Натюрморт поэтапно для детей: Натюрморт с фруктами для детей 2-3-6 класс поэтапно карандашом, красками. Как нарисовать

Содержание

Натюрморт карандашом поэтапно для детей. Как поэтапно нарисовать карандашом натюрморт с фруктами

На сегодняшний день, всем без исключения знакомы акварельные краски из раннего детства. Каждый рисовал ими хотя бы раз в жизни. Уже с садика дети учатся обращаться с краской и кисточкой, наносить мазки, создавать простейшие рисунки. Но не так давно, до 19-ого столетия, акварель не была очень популярна среди художников. Считается, что родина этой краски Китай. В этой стране была создана бумага, на которой мастера изображали свои творения используя этот тип краски.

Постепенно, акварель добилась места под солнцем и нашла свое применение у многих художников со всего мира. Техника рисования такими красками позволяет достичь особый эффект некого мистицизма, иллюзорности, прозрачности и легкости композиции на созданной картине. Только на первый взгляд этот метод рисования кажется тяжелым. На самом же деле, тут нет абсолютно ничего тяжелого. Вы сможете легко освоиться, воспользовавшись нашим пошаговым уроком.

В сегодняшней статье вы узнаете как нарисовать натюрморт акварельными красками. Натюрморт этой осени может привлечь почти всех. Изначально надо выбрать, что хотим воспроизвести на изображение. Чтобы натюрморт казался ярким и красивым, фрукты и овощи должны быть разными. Они должны различаться цветом, формой и размером. Мы возьмём овощи, а именно баклажан, огурец и морковку. Овощи, выбранные нами, полностью соответствуют требованиям, они различаются от друг друга в каждом аспекте. Теперь подготовим материалы и инструменты.

Понадобится самый простой и обычный набор:

  • Белый лист бумаги для акварели
  • Кисти для рисования
  • Ёмкость с водой
  • Простой карандаш
  • Ластик
  • Палитра

Прежде чем вы начнете работать над натюрмортом, стоит слегка смочить акварельные краски, которые нам понадобятся.

Шаг 1

Надо набросить рисунок простым карандашом. Нужны простые и мягкие, почти незаметные линии, набросить контуры овощей. На этой стадии мы решаем, с какой стороны будет падать свет. Чтобы было легче ориентироваться, мы набросали солнце на эскизе, которое будет стёрто позже ластиком. Также, надо обратить внимание на линию тени, которую мы изобразим позже.

Шаг 2

Когда эскиз готов, вы можете начать работать акварелью. Чтобы сделать это, мы выбираем один элемент рисунка и смачиваем его влажной кистью. На нашем рисунке, огурец стал этим первым элементом покраски. Теперь мы выбираем очень светлую зеленую краску и наносим её кистью на огурец.

Помните, мы не будем использовать растворы чистых цветов. Чтобы получить тот или иной цвет, нужно смешать цвета друг с другом на палитре, которую мы подготовили. Тем временем, пока поверхность огурца влажная, мы затемним её чуть-чуть. Только не забудьте оставить небольшое отражение на овоще.

Шаг 3


Оставьте огурец и дайте краске на нём высохнуть, и перейдем ко второму элементу. Теперь мы украсим морковку. Мы сделаем это так же, как и в первом случае с огурцом.


Фигуру мы изображаем постепенно, двигаясь от светлых к темным оттенкам. Когда рисуете акварелью, необходимо настроить тон.

Шаг 4


У нас остался еще один не нарисованный овощ. Это баклажан. Мы его нарисуем так же, как и в прошлых двух случаях, следуя тем же принципам.


Не стоит также забывать про солнечные блики. В случае с бликами, все зависит от того, насколько блестящая поверхность самого объекта. Чем больше он блестит, тем виднее и ярче будет луч. Размер такого блика на прямую зависит от размера овоща, а его цвет от гладкости поверхности. В нашем случае, блика совсем нет на морковке, а на баклажане самый большой, из-за гладкой поверхности. И на нём блик самый яркий.

Шаг 5

Давайте вернемся к начальной стадии работы рисования огурца. Темный оттенок как раз напомнит реальный овощ, а также подчеркнет его форму.

Шаг 6


Мы совершим те же действия с другими овощами. В этом случае, надо правильно передать черты каждого из объектов: цвет, размер, структуру, форму. Помните, каждая ямка имеет более темный оттенок. Чем глубже ямка, тем темнее её цвет.


Особенности каждого элемента должны быть подчеркнуты в соответствие с натуральными овощами.

Шаг 7

Смотря на рисунок, кажется, что всё весит в воздухе, надо добавить тени падающие от овощей. Самые темные тени будут возле и под овощами.


Надо дорисовать зелёную верхушку баклажану.

Шаг 8

Так как морковка получилась слегка бледной, надо это исправить и добавить ей натурального цвета. Для этого мы берём насыщенную оранжевую краску и наносим её на морковку. Если цвет всё еще недостаточно насыщен, повторяем процедуру еще раз.


Огурцу мы добавим тёмно-зеленные бороздки, а также прыщики характерные этому овощу. А на морковке добавим выемку темнее, чем главный цвет. Теперь перейдем к баклажану. Сторону, на которую не падает свет, мы сделаем темнее. Для этого возьмем более насыщенный оттенок. В палитре должно быть достаточное количество цветов, или даже по три оттенка каждого цвета. Теперь мы должны дать рисунку высохнуть. Потом мы внимательно смотрим на все детали. Если что-то не нравится, есть возможность это исправить и добавить другие оттенки, которые темнее тех, которые уже есть на изображении. Если же вас все устраивает, и вы довольны тем, что видите на рисунке, работу можно считать законченной.


В работе с этими фигурами главный принцип — рисовать по влажному. Также, не менее важное смешивание цветов для получения правильного оттенка. Главное пробовать работать с разными цветами и оттенками, а не только использовать обычные цвета.

Чувство прекрасного есть в каждом человеке. И одно из его проявлений — изобразительное искусство. Рисование умиротворяет, расслабляет и дает возможность реализовать творческий потенциал. Если вы делаете только первые шаги в живописи, то некоторые рекомендации о том, как нарисовать натюрморт с фруктами, наверняка будут интересны и полезны.

Такая живая «мертвая природа»…

Натюрморт — слово французского происхождения, которое переводится как «мертвая природа». В этом и заключается суть подобных картин: они представляют собой комбинации различных неживых объектов. Чаще всего художники рисуют овощи, фрукты, то есть то, что требует сочных красок. Еще одной особенностью такой композиции является изображение ткани. На ней могут лежать предметы или ею может быть застелен стол, но все художники стараются дотошно прорисовывать фактуру и цвет куска материала.

Натюрморты прекрасно вписываются в любой интерьер — это еще один повод научиться их рисовать: готовой картиной можно украсить прихожую или кухню. И каждый раз, проходя мимо, вы не сможете удержаться от адресованной самим себе похвалы за рвение и настойчивость.

Необходимые материалы

Чтобы работа спорилась и ничто не отвлекало от рисования, нужно заранее приготовить все, что понадобится наверняка:

  • холст или лист бумаги. Размер может быть любым, но вот качество должно быть отменным. Иначе линии лягут плохо, и из-за этого можно совсем охладеть к изобразительному искусству;
  • простые карандаши разной твердости-мягкости.
    С ними можно без труда создавать различные эффекты, в том числе тени и объемы;
  • натура, то есть предметы, ткань — все, что вы хотите видеть на картине;
  • хорошее освещение. Для прорисовывания мелких деталей, выстраивания проекции теней лампа должна быть рассеивающей и с мощной лампочкой.

Теперь можно приступать к изучению мастер-классов для начинающих, описывающих, как нарисовать натюрморт карандашом поэтапно.

3 простых мастер-класса

Начинать рисование следует с наброска, эскиза. Именно он определяет, насколько легко или трудно вам будет работать. Делается этот набросок твердым карандашом, причем штрихами, а не законченными линиями. Иначе после того, как вспомогательные контуры нужно будет стереть, останутся следы. Все предметы, которые предоставлены натурой, в эскизе изображаются с помощью простых геометрических фигур. Основное предназначение наброска — определить пространственное расположение объектов на листе.

«Дружная компания»

Профессионалы советуют начинать рисовать натюрморты с изображения крупных объектов: в мелких деталях можно сделать серьезную ошибку. Поэтому на нашей картине изображены киви, виноград, груши и бананы — объекты с вполне явными деталями строения.

Инструкция:

  1. Начинаем с эскиза. Для этого на отдельном листе рисуем местоположение каждой детали, используя треугольник.
  2. Хаотичными штрихами, без сильного нажима на карандаш зарисовываем предметы в виде кружочков, овалов. Виноградинки — кружочки, груши — овалы, лимон — кружок побольше.
  3. Более четкими линиями обводим контуры, вспомогательные линии вытираем.
  4. Делаем тени, используя твердый или твердо-мягкий карандаш.
  5. Прорисовываем линии строения груш, бананов и винограда, используя ТМ карандаш.
  6. Детализируем киви в разрезе. Твердо-мягким карандашом делаем сердцевину ягоды, изображая ее многослойной, с семечками.
  7. Слегка растушевываем линии в центре ластиком для придания естественности.
  8. Проводим основные линии, вытираем вспомогательные.
  9. Раскрашиваем все изображенные объекты — картина готова.

Красота требует… чтобы ее съели

Несмотря на дословный перевод названия жанра, основная задача художника — показать совершенство и натуральность изображенных «вкусностей», если речь идет о натюрморте с ягодами и фруктами.

Инструкция:


Фрукты и ягоды очень красиво смотрятся в вазе. При этом можно обойтись без ткани, а значит, нам не придется прорисовывать лишние тени.

Инструкция:


Хитрости для новичков

  • Если вы рисуете в черно-белых оттенках, не забудьте о тенях: к ним будет приковано особое внимание.
  • Не пренебрегайте задним фоном. Стена, оконная рама, старое дерево — эти элементы вносят неповторимую атмосферность.
  • Цветные изображения избавляйте от монотонности, добавляя оранжевые, зеленые, кремовые, голубые краски.
  • Не пытайтесь соединить много элементов в одном натюрморте.

Натюрмортом называется изображение ряда предметов нежи­вой натуры. В переводе с французского это «мёртвая природа».

Ово­щи, фрукты, букеты цветов, разные предметы, изготовленные че­ловеком, могут быть материалом для натюрмортов. Рисование натюрморта развивает в ребёнке художественный вкус, ведь под­бор предметов в натюрморте не случаен, а осмыслен и подобран специально. В натюрморте художник стремится раскрыть красоту формы предметов или их цветовое соотношение.

Прежде чем начинать рисовать, по­думаем, как удобнее их расположить на листе — в длину или ширину листа.

Старайся, чтобы предметы получились у тебя не кривые, сто­яли прямо, не падали, были похожи на чайник и чашку, нарисо­ванные здесь.

Когда будем рисовать низ чайника, проведём закруглённые ли­нии, помня при этом, что не надо сильно зажимать карандаш в паль­цах и нажимать на него. Проведём закруглённые линии легко и свободно: они получатся правильнее.

При изображении натюрморта, состоящего из нескольких пред­метов, старайся компоновать их так, чтобы они частично закрыва­ли друг друга — это придаст большую естественность.

На этом рисунке видно, как объём передан отдельными мазка­ми: там, где нет света, мазки темнее. Более тёмные мазки располо­жены и в месте падающей тени. А в месте, куда падает свет, прири­сованы блики.

Попробуем нарисовать натюрморт, состоящий из четырёх пред­метов: кувшина, драпировки и двух яблок.

А теперь нарисуем натюрморт, состоящий из кувшина, тарел­ки, разделочной доски и ложки.

Композиционно вся группа очень разнообразна. Лежащая на­клонно ложка «перебивает» вертикальность кувшина и горизон­тальность доски с тарелкой, внося, таким образом, разнообразие в криволинейные формы предметов.

Фон в натюрморте играет большую роль. Умение художника «увязать» фон с предметами говорит о его профессиональном уров­не. Чаще всего в роли фона при рисовании натюрморта выступает драпировка.

Драпировка — это ткань, постеленная на плоскость под предмет или наброшенная на него так, что образует складки. Драпировками называются шторы, скатерти, покрывала. Драпи­ровка будет выглядеть по-разному в зависимости от вида ткани, её качества. Жёсткая, например парча, даёт крупные и торчащие складки, у шерсти складки меньшего размера, а шёлковые ткани образуют лёгкие, мягкие и мелкие складочки.

Для рисования драпировки лучше брать ткань гладкую, немну­щуюся и однотонную (без узора). Чтобы узнать тип складок, ткань закрепляют на вертикальной поверхности так, чтобы складки спада­ли вниз. Рисуя ткань, закреплённую в одной точке на вертикальной поверхности, мы прежде всего должны разглядеть, как образуются складки. Мы видим, что складки образуются в од­ной точке и, расширяясь, расходятся вниз. Они также образуют выпуклые и углуб­лённые поверхности. Углублённые по­верхности более тёмные, чем выпуклые.

Начиная штриховку складок, наноси штрихи по направлению движе­ния складок, а в углубле­ниях — вдоль натяжения поверхности ткани. Вся драпировка покрывается штрихами, а в тенистых местах тон усиливается. Складки драпировки дол­жны быть хорошо прори­сованы.




Ваза очень популярный предмет, каждый из нас хотя бы раз в жизни рисовал ее. Она настолько популярна, что встречается практически в каждом натюрморте. В этой статье мы подробно разберем что это такое, ее типы, как ее рисовать карандашом и красками.

Как поэтапно нарисовать вазу: простейший пример

Начнем с самого простого примера, затем немного углубимся в теорию, а после, разберем несколько примеров рисования вазы карандашом и красками.

1 этап
Берем карандаш и делаем простой набросок. Не переживайте, если одна из сторон получилась кривой. В данном примере кривая сторона является фишкой вазы:)

2 этап
Подрисовываем цветочки.

3 этап
Берем маркер и обводим контуры.

4 этап
Ластиком стираем линии карандаша и дорисовываем рисунок.

Что такое ваза?

Теперь давайте немного пройдемся по теории, а затем приступим к более серьезным примерам.

Ваза — это цилиндр и отличается она от цилиндра только тем, что та или иная ее часть шире или уже. Вы всегда должны это помнить, когда рисуете ее.

Мы рекомендуем вам учиться рисовать новые для вас предметы с натуры, так вы будете лучше усваивать материал. Также рекомендуем не жалеть карандаш и делать побольше вспомогательных фигур, в случае с вазой — это кольца как на картинке ниже.

Ее типы и формы

Формы у этого предмета максимально разнообразные. Вы можете пройтись по какому-нибудь музею или магазину и увидите, что они все-все разные. Толстые, узкие, маленькие большие и прочее.

Включайте фантазию и рисуйте их в виде треугольника или квадрата:)



Видео урок демонстрирующий рисование необычной формы.

Не забывайте, что они бывают прозрачными и стебелек цветка может быть виден.

Пример по рисованию карандашом


Итак, для начала делаем набросок. Постарайтесь сделать его симметричным.

Проводим кольца для нашего удобства.

Набросок готов, отлично! Пришло время детализации, поэтому прорисовывая три цветка. Вы можете нарисовать целый букет или только один цветок.

Обратите внимание на вертикальные линии проходящие по всей площади вазы. Да, она у нас не идеально круглая, а с острыми краями. Поэтому, оттенки светотени будут резко изменяться.


Прорисовываем тень и блики на цветах. Вы можете подложить под руку чистый листок, чтобы случайно не размазать рисунок.

Рисунок готов!

Как нарисовать вазу с цветами акварелью


Мы подошли к очень интересному, к рисункам красками! Начнем с натюрморта акварелью.

Делаем набросок, необязательно добиваться идеальной симметричности, так как акварельные краски в любом случае сделают картинку красивой:)

Добавляем листву и декоративные кружочки.

Маркером или фломастером обводим и стираем линии карандаша.

Пришло время акварели! Окрашиваем бутоны и вазу.

Окрашиваем листву, обратите внимание, что кончики листьев чуть светлее.

Ваза с цветами гуашью


С акварелью мы разобрались, теперь давайте попробуем поработать гуашью.

Итак, делаем набросок. Прорисовываем только основы, не нужно рисовать каждый стебелек с листьями, это мы будем делать красками.

Работаем над фоном: коричневый стол, у которого одна сторона светлее другой и оранжевая стена.

Обязательно оставьте пустое место между цветами, там будет зеленая листва.

Работаем с зеленым цветом.

Продолжаем раскрашивать.

Чтобы как-то разнообразить рисунок, добавьте в него немного фиолетового.

Как нарисовать вазу с фруктами

Да, они бывают не только с цветами, но и фруктами, и даже с конфетами. Разберем простенький рисунок из учебников по рисованию времен СССР.

Простейший набросок.

Проводим контуры груш, яблок и прочих вкусняшек.

Накладываем светотень.

Готово! Разумеется, этот пример очень и очень простой, поэтому придумывайте сложные формы вазы и рисуйте их.

Как нарисовать вазу с розой

Мы не будем вам демонстрировать поэтапный пример, потому что это слишком просто для вас.

Всё, что вы должны уметь делать уметь рисовать вазу и розу. Просто объединяете эти две вещи и всё. Дочитав до сюда вы уже умеете рисовать вазу, а уроки с розами вы можете увидеть ниже. Успехов в рисовании:)

Натюрморт является любимым предметом в искусстве для изучения и преподавания навыков рисования и живописи. Он учит, как смотреть на объекты и увидеть их, как художник – с проницательным пониманием их контуров, форм, пропорций, тона, цвета, текстур и композиций.

Этот урок научит вас методу создания натюрморта с помощью карандаша и бумаги. В конце статьи Вы можете увидеть анимированную версию этого урока в нашем слайд-шоу.

Шаги с 1 по 4:

Эти шаги демонстрируют, как рисовать формы и пропорции предметов натюрморта с использованием линий.

Шаги 5 до 8: Эти шаги показывают, как сделать трехмерную форму натюрморта с использованием тона.

Для этого урока натюрморта вам понадобится:

Карандаш 2B

Лист плотной бумаги А3

Шаг 1: начинаем рисовать натюрморт

Техника: В любом натюрморте, вы должны начать рисовать объекты, как будто они имеют прозрачные формы. Получиться что-то вроде проволочного каркаса с видимыми вспомогательными линиями. Это поможет вам сделать набросок каждой отдельной формой и ее положение по отношению к другим формам. Важно намечать предметы легко, без нажима. Так легче будет исправить ошибки и стереть все вспомогательные линии.

ПРИМЕЧАНИЕ: Это прозрачная техника рисования вертикальных и горизонтальных вспомогательных линий поможет вам изображать симметричные эллипсы и цилиндрические формы.

Шаг 2: создание интересной композиции

Техника: До создания натюрморта советую познакомиться с основами композиции. Вам поможет осведомленность об абстрактной структуре расположения композиции: ее ритмах и контрастах линий, форм, тона, цвета, рисунка и текстур.

ПРИМЕЧАНИЕ: прозрачный подход к каркасному эскизу поможет вам составить натюрморт из группы предметов. Так легче увидеть форму, положение и пропорции каждого объекта по отношению к своим соседям.

Шаг 3: удаление вспомогательных линий

Техника: Как только вас устроит форма, пропорции и состав натюрморта, вы можете стереть линии при помощи которых производили набросок. Теперь вы готовы работать над деталями каждого предмета.

Шаг 4: добавление деталей

Техника: Теперь делаем набросок форм теней и отражений на каждом предмете.

Примечание: Чем тщательней вы проделаете это, тем легче вам будет на следующем этапе рисунка – Применение тона.

Шаг 5: тонирование – 1

Техника: тонирование нашего натюрморта построено в четыре этапа, изложенных в пунктах 5 – 8. На этом этапе некоторые основные тона слегка применяются к каждому предмету с целью создания его трехмерной формы.

Шаг 6: тонирование – 2

Техника: Второй этап тонирования фокусируется на пространствах между и вокруг объектов.

ПРИМЕЧАНИЕ: рисунок света и тени между предметами должен быть отработан так же, как рисунок самих объектов. Тени под и вокруг объектов, помогают определить их формы как и затенения на их поверхности.

Поэтапное выполнение учащимися тонального рисунка натюрморта

Куштынова Е. А. Поэтапное выполнение учащимися тонального рисунка натюрморта// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №20.–ART75324. –0,3п.л.–URL: http://ekoncept.ru/2015/75324.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 1

ART75324УДК372.874

Куштынова Елена Александровна,

педагог дополнительного образования МБОУ ДОД Центр внешкольной работы «Парус», г. о. Самара[email protected]

Поэтапное выполнение учащимися тонального рисунка натюрморта

Аннотация.Статья включает в себя методические рекомендации по организации и проведению занятий по теме «Натюрморт из предметов быта различной фактуры»и призвана помочь педагогам художественных школ и школ искусств максимально раскрыть потенциал своих воспитанников и сделать процесс обучения академическому рисунку понятнее и доступнее. Ключевые слова:натюрморт, рисунок, метод, свет, тень.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В процессе обучения изобразительному искусству в художественной школе центральное место занимает рисование натюрморта, так как натюрморт можно считать малой моделью большого мира и отрабатывать в нем все те задачи, с которыми художник встретится при изображении интерьера, пейзажа, портрета, сюжетной композиции. Учебные постановки натюрморта помогают учащимся понять и усвоить практически понятие перспективы, линейноконструктивное построение формы на плоскости, позволяют изучить светосиловые отношения натуры.Тональный рисунок натюрморта –длительный и трудоемкий процесс. Он может длиться от 9 до 30 часов (от трех до десяти занятий) и даже более. Если работа у учащегося складывается неудачно, мотивация к выполнению данного задания может постепенно снижаться, рисунок будет сделан «спустя рукава», а ребенок не приобретет в полном объеме запланированные знания, умения и навыки. Поэтому педагогу необходимо,основываясь на личностноориентированном подходе, заранее просчитать все опасности, оценить возможности и способности детей. Особую роль в преподавании тонального рисунка, в том числе и данной темы, играет последовательность выполнения задания. Четкое деление всей работы на этапы уменьшит количество возможных, часто допускаемых ошибок, а, значит, уменьшит трудоемкость и позволит получить высокие результаты как среди художественноодаренных воспитанников, так и среди детей со средними способностями.Перед занятием педагог составляет натюрморт, исходя из цели и задач данной темы, возможностей и способностей учащихся. Еще на подготовительной стадии следует учесть разницу между уровнем развития художественных способностей одаренных воспитанников и детей со средними способностями и продумать разные вариации одного задания, основываясь на принципе дифференцированного обучения. Таким образом, желательно составить не один, а, как минимум, два натюрморта с разным уровнем сложности, но отвечающие общим целям занятия. Предметы и фон должны быть приглушенных цветов, чтобы не отвлекать учащихся своей яркостью от восприятия тональности натюрморта и его составляющих, и четко делиться на тричетыре тона: светлый, темный и одиндва средних тонов.

Поскольку в учебном рисунке ценится не только правильность изображения форм, но и выразительность, художественность, педагог должен организовать эмоциональное восприятие натуры учащимися, чтобы активизировать их познавательКуштынова Е. А. Поэтапное выполнение учащимися тонального рисунка натюрморта// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №20.–ART75324. –0,3п.л.–URL: http://ekoncept.ru/2015/75324.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 2

ный и творческий процесс. Этогоможно достигнуть не только с помощью привлечения иллюстративного материала, но, главным образом, за счет компоновки натюрмортов с помощью интересного сочетания предметов, необычного их сопоставления иосвещения.Планирование темы

№Содержание деятельностиКолво часов

Деятельность педагогаДеятельность обучающихся

1.

Организационный момент.Распределение учащихся на группы в соответствии с предложенными постановками (натюрмортами).Теоретическая часть. Объяснение темы.Погружение учащихся в атмосферу русского крестьянского быта. Организация совместного анализа натюрмортов В.Ф.Стожарова. Анализ формы предметов, составляющих натюрморт.Постановка задачи для учащихсяОрганизационный момент. Выбор понравившегося натюрморта из предложенных, выбор ракурса для работы с натуры.

Концентрация внимания на объяснении темы. Анализ натюрмортов В.Ф.Стожарова. Анализ формы предметов, составляющих натюрморт

30 мин

Практическая работа

2.

Организация грамотного выполнения эскизов (наблюдение, корректировка)Найти композиционное решение натюрморта в эскизе натюрморта на формате А5

20 мин3.

Организация грамотного расположения композиции натюрморта на плоскости листа (наблюдение, корректировка)Компоновка (расположение) на формате А2 30 мин4.

Наблюдение за грамотным построением предметов в пространстве, устранение ошибок в построенииКонструктивное построение натюрморта с учетом пропорциональных отношений величин и перспективного сокращения5 ч5.

Организация последовательноговыполнения рисунка, контроль за соблюдением пропорциональных отношений тона

Установление больших тональных отношений. 2 ч6.

Организация грамотного выполнения этапа работы (наблюдение, корректировка)Выявление большой формы при помощи светотени: прокладка собственных и падающих теней3 ч7.

Организация грамотного выполнения этапа работы, демонстрация приемов выполнения различных видов штриховки для воспроизведения фактуры предметов.(наблюдение, корректировка)Усиление падающих теней и теневых переломов в собственных тенях, прокладка полутонов3 ч8.

Организация грамотного выполнения этапа работы (наблюдение, корректировка), просмотр и анализ работ учащихсяДетальная проработка формы, обобщение. Участие в просмотре и анализе работ3 ч

ИТОГО18

1.Организационный момент:выбор понравившегося натюрморта из предложенных, выбор ракурса для работы с натуры, подготовка учащихся к выполнению рисунка. Объяснение темы:рассказ об истории вещей, составляющих натюрморт (самовар, керосиновая лампа, чугунный чайник, лукошко, старинное полотенце и т. д.), раскрывающий эмоциональное отношение педагога: для чего использовались эти предметы, какую жизнь прожили, судя по «отметинамвремени» на них –копоти, трещинам, сколам. Куштынова Е. А. Поэтапное выполнение учащимися тонального рисунка натюрморта// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №20.–ART75324. –0,3п.л.–URL: http://ekoncept.ru/2015/75324.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 3

В диалоговой форме проводится анализ натюрмортов художника В.Ф. Стожарова: вместе с детьми определяется общий тональный строй, тональные отношения между предметами и частями фона, сравнение цветных репродукций с чернобелыми. Примерные вопросы к учащимся: «Каким образом художник показывает объем и пространство в натюрморте?» (с помощью светотени, контрастов, линейной и световоздушной перспективы) «Теряется ли цельность и образность в картине, если убрать цвет?» «От чего зависит равновесие в натюрморте?» (от гармоничного распределения тональных пятен). Наводящими вопросами педагог подталкивает детей к выводуо важности тона для создания объема, пространства, цельности и равновесия в картине, и не только в академическом рисунке, но и в живописном произведении. Анализ формы бытовых предметов, составляющих натюрморт.

Рис.1.В.Ф. Стожаров. Натюрморт с рябиной.Рис.1.1. В.Ф. Стожаров.Натюрморт с рябиной (ч/б)

Рис.2. В.Ф. Стожаров. Романовский лук.Рис.2.2. В.Ф. Стожаров. Романовский лук

В качестве примеров завершенных академическихрисунков используются лучшие работы детей из методического фонда школы и собственные творческие рисунки педагога. Профессиональные рисунки, выполненные педагогом, включенные в зрительный ряд, повышают мотивацию детей на выполнение задания, наглядно иллюстрируют приемы и манеру штриха, применяемые в рисунке в том или ином случае, укрепляют авторитет педагога. Задание:выполнить тональный рисунок натюрморта, соблюдая последовательность этапов работы над натюрмортом и правила пространственного построеКуштынова Е. А. Поэтапное выполнение учащимися тонального рисунка натюрморта// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №20.–ART75324. –0,3п.л.–URL: http://ekoncept.ru/2015/75324.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 4

ния, пропорциональные отношения величин и тонов. С помощью характера штриха выявить фактуры предметов (металл, дерево, береста, керамика, ткань и т.д.).

2.Выполнение эскиза на формате А5. Эскиз следуют выполнять обобщенно, без прорисовки деталей. Задача учащегосяна данном этапе –найти оптимальное композиционное размещение всей группы предметов на плоскости листа, определить положение формата (горизонтальное или вертикальное), уравновесить большие тональные пятна в композиции натюрморта.3.Компоновка (расположение)на формате А2. Руководствуясь эскизом, легкими линиями нужно найти расположение всей композиции, затем переходить к поиску места для каждого предмета, одновременно устанавливая основные пропорции величин между предметами.

Рис. 3

4.Конструктивное построение натюрморта ведется параллельно с постоянным измерением пропорциональных отношений величин предметов, уточнением формы и местонахождением их в пространстве и расстояний между ними. Для того чтобы правильно определить положение каждого предмета на горизонтальной плоскости стола, следует выполнить «сквозную» прорисовку оснований и всех объемов предметов. При этом на начальном этапе построения эллипсы в фигурах вращения намечаются только короткими засечками, а фигуры изображаются силуэтно –это позволит учащимся более точно найти пропорциональные отношения. Куштынова Е. А. Поэтапное выполнение учащимися тонального рисунка натюрморта// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №20.–ART75324. –0,3п.л.–URL: http://ekoncept.ru/2015/75324.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 5

Рис. 4

Завершающим этапом конструктивного построения является прорисовка эллипсов с учетом перспективного сокращения поверхностей в зависимости от точки зрения учащегося.

Рис. 5

По окончании второго занятия (2 занятия–6 академических часов), когда конструктивное построение натюрморта почти закончено, рисунки выставляются в ряд, и педагогом вместе с учащимися проводится предварительный просмотр работ. В ходе просмотра учащимся дается возможность самим определить те работы, в которых лучше всего решены задачи первых этапов, указать ошибки в своих рисунках и Куштынова Е. А. Поэтапное выполнение учащимися тонального рисунка натюрморта// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №20.–ART75324. –0,3п.л.–URL: http://ekoncept.ru/2015/75324.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 6

рисунках товарищей и способы их исправлений. Педагог дополняет высказывания детей, обращает их внимание на самые удачные рисунки, а также на типичные ошибки в работах детей и объясняет, как их избежать.5.Установление больших тональных отношенийНа этом этапе закладываются тональные отношения предметов и частей фона, причем тон штриховки определяется тоном освещенных участков предметов, начиная с самых темных. В классическом преподавании рисунка установление большихтональных отношений не выделяется в отдельный этап работы, а выполняется одновременно со светотеневой моделировкой формы, рассчитывая на наблюдательность иприлежность юных художников. Но сегодняшнее поколение детей и подростков, выросшее на динамичных компьютерных играх и фильмах с часто сменяющимися картинками, далеко не всегда способно длительное время сосредотачиваться на задании.

Рис. 6

6.Выявлениебольшой формы при помощи светотениЭтот этап начинается с построения собственных и падающих теней, которые затем заштриховывают легким тоном в один слой, начиная с самых темных. Важно следить, чтобы на этом этапе дети уделяли внимание всем крупным теням, вели всю работу одновременно, следили за сохранением целостности рисунка. Часто в погоне за красотой деталей обучающиеся «перешагивают» через этапы работы и несвоевременно приступают к детальной проработке формы, не уделив должного внимания отношениям локальных тонов предметов и светотеневой моделировке формы, выявлению объема предметов. В результате этого нарушаются пропорциональные отношения тонов в натюрморте, и приходится высветлять или утемнять участки рисунка вместе с нарисованными деталями, отчего проделанная учащимся работа оказывается напрасной. Куштынова Е. А. Поэтапное выполнение учащимися тонального рисунка натюрморта// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №20.–ART75324. –0,3п.л.–URL: http://ekoncept.ru/2015/75324. htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 7

Рис. 7

7.Усиление падающих теней и теневых переломов в собственных тенях, прокладка полутонов.Работая в тенях, важно обращать внимание не только на отношения тонов и сравнивать их, но и помнить про плановость, с помощью тонального контраста показывать пространства в натюрморте. Утемняя теневые переломы и падающие тени на переднем плане, можно добиваться максимального контраста, в отличие от дальнего плана, где разница тона должна быть минимальной. После проработки собственных и падающих теней учащиеся приступают к полутонам, в процессе работы сравнивая их с тенями и рефлексами в тенях. На этом этапе работыдети должны четко осознавать, что полутона светлее рефлексов, так как полутона находятся на освещенной части предмета, а рефлексы –в тени. Несоблюдение этого соотношения тонов может исказить, «сломать» форму предмета, сделать его не выпуклым и объемным, а плоским или вогнутым.На этапепроработки полутонов педагог показывает приемы выполнения различных видов штриховки для воспроизведения фактуры предметов. Куштынова Е. А. Поэтапное выполнение учащимися тонального рисунка натюрморта// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №20.–ART75324. –0,3п.л.–URL: http://ekoncept.ru/2015/75324.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 8

Рис. 8

8.Детальная проработка формы и обобщение.На этом этапе дети прорисовывают все детали, учитывая фактуру предметов и частей фона, их материальность. Затем обобщают второстепенные детали и предметы, находящиеся на дальнем плане, еще раз проверяют пропорциональные отношения тонов.

Рис.9.Законченный рисунок

По окончаниизадания педагог вместе с учащимися проводит просмотр работ и подводит итоги. Учащиеся выражают свое мнение по поводу качества выполненных работ, и вместе с педагогом составляют их рейтинг.Куштынова Е. А. Поэтапное выполнение учащимися тонального рисунка натюрморта// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №20.–ART75324. –0,3п.л.–URL: http://ekoncept.ru/2015/75324.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 9

Предлагаемая методика ведения работы систематизирует знания учащихся в области тонального рисунка, позволяет добиться высоких результатов в формировании умений и навыков ведения длительного рисунка натюрморта.

Ссылки на источники1.Авторская комплексная дополнительная образовательная программа школы изобразительного творчества и дизайна «Радуга». –Самара: СДДЮТ, 2006.2.Вестник Герценовского университета 2008 № 01: информационноаналитический научнообразовательный журнал РГПУ им. А.И. Герцена. –СПб., 2008. 3.Отдел образования администрации ГО Карпинск: современные образовательные технологии. –URL:http://karpinskedu.ru. 4.Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом. –М.: Просвещение, 1982. –160 с.5.Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок.–М.: Просвещение, 1985.–256 с.6.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». –URL:http://festival.1september.ru.

Elena Kushtynova,

Teacher of additionaleducation,educational center “Parus”, [email protected] phased implementationoftonaldrawingstill life by the studentsAbstract.The article includesmethodical recommendationsfor organization and conductingof lessonson «Still life ofeveryday objectsof different textures» andaims tohelpteachersof art schoolsto unlock the potentialof theirstudents as much as it possibleandmake the learning processof academic drawingclearerand more accessible. Key words:still life,drawing,method,light, shadow.

Рекомендованокпубликации:

Пак Ю. А., кандидатом педагогических наук;Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакциюReceived30.03.15Получена положительная рецензияReceived a positive review02.04.15ПринятакпубликацииAccepted for publication02.04.15ОпубликованаPublished30.04.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Куштынова Е. А., 2015www.ekoncept.ru

Уроки натюрморта

Натюрморт — наиболее практичный предмет для изучения и обучения основным приемам рисования и живописи. Вы можете взять навыки, которые вы развиваете на наших уроках, и применить их к любому предмету в искусстве.

Наши уроки натюрморта иллюстрируют пошаговый подход к предмету, который ведет вас от первых стадий рисования к изысканному результату конечного изображения. Вы узнаете о:

  • Основные приемы рисования и живописи натюрморта.

  • Как создать тона, цвета и текстуры объектов, чтобы сформировать единую группу натюрморта.

  • Особые проблемы, связанные с различными СМИ. например карандаш, меловая пастель, масляная пастель и краски.

Пабло Пикассо (1881-1973)
‘Натюрморт с кувшином и яблоками’, 1919 (холст, масло)

Натюрморт – это искусство рисования неодушевленных предметов, таких как фрукты, цветы и предметы домашнего обихода, которые обычно расставлены на столе или полке. Художники создают натюрморты по разным причинам: чтобы отразить статус их владельца, будь он скромным или надменным; за их символическое значение, раскрывающее скрытую историю или идею; запечатлеть преходящую красоту природных объектов, таких как цветы или фрукты; или как контролируемая структура для выражения абстрактных качеств визуальных элементов.

Занятия натюрмортом развивают и укрепляют ваши природные способности к рисованию. Это улучшает ваше наблюдение и визуализацию формы, тона, цвета, узора и текстуры в различных средах. Вы также многое узнаете о композиции — взаимодействии позитивных форм (объектов) и негативного пространства (пространства вокруг объектов).

Натюрморт с птицей, морепродуктами и овощами
Римская мозаика, II век н.э.

Натюрморт в той или иной форме существовал со времен древних римлян и греков. Хотя есть примеры древнеримского натюрморта, в основном в виде мозаики и внутреннего убранства, которые сохранились при извержении Везувия в 79 г. н.э., примеров из Древней Греции нет. Однако примерно в то же время в книге «Historia Naturalis» (единственная сохранившаяся история древнего искусства) есть история римского писателя Плиния, жившего в 23–29 годах нашей эры. В нем рассказывается о соревновании, которое произошло около 400 г. до н.э. между двумя греческими художниками Зевксисом и Паррасием. Зевксис создал картину винограда, которая была настолько убедительна, что птицы слетались вниз и пытались клевать ее. В искусстве этот вид реалистической живописи называется trompe l’oeil (французский художественный термин, означающий «обман зрения»). Завидуя мастерству своего коллеги-художника, Парразий нарисовал «обманку» изображения занавеси, которая, казалось, скрывала под ней картину Троянской войны. Увидев работу своего друга, Зевксис попросил Паррасия отдернуть занавеску, чтобы открыть остальную часть картины. В этот момент Парразий заявил о своей победе. Хотя Зевксису удалось одурачить птиц, Парразию удалось одурачить коллегу-художника, что было гораздо более сложной задачей. С самых ранних времен натюрморт всегда был темой, которую художники использовали, чтобы продемонстрировать свои технические навыки в живописи.

Карло Кривелли (ок. 1435-1495)
«Мадонна с младенцем», ок. 1480 (панно, темпера)

некоторое символическое значение. В «Мадонне с младенцем» Карло Кривелли яблоки и муха олицетворяют искушение и развращение, а огурец рассматривается как противоядие от них, поскольку он был символом искупления. Многие фрукты имели значения, которые сейчас кажутся довольно странными. Например, вишня символизировала небо (она была известна как райский плод), а гранат символизировал Воскресение Христово. Это произошло из греческой мифологии, где гранат ассоциировался с Персефоной, которая каждый год возвращалась на землю из подземного мира, символизируя то, как весна приносит новую жизнь после зимы.

Виллем Класзон Хеда (ок. 1593-1680/82)
«Натюрморт с устрицами, раммером, лимоном и серебряной чашей», 1634 г. (холст, масло)

Во время Реформации, как католическая церковь покровительство искусству уменьшилось, а покровительство дилеров и коллекционеров выросло, возник больший спрос на натюрморты, особенно в протестантских странах, таких как Голландия. Эти ранние работы обычно представляли собой демонстрацию богатого имущества или роскошных «банкетных предметов», которые отражали богатство покровителя.

Хармен Стенвик (1612-1656)
‘Натюрморт: Аллегория суеты человеческой жизни’, 1640 (масло, дубовая панель)

появился скромный предмет искусства «Ванитас». На этих картинах изображались предметы, символически напоминающие нам о нашей смертности, — череп, песочные часы, горящая свеча, дымящаяся трубка, открытая книга и т. д.

Хуан Грис (1887–1927)
‘Натюрморт с бутылками и ножом’, 1911-12 (холст, масло)

Как самостоятельный предмет натюрморт обычно считался низшей формой искусства. Некоторые художники достигли большого мастерства в реалистическом изображении объектов, но это не было возведено в статус основной формы искусства, пока в 18 веке не появились работы Шардена, а затем Сезанна в 19 веке и абстрактный стиль кубизма. в 20 веке.

Меню уроков натюрморта

Натюрморт Живопись

Натюрморт — Рисуем фон

Натюрморт — Рисуем бутылки

Натюрморт — Рисуем вазу

Натюрморт — Рисуем яблоки

Натюрморт — Рисуем отражающие объекты

Жизнь с карандашом

Натюрморт пастелью

Натюрморт масляными мелками

Кубистический натюрморт Рисунок

Кубистический натюрморт Живопись

Кубизм

Натюрморт Художники

Планирование изобразительного искусства: натюрморт

Если вы являетесь участником AccessArt p аренда, используйте эту форму , если вы хотите предложить тему планирования изобразительного искусства, с которой вам нужна помощь. Вы можете увидеть все текущие темы в нашей серии планирования изобразительного искусства здесь.

Рисование натюрморта — это прекрасная возможность познакомить детей со сложными концепциями рисования, такими как композиция и негативное пространство, а также цвет.
Эта подборка ресурсов помогает детям воплотить эти идеи творчески, расширяя их знания и опыт работы с материалами для рисования. Проекты предлагают способы исследовать натюрморт с помощью выразительного нанесения знаков с использованием ряда захватывающих материалов, таких как тушь, копировальная бумага, пастель и коллаж, и включают два ресурса, которые показывают, как рисунок можно превратить в окончательную картину акрилом или гуашью. .
Не стесняйтесь добавлять ссылки на другие ресурсы или делиться своим опытом и идеями в поле для комментариев ниже.

Натюрморт для детей. Часть 1

Непрерывное рисование линий — упражнение для разогрева, чтобы побудить детей настроиться на свой предмет и начать обдумывать размещение объектов на своей странице.

Натюрморт для детей – часть 2

Вторая часть этого ресурса помогает детям разобраться в сложных понятиях композиции и визуальных отношений.

Решающий натюрморт дети — часть 3

Заключительная часть этого натюрморта — переход от рисунка к живописи!

Многослойный цветной жестовый рисунок

В этом быстром и простом упражнении используются чернила четырех цветов, которые помогут развить понимание этапов жестового рисунка и добавить энергии готовым эскизам.

Изучение натюрморта с помощью кальки

Этот ресурс побуждает детей заниматься ракурсом и воздушной перспективой, рисуя на кальке натюрморты из полупрозрачного стекла.

Роспись по гипсу, вдохновленная Ван Гогом

Вдохновленный картиной Винсента Ван Гога «Веточка цветущего миндаля в стакане», этот ресурс описывает метод рисования на гипсе масляной пастелью, льняным маслом и графитом

Акриловая картина: «Еда, великолепная еда»

В благоприятной атмосфере детей направляют и поощряют к изучению их скрытых творческих способностей для создания красочного натюрморта акриловыми красками.

Вырезанный из бумаги натюрморт с коллажем

Преподаватель Морин Кросби исследует композицию натюрморта с помощью коллажа. Бумага украшена вручную с использованием цветов, узоров и текстур, взятых с предметов в натюрморте.

Приготовление мини-еды

Забавный ресурс, который вдохновит вас на создание собственного миниатюрного скульптурного натюрморта на тарелке!

Натюрморт по мотивам Сезанна

В этом упражнении учительница дошкольного образования Джоанн Эндрюс поставила перед своим классом задачу создать свою собственную натюрмортную композицию в ответ на картины Сезанна, предоставив каждому ребенку возможность создать, сфотографировать и нарисовать свою собственную композицию

Зимний натюрморт

Идеальный проект для темных зимних дней! Создайте многослойный рисунок зимнего натюрморта, используя комбинацию рисунка, коллажа, смешанной техники и простой печати, чтобы создать рисунок или сезонную поздравительную открытку.

Смелый осенний натюрморт

Увлекаясь рисованием натюрморта в большом масштабе (A1) и работая с мягким графитом для создания сильных, смелых и жестовых работ.

Натюрморт в стиле кубизма

Веселый мастер-класс и отличный способ изучить натюрморт и изучить кубистские идеи «временных рамок» и рисования «времени и пространства».

Натюрморт на Хэллоуин

Театральный натюрморт на Хэллоуин позволяет учащимся экспериментировать с композицией, массой, линией и цветом, сочетая нанесение меток акриловой краской и графитом для создания живых рисунков.

знакомство с тушью через натюрморт

Знакомство участников с разнообразным нанесением меток, сочетающим мягкие линии масляной пастели с красивыми полупрозрачными эффектами, которые можно создать с помощью смывок тушью.

Готический натюрморт

Студенты анализируют отношения между объектами в готическом натюрморте, такими как черепа и свечи, вдохновленные осенью, смертью и разложением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *