Нарисовать православный храм: Поэтапное рисование храма — 55 фото

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе на тему: «Православный храм»

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе

на тему: «Православный храм»

Сычева Татьяна Евгеньевна

Цель: научить детей рисовать церковь цветными карандашами.

Задачи:

Образовательные:

— познакомить детей с архитектурой церквей;

— учить рисовать купол православного храма;

— упражнять в рисовании простым карандашом и цветными карандашами;

— закрепить приём рисования цветными карандашами.

Развивающие:

— расширять словарный запас детей (пояснение таких слов, как Христиане, Храм, Икона, Молитва, Крест).

— развивать внимание, творческие способности;

— вызвать желание детей дополнить работы, рисуя небо, деревья;

— развивать у детей умение изображать рисунок по всему листу;

— развивать эстетическое восприятие, способность передавать красоту храмов.

Воспитательные:

— воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе, усидчивость;

-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим;

Словарь: Христиане, Храм, Икона, Молитва, Крест.

Материалы для занятия: аудиозапись колокольного звона, наглядный материал с изображением православных храмов, карандаши (простой и цветные, листы формата А4.

Ход занятия:

Педагог: Ребята, у нас сегодня с вами будет необычное занятие. Давайте закроем глаза и послушаем внимательно и представим, что мы слышим.

Педагог включает аудиозапись, колокольного звона. Дети закрывают глаза и слушают запись, представляя себе происходящее.

Педагог: Ребята, вы узнали, что это за звуки? Где можно услышать колокольный звон? (Ответы детей.) Правильно, голоса колоколов обычно слышны у церквей, соборов, которых в нашем городе много.

Педагог: Сегодня мы с вами познакомимся с архитектурой православного храма.  Храмы отличаются от тех зданий, которые окружают нас. Дело в том, что эти здания строят для особых целей. В центре города на самом высоком и красивом месте, посреди большой площади строили собор – главный храм. Жители всей округи собирались (отсюда и слово “собор”) на церковные службы, здесь же провозглашали важные решения. Собор имел огромное значение в жизни людей, вид его показывал могущество, славу города. В городе, кроме главного храма, почти на каждой улице строили свою церковь. В неё приходили в радости и в горе.

(Педагог демонстрирует изображение деревянных храмов)

Педагог: Посмотрите, как древние мастера умело строили храмы, которые не перестают удивлять нас и по сей день.

Педагог: А сейчас мы рассмотрим архитектуру этих необычных зданий. Над стенами храма высится глава. Её венчает сверкающий на солнце купол с крестом, который по форме напоминает пламя горящей свечи. Окна в храмах служат не для того, чтобы смотреть из них на улицу, а чтобы в храм проникал свет. Внутрь помещения свет льётся из окошек сверху, то есть это свет, идущий с неба. Дверь обычно очень массивная.

Педагог: Ребята, посмотрите, на что похожи купал?

(Ответы детей.) Правильно вы заметили, что купол похож на луковицу — купол луковичной формы, на шлем богатыря – шлемообразная форма купола. Купол храма рисуется от середины. Сегодня мы с вами попробуем нарисовать храм. Но прежде чем приступить к работе, проведём небольшую физминутку.

(Педагог с детьми выходит из-за столов и проводит физминутку, затем предлагает сесть на свои места.)

Руки подняли и покачали —

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу!

В сторону руки, плавно помашем —

Это к нам птицы летят,

Как они сядут, тихо покажем —

Крылья – сложили назад Покачивание рук

Встряхивание кистей рук

Машут руками

Присели

Руки сложили назад.

Педагог: Чтобы наши рисунки получились нежными и лёгкими, мы попробуем нарисовать цветными карандашами.

Педагог: Сначала мы нарисуем контур простым карандашом, а закрашивать будем цветными.

(Дети рисуют храм с куполом) На конце купола нарисуйте крест. Дополнить работу можно, нарисовав облака, деревья, траву.

Дети приступают к рисованию. Воспитатель индивидуально помогает детям, подсказывает, как лучше нарисовать элементы храма. Анализ занятия: Молодцы, ребята, вы все справились с заданием. У всех получилось по-разному изобразить храм- но каждый вложил в свою работу частичку своей души. А какие элементы храма вы изобразили в своих рисунках? (Ответы детей: маленькие окошки, массивные двери, своды, арки, купола, крест). Ребята, а с каким настроением вы рисовали? Было оно у вас весёлым, праздничным или грустным? А какие чувства вы вселили в свой рисунок? (Ответы детей.) Молодцы, постарались вы сегодня. Ваши рисунки получились яркие, интересные и аккуратные.

изо соборы

Технологическая карта

Автор: Васильева Елизавета

Предмет: Изобразительное искусство

Класс: 4 «б» класс, программа Б. М.Неменского.

Тема урока: «Древние соборы»

Тип урока: комбинированный урок.

Цель: познакомить учащихся с историей создания древних соборов и дать представление об особенностях архитектуры.

Задачи:

  • дать представление о древних соборов Руси;

  • развить воображение, творчество;

  • воспитать интерес к русской культуре, своему краю.

Планируемые результаты: Учащиеся обретают представление об образе древних соборов; Проявляют интерес к архитектуре; Воспринимают эстетический характер традиционного для Руси понимания красоты.

Метапредметные:

Познавательные:

  • Умеют самостоятельно выделить и сформулировать тему и цель урока;

  • Могут в устной форме высказывать своё мнение;

  • Выделяют и формулируют тему и цель на основе соотнесения того что уже известно, усвоено и того что ещё неизвестно;

  • Выдвигают гипотезы и предположения о постройках;

Регулятивные:

  • Контролируют свою работу и работу своего напарника;

  • Составляют примерный план действий на уроке;

  • Могут контролировать и корректировать свою работу и работу своего соседа по парте;

  • Оценивают свои достижения;

Коммуникативные:

  • Контролируют и корректируют работу партнёра;

  • Умеют выражать свои мысли;

  • Описывают объект (передают его внешние характеристики, используя выразительные средства языка).

Личностные:

  • Умеют контролировать свою работу и проводить самооценку;

  • Осознают способы применения собственных знаний на практике;

  • Проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.

Оборудование: SMART-доска, презентация, альбом, заготовки для работы в технике граттаж (альбом, восковые мелки, кисточки, черная гуашь), зубочистки.

Незнакомые слова: собор, архитектура, купол, арка, свод, граттаж.

Этапы урока, время

Деятельно учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты, УУД

Методы и формы работы на уроке

Организационный этап (1 мин.)

Приветствие, проверка готовности к уроку, мотивация учащихся.

Учитель(уч.)— Здравствуйте ребята, привели себя и свои места в порядок, улыбнулись друг другу. Садитесь.

Дети(д.) –(садятся)

Личностные УУД (Проявляют внимание, желание больше узнать.)

Фронтальная работа

Мотивационно-целевой этап

(4 мин.)

Уч.— Ребята, что вы проходили на предыдущих занятиях? Разгадайте ребус и вы узнаете название главного храма города или монастыря.

Уч.— Что у вас получилось?

Уч.- Посмотрите на эти фотографии и сформулируйте тему урока.

Д.— (разгадывают ребус)

Д.— (хором) Собор.

Д.сегодня на уроке мы будем изучать архитектуру древних соборов.

Личностные УУД (Проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.)

Познавательные УУД (Умеют самостоятельно выделить и сформулировать тему и цель урока)

Регулятивные УУД (Выделяют и формулируют тему и цель на основе соотнесения того что уже известно, усвоено и того что ещё неизвестно;

Составляют примерный план действий на уроке)

Фронтальная работа

Ориентировочный этап

(4 мин.)

Уч.— Правильно. Сегодня на уроке мы с вами окунемся в былые времена и посмотрим на самые знаменитые соборы древней Руси. Но сначала мы составим план урока. На доске записаны слова, продолжите их и составьте план урока.

«оценим…»

«выполним…»

«узнаем…»

«уберем…»

Д.

— узнаем новые слова;

— выполним задание;

— оценим свою работу.

— уберем за собой место;

Регулятивные УУД

(Составляют примерный план действий на уроке)

Коммуникативные УУД

(Умеют выражать свои мысли)

Фронтальная работа

Поисково-исследовательский этап

(6 мин.)

Уч.- Мы отправляемся в путешествие по русским соборам. Узнаем об их архитектуре, познакомимся с историей их строительства, а в конце урока попробуем сами изобразить собор.

В начале, давайте познакомимся со значением слова «собор». Собор – это главный храм города или монастыря. До конца Х в. на Руси строили деревянные постройки. Одно из первых каменных сооружений, стала 25-главая церковь в честь Богородицы в Киеве. В середине XI в. при Ярославе Мудром был сооружен Софийский собор(1037г.), имевший 13 куполов. В Суздальской и Галицко- Волынской Руси основным строительным материалом был белый камень. Характерные черты белокаменной архитектуры —

изысканность, стройность, ясность, устремленность ввысь, богатый декор стен, зданий.

 Собо́р Покрова́, что на Рву́, также называемый Храм Васи́лия  Блаже́нного — православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. До XVII века обычно назывался Троицким, так как первоначальный деревянный храм был посвящён Святой Троице. Покровский собор был построен в 1555—60 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством. Согласно легенде, архитектор собора был ослеплен по приказу Ивана Грозного, чтобы он не смогли больше построить подобного храма. Кафедра́льный Собо́рный храм Христа́ Спаси́теля (во имя Рождества Христова) в Москве.

Существующее сооружение — осуществлённое в 1990-х годах внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX веке. Свято-Михайловский собор является одним из соборных храмов Удмуртии, построен в честь Архангела Михаила. В 1784 году часовню перестроили в храм Святой Троицы, но в 1810 году храм был разрушен

пожаром. В феврале 2000 года было принято постановления о воссоздание Свято-Михайловского собора. Уже в мае 2004 года в основание будущего собора состоялось закладка.  Собор Александра Невского — православный храм, созданный в 1823 году. Вначале планировался в качестве центрального храма Ижевского завода. Храм построен в стиле русского классицизма, по образцу Андреевского собора. Однако архитектор С. Е. Дудин немного изменил чертежи, подстраиваясь под местные условия.

Д.-(

рассматривают изображения)

Познавательные УУД

(Могут в устной форме высказывать своё мнение;)

Коммуникативные УУД

(Умеют выражать свои мысли; Описывают объект)

Личностные УУД

(Осознают способы применения собственных знаний на практике)

Фронтальная работа

Физкультминутка

(2 мин. )

Произнося слова, играющие двумя руками дотрагиваются до соответсвующих частей своего тела. «Глава(голова), рамена(плечи), колена(колени), пальцы(прищелкивают пальцами), колена, пальцы, колена, пальцы. Глава, рамена, колена, пальцы, уши, уста(рот), очи(глаза), нос.» Игра повторяется несколько раз, при этом темп постоянно увеличивается.

Дети выполняют движения

Фронтальная работа

Индивидуальная работа

Практический этап

(28 мин.)

Уч.- Сейчас вам предстоит нарисовать собор в технике граттаж. Техника граттаж (от фр. gratter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.

Но сначала мы сделаем эскиз нашей работы. Мы будем рисовать храм Покрова на Нерли. Его архитектура достаточно проста, лаконична, но, в тоже время, очень изысканна. По преданию, храм был построен по приказу князя Андрея Боголюбского, в память о его погибшем сыне Изяславе. Стены храма украшены традиционной белокаменной резьбой. (Приложение 1) После того как мы сделали эскиз, приступаем рисунку в технике граттаж.

Д.- (выполняют задания)

Познавательные УУД

(Контролируют свою работу и работу своего напарника)

Регулятивные УУД

(Могут контролировать и корректировать свою работу и работу напарника)

Индивидуальная работа

Рефлексивно-оценочный этап

(4 мин.)

(у каждого ученика на парте лежат 3 смайлика.) Уч.- Оцените свою работу на уроке и поднимите смайлик, который соответствует вашей оценке.

«веселый» — все отлично.

«грустный» — ничего не понял

«нейтральный» — есть небольшие недочеты.

Спасибо за урок, можете привести в порядок свои рабочие места.

Ученики поднимают смайлики.

Учащиеся убирают свои рабочие места. Наводят порядок.

Познавательный УУД

(Могут в устной форме высказывать своё мнение)

Регулятивные УУД

(Оценивают свои достижения)

Коммуникативные УУД

(Умеют выражать свои мысли)

Личностные УУД

(Умеют контролировать свою работу и проводить самооценку)

Индивидуальная работа

Фронтальная работа

­­­­­

Учитель /Васильева С.Н.

Методист /Ушакова М.А.

Приложение 1.

1.

Мы будем рисовать храм Покрова на Нерли. Его архитектура достаточно проста, лаконична, но, в тоже время, очень изысканна. По преданию, храм был построен по приказу князя Андрея Боголюбского, в память о его погибшем сыне Изяславе. Стены храма украшены традиционной белокаменной резьбой.

Рисуем тонкими линиями, не нажимая сильно на карандаш. Поворачиваем лист вертикально, так как церковь вытянута по вертикали. Рисуем квадрат, над квадратом прямую линию точно по центру. Длина линии равна высоте квадрата. Квадрат делим на 2 части. Левая часть чуть меньше правой.

2.

Верхнюю часть рисунка делим на 3 части. Там, где самая маленькая часть, будет крест. Остальное пространство займет купол.

3.

Рисуем луковицу купола, над ним маленький шар (основание креста) и шпиль, который в последующем станет вершиной храма – крестом. Находим середину каждой из стен церкви и проводим прямые линии. Здесь будут центральные окна и входные двери.

4.

Делим каждую из стен храма пополам горизонтальной линией, а также отмечаем вертикальными линиями места будущих арок.

5.

Рисуем декоративные арки на стенах храма. Центральная арка каждой стены чуть выше 2-х боковых. Прорисовываем несколько арок на куполе. Часть из них станет окнами.

6.

Займемся прорисовкой белокаменной резьбы, а также нарисуем вытянутые окна и двери храма.

7.

Теперь рисуем символ веры – крест и декоративную резьбу в нижней части храма.

Охрана непорочности православной веры

Охрана непорочности православной веры

Архиепископ Хризостом

НЕСКОЛЬКО ЛЕТ НАЗАД профессор Константин Калокирис, известный историк и теории православной иконографии, сделал замечание, что «в Америке начал делать византийские иконы, мозаики и настенные росписи, но художники здесь еще недостает богословских предпосылок православной иконографии». несколько десятилетий спустя, когда традиционную иконографию и иконописцев можно найти во многих места в Америке; и, действительно, можно убедительно утверждать, что не было очень стол и четкие исключения из его утверждений, особенно в некоторых русских православных кругах в этой стране, в то самое время, когда Калокирис первоначально сделал свое наблюдение. Тем не менее, в том, что он сказал, была отчасти некоторая точность, и среди Православие в Америке — иконографическая «традиция», несомненно отражающая дефицит в правильном понимании богословских и догматических предпосылок которые определяют иконографическое свидетельство Церкви.

Что лежит в основе многих отклонений, которые мы наблюдаем традиционной иконографии — это непонимание одной из важнейших духовных аксиом. что лежит в основе сохранения самой Священной Традиции: следуя тщательно проложенному пути далее и тщательно определено теми, кто ушел до нас. Как я постоянно говорю своим собственным духовным детям: «Подражайте, а не изобретайте». Несоблюдение чести этот простой принцип имеет серьезные негативные последствия не только для области священного искусстве, но и во всех других областях православного богословия. Болезнь модернизма, которая столь глубоко влияет на столь многие православные юрисдикции сегодня, можно проследить именно до умышленный отказ от смирения имитации ради высокомерия инноваций. Это Этот факт прекрасно иллюстрируется двумя иконами, недавно напечатанными в Соборной прессе. издательство ныне несуществующей «Антиохийской православной евангелической миссии». недолговечная «церковь в церкви», образовавшаяся, когда группа бывших Евангельские протестанты (самопровозглашенная «Евангельская православная церковь») были поступил в ультрамодернистскую Антиохийскую православную архиепископию. Эти двое иконописные приношения, рекламируемые в издательстве «Весна 19 г.98 каталог, также предоставляют убедительные доказательства того, что профессор Калокирис – несколько устаревшие опасения о традиционном церковном искусстве в Америке не лишены достоинств и до сих пор находят применение, по крайней мере, в некоторых современных православных кругах.

Первая из этих Икон, «от [или, точнее, рукой Редактор ] Фр. Люк Дингман» под названием «СВ. ИОСИФ – западная версия» изображает святого Иосифа Обручника, держащего Младенец Христос в одной руке и лилия в другой. Хотя на первый взгляд это изображение может кажутся достаточно невинными, такая икона показывает отсутствие внимания к существенным вопросам жизни. Православное учение. Это не традиционное православное изображение святого Иосифа, как признает художник, а скорее «западный [читай: римско-католический] Версия» Обручника Божией Матери. Она вызывает в памяти латинский образ «Святое семейство», одно из многих богословских и литургических нововведений папства, которые отрицательно повлияли на православие, и особенно недавнее нововведение в что. Как заметил один римско-католический ученый, в отличие от папистского праздника, сосредоточенного о Святом Семействе к христианским праздникам древности», [Праздник Святого Семья]… продукт нашего современного времени, времени которому мы принадлежим». [2] Этот семейный аспект Иконы усиливается только заголовок, который гласит: «Как раз к Дню отца!» Пока есть, конечно, ничего предосудительного собственно о празднике чествования отцов, к связывать это светское событие с иконой такого рода означает совершенно неуместное вещи об отношениях между Святым Иосифом и Христом. В традиционномт.е. подражательный православный в иконографии Младенец Христос правильно изображен, не один со святым Иосифом, а наедине со Своей Матерью, тем самым подчеркивая догму о том, что Он есть «Сын без отца, Который рожден от Отца без матери прежде веков». [3] В окончательный анализ, должны ли мы ассоциировать Св. Иосифа с отцовство, технически это было бы с отцами, которые холостяки вдовцы!

На самом деле, чтобы защитить Верных от неправомерного понимание своей отцовской роли и отношения к Богородице , традиционная православная иконография преуменьшает фигуру святого Иосифа (без, конечно, унижение его личности). Например, в иконе Рождества Христова, как профессор Константин Каварнос комментирует: «Он не показан в центральной части картины». композиции, как Богородица и Младенец, но подальше, в угол, чтобы подчеркните библейское повествование и учение Церкви о том, что Христос родился от Девственница. » [4] Леонид Успенский и Владимир Лосский в своей ключевой работе по иконографической теории делают то же самое. наблюдение: «Еще одна деталь подчеркивает [з]ес, что в Рождестве Христовом порядок природы побежден — это Иосиф. Он не является частью центральной группа Младенца и Его Матери; он не отец и категорически отделен от этой группы». понимать святого Иосифа как главу своего рода «Святого Семейства»; скорее, он рассматривается как Провиденциально поставленный хранитель Богородица и ее Божественная Ребенок. Его смиренное принятие и добродетельное исполнение этой роли как раз основные моменты в его почитании Православной Церковью.

Прямолинейная православная характеристика св. Иосиф отражает дух восточных отцов, лаконичных в своих ссылках на ему. И в то время как западные Отцы, напротив, свидетельствуют о большей озабоченности его человек, их главная забота, тем не менее, та же, что и у их восточных собратьев: т. е. защита Приснодевы Богородицы. Таким образом, святой Августин Гиппона, например, отметив при этом, что «Иосифа… можно назвать отцом Христа, ввиду того, что он находился в определенном смысл мужа Матери Христовой…», [6] квалифицирует это признание, настаивая на том, что в их супружеских отношениях «не было телесных связи». [7] В другом месте он развивает этот момент: «И поскольку этой супружеской верности [ т. е. их взаимных безбрачие] они оба заслуженно именуются «родителями» Христа (не только она, как Его мать, а он как Отец, как ее муж), имея такие мысли и цель, хотя и не во плоти. Но в то время как один был Его отцом только по намерению, и другая Его мать также во плоти, они были оба из них, при этом только родители Его смирения, а не Его величия; Его слабости [см. 2 Коринфянам 13:4 Редактор ], не Его божественности». [8] Именно в этом смысле мы должны понимать библейское Утверждение «И [Он] подчинился им» [9] относительно отношений Христа со Святым Иосифом и Его Матерью.

Св. Амвросий Медиоланский, вновь охраняющий традиционную Христианское учение о святом Иосифе и его роли мужа Девы Марии предупреждает нам, что с помощью этого конкретного библейского стиха «змей неверия, выпущенный из порочных укрытий, поднимает голову и изрыгает зло из змеиных сердец». опасность «западной версии» св. Иосифа, версии, которая для бывшего евангелистов, только что «обращенных» в православие, представляет серьезное искушение к доктринальной ошибке. Такие новообращенные часто входят в Церковь с оценкой 9.0009 фронема (настроение) враждебное правильному православному благочестию. Отсюда иеромонах Григорий (сам обращенный в Православие от евангельского протестантизма), в очень познавательной книге о ересях то, что он называет «евангелизмом», пишет: «Иронично, что евангелисты считают непорочное зачатие фундаментальной христианской доктриной, потому что сами не полностью принимают это учение. Догмат о непорочном зачатии учит, что Мать Божия была Девой до Роды, во время Роды и после Роды: Рождество Христово открыло ее как Приснодеву…. евангелистов не верят в полноту этой догмы и вместо этого смягчают ее, принимая только Непорочное зачатие». [11]

Евангелизм, безусловно, защищает семейную жизнь в браке. как высший идеал христианской жизни — в резком противоречии с Писанием и Православные отцы, считающие девство высшим состоянием христианской жизни. Соответственно, многие протестанты придерживаются извращенного и богохульного представления о том, что святой Иосиф и Богородица вступали в половую связь. Эта непочтительная идея состоит в том, конечно, ничего нового; таких известных еретиков, как эбиониты, Гельвидий и Иовиниан. придерживался такого же взгляда с древнейших времен. Святитель Иоанн Дамаскин, комментируя эту пагубную ересь в своем обширном каталоге, О ересях, классифицирует такие людей как «врагов Марии»: «Антидикомарианиты говорят, что, после рождения Спасителя блаженная Мария, Приснодева, имела супружеские отношения с Иосифа». [12] Западная икона святого Иосифа как «прототипа Отца». («Как раз ко Дню отца»), затем, когда они были написаны и распространены бывших протестантов-евангелистов, не только попахивает новаторством и представляет собой отклонение от лучших стандартов иконографии, но воспитывает неправильные догмы и ведет нас к вражде против самой Богородицы. Должно быть самоочевидным, что обращенные расположены к плотскому взгляду на Богородица и святой Иосиф Обручник вид иногда мотивируется не только сектантским богословием, но и компенсаторным возвышением плоть, которая часто сигнализирует о психосексуальной неприспособленности и дисфункции, должна ни при каких обстоятельствах не подвергать себя наглядным догматическим наставлениям Икон, которые искажать, искажать и осквернять чистое учение Церкви.

Эти же критические замечания в равной степени относятся ко второму Икона, о которой идет речь, «Святые Иоаким и Анна [] из [by Редактор ] рукой Сары Дингман», — смущающе откровенное выражение похоти. книга другого протестанта, принявшего православие, Кларка (Иннокентия) Карлтона, The Faith , якобы быть православным катехизисом, характеризует брак — еще раз, довольно опрометчиво и в противовес строгой святоотеческой традиции – как «самоцель» [13] (утверждение, которое я и другие, кстати, подвергли критике с традиционной православной точки зрения [14] ). Это любопытное и неправославное представление прекрасно выражено в этой иконе, где предки Христос изображен в похотливых объятиях. Иконографическое изображение ложа образует фон для этой сцены. Тот факт, что Icon рекламируется на той же странице, что и «Руководство для православных пар в развитии супружеского единства» и еще Икона, «Свадьба в Кане» мало что оставляет воображению — неестественное и неправославное возведение Таинства Брака в неуместное, псевдодуховное уровень.

Хотя автор этой иконы может утверждать, что ее изображение не новшество, и что она просто подражает древней иконе, она было бы совершенно неправильно поступать так. Во-первых, такие страстные объятия, с святые персонажи, изображенные смотрящими друг другу в глаза, являются явным нововведением. Иконы, как мы покажем впоследствии, никогда не выражайте плотские и человеческие страсти. В секунду Дело в том, что прототипы этой иконы имеют неправославное происхождение. У них есть свой источник в западных художественных произведениях, таких как фреска флорентийского художника Джотто ди Бондоне ( ок. 12671337) найден в Капелле Арены в Падуе, где предки Бога, страстно обнимаясь. Появились работы, основанные на этой западной традиции. в православной иконописи лишь после унии, появившись в основном на Руси, особенно в годы правления западнических государей Петра Великого и Екатерины Великой ( г., например, см. Симон Ушаков, «отец светской русской живописи» [15] ). Страстный поцелуй, навеянный идеалом куртуазной любви, и постель как символ супружеской верность, кроме того, являются популярными мотивами в живописи позднего Возрождения. При обнаружении в православной иконографии, они являются серьезными препятствиями для богословской функции и духовной традиции священных изображений, которые, как указывает Фотий Контоглу, «являются результатом веков духовной жизни, христианского опыта, гения и труда. Иконописцы разработавшие их, считали их работу устрашающей, как догматы истинной Веры, и они со смирением и благочестием работали над моделями, переданными им более ранние иконописцы, избегая всего несвоевременные и неуместные изменения». [16] Это вряд ли может быть сказал о работе Джотто.

Кроме того, как отмечает Константин Каварнос, «The Принцип уместности характерен для всех византийских икон. Они используют все, что подходит для изображения определенного события или лица, и избегать все неуместное». [17] Если Icons являются «окнами в Небеса», а если на Небесах «ни женятся, ни выданы замуж, но подобны Ангелам Божиим», [18] становится риторическим вопрос: «Уместно ли брачное ложе в иконе?» Можно было бы ожидать увидеть обустроенный таким образом гедонистический рай мусульман и мормонов, но не «многие особняки» [19] Отца христиан, духовные обители, которые верующие ожидают не как места земных удовольствий, а как Божественные мастерские духовно-возвышающих усилий, которые делают такие атрибуты неподходящий.

Как правильно заметил Успенский: «Мы никогда не находим в Православная иконография это «вкусение» плоти, которое мы находим в светском искусстве на религиозные темы…»; [20] скорее, верно аскетических норм нашей Веры, икона «…научает нас поститься с нашими глазами, — по словам св. Дорофея» [21] и, хотелось бы надеяться, для православных супругов, «поститься от плоти» в назначенное Церковью время. Такой аскетическое наставление есть результат того, что Каварнос называет «литургическим элементом». на иконе: «Где присутствует литургический элемент, там и драматический и чувственное отсутствует». [22] «Иконы поднимают нашу душу от материального к духовной сфере, от более низкого уровня бытия, мысли и чувства к более высокому [23] Однако это возможно только тогда, когда новаторские подходы откладываются в сторону в пользу традиционных иконографических стили. Святые каноны, по сути, прямо запрещают плотские изображения иконографических изображений. темы: «Поэтому те картины, будь они на панелях или в любом другом месте, очаровывать зрение и развращать ум и разжигать огонь постыдных удовольствий, мы повели, чтобы ни в коем случае и никоим образом они не гравировались» (Сотое правило Шестого Вселенского Собора). [24]

Иконописец, хорошо обученный этой священной традиции, следовательно, проявил бы большую осторожность, чем мы видим здесь, при выборе надлежащего прототип для изображения св. Иоакима и Анны, особенно после того, что мы сказали о евангельских кругах, из которых выходит автор этой второй иконы. Для например, иеромонах Дионисий Фурнийский ( ок. 1670 ок. 1745) предписывает следующее обращение святых: «Зачатие Божией Матери. Дома, и сад с различными деревьями; Святая Анна преклоняет колени посреди него, а ангел в перед ней благословляет ее. За садом гора, на которой Иоаким молится, и также получает благословение от ангела». [25] Такая икона, в которой главные фигуры заняты молитвой, усиленная Ангелами, дает больший стимул к духовным размышлениям и побуждает нас от чувственного к возвышенному. Также очевидно, что пространственное разделение Святые Иоаким и Анна действенно указывают на первенство их духовного союза над и против их физического союза. Каждый традиционный прототип икон, изображающих эти Предки Бога [26], по сути, подчеркивает духовное качество отношения между св. Иоахима и Анны (см., например, прототипы Контоглу икон: «Молитва святой Анны», «Рождение Богородица, » «Поклонение Богородице » и др. [27]). И даже иконы со словами «Зачатие Богородицы , ». настоящее, не что-то плотское, а радостное духовное объятие этих двух святых после откровение каждому о том, что «бесплодная» святая Анна зачала и рожать.

В конечном счете оба Икона «Западный вариант» св. Иосифа и неблагопристойное изображение Предки Бога отражают несформировавшуюся чувствительность тех, Православие и евангелизм. При этом, как мы указывали, они ввели в Православие нововведение, уводящее от трезвения отцов и их учения о земной семье Христа и, собственно, о природе человека связи. Этим новаторам не мешало бы тщательно обдумать святоотеческое учение. по таким вопросам, и особенно о том, что Церковь и иконы говорят нам о супружеских отношения и значение семьи, обе темы напрямую связаны, опять же, с иконами в вопросе: «. ..[B]верующих во Христа учат не думать о плотской связи как главное в браке, как будто без этого они не могут быть мужем и женой, а подражать в христианском браке как можно ближе к родителям Христа [ а именно, целомудрие], чтобы у них был более тесный союз с членами Христовыми». [28] Это не значит, конечно, что внутри Тайна брака, есть что-то неприличное в сексуальных отношениях или что-то в этом роде. отношения злые или неуместные. Нисколько. Однако следует сказать, что, несмотря на возвышенная природа супружеской любви, она бледнеет перед ней и в конечном счете должна опираться на нее — если она терпеть и процветать, тот Божественный эрос , который ведет нас к Богу и который коренится в чистоте и девстве (и именно по этой причине, если ни по какой другой, православный пары «постились от плоти» в течение такого значительного количества дней вне в году — почти каждую среду и пятницу, включая постные дни). Здесь должен быть баланс, который выставляет супружеское ложе в положительном свете, но без посягательство на абсолютное превосходство телесной чистоты, которую мы находим во Христе, в Его земных Предков, так и в евхаристической и исихастской традициях православных Церковь. Чистота, содержащаяся в Евангелии, никогда не должна уступать своего рода христианскому Камасутра, независимо от того, «крещены» явными сектантами или выходцами из сектантов. фон.

Странное у нас время: время, когда священное обязанность подражания была сметена дьявольской прерогативой инноваций. До того, как они станут православными более чем на несколько лет, мы находим обращенных протестантов писать катехизисы, писать иконы (многие из этих живописцев, бесспорно, очень искусные художники) и «подгонка» православия под свои представления о традиционализме. Где и под руководством какого совершенного духовного учителя, спрашивается, они научились искусство молитвы, дисциплины поста и тайные учения Православие – те традиционные вещи Веры, которые требуют многолетнего послушания и каковы предпосылки проповеди Веры словом и иконами? Незнакомый чем угодно, но только не надуманным православием «каноничности» и «чиновничество» (новаторские идеи, заимствованные с Запада и из экуменизма), эти полуобращенные новаторы с готовностью перенимают латинское мышление и благочестие (идеи «Святое семейство», грубые «спальни» в иконах и т. д.) и подкрепляют их позиция с нео-папскими заявлениями о «патриархальности», явно цитируя, в случае обращенных в Антиохийскую церковь, то, что стало крылатой фразой для них: «Ученики назывались христианами сначала в Антиохийских Деяниях 11:26». Итак, вот плоды новаторства: христиане, православные в имя, паписты по мировоззрению и евангелисты по их интерпретации Священного Предания!

1. Константин Дмитриевич Калокирис, Суть Православия Иконография, пер. Питер А.Чамберас (Бруклин, Массачусетс: Школа богословия Святого Креста, 1971), с. 93.
2. Пий Парш, год благодати церкви, пер. преподобный Уильям Г. Хайдт, OSB, Vol. I (Колледжвилль, Миннесота: Аббатство Св. Иоанна, 1962), с. 289.
3. Догматикон, Глас 3.
4. Константин Каварнос, Справочник по византийской иконографии, Vol. Я (Бостон: Святой Спасо-Преображенский монастырь, 1993), с. 134.
5. Леонид Успенский и Владимир Лосский, Значение иконы, пер. Г.Э.Х. Палмер и Е. Кадлобовский (Crestwood, NY: St. Vladimirs Seminary Press, 1982), p. 160.
6. Св. Августин, «Ответ Фаусту Манихею», пер. преподобный Ричард Стотерт, обр. Альберт Х. Ньюман, в Письма против манихеев и против Донатисты, Vol. IV of Избранная библиотека никейских и постникейских отцов, 1st Сер., изд. Филип Шафф (Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 1979), с. 159.
7. Там же, с. 315.
8. То же, «О браке и вожделении», пер. Питер Холмс и Преподобный Роберт Эрнест Уоллис, преподобный. Бенджамин Б. Уорфилд, в Anti-Pelagian Writings, Vol. V of Избранная библиотека никейских и постникейских отцов, , 1-я серия, изд. Филип Шафф (Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 1978), с. 268.
9. Св. Луки 2:51.
10. Святой Амвросий Медиоланский, 9 лет.0009 Изложение Святого Евангелия от св. Луки, пер. Феодосия Томкинсон (Этна, Калифорния: Центр традиционалистских православных исследований, 1998 г. ), с. 62.
11. Святой Иоанн Дамаскин, Писаний, пер. Фредерик Х. Чейз-младший (Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки, 1958), с. 131.
12. Иеродиакон [иеромонах] Григорий, Церковь, Предание, Писание, Истина и Христианская жизнь: некоторые ереси евангелизма и православный ответ (Этна, Калифорния: Центр традиционалистских православных исследований, 1994), стр. 47-48.
13. Кларк Карлтон, г. Вера: понимание православия: православный Катехизис (Солсбери, Массачусетс: Regina Press, 1997), с. 228.
14. См. рецензию на книгу иеромонаха Патапия, иеромонах Григорий и Архиепископ Хризостом, Православное Предание, Том. XV, № 1 (1998), стр. 57-60, и архимандрит Лука, «Философия Нового Века, Православная мысль и брак», Православная жизнь, Том. XLVII, № 3 (май-июнь 1997 г.), стр. 21-37.
15. Лониде Успенский, Богословие иконы (Крествуд, Нью-Йорк: Св. Владимирский собор). Seminary Press, 1978), с. 217, н. 62.
16. Цитируется по Cavarnos, Guide to Iconography, p. 29.
17. Там же, с. 40.
18. Св. Матфея 22:30.
19. Св. Иоанна 14:2.
20. Успенский, Богословие иконы, с. 212.
21. Там же, с. 211.
22. Константин Каварнос, Византийское священное искусство (Бельмонт, Массачусетс: Институт Византийские и новогреческие исследования, 1985), с. 92.
23. Там же, Путеводитель по иконографии, с. 243.
24. Pedalion (Салоники: Регопулос, 1982). п. 310.
25. «Руководство художника» Дионисия Фурнийского, пер. Павел Хетерингтон (Лондон: Sagittarius Press, 1981), с. 50.
26. Самые ранние иконы св. Иоахим и Анна ( ок . 9 век), мы следует отметить, возник не один, а в повествовательном цикле сцен, выражающих единое догматическое утверждение о Зачатии Богородицы , утраченное в их самостоятельное изложение. См. обсуждение этого вопроса у Андрея Грабаря, Кристиан. Иконография: исследование ее происхождения (Принстон, Нью-Джерси: издательство Принстонского университета, 1968).
27. Фотий Контоглу, Экфрасис тес православный иконография , (Афины: Астир, 1960), стр. 256-257.
28. Св. Августин, «Ответ Фаусту», с. 315.

Безобразие: иконы и их назначение

о. Джек Н. Спаркс, доктор философии.

В первый раз, когда я пригласил одного знакомого протестанта зайти в православный храм, он очень медленно, внимательно, осторожно огляделся. «Красиво, — сказал он, — но разве Библия не предостерегает от идолов?»

Он имел в виду, конечно, иконы, живописные изображения Иисуса Христа и Его последователей, которые на протяжении столетий нашей церковной истории изображались на всеобщее обозрение. Был ли он прав в своих опасениях?

Эта церковь, как и большинство православных церквей, была очень красивой. И Библия, особенно ветхозаветный закон, действительно говорит: «Не должно быть у тебя кумиров» (Исход 20:4, KJV). Итак, вопрос в том, относятся ли эти иконы, эти картины, изображающие Христа, Его Матерь, святых и особые библейские события, к категории идолов?

История икон и их использования в Православной Церкви не только увлекательна, но и поучительна. Они не нова. И не были они изобретены отступнической средневековой церковью. Использование изображений для наставления и в качестве вспомогательного средства благочестия восходит к самым ранним векам существования Церкви, и, вероятно, они существовали в той или иной форме с самого начала. Конечно, мы знаем, что даже в законопослушном Израиле картины и другие художественные изображения, которые помогали людям помнить духовную истину, вовсе не были чем-то неизвестным.

И в скинии, и в более поздних храмах использовались изображения, особенно херувимов. А недавно раскопанная синагога последних нескольких столетий до Рождества Христова имеет на стенах картины с библейскими сюжетами.

Библейские параметры

Но было ли это сделано вопреки повелению Бога? Посмотрите на Исход 26:1. В Божьих повелениях Моисею о скинии, данных всего через несколько глав после дарования Десяти Заповедей, есть такое указание: «Кроме того, сделай скинию десятью покрывалами из виссонной нити и синей, пурпуровой и червленой шерсти; искусными узорами херувимов сплети их».

Аналогичная команда в отношении Ковчега Завета повелела Моисею поставить двух херувимов из чеканного золота на концах крышки ковчега. Бог сказал: «И там Я буду открываться вам и говорить с вами над крышкой ковчега, между двумя херувимами, которые на ковчеге откровения, обо всем, что Я дам вам в заповедь сыны Израилевы» (Исход 25:22). Вот образы, напрямую связанные с присутствием Бога, и повелено Им .

С самых первых лет существования Церкви христиане использовали такие символы, как крест, рыба, павлин, пастух и голубь. А раннехристианские гробницы и катакомбы украшены изображениями библейских сцен.

Например, церковный историк IV века Евсевий сообщает нам, что возле дома женщины в Евангелиях с кровотечением, излеченным Христом, стояла «бронзовая статуя женщины, стоящей на одном колене и напоминающей просительницу с распростертыми руками. Перед ней стояла другая из того же материала, прямая фигура мужчины в двойном плаще, аккуратно накинутом на плечи, и с рукой, протянутой к женщине».

Евсевий продолжает: «Эта статуя, которая, как говорили, была похожа на Иисуса, все еще стояла там в мое время, так что я видел ее своими глазами» (История церкви, Книга 7, глава 18). Далее он сообщает, что сохранились портреты Спасителя и Петра и Павла, и что он тоже видел их своими глазами.

В том же веке знаменитый епископ и богослов, святитель Григорий Нисский, рассказывает о том, что был глубоко тронут иконой жертвоприношения Исаака: «Я видел нарисованное изображение этой страсти и никогда не проходил мимо, не потеряв слезы, потому что искусство делает историю живее для глаз». Его друг и современник, святитель Григорий Назианзин, пишет о гонениях на христиан жестоким императором Юлианом Отступником: «Иконы, почитаемые в общественных местах, до сих пор носят шрамы той чумы». Свидетельства многих других великих писателей ранней Церкви подтверждают ту же истину. Иконы были известны и почитались в первые века существования Церкви.

Хорошо. Итак, ранняя Церковь создавала и владела изображениями — или иконами, как мы называем их в транслитерации греческого слова, обозначающего образы. И верующие христиане чтили или почитали их. Но соответствует ли это библейскому предупреждению об изображениях?

Повеление, о котором идет речь, взято из Десяти Заповедей: «Да не будет у тебя других богов предо Мною. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им. ибо Я Господь, Бог ваш, Бог ревнитель» (Исход 20:3-5).

Обратите внимание, что контекст показывает, что термин «идол» используется для обозначения идола — образа, созданного для поклонения как бога. Может ли это означать, что в Библии есть две классификации образов — истинные образы и ложные образы? Подходящие изображения и неподходящие изображения? Если да, то как мы их различаем?

Иконы и наша вера в Бога

Чтобы ответить на эти вопросы, давайте на мгновение вспомним, что мы верим в Самого Бога. Почтенный богослов VIII века святитель Иоанн Дамаскин — поборник дела икон и православного христианства — очень хорошо резюмирует то, что истинные христиане того времени представляли о Боге. Посмотрите, не согласны ли вы.

«Верую во единого Бога, источник всего сущего, безначальный, несозданный, бессмертный и неприступный, вечный, вечный, непостижимый, бестелесный, невидимый, неописуемый, бесформенный. Я верю в одно сверхсущностное Существо, в одно Божество, большее, чем наше представление о божестве, в трех лицах: Отца, Сына и Святого Духа, и я поклоняюсь Ему одному. Я поклоняюсь одному Богу, одному Божеству, но я поклоняюсь трем Лицам: Богу Отцу, Богу Сыну, воплотившемуся, и Богу Духу Святому, одному Богу» (Об образах Божиих, Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Свято-Владимирской семинарии, 1980, стр. 15).

Нет ничего более здравого, более библейского, более христианского, более православного. Но при нашем понимании Божества, если Бог невидим, как пишет святой Иоанн, как мы можем изображать Бога?

Послушайте еще раз святого Иоанна Дамаскина: «Очевидно, что когда вы созерцаете Бога вочеловечивающимся, то вы можете изобразить Его облеченным в человеческий образ. Когда Невидимое станет видимым для плоти, вы сможете нарисовать Его подобие. Когда Бестелесный и бесформенный, неизмеримый в беспредельности Своего естества, сущий в образе Божием, опустошает Себя и принимает образ раба субстанцией и телом и обретается в теле плоти, тогда ты может нарисовать Его образ и показать его всякому, кто пожелает взглянуть на него» 9.0009 (О божественных образах, стр. 18).

На ум приходит старая китайская поговорка: «Одна картинка стоит тысячи слов». Если мы используем словесные образы для иллюстрации наших проповедей, как насчет графических изображений для иллюстрации самого Евангелия Христа? Вот мольба святого Иоанна: «Изобразите Его чудное снисхождение, Его рождение от Девы, Его крещение в Иордане, Его преображение на Фаворе, Его страдания, освободившие нас от страстей, Его смерть, Его чудеса, являющиеся знамениями Его божественной природы. , так как через божественную силу Он произвел их во плоти. Покажите Его спасительный крест, гроб, воскресение, вознесение на небеса. Используйте любой рисунок, слово или цвет» (О божественных образах, стр. 18).

Абсолютно! Прямо в цель! Невероятно важно, чтобы нам, христианам, была предоставлена ​​свобода изображать человечество и работу Христа, потому что Своим воплощением Он явил Себя в материальном творении и через него. И материальное творение, освященное таким образом, должно позволить открыть Его.

Кому Честь Должна

Но предположим, вы видели, как я стою на коленях перед множеством икон с изображением сцен, описанных святым Иоанном, молюсь Христу и, может быть, даже целую эти иконы. Что тогда? Занимаюсь ли я поклонением идолам?

Здесь, видите ли, мы сталкиваемся с главной причиной наличия иконок. На изображении мы видим Прототип. Икона Христа открывает нам Первоисточник. И через Него, как Он учил нас, мы также видим проблеск Отца. Иконы становятся для нас окнами в небо, открывающими славу Божию. Дело в том, что иконы помогают защитить нас от идолопоклонства! Так мы преклоняемся перед иконой Христа, видя через нее Его и Его Отца.

Эти значки, эти окна можно рассматривать как предлагающие движение в двух направлениях. В Православной Церкви иконы для нас, поклоняющихся переходу в Царство Божие, но они несут и откровение, явление невидимого небесного воинства ангелов, святых и мучеников, да и вечных спасительных событий, в наше присутствие. Церковь становится настоящим форпостом рая на земле.

Это почитание, кстати, сопровождается богатым библейским прецедентом. Святой Иоанн Дамаскин напоминает нам, что: «Авраам поклонился сыновьям Еммора, людям, не имевшим ни веры, ни знания о Боге, когда он купил двойную пещеру, предназначенную стать гробницей. Иаков поклонился до земли перед Исавом, своим братом, а также перед кончиком посоха своего сына Иосифа. Он преклонялся, но не поклонялся. Иисус Навин, сын Навин, и Даниил поклонились ангелу Божию, но не поклонились ему» 9.0009 (О божественных образах, стр. 19).

Мудрость. В этом проницательном заявлении заключается выбор слов, который имеет огромное значение для православных христиан, когда дело доходит до использования ими икон. Основное различие проводится между обожанием или поклонением и честью или почитанием. Поклонение предназначено только для Бога. Честь и почитание даются шире, совсем другое дело.

Все мы чтим и почитаем различные предметы, должности и людей — и это в разной степени! Мужьям и женам в Новом Завете сказано почитать друг друга. Точно так же и дети чтят (надеемся!) своих родителей. В школе мы чествуем учителей и директоров. Мы чтим профессоров и ученых; губернаторы и члены конгресса; сенаторы и судьи; президентов и премьер-министров. «Отнесите письмо достопочтенному мистеру Джонсу», — может сказать человек своему секретарю.

Слово «почитать» сегодня менее знакомо, возможно, потому, что мы меньше почитаем, чем предыдущие поколения. Глагол «почитать» означает относиться с благоговейным уважением или с восхищением. Я спросил своего друга, как он относится к Библии. Чувствовал ли он к ней большее уважение, чем к любой другой книге, скажем, словарю или роману? «Да, — решительно сказал он, — Библия — это слово Бога, поэтому я уважаю ее больше, чем любую другую книгу».

«Ну, тогда, — спросил я, — вы говорите, что почитаете Библию?» Он думал, что это очень сильное слово, но когда дело дошло до него, да, он почитал Библию.

«А как же ваш пастор, — спросил я, — или какой-нибудь другой очень благочестивый или духовный человек, которого вы знаете? Есть ли кто-то такой, кого вы почитаете?» Тут он не был уверен. Он действительно уважал своего пастора и некоторых других христиан, которых знал, очень уважал их, но слово «почитать» казалось слишком сильным.

Несмотря на то, что мы, американцы, беспокоимся о почитании, многие из нас по-прежнему готовы почитать Библию, а некоторые даже знают, что значит почитать мудрого и благочестивого пастора или престарелого дедушку и бабушку. Так и православные христиане почитают иконы, почитая и уважая их за то, что они изображают, за то, что они рассказывают, за то, что они являют о небе и о славе Божией.

«Но подождите, — сказал мой друг, — если вы собираетесь поклоняться Богу, почему бы вам просто не поклоняться Богу?» Наше обсуждение привело к рассмотрению того, что он считает идеальной средой для богослужения: четыре пустые стены без украшений нейтрального, но приятного цвета и кафедра. Будет ли такая суровая нагота свидетельствовать о присутствии живого Бога? Даже голые стены — это образ, говорящий об отсутствии и пустоте.

Видите ли, то, как человек поклоняется, является важнейшей заботой христианина. А иконы занимают центральное место в православном богослужении. Они не только помогают нам увидеть славу Божию, но и некоторые иконы, например, иконы святых, дают нам святые образцы, которым мы должны следовать в качестве образцов для нашей жизни.

Нашим главным примером, конечно же, является Сам Христос, сказавший: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Иоанна 13:34). А святой Павел писал: «Итак, будьте последователями Бога, как дорогие дети. И ходите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в приятное благоухание» (Ефесянам 5:1, 2).

Апостол Павел даже призывал своих читателей следовать за ним или подражать ему (1 Коринфянам 4:16; 11:1; Филиппийцам 3:17; 4:9). ). И на протяжении веков Церкви здравомыслящие верующие видели, что следование благочестивым мужчинам и женщинам, которые ушли раньше, помогает в личном росте к образу и подобию Божьему. Когда православные христиане чтят икону одного из святых, преклоняясь перед ней, целуя ее и вознося перед ней молитву, они устремлены на благочестивый пример этого святого и на следование этому примеру.

Слово становится плотью

Православное богослужение почти полностью состоит из чтений Писания, молитв и гимнов. И движения, которые мы делаем в связи с некоторыми из этих чтений, молитв и гимнов, суть движения, которые обращают наши глаза и наше внимание на определенные иконы. Это направление нашего внимания к иконам является центральным для цели православного богослужения: направить нас ко Христу, который направляет нас к Отцу. Ведь именно поэтому Сын и Слово Божие воплотились. Как Он Сам сказал: «Верующий в Меня верует не в Меня, но в Пославшего Меня. И видящий Меня видит Пославшего Меня» (Иоанна 12:44, 45).

Иисус, Сын и Слово Божие, стал Человеком, чтобы мы могли быть привлечены к Отцу, могли видеть Его, могли познать Его. Воплотившись, Он присоединил к Себе тварную материю, человечество, соединив Бога и человечество в Своей Личности, чтобы мы могли познать Отца. Тем самым Он освятил материю и использовал ее, саму Свою человечность, чтобы соединить нас с Богом. Итак, во Христе нетварное соединилось с тварным, творение с Творцом, чтобы привести нас к Богу.

Таким образом, иконы (наряду с чтением Священного Писания, молитвами и песнопениями) помогают нам поклоняться Богу, помогают возрастать в образе и подобии Божием. Хотя они видимы и материальны, их содержание, богословие в цвете, помогает нам видеть и познавать невидимое и духовное.

Все мы знаем, что рождение Христа — это праздник радости, ибо Богу Сыну было угодно родиться младенцем. Построим в уме образ Его, закутанного в пелены, лежащего в яслях-пещере, с божественным светом, освещающим мрак той пещеры. Таким образом, черное устье пещеры — это падший мир, находящийся под сенью смерти, но озаренный «Солнцем правды», ныне воссиявшим.

Мы также видим Деву-Мать рядом со своим Сыном, отдыхающую на той кровати в виде гамака, которую использовали евреи того времени в своих путешествиях. Но наш образ, будучи изображением традиционной иконы, покажет гораздо больше. Как говорят нам Евангелия, все человечество призвано стать свидетелями этого события. Пастухи на холмах в правом верхнем углу нашей сцены представляют обычных и скромных людей этого мира. С середины слева подходят мудрецы, представляющие мудрых и ученых. Наверху множество ангелов возвещает человечеству о благословенном событии. В центре сияет звезда, направляя свои лучи на стабильную пещеру.

В нижней передней части нашей сцены одновременно представлены несколько других событий: слева сидит Иосиф, мучительно размышляя, а дьявол, переодетый старым согбенным пастухом, шепчет ему на ухо новые сомнения и подозрения. В дальнем правом углу можно увидеть двух женщин, купающих новорожденного Христа, что означает реальность Его человечности. Таким образом, наша икона дважды изображает Иисуса.

Также впереди, напротив Иосифа, дерево, включенное само по себе как приношение Христу, но, кроме того, во исполнение слов пророка Исайи: «И произойдет жезл от стебля Иессея, и от корня его произрастет Ветвь» (Исайя 11:1).

В пещере младенец лежит под охраной быка и осла, что снова соответствует словам Исаии: «Вол знает хозяина своего, и осел — ясли господина своего» (Исаия 1:3).

Письменное описание этой сцены заняло много слов. Но одна икона доводит до зрительного восприятия всю сцену, наполняя наши умы и сердца славой момента Воплощения вместе с его многообразными последствиями. В православном богослужении это наглядное богословие принимается вместе со всем слышимым, сказанным и поемым, чтобы наполнить все наше существо удивлением и славой Божией.

В сочетании с гимнами, Священным Писанием и молитвами богословие в цвете, переданное иконами восприимчивому сердцу, помогает верующему войти в самое присутствие Бога, чтобы поклоняться Ему и познавать Его. Ибо поклоняется все существо — все «я» или «ты», а не только какой-то эфирный аспект, называемый душой. Мы, христиане, в конце концов, не гностические дуалисты, считающие духовную часть себя достойной Бога, а тело — меньшей или недостойной частью. Таким образом, православное богослужение вовлекает в богослужение тело со всеми его чувствами.

Иконки фальшивые изображения? О, нет! Ибо невидимого не изображаем, и иконе не поклоняемся. Это действительно истинные образы, надежно укладывающиеся в границы библейской традиции, окружающей истинное поклонение. Они вовлекают человеческий глаз в поклонение и поклонение Богу. Святой Иоанн Дамаскин резюмирует баланс:

«Я поклоняюсь не творению, а Творцу, но я поклоняюсь тому, кто стал тварью, кто был создан, как и я, кто облекся в творение, не ослабев и не отступив от Своего божественности, чтобы возвысить нашу природу во славе и сделать нас причастниками Своей божественной природы. . . .

«Посему дерзновенно рисую образ невидимого Бога, не как невидимого, но как ради нас ставшего видимым, приобщившись плоти и крови. Я не пишу образ бессмертного Божества, но пишу образ Бога, ставшего видимым во плоти, ибо если невозможно изобразить дух, то тем более невозможно изобразить Бога, дающего жизнь духу?» (О божественных образах, стр. 15, 16).

Вся Церковь говорит «ДА!»

В 787 г. н.э. руководство всей Христианской Церкви созвало так называемый Седьмой Вселенский Собор. После тщательного и продолжительного изучения Священного Писания и рассмотрения традиции, связанной с изготовлением и употреблением икон, этот орган постановил:

«Итак, мы следуем царским путем и боговдохновенной властью наших святых отцов и предания Церкви (ибо, как мы все знаем, в ней обитает Святой Дух), определяют со всей определенностью и точностью, что как образ Честного и Животворящего Креста, так и честных и святых образов, как и в живописи и мозаики, как и из других подходящих материалов, должны быть поставлены в святых Божиих церквях, и на священных сосудах, и на облачениях, и на завесах, и на изображениях, как в домах, так и у дорог, а именно образ Господа нашего. Боже и Спаситель Иисус Христос, Непорочной Владычицы нашей, Честных Ангелов, всех Святых и всех благочестивых людей.

«Ибо чем чаще их видят в художественном изображении, тем охотнее люди возносятся к воспоминанию об их прототипах и к тоске по ним; и им следует оказывать должное приветствие и почтительное почтение, а не то истинное поклонение веры, которое относится только к божественной природе; но им, как образу честного и животворящего Креста, и Книге Евангелий, и другим святыням, по древним благочестивым обычаям можно приносить ладан и свечи».

Ибо честь, воздаваемая изображению, переходит к тому, что оно представляет, и тот, кто почитает изображение, почитает в нем изображенный предмет. Таким образом, икона есть истинный образ, окно в небо и свет, который ведет нас туда. В этом смысле она играет ту же роль, что и огненный столп, который вел Израиль через пустыню к Земле Обетованной, и звезда, которая привела волхвов ко Христу. Икона не предназначена для использования в качестве фотографии земной сцены. И это не просто пробуждает в нас ощущение минувших веков. Наоборот, икона предназначена для того, чтобы вести наши сердца к Царю царей, к сияющей славе грядущего века.

Икона — святой образ, дверь в рай. Оно говорит нам, что наш Господь Иисус Христос и Его великое облако свидетелей находятся рядом с нами на высоте. Поэтому она необходима тем, кто искренне стремится и желает полноты христианского богослужения.

+++

Эта статья доступна в виде печатного буклета в Conciliar Media, отделе Антиохийской архиепископии, как часть их популярной серии привлекательных и информативных буклетов и брошюр об основных учениях древнего православного христианства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *