Пастель живопись – техника, эффекты и особенности работы с пастелью

техника, эффекты и особенности работы с пастелью

Пастельная живопись — нежное и утонченное направление в изобразительном искусстве. Выполнить рисунки в такой технике довольно просто, важно подобрать качественный материал. Цвета получаются чистыми, свежими, а растушевка делает картины еще более нежными и трогательными.

Особенности этого направления

Эффекты в пастельной живописи отличаются мягкостью переходов, чистотой цвета, приятной бархатистой поверхностью, но художники должны обладать высоким уровнем мастерства, потому что при небрежном исполнении эта техника потеряет прелесть и утонченность. Пастель — это что-то среднее между рисунком и живописью, поэтому ею можно рисовать линии, делать штрихи и растушевку.

Это направление в живописи требует точного нанесения штрихов и линий. У мастера должно быть тонкое художественное чутье, чтобы подобрать идеальное сочетание цветов, потому что поменять их будет очень сложно. Знаменитые эффекты в пастельной живописи — это мерцающее сияние тона, удивительная возможность смешения и наложения цветов.

При создании шедевра должно быть идеальное освещение, потому что от интенсивности и направленности света зависит игра красок на картине. Именно этим и интересна пастельная живопись. Такие картины вызывают восхищение и желание рассматривать их при разной степени освещенности.

Разновидности материала

Для пастельной живописи нужно выбрать определенный материал, чтобы у вас получилась прекрасная картина. Пастель бывает трех видов:

  • масляная;
  • восковая;
  • сухая.

И масляную, и сухую пастель изготавливают путем прессования. Только в масляную добавляют льняное масло и пигмент, а в основе восковой — воск высокого качества с добавлением пигментов.

Масляную пастель используют для учебных целей, сухой вариант подходит для учебных и художественных целей. При рисовании сухой пастелью применяют метод растушевки, что позволяет создавать плавные переходы и нежные оттенки.

Этот вариант пастели существует двух видов: твердая и мягкая. Мягкая состоит из чистых пигментов и небольшого количества связующего компонента. Ей удобно делать широкие штрихи насыщенного цвета. Твердые мелки реже ломаются, потому что в их состав входит большое количество связующего вещества. Ими удобно создавать рисунок, потому что можно сделать как тон, так и прорисовку тонких деталей.

Для пастельной живописи нужно правильно подобрать бумагу. Для этого обычно используют цветную бумагу для пастели. Тон бумаги нужно подбирать с учетом особенностей рисунка. Почему не используют белую бумагу? Потому что с ней сложнее оценить насыщенность основных цветов.

Для рисования пастелью есть три вида бумаги:

  • наждачная — ее используют для создания художественных работ, приобрести ее можно в большом формате;
  • пастельная доска — состоит из маленьких частиц пробки;
  • бархатная бумага.

Чтобы защитить пастельный рисунок от осыпания, его фиксируют при помощи обычного лака для волос или особого фиксатора. Цвета становятся не такими мягкими и более глубокими.

Растушевка

В живописи в пастельных тонах используют растушевку для того, чтобы создать мягкие переходы между цветами и плавные линии. Ее основное назначение — равномерно распределить цвет. Для растушевки художник использует тряпку, подушечки пальцев или растушку.

При помощи этого приема мастер может создать плавную границу благодаря приглушению интенсивности цвета. Это базовый прием в пастельной живописи, выполнить его просто. Художник создает рисунок и приступает к растиранию штрихов, а затем поверх растушевки накладывает более насыщенные цветовые пигменты.

Растушевка пальцами и наложение пятен поверх растушевки

В пастельной живописи часто используют прием растушевки пальцами. Если вы работаете с большой поверхностью, то распределяйте пигмент сжатыми вместе пальцами. Если рисунок небольшой, то для этого хватит подушечек пальцев. Самое главное — обязательно смывать цвет после каждой растушевки, чтобы не получилось грязи.

Слои пастели разных цветов можно накладывать друг на друга, но нужно учитывать, что чем насыщеннее нижний фон, тем оттенок верхнего слоя будет отличаться от первоначального. Чтобы этого не получилось, сделайте растушевку нижнего слоя, а потом приступайте к наложению другого пигмента.

Подчистка

Этот прием в пастельной живописи нужно использовать как можно реже, потому что это может привести к тому, что цвета будут не такими интенсивными. Для подчистки используют ластик, но если им неправильно пользоваться, то можно повредить поверхность, в результате пастель будет ложиться неравномерно.

Подготовьте участок для коррекции. Протрите его ватой или тряпочкой, убрав часть пигмента. Затем можете использовать ластик. На него не нужно сильно давить, чтобы не повредить поверхность рисунка. При соблюдении этих рекомендаций у вас получится аккуратно подкорректировать рисунок.

Линии и пятна

В технике пастельной живописи нужно уделять особое внимание линиям и пятнам. Они могут быть прерывистыми, простыми, которые подчеркивают контур, так и более сложными, создающими формы и объем. Художник должен тщательно подойти к выбору формы линий и пятен, чтобы точнее передать свою идею.

Для их создания вам нужно использовать брусок пастели и рисовать им под определенным углом или плашмя. Если художник выберет второй вариант, то у него получатся штрихи, равные ширине бруска.

Для проведения линий мастер использует твердую пастель. Мелок ставят ребром и проводят линию — она получается идеально прямая. Можно использовать и мягкую пастель, только ширина штриха получится больше.

Самые продвинутые мастера пастельной живописи используют пятна чистого цвета и делают минимальную растушевку. Это связано с тем, что растушевка приглушает насыщенность цвета, а это не нравится некоторым художникам. Именно поэтому многие используют нерастушеванные пятна, которые прекрасно передают чистоту и яркость цвета.

Существует специальный прием в пастельной живописи, при котором мастера вообще не используют растушевку, а создают картину из чистых пятен. При близком рассмотрении они кажутся абстракцией, но если отойти, то зритель увидит цельное полотно.

Краткий экскурс в историю

Название «пастель» происходит от слова «а пастелло», которым обозначали рисование черным итальянским карандашом и сангиной. В XVIII веке эта техника стала популярной, ее широко использовали во Франции и Англии. Известными художниками пастельной живописи были Франсуа Буше, Шарден, Делакруа и др.

Постепенно ее популярность несколько уменьшилась, но пастель снова стала интересна художникам во второй половине XIX века. Пастель активно использовали в работе импрессионисты, потому что она позволяла получить чисты и красивый цвет. Импрессионисты создавали удивительно нежные, полупрозрачные картины.

В русском изобразительном искусстве

В России пастель стали использовать в начале XVIII века благодаря иностранным художникам. В начале рисовали только иностранные мастера, которые выполняли работы на заказ. Известными художниками пастельной живописи в России были Карл-Вильгельм Барду, который писал в этой технике портреты; также ее использовал Александр Орловский и Алексей Гаврилович Венецианов и другие мастера. Это направление в изобразительном искусстве позволило создать удивительные пейзажи с чистыми цветами и мягкими линиями.

fb.ru

О пастельной живописи – Ярмарка Мастеров

Не все знают, что такое пастель, поэтому в данной статье я решила познакомить Вас с редкой и удивительной пастельной живописью поближе.

Немного о технике

Само название «пастель» корнями восходит к латинскому pasta — «тесто». Объясняется такое происхождение тем, что пастельные мелки изготавливают из тестообразной массы (куда входят природные пигменты, мел и связующие компоненты). Но главный секрет состоит в том, что художник, который пишет портрет пастелью, имеет возможность передать картине тепло своих рук: цветовые штрихи смешиваются пальцами. Этот контакт мастера с полотном дает возможность вселить в произведение максимум тепла и души.

Мелки для рисования пастелью бывают мягкими и твердыми (масляные, восковые). Я использую именно мягкую пастель: благодаря тщательному измельчению глин с пигментами высшего качества получается мягкая пастель, оставляющая интенсивный бархатистый след.

Пастель не выгорает на солнце, не темнеет и не трескается даже под влиянием существенных температурных перепадов.

Особенность пастели в том, что при минимуме связующего красящая масса представляет отдельные частицы пигмента, отражаясь от которых свет рассеивается в разные стороны, придавая красочному слою особую лучистость, бархатистость, специфическую «пастельную» мягкость.

В своих картинах я использую пастель из высококачественных материалов с добавлением пигментов, глины, масел, мела и других компонентов. Так же, использую пастель ручного производства. Рисование данным материалом требует использование особенной бумаги с эффектом шершавости, для так называемого «сцепления» с бумагой, иначе на гладкой поверхности не будут задерживаться частицы пастели.

Ее волшебство потаенно и для многих непривычно

; постигается больше не разумом, а душой. Пастель интимна и нежна – не случайно в наш обиход вошло словосочетание «пастельные тона»… Если художник работает в пастели небрежно, все ее достоинства умирают… Масляные краски позволяют многократно переписывать, счищать, накладывать множество слоев – что, собственно, может любой. Пастель же требует точности, интуитивного «чутья» по отношению к выбираемому цвету, потому что после изменить его уже чаще всего невозможно: чистый, тот самый знаменитый «мерцающий» пастельный тон таков лишь при первозданном нанесении.

В интерьере

Пастельная живопись безусловно требуют очень хорошего освещения – тогда проявляется бесконечность оттенков, игра просвечивающей многослойности… Лучше всего – дневной свет, но – рассеянный, падающий по касательной… При разном освещении картина будет производить совершенно разное впечатление. Новый луч или иной угол зрения – и вы увидите новые краски и детали. Это притягивает и завораживает… При достойном освещении пастель оживает, как юная девушка весной, сбросившая тяжелые зимние одежки, согретая солнцем и надеждой, тихим ожиданием праздника.

Оформление

Самое надежное сохранение пастели — под стекло и паспарту — окантовкой из плотного цветного картона, чтобы даже стекло не касалось работы. В этом случае пастельное произведение может жить, не теряя своей прелести, столетия.

Пастель требует Любви к себе, но она ее и возвращает…она подарит тепло, свет и покой… Ощущение Полета… Вкус к Жизни и Вдохновение…

www.livemaster.ru

О пастели и пастельной живописи. Русские художники — АРТ-Корпорация

В первой части материалов по пастельной живописи мы познакомились с творчеством зарубежных художников, но в России тоже были и есть приверженцы этого прекрасной техники. Продолжим наше знакомство 🙂

С момента своего появления и до конца XVIII в. пастель художники делали вручную, смешивая пигмент, связующее (чаще всего — гуммиарабик) и мел, массу прессовали, формировали из нее палочки и высушивали.* Напомним, что речь идет о сухой пастели. В настоящее время ведущие производители пастели также выпускают элитные линейки пастели ручной работы, чаще всего, такая пастель очень мягкая и очень дорогая, с большим количеством натурального красящего пигмента. Она действительно очень красиво ложится на лист и оставляет насыщенные фактурные мазки, выпускается сложных красивых цветов, но подходит не для всех целей. Для уточнения деталей, более графичных штрихов используется пастель soft (мягкая), для совсем тонких деталей используются пастельные карандаши. Твердая пастель (hard) используется больше для графических работ, практически как цветные карандаши, но с возможностью рисовать боковой частью.Она плохо растушевывается, но и не крошится. Художник сам выбирает, какой материал ему подходит для реализации своих творческих задач.

Как мы уже знаем, пастель получила большое распространение во Франции XVIII в., и далее распространилась по всей Европе, а ко 2-й половине XVIII в. дошла до России. Картины, написанные в технике сухой пастели, нуждаются в бережном хранении, поэтому в нашей стране предпочтение отдавалось масляной живописи, хотя и в XVIII в. было написано немало портретов представителей высшего света в технике сухой пастели, преимущественно приглашенными европейскими художниками. 

Однако в начала XIX века у пастели появились свои приверженцы. Художники зачастую владели многими техниками, поэтому работы пастелью можно встретить и у мэтров масляной живописи. Давайте познакомимся с этой гранью их творчества.

Венецианов Алексей Гаврилович (1780 — 1847)

 

 

Кипренский Орест Адамович (1782 — 1836) 

 

 

Репин Илья Ефимович (1844 — 1930)

 

 

Левитан Исаак Ильич (1860 — 1900)

 

 

 

 

 

Серов Валентин Александрович (1865 — 1911)

 

 

Бакст Лев Самойлович (1866 — 1924) 

 

 

Мария Васильевна Якунчикова (Вебер) (1870 — 1902)

 

 

Серебрякова Зинаида Евгеньевна (1884 — 1967)

 

 

 

 

Кстати, 5 апреля в Третьяковской галерее открывается выставка, посвященная творчеству Зинаиды Серебряковой. Уникальная возможность широко познакомиться с творчеством этой талантливой художницы!

Надеемся, что вас вдохновило творчество художников-пастелистов, и вы решитесь попробовать этот прекрасный живописный материал!

* Материалы по истории пастельной живописи взяты из книги Ю.Ю.Дорофеевой и А.А.Моисеева «Пастельная живопись», ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2014 г. Книга будет интересна всем любителям пастели. 

corporationart.ru

Европейская пастель XV – первой четверти XIX века. Часть 1.: je_nny — LiveJournal


Charles-Antoine Coypel. Автопортрет, 1734.

Часть I. История. Европейская пастель XV – первой четверти XIX века


А.Ватто. Рисунок в технике «трех карандашей» — итальянский карандаш, мел и сангина

Пастель восходит к технике «трех карандашей»: используя мел, итальянский карандаш и сангину, художники в конце XV века стали создавать полихромные рисунки. Именно в это время пробуждается интерес к цветной линии и сочетаниям различных тонов в рисунке.

Термин «пастель» (а pastello, от итальянского слова pasta – тесто) впервые встречается в конце XVI века у Д.П. Ломаццо: «Существует еще пастельная живопись, исполняемая карандашами, которые могут быть приготовлены из всех красок. Это – новый вид живописи / nuovo modo, но насколько трудно работать этим новым способом, настолько же легко подобная живопись разрушается». На первых порах, как мы видим, пастельная живопись казалась трудной художникам, привыкшим работать кистью, но с течением времени приобретался соответствующий навык, и сравнительная с масляной живописью простота работы мелками была оценена по достоинству. Через триста с лишним лет техника пастели считалась чрезвычайно легкой: «Навык в пастельной живописи приобретается замечательно легко, и ее следует отнести к такому виду искусства, в котором каждый может достигнуть самых лучших результатов».


Художник Жан Перреаль. Портрет Людовика XII (1462-1515, король с 1498)
Живопись

Французский художник Жан Перреаль, приехавший в Милан в 1499 году с Людовиком XII, познакомил Леонардо да Винчи с новым «сухим способом рисования». Самый ранний датированный рисунок, созданный с применением пастели, принадлежит именно Леонардо да Винчи: портрет Изабеллы д’Эсте, герцогини Мантуанской, 1499 года. Этюд выполнен черным мелом и сангиной, желтой пастелью подчеркнута горловина платья, коричневой – пышная прическа.

Д.П. Ломаццо говорит о том, что Леонардо да Винчи применял пастель в изображениях голов Христа и апостолов, но эти подготовительные рисунки к «Тайной вечере» не сохранились. Уже в первые десятилетия XVI века в кругу учеников Леонардо широко пользуются пастельными мелками, затем из Италии «nuovo modo» распространяется по Германии и Франции. В первое время художники применяли пастель для графических портретов, этюдов и зарисовок. На протяжении всего XVI века пастель служила вспомогательным средством, чтобы оттенить цветом графические рисунки. Чаще всего художники либо «раскрашивали» большие плоскости, либо «оживляли» цветными бликами отдельные детали: глаза, губы, уши, детали одежды.


Клуэ, Франсуа — Портрет Карла IX, Эрмитаж


Аноним Лекюрье — Портрет мужчины с рыжей бородой, 16 в.

Изначально использовали небольшой набор оттенков: черные (сажа), красные (сангина, киноварь, сурик), желтые и коричневые (охра), позднее появляются синий и розовый. Постепенно портрет-рисунок эволюционирует в сторону большей психологической углубленности, репрезентативности и живописности.


Вивьен, Жозеф — Портрет архитектора Жюля Ардуэна Мансара
Живопись. ГЭ


Жозеф Вивьен. Портет Луи Фрнцузского, герцога Бургундского. Пастель

Статус пастели был признан в 1663 году, когда в Королевскую Академию живописи и скульптуры приняли Н. Дюмустье в качестве первого пастелиста (peintre en pastel). Тем самым техника пастели получила официальное признание и равные права с живописью. В 1701 году Академия приняла в свои ряды Жозефа Вивьена, который писал пастели, технически наиболее совершенные для начала XVIII века. Ж. Вивьен первым стал создавать в этой технике парадные портреты «в рост» в натуральную величину, ввел новые цвета, смело применял яркие красочные сочетания. В творчестве Ж. Вивьена пастель окончательно перестала быть вспомогательным художественным средством и стала самостоятельным искусством, конкурирующим с масляной живописью. «Его пастели, – как пишет Ж. Моннье, – состоят из смягченных и расплывчатых мазков, они прекрасно передают отблески на доспехах и материи, переливающиеся разными цветами, и говорят скорее о мастерстве в передаче поверхности, нежели объемности».


Portrait Philippe de France, duc d’Anjou (1683-1746) futur Philippe V, roi d’Espagne (1700-1746) Collection de Louis XIV Pastel sur papier bleu par Joseph Vivien (1657-1734)

Расцвет пастельной живописи во Франции начался с 1720-х годов, когда в Париж приехала венецианская художница-пастелистка Розальба Каррьера, которая, создавая удивительно нежные образы (главным образом женские), внесла новизну в искусство пастели.

Она добивалась в пастелях необычно светлой гаммы цветов и перламутровых сияющих оттенков, а ее виртуозность и «умение скрыть основательность подготовительной работы» помогали «усилить идеализацию моделей и всегда несколько таинственную ирреальность их присутствия». Влияние творчества Р. Каррьеры на эволюцию женского портрета чрезвычайно велико.

Жан Батист Перроно, Жан Этьен Лиотар, Франсуа Буше, Жан Шарден – все отдали дань пастели, создав в этой технике подлинные шедевры. Если в творчестве Ф. Буше пастель занимала важное, но не преобладающее место, то, например, Ж.Б. Перроно, начиная с 1745 года, предпочитал работать именно пастелью, направив свои усилия на поиски колористической гармонии.


Жан Батист Перроно. Девочка с кошкой


Jean-Étienne Liotard — Portret van Marie Josèphe van Saksen


Ф.Буше

Полностью посвятил себя этой технике Морис Кантен де Ла Тур, в творчестве которого пастель достигла небывалой ранее высоты и совершенства (произведения М.К. де Ла Тура в технике масляной живописи не известны).


Marie Fel. Portrait by Quentin de La Tour (1757).

Влияние Р. Каррьеры на творчество М.К. де Ла Тура несомненно. Уступая ей в легкости мазка и нежности колорита, он более точен в рисунке и, как отмечали современники, «никогда не пренебрегал сходством».


М.К. Де Ла Тур. Автопортрет

Свою основную задачу М.К. де Ла Тур видел в передаче внутреннего мира, темперамента и чувств позирующих ему людей: «Они думают, что я схватываю только черты их лица, но я без их ведома погружаюсь в глубину их души и забираю ее целиком». Как вспоминала Изабелла ван Тейл, художник хотел в ее портрет «вложить все то, что я говорю, все то, что я думаю, и все то, что я чувствую, и мучился этим».

М.К. де Ла Тур делал большое количество подготовительных эскизов, а чтобы не утомлять именитых заказчиков долгим позированием, писал голову модели на отдельном листе бумаги, который потом, в мастерской, вставлял в общую композицию.


Портрет маркизы де Помпадур


Портрета маркизы де Помпадур. Фрагмент

Поражают размеры пастелей М.К. де Ла Тура: например, размеры портрета маркизы де Помпадур (1755) составляют 177,5 х 131 см, а размеры портрета председателя Габриеля Бернара де Риё (1741) – еще больше: 210 х 151 см! Эти два произведения представляют собой вершину творчества художника, показывая всю виртуозность воспроизведения им разнообразной текстуры: шелка, бархата, ковров, кружева, дерева и металла, причем при обилии аксессуаров композиция не кажется перегруженной. Это уже не камерный портрет, а настоящая картина. В Салонах 1740-х годов подобные произведения так и обозначались: «картина-пастель».


Портрет председателя Габриеля Бернара де Риё

С М.К. де Ла Туром часто сопоставляют Ж.Б. Перроно. Этих мастеров особенно сближает пристальное внимание к внутреннему миру человека, стремление запечатлеть на полотне малейшие оттенки чувств. Ж.Б. Перроно обладал талантом, так необходимым портретисту: способностью уловить и передать индивидуальность модели в ее живых проявлениях. В отличие от других пастелистов, Ж.Б. Перроно настолько не скрывал свои технические приемы, что знатоки советовали рассматривать его произведения, отойдя на некоторое расстояние. Живописи Ж.Б. Перроно свойственны мягкая красочная вибрация, нежные тона, изысканная гамма, эмоциональность и поэтичность.


Ш.Б. Перроно. Портрет Мадам де Соркенвиль, 1749
Живопись


Ж.Б. Перроно. Olivier Journu (1724–1764), 1756
Пастель

Ж. Шарден обратился к пастели в поздний период своего творчества, когда ослабевшее зрение мешало ему работать маслом. С именем Ж. Шардена связано два новшества: он писал пастелью, накладывая рядом параллельные штрихи разного цвета, передающие одновременно форму и цвет, предвосхитив открытия импрессионистов, а также применял последовательное наслаивание, создавая плотную текстуру произведения. «Пастелям Шардена, – пишет Ю.К. Золотов, – присуща особая широта выразительных возможностей – в них соединились пластическая мощь, нежность нюансов, разнообразие приемов, скрытая энергия спокойного мазка».


Ж. Шарден. Автопортрет

В Англии мода на пастель началась с середины 1730-х годов и настолько возросла к середине века, что многие английские художники, возвращаясь из Италии, где обучались живописи маслом, видели, что пастель более популярна, и обращались к рисованию мелками. Пастелью работали такие выдающиеся художники, как Френсис Коутс, Джон Рассел, Даниель Гарднер.


Marchioness of Donegal, cercle lointain de F. Cotes


John Raphaël Smith portrait du portraitiste Daniel Gardner

Мастерство и популярность Дж. Рассела, ученика Ф. Коутса, были столь велики, что современники называли его «принцем среди пастелистов». Следуя по пути, намеченному Р. Каррьерой, Дж. Рассел разработал свои собственные метод и технологию изготовления пастельных мелков и грунтов. Живопись Дж. Рассела поражает богатством нюансов, изысканностью цветовой гаммы, виртуозной легкостью.


Портрет миссис Дженет Грайзел Каминг

Mrs. Robert Shurlock (Henrietta Ann Jane Russell, 1775–1849) and Her Daughter Ann, 1801

Mrs. Shurlock, Mother of Robert Shurlock, 1801


К 40-м годам XVIII века относятся первые в технике пастели работы немецкого художника Антона Рафаеля Менгса, оказавшего огромное влияние на многих немецких пастелистов. В 1746 году – в возрасте 18 лет – А.Р. Менгс стал придворным художником курфюрста Саксонского, восхищенного работами юного пастелиста. Автопортрет А.Р. Менгса, выполненный в 1744 – 1745 годах, – яркое свидетельство мастерства, уверенного владения техникой пастели. В этой ранней работе уже проглядываются черты классицизма.


Автопортрет


Юлиана Шарлотта Менгс


Therese Concordia Mengs-Maron (1725-1806). 1745

К середине XVIII столетия в пастельный портрет вводятся мифологические сюжеты, а сам он испытывает влияние исторического жанра. Кроме портретов, в технике пастели создавались пейзажи и натюрморты, а также жанровые картины, хотя портрет преобладал.
Ж. Э. Лиотар, писавший пастелью в различных жанрах, утверждал, что она способна передать все разнообразие окружающего мира: «гладкость красивой кожи, глянец, прозрачность тел, колорит цветов, пух, бархатистость фруктов».
В конце XVIII века в пастельных портретах, особенно работах английских художников, появляется некое предвосхищение романтизма. Так, девочка на картине Дж. Рассела написана на открытом воздухе, а не в интерьере, как большинство ранних портретов. Она не позирует художнику, а смотрит прямо на зрителя, улыбаясь и показывая ему веточку с вишнями.

Спасибо latiaris за замечания и уточнения!

je-nny.livejournal.com

Мои любимые пастелисты | artlab.club

Мой любимый жанр в изобразительном искусстве — реализм. Но не гипер и фото, а просто реализм, такой когда смотришь на картину и думаешь не «хорошая фотка», а «крутая картина».
Мне жутко нравится некое живописное «облагораживание» реальности, делающее даже самые обычные вещи более привлекательными.
Я очень хочу овладеть такой техникой, именно в пастельной живописи, так как пастель мой любимый материал и для заказов, и для души. В связи с этим частенько ищу разнообразные примеры вдохновения. Вот мои самые обожаемые современные художники-пастелисты:
Kim Lordier

Американская художница, которая пишет с натуры прелестные пейзажи небольших форматов. Она правда импрессионист(если верить сайту), а не реалист, но от этого её картины не теряют привлекательности:)



Ещё одна моя фаворитка:
Sharon Bamber

Уроженка Британии, живущая в Канаде, в своих работах она изображает дикую природу и животных, что для меня вдвойне привлекательно.

Её звери это просто нечто!

Следующий божественный мастер:
Vicente Romero

Испанский художник — гений по части изображения женского тела, фактуры лёгких тканей и солнечного света.

И пожалуй самая обожаемая мной:

Barbara Beasley-Southgate

Австралийская художница-самоучка. Её пейзажи сводят меня с ума и заставляют сердце то замирать, то биться чаще!:)

artlab.club

О пастели

Что такое пастель? Рисунок портрета пастелью.
Пастель (французское pastel, итальянское pastello, от слова pasta — тесто) — изображение сухими, мягкими, цветными карандашами без оправы.  Термин «пастель» применяется также для обозначения техники живописи или рисунка и произведений, выполненных в данной технике.
Пастелью рисуют на шероховатой, чаще цветной бумаге, грунтованном холсте, на замше, пергаменте, картоне, на наждачной (желательно нулёвой) бумаге, наклеенной на картон.
Пастель состоит из стёртых в порошок красящих пигментов с добавлением связующих и разбеливающих веществ. В качестве связующего вещества применяются растительный клей гуммиарабика (вишнёвый или абрикосовый клей), отвар солода, мучной клейстер, молоко и другое. В качестве разбеливающих веществ используются цинковые белила, мел, магнезия, тальк. Разбеливающие вещества вводятся для получения различных оттенков цвета по насыщенности и светлоте. В зависимости от количества и вида связующего вещества пастель может быть мягкой, средней твёрдости и твёрдой. Пастель имеет более 1650 оттенков.

При рисовании портрета пастелью не требуется палитра. Необходимые оттенки цвета художник ищет непосредственно на бумаге или холсте, накладывая один цвет на другой или рядом с другим и смешивая их путём растирания или растушёвывания. 
Пастелью рисуют портреты штриховым и нештриховым способами. При штриховом способе работа выполняется по принципу рисунка — штрихами различной толщины и длины, иногда мелкими штрихами в сочетании с широкими мазками цвета. Нештриховые способы различны. Цвет может быть нанесён гранями карандашей широкими пастозными или тонкослойными мазками, что позволяет без растушёвки добиться мягких переходов цвета и в тоже время насыщенного, выразительного колористического решения портрета.
Растушёвка или размывка цвета кистью относятся к нештриховым способам. Нанесённый мазок цвета пастели растушёвывается и перекрывается другим. В результате втирания одного красочного слоя в другой художник достигает необходимого звучания цвета и мягкости перехода различных цветных тонов. При работе методом размывки пастель предварительно измельчается в порошок и растирается. Работа ведётся влажной кистью.
Пастель по-особому красива. От других живописных техник она отличается исключительной чистотой и интенсивностью цвета, нежной, матовой бархатистостью поверхности красочного слоя. Более устойчивая к воздействию света, чем, например, акварель или масляная живопись, она не утрачивает своих качеств в течение столетий. В музеях мира рядом с пожелтевшими, потемневшими от времени картинами масляной живописи можно увидеть старинные пастели, сохранившие удивительную свежесть красок.

Пастель даёт портретисту удивительные возможности — мягкость, лёгкость. воздушность. Рисунок пастелью приближает графику к живописи. Главное предназначение пастели — это живые, быстрые, эскизные зарисовки. Сочетание быстроты штриха свойственной рисунку с богатством художественных средств, которыми располагает живопись, пастель позволяет художнику достаточно полно выразить характер в портрете, форму и цвета.
С давних пор рисовали пастелью портретисты самых разных направлений: как сторонники академической тенденции, так и приверженцы импрессионизма. И в наше время портреты в технике пастель весьма популярны и востребованы. Сейчас портреты пастелью выполняются на заказ по фотографии и с натуры.
В художественной практике пастель появилась в конце 15 века. Этюд к портрету Изабеллы д’Эсте Мантуанской в 1495 году Леонардо да Винчи исполнил чёрным мелом, сангиной и в некоторых местах пастелью. С этой техникой его познакомил Жан Перреаль — французский придворный художник Людовика XII. Новый материал имел матовую фактуру и яркий цвет, который в отличии от масляной живописи не тускнел с годами.
В начале 16 века появляется французский карандашный портрет, особый тип камерного портрета, который исполняли с натуры в один-два сеанса чёрным мелом, сангиной и пастелью. Замечательным мастером, владеющим  этой техникой рисования был французкий художник Поль Сезар Элле (1859-1927).     
Подобные приёмы рисования портретов устойчиво сохраняются на протяжении нескольких веков.

В 18 веке пастель достигла своего рассвета и приобрела широкую популярность. В пастельной технике рисовали преимущественно портреты. Художники творили чудеса. С помощью мелков они могли несколькими штрихами зафиксировать характерные черты человека, фактуру ткани, теплоту бархата, прозрачность стекла, сверкание бриллиантов и орденов, типичное для пастели нежное сочетание тонов.
Самым модным портретистом золотого века пастели считалась Розальба Каррьера (1675-1757). Портреты детские и женские, выполненные художницей, лишены назидательности и героического пафоса.  Её влияние испытали многие художники, такие как виртуозный живописец Франсуа Буше, крупнейший английский портретист Джон Рассел (1745-1806) и швед Густав Лундберг (1695-1786).  Чрезвычайно популярный Морис Кантен де ла Тур (1704-1788) рисовал в этой технике огромные парадные портреты (например, портрет Людовика XV). 
В 19 веке имперские державные стили — классицизм, ампир, академизм не сильно жаловали пастель. Но романтики открывали в пастельной технике всё новые и новые возможности. Портретисты создавали пастелью пронзительное по искренности искусство не для тронных залов, а для частных интерьеров. В ранних карандашных портретах О. А. Кипренского пастель звучит, как ведущая музыкальная партия. Интенсивность её цвета придаёт карандашным портретам особое эмоциональное звучание, раскрывая тонкие душевные состояния его моделей. На протяжении первой половины своего творческого пути А. Г. Венецианов именно пастелью рисовал  портреты. В течении многих лет пастель занимала достойное место в его портретной практике.
В середине 19 века получает широкое распространение салонный портрет. Жертвуя своей лёгкостью и воздушностью, манера пастельного письма уплотняется, тяжелеет, словно соревнуется с масляной живописью. К классической пастельной технике художники обращаются редко. Только в тех случаях, когда нужно создать эквивалент живописи.
На рубеже 19 — 20 веков пастель переживает второе рождение. Импрессионисты любили её за яркость и возможность передачи солнечного света.
Превосходным мастером пастели был Эдгар Дега (1834-1917) — французский живописец, один из самых выдающихся представителей импрессионизма.
При работе над женскими образами,  его в первую очередь занимает цвет, движение и строение их тела. Хрупкие и невесомые фигурки балерин предстают перед зрителем то в полумраке танцевальных классов, то в свете софитов на сцене, то в короткие минуты отдыха.
Э. Дега создает свои знаменитые изображения обнаженной натуры. Преклонение перед человеческим телом он выразил в серии пастелей, представляющих женщин за туалетом. Эти восхитительные работы были показаны на восьмой, последней выставке импрессионистов в 1886 г. В своих поздних работах, напоминающих праздничный калейдоскоп огней, Э.Дега был одержим желанием передать ритм и движение сцены. Чтобы придать краскам особый блеск и заставить их светиться, художник растворял пастель горячей водой, превращая ее в некое подобие масляной краски, и кистью наносил ее на холст.

Пастели И. И. Левитана 1890-х годов — это целая эпоха в развитии русской пленэрной живописи.  Пастельные произведения К. Е. Маковского пользовались огромной популярностью у публики.

В. А. Серов в пастельных портретах сохраняет стилистическую параллель с графическими работами. В пастели Серов — в первую очередь рисовальщик, как и И. Е. Репин. Их обращение к этой технике вызвано новыми веяниями времени — поисками нового изобразительного языка, знакомством с современным западным искусством.
В начале 20 века пастель становится излюбленным материалом в портретном жанре. Техника пастели соединяет в себе живописные и графические возможности. Колористическое богатство пастели не только не уступает, но и превосходит возможности масляной живописи. Обращение к пастели как возрождение забытой техники. Элементы стилизации и даже имитации манеры старых мастеров можно увидеть в работах А. Н. Бенуа, З. Е. Серебряковой, К. А. Сомова, М. А. Врубеля.

Современные художники, выпополняя портреты на заказ с фото или с натуры, в  пастельную технику включают уголь, сангину, соус,  гуашь, темперу, акварель, акриловые и масляные краски, радикально меняющие эмоциональное звучание пастели, наделяющие её невиданной в прежние эпохи энергией.
На шероховатой бумаге или загрунтованном холсте пастель держится достаточно прочно, и закреплять её необязательно. Рисунок пастелью, как правило оформляют в раму с паспарту под стекло, чтобы защитить его от пыли и влажности.

Примеры оформления портретов, выполненных пастелью  смотрите ниже, а также  в разделе галерея.

Заказать портрет вы можете по телефону
8 909 626 68 33 
или по электронной почте

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript



< Предыдущая   Следующая >

www.portret-kartina.ru

О пастели и пастельной живописи. Зарубежные художники — АРТ-Корпорация

Пастель, этот хрупкий, но очень живописный материал, на протяжении веков пленял многих художников. Пастелью можно создавать этюды и законченные картины, использовать для тонирования рисунков и для написания полномасштабных живописных работ. Для работы пастелью вам нужны только мелки и фактурная бумага, процесс не требует дополнительных инструментов, разбавителей, кистей, не нужно ждать высыхания слоев. Некоторые художники к концу своего творческого пути переходили с масла на пастель как раз из-за быстроты работы этим материалом.

Пастель как самостоятельный вид искусства насчитывает около 300 лет, однако еще в древние времена наши предки использовали для наскальной живописи мел с добавлением земляных пигментов и угля.*

Леонардо да Винчи называл технику работы мягкими материалам (сангиной, углем и мелом) «сухие краски», активно использовал их для своих рисунков. 

Пастельные мелки, состоящие из цветного пигмента, скрепленного смолой акации (гуммиарабиком), изобрел в XVI в. французский художник Жан Перреаль. Изначально мелки использовались для тонирования рисунков, но постепенно художники стали создавать в этой технике масштабные произведения, особенно популярными стали портреты. 

Пастель, с помощью которой можно передать тончайшие переходы цвета, особенно подошла под стиль рококо в XVIII в., где подобным световым и цветовым нюансам в живописи уделялось большое внимание. Венецианская художница  Розальба Каррьера (1675-1757) внесла огромный вклад в формирование основных принципов работы пастелью. Она обладала высоким чувством гармонии цвета и блистательной техникой. Пастельные портреты стали основным направлением ее творчества. 150 пастелей художницы находятся сейчас в Дрезденской картинной галерее.

 

  

В данной статье мы хотели бы представить работы ведущих зарубежных художников-пастелистов, творивших в разные эпохи и показывающих, насколько многообразной и живой может быть пастель. Изучая произведения мастеров, мы учимся у них, расширяем кругозор, вдохновляемся на новые художественные подвиги.

Жан Батист Симеон Шарден (1699 — 1779), Франция 

 

Морис Кантен де Латур (1704 — 1788), Франция

 

Жан Этьен Лиотар (1702 — 1789), Франция

 

 

  

Эжен Делакруа (1798 — 1863), Франция

 

 

 

Жан Франсуа Милле (1814 — 1875), Франция

 

 

 

Эдгар Дега (1834 — 1917), Франция

 

 

 

Одилон Редон (1840 — 1916), Франция

 

 

   

Мэри Стивенсон Кэссетт (1845 — 1926), США, но большую часть жизни провела во Франции

 

 

 

Желаем вам творческих успехов и вдохновения!

* Материалы по истории пастельной живописи взяты из книги Ю.Ю.Дорофеевой и А.А.Моисеева «Пастельная живопись», ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2014 г. Книга будет интересна всем любителям пастели.

corporationart.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *