Нарисовать муравей вопросик и мудрая черепаха: Как нарисовать Муравья Вопросика и Мудрую черепаху карандашом поэтапно.

Конспект урока по окружающему миру по теме: «Помогите птицам зимой»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Нива»

Конспект открытого урока в 1 классе

Предмет: Окружающий мир.

Тип урока: открытия новых знаний на основе жизненного опыта.

Тема: «Помогите птицам зимой»

Программа: «Школа России»

Цель проекта: Расширить знания детей о птицах, вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу к ним.

Методы обучения:

  • По активности познавательной деятельности: частично-поисковый, репродуктивный

  • По источнику знаний: наглядные (ТСО, учебник), словесные, практические (работа в группах)

Формы организации познавательной деятельности:

  • Фронтальная

  • Парная

  • Групповая

Здоровьесберегающий аспект реализуется через организацию двигательного режима, чередование видов деятельности.

Оборудование:

  • Учебник «Окружающий мир», 1 класс, автор А.А. Плешаков; учебник и рабочая тетрадь к учебнику.

  • ТСО (интерактивная доска, презентация)

Учитель: Овчинникова И.Ф.

Ход урока.

1.Организационное начало.

— Какое сейчас время года? Слайд 1.

Нас на уроке приветствует зимнее солнышко и дарит нам свои волшебные лучики: счастья, добра, здоровья. И я вам дарю лучик добра и знаний. Чтоб вы были добрыми, вежливыми, уважали друг друга и окружающих, и чтоб на уроках получали знания, которые вам понадобятся в жизни.

Мы с вами сегодня будем работать в группах. Давайте вспомним как нужно работать в группах? (Дружно, сообща. Разговаривать можно, но тихо.)

Ребята мы сказали что за окном зима. А какие признаки зимы вы знаете?

— Холодно, идет снег…

А зимние месяцы вы знаете?

2.Мотивация.

 — Сегодня к нам на урок пришли помощники Мудрая Черепаха и Муравей Вопросик и приготовили для вас задание.

Слайд 2.

1. Постановка темы, цели урока. Создание учебной ситуации.

У: — Муравей Вопросик просит вас помочь решить вот такое задание.

Слайд 3.

-Кого убрали и почему?

3.Актуализация.

-Давайте вспомним, чем по внешнему виду птицы отличаются от других групп животных?

-Какую пользу приносят птицы? ( Они являются украшением Земли, уничтожают вредных насекомых..)

Почему ласточка лишняя? Потому что её сейчас не увидишь.

Какая это птица? (Перелетная.)

— Что необходимо для жизни птиц? (Пища, вода, воздух, свет, тепло)

-В какое время года птицам особенно тяжело? Почему? Cлайд 5.

( Трудно зимой, т.к. не хватает пищи и тепла, вода замерзает, насекомые в зимней спячке, ягоды под снегом)

Анара читает стихотворение :

Морозы жесткие

В этом году…

Тревожно за яблоньку

В нашем саду.

Тревожно за жучку-

В её конуре

Такой же морозище,

Как на дворе.

Но больше всего

Беспокойно за птиц, За наших воробышков,

Галок, синиц:

Ведь очень уж холодно

В воздухе им.

Поможем ли мы

Беззащитным таким?

Поможем! Их надо кормить,

И тогда

Им будет легко

Пережить холода.

— О чем стих?

-Кому тяжело в стихотворении?

— О птицах и о том, как им трудно выжить зимой.

-С утра до вечера ищут крохи пропитания, пуховые перья защищают от холода, но не от голода. В суровые зимы из 10 синиц выживает только одна. 9 синиц погибают. Вам их жалко?

— Значит о чем сегодня мы поговорим? ( о птицах зимой, о том, что же надо делать, чтобы им зимой было легче жить ).

Тема нашего урока: «Как зимой помочь птицам?» Слайд 6.

— Каких птиц мы видели во время прогулки, и где видели? Что делали птицы?

3. Работа по новой теме.

  1. Подробное знакомство с  птицами.

Существует наука, которая изучает птиц, называется орнитология, а ученые, которые занимаются этой наукой, называются орнитологами. Я предлагаю вам побыть сегодня такими маленькими учеными орнитологами и изучить, а что же происходит с птицами нашего края зимой.

-Почему же зимой не слышно пенья птиц?

Слайд 7.

— К нам на урок пришли гости: Петушок, Курочка и Цыплёнок. Они думают так:

Петушок считает, что птицы улетают, потому что становиться холодно.

Курочка, что им нет корма и нечем питаться.

А цыплёнок думает, что их выгоняют люди.

— Что вас удивило? (У героев разные мнения.)

— Какой возникает вопрос? А кто из героев прав?

Почему ласточки (птицы) улетают на юг?

Чтобы ответить нам на вопрос, нужно поработать в «научных» группах.

Групповая работа:

  1. Собрав рисунок птицы (воробей, синица, снегирь) вы узнаете как называется ваша группа.

  2. «Научный сотрудник» делится сведениями о птице, которая на столе.

Рассказ про ласточку- (дети рассказывают, что знают )

— Ребята, а вам интересно узнать, в какие страны улетает зимовать тот или иной вид птиц?

Тогда задание для любознательных. Найдите ответ на этот вопрос в интернете вместе с родителями или прочитайте в энциклопедии про птиц.

Птицы могут сохранять активность в холодное время года, но при этом нуждаются в большем количестве пищи. Поэтому некоторые птицы оставляют заснеженные родные места, отправляясь на зимовку в теплые страны. Перелётные птицы совершают регулярные сезонные перемещения между местами гнездовий и местами зимовок.Основные причины, по которым птицы улетают зимой на юг, — отсутствие пищи и холод.

Так почему же ласточки улетают в теплые края? Чтобы найти корм.

Ласточки питаются насекомыми, а зимой насекомых нет, поэтому они улетают на юг.

Так как называют птиц, которые улетают на юг?

Зимой не весь птичий мир покидает родину, некоторые мирятся со снегами и морозами. Таких птиц называют зимующими. Это в основном те, кто питается плодами и семенами. Птицы, которые круглый год находят на родине подходящие условия для существования, и не совершают перелетов, называются оседлыми. Они обитают вблизи человека, зависят от него

Как называют птиц, которые никуда не улетают, а лето и зиму проводят рядом с нами?

Кочующие: синица и поползень.

4. Физминутка-релаксация. Слайд 8.

— Закройте глазки, опустите головку на руки и представьте себе картины которые будут вам рисовать звуки.

Глазки закрываются, головки опускаются, дышится легко, ровно, глубоко.

Прослушивание фрагментов аудиозаписей.

— Что вы слышали? Какие картины вам представились?

Оседлых птиц вы все очень хорошо знаете и без труда отгадаете загадки.

— Мудрая Черепаха предлагает вам отгадать загадки.

Слайд 9-10.

Мне едою служат крошки.
Я хитер и шаловлив,
Суетлив,
Чив-чив!  (Воробей)
— Почему воробей имеет такое название?

Есть такое предположение, что воробей — сложилось из двух слов: вора бей! Так называли воробьев русские крестьяне, у которых на огородах, в полях воробьи обклевывали спелые семена подсолнечника, почки фруктовых и ягодных деревьев, воровали зерно. )

— Как вы думаете, а какую пользу приносит воробей ? (Кормит своих птенцов комарами и мухами, чтоб они нас не кусали)

    Слайд 11-12.        

Чернокрылый, красногрудый,
Не боится он простуды —
С первым снегом
Тут как тут!  (Снегирь)

Слайд 13-14.

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)

— Почему птичку зовут синицей? (поёт си-си-си)

Слайд 15-16.

По дереву — вниз головой! —
Бежит в одежде голубой… (Поползень)

Слайды 17-18.

Засвистели : «Сври-свир!»

На рябину налетели

Дружной стаей… (Свиристели)

Рассказ об этой птице.

Свиристель — красивая певчая птица с хохолком на голове. Песня свиристеля — журчащая трель «сви-ри-ри-ри-ри» напоминает звучание свирели. Зимой свиристели кочуют, появляясь большими стаями в городах, особенно в годы урожая рябины, поедают ягоды в огромном количестве. Часто полностью снимают в лесу урожай с рябины, калины, боярышника, крушины, барбариса, бузины, шиповника, можжевельника.

Слайд 19.

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистый,

Кле! Кле! Кле! – поёт со свистом? (Клёст)

У птицы клёст необычный, изогнутый в разные стороны клюв. Он питается семенами хвойных деревьев. И ими кормит птенцов. А выводят птенцов клёст, тоже не как все птицы, а зимой.

Слайд 20.

Вороны зимой добывают мясную еду. Перед снегом они летают над лесом — запоминают, где что лежит, чтобы вернуться и утолить голод, находят падаль, криком созывают сородичей. У жилья человека вороны кормятся на помойках пищевыми остатками.

Слайд 21.

Галка обитает в лесах, в поселениях человека. Питается мышевидными грызунами, падалью, растительной пищей, разоряет гнёзда. Галки часто держатся с грачами и воронами. Зимуют в населенных пунктах.

Слайд 22.

Кто в беретке ярко – красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит. (дятел)

Дятел — одна из полезных птиц нашего леса, не улетает на зиму, круглый год уничтожает вредителей. Крошки со стола дятла, упавшие в снег, достаются мелким птичкам.

У: -А сейчас познакомимся с новой птицей. Кто это? (Дрозд). Слайд 23-26.

Рассказ учителя об этой птице.

Дрозд-рябинник — крупный дрозд. Питается червями, улитками, насекомыми, ягодами рябины, можжевельника. Дроздов–рябинников можно встретить по окраинам лесопарков. В тёплые, богатые рябиной годы, они зимуют в городах, держатся крупными стаями.

— У птиц зимой есть природные столовые. Это рябина и калина. Я прошу не ломать их ветки, чтобы не разрушать птичью столовую.

Зимняя физкультминуткa: Слайд 27.

Работа в парах:

А сейчас мы с вами поработаем с карточками и узнаем какие же птицы живут у нас круглый год, а какие улетают зимовать в теплые страны. Слайд 28.

— На карточках (Слайд 29) обозначьте зелёным цветом перелётных птиц, а синим зимующих. Подумайте, какие из них живут в Кабардино-Балкарии, и где их можем встретить?

Гуси, лебеди, утки – у водоёмов, перелётные птицы;

вороны, сороки, дятел, клёст, поползень — зимующие птицы, в лесу, во дворе;

Проверка на доске: Слайд 30.

Самопроверка. Проверьте друг друга и нарисуйте улыбку, если все сделано правильно.

5.. Беседа “ Как живётся птицам зимой?”

Голодно птицам зимой. Многие из них питаются исключительно насекомыми, а где их взять зимой? Вы знаете, что поздней осенью насекомые прячутся или умирают. А те птицы, которые питаются зерном, семенами, не могут добывать их из – под снега. Вот здесь – то и нужна наша помощь тем птичкам, которые остаются без корма. А помочь им может каждый. Как им помочь?

— Отгадайте загадку.

Что за стол среди берез

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом. (кормушка) Слайд 31-32.

Мы кормушку смастерили

И столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед

Будет вам зимой обед.

Дети рассматривают кормушки.

При изготовлении кормушки следует помнить несколько нехитрых правил:

Кормушка должна быть с крышкой и, желательно стенками, чтобы ветер и снег не проникал в кормушку. Повесить кормушку во дворе, школьном саду,… на высоте 1,5-1,7 м от земли. И конечно нельзя прибивать ее гвоздями к живому дереву. Очень интересно, когда кормушка развешана за окном – у форточки или на балконе, тогда птиц можно наблюдать в окно с близкого расстояния. Не расстраивайтесь, если птица прилетят не сразу – им нужно время, чтобы найти новую дармовую столовую.

— Чем же можно подкармливать птиц, а чем нельзя? Слайд 33.

Слайд 34-36. Подкармливать можно практически любых птиц. Подготовку к этому необходимо начинать еще с лета, заготавливая корм. Иногда просто достаточно не выбрасывать то, что нам не надо. Когда кушаете арбузы и дыни, соберите и высушите семена. Зимой ими будут с удовольствием лакомиться синицы. Их подкармливают также семенами подсолнуха и тыквы (не жареными), конопли, кусочками несоленого сала и мяса, синицы быстро найдут лакомство. Птицы привыкают к людям в комнате, и через несколько дней вы сможете наблюдать за их возней с расстояния всего в несколько сантиметров – через оконное стекло. Охотно кушают синицы и крошки хлеба ( черного ржаного давать нельзя). Лучшее использовать измельченный черствый хлеб. Свежий на холоде замерзает и птицы не смогут с ним ничего сделать. Рады полакомиться хлебом также воробьи и голуби. Синицы очень любят мякоть кокосового ореха.

ЗИМУЮЩИМ ПТИЦАМ НЕЛЬЗЯ ДАВАТЬ СОЛЕНУЮ ПИЩУ И РЖАНОЙ ХЛЕБ Слайд 37.

Самое главное что если вы повесили кормушку, то надо корм подсыпать постоянно. Что бы кормушки не висели просто для красоты пустыми.

Обсудите в паре: Какой корм насыпать в кормушки?

Предлагаю составить меню для птичьей столовой. Работаем в группах. Нужно набрать в тарелку корм, который предпочитает ваша птица. Вам поможет иллюстрация в учебнике.

6.Составление  «Меню для птичьей столовой»

Работа с карточками.

Воробьи – крошки хлеба, крупа, семена.

Синицы – кусочки не соленного сала, мясо, творог.

Овес и овсяная крупа – любят воробьи, чечетки, синицы.

Подсолнечник – лучший корм для снегирей, синиц, поползней, воробьев.

Корм мы положили, но чем-то птицы не довольны. Мало, ребята, сделать кормушку, надо продумать, а удобна ли она для птиц. Семена нужно подавить скалочкой.

-Значит какой корм будем подсыпать в кормушки? Слайды 38-39. Молодцы!

— А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, благодаря которой мы посмотрим, как вы поняли тему сегодняшнего урока.

Я читаю вопрос , а хлопаете, если согласны « +», и топаете если нет «-«.

1. Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+)

2. Ласточка, соловей, скворец — зимующие птицы? (-)

3. Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+)

4. Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+)

5. Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (-)

Кто допустил ошибки? Кто ответил на все вопросы правильно? Молодцы! Справились с этим заданием.

7. Вика читает стих А.Яшина « Покормите птиц зимой» Слайд 40.

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в вашем сердце есть
И для них тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

8.. Итог урока .

-Как помочь птицам зимой?

— Я довольна вами, вы порадовали меня своими ответами, желанием помочь птицам, добрым отношением к ним. Кто о себе может так сказать:

— Теперь я знаю, что ….

— Я понял, что ………

— Я буду …..

Продолжите любое из этих предложений. Слайд 41-42.

— Урок окончен. Пусть наша кормушка напоминает нам обо всех птицах, нуждающихся в нашей помощи. Большое всем спасибо за ваше живое участие и пусть наша встреча будет началом вашей заботы о сохранении родной природы. Ведь природа- это наш родной дом.

Урок окружающего мира по теме «Почему радуга разноцветная?»

Цель урока:

  • Формировать начальное представление о свете и цвете, научное мировоззрение.
  • Обеспечить опыт исследования и объяснения природного явления.
  • Познакомить детей с цветами радуги;
  • Развивать логическое мышление;
  • Воспитывать чувство прекрасного.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, набор по волновой оптике для демонстрации прохождения света через призму, куклы-перчатки, раздаточный материал: пластилин, цветные карандаши, сигнальные карточки.

I. Организационный момент, сообщение целей урока. Мотивация.

Учитель: Девиз нашего урока

Дети говорят хором

Постараюсь все понять,
Многое хочу узнать.

Учитель: На какой вопрос Муравьишки мы сегодня ответим, вы узнаете позже, а сейчас давайте вспомним, что ответила Мудрая Черепаха, когда Муравьишка Вопросик спросил: Почему идет дождь и дует ветер?

II. Повторение изученного на прошлом уроке.

1. Театрализация.

Выходят дети на руках куклы-перчатки. Разыгрывают диалог. На вопросы девочки отвечают ученики, лишь затем ответы бабушки. (Куклы-перчатки способствуют постановке монологической и диалогической речи, развитию мелкой моторики кистей и пальцев обеих рук, учат общению)

Учитель: Маруся простудилась. Она лежала и смотрела на дождь. Марусе было видно только небо, полное дождя.

Маруся: Бабушка! Откуда дождь падает?

Учитель: Ребята, как вы думаете, что ответила бабушка?

Дети:……

Бабушка: Из тучи, ты ведь сама знаешь.

Маруся: А куда?

Дети: Капли воды, из которых состоят тучи, тяжелые. Они не могут долго держатся и падают на землю. Вот и получается дождь.

Бабушка: На землю, Маруся, на землю! Все падает на землю!

Маруся: А откуда тучи?

Дети: Вода испаряется – становится невидимым и прозрачным паром. Этот легкий пар с теплым воздухом поднимается вверх. А там на высоте, всегда холодно. Маленькие капельки соединяются и образуют крупные капли. Этих капель так много, что они все вместе превращаются в большое облако – тучу.

Бабушка: Вода испаряется с земли!

Маруся

: Значит, дождь идет сначала снизу вверх, а потом сверху вниз?

Бабушка: Можно сказать и так.

Маруся: Значит, дождь идет все время!

Бабушка: А вот этого сказать нельзя!

Учитель: Ребята, а почему нельзя сказать, что “дождь идет все время”?

Дети: Когда вода испаряется, она становится прозрачным и невидимым паром, который поднимается от земли все выше и выше.

Маруся: Бабушка, бабушка, отгадай загадку! Без рук, без ног, а ворота открывает.

Дети: Ветер.

Бабушка: Это ветер! А теперь ты, Маруся, ответь на мой вопрос: Почему дует ветер?

Учитель: Маруся это знала, и она с радостью рассказала все бабушке. Ребята, какое объяснение услышала бабушка?

Дети: Земля в разных местах от солнца нагревается по-разному. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче, чем холодный. Он поднимается вверх, а холодный воздух устремляется на место теплого. Так движется воздух, и получается ветер.

2. Работа с сигнальными карточками (средство обратной связи)

Учитель: А сейчас ответьте на вопросы: Что такое туча?

(Слайд 1 (на каком рисунке самый сильный ветер)) Презентация.

Дети: Темное, густое облако.

(Слайд 2 (на каком рисунке показана туча))

Учитель: Из чего состоят тучи?

Дети: Из капелек воды.

Учитель

: Какие эти капельки воды?

Дети: Тяжелые.

Учитель: Почему они падают на землю?

Дети: Они не могут долго держаться в небе, т.к. тяжелые, поэтому и падают на землю.

Учитель: Какие бывают дожди?

Дети: Ливень, косой, ситничек.

(Слайд 3 (какой из этих дождей ливень))

III. Физкультминутка

(Пальчиковая гимнастика. Пальчиками по ладошке, имитация дождя)

IV. Изучение нового материала.

Создание проблемной ситуации

1. Рассказ учителя сопровождается с показом декораций на доске.

Учитель: Однажды Муравей Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под листочком. А когда дождь почти кончился и появилось солнце, Муравей услышал, как высоко в небе кто-то запел тоненьким голоском:

Я всегда со светом дружен.
Если солнышко в окне,
Я от зеркала, от лужи
Пробегаю по листве.

(Слайд 5 с фотографиями солнечных зайчиков).

— Кто ты? — спросил Муравьишка.

— А вы, ребята, как думаете, кто это был?

Дети: Солнечный зайчик. (Всякий ответ ученика, в котором можно найти хоть какой-нибудь смысл, должен считаться правильным. В процессе обсуждения учитель должен показать, к какому результату придет данное суждение, найти полезную мораль из ответа и постараться подвести ребенка и класс к правильному ответу. )

(Слайд 6 солнечного зайчика)

— Что ты делаешь там, так высоко? — спросил Муравей.

— Я делаю чудеса! — ответил Солнечный зайчик.

И тут Муравьишка увидел в небе…

Учитель: Давайте отгадаем загадку и узнаем, что увидел Муравьишка:

Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути.
В них ни въехать, ни войти (Радуга)

(Слайды 7-23 демонстрирующие радугу, рассказ учителя.)

Учитель: Радуга одно из красивейших явления на земле, завораживающее и привлекающее внимание! Наверное, нет человека, который не любовался радугой. С радугой всегда связывалось ощущение радости. Не случайно на Украине ее называют веселкой. Существует поверье, что в том месте, где радуга уходит в землю, можно откопать горшок с золотом. А если хотите быть счастливым, то надо пройти под радугой босиком.

Жаль только, что это еще никому не удавалось. Но радуга дарит нам мечту и вдохновенье. Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной. Радуга бывает большой, когда солнце находится над горизонтом – утром или ближе к вечеру. Когда солнце стоит высоко в небе, радуга небольшая. Когда мы смотрим на радугу с земли, она кажется нам дугой. Конца у радуги нет. Это замкнутый круг, нижняя часть которого скрыта под горизонтом и поэтому не видна. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом. Редко, но все-таки случается, когда на небе одновременно можно видеть две радуги, а очень редко даже 3 или 4.
Радуга может быть зимой, но это очень редкое явление. Также бывает лунная радуга. Чаще всего радуга бывает летом, после ливня. Когда дождь стихает, будто кто-то стирает радугу с неба.

Продолжение сказки Муравьишки.

Учитель: Как же так? — удивился Муравьишка. — Ты, Солнечный зайчик, сам белый, а радуга разноцветная! Почему радуга разноцветная? (Учитель открывает на доске вопрос).  Засмеялся Солнечный зайчик и ничего не сказал. А нам с вами, ребята, надо ответить на этот вопрос.

Учитель: Если вы были внимательны, то сможете ответить, когда в небе появляется радуга?

Дети: Когда светит солнце и идет дождик.

Учитель: Да, радуга появляется только если одновременно идет дождь, и светит солнце. Можно сказать что построили радугу солнечные лучи и дождевые капли. (На доску вешается солнышко и тучка). Чтобы увидеть радугу, необходимо находиться строго между солнцем (оно должно быть сзади) и дождем (он должен быть перед тобой). Иначе радугу не увидишь.

2. Демонстрация опыта: прохождение луча света через призму.

Учитель: Прозрачное трехгранное стеклышко — призма — заменяет в опыте капельку воды. (Дети рассматривают, на какие цвета распадается белый солнечный луч)

Учитель: Что нам заменяла призма?

Дети: Капельку воды.

Учитель: Что стало с солнечным лучом, когда он прошел через призму?

Дети: Распался на цветные лучики

Учитель: Откройте учебник на с.97 и прочитайте, а как думает Мудрая черепаха.

Дети читают вывод в учебнике.

Учитель: На что попадают в небе солнечные лучи?

(Дети пользуясь текстом, учатся использовать полученные знания для объяснения окружающего их мира. )

Дети: На капельки дождя

Учитель: Что происходит с солнечными лучами?

Дети: Распадаются на разноцветные лучики

Учитель: Что тогда образуется?

Дети: Радуга

V. Физкультминутка

Приплыли тучки дождевые:
— Лей, дождь, лей!
Дождинки пляшут, как живые:
— Пей, рожь, пей!
И рожь, склоняясь к земле зеленой,
Пьет, пьет, пьет.
А теплый дождик неугомонный
Льет, льет, льет.

Учитель: Ребята, хлопните в ладоши столько раз, сколько цветов у радуги.

3. Путешествие в историю.

(Слайд 24, 25 ознакомление учащихся с истоией открытия изучаемого явления)

Учитель: Есть такая наука – физика, и мы с вами приоткроем одну страничку этой науки. Готовы? Радугу стали изучать в глубокой древности. Разлагать свет на цвета люди научились давно. Аристотель (это древнегреческий ученый, который жил в IV в до н.э.) выделял всего три: красный, зеленый, фиолетовый. Ньютон (англичанин, ХVII в.) сначала выделял пять, затем десять цветов, но в конечном счете остановился на семи. Ньютон провел многочисленные опыты с призмой. Полосу, полученную на экране, Ньютон назвал спектром. В спектре Ньютон выделил семь основных цветов: “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”

Учитель: Закройте ладошкой цвета радуги, записанные в учебнике на стр. 97 и раскрасьте полоски в цвета радуги, используя фразы – подсказки. (Из множества заданий необходимо отобрать те, которые наиболее посильны и интересны для учеников.) Дети выполняют задание цветными карандашами.

 Учитель: Почему же радуга разноцветная? Как вы думаете?

Ответы детей.

VI. Закрепление.

1. Самостоятельная работа с учебником (рисунок на стр. 97).

 Учитель: Что делают Черепаха и Муравей?

Дети: Поливают.

Учитель: Что они хотят получить

Дети: Радугу.

Учитель: Может ли получиться радуга? Почему?

Дети: Солнечные лучи пройдут через капли воды и получится радуга.

Учитель: Объясните появление радуги (Слайд 26 фонтан).

2. “Эффект радуги в домашних условиях” (дополнительная информация, побуждающая к исследованию)

Учитель: В очень ясный, солнечный день вам понадобятся миска с водой, лист белого картона и маленькое зеркальце. Поставьте миску с водой на самое солнечное место. Опустите зеркальце в воду и прислоните его к краю миски. Поверните зеркальце под таким углом, чтобы на него падал яркий солнечный свет. Затем перемещайте картон перед миской так, чтобы на нем появилась отраженная “радуга”

3. Игра “Третий лишний”.

Учитель: Я буду называть три цвета, а вы должны назвать тот цвет, которого нет в радуге (Слайд 27):

Оранжевый, коричневый, желтый;
Зеленый, голубой, белый;
Фиолетовый, малиновый, желтый;
Красный, черный, синий.

4. Изготовление модели радуги из пластилина (способ размазывания).

Учитель:

Разноцветные ворота
На лугу построил кто-то
Но пройти в них не легко,
Те ворота высоко.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три –
Целых семь, ты посмотри
Как ворота эти звать?
Можешь их нарисовать?

Учитель: А помогут нам в этом сказочные герои из сказки “Радуга”.

(Слайд 28. Рассказывает ученица. Действующие лица — дети, выходят к доске и прикрепляют “лучики”, сделанные из бумаги на уроках труда по шаблонам)

Ученица: Над дремучим лесом шел дождик. Летнее солнышко закрыли тучи, и стало хмуро, холодно. Спрятались зверята под старой разлапистой елью, загрустили. Ни в прятки поиграть, ни за бабочками побегать. А дождику конца – края не видно. Мудрый филин выглянул из дупла, вздохнул:

Филин: Надолго дождик. Закончится теперь только когда радуга появится. Все знают, что дождики льются, пока радуги нет.

Ученица: Встрепенулись зверята. Медвежонок предложил:

Медвежонок: Давайте сами радугу на полянке сделаем и дождику ее покажем. Тогда он уйдет и снова будет тепло и солнечно!

Ученица: Сказано – сделано. Побежал косолапый медвежонок по оврагам, собрал полное лукошко сладкой земляники, вернулся на полянку и выложил на земле ягодами красный луч радуги. Пушистый зайчик в огород наведался, хрустящих морковок надергал, положил рядом с земляникой – вот и оранжевый луч радуги готов. Ленивая лисичка далеко ходить не стала. Прямо на полянке нарвала нежных, только выросших одуванчиков и сплела из них желтый луч радуги. Быстрая сорока полетела высоко – высоко и собрала с верхушек деревьев самых ярких листиков, принесла их на полянку в клюве. Получился тогда у радуги зеленый лучик. Шустрая белка поскакала по веткам. Прыгала, прыгала, смотрит – под деревом голубые колокольчики растут. Принесла цветы друзьям, вот и голубой луч у радуги есть. Запасливый барсучок достал из своей норки синюю ленточку, которую прошлым летом потеряла в лесу девочка Маша. Появился у радуги синий луч. Неторопливый ежик нашел фиалки, собрал, сколько смог и к друзьям вернулся. Из фиалок ежик для радуги фиолетовый луч сделал. Раскинулась на поляне разноцветная радуга, красивая!

Закричали звери дождику:

Все звери: Дождик, хватит лить! Погляди, что у нас есть!

Ученица: Посмотрела тучка вниз — и впрямь радуга! Всеми своими красками переливается. Значит, кончилось дождливое время. Уплыла тучка с дождиком за лес. Снова засияло солнышко, бабочки стали летать. То-то зверям весело! Прыгают, смеются. А старый филин надел очки, высунулся из дупла и удивляется:

Филин: Смотрите, ваша радуга в небе отразилась. Вот чудеса!

5. Самостоятельная работа на фоне лирической мелодии “Одинокий пастух”

VII. Подведение итогов урока.

Учитель:

— Почему же радуга разноцветная?

— Какая фраза – подсказка помогает запомнить цвета радуги?

— Кто назовет цвета радуги по порядку?

Дети отвечают на вопросы, затем выходят со своими работами. Читают стихи.

1.

В небе дождь, гроза.
Закрывай глаза!
Дождь прошел. Трава блестит.
В небе радуга стоит.
Поскорей, поскорей
Выбегай из дверей,
По траве
Босиком,
Прямо в небо
Прыжком. ..
С. Маршак

2.

Теплым майским днем
Барабанщик-гром,
Словно молотом,
Бьет по туче:
“Бом!..”
Туча дождик льет,
Ветер краски трет,
И рисуют — РА,
И рисуют — ДУ,
И рисуют — ГУ —
РА-ДУ-ГУ!
В. Мусатов

3.

Приказало солнце – стой,
Семицветный мост крутой!
Туча скрыла солнца свет –
Рухнул мост, а щепок нет.
Загадка

4.

Солнце светит и смеется,
А на Землю дождик льется.
И выходит на луга
Семицветная дуга. Н. Михайлова

5.

Встречает нас приветливо
Она после дождя.
Свеченье разноцветное
Влечет к себе меня.
Хоть знаю я, что радуга –
Лишь отблески лучей,
А все равно я надеюсь
И подбегаю к ней.

6.

Стою и радуюсь:
Радуга, радуга!
Полоса – к полоске,
Линия – к линии:
Желтая, зеленая, красная, синяя…
Мне сказали, будто это –
Все из солнечного света.
Если вместе их смешать,
Будет просто свет опять.

Учитель: Впереди вас ждет множество таинственных явлений. Завершая разговор о тайне цветов радуги, мне бы хотелось тоже прочесть строки Вадима Шефнера:

Всего мне мало… Пусть в мгновение это
Все семь цветов я вижу без труда, — 
Но все ж невольно жду восьмого цвета,
Который в детстве снился иногда.

Рекомендации для занятий дома.

Учитель:

  • Расскажите дома папам и мамам, что новое вы сегодня узнали.
  • Нарисуйте мастеров, которые строят радугу (солнышко и дождик) и радугу.

Ant Navigation очаровывает инженеров | Evolution News

Фото: Cephalotes atratus, муравей-черепаха, Эдуардо Эстрада, Wildlife & Conservation Photography, CC BY-SA 4.0, через Викисклад.

Наблюдать за тем, как муравьи оптимизируют свои стратегии поиска, весело и мотивирует биомимикрию, но лишь немногие биологи задумываются над тем, какие требования к конструкции делают это возможным.

Исследовательские группы из двух университетов недавно наблюдали за стратегиями навигации разных муравьев, обитающих в очень разных средах обитания. Оба были поражены их навыками и подумали, что результаты будут полезны для инженеров-робототехников. Оба, однако, просто сделали обход Дарвину, чтобы объяснить то, что они наблюдали. Он «эволюционировал», пренебрежительно сказали они, думая, что объяснительная работа сделана. Теоретики дизайна знают лучше. Они понимают требования к оборудованию и программному обеспечению для оптимизации алгоритма поиска.

Древесные муравьи

Первая группа, взяв уроки из Стэнфорда и опубликовав в PNAS , изучала древесных муравьев. Эти авторы говорят, что древесный муравей-черепаха ( Cephalotes goniodontus ), распространенный в субтропиках Мексики, может решить «проблему кратчайшего пути», перемещаясь по веткам деревьев и кустов. Поиск кратчайшего пути — сложная задача, с которой сталкиваются поставщики услуг, занимающиеся доставкой товаров. Техасский университет объясняет «проблему китайского почтальона» —

Это проблема, с которой столкнулся китайский почтальон: он хочет пройти по всем дорогам в городе, чтобы доставить письма, с наименьшим возможным расстоянием . Проблема состоит в том, как найти кратчайший замкнутый маршрут графа, в котором каждое ребро проходится хотя бы один раз, а не ровно один раз. [Выделение добавлено.]

В дереве ветви можно считать «ребрами», а точки ветвления — «вершинами». Подумайте о сложности ветвей, идущих туда и сюда, с источниками пищи на неизвестных расстояниях от гнезда. Как муравьи минимизируют затраты энергии на поиски пищи, ее поиск и извлечение? А что они делают, когда на пути встречаются препятствия?

Здесь мы исследуем, как сети следов древесного муравья-черепахи (Cephalotes goniodontus) могут решать варианты задачи о кратчайшем пути, основной задачи оптимизации на графах . Алгоритмы учебника для этой задачи находят оптимальные решения , используя знание всей сети. Муравьи-черепахи гнездятся и кормятся в кронах деревьев тропического леса; их сеть следов должна лежать на естественном графе, образованном переплетенными ветвями и лианами (рис. 1), и ни у одного муравья нет глобальной информации  о сети. Наблюдения за муравьями-черепахами в полевых условиях показывают, что сеть следов колонии приблизительно минимизирует количество вершин .

Без дорожной карты каждый отдельный муравей должен так или иначе участвовать в решении. Исследовательская группа обнаружила, во-первых, что муравьи сбрасывают феромоны на каждую вершину и по краям. Сила феромонов со временем ослабевает, давая им данные о том, как недавно побывал другой муравей. Ученые заметили, что два других источника данных помогают муравьям найти кратчайший путь: (1) двунаправленная скорость потока в вершине и (2) «утечка» муравьев, поскольку некоторые из них покидают путь для исследования. Динамика этих входов помогает муравьям быстро сойтись на кратчайшем пути.

Таким образом, наша модель того, как муравьиные следы меняются с течением времени, способствует синергетическому обмену между биологией и информатикой , обеспечивая правдоподобное объяснение того, как колонии черепаховых муравьев могут находить пути, минимизирующие количество вершин, и предлагая удивительную алгоритм  нахождения кратчайшего пути за счет увеличения скорости потока , применимый к распределенным инженерным системам .

Как они объясняют этот удивительный алгоритм? «Эволюция привела к естественным алгоритмам, регулирующим коллективное поведение во многих биологических системах». Достаточно сказано?

Скальные муравьи

Другая команда из Университета Аризоны исследовала другой вид муравьев: крошечный вид, обитающий в расщелинах скал. «Муравьи маршируют… методично», — говорят они. Их работа опровергла предположение о муравьиной навигации: она более методична, чем считалось ранее. Используя знакомую аналогию, они начинают,

Прогуливаясь по незнакомому продуктовому магазину, вы можете методично  ходить по каждому проходу, чтобы убедиться, что вы найдете все, что вам нужно, не пересекая один и тот же путь дважды. Иногда вам будет отклониться от этого упорядоченного процесса , например, когда вы видите яркую вывеску «Продается» на другом конце магазина или понимаете, что что-то забыли. Согласно исследованию, проведенному учеными из Университета Аризоны, некоторые муравьи ищут пищу и убежище аналогичным образом.

Стефан Попп и Анна Дорнхаус собрали каменных муравьев ( Temnothorax rugatulus ) недалеко от Тусона и поставили эксперимент в своей лаборатории, где они могли наблюдать за их перемещениями с помощью камер и программного обеспечения для отслеживания. Этот вид не образует знакомые муравьиные тропы, которые мы находим в наших домах; скорее, люди кормятся самостоятельно.

Неподтвержденные данные свидетельствуют о том, что они в основном питаются небольшими живыми или мертвыми членистоногими и случайно слизывают сладкие жидкости. Особи могут отличать свой собственный феромон от феромона других муравьев, их не привлекают и не следуют по следам товарищей по гнезду к еде. Их особенности индивидуального поиска пищи, относительно небольшой ареал по сравнению с другими видами муравьев и небольшой размер колонии делают этих муравьев подходящим видом для изучения эффективности поиска собирателей в центральных местах.

Вопреки ожиданиям, отдельные муравьи не двигались случайным образом, а вместо этого ходили взад-вперед во время исследования. Охотники часто учат своих собак улавливать запахи, используя аналогичный метод. Собаке может понадобиться помощь охотника, когда она заблокирована препятствием. Однако эти маленькие муравьи, столкнувшись с препятствием, переключатся в случайный режим, чтобы продолжить. Как эта навигационная стратегия оптимизирует путь?

«До сих пор широко распространено мнение, что свободно ищущие животные неспособны методично искать новые ресурсы, — сказал Попп. «Большинство предыдущих исследований поискового поведения были сосредоточены только на ситуациях, когда животное уже знакомо с тем, куда оно идет, например, возвращаясь ко входу в гнездо или возвращаясь к запоминающемуся источнику пищи».

«Исходя из этих результатов, многие животные могут использовать сложные комбинации случайного и систематического поиска, которые оптимизируют эффективность и надежность  в реальных и сложных средах обитания, — сказал Дорнхаус. «Это открытие открывает совершенно новый взгляд на все движения животных. »

Как и в предыдущем исследовании, эта команда считает, что то, что они обнаружили, поможет разработчикам роботов и другим специалистам по решению проблем. Стратегия муравьев также «имеет потенциал для объединения различных областей науки» и предоставления «приложений для реальных сред, где полностью систематический поиск потерпит неудачу при столкновении с препятствием».

Итак, как эта команда объясняет происхождение этой надежной, адаптируемой стратегии поиска? Он развивался. Он развивался во всем мире! «По мнению исследователей, эволюционное преимущество меандрирования, обнаруженное у этих скальных муравьев, могло развиться и у других видов насекомых и животных».

Муравей Каким он был раньше

Полезно ли в науке отбрасывать объяснение сложной способности на ряд неучтенных ошибок в прошлом? Может ли кто-нибудь представить себе, чтобы какой-нибудь муравей без этих способностей достиг захватывающих новшеств, которые делают его навигационные навыки такими привлекательными?

Обе команды, конечно же, понимают, что инженеры, которые будут использовать свои открытия для создания роботов или оптимизации поисковых алгоритмов, должны будут усердно применять свой разум, чтобы добиться успеха, как и эти крошечные муравьи. Несомненно, инженеры должны были бы составить набор требований, прежде чем создавать успешное приложение. Неужели биологи-эволюционисты упускают из виду требования, предъявляемые к навигации муравьев?

В своей превосходной книге «Алгоритмы животных », стр. 62–65, Эрик Кассел рассказывает о дополнительных поразительных способностях муравьев. Он упоминает, что мозг муравья в четыре раза меньше мозга пчелы и содержит около 250 000 нейронов. В этом крошечном мозгу работает элегантное программное обеспечение, которое может выполнять распознавание ориентиров, векторный анализ и интеграцию путей, используя несколько сенсорных входных данных: солнечный компас, феромоны и поляризованный свет. Кроме того, мозгу требуется как минимум достаточно памяти для хранения и извлечения информации, одометр для измерения длины пути и алгоритмы принятия решений для хемотаксиса. Все они должны находиться под централизованным управлением, чтобы обеспечить интеграцию путей. Без выполнения этих требований у каждого человека муравьи не смогли бы творить чудеса, которыми восхищаются ученые. Кассел спрашивает в конце этого обсуждения: «Как возникли эти сложные запрограммированные поведения?» Вопрос заслуживает лучшего ответа, чем «Они эволюционировали».

Могут ли муравьи навредить черепахам? Руководство по безопасности черепах

Если вы когда-либо были на пикнике, вы отворачиваетесь от еды на несколько минут и можете вернуться к неприятному сюрпризу. Муравьи окружили вашу еду и уносят ее маленьким черным следом. Эти маленькие насекомые могут беспокоить не только людей, но и наших любимых питомцев.

Могут ли муравьи повредить черепах? Когда дело доходит до черепах, муравьи могут быть очень вредными! В зависимости от типа муравья, они могут варьироваться от раздражителей до убийц. Огненные муравьи — основной вид муравьев, смертельно опасный для черепахи. Если им не удастся убить его, они могут причинить вред, укусив его.

Хотя большинство муравьев не причинить вреда своей черепахе, увидев, как она ползает по вольеру или по само животное может быть тревожным. Многие владельцы быстро расчесывают или моют их прочь, как они ползают повсюду. Ниже вы найдете средства для избавления от муравьев и держать их подальше от наружного вольера вашей черепахи.

Какие муравьи вредят черепахам?

Хотя большинство муравьев просто надоедают, есть муравьи, которые могут навредить черепахам. Знание типов муравьев, о которых нужно знать, поможет вам, если вы начнете видеть их во дворе или вокруг вольера для черепах.

Чаще всего это:

  • Огненный Муравьи
  • Красный Комбайн Муравей
  • Плотник Муравьи

Огненные муравьи самые обычные неприятности для черепах. И огненные муравьи, и красные муравьи-жнецы жалят, в то время как муравьи-плотники кусаются. Муравьи не только попытаются ужалить или укусить вас. черепаху, чтобы ее спровоцировать, они часто могут увидеть черепаху в качестве закуски!

Имея это в виду, очень важно проверять наружную среду обитания на наличие муравьев. Общий черные муравьи не причинят вреда вашей черепахе, но они все равно могут заполонить их дом.

Это часто происходит из-за остатки еды в вольере. Ищите муравьиные гнезда внутри и вокруг периметра дома черепахи.

Могут ли огненные муравьи убить черепаху?

Огненные муравьи — самая большая угроза для вашей черепахи. Известно, что они окружают животное и медленно поедают его заживо. Это наиболее распространено для маленьких черепах, так как они меньше. У медлительных черепах больше трудно предотвратить атаки огненных муравьев, так как они не могут уйти от маленькие, но смертоносные хищники.

Огненные муравьи всеядные, питающиеся как растениями, так и насекомыми и животными. Их можно было привлечь к ограждение черепахи едой, которую ест черепаха, а затем черепаха сам.

Хотя эти муравьи родом из Южной Америки, в настоящее время они стали чрезвычайно сконцентрированы на юге Соединенных Штатов. Находясь в районах Калифорнии, Тайваня, Китая и Австралии, юг Соединенных Штатов имеет значительную концентрацию.

Вам следует особенно опасаться проникновения огненных муравьев в вольер для черепах, если вы живете в:

  • Техас
  • Луизиана
  • Арканзас
  • Миссисипи
  • Алабама
  • Флорида
  • Кентукки
  • Джорджия
  • Север и Южная Каролина

Перечисленные выше штаты имеют наиболее высокую концентрацию населения. Их можно найти почти в каждом районе штата. Это следует учитывать при покупке черепахи в качестве домашнего животного и желании, чтобы она жила на улице.

Зная о муравье населения в вашем штате позволит вам подготовиться к жизни вашей черепахи распоряжения. Прежде чем завести черепаху, подумайте об использовании убийцы муравьев или яда, чтобы устранить их из области.

Имейте в виду, что некоторые из этих продуктов могут быть токсичными для других животных и/или домашних животных! Если вы решите использовать токсичный спрей или порошок, убедитесь, что вы делаете это за несколько месяцев до того, как ваша черепаха окажется поблизости. Муравьи могут быть вредными, но сильнодействующие химикаты не менее опасны для вашего нового питомца!

Как избавиться от муравьев в вольере для черепах (не навредив вашей черепахе)

Иногда мы не можем остановить появление муравьев или даже не думали, что они это сделают! Теперь вы обнаружили, что в вольере вашей черепахи есть муравьи, что вам делать? Во-первых, уберите вашу черепаху из области.

Это не только временно предотвратит дальнейшее раздражение муравьев, но и убережет их от опасности. Некоторые продукты или методы, которые вы используете, могут быть опасны. Поскольку вы читаете это на этом сайте, наша главная цель, очевидно, состоит в том, чтобы обеспечить безопасность наших прекрасных черепах.

Химические растворы

Хотя мы лично предпочитаем естественные, более безопасные растворы (описанные ниже), вы можете использовать этот химический раствор. Если вы все-таки решили использовать яд, чтобы избавиться от муравьев, делайте это по периметру или за пределами вольера. Пожалуйста, убедитесь, что у черепахи (и других домашних животных) нет абсолютно никакого доступа к химикатам.

Химическим раствором являются следующие 2 продукта (обычно можно найти в большинстве хозяйственных и ландшафтных магазинов, а также в Интернете):

  • Приманка для муравьев Amdro Pro Fire и
  • Приманка для муравьев Extinguish Plus

Смешайте эти две приманки для муравьев 50/ 50 и залейте пораженные участки. Убедитесь, что он не находится внутри черепашьего загона.

Natural Solutions

Для натуральных вариантов, которые не причинят вреда домашним животным, вот 2 решения, которым доверяют как люди с общими проблемами с муравьями, так и владельцы черепах!

Эти решения будут часто требуют, чтобы вы определили муравейник (особенно для огненных муравьев) или источник заражения муравьями.

1. Горячая вода

Вылейте очень горячую воду в муравейник. Это убьет муравьев или, что еще лучше, потребует их переселения. Если вы сможете делать это часто, проблема с муравьями в вольере для черепах должна исчезнуть. Муравьи уйдут, так как не хотят, чтобы их облили кипятком.

Если муравьи не являются особенно злобными и опасными, мы предпочитаем следующее решение. Этот просто побуждает их уйти, а не активно убивать колонию.

2. Корица

Корица безвредна для черепах и прекрасно пахнет (то есть для людей)! Муравьи не любят корицу, как мы, и будут держаться от нее подальше. Подумайте о том, чтобы разбрызгать немного по периметру загона и внутри него, чтобы переселить муравьев.

Вынос их за пределы загона позволит вам использовать более прочные материалы и химикаты для более долгосрочных решений.

Как безопасно предотвратить появление муравьев в вольере для черепах

Есть много профилактические меры, чтобы не допустить проникновения муравьев в террариум черепахи. Если вы еще не завели своего питомца, подумайте о том, чтобы проверить территорию на наличие муравьев и профилактическое распыление химикатов.

Сделайте это заблаговременно, чтобы черепаха не заметила следов или ударов. После того, как вы получили черепаху, мы предлагаем использовать естественные решения для предотвращения нападения муравьев . Они явно намного безопаснее для наших питомцев.

По периметру можно:

  • Посадить мяту курчавую : муравьям не нравится запах, и они будут держаться от него подальше
  • Линия карбоната кальция : муравьи не любят переходить меловые дорожки, так как они мешают их запаху следующие способности
  • Используйте химикаты и яды : просто убедитесь, что к черепахе нет доступа
  • Разбросанный кукурузный крахмал : Муравьев привлекает кукурузный крахмал, и они попытаются его съесть. Он неперевариваем для муравьев и медленно убивает их, пока они голодают. Положите его на их пути обратно в гнездо
  • Ловушки для муравьев : Покройте некоторые продукты ядом. Муравьи принесут его домой и умрут, как только его съедят

Опять же, если они не особенно злобны, мы всегда предпочитаем перемещать вредителей, а не убивать их. В своем вольере всегда выбирайте варианты естественного удаления и профилактические меры.

Другие профилактические меры

Уберите несъеденный корм

Если ваша черепаха не съела весь корм, который вы ей дали, своевременно уберите ее из загона. Муравью не нужно много времени, чтобы почувствовать запах следующей еды. Это предотвратит проникновение всех видов муравьев (и, возможно, других вредителей).

Бальзамический уксус + лимонный сок

Натуральное средство от муравьев, которое можно использовать в вольере, в равной степени сочетает в себе бальзамический уксус и лимонный сок. Вылейте это в муравейники или видимые следы муравьев. Кислотность убьет или отпугнет муравьев, не причинив вреда вашей черепахе.

Заключение

Хотя большинство муравьев не причинят вреда вашей черепахе, они могут вызывать раздражение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *