Понятие рисунок: Рисунок | это… Что такое Рисунок?

Рисунок | это… Что такое Рисунок?

ТолкованиеПеревод

Рисунок

Микеланджело. Подготовительные рисунки для «Сикстинской капеллы» (1511)

Рису́нок — изображение на плоскости, созданное средствами графики.

Рису́нок или академи́ческий рисунок — вид графики и основа всех видов изобразительного искусства. Без знания основ академического рисунка, художник не сможет грамотно вести работу над художественным произведением.

В роли графической основы присутствует в любом изображении на плоскости, в этом значении оценивается с точки зрения качества (понятие рисунка в живописи и т. п.). Рисунок может выполняться как самостоятельное по значению произведение графики либо служить вспомогательным этапом для создания живописных, графических, реже — скульптурных работ или архитектурных замыслов.

Рисунки как предварительные наброски и эскизы для создания более масштабных живописных произведений часто имеют самодостаточную и выдающуюся художественную ценность.

Рисунок является технической базой изобразительных искусств, ввиду этого глубоко изучается художниками, скульпторами и архитекторами (учебная дисциплина «академический рисунок»). Рисунки создаются художниками в процессе изучения натуры (наброски, штудии), при поиске композиционных решений графических, живописных и скульптурных произведений (эскизы, картоны), при разметке живописной картины (подготовительный рисунок под живопись).

Рисунок как самостоятельное произведение — станковый рисунок (по аналогии со станковой живописью) — образует в европейском искусстве отдельный вид графики. Под категорию станкового рисунка подпадают также исторически известные рисунки значительной эстетической ценности, независимо от первоначального предназначения. С живописью рисунок сближает его уникальность, тогда как такие произведения печатной графики как гравюры и литографии могут распространяться во множестве равноценных экземпляров.

Элементы рисунка, создающие иллюзию трехмерности: свет, тень (собственная (самый неосвещенный участок рисунка) и отбрасываемая (падает на поверхность, на которой находится предмет), полутени (между светом и тенью), рефлекс (отсвет), блик (самый освещенный участок).

С помощью графического рисунка можно передать не только форму и степень прозрачности и освещенности тела (с помощью вышеназванных элементов), но и «передать» цвет, — посредством черно-белого (в случае черно-белого рисунка) оттенка, соответствующего данному цвету. Если долго смотреть на глаза (см. портрет девушки), то создается ощущение зеленого цвета.

Исполняются рисунки в подавляющем большинстве случаев на бумаге. В станковом рисунке используется весь спектр графических материалов: «мягкие материалы» (уголь, соус, сангина, разнообразные мелки, техника сухая кисть), краски, наносимые кистью и пером (тушь, чернила, бистр), карандаши, капиллярные и прочие пишущие узлы. В учебном рисунке в настоящее время наиболее употребимы графитный карандаш и уголь.

Литература

  • Ермолов В. Рисунок пером // Художник. 1961, № 4. С.54-59.
  • Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию: Зарубежная школа рисунка. Учеб. пособие. — М.: Просвещение, 1981. — 192 с.

Ссылки

  • Детская графика
  • Как научиться рисовать
  • Сайт «График». Уроки рисунка
  • Рисунки минералов
  • Рисунки детей
  • Арт-рисунок
  • Уроки рисования карандашом для начинающих

Wikimedia Foundation. 2010.

Поможем написать реферат

Синонимы:

абрис, автолитография, акварель, анаморфоз, арабески, виньетка, выделка, геоглиф, гравировка, гравюра, граффити, зарисовка, заставка, идеограмма, изображение, иллюстрация, карикатура, картинка, контур, контуры, литофания, мерея, миниатюра, муар, музировка, набросок, начертание, ниелло, очерк, очертания, пастель, пейзаж, пирогравюра, политипаж, развод, разводы, раппорт, резьба, репродукция, рисуночек, сепия, силуэт, синопия, сподограмма, текстура, узор, фигура, фронтиспис, чертеж, шрифт, эскиз, эстомп, этюд

  • Частное право в средние века и эпоху Возрождения
  • Веб-программирование

Полезное


Рисунок (рисование)

Словарь художника

РИСОВА́НИЕ, РИСУ́НОК

(через польск. rysunek, от rysować — «чертить»; ср.-верх.-нем. rîzen — «резать, делать черту»; родств. англ. write — «писать»).

Термин «рисунок» можно рассматривать в нескольких значениях. Рисунок — структурная основа зрительного образа воспринимаемого объекта, в этом значении близко понятию абрис, контур, силуэт. Однако рисунок «формы восприятия» есть не только очертание, но также представление внутренней конструкции предмета в его трехмерных качествах. Именно поэтому рисование в изобразительном искусстве является структурной основой графической, живописной, скульптурной, архитектурной формы.

Рисунок — структурная основа любого изображения: графического, живописного, скульптурного, декоративного.

Рисунок — средство познания и изучения действительности.

Многочисленные разновидности рисунка различаются по технике, методам и характеру рисования, по назначению, жанрам и темам.

Рисунок может служить учебным, вспомогательным целям, при создании произведений разных видов искусств и украшать интерьер.

Самостоятельное значение имеет станковый рисунок — выполненное на мольберте (станке художника), на отдельном листе, тщательно проработанное художественное произведение различных жанров (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, мифологический рисунок и др.). Темы для рисунков могут подсказать сама жизнь, история или фантазия.

Жизненные впечатления художник может зафиксировать в быстро выполненных набросках

и зарисовках. Подготовительный рисунок необходим при создании живописных полотен, фресок, мозаик и витражей. Дизайнер или архитектор свой первоначальный замысел проекта фиксирует с помощью рисунка в эскизах. Скульптору необходимо хорошее владение рисунком, чтобы правильно передавать пропорции и объём, располагать форму в пространстве. Композиция скульптурного рельефа начинается с рисунка.

Академический рисунок — многочасовую работу с подробной передачей конструкции и светотени объектов — выполняют слушатели Академии художеств и студенты высших специальных учебных заведений. Такая система обучения сложилась с конца XVI века и, как правило, включает копирование «оригиналов» признанных мастеров, рисование с гипсовых античных слепков и затем — с живой натуры.

Учебный рисунок представляет собой обширную область разнообразных заданий по рисованию геометрических тел, гипсовых орнаментов, разнообразных натюрмортов, объектов мира техники и природы, человека, пейзажа, архитектурных построек и др. Как правило, учебные задания по рисунку соответствуют программным задачам, их предлагается выполнять по мере нарастания сложности в специальных условиях под контролем педагога. Рисунок, включающий учебное рисование с натуры, рисование по памяти и воображению, составляет основу художественного образования.

С помощью одних и тех же средств рисункалинии, штриха, пятна — художниками создается разнообразное восприятие мира. Всё зависит от того, как художник использует эти средства художественной выразительности, как он ведёт линию и кладёт пятно, в какой пропорции использует светлое и тёмное, как передаёт пространство и др. Благодаря

рисунку мысль выявляет отношение художника к изображаемому. Почерк художника отражает его душевное состояние.

Главное выразительное средство рисунка — линия. Линия запечатлевает неуловимое в движении жизни. Сплетаясь в разнообразные формы, линия бывает тонкой, изысканной и кружевной, колючей и злой, нежной и бархатистой. Богатство графических материалов помогает быть линии предельно разнообразной.

Работы величайших мастеров прошлого и ведущих художников современности позволяют проследить историю развития рисунка, раскрывают особенности их творческого метода и выразительные возможности работы карандашом, тушью, углём, сангиной, пастелью и другими графическими материалами.

Рисунок имеет самостоятельное значение в искусстве, являясь видом графики, и вместе с этим любой вид пластических искусств не может без него обойтись, потому что рисунок — основа живописи и скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства, дизайна и архитектуры.

Рисование также представляет собой отдельный вид искусства, восходящий к глубокой древности, однако не ясно, является ли рисунок первичным видом изобразительной деятельности человека.

В рисовании могут использоваться различные изобразительные средства: точка, линия, штрих, пятно — и способы изображения: плоскостной, объемный.

Понятие рисунка развивалось исторически. Художник раннего Итальянского Возрождения Пьеро делла Франческа в «Трактате о живописной перспективе» (ок. 1482 г.

) писал:

«Живопись заключает в себе три главные части, и их назовем мы так: рисунок, измерение и наложение красок. Под рисунком разумеем мы профили и очертания, кои заключаются в вещи».

В определении Дж. Вазари содержится двойственное понимание термина. Во-первых:

«Рисунок — отец трех наших искусств: архитектуры, скульптуры и живописи, — имея свое начало в рассудке, извлекает общее понятие из многих вещей, подобное форме или же идее всех созданий природы».


«Так как из этого познания рождается определенное понятие и суждение, так что в уме образуется нечто, что, будучи затем выражено руками, именуется рисунком, то и можно заключить, что рисунок этот не что иное, как видимое выражение и разъяснение понятия, которое имеется в душе, которое человек вообразил в своем уме и которое создалось в идее».
Во-вторых:

Следовательно, рисунок как структурный образ наблюдаемого объекта складывается в сознании рисующего еще до начала собственно изобразительного процесса, и поэтому он несет в себе рациональное, интеллектуальное начало.

Знанием рисунка (конструкции объекта) опосредуется зрительное восприятие внешней поверхности. Поэтому мы понимаем объект не только как «он видится глазу«, а действительно существующим в пространстве. К примеру, если мы видим круг, то благодаря осязательному восприятию можем увидеть его шаром; наблюдаем сочетания квадратов, а мысленно представляем куб в перспективе. В таком интеллектуальном восприятии структурные линии объекта создают представление направленности формы.

Можно сказать, что «внутренний рисунок» объекта определяет его внешнюю, зрительно воспринимаемую форму, которая в свою очередь создает ясное представление. Реализовать такое представление можно различным образом: в зарисовке непосредственно с натуры, наброске, этюде, эскизе композиции по воображению, штудии, подготовительном рисунке для живописи или скульптуры, поисковом эскизировании в процессе архитектурного или дизайнерского проектирования, непосредственном рисовании в материале — при письме красками, лепке, в скульптуре.

Разновидности рисования как творческого процесса преображения формы раскрывают его универсальное значение для всех видов изобразительного искусства. Отсюда знаменитое определение Микеланжело:

«Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок является источником и душой всех видов живописи и корнем всякой науки. Тому, кто так много достиг, что овладел рисунком, я скажу, что он владеет ценным сокровищем, потому что он может создавать образы более высокие, чем любая башня, равно как кистью, так и разумом, и не встретит стены, которая не была бы слишком узка и мала для безграничности его фантазии».

В эпоху Итальянского Возрождения слово «рисунок» (итал. il Disegno) означало, прежде всего, замысел, намерение, план, предшествующие работе в материале. Позднее появилось близкое понятие кончетто, а затем — инвенция (лат. inventio — «сочинение, изобретение, открытие»). До этих терминов итальянский художник и теоретик Ченнино Ченнини в «Книге об искусстве» (ок. 1390 г.) использовал определения: «Disegno interno» (итал., «рисунок внутренний») и «Disegno esterno» («рисунок внешний»). Этим понятиям ныне соответствуют французские термины: dessin («рисунок») и dessein («замысел, понятие»), восходящие к латинскому designare — «обозначать, определять назначение«.

Теоретик итальянского Маньеризма Ф. Цуккари (ок. 1542—1609) также обосновывал понятия «внутреннего рисунка«, поясняя при этом, что он сознательно избегает слова «интенция«, употребительного «у логиков и философов«, или терминов «образец, идея«, поскольку «говорит как живописец«. Далее Цуккари поясняет:

«Рисунок не есть ни материя, ни тело, ни свойство какой-либо субстанции, но… он — форма, идея, порядок, правило или предмет интеллекта, в котором выражены по́нятые вещи». Результатом взаимодействия «понимания» и «выражения» является «всеобщее представление» (disegno universale) — «идеальный образ, образованный в сознании и затем выраженный и проясненный линией или другим наглядным способом». Поэтому рисунок (disegno) обозначает (segna) и показывает форму вещи. Отсюда этимология: «Disegno — segno Di Dio in noi») (итал., «Рисунок — знак Бога в нас»).


Многие художники подчеркивали, что рисование — это не форма изображения, а прежде всего инструмент творческого мышления. Любитель афоризмов Э. Дега, соратник и одновременно оппонент французских импрессионистов, любил повторять: «Рисунок — не форма, а способ ви́дения«.

Академист Ж.О.Д. Энгр, как и свойственно людям консервативным и прагматичным, формулировал это понятие более утилитарно: «Рисунок — это линия, это все!»

В истории искусства рисунок долгое время оставался лишь «инструментом«, подсобным средством творческого мышления, и его не расценивали в качестве самостоятельного вида изобразительного искусства. Даже более того, живописцы, граверы, скульпторы по окончании работы над конкретным произведением часто уничтожали подготовительные рисунки, этюды, эскизы композиции. Некоторые собирали зарисовки «про запас» (франц., идиом. à vue d’oiseau — «мельком, бегло»), на случай их использования в будущем, составляя альбомы, карне́ (франц. carnet — «записная книжка, блокнот»).

В XV—XVI вв. рисовали в основном по пергаменту или бумаге серебряным или свинцовым штифтом. Итальянские художники предпочитали серебряный штифт, который дает возможность рисовать тонкими линиями и четкими штрихами. А. Мантенья впервые применил диагональную штриховку, позволяющую моделировать объемную форму.Рафаэль рисовал пером, Микеланжело — штифтом, а также пером и бистром, приемами перекрестного штриха. Художники венецианской школы, склонные к живописному мышлению, предпочитали мягкие материалы: уголь, сангину, белый и красный мел, сланцевый, итальянский карандаш, а также жидкие материалы: тушь, сепию, чернила.

Чаще рисовали на тонированной или цветной бумаге, причем прослеживается определенная тенденция — от графичности к живописности, соответствующая развитию художественного мышления от Классицизма к стилю Барокко.

В XVII—XVIII вв. появлялись смешанные формы: рисунок в сочетании с подцветкой акварелью либо акварель или гуашь с последующим рисованием углем, сангиной, пастелью, а также «техника трех карандашей«: сочетание белого мела, красной сангины и черного итальянского карандаша.

На Востоке культивировали каллиграфию и рисование цветной тушью (занимает переходное положение между рисунком и живописью).

Оценка рисования в качестве самостоятельного вида искусства, как и многих разновидностей гравюры, складывалась в начале XX в. Интеллектуальная природа искусства рисования сделала этот способ творческого мышления основой обучения различным ремеслам еще в ренессансных боттегах, а затем в мастерских крупных художников.


На рубеже XIX—XX вв. стала формироваться методика специального обучения рисунку. Теория, положенная в основу этой методики, составляет основу теории формообразования во всех видах изобразительного искусства. В обыденной речи слово «рисовать» имеет широкое значение: выявлять форму, прояснять, придавать чему-либо ясность, логику, красоту. Отсюда рисоваться — представляться, красоваться, выказывать красоту, прельщать. Принято также: карандашом или пером рисуют, а красками пишут.

Приложение

Concepts • Бесконечное гибкое создание эскизов

Рисуйте, планируйте, редактируйте и делитесь своими большими идеями.

Нам доверяют ведущие авторы по адресу:

Начало каждого проекта

Все продумано. Наши дома и больницы, мобильные телефоны и веб-сайты, наши видеоигры и реактивные ранцы… все наши идеи начинаются с Концепций, которые со временем развиваются.

Concepts (приложение) — это расширенная версия бумаги для рисования, в которой естественные инструменты сочетаются с векторными манипуляциями, поэтому идеи могут меняться и развиваться вместе с вами.

Как дизайнеру продукции мне нужен инструмент с гибкостью традиционного альбома для рисования, но со скоростью и универсальностью цифрового инструмента для рисования. Концепции позволяют мне выполнять итерации быстрее, оставаясь при этом гибким и творческим.

Даниэль Амара, дизайнер

Независимая от разрешения

Концепция основана на нашем гибридном векторно-растровом движке Fluid Engine следующего поколения — 64-битная точность с многопоточным рендерингом, бесконечный холст с четкими мазками при любом уровне масштабирования и мобильность. с нуля.

Создан для производительности

Оптимизированный для высокопроизводительных дисплеев с частотой 120 Гц и стилусов со сверхмалой задержкой, таких как Apple Pencil и Surface Pen, Concepts быстрее реагирует, чем любой другой инструмент для рисования. Как бумага, только лучше.

Наброски без обязательств

Делайте быстрые итерации или исследуйте удачные случайности — Concepts гибок до мозга костей. Возьмите все, что вы когда-либо нарисовали, нажав и удерживая, и скопируйте это, измерьте это, измените инструмент, толщину линии или цвет, или просто выбросьте это. Это красота традиционных инструментов с силой векторов.

Подробнее о том, что делает Concepts уникальным >

Возможность рисовать на iPad с настоящей точностью с помощью такого инструмента, как Concepts, коренным образом изменила мой рабочий процесс. Теперь и первоначальные наброски, и более совершенные продукты живут бок о бок в одних и тех же документах, и я могу переключаться между чертежами от руки и техническими чертежами, даже не переключаясь на новый документ.

Тимони Уэст, главный дизайнер Unity Technologies

Начать работу с Concepts легко, независимо от вашего бюджета и потребностей.

iOS и iPadOS

Concepts 6.x

Windows, Android и Chrome OS

Concepts 2022.x

The Essentials

Создавайте собственные кисти, манипулируйте чем угодно с помощью расширенных преобразований, используйте точные инструменты и формы, бесконечные формы , Экспортируйте как в векторные форматы, так и в форматы высокого разрешения, такие как SVG, DXF или PSD.

Основы

Манипулируйте чем угодно, используйте бесконечные слои, точные инструменты и формы, импортируйте изображения и экспортируйте как в векторные форматы, так и в форматы с высоким разрешением, такие как SVG, DXF или PSD.

Наборы кистей и объектов

Ускорьте процесс с помощью нашей профессиональной библиотеки бесплатных кистей и объектов.

Наборы кистей

Быстро добавьте стиль с помощью нашей профессиональной библиотеки кистей.

Создание собственных объектов

Пользовательские библиотеки перетаскивания делают повторяющиеся рабочие процессы быстрыми и надежными.

 

Пока недоступно.

PDF для профессионалов

Импортируйте одностраничные или многостраничные PDF-файлы и экспортируйте векторные или сведенные версии.

 

Импортируйте одностраничные или многостраничные PDF-файлы и экспортируйте векторные или сведенные версии.

Совместное использование в команде

Делитесь наборами объектов и цветовыми палитрами со своей командой или кем-либо еще.

 

Пока недоступно.

Наборы кистей и объектов

Все включено

Наборы кистей

Все включено

Сообщество профессионалов

Эксклюзивный доступ к обучению и поддержке от таких профессионалов, как вы.

Сообщество профессионалов

Эксклюзивный доступ к обучению и поддержке таких профессионалов, как вы.

*Цены могут отличаться в зависимости от вашего местоположения. Покупки совершаются внутри приложения. Доступные функции могут различаться на разных платформах (по мере того, как мы продолжаем работать).

См. полный список функций здесь.

Concepts App • Flexibel zeichnen ohne Grenzen

Concepts App • Flexibel zeichnen ohne Grenzen

Download Lernen

Große Ideen zeichnen, planen, beearbeiten und teilen.

Empfohlen von führenden Kreativen bei:

Der Beginn eines jeden Projektes

Alles ist geplant. Unsere Häuser und Krankenhäuser, Mobiltelefone und Websites, unsere Videospiele und Jetpacks … все unsere Ideen beginnen als Konzepte, die mit der Zeit wachsen.

Концепции (приложение) ist eine erweiterte Version des Skizzenpapiers, bei der natürliche Werkzeuge auf Vektor-Manipulation treffen, so dass Ideen sich ändern und wachsen können, wie Sie es tun.

Als Produktdesigner benötige ich ein Werkzeug mit der Flexibilität eines Traditionalellen Skizzenbuchs, aber mit der Geschwindigkeit und Vielseitigkeit eines digitalen Zeichenwerkzeugs. Понятия ermöglicht es mir, schneller zu wiederholen und dabei flexibel und kreativ zu bleiben.

Daniel Amara, Designer

Unabhängig von der Auflösung

Concepts wird von unserer Hybrid-Vektor-Raster-Fluid-Engine der Nächsten Generation der Nächsten Generation betrieben — 64-Bit-Präzision mit Multi-Threade-unRend mit scharfen Strichen in jeder Zoom-Stufe und von Grund auf mobil.

Auf Leistung getrimmt

Optimiert für leistungsstarke 120-Hz-Displays und Eingabestifte mit extrem niedrigen Latenzzeiten, wie der Apple Pencil und Surface Pen, ist Conceptsschneller als jedes andere Zeichenprogramm. Genau wie Papier, nur besser.

Skizzieren ohne Verpflichtung

Machen Sie schnelle Iterationen oder erkunden Sie glückliche Zufälle — Concepts ist flexibel bis ins Mark. Nehmen Sie alles, was Sie je gezeichnet haben, mit einem Tippen-und-Halten auf, kopieren Sie es, vermessen Sie es, ändern Sie das Werkzeug oder die Linienstärke oder die Farben oder werfen Sie es einfach weg. Es ist die Schönheit Traditionaleller Werkzeuge mit der Leistungsstärke von Vektoren.

Узнайте больше о том, что делает Concepts уникальным >

Die Fähigkeit, mit einem Tool wie Concepts auf dem iPad mit echter Genauigkeit zeichnen zu können, hat meinen Arbeitsfluss grundlegend verändert. Jetzt leben sowohl die ersten Skizzen als auch die ausgefeilteren Produkte Seite an Seite в плотном Dokumenten, und ich kann von Freihand zu hochtechnischen Zeichnungen wechseln, ohne auch nur zu einem neuen Dokument wechseln zu müssen.

Тимони Уэст, главный дизайнер Unity Technologies

Der Einstieg in Concepts ist einfach, unabhängig von Ihrem Budget und Ihren Bedürfnissen.

iOS и iPadOS

Concepts 6.x

Windows, Android и Chrome OS

Concepts 2022.x

Die Grundlagen

Создавайте собственные кисти, манипулируйте чем угодно с помощью расширенных преобразований, используйте точные инструменты и формы , Экспортируйте как в векторные форматы, так и в форматы высокого разрешения, такие как SVG, DXF или PSD.

Die Grundlagen

Манипулируйте чем угодно, используйте бесконечные слои, точные инструменты и формы, импортируйте изображения и экспортируйте как в векторные, так и в форматы высокого разрешения, такие как SVG, DXF или PSD.

Pinsel- und Objektpakete

Beschleunigen Sie Ihren Prozess mit unserer professionalellen Bibliothek lizenzfreier Pinsel und Objekte.

Pinselpaket

Verleihen Sie mit unserer professionalellen Pinselbibliothek schnell Stil.

Erstellen Sie Ihre eigenen Objekte

Benutzerdefinierte Drag-and-Drop-Bibliotheken gestalten wiederkehrende Abläufe schnell und zuverlässig.

 

Noch nicht verfügbar.

PDF для Profis

Importieren Sie einoder mehrseitige PDFs und exportieren Sie Vektorversionen oder abgeflachte Versionen.

 

Импортные версии PDF-файлов и экспортные версии векторных или кратких версий.

Teamfreigabe

Teilen Sie Objektpakete und Farbpaletten mit Ihrem Team oder anderen Personen.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *