Как на пожар! История и эволюция средств и способов борьбы с огнём
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Как на пожар!
История и эволюция способов борьбы с огнем
Вой сирены. Полыхают верхние этажи высотки. Через несколько минут тормозит пожарная машина со стеклянной кабиной. Пока бойцы выскакивают (это секунды), водитель с помощью компьютера в кабине направляет струю пены из пушки на крыше. Выстреливает гидравлика в лестнице, выбрасывая ее на высоту 20-го этажа. Тем временем над крышей уже вертолет и рой беспилотных дронов…
Это не фантастика — это те устройства и методы, которые используются в пожаротушении сегодня. Способы и средства борьбы с огнем совершенствовались на протяжении тысячелетий — с тех пор, как появилась организованная служба пожаротушения. Правда, кое-что за несколько тысяч лет пришлось улучшить.
Как на пожар! Управляй уникальной современной пожарной машиной в AR.
Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.
© РИА Новости
Чтобы пройти AR-игру «Как на пожар!», скачайте приложение РИА.Lab в App Store для iOS или Google Play для Android. Функция дополненной реальности работает на устройствах с ARKit (iOS) и ARCore (Android). Проверьте, установлен ли у вас ARCore. Проект доступен для следующих устройств: iPhone 6s и выше, iPad 2017 года и выше, телефонов с операционной системой Android не ниже 7.0.
Древний Рим: первая организованная пожарная охрана
Древнеримский архитектор, механик и ученый Витрувий говорил о конструкциях домов, построенных его современниками: «Лучше бы их и не придумывали! Они сберегают место и время <…> но при пожаре это готовые факелы». Пожары в Древнем Риме вспыхивали каждый день.
В I веке до нашей эры для защиты своих дворцов и вилл от огня состоятельные римляне стали организовывать частные команды рабов-огнеборцев.
Государственные пожарные появились в Риме в 20-х годах до нашей эры во время правления Октавиана Августа. Он организовал когорты вигилов (от лат. vigiles — «бодрствующие», «сторожащие»), которые патрулировали свои районы, предупреждали и тушили пожары. Руководил когортой префект, совмещавший роли пожарного инспектора, следователя и судьи в случае установленного поджога.
Пожарные того времени пользовались в основном ручными инструментами: ведрами, баграми, губками, корзинами, топорами, простыми деревянными лестницами. Иногда применяли камнеметательные баллисты, чтобы сносить дома рядом с пожаром и останавливать распространение огня. Уже в Древнем Риме были изобретены бронзовые водяные помпы, которые качали воду из каналов, акведуков и колодцев. К сожалению, в Средневековье их чертежи оказались надолго утеряны.
Карл Теодор фон Пилоти. «Нерон смотрит на горящий Рим» (ок. 1861 года)
Темные века: рассвет пожарной техники
В Средние века регулярные войны, феодальная раздробленность и упадок научного знания не позволяли организовать эффективную централизованную пожарную охрану. Власти городов и стран пытались выпускать противопожарные законы и декреты, но население их успешно игнорировало. Как следствие — ряд «великих» пожаров, когда горели столицы и крупные города. Такие были и в России — в первую очередь, в Новгороде и Москве.
Проблема начала решаться после переоткрытия хорошо забытого старого. В 1518 году в немецком Аугсбурге золотых дел мастер Антон Платнер разработал ручной водяной насос, подозрительно похожий на римские помпы, которые в 200-х годах до нашей эры изобрел грек Ктесибий.
Насос Ктесибия и чертеж насоса Платнера
А в 1672 году голландец Ян ван дер Хейден представил городскому совету Амстердама замену короткому стволу на старых насосах — длинный шланг, сшитый из парусины. Это изобретение оказалось настолько эффективным, что пожарными рукавами пользуются до сих пор, а Хейде мгновенно получил должность брандмейстера Амстердама.
Примерно в те же времена к проблеме частых и бурных пожаров подошли и с административно-юридической точки зрения. Во многих городах Европы вводились противопожарные строительные нормы, комендантские часы и строжайшие наказания за случайный или предумышленный поджог.
А. М. Князев. «Тушение пожарной трубой»
Первый официальный шаг по созданию в России профессиональной постоянной службы пожаротушения сделал царь Алексей Михайлович Романов. Тридцатого апреля 1649 года он подписал «Наказ о Градском благочинии». Документ обязывал московских подьячих создать патрульные бригады «с рогатины, и с топоры, и с водоливными трубами». Кроме того, «Наказ» устанавливал правила работы пожароопасных производств и использования огня в быту.
Такая повинностная пожарная охрана просуществовала в Москве до начала XIX века. В начале 1800-х годов царь-император Александр I организовал в столице первую уже профессиональную службу пожаротушения. Теперь пожарным можно было стать добровольно и получать за это зарплату. Появились конные подразделения для оперативного тушения пожара в самом его зародыше. Пожарные бригады были оснащены мешками с песком, который и применяли для борьбы с малым огнем. Со временем мешки изнашивались — именно отсюда пошла саркастическая присказка «из него сыплется песок» про стареющего или немощного человека.
Вклад российских изобретателей в мировую практику пожаротушения
Песок долгое время был основным веществом для тушения малых источников огня — он был дешев, универсален, прост в транспортировке и использовании. Однако ученые в разных странах активно экспериментировали с другими огнетушащими веществами. В основном — с такими, которые при нагревании выделяют углекислый газ и водяной пар.
В 1813 году английский капитан Джордж Мэнби создал медный сосуд, в котором содержалось 13 литров водного раствора поташа — углекислого калия. Так появился первый огнетушитель, а углекислый калий используют в огнетушителях до сих пор. А в 1906 году россиянин Александр Лоран запатентовал первый компактный огнетушитель, генерирующий пену во время химической реакции. К сожалению, в России патент Лорана не нашел применения и позже был продан немецкой компании Perkeo.
Примерно 30 лет спустя, в 1809 году, механик Скобелев изобрел вместо раскладной лестницы выдвижную, за что был награжден государственной медалью «За полезное». Лестницы, удлиняющиеся по такому принципу, до сих пор используются в пожарных машинах по всему миру.
Посмотрите, как устроен модуль с выдвижной лестницей, и потушите пожар с его помощью в дополненной реальности!
Как на пожар! Управляй уникальной современной пожарной машиной в AR
Чтобы пройти AR-игру «Как на пожар!», скачайте приложение РИА.Lab в App Store для iOS или Google Play для Android.
Лошади, пар, бензин: эволюция пожарных машин
К слову, об эволюции пожарных машин. Ручные насосы, присоединенные к бочкам с водой, установленным на телеги на конной тяге, применялись очень долго. Первые паровые пожарные помпы, заменившие насос на ручном приводе, появились только во второй четверти XIX века.
Авторство самой первой конструкции от 1829 года принадлежало двум знаменитым британским инженерам Джону Брейтуэйту и Джону Эрикссону.
Паровой котел, растапливаемый углем, весил больше двух тонн, имел мощность в десять лошадиных сил и под давлением пара подавал до 40 тонн воды в час на высоту до 27,5 метра. Из-за протеста пожарных и работы страховых компаний машина Брейтуэйта не была принята на пожарную службу в Британии. Тем не менее инженер создал еще четыре модели пожарного парового котла, один из которых в 1863 году был отправлен в Санкт-Петербург.
Двигателем внутреннего сгорания пожарные насосы впервые оснастили в 1906 году. Первую пожарную машину на бензиновом двигателе выпустила Южная немецкая автомобильная фабрика (SAG) в пригороде Берлина Грюневальде. Вскоре после компанию поглотил автоконцерн Benz.
Пожарный автонасос Benz Grunewald, 1906 год
Пожарный автонасос Benz Grunewald, 1906 год
Пожарный автонасос Benz Grunewald, 1906 год
Создавать пожарные автомобили на основе шасси не легковых, а более тяжеловесных машин додумались в Великобритании. Родина танков подарила миру и такое чудо, как пожарный автобус. Правда, нигде, кроме Англии, этот механизм распространения не получил. Яркий представитель — модель Leyland Titan 1953 года с корпусом в форме каски пожарного. Всего таких машин было произведено восемь штук, и последняя из них состояла на службе до 1973 года.
Пожарная автоцистерна Leyland Titan, Великобритания, 1953 год
Превентивные меры пожаротушения: предупрежден — значит, вооружен
Сегодня человечество, наученное веками опыта и технического прогресса, умеет бороться с городскими пожарами максимально эффективно. Лучший способ ликвидировать пожар — не дать ему случиться; второй лучший способ — оперативно отреагировать на возгорание.
Современные пожарные извещатели автоматически передают сигнал на пост пожарной охраны при срабатывании одного или нескольких датчиков, реагирующих на продукты горения. Самые распространенные — это датчики тепла и дыма; однако сегодня существуют пожарные извещатели, оценивающие изменения в инфракрасном диапазоне, в воздушно-газовой среде помещения, в ионизационном токе внутри детектора, в степени освещенности комнаты…
Пожарные извещатели на стенде компании «Спектрон» на международной выставке Securika Moscow в МосквеЧасто датчики отправляют сигнал не только пожарным, но и автоматизированным системам пожаротушения. В этом случае срабатывают встроенные в потолок оросители. Они разбрызгивают мелко распыленные капли воды (меньше 150 микрон!) на большую площадь — до 12 квадратных метров каждый. Согласно статистике, для 40 процентов случаев возгорания достаточно срабатывания одного оросителя, а 80 процентов тушатся от работы десяти оросителей.
Если быть совсем точным, речь сейчас идет о дренчерных оросителях; более привычные спринклерные оросители срабатывают не от электрического сигнала, а от того, что плавится останавливающая воду пробка. Однако детали механических спринклеров со временем портятся и через десять лет требуют замены, в то время как полностью электронный дренчерный ороситель деградации практически не подвержен.
Однако оросители способны распылять только воду. В последние годы во многих странах мира все большее распространение получают огнетушащие порошки. В отличие от воды, порошок может быть разным по составу и подходить для тушения сразу нескольких видов возгораний — вплоть до универсальности. При этом материальный ущерб от ложного срабатывания системы распыления порошка в разы меньше, чем от заливания помещения водой из оросителя.
Ороситель для пожаротушения на международной выставке Securika Moscow в МосквеКакое-то также время рассматривалась идея создать автоматическую систему тушения пожара с помощью вакуума. Под этим подразумевается два разных способа: выкачать воздух из места возгорания с помощью насосов или создать мощную ударную волну, которая собьет пламя. Такие методы, однако, были отвергнуты из-за высокой опасности: вакуум может убить людей, не успевших покинуть здание, а ударная волна — привести к разрушениям здания. Поэтому такие методы сегодня используют, но только там, где это точно не угрожает человеческой жизни: в шахтах, в горящем лесу, в системах вентиляции, на горящих скважинах нефти и газа.
Настоящие тушилы: как пожарные борются с огнем
Но если все-таки пламя разгорелось и его не удалось потушить превентивными или ручными средствами, на борьбу с огнем выезжают пожарные. Среднее время прибытия пожарной бригады на место составляет две-три минуты, а время ликвидации открытого горения — от восьми до 12 минут. Это очень хорошие показатели — особенно с учетом того, что, согласно изменениям в федеральном законе от конца 2018 года, в городе пожарный расчет должен прибыть максимум за десять минут после вызова, а в сельской местности — максимум за 20. Однако на самом деле во время пожара счет зачастую идет не на минуты — на секунды; поэтому важна каждая мелочь и деталь, которая помогает эти секунды экономить.
На вооружении пожарной охраны России во многих городах сегодня стоит уникальный универсальный пожарный автомобиль. Это машина, созданная специально для ускорения работы спасателей и пригодная для тушения в любых условиях. Эта пожарная автоцистерна может, помимо собственного бака и пожарных гидрантов, забирать воду из открытых водоемов; при этом она возит с собой пенобак на 200 литров, в который можно поместить почти любой пенообразователь или порошковый состав.
Сотрудники МЧС во время тушения пожара на складе с полиэтиленовой и бумажной тарой в промышленной зоне Краснодара.Сотрудники МЧС на месте природного пожара в Воронежской областиСотрудники МЧС во время учений по ликвидации пожара, проходящих на территории Афипского нефтеперерабатывающего завода в Краснодарском краеСотрудники МЧС во время тушения пожара на складе с полиэтиленовой и бумажной тарой в промышленной зоне Краснодара.Кроме того, машина оборудована системами, которые помогают боевому расчету быстрее занять позицию: автоматическими ступеньками для выхода из кабины, внешними шкафами с экипировкой, компьютером для управления насосом, системой управления водяной пушкой прямо из кабины, а также мощной светодиодной осветительной мачтой и системой быстрого развертывания выдвижных лестниц.
Универсальна эта автоцистерна в том числе и потому, что ее можно переоборудовать для использования во внештатных ситуациях. Можно добавить разбрызгиватель пены для тушения разливов топлива в аэропорту; можно убрать часть сидений из кабины, превратив ее в эвакуационно-спасательную; в пенобаке можно возить питьевую воду для доставки в зоны ЧС; а из водобака можно распылять, например, химикаты и дезинфицирующие средства во время эпидемий.
Попробуйте себя в роли пожарного: спасите город от огня в дополненной реальности!
Как на пожар! Управляй уникальной современной пожарной машиной в AR
Чтобы пройти AR-игру «Как на пожар!», скачайте приложение РИА.Lab в App Store для iOS или Google Play для Android.
Пожарный-спасатель тоже должен действовать на пожаре максимально быстро и эффективно и не терять связь с коллегами. Пожарный, потерявший сознание, — это минус один спасатель и плюс один человек, на спасение которого должны тратить время и ресурсы другие пожарные.
Оставаться в строю помогают специальные средства индивидуальной защиты — намного более высокотехнологичные, чем пропитанные уксусом пеньковые рубашки римских «спартеоли». Современные защитные костюмы делятся по степеням предоставляемой защиты: от простых комбинезонов из искусственной кожи с респираторами или противогазами до полностью герметичных теплоотражающих костюмов с изолированной системой дыхания.
Помимо этого, у современных пожарных есть роскошь, недоступная пожарным прошлого — переносные газо-дымовые детекторы и камеры термографического зрения. А для того, чтобы оперативно предупреждать коллег об изменениях в обстановке и кооперироваться с ними, во многие современные шлемы встроены системы радиокоммуникации.
Мобильная установка пожаротушения роботизированная (МУПР) во время второго этапа всероссийской тренировки по гражданской обороне на учебно-тренировочном полигоне РЖД города ТимашевскТушение вертолета с помощью автоматической системы «Пурга» во время тренировки сотрудников МЧС на вертолетной площадке около НИИ скорой помощи имени Джанелидзе в Санкт-ПетербургеСотрудник МЧС России держит квадрокоптер во время пожарных учений в торговом центре «Галерея Краснодар» в Краснодаре.Сотрудник пожарной службы МЧС России во время ликвидации пожара в детской областной клинической больнице в Твери© МЧС РФ
Перейти в медиабанк
Мобильная установка пожаротушения роботизированная (МУПР) во время второго этапа всероссийской тренировки по гражданской обороне на учебно-тренировочном полигоне РЖД города ТимашевскК сожалению, участие пожарных в ликвидации возгорания несет угрозу их жизни и здоровью, даже несмотря на средства защиты. Поэтому сегодня как можно больше работы по тушению пожара стараются переложить с человека на робота. Пожарная робототехника в основном управляется оператором дистанционно, хотя бывают и автономные машины. И любой пожарный дрон, естественно, должен быть огнеупорным: выдерживать до 30 минут в температуре 400 градусов и до трех минут — в 800.
Основной способ использовать робота в условиях экстремальной ситуации — разведка: без риска для человеческой жизни дрон предоставит данные о силе пожара, степени и карте разрушений, местоположении пострадавших. Более продвинутые мобильные робототехнические комплексы могут выполнять более сложные задачи: разбирать завалы, вытаскивать пострадавших и непосредственно гасить труднодоступные очаги пламени. Например, подобный робот, разработанный в Индии, успешно принял участие в учениях по тушению пожара в Мумбае в 2019 году.
Россия, со своей стороны, может похвастаться разработками систем автоматического обнаружения и тушения огня. Еще в 1970 году во Всеросийском НИИ противопожарной обороны разработали и протестировали подвижную систему с оптическими датчиками, которая сама находила источник пламени и выбрасывала туда высокократную пену. А в 2000-х годах роботизированные установки пожаротушения стали использовать на российских космодромах.
Однако роботы — это все-таки самый передовой, а потому слабо распространенный метод пожаротушения. Единственная ситуация, в которой использование автоматов необходимо и потому они применяются там регулярно, — это тушение пожаров на последних этажах высоток и небоскребов.
На высоте: как тушат пожары в небоскребах
Вообще для борьбы с возгораниями на высоте давно используют выдвижные лестницы. Большинство пожарных гарнизонов оборудованы лестницами для ликвидации пожара на высоте до 30 метров — около десяти этажей. Существуют автолестницы для работы на высоте порядка 60 метров — это где-то 20 этажей. В московском гарнизоне есть подъемники высотой 90 и 101 метр; а самая длинная пожарная лестница в мире — длиной 112 метров — произведена в Финляндии.
Однако даже таких лестниц часто не хватает для того, чтобы с земли тушить огонь на вершине небоскреба. Именно в таких случаях применяют беспилотные летательные аппараты: они помогают обнаруживать пострадавших на крыше и последних этажах, помогают прицелиться тушащим снизу, а в некоторых случаях сами распыляют тушительные смеси или ретардант — вещество для замедления горения.
Пожарная машина у башни «Восток» столичного комплекса «Москва-Сити», где произошел пожарПожарный вертолет пролетает над деловым центром «Москва-сити». На севере Москвы сотрудники МЧС тушат пожар на складе лакокрасочных материаловВертолет Ка-32А «Московского авиационного центра» Департамента ГО ЧС и ПБ МосквыРаботник пожарной охраны на пожарно-тактических учениях в комплексе «Город столиц» московского международного делового центра «Москва-Сити» в МосквеПожарная машина у башни «Восток» столичного комплекса «Москва-Сити», где произошел пожарДругой экстренный способ, к которому прибегают, если полыхает небоскреб, — это использование пожарной авиации. Правда, в черте города невозможно применять даже маленькие самолеты, поэтому во время ЧП используют пожарно-спасательные вертолеты. Во-первых, вертолет может сбрасывать воду или другое вещество на пожар сверху. Российские водосливные устройства (ВСУ) способны вместить до 4,5 кубометра пожаротушительной смеси. Во-вторых, есть прототипы вертолетов, на которые установлены пенобаки и лафетный ствол, так что они могут сами выступать «воздушной пожарной машиной». В-третьих, вертолет может эвакуировать пострадавших или, наоборот, десантировать на крышу пожарных и оборудование.
Наконец, сам небоскреб помогает тушить пожар! Не активно, конечно: решения, облегчающие борьбу с огнем, закладываются в саму постройку. Например, многие высотки конструкционно разделены на отсеки, изолированные друг от друга негорючими материалами. Огонь, загоревшись в одном таком отсеке, не перекинется на соседние.
В каждом высотном здании, согласно закону, должен быть установлен скоростной пожарный лифт, который, в отличие от обычного пассажирского лифта, работает даже во время возгорания. При поступлении сигнала об огне противопожарные лифты автоматически опускаются на первый этаж, где ждут разблокировки пожарным со специальным ключом. Современный противопожарный лифт может выдержать нагрузку весом до тонны и подняться на последний этаж за секунды.
Победить огонь один раз и навсегда невозможно: с тех пор, как человечество сделало его своим постоянным спутником, пожары возникали регулярно на протяжении тысячелетий. Поэтому остается только наращивать технологическую мощь и изобретать новые вещества, способы и устройства для пожаротушения.
12:22 22.10.2020 (обновлено: 12:23 22.10.2020)
Пожарный честно рассказал о трудностях в своей работе, рубрика «Что меня бесит» — 24 октября 2021
Пожарного очень раздражает беспечность людей, которые жгут траву в уверенности, что ничего не будет
Коллаж: Филипп Сапегин / Е1.RU
Поделиться
Сеть городских порталов продолжает проект «Что меня бесит», в котором представители разных профессий раскрывают изнанку своей работы. Наш новый герой — спасатель. Он рассказал о людях, не желающих эвакуироваться из горящего дома, и автохамах, которые не пропускают пожарную машину. А еще о советчиках, которые учат правильно тушить, сумасшедших бабушках и лжеминерах.
— Самые раздражающие вызовы бывают от не совсем здоровых людей, которые страдают от навязчивых идей. Им всё время что-то кажется. Однажды к нам в часть пришла бабушка. Она требовала срочно приехать к ее дому, потому что инопланетяне светят зеленым лучом в ее комнату и не дают спать. Пришлось ехать и выяснять, какие инопланетяне ее тревожат.
В основном советы дают люди, у которых беда. Они пытаются ускорить процесс и сделать как лучше. Но хватает и сердобольных сопереживающих, которые с энтузиазмом включаются в этот процесс. «Вот у меня брат пожарный, я знаю, как тушить, он мне рассказывал». Подобные личности встречаются на 60% пожаров.
Самый частый совет — как правильно тушить, но пожарные знают сами, как лучше. Для этого они изучают теорию горения, сложные предметы, связанные с физикой и химией.
По-другому не понимают. Времени на долгие разговоры на пожаре просто нет.
Хозяева горящих квартир могут проявлять агрессию. Были случаи, когда приходилось вызывать полицию. Как-то мы приехали в частный сектор. Горел двухэтажный дом с надворными постройками, а стоявший рядом дом принадлежал цыганам. Построено всё без соблюдения пожарных требований, застройка очень плотная.
Пожарные сами выбирают тактику тушения. Это называется «решающее направление». Мы начали с полыхающего дома, чтобы не дать огню распространиться. Выбежали цыгане с соседнего участка и стали кричать: лейте на наш дом, ведь соседский всё равно сгорит. Но еще раз повторю: что делать, решают пожарные. Цыган появляется всё больше и больше, и тушение пожара перерастает в драку. Кто-то с лопатой, кто-то с палкой на нас накинулся. Пожарные получили травмы и переломы, конфликт удалось уладить только полиции. Двоих спасателей увезли на скорой.
Люди знают об ответственности за ложное минирование, но их это не останавливает. По закону спасатели должны реагировать на каждое заявление — по телефону, по почте. Если вызов ложный, это большая трата времени. Был такой вызов в пятиэтажный дом, и сразу за ним еще один — уже на реальный пожар. Но пока спасатели не закончат разведку, они не могут уехать туда, где действительно нужна эта помощь.
Это больная тема. Как говорится, ты учишься переходить дорогу как пешеход только тогда, когда начинаешь водить машину. Очень многие люди уверены в том, что автомобиль может мгновенно остановиться, что он может резко изменить траекторию движения.
В этой бочке есть специальные конструкции, волнорезы, чтобы колебаний было меньше, но они всё равно есть. Пожарная машина даже на малых скоростях очень сложна в управлении, особенно на поворотах, а спасателям надо приехать как можно быстрее.
Порой люди наотрез не хотят эвакуироваться, думая, что от пожара у соседей их спасет дверь
Фото: Филипп Сапегин / Е1. RU
Поделиться
Пешеходам всё равно на то, что машина мчится на пожар. «У меня зеленый, и я иду, мне надо. А пожарные? Ну успеют остановиться — молодцы». Так себя ведут бабушки, дети и даже взрослые адекватные люди. Все они тупят и мешкаются на светофоре, когда мчится пожарная машина.
С автомобилистами не легче. У водителей в принципе нет культуры вождения, а в отношении спецслужб она еще ниже. На дороге очень сложно. Порой на трудные пожары отправляют машины из разных частей города, и по рации друг другу передают: «Стою в пробке на такой-то улице». Спасатели просто не могут проехать, потому что их не пропускают.
Вторая больная тема — это дворы. Тут такая ситуация возникает: пожарные машины бывают разные — отличается объем бочки с водой. У нас есть машины легкого, среднего и тяжелого класса. Сейчас большинство машин тяжелого класса. Чтобы удешевить процесс изготовления, они делаются на базе ЗИЛа и сами по себе тяжелые, и им нужно больше места для маневра.
В отличие от зарубежных стран, в России пожарные не могут протолкать машину, если она мешает. Но на моей практике был момент, когда мы таранили машину, был экстренный вызов — в горящей квартире оставались два человека.
Мы заезжаем во дворы уже готовыми к тому, что придется далеко оставлять машину и тянуть рукава через весь двор.
Класс пожарной опасности на период, пока летит пух, возрастает во всех городах. Дети балуются, а родители не объясняют им, чем это опасно. Вот они подожгли: горит, красиво. Они не думают о том, что рядом стоит автомобиль, а у него может быть неисправная топливная система, масло подкапывает — и вот машина горит. В парке поджег травку — и вот загорелся парк. Это ужасно. И конечно, могут загореться дома деревянной застройки. Это страшное дело. Вопрос этот никак не решить, если им не объяснять все последствия их действий.
Госпожнадзор выдает памятки жильцам садовых участков, что жечь траву опасно, но всё бесполезно. «Да я сто раз жег, и никогда ничего не было. И сейчас не будет». Но вот поджег траву, отвлекся, а у тебя деревянный забор и рядом газовая труба. Если нет рядом двух ведер воды и огнетушителя, то даже не думайте разводить костер.
Люди вообще не думают об опасности гниения сухой листвы, вот и складывают в кучу ветки, всё подряд.
Дачник получает ожог, одна ветка попадает к соседу, и у того загорается деревянный дом.
У людей представление о пожаре такое, что кто-то подносит открытый огонь к какой-то поверхности, и вот только тогда загорается, а не из-за случайных действий или обстоятельств.
Торфяные пожары — это самые затяжные, длительные пожары, сложные в тушении. Для них даже есть специальный ствол. Полый внутри, длиной до двух метров, он втыкается в глубину, и к нему подключаются пожарные рукава. Это всё равно что тушить маленький вулкан. Внутри всё горит, а ты этого не видишь даже. Ты даже не знаешь, потушилось или нет, ориентируешься только на расчетное время. Раскапывать участок глубиной два метра — просто бестолковое занятие, когда горят гектары. А люди думают: а что это они тушат так долго?
Плюшкины, готовые броситься в огонь за какой-то мелочью, встречаются очень часто. Они не осознают, что это того не стоит. Например, был случай, когда девушка хотела броситься в огонь за свадебным диском.
Был неприятный случай. Мы ехали в частный сектор. Ночь, межсезонье. Дом полыхает, а подъезда к дому нет: перегородила машина. Склон очень крутой, не подъехать. В конечном итоге неравнодушный сосед открыл свои ворота. Хороший человек. Ехали по его картошке, помидорам, сломали ему забор.
И вот мы тушим и краем уха слышим:
— А где там Тамара Степановна?
— Не вышла, наверное. Там осталась, на первом этаже.
Дом горит весь, дело идет к обрушению. Мы, забив на все инструкции (за что потом получим выговор), заходим в этот дом, ползком передвигаемся по комнатам, находим эту бабушку. Закутываем ее, она без сознания. Проводим ей сердечно-легочную реанимацию, она начинает подавать признаки жизни. Дышит! Мы вызываем скорую, оставляем ее под присмотром соседей, а сами продолжаем проливать дом.
Самый распространенный стереотип о пожарных — что мы приезжаем пьяные и без воды. В пожарной машине есть запас воды в несколько тонн. Даже в экстренных случаях всё под контролем. Вот спасатели приехали на вызов. Первые сразу бегут тушить, пока есть вода в цистерне. Остальные прикручивают пожарную колонку к гидранту, к пожарным рукавам, и параллельно тому, как расходуется вода в цистерне, она начинает наполняться.
И вот такая ситуация: в гидранте нет воды. Водоканал по каким-то причинам сбавил давление настолько, что мы не смогли ее набрать насосом, но мы передали диспетчеру, что там низкое давление воды. Диспетчер тут же передает информацию Водоканалу. Всё под контролем, напор воды увеличили, и цистерна заполняется. Но люди этого не понимают, просто не знают, поэтому каждый раз спрашивают: «А вы что без воды приехали?»
И пьяными мы не ездим. Мы каждое утро проходим медицинское освидетельствование. Могут снять с дежурства даже просто из-за плохого самочувствия. Пожарные каждый день занимаются, решают тактические задачи, проходит практическая отработка нормативов, очень-очень много тренировок.
Есть такая поговорка у пожарных: в стрессовой ситуации не надо думать, что ваши возможности превратятся в ваши ожидания. Они опустятся до уровня вашей подготовленности. Это работает всегда. Многим кажется, что я вот сейчас так сделаю, в окошко выскочу, развернусь вот так, приземлюсь. Но так не бывает.
А в стрессовой ситуации и душа в пятки ушла, и ноги окаменели, и люди начинают творить какую-то дичь. Забиваются в дальние углы комнаты, открывают настежь окна, что дает приток воздуха огню и он сильнее разгорается. Возникает обратная тяга. Когда в квартире без кислорода открывают окно, происходит огромный выброс огня обратной тягой. И это очень опасно.
У нас есть специальная кислородная шапка для человека, в которую подается воздух. Порой приходится заставлять, чтобы ее человек надел. Но достаточно всего 3–4 глотков задымленного воздуха, чтобы потерять сознание.
Люди часто возмущаются, не открывают нам дверь. Стучишься, звонишь во все двери, кричишь: «Пожар! Срочно покиньте помещение». А они либо слишком медленно собираются, либо просто говорят: «Да ладно, у меня же двери железные. Огонь же через железные двери не зайдет». Говоришь: «Вы в зоне риска, задымление во всём подъезде будет». Но люди эгоисты, они не хотят вникать.
Сейчас идет смена поколений. Уходит на пенсию поколение 60-х, они всю жизнь прослужили в пожарной охране. Они были по-другому воспитаны.
На смену приходит молодежь — парни 19–23 лет. В пожарную охрану сложно устроиться: два месяца только проходит медкомиссия, очень серьезная. Надо пройти узких специалистов — врачей, психологическую диагностику.
Мы — люди в погонах, носим форму, есть звания, жесткая дисциплина. Когда начинаешь от людей что-то требовать, то слышишь: «А что вы мне приказываете? А что вы на меня голос повышаете? Ой, мне что-то это не нравится. Пойду другую работу искать. Вот вахтами ездить буду». Уровень альтруизма в молодых людях стремительно падает, и примеров тому масса. Люди тратят на трудоустройство 2–3 месяца и потом жалуются: ой, что-то тяжело.
- когда указывают, как надо тушить;
- когда бросаются в огонь за всякой ерундой;
- когда на дороге не пропускают пожарную машину;
- заставленные дворы;
- шутники-лжеминеры;
- когда думают, что пожарные приехали без воды;
- когда не хотят эвакуироваться, потому что лень;
- когда поджигают тополиный пух;
- когда бездумно жгут сухую траву на даче;
- сумасшедшие бабушки, которым видятся инопланетяне.
В предыдущих сериях таксист рассказал, как пассажиры умудряются за поездку загадить машину и почему он не любит ездить в сады. А стриптизерша призналась, как ее раздражают жадные мужчины и есть ли в заведениях для взрослых секс за деньги.