Пейзаж тушью: Пейзажи тушью и пером — деревенские домики

Суйбокуга (кит. шуймохуа, дословно «картина водой и тушью» или «живопись водой и тушью») – монохромная живопись тушью; картины, нарисованные чёрной тушью в тёмных и светлых оттенках на шёлке или бумаге. История развития суйбокуга.

Суйбокуга (水墨画, кит. шуймохуа, дословно «картина водой и тушью») – монохромная живопись тушью; картины, нарисованные чёрной тушью в тёмных и светлых оттенках на шёлке или бумаге. В Японии также известны другие названия — «бокуга» (墨画) или более разговорное «суми-э» (墨絵).

Сердце — что это
за штука такая?!
Как изъяснить?!
Написанный на суми-э
шум ветра в соснах…
Иккю Содзюн

В отличие от цветных картин, сайсикига (彩色画), и живописи в стиле хакубё (白描), суйбокуга использует градации чёрной туши для создания чувства света и тени, а также модулированные мазки кисти и линии для создания ощущения объёма и ритма.

Пейзаж Сэссю Тойо. «Пейзаж»
Художественный музей Хонолулу. Гавайи

Суйбокуга имеет много общих черт с каллиграфией: это по существу монохромная композиция. Она обычно рисуется похожими кистями и ценится за такие качества, которыми восхищаются в каллиграфии, как твёрдость и упругость линий, экономичность мазков и туши, а также выразительность. Разделение каллиграфии на три стиля: формальный — Кай 楷, или Син (真), бегущий — Гё (行) и скорописный — Со (草), также применялось к суйбокуга.

Разговор Рыбака и Дровосека Сэссю Тойо. «Разговор Рыбака и Дровосека»
Фонд Сэнъоку Хакукокан

Родиной суйбокуга является Китай, хотя история её возникновения до конца не ясна. Из Китая этот стиль живописи попал позднее в Корею и Японию. С момента своего зарождения в китайской живописи преобладала линейность, но уже во времена династии Хань китайские художники начали исследовать и раскрывать объёмный и выразительный потенциал линий туши. Однако только с конца 7-го по начало 8-го века монохромная живопись тушью начала освобождаться от функции контура в полихромной живописи и превращаться в самостоятельный стиль живописи.

Птица и бамбук Сэссю Тойо. «Зимородок и бамбук»
Музей искусств Метрополитэн

Применение одной лишь чёрной туши придавало суйбокуга видовые черты литературы.

Положение о том, что полнота красок сама по себе не создает цельноистинное впечатление жизни, содержится еще в «Дао-дэ-Цзин»: «Пять цветов притупляют зрение» (§ 12). Применительно к искусству это впервые было высказано Чжан Яньюанем (815—875): «Можно сказать, что тот достиг своей цели, кто сумел написать картину так, чтобы в ней чувствовались все пять цветов, при помощи одной лишь чёрной туши. Но если сознание будет подвержено лишь пяти краскам, то тогда образы вещей будут неверными». Возможно, несколько ранее это было высказано Ван Вэем: «Среди путей живописца тушь простая превыше всего»1.

Заснеженный пейзаж с рекой Ван Вэй. «Заснеженный пейзаж с рекой»
Фрагмент свитка (ныне утраченный)

Китайский художник У Даоцзы (呉道子; начало 8 века) считается одним из самых ранних мастеров живописи тушью. Как говорят, в его работах каждая линия была наполнена жизненной силой и выразительностью. Однако большинство из приписываемых ему монохромных картин, сохранившихся до нашего времени (в т.

ч. в копиях), выполнены в стиле хакубё.

Шакьямуни | Конфуций У Даоцзы. «Будда Шакьямуни» (слева)
«Конфуций» (справа)

В то время как У Даоцзы прославился своей портретной живописью, его более молодой современник Ван Вэй (王維; ок. 699 — ок.759), увековечил своё имя живописными пейзажами. Своим творчеством Ван Вэй доказал, что пейзажная живопись тушью способна быть средством личного самовыражения. Тем самым он подготовил почву для дальнейшего расцвета пейзажной живописи, которая по праву считается самой славной страницей в истории всей китайской живописи. Особенностью творчества Ван Вэя является стремление к передаче воздушного пространства путем живописной нюансировки, созданной размывами черной туши. По некоторым сведениям Ван Вэй впервые использовал технику хабоку (破墨, «ломанная тушь»), чтобы придать ощущение объёма и текстуры пейзажным формам. К сожалению, пейзажи Ван Вэя дошли до нас лишь в поздних копиях, весьма приблизительно передающих его подлинную живопись.

Прояснение после снегопада Ван Вэй. «Прояснение после снегопада». Фрагмент свитка
Живопись на шелке. 8 век. Копия периода Мин

Большое количество легенд, окружающих У Даоцзы и Ван Вэя, не позволяет составить реальное представление об их творчестве, хотя сохранившиеся картины и росписи 8-го века в субхраме Сёсо-ин (正倉院) храма Тодай-дзи (東大東) в городе Нара указывают на мастерство китайских художников в передаче динамичных и пластичных форм с помощью одной только туши. Известный пример — росписи ширмы в стиле хакубё «Дамы с птичьими перьями» (鳥毛立女図, «Торигерюдзё-но-дзу»), которая сохранилась до наших дней, разобранная на шесть отдельных панелей. Это самый ранний и наиболее ценный из сохранившихся в Японии образцов росписей на ширмах (бёобу-э).

Дамы с птичьими перьями«Дамы с птичьими перьями». Роспись ширмы. 8 век
Субхрам Сёсо-ин монастыря Тодай-дзи. Нара

Ван Мо (王墨; ? – после 804 г.), ещё один китайский художник, обычно упоминается в связи с происхождением другой техники суйбокуга – хацубоку (溌墨, «разбрызганная тушь»). Художник разбрызгивал тушь с кисти или другого инструмента или давал туши как бы свободно стекать с кисти на бумагу, заботясь лишь об общей выразительности, чтобы создать мягкий, рассеянный эффект, без четко определенных контурных линий или явных деталей.

Пейзаж хабоку Сэссю Тойо. «Пейзаж хабоку»
Художественный музей Идэмицу

Оригинальные (китайские) названия обеих техник («ломанная тушь» и «разбрызганная тушь») произносятся одинаково – «помо» (хотя записываются разными иероглифами и имеют разный смысл). Из-за этого эти два термина часто путают друг с другом.

Роскошный лес среди отдаленных вершин Ли Чэн. «Роскошный лес среди отдаленных вершин»
Музей провинции Ляонин. Китай

Ранний период развития китайской живописи тушью, образцы которой попадали в Корею и Японию, приходится на период династии Тан. В начале периода династии Северная Сун китайская живопись достигла новых высот в монументальных монохромных пейзажах таких художников, как Цзин Хао (荊浩; творческий период: около 870-930), Ли Чэн (李成 ; 919-967), Фань Куань (范寛 ; ок. 960-ок.1030), и Дун Юань (董源; творческий период: 937-976).

Холодный лес в заснеженной равнине Фань Куань. «Холодный лес в заснеженной равнине»
Тяньцзиньский музей

Чуть позже, в 11-ом веке, группа литераторов-художников, в том числе Су Дунпо (蘇東坡, 1036-1101) и Ми Фу (米ふつ, 1052-1107), превратили суйбокуга в идеализированное искусство, полагая, что живопись, как и поэзия, — прекрасный способ для благородных мужей выразить свои возвышенные мысли и чувства.

Увядшие деревья и причудливые скалы Су Дунпо (Су Ши). «Увядшие деревья и причудливые скалы»
Частная коллекция

В конце 12-го – середине 13-го века получило развитие ещё одно, стоящее особняком от Академии, направление живописи в стиле суйбокуга. Представителями этого направления были чаньские монахи. Наиболее известные из них – Му Ци, Лян Кай и Жофэнь Юйцзянь.

Горная деревня в рассеивающемся тумане Юйцзянь Жофэнь. «Горная деревня в рассеивающемся тумане»
Из цикла «Восемь видов рек Сяо и Сян»
Художественный музей Идэмицу

Развитие суйбокуга при династии Сун вышло за национальные рамки и оказало заметное влияние на корейских и японских художников в 12-х и 13-х веках.

Историю японской суйбокуга условно делят на четыре этапа развития. Первый этап длился с середины 13 века до конца 14 века. Именно в этот период живопись тушью проникла в Японию, благодаря прибывавшим из Китая дзенским монахам. Своё дальнейшее развитие и феноменальный всплеск популярности к концу периода Камакура суйбокуга получила именно в этой, сравнительно молодой, буддийской школе: в дзенских монастырях (в основном системы «годзан»).

Кандзан и Дзиттоку Као Нинга. «Кандзан и Дзиттоку». 14 век
Токийский национальный музей

Для первых монахов-художников, работавших в этом стиле, суйбокуга была частью дзенской практики, а основным жанром их живописи тушью была даосско-буддийская портретная живопись, досякуга (道釈画). Самые известные представители ранних дзенрин-га-со – Мокуан Рэйэн (黙庵霊淵, ? – 1343/1345) и Као Нинга (可翁仁賀, 14 век). Они использовали в своём творчестве технику «гэнпицу» (減筆, сокращённое рисование кистью), создавая картины, непосредственность исполнения которых отражает веру школы Дзен в спонтанное духовное просветление.

Но этот стиль сосуществовал с другим художественным стилем, который представляли Такума Эйга (宅磨栄賀, начало 14 века) и Рёдзэн (良全, середина 14 века). Работая в том же жанре (досякуга), они стремились к созданию тщательно проработанных изображений.

Хотэй Мокуан Рэйен. 14 век
«Хотэй». Художественный музей МОА (слева)
«Хотэй». Фонд Сэнъоку Хакукокан (справа)

На втором этапе, с конца 14 века до середины 15 века, наметилась тенденция к жанровой специализации и постепенной секуляризации суйбокуга. Известный японский художник Китидзан Минтё (吉山明兆, 1352-1431) и его последователи основали и развивали в Тофуку-дзи (東福寺) влиятельную студию живописи, специализирующуюся на создании даосско-буддийских картин, в том числе в стиле суйбокуга. Созданная Минтё студия стала ведущей студией, работающей в жанре

досякуга, и была широко известна по всей Японии. В то же время Китидзану Минтё принадлежит одна из первых «картин учёных келий» — «Хижина в горном ущелье», которая хранится в субхраме Конти-ин дзенского монастыря Нандзэн-дзи. Эта картина оформлена в виде «сигадзику» (свиток живописи и поэзии), особой формы вертикального свитка, вошедшей в моду в конце 14 — первой половине 15 века.

Хижина в горной долине Минтё. «Хижина в горной долине»
Субхрам Конти-ин монастыря Нандзендзи. Киото

Китайская культура оказала большое влияние и на другие области искусства, о чём свидетельствуют стихи в китайском стиле, помещавшиеся на «сигадзику». Монахи-художники писали абстрактные пейзажи и «сёсай» (書斎, «этюды») в китайском стиле, а представители годзан-бунгаку, как правило высокопоставленные монахи из монастырей системы «годзан», сопровождали картины своими поэтическими комментариями на китайском языке.

Ловля сома с помощью тыквы Дзёсэцу Тайко. 1413 г.
«Ловля сома с помощью тыквы-горлянки»
Субхрам Тайдзо-ин монастыря Мёссин-дзи

В другом важном дзенском монастыре системы годзан, Сёкоку-дзи (相国寺), с начала 15 века функционировал э-докоро («департамент» живописи) при сёгунате Асикага. Некоторые исследователи называют этот э-докоро аналогом китайской Художественной Академии при династии Сун. Возглавил его Дзёсэцу (如拙), основатель новой школы живописи, работавший в стиле академических художников Южной Сун Ма Юаня (馬遠 ; около 1190-1264) и Ся Гуя (夏珪; начало 13 в.). Позднее Тэнсё Сюбун (周文), ученик и преемник Дзёсэцу на посту главы э-докоро в Сёкоку-дзи, продолжил дело своего учителя и полностью ассимилировал в японскую суйбокуга стили Ма Юаня и Ся Гуя. Сюбуну приписывается большое количество работ в жанре сансуйга, предмет которых никак не был связан с буддийской тематикой. Во многом благодаря Сюбуну в период Муромати суйбокуга стала излюбленным художественным стилем.

Чтение в бамбуковой роще Сюбун Тэнсё. «Чтение в павильоне в бамбуковой роще»
Токийский национальный музей

Третий этап в развитии суйбокуга приходится на вторую половину 15 в. На этом этапе ученик Сюбуна Сэссю Тойо (雪舟等楊, 1420-1506), как считается, полностью интегрировал китайские стили живописи тушью в японскую суйбокуга. Сэссю создал мощную уникальную манеру живописи, которая оказала большое влияние на более поздних художников. Одной из техник, которой Сэссю обучился в Китае, изучая творчество Жофэнь Юйцзяня и Му Ци, и которую первым привнёс в японскую суйбокуга, была техника хацубоку. Самой известной картиной, в которой Сэссю применил эту технику, является «Пейзаж в технике хацубоку, 破墨山水図» (1495 г., Токийский Национальный музей).

Пейзаж в стиле хацубоку Сэссю Тойо. «Пейзаж в стиле хацубоку». 1495 г.
Токийский национальный музей

На третьем этапе развития суйбокуга возникло несколько художественных школ. Эти школы, как правило, были связаны с дзенскими монастырями, но не обязательно состояли только из монахов-художников. Основателями этих школ стали Сэссю Тойо, Ноами (能阿弥, 1397-1471), Сога Боккей (曾我墨渓, середина-конец 15 века) и Огури Сотан (小栗宗湛, 1413-1481), преемник Тэнсё Сюбуна на должности официального художника сёгуната Асикага. Каждая из этих школ создала своеобразную манеру живописи тушью.

Весенний пейзаж | Осенний пейзажОгури Сотан. «Весенний пейзаж» (вверху)
«Осенний пейзаж» (внизу)
Галерея искусств Фрир. Вашингтон

В конце 15 века должность гойо-эси (главы э-докоро при сёгунате) впервые получил не представитель дзенских художников-монахов из школы Дзёсэцу, а светский художник-профессионал Кано Масанобу (1434-1530). В дальнейшем это стало традицией: должности официальных художников сёгуната занимали выходцы из самурайского сословия, все — представители школы Кано (狩野派), а сама школа получила финансовую поддержку со стороны сёгуната.

ПейзажиКано Масанобу. Пейзажи
Национальный музей Кюсю

Этот период, конец 15-го – начало 16-го веков, принято считать четвертым этапом развития суйбокуга. В этот последний период живопись тушью приобрела черты светскости и декоративности, что олицетворялось искусством Кано Мотонобу (狩野元信, 1476-1559) и его внука Кано Эйтоку, которые попытались синтезировать в своей живописи элементы «ямато-э» (やまと絵, живописи в национальном японском стиле) и «кара-э» (唐絵, живописи в китайском стиле). Этот стиль получил название «канга» и стал фирменным стилем школы Кано.

Патриархи ДзенКано Мотонобу. «Патриархи Дзен»
Токийский национальный музей

До этого момента живопись тушью, как правило, ограничивалась небольшими форматами, создавалась на вертикальных висячих свитках (какэмоно) или горизонтальных свитках. На заключительном этапе своего развития суйбокуга стала монументальной в связи с ростом популярности росписей на стенных панелях, раздвижных перегородках (фусума-э) и многостворчатых ширмах (бёбу-э) в монастырях, замках высокородных даймё и жилищах богатых купцов. Эти крупномасштабные картины создавались как в стиле суйбокуга (монохромной тушью), так и яркими и многоцветными, в стиле кинпэки, или же сочетали в себе оба стиля.

Пейзаж в лунном светеСэссон Сюкэй. «Пейзаж в лунном свете»
Художественный музей округа Лос-АнджелесПейзажКано Эйтоку. «Пейзаж»
Бостонский музей изящных искусств

Стремление к монументальности и декоративности в живописи достигло кульминации в период Момояма и связано с именами Кано Эйтоку (狩野永徳, 1543 — 90), который рисовал драматические картины тушью широкой и грубой кистью; Хасэгава Тохаку (長谷川等伯, 1539-1610), который с лирической порывом передавал красоту и чистоту природы в своих картинах тушью; и Кайхо Юсё (海北友松, 1533-1615), который сочетал суйбокуга с золотым фоном.

Горный пейзажКайхо Юсё. «Горный пейзаж». 1602 г.
Художественный музей Сэнт-Льюиса

В ранний период Эдо школу Кано официально возглавил Кано Танъю (狩野探幽, 1602-74), продолжив её славные традиции. Его элегантный стиль живописи тушью оказал сильное влияние на художников 17 века.

Учёный муж, созерцающий озероКано Танъю. «Учёный муж, созерцающий озеро»
Музей искусств Индианаполиса

Ещё одним крупным художником, активно работавшим в начале периода Эдо, был Таварая Сотацу (俵屋 宗達, 1570? – 1640), который в своей живописи тушью создавал богатые и утончённые эффекты, используя технику «тарасикоми» (溜込). Основанная им школа живописи известна как «Ринпа» (琳派).

Дракон в облакахТаварая Сотацу. «Дракон в облаках»
Галерея искусств Фрир. Вашингтон

Позднее, в период Эдо, Маруяма Окё (円山応挙, 1733-95) и его ученик Нагасава Росэцу (長沢蘆雪, 1754-99) добивались реалистических эффектов объёма и трёхмерности с помощью техник живописи тушью, в т.ч. «цукетатэ» (付立).

Летняя ночь | Зимний деньМаруяма Окё. «Летняя ночь» и «Зимний день»
Музей искусств Кливленда

Икэ-но Тайга (池大雅, 1723-76), Ёса Бусон (与謝蕪村, 1716-84) и Урагами Гёкудо (浦上玉堂, 1745-1820) изучали мягкий и гибкий «литературный» стиль живописи тушью Южного Китая, известный как бундзинга (文人画) или нанга (南画), и использовали его в своем репертуаре.

Вороны и коршунЁса Бусон. «Вороны и коршун»
Художественный музей Китамура. Киото

Ито Дзякутю (伊藤若冲, 1716-1800) и Сога Сёхаку (曽我蕭白, 1730-81) часто писали картины тушью в самобытной, выразительной манере. Художники, работавшие в стиле нихонга (日本画), адаптировали традиционные черты суйбокуга, создав тем самым новую манеру живописи.

Художники-абстракционисты 20-х годов также опирались на технику суйбокуги.

1 Штейнер Е.С. Дзэн-жизнь: Иккю и окрестности. стр. 179

Запрашиваемая страница не найдена!

Фильтр

  • р. - р.

  • Тип размера

  • Ширина (см)

  • Высота (см)

  • Материал

    Бумага

    Дерево

    Картон

    Оргалит

    Холст на картоне

    Холст на дереве

    Холст на оргалите

    Ватман на картоне

    Рисовая бумага

    Дерево, смальта

    Пенокартон

    Дерево, художественное стекло

  • Техника

    Акварель

    Темпера

    Пастель

    Смешанная

    стеклянная мозаика

    Минеральные краски

    Акриловая заливка

    Карандаш

    Монотипия

  • Наличие рамы

    В раме (пластик)

    В раме (дерево)

    Без рамы

    В раме (дерево/пластик)

    Паспарту и рама

    В раме под стеклом

    Антирама

    Авторская рама

Запрашиваемая страница не найдена!

‘; html += ‘

‘ + json[i][‘label’] + ‘

‘; html += ‘

‘ + json[i][‘special’] + ‘

‘; if(json[i][‘special’]){ html += ‘

‘ + json[i][‘price’] + ‘

Ink Landscape Art — Etsy.

de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

( 1000+ релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше. )

  • Тушь Пейзаж | Художественный институт Чикаго

    CC0 Обозначение общественного достояния

    Действия с изображением

    Об этой работе

    Статус

    В настоящее время не отображается

    Отдел

    Искусство Азии

    Художник

    Кано Мотонобу

    Титул

    Тушь Пейзаж

    Место

    Япония (объект сделан в)

    Дата

    1499–1599 гг.

    Средний

    Висячий свиток, тушь на бумаге

    Размеры

    41,9 × 74,4 см (16 1/2 × 29 5/16 дюйма)

    Кредитная линия

    Кейт С. Букингемский фонд

    Справочный номер

    1954.
  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *