Кафедра рисунка и графики — МГПУ
Кафедра рисунка и графики
- +7 (499) 488-78-01
- 127550, Москва, Дмитровское шоссе, д. 34, корп. 2, кабинет 216
Кафедра рисунка и графики является выпускающей. Кафедра готовит и выпускает специалистов в области художественного образования по всем видам изобразительного искусства: рисунок, графика, живопись, скульптура.
Традиционно рисунок считается главным предметом подготовки художника любой специальности, поэтому особенное внимание в деятельности кафедры занимает постоянное повышение уровня преподавания академического рисунка. Область профессиональной деятельности наших выпускников включает: образование, социальную сферу, культуру, творческую деятельность во всех видах изобразительного искусства, научно-исследовательскую деятельность в области художественного образования.
Кафедра рисунка и графики является выпускающей по следующим направлениям подготовки:
Бакалавриат:
44.03.01 Педагогическое образование. Профиль подготовки «Изобразительное искусство»;
Магистратура:
44.04.01 Педагогическое образование. Профиль подготовки «Изобразительное искусство» (очная форма обучения). Срок обучения: 2 года;
Аспирантура:
44.06.01 Образование и педагогические науки. «Теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство)» (очная и заочная формы обучения). Срок обучения: по очной форме — 3 года, по заочной форме — 4 года .
По следующим направлениям кафедра участвует в дисциплинах фундаментальной подготовки художников:
- 54.03.01 Дизайн;
- 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы;
- 54.04.01 «Дизайн» (очная форма обучения). Срок обучения: 2 года;
- 44.04.01 Педагогическое образование. Программа подготовки «Декоративное искусство» (очная форма обучения). Срок обучения: 2 года.
В соответствии с учебными планами кафедра рисунка и графики осуществляет руководство следующими видами практик: учебной (пленэр), производственной (педагогической), преддипломной, летней педагогической, научно-исследовательской работой магистров.
Все преподаватели кафедры являются членами творческих союзов, работают в различных видах и жанрах изобразительного искусства, активно участвуют в выставочной деятельности.
В составе кафедры:
- два профессора, доктора педагогических наук;
- шесть доцентов, кандидата педагогических наук;
- один старший преподаватель;
- заведующий лабораторией;
- специалист по учебной работе.
На кафедре обучаются и работают над диссертационными исследованиями пять аспирантов.
Кафедра рисунка и графики хорошо оснащена необходимым оборудованием и материалами для успешной образовательной деятельности по всем реализуемым дисциплинам. Кафедра имеет четыре специализированные мастерские-лаборатории для занятий рисунком и графикой площадью 48 кв. м. каждая. Две поточные аудитории на 50 обучающихся каждая, оснащенные мультимедийной техникой и выходом в интернет. Подсобное помещение для хранения работ — методического фонда кафедры.
Мастерские оснащены мольбертами разного уровня, подиумами для натуры, светильниками для направленного освещения, гипсовыми формами и образцами для рисования, ширмами, шкафами и стеллажами. Мастерские и интерьеры оформлены работами студентов и образцами, наглядно иллюстрирующие программы дисциплин кафедры. В одной из лабораторий находится офортный станок для занятий печатной графикой (монотипия, сухая игла, линогравюра).
В целях популяризации художественного творчества среди широких слоев населения преподаватели кафедры активно проводят конкурсы рисунка, олимпиаду по изобразительному искусству, мастер-классы, круглые столы, встречи с абитуриентами. Каждую среду проводятся дополнительные занятия по рисунку. Периодически преподаватели участвуют в художественных выставках института культуры и искусств ГАОУ ВО МГПУ.
Важнейшей своей задачей кафедра видит повышение качества образования обучающихся по дисциплинам художественной и изобразительной грамоты, методики преподавания изобразительного искусства, подготовки высококлассных специалистов, владеющих современными методами и технологиями обучения в области художественного творчества.
Лучшие рисунки студентов Института им.И.Е.Репина за 2012 год: olga_koshkina — LiveJournal
![](/wp-content/uploads/risovanie-universitet_0.jpg)
Родинская М.А. Мужской портрет. Смешанная техника.
![](/wp-content/uploads/risovanie-universitet_1.jpg)
Дмитренко А.Л. Мужская обнаженная сидящая фигура. Б., уголь.
Sala Italia Академии художеств представляет ежегодную выставку лучших рисунков студентов Института им.Репина за прошедший год. Представлены факультеты живописи ( среди руководителей — профессоры В.Л. Боровик , В.И.Стеценко, В.А.Могилевцев, доценты Н.Д.Блохин, Н.В.Цыцин, Х.В.Савкуев, преподаватели И.В.Овчаренко, М.В.Моргунов, А.И.Дендрина и др.), графики и архитектуры (среди руководителей — доцент А.И.Фоминых, преподаватели А.Х.Курбанов, Ю.О.Бехова). Студенты – с первого по пятый курсы.
![](/wp-content/uploads/risovanie-universitet_2.jpg)
Тетерина Р.В. Мужская обнаженная фигура. Б., сангина. Фрагмент.
Яшина М.О. Голова женщины. Б., уголь.
Синельникова А.Э. Мужская обнаженная сидящая фигура. Б., ретушь.
Бородина А.А. Голова женская. Б., карандаш.
Теплякова М.С. Стопы с анатомическим разбором. Б., ретушь.
Могилевцев Н.В. Складки драпировки. Б., сепия.
Боярчук Е.В. Мужская обнаженная лежащая фигура. Б., сепия.
Шароевский Р.И. Интерьер. Б., смеш. техника.
Корольков М.С. Голова женская. Б., карандаш.
Первова А.К. Интерьер. Б., карандаш.
Шагеева Р.Ф. Голова Геракла. Б., карандаш.
Апостолиди А.И. Интерьер. Б., карандаш.
Лихая М.А. Мужская обнаженная сидящая фигура.Б., ретушь.
Секирин С.А. Мужская обнаженная фигура (спина). Б., сепия.
Клипина М.С. Мужская обнаженная фигура (спина). Б., уголь. Фрагмент.
Лалиашвили И.А. Мужской портрет. Б., сепия.
Бобылькова А.В. Мужской портрет. Б,, уголь.
Шевчук С.В. Мужская обнаженная фигура. Б., сепия.
Яшина М.О. Тройная постановка. Б., смеш. техника. Фрагмент.
Секирин С.А. Женский портрет. Б., масло.
Тетерина Р.В. Мужская обнаженная фигура. Б., сангина. Фрагмент.
olga-koshkina.livejournal.com
Подготовительные курсы по рисунку в Спб Гутд
В художественной школе «АШБЕ» возможны занятия по программам подготовительных художественных курсов университета Технологии и Дизайна.
На вступительных экзаменах в университет сдаются экзамены по рисунку и живописи, а также композиция на заданную тему по специальности. По рисунку при поступлении на факультеты графического дизайна и дизайна интерьера выполняется рисунок натюрморта с введением геометрических форм, бытовых предметов и драпировок. На экзаменах факультета дизайна одежды необходимо выполнить рисунок одетой фигуры и серию коротких набросков человека с натуры. По живописи выполняется натюрморт с натуры гуашью или акварелью.
Для допуска к вступительным экзаменам абитуриент должен предоставить работы по живописи и рисунку для определения уровня художественной подготовки. Абитуриенты получившие “зачет” допускаются к творческим экзаменам.
Дизайн костюма
Экзамен по рисунку проводится в течение 7 академических часов и состоит из 2 заданий:
Объемно-пространственный рисунок с натуры одетой фигуры. Задание выполняется в течении 6 академических часов на листе формата А2 карандашом.
Наброски с натуры одетой фигуры. Задание выполняется в течении 1 академического часа на форматах А4. Техника исполнения — карандаш или мягкий материал (соус, сангина, пастель, уголь и т.д)
Экзамен по живописи проводиться в течение 6 академических часов. Абитуриент выполняет задание “натюрморт” средней сложности с натуры. Формат листа А2. Техника исполнения — акварель, гуашь, темпера.
Экзамен по композиции проводится в течение 4 академических часов. Абитуриент выполняет 3 эскиза костюмов из различных материалов и фактур (ткань, мех, кожа, трикотаж и т.д.). Формат листа А3. Техника исполнения любая — акварель, гуашь, темпера или мягкие материалы (пастель, сангина, соус и т.д)
Графический дизайн
Экзамен по рисунку проводится в течение 6 академических часов. Абитуриент выполняет объемно-пространственный рисунок натюрморта с натуры, состоящий из бытовых и геометрических предметов и драпировки. Формат листа А2. Техника исполнения — карандаш.
Экзамен по живописи проводится в течение 6 академических часов.
Задание — “натюрморт” с натуры в цвете. Формат А2, техника исполнения — акварель, гуашь, темпера.
Экзамен по композиции проводится в течение 4 академических часов. Задание по композиции объявляется непосредственно в день экзамена. Абитуриенту необходимо продемонстрировать владение техникой, композицией и цветом. Формат листа А4, техника исполнения любая.
Дизайн среды, Дизайн ландшафта, Дизайн интерьера
Экзамен по рисунку проводится в течение 6 академических часов. Абитуриент выполняет объемно-пространственный рисунок натюрморта с натуры, состоящий из бытовых и геометрических предметов и драпировки. Формат листа А2. Техника исполнения — карандаш.
Экзамен по живописи проводится в течение 6 академических часов.
Задание — “натюрморт” с натуры в цвете. Формат А2, техника исполнения — акварель, гуашь, темпера.
Экзамен по композиции — 4 академических часа. Абитуриенту необходимо выполнить на заданную тему монохромную композицию из геометрических фигур. Формат листа не менее А2. Техника исполнения по выбору абитуриента.
“Промышленный дизайн”(“Дизайн текстиля”)
Экзамен по рисунку проводится в течение 6 академических часов. Абитуриент выполняет объемно-пространственный рисунок натюрморта с натуры, состоящий из бытовых и геометрических предметов и драпировки или рисунок капители. Формат листа А2. Техника исполнения — карандаш.
Экзамен по живописи проводится в течение 6 академических часов.
Задание — “натюрморт” с натуры в цвете. Формат А2, техника исполнения — акварель, гуашь, темпера.
Экзамен по композиции — 4 академических часа. Абитуриент выполняет графическое задание — монохромную композицию флористических мотивов. Экзаменационная работа включает эскизы, зарисовки, разработку орнамента, стилизацию. Формат листа А3. Техника исполнения по выбору абитуриента.
Монументально-декоративное искусство
Экpамен по рисунку — 7 академических часов. Абитуриент выполняет объемно-пространственный рисунок одетой фигуры с натуры карандашом. Формат листа А2.
Экзамен по живописи — 6 академических часов. Абитуриент выполняет задание “натюрморт” средней сложности с натуры. Формат листа А2. Техника исполнения — акварель, гуашь, темпера.
Экзамен по композиции — 8 академических часов. Абитуриенту необходимо выполнить 2 задания: эскиз на заданную тему и эскиз на свободную тему в заданном формате. Техника исполнения — гуашь, темпера.
Требования к заданиям, на основании которых складывается экзаменационная оценка:
Рисунок
Компоновка в листе
Целостность композиции
Построение предметов
Правильно найденные пропорции
Перспектива, изображение объемов в пространстве
Тональное и графическое решение рисунка
Передача графическими средствами материальности предметов (гипс, ткань, дерево и т.д)
Рисунок должен быть завершенным
Живопись
Компоновка натюрморта на листе, композиционное решение
Правильно взятые цветовые и тональные отношения, соответствующие натуре
Понимание строя живописи — соотношения контрастных и сближенных, теплых и холодных цветов
Передача живописными средствами материальности предметов (ткань, дерево, стекло, металл и т.д)
Работа должна быть завершенной и демонстрировать предметно-пространственное сходство с натурой
Композиция
Организация пространства на листе
Создание выразительной композиции
Понимание ритма, статики, динамики и т.д
Умение работать с различными материалами
Проявление творческой фантазии
Структура СпбГУТД
В состав университета входят институты, осуществляющие подготовку специалистов по художественным и дизайнерским специальностям:
· Институт дизайна костюма
кафедры «Дизайн костюма» и «Дизайн сценического костюма»
· Институт дизайна и искусств
«Дизайн интерьера»
«Теория и история искусств»
«Монументально-декоративное искусство»
· Институт графического дизайна
«Графический дизайн (в арт-пространстве)»
«Графический дизайн (в мультимедиа; Дизайн рекламы; Анимация и графика компьютерных игр)»
· Институт дизайна пространственной среды
Дизайн интерьера, мебели и оборудования
Дизайн среды
Дизайн ландшафта
· Институт текстиля и моды
· Институт прикладного искусства
· Северо-западный институт печати
Графика (художник-график, оформитель печатной продукции)
arthb.ru
Курсы академического рисунка в Москве
Студия Дмитрия Харламова
Дорогие друзья!
Приглашаю вас на бесплатное вводное занятие
курсов академического рисования «Студия Дмитрия Харламова».
Ближайшее вводное занятие состоится в воскресенье. Идёт запись. Количество мест ограничено.
Пишите на [email protected] или звоните по телефону +7 925 632 37 37,
чтобы записаться на бесплатное вводное занятие. Обучение с «нуля» до необходимого уровня.
Для кого
Курсы академического рисунка в Москве «Студии Дмитрия Харламова» будут полезны для детей и взрослых:
- Абитуриентам, планирующим поступать в художественные ВУЗы:
- МГХПУ им. С.Г. Строганова
- МАРХИ (Московский Архитектурный институт)
- МГАХИ им. В.И. Сурикова
- Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина
- 3D-дизайнерам (визуализаторам), готовящимся к профессиональной деятельности, где специалистам выдвигаются требования не только уметь читать чертежи, но и рисовать от руки
- Всем, кто желает научиться рисовать с натуры
Программа курса
Программа курса «Академический рисунок» «Студии Дмитрия Харламова» построена по принципу «от простого к сложному»:
- Стартовый рисунок (нулевой этап)
- Девять основных этапов
Срок освоения каждого из описанных ниже этапов программы «Академический рисунок» зависит от индивидуальных способностей учащегося, что отражено в последней колонке таблицы. Продолжительность обучения зависит от поставленных самим учащимся целей и задач. К примеру, для поступления в МАРХИ требуется уметь рисовать гипсовую голову, а для поступления на некоторые факультеты МГХПУ им. С.Г. Строганова — фигуру человека, тогда как для поступления во многие художественные училища достаточно уметь рисовать геометрические фигуры.
Этап | Наименование | Описание | Мес. |
---|---|---|---|
0 | Стартовый рисунок | В лучших традициях старых академий, ученик на первом этапе копирует «оригинал» учебного рисунка Овладение методикой рисования с натуры: Это самый важный этап во всем курсе. | 1 |
I | Геометрические фигуры | Овладение навыком рисования геометрических фигур (кубик, призма, цилиндр, шар и т.д.). Чередование длительной работы над постановкой из нескольких фигур и работы над набросками одной фигуры. | 2-3 |
II | Натюрморт в технике гризайль | Овладение навыком рисования натюрморта в технике гризайль (монохромная акварель). Гризайль необходима как переходный этап для овладения приемами работы многослойной полноцветной акварелью. | 1-2 |
III | Розетка | Овладение навыком рисования розетки. Розетка – это мотив орнамента в виде лепестков распустившегося цветка или нескольких листьев. Работа над переменной пластикой формы розетки. | 1 |
IV | Натюрморт в технике акварель | Овладение навыком рисования натюрморта в технике акварель, начиная с простых постановок, переходя к более сложным натюрмортам. | 2-3 |
V | Части головы (гипсы) | Овладение навыком рисования частей античной головы (гипсов): глаз, нос, ухо, губы Изучение анатомической пластики частей головы человека. | 2-3 |
VI | Экорше | Овладевание навыком рисования экорше (гипс). Экорше – это учебное пособие: скульптурное изображение головы (фигуры) человека, животного, лишённое кожного покрова, с открытыми мышцами. | 1 |
VII | Античные головы (гипсы) | Овладение навыком рисования античных гипсов (Антиной, Венера, Сократ, Вольтер, Сириянка и т.д.). Изучение анатомической пластики головы человека. | 3-4 |
VIII | Части фигуры (гипсы) | Овладение навыком рисования частей античной фигуры (гипсов): кисти, стопы. Изучение анатомической пластики частей фигуры человека. | 2-3 |
IX | Торс и фигура человека | Овладение навыком выполнять гипсовые торс и фигуру. Изучение анатомической пластики фигуры человека. | 4-5 |
Примеры
Здесь приведены примеры выполненных заданий по основным этапам
программы «Академический рисунок».
Рисунки выполнены одним из учеников мастерской-студии
Л.Е. Рабинса.
I этап. Геометрические фигуры
II этап. Натюрморт в технике Гризайль
III этап. Розетка
IV этап. Натюрморт в технике Акварель
V этап. Части головы (гипсы)
VI этап. Экорше
VII этап. Античные головы (гипсы)
VIII этап. Части фигуры (гипсы)
IX этап. Торс и фигура человека
Результаты
Пройдя курсы академического рисунка в «Студии Дмитрия Харламова» по данной системе обучения, вы будете обладать знаниями и навыками, необходимыми для поступления в любой художественный ВУЗ или колледж Москвы. Кроме знаний, у вас на руках останутся все рисунки, которые вы сможете использовать для своего портфолио.
Портфолио каждого ученика, составленное из рисунков, сделанных в Студии Дмитрия Харламова, отвечает самым высоким требованиям художественно-графической грамотности. Качество работ (рисунков) достигается благодаря эффективной авторской методики и своевременного контроля за ходом работы ученика со стороны преподавателя. С первого занятия ученик знакомится с законами перспективы и, немного позже, с законами светотени.
Начиная обучение с «нулевого этапа», копируя оригинал рисунка и освоив программу рисования с натуры геометрических фигур 1-го этапа
Вы научитесь!
Композиция
• решать задачу композиции рисунка
• видеть основное, главное
• работать над рисунком последовательно:
от общего и главного к частному и второстепенному
• применять условности — упрощенные изображения
Пропорции
• верно передавать форму предмета• использовать вспомогательные линии при построении формы предметов
• устанавливать основные пропорции и соотношения величин предмета
• применять метод визирования
• определять взаимосвязь частей предмета между собою
• детально прорабатывать отдельные элементы предмета
Перспектива
• изображать предметы в перспективе с тремя точками схода• строить перспективу, используя метод центральной проекции
• строить перспективу прямоугольных геометрических тел
• строить перспективу дугообразных геометрических тел (шар, эллипс)
Светотень
• выявлять форму предмета с помощью светотени• правильно передавать светотень и «лепить» форму предмета на плоскости
• определять для каждой плоскости нужный тон светотени
• различать элементы светотени (свет, полутень, собственная и падающая тени)
• использовать блик и рефлекс
• точно устанавливать отношения между светом и тенью
• передавать фактуру поверхности изображаемого предмета
Штриховка
• различным приемам штриховки• определять направление штрихов
Наша студия
Кто ведет?
Дмитрий Харламов.
Архитектор, дизайнер, создатель авторского курса обучения академическому рисунку. Специалист по проектированию зданий и интерьеров, преподаватель курсов академического рисунка, консультант.
Если вас заинтересовали курсы академического рисунка в «Студии Дмитрия Харламова», узнать дополнительную информацию и записаться на
обучение можно по телефону:
8-925-632-37-37
Наши преимущества
Индивидуальная постановка
На один рисунок вы можете потратить 3 дня, а ваш сосед — 2 дня или 5 дней. Скорость работы у всех разная. Обычно постановка собирается каждый раз заново перед началом каждого занятия.
А в «Студии Дмитрия Харламова» у каждого ученика своя индивидуальная постановка, которую мы сохраняем до окончания вашей работы.
Индивидуальный свет
Свет для композиции играет ключевую роль. Обычно используется общее освещение и кому-то везёт меньше, кому-то — больше.
А в нашей студии у каждого ученика свой индивидуальный свет (специальные светодиодные софиты), который грамотно освещает только вашу постановку.
Индивидуальная программа
Обычно все ученики должны успеть выполнить задание за одно и то же время, преподаватель работает с группой.
А в нашей студии занятия проводятся индивидуально с учётом уровня подготовки, способностей и скорости работы каждого ученика.
Дружественная атмосфера
В нашей студии мы не только учимся рисовать, но и общаемся, дискутируем на актуальные темы изобразительного искусства и архитектуры.
Каждый может выбрать свой рабочий темп, передохнуть, выпить чашечку кофе с плюшками, полистать модный журнал по дизайну или альбом любимого художника.
Бонусы
- Лекции по искусству.
Ознакомление с опытом мастеров прошлого и их достижениями. Современное искусство (архитектура, дизайн, мода, скульптура, живопись).
Периодичность: 1-2 лекции в месяц. - Коллективные посещения музеев и частных галерей Москвы.
Стоимость обучения
- Вводное занятие – бесплатное
- Стоимость одного академического часа: от 225 руб
- Оплата производится за месяц вперед; все пропуски за счет занимающегося
- Количество учеников в группе: 5-6
Интенсивность курса | Кол-во занятий в месяц | Стоимость академ. часа | Кол-во академ. часов в одном занятии | Стоимость одного занятия | Общая стоимость за месяц |
---|---|---|---|---|---|
Персональный тренинг | — | 900 | 2 | 1800 | — |
1 день в неделю | 4 | 375 | 4 | 1500 | 6000 |
2 дня в неделю | 8 | 300 | 4 | 1200 | 9600 |
3 дня в неделю | 12 | 225 | 4 | 900 | 10800 |
Вводное занятие | — | 0 | 2 | 0 | — |
Расписание занятий
- Расписание занятий основного интенсивного курса (3 дня в неделю):
Дни недели Время СР 17.00–20.00 ПТ 17.00–20.00 ВС 12.00–15.10 - Расписание занятий менее интенсивных курсов (1-2 дня в неделю) формируется индивидуально,
в зависимости от наличия свободных слотов по следующим дням и времени:
Дни недели Дневное время Вечернее время ПН — — ВТ 11.00 – 14.00 17.00 – 20.00 СР 11.00 – 14.00 17.00 – 20.00 ЧТ 11.00 – 14.00 17.00 – 20.00 ПТ 11.00 – 14.00 17.00 – 20.00 СБ 12.00 – 15.00 — ВС 12.00 – 15.00 — - Занятия персональных тренингов могут проходить в дневное и вечернее время во все дни недели кроме ПН и оговаривается заранее.
- Бесплатное вводное занятие проводится периодически по выходным дням (СБ, ВС). Объявление о проведении ближайшего вводного занятия публикуется на нашем сайте.
Контакты
8-925-632-37-37
www.курсы-академического-рисунка.рф
Студия у метро Октябрьское поле
г. Москва, ул. Маршала Бирюзова, 16
www.xn——7kcabqgia3adocfdzxob1aohjh4au1hxe.xn--p1ai
Кафедра рисунка
История кафедры:
В январе 1879 года в помещении Музея прикладных знаний, располагавшегося на территории Соляного городка, открылась Начальная школа рисования, черчения и лепления училища барона А.Л. Штиглица. Осенью того же года открылся и приготовительный класс. В 1880 году начались занятия в первом классе училища. Устав училища был утвержден еще в ноябре 1878 года, однако собственное здание по Соляному переулку, 13, строившееся в это время по проекту архитекторов Р.А. Гедике и А.И. Кракау, торжественно открылось только 29 декабря 1881 года. Возведено оно было на средства банкира и промышленника барона Александра Людвиговича Штиглица (1814-1884).
При создании училища учитывался опыт, накопленный в области художественно-промышленного образования как в московском Строгановском училище, так и лучших аналогичных учебных заведениях Англии, Германии, Франции. Все программы и учебные планы училища барона Штиглица, которое состояло в ведении Департамента торговли и мануфактур Министерства финансов, имели ясно выраженную практическую направленность. Так, в “Положении” об училище, опубликованном в 1888 году, отмечалось, что целью его создания является “<…> образование рисовальщиков, живописцев и скульпторов для надобностей художественнопромышленных производств, подготовление учителей и учительниц рисования и черчения для средних и низших учебных заведений (общеобразовательных и профессиональных) и вообще содействие развитию художественных способностей в промышленном и рабочих классах”.
Структура училища и устав, разработанный его первым директором архитектором Максимилианом Егоровичем Месмахером (1842-1906), неоднократно претерпевали изменения. К концу XIX века в.связи с ростом потребности в ученых рисовальщиках (такое звание присваивалось выпускникам училища) училище значительно расширило свою деятельность. Открылся ряд его филиалов: Боголюбовское рисовальное училище в Саратове, рисовальные классы в Нарве, рисовальная школа в Иваново-Вознесенске, городские рисовальные классы в Ярославле и другие. Выпускники училища становились высококвалифицированными специалистами в различных областях художественных ремесел, прекрасными учителями рисования. Тому, кто занимался “у Штиглица”, можно было поручить любую чертежную работу. С 1902 года все художественно-промышленные учебные заведения Министерства финансов были разделены на четыре разряда: рисовальные классы, художественно-промышленные мастерские, художественно-промышленные школы и художественно-промышленные училища. Последние имели право организовывать рисовальные школы низших типов, и таким училищам присваивалось название “центральных”.
Обучение в ЦУТР барона А.Л. Штиглица начиналось с рисунка, техническая сторона которого постепенно доводилась до виртуозности. Петров-Водкин вспоминал: “Давая познания по общей изобразительности, школа все внимание ученика сосредоточивала на способах выполнения, она чередовала карандаш, перо, кисть, осложняя и самые объекты изображения от орнамента до натурщика. Все устремлялось на конечную цель школы — дать такое изображение, чтоб с него можно было воспроизвести в точности предмет изображенный. Основные дисциплины рисунка, живописи и скульптуры расходились по линиям специальностей: мебельно-обстановочной, декоративной, майоликовой, чеканной, гравюрной и кожетисненой. Точкой схода была композиция проекционная и выполнение самой вещи”.
Среди первых заданий по рисунку были копирование орнаментов и освоение приемов штриховки. Особое внимание обращалось на специальные упражнения по физическому укреплению кисти руки и развитию глазомера. С маленьких рисунков нужно было делать копии на больших листах, причем строго запрещалось определять расстояния и пропорции с помощью измерительных инструментов, все воспроизводилось на глаз, в этом и был смысл упражнений.
“Обучение велось последовательно, — вспоминал П.Д. Бучкин. — Сначала рисовали орнаменты, затем вазы, потом гипсовые головы и фигуры и уж после переходили к живой натуре. Прежде всего требовалось построить форму одними линиями, не допуская никакой тушевки. После проверки преподавателем правильности построения всего рисунка, переходили к прокладке теней. Тени собственные и падающие надо было строго соблюдать в соответствии с натурой. Заканчивалась работа наложением полутонов — вначале более густых, а затем и самых слабых.
Ясная система легко усваивалась, требование четко определялось, задача была ясна. Не могло быть никакой путаницы. Технический прием рисования указывался преподавателем на самом рисунке, надо было только добросовестно следовать его советам”.
Известный русский художник А.А. Рылов, поступивший в училище по совету Г.М. Манизера, преподававшего там рисунок, много лет спустя писал: “Великолепно оборудованная школа, прекрасное помещение, просторные светлые классы, музей и библиотека <…> Царили строгий порядок и дисциплина. Занятия начинались с девяти часов утра и кончались в пять вечера. Ни на минуту нельзя было опоздать в класс: двери закрывались, и входить не разрешалось.
По коридору расхаживал сам директор Месмахер, держа руки назади. Его величественная фигура с большими пышными волосами напоминала льва. Опоздавшему ученику лучше не попадаться на глаза. Порядок был также и в самом методе преподавания и в выполнении учениками заданий. Бумага должна была быть у всех одинаковая, карандаши тоже. Рисовать углем рас- тушкой и размазывать не разрешалось, способ тушевки у всех был одинаковый. Нельзя было тушевать не проверенный строго рисунок. Кроме карандаша было рисование тростниковым пером, отмывка китайской тушью, много черчения, живопись клеевыми красками, акварелью, масляная живопись по фарфору, майолика, гравюра на дереве, лепка и композиция. С утра лекции по научным предметам, история быта, перспектива, геометрия и др.”
Специальные занятия по обучению первому рисунку проводил выпускник училища Н.З. Панов. В течение двух полугодий он прививал ученикам умение владеть пером, и “окончивший школу знал, как подойти к штриховому рисунку для газеты или журнала” .
Немаловажным подспорьем для учеников было то, что все необходимые для занятий художественные материалы, которые, как правило, приобретались за границей, продавались им по низким ценам.
Учебный план ЦУТР, в составлении которого активно участвовал Месмахер, предусматривал “сообщение учащимся известных научных основании и разъяснении рисовального искусства, относительно, например, сочетания различных линий, происхождения и образования различных форм, фигур, о симметрии, об образовании и сочетании цветов и красок, о физиологии органа зрения, скелета и размерах частей человеческого тела и т. п.” При распределении учебных часов на занятия по рисунку в первых двух классах отводилось “не менее половины числа всех уроков, а в высшем, третьем, классе — не менее двух третей этого числа”. На занятия “из остеологии и топографии человеческого тела”, то есть по пластической анатомии, в третьем классе отводилось “не менее 4-х уроков” в неделю.
Экзамены в училище устраивались в декабре и мае, оценки выставлялись по двенадцатибалльной системе, причем переход в следующий класс был возможен только при получении за рисунок не ниже десяти баллов. Занятия проводились ежедневно утром и вечером. Обучение проводилось раздельно Широко практиковался в училище и институт вольнослушателей, занимавшихся “у Штиглица”, главным образом, рисунком и живописью.
Индивидуальных мастерских, подобных тем, что имелись в Академии художеств, в училище не было, и преподаватели рисунка ежемесячно это, чтобы увидеть в натуре, тогда и будете хорошо рисовать’, — говорил он”. Иногда преподаватели училища выходили за рамки узко практических училищных установок, но подобные устремления не приветствовались и пресекались. Так, в частности, произошло с тем же Кошелевым, преподававшим в училище с 1883 по 1905 год. В “Дневнике” государственного секретаря А.А. Половцова, который более тридцати лет возглавлял Совет училища, есть примечательная запись, сделанная 26 сентября 1883 года: “<…> Профессор Кошелев, назначенный преподавателем в Рисовальное училище; сдерживаю его стремление заставить учеников компоновать и писать картины. Наше дело и дело Академии художеств весьма различны”. Самым значительным среди преподавателей по рисунку был в истории ЦУТР В.Е. Савинский. Месмахеру его рекомендовал крупнейший русский художник-педагог П.П. Чистяков. Ратуя за высокую культуру рисунка и творчески развивая принципы чистя- ковской системы преподавания рисунка, Василий Евменьевич проработал в училище с 1890 по 1916 год.
Бучкин, учившийся у него пишет: “В первый раз я увидел Савинского в 1899 году, когда поступил в училище Штиглица. Про него говорили, что это любимый ученик Павла Петровича Чистякова, друг В.А. Серова и М.А. Врубеля, вместе с которыми он учился у Павла Петровича <…> Савинский вел головной класс, в котором мне пришлось работать во время его дежурства. Нельзя было ему не верить. Его указания были предельно убедительны. Ясным языком, последовательно и настойчиво объяснял он задачу, подводя ученика к самостоятельному ее решению…” . Савинский постоянно подчеркивал важность серьезного и добросовестного отношения к занятиям по искусству и говорил ученикам: “Высокое искусство — просто, а простота даром не дается, она требует громадных знаний _ и долгого прилежного изучения”. Бучкин отмечал, что “Савинский был строгим и прямым в суждениях, ко всем одинаково внимателен, не выбирал ‘любимчиков’. Его ясные взгляды на задачи школы, честное отношение к своим обязанностям учителя, последовательность, настойчивость и искреннее желание всегда вовремя прийти на помощь ученику завоевали любовь к нему и уважение всех, кто у него учился”.
Колоритной фигурой среди преподавателей рисунка был и окончивший архитектурное отделение Академии художеств И.А. Гальнбек. Бучкину он запомнился как “строгий немец, порывистый в движениях, в петлице его пиджака висел солдатский Георгиевский крест. Голова его многоволосая, курчавая, усы в стрелку, борода узкая, длинная с заостренным концом. Глазами сверкал. Стройная фигура выше среднего роста с военной выправкой. На его уроке была тишина, слышно было только шуршание карандашей.
Гальнбек ставил ученикам задачу четко и ясно, а технический прием рисования указывался преподавателем на рисунке. На занятиях он говорил громко, точно так, как будто подавал команду. ‘Не делайте грязь в рисунке! Стройте верно падающую тень — сидите смирно и работайте! Вычищайте ваши руки, а потом рисуйте! Не ходите зря!”’. Рылов вспоминал, как Гальнбек “быстро садился за ученический пюпитр, резким движением ломал острие карандаша — он любил рисовать тупым, молча поправлял рисунок…”. Иногда Гальнбек устраивал для учеников рисование с живой модели у себя дома. На протяжении многих лет он исполнял также обязанности заведующего библиотекой училища, которая славилась первоклассным собранием книг по искусству.
В училище преподавали и некоторые художники из числа передвижников, в том числе К.А. Савицкий, оставивший заметный след в методике обучения рисунку. При его участии установилось проведение так называемых “памятных рисунков”, то есть короткий повтор постановки без модели на память. Эта методика получила высокое одобрение В.В. Стасова, интересовавшегося вопросами художественно-промышленного образования: “Заслуживает одобрения требование от начинающих рисовать в Штиглицевской школе первоначальные геометрические линии, фигуры, а затем орнаменты, чтобы ученики рисовали прямо пером, без возможности поправлять или стирать прочь нарисованное; через этот прием приобретается вначале осторожность, а потом значительная твердость и уверенность рисунка. Потом всякой похвалы заслуживает <…> рисованье с гипсов на память: это прием общераспространенный в лучших школах на Западе, но у нас пока еще мало употребительный, несмотря на всю значительнейшую пользу для будущего художника. В Штиглицевской школе это требование простирается еще дальше: ученики должны даже в натуральном классе <…> рисовать на память целую фигуру натурщика или натурщицы, то, что они наперед рисовали с самой натуры. Требование и приучение превосходные”.
Можно сказать, что в основе обучения рисунку в ЦУТР барона А.Л. Штиглица лежал реалистический метод изучения натуры и рисования с тональной объемно-пространственной моделировкой формы, хотя эта система и не была строго Академической. Следует иметь в виду, что с конца 1890-х годов среди преподавателей училища начали появляться и его собственные воспитанники.
Овладение мастерством давалось ценой напряженного труда. По словам Стасова, требовалось, “чтобы ученики все знали, все умели или, по крайней мере, всем занимались <…> бедный ученик вечно в страшных тисках, ни на чем не успевает порядком сосредоточиться”. Общая учебная нагрузка была действительно настолько большой, что для выполнения всех учебных заданий у учеников буквально не хватало часов в сутках.
Вслед за событиями 1917 года в жизни училища наступило смутное время. Вся прежняя система преподавания была разрушена, старые педагогические кадры утрачены. В 1922 году Высшее училище декоративных искусств (бывшее ЦУТР барона А.Л. Штиглица) было включено в состав Высшего художественно-технического института и в 1924 году прекратило свою деятельность.
В 1945 году после воссоздания училища и приобретения им статуса и структуры института появилась кафедра рисунка, как отдельное учебно-методическое подразделение. В своей работе она продолжила реалистические традиции отечественной школы рисунка и, конечно, в первую очередь ЦУТР барона Штиглица. И снова рисунок занял одно из ведущих мест в профессиональной подготовке будущих мастеров декоративно-прикладного, монументального и промышленного искусства.
В 50–60-е годы в результате целенаправленной совместной работы преподавателей кафедры сложились основные черты так называемой «мухинской» школы рисунка. В дальнейшем удалось не только сохранить потенциал кафедры, уровень академической подготовки, организационный порядок, но и осуществить идею насыщения учебной программы различными графическими приемами вплоть до печатной графики и заданиями, стимулирующими творческое развитие студентов, что обеспечивало более тесную связь академического рисунка с задачами выпускающих кафедр.
В 90-е гг. ЛВХПУ получило статус академии, и в нем произошли заметные структурные изменения, в результате чего кафедра лишилась графических мастерских, и сегодня место печатной графики в учебной программе заняли задачи изучения приемов и технологий “мягкой” графики, т.е. рисование самыми различными графическими материалами при широком диапазоне объектов рисования.
Кафедра рисунка считает свой предмет основой общеакадемического образования будущих художников декоративно-прикладного, промышленного и монументального искусства. Кафедра, как и в прежние годы, ищет свое место в общей системе воспитания и обучения студентов академии, ищет формы стыковки академического рисунка с весьма не схожими методическими концепциями разных выпускающих кафедр многопрофильного художественно-промышленного ВУЗа.
Наша программа и построенный на ее основе учебный план обеспечивают овладение студентами теоретическими знаниями и практическими навыками в объеме полного академического курса, кроме того, на старших курсах студенты осваивают основы творческого рисования и профессиональной графики. Таким образом, кафедра помогает воспитывать у студентов хороший курс, достаточно широкий художественный кругозор, композиционное чутье, столь необходимые качества будущих художников.
Кафедра поддерживает деловые, творческие и товарищеские связи со многими ВУЗами страны, и в первую очередь, с академическим институтом им. И.Е. Репина, выпускники которого раньше и сейчас составляют костяк кафедры. Там же преподаватели кафедры проходят переподготовку на факультете повышения квалификации. Это тоже традиция, и мы ею очень дорожим, ощущая себя составной частью единой петербургской школы рисунка.
В последние годы кафедра рисунка обновила свой состав за счет выпускников Академии и Института им. И.Е. Репина. Хорошими специалистами проявили себя: В.В. Перхун, А.В. Бахтин, А.Н. Базанов, А.Н. Володченко, В.Н. Козлов, А.О. Гришина, Н.А. Сажин, К.К. Константинов, В.В. Губин, И.Б. Кузьмина, П.А. Конош, Р.А. Полозов, Н.П. Кастерпалу, Ю.Н. Агафонов, О.В. Плужник, С.П. Филиппов, М.В.Евдокимов, А.Хромых, О.Юдин, К.С.Молодых.
Школа — это, прежде всего, люди: они создают и реализуют методики, они хранят традиции, они ищут новые пути развития, ошибаются и снова ищут. Школа немыслима без грамотных преподавателей, но это еще не все, дар педагога — это редкий и особый дар, и лишь обладающие этим даром учителя способны принести ученикам реальную пользу, сделать их знающими обученными специалистами, остальное зависит от самих учащихся, от их желания стать художниками, от их способности любить и понимать природу и жизнь.
На сегодняшний день кафедра Рисунка является профилирующей общехудожественной кафедрой Академии и обучает студентов всех отделений вуза, кроме отделения Монументально-декоративной росписи и Реставрации живописи, в течение 5 лет. Предмет рисунок двумя заданиями входит в состав приемных экзаменов. Учебная работа ведется в специально оборудованных аудиториях и натурных классах. На кафедре работает методический совет, лучшие студенческие работы по рисунку и графике собраны в методический фонд, из новых поступлений методфонда регулярно устраиваются методические и отчетные выставки.
Кафедра проводит отдельный теоретический курс пластической анатомии. Для студентов Академии кафедра организовывает пленэрные практики в городе и с выездом в другие города и страны. Проводится работа по довузовскому обучению, а именно: с 1951 года при кафедре работают подготовительные курсы для поступающих в нашу Академию, осуществляется методическое руководство курсом рисунка в подшефной 190-й школе.
Преподавательский состав – основа и самый ценный капитал кафедры. Он всегда формировался из выпускников нашей Академии и Академического института имени И.Е.Репина, и представляет собой самый крупный педагогический коллектив СПбГХПА. Все эти годы кафедрой руководили замечательные художники и педагоги высокого уровня В.А.Оболенский, С.А.Петров, В.И.Шистко. Преподавательский труд отнимает много сил и времени, тем не менее большинство преподавателей активно работают как художники-профессионалы и являются членами различных секций Союза художников России.
Профессора кафедры работают в ГАКах средних и высших художественных заведений города и Российской федерации, выезжают в родственные вузы с методическими выставками и мастер-классами (в города Геленджик, Пятигорск, Челябинск, Москву, С.-Петербург, Омск, Алма-Ату). Кафедра участвует в общероссийских методических конференциях, и сама в 2006 году проводила на базе нашей Академии Всероссийскую конференцию по проблемам учебного рисунка. По материалам своего методического фонда кафедра выпустила книгу-альбом посвящённый своей истории.
www.ghpa.ru
Подготовка в художественный вуз | Artisthall
Мы предлагаем профильные и общие курсы по основным творческим дисциплинам для подготовки и поступления в художественный вуз.
Занятия ведут профессиональные педагоги, художники, члены московского союза художников (МСХ)
Курс разработан на основе программ подготовки по следующим предметам:
- Академический рисунок
- Академическая живопись
- Композиция
- Черчение
Эффективность программы подтверждена большим количеством абитуриентов, поступивших на бюджетные места в самые престижные художественные вузы. Ученики, прошедшие курс обучения, получают высокий уровень подготовки, необходимый для поступления в любой художественный вуз.
Методика подготовки в художественный вуз.
Программа подготовки делится на несколько этапов:
- Определение существующего уровня подготовки абитуриента. Если у вас есть собственные творческие работы, привезите их на первое занятие, это позволит легче определить уровень и особенности техники.
- Требуемая задача. В зависимости от того, какой вуз вы выбрали для поступления, какие предстоят экзамены, и, сколько осталось времени до экзаменов, подбирается оптимальная программа подготовки.
- Поэтапное выполнение заданий в тематике экзаменационной программы
- Ознакомление с теоретическими особенностями выбранных дисциплин, техническими приемами владения графическими материалами и важными деталями каждой постановки.
Натюрморты, гипсовые модели, натура, графические композиции полностью соответствуют постановкам на экзамене.
Благодаря многолетнему опыту обучения художественным дисциплинам наши педагоги разработали эффективную систему подготовки, объединяющую в себе индивидуальный подход к каждому ученику, его способностям, и достижение требуемого результата в зависимости от целей занятий.
Поступление в художественный вуз — это сложный этап в становлении карьеры художника. Выбор вуза, направления, факультета, все эти вопросы необходимо обдумать, и быть готовым к вступительным испытаниям.
Есть несколько важных особенностей при поступлении в художественный вуз.
Предварительный просмотр. Чаще всего перед поступлением проводятся собеседования, где требуют представить работы по рисунку, живописи и композиции для оценки и допуска к вступительным экзаменам. Иногда эта оценка зачисляется в общие баллы, что очень важно. Поэтому для этого этапа вам просто необходимо иметь набор хороших работ по всем требуемым дисциплинам.
Сдача творческих экзаменов. На вступительных экзаменах нужно выполнить определенное задание за ограниченное время. Для каждой дисциплины свои параметры. На подготовительных заданиях мы тренируем навык сконцентрированной работы, чтобы без спешки, не на последних минутах быстро дорисовывать, а спокойно сделать качественную работу, сохранив при этом нервы и силы для будущих экзаменов. Чаще всего, отведенного на выполнение задания времени достаточно, а иногда и с избытком хватает для хорошей работы.
Работа на экзамене. Процесс рисования или живописи на экзаменах — это всегда напряжение, стресс и страх от ожидания результатов и итогов. Как показывает практика, лучший способ не волноваться и уверенно делать работу это предварительные «тренировочные» экзамены, на которых выполняются точно такие же задания за такое же время.
Как гласит неизменное правило «Чем больше мы что-то делаем, тем лучше это у нас получается».
Поэтому приглашаем вас на подготовительные занятия в нашу мастерскую.
Подробнее о программах подготовки по рисунку, живописи и композиции смотрите, перейдя по ссылкам.
artisthall.ru
Кафедра рисунка и живописи | Высшая школа печати и медиаиндустрии Московского политехнического университета (МГУП имени Ивана Федорова)
Институт графики и искусства книги – одна из признанных и самобытных школ российского искусства, история которой восходит к Графическому факультету ВХУТЕМАСа. Недавно нам исполнилось 95 лет. Этот немалый срок подтверждает жизнестойкость методических принципов, заложенных Владимиром Фаворским, Петром Митуричем, Константином Истоминым. По словам Истомина, изучение каждой дисциплины должно происходить«не изолированно от других, но как элемента единого комплекса, где все дисциплины взаимно дополняют и поясняют одна другую, решая общие композиционные задачи специфическими формальными средствами каждой дисциплины».
Кафедра рисунка и живописи одна из трех профилирующих кафедр факультета графических искусств, ответственна за общехудожественную подготовку наших студентов. В разное время кафедру рисунка и живописи возглавляли такие замечательные мастера отечественного искусства как А.Д. Гончаров, Д.Д. Жилинский, А.В. Васнецов, М.П. Митурич-Хлебников, здесь преподавали В.М. Басов, Д.С. Бисти, В.В. Перцов. Сегодня ведущими преподавателями кафедры являются Народный художник, Заслуженные художники А.И. Дубов, А.А. Федулов, Заслуженный работник высшей школы Ю.И. Чувашев.
Занятия рисунком и живописью продолжаются пять из шести лет учебы, на младших курсах они дополняются Перспективой и Пластической анатомией. По окончании первого и второго курсов наши студенты участвуют в пленэрных практиках, где закрепляются навыки, приобретенные во время аудиторных занятий. Обычно эти практики проходят в Москве и ближнем Подмосковье, а летом 2012 и 2013 пленэры прошли во Франции.
Главной задачей кафедры является профессиональная «постановка глаза» учащегося. Обучение строится на последовательном освоении различных пластических методов, сложившихся в практике мирового изобразительного искусства. Это светотеневой, локальный, пространственно-цветовой и декоративно-плоскостной методы изображения. Вариативность методических установок от курса к курсу сопровождается постоянной заботой о достижении сходства изображения и натуры, грамотного и выразительного изображения формы предмета и пространства, их взаимосвязей.
Опыт композиционного мышления и практики, приобретенный в процессе обучения рисунку и живописи, дает нашим студентам существенное конкурентное преимущество. Ведь фундаментальные композиционные закономерности распространяются не только на искусство изобразительное. И в этом – уникальность методической концепции нашей школы. Мы выпускаем рисующих дизайнеров. Наши выпускники приходят в профессиональное сообщество подготовленными к выполнению широкого спектра творческих задач – иллюстрирование книги журналов, дизайн печатных и web-изданий, станковая графика и живопись.
А.С. Котляров,
заведующий кафедрой рисунка и живописи,
профессор, кандидат искусствоведения
mgup.ru