Правополушарное рисование что это такое википедия – Арт-терапия рисованием. Что такое правополушарное рисование

Содержание

Арт-терапия рисованием. Что такое правополушарное рисование

Правополушарное (интуитивное) рисование — современный метод обучения основам художественного видения, а также техникам рисования. Но это не просто способ создания удивительной красоты картин, а сложная система из простых приемов, способствующая решению огромного количества как явных, так и скрытых проблем, инструмент позволяющий смотреть на проблемы под иным углом, с иной точки.

Занятия интуитивным рисованием позволяют раскрыть изобретательный потенциал любого человека. Эта нетрадиционная методика позволяет «переключиться» в режим творческой активности абсолютно всем, при этом не важен возраст, национальность, пол, вероисповедание, индивидуальные особенности личности.

Ученый психобиолог Роджер Сперри был награжден Нобелевской премией за свои выдающиеся достижения в области изучения головного мозга человека. Именно его исследования и полученные результаты стали основой для разработки метода интуитивного рисования.

Большую работу в разработке данного метода живописи проделала преподаватель Калифорнийского государственного университета Бетти Эдвардс. Она издала несколько книг, где подробнейшим образом рассказывается все, что касается активизации работы правой части головного мозга и создания художественных шедевров руками обычных людей. Благодаря этим ученым и их последователям техника правополушарной живописи распространилась во всем мире, при этом популярность данного метода стремительно растет ежегодно.

Суть техники правополушарного рисования

Мозг человека состоит из двух полушарий: левое отвечает за аналитическую часть, то есть позволяет человеку разговаривать, владеть навыками письма, запоминать символы, числа и т.д. Правое полушарие отвечает за образное восприятие реальности, то есть оно обрабатывает информацию целиком, позволяет воображать, мечтать и фантазировать, интуитивно решать поставленные задачи.

Метод интуитивного рисования заключается в том, чтоб временно отключить работу левого полушария мозга, при этом максимально задействовав рабочие ресурсы правого. Таким образом, художник будет рисовать свою картину интуитивно, не опираясь на уже существующие макеты, которые заложены в левом части его головного мозга.

Художник воспринимает окружающий мир иначе, он не опирается на память, где хранится информация об объекте, а воспринимает объект таким, каким он предстал перед ним. Человек сравнивает его размер с иными предметами, определяет отношение отдельных его частей к его целому образу, видит цвет, световую гамму, тени и полутени, его расположение в пространстве. Таким образом, художник создает картину, объединив все параметры в единое целое.

Результат работы – картина, но вот результат использования метода интуитивного рисования не только изображение, но и проявление внутренней натуры человека, это своего рода ключ к подсознанию, психическому состоянию, эмоциям. Это происходит по причине того, что он не раздумывает над тем, что рисует, не строит логических цепей, не анализирует.

Картина — проявление внутреннего мира человека

Этапы и стадии развития детского рисунка

1 год. Начиная, примерно, с года у маленького человечка появляется тяга к прекрасному, к живописи. Малыш может создавать десятки рисунков за считанные минуты. Большое удовольствие доставляет процесс «каляканья-маляканья» карандашом или кистью с краской на листе бумаги — творческий процесс поглощает с головой ребенка. Но родители настойчиво просят рассказать, что изображено. Обычные каракули начинают превращаться в разные объекты, при этом через считанные минуты один и тот же рисунок может обозначать совершенно неимеющие ничего общего между собой вещи.

2-3 года. Достигнув 2-3 лет, ребенок начинает осознавать, что изображение должно что-то обозначать, то есть необходимо найти сходство с объектом в реальном мире. Начинается процесс накопления символов, например, круг превращается в лицо, две точки становятся глазами, небольшая вертикальная черта посередине круга является изображением носа. Такими же символами пользуются и взрослые, когда рисуют свои картинки.

4 года. Примерно в 4 года ребенок начинает рисовать пейзажи, чаще всего это выглядит как полоска коричневой земли, покрытая полоской зеленой травы, прямоугольный дом с треугольной крышей, дерево, круглое солнышко и пятна – тучки.

5-6 лет. Около 6 лет у детей появляются кумиры, чаще всего это мультипликационные герои или персонажи из любимых книг, которым очень хочется подражать. Именно их старается нарисовать ребенок яркими красками, чтоб привлечь всеобщее внимание к своей работе и супергерою, который ему так дорог.

11-12 лет. Достигнув 11-12 лет, ребенок старается максимально реалистично изображать различные предметы и явления природы. Появляется желание рисовать «живые» картины, которые будут иметь максимальное сходство с действительностью. Как правило, если ребенок неудовлетворен результатом своего труда и рисунок не вызывает у него чувство гордости, то интерес к живописи постепенно угасает, пропадает желание рисовать и развивать свои художественные навыки. Те же, кто не теряет энтузиазма и продолжает рисовать и в более взрослом возрасте, чаще всего добивается немалых успехов в области изобразительного искусства.

Таким образом, если взрослому человеку предлагают что-либо нарисовать на обычном листе бумаги, то начинает активно работать левое полушарие и именно оно диктует символы, которые хранятся тут еще с детства. Из символов складывается весь рисунок. Набор символов индивидуален у каждого человека, поэтому некоторые работы получаются лучше, некоторые хуже, но они мало чем отличаются от работ этого человека в возрасте 10-13 лет. Это объясняется тем, что до 3 лет у детей ведущую роль занимает правое полушарие, но затем начинает доминировать левое полушарие и все, что делает ребенок, начинает контролировать логика.

Именно интуитивная живопись позволяет временно погасить активность левого полушария головного мозга и включить в работу творческие способности, за которые отвечает правое полушарие. Поэтому рекомендуется проводить занятия интуитивным рисованием с детьми старше 3 лет, чтобы максимально развивать творческие задатки, подаренные природой с рождения. Правополушарное рисование позволяет почувствовать себя художником любому человеку.

В Европе и США правополушарную живопись советуют изучать бизнесменам, так как им постоянно необходимо находить новые идеи. Данный метод рисования позволяет улучшить производительность мозга приблизительно в 5 раз, особенно это касается творческого потенциала. Процветание и успех в бизнесе достигается успехами в творчестве.

Польза правополушарного рисования

Арт-терапия является мощнейшим приемом в психологии, который направлен на выявление, осознание и пути борьбы с серьезными «взрослыми» проблемами в детском возрасте.

Хорошему практикующему психологу не составит большого труда выявить проблемы по рисунку ребенка, чаще всего они заключаются в проявлении страха, гнева, агрессии, замкнутости, неуверенности в своих силах. В силу своего возраста маленький человек не может объяснить то, что происходит в его душе, поделиться своими чувствами, рассказать о тревогах и переживаниях. Об этих чувствах будут свидетельствовать цветовая гамма, характер и направленность линий, композиция и другие особенности.

Правополушарная живопись позволяет выразить свой внутренний мир, состояние на бумаге через картинки

Например, обычный традиционный способ рисования передает все ассоциациями и символами. Чувство «любовь» зачастую рисуют красным цветом в виде сердца. В то время как в правополушарном рисовании это чувство выражается совсем иначе, здесь нет символов, которые заложены в памяти человека.

Правополушарное рисование как прием арт-терапии позволяет:

  • проявить индивидуальность;
  • самореализовывать свои творческие способности;
  • самовыражаться через рисунок;
  • получить удовольствие от процесса, улучшить настроение, зарядиться позитивом;
  • бороться со стрессами, накопившимися проблемами, душевными переживаниями;
  • поверить в свой успех, свои силы и возможности, стерев мнение о себе «я не способен, не могу»;
  • избавиться от комплексов;
  • достичь гармонии внутреннего состояния.

Арт-терапия является щадящим, но эффективным способом работы с подсознанием человека в любом возрасте. Благодаря такой терапии можно выявить скрытые проблемы и решить очевидные.

Технически правополушарная живопись с первого взгляда может показаться пустой тратой времени, однако, результаты, полученные после проделывания упражнений начального этапа этого способа рисования, заставляют изменить взгляды кардинально.

Вдобавок, правополушарное рисование применяют как восстанавливающую процедуру для людей, перенесших инсульт. Положительный эффект наблюдается благодаря тому, что во время занятий интуитивной живописью происходит активизация зон головного мозга, которые мало задействованы при обычном ритме жизни. В процессе творческой активности улучшается общее кровоснабжение, работа мозга в целом улучшается, что приводит к образованию новых связей между разными частями мозга.

Картина, нарисованная по правополушарной методике

Правополушарное рисование для начинающих. Примеры упражнений

Самое главное правило данной техники — нет никаких правил. Логику и обдумывание будущей работы следует исключить. Рисуйте любыми кисточками и красками, можно использовать руки, начинайте с любого элемента и выходите за пределы холста — не думайте о процессе, наслаждайтесь им!

Самые простые упражнения заключаются в написании букв зеркально, рисование двумя руками поочередно и одновременно, добавление части к готовому изображению и многое другое. Эти простые, но оригинальные упражнения позволяют увлечься процессом и отключить логику, тем самым прислушаться к интуиции и иному восприятию реального предмета.

Для тех, кто решил подойти более серьезно к вопросу рекомендуется выполнять следующие техники:

  • рисование вверх ногами;
  • контурное рисование;
  • рисование с видоискателем.

Они направлены на то, чтобы вы перестали видеть в объекте завершенность и воспринимали его, как совокупность определенных деталей, из которых и складывается итоговый результат.

Техника правополушарного рисования

Рисование вверх ногами. Выберите простой графический рисунок. Лучше всего попросить это сделать кого-нибудь за вас, чтобы не видеть оригинал картинки и не успеть ее рассмотреть и сохранить в голове определенный образ.

Рисование вверх ногами

Положите изображение перед собой вверх ногами, для большей эффективности прикройте часть картинки бумагой. Вам надо перерисовать то, что вы видите, не задумываясь о том, что изображено. Начинайте с любой детали и места. Концентрируйтесь не на общем изображении, а на линиях, штрихах, просто копируйте.

Контурное рисование. Для выполнения упражнения приготовьте контурный рисунок, лист бумаги, карандаш и липкую ленту. Приклейте скотчем бумагу к столу, рабочая рука лежит на столе. На протяжении 5 минут (поставьте таймер на телефоне) смотрите на картинку и повторяйте все линии на чистом листе бумаги, но не подглядывайте. Здесь важен не результат, а синхронизации зрения и движение рабочей руки.

Контурное рисование

Рисование с видоискателем. Смастерите себе следующий инструмент: вырежьте рамку из плотной бумаги, в центр приклейте экран из прозрачного пластика. Нацельте видоискатель на какой-либо объект. Закрепите. Примите удобную позу, потому что двигаться должна только рабочая рука. Закройте один глаз. Перманентным маркером прямо по пленке обводите контуры выбранного вами объекта. Затем нужно будет перенести предмет с видоискателя на бумагу. Делайте это по линиям, как при копировании изображения вверх ногами.

Рисование с видоискателем

Творчество положительно отражается на всей жизни человека и помогает приобрести внутреннюю гармонию. Правополушарное рисование является одной из разновидностей арт-терапии, которая эффективно расслабляет, заряжает положительными эмоциями и раскрывает творческий потенциал личности.

Также рекомендуем заниматься с детьми «сказкотерапией».

Правополушарное рисование: закат на море

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

«Жизнь — это отражение ваших мыслей. Чем больше в душе солнца, тем ярче жизнь вокруг»

bestlavka.ru

НИИ Эврика. Правополушарное рисование. Что это такое

Добрый день, уважаемые читатели, посетившие наш сайт! Вам, наверное, доводилось слышать термин — правополушарное рисование. Что это такое, мы с удовольствием расскажем вам в этой статье.

Изначально у всех малышей более развита правая часть мозга. Но со временем левому полушарию достаются основные «бразды правления», и благодаря ему малыш учится разговаривать, читать, писать и принимать решения. Нередко стремления ребёнка рисовать, мечтать и фантазировать, за которые отвечает правое полушарие, недооцениваются взрослыми, и эта часть мозга всё реже проявляет активность. Без достаточного развития обоих полушарий мозга малышу будет трудно стать целостной, гармоничной личностью. Но ситуация поправима, и мы расскажем, как заниматься дома с ребёнком, используя технику правополушарного рисования.

Зачем нужно правополушарное рисование?

Этот метод основан на внутреннем потенциале человека, поэтому обучаться чему-то новому не придётся. В детстве многие люди рисовали, но большинство из них перестали это делать в возрасте 10—12 лет. Почему? У подростков развивается критическое мышление, и они уже чётко осознают, что рисунок не соответствует в точности реальному изображению. Поэтому многие перестают рисовать, ошибочно полагая, что у них нет к этому способностей.

На самом деле уже спустя полчаса после начала занятия мозг начинает функционировать на полную мощность. При этом физическая энергия не затрачивается, напротив: приходит моральное удовлетворение, которое наполняет человека энергией. В результате ребёнок учится не только рисовать, но и проявлять творческий подход во всех сферах жизни.

Даже если малыш не станет художником, то развитое правое полушарие наполнит его жизнь красками и эмоциями, а также предотвратит депрессии и психические расстройства.

За что отвечают левое и правое полушария?

Среди знаменитостей, которые виртуозно владели навыками правополушарного рисования, — гений Леонардо да Винчи. Во времена его творчества о функциях человеческого мозга ещё было мало что известно. Но лауреату Нобелевской премии, учёному Роджеру Сперри, удалось доказать, что левая и правая части мозга человека наделены разными полномочиями. При помощи левого полушария мы:

  • слышим;
  • видим;
  • говорим;
  • обрабатываем звуки, цифры и буквы.

Правое полушарие отвечает за:

  • творчество;
  • фантазию;
  • мечты.

Все творческие личности — обладатели хорошо развитых функций правого полушария. Если преобладают функции левого полушария, то человек имеет аналитический склад ума, ему свойственна логичность, чёткость, последовательность действий.

Как «включить» правое полушарие у ребёнка?

Это легко сделать при помощи простых упражнений, которые можно выполнять как перед занятиями по рисованию, так и отдельно — во время прогулки, в транспорте или в очереди:

  • Пусть малыш левой рукой коснётся носа, а правой — левого уха. Теперь пусть опустит ручки. По хлопку он должен выполнить касания снова, но наоборот: правой ручкой — к носу, левой — к правому уху.
  • Попросите малыша выполнять «колечки» пальчиками. Для этого он должен соединить вместе большой палец и указательный, большой и средний, большой и безымянный и так далее. Упражнение нужно делать быстро, сначала каждой рукой по отдельности, а затем двумя руками одновременно.
  • Выполняя любые действия обеими руками, мы активизируем оба полушария. Поэтому всячески поощряйте игру на музыкальных инструментах. Также он может попробовать написать своё имя одновременно двумя руками. Предложите ему почистить зубы левой рукой, если он правша, — это весело и полезно для гармоничной работы мозга.
  • Предложите ребёнку, умеющему читать, быстро назвать цвета, которыми написаны слова:

Как организовать занятие правополушарным рисованием с ребёнком дома?

Чтобы у малыша правое полушарие активно включилось в работу, перед рисованием нужно заставить работать фантазию ребёнка и его образное мышление. Плавная музыка для фона поможет ему расслабиться. При этом ребёнок перестанет оценивать ситуацию и анализировать, правильно ли у него получается. Рассмотрим подробнее на примерах.

Рисуем имя

Предложите малышу закрыть глаза и представить белый лист бумаги, на котором написано его имя. Пусть представит, что оно написано синим цветом, затем красным, зелёным… А теперь пусть вообразит, что кто-то зовёт его по имени. Только кто же это? Пусть он пофантазирует, какое его имя на ощупь? А на вкус? Пусть малыш откроет глазки и расскажет, какое же его имя.

Теперь пришло время взять карандаши и нарисовать своё имя. Причём здесь нет никаких запретов, правил и временных рамок. Медленный ребёнок справится за 20 минут, а шустрый малыш — за 5. Пообщайтесь с юным художником, почему он изобразил своё имя именно так. Заметьте, что при выполнении этого упражнения были задействованы все отделы мозга ребёнка.

Рисуем себя взрослого

Занятие начинаем по тому же принципу. Закрываем глазки и фантазируем, какого роста будет взрослый человек, какая у него будет причёска, одежда, походка, любимые блюда… И только после этого рисуем. Можно придумать самые разные темы для занятия: какой подарок подарить другу, какие цветы растут в саду и так далее.

Срисовываем картинку, стоящую вверх ногами

Один из приёмов, который позволяет активизировать правое полушарие мозга ребёнка, — это срисовывание картинки, стоящей вверх ногами. При этом часть картинки должна быть закрыта. Малыш, не понимая, что именно он рисует, отлично справляется с задачей. При этом логика у него отключается, и на первый план выходят функции правого полушария мозга. Он рисует, не оценивая то, что он делает, и через 20–30 минут художник будет приятно удивлён результату. Рисовать можно как карандашами, так и гуашью, акварелью или акриловыми красками — на усмотрение ребёнка.

Кому полезно правополушарное рисование?

Этот вид творчества подходит всем. Он не только раскрывает творческий потенциал, но также укрепляет отношения между людьми. Неспроста же правополушарным рисованием пользуются педагоги и психологи.

Совместные занятия правополушарным рисованием для мам с детьми очень сближают и благотворно влияют на общее психологическое состояние. Это касается также беременных женщин, для которых так важны спокойствие, уравновешенность и позитивный настрой.

Хотите узнать об этом больше? Художница Бетти Эдвардс издала книгу «Открой в себе художника», чтобы любой читатель смог развить в себе скрытые способности правой половины своего мозга.

Правополушарное рисование — красота, гармония, творчество

Надеемся, мы вдохновили вас развивать творческие способности не только вашего ребёнка, но и свои собственные, уважаемые взрослые. Рисуйте на здоровье! А мы перечислим все те бонусы, которые вы приобретёте, практикуя эту методику для занятий с малышом:

  • развитие навыков художника;
  • развитие собственного видения мира;
  • стабилизация психо-эмоционального фона;
  • снятие напряжения и внутренних блоков;
  • развитие интуиции, воображения, образного мышления.
  • творческий подход во всех сферах жизни;
  • прилив сил и желание творить.

Рисуйте с удовольствием, а также присоединяйтесь к нашей группе единомышленников, будьте активны и жизнерадостны! Мы с удовольствием изучим ваши отклики. До скорых встреч!

nii-evrika.ru

Лево- и правополушарное рисование: обзор методик

Май 21, 2016

in Полезные статьи по рисованию by Марина Трушникова

Лево- и правополушарное рисование

Рисование в последние два-три года стало очень модным трендом. Курсы рисования, студии живописи для взрослых,  тренинги “правополушарное рисование” появляются во многих городах.

Но те, кто только собирается попробовать это увлекательное занятие, порой теряются перед выбором необходимого курса или школы.

Сегодня я хочу сделать обзор некоторых методик лево- и правополушарного рисования и разобраться, какая из них лучше.

По ходу рассуждения будут затронуты вопросы:

  • что включают понятия лево- и правополушарные процессы работы мозга;
  •  различия в методиках обучения рисованию;
  •  многочисленные школы правополушарного рисования: следование методикам Бетти Эдвардс или выгодный коммерческий проект?
  •  какой подход в обучении использую я.

Но для начала стоит уточнить, что понимается под этими терминами.

Что означают лево- и правополушарные процессы работы мозга?

На самом деле, вряд ли полушария нашего мозга когда-либо “спят”, чаще всего в той или иной степени они задействуются оба. Но для простоты понимания процесс называют именем полушария, которое значительно больше работает при выполнении той или иной задачи.

Лево- и правополушарные процессы работы мозга

Левое полушарие отвечает за:

  • логику
  • схемы, инструкции
  • правила, закономерности
  • пошаговость
  • объяснения

Правое полушариe отвечает за:

  • интуицию
  • спонтанность
  • эмоциональность
  • цельность
  • повторение

Левополушарное обучение основано на объяснении, правополушарное построено на повторении, передаче вне слов или на уровне, когда человек сам дорастает за счет повторений до другого уровня.

Как это выглядит в рисовании?

Левополушарное рисование.

При левополушарном рисовании используется пошаговая инструкция. Вы четко знаете, как прийти к результату и что у вас в итоге получится.

При таком подходе сначала определяются пропорции, деление на геометрические фигуры, выстраивание оси симметрии, построение овалов.

В результате обычно получается стройный красивый объект.

Левополушарному рисованию, с использованием четких инструкций, учат академические художественные школы и институты.

Там, к примеру, прежде чем рисовать гипсовую голову, изучают схему пропорций лица, а прежде чем изображать животных —  знакомятся с их анатомией. Даются теоретические знания в области изображения перспективы, объема, пропорций, тени и света, цветоведения.

Обширные знания, четкое понятие строения тел животных и людей ведет к мастерству и «крепкому» рисунку. Многие художники-профессионалы идут именно от этого.

Правополушарное рисование.

Правополушарное рисование подразумевает отсутствие четкой схемы.

Оно спонтанное, построенное на копировании, непосредственном восприятии натуры в целом.

Можно начать рисовать с любого места: смотреть на объект и копировать его, анализируя местоположение, схожесть (похоже-не похоже, та фигура получается или не та). Рисование ведется от детали к целому.

Термин «правополушарное рисование» появился благодаря  американскому профессору Бетти Эдвардс.

Она разработала замечательную методику, при помощи которой студенты-новички за 2 недели «с нуля» учились рисовать портреты, людей с натуры и получали весьма впечатляющие результаты.

Она давала ученикам ключи, которые позволяли сразу изображать с натуры человека, животных, предметы интерьера.  При этом в дальнейшем человек мог решить любые задачи и нарисовать все, что угодно, без участия педагога.

Интуитивное рисование Бетти Эдвардс описано ее замечательной книге «Открой в себе художника».

Есть и другие методики, которые следуют принципам правополушарного рисования.

Немало художников в творчестве используют правополушарный подход.

Они рисуют спонтанно, следуя своему представлению, как должен выглядеть объект, создавая среду в виде пятен и штрихов, «пряча» трудные для воспроизведения предметы или части тела.

Нередко  это очень красиво, художественно, эмоционально. Этот подход имеет право быть, как и академический.

Куда пойти учиться?

Сейчас взрослые люди начинают вовлекаться в рисование и ищут пути, как научиться делать это красиво и правильно. Тут их ждут самые разные варианты со своими «плюсами» и «подводными камнями».

  • Пойти в стандартную художественную школу старого толка, где можно получить классическое академическое образование с хорошей базой теоретических и практических знаний.

Тут  следует учесть, что обучение длиться довольно долго, порой скучно,  и никто не  обещает быстрых результатов. Многие ученики и студенты разочаровываются и вообще теряют охоту к рисованию.

  • Другие курсы или школы. Здесь важно не ошибиться с выбором, потому что те основы, которые будут заложены, в дальнейшем скажутся на результате. Если изначально давались неверные убеждения, будет сложно потом от них отказаться.

Сейчас школы правополушарного рисования расплодились в большом количестве. Некоторые обещают научить рисовать любого чуть ли не за час.

Я против многих из них. Сейчас объясню почему.

Но прежде, чем осветить свою позицию,  хочу рассказать, как я пришла к рисованию и пониманию, как надо учить взрослых людей рисовать, и что я не понаслышке знаю о школах правополушарного рисования.


Читать в контексте:


Почему я имею право говорить о рисовании. Выдержки из биографии

Я художник-педагог с многолетним стажем. Рисовать училась с детства: 5 лет— в  художественной школе, 5 лет — в художественном училище и 5 лет — в институте. Всего 15 лет специального образования. После окончания института я преподавала в художественной школе в течение 11 лет.  Учила детей, а позже — и взрослых на вечерних курсах.

На работе у меня были  прекрасные коллеги, и сама школа была замечательная. Принцип преподавания там не сводился к неукоснительному следованию какой-то догме.

Мы всегда находились в поиске новых программ и интересных упражнений, которые делали процесс обучения более «живым» и увлекательным. Конечно, это все было не в ущерб общепринятым стандартам.

Наши ученики «на выходе» были вполне готовы для дальнейшего специализированного обучения.

Благодаря моим коллегам и опыту работы в художественной школе у меня развилась страсть к методикам. Я и сейчас люблю подыскивать интересные подходы в рисовании  и включать их в свои программы.

Я добиваюсь, чтобы процесс обучения не был скучным, и, в тоже время, давал максимально быстрые результаты и значительный профессиональный рост.

Итак, я проработала 11 лет в художественной школе, а потом мне захотелось перемен, и я ушла с «насиженного» и хорошего места в надежде, что течение жизни меня понесет дальше. В это время мне предложили провести в столице тренинг по рисованию для взрослых (а жила я тогда в Комсомольске-на-Амуре).

Я подготовила двухдневный интенсив по 8 часов, включающий максимальное количество во информации и способный в сжатые сроки научить рисованию «с нуля» и дать базу во всех отраслях. Мы проходили рисунок, живопись, умение сочинять картину (работа с творческим воображением), декоративную графику, цветоведение и работу по избавлению от  страхов, которые препятствуют рисованию.

Основой тренинга стала основа техника правополушарного рисования Бетти Эдвардс. Я познакомилась с книгами американской художницы и преподавателя,  еще когда работала в художественной школе. Они меня сильно впечатлили. Я сократила методику и адаптировала ее к предстоящему курсу. Мы учились рисовать сразу с натуры, и после 3 часов практики курсанты изображали друг друга и получали замечательные результаты.

С тех пор я регулярно проводила курсы и тренинги. В обучении старалась, прежде всего, заложить правильные основы, чтобы мои ученики могли ими эффективно пользоваться и в дальнейшем.

Это как научить кататься на велосипеде. Я давала людям инструменты: как работать с цветом, линией, как использовать ключи рисования с натуры и раскрывала основы творческого мышления.

Не обошлось и без казусов. Однажды с моего тренинга ушла курсантка, мама моей ученицы, объяснив, что ей скучно и непонятно. Проанализировав эту странную для меня ситуацию, я поняла, что женщина не смогла справиться со своими внутренними комплексами.

Позже на занятиях  я стала делать больший акцент на избавление от страхов, и таких проблем больше не возникало. Но забыть тот случай  я не могла, и при возможности решила выяснить, что я не понимаю в психологических проблемах, которые возникают у взрослых людей, начинающих рисовать.

Мое знакомство со школой правополушарного рисования

Я записалась на тренинг правополушарного рисования для педагогов, который вела психолог из Прибалтики.

На тренинге я с удивлением обнаружила, что, хотя курс шел под вывеской правополушарного рисования,  методика Бетти Эдвардс не давалась вовсе.

Задача состояла в следующем: нужно было белилами (гуашь) закрасить лист, а затем, пока не высохло, вбить цвет и получить абстрактную картину. Потом надо было нарисовать вслед за тренером деревья с листвой (получаемой «тыканием» жесткой шетинной кистью с краской), силуэты домов, луну и т.д., все это с применением минимума цветов.

У многих учеников было приподнятое настроение, их будоражил сам факт, что им дали в руки краски и разрешили рисовать.

Я досидела до конца и все ждала, когда же будет про правополушарное рисование, та суть для педагогов, ради которой я сюда пришла. Но больше ничего не было.

Я хорошо знакома с методиками обучения рисованию в детском саду, школе и т. д.  и поняла, что так не учат даже дошкольников, слишком это было примитивно и грубо.

И было бы всё ничего, если бы в момент тренинга тренер не повторял все время, что у всех уже раскрывается творческое начало и получается суперхорошо, полученные произведения можно вешать на стену или отдавать на выставки.

Для меня, как для художника этот тренинг был дискредитацией всей живописи и искусства.

Почему я выступаю против таких школ правополушарного рисования

Я бы не высказывала свой протест против подобных школ, если бы они позиционировали себя правильно: как мест, где учат простым техникам создания изображений, где помогают избавиться от страхов и включиться в рисование.

А не как школ, раскрывающих творческое начало и открывающий путь в искусство. Не как тренинги, на которых создаются шедевры и рождаются талантливые художники.

Они ориентируют взрослых людей на то, что все, что они делают — искусство.

НЕТ! Это не искусство, не живопись и не правополушарное рисование! Это дурной тон.

И здесь даются слабые технические приемы, на уровне детского сада.

Правополушарное рисование на таких тренингах заканчивается в тот момент, когда получилась  абстрактная картинка. Как только вы начали повторять за тренером, правополушарный процесс заканчивается.

Более того, в таких школах нет развития творчества. Вам показали, как изобразить мак, сирень  или березку, но не научили рисовать яблоню, розу или липу.

В школе “правополушарного” рисования вам не дают толчок к самостоятельному росту.

Чтобы узнать что-то новое, вы должны будете снова приходить на занятия.

К тому же, такие тренинги часто ведут люди, далекие от педагогики: психологи или даже домохозяйки. А группы набираются такие многочисленные, что подойти к каждому у тренера нет никакой возможности.

Большинство из современных школ правополушарного рисования — выгодный коммерческий проект, не имеющий ничего общего с искусством.

Это продукт, полученный путем совмещения двух известнейших брендов: раскрученного термина Бетти Эдвардс и техники популярнейшего американского художника Боба Росса (где описаны простые техники рисования гуашью для начинающих художников).

Хочу подчеркнуть, что не все школы правополушарного рисования такие, с какой столкнулась я лично. Есть педагоги, которые берут  методику Боба Росса  за основу, преобразовывают ее и идут дальше.


Читать в контексте: Арт-терапия рисованием. Разница взглядов психолога и художника


Мои подходы в обучении рисованию

Я следую собственному убеждению и пониманию, как научить людей рисовать.

Я объясняю, что рисовать можно по–разному.

Это могут быть  схемы, механические рисунки, серьезные картины. Вопрос что из этого называть искусством, что — рисованием для отдыха или арттерапией, когда ты рисуешь, чтобы выплеснуть свои эмоции или подзарядиться. Если вы хотите творить, чтобы ваши произведения  относились к  искусству, то этому нужно учиться.

Я вижу, что не все, кто даже хочет рисовать, рисуют.

Почему? Некоторые люди настолько закомплексованы и имеют столько страхов, что они сами не могут позволить себе рисовать   в их возрасте,  в их положении, с их профессией, опытом и т.п.).

Для таких людей важно, чтобы им кто-то позволил это делать, желательно, другой художник или педагог. Я на своих курсах уделяю внимание этому вопросу и помогаю людям раскрепощаться и убирать внутренние зажимы.  Рисовать может каждый!


Электронная книга Марины Трушниковой: “Удовольствие рисования”


А теперь перейду к вопросу

«Что лучше, правополушарное или левополушарное рисование?»

Сам вопрос таит в себе неточность. Как уже писалось выше, четкого разделения процессов нет. Фактически любое рисование является правополушарным, очень редко оно — левополушарное, когда рисуют вслед за преподавателем по какой-то определенной схеме.

На своих уроках я обучаю и лево-, и правополушарному рисованию.

Я даю оба метода еще и потому, что ко мне приходят разные люди, с различными темпераментами, взглядами на мир, философией, уровнем страха.  Впоследствии каждый выбирает свой принцип работы.

Я считаю необходимым давать в ограниченном объеме академическую теорию и специфические знания, которые ведут к пониманию тонкостей рисунка и профессиональному росту.

Я за то, чтобы художник-педагог мог объяснить  известные закономерности (к примеру, знал, что при рисовании заката возникают оптические явления, которые создают определенные цветовые переходы), а потом показал технику исполнения и попросил за ним повторить.

Такой подход, мне кажется, в разы эффективнее для ученика, чем многократное повторение в ожидании понимания, почему так происходит.

К тому же, для начинающих со множеством страхов поначалу правополушарный подход бывает сложен, ему легче и приятнее рисовать по схемам с пошаговым разделением процесса и закономерным результатом.

Конечно, я обучаю и  различным методикам правополушарного рисования, которые я так люблю. На некоторых  уроках мы интуитивно рисуем цветовые пятна, а потом дорабатываем их до абстрактного или неабстрактного сюжета.

Но чаще всего я придерживаюсь того, чтобы изучать и впоследствии соединять два подхода. Какие-то вещи мы рисуем в состоянии левополушарного процесса, какие-то — при помощи правого полушария, а где-то соединяем оба метода.

Какой же вывод из всего вышесказанного?

Выбирайте для себя тот метод, учителя, школу, которые больше всего подходят вашим особенностям характера и способа обучения, вашим целям и запросам в рисовании. Что хорошо одному, другому – не очень.

Важно, чтобы ваш выбор был осознанным!


Какие возможности обучения есть в нашей Творческой Мастерской?


Буду признательна вам за отклики в комментариях. Расскажите о  своем опыте обучения по различным методикам рисования!
Если материал был вам полезен, поделитесь им в соцсетях!


 

Если Вы любите домики, то

присоединяйтесь к нашему марафону,

будем рисовать их акварелью вместе!

ПОДРОБНЕЕ

 

 

 


 

izo-life.ru

Правополушарная живопись, или рисование для всех

Друзья, вы обратили внимание, что термин «правополушарная живопись» становится все более популярным. Если ещё несколько лет назад о нём знали только практикующие психологи да отдельные преподаватели-методисты, то сегодня о нём говорят едва ли не на всех курсах рисования, причем и для детей, и для взрослых.

На первый взгляд, может показаться, что за таким сложным названием скрывается какая-то очень специфическая техника. Все-таки, тут в одном термине и искусство, и анатомия, и вроде как психология.

А на самом деле все намного проще. Давайте разберемся, что это такое — правополушарное рисование, и по какому принципу проходят уроки .

Суть правополушарного рисования

Возьмите в руку любой предмет, которым можно рисовать — карандаш, ручку, кисть с краской. Можете даже обмакнуть палец в краску. Положите перед собой лист бумаги. Положили?

Найдите какой-то предмет рядом с вами, желательно естественной формы — цветок, кошку, дерево за окном, пейзаж (если он виден). Посмотрите не него, просто оцените его красоту и общий образ.  Также подойдет любая фото-картинка

Правополушарное рисование — способ научиться рисовать начинающим

А теперь полностью отключите логику! Не думайте о том, как нужно нарисовать, с чего начинать, какие цвета подбирать под ту или иную часть. Просто начните с чего угодно и попробуйте его нарисовать так, как вы его видите. Не обязательно даже повторять форму — просто изобразите тот образ, который появляется в вашем представлении при взгляде на этот объект.

Это ещё не урок и не практика, это просто возможность получить представление о технике. Не важно, на самом деле, что получится в итоге. Важно суметь нарисовать интересующий вас объект так, чтобы не задумываться о правилах и технике.

Так вот, правополушарное рисование — это рисование, при котором вы задействуете только правое полушарие мозга. Оно отвечает за интуицию, образное мышление, творчество, фантазию, абстракцию.

Правополушарное рисование начинается на интуитивном уровне

Вспомните, например, как вы на скучном уроке или лекции уходили куда-то в свои мысли  и неосознанно «малевали» в тетради различные рисунки и узоры. Если бы вы сейчас на них посмотрели, то были бы очень удивлены — они наверняка весьма хороши и интересны.

А ведь вы не думали, как это рисовать, какие правила соблюдать и как на таком этюде построить композицию. Вы просто творили…

В отличие от него левополушарное рисование (как и любая другая «левополушарная» деятельность) — это изготовление рисунка строго по правилам, техникам и определенной логике, только с учетом знаний и методик. Левое полушарие нашего мозга отвечает за расчеты, логику, планирование, оно строгое и четкое.

Логики и Интуиция

Так вот, прелесть правополушарного рисования заключается в том, что оно позволяет выявлять творческие способности у человека вне зависимости от того, умеет он рисовать, или нет! Оно чем-то похоже на пение по наитию — если у человека есть голос, то даже не имея ни малейшего представления о пении, он напоет любимую мелодию так, что будет понятно — голос у него есть.

Так и с живописью — даже если вы никогда в жизни не разбирались, как нужно рисовать, используя технику правополушарной живописи вы сможете легко проверить и убедиться, что у вас имеются творческие способности.

Очень интересно, на самом деле, наблюдать, как люди, никогда не рисовавшие и считавшие себя исключительно прагматиками без малейшей склонности к живописи, в технике правополушарного рисования раскрывают в себе потрясающие способности!!!

Для них это сюрприз, граничащий с шоком — они никогда не позволяли себе считать, что могут творить что-то красивое.

Сомнения живут внутри нас

Но достоинства правополушарного рисования не ограничиваются возможностью раскрыть творческий потенциал человека…

Чем хороша эта методика?

Вообще правополушарная живопись хороша тем, что помогает человеку расслабиться и успокоиться, почувствовать некую гармонию с собой и окружающим миром. Эта деятельность позволяет на время выйти за рамки всех инструкций и строго прописанных правил, почувствовать некую первобытную красоту и спокойствие всего мира.

А вместе с ними приходит успокоение — человек понимает, что без привычных оков обязанностей и планов ничего страшного с ним не случается. Это позволяет в некоторой мере раскрепостится, взглянуть на себя и вообще на весь мир несколько с иной стороны.

Правополушарное рисование поможет научиться думать интуиктивно

Также понимание того, что помимо приобретенных в школе и вузе знаний у человека, оказывается, имеется и творческие способности, обычно очень положительно сказывается на самооценке. И многие после этого начинают активно развиваться в новом для себя творческом направлении.

А это не только самосовершенствование, но и в некоторых случаях путь к успеху. Есть и другие плюсы правополушарной живописи:

  • Развитие интуиции;
  • Понимание того, что любую задачу можно решать разными путями, зачастую не такими, как это принято, и нередко более рациональными и простыми;
  • Возможность вспомнить те чувства, которые мы испытывали в детстве, когда за любое дело брались по наитию, не зная и не желая знать правила его выполнения;
  • Возможность выявить творческий потенциал у близких людей, помочь им найти свой путь в жизни;
  • Самовыражение на холсте. Вы рисуете здесь не то, что должны нарисовать или что кто-то от вас ожидает, а то, что вы видите, чувствуете, представляете, фантазируете. Именно в этом суть творчества, и не умея этого, не получится стать настоящим художником.

Мечтать и фантазировать

Но как по мне, то самое главное достоинства правополушарного рисования — это то, что оно даёт стимул для дальнейшего развития в живописи вообще. Эта манера идеально подходит для новичков. Причем развиваться можно не традиционным путем, а именно развивая умение работать с правым полушарием, а затем уже на него накладывая различные техники. Как это происходит?

Как применять правополушарное рисование и как развиваться в нём?

Напомню, что совершенно не важно, каким получился ваш первый рисунок после «отключения» левого полушария. Важно здесь просто суметь нарисовать что-то без использования логики, постоянных размышлений и сомнений.

Кстати, умеете ли вы вкусно приготовить блинчики? А первый блин не получился ли у вас комом? Наверняка вы были уверены, что второй, третий и все остальные, будут куда лучше! Так и здесь…

После первого рисунка аналогичным образом рисуются другие рисунки, но здесь уже можно действовать по определенному плану.

Например, имеются методики развития правополушарного творчества, при котором человек аналогичным образом дополняет половину имеющейся картины, раскрашивает контурный рисунок, срисовывает на стекле пейзаж за этим стеклом.

правополушарное рисование

Это позволяет интуитивно развивать те или иные навыки — неосознанный подбор цветов, чувство симметрии и перспективы, умение изобразить композицию. Они затем уже развиваются традиционными методиками, сочетающимися с принципами правополушарного рисования.

Подход может быть и несколько иным.
Например, начинающим я рекомендую поступать так:

  • Вы несколько раз по наитию пишете картины так, как просто хотите, если не включаете левое полушарие, просто творите то, что у вас получается;
  • Затем последующие картины пишете, разучивая по одной из техник;
  • Со временем вы привыкаете и начинаете постоянно комбинировать методы — основу рисунка, композиции и цветовой палитры выбираете по принципу правополушарного рисования, но изображение изготавливаете в той или иной технике.
В итоге комбинирование правополушарного (интуиция) и левополушарного (логика) исполнения даст такой же результат, который получают профессиональные художники.  Они ведь аналогичным образом облекают своё видение объекта изображения в ту или иную технику.

Получается их творчество, совмещенное с правилами цветопередачи, что обеспечивает профессионализм и высочайшее качество картины. Вы тоже так сможете, пусть и не сразу. Как это реализовать на практике? На самом деле, несложно:

  • Вы просто пробуете нарисовать первый рисунок или даже набросок именно по принципу правополушарного рисования. Ни о чем не думаете, не ломаете голову над построением композиции, просто рисуете;
  • Когда понимаете это чувство, пишете ещё несколько картин для закрепления;
  • Осваиваете любую технику живописи, которая позволит реализовать ваше видение объекта. Например, можете посмотреть видео-урок по витражной живописи на холсте и на акриловом фоне. На моем сайте он находится в открытом доступе и вы буквально за один вечер научитесь писать в этой манере. Эта новая техника, не похожая ни на одну другую.

Видео- уроки помогают учиться дома самостоятельно

С этого момента вы можете считать, что вы объединили правополушарную, творческую живопись и левополушарную, техническую;

  • Затем вообще можно закрепить владение акриловой живописью

Большинство видео уроков выполнены качественно в смешанной технике.  А ведь именно эта техника считается наилучшей для того, чтобы максимально раскрыть свои таланты, свою творческую интуицию.

Кстати, существует доказанный факт, что интуиция это своего рода третий глаз, который был спрятан матушкой-природой в коре головного мозга. Он не видит как обычный глаз, нет, он видит чувствами!
Интуиция- 7-ое чувство, очень нужное и полезное человечеству!

« Каждый человек способен на многое, но, к сожалению, не каждый знает, на что он способен!» -умная  фраза из фильма «Бриллиантовая рука»

В любом случае, попробуйте  сначала начать. Вы увидите, что если у вас получится включить правое полушарие и проработать даже самый простой этюд без логики и забот о правилах, дальше все дело пойдёт само.

И кто знает, быть может, с энтузиазмом и увлечением вы станете настоящим художником! Ведь и среди извесных художников были самоучки! 

Видео для размышления: Рисуем пейзаж в индивидуальном стиле

Друзья, чтобы статья не затерялась среди множества других статей в паутине интернета, сохраните ее в закладках. Так вы сможете вернуться к прочтению в любой момент.

Задавайте ваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы

 

www.viktoria-latka.com

Что такое Правополушарное рисование? Правополушарное рисование — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

Все мы знаем о существовании двух полушарий головного мозга. Левое полушарие отвечает за логические связи, критику, правила и стереотипы. Оно является ведущим, руководит нами. На протяжении всей нашей жизни нас учат быть «левополушарными». Среди такой категории людей много инженеров, философов, математиков, лингвистов. Это люди долга, они ответственны и принципиальны. Правое полушарие отвечает за пространственно-образное мышление. Оно отвечает за наши творческие способности, позволяет нам мыслить не только формами, но и образами. Именно оно делает нашу жизнь яркой и неповторимой. Благодаря развитому правому полушарию мы можем легко и быстро найти выход из самой сложной ситуации, начинаем мыслить креативно.

Одним из ярких представителей «правополушарных» людей можно назвать Леонардо да Винчи. Он был не только выдающимся художником, но и изобретателем. В правом полушарии головного мозга находятся все ответы на наши вопросы, потому что оно связано с нашим подсознанием и интуицией.

Развивая свои творческие способности, раскрывая свой творческий потенциал, мы открываем для себя двери в новую жизнь, наполненную самыми радостными событиями, где нет преград, а невозможное становится возможным.

В данном случае, метод правополушарного рисования позволяет одновременно решать основные 2 задачи: развитие правого полушария и раскрытие творческих способностей.

Данный метод стал возможным, благодаря исследованиям психобиолога Роджера Уолкотта Сперри, получившего за свои достижения в области работы головного мозга 1981 году Нобелевскую премию. Он открыл для науки дверь во внутренний мир человека.

В каждом из нас заложено желание творить, однако не у каждого есть способность в точности воспроизвести в рисунке тот или иной предмет. Из-за этого многие люди решают, что у них нет таланта к рисованию.

В современных школах живописи тоже придают большое значение технике работы, забывая о том, что все мы индивидуальны по своей природе, а потому видим мир по-разному, а потому по-разному и воспроизводим его в рисунке. Однако все великие художники потому и стали великими, что следовали своей интуиции и рисовали именно правым полушарием, своими эмоциями и чувствами. Знаменитый «Чёрный квадрат» Малевича в технике может исполнить даже младенец. И, тем не менее, есть только один «Чёрный квадрат», отражающий всю глубину сознания, заложенного в него художником.

Методика правополушарного рисования позволяет убрать все те блоки и зажимы, которые присутствовали в человеке. Постепенно он развивает свой талант, на котором когда-то поставил крест. На занятиях тренер сначала знакомит с красками, цветами. Люди учатся чувствовать карандаши, кисти. Рисуя руками, они ощущают себя детьми, полностью отдаваясь процессу рисования. Во время занятий люди чувствуют эмоциональный подъем, вдохновение, в общем, обостряется чувственно-эмоциональное восприятие, за которое отвечает именно правое полушарие.

Метод правополушарного рисования позволяет:

  • Проявить индивидуальность,
  • Упрощает творческий процесс,
  • Отключает анализ деятельности,
  • Избавляет от внутренних преград,
  • Обрести внутреннюю гармонию,
  • Раскрывает ваши творческие способности,
  • Делает человека более внимательным к людям и окружающему миру.

Этот метод хорош, как для детей, так и для взрослых и в каждом возрасте имеются свои положительные моменты, сказывающиеся на жизни человека, занимающихся рисованием. Так у школьников занятия правополушарным рисованием повышают интерес к учёбе, они становятся спокойнее, меньше получают стрессов, легче начинают реагировать на трудности и преграды. Подростки начинают видеть многовариантность решений, творчески подходить к жизненным задачам, обучаются владеть и верно направлять свои эмоции.

Очень благоприятно сказывается правополушарное рисование на беременных женщинах, чья психика в этот момент подвержена изменениям и беспокойствам. В данном случае рисование помогает обрести душевное равновесие будущим мамам. Ребёнок в утробе матери также принимает во время рисования активное участие, открывается его творческий канал. И в дальнейшем такие люди становятся талантливыми, легко всего добиваются в жизни.

Положительно рисование влияет и на семейных отношениях, когда на занятия приходит вся семья. Дети видят своих родителей с другой стороны, они понимают, что родители отнюдь не являются скучными или отсталыми, а наоборот очень интересными людьми. Во время такого творчества происходит сближение родителей и их детей.

Время, посвящённое рисованию, сторицей возвращается не только в виде восхищения родственников и знакомых, но и уверенностью в себе, способностью проявлять гибкость и силу, зарядом энергии и оптимизмом.

samopoznanie.ru

Правополушарное рисование — что это за метод?

  Апрель 30, 2016 Наташа Йорк

 5

Для многих правополушарное рисование — вещь загадочная, сродни гипнозу. Занятия часто дороги, но эффект от них обычно просто потрясающий. Что же это за зверь такой и с чем его едят? Давайте разбираться с Наташей Йорк, которая настолько увлечена этим методом, что создала даже собственную школу правополушарного рисования и путешествует по миру, неся это искусство людям.

Правополушарное рисование – современный метод обучения основам художественного видения, а также техникам рисования. Само понятие правополушарного рисования пришло к нам из Америки.


Автор метода – профессор Бэтти Эдвардс . В ее книге «Ты – художник!» можно изучить основы правополушарного рисования и освоить основные приемы.

В России этот вид рисования стал набирать популярность начиная с 2010 года, благодаря его активному продвижению Школой креатива сначала среди москвичей, а затем и среди жителей других регионов. Именно оттуда начало развиваться направление и преобразовалось в живописный вариант. То есть теперь на тренингах и мастер-классах по правополушарному рисованию преподаватели делятся секретами живописных приемов. Занятия проходят в игровой форме, нет занудных теорий и долгих объяснений.

 

Участники сразу приступают к делу и в процессе написания своих картин осваивают основные приемы:

  • как сделать фон будущей картины,
  • какими кистями и как это лучше всего делать;
  • как рисовать деревья и моря, цветы и облака, горы и траву и т.д.

Самое простое и самое основное, с чего начинаем – как держать кисть в руках, и с ее помощью подружить идею, что в голове,  с результатом на бумаге. Как кисть прикладывать, как ей размазывать краску для фона. Как наносить краску так называемым методом «тыка». Оказывается, что это достаточно просто! В чем участники и убеждаются с первых занятий.

В итоге 15 минут и картина готова, а сами участник сначала не могут поверить в то, что это сделано их руками. А когда картин штук 10 за занятие, так и вовсе в шоке от того, на что, оказывается, они способны.

Нас никто не обучал живописи и рисованию в школе так же много, как русскому языку или математике. И если бы мы столько же времени уделяли рисованию, как и изучению математики, то мы бы все были художниками. Бэтти Эдвардс говорила, что если вы можете поймать мяч, продеть нитку в иголку или написать карандашом свои имя – то вы можете научиться и рисовать.

Но еще более важным умением, которое получают участники тренингов, — это важнейшее для художника умение видеть. Этим они и отличаются от тех, кто художника в себе пока не открыл. На занятии даются специальные упражнения, в том числе и перевернутое рисование, как у Б.Эдвардс, которые помогают активизировать правое полушарие. А правое полушарие, как многим уже известно, у человека отвечает за образное мышление, интуицию, творчество и креатив. Кому-то нужно больше времени, кому-то меньше на освоение нового навыка, но рисование, как и умение считать и писать – это всего лишь новый навык.

Когда вы будете рисовать, левое полушарие будет активно вмешиваться в процесс и задавать вопросы «Зачем тебе это надо?», «Тебе заняться нечем больше?», «Кем ты себя мнишь, ведь у тебя нет художественного образования?!», «Зачем ты тратишь время на эти каляки-маляки?», «Можно ли на этом заработать?» и т.д. (Не будем умалять важность в целом активности левого полушария, конечно же) НО! Но так часто из-за всего этого «левополушарного» шума мы так и не берем в руки карандаш, кисть, краски и не даем проявиться тому прекрасному, что в нас ВСЕХ есть.

Чтобы этот шум приглушить и дать волю правому полушарию, мы на занятиях делаем упражнения по снятию контроля левого полушария, «зарядку» для правого полушария, выходим за рамки, вспоминаем детское состояние 5-летнего ребенка и в какой-то момент просто начинаем рисовать и получать удовольствие от того, что делаем. Активно используем как помощницу музыку, которая также помогает погрузиться в состояние творящего, создающего человека — «правополушарное» состояние.

Именно в этом состоянии мы занимаемся, учимся последовательности в написании картин, особенностям красок, общению с кистями, рассматриваем каждый отдельный объект природы, как бы заново с ним знакомимся.

Уже после занятий участники рассказывают о том, что их видение мира совершенно преобразилось. Они замечают красоту окружающей природы, особенности деревьев, гор, видят небо и в принципе обращают на него внимание.

Все в ваших руках, вы тоже можете освоить новый навык и писать свои картины легко и с удовольствием! У кого-то улучшаются отношения с близкими, так как происходит внутренняя гармонизация из-за занятий творчеством, у кого-то восстанавливается здоровье, а кто-то продолжает писать и делает свои выставки, продает свои картины, дарит друзьям и родственникам.

А тех, кого увлек этот метод, а главное — кому нравятся занятия с нашим уникальным педагогом Наташей Йорк, мы ждем на курсе правополушарного рисования, который стартует 12 мая  2016 года

По всем вопросам и предложениям пишите, пожалуйста, на [email protected]

← Роспись яиц — урок к большому Празднику Открытое занятие по пастели 19 мая →

risuy.info

интуитивное рисование | Познаем мир

 Всем здравствуйте!

Сегодня я хочу рассказать об Интуитивном рисовании, которое еще называют правополушарное рисование.

Что это за рисование, для чего оно нужно и чем отличается от обычного рисования?

ОТКУДА ПОЯВИЛОСЬ «ПРАВОПОЛУШАРНОЕ РИСОВАНИЕ»?

В США в 60-е годы американская учительница Бэтти Эдвардс основала удивительно эффективную методику обучения рисования, и назвала ее «Drawing on the Right Side of the Brain».

Метод основывался на концепции Роджера Сперри о функциональной специализации полушарий головного мозга. Так как наш мозг разделяется на два полушария, то он использует два способа переработки информации.
Одно полушарие использует вербальный и аналитический режим мышления – в нем перерабатываются звуки, алгоритмы, математические вычисления, речь.
Другое полушарие использует   режим образный – сравнение размеров, восприятие цвета, перспективы предметов, которые видит целиком. Впоследствии, в работах Бетти эти режимы получили названия «Л-режима» и «П-режима» соответственно.

Суть метода правополушарного рисования заключается во временном подавлении работы левого полушария и передачу ведущей роли в рисовании правому, более пригодному для этой деятельности.
При работе игнорируются мнения из памяти о том, как объект должен выглядеть. Вместо этого художник «видит объект на самом деле» — сравнивая его размер в целом, размер отдельных элементов, отношение пространства, света и тени и объединении всего этого в единую картину.

Иногда метод правополушарного рисования ошибочно путают с рисованием преимущественно левой рукой и рисованием только перевёрнутых предметов. В действительности, левши и правши могут использовать наиболее развитую из  своих рук, а рисование перевёрнутых картин является только тренировочными занятиями.

Метод Эдвардс, впервые опубликованный в 1979 году, быстро стал революционным и получил положительную оценку среди признанных художников и преподавателей, которые немедленно взяли его на вооружение.

Что же это такое интуитивное (правополушарное) рисование?
Это наш ключик к своим внутренним эмоциям и переживаниям, к своему подсознанию. Когда человек рисует и не задумывается о своем произведении как художественном, выводит на листе бумаги то, что ему хочется и кажется нужным в данный момент – в его образах всегда проявляется его внутреннее «Я».

Как это работает?
Интуитивное рисование приводит к активизации правого полушария, которое у человека отвечает за идеи, образы, творчество. В то время, как у взрослых, в основном доминирующим является левое – это логика, расчет, ограничения.
Интуитивное рисование – как метод арт-терапии – это замечательный метод избежать внутренней цензуры, убрать эмоциональные блоки  и взглянуть на мир и себя с другой стороны.

Арт-терапия ставит своей целью помочь человеку решить его проблему, понять в чем она заключается, рассмотреть разные и возможные пути выхода и создавшейся ситуации.
И вот здесь интуитивное рисование и помогает. Страхи, зажимы, комплексы, отрицательные  эмоциональные состояния становятся уже не такие значимые, не такие реальные и не такие безвыходные.
Правополушарное рисование одновременно и лечит и диагностирует и приносит  удовольствие от самовыражения!
Самое главное и значимое: ВАМ НЕ НАДО БЫТЬ ХУДОЖНИКОМ! Вы можете рисовать, даже если никогда раньше не пробовали! Арт-терапия против оценивания, сравнений и критики!

Когда моя младшая четырехлетняя дочь нарисовала горы и каплю, и нарисовала очень здорово, и она и я были очень довольны и счастливы. Я от того, с каким  неподдельным интересом происходил весь процесс, Лиза и от результата и от всего происходящего тоже)

Что получают от интуитивного рисования?

-Учатся слушать свою интуицию и себя
-Убирают барьеры « я не смогу», «у меня не получиться»
-Снимают стресс, отрицательные эмоциональные состояния
-Развивают творческий потенциал
-Самовыражаются, доставляя удовольствие себе

Что еще?  Интуитивное рисование используют даже в восстановительном периоде после перенесенного инсульта. Поскольку при работе такого рисования оказываются задействованы разные полушария (и правое и левое) тренируются зоны, которые в жизни мало используются.
И получается, что во время занятий улучшается мозговое кровообращение и происходит общая активизация деятельности головного мозга, что приводит к формированию новых путей взаимодействия между разными областями. А это в свою очередь включает компенсаторные механизмы.

Интуитивное (правополушарное) рисование помогает даже при различных заболеваниях. Особенно его советуют пройти при повышенном давлении, бессоннице, хроническом стрессе. Подходит тем, у кого есть трудности с выражением эмоций или в ситуациях, когда эмоции «кипят» внутри.

Дети во время такого рисования учатся взаимодействию друг с другом, становятся увереннее в своих силах, раскрепощаются.

Арт-терапия — один из самых мягких и, в то же время, глубоких методов работы с подсознанием. Сам процесс творчества, обращаясь к внутренним, естественным ресурсам человека, уже лечит. Арт-терапия в силах помочь изменить что-то в жизни, гармонизировать внутреннее состояние, развить уверенность в себе и гибкость мышления.
Думаю, не буду больше перечислять все плюсы, которые и так очевидны.

Обычно тренинг правополушарного рисования проходит от 2 до 4 часов.
А что делать родителям, которым не с кем на это время оставить детей? А очень хочется?  Приходится откладывать все до «лучших времен»))
Сколько раз, я сама откладывала такой тренинг, а очень хотелось поучаствовать)
Но мне повезло, у меня появилась подруга, моя коллега и просто замечательная мама двоих непосед, которая проводит тренинги по интуитивному рисованию.
И мы, посовещавшись и обговорив все подробности, решили запустить такой тренинг онлайн, чему я несказанно рада.

К тому же, к тренингу будет прилагаться целых 7 бонусов, среди которых целый курс Интуитивного рисования для детей.
Все подробности здесь, а сейчас посмотрите, какие работы Вы сможете нарисовать уже в скором времени:



И еще парочка замечательных работ:


Данный материал авторский! Поэтому, если вы хотите поделиться им, дайте ссылку друзьям на этот пост.
Использование материала, на других сайтах и форумах, возможно только с моего согласия! Использование материала в коммерческих целях запрещено!

poznaemmir.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *