Рисунок дом из дерева: Домик в деревне рисунок карандашом для детей

Методика Бука: дом, дерево, человек

Любите ли вы рисовать? А если да, тогда что вы обычно предпочитаете изображать? И знаете ли вы, что рисунок может быть вашим… автопортретом? И это не только в случае, если вы нарисовали собственно автопортрет.

Даже если вы нарисуете совершенно абстрактного человека, это может очень многое рассказать о вас. И даже дом или дерево, нарисованные вашей рукой, дадут вам намного более подробную характеристику, чем вы можете себе представить.

На этом построена методика «Дом, дерево, человек» Дж. Бука, о которой сегодня и пойдет речь. А чтобы узнать себя лучше, рекомендуем пройти нашу программу «Самопознание».

Методика Бука: немного истории

Методику «Дом, дерево, человек» разработал Дж. Бук в 1948 году. Это так называемая «проективная методика», когда результаты теста проецируются на испытуемого и на их основе делаются выводы о психологических особенностях и личностных качествах человека.

Американский клинический психолог Джон Бук (1906-1983) внес самый непосредственный и основополагающий вклад становление клинической психологии в США в целом и штате Вирджиния в частности.

Он работал в первой экзаменационной комиссии по сертификации клинических психологов в штате Вирджиния, которую затем возглавил лично. Джон Бук публиковал свои исследования во многих научных журналах, выступал в университетах как приглашенный лектор.

Его достижения заслуживают особого внимания еще и потому, что сам Бук страдал параличом нижних конечностей, что, конечно, затрудняло его работу и поездки с лекциями. Кроме того, как утверждают биографы, Бук не имел формального диплома о высшем образовании и предпочитал теории практику.

Больше подробностей о его жизни можно узнать из биографического обзора, вышедшего к 10-летию с момента его смерти John N. Buck (1906-1983): did he practically establish clinical psychology in Virginia? («Джон Н. Бук (1906-1983): он практически установил клиническую психологию в Вирджинии?») [F. Rowe, W. Crews, F. Finger, 1993].

Методика «Дом, дерево, человек» Дж. Бука: в чем суть?

Свою методику Бук изложил в книге The House-Tree-Person Technique (в переводе на русский «Техника Дом-Дерево-Человек»), несколько раз переизданной уже после его смерти [J. Buck, 2019]. Эта работа переведена на многие языки и адаптирована для восприятия людей с учетом разнообразия культурных и языковых традиций.

В частности, русскоговорящей аудитории можно порекомендовать работу «Психологические рисуночные тесты. Методика “Дом-Дерево-Человек”», где многие сложные вещи объяснены простым языком [С. Семенова, 2014]. Итак, в чем же суть методики Бука?

Методика «Дом, дерево, человек» Дж. Бука (сокращенно ДДЧ) подходит и детям, и взрослым. Такая универсальность методики объясняется ее простотой, потому что рисовать людей, дома и деревья пробовали практически все.

Пользоваться линейкой, циркулем или еще какими-либо вспомогательными приспособлениями нельзя, потому что в рисунке самым главным является его естественность. Для прохождения теста испытуемым предоставляется сложенный пополам белый лист бумаги, где на лицевой части указываются личные данные участника испытания, а остальные три странички отводятся под рисунки.

Рисовать нужно простым карандашом, для чего выдаются простые карандаши с показателем жесткости 2. Джон Бук считал, что именно этот показатель жесткости карандаша наиболее точно отражает моторный контроль испытуемого, а потому полученный с помощью карандашей-«двоек» рисунок является наиболее информативным. Уточним, что на сегодняшний день применяется маркировка карандашей от 9H (самого твердого) до 9B (самого мягкого).

В ходе исследования разрешено стирать первоначальный рисунок и перерисовывать его любое количество раз, для чего испытуемым выдают ластик (стирательную резинку – пояснение для регионов, где не используется слово «ластик»).

Заметим, что оригинальный тест Бука многократно подвергался заимствованиям и модернизации в рамках исследований, проводившихся его коллегами, причем в самых разных аспектах. Так, многие психологи считают более информативным объединение изображения дома, дерева и человека на одном рисунке в единую сюжетную линию:

А многие считают важным не только собственно изображение, контуры и нажим на карандаш, но и выбор цвета, и потому предлагают испытуемым пользоваться любыми цветными карандашами на выбор:

Испытуемым отводится на рисование столько времени, сколько им требуется, при этом всех предупреждают, что это не тест на художественные способности.

В свою очередь, экспериментатор наблюдает за процессом и фиксирует все паузы, высказывания, комментарии испытуемого по поводу задания, а также суммарное время, в течение которого был выполнен каждый рисунок из заданной триады.

Считается принципиально важным зафиксировать, начал ли испытуемый рисовать сразу, как только получил бумагу, карандаши, ластик и инструктаж, или же сначала обдумал задания, а уже потом принялся рисовать. Кроме того, для успеха исследования и получения релевантных результатов нужно фиксировать последовательность изображения всех деталей каждого рисунка.

Итоговая запись по рисунку может иметь следующий вид:

  • Пауза для обдумывания 20 секунд.
  • Фасадная стена дома.
  • Боковая стена дома.
  • Крыша.
  • Печная труба на крыше.
  • Дым из трубы с комментарием «Пусть будет дым».
  • Окно сбоку.
  • Окно на фасаде справа.
  • Окно на фасаде слева.
  • Входная дверь.
  • Ступеньки у двери с комментарием «Думаю, что двух ступенек хватит».
  • Дорожка, ведущая к двери.
  • Общее время выполнения рисунка 4 минуты 15 секунд.

Примерно так будут выглядеть итоговые записи и по рисункам с деревом и человеком. При этом важно фиксировать не только общие черты рисунка, но и мелкие детали, если таковые имеются. Например, настежь открытая дверь в дом, открытые окна, разбитые окна, плоды на дереве (яблоки, груши, прочее), мертвые ветки на дереве, трещины и прочие повреждения на стволе дерева.

Когда испытуемый закончит все три рисунка, экспериментатор начинает так называемый «пост-рисуночный опрос» по заранее заданному опроснику из 64 вопросов. Опросник имеет, условно говоря, «спиралеобразную» структуру, когда разные по степени детализации вопросы нацелены на то, чтобы получить максимально релевантную информацию относительно какой-либо характеристики человека.

Вопросы составлены так, чтобы слегка «запутать» испытуемого и он не уловил связи между ранее заданными и последующими вопросами, не «циклился» на ранее данных ответах и чувствовал себя максимально свободно.

Прямые конкретные вопросы чередуются с более абстрактными, при этом опросник не является некой догмой.

В случае, когда ответ на вопрос самоочевиден, экспериментатор может его пропустить. Или наоборот дополнить опросник своими вопросами, если ему покажется целесообразным уточнить какие-то интересные и нестандартные детали рисунка.

Так, исследователи часто пропускают вопрос «Это мужчина или женщина?» применительно к изображению человека, если и так понятно, кто это. Зато практически всегда задают вопросы, на которые, глядя на рисунок, не всегда может ответить даже сам рисовавший:

  • Сколько лет этому человеку?
  • Кто этот человек?
  • Где он находится?
  • О чем думает?
  • О ком думали вы, когда рисовали этого человека?

Еще интереснее выглядит опросник для рисунка с деревом. Испытуемый должен сказать, что это за дерево, сколько ему примерно лет, где оно растет, живое оно или мертвое, причем с указанием того, как именно это можно понять по рисунку.

Есть в опроснике и весьма запутанные вопросы. Так, предлагается найти сходство дерева с мужчиной или женщиной и пояснить, почему это так. Считается, что ответы на этот и прочие вопросы раскрывают многие грани личности и психологические характеристики человека.

Само собой, экспериментаторам предписано обращать внимание на любые нестандартные детали рисунка. В первую очередь на такие, которые носят разрушительный характер, как то: битые стекла, дырявая крыша, сломанные ветки, разрушенный дымоход.

Эти все нюансы позволяют детализировать характеристику испытуемого и составить максимально полный психологический портрет. Так что интерпретация результатов теста является, пожалуй, самой главной и самой интересной частью тестирования.

Методика Бука: интерпретация результатов

Итак, как же интерпретировать результаты теста по методике Бука? Прежде, чем начнем изучать интерпретацию, напомним, что методика «Дом, дерево, человек» разработана Дж. Буком в 1948 году. И, разумеется, тогдашний образ жизни и традиции строительства отразились и в опроснике, и в рекомендациях по интерпретации.

Так, разработчик теста считает отсутствие дымовой трубы на рисунке симптомом нехватки душевной теплоты, а спрятанную или почти невидимую трубу интерпретирует как избегание эмоций.

В 40-е годы практически все частные дома имели печное отопление, поэтому такой подход был обоснован. Однако сейчас рисунок без трубы обусловлен, скорее, тем, что человек не видел такие дома «живьем», а в домах с автономным паровым отоплением дымоход попросту не нужен. Так что дом без трубы может свидетельствовать не о проблемах личности, а об отсутствии соответствующего визуального опыта.

Однако многие рекомендации по интерпретации результатов можно считать актуальными и сегодня. Наиболее информативным элементам рисунка присваивают заданное количество баллов, а по сумме баллов можно будет определить, насколько выражена у человека та или иная характеристика.

Разумеется, в первую очередь психологов интересуют характеристики, представляющие опасность для окружающих и затрудняющих адаптацию индивида в обществе. И, конечно же, никакой результат теста не является приговором или диагнозом.

Любые результаты требуют своего уточнения, однако стоит задуматься в случае, если в рисунке встречается сразу несколько элементов, указывающих на враждебность, агрессивность, конфликтность и негативизм.

К примеру, признаком враждебности считается отсутствие на рисунке окон в доме, изображение замочной скважины или замка на двери, острые пальцы и пустые глазницы у человека, крона-«клубок» у дерева либо дерево, нарисованное у самого края листа, предназначенного для изображения:

На конфликтность испытуемого может указывать отказ выполнять одно из трех зданий на рисование или перерисовка рисунка. Собственно на изображении психологов может насторожить перспектива снизу, раздвоенное дерево, слишком четко подчеркнутая талия у человека:

На избыточную агрессивность указывают слишком четко прорисованные ноздри, зубы, большой размер пальцев, острые углы и штриховка «от себя», а также слишком густая листва и изображение оружия на рисунке:

Признаком негативизма считаются сжатые кулаки, непропорционально длинные или широко расставленные ноги, одномерная перспектива боковой стены:

Такого рода интерпретации наводят на мысль, что профессия художника весьма опасна. Практически каждого хорошо рисующего человека можно заподозрить в любом из вышеперечисленных грехов. Особенно тех, кто рисует портреты и пейзажи, хотя они в большинстве случаев используют натуру, и вряд ли с их стороны будет корректно «кромсать» оригинал под некие «идеальные ожидания».

Самым безобидным в этом плане можно считать импрессионизм с его отказом от четкого контура, минимизацией использования черного цвета, техникой нанесения краски короткими мазками. К слову, вы будете лучше разбираться в искусстве в целом и живописи в частности, если пройдете наш бесплатный курс «История искусства».

Не менее интересно, относятся ли все эти «подозрения» во враждебности и агрессивности к фотографам, выбирающим нестандартный ракурс. Например,

перспективу снизу:

Другими словами, хорошо, что люди творчества не слишком склонны обращать внимание на мнение окружающих и не боятся эпатировать публику своим творчеством. Если бы все слушали врачей, психологов и психиатров, ничего интереснее ракурса как для фотографии на паспорт мы бы никогда не увидели.

А все пейзажи и виды домов выглядели бы примерно одинаково. Никаких раздвоенных стволов деревьев, чтобы не быть заподозренным во враждебности, никаких хищников с острыми клыками, чтобы не заподозрили в конфликтности, и боже упаси нарисовать дерево с округлой кроной, напоминающей клубок, если не хотите показаться агрессивным.

Впрочем, психологи на то и психологи, чтобы выявлять все, что может мешать человеку и окружающим его людям, помогать справляться со своими проблемами, корректировать искажения в восприятии окружающей действительности. И именно поэтому большинство пояснений к опросникам делает акцент в первую очередь на тревожащих и настораживающих признаках.

Как говорится в известном анекдоте про контрольное захоронение, когда лежащий в гробу налоговый инспектор успел схватить за руку гробовщика, потянувшегося за купюрой в кармане инспектора, «у вас своя работа, а у нас своя». Тем, кто забыл концовку анекдота, напомним, что этот старательный налоговый инспектор был похоронен, несмотря на его отчаянное сопротивление.

Но, вернемся к нашим баранам… в смысле, к психологам. На что еще обращает внимание методика «Дом, дерево, человек» Дж. Бука? Давайте разберем по каждому из трех рисунков.

Дом:

  • Старый и развалившийся – соответствующее восприятие испытуемым самого себя.
  • Расположенный вдалеке – испытуемый чувствует себя отверженным.
  • Расположенный вблизи – открытость и гостеприимство.
  • Вид сверху и ступени, упирающиеся в стенку без входа – наличие конфликтной ситуации.
  • Акцент на контурах стены – самоконтроль и попытка укрепить связь с реальным миром.
  • Акцент на основе стены – стремление «вытеснить» конфликт.
  • Тонкие контуры стен – ощущение опасности.
  • Боковые и задние двери – отрешенность.
  • Слишком широкие и/или высокие двери – сильная зависимость от мнения окружающих.
  • Узкие и/или невысокие двери – закрытость и некоторая нерешительность.
  • Густой дым из трубы – «напрягающая» ситуация в жизни.
  • Окна распахнуты настежь – склонность к прямолинейности, граничащей с развязностью.
  • Большое количество окон в доме – готовность коммуницировать.
  • Окна закрыты и/или занавешены – проблемы взаимодействия с окружающим миром.
  • Отсутствие занавесок на окнах – нежелание прятать свои эмоции.
  • Окно без стекла – враждебность и отчужденность.
  • Акцент на контурах кровли – склонность к фантазиям как к источнику удовольствий, часто сопровождающаяся тревожным состоянием.
  • Слабо выраженный контур кровли – размышления по поводу ослабления контроля.
  • Сорванная крыша – ощущение, что человеком руководят помимо его воли.
  • Кровля не гармонирует с нижними этажами – плохая личностная организация.

На что еще обращают внимание психологи, разбирая рисунок по методике «Дом, дерево, человек» Дж. Бука? Оказывается, имеет значение расположение рисунка:

  • Рисунок смещен вправо – устремленность в будущее.
  • Рисунок смещен влево – «зависание» в прошлом.
  • Рисунок смещен вверх – завышенные притязания.
  • Рисунок смещен вниз – заниженная самооценка, чувство давления.
  • Рисунок не поместился – нарушение планирующей функции.
  • Рисунок слишком мелкий – повышенная тревожность.

Это что касается изображения дома. Теперь посмотрим, что может привлечь внимание психологов в изображении дерева.

Дерево:

  • Симметрия – стремление сдержать агрессивность.
  • Ветви опущены – пассивность и отказ от усилий.
  • Ветви вверх – энтузиазм и стремление к власти.
  • Ветви в разные стороны – поиск самоутверждения.
  • Листва-сетка – ловкость в избегании проблемных ситуаций.
  • Листва из кривых линий – восприимчивость.
  • Закрытая густая листва – скрытая агрессивность.
  • Ветви нарисованы одной линией – бегство от неприятностей реальности.
  • Пальма – стремление к перемене мест.
  • Заштрихованный ствол – тревога и подозрительность.
  • Ствол из одной линии – неготовность реально смотреть на вещи.
  • Ствол линиями с нажимом – решительность, активность и продуктивность.
  • Ветви не связаны со стволом – уход от реальности.

Кроме того, имеет значение, как рисунок дерева расположен на плоскости листа. Психологи всегда обращают внимание на высоту дерева:

  • Нижняя четверть листа – зависимость и отсутствие веры в свои силы.
  • Нижняя половинка листа – нерешительность как черта личности.
  • 3/4 листа – хорошая адаптивность.
  • Рисунок на весь лист – жажда самоутверждения.

И, наконец, рисунок с изображением человека. Как их трактуют психологи по методике Бука?

Человек:

  • Крупная голова – придает серьезное значение интеллектуальной составляющей.
  • Слишком маленькая голова – переживание неадекватности.
  • Нечетко прорисованная голова – застенчивость.
  • Слишком жирные контуры шеи – стремление к интеллектуальному контролю.
  • Крепкая шея – желание взять под контроль собственное тело.
  • Слишком утонченная шея – склонность к регрессии.
  • Слишком утолщенная и укороченная шея – уступки собственным слабостям, в том числе разрушительным.
  • Угловатые плечи – признак осторожности.
  • Большое туловище – наличие неисполненных желаний.
  • Мелкое туловище – чувство неполноценности.
  • Глаза прикрыты либо спрятаны под полями шляпы – стремление избегать неприятных визуальных воздействий.
  • Совсем маленькие глазки – погруженность в свой внутренний мир.
  • Длинные ресницы – склонность кокетству, желание быть в центре внимания.
  • Волосы сильно заштрихованы – тревога.
  • Волосы не заштрихованы либо изображены как «рамка» вокруг головы – враждебность.
  • Человек на рисунке машет руками – стремление к действию.
  • Руки скрещены на груди – враждебная мнительность.
  • Руки за спиной – нежелание уступать.
  • Руки длинные и мускулистые – человек ощущает потребность быть сильным и ловким.
  • Руки слишком длинные – чрезмерные амбиции.
  • Руки прижаты к телу – неповоротливость и ригидность.
  • Руки очень короткие – неадекватность.
  • Ноги непропорционально длинные – потребность в независимости.
  • Ноги слишком короткие – чувство физической и/или психологической неловкости.
  • Голова в профиль, тело анфас – тревога и потребность в общении.

В данной части теста психологи тоже обращают внимание на расположение фигуры человека на рисунке:

  • Большая фигура – экспансия, тщеславие, высокомерие.
  • Маленькая фигурка – тревога, скованность, эмоциональная зависимость.
  • Очень маленькая фигурка – чувство собственной неполноценности.
  • Недостаток симметрии – ощущение беззащитности.
  • Рисунок у самого края листа – зависимость и неуверенность в своих силах.
  • Рисунок на весь лист – превознесение себя в собственном воображении.

Больше подробностей и пояснений к тесту вы найдете в статье «Методика «Дом, Дерево, Человек» Дж. Бука» [Psylist, 2019]. Рисуйте, изучайте и будьте готовы, если попросят нарисовать и будут изучать вас. Однако вы будете намного лучше готовы к чему угодно, если пройдете нашу программу «Самопознание».

И в заключении хотим напомнить вам, что все тесты и их результаты – это очень большая условность, которая меркнет перед настоящим талантом, одаренностью и неординарностью. Мы желаем, чтобы вас не смущали условные рамки и ограничения, навязываемые не слишком творческими и не очень хорошо образованными людьми. И просим ответить на вопрос по теме статьи:

Ключевые слова:1Самопознание

Тест Дом-Дерево-Человек: методика и расшифровка

Тест «Дом — Дерево — Человек» был предложен Дж.Буком в 1948 году и представляет собой проективную методику исследования личности. Он предназначен как для взрослых, так и для детей, также может быть использован при проведении группового обследования.

Испытуемому предлагают нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводят детально разработанный опрос. Выбор предметов для рисования автор обосновывает тем, что они знакомы каждому обследуемому, наиболее удобны как объекты для рисования и, наконец, стимулируют более свободные словесные высказывания, нежели другие объекты.

При использовании теста «Дом — Дерево — Человек» Р.Бернс всегда просил своих обследуемых изобразить дерево, дом и человека в одной происходящей сцене, на одном рисунке. Он считал, что взаимодействие между домом, деревом и человеком представляет собой зрительную метафору. Если привести весь рисунок в действие, то можно заметить то, что действительно происходит в нашей жизни.

Особым способом интерпретации может быть порядок, в котором выполняется рисунок дома, дерева и человека. Если первым нарисовано дерево, значит основное для человека жизненная энергия. Если первым рисуется дом, то на первом месте — безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими понятиями.

Инструкция к тесту

«Возьмите один из этих карандашей. Я хочу, чтобы Вы как можно лучше нарисовали дом, дерево и человека. Вы можете рисовать их так, как Вам захочется. Вы можете стирать нарисованное столько, сколько Вам угодно. Также Вы можете обдумывать рисунок необходимое Вам количество времени. Все это никак не отразится на Вашей оценке. Постарайтесь нарисовать дом, дерево и человека, как можно лучше, во всех важных, на Ваш взгляд, деталях и подробностях».

Испытуемый может выражать отказ. Такая манера поведения характерна для человека среднего и пожилого возраста. Обычно она сопровождается утверждениями типа: «я не художник», «я не умею рисовать», «в школе у меня не было такого предмета, как рисование», «на рисовании я всегда получал негативные отметки» и т. д.

В таком случае, исследователю необходимо убедить испытуемого, что тест «Дом — Дерево — Человек» — это не тест на художественные способности, что Вас интересуют нечто другое, нежели способности испытуемого к рисованию. Если испытуемый просит линейку или пытается использовать в качестве линейки какой-то подручный предмет, скажи ему, что рисунок необходимо выполнить от руки.

В процессе проведения теста «Дом — Дерево — Человек» важно записывать:
1) все аспекты и нюансы, связанные с фактором времени:
а) количество времени, прошедшее с момента предоставления исследователем инструкции до того момента, когда испытуемый приступил к рисованию;
б) длительность любой паузы, возникающей в процессе рисования;
в) общее время, затраченное испытуемым с того момента, когда ему была дана инструкция и до того, когда он сообщил, что полностью закончил рисунок;

2) названия деталей рисунков дома, дерева и человека в том порядке, в котором они были нарисованы испытуемым, последовательно пронумеровывая их; отклонения от последовательности изображения деталей обычно оказываются значимыми; точная запись такого случая необходима, поскольку может помочь более качественно оценить завершенный рисунок;

3) все спонтанные комментарии, сделанные испытуемым в процессе рисования дома, дерева и человека в связке с последовательностью нарисованных деталей; процесс рисования этих объектов может вызвать комментарии, которые, на первый взгляд, совершенно не соответствуют изображаемым объектам, тем не менее, они могут предоставить много полезной информации об испытуемом;

4) любую эмоцию, проявленную испытуемым в процессе выполнения теста в связке с изображаемой в этот момент деталью; процесс рисования часто вызывает у испытуемого сильные эмоциональные проявления и они должны быть записаны.

Чтобы вести записи более успешно, исследователю необходимо сделать так, чтобы наблюдать за процессом рисования можно было свободно и беспрепятственно. Было замечено, что наиболее удобное для исследователя положение — слева от испытуемого-правши и справа от испытуемого, если он левша. Однако, в некоторых случаях испытуемые могут быть очень тревожными или очень подозрительными, это вынудит их скрывать свои рисунки, в таких случаях лучше всего не настаивать на том, чтобы они позволили исследователю наблюдать за процессом рисования.

Пост-рисуночный опрос к тесту «Дом — Дерево — Человек»
После того, как невербальная фаза теста «Дом — Дерево — Человек» завершается, исследователю необходимо предложить испытуемому возможность охарактеризовать, описать и проинтерпретировать нарисованные объекты и то, что их окружает, а также высказать связанные с ними ассоциации. Важно учитывать тот факт, что процесс рисования дома, дерева и человека часто пробуждает сильные эмоциональные реакции, после завершения рисунков испытуемый вполне вероятно вербализует то, что до настоящего времени не мог выразить.

Пост-рисуночный опрос теста «Дом — Дерево — Человек», состоящий из 64 вопросов, имеет «спиралеобразную» структуру, цель которой — избежать формализованных ответов со стороны испытуемого и препятствовать запоминанию ранее сказанного им в связи с конкретным рисунком. Прямые и конкретные вопросы сменяются более косвенными и абстрактными.

Пост-рисуночный опрос не является жестко ограниченной процедурой, исследователь всегда может продолжить опрос в продуктивном на его взгляд русле. Во всех случаях он должен определить, какое именно значение имеют для испытуемого стимульные слова «Дом», «Дерево» и «Человек».

Вопросы пост-рисуночного опроса к тесту

Вопросы к рисунку о человеке:
Ч1. Это мужчина или женщина (мальчик или девочка)?
Ч2. Сколько ему (ей) лет?
Ч3. Кто он?
Ч4. Это Ваш родственник, друг или кто-нибудь другой?
Ч5. О ком Вы думали, когда рисовали?
Ч6. Что он делает? (и где он в это время находится?)
Ч7. О чем он думает?
Ч8. Что он чувствует?
Ч9. О чем Вас заставляет думать нарисованный человек?
Ч10. Кого Вам напоминает этот человек?
Ч11. Этот человек здоров?
Ч12. Что именно на рисунке производит на Вас такое впечатление?
Ч13. Этот человек счастлив?
Ч14. Что именно на рисунке производит на Вас такое впечатление?
Ч15. Что Вы чувствуете по отношению к этому человеку?
Ч16. Считаете ли Вы, что это характерно для большинства людей? Почему?
Ч17. Какая на Ваш взгляд погода на рисунке?
Ч18. Кого напоминает Вам этот человек? Почему?
Ч19. Чего больше всего хочет человек? Почему?
Ч20. Как одет этот человек?

Вопросы к рисунку о дереве:
Др1. Что это за дерево?
Др2. Где в действительности находится это дерево?
Др3. Каков приблизительный возраст этого дерева?
Др4. Это дерево живое?
Др5.
А. (Если испытуемый считает, что дерево живое)
а) Что именно на рисунке подтверждает, что дерево живое?
б) Нет ли у дерева какой-то мертвой части? Если есть, то какая именно?
в) Чем, по Вашему мнению, вызвана гибель дерева?
г) Как Вы думаете, когда это произошло?
Б. (Если испытуемый считает, что дерево мертвое)
а) Чем, по Вашему мнению, вызвана гибель дерева?
б) Как Вы думаете, когда это произошло?
Др6. Как Вы думаете, на кого это дерево больше похоже на мужчину или на женщину?
Др7. Что именно в рисунке подтверждает Вашу точку зрения?
Др8. Если бы здесь вместо дерева был человек, в какую сторону он бы смотрел?
Др9. Это дерево стоит отдельно или в группе деревьев?
Др10. Когда Вы смотрите на рисунок дерева, как Вам кажется, оно расположено выше Вас, ниже Вас или находится на одном уровне с Вами?
Др11. Как Вы думаете, какая погода на этом рисунке?
Др12. Есть ли на рисунке ветер?
Др13. Покажите мне, в каком направлении дует ветер?
Др14. Расскажите подробнее, что это за ветер?
Др15. Если бы на этом рисунке Вы нарисовали солнце, где бы оно располагалось?
Др16. Как Вы считаете, солнце находится на севере, востоке, юге или западе?
Др17. О чем заставляет Вас думать это дерево?
Др18. О чем оно Вам напоминает?
Др19. Это дерево здоровое?
Др20. Что именно на рисунке производит на Вас такое впечатление?
Др21. Это дерево сильное?
Др22. Что именно на рисунке производит на Вас такое впечатление?
Др23. Кого Вам напоминает это дерево? Почему?
Др24. В чем больше всего нуждается это дерево? Почему?
Др25. Если бы вместо птицы (другого дерева или другого объекта на рисунке, не имеющего отношения к основному дереву), был человек, то кто бы это мог быть?

Вопросы к рисунку о доме:
Д1. Сколько этажей у этого дома?
Д2. Этот дом кирпичный, деревянный или еще какой-нибудь?
ДЗ. Это Ваш дом? (если нет, то чей он?)
Д4. Когда Вы рисовали этот дом, кого Вы представляли себе в качестве его хозяина?
Д5. Вам бы хотелось, чтобы этот дом был Вашим? Почему?
Д6. Если бы этот дом был Вашим и Вы бы могли распоряжаться им, так как вам хочется:
а) Какую комнату Вы бы выбрали для себя? Почему?
б) С кем бы Вы хотели жить в этом доме? Почему?
Д7. Когда Вы смотрите на рисунок дома, он Вам кажется расположенным близко или далеко?
Д8. Когда Вы смотрите на рисунок дома, вам кажется, что он расположен выше Вас, ниже Вас или примерно на одном уровне с Вами?
Д9. О чем Вас заставляет думать этот дом?
Д10. О чем он Вам напоминает?
Д11. Этот дом приветливый, дружелюбный?
Д12. Что именно на рисунке производит на Вас такое впечатление?
Д13. Считаете ли Вы, что эти качества свойственны большинству домов? Почему?
Д14. Какая, по Вашему мнению, погода на этом рисунке?
Д15. О ком Вас заставляет думать этот дом? Почему?
Д16. В чем больше всего нуждается этот дом? Почему?
Д17. Куда ведет этот дымоход?
Д18. Куда ведет эта дорожка?
Д19. Если бы вместо дерева (куста, ветряной мельницы или любого другого объекта на рисунке, не имеющего отношения к самому дому) был человек, то кто бы это мог быть?

Особенности проведения пост-рисуночного опроса

По завершении этапа пост-рисуночного опроса, исследователю предстоит выяснить то возможное значение, которое может иметь для испытуемого наличие необычных или отсутствие «обязательных» деталей в pисунках, соотношение любых необычных пропорциональных, пространственных или позиционных отношений между нарисованными объектами или их фрагментами.

Например, исследователю необходимо узнать у испытуемого о значении таких необычных деталей в рисунке дома, как разбитые стекла, дырявая крыша, обвалившийся дымоход и т.д.; в рисунке дерева — рубцы, тени, сломанные или мертвые ветви и т. д.

Принято считать, например, что рубцы на стволе дерева, сломанные или поврежденные ветви, почти неизменно символизируют «душевные раны» — следствие психологических травм, перенесенных испытуемым в прошлом. Время, когда произошел травмирующий эпизод, можно определить по расположению рубца на стволе, принимая основание ствола у корней дерева за период раннего детства, верхушку дерева — за настоящий возраст испытуемого, а расстояний между ними — за промежуточные годы.

К примеру, если 30-летний испытуемый нарисовал рубец примерно на высоте одной трети ствола от его основания, то травмирующий эпизод мог предположительно произойти в 9-11-летнем возрасте. Исследователь может спросить: «Что необычного произошло с Вами, когда Вам было около 10 лет?».

Считается, что изображение тени на рисунке имеет большое значение и может представлять собой:
1) символизацию чувства тревоги, переживаемой испытуемым на сознательном уровнe;
2) наличие фактора, который своим постоянным присутствием в психологическом настоящем или в недалеком прошлом, вероятно, препятствует нормальной интеллектуальной работоспособности.

Речь идет о сознательном уровне, потому что обычно тени изображаются на земле, которая символизирует реальность. Ухудшение интеллектуальной работоспособности подтверждается рассеянностью. Тень предполагает осведомленность испытуемого о существовании другого элемента — солнца, которое обычно забывают нарисовать, это, в свою очередь, и имеет определенное качественное значение. Исследователю необходимо обратить внимание, на какую поверхность падает тень: на воду, землю, снег или лед…

Исследователю необходимо постараться получить от испытуемого объяснение отсутствия обычных деталей — окон, дверей или дымохода в рисунке дома; ветвей в рисунке дерева; глаз, ушей, рта, ступней и т. д. в рисунке человека — в том случае, если предположение об умственной отсталости испытуемого лишено основания.

Если в рисунке отмечены какие-то необычные позиционные отношения объектов, то необходимо определить, чем это вызвано. Например, если нарисованы покосившийся дом, наклонившееся в одну сторону дерево или дерево со скрученным стволом или как будто бы падающий человек, исследователю необходимо попросить испытуемого объяснить, в чем причина такого положения.

Как уже говорилось выше, в рисунке дерева каждая сторона имеет свое временное значение: правая — это будущее, левая — прошлое, то же самое, хотя и не настолько определенно, можно сказать и о рисунке дома. Однако оказалось, что на рисунок человека это, как правило, не распространяется, потому что — если говорить о рисунке человека в профиль — правша обычно рисует фигуру, обращенную лицом влево, а левша — обращенную вправо.

Исследователю необходимо попытаться установить причины любого необычного положения рук или ног нарисованного человека. Если человек нарисован в абсолютный профиль, так, что видна только одна его сторона, и нет никаких признаков существования другой, исследователю необходимо попросить испытуемого oписать: 1) положение невидимой руки, 2) если что-нибудь, есть в этой руке, то что именно, 3) что нарисованный человек этой рукой делает.

Время проведения пост-рисуночного опроса не oграничено. Однако, если обследование затягивается, и его объем превышает объем формальной части (64 вопроса и дополнительный опрос, приведенный выше), то его завершение, вероятно, лучше перенести на следующий сеанс.

Исследователю можно порекомендовать отмечать кружочками номер любого вопроса, ответ на который, как ему кажется, требует дополнительного пояснения в последующей беседе. Также очень полезно дать испытуемому высказать свои ассоциации, касающиеся содержания рисунков и пост-рисуночного опроса.

Пост-рисуночный опрос теста «Дом — Дерево — Человек» преследует 2 цели:

  1. создать благоприятные условия для того, чтобы испытуемый, описывая и комментируя рисунки, олицетворяющие жилище, существующий или некогда существовавший предмет и живущего или некогда жившего человека, мог отразить свои чувства, отношения, потребности т. д.;
  2. предоставить исследователю возможность прояснить любые непонятные аспекты рисунков.

Интерпретация признаков теста «Дом — Дерево — Человек»:
Дом — Дерево — Человек: Дом
Дом — Дерево — Человек: Дерево
Дом — Дерево — Человек: Человек

Cottage Wooden House Drawing Photos and Premium High Res Pictures

  • CREATIVE
  • EDITORIAL
  • VIDEO

Best match

Newest

Oldest

Most popular

Any dateLast 24 hoursLast 48 hoursLast 72 hoursLast 7 daysLast 30 daysLast 12 месяцевПользовательский диапазон дат

Без лицензионных отчислений

С защитой прав

РФ и РМ

Просмотрите 92

коттедж деревянный дом рисунок доступных стоковых фотографий и изображений или начните новый поиск, чтобы изучить больше стоковых фотографий и изображений. масляная пейзажная живопись — лодка на озере — рисунок деревянного коттеджа стоковые иллюстрацииколлекция домов в черно-белом — рисунок деревянного коттеджа стоковые иллюстрациичертов старый дом — рисунок деревянного коттеджа стоковые иллюстрациималенький исторический дом — рисунок деревянного коттеджа стоковые иллюстрациидве девушки смотрят фильм на своем компьютере дома — коттедж деревянный дом рисунок стоковые картинки, фотографии и изображения без лицензионных платежейкоттедж — коттедж деревянный дом рисунок стоковые иллюстрациимодель деревянного дома каркас — коттедж деревянный дом рисунок стоковые картинки, фото и изображения без лицензионных платежейдизайн и строительство деревянного дома — архитекторы, технические чертежи и дизайн — чертеж деревянного коттеджа стоковые фотографии, фотографии и изображения без лицензионных платежей вид с воздуха на загородный дом на холмах тосканы запад — рисунок коттеджа деревянный дом стоковые иллюстрации вид с воздуха на виллу в лесу — рисунок коттеджного деревянного дома стоковые фотографии, фотографии без лицензионных платежей и изображения кентукки — коттедж деревянный дом рисунок стоковые фотографии, фотографии и изображения без лицензионных платежей — коттедж деревянный дом рисунок стоковые иллюстрациималенький исторический дом радуга — коттедж деревянный дом рисунок складе иллюстрациизагородный дом монтана — коттедж деревянный дом рисунок складе иллюстрациязимний пейзаж с небольшим домом — коттедж деревянный рисунок складе иллюстрациинебольшой исторический дом классная доска — коттедж деревянный дом рисунок складе иллюстрациявид сбоку на женщину рисунок на холсте в коттедже — коттедж деревянный дом рисунок стоковые картинки, фото и изображения без уплаты роялти в доме рисунок стоковые иллюстрациистарый деревянный дом — коттедж деревянный дом рисунок фондовые иллюстрациистарый венгерский дом — коттедж деревянный дом чертеж складе Небольшой коттедж в деревне — рисунок деревянного коттеджа стоковые иллюстрациизамерзший ручей, маленький мост и коттедж зимой — рисунок деревянного коттеджа стоковые иллюстрациивид сзади на женщину, рисующую на холсте в коттедже — рисунок деревянного дома стоковые картинки, фотографии без уплаты роялти и женщина рисует на холсте, стоя в коттедже — рисунок деревянного дома в коттедже стоковые картинки, фотографии без лицензионных платежей и изображения на холсте в коттедже — коттедж деревянный дом рисунок стоковые картинки, фотографии без лицензионных платежей и изображенияраскрашенные деревянные дома в cicmany — коттедж деревянный дом рисунок стоковые фотографии, лицензионные фотографии и изображенияантикварная иллюстрация русской избы — коттедж деревянный рисунок стоковые иллюстрациидеревянная скамейка у коттеджа с голубым окном. — коттедж деревянный рисунок стоковые фотографии, фотографии и изображения без лицензионных платежейтуристы входят в коттедж, украшенный цветочными мотивами. — рисунок деревянного коттеджа: стоковые фотографии, фотографии и изображения без лицензионных платежей Вход в здание, украшенное цветочными мотивами. — коттедж деревянный дом рисунок стоковые фотографии, фотографии и изображения без уплаты роялти цветущие цветы мальвы. — коттедж деревянный рисунок стоковые фотографии, фотографии и изображения без лицензионных отчисленийкоттедж украшен цветочными мотивами. — рисунок деревянного дома в коттедже: стоковые фотографии, фотографии и изображения без лицензионных отчислений с цветочными мотивами, окружающими голубое окно коттеджа. — коттедж деревянный дом рисунок стоковые фотографии, фотографии и изображения без лицензионных платежейцветочный мотив на стене здания. — коттедж деревянный рисунок стоковые фотографии, фотографии и изображения без лицензионных отчисленийкоттедж украшен цветочными мотивами. — коттедж деревянный дом рисунок стоковые фотографии, фотографии и изображения без уплаты роялти цветущие цветы мальвы. — рисунок деревянного коттеджа: стоковые фотографии, фотографии и изображения без лицензионных платежей, цветочный мотив, окружающий дверь фермерского дома. — коттедж деревянный рисунок стоковые фотографии, фотографии и изображения без лицензионных отчисленийкоттедж украшен цветочными мотивами. — коттедж деревянный рисунок стоковые фотографии, фотографии и изображения без лицензионных отчисленийкоттедж украшен цветочными мотивами. — коттедж деревянный дом рисунок стоковые фотографии, фотографии и изображения без уплаты роялтиминиатюрный коттедж украшен цветочными мотивами. — коттедж деревянный рисунок стоковые фотографии, фотографии и изображения без лицензионных платежейцветочный мотив на стене коттеджа. — рисунок деревянного дома в коттедже: стоковые фотографии, фотографии и изображения без лицензионных отчислений с цветочными мотивами, окружающими голубое окно коттеджа. — рисунок деревянного дома в коттедже: стоковые фотографии, фотографии и изображения без лицензионных отчислений с цветочными мотивами, окружающими голубое окно коттеджа. — коттедж деревянный рисунок стоковые фотографии, фотографии и изображения без лицензионных отчисленийкоттедж украшен цветочными мотивами. — коттедж деревянный рисунок стоковые фотографии, фотографии и изображения без лицензионных платежейцветочный мотив на стене коттеджа. — коттедж деревянный рисунок стоковые фотографии, фотографии и изображения без лицензионных отчисленийкоттедж украшен цветочными мотивами. — коттедж деревянный рисунок стоковые фотографии, фотографии и изображения без лицензионных отчисленийкоттедж украшен цветочными мотивами. — рисунок деревянного дома в коттедже: стоковые фотографии, фотографии и изображения без лицензионных платежей цветочный мотив, окружающий дверь коттеджа. — коттедж деревянный рисунок стоковые фотографии, фотографии и изображения без лицензионных платежейцветочный мотив на стене коттеджа. — коттедж деревянный дом рисунок стоковые фотографии, фотографии и изображения без уплаты роялтиминиатюрный коттедж украшен цветочными мотивами. — коттедж деревянный рисунок стоковые фотографии, фотографии и изображения без лицензионных платежейцветочный мотив на стене коттеджа. — коттедж деревянный рисунок стоковые фотографии, фотографии и изображения без лицензионных отчисленийкоттедж украшен цветочными мотивами. — коттедж деревянный дом рисунок стоковые фотографии, фотографии без уплаты роялти и изображения 2

Детский домик Стол для рисования CREATIVE

Служба поддержки: [email protected]

Код: СЗ-0002/ПРИ-ПРИ СЗ-0002/БИЛ-ПРИ СЗ-0002/СЭД-ПРИ Выберите вариант

Показать все сопутствующие товары

Подробное описание продукта

Голова каждого ребенка полна идей и миров, которые он хочет показать другим людям. Пусть ваш ребенок развивает свои творческие способности с помощью стола для рисования производства Benlemi.

Изготовлен вручную из высококачественного массива дерева, чтобы с ним справился даже очень интенсивный рисунок вашего маленького художника. Одна сторона оборудована доской для рисования мелками, другая предназначена для рисования на бумаге. Одним из преимуществ является то, что стол покрыт лаком в соответствии с пожеланиями вашего ребенка; есть несколько вариантов цвета на выбор. Более того, все лаки на 100% натуральные, экологически чистые и безвредные.

Некоторые части изделия остаются в обработанном натуральном декоре. Цвета на картинке могут немного отличаться в зависимости от настроек вашего экрана. Украшения не являются частью продукта.

→  Руководство можно скачать ЗДЕСЬ

Дополнительные параметры

Категория: Столики и парты для детей
Гарантия: 5 лет
Тип продукта: Детский Стол
Формы: Дом
Цвета: Белый, Темно-серый, Нелакированный
Модель продукта: Детский стол CREATIVE
Материал: Призмы 5 см из ели, фанера 1,8 см из березовой доски
Внешний размер: 84 ширина x 80 высота x 60 см глубина
Лакировка: 100% натуральные, антиаллергенные и экологически чистые цвета
Производитель: Дизайн и производство Benlemi
Сертификат: фанера березовая и лаки в соответствии со стандартом ČSN EN 71-3, выданным TZÚS Praha, s.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *