«Внутренний мир русской избы»презентация к уроку ИЗО 5 класс
Внутренний мир русской избы
Презентация к уроку
по ИЗО в 5классе.
Составила учитель ИЗО
МОУ «СОШ с.Сулак»
Федулова Н.Я.
Внутренний мир русской избы
Глаголем, кошелем и брусом Дом строили с резным крыльцом, С обдуманным мужицким вкусом И каждый со своим лицом. В.Федотов
Русская изба.… С ней мы уже не раз встречались на наших уроках, и вновь возвращаемся к этому образу. Человек, чувствуя себя незащищенным от космических сил и стихий, стремился создать свой мир, свой дом – добрый и уютный. Мы уже знакомы с узорочьем декоративных элементов избы, ее конструкции: фронтон избы — чело, передняя часть – лицо, окна – глаза. Рубленая изба являет собой модель мира – соединение трех космических стихий – неба, земли и подземного мира.
Внутреннее убранство
В низенькой светелке с створчатым
окном
Светится лампадка в сумраке ночном:
Слабый огонечек то совсем замрет,
То дрожащим светом стены обольет.
Новая светелка чисто прибрана:
В темноте белеет занавес окна;
Пол отструган гладко; ровен потолок;
Печка развальная стала в уголок.
По стенам – укладки с дедовским добром,
Узкая скамейка, крытая ковром,
Крашеные пяльцы с стулом раздвижным
И кровать резная с пологом цветным.
Л. Мей
Потолок связывался в народных представлениях с небом; матица ( средний брус, несущий деревянный потолок), олицетворяла собой млечный путь. Путь на небе.
- Под потолком шли полавошники , на них располагалась крестьянская утварь. Посуда обычно была деревянной или глиняной. А около печи укрепляли деревянный настил – полати. На полатях спали.
Почти в каждой избе имелся ткацкий станок – красна, на нем женщины ткали.
Для новорожденных подвешивали к потолку избы нарядную люльку .
Люльку укрепляли на гибком шесте к матице.
Пол – землю; домотканые половики – дорожки, посланные в направлении от двери к передним окнам, — были образным выражением идеи пути-дороги.
Подпол символизировал нижний, подземный мир.
Окно-око – связь с большим миром, белым светом. Дом смотрел на мир окнами – очами, оно связывало мир домашней жизни с внешним миром.
Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения, условно поделенного на два основных центра – духовный и материальный .
Под материальным центром мы понимаем мир предметов, предназначенных для нашего тела, здоровья, благосостояния. В крестьянском доме источником всего этого была печь – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Не случайно печь распространенный персонаж, часто встречающийся в русских сказках.
Печь — кормилица
“ Что есть в печи – все на стол мечи” – говорит русская пословица. А что же в ней такое есть. Что можно “метать” на стол? Угольки и головешки, что ли? Такой вопрос может задать только человек, никогда не видевший русской печи – отопительного сооружения, популярного на русской земле с начала 15 века. Эта печь служит не только для обогрева жилища, но и для приготовления пищи. На ней можно сушить впрок продукты – грибы, например (а можно высушить и валенки после зимней прогулки). На печи можно было “погреть косточки” старикам – для этого она была снабжена лежанкой. Даже помыться в печке можно было. Обратите внимание на отдельные детали и форму печи. Перед устьем печи устроен шесток, на который размещали чугунки. Небольшие углубления в стенках печи служили для сушки лучины или в зимнюю пору для просушки варежек. Под шестком, снизу печи, можно увидеть углубление для хранения дров.
В переднем углу избы находился духовный центр дома. Духовный — от слова “душа”. Это сфера, которая ведает чувствами человека, его мыслями, горестями и радостями, Для того, чтобы поделиться своими бедами, обидами, страхами, попросить любви и счастья, люди обращались к иконам, украшенным вышитыми полотенцами. Рядом стоял стол. За него усаживали дорогих гостей для душевной беседы.
Красный угол (передний, большой, святой) – обращен к юго-востоку. С востоком соединялось представление о рае, блаженном счастье, животворящем свете и надежде; на восток обращались с молитвами, заклятьями, заговорами. С эпитетом “красный” очень много связано. Вспомните, красна девица…Красная скамья, красные окна, красный угол.
Красный значит красивый, главный. В красном углу находилась божница, украшенная сухими целебными травами, по праздникам белоснежными полотенцами с вышивкой и кружевами. Красный угол олицетворял зарю. В этой части избы происходили важные события в жизни семьи, самых дорогих гостей усаживали в красном углу, на красную лавку за стол.
Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себе она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.
kopilkaurokov.ru
Презентация по ИЗО на тему «Внутренний мир русской избы» (5 класс)
Внутренний мир русской избы (Можно использовать для дистанционного обучения).
Глаголем, кошелем и брусом
Дом строили с резным крыльцом,
С обдуманным мужицким вкусом
И каждый со своим лицом
В. Федотов
В низенькой светелке с створчатым окном
Светится лампадка в сумраке ночном:
Слабый огонечек то совсем замрет,
То дрожащим светом стены обольет.
Новая светелка чисто прибрана:
В темноте белеет занавес окна;
Пол отструган гладко; ровен потолок;
Печка развальная стала в уголок.
По стенам – укладки с дедовским добром,
Узкая скамейка, крытая ковром,
Крашеные пяльцы с стулом раздвижным
И кровать резная с пологом цветным.
Л. Мей
Здесь существует тот же порядок, который наблюдается в природе, все как в природе, — гармонично и совершенно.
Потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет.
Потолок связывался в народных представлениях с небом; матица (средний брус, несущий деревянный потолок), олицетворяла собой млечный путь. Путь на небе.
Под потолком шли полавошники, на них располагалась крестьянская утварь. Посуда обычно была деревянной или глиняной. А около печи укрепляли деревянный настил – полати. На полатях спали.
Почти в каждой избе имелся ткацкий станок – красна, на нем женщины ткали.
Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась – стол, лавки, сундуки, посудные полки – вот, пожалуй, и всё.
Для новорожденных подвешивали к потолку избы нарядную люльку. Люльку укрепляли на гибком шесте к матице.
Пол символизировал – землю; домотканые половики – дорожки, посланные в направлении от двери к передним окнам, — были образным выражением идеи пути-дороги.
Подпол символизировал нижний, подземный мир.
Окно-око – связь с большим миром, белым светом. Дом смотрел на мир окнами – очами, оно связывало мир домашней жизни с внешним миром.
Для освещения избы в вечернее время использовали лучину или керосиновую лампу. Керосиновая лампа подвешивалась к потолку или ставилась на стол.
Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения, условно поделенного на два основных центра – духовный и материальный.
Под материальным центром мы понимаем мир предметов, предназначенных для нашего тела, здоровья, благосостояния. В крестьянском доме источником всего этого была ПЕЧЬ – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Не случайно печь распространенный персонаж, часто встречающийся в русских сказках.
«Догадлив крестьянин, на печи избу поставил» – гласит русская пословица. Действительно, печь – душа крестьянского дома. Она и кормилица, и поилица, и тела согревательница. Без печи нет избы. Само слово «изба» произошло от древнего «истба», «истопка». Изначально избой называлась отапливаемая часть дома. Расположение печи определяло планировку избы. Ее обычно ставили в углу справа или слева от входа. Угол напротив устья печи считался рабочим местом хозяйки. Все здесь было приспособлено для приготовления пищи. Рядом с печью стоят ухваты, кочерга, лопаты, которыми ставят хлеб в печь, деревянный ушат с водой, на полках стоят чугунки, горшки и прочая кухонная утварь. Выемку где горит огонь закрывает заслонка. Внизу печи подпечье считается, что это жилище домового.
В переднем углу избы располагался красный угол. Это было самое почётное место – духовный центр дома. В углу на полочке стояли иконы, украшенные тканым или вышитым полотенцем, пучки сухих трав, рядом стоял обеденный стол. В этой части избы происходили важные события в жизни крестьянской семьи. Самых дорогих гостей усаживали в красном углу за стол накрытый нарядной скатертью – столешником. От двери до боковой стены была устроена широкая лавка с крышкой. На ней мужчины обычно занимались хозяйственными работами. Подшивали обувь, мастерили сбрую и предметы домашней утвари. Под потолком шли полавошники, на которых располагалась крестьянская утварь, а около печи укрепляли дощатый настил – полати. На полатях спали а во время посиделок или свадьбы туда забиралась детвора и с любопытством наблюдала за происходящим или слушали интересные рассказы взрослых членов семьи о том как жили до них. Передавая тем самым из уст в уста историю своей семьи и происходящих попутно событий.
Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, происходило действие многих календарных обрядов. В свадебном обряде сватание невесты, выкуп ее у подружек и брата совершались в красном углу; из красного угла отчего дома ее увозили на венчание в церковь, привозили в дом жениха и вели тоже в красный угол.
Во время уборки урожая первый и последний колосья урожая устанавливали в красном углу. Наделенные, по народным преданиям, магической силой, они сулили благополучие семье, дому, всему хозяйству. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти в красный угол только по особому приглашению хозяев. Его старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название «красный» означает «красивый», «хороший», «светлый». Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. На полки возле красного угла ставили самую красивую домашнюю утварь, хранили наиболее ценные бумаги, предметы.
Повсеместно у русских был распространен обычай при закладке дома класть деньги под нижний венец во все углы, причем под красный угол клали более крупную монету.
В русской избе мужчины обычно работали, отдыхали днем на мужской половине избы, включавшей в себя передний угол с иконами и лавку около входа. Женщины и дети находились днем на женской половине возле печи. Места для ночного сна также были распределены. Старые люди спали на полу около дверей, печи или на печи, на голбце, дети и холостая молодежь — под полатями или на полатях. Взрослые брачные пары в теплое время ночевали в клетях, сенях, в холодное — на лавке под полатями или на помосте около печи. Каждый член семьи знал свое место и за столом.
Хозяин дома во время семейной трапезы сидел под образами. Его старший сын располагался по правую руку от отца, второй сын — по левую, третий — рядом со старшим братом. Детей, не достигших брачного возраста, сажали на лавку, идущую от переднего угла по фасаду.
Женщины ели, сидя на приставных скамейках или табуретках. Нарушать раз заведенный порядок в доме не полагалось без крайней необходимости. Человек, их нарушившего, могли строго наказать. В будние дни изба выглядела довольно скромно. В ней не было ничего лишнего: стол стоял без скатерти, стены без украшений. В праздничный день изба преображалась: стол выдвигался на середину, накрывался скатертью, на полки выставлялась праздничная утварь, хранившаяся до этого в клетях. В традиционном русском жилище лавки шли вдоль стен вкруговую, начиная от входа, и служили для сидения, спанья, хранения различных хозяйственных мелочей. Каждая лавка в избе имела свое название
Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.
infourok.ru
Презентация по изобразительному искусству «Внутренний мир русской избы» (5 класс)
Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация по изобразительному искусству «Внутренний мир русской избы» (5 класс)Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Внутренний мир русской избы
2 слайд Описание слайда:Русские деревни удивительно гармонично вписывались в окружающую природу. Ощущая свой дом частицей природы, где все подчинено порядку, целесообразности и красоте, крестьянин чувствовал себя защищенным и сильным, а значит, и свободным.
3 слайд Описание слайда:Свое жилище крестьянин воспринимал как особый мир. Дом имел три вертикальных яруса, напоминавших о трех мирах. Потолок, чердак и крыша уподоблялись миру вышнему, светлому, преображенному .
4 слайд Описание слайда:Изба напоминала о мире освоенном, земном, освященном, в котором протекала жизнь человека.
5 слайд Описание слайда:Подклет (подполье) напоминал о мире недоброй, нечистой силы. Большим наказанием считалось, если проказника запрут в подполье.
6 слайд Описание слайда:Все крыльцо украшалось резными ажурными подзорами. На крыльцо вели ступеньки. Крыльцо – «распахнутые руки» дома. Оно связывает его с улицей, соседями. «Жить в соседях – быть в беседах». Давай поднимемся на крыльцо и откроем дверь.
7 слайд Описание слайда:Входя в избу, волей-неволей каждый должен поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить: дверь в избу низкая. А порог наоборот, высокий, чтоб меньше дуло. Порогу придавали особое значение: он считался рубежом между миром внутренним и внешним. Переступали его с молитвой и крестным знамением.
8 слайд Описание слайда:Воздух в избе особенный, пряный, наполненный ароматами сухих трав, печеного теста. Войдя в избу, сразу обратишь внимание на печь, она занимает почти половину избы. С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Не даром говорится: «Печь греет и варит, печет и жарит. Она накормит, обсушит и порадует душу».
9 слайд Описание слайда:Перед устьем печи ладно устроен шесток – широкая толстая доска, на которой разместились горшки, чугунки.
10 слайд Описание слайда:Рядом с устьем печи стоят навытяжку железные ухваты, которыми ставят в печь и достают горшки.
11 слайд Описание слайда:А так же у печи находился деревянный ушат с водой.
12 слайд Описание слайда:Сбоку печь закрывали стенкой или пристраивали ящик в виде шкафчика с дверцами – голбец. Часто его расписывали яркими красками, изображали на нем птиц, зверей.
13 слайд Описание слайда:Правый от печки угол назывался бабий кут. Здесь командовала хозяйка, все было приспособлено для приготовления пищи.
14 слайд Описание слайда:Другой, левый от печки угол назывался красный, то есть красивый. Красный угол был обращен к юго-востоку. Он принимал первые лучи солнца и как бы олицетворял собой зарю. Здесь на нарядной угловой полке (божнице) устанавливались иконы, горела лампада. В красном углу ставили стол, за которым обедала вся семья. Эта часть дома была самой почетной. Если хозяин хотел оказать гостю особое почтение, то приглашал его в передний угол.
15 слайд Описание слайда:От двери до боковой стены была устроена лавка – конник, это было место мужской половины. Здесь мужчины осенними и зимними вечерами занимались ремонтом обуви, мастерили, чинили конскую упряжь.
16 слайд Описание слайда:Под потолком укрепляли полавочники с утварью, а у печи устраивали деревянные настилы – полати, на них спали. А во время посиделок или свадьбы туда забиралась детвора и с любопытством глазела на все происходящее в избе.
17 слайд Описание слайда: 18 слайд Описание слайда:Значительное место в избе занимал деревянный ткацкий стан – кросно, на нем женщины ткали. Его отдельные детали нередко украшались круглыми розетками – знаками солнца, а также скульптурными изображениями коней.
19 слайд Описание слайда:Для новорожденного подвешивали к потолку нарядную люльку. Мягко покачиваясь, она убаюкивала младенца под напевную песнь крестьянки.
20 слайд Описание слайда:Когда спускались сумерки, жгли лучину. Для этого служил кованый светец.
21 слайд Описание слайда:По полу тянулись радужные домотканые половики-дорожки. Они и впрямь напоминали дорогу, стелющуюся по земле. Во многих северных деревнях сохранились дома с расписными интерьерами. Иногда кажется, что весь мир вместился в старинном доме: деревья и травы, птицы и животные, земное и небесное, видимое и невидимое.
22 слайд Описание слайда:Курс профессиональной переподготовки
Учитель, преподаватель изобразительного искусства
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель мировой художественной культуры
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-263460
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 5 класс) по теме: План-конспект урока ИЗО в 5 классе Внутренний мир русской избы
Тема: «Внутренний мир русской избы». Урок № 2.
Класс 5-й.
Цели и задачи урока:
•формирование у учащихся образное представление об организации и мудром устроении внутреннего пространства избы;
•воспитание уважения к традициям и культуре русского народа.
Личностные результаты:
— Развитие коммуникативных качеств у школьника в процессе практической деятельности;
Метапредметные результаты:
— Умение оценивать результат – художественный ответ – на поставленную задачу;
Предметные результаты:
— Знание образного языка народного прикладного искусства;
— Приобретение опыта выполнения декоративной работы.
Оборудование для учителя: компьютер, проектор, презентация, учебная иллюстрации с изображением внутреннего убранства избы.
Оборудование для учащихся: альбом для рисования, карандаш, фломастеры, цветные карандаши, учебник для 5 класса «Декоративно-прикладное искусство», Н.А Горяева.
Тип урока: урок применения предметных умений.
Методы обучения: элементы проблемного обучения, игра «Угадайка», работа в паре.
Организация учебной работы: фронтальная, индивидуальная.
План урока:
- Организационный момент (1 мин)
- Создание проблемной ситуации (1 мин)
- Повторение пройденного материала на прошлом уроке. Игра «Угадайка» (15 мин)
- Проверка домашнего задания (5 мин)
- Самостоятельная работа (20 мин)
- Подведение итога урока (1 мин)
- Рефлексия (1 мин)
- Домашнее задание (1 мин)
Ход урока:
- Организационный момент (1 мин).
Настраиваю учащихся на рабочую обстановку, проверить готовность детей к уроку (альбом, простой карандаш, ластик, линейка, цветные карандаши, фломастеры и т.д.).
Предлагаю школьникам сформулировать тему, цели и задачи урока.
- Создание проблемной ситуации (1 мин)
Задаю проблемный вопрос классу, ответить на который попрошу учащихся в конце урока, при подведении итога:
— Какие предметы являются жизненно важными в крестьянской избе?
- Повторение пройденного материала на прошлом уроке. Игра «Угадайка» (15 мин)
На данном этапе урока я активизирую учебно-познавательную деятельность учащихся, пробуждаю их интерес к теме урока при помощи создания игровой ситуации, стихотворений-загадок и слайд-презентации (слайды 1-10).
Предлагаю выполнить работу в паре. Каждой паре учеников необходимо ответить на вопросы-загадки, которые демонстрируются в слайд-презентации, вписать ответы в инструктивную карту (карта прилагается ).
После заполнения карты 3 ученика выходят к доске и выписывают свои ответы на каждые 4 вопроса. Предлагаю остальным учащимся задать вопросы отвечающим и оценить их ответ. По окончании игры каждая пара учеников сверяет ответы с доской, при необходимости исправляет свои ошибки, выставляет себе оценку. В ходе игры для привлечения внимания учащихся к теме урока задаю вопросы, например:
— Какой угол является духовным центром дома?
— Чем служила печь в крестьянском доме? и т.д.
На данном этапе урока я применяю несколько компонентов: работа учащихся в паре, создание игровой ситуации, оценивание одного ученика другим, самооценка, использование ИКТ.
- Проверка домашнего задания (5 мин)
- К данному уроку необходимо было найти репродукции–иллюстрации с изображением пространства крестьянского дома. Иллюстрации вклеить в тетрадь.
Предлагаю сдать тетради с выполненным домашним заданием.
- Самостоятельная (творческая) работа (20 мин)
Задание: закончить рисунок «Внутренний мир русской избы», раскрасить. (Наброски выполнены на прошлом уроке).
В начале выполнения задания предлагаю учащимся несколько вариантов интерьера крестьянской избы. Показываю на слайде рисунки-схемы. (слайд 11). Обращаю внимание на деревянный пол и стены. Ученики обогащают свои рисунки изображением крестьянских вещей: прялка, ушат, ухват, люлька, полотенца, дорожки и др. На данном этапе урока у учащихся формируются навыки самостоятельной работы.
- Подведение итога урока (2 мин). Рефлексия.
По окончании занятия школьники выходят к доске, демонстрируют свой рисунок классу и отвечают по своему рисунку на поставленный вопрос в начале урока:
— Какие предметы являются жизненно важными в крестьянской избе?
-Что у тебя хорошо получилось?
— Какую оценку ты себе поставишь?
- Домашнее задание (1 мин)
Всем: найти 3-4 иллюстрации, вклеить их в тетрадь: Деревянные узоры, резьба, роспись русских изб (окна, крыша, ворота). По желанию: составить мини-рассказ о деревянных узорах русской избы.
Инструктивная карта (ответы)
Класс___________
Фамилия, имя
______________________
______________________
Задание: Впишите название предметов интерьера крестьянской избы.
- Красный угол_____________________________________
- Печь, ухват, полати, полавошники____________________
- Полотенце, ушат, люлька, стол, лавка_________________
- Мужская половина дома: коса, топор, молоток, пила____
- Женская половина дома: посуда, ложки, миски, прялка, ткацкий стан
- Орнамент, полотенце, дорожки, скатерть_______________
- Ендова____________________________________________
- Ухват, чугунок_____________________________________
- Скопкарь__________________________________________
- Вальки____________________________________________
- Детская люлька_____________________________________
- Рубель____________________________________________
Оценка:______
nsportal.ru
Презентация по изобразительному искусству на тему «Внутренний мир русской избы» (5 класс)
Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация по изобразительному искусству на тему «Внутренний мир русской избы» (5 класс)Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Внутренний мир русской избы Урок изобразительного искусства в 5 классе Подготовила: Шляпина Татьяна Александровна, учитель ИЗО МАОУ «Ленская СОШ»
2 слайд Описание слайда:Изба на Руси начиналась с крыльца, которое «зазывало» гостей войти внутрь дома.
3 слайд Описание слайда:Изба условно делилась на несколько зон.
4 слайд Описание слайда:Самое важное место в избе занимала печь.
5 слайд Описание слайда: 6 слайд Описание слайда:Она хорошо нагревала дом, надолго сохраняла тепло.
7 слайд Описание слайда:В ней приготавливали и пищу.
8 слайд Описание слайда:Красный угол был самым главным и почетным местом в доме. На Руси изба всегда выстраивалась определенным образом с учетом сторон горизонта, красный угол находился с восточной стороны, в самом дальнем и хорошо освещенном месте. В нем находился домашний иконостас.
9 слайд Описание слайда: 10 слайд Описание слайда: 11 слайд Описание слайда:Считалось важным, что при входе в избу, человек в первую очередь должен обратить внимание на икону.
12 слайд Описание слайда:Иконы устанавливались на специальной полочке и обязательно должны были стоять в определенном порядке. Самыми главными иконами, которые должны были быть в каждом доме, считались иконы Богородицы и Спасителя. Красный угол всегда держали в чистоте, а иногда и украшали вышитыми полотенцами.
13 слайд Описание слайда:Мебели в крестьянском доме было немного. В основном это были столы, лавки, сундуки, различные полки. Главным предметом мебели служил обеденный стол, который обязательно стоял в красном углу.
14 слайд Описание слайда: 15 слайд Описание слайда: 16 слайд Описание слайда:Убранство крестьянской избы было необычно гармонично. Интерьер избы – столь же прекрасное творение, как и все, что создавал крестьянин.
17 слайд Описание слайда:Спасибо за внимание!
Курс профессиональной переподготовки
Учитель, преподаватель изобразительного искусства
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель мировой художественной культуры
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДA-039911
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru