Обучение по маслам – Обучение

Классификация автомобильных масел

Классификация автомобильных масел, тема, которая интересует многих людей. Но она очень обширная, и поэтому сложно раскрыть ее в одной статье, но ничего нет невозможного, поэтому «поехали».

Классификация автомобильных масел происходит по определенным параметрам, которые имеют свою, отдельную, свойственную только им классификацию.

I. Первый такой параметр, это состав основы масел.

А это синтетическая основа, минеральная основа или полусинтетическая основа. Соответственно отсюда и классификация автомобильных масел, синтетические, минеральные и полусинтетические масла.

Конкретно о каждом виде масел мы будем говорить в следующих статьях.

II. Следующее, это классификация автомобильных масел по вязкости.

Знающие люди называют это классификация по аббревиатуре SAE.

Данная классификация автомобильных масел пришла к нам из Америки и разработана она официальным Обществом Автомобильных Инженеров США.

Называется она SAE J300.

Смысл спецификации обозначений вязкости по данной классификации выражается в том, что чем больший числовой показатель, который находящийся в названии масла, тем больше его вязкость, к примеру, летнее масло SAE 40 или масло SAE 10.

Так же масла по классификации SAE J300 делятся на всесезонные масла, летние и зимние.

Что бы отличить зимние автомобильные масла от остальных, в их названии была введена буква «W», к примеру, SAE 10W.

Летние же автомобильные масла обозначаются без букв, к примеру, SAE 20.

Всесезонные автомобильные масла имею в названии, как цифры, так и буквы, к примеру, SAE 10W/40 или SAE 10W-40.

Но тут не все так просто, как кажется, и классификация автомобильных масел по SAE J300 подразумевает в себе еще ряд параметров и терминов, которые сложны для понимания обычному человеку, да и в принципе и не нужны, так как на общее понимание классификации автомобильных масел это не влияет.

Допустим, зачем обычному водителю знать самое низкое значение кинематической вязкости масла при температуре 100 градусов по Цельсию.

Хочется лишь сказать, что на цифру, которая стоит перед буквой W следует обращать внимание, так как чем меньше ее показатель, тем вязкость автомобильного масла тоже меньше при низкой температуре.

Это обеспечивает при морозе хорошую прокачиваемость масла по всей масляной системе и как следствие происходит лучший холодный пуск двигателя.

И наоборот, чем цифровой показатель после буквы W больше, тем вязкость масла увеличивается с повышением температуры, а это обеспечивает хорошую смазываемость летом в жаркую погоду.

Итак, подведем небольшой итог по классификации автомобильных масел по классу SAE.

Данный класс показывает температуру, в пределах которой автомобильное масло будет гарантировать:

1. Для всесезонных и зимних автомобильных масел.

  • — проворачивание двигателя;
  • — полную прокачку масла по системе, особенно на холостом ходу, ликвидация такого явления, как сухое трение, которое возникает на первом этапе запуска двигателя.

2. Для всесезонных и летних масел, гарантированное смазывание в летний период эксплуатации автомобиля при больших длительных нагрузках.

Ниже показана таблица, из которой наглядно видно, при каких температурных режимах рекомендовано использовать то или иное автомобильное масло.

Более подробную информацию про классификацию моторных масел по SAE можно получить здесь.

III. Следующая классификация автомобильных масел, это классификация API.

Это классификация автомобильных масел была разработана Американским институтом нефти. Она делится на две категории.

Смотрите скриншот.

Буква «S» обозначает категорию масла, а буква «С», обозначает его эксплуатационные свойства.

В обозначении масла после букв S и C можно видеть еще одну букву D, F и другую.

Вторая буква обозначает критерии качества масла, чем дальше эта буква от начала английского алфавита, тем лучше качество масла, то есть тем выше его эксплуатационные свойства.

Классификация автомобильных масел для дизельных двигателей делятся еще по назначению для 2- х тактных и 4-х тактных двигателей.

К примеру, для 2 – х тактных — CD-2, CF-2, а для 4 – х тактных CF-4, СН-4 и CG-4.

Если автомобильное масло применяется во всех типах двигателей (бензиновых и дизельных), то это универсальное масло. Такие масла имеют немного другое обозначение, к примеру, CD/SF или SF/CC.

Если впереди стоят буквы SF, как в примере с маслами SF/CC, то это масло предпочтительней использовать в бензиновых двигателях. А если впереди стоят буквы CD, как в примере с маслом CD/SF, то такие масла лучше использовать в дизельных двигателях.

Так же существуют энергосберегающие автомобильные масла. Как правило, такие масла применяются на бензиновых двигателях и имеют дополнительное обозначение EC (энергосберегающие).

Но стоит заметить, что многими производителями еще до сих пор выпускаются автомобильные масла, которые не соответствуют описанным выше классификациям. Причина в том, что еще существует много старых автомобилей, которые эксплуатируются на старых видах масел, а если есть спрос на такие масла, то есть и предложение.

Так же следует знать, что по рекомендации классификации API маслом категории «S» имеющее высший класс, можно заменять масло у которого класс ниже.

Классификация автомобильных масел по спецификации API для бензиновых двигателей.

Классификация автомобильных масел по спецификации API для дизельных двигателей.

IV. Классификация автомобильных масел по ACEA.

Данная классификация автомобильных масел была введена с 01.01.1996 года Ассоциацией европейских производителей автомобилей.

ACEA постоянно обновляется. Сейчас Вам представлена ACEA 2008, которая и является действующей на данное время. Принята она была 22 декабря 2008 года.

В связи с тем, что конструкция автомобилей, которые произведенные в Европе, и условия их эксплуатации, имеют отличия от Американских, принято считать, что двигателя произведённые в Европе отличаются от Американских.

Отличия заключаются в меньшей массе, но при этом большей мощностью (удельной), возможностью развивать большие обороты на форсированных режимах работы.

При этом городские режимы эксплуатации в странах Европы принято считать более жесткими, чем в Америке.

Поэтому, требования к моторным маслам применяемых на Европейских автомобилях, более жесткие, чем к автомобильным маслам применяемых на Американских автомобилях.

Поэтому стандарты API и ACEA даже не подлежать сравнению, так как сильно отличаются между собой.

По классификации ACEA автомобильные масла делятся на три класса.

  1. А/В – под данную классификацию попадают дизельные легковые автомобили и грузовики, а так же все бензиновые двигатели.
  2. С – масла по своим эксплуатационным качествам совместимы с газа нейтрализаторами.
  3. Е – автомобильные масла для мощных грузовых автомобилей с дизельными двигателями.

На скриншотах подробно расписано назначение масел по классификации ACEA, и типы двигателей на которых они применяются.

V. Классификация автомобильных масел по ГОСТ.

Классификация автомобильных масел по ГОСТ 17479.1-85 подразумевает использование в их названии буквы, которые раскрывают характеристики и назначения самого масла.

  1. Буква М, обозначает, что масло моторное.
  2. К примеру, возьмем масло 6з/10. Из разделенных дробью чисел становится понятно, что масло всесезонное, где цифра 6 зимний класс вязкости, а цифра 10 летний класс вязкости. Буква «з» указывает, что в масле присутствует загущающую присадку.
  3. Теперь рассмотрим пример масел с буквами от А до Е. Возьмем масло М-4з/8-В2Г1. Понятно, что буква «М» обозначает, что масло моторное. Буква с цифрой «В2» обозначает, что масло для среднефорсированных дизельных двигателей. Буква с цифрой «Г1» указывает на то, что это масло для высокофорсированных двигателей работающих на бензине.

Ниже на скриншотах вы можете подробнее просмотреть классификацию автомобильных масел по ГОСТ.

VI. Классификация автомобильных масел от производителей автомобилей.

Дело в том, что классификация моторных масел по API или ACEA включает в себя основные требования к моторным маслам, включая и наличие присадок в них.

Но все же по причине наличия сильных конструктивных отличий в двигателях от разных производителей, режимы работы данных двигателей сильно отличаются. Поэтому производители автомобилей выпускают автомобильные масла именно для своих моделей авто.

Что бы было возможно разобраться в спецификации таких автомобильных масел, большинство производителей в их названии используют уже знаковые нами классификации автомобильных масел, как API или ACEA.

Но случаются ситуации, когда масло выпускается под собственной, ни кем неповторимой спецификацией.

Для того что бы разобраться в этой спецификации нужно изучить руководство по эксплуатации вашего автомобиля.

Как мы видим, классификация автомобильных масел это довольно сложная тема для изучения обычному обывателю, который ни когда не имел дела с автомобильными маслами.

Поэтому важно, с помощью специалиста, один раз правильно подобрать для своей машины автомобильное масло нужной классификации и в дальнейшем использовать только его.

Тогда не будет необходимости промывать двигатель автомобиля и менять автомобильное масло в таком случае станет на много проще.

Видео.

autotopik.ru

Обучающее видео

· LIQUI MOLY Обслуживание генераторов и сезонной техники

Обслуживание генератора, консервация генератора, замена масла в генераторе, промывка масляной системы, как завести генератор, хранение садовой техники, защита электропроводки от грызунов, запуск двигателя, сезонное хранение, масло для генератора, как обслужить генератор

· Промывка масляной системы

Как промывать двигатель? Описание технологии промывки двигателя. Демонстрация эффективной работы профессиональной промывки масляной системы.

· Вклейка лобового стекла

Как заменить стекло в автомобиле? Подробное описание технологии замены лобового стекла и салонного зеркла с помощью препаратов линейки "для вклейки стекол" компании Ликви Моли

· Линейки моторных масел

Как правильно выбрать моторное масло? Краткое описание всех линеек моторных масел LIQUI MOLY и преимущества каждой линейки.

· Бесконтактная мойка уход за кузовом и салоном

Как правильно мыть автомобиль с помощью бесконтактной мойки? Описание технологии ухода за кузовом и салоном автомобиля в зимний период с помощью препаратов из ассортимента компании LIQUI MOLY.

· Заправка кондиционера

Как заправлять автомобильный кондиционер? Описание технологии заправки кондиционера фреоном и компрессорным маслом с помощью составов производства LIQUI MOLY.

· Мойка двигателя

Как правильно мыть двигатель? Описание технологии наружней очистки двигателя. Наглядная демонстрацият работы Спрей-очистителя двигателя LIQUI MOLY.

· Консервация мотоцикла

Как самостоятельно провести консервацию мотоцикла? Подробный рассказ о технологии консервации мототехники на зимний сезон, при хранении в неблагоприятных условиях или при транспортировке.

· Обслуживание тормозных систем

Как правильно обслуживать тормозную систему? Техническое обслуживание тормозной системы автомобиля: замена тормозных дисков и колодок, замена смазки в ступичном подшипнике, его регулировка, смазка колодок и деталей суппорта.

· Техническое обслуживание мотоцикла

Как самостоятельнос провести обслуживание мотоцикла с использованием продукции LIQUI MOLY? Технология замены масла, антифриза и тормозной жидкости в мотоцикле. Регулировка клапанов и синхронизация карбюраторов мотоциклетного двигателя.

· Очистка сажевого фильтра

Как очистить легко и просто можно очистить сажевый фильтр? Подробное описание технологии очистки сажевого фильтра на легковом автомобиле даже в тех случаях, где это не предусмотрено производителем.

· Очистка кондиционера

Как с помощью продуктов компании LIQUI MOLY легко очистить кондиционер своего автомобиля от бактерий и избавиться от неприятного запаха в салоне? Несколько вариантов очистки кондиционера.

· Очистка инжектора с помощью JetClean

Как быстро почистить топливную систему автомобиля? Очистка топливной системы автомобиля с помощью профессиональных очистителей топливной системы бензинового двигателя компании Ликви Моли. Восстановление характеристик автомобиля после использования некачественного топлива.

· Подготовка мотоцикла к сезону

Как своими силами с помощью продукции LIQUI MOLY провести подготовку мотоцикла к летнему сезону? Подробное описание мойки кузова и двигателя мотоцикла, замена моторного масла, промывка и смазка воздушного фильтра, замена тормозной жидкости, очистка и смазка цепи, обработка пластиковых деталей.

· Замена масла в двигателе и АКПП с промывкой

Как правильно менять масло? Описание процедуры замены масла в двигателе и автоматической коробке передач. Использование аппарата для замены масла в АКПП методом вытеснения

· Масла серии Тор Тес

Отличия современных моторных масел. Рассказ о моторных маслах и требованиям предъявлямым к ним ведущими производителями автомобилей. Описанием современных систем нейтрализации отработавших газов. Презентация линейка современных моторных масел LIQUI MOLY Top Tec.

· Восстановление фар

Как вернуть фарам былую прозрачность? Описание технологии полировки фар с помощью препаратов из ассортимента Ликви Моли. Технический специалист компании Ликви Моли раскажет и покажет как самостоятельно вернуть прозрачность старым стеклам фар.

· Моторные масла

Что считать хорошими моторными маслами?

 Основные свойства масел. Базовые масла. Присадки. Классификация моторных масел. Эксплуатационные классификации и допуски. Масла с улучшенными антифрикционными свойствами, фирменные продукты LIQUI MOLY (общее описание). Фирменные масла (описание продуктов). Специальные масла для определенных моделей авто. Специальные масла (АА, LL и т.д.). Универсальные масла. Моторные масла для смешанных автопарков Масла для двигателей грузовых автомобилей

liquimoly.ru

Учебное пособие - Классификация моторных масел

Министерство образования и наукиРоссийской ФедерацииГОУ ВПО СибАДИКафедра «ЭСМик»Курсовая работаТема: «Классификация смазочных моторных масел »Омск 2010
СодержаниеВведениеКлассификациямоторных масел по вязкости SAE Классификациямоторных масел по API МаркировкаКлассификациямоторных масел по ACEA Классификациямоторных масел по ГОСТ Применениев спецификациях
Введение

 

Моторныемасла—масла,применяемые для смазывания поршневых и роторных двигателей внутреннего сгорания.

Взависимости от назначения их подразделяют на масла для дизелей, масла для бензиновых двигателей и универсальные моторные масла,которые предназначены для смазывания двигателей обоих типов. Все современныемоторные масла состоят из базовых масел и улучшающих их свойства присадок.

Потемпературным пределам работоспособности моторные масла подразделяют на летние,зимние и всесезонные. В качестве базовых масел используют дистиллятные компонентыразличной вязкости, остаточные компоненты, смеси остаточного и дистиллятныхкомпонентов, а также синтетические продукты (поли-альфа-олефины, алкилбензолы, эфиры). Большинство всесезонных маселполучают путем загущения маловязкой основы макрополимерными присадками.

Посоставу базового масла моторные масла подразделяют на синтетические, минеральные (автол) и частично синтетические(смеси минерального и синтетических компонентов).

Моторноемасло — это важный элемент конструкции двигателя. Оно может длительно и надежновыполнять свои функции, обеспечивая заданный ресурс двигателя, только приточном соответствии его свойств тем термическим, механическим и химическимвоздействиям, которым масло подвергается в смазочной системе двигателя и наповерхностях смазываемых и охлаждаемых деталей. Взаимное соответствиеконструкции двигателя, условий его эксплуатации и свойств масла — одно изважнейших условий достижения высокой надежности двигателей. Современныемоторные масла должны отвечать многим требованиям, главные из которыхперечислены ниже:

§ высокиемоющая, диспергирующе-стабилизирующая, пептизирующая и солюбилизирующаяспособности по отношению к различным нерастворимым загрязнениям, обеспечивающиечистоту деталей двигателя;

§ высокиетермическая и термоокислительная стабильности позволяют использовать масла дляохлаждения поршней, повышатьпредельный нагрев масла в картере, увеличивать срок замены;

§ достаточныепротивоизносные свойства, обеспечиваемые прочностью масляной пленки, нужной вязкостьюпри высокой температуре и высоком градиенте скорости сдвига, способностьюхимически модифицировать поверхность металла при граничном трении инейтрализовать кислоты, образующиеся при окислении масла и из продуктовсгорания топлива,

§ отсутствие коррозионного воздействия на материалы деталейдвигателя как в процессе работы, так и при длительных перерывах;

§ стойкостьк старению, способность противостоять внешним воздействиям с минимальнымухудшением свойств;

§ пологостьвязкостно-температурной характеристики, обеспечение холодного пуска,прокачиваемости при холодном пуске и надежного смазывания в экстремальныхусловиях при высоких нагрузках и температуре окружающей среды;

§ совместимостьс материалами уплотнений, совместимость с катализаторами системы нейтрализацииотработавших газов;

§ высокаястабильность при транспортировании и хранении в регламентированных условиях;

§ малая вспениваемость при высокой и низкой температурах;

§ малая летучесть, низкий расход на угар(экологичность).

Кнекоторым маслам предъявляют особые, дополнительные требования. Так, масла,загущенные макрополимерными присадками, должны обладать требуемой стойкостью кмеханической термической деструкции; для судовых дизельных масел особенно важна влагостойкость присадок и малая эмульгируемость с водой; для энергосберегающих — антифрикционность, благоприятные реологические свойства.


Классификация моторных масел по вязкости SAE

Внастоящее время общепризнанной международной системой классификации моторныхмасел по вязкости является SAE J300, разработанная Обществом АвтомобильныхИнженеров США (Society of Automotive Engineers). Вязкость масла по этой системевыражается в условных единицах — степенях вязкости. Чем больше число, входящеев обозначение класса SAE, тем выше вязкость масла.

Спецификацияописывает три ряда вязкости масел: зимние, летние и всесезонные. Но, прежде,чем их рассмотреть, немного теории. Температурный диапазон моторного масла восновном определяется двумя его характеристиками: кинематической и динамическойвязкостью. Кинематическая вязкость измеряется в капиллярном вискозиметре ипоказывает, насколько легко масло течет при данной температуре под действиемсилы тяжести в тонкой капиллярной трубке. Динамическая вязкость измеряется вболее сложных установках — ротационных вискозиметрах. Она показывает насколькоменяется вязкость масла при изменении скорости перемещения смазываемых деталейотносительно друг друга. С увеличением скорости относительного перемещениясмазываемых деталей вязкость снижается, а с уменьшением — возрастает.

Ряд зимних масел: SAE 0W,5W, 10W, 15W, 20W, 25W — обозначаются цифрой и буквой «W»(Winter-Зима). Для зимних классов установлены два максимальных значениянизкотемпературной динамической вязкости и нижний предел кинематическойвязкости при 100°С.

Книзкотемпературным параметрам относятся:

Проворачиваемость — показывает динамическую вязкость моторногомасла и температуру, при которой масло остается достаточно жидким, чтобы быловозможно запустить двигатель.

Прокачиваемость - это динамическая вязкостьмасла, при которой масло сможет прокачаться по системе смазки и двигатель небудет работать в режиме сухого трения. Температура прокачиваемости нижетемпературы проворачиваемости на 5 градусов.

Высокотемпературныесвойства зимних масел характеризует минимальная кинематическая вязкость при100°С — показатель, определяющий минимальную вязкость моторного масла припрогретом двигателе.

Ряд летних масел: SAE 20,30, 40, 50, 60 — обозначаются цифрой без буквенного обозначения. Основныесвойства летнего ряда масел определяется по:

· минимальнойи максимальной кинематическим вязкостям при 100°С — показатель, определяющийминимальную и максимальную вязкость моторного масла при прогретом двигателе.

· минимальнойвязкости при 150°С и скорости сдвига 106 с-1. Градиент скорости сдвига – этоотношение скорости движения одной поверхности трения относительно другой квеличине зазора между ними, заполненного маслом. С увеличением градиентаскорости сдвига снижается вязкость масла, но она снова возрастает, когда скоростьсдвига уменьшается.

Ряд всесезонных масел:SAE 0W-20, 0W-30, 0W-40, 0W-50, 0W-60, 5W-20, 5W-30, 5W-40, 5W-50, 5W-60,10W-20, 10W-30, 10W-40, 10W-50, 10W-60, 15W-30, 15W-40, 15W-50, 15W-60, 20W-30,20W-40, 20W-50, 20W-60. Обозначение состоит из комбинации зимнего и летнегоряда, разделенных тире. Всесезонные масла должны удовлетворять одновременнокритериям и зимнего, и летнего масла. Чем меньше цифра, стоящая перед буквой W,тем меньше вязкость масла при низкой температуре, легче холодный пуск двигателястартером и лучше прокачиваемость масла по смазочной системе. Чем больше цифра,стоящая после буквы W, тем больше вязкость масла при высокой температуре инадежнее смазывание двигателя при жаркой погоде.

Такимобразом, класс SAE сообщает потребителю диапазон температуры окружающей среды,в котором масло обеспечит:

· проворачиваниедвигателя стартером (для зимних и всесезонных масел)

· прокачиваниемасла масляным насосом по смазочной системе двигателя под давлением прихолодном пуске в режиме, не допускающем сухого трения в узлах трения (длязимних и всесезонных масел)

· надежноесмазывание летом при длительной работе в максимальном скоростном и нагрузочномрежиме (для летних и всесезонных масел)

Классификация  SAE J300:

Класс вязкости

Динамическая вязкость, Па-с,
не выше, при температуре, °С

Кинематическая вязкость
при 100 °С, мм2

Динамическая вязкость при 150 °С
и скорости сдвига 106 с-1, мПа-с, не ниже

Имитация холодного

пуска (CSS)

Прокачиваемость

Не ниже

Не выше

0W 6200 при — 35°С 60000 при -40°С 3,8 - - 5W 6500 при — 30°С 60000 при -35°С 3,8 - - 10W 7000 при — 25°С 60000 при — 30°С 4,1 - - 15W 7000 при — 25°С 60000 при -25°С 5,6 - - 20W 9500 при — 15°С 60000 при -20°С 5,6 - - 25W 13000 при -10°С 60000 при -15°С 9,3 - - 20 - - 5,6

Наиболееизвестной международной классификацией моторных масел по областям применения иуровню эксплуатационных свойств является классификация API (Американскогоинститута нефти).

КлассификацияAPI подразделяет моторные масла на две категории :

· S (Service) — для бензиновыхдвигателей легковых автомобилей, микроавтобусов и легких грузовиков.

· C (Commercial) — для дизелейкоммерческих автотранспортных средств (грузовиков), промышленных исельскохозяйственных тракторов, дорожно-строительной техники.

Обозначениекласса масла состоит из двух букв латинского алфавита: первая (S или C)указывает категорию масла, вторая — уровень эксплуатационных свойств. Чемдальше от начала алфавита вторая буква, тем выше уровень свойств (т.е. качествомасла). Классы дизельных масел подразделяются дополнительно для двухтактных(CD-2, CF-2) и четырехтактных дизелей (CF-4, CG-4, СН-4). Большинствозарубежных моторных масел универсальные — их применяют как в бензиновых, так ив дизельных двигателях. Такие масла имеют двойное обозначение, например: SF/CC,CD/SF и т.д. Основное назначение масла указывают первые буквы, т.е. SF/CC — «более бензиновое», CD/SF- «более дизельное».Энергосберегающие масла для бензиновых двигателей дополнительно обозначаютсяаббревиатурой ЕС (EnergyConserving).

Насегодняшний день (апрель 2009) классификация API содержит 3 действующих классакатегории «S» и 6 действующих классов категории «С». Номногие производители продолжают выпускать масла классов, исключенных изспецификации, поскольку автомобили со старыми двигателями продолжаютэксплуатироваться, а значит, есть необходимость в этих маслах. Согласнорекомендаций API любой вышестоящий действующий класс категории «S»заменяет нижестоящий действующий класс. Для дизельных масел, вышестоящийдействующий класс как правило, но не всегда, заменяет нижестоящий класс.

Спецификация API для бензиновых двигателей

Класс

Статус

Назначение

SM Действующий Для всех автомобильных двигателей, выпускаемых в настоящее время. Введен в 2004 году. Масла этого класса имеют повышенную стойкость к окислению, улучшенную защиту от износа и отложений, улучшенные низкотемпературные свойства SL Действующий Для двигателей 2004 и старше годов выпуска SJ Действующий Для двигателей 2001 и старше годов выпуска SH Устаревший Для двигателей 1996 и старше годов выпуска SG Устаревший Для двигателей 1993 и старше годов выпуска SF Устаревший Для двигателей 1988 и старше годов выпуска SE Устаревший Не подходит для использования в двигателях, изготовленных после 1979 года. SD Устаревший Не подходит для использования в двигателях, изготовленных после 1971 года. Использование в более современных моторах может привести к неудовлетворительной работе или поломкам SC Устаревший Не подходит для использования в двигателях, изготовленных после 1967 года. Использование в более современных моторах может привести к неудовлетворительной работе или поломкам SB Устаревший Не подходит для использования в двигателях, изготовленных после 1951 года. Использование в более современных моторах может привести к неудовлетворительной работе или поломкам SA Устаревший Не содержит присадок. Не подходит для использования в двигателях, изготовленных после 1930 года. Использование в более современных моторах может привести к неудовлетворительной работе или поломкам Спецификация API для дизельных двигателей

Класс

Статус

Назначение

CJ-4 Действующий Введен в 2006 году. Для высокооборотистых, четырехтактных двигателей, удовлетворяющих нормам выброса, введенным в 2007 году. Масла данного класса предназначены для работы на топливе, содержащем не более 0,05% серы. Однако для выполнения требований по нормам выброса, надежной работы систем очистки отработанных газов и достижения удлиненных интервалов замены масла, необходимо использовать дизтопливо, содержание серы в котором не превышает 0,0015%. Моторные масла класса CJ-4 разрабатывались для двигателей, оборудованных самыми современными системами снижения выбросов вредных веществ (сажевые фильтры, системы рециркуляции выхлопных газов и др.) Масла класса CJ-4 имеют улучшенные защитные свойства, повышенную окислительную, низко- и высокотемпературную стабильность, удлиненные интервалы замены. Однако при использовании топлива с содержанием серы более 0,0015% интервалы замены необходимо уменьшить. Масла класса CJ-4 могут заменять масла классов CI-4, CH-4, CG-4 и CF-4. CI-4 Действующий Введен в 2002 году. Для высокооборотистых, четырехтактных двигателей, удовлетворяющих нормам выброса, введенным в 2004 году. Масла этого класса разработаны для двигателей, имеющих систему рециркуляции выхлопных газов (EGR) и работающих на дизтопливе с содержанием серы до 0,5 %. Могут заменять масла классов CD, CE, CF-4, CG-4 и CH-4. CH-4 Действующий Введен в 1998 году. Для высокооборотистых четырехтактных двигателей, соответствующих нормам выброса, установленным в 1998 году. Предназначены для работы с использованием топлива с содержанием серы до 0,5%. Может использоваться вместо масел классов CD, CE, CF-4 и CG-4. CG-4

Действующий
(до 31.08.09)

Введен в 1995 году. Для тяжелонагруженных, высокооборотистых, четырехтактных двигателей, работающих на топливе с содержанием серы менее 0,5%. Применяется в двигателях, соответствующих требованиям стандарта 1994 года по уровню выбросов. Может заменять масла классов CD, CE, CF-4. CF-4 Устаревший Введен в 1990 году. Для высокооборотистых, четырехтактных, безнаддувных и наддувных двигателей. Может применяться вместо масел классов CD и CE. CF-2 Действующий Введен в 1994 году. Для тяжелонагруженных двухтактных дизелей. Могут применяться вместо масел класса CD-II. CF Действующий Введен в 1994 году. Для внедорожников, вихрекамерных и форкамерных дизелей, а также дизелей, работающих на топливе с высоким содержанием серы (до 0,5%). Могут применяться вместо масел класса CD. CE Устаревший Введен в 1985 году. Для высокооборотистых, четырехтактных, безнаддувных и наддувных двигателей. Может применяться вместо масел классов CC и CD. CD-II Устаревший Введен в 1985 году. Для двухтактных двигателей. CD Устаревший Введен в 1955 году. Для некоторых безнаддувных и турбированных двигателей. CC Устаревший Не подходит для использования в дизельных двигателях, изготовленных после 1990 года. CB Устаревший Не подходит для использования в дизельных двигателях, изготовленных после 1961 года. CA Устаревший Не подходит для использования в дизельных двигателях, изготовленных после 1959 года. Маркировка

КлассификацияILSAC разработана Международным комитетом по одобрению и стандартизациисмазочных материалов (ILSAC) совместно с JAMA (Ассоциация производителейавтомобилей Японии) и ААМА (Ассоциация производителей автомобилей Америки). Длябензиновых двигателей легковых автомобилей японского производства лучше всегоподходит эта классификация, для американских автомобилей равноценны как маслапо ILSAC, так и по API. Действующим стандартом ILSAC, принятым в 2004 году,является GF-4. Масла этого класса являются энергосберегающими, они совместимы ссистемами нейтрализации выхлопных газов и обеспечивают улучшенную защитудвигателя от износа. В 2010 году предполагается введение стандарта GF-5.

Классификация моторных масел по назначению и уровнямэксплуатационных свойств ACEA

Ассоциацияевропейских производителей автомобилей (Association des Constracteuis Europeendes Automobiles) — с 1 января 1996 года ввела свою классификацию моторныхмасел, которая с тех пор неоднократно обновлялась. Здесь приведенаклассификация, введеная с 22 декабря 2008 года.

Требованияевропейских стандартов к качеству моторных масел являются более строгими, чемамериканских, т.к. в Европе условия эксплуатации и конструкция двигателейотличаются от американских:

· болеевысокой степенью форсирования и максимальными оборотами;

· меньшеймассой двигателей;

· большейудельной мощностью;

· большимидопустимыми скоростями передвижения;

· болеетяжелыми городскими режимами.

Ввидуэтих особенностей испытания моторных масел проводятся на европейских двигателяхи по методикам, отличающимся от американских. Это не позволяет напрямуюсравнивать уровни требований и стандартов АСЕА и API.

КлассификацияACEA разделяет моторные масла на 3 класса:

· A/B — для бензиновыхдвигателей и дизелей легковых автомобилей и легких грузовиков;

· C — совместимые снейтрализаторами отработавших газов;

· E — для мощных дизелейгрузовых автомобилей.

A/B- масла для бензиновых и дизельных двигателей

A1/B1 Предназначены длябензиновых двигателей и легковых дизелей, которые разработаны для использованиямасел с увеличенными интервалами замены, которые обеспечивают низкийкоэффициент трения, маловязких при высокой температуре и высокой скоростисдвига (от 2.9 до 3.5 mPa.s.) Эти масла могут быть не пригодны для работы внекоторых двигателях. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатацииавтомобиля.

A3/B3 Предназначены длявысокопроизводительных бензиновых двигателей и легковых дизелей, разработанныхдля применения и/или с увеличенными интервалами замены масла в соответствии срекомендациями изготовителей двигателей, и/или для применения в тяжелыхусловиях эксплуатации, и/или всесезонного применения маловязких масел.

A3/B4 Предназначены дляприменения в высокопроизводительных бензиновых двигателях и дизелях снепосредственным впрыском топлива. Могут применяться вместо масел класса A3/B3.

A5/B5 Предназначены длявысокопроизводительных бензиновых двигателей и легковых дизелей, которыеразработаны для использования масел с увеличенными интервалами замены, которыеобеспечивают низкий коэффициент трения, маловязких при высокой температуре ивысокой скорости сдвига (от 2.9 до 3.5 mPa.s.) Эти масла могут быть не пригодныдля работы в некоторых двигателях. Необходимо руководствоваться инструкцией поэксплуатации автомобиля.

C- масла, совместимые с каталитическими нейтрализаторами

C1 Предназначены дляавтомобилей, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентнымикаталитическими нейтрализаторами. Применяются в высокопроизводительныхбензиновых двигателях и легковых дизелях, требующих масел, которые обеспечиваютнизкий коэффициент трения, с малой вязкостью, низкой сульфатной зольностью,низким содержанием серы и фосфора, имеющих минимальную вязкость при высокихтемпературах и высоких скоростях сдвига 2.9 mPa.s. Эти масла продлевают срокэксплуатации сажевых фильтров и каталитических нейтрализаторов и способствуютэкономии топлива. Могут быть не пригодны для применения в некоторых двигателях.Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля.

C2 Предназначены дляавтомобилей, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентнымикаталитическими нейтрализаторами. Применяются в высокопроизводительныхбензиновых двигателях и легковых дизелях, разработаных для использования масел,обеспечивающих низкий коэффициент трения, с малой вязкостью, имеющихминимальную вязкость при высоких температурах и высоких скоростях сдвига 2.9mPa.s. Эти масла продлевают срок эксплуатации сажевых фильтров и каталитическихнейтрализаторов и способствуют экономии топлива. Могут быть не пригодны дляприменения в некоторых двигателях. Необходимо руководствоваться инструкцией поэксплуатации автомобиля.

C3 Предназначены дляавтомобилей, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентнымикаталитическими нейтрализаторами. Применяются в высокопроизводительных бензиновыхдвигателях и легковых дизелях, имеющих минимальную вязкость при высокихтемпературах и высоких скоростях сдвига 3.5 mPa.s. Эти масла продлевают срокэксплуатации сажевых фильтров и каталитических нейтрализаторов. Могут быть непригодны для применения в некоторых двигателях. Необходимо руководствоватьсяинструкцией по эксплуатации автомобиля.

C4 Предназначены дляавтомобилей, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентнымикаталитическими нейтрализаторами. Применяются в высокопроизводительных бензиновыхдвигателях и легковых дизелях, требующих масел с низкой сульфатной зольностью,низким содержанием серы и фосфора, имеющих минимальную вязкость при высокихтемпературах и высоких скоростях сдвига 3.5mPa.s. Эти масла продлевают срокэксплуатации сажевых фильтров и каталитических нейтрализаторов. Могут быть непригодны для применения в некоторых двигателях. Необходимо руководствоватьсяинструкцией по эксплуатации автомобиля.

E- для мощных дизелей грузовых автомобилей

E4 Масла, обеспечивающиевысокую чистоту поршней, защиту от износа, имеющие высокую стойкость отзагрязнения сажей и стабильные свойства на протяжении всего периодаэксплуатации. Рекомендованы для современных дизельных двигателей, отвечающихтребованиям Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4 и Евро-5 и работающих в оченьтяжелых условиях со значительно удлиненными интервалами замены (в соответствиис рекомендациями производителей). Могут применяться только в двигателях безсажевого фильтра, и в некоторых двигателях с системами рециркуляции выхлопных газови снижения выбросов оксидов азота. Однако, рекомендации производителей могутотличаться, поэтому необходимо следовать инструкции по эксплуатации автомобиля.

E6 Масла, обеспечивающиевысокую чистоту поршней, защиту от износа, имеющие высокую стойкость отзагрязнения сажей и стабильные свойства на протяжении всего периодаэксплуатации. Рекомендованы для современных дизельных двигателей, отвечающихтребованиям Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4 и Евро-5 и работающих в оченьтяжелых условиях со значительно удлиненными интервалами замены (в соответствиис рекомендациями производителей). Могут применяться в двигателях с системойрециркуляции выхлопных газов, с или без сажевого фильтра, и для двигателей ссистемами снижения выбросов оксидов азота. Масла данного класса настоятельнорекомендованы для двигателей, оборудованных сажевыми фильтрами ипредназначенными для работы на топливе с низким содержанием серы. Однако,рекомендации производителей могут отличаться, поэтому необходимо следоватьинструкции по эксплуатации автомобиля.

E7 Масла, эффективнообеспечивающие чистоту поршней и защиту от лаковых отложений. Обеспечиваютотличную защиту от износа, имеют высокую стойкость от загрязнения сажей истабильные свойства на протяжении всего периода эксплуатации. Рекомендованы длясовременных дизельных двигателей, отвечающих требованиям Евро-1, Евро-2,Евро-3, Евро-4 и Евро-5 и работающих в тяжелых условиях с удлиненнымиинтервалами замены (в соответствии с рекомендациями производителей).Рекомендованы для применения в двигателях без сажевых фильтров и длябольшинства двигателей, оснащенных системами рециркуляции выхлопных газов иснижения выбросов оксидов азота. Однако, рекомендации производителей могутотличаться, поэтому необходимо следовать инструкции по эксплуатации автомобиля.

E9 Масла, эффективнообеспечивающие чистоту поршней и защиту от лаковых отложений. Обеспечиваютотличную защиту от износа, имеют высокую стойкость от загрязнения сажей истабильные свойства на протяжении всего периода эксплуатации. Рекомендованы длясовременных дизельных двигателей, отвечающих требованиям Евро-1, Евро-2,Евро-3, Евро-4 и Евро-5 и работающих в тяжелых условиях с удлиненнымиинтервалами замены (в соответствии с рекомендациями производителей). Могутприменяться в двигателях с или без сажевых фильтров и в большинстве двигателей,оснащенных системами рециркуляции выхлопных газов и снижения выбросов оксидовазота. Масла данного класса настоятельно рекомендованы для двигателей,оснащенных сажевыми фильтрами и предназначенными для работы на топливе с низкимсодержанием серы. Однако, рекомендации производителей могут отличаться, поэтомунеобходимо следовать инструкции по эксплуатации автомобиля.

Классификация моторных масел по вязкости, назначению иуровням эксплуатационных свойств ГОСТГруппы моторных масел по вязкости и их примерное соответствие классификации SAE

ГОСТ

SAE

ГОСТ

SAE

ГОСТ

SAE

3з 5W 6 20 3з/8 5W-20 4з 10W 8 20 4з/6 10W-20 5з 15W 10 30 4з/8 10W-20 6з 20W 12 30 4з/10 10W-30 14 40 5з/10 15W-30 16 40 5з/12 15W-30 20 50 5з/14 15W-40 24 60 6з/10 20W-30 6з/14 20W-40 6з/16 20W-40 Группы моторных масел по назначению и эксплуатационным свойствам и их примерное соответствие классификации API

ГОСТ

API

Рекомендуемая область применения

А SB Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели Б Б1 SC Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников Б2 CA Малофорсированные дизели В В1 SD Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют окислению масла и образованию отложений всех видов В2 CB Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и способности предотвращать образование высокотемпературных отложений Г Г1 SE Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию отложений всех видов и коррозии Г2 CC Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений Д Д1 SF Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел группы Г Д2 CD Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений Е Е1 SG Высокофорсированные бензиновые двигатели и дизели, работающие в эксплуатационных условиях более тяжелых, чем для масел групп Д1 и Д2 Е2 CF-4 Отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами

СогласноГОСТ 17479.1-85 маркировка масел включает следующие знаки:

· буквуМ (моторное)

· одноили два числа, разделенных дробью, указывающие класс или классы вязкости (длявсесезонных масел). Для всесезонных масел цифра в числителе характеризуетзимний класс, а в знаменателе — летний; буква «з» указывает на то,что масло — загущенное, т.е. содержит загущающую (вязкостную) присадку.

· однуили две буквы (от А до Е), обозначающих уровень эксплуатационных свойств иобласть применения данного масла. Универсальные масла обозначают буквой безиндекса или двумя разными буквами с разными индексами. Индекс 1 — присваиваютмаслам для бензиновых двигателей, индекс 2 — дизельным маслам.

Например,марка М-6з/10В указывает, что это моторное масло всесезонное, универсальное длясреднефорсированных дизелей и бензиновых двигателей (группа В). М-4з/8-В2Г1 — моторное масло всесезонное, универсальное для среднефорсированных дизелей(группа В2) и высокофорсированных бензиновых двигателей (группа Г1).

Применение в спецификациях

Вклассификациях API и АСЕА сформулированы минимальные базовые требования,которые согласованы между производителями масел, присадок к ним иизготовителями автомобилей. За последними оставлено право выдвигать собственныедополнительные требования к маслам, которые формулируются в спецификацияхавтозаводов. Поскольку конструкции двигателей разных марок отличаются междусобой, условия работы масла в них не вполне одинаковы. Поэтому изготовителиавтомобилей проводят испытания масел на двигателях собственного производства.На основании этого указывают либо определенный класс по какой-либо общепринятойклассификации, либо составляют собственные спецификации, в которых обозначеныконкретные марки масел, допущенных к применению. В инструкции по эксплуатацииавтомобиля обязательно присутствуют спецификации производителя, а их номернаносится на упаковку масла рядом с обозначением его класса эксплуатационныхсвойств.

Заключение

Моторное масло должно сохранять свои вязкостныесвойства в определенном диапазоне температур и при конкретных условияхэксплуатации. Большинство масел сейчас всесезонные, но возможно выбиратьотдельно для зимы и для лета. 
При выборе сезонного масла ориентируемся, какобычно на рекомендации производителя и делаем поправку на климат. 
Зимнее масло должно обеспечивать запуск двигателяв холодное время года, следовательно, хорошо прокачиваться по системе смазкипри низких, чаще всего, отрицательных температурах. Наилучшим с этой точкизрения является масло класса вязкости 0W, оно сохраняет лучшую текучесть принизких температурах. Применение такое масла допускается, за исключением техслучаев, когда это не рекомендуется самим производителем автомобиля. Также привыборе масла, нужно ориентироваться на условия эксплуатации, хранения: еслиавтомобиль ночует в теплом гараже, и холодный пуск в -30 ему не грозит, можнозаливать масло не SAE 0W, а более вязкое.
При выборе «летнего» масла упор делается наспособность масла сохранять вязкость и хорошо смазывать и охлаждать трущиесядетали двигателя. Это предотвращает усиленный износ и снижает вероятностьперегрева и заклинивания двигателя в жару, в пробках (когда двигатель необдувается и температура возрастает еще сильнее). Производители автомобилейрекомендуют обычно класс 40 – среднее по характеристикам масло для среднейполосы России, Европы. В тяжелых условиях эксплуатации, например, вэкваториальных и тропических областях рекомендуется использование масел с«летним» классом 60.

Сезонное масло сейчас встречается редко, и производители(например, Audi) рекомендует его использование только в качестве временноговарианта. В большинстве же случаев рекомендуется использование всесезонныхмоторных масел с индексами 10W-40 или 5W-30.

Смешивать разные масла не рекомендуется по причиневозможной их несовместимости.

Списоклитературы

Ru.wikipedia.org

avtonov.svoi.info

mirsovetov.ru/a/car/spares/motor-oil.html

www.76oil.ru

Виктор Резников «Моторные масла» 1998г.

ronl.org

Технология производства моторных масел и смазочных материалов Texaco.

Базовое масло — основа любого смазочного материала

Известно, что качество смазочного материала зависит от двух составляющих: базового масла и пакета присадок.

Базовое масло — это продукт, получаемый путем переработки сырой нефти или химического синтеза, в дальнейшем служащий основой для любого моторного масла.

Базовые масла для смазочных материалов проходят несколько стадий очистки, которые должны усилить те или иные свойства смазочных материалов. Нефть не является индивидуальным химическим соединением, это смесь соединений: насыщенных: парафинов, нафтенов; ненасыщенных (непредельных) ароматических и олефинов. Каждый из типов соединений обладает набором положительных и отрицательных свойств.

Например, парафины в маслах обладают хорошей стабильностью к окислению, но слабыми низкотемпературными свойствами. Нафтеновые кислоты в маслах склонны к образованию отложений (осадка). Ароматические углеводороды — отрицательно влияют на окислительную стабильность масел и смазывающую способность и образуют лаковые отложения, поэтому наличие их в маслах — не желательно. Непредельные углеводороды — не устойчивы, изменяют свои свойства, поэтому наличие их в маслах так же не желательно.

Кристально-чистые базовые масла и технология ISOSYN

Продукция Texaco от начала и до конца создается по собственной запатентованной технологии ISOSYN. Данная технология позволяет получить кристально-чистые базовые масла групп II+ и III+ высочайшей степени очистки, они полностью состоят из изопарафинов (только предельных, насыщенных углеводородов) и не содержат примесей пагубно влияющих на технику. Базовые масла составляющие основу продуктов Texaco качественно отличаются от стандартных базовых масел II и III группы и по праву считаются одними из лучших в мире.

Важно отдельно отметить, что при создании продуктов Texaco не используется низкокачественные и дешевые базовые масла I группы.

Технологический процесс производства кристально-чистых базовых масел Texaco

  1. ISOCRACKING (изокрекинг) — повышается индекс вязкости и удаляются загрязняющие вещества,включая сернистые, азотные соединения, и металлы.
  2. ISODEWAXING (изодепарафинизация) — молекулы парафинов преобразуются в молекулы высококачественного базового масла, в отличие от обычных технологий, при которых парафины удаляются.
  3. HYDROFINISHING (гидрофинишинг) — обеспечивается стабильность и цвет.

Уникальность базовой основы, произведенной по данной технологии, подтверждена выбором многих крупных производителей смазочных материалов данной базы в качестве одного из основных компонентов для производства продуктов под своими брендами.

Передовые технологии в основе Texaco позволяют достигать исключительных показателей в работе

Поэтому корпорация-производитель смазочных материалов Texaco заслуженно является одним из крупнейших поставщиков базовых масел II/III группы в мире, крупнейшим мировым производителем «белых» масел, эксклюзивным разработчиком и поставщиком трансмиссионных жидкостей для GM, Ford и многих других автопроизводителей.

Преимущества TEXACO

  • Высокая окислительная стабильность — запас качества продукта даже в условиях увеличенного интервала замены масла.
  • Устойчивость к высоким температурам — меньше внутренних отложений и загрязнений в двигателе.
  • Стабильность вязкости — масло не загустевает и не разжижается, что обеспечивает постоянную защиту двигателя и экономию топлива.
  • Превосходные низкотемпературные характеристики —уверенный запуск при низких температурах.

Технология ISOSYN позволяет добиваться совершенно нового уровня эффективности смазочных материалов.

Особенности технологии ISOSYN

  • Молекулярная структура базового масла перестраивается таким образом, чтобы смазочный материал приобрел и сохранил строго заданные свойства
  • Парафины синтезируются (преобразуются) в изопарафины, базовое масло обретает отличные температурные свойства
  • Не применяются сольвенты, соответственно, меньше отложений, выше стабильность и больше защиты.

Смазочные материалы Texaco по технологи ISOSYN не содержат нежелательных соединений, которые могли бы снизить технические характеристики смазочных материалов. Это значит, что у них более длительный срок службы, они дольше сохраняют свой класс вязкости и дольше защищают оборудование.

starlube.ru

Заблуждения связанные с автомаслами

То, что двигатель не сможет работать без смазки, стало понятно сразу, как только появились первые экземпляры двигателей внутреннего сгорания: в середине XIX столетия Этьенн Ленуар безуспешно пытался создать рабочий экземпляр ДВС, но все попытки неизменно заканчивались неудачами — поршень клинило в цилиндре, и мотор выходил из строя. Как только конструкция двигателя была доработана системами смазки и охлаждения, проблема исчезла. Так уже первые инженеры-двигателисты поняли, что новые поршневые двигатели потребуют не только топлива, но и других жидкостей — масла и антифриза. (Двигатели воздушного охлаждения сегодня останутся за скобками, а вот историю, как «двигатель работает без масла», рассмотрим отдельно.)

Но для чего нужно масло? Ответ кажется очевидным: чтобы смазывать! Действительно, основная задача масла — надёжно разделять две металлические поверхности, и таким образом снижать коэффициент трения. Как это происходит, хорошо видно на рисунке сверху. Но про другие важные для моторного масла задачи обычно забывают. Мы же перечислим их: защита поверхностей (плёнка из масла предотвращает контакт «металл-металл»), охлаждение нагретых деталей, герметизация цилиндропоршневой группы, удаление продуктов износа, частиц окисленного масла и остатков несгоревшего топлива из двигателя.

И чтобы масло качественно выполняло каждую из вышеперечисленных задач, химикам приходится тщательно продумывать состав масла, а инженерам — не менее тщательно проверять свойства будущего продукта. Поэтому современное моторное масло — это сложная смесь, составленная из нескольких базовых масел и пакета присадок, которая должна удовлетворять множеству требований. Базовые масла (минеральные, полученные при перегонке нефти, или синтетические, производимые способом химического синтеза на специальных заводах) определяют базовые вязкостно-температурные свойства будущего готового продукта, который мы увидим на прилавках автомагазинов. А вот за остальные показатели (моющие, антикоррозийные и прочие) отвечает именно пакет присадок.

Процесс создания масла — штука сложная. Вначале из многих сотен образцов масел нужно выбрать те, что подходят по вязкости, испаряемости и другим химико-физическим показателям. Затем отобранные образцы испытываются на специальных установках — трибометрах, которые имитируют работу подвижных деталей в двигателе и позволяют получить информацию о характеристиках смазочных материалов еще до проведения более дорогих моторных испытаний. Например, один из трибометров имитирует работу поршневого кольца и стенки цилиндра, что позволяет определить тенденции износа в этой паре трения. В итоге, из сотен образцов, проверенных во время испытаний, до финиша доходят всего 2-3...

Чем минеральное масло отличается от синтетического? Основой: минеральной или синтетической. (Соответственно, моторное масло на смешанной основе называют полусинтетикой.) Начало синтетическим маслам положила необходимость применения в авиационных двигателях смазочного материала, который бы не окислялся при высоких температурах: 250 – 300 ºС в подшипнике скольжения турбины достаточно быстро окисляли привычное минеральное масло, при этом образовывались отложения.  

Минеральные масла - это продукты, полученные путем перегонки сырой нефти на нефтеперерабатывающих заводах. Как происходит процесс перегонки, знает любой старшеклассник, посещавший уроки физики и химии. Для тех же, кто пропускал занятия, уточним: нефть нагревается до температуры около 350°C, частично она испаряется и в зависимости от молекулярного веса своих компонентов разделяется на слои (фракции), которые отбираются с различных тарелок колонны. 

Синтетические масла получают в процессе гидрокрекинга или химического синтеза. Последняя технология считается более прогрессивной и позволяет получать более качественные базовые масла. 

Оставшиеся «финалисты» подвергаются различным, наиболее тяжелым моторным испытаниям, в ходе которых исследуются эксплуатационные характеристики моторных масел. Во время этих испытаний воссоздаются самые разнообразные условия эксплуатации двигателя, например, режим частых коротких поездок или езда по скоростному шоссе. По окончании испытаний, двигатель снимается со стенда и разбирается для оценки его состояния, при этом большое внимание уделяется степени износа деталей и их чистоте.

Помимо стандартных моторных испытаний, в лабораториях есть климатические установки и мощностные стенды, в которых воспроизводят различные температурные режимы эксплуатации от африканской жары до сибирских холодов и имитируются различные режимы работы двигателя. Так что красивая канистра на прилавке магазина — это вовсе не произвольная композиция из базовых масел и присадок, как думают многие, а тщательно продуманный и проверенный продукт, создание которого занимает до 3-х лет.

А теперь давайте вспомним типичную для автомобильных выставок недавнего прошлого картину. На стенде стоят «Жигули» со снятым картером, но двигатель работает. При этом стендист вещает заученную скороговорку: «Внимание, этот двигатель работает без масла! Такое возможно только благодаря нашей присадке». Обман? Не совсем: бензиновый атмосферник родом из семидесятых вполне способен работать на холостом ходу без масла! Вот только чудодейственная присадка к этому никакого отношения не имеет — этот «феномен» существует исключительно благодаря качественной сборке мотора и его примитивной конструкции.

Сейчас каждое масло — это идеально сбалансированный продукт, обеспечивающий оптимальную работу двигателя. И любая другая добавка нарушит этот баланс и помешает маслу работать так, как задумали его создатели. Также инженеры не советуют тратить деньги на промывочные масла, не рекомендуют менять масло в дизельных двигателях чаще, чем в бензиновых... Всего — полтора десятка подобных рекомендаций, которые касаются укоренившихся среди автомобилистов заблуждений.

Заблуждение № 1. Если масло потемнело — его нужно срочно менять, даже если вы проехали меньше тысячи километров

На самом деле: изменение цвета моторного масла в двигателе — не повод для беспокойства. Оно темнеет от того, что моющие присадки, содержащиеся в современных ГСМ, растворяют продукты неполного сгорания топлива. Таким образом они поддерживают детали двигателя в чистоте, защищая их от загрязнения.

Заблуждение № 2. Период смены масла можно определить «на глаз»

На самом деле: рекомендованные интервалы замены масла устанавливаются производителями автомобилей, и эти указания — главное, чем стоит руководствоваться.

Заблуждение № 3. Интервалы замены масла одинаковы для всех видов автотранспорта

На самом деле: у легковых автомобилей значения интервалов замены довольно близки, но все же для каждой марки они определяются независимо и могут быть как фиксированными, так и гибкими, — на усмотрение производителя конкретной марки авто. Что же касается коммерческого транспорта, то здесь периодичность смены масла зависит от режима эксплуатации и может отличаться в несколько раз.

Заблуждение № 4. Не обязательно менять масло регулярно

На самом деле: если пропустить очередную замену моторного масла, образование отложений в двигателе будет происходить всё более интенсивно. В результате это приведёт к замедлению циркуляции масла и ухудшению смазывания мотора, а значит — к повышению его износа, а в перспективе и к серьезной поломке или заклиниванию двигателя.

Заблуждение № 5. Главное — выбирать масло подороже

На самом деле: даже самое качественное и дорогостоящее масло, не соответствующее рекомендациям производителя автомобиля, способно нанести существенный вред двигателю машины. Более того, негативные последствия появятся значительно быстрее, чем при использовании дешевого масла, подходящего по допускам. Так что главным и первоочередным критерием при выборе масла должны быть именно указания в инструкции по эксплуатации автомобиля.

Заблуждение № 6. Между синтетическим и минеральным маслом нет никакой разницы

На самом деле: моторные масла на минеральной основе окисляются и теряют свои эксплуатационные характеристики интенсивнее. Масла на синтетической основе имеют более широкий температурный диапазон, стабильнее при нагреве и лучше работают, сохраняют текучесть в холодных условиях. Иными словами, они дольше сохраняют свои эксплуатационные свойства, и поэтому именно они рекомендуются  для эксплуатации автомобилей с увеличенными межсервисными интервалами.

Заблуждение № 7. Для старых автомобилей подходят только минеральные масла

На самом деле: когда синтетические моторные масла только появились на прилавках, некоторые автомобилисты заметили, что после заливки «синтетики» под машиной появлялись масляные пятна. Это происходило из-за того, что смазочные материалы на синтетической основе обладают лучшей моющей способностью и когда они попадали в двигатель, долгое время проработавший на минеральном масле, происходило активное отмывание загрязнений, в том числе между валом и соответствующим сальником. При этом зазор между валом и уплотнением увеличивался и новое моторное масло начинало вытекать из двигателя.

Заблуждение № 8. Смешение различных моторных масел не повредит автомобилю

На самом деле: смешивать масла разных видов не рекомендуется, так как сочетание смазочных материалов различной вязкости и с разными комплексами присадок может в значительной степени снизить эффективность работы двигателя. Конечно, в экстренных случаях, — например, когда уровень масла достигает критической отметки на трассе, где нет возможности долить то же масло, которое уже было использовано, — можно долить масло другой марки. Но при первой же возможности масло нужно будет заменить.

Заблуждение № 9. Всесезонное масло уступает по своим качествам маслам для определенных сезонов

На самом деле: всесезонные продукты обеспечивают как надёжный пуск двигателя в зимний период, так и эффективное смазывание прогретого двигателя в рабочем режиме. Не удивительно, что сейчас все ведущие производители предлагают для легковых автомобилей исключительно всесезонные моторные масла.

Заблуждение № 10. Проверить качество масла в домашних условиях невозможно

На самом деле: провести полноценную экспертизу ГСМ подручными средствами действительно нельзя, но... Есть метод, позволяющий определить, что масло перестало быть пригодным для использования. Чтобы провести этот тест, достаточно щупом поместить каплю масла на поверхность газетной бумаги. Обычно масло быстро расплывается, оставляя несколько концентрических кругов, но если оно образует устойчивую каплю на поверхности бумаги — значит, его нужно срочно слить и поменять на свежее.

Заблуждение № 11. Если добавить в масло присадки, оно будет работать лучше

На самом деле: производители моторных масел категорически не рекомендуют добавление сторонних пакетов присадок. Вопреки расхожему заблуждению, такие присадки могут не только не улучшить характеристики масла, но и ухудшить их, и даже нанести серьезный урон двигателю. Дело в том, что композиция каждого моторного масла создается таким образом, чтобы получить идеально сбалансированный пакет присадок. Любые сторонние добавки нарушают этот баланс и мешают моторному маслу работать так, как это задумано его производителем.

Заблуждение № 12. При каждой смене масла нужно сначала заливать «промывочное» масло

На самом деле: промывочное масло — это специальный продукт, который содержит большое количество моющих присадок, вымывающих отложения и продукты сгорания из двигателя. Современные моторные масла обладают превосходной моющей и диспергирующей способностью. Поэтому в промывании мотора современного легкового автомобиля необходимости нет. В сложных случаях — если мотор сильно загрязнён — можно, залив в него предписанное производителем масло, просто сократить интервал замены.

Заблуждение № 13. Энергосберегающее моторное масло лучше обычного

На самом деле: энергосберегающее масло отличается низкой вязкостью и дополнительным пакетом присадок, в том числе антифрикционных. Их задача — уменьшить потерю энергии при трении и, как следствие, расход топлива. В реальности же автомобилист заметит только небольшую экономию топлива относительно обычного синтетического масла аналогичного класса вязкости. При этом энергосберегающие масла имеют ограничения по применению: они рекомендованы к использованию только в двигателях внутреннего сгорания, специально адаптированных для использования маловязких масел.

Заблуждение № 14. Масло в дизельных моторах надо менять чаще

На самом деле: частота замены моторного масла зависит не только от самого масла и типа двигателя, не менее важны качество топлива и условия эксплуатации автомобиля. Некорректно сравнивать расход масла легкового автомобиля с расходом дизельного грузовика. Однако при прочих равных условиях наиболее важный фактор — это именно качество дизельного топлива. Если оно высокое и соответствует европейским стандартам, то частая замена моторного масла не потребуется.

Заблуждение № 15. Для дизельных автомобилей подходит только масло для дизельных двигателей

На самом деле: вопреки расхожему мнению моторные масла не делятся на дизельные и бензиновые. Производители разделяют моторные масла на продукты для легкового (включая легкий коммерческий транспорт) и грузового транспорта, что и указывается на упаковке. При этом масла для легковых и грузовых автомобилей, даже выполненные в одинаковых классах вязкости, отличаются составом базовых масел и пакетами присадок, что обусловлено различиями в конструкции двигателей и условиями эксплуатации транспортных средств.

www.everestgroup.ru

Классификация и обозначение моторных масел

Контакты Menu Menu
  • Главная
  • Авто
      • Audi
      • BMW
      • Cadillac
      • Chevrolet
      • Citroen
      • Ford
      • Geely
      • Honda
      • Hyundai
      • Infiniti
      • Jaguar
      • Kia
      • Lada
      • Land Rover
      • Lexus
      • Mazda
      • Mercedes
      • Mitsubishi
      • Nissan
      • Peugeot
      • Porsche
      • Renault
      • Skoda
      • Subaru
      • Suzuki
      • Toyota
      • Volkswagen
      • Volvo
  • Статьи
      • Устройство автомобиля
      • Обслуживание и ремонт
      • Топливо и масла
      • Полезная информация
      • Тюнинг
  • Ретро

avtonam.ru

Моторное масло, применяемое в двигателях

Моторное масло, применяемое в двигателях

Функции моторного масла

Моторное масло выполняет следующие функции:

  • Смазывание подвижных соединений (снижение трения и уменьшение износа)
  • Охлаждение трущихся поверхностей, уплотнение зазоров ЦПГ (цилиндро-поршневой группы) – создание «масляного клина»
  • Вынос продуктов износа и сгорания из зон трения деталей
  • Подавление лако- и нагароотложений, окисления и коррозии
  • Консервация

Эксплуатационные требования к моторным маслам

Для выполнения этих функций моторные масла должны удовлетворять следующим эксплуатационным требованиям:

  • Обладать оптимальными вязкостными свойствами, обеспечивающими надежную и экономичную работу двигателей на всех эксплуатационных режимах;
  • Иметь хорошую смазывающую способность для предотвращения интенсивного изнашивания трущихся поверхностей деталей;
  • Обладать достаточной химической стойкостью, обеспечивающей минимальное изменение свойств смазочного материала в процессе применения, а также небольшое образование коррозионно-активных продуктов и вредных отложений, что позволяет увеличить продолжительность работы смазочных материалов при минимальном коррозионно-механическом изнашивании сопряжений двигателя;
  • Обладать устойчивостью к испарению, вспениванию и образованию эмульсий, а также к выпадению присадок;
  • Надежно защищать трущиеся поверхности и другие металлические детали от атмосферной коррозии.

Важнейшими эксплуатационными свойствами моторных масел являются: вязкостно-температурные (вязкость, индекс вязкости, температура застывания), противоизносные, антиокислительные, диспергирующие (моющие), антикоррозионные.

  • Вязкостью называется свойство жидкости оказывать сопротивление при перемещении ее слоев под действием внешней силы. Это свойство является следствием трения, возникающего между молекулами жидкости.
  • Вязкость существенно меняется с изменением температуры. С понижением температуры взаимодействие между молекулами усиливается, и вязкость масла увеличивается.
  • Вязкость – одно из важнейших свойств масла, имеющее многостороннее эксплуатационное значение. От вязкости в значительной степени зависит режим смазки пар трения, отвод тепла от рабочих поверхностей и уплотнение зазоров, энергетические потери в двигателе, его эксплуатационные свойства. Быстрота пуска двигателя, прокачивание масла по системе смазки, охлаждение трущихся поверхностей деталей и их очистка от загрязнений также зависят от вязкостно-температурных свойств масла.

Масла повышенной вязкости используются для высоконагруженных, низкооборотных или работающих в условиях напряженного теплового режима двигателей. При этом, чем выше вязкость масла в работающем двигателе, тем надежнее уплотнения, меньше вероятность прорыва газов, ниже угар масла. Поэтому масла с большой вязкостью применяют в случаях, когда двигатель изношен, зазоры увеличены или условия эксплуатации характеризуются высокой запыленностью, повышенной температурой, изменяющимися в больших пределах нагрузками.

Масла с меньшей вязкостью применяют для легконагруженных высокооборотных двигателей. Они облегчают пуск двигателя, лучше прокачиваются по системе смазки и очищаются от механических примесей, обеспечивают хороший отвод тепла от рабочих поверхностей деталей.

Зависимость вязкости масла от температуры называется вязкост­но-температурной характеристикой (ВТХ).
При введении в базовое масло депрессорной и загущающей присадок вяз­костно-температурная характеристика (ВТХ) изменяется в лучшую сторону, ста­новясь более пологой. За счет депрессорной присадки масло при отрицательных температурах остается достаточно жидким, что обеспечивает его хорошую прокачиваемость через систему смазки. За счет загущающей присадки при увели­чении температуры вязкость масла снижается менее интенсивно, что обеспечи­вает лучшую несущую способность масляной пленки и большее давление в сис­теме смазки двигателя при высоких температурах.

Виды моторного масла:

В зависимости от вида базового масла (основы) моторные масла делятся на:

  • Минеральные (полученные в процессе переработки нефти)
  • Синтетические (полученные путем химических реакций, направленных на образование однотипных молекул органических веществ с заданными свойствами) (Fully Synthetic, Voll Synthetic, 100% synthetic)
  • Частично синтетические (полусинтетические), состоящие из смесей минеральных и синтетических базовых масел. (Semi-Synthetic, Teil Synthetic, Synthetic, Synthetic Based, Synthetic Blend)

Конструктивная структура моторного масла

Моторное масло – 100% (товарное) состоит из следующих компонент:

  1. Базовое масло – 80-90% . Виды базового масла по составу:
    • Минеральное
    • Сложная смесь углеводородов, полученных из нефти
    • Синтетическое
    • Органические соединения, продукт целенаправленных химических реакций. Это могут быть полиальфолеины, алкилбензолы или эфиры
    • Полусинтетическое
      Смесь минерального и синтетического базового масла​
  2. Пакет присадок – 10-20% (100% синтетические)
    • Моющие (детергенты) – уменьшают и предотвращают образование высокотемпературных отложений
    • Диспергирующие (дисперсанты) – расщепляют загрязнение и удерживают его во взвешенном состоянии (80-85%)
    • Антиокислительные - повышают окислительную устойчивость масел
    • Противозадирные, притивоизносные и антифрикционные – присадки, улучшающие смазочные свойства масла
    • Антипенные - предотвращают вспенивание масла
    • Антикорозионные или ингибиторы коррозии – предотвращают коррозию черных металлов (7-12%)
    • Вязкостные или загущающие – уменьшают степень изменения вязкости масла с изменением температуры
    • Депрессорные – понижают температуру застывания масла

Синтетические моторные масла обладают более благоприятной ВТХ по сравнению с минеральными. Температура потери подвижности синтетических моторных масел может быть существенно ниже (до -65°С), чем у минеральных. Вязкость при температурах 25°-30°С у синтетических масел в 2-3 раза выше, чем у минеральных равновязких им при 100°С.

Синтетические масла имеют лучшую термическую стабильность, низкую испа­ряемость и малую склонность к образованию высокотемпературных отложений, они превосходят минеральные масла по антиокислительным свойствам, диспергирую­щей и механической стабильности, обладают равными или лучшими противозадирными и противоизносными свойствами. Поэтому синтетические масла с успехом применяются в высокофорсированных теплонапряженных ДВС.

Благодаря своим свойствам синтетические масла имеют срок службы 20 000 километров пробега и более без смены. Расход синтетических моторных масел на угар на 30-40 % меньше по сравнению с минеральными.

www.agah.ru

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments
0
Would love your thoughts, please comment.x
()
x