Нарисовать женский образ 4 класс – Портрет девушки карандашом поэтапно для начинающих

Содержание

Конспект урока ИЗО в 4 классе по теме «Красота человека. Женский образ»

Конспект урока ИЗО в 4 классе

по теме «Красота человека. Женский образ»

Учитель начальных классов Белгородская Тамара Владимировна

Цель урока
познакомить учащихся с образом «русской красавицы», со сложившимися веками представлениями о женской красоте.

Задачи:  проанализировать женские образы на портретах русских художников;
закрепление навыков изображения лица и фигуры человека; развитие воображения; воспитание любви к наследию предков.

Оборудование: 
репродукции, слайды, учебник, принадлежности для рисования.

ХОД УРОКА


1. Организационный момент.  Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.

2. Беседа по теме урока. 
 У каждого народа веками складывался свой образ красоты человека. Образ женской красоты воплотился в песнях, стихах, сказках, былинах. 

В русской крестьянской культуре образ женской красоты глубоко связан с образом птицы. В народном творчестве это «лебедушка», «лебедь белая», «пава». 
 
            Говорят, царевна есть, 
            Что не можно глаз отвесть. 
            Днем свет Божий затмевает,
            Ночью землю освещает…
            А сама-то величава, выступает будто пава;
            Сладку речь-то говорит,
            Будто реченька журчит.

Это образ царевны, созданный А.С. Пушкиным в сказке о царе Салтане.

А вот образ русской женщины, увиденной другим русским поэтом Н.А.Некрасовым:

            Есть женщины в русских селеньях
            С спокойною важностью лиц,
            С красивою силой в движеньях 
            С походкой, со взглядом цариц.
            Их разве слепой не заметит!
            А зрячий о них говорит:
            Пройдет – словно солнце осветит,
            Посмотрит – рублем одарит.

            Красавица миру на диво:
            Румяна, стройна, высока,
            Во всякой одежде красива,
            Во всякой работе ловка.

— Что объединяет эти женские образы?

Повседневная жизнь русской женщины была тяжелой: она работала в поле и дома, ухаживала за домашней живностью, топила печь, пекла хлеб, готовила пищу, ткала, шила и выполняла еще много разной работы. Одежду русские женщины шили и украшали сами, вкладывая в нее душу, проявляя настоящий талант художника. Ансамбль русского народного костюма создает поэтический образ, неотделимый от повседневной жизни, праздников и обрядов. Из отбеленного полотна шили рубахи. У женщин северных районов поверх рубахи надевался сарафан, а в южных юбка-понева, передник. Одежды были свободными, не сковывали движений. В повседневной жизни девушки носили косу – «коса-девичья краса». Замужняя женщина должна была убирать все волосы.

( Показ слайдов.)

В образе женщины в ее костюме: и в яркости наряда, и в плавных, текучих линиях, а больше всего в образе белых рукавов – крыльев, которые словно могут унести прекрасную царевну-лебедь в тридевятое царство, выражался образ прекрасной мечты — птицы счастья. В образе женской красоты выражались представления о празднике и счастье. Люди верили: красота – это оберег. Женщину стремились украшать, красоте женского наряда всегда уделяли много внимания.

3.Работа с учебником. Знакомство с произведениями искусства.

Откройте учебник на ст. 35, рассмотрите представленную там репродукцию картины художника И.П.Аргунова «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме».

— Во что одета женщина?(В сарафан красного цвета с богатой вышивкой, белую крубаху)

-Какая деталь русского костюма изображена на голове? ( Праздничный кокошник)

В праздничные дни голову русской женщины украшал дивный по красоте убор, шитый жемчугом, цветным бисером, каменьями, разноцветными нитями. В названиях головных уборов слышится родство с птицей: кокошник, сорока, кичка. Образ птицы – это древнейший символ добра и благополучия. Птица связана с землей, но она свободна и в небе! Птица, как мечта, может преодолеть пространство и время, вырваться от оков трудностей и бед, улететь к счастью. 

-Что ещё подтверждает мысль о праздничном наряде? ( Украшения: нарядные серьги, бусы.)

-Что вы можете сказать о выражении лица женщины? ( Мягкие черты лица, приветливая и чуть заметная улыбка.)

Русские люди всегда большое значение придавали лицу как выражению характера и души — «на лице написано». Взглянуть в лицо человека значило заглянуть ему в душу. Вглядитесь в лица русских женщин – они будто светятся изнутри, излучают спокойное и ясное сияние.

Иван Петрович Аргунов был талантливым крепостным художником. Главный жанр, в котором он работал, был портрет. Ему доверяли рисовать портреты господ и даже русских цариц, но одной из лучших работ стал портрет не графа или царицы, а крестьянки Московской губернии, репродукцию которой вы рассматриваете. Мастер создал чистый, ясный образ русской женщины со спокойной и доброй душой. Когда будете рисовать свой образ русской красавицы, вспомните об этом.

4.Физминутка

Зарядка для глаз. Физминутка «Стирка белья»

5.Актуализация знакомого материала

Вспоминаем – повторяем, что знаем о портрете: изображение может быть сделано в полный рост, по пояс (поясной портрет), по грудь.

Основные знакомые пропорциональные соотношения: глаза не должны быть расположены близко друг к другу, нос находится в середине лица, лица могут иметь разную форму, но у красавицы лицо будет овальное, немного уже к подбородку.

Рот, если он будет большой, тоже не будет красивым. У красавицы должен быть высокий лоб и статная шея, как у лебедушки. Так же необходимо решить, какой головной убор будет у красавицы. Без головного убора ходили только совсем юные девушки, но и они старались украсить себя венками, лентами, лобными повязками. Располагать изображение нужно в центре листа, прорисовав детали лица, постараться передать выражение глаз, помнить о светлом образе, плавных линиях, о сказочных нарядах.

6. Самостоятельная работа учащихся.

 Нарисовать портрет — образ русской красавицы.

7. Рефлексия

— Назовите вид работы, которым вы занимались сегодня на уроке? — Что такое портрет? — Какие детали народных костюмов вы использовали в ваших портретах? — Чем украшали голову замужние женщины и юные девушки на Руси? — Удалось ли вам передать характер героинь, которых вы нарисовали?

Проверка выполнения задания, выставление оценок.

8. Уборка рабочих мест.

infourok.ru

Презентация по ИЗО на тему «Образ красоты человека» (4 класс)

Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация по ИЗО на тему «Образ красоты человека» (4 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Изобразительное искусство 4 класс Тема: «Изображение женских и мужских образов в народных костюмах»

2 слайд Описание слайда:

Русский народный костюм — это произведение искусства, образец гармонии цвета и линий.

3 слайд Описание слайда:

Костюм крестьянки – он традиционно Носил национальные черты. И не касался Запад просвещённый Его своеобразной красоты! Все те же сарафаны надевались, Понёвы и рубахи без затей. А всё ж наряды женщин различались Из северных и южных областей. Е. М. Корнеев. «Русские крестьяне», 1812

4 слайд Описание слайда:

На севере носили сарафаны Из однотонной ткани, из холста, Из крашенины, шерсти домотканной. И лишь отделки яркой красота Нарядный вид костюму придавала.

5 слайд Описание слайда:

Крестьянки Юга – те предпочитали Поверх рубах понёвы надевать, Они узором по подолу украшались, Но юбки было принято считать Нарядом женским, Девушки носили Поверх рубахи фартук иль армяк, На совершеннолетие им шили Понёвы – юбки, вот бывало как!

6 слайд Описание слайда:

Мужская одежда Воронежского края была более однотипной, чем женская. В состав костюма входили рубаха, порты, пояс, обувь, головной убор. Праздничные рубахи украшали тканьем и вышивкой по вороту, разрезу на груди, краю рукавов и подолу. Орнаменты на рубахах и техника их исполнения были те же, что и у женских рубах.

7 слайд Описание слайда:

В Воронежской области предпочитали носить поневу с фартуком и кичку. Поневы, которые носила молодая жена до рождения первого ребенка, были самыми красивыми. Молодая жена после венца надевала поневу из красного сукна, шелка, бахромы и даже с бубенцами. Её шили из черной или темно-синей шерстяной клетчатой ткани.

8 слайд Описание слайда:

В Россошанском районе предпочитали носить поневу чёрного цвета с фартуком и кичку. Рубаху шили из белого конопляного холста и расшивали по рукавам и у ворота. Наиболее используемая фигура в вышивке – ромб. Основой женского головного убора была рогатая кичка.

9 слайд Описание слайда:

Орнамент – это узор, в котором сочетаются и повторяются геометрические или растительные элементы.

10 слайд Описание слайда:

Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища.

11 слайд Описание слайда:

Русский крестьянин исстари жил землей. Землю, ее плодородие он связывал с образом матери.

12 слайд Описание слайда:

В древности люди не поливали свои поля. Их смачивали только дождь и роса. Дождь называли небесной водой и думали, что она скапливается где-то в невидимом небе. Чтобы пошел дождь, надо изобразить его.

13 слайд Описание слайда:

Дерево жизни – символ вечной жизни, процветающей природы и счастливого продолжения рода. Изображалось в виде разветвленного растения с причудливыми пташками на ветвях, либо цветами и плодами.

14 слайд Описание слайда:

В давние времена люди верили, что птицы прогоняли своим звонким пением зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну красную, тепло летушко.

15 слайд Описание слайда:

Пояс – «покромка» – неотъемлемая часть костюма крестьянок.

16 слайд Описание слайда:

По холодным дням с сарафаном носили душегрею с длинными рукавами, с трубчатыми складками на спине. Праздничную душегрею шили из шелковых тканей или бархата и украшали золотым шитьем.

17 слайд Описание слайда:

Женский головной убор Кичка Сорока

18 слайд Описание слайда:

Кокошник. На Руси существовал общий для славян древний обычай, по которому всюду девичий головной убор отличался от головного убора замужней женщины, так же как и прическа. Девушка могла носить волосы распущенными или заплетать их в одну косу, а замужняя женщина должна была заплетать две косы и по обычаю не имела права показываться с непокрытой головой.

19 слайд Описание слайда:

Аргунов И. П. «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме», 1784 г.

20 слайд Описание слайда:

Малявин Ф. А. «Две русские красавицы», 1905 г

21 слайд Описание слайда:

Архипов А.Е. «Девушка с кувшином», 1927 г.

22 слайд Описание слайда:

Кустодиев Б. М. «Варвара. Эскиз костюмов для пьесы Николая Островского «Гроза»», 1920 г.

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель мировой художественной культуры

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-557965

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Русская красавица рисунок 4 класс

Красота русской женщины признается во всем мире. С давних времен образ русской красавицы сопровождается былины, сказки и произведения живописи. Женский образ в кокошнике и с караваем неотъемлемый атрибут многих праздников. В детских рисунках видно, насколько сильно укоренился такой образ в нашей культуре.

Детский рисунок фломастерами.

Образ русской красавицы.

Образ женщины рисунок в 4 класс.

Картина мужской и женский образ.

Детские рисунки русских красавиц.

Древние образы.

Женская красота.

Картина дошкольника.

Простой рисунок в детский сад.

Лапушка.

Мать и мачеха из народной сказки.

Простым карандашом.

Красками.

Цветными карандашами.

Образ русской красавицы.

pickimage.ru

Урок ИЗО в 4-м классе «Русская красавица»

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока:

  • сформировать представление о русском народном женском костюме;
  • развивать воображение, умение создания украшения и работы в группе;
  • воспитывать интерес к русской культуре и ее традициям.

ХОД УРОКА

1. Приветствие.

2. Сообщение темы.

3. Музыкальный эпиграф – фрагмент песни “Русская красавица”.

4. Литературный эпиграф (стих О.Островской “Русский костюм”).

Важною павой, “душой голубицей”
Издавна так называли девицу.
В трудной работе сгибалась спина…
Но выходила на праздник она
В дивном наряде крестьянской одежды
Где весь узор о мечте и надежде.
Шею украсили бусы, монисты;
Бисер, кораллы, янтарь золотистый.
Всех драгоценней убор головной –
Бисером шитый и битью златой:
Кика, сорока – убор молодицы;
Косник, венец– украшенье девицы;
Сборник, повойник – убор для старухи.
Самый красивый – убор молодухи,
Так испокон сохранен на Руси
Русский костюм небывалой красы.

Давайте ребята, посмотрим ,из чего же состоял женский костюм.

– Это рубаха, сарафан, головной убор.

Многие художники изображали русских красавиц в национальном костюме.

5. Показ слайдов с картинами художников (Врубель, Аргунов, К.Маковский)

– А где еще можно увидеть народный костюм?

Кто из вас знает, название женских головных уборов?

В русском народном костюме женскому головному убору уделялось особое внимание. По нему можно было узнать из какой она местности, какого возраста.

СООБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ:

Девушки носили –

ПОВЯЗКУ – полоса ткани на жесткой основе с ушками для крепления лент

ОБРУЧ – выполнялся из древесный коры или картона в виде круга, обшитого тканью и богато украшенного.

КОКОШНИК (Кокоша-курица) – представлял собой легкий веер из картона, обшитый тканью и украшенный. Он был различной формы – однорогий, двурогий, цилиндрический, в виде седла.

ПОВОЙНИК – это круглая шапочка спереди приподнятая, а сзади прилегающая к голове, Здесь же пришивались ленты– завязки, дважды оборачивающиеся вокруг головы. Ее носили замужние женщины.

– Чем же украшали головные уборы?

Это – бисер, бусы, жемчуг, золотыми нитями, кружевом, фольгой, стеклом, драгоценными камнями.

6. Показ слайдов с головными уборами.

7. Физ. минутка.

8. Практическая работа по группам.

Вам предстоит сегодня быть мастером-украшения, т.е. дизайнером и украсить нарисованную вами девицу кокошником, украшения вы придумываете сами, используя подготовленный материал(крупы, фасоль, горох) и заранее приготовленную форму кокошника. Приклеиваете их и раскрашиваете.

8. Подведение итогов. Выставка работ.

9. Рефлексия.

Работы детей

25.01.2012

Поделиться страницей:

urok.1sept.ru

Презентация к уроку по изобразительному искусству (ИЗО, 4 класс) на тему: Презентация «Мужской образ в искусстве»

Конспект урока ИЗО на тему «Образ красоты человека. Мужской образ»

Цель урока: познакомить учащихся с представлениями русских людей – наших предков о красоте мужчины: труженике и защитнике Родины и рода.

Задачи: познакомить учащихся с образом русского богатыря в литературе и живописи, развивать образное мышление, совершенствовать навыки работы в цвете, воспитывать гордость за свою принадлежность к русской истории.

Оборудование: для учителя: методические таблицы, репродукции, слайды; 
для учениковбумага, краски, кисти, палитра, банка для воды.

Зрительный рядкартины художников В. Васнецова, П. Корина. 
 
Музыкальный ряд: русские народные песни (№5 – «Ясен то ли сокол»)

Литературный ряд: отрывки из былин.


 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. 
У каждого народа веками складывался образ красоты человека. 
На прошлом уроке мы говорили о красоте русской женщины. Сегодня на уроке познакомимся с образом мужской красоты.

2. Беседа по теме урока. 
            
Образ мужчины всегда тесно связан с его трудом. В русской крестьянской культуре это образ пахаря. Одежда у русского крестьянина была довольно простой, не такой нарядной как женский костюм. Рубаха, которую шили из отбеленного льна, да штаны, на ногах – лапти, сапоги были обувью праздничной. 

По вороту, рукавам и низу рубахи наносились вышитые узоры. Подпоясывалась рубаха кушаком. В одежде просматривалась простота, удобство, некоторая строгость и скромность. 

В образе русского крестьянина соединены представления о единстве могучей силы и доброты – Добрый молодец. Он умеет работать на своей земле и умеет ее защищать. Красота мужчины всегда виделась в силе труженика, мужестве и благородстве защитника Родины. Для защиты своих земель русичи строили оборонительные сооружения – крепости, использовали для защиты от врагов леса, озера, реки, холмы, но не только высокие стены защищали наших предков от врагов. 

В мирные дни русский человек был крестьянином, пахарем, сеятелем, кормильцем. А в дни лихолетья становился воином, защитником. Образ защитника земли русской воспет в былинах, это образ русских богатырей. Былины повествуют о мужественной борьбе русских людей против врагов – кочевников. Наиболее популярен был богатырь Илья Муромец, крестьянский сын из города Мурома. Илья Муромец победил Соловья-разбойника, Идолище, Калина-царя.
            
            Наложил он стрелочку каленую,
            Да спустил тетивочку шелковую,
            Его тую ль стрелочку каленую,-
            Так просвистнула стрелочка каленая,
            А попала в Соловья-разбойника,
            А попала ему да во правый висок;
            Она сбила Соловья да из сырого дуба
            Во сыру землю да и во ковыль-траву.

Другим любимым героем народа был богатырь Добрыня Никитич, победивший Змея на Ручей-реке. 
Еще один богатырь часто встречается в народных былинах – это Алеша Попович. Но не только в былинах был создан образ 
богатыря-защитника. 

Многие русские художники обращались к этой теме. Картина русского живописца В.М. Васнецова «Богатыри» (беседа по картине). Подчеркивается, что художник так же, как и русский народ, наделил своих героев национальными чертами характера, которые уважали в народе – отвагой, спокойствием, великодушием, находчивостью, готовностью принести любую жертву для защиты отечества. Пейзаж в картине подчеркивает ощущение величия и красоты русских воинов. 

Другой художник П. Корин изобразил легендарного защитника земли русской – Александра Невского (беседа по картине).

Рассмотрим, как выглядело снаряжение богатырское. Поверх обычной одежды одевалась кольчуга, состоящая из металлических колец, по бокам у кольчуги были сделаны разрезы для того, что бы удобнее было садиться на лошадь. Кольчуга была дорогой, поэтому простые воины носили кожаные рубахи с нашитыми металлическими бляхами. Важной частью снаряжения был остроконечный шлем по форме напоминавший купол церкви – луковку. Со шлема спадала кольчужная сетка, которая защищала шею. Оружие богатырское: меч, копье, лук со стрелами, щит, топор.
 Прежде чем перейти к выполнению самостоятельной работы надо немного отдохнуть.

3. Физкультминутка.
            Дружно все тихонько встали.
            Ручками похлопали – раз, два, три!
            Ножками потопали – раз, два, три!
            Выше руки! Шире плечи!
            Раз, два, три-дыши ровней!
            Ручками похлопали – раз, два, три!
            Ножками потопали – раз, два, три! 

4 .Самостоятельная работа учащихся.

Задание: изобразить портрет-образ русского богатыря.

Лист расположить вертикально, при любом варианте изображения: в полный рост, по пояс или по грудь. Наметить пропорции фигуры: руки до середины бедра, локти до талии, плечи широкие, шея мощная, ноги крепкие. Рисуя голову учесть, что у богатыря могли быть усы и борода. Работая над изображением оружия надо помнить, что все сразу рисовать не нужно – богатырь вряд ли мог одновременно держать в руках меч, копье, щит, лук, стрелы, палицу.

5. Итог урока. Выставка и анализ работ.

6. Обобщение темы урока. Какие качества включает в себя образ красоты русского человека, русского мужчины? Кем был русский человек в мирные дни? В дни лихолетья? Какое оружие было у русских богатырей?
 
7. Уборка рабочих мест.

nsportal.ru

Поурочное планирование урока по изобразительному искусству на тему«Красота человека. Женский образ» (4 класс)

Ф.И.О Ельшина Любовь Васильевна

Учебный предмет: «Изобразительное искусство. 4 класс».

Примерная рабочая программа «Изобразительное искусство 1-4 класс», авторская группа: Н.А Горяева, О.В. Островская, под руководством Неменского Б.М. М.: Просвещение, 2012 г.

Учебник: Л.А.Неменская «Каждый народ – художник», под руководством Неменского Б.М. М.: Просвещение, 2013г.

Урок № 4.. Тема урока «Красота человека. Женский образ»

сентябрь

Цель

и задачи:

формирование понимания русская красавица как образ мягкой душевной силы нежности и величавости.

Образовательная:

  • характеризовать образ женской красоты как образ птицы счастья, которая ходит по земле, плывёт по воде и может свободно летать в доступном только для мечты человека небе;

  • понятие о сохранении традиций в ношении русского костюма. Символ крестьянского головного убора.

  • знакомиться с красотой русского народного костюма. Украшение его орнаментом

  • использовать выразительные средства для украшения костюма.

Воспитательная:

  • воспитывать в детях чувство восхищения красотой русской народной одежды;

  • воспитание патриотических чувств: гордости за русских мастеров, создавших неповторимое произведение архитектуры

  • воспитывать восприятие народного костюма как не просто одежда, а образная модель мира…

Развивающая:

Тип урока

комбинированный

Форма работы

индивидуально-фронтальная.

Планируемые образовательные результаты

Личностные:

  • формировать эстетические потребности — потребности в общении с искусством, природой, в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

  • уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные:

  • умение организовать место занятий;

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • формирование мировоззрения детей, возможность обретения самостоятельных устремлений в понимании мира вокруг, в обретении смысла жизни.

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала,

Предметные:

  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценки произведений искусства.

  • овладеваем навыками работы в технике работы гуашью и акварелью, навыками изображения фигур в разном положении или портрета в русском костюме.

Технологии

Здоровьясбережения, поэтапного формирования умственных действий, развивающего обучения, совместной поисковой деятельности, сотрудничество, информационно-коммуникативные, личностно-ориентационные

Музыкальный ряд:

Музыка для фона, русская народная. Русская народная песня «В низенькой светёлке»

Литературный ряд:

Стихи Н.А.Некрасова «Есть женщины в русских селеньях.

Материал:

Лист А4, карандаш, краски гуашевые, кисть.

Задание:

Выполнение фигур человека в русской народной одежде, занятые трудом .

Оборудование

Проектор, компьютер,

НДМ (наглядно-демонстративный материал)

Репродукции картин Венецианова, Сурикова, Аргунова, К.Коровина, Константина Маковского, А. Шилова.

Основные понятия

Кокошник, сарафан, кичка, сорока. Понёва, лапти, черевики, сенокос, пашня, жать, скородить.

«Красота человека. Женский образ».

План урока:

  1. Организационный этап (2 минуты)

  2. Мотивация (2 минуты)

  3. Приобретение знаний. Просмотр презентации( 8 минут)

  4. Физкультминутка (1 мин)

  5. Переход к практической работе (3 минуты)

  6. Самостоятельная творческая работа учащихся (18минут)

  7. Подведение итогов занятия (2 мин)

  8. Рефлексия учебной деятельности (2 мин).

Ход урока

1.Организационный этап (2 минуты). Создание положительного эмоционального настроя обучающихся. Вступительное слово учителя. Доброжелательный настрой учителя, приветствие учащихся, готовность к уроку. Приветствуют учителя, готовят рабочее место. Личн.УУД: самоорганизация. Метапредм. УУД: организация своего рабочего места.

Регул. УУД: организация деят-ти на уроке, ученик учится определять цель своей работы.

2. Мотивация (2 минуты). Определить тему и задачу урока. Создаётся проблемная ситуация. Показ слайда и наводящие вопросы. Посмотрев фото на фоне стихов, определите, как будет звучать тема сегодняшнего урока? Метапредм. УУД. Познав. УУД: выдвижение гипотез и их обоснование; умение выражать свои мысли. Коммун.УУД: аргументация своего мнения, учет разных мнений, диалог с учителем.

Слайд 1. Главной целью в проведении урока является формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.

Задаётся вопрос: — В этих произведениях раскрывается что? Ответом будет тема урока. Дети выдвигают свои версии.

Примерные ответы для угадывания темы урока:

— Женский образ

Русская красавица.

— Красота человека. Правильно. А точнее тема урока «Красота человека. Женский образ».

Надо отдать дань глубокого уважения художникам, которые сумели в своих произведениях рассказать о красоте женщин, девочек, девушек. С давних времён бытует выражение « русская красавица».

Чтение в учебнике со слов о женской красоте на стр. 35. Красота человека.

3. Приобретение знаний (8 минут) Выделить главные и существенные признаки понятия, явления, обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания изучаемого материала. Участие Братьев-Мастеров в создании художественного образа неродного русского костюма. Изучение материала в учебнике. Наблюдаем, сравниваем, анализируем. Помогает, контролирует и помогает анализировать рассматриваемые изображения картин художников «Образ русской женщины». Отвечают на вопросы, делают выводы: для чего? Зачем? С какой целью художники писали картины с изображением женщины? Просмотр слайдов Рассматриваем картины художников. Анализируем, сравниваем Коммун.УУД: аргументация своего мнения, учет разных мнений, диалог с учителем. Познавательные, развивающие технологии.

Слад 2.

Большое значение придавалось лицу как выражению души и характера.

Заглянуть в лицо человека, значит заглянуть ему в душу. Аргунов Иван Петрович «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме». Читаем в учебнике стр.36. В женщине видели начало жизни. Она – мать всей природы, всего мира.

В статности её движений, величии осанки сохранился древний образ праматери, которой поклонялись далёкие предки. Её понимали как заступницу, хозяйку дома, ценили её достоинство и душевную отзывчивость, теплоту.

Как вы думаете, можно ли применить к этому милому лицу выражение «русская красавица»? А, если можно, то почему?

— Художник здесь запечатлел доброту, скромность, приветливость.

— Молодцы ребята, хорошо сказали об этом замечательном женском образе. Действительно, художник изобразил милый, добрый и привлекательный образ.

Слайд 3. Благодаря картинам, выполненных русскими мастерами прошлых веков, мы узнаём как жили люди раньше до нашего времени, как они одевались. Венецианов Алексей Гаврилович. Образы крестьянок с орудиями труда в поле.

Слайд 4. Венецианов А.Г. «На пашне. Весна». Вот ещё один женский образ, выполненный русским художником начала 19 века Венециановым. Женщина, одетая в русский костюм. Наступила весна. Крестьянка вышла на работу. Очень красиво всё кругом. Освещённая яркими лучами весеннего солнца крестьянка, словно сама весна шагает босиком по тёплой весенней земле. Природа словно любуется её красотой. Посмотрите, в чём одета крестьянка?

— Белая рубашка, сарафан ярко-красный. Сарафан подвязан поясом с золотым шитьём. Красивый головной убор – кокошник.

— Молодцы, знаете старинную женскую одежду.

Что касается кокошника, он был закрытым даже со стороны затылка. В течении длительного времени у нас в России складывалась традиция, согласно которой замужние женщины должны были скрывать свои волосы. С открытой головой могли ходить только девушки. Поэтому сорвать головной убор у замужней женщины считалось оскорблением.

Слайд 5. Картина «На жатве. Лето» еще один шедевр Алексея Гавриловича Венецианова, демонстрирующий многогранный талант выдающегося русского художника. Тема времен года объединяет это полотно с другой, не менее известной работой художника «На пашне. Весна». Малиновый сарафан жницы ярко выделяется на фоне золотистой ржи и неяркой зелени травы. Венецианов мастерски, используя цветовую палитру, создает картину жаркого летнего дня. Статичные горизонтальные линии: помост, на котором сидит крестьянка, поверхность ржи и уходящие к горизонту чередующиеся цветовые полосы усиливают впечатление погруженной в летнюю истому природы.

Слайд 6 и 7. А теперь посмотрим ещё женские образы, выполненные русскими художниками. Василий Суриков «Русская красавица»; Константин Маковский «За прялкой», «Русская красавица».

Слайд 8. На картине Константина Коровина «Северная идиллия» больше напоминает декорацию в театре. Здесь в картине изображён мощный контраст зеленого, красного и белого цветов. Это излюбленное в народе сочетание подчеркивает связь между национальным чувством красоты и природой. Фигуры нарядных девушек образуют выразительную группу на фоне “левитановского” пейзажа с пасмурным вечерним небом, низкорослыми северными деревцами. Поверхность травы на картине покрыта узорчатой сеткой ромашек. Пастушок играет на свирели, девушки погружены в звуки незатейливой задумчивой мелодии. Кажется, что и природа притихла, заслушавшись.

Слайд 9. Присмотритесь. Что же изображено на этом слайде?

Дети:

Фрагмент картины «Северная идиллия» точь в точь созвучна реальной сцене людей в ярких русских костюмах.

Небольшой отдых. Физкультминутка.

Слайд 10.

Есть женщины в русских селеньях,
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц.

Их разве слепой не заметит,

А, зрячий, о них говорит:

«Пройдет — словно солнце осветит!

Посмотрит — рублем подарит!»

Красавица, миру на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Ко всякой работе ловка.

Н. А. Некрасов.

Слайд 11. Женские образы в русских народных костюмах.

4.Физкультминутка (1 мин). Здоровьесберегающие технологии. Выполнение упражнений на движение. Учитель контролирует и помогает выполнению упражнений. Дети выполняют физические упражнения. Личн.УУД: самоорганизация Метапредм. УУД: организация выполнения упражнений на движение рук, головы, плеч….

5. Переход к практической работе (3 минуты). Применение познавательных знаний для выполнения практического задания. Как будем изображать женский образ. Учитель показывает изображение фигуры человека в разных положениях сразу кистью. Внимание на пропорции. Метапр. УУД: осознанно и произвольно строят речевые высказывания

Предм. УУД: рисуем фигуру человека сразу кистью и краской в разных положениях. Можно нарисовать карандашом, а за тем – в цвете. Но напоминаем : на карандаш – не нажимать. В процессе работы делает пояснение, что голова к подбородку уже, а форма головы напоминает форму яйца.. Шея статная, высокая – признак женской красоты. Затем показывает губы, глаза, нос. Учитель подводит учеников к тому, что красота ещё будет достигаться благодаря цвету. Сарафаны носили яркие, красные, это символ красоты. У нас в Воронежской области девушки носили сарафаны чёрного цвета. Цвет этот соответствовал цвету земли.

Женщины же носили юбки в клетку — понёвы. Клетка – это участки земли, а полоски это дорожки между полями. А сверху рубашки и понёвы женщины носили запан. Одежда украшалась геометрическим узором: полоски, ромбики и др.

6. Самостоятельная творческая работа учащихся (18минут)

Применение познавательных знаний и практических приобретённых ранее умений и навыков для выполнения практического задания. Практическая работа. Рисуем человека: женский образ в народной русской одежде, идущей справа налево, слева — направо и прямо. Учитель контролирует работу учеников. Создаём образ русской женщины. Личност. УУД: овладение приёмами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда.

Метапредм. УУД: овладение умением творческого видения с позиций художника, стремление к аккуратности, выразительной передачи образа женщины.

Предм. УУД. Умеем видеть образ в создаваемых формах. Фантазируем, представляем и создаём.

Слайд 12.Ребята. Только что вы были наблюдателями, а сейчас вам предстоит самим стать художниками и изобразить женский образ. Читаем задание на стр. 28 и 29.

Рисунок выполняем сразу кистью и красками без предварительного рисунка карандашом.

7. Подведение итогов занятия (2 мин). Анализируем работы. Прослушивают информацию учителя, дают оценку выполненной работе. Метапредм. УУД: осознанно и произвольно строят речевые высказывания. Коммуник.УУД: регулируют собственную деятельность посредством речевых действий

Регул. УУД: оценивают достигнутый результат.

8. РЕФЛЕКСИЯ:

Сегодня на уроке: мы узнали

Открыли для себя,

Научились выполнять, мы смогли, похвалить своих одноклассников и себя…

А теперь оцените наш урок и нашу работу с помощью смайликов. Если вам понравился урок, поднимите смайлики с улыбкой жёлтого цвета. Если не понравилось, то подняли синего цвета.

— Я вам желаю добра, любви и творческих удач!

К следующему уроку принести пластилин, стеки, дощечку. Спасибо за работу на уроке.

infourok.ru

План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 4 класс) на тему: Учебно-методический комплект на тему » Образ женской красоты. Характер в японской культуре» 4 класс

I. Органи-

зационный

момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

(На доске –

репродукции картин Т. Киёнаго «Вечерняя прохлада на берегу реки Окива»;

С. Харунобу
«Красавица»)

Проверяют готовность обучающихся
к уроку. Читает стихотворение.

КРУШАЩАЯ ЦАРСТВА

Живет на севере такая красота,

Что нет прекраснее на белом свете.

Один лишь взгляд ее, и гибнут города,

Еще один – и вся страна в смятении.

Редкий северный цветок –

Самая красивая девушка на земле.

От одного ее взгляда дрожит целый

город,

Второй взгляд повергает в трепет народ.

Нет на свете другого такого народа,

Который удостоился такой неземной

красоты.

Шигеру Умебаяши

– Сегодня мы поговорим о красоте женского образа Японии. Что считалось
эталоном красоты в Древней Японии? Попробуем разобраться

Получив целе-

вую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоцио-

нально выражают свое отношение к стихотворению.

Отвечают
на вопрос

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться

II. Изучение нового материала

Просмотр презентации «Страна восходящего

солнца – Япония».

Просмотр пре-

зентации «Страна восходящего

солнца – Япония».

– Главная хозяйка дома – конечно, женщина, она же и главное его украшение.

В отличие от традиционной европейской одежды, которая подчеркивает конструкцию тела человека, японки носили кимоно, которое выделяет лишь плечи и талию женщины, скрывая недостатки ее фигуры. Западная одежда акцентирует внимание на рельефе, а японская – на равномерности и плоскости. Это связано с традиционным представлением японцев об идеальной конституции – чем меньше выпуклостей и неровностей, тем красивее.

Особенная красота кимоно – в его росписи. Женщины расписывали их сами для себя, берегли и передавали внучкам. Плотным поясом оби дважды оборачивают талию так, чтобы самая красивая его часть оказалась впереди. Завязывают оби на спине большим роскошным бантом. Традиционный способ повязывания оби существует и сегодня. Ведь умение повязывать и носить его свидетельствует о своеобразном мастерстве и художественном вкусе.

«Женщина, которая не умеет повязать оби, ничего не умеет» – гласит японская пословица.

Внешняя притягательная сила кимоно –
в уникальном силуэте и красоте мерца-

ющих тканей. Но присмотревшись, можно увидеть, что кимоно противоречиво,
как все в дзен-буддистском мире.

Простота кроя соседствует с фантастической сложностью узоров, статичность формы – с динамичностью летящих рукавов, жесткие правила одевания – с изы-

сканной, почти богемной живописностью. А узоры наполнены философской символикой. Женское кимоно – не просто платье. Это овеществленное понимание красоты, носительницей которой является женщина. Слияние живого и неживого создает двойной эффект красоты.

Но чтобы выглядеть красивой в кимоно, идеальной фигуры было недостаточно. «Идеальное лицо» и макияж считались неотъемлемой частью антуража. В позднем Средневековье установился эталон японской красавицы. Лицо должно было быть плоским, а его овал – удлиненным. Красивыми считались раскосые глаза с узкими и высокими бровями. Рот должен был быть маленьким и походить

на небольшой красный цветок. Из малопрофилированного лица относительно
сильно выступал лишь нос. Кожа женщины должна была быть белой, как снег, потому японки издавна белили лицо

и другие выступающие из-под кимоно части тела.

Все прически отличались необыкновенной аккуратностью исполнения. Поражает чистота волосяных бантов в нарядных высоких женских прическах. Силуэты такой прически для всех слоев населения были однотипны. Богатые японцы пользовались услугами парикмахеров. Процедура причесывания длилась несколько часов и стоила дорого. Женские прически напоминали экзотические цветы. В современной Японии кимоно надевают на различные национальные праздники.

– Давайте вспомним, какие японские праздники вы знаете?

– В чем вы видите красоту японского костюма?

 

Слушают учителя, обсуждают, отвечают на вопросы.

Просмотр

презентации «Япония».

Отвечают
на вопросы учителя.
Обсуждают, сравнивают, анализируют японские
традиционные костюмы.

Фронтальная работа.

Фронтальная работа.

Фронтальная работа

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений искусства, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство».

Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира,

умеют произвольно и осознанно строить речевое

высказывание в устной
форме о произведениях
искусства Японии; осуще-

ствляют поиск существен-

ной информации (из рас-

сказа учителя, родителей, из собственного жизнен-

ного опыта) о красоте женского образа на гравюрах японских художников.

Регулятивные: принима-

ют и сохраняют учебную
задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание;

согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников

и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассу-

ждать и находить ответы на вопросы, формулировать их

сотрудничество, принимая его условия и правила; рассу-

ждать и находить ответы на вопросы, формулировать их

сотрудничество, принима

сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их

III. Творческая практическая деятельность

Изображение женского обра-
за – японки.

Музыкальный фон: японская музыка в исполнении Традиционного японского оркестра,

Оркестра сто

одной скрипки

Объясняет последовательность выполнения творческой работы.

Задание № 2, с. 90.

– Нарисуйте образ японки в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, движения,
фигуры.

Изображая фигуру, не бойтесь начать
с платья: рисуйте, будто хотите изобразить ручеек или легкий порыв ветра;
найдите место головке с поднятыми чер-

ными волосами; кисти рук у японок делали неестественно маленькими, а ноги обували в сандалии на высоких подошвах. Представьте, что вы рисуете девушку, гуляющую в саду

Выполняют творческую

работу

Индивидуальная работа

Познавательные: умеют применять полученные
знания в собственной
художественно-творче-ской деятельности.

Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата с заданным эталоном
с целью обнаружения

отклонения от эталона.

Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения

Наблюдение.

Выполнение творческой работы

IV. Итог урока. Рефлексия

Выставка работ обучающихся, анализ и эстетическая оценка.

Обобщающая беседа

– Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

– Какой образ японской женщины сложился у вас?

– Как сохраняется традиционный японский костюм, когда он используется?

– Молодцы, вы очень хорошо поработали!

Рассматри-вают работы (японка в кимоно), оценивают работу свою и одноклассников,
сравнивая их с образцом
(работой педагога)

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения за природой с оценкой увиденного в произведениях японского искусства.

Регулятивные: оценивают свою работу

Устные
ответы

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *