарии.
Обсудим?
proshloe.com
Щит и меч рисунок карандашом. Как нарисовать меч? Пошаговая инструкция. Рисуем щит в фотошоп
Уже нарисовал +1 Хочу нарисовать +1 Спасибо +7
Шаг 1.
Намечая постановочные линии, мы нарушим некоторые пропорции, например, сделаем ноги короче, плечи шире. И нарисуем гному большую голову. Одна рука гнома согнута, большая кисть руки поддерживает щит, вторая рука опущена вниз: гном держит увесистый кистень с шипами. Ступни намечаем полукруглыми.Шаг 2.
Простыми, прямыми линиями намечаем контур. На лице обозначаем глаза, нос и бороду лопатой. Намечаем кисти рук и пальцы. Одна нога закрыта щитом, мы ее рисовать не будем, но важно знать, где она, чтобы гном твердо стоял на земле.Шаг 3.
Очерчиваем общий контур фигуры, рисуем лицо, четко рисуем одежду, доспехи и оружие. Доспехи желательно продумать заранее и сделать предварительные наброски. На голове у гнома шлем с кольчужным воротником, на плечах плащ, под плащом наплечники, под наплечниками кольчуга, широкий пояс. На руках и ногах поножи и наручи. Сапоги кожаные, щит деревянный, с металлической окантовкой.Шаг 4.
Детально прорисовываем карандашом нашего гнома, тщательно прорабатываем все детали. Рисуем кольчужные кольца большими и четкими, ремни, которыми застегнуты доспехи, заклепки на шлеме, наплечниках и щите. Прорисовываем нагрудные пластины и складки плаща. Показываем объем наплечников.Шаг 5.
Если вы внимательно прорисовали все детали рисунка простым карандашом, можете приступать к работе тушью и пером. Но тушь следует взять водостойкую. После того как тушь высохнет, можно стереть карандашные линии резинкой.Шаг 6.
Усиливаем все контурные линии. Следим при этом, чтобы все линии были ровными и одинаковыми. Внимательно прорабатываем все детали рисунка, особенно кольчугу. Тонкими линиями обозначаем волокна дерева на щите.Шаг 7.
С учетом падающего света наносим штрихами тень, очень четко. Метал можно оттенить поперечными линиями – так создается ощущение блеска. Дерево прорисовываем, по-прежнему отслеживая направление волокон.Все наверняка знают, что он представляет собой, но как нарисовать меч — задача не из простых для многих. К тому же понятие сие весьма многогранно.
Что мы знаем?
Существуют различные виды этого холодного оружия, которым прежде всего пользовались рыцари. А еще меч всегда был неотъемлемой составной боевых искусств Востока. Многие антиквары за сумасшедшие деньги приобретают старинные клинки. Это также является престижным коллекционированием.
Из чего состоит?
Задумываясь над тем, как нарисовать меч, нужно в первую очередь представлять себе его конструкцию. А состоит он из основных частей: клинка и эфеса (который включает рукоять, крестовину и навершие).
Клинок, в свою очередь, представляет собой лезвие, дол и хвостовик. Причем лезвие может быть в форме линзы, шестигранника или ромба. Так называемый дол выступает как ребро жесткости и как способ облегчить меч. На хвостовик обычно насаживают гарду (крестовину), рукоять и яблоко (навершие).
Немного истории
Предназначение гарды — предотвратить соскальзывание руки на острое лезвие. Также защитить кисти рук от ударов противника. Чтобы гарда не съезжала на рукоять, ее подпирали деревянные обкладки рукояти. У навершия другая задача — подпор для руки, чтобы при ударе меч не вылетал. Так же и балансировка. Напомним, что долгое время до появления огнестрельного оружия (да и после) меч являлся основной экипировкой воинов различных стран. Как нарисовать меч? Теперь, когда мы примерно представляем себе конструкцию этого оружия, можно приступать собственно к изображению его.
Как нарисовать меч поэтапно
Нам будут нужны бумага, ластик, мягкие карандаши.
Шаг 1
Меч — фигура симметричная и геометрическ
azaretskaya.ru
Щит и меч рисунок карандашом. Как нарисовать гнома с булавой и щитом карандашом поэтапно. Inkscape уроки: рисуем щит
Комиксы уже давно стали оригинальным жанром, поклонниками которого являются как дети, так и взрослые. Можно выделить два самых крупных вида комиксов: американские и японские (манга). Если говорить о первой разновидности, то самой популярной темой для таких комиксов являются, в первую очередь, приключения супергероев. И, пожалуй, нет такого человека, который бы не слышал о таком персонаже как Капитан Америка. Сейчас мы как раз научимся тому, как нарисовать Капитана Америку — будьте уверены, это очень интересно.
Рисуем супергероя шаг за шагом
Одного из самых популярных супергероев, Капитана Америку принято рисовать «во всеоружии» — гордый взгляд, щит наготове, сжатый кулак и сведенные скулы — вот краткий портрет этого сурового воителя. Мы тоже поддержим этот образ, когда будем учиться тому, как нарисовать Капитана Америку поэтапно.
Начнем с головы. Первым делом, надо отметить, что герой будет в специальной полумаске с буквой «А» и крылышками по бокам. Взгляд, как и положено, грозный, подбородок внушительный, уголки рта опущены вниз.
Теперь добавим массивные плечи, круглый щит со звездой и кулак под щитом.
Затем — мощный торс. На груди Капитана будет красоваться пятиконечная звезда.
После этого рисуем вторую руку. Разумеется, тоже сжатую в кулак.
Под конец рисуем ноги. Супергерой бежит, потому одна нога будет подогнутой, а вторая — выставленной вперед.
На этом все — супергерой готов совершать подвиги.
Капитан Америка в цвете
Предыдущий рисунок был черно-белым. Сейчас же самое время изобразить Капитана Америку в цвете. Разумеется, начнем мы с наброска: для того, чтобы сделать цветной рисунок, надо для начала понять, как нарисовать Капитана Америку карандашом.
Вначале — вспомогательные формы. Все тело героя сейчас должна выстроиться из простых геометрических фигур — кругов, трапеций, линий, прямоугольников.
На втором шаге займемся лицом. Изобразим рот, нос, глаза, а также наметим основные части шлема.
Потом добавим деталей на щит, обрисуем торс и сжатую в кулак руку.
После этого займемся поясом.
И нарисуем супергерою мощные красивые ноги.
И куда же без высоких сапог?
Добавим детали — полоски, застежки, звезду на груди.
Теперь наведем основные линии и сотрем все лишние.
Осталось самое ответственное — раскрасить рисунок. Важно помнить о том, что на одежде есть складки, а также не забывать о естественных и падающих тенях. И о цвете фона — Капитан Америка не должен зависнуть в воздухе.
Теперь наш рисунок полностью готов.
Портрет Капитана Америки
Немного отвлечемся от рисования фигуры в полный рост и займемся портретом. В этом разделе мы будем изображать Капитана по уровень груди — заодно научимся тому, как нарисовать Капитана Америку карандашом.
Начнем с лица наметим глаза, крупный нос и губы. Сразу же изобразим маску на глазах.
Дорисуем голову — маска будет охватывать ее почти целиком, оставляя открытыми только рот и нос. На ней будет написана буква «А». А еще у нашего героя будут торчащие в стороны уши.
Теперь шея и грудь — они у супергероя массивные. Спереди на костюме у него будет большущая пятиконечная звезда.
Добавим широкие плечи с ремнями. Также на плечах будут расположены специальные защитные сегменты.
Теперь раскрасим — почти весь костюм будет синим, кроме буквы и звезды — они останутся белыми. Ну и ремешки — они коричневого оттенка. Кожа лица будет светло-бежевой, а глаза — голубыми.
На этом все — портрет выполнен.
Капитан Америка, кидающий щит
Щит Капитана Америки — это не только защитное средство. Часто он используется для метания, ведь прочность позволяет использовать его и как оружие. В том числе, как бумеранг. Так что на этом рисунке щит продемонстрирует всю свою невиданную мощь. И даже немного больше.
Начнем, как и раньше, с головы. Суровое выражение лица, маска с буквой «А» — все, как положено.
Потом изобразим плечи.
А теперь — руки. Одна будет подтянута к телу и сжата в кулак, а вторая тянется вперед, вслед улетающему щиту.
Теперь и сам щи — круглый, полосатый.
Затем рисуем на щите звезду — визитную карточку Капитана. Кроме того, супергерою надо дорисовать ноги — стройные, мускулистые.
Потом раскрасим рисунок. Вся цветовая гамма героя — красный, синий и белый. Точь-в-точь как цвета американского флага.
Все, грозный супергерой нарисован — он спешит бороться со злом.
Щит — рисуем оружие Капитана Америки
Хотя наш супергерой сам по себе был невероятно сильным, выносливым, быстрым — таким, каким и не снилось самому крепкому и умелому спортсмену. Но одним оружием он все же пользовался, а именно — щитом. Так что в этом разделе мы разберемся с тем, как нарисовать щит Капитана Америки.
Рисовать мы будем в проекции сверху, чтобы оружие выглядело совершенно круглым. Так что основной формой будет именно круг — изобразим его.
Затем нарисуем еще один внутренний круг.
И еще один.
А теперь — самый внутренний. Он будет довольно маленьким. Внимательно следите за тем, чтобы все круги были правильные, идеально ровные. Ведь это не чей-нибудь щит, а настоящего героя.
В самом маленьком круге рисуем пятиконечную звезду. Она тоже должна быть симметричной и ровной.
Потом стираем все лишние линии и наводим основные.
А теперь цвет. Красками, фломастерами или карандашами раскрасим щит в красный, белый и синий.
Все, теперь мы полностью справились с поставленной задачей.
Продолжаем изучать графический редактор Inkscape уроки которого совсем не сложные. Сегодня, хочу предложить вам нарисовать щит вместе со мной. Я выбрал форму щита на свой вкус, ну а вы можете нарисовать щит другой формы, которая
estero.ru
|
biggestgame.ru
Какие были рисунки на щитах русских дружин
Кресты
Самое, казалось бы, главное изображение на щитах у воинов христианского вероисповедания. В Европе, где крестовые походы и ордена госпитальеров, тамплиеров, тевтонцев задавали определенный ритм жизни, крест был популярен.
На Руси, судя по изображениям — не очень.
Вот единственное изображение креста на щите, которое удалось найти редакции «Людоты».
Это каменная резьба на храме Георгия Победоносца в городе Юрьев-Польской, одном из городов Владимиро-Суздальской Руси. Датируется XII-XIII веками.
«Польской», кстати, не потому что имеет отношение к Польше, а потому что расположен в поле, если точнее — в Суздальском ополье.
Животные
Немногим более чаще на щитах встречаются хищные звери. Вот два изображения, которые нам удалось найти.
Слева миниатюра Федоровского Евангелия, рубеж XIII-XIV столетий. На ней нарисован святой Федор Стратилат. Создано оно было, очевидно, в Ярославле, там и хранится по сей день.
Справа — еще одна резьба Юрьев-Польского храма Георгия Победоносца. Он, собственно, на ней и изображен.
Видно, что на щитах у святых воинов нарисованы вздыбленные звери. Давайте рассмотрим их покрупнее.
Сперва щит св. Федора Стратилата с яростным барсом:
Теперь каменная резьба Владимиро-Суздальского княжества. Напомним, это XII-XIII века.
К сожалению, рассмотреть щит в подробностях сложно, качество изображений не радует. Но все же:
Как видим, оба щита очень похожи. Тут и художественный узорный кант по всему периметру и хищные звери в одинаковых позах.
Считается, что лев или леопард (зачастую в символике они смешиваются в единое понятие) — это древний символ Владимиро-Суздальских князей. Появился он около XII столетия и встречается не только в каменной резьбе, но и на монетах времен Куликовской битвы и Стояния на реке Угре.
Еще один щит с представителем фауны есть в Тверском списке хроники Георгия Амартола (Георгия Грешника). В ней содержатся сведения от сотворения мира до 842 года.
Ее список — рукописная копия, был сделан в Тверском княжестве в XIII-XIV веках. Так как книга весьма и весьма почтенная по возрасту, то рисунок поединка между Давидом и Голиафом уже не такой четкий, как когда-то.
Тем не менее, в середине шестидесятых годов прошлого века, будущий академик Анатолий Кирпичников сделал прорисовку с этой миниатюры, и получается, что на ней изображена некая птица.
Геометрические рисунки на щитах каплевидной формы
На рубеже XII-XIII в Рождественском соборе Суздаля были установлены так называемые Золотые врата. На самом деле они всего лишь позолочены, и весят около 600 килограммов. На створках врат немало изображений, и вот одно из них:
Слева — Архангел Михаил, справа — Иисус Навин, тот самый, который с помощью громко ревущих труб взял город Иерихон и подарил себе победу, а нам — крылатое выражение «Иерихонские трубы». Обратите внимание на полосатый щит за склоненным Иисусом Навином.
Идем далее. Есть вот такой фрагмент костяной пластины. Она датируется XI столетием, а происходит с территории Галицко-Волынского княжества. Если быть более точным — из руин города Плисненска. Его уничтожили в 1241 году татаро-монголы, а пластинка вот осталась:
Расписан щит, кажется, диагональными полосками — то есть Золотые врата не единственный источник на такого рода украшения.
Иногда полоски шли в двух направлениях — «елочкой». Несколько щитов, расписанных так, можно рассмотреть на миниатюрах Симоново-Хлудовской псалтири.
Еще один сюрприз преподнесли нам черепки, оставшиеся от неких сосудов с изображением воинов. Нашли их в Новгородской земле.
Однотонные каплевидные щиты с каймой
Но больше всего щитов однотонных. Вот например, Симоно-Хлудовская псалтирь:
Или Радзивилловская летопись. Создана она была видимо на Смоленщине, в начале XIII века. Затем неоднократно переписывалась — две таких рукописных копии были сделаны в XV веке и сохранились до наших дней — в отличие от оригинала.
По окончании похода Ивана Грозного на Казань была написана икона «Церковь воинствующая». Теперь мы можем любоваться множеством щитов, рожденных кистью автора, жившего в середине XVI столетия:
Рисунки на больших круглых щитах
Cудя по изображениям, на Руси использовались не только каплевидные или треугольные щиты, но также и круглые. Вот два примера, с украшением больших выпуклых щитов:
- Слева — Святой воин с фрески Кирриловской церкви в Киеве, датировка изображения — XI в.
- Справа — наш старый знакомый св. Фёдор Стратилат (Новгород, икона Софийского собора, XV век).
Часто считается, что изображения на иконах условны, потому что следуют традиции. Однако, вот пример из Новгорода, который только подтверждает изображение на иконах.
Это ложка XIV века, принадлежавшая Ивану, сыну новгородского посадника Варфоломея. Хранится она в историческом музее в Москве.
Вот крупное изображение воина в доспехе, с мечом и щитом. Щит тоже выпуклый и очень похож на тот, который тремя векам ранее был нарисован в Кирриловской церкви в Киеве:
Изображения на малых круглых щитах
В Средневековой Европе широко были распространены маленькие кулачные щиты — баклеры. Их удерживали кулаком за центральную рукоять.
Нечто подобное было и на Руси. Вот пожалуйста, уже знакомый нам источник — Тверской список Георгия Амартола:
Есть еще один святой воин — Сотник Лонгин. Фигура очень интересная. Изначально он был одним из тех, кто распинал Христа и даже пронзил его копьем — тем самым знаменитым Копьем Судьбы.
Однако, хлынувшая кровь Иисуса попала ему на глаза, и он вылечился от катаракты. После чего стал ярым проповедником христианства, за что и был убит в родной Кесарии, став таким образом, святым мучеником.
Это изображение святого Лонгина есть в уже знакомом нам Георгиевском соборе в Юрьеве-Польском. Воин показан с маленьким кулачным щитом:
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
historicaldis.ru