Анатомия человека для начинающих — обучающие основы
1. Не повторяйте анатомический справочник
Изображение анатомии для начинающих может показаться непреодолимым на первый взгляд, так как в теле очень много мышц. Когда вы смотрите на модель и видите множество изгибов на теле, у вас может возникнуть желание достать книгу по анатомии, чтобы понять, что находится под кожей.
Продумывайте рисунок в простых объемах
Приступая к своему рисунку, вам необходимо начать с основных объемов, используя сферы, кубы и цилиндры. Начав с этих простых основ и затем постепенно усложнив их, вы сможете сделать ваш рисунок объемным.
Если же вы копируете контуры фигуры, то вероятней всего у вас получится плоский рисунок.
(Рисунок слева чрезмерно подчеркивает мышцы модели, и он больше похож на рисунок из книги по анатомии, чем на фигуру. Художнику, прежде всего, нужно думать о трехмерной (объемной) форме мышц, чтобы придать образу иллюзию объема)
Помните: Используйте анатомический справочник только для того, чтобы понять, что находится под наружным покрытием тела, но также думайте о каждой мышце в трехмерном пространстве. Не рисуйте мышцы как ряд обыкновенных линий. Вообразите их в виде сфер, кубов и цилиндров.
Учитывая выше сказанное, вам не обязательно всегда рисовать сферы и кубы на странице. Если вы взгляните на такого художника, как Гарри Кармен, заметите, что, хотя он иногда изображает тело схематично, очевидно, что художник думает о трехмерных (объемных) свойствах рисунка.
2. Не акцентируйте свое внимание только на мышцах
Многие художники уделяют большое внимание анатомической проработке в своих работах, из-за чего персонажи получаются мускулистыми или слишком сухощавыми. Фигуры часто выглядят так, словно у них нет кожи и жира. Мышцы нужны для того, чтобы придать больше реализма образу, но они не должны быть главным фокусом изображения.
Используйте мышцы для усиления действия на рисунке
В центре изображения следует передать действие, эмоцию или личностные качества субъекта. Вы же не хотите, чтобы публика смотрела только на некоторые части вашего рисунка; вам нужно, чтобы наблюдатель наслаждался всей фигурой целиком и интересовался тем, что делает эта фигура и кем она является.
Чтобы правильно сосредоточиться на действии, всегда желательно начинать все ваши рисунки с изображения телодвижений. Это является своеобразным планом действий. Все, что происходит после, поможет прояснить и закрепить это действие.
Мышцы должны быть направлены на усиление движения нарисованной фигуры, но не должны привлекать к себе внимание. Хорошим примером являются персонажи комиксов, которых художники изображают с преувеличенной анатомией, чтобы наиболее наглядно была представлена их сила.
Более успешны те комиксы, которые не описывают мышцы героя, а демонстрируют силу персонажа в какой-либо истории. Объем мышц предназначен, прежде всего, для привлечения внимания через тело персонажа к точке действия. Читатель не останавливается, чтобы посмотреть на хорошо развитую мускулатуру главного героя.
(Обратите внимание, как мышцы на рисунке справа отражают телодвижение, изображенное слева. Мышцы используются для усиления действия фигуры, они не являются фокусом рисунка)
Помните: Анатомия нужна не только для того, чтобы рисунок казался более реалистичным, но и для передачи действия и положения всей фигуры.
3. Не рисуйте каждую фигуру с одинаковыми формами
Художники, применяя базовые формы для создания фигуры, часто ошибаются в использовании одних и тех же форм для построения каждой фигуры.
Подстраивайтесь к вашему собственному предмету
Создавая фигуру, вам необходимо искать и приспосабливать требующийся материал к предмету, который вы создаете. Вы же не собираетесь использовать те же самые формы для изображения культуриста, так как он будет похож на борца сумо или бегуна.
Вы должны посмотреть на предмет и выяснить, какие формы являются подходящими для создания образа. Например, некоторые люди имеют квадратовидную форму головы, которая должна быть построены из кубов, а другие — круговидную форму, получаемую из сфер.
(Эти две фигуры находятся в одной и той же позе, но созданы из разных форм. Фигура справа построена из больших блоков, что делает образ более крепким)
Помните: Не нужно постоянно следовать формулам. Наоборот, подстраивайте фигуры к собственному предмету.
4. Не копируйте то, что видите
Если вы копируете увиденное, вы никогда не создадите то, что вы себе представляете. Нет никакого смысла тиражировать фото в чертеже. Зачем дублировать то, что уже существует, когда вы можете интерпретировать и адаптировать изображение по своему усмотрению?
Создайте увиденное на вашей странице
Наблюдательские навыки важны не только для копирования увиденного. Используйте эти навыки для анализа уникальных форм вашего образа, чтобы вы могли перенести их на страницу. Это означает, что вы не просто дублируете части тела. Наоборот, вы воссоздаете фигуру на листе с нуля. Вы начинаете с принятия телодвижения, перестраиваете фигуру трехмерным образом с помощью основных сфер, кубов и цилиндров, затем преобразовываете фигуры в анатомические формы. Это совершенно другой процесс, нежели простое повторение того, что вы видите.
Вы комбинируете увиденное с вашими трехмерными знаниями анатомии, чтобы воссоздать фигуру на странице. Это не только поможет вам разработать рисунок, обладающего массой, но и позволит вам адаптировать и изменить фигуру для создания чего-нибудь нового.
(Это забавный рисунок, помогающий проиллюстрировать важность понимания 3D-форм фигуры, для того чтобы воссоздать ин на листе. Это совсем другой образ мышления, чем простое копирование контуров)
Помните: Работа художника не должна повторять то, что он или она видит. При изображении фигуры вы привносите свои знания анатомии и объемов в рисунке, а не просто копируете контуры. Это делает вашу работу ценной.
5. Обращайте внимание на пропорции и анатомию
Чтобы нарисовать реалистичную фигуру, вам нужно обратить внимание на точное принятие пропорций и анатомии фигуры. Это происходит как от изучения анатомии, так и от хороших навыков наблюдения.
Не будьте слишком жесткими
Анатомия и пропорция важны. Но по-отдельности они не сделают интересного рисунка. Рисунок фигуры, который похож на личность или выглядит динамичным, будет интереснее, чем тот, который содержит в себе соблюдение всех правил.
Анатомия и пропорция играют вспомогательную роль в изображении телодвижений. Главное — передать динамику, движение, позу фигуры, а детали второстепенны. Каждый шаг вашего рисунка должен состоять в том, чтобы создать единую фигуру, которая имеет энергию, даже если это требует изменения пропорций или анатомии.
(Эта фигура имеет преувеличенные пропорции — аналогичные тем, которые используются при рисовании модной одежды. Не важно, что это неправильно, если решение преувеличить является целенаправленным. Вы можете найти множество примеров художников, которые искажают и преувеличивают пропорции по стилистическим причинам)
Помните: При рисовании анатомии художники создают реалистичные фигуры, которые, как кажется на первый взгляд, имеют фактическую массу и объем. Однако анатомия должна добавлять лишь иллюзию движения фигуры и не отвлекать внимания от этого.
Бонусный совет
Теперь, когда у вас есть лучшее понимание изображения анатомии для новичков, переходите от теории к практике рисования человеческих фигур.
Автор: Maria Woodie
Поделиться статьей:
urokiakvareli.ru
Основы человеческой анатомии: расширенные знания о пропорциях тела
Эта статья рассчитана на то, что вы уже имеете представление о базовых пропорциях и расположении соединений в человеческом теле, и вы, так как наверняка не брезговали практикой в этом деле, уже должны быть готовы двигаться дальше. Наиболее очевидные различия можно заметить между мужчиной и женщиной, однако художник также должен быть знаком с тем, как тело изменяется в зависимости от возраста (пока оно всё ещё растёт) и комплекции.
Мужские и женские пропорции
Мужские и женские пропорции настолько разные, что даже скелет (точнее, некоторые его части) может выдавать пол владельца. Имейте в виду, тем не менее, что размещение по вертикальной оси не изменяется: соединения в теле не сдвигаются выше или ниже. Их расположение практически полностью варьируется на горизонтальной оси, иными словами, по ширине определённых частей тела. Как же нам сделать женственней или мужественней изначальный образ? На структурном уровне, на котором мы работаем, есть всего одна большая разница для изучения, а всё остальное – маленькие вспомогательные детали.
Соотношение «Плечи/Бёдра»
Основное отличие – это отношение ширины плеч и бёдер. У женщин значительно более широкая тазовая кость, ежели у мужчины, нужно же им как-то детей вынашивать да рожать. Этот факт имеет свои последствия относительно всего тела. Это значит, что линия бёдер у женщин – самая широкая часть тела,с чем сопоставляется более узкая талия, в то время, как у мужчин самая широкая часть – плечевая линия, а талия едва ли отлична (
Чтобы дать понять идею измерений (подойдите к ней со скептицизмом, потому что впечатление от силуэта в целом всегда превосходит точные расчёты), на нашей базовой фигуре ниже (посредине) я опустил указательные линии по обе стороны головы, а после ещё одни, на расстоянии между центральной осью и шириной одной головы. Эти линии определяют две жёлтых области, где располагаются плечи человека и тазовая кость.
Чтобы сделать из нейтральной фигуры женщину, нужно расширить её таз так, что тазобедренные суставы будут ближе к внешним сторонам жёлтых областей. Положение плеч варьируется, однако не выходит за рамки этого участка. (Обратите внимание, что от этого происходит с ногами: бёдра принимают более конусообразную позицию, чтобы соединить таз и колени, которые не изменили своего местонахождения. Ноги мужчины выглядят более вертикально относительно женских).
Чтобы из нейтральной фигуры получился мужчина, таз должен оставаться узким, в то время как плечевые суставы будут находиться за пределами жёлтой зоны. Опять же, этот фактор может меняться, но они всегда будут стремиться к внешней стороне жёлтой области. Это вновь выливается в то, как представители обоих полов держат свои руки, что вы можете мельком увидеть на предыдущем изображении и в повседневной жизни: женщины придерживают локти преимущественно ближе к телу, а руки в состоянии покоя обычно следуют контурам тела. Женщине нужно намеренно отстранять руки от своего тела. Между тем, из-за того, что плечи мужчины больше «выпирают», руки в состоянии покоя свободно свисают подальше от тела и естественно не располагаются близко к нему.
Меньшие отличия
Уровень талии и локти
Женская линия талии находится на одном уровне с пупком, но мужская располагается значительно ниже. Это заставляет торс мужчины выглядеть длиннее. Это стоит запомнить, т.к. в свои ранние годы я рисовал торсы одинаковой длины и линию брюк такого же уровня для обоих полов, и долгое время удивлялся, почему же мужчины выглядят неправильно. Также, следите за тем, чтобы локти не были ниже талии! Указателем положения локтевого сустава является пупок, поэтому в отличие от женской фигуры, если талия мужчины будет на том уровне, где начинаются его брюки, локти будут находиться куда выше.
Закруглённые или угловатые?
В предвкушении проработанного тела, которое мы вскоре будем рисовать, может быть полезно зарисовывать женщин закруглёнными фигурами, а мужчин – более угловатыми трапециевидными фигурами, ибо это отражает общее впечатление о каждом телосложении.
Вообще говоря, женское тело сделано из гибких закруглённых фигур: грудь и ягодицы, к примеру, –а также, если не видоизменено, оно содержит больше жиров под кожей. Мужские тела более угловатые и имеют более резкие линии, когда мускулисты. Рассматриваемый факт, конечно же, может подвергаться различным изменениям, и является чрезвычайно им поддающимся – можно запросто использовать угловатые формы для худой женщины, например, или гибкие – для упитанного мужчины. Всё же, отметьте, что при закономерно стройном теле женский живот слегка изогнут, а ягодицы закруглены. Мужчина, однако, склонен к плоскости как в плане ягодиц, так и живота.
Тазобедренные суставы
Маленькая деталь, но важная: рисуйте женские тазобедренные суставы снаружи тазовой кости. Они явно выступают, что и делает эту особенность заметной. И наоборот, мужские тазобедренные суставы оставляйте внутри.
Другие детали
- У обоих полов ладони и подошвы шириной с половину лица. Но они длиннее, относительно лица, у мужчины, ежели у женщины.
- Женскому хребту свойственно быть более гибким, и заметно более изогнутым, чем мужской.
- И, наконец, в среднем, мужчины выше женщин!
Насколько важно всё это?
Чтобы было наглядно, вот что происходит, если нарисовать мужчину с женскими пропорциями, и наоборот.
Даже принимая ко вниманию гендерные стереотипы по поводу волос и груди, из-за пропорций и соотношения «плечи/бёдра» тела выглядят отлично от нормы.
Мужские и женские тела могут варьироваться от отмеченных нами, которые мы только что видели, и до андрогинных («двуполых»), то есть тех, которые не позиционируют себя не с той, не с иной стороны. Но лишь скверный художник рисует исключительно андрогинные тела и полагается лишь на поверхностные детали для половых различий.
В одной из будущих статей мы рассмотрим основные типы телосложения (соматотипы), которые являются результатом комбинации структуры и мускулатуры, более внимательно.
Пропорции и возраст
Этот раздел отображает, как пропорции изменяются от рождения и до конца физического роста, который знаменует окончание юности и начало взрослой жизни. На деле, здесь почти всё на ваше усмотрение, так как люди не растут с одинаковой скоростью даже в пределах одной семьи, не говоря уже обо всём мире. Тем не менее, модель очень полезна всем, кто имеет проблемы с указанием определенного возраста персонажа, и мы будем возвращаться к ней для других деталей тела и лица в свое время.
Новорождённый (От 0 до 1 месяца)
Обратите внимание, как в этом возрасте коротки ноги: в этом положении взрослый достал бы коленями плечи, но здесь ноги и руки почти такой же длины, а колено и локоть всего лишь соприкасаются. Дети в этом возрасте всё еще пребывают в позе эмбриона большую часть времени, поэтому я не учитываю ноги, когда говорю, что общая длина составляет около 2,5 голов. Действительно, голова новорожденного выглядит непропорционально большой по сравнению со всем остальным в их теле.
Младенец (От 1 месяца до 1 года)
По истечению трёх месяцев пропорции могут не сильно измениться, но тело становится заметно более пухлым, и по мере того, как ноги потихоньку принимают более свойственное прямоходящему человеку положение, появляется ощущение стремительного роста. Если в 10-месячного поднять (он может быть слишком маленьким, чтобы стоять самостоятельно), он будет выглядеть достаточно похожим на ребёнка, который уже умеет ходить, но с определенными особенностями. Такими, как отсутствие шеи, например.
Ребёнок, начинающий ходить (От 1 до 4 лет)
Судя по всему, чей-либо рост в будущем может быть примерно предсказан посредством умножения роста в возрасте двух лет на два. В любом случае, малыши в этом возрасте — самые маленькие люди, которые могут стоять в вертикальном положении, как и остальные. Голова все еще очень велика для тела (близка по своим размерам к тому, какой будет, когда ребёнок станет взрослым), ноги коротки (чуть больше трети от общей высоты, в отличие от половины для взрослого), и присутствует начало шеи.
Ребёнок (От 5 до 11 лет)
В детстве рост является непрерывным, и это изображение лишь иллюстрирует, каким кто-либо может быть между 7 и 9 годами. Дети этого возраста могут выглядеть худыми, ведь жир, который был ранее, исчез (даже в тех случаях, когда половое созревание позднее способствует увеличению веса). Обратите внимание, что тонкая шея вырастает из почти горизонтальной линии плеча, потому что трапециевидные мышцы и мышцы шеи не развиты. Я упоминаю эту деталь, потому что рисунок ребенка с полностью развитой плечевой линией может выглядеть очень странно!
Подросток (От 12 до 17 лет)
До этого этапа мы не упоминали различия между мальчиками и девочками, потому что половой диморфизм на самом деле не особо проявлялся до сих пор. Если так подумать, мы знаем пол детей более юного возраста лишь потому, что подобающе их одеваем и стрижём волосы, но в этом возрасте очень просто обвести наблюдателя вокруг пальца. Половое созревание, по определению, это время жизни, когда гормоны говорят своё и делают тело зрелым. Женщины достигают половой зрелости раньше, между 8 и 13 годами. Мужчины — между 9,5 и 14 годами. На структурном уровне:
- Разница между талией и размером бёдер увеличивается. Жир может увеличить живот, ягодицы и ноги, и это может являться признаком того, что женщина полностью повзрослела.
- Плечи мужчины становятся шире.
У обоих полов, голова по-прежнему больше, чем в зрелом возрасте, и конечности (ладони, ступни, даже руки и ноги) могут расти быстрее, чем остальные части тела, в результате чего человек может приобрести немного неуклюжий вид. То же самое происходит с животными, кстати!
Следующий этап роста — начало взрослой жизни, где устанавливаются окончательные пропорции, которые пояснялись в разделе, посвященном мужчинам и женщинам. Нет необходимости рассматривать другие возрастные категории в данный момент, потому что человеческая структура больше не меняется. Я просто упомяну, что в глубокой старости кости начинают терять массу, так рост может стать меньше, а тело — «осесть», в результате чего шея будет выглядеть короче, а руки расположатся ниже.
Опять же, насколько важно это всё?
Вот зарисовка четырёх людей…
Первые два человека имеют пропорции как раз для своего возраста. Третий иллюстрирует, что получится, если нарисовать ребёнка с использованием «взрослых» пропорций: крошечный взрослый! Это то, что нужно, если вы рисуете фею или человека-муравья, но это определенно не отображает ребенка.
Верно и обратное: четвертая фигура демонстрирует, как будет выглядеть взрослый с использованием «детских» пропорций. Взрослый будет выглядеть странноватенько, даже если бы череп мог вырасти настолько в действительности.
Несмотря на неизбежность использования разнообразнейшей стилистики, существует определенная минимальная высота, ниже которой «взрослые» пропорции не будут нормальными. Низенькие женщины всего лишь уменьшены в определённой степени; некоторые детские характеристики появятся лишь если рассматриваемые, ну, уж очень низкие. Верно и обратное: очень высокие люди выглядят удлиненными, а не только увеличенными.
Несмотря на грубость этого наброска, мы можем разглядеть высокого мужчину крепкого телосложения, взрослую женщину небольшого роста и подростка (или, возможно, девушку). Как мы это определяем, если нет никаких внешних особенностей и подросток примерно так же высок, как и женщина? Пропорции дают много информации.
Заинтересованный художник, который наверняка изучил все диаграммы выше и осознал их, возможно, воспринял это как тяжёлую работу, но бессознательно, мы все обращаем внимание на массу пропорциональных «подсказок» и их значений. На этом изображении, вы не можете пропустить подсказки в виде широких бедер женщины (признак того, что она взрослая) и неразвитого тела подростка (ни плечи, ни бедра не являются широкими). Это не означает, что рисовать взрослых с намеренно слабовыраженными характеристиками (такими как узкие плечи) нельзя, но при их некорректном изображении можно запороть весь рисунок. Вы, в принципе, можете заметить, что с вашим рисунком что-то не так, но осознать что именно, будет довольно трудно.
Этническое происхождение
Пропорциональные «подсказки», которые я упомянул ранее, отчасти зависят от культурных особенностей. Их становится больше, если мы путешествуем или как-либо иначе изучаем этническое разнообразие, но пока мы этого не делаем, их число не увеличивается. Именно поэтому в западных краях бытует мнение, что японские женщины выглядят моложе, чем они есть: в большинстве описаний, которые вы могли слышать, есть упоминание о том, что их бедра остаются узкими даже в зрелом возрасте, в отличие от европейских женщин, таким образом, нас вводят в визуальное заблуждение. Если мы нарисуем японку с тем же телосложением, что и у среднестатистической европейской женщины (в том числе более широкие бёдра), мы будем удивляться, почему она выглядит более европейкой, чем азиаткой.
Существуют десятки этнотипов и каждый имеет свои собственные характеристики, но даже на самом базовом уровне скелета, мы можем увидеть общую разницу между тремя крупнейшими этническими группами человечества. Поскольку данная предметная область выходит за рамки этих статей, я пишу это просто для информации: нужно осознавать чрезвычайное разнообразие в изображении человеческой фигуры, и, как это ни парадоксально, необходимо начинать рисовать уже имея завершённое представление об общих чертах человеческого тела, чтобы не терять его структурные характеристики.
Время попрактиковаться
До следующей статьи, постарайтесь приметить теорию на практике. Вот некоторые вещи, которые можно сделать, чтобы быть готовым к восприятию следующего урока:
- Наблюдайте, наблюдайте, наблюдайте! Смотрите на людей вокруг, мужчин и женщин, в этот раз, отмечая то, что структурно отличает их. Смотрите на детей разных возрастов, людей разных национальностей, онлайн или в реальной жизни.
- Откопайте ваши детские фотографии (или фотографии ваших детей) в разный период времени, и сделайте на них зарисовку. Обводить только не вздумайте – используйте сочетание впечатления и знаний о модели пропорций, которую мы рассмотрели. Это может быть особенно интересно, если вы сможете найти фотографии с одинаковыми позами, но уже в другом возрасте, т.к. можно будет взглянуть, как изменились пропорции.
- Сами нарисуйте толпу людей, не используя никаких отсылок и источников. Что-либо выглядит не так? Если да, сможете определить, в чём проблема?
cgmag.net
Основы человеческой анатомии: базовые знания о пропорциях тела
Если Вы заглядывали в соседнюю статью об энергии тела, то у Вас наверняка должно было сложиться хорошее представление о том, как свободно делать наброски людей. Здесь же мы собираемся поговорить о том, как этим интуитивным зарисовкам придать структуру, изучая тело с более научной точки зрения.
Если Вы заглядывали в соседнюю статью об энергии тела, то у Вас наверняка должно было сложиться хорошее представление о том, как свободно делать наброски людей. Здесь же мы собираемся поговорить о том, как этим интуитивным зарисовкам придать структуру, изучая тело с более научной точки зрения.
Позвольте отметить, что понадобится не один урок, чтобы познать все прелести человеческого тела. Ведь помимо того, что оно находится среди самых сложных животных структур в природе, так ещё и среди тех, у которых больше всего вариаций: очень мало других видов могут приобретать так много форм и цветов. По этой причине, никому не стоит чувствовать себя раздражённым из-за проблем в рисовании людей; это поистине амбициозное дельце.
Мы собираемся развить этот навык с самых основ, в том же порядке, что и процесс рисования, начинающийся с упрощённого скелета (простого образа или фигуры «человечка»), переходящий в знания о мышечной структуре и затем, наконец, в детализацию каждой части тела и лица.
Первое необходимое основополагающее – пропорции, и мы собираемся попрактиковаться с простым образом определённое время, пока не познакомимся не только с традиционными «идеальными пропорциями», но так же и с тем, как они меняются в соответствии с полом, возрастом и этническим происхождением.
Простой образ
Начинайте чертёж с головы
Образ с правильными пропорциями, вне зависимости от вариаций, предоставляемых полом или чем бы то ни было, задаётся расстановкой суставов, которая неизменна (ибо получается что-то странное, если их переставить). Это наш фундамент для пропорций. Нарисуйте свой собственный чертёж пошагово, вместе со мной, т.к. это действительно помогает изучить материал.
Начните с рисования овала или яйцевидной формы (заострённым концом книзу) — это наша голова, — и отметьте от подбородка вниз восемь мерок такой же высоты, последняя из которых будет касаться «земли».
Такие измерения (идеальный рост мужчины = восемь голов) были заданы во время Ренессанса как идеализация человеческой формы. Наверняка очевидно, что лишь у малого количества людей рост соответствует восьми головам (даже у северных европейцев, которые являлись прототипом этой модели, рост ближе к семи головам), но это всё ещё самая лучшая модель, с которой можно начать, ведь она позволяет проще понять расстановку.
Таз
Нарисуйте тазовую кость следующей, упрощённой до плоской окружности между отметками 3 и 4, с тазобедренными суставами по бокам на четвёртой отметке. Расстояние между оными должно быть, грубо говоря, от 1.5 до 2 голов. Теперь можно нарисовать позвоночник, соединяющий голову с этой наиболее важной частью тела, ведь она является центром тяжести и устойчивости.
Ноги и колени
Давайте предположим, что эта фигура стоит на стопах, которые по своему расположению вертикально выравнены с тазобедренными суставами. Коленные суставы располагаются на отметке 6, и она соответствует расположению нижней части коленных чашечек.
Когда нога выпрямлена, коленный сустав находится на одной линии с бедром и щиколоткой (пример слева). Но эта прямая линия условна: чтобы дорисовать ногу, нужно соединить тазобедренный сустав с внутренней стороной коленной чашечки, а после внешнюю сторону последней с внутренней стороной лодыжки (пример справа). Это очень упрощённое, но точное представление истинной структуры костей, и помогает нарисовать естественно выглядящую человеческую ногу, которая суживается, начиная от бедра, а после расширяется у колена, затем вновь сужаясь. Такое представление также помогает располагать мышцы при более позднем изучении.
Грудная клетка, соски и пупок
Группа грудная клетка-лёгкие – это третья по важности составляющая тела после головы и таза. Упрощённо, это овал, который начинается между отметкой 1 и 2, и опускается к отметке 3; но лучше всего обрезать нижнюю часть, как показано на рисунке, чтобы сымитировать настоящую грудную клетку, так как промежуток между двумя частями важен: он мягок и может иметь разные вариации (плоский живот, мягкий живот, узкая талия), а также тут происходит наибольшее количество смещений и скручиваний в позвоночнике. Хорошо бы это помнить и не соединять торс и таз вместе как два блока, так как это не позволило бы вашему человечку нормально двигаться. Ширина овала сейчас должна быть приблизительно такая же, как у таза.
Две маленьких детали: соски стоит рисовать у отметки 2, едва ли внутри головы (если опустить их на один уровень), а пупок – прямо на отметке 3.
Плечи
Линия плеч находится примерно между метками 1 и 2, а ширина плеч равна ширине 2-3 голов, но их видимое расположение может очень сильно различаться. Для начала, линия плеч слегка закруглена вниз, но при растяжении-сжатии плечи напрягаются, и кривая может приподняться и выглядеть выше.
Более того, трапециевидные мышцы, которые спереди соединяют плечи с шеей, крайне индивидуальны; если они уж очень мускулисты или имеют много жиров, то это может заставить линию плеч выглядеть настолько высоко, как если бы не было шеи; напротив, недостаточно развитая трапеция, часто наблюдаемая у очень юных девушек, создаёт впечатление длинной шеи.
Краткое отступление в «нескелетные» детали здесь для того, чтобы заверить вас в том, что расположение линии плеч остаётся статическим, вне зависимости от того, как оная представлена зрительно. Можете рассмотреть примеры ниже для пущего понимания.
Руки, запястья и ладони
Наконец, руки: запястья находятся на уровне отметки 4, немного ниже тазобедренных суставов, которые прилегают к ним (вы можете проверить это сами, вставая и прижимая запястья к бёдрам). Пальцы заканчиваются, прикинув достаточно грубо, где-то на половине бедра, где находится отметка 5. Локти – несколько сложные суставы, которые мы рассмотрим детально позже, но для начала лучше всего отметить их как продолговатые овалы на одном уровне с меткой 3.
Мы почти закончили. Прежде, чем подвести итоги, давайте расширим эти отметки до линий и увидим, как это выглядит в профиль.
Простейший профиль
Начнём вновь с рисования головы, та же яйцевидная форма, но конец заостряется к низу по диагонали, и опускает вертикальную линию с макушки до земли.
В прямом положении вы можете расположить тазовую кость (болем узкая версия яйцевидной головы), плечо и колени приблизительно на одной вертикальной линии. Они на том же уровне, что и ранее: все суставы, но другие не на той же линии с этими.
Позвоночник в профиль
Со стороны позвоночник выглядит, как будто он преобразован в форму сплющенной буквы «S». От основы черепа он двигается вниз и назад, пока не достигает дальнейшей точки на уровне плеч (между лопатками). Заметьте, что плечевые суставы находятся перед позвоночником! Это потому, снова же, что плечевая линия, на самом-то деле, представляет собой кривую: в синем кружке можно узреть вид сверху.
Позвоночник уходит назад, а далее снова выступает немного выше таза (сзади небольшого, изменяющегося в плане глубины и подобающего для изогнутой спины). В конце концов, он изменяет направление вновь, но совсем немного и заканчивается копчиком.
Грудная клетка и ноги в профиль
Грудная клетка плотно прилегает к позвоночнику и, в закономерно стройном прямостоящем теле, грудь естественно чутка выпирает вперёд.
Тазобедренный сустав находится несколько впереди нашей вертикальной оси, и это сбалансировано тем, что лодыжка находится немного позади. Следовательно, наша линия бедро-колено-лодыжка отклоняется назад, а затем вновь вырисовывается вперёд: от тазобедренного сустава к коленному суставу спереди, и от задней части колена к лодыжке.
Общее впечатление от этой фигуры визуально представляет собой кривую от головы до груди, и до ног (отмечено зелёным), а когда оная сплюснута или зеркально отражена, мы наблюдаем неопределённость или сутулость в осанке.
Руки в профиль
В конце концов, руки. Плечевая часть руки идёт прямо от плечевого сустава, поэтому локоть может быть на одном уровне с последним (либо немножко впереди оного). Но рука никогда полностью не выпрямляется, даже в состоянии покоя, следовательно, предплечье не вертикально: рука слегка сгибается, а запястье подаётся вперёд, прямо на тазовую кость. (Также, когда рука расслаблена, пальцы немножечко сгибаются, как показано на рисунке).
Подбиваем итоги
Мы завершаем изучать простые, ни от чего не зависимые человеческие пропорции, а вот и диаграмма, дабы изобразить всё вкратце:
Заметки о пропорциях
Эти заметки несколько полезны как зрительные напоминания в теле. Они довольно удобны, когда тело не находится прямостоячем положении.
Время попрактиковаться
Мы осилили много материала, поэтому сейчас хорошее время приостановить обучение и рассмотреть простейшую фигуру, прежде чем мы начнём рассматривать различия между структурами мужчин и женщин (и другими). Например, Вы можете внедрить свои новые знания в свои ежедневные зарисовки, набрасывая быстрый динамичный рисунок простейшей фигуры с правильными пропорциями.
Несколько советов
Я постоянно начинаю с головы, но не имеет значения, с какой части тела Вы начинаете рисовать, до тех пор, пока чувствуете себя уверенно и получаете хороший результат. Если же не уверены и Вам от рисунка явно неладно, то я настоятельно советую начинать с головы.
Привыкайте рисовать эту простейшую фигуру налегке, ибо законченное тело будет построено именно на ней. Традиционно, последние штрихи наводятся, а указательные линии стираются (именно поэтому важно не надавливать), но даже когда я делаю зарисовки ручкой с намерением обвести их на другом листе с помощью копировальной бумаги, рисуя лёгкими штрихами я могу наблюдать за тем, что получается.
cgmag.net
Урок из книги «Трехмерное (3D) моделирование и анимация человека»: Анатомия человека. Часть Первая
Отрывок из книги
Трехмерное (3D) моделирование и анимация человека + CD, 2 издание
Питер Ратнер
Компьютерное издательство «Диалектика», 2005г.
Леонардо да Винчи сказал: “Расхождение теории с практикой является полной неудачей ”. Хотя данная книга считается практическим руководством, в ней есть определенные, касающиеся анатомии, посылки, которые следует рассмотреть более тщательным, аналитическим образом. Несмотря на то, что в данной главе обсуждаются вопросы анатомии, она не претендует на то, чтобы считаться полным учебным пособием по этому предмету. Вопросам анатомии посвящено множество отдельных книг, которые могут послужить более подходящим руководством для серьезных студентов, желающих углубленно изучить данный предмет.
Учащиеся художественных специальностей должны понимать, что рисунок, скульптура и трехмерное моделирования тела человека требуют знания анатомии. Следствием недостаточных познаний в данной области является создание непропорциональных и искаженных фигур. Очень часто это можно наблюдать в изображениях, созданных начинающими художниками, когда руки и ноги выглядят как бесформенные сосиски, без соблюдения каких-либо пропорций, а модель в целом выглядит так, как если бы она была составлена из отдельных, не связанных друг с другом кусочков.
Многие люди интересуются, почему художники так часто обращаются к изображению обнаженных фигур. Ответ очень прост. Одежда скрывает цельность фигуры. В первую очередь необходимо четко представлять концептуальное строение тела человека, а уж потом беспокоиться обо всех складках и деталях одежды. Это утверждение справедливо и для анимации. Для начала учащимся будет полезнее увидеть, каким образом двигается тело, а уже потом переходить к рассмотрению действия мышц и костей в “задрапированном” виде. При анимации самой одежды возникают дополнительные сложности, но они будут рассмотрены позднее.
В течение многих столетий художники пытались найти и отобразить идеальное соотношение частей тела человека. В целом, средний рост мужчины или женщины составляет семь размеров головы. Однако, если рассмотреть изображение в двумерной плоскости фигуры, высота которой составляет семь размеров головы, то она покажется далекой от идеальной. Сравните изображения одной и той же женщины, представленные на рис. 3.1 и 3.2. Представленная на рис. 3.2 модель, рост которой равен восьми размерам головы, кажется более стройной и изящной.
Рис. 3.1. Как правило, высота фигуры составляет семь размеров головы
Рис. 3.2. Фигура, высота которой составляет восемь размеров головы, кажется более соразмерной
Если вашей задачей является создание и анимация идеального мужчины или женщины, то рост модели должен составлять восемь размеров ее головы. При использовании двухмерных или трехмерных шаблонов, сначала соответствующим образом измените их пропорции, и только после этого пользуйтесь ими в качестве руководства. Если же вы планируете создать карикатуру, постарайтесь сделать голову непропорционально большой так, чтобы высота фигуры составляла только пять или шесть размеров головы. Суперменов часто изображают очень высокими, с небольшой головой.
Иногда художник изображает модель с учетом того, каким образом она будет рассматриваться. Превосходным примером является скульптура Давида, созданная Микеланджело. Поскольку размеры статуи очень велики и рассматривать ее нужно, подняв глаза, Микеланджело благоразумно вылепил голову чрезмерно большой, зная, что при рассмотрении в перспективе она будет выглядеть нормальной.
На рис. 3.3 показана средняя ширина плеч женщины и высота ее туловища. Ширина плеч женщины составляет две целых и две третьих ширины головы. Ширина плеч мужчины составляет три ширины головы, как показано на рис. 3.4. Высота туловища и мужчины, и женщины, начиная от макушки и до промежности, составляет приблизительно четыре высоты головы.
Рис. 3.3. Ширина плеч и высота туловища женщины
Рис. 3.4. Ширина плеч и высота туловища мужчины
Несмотря на то, что вначале пропорции фигуры человека легче определять в соответствии со сделанными измерениями, в дальнейшем для определения соразмерности лучше полагаться на свои собственные глаза и суждение. Со временем вы научитесь оценивать пропорции в соответствии с собственным здравым смыслом и не будете тратить время, измеряя фигуру человека линейкой.
В начале профессиональной деятельности научное знание анатомии и пропорций тела человека будет полезным, но если следовать им безоговорочно, то это станет препятствием на пути к созданию “живых” фигур.
Прилагайте усилия для создания реалистичных моделей, постигая все секреты создания их структуры, и постепенно развивайте собственный стиль. Когда художники отступают от традиционных способов представления, проявляется индивидуальность их работ, и они становятся более интересными.
Скелет является каркасом, на который накладываются мышцы, сухожилия, жир и кожа. Образование формы тела начинается со скелета. Именно скелет задает пропорции тела. Скелет можно сравнить с каркасной конструкцией дома. Он защищает и поддерживает то, что находится внутри (жизненные органы) и одновременно служит фундаментом внешних частей, таких как мышцы, жир и кожа.
Внутренняя скелетная структура также влияет на внешние контуры фигуры. Этому моменту требуется уделять повышенное внимание, поскольку в некоторых местах кости менее отчетливы. На рис. 3.5 и 3.6 проиллюстрированы некоторые части тела, в которых кости хорошо заметны.
Рис. 3.5. Некоторые видимые кости
Рис. 3.6. Некоторые части спереди и сзади тела, кости в которых видимы
Не изучив строения скелета, будет тяжело создавать модели реалистичных форм. Без этого фигура не будет иметь присущих ей очертаний. В качестве примера можно привести картину Микеланджело Вселенский Суд, на которой изображена его собственная снятая кожа, которую держит Святой Варфоломей (рис. 3.7). Это яркий пример тела, лишенного скелета.
Рис. 3.7. Изображение Святого Варфоломея, держащего в руках снятую кожу (фрагмент картины Микеланджело “Вселенский Суд”)
Художественное изучение скелета гораздо проще медицинского. Учащиеся, которые не хотят уделять должного внимания изучению скелета или вообще игнорируют его, при моделировании тела человека ограничивают себя простым отображением выпуклостей и впадин. Не зная основополагающей конструкции, предназначения, пропорций и важности скелета, начинающие специалисты трехмерного моделирования часто трактуют его как просто один из составляющих факторов, изменяющих контуры тела.
Опытный специалист по трехмерному моделированию понимает важность отображения основополагающей структуры. Необходимо четко представлять, что составляющие тела можно распознавать по крупным частям скелета. Опытный аниматор понимает, что все движения берут свое начало в скелете, который и поддерживает, и приводит в движение мускулатуру.
На рис. 3.8 продемонстрированы различные виды скелета. Его основными составляющими являются череп, позвоночник, ребра, плечо, таз, рука и нога.
Рис. 3.8. Виды скелета
Череп
Череп состоит из двадцати двух костей. На рис. 3.9 продемонстрировано несколько видов черепа, на которых обозначены наиболее рельефные кости. Стандартный метод относительных измерений тела заключается в использовании высоты черепа.
Рис. 3.9. Виды черепа
Единственной мобильной костью черепа является челюстная кость (нижняя челюсть). Остальные кости черепа жестко связаны друг с другом. Череп можно подразделить на две части: черепную коробку, в которой заключен мозг, и кости лица.
В передней части черепной коробки располагается лобная кость. Она придает форму бровям, а также служит защитной кривой над глазами.
Другими основными костями, видимыми на облеченном плотью человеке, являются: надбровная кость или надбровный гребень, собачья ямка (полость ниже глазницы), нижний гребень носовой кости, скуловая кость или скула, нижняя челюсть или челюстная кость.
Для учащихся трехмерному моделированию изучение черепа будет очень полезным. Поскольку слои мышц и жира, располагающиеся поверх черепа, являются относительно тонкими, то структура костей на черепе видна гораздо лучше, чем на других частях тела (рис. 3.10).
Рис. 3.10. Череп оказывает первоочередное влияние на форму головы
См.Часть 2 >>
См.Часть 3 >>
Материал предоставлен к публикации на Render.ru издательством «Диалектика»
render.ru
Пропорции и строение фигуры человека
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Пропорции и строение фигуры человека Пинаева Н.А. ГБОУ СОШ № 956
2 слайд Описание слайда: 3 слайд Описание слайда:У Египтян существовал специальной канон изображения человека. Мужчина как глава семьи изображался выше всех; Его жена не доставала ему даже до плеча; Дети были еще меньше, хотя на египетских росписях они выглядели как маленькие взрослые Лицо и ноги изображали в профиль, ноги – в движении Верхняя часть туловища – анфас Глаза увеличены и подчеркнуты Особенно строго канон применялся к изображению высокопоставленных персон.
4 слайд Описание слайда:Витрувианский человек Леонардо да Винчи
5 слайд Описание слайда: 6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда: 8 слайд Описание слайда: 9 слайд Описание слайда:Творческое задание: Нарисуйте фигуру человека. Постарайтесь соблюсти пропорции и правильное строение тела.
Курс профессиональной переподготовки
Учитель, преподаватель изобразительного искусства
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель мировой художественной культуры
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДВ-195128
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
пропорции и анатомия / Блог помощи художникам [БПНХ] / Табун
Sasha-Flyer в Опросы Табуна
Какая перспектива у нашего бронисообщества в связи с официальным окончанием четвёртого поколения МЛП? Сериал закончился,… 62ShprotaNa в Общеличный блог
Тень желтого льва 124Ramsey в Обсуждения новых серий
Обсуждение серий S09E24-25 — «The Ending of the End» 887HypnoticMist в Общеличный блог
А брони ли ТЫ?… 130ShprotaNa в Срочно в номер
Финальная серия с бессмертными главными героями 49Core_of_Hate в Музыка и ремиксы
Коллаборация — Askometa, Hyper Dash and PrinceWhateverer — SOLIDARITY MAP [Happy Birthday MLP:FiM] 12empalu в Общеличный блог
Финальные оценки всех сезонов и эпизодов My Little Pony с сайта ratingraph 38empalu в Эквестрийская Пустошь
☢ FoE:Remains — версия 0.8 доступна для тестирования 730DxD2 в Общеличный блог
Итоги первого конкурса писателей Клуба Чтения 171BlaadwinDufo в Пони-писатели
Цена бессмертия. Глава 06 12AngryShutty в Гильдия переводчиков
[Перевод] Memorial 2ArdentWolf в За Гранью FiM
Round Trip: flower made cmcs big and ervything went wrong 2Melaar в Блог аниматоров Табуна
Different View of Loneliness 19PizzaPegasus в Пони-писатели
Привет, Рарити 5Nethlarion в Эквестрийская Пустошь
[перевод] Fallout Equestria Frozen Skies: пролог, и Глава 1 20Bildo в Блог им. Ledy_Rabia
Была найдена поняшная версия Джокера (Хоакина Феникса) 4Ruberoid в Пони-трекер
MLP :: Сериал :: Сезон 09 :: 1080p & 720p :: Большая 209Strannick_Moundest в HERP DERP
Истинная концовка FiM или дружба никогда не меняется. 12DxD2 в Обсуждения новых серий
Обсуждение серии S09E26 — «The Last Problem» (финал сериала) 1114Dmitriy_The_Legioner в Эквестрийская Пустошь
Fallout Equestria: Heroes. — Глава 30: «Кому это выгодно» 2tabun.everypony.ru