Почему львы на средневековых рисунках не похожи на настоящих: загадки древних бестиариев
Искусство средневековых художников не отличалось реалистичностью изображения. Достаточно посмотреть на то, как они рисовали львов!
Metropolitan Museum of Art
Средневековые львы кажутся особенно странными на фоне других животных. Почему-то их изображали с большими головами, человеческими лицами, нереалистичными зубами и крыльями; гримасничающими, играющими на музыкальных инструментах, а иногда спокойными наблюдателями — верными спутниками Святых.
Сегодня эти образы вызывают у нас разве что смех (помните же тот мем со львом и палкой?). Но не думаем, что средневековые творцы рисовали комичных зверушек, чтобы повеселить будущие поколения. У тех художников была иная миссия.
Фантастические твари обитают в бестиариях
Нелепые львы встречались на первых страницах бестиарий — рукописных сборников, где публиковались нравоучительные тексты с описаниями различных животных. Все зоологические статьи в подобных «энциклопедиях» сопровождались странными картинками, на которых с трудом можно было узнать реальных живых существ.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Вот, например, вы никогда не поверите, если мы скажем, что на фотографии ниже изображен крокодил. Проверено: это правда крокодил, который всегда плачет после того, как съедает человека.
Неужели люди той эпохи просто не умели рисовать или были не достаточно развиты? Вряд ли. Отсутствие таланта, как и уровень просвещенности общества, отнюдь не объясняет такой подход к отображению действительности. Вспомним, сколько великих произведений подарила нам античность — а ведь это более ранняя цивилизация. Казалось бы, имея богатое культурное прошлое, средневековая Европа должна была приумножить опыт предков, сделав несколько шагов вперед и в живописи, и скульптуре. Но история выбрала иной путь.
Говоря о средневековой живописи, нужно понимать главное: когда художник изображал ведомых и неведомых зверушек, он не преследовал цели показать реалистичный объект в деталях. Вместо этого он пытался передать идею, воплощенную в образе. Другими словами, в основе живописи того времени лежал символизм. Учитывая стиль жизни, моду, религиозность средневекового общества было бы невежественно недооценивать его искусство.
Символизм средневекового льва
Впрочем, как и сейчас, лев представлялся средневековым людям символом мужества, власти, богатства. В бестиариях царь зверей неспроста занимал самое почетное место, ему посвящались наиболее сложные и длинные главы. За каждым описанием животного всегда скрывались религиозные подтексты (их поведение показывало, как должно быть организовано общество), и образ льва часто сравнивался с Христом.
Художники рисовали дурацких львов, потому что не видели их вживую
Еще одна причина, по которой художники средневековой Европы рисовали уродливых львов с искаженными пропорциями, заключалась в их неосведомленности. Большинство из них никогда не видели настоящих львов своими глазами, а потому срисовывали животных с работ других художников или следовали слегка выдуманным описаниям из трактатов священнослужителей.
Уже в период раннего Средневековья львов практически полностью истребили на европейском континенте, а завозились они только в качестве дипломатических подарков для правителей, богатых и влиятельных людей. И так как содержались экзотические животные в неволе, у простого народа не было возможности даже издали на них посмотреть.
Пещерный лев • Анна Новиковская • Научная картинка дня на «Элементах» • Палеонтология
Лев на снегу, добывший на обед северного оленя (Rangifer tarandus), — странное зрелище для современного человека. Мы привыкли считать местами обитания царя зверей африканские саванны или, на худой конец, тропические леса. Но на рисунке изображен, конечно, не современный лев ( Panthera leo), а его вымерший родич — пещерный лев (Panthera spelaea), живший в эпоху плейстоцена во всей Евразии, от Португалии на западе до Чукотки на востоке. Древнейшим окаменелостям пещерного льва не меньше 62 тысяч лет, а вымер он около 13 тысяч лет назад.
Название пещерному льву дал немецкий палеонтолог и зоолог Георг Август Гольдфус, описавший его как Felis spelaea в 1810 по черепу, найденному во Франконском Альбе на юге Германии. Хотя ни пещерным, ни даже львом в строгом понимании этого слова зверь не был. Многие ученые считали пещерного льва лишь подвидом современного, адаптировавшимся к суровым северным условиям. Однако, судя по данным генетического анализа, предки пещерных и обыкновенных львов разошлись около полумиллиона лет назад, после чего больше не скрещивались. Таким образом, пещерный лев не приходится царю зверей близкой родней, хотя и ближе к нему, чем к тигру, подвидом которого его также предлагали считать некоторые исследователи. В отдельный вид пещерного льва выделили в 2006 году, исходя из строения черепа и зубов. Генетические данные это только подтвердили.
Вопреки названию, пещерный лев, как и современные большие кошки, не мог проводить много времени в пещерах (там слишком мало еды, чтобы прокормиться) и в основном добывал себе пищу в степи или в лесу. Судя по сохранившимся скелетам, пещерные львы были несколько крупнее современных африканских: 340 килограммов против 230 у самцов ныне живущих львов. Это не самые крупные кошки в истории: американский лев (предками которого, кстати, были пещерные львы, проникшие из Евразии в Северную Америку) и один из видов смилодонов — Smilodon populator — весили до 400 килограммов. Но всё же пещерные львы были достаточно грозными, чтобы составлять конкуренцию другим евразийским хищникам, таким как волки и медведи. Как и у современных львов, пещерные львицы были меньше самцов.
О внешнем виде пещерного льва ученые судят по сохранившимся в вечной мерзлоте мумиям детенышей, редким уцелевшим волоскам и наскальным рисункам древних людей. Благодаря им мы знаем, что у пещерных львов не было гривы, либо она была очень слабо выраженной, но зато шерсть была гуще и плотнее, чем у современных львов — это определенно можно считать адаптацией к жизни в условиях ледникового периода. Шерсть пещерных львов была примерно того же цвета, что и у современных, разве что немного светлее. На конце хвоста имелась хорошо узнаваемая кисточка темных волос.
На рисунках первобытного человека пещерные львы всегда изображены группами, в крайнем случае — парами, так что можно предположить, что, подобно современным родственникам, они охотились прайдами. Тем не менее некоторые исследователи утверждают, что пещерный лев мог в этом отношении скорее напоминать тигра и охотиться в одиночку. Не исключено, что на самом деле в разных частях ареала львы вели себя по-разному; в конце концов, даже современный лев в Африке может охотиться на добычу многочисленными группами, а в Индии азиатские львы (
Вероятно, основной зоной обитания пещерных львов были открытые травянистые равнины, напоминающие современные саванны, где бок о бок с большими кошками жили мохнатые аналоги африканских животных — мамонты, шерстистые носороги, дикие лошади, северные олени, волки и кошачьи меньших размеров. Судя по составу стабильных изотопов углерода в костях львов, их основную добычу составляли олени, преимущественно северные, тогда как мамонтята попадали львам на обед не чаще современных слонят. Время от времени львы лакомились и «экзотическими блюдами»: например, в Германии были найдены признаки того, что зимой эти большие кошки могли охотиться на находящихся в спячке пещерных медведей ( Ursus spelaeus).
Не отличавшийся разнообразием рацион пещерных львов мог поставить их выживание под угрозу, когда с потеплением климата привычные львам просторы тундростепи постепенно сменялись лесами, а многочисленные оленьи стада начали сокращаться. Неясно, сыграли ли свою роль в исчезновении львов люди, однако они определенно могли забить свой гвоздь в крышку гроба, охотясь на животных, предпочитаемых львами, и истребляя самих хищников. Так или иначе, около 14 тысяч лет назад пещерные львы исчезли в Евразии, а тысячу лет спустя — и в Северной Америке, примерно в одно время со своими дальними потомками — американскими львами.
Любопытно, что ближайшие из современных родственников пещерных львов — современные львы — проникли далеко на север, до юго-западной Азии и юго-восточной Европы, таким образом заселив часть их ареала. Однако они так и не расселились до Заполярья, не достигли Чукотки и не перебрались в Северную Америку, и уже в I веке нашей эры был убит последний европейский лев, а численность выживших азиатских львов на сегодняшний день не превышает тысячи особей.
Рисунок Генриха Хардера с сайта ru.wikipedia.org, 1 января 1920 года.
Анна Новиковская
этюдов львов | Художественный институт Чикаго
CC0 Обозначение общественного достояния
Действия с изображением
Об этой работе
Делакруа создал эти предварительные изображения для ближайших Лев Атласских гор (1927. 1646), который появится в перевернутом виде в результате процесса печати. Экспериментируя с несколькими позициями для добычи льва и двумя выражениями для самой кошки, этот сокращенный лист предлагает несколько закрытых сессий в Jardin des Plantes. Всегда усердный в своих исследованиях, Делакруа даже попросил разрешения приехать до того, как зоопарк откроется для публики, чтобы посмотреть, как кормят львов.
Статус
Отдел
- Печать и рисунки
Художник
- Эжен Делакруа
Титул
- Исследования львов
Место
- Франция (национальность художника)
Дата
- 1829 г.
Средний
- Кремовая верже, графит
Размеры
- 22,7 × 34,2 см (8 15/16 × 13 1/2 дюйма)
Кредитная линия
- Коллекция Дэвида Адлера
Справочный номер
- 1950. 1411
Манифест IIIF. Международная структура совместимости изображений (IIIF) представляет собой набор открытых стандартов, которые обеспечивают широкий доступ к цифровым медиа из библиотек, архивов, музеев и других культурных учреждений по всему миру.
Узнать больше.
- https://api.artic.edu/api/v1/artworks/72534/manifest.json
Расширенная информация об этом произведении
- Лойс Дельтей, Le Peintre-Graveur-Illustre, III (Париж, 1908), нет. 79.
- Прайс, Рисунки Делакруа (Лос-Анджелес, 1961) (илл.).
- Ира Московиц, Великие рисунки всех времен, III (Нью-Йорк, 1962), нет. 741.
- Гарольд Иоахим, Французские рисунки и альбомы для рисования девятнадцатого века (Чикаго, 1979), нет. 2Е4.
- Мелоди Питерс, Рисунок: пространство, форма и выражение (река Верхнее Седло, 2002).
- Тюбинген, Германия, Kunsthalle Tübingen, «Ingres und Delacroix: Aquarelle und Zeichnungen», 12 сентября — 28 октября 1986 г., кат. 152; ездил в Брюссель, Дворец изящных искусств, с 6 ноября по 21 декабря 1986 г.
- Франкфурт, Германия, Städelsches Kunstinstitut и Stadtische Galerie, «Делакруа: Работы на бумаге», 23 сентября 1987 г. — 4 января 1988 г.
- Карлсруэ, Германия, Staatliche Kunsthalle Karlsruhe, «Eugène Delacroix», 1 ноября 2003 г. — 1 февраля 2004 г., с. 190, кот. 78 (ил.).
Поместье художника [Lugt suppl. 838а]. Рене Поль Юэ (умер в 1928 г.), к 1908 г. [согласно Delteil 1908]. Продано, Отель Друо, Париж, 28 июня 1946 г., лот 132. Продано Марселем Гио, Париж, Институту искусств, 1950 г.
Информация об объекте находится в стадии разработки и может обновляться по мере появления новых результатов исследований.