Рисунки интерьер русской избы – Внутреннее убранство русской избы

Русская изба: интерьер и дизайн


Гениальная в своем простом воплощении — русская изба, Россия в малом. Без наружного блеска, где “все просто, все прилично, все исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг…”

Изба

Само слово “изба” произошло от “истопить”. Истопкой в старину называли отапливаемую часть дома — истьбу (избу).

Печь

Илья Муромец провел на ней 33 года, Емеля использовал в качестве транспортного средства, а девочка из сказки “Гуси-Лебеди” спрашивала совета. Теплая большая русская печь занимала не только главную часть дома, но и главное место в понимании этического Она обогревала избу, кормила и даже лечила ее жильцов. По диагонали от нее, в дальнем углу от нее, устраивался красный угол.

Красный угол

Это всегда была самая освещённая часть дома: обе стены, образующие угол, имели окна. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти в красной угол избы только по особому приглашению хозяев.

Мужская и женская половины избы

Напротив красного угла располагался бабий угол (кут): здесь женщины занимались своими домашними делами, готовили пищу, пряли, ткали, шили. От остального пространства избы кут отгораживали занавеской. Около входной двери находился мужской угол — коник, где обычно ставился большой сундук. В нем хранили самое ценное имущество, на нем же спал хозяин дома.

Интерьер и дизайн

Обстановка в избе была скудной. Главным предметом мебели являлись лавки, на которых не только сидели, но и спали. По традиции на лавку клали три подушки. В горнице ставили кровати, но спали на них редко. Они служили скорее украшением дома и демонстрацией благосостояния семьи.

Мы могли бы уделить еще больше внимание особенностям интерьера и дизайна русской избы, но вряд ли у нас получится рассказать об этом также образно, как у русского поэта Льва Александровича Мея:


В низенькой светелке, с створчатым окном

Светится лампадка в сумраке ночном:

Слабый огонечек то совсем замрет,

То дрожащим светом стены обольет.

Новая светелка чисто прибрана:

В темноте белеет занавес окна;

Пол отструган гладко; ровен потолок;

Печка развальная стала в уголок.

По стенам — укладки с дедовским добром,

Узкая скамейка, крытая ковром,

Крашеные пяльцы с стулом раздвижным

И кровать резная с пологом цветным.


Диана Чанкселиани.

Читайте также:

cyrillitsa.ru

«Культура Руси! Интерьер русской избы»

Разделы: МХК и ИЗО


Вид занятия: бинарный урок.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока:

1. Познакомить учащихся с интерьером русской избы.

2. Дать представление о быте русских крестьян XVII–XVIII веков.

3. С помощью рисунков закрепить полученные знания, вспомнить внешний вид избы, ее строение.

4. Развивать воображение, фантазию.

5. Воспитывать интерес к быту крестьян, традициям нашего народа.

Оборудование урока:

а) Для учителя. Репродукции образцов предметов народного быта, в классе оформлен уголок русской избы, выставка литературы: “Русская изба” Н.И. Кравцов; Т.Я. Шпикалова “Народное творчество”; учебник истории за 8 класс; журнал “Народное творчество” (1990 г., № 2), магнитофон, кассета.

б) Для учащихся. Альбомы, карандаши, резинка, краски (акварель, гуашь), тетрадь по ИЗО.

Музыкальный ряд: грамзапись “Золотое кольцо”; “Во поле березка стояла”.

Оформление классной доски: по центру в верхней части доски написана тема урока. Внизу, справа и слева развешены репродукции образцов предметов народного быта.

План урока:

1. Организационная часть — 1–2 минуты.

2. Сообщение темы, цели и задач урока — 1–2 минуты.

3. Мини-сценка — 6 минут.

4. Рассказ учителя истории “Быт крестьян” — 5 минут.

5. Беседа с учащимися (повторение пройденного материала) — 5 минут.

6. Практическая работа — 20–25 минут.

7. Выставка детских работ. Анализ — 2–3 минуты.

8. Завершение урока, задание на дом — 1–2 минуты.

Ход урока

I. Организационный момент

Установить должную дисциплину в классе. Отметить отсутствующих. Сообщить цели и задачи нового материала.

II. Мини-сценка

Звучит русская народная мелодия в исполнении учителя музыки (баян). Входят девушки садятся на лавку, поставленную в русской избе.

Первая девушка: Вот и прошел денек, весь в трудах да заботах, а под вечер собрались мы отдохнуть.

Вторая девушка: Засиделись, может попляшем, повеселимся, косточки разомнем?

Третья девушка: Лодырь да бездельник — им праздник и в понедельник!

Четвертая девушка: Ныне гуляшки, завтра гуляшки — находишься и без рубашки! Давайте работать!

Девушки начинают работать и поют песню: “В низенькой светелке, огонек горит, молодая пряха у окна сидит” (2 раза). Проигрыш на баяне.

Первая девушка: А мой вот ездил на ярмарку, туески купил. Посмотрите, какой я рушник вышила! (Показ настоящего рушника, туеска).

Вторая девушка: Да у тебя и посуда красивая (обращает внимание на оформление уголка избы). Произносит пословицу “Не дом хозяина красит, а хозяин дом”.

Третья девушка: Добра твоя речь, что в избе есть печь. Печь нам мать родная. И изба жильем пахнет.

Песня:

То не ветер ветку клонит,
Не дубравушка шумит, то мое сердечко стонет
Как осенний лист дрожит.

Снова звучит русская народная мелодия в исполнении учителя музыки (баян).

Девушки тем временем садятся за свои рабочие места.

III. Рассказ учителя истории “Быт крестьян”

С детских лет мы читали и смотрели русские народные сказки. И часто действие в них разворачивалось внутри деревянной избы. Сейчас стараются возродить традиции прошлого. Ведь не изучив прошлого, мы не сможем оценить настоящее и будущее нашего народа. И сегодня мы продолжаем наш разговор о быте русского народа. В частности, разговор пойдет об интерьере русской избы. Я перечислю несколько предметов, которые находились в избе, а вы попробуете их зрительно представить, сделать необходимые записи в тетрадях по ИЗО. Во всем этом вам помогут репродукции, работы учащихся и наш уголок русской избы. Обычно ставилось самое необычное:

A. Лавка, которая прикреплялась к стене и на которую стелились половики.

Б. Скамья, которая подвигалась к лавке, покрывалась и получалась кровать. На кровать клали 3 подушки (по традиции).

В. Столы — приделанные, передвижные.

Г. Стольцы — табурет для гостей. Позже их стали называть стульями.

Д. Обязательно висела колыбель (большая, широкая на вырост).

Е. Умывались из лохани.

Ж. На поставцах ставили разную посуду:

  1. Миси — блюдо куда наливали суп, большие блюда на второе.
  2. Тарелки — из меди, серебра до 300 грамм.
  3. Различных форм туяса.
  4. Клали ложки, которые были подписаны (помечены).
  5. Вилки двузубые.
  6. Ножиками не пользовались, поэтому их клали где-нибудь отдельно.

Вся посуда хорошо отделывалась и расписывалась местными мастерами. И самая необходимая вещь в быту – это русская печь, которая обогревала и кормила крестьянина. Около печи ставили жбан с водой, ведра, вешали полотенце, которое вышивалось в ручную. Особенно была необходима прялка. За ней коротали зимние вечера, возле нее узнавали все новости, и самое главное, с ее помощью одевался русский человек. Кроме всего этого, обстановка в русской избе была очень простой. Стены оббивались красным тесом (искусство краски не разгадано). Пол и потолок позже оббивались материалом, а потом рогожей (это делали только в богатых домах). По этому поводу существуют загадки:

“Два братца глядятся, а вместе не сойдутся.” (Пол и потолок.)

“Сто частей, сто постелей, у каждого гостя своя постелью.”  (Бревна избы.)

Всю последующую работу проводит учитель ИЗО.

IV. Беседа с учащимися (повторение пройденного материала)

Таким образом мы подошли к следующему разделу нашего урока. Сейчас мы стараемся возродить традиции культурной и духовной жизни русского человека, но для этого нужно все понять, прочувствовать, изучить. И первый вопрос к классу:

1. Что представляет из себя внешний вид избы?

2. Рассказать о строении избы, используя свои готовые рисунки, эскизы (это было домашним заданием).

3. Какими художественными средствами выразительности вы пользовались при изображении избы?

4. Какие правила вы применяли при построении русской избы?

5. Назвать этапы работы?

6. Показать подобранный материал по внешнему и внутреннему виду русской избы?

7. Какие загадки вы нашли и подобрали по теме: “Русская изба”.

V. Практическая работа

Учащимся предлагается выполнить эскиз интерьера русской избы. В работе можно использовать готовые эскизы, выполненные в карандаше, необходимо их только выполнить в цвете.

По ходу самостоятельной работы учащихся педагог может помогать и подсказывать, если кто-нибудь затрудняется.

VI. Выставка детских работ. Анализ.

Учащиеся вывешивают свои работы на специально отведенное место.

Учитель предлагает самим учащимся проанализировать свои работы, используя наводящие вопросы:

1. Что вам хотелось показать в своей работе?

2. С чего начинали свою работу?

3. Какими средствами художественной выразительности вы пользовались?

4. Чем представленные работы похожи, чем отличаются?

5. Применялся ли закон перспективы при построении комнаты и как?

6. Ваше впечатление от данной работы?

Оценка учителем. Мне понравились ваши работы по композиционному решению, по построению, по колористическому решению, по умению правильно передать быт русских крестьян. Использовали не только знания полученные на этом уроке, но и привносили свою фантазию, воображение.

При анализе можно выбрать хорошую и плохую работу, объяснить детям, что верно и что ошибочно в каждом из рисунков.

VII. Завершение урока и задание на дом

В конце урока сообщается учащимся о том, что работу по знакомству с традициями русского народа мы продолжим на следующем уроке. И следующая тема будет “Древние образы в народном искусстве, символика цвета и формы”. Подобрать иллюстративный материал по народной мебели, народной посуде, народной вышивке.

В конце урока звучит народная музыка “Во поле березка стояла”.

Учащиеся встают, приводят свои места в порядок.

Работы учащихся

8.02.2006

urok.1sept.ru

Презентация для урока ИЗО «Декор русской избы»

Декор русской избы

Учитель ИЗО Федорина И.В

Декор русской избы

Глаголем, кошелем и брусом

Дом строили с резным крыльцом,

С обдуманным мужицким вкусом

И каждый со своим лицом.

В. Федотов

Искусство каждого народа начинается с архитектуры. Когда-то на Руси леса тесной стеной окружали деревни и села. И поэтому дерево прочно вошло в русское народное искусство. Чудесной резьбой покрывали мастера не только предметы интерьера, но и саму избу

Фасад – лицо избы

  • Фасад – лицевая сторона дома, выходящая на улицу.

Крестьянский дом называли родной, родимый, как называют дорогого человека. Дом – кров по своей значимости находился в одном ряду таких понятий, как жизнь, добро, родная земля

Русская изба состояла из трех частей:

верхняя часть – жизнь души, поэтому самая нарядная

конек небесная колесница

сруб – с него начинали строить, это жизнь человека, здесь он родится, здесь и умрет

клеть – комната без окон, в ней хранились бочки с вареньем и соленьем

Солярная орнаментика. Древний языческий символ солнца в крестьянской резьбе

Русская культура вся обереговая, предназначена оберегать человека.

Одним из распространенных изображений русской избы является образ русалки – берегини

Конь — охлупень

С давних пор избы украшались удивительными украшениями фантастических коньков. Их вырубали топором из корневищ деревьев. Считалось, что коньки приносят дому счастье

Фронтон дома

Свои наблюдения за движением солнца по небосводу наши предки сумели запечатлеть в образном строе фронтона дома

Доски — полотенца

Доски — полотенца украшают спереди фронтон избы

Символы солнца и земли на резных полотенцах крестьянских изб

Причелина

Левый конец причелин символизировал – утреннее восходящее солнце, а правый – вечернее заходящее

Причелины-«хляби» изб (заклинательная орнаментика)

Наличники окон

На окнах изб были наличники с вырезанными цветами, травами или изображениями разных животных

Через передние окна в избу входили свет солнца, новости деревенской жизни. Окно связывало мир домашней жизнь с внешним миром, и поэтому так торжественно – наряден был декор окон

Верхняя часть наличников

На наличниках можно было увидеть фигурки птиц, клюющих виноград, изображения фантастических животных

Варианты композиционного решения крестьянского интерьера

Внутренний мир русской избы

В низенькой светелке с створчатым окном Светится лампадка в сумраке ночном: Слабый огонечек то совсем замрет, То дрожащим светом стены обольет. Новая светелка чисто прибрана: В темноте белеет занавес окна; Пол отструган гладко; ровен потолок; Печка развальная стала в уголок. По стенам – укладки с дедовским добром, Узкая скамейка крытая ковром, Крашенные пяльцы с стулом раздвижным И кровать резная с пологом цветным. Л. Мей

Воздух в избе особенный, пряный, наполненный ароматами сухих трав, еловой хвои, печеного теста

В переднем углу избы располагался красный угол . Его еще называли в народе большой, святой. Это– духовный центр дома. В углу стояли иконы украшенные вышитым полотенцем, пучки сухих трав. Рядом стоял обеденный стол

В одном из задних углов избы располагалась русская печь . Она была основой жизни, главным оберегом семьи, семейным очагом. Печь кормила, спасала от холода, избавляла от хвори. А сколько сказок было рассказано детям на печи!

Рядом с устьем печи стоят на вытяжку железные ухваты , которыми ставят в печь и достают горшки . А в самом низу находится подпечье. Там хранились лопаты для выпечки хлеба, кочерга

Перед устьем печи ладно устроен шесток – широкая толстая доска, на которой размещались горшки и чугунки

Для новорожденного подвешивали к потолку избы нарядную люльку . Мягко покачиваясь она убаюкивала младенца под напевную песнь крестьянки

Почти в каждой избе, имелся ткацкий станок

Под потолком шли полавошники , на которых располагалась крестьянская утварь

Около печи укрепляли деревянный настил – полати . На полатях спали, а во время посиделок или свадьбы туда забиралась детвора и с любопытством глазела на все происходящее в избе

Вопросы для повторения:

  • Зачем люди украшают свои жилища?
  • О чем может рассказать декор крестьянской избы?
  • Назовите элементы избы
  • Какой угол являлся духовным центром дома и какие события могли происходить здесь?
  • Какую роль играла печь в жизни крестьянской семьи?

Список использованных источников:

  • Н.А. Горяева О.В. Островская. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. М. Просвещение, 2006 г.
  •   М.А. Некрасова Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. М., 1983
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/ Изба
  • http://www.slavyanskaya-kultura.ru/slavic/tradition/ruskaja-izba.html
  • https://www.google.ru
  • http://rodonews.ru/news
  • http://cyrillitsa.ru/posts/679-russkaya-izba-interer-i-dizayn.html

kopilkaurokov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *