Странные рисунки из Храма Сети (Абидос) (20 фото)
Рисунки, выбитые на стенах храма Сети в Абидосе давно вызывали интерес общественности, достаточно вспомнить знаменитые «вертолеты».
Но оказывается в этом храме полно и других, не менее интригующих изображений.
К примеру, что за инструмент весьма тонкой работы держит в руках бог Гор на нижеследующем фрагменте?
Почему он направляет его на фараона? Какую операцию выполняет?
Знаменитый рисунок с изображениями «вертолета», «танка» и «самолета» почти сразу у входа под потолком…
Рисунок имеет очень похожий в деталях аналог. Этот аналог находится в соседнем зале на перекрытии крайнего правого ряда колонн. К сожалению, приходится задирать голову почти вертикально вверх и съемки возможны только под острым углом.
Что-то похожее мелькает и на еще одном рисунке, который находится не расчищенной от копоти и сажи поверхности. Поэтому приходится больше догадываться, что же именно там изображено, и так ли он на самом деле похож на знаменитом «технологическом» рисунке.
Данные фото были сделаны объединением энтузиастов «Лаборатория альтернативной истории» в 2009 году во время их очередной поездки в Египет.
nlo-mir.ru
Почему египтяне изображали всех людей плоскими и в профиль
Древние египтяне хорошо известны их феноменальными архитектурными постройками, произведениями искусства и большим пантеоном экзотических богов. Вера в загробную жизнь и все аспекты ее проявления и сделали египтян знаменитыми на весь мир. При просмотре множества художественных произведений тех лет можно заметить, что все люди и боги изображены в профиль (сбоку). На рисунках не применяется перспектива, нет «глубины» изображения.
Для чего же или почему применялся такой стиль?
Погребальный портрет юноши. Египет, II век н.э. | Фото: ru.wikipedia.org.
Можно было бы подумать, что дело было всего лишь в том, что только так и умели рисовать в Древнем Египте. Это же было очень и очень давно. Вспомните например наскальную живопись в пещерах — похоже. На самом деле писать реалистичные картины в Египте умели. Самый известный пример античной живописи – фаюмские портреты I-III веков н.э. Многие историки и искусствоведы ломают копья над вопросами искусственного примитивизма египетской живописи.
И вот какие идеи предлагаются …
1. В то время еще не изобрели «трехмерность» изображения
Египетские боги на стенах гробницы Нефертари. Фото: egyptopedia.info.
Все рисунки Древнего Египта сделаны «плоскими», но с мелкими деталями. Возможно, большинство художников было просто не способно к созданию сложных композиций с людьми в реалистичных позах. Поэтому приняли типовые каноны: головы и ноги всех людей и богов изображены в профиль. Плечи, наоборот, развернуты прямо. Руки сидящих всегда покоятся на коленях.
2. Умышленное упрощение как социальный аспект
Должностное лицо во время охоты на птиц. | Фото: egyptopedia.info.
Египтяне изобрели отличный способ избавиться от третьего измерения и использовали это для представления социальной роли изображенных людей. Как представляли в те годы, на картине не могли быть рядом изображены фараон, бог и простой человек, ведь это возвеличивало последнего. Поэтому все фигуры делали разного размера: фараоны — самые крупные, сановники – меньше, рабочие и рабы – самые мелкие. Но тогда, реалистично рисуя двух человек разного статуса рядом, один из них выглядел бы ребенком. Лучше уж изображать людей схематично.
3. Вызовом считается прямой взгляд.
В царстве животных: звери избегают смотреть друг другу в глаза. Вызовом считается прямой взгляд. Посмотрите, как дерутся собаки. Слабая — обращена к сильному сопернику в профиль, или подставляет шею. Боги — так высоки и священны, что человек, даже художник, имеет право лишь искоса наблюдать за жизнью всесильных. Прямо в глаза смотрит только Смерть, равно разгневанный бог. Поэтому человек может только наблюдать, и уж никак не участвовать в таинствах божественных литургий.
Второй ответ мог бы объяснить технологию изображения.
Раскрашенные , или вытесанные в камне фигуры весьма схожи с дагеротипами, и даже театром теней, который дожил до наших дней с глубокой древности.
Вспомним, как все мы с детства любили играть тенями рук. Дагеротипы легче воспринимаются именно в профиль. Древние мастера для шаблонов использовали тени, отброшенные на стены пирамид от факела или заходящего солнца. Такая технология заметно облегчала им изображение величественных гигантских фигур. Поэтому художники были исключительно жрецами, египтянами элитных кругов. Не использовать же для контуров божества тени презренного раба?
Освоив технику дагеротипа, египтяне, возможно, пошли дальше. Как красиво и естественно изображено движение на фресках. Откуда умение передачи шага, направления? Не существовало ли в прошлом непрочных аналогий с сегодняшним кинопрокатом, мультяшками или хотя бы Театром Теней? Возможно мы не все знаем о времяпровождении молодых фараонов, их праздниках почитания божеств и посвящений. Символично, что боги Египта не смотрят нам в лицо. Или мы не смотрим в их лица.
4. Религиозная версия
Загробный мир Древнего Египта. | Фото: dv-gazeta.info.
Согласно еще одной версии, египтяне умышленно делали рисунки людей двухмерными, «плоскими». Особенно это заметно на картинах, где присутствуют животные. Их древние мастера красочно выписывали, придавая реалистичные и элегантные позы.
Древние египтяне с их поклонением загробной жизни считали, что душа человека может путешествовать. А поскольку рисунки в основном выполнялись в гробницах и усыпальницах, то они могли бы «оживить» трехмерное живописное изображение умершего человека. Во избежание этого фигуры людей рисовали плоскими и в профиль. Так человеческое лицо более выразительно и его проще изобразить похожим.
Дабы не оживить изображение иудеи пошли еще дальше. Они вообще запретили человеческие изображения и потому в последующем многие евреиские художники (не все) рисовали людеи с искаженными пропорциями. Пример картины Шагала. В последствии этот запрет у иудеев заимствовали и мусульмане.
Некоторые версии конечно пересекаются между собой, но какая вам кажется наиболее вероятной? Или вы знаете другую версию?
[источники\]
источники
http://www.kulturologia.ru/blogs/090117/32943/
http://noemynord.blogspot.ru/2012/01/blog-post_12.html
http://ich.tsu.ru/elibrary/Ancient_East/Egypt/03Art/index.htm
Давайте еще что нибудь интересное вспомним про Египет: вот вам Таинственные технологии Древнего Египта, а вот мало известные Пирамиды Нубии. Посмотрите на Поющие Колоссы Мемнона и Белая пустыня в Египте (White Desert)
masterok.livejournal.com
Живопись Древнего Египта | Блог художника
Тема обучения рисунку в Древнем Египте, о которой я писал ранее, вызвала интерес у некоторых пользователей. Оказывается меня читают любители истории искусств, которым есть что добавить по теме. Было бы глупо не попросить написать гостевую статью. Так и получилось, что Ольга Живило решила написать этот пост о древнеегипетской живописи, который вы можете прочитать ниже.
А это ссылки на статьи, которые вызвали интерес.
Обучение рисунку в Древнем Египте. Часть 1
Обучение рисунку в Древнем Египте. Часть 2
Обучение рисунку в Древнем Египте. Часть 3
История Древнего Египта занимает огромный по продолжительности период времени. Мне кажется, что современный человек совершенно не в состоянии охватить его каким-то мысленным взором. И хотя в искусстве, как и во всех сферах жизни, соблюдался незыблемый канон, всё равно за такую долгую историю наблюдались периоды, очень не похожие друг на друга.
Самое грубое деление можно свести к Древнему, Среднему и Новому Царствам. Мне хочется сейчас чуть-чуть заглянуть за завесу последнего — Нового (а это, чтоб вы понимали 16-11 века до н. э!!!). Живопись в это время продолжала подчиняться всё тем же правилам, о которых уже нам рассказал уважаемый автор блога. То есть по-прежнему наблюдался всё тот же знаменитый, узнаваемый древнеегипетский стандарт в изображении: ноги и лицо в профиль, а плечи — анфас. По-прежнему несоразмерны разные фигуры в одной композиции.
Но изменилось вот что: гораздо более жизненными и разнообразными стали сюжеты росписи. В какой-то мере можно уже говорить о появлении жанровых сценок: фигуры не застыли неподвижно и неестественно, они приобретают гибкость, в них чувствуется движение.
Значительно расширилась палитра красок. Во время Древнего Царства (а это, боюсь выговорить: 28-23 века до н. э.!) вопрос с цветом решался просто. Мужская фигура окрашивалась в красновато-коричневый цвет, а женская имела светло-желтый оттенок. Спустя шесть веков этих цветов оказалось уже недостаточно. Теперь в живописи наблюдаются и тона, и полутона, и разные оттенки. Исчезла схематичная условность окраски, теперь художники стараются передать более естественный цвет кожи. На лицах появляется румянец, а через прозрачную ткань одежды можно разглядеть прекрасный силуэт.
Да вы всё это увидите сами, если сравните.
Вот типичные образчики росписи времён Древнего Царства:
Образчик росписи статуй времён Древнего Царства — царевич Рахотеп и его супруга Нофрет. Египетский музей, Каир
А вот прекраснейшие, я бы сказала одухотворенные картинки более позднего периода:
Тутанхамон — имя этого фараона знает каждый, кто имеет уши. У меня лично история с гробницей Тутанхамона вызывает благоговение, близкое к экстазу! И моё опять-таки личное мнение: в истории археологии нет находки более сенсационной и волнующей. Так вот, Тутанхамон тоже жил (совсем недолго жил, увы!) в период Нового Царства. А теперь посмотрите на картинку со спинки парадного трона фараона. Трогательно до слёз!
Мне бы хотелось пару слов сказать о художественном явлении уже совсем свеженьком. Происхождения всего-то 1-3 веков нашей эры. Конечно, в это время Египет уже не вполне египетский. Он уже пережил завоевание Александром Македонским и правление греко-македонской династии Птолемеев (из этого периода для нас самое культовое имя — Клеопатра). Власть фараонов с приходом этой эпохи завершилась.
Но к 1 веку н. э. и греки потеряли Египет, его аннексировала Римская империя. К чему я всё это сообщаю? Да к тому, чтобы лучше понять: тот Древний Египет, о котором мы говорили — закончился бесповоротно. Но не могли же традиции не сто-, а тысячелетней давности просто взять и исчезнуть! Конечно — нет. Поэтому новая эра в Египте началась с появления совершенно нового искусства. Оно представляло собой смесь греко-римско-египетских традиций.
Один из лучших образцов живописи этого периода — фаюмские портреты. Не буду описывать технику и назначение этого жанра: в интернете, в Википедии, в других источниках, любознательные найдут достаточно материала на эту тему. Мне хочется сейчас только обратить ваше внимание на этот прекрасный художественный жанр. Посмотрите на эти лица — от них невозможно отвести взгляд…
По прошествии столь длительного времени просто неизбежны разрушения и потери. Но каким-то чудом древнеегипетские памятники не исчезли для нас бесследно. Мы, современные люди не всегда оглядываемся назад. А ведь если задуматься, мы получили бесценный подарок!
Обучение рисунку в Древнем Египте. Часть 1
Обучение рисунку в Древнем Египте. Часть 2
Обучение рисунку в Древнем Египте. Часть 3
blogproart.ru
Египет увеличить здесь |
Гиза увеличить здесь |
Гиза увеличить здесь |
Гиза увеличить здесь |
Гиза увеличить здесь |
Гиза. Камера в пирамиде. увеличить здесь |
Нил увеличить здесь |
Египет увеличить здесь |
Каир. Национальный музей. Тутунхамон. увеличить здесь |
Каир. Национальный музей. Тутунхамон. увеличить здесь |
Каир. Национальный музей. Богиня войны Семет. увеличить здесь |
Каир. Национальный музей. Бог Анубис. увеличить здесь |
Гробница Тутанхамона. Египетский музей увеличить здесь |
Золотой саркофаг Тутанхамона увеличить здесь |
Золотой саркофаг Тутанхамона увеличить здесь |
Сундук из гробницы Тутанхамона. увеличить здесь |
Каир. Национальный музей. Тот. увеличить здесь |
Каир. Национальный музей. Тот. увеличить здесь |
Каир. Национальный музей увеличить здесь |
Каир. Национальный музей увеличить здесь |
Каир. Национальный музей. Тот. увеличить здесь |
Каир. Национальный музей. Тот. увеличить здесь |
Каир. Национальный музей увеличить здесь |
Каир. Национальный музей увеличить здесь |
Царица Хатшепсут увеличить здесь |
Портрет царицы Нефертити 14 в. до н.э. увеличить здесь |
Фараон Аменемхет III 19 в. до н.э. увеличить здесь |
Фараон Сенусерт III 19 в. до н.э. увеличить здесь |
Луксор. Фивы. увеличить здесь |
Луксор. Фивы. увеличить здесь |
Луксор. Фивы. увеличить здесь |
Луксор. Фивы. увеличить здесь |
Луксор. Фивы. увеличить здесь |
Луксор. Фивы. увеличить здесь |
Луксор. Фивы. увеличить здесь |
Луксор. Фивы. увеличить здесь |
Луксор. Фивы. увеличить здесь |
Луксор. Фивы. увеличить здесь |
Луксор. Фивы. увеличить здесь |
Луксор. Фивы. увеличить здесь |
Луксор.Фивы. увеличить здесь |
Луксор.Фивы. Бог Гор в образе сокола. увеличить здесь |
Луксор. Фивы. увеличить здесь |
Луксор. Фивы. увеличить здесь |
Асуан. увеличить здесь |
Луксор. Фивы. увеличить здесь |
Луксор. Фивы. увеличить здесь |
Луксор. Фивы. увеличить здесь |
Луксор. Фивы. увеличить здесь |
Луксор. Фивы. увеличить здесь |
Луксор. Фивы. увеличить здесь |
Нил увеличить здесь |
Луксор. Фивы. увеличить здесь |
Луксор. Фивы. увеличить здесь |
Луксор. Фивы. увеличить здесь |
Луксор. Фивы. увеличить здесь |
Эхнатон с семьей, поклоняющиеся солнцу увеличить здесь |
Портрет царицы Нефертити увеличить здесь |
Статуэтка увеличить здесь |
Статуэтка увеличить здесь |
Книга мертвых увеличить здесь |
Мумия увеличить здесь |
Фреска увеличить здесь |
Предмет культа из гробницы увеличить здесь |
Египет увеличить здесь |
Красное море увеличить здесь |
Египет увеличить здесь |
Красное море увеличить здесь |
rilga.narod.ru
Египетские картинки | БАТИК и Я
Продолжаю публиковать египетские трафареты. Скоро лето, а значит, вам наверняка пригодится данная тема для росписи сумок, парео, туник и платьев. Особенно, если вы собираетесь посетить жаркие страны :).
Здесь вы увидите основные символы древних верований народов Египта, немного орнамента того времени, изображения животных и т.д.
Выберите любую из этих египетских картинок, скопируйте себе отдельным файлом (можно увеличить или уменьшить, если надо для росписи) и распечатайте. Готовый шаблон для батика у вас в руках!
Возможно, вам будет интересно:
irenabatik.ru
Боги Древнего Египта (картинки и имена)
Любая религия или просто верование появляется тогда, когда человек не может объяснить многие непонятные ему события из жизни или природные явления. Сегодня наука может трактовать если не все, то многое. В Древнем Египте за разъяснениями люди обращались к богам посредством их служителей на земле – жрецов. Последние же стояли на страже власти царей. Но осуждать за это древних египтян не стоит, – их вера подчинялась реалиям жизни.
Боги Древнего Египта
Из чего «вырастали» боги Древнего Египта?
Религия присуща социальной жизни общества со времен первобытности. Доисторические люди только-только начинали жить общинами, но уже тогда возникли первые верования, называемые некоторыми учеными проторелигией. Она существовала в виде анимизма (душа – безличное начало), тотемизма (мистическая связь человека с животными), фетишизма (некий предмет станет мистической силой) или магии (все три вышеназванные).
Боги и фараон. Древний рисунок
В разное время эти верования были присущи и народам Древнего Египта. Из тотемизма позже вышли так называемые местные божества. Они просуществовали тысячелетия и исчезли с развитием египетской религии – системы верований и ритуалов.
Читайте также: Древние постройки Египта манят туристов. Фото и названия самых популярных достопримечательностей
Самые первые божества на этих египетских землях северо-востока Африки в представлении египтян выглядели в виде птиц и зверей. В них верили, потому что тогда основным занятием была охота. Когда значение охоты уменьшилось и стали интенсивно заниматься земледелием и ловлей рыбы в Ниле, к человеческому туловищу богов все равно «приделывали» головы некоторых представителей фауны, которые там водились.
«Quid prodest» – кому это выгодно?
Божества плодились не просто так. Кому нужны были древнеегипетские пирамиды, на строительство которых многие годы отрывались от дел и семей ремесленники и земледельцы, а также рабы? Фараонам! Как свидетельство могущества царской власти, то есть господствующей в классовом обществе структуре. Народ же влачил жалкое существование и поклонялся неизвестным идолам.
Боги Исида и Осирис
И эту власть требовалось постоянно поддерживать не только грубой силой, но и «духовно». Народ постоянно убеждали в том, что власть создана богами навечно. А им необходимо подчиняться и фараонам, и простому люду. Этим занимались жрецы-бездельники. Поэтому египтяне молчаливо ждали улучшений от богов – от фараона до фараона. От царства до царства.
Древний пантеон северо-востока Африки
Астральное божество Даумтеф
Рассмотрим, какие же были боги Древнего Египта , их картинки и имена, кто из них главные, а кто попроще. Их пантеон весьма обширный. Насчитывалось около ста двадцати божеств. Из них местных (отдельные города, относительно небольшие территории), по разным подсчетам, — двадцать пять. Некоторые из местных богов в разные эпохи развития древнеегипетского царства переходили в ранг общегосударственных, например, богини Амаунет, Аментет, Маат, бог Бех (Бухис). Числились и вообще так называемые второстепенные боги. Например, Дуамутеф – астральное божество.
Читайте также: Шумер, Вавилон, Индия: специфика цивилизаций Древнего Востока
В названном списке есть и такой разряд богов и богинь, когда нет их изображения или хотя бы краткого описания. Например, бог или богиня Анедждти, Бата, Бенну, Мафдет, Небедж и другие. Они ждут своих исследователей.
Бывали и иные переходы богов из разряда в разряд. Верование в знаменитого бога Амона зародилось еще в Старом царстве, когда происходила централизация древнеегипетского государства. В Среднем царстве он превращается в местное божество, в Новом становится общегосударственным богом (18-й век до нашей эры). В начале нашей эры его понизили в «должности» боги, ставшие к тому времени общеегипетскими: «муж» и «жена» Осирис и Исида.
На примере бога Амона покажем, как изменялись не только предпочтения к божествам, но и их вид изображения на камне и в папирусах. Они встречаются в наибольших количествах на наскальных рисунках, на саркофагах усыпальниц многих фараонов и жрецов. Вначале Амон на них изображался мужчиной с головой лягушки, в двух других царствах на его голове уже красовался диск Солнца.
Как боги «соперничали»
Одни и те же природные явления олицетворяли разные боги Древнего Египта, отличались их картинки и имена, и что они означают. Рассмотрим на примере богов Солнца.
Главными в ипостаси солнечных богов (мифологизация светила) в Древнем Египте были названный Амон, Ра и Атон. Между ними, или другими божествами, существовала, как сейчас говорят, жесткая конкуренция за умы египтян. Развивали ее, конечно же, люди, а не мифологические существа.
Бог Амон
Атон изображался нетрадиционным тогда религиозным способом – не в виде человека с чьей-то головой или животным с головой человека. Это было единственное древнее художественное исключение в изображениях божественного пантеона. Атон – это рисунок солнечного диска с лучами, как его любят изображать современные детишки. Его расцвет пришелся на время правления фараона Эхнатона. Фараон в Древнем Египте считался проводником идеи бога на земле. Поэтому к именам таких царей добавлялось имя бога.
Фараон Эхнатон в образе Сфинкса в лучах Бога Атона
Эхнатон признавал роль только одного бога Атона, при нем прекратили культ десятков знаменитых богов. Когда Эхнатона сменил на его посту мальчик-фараон Тутанх, он сразу же вернул многобожие. В знак протеста Эхнатону добавил к своему имени – Амон. Теперь весь современный мир знает этого фараона по имени Тутанхамон.
Бог Монту
Бог Монту поплатился за то, что на соколиной голове этого божества был изображен и солнечный диск. Бог сопутствовал любой правящей династии царей-фараонов в Фивах.
Вытеснен из пантеона богом Атоном.
Читайте также:Украшения Древнего Египта — обереги даже для мумий. Рисунки и фото.
Солярным божеством был и Атум. У него тоже возникли сложные «взаимоотношения» с богом Ра из солнечного пантеона. Атум перешел из местных богов в общеегипетские. Но вскоре (по тем временам) Ра вытеснил его. Все солнечные боги Древнего Египта прошли такой же путь. Но не боги соперничали друг с другом, а люди при власти, как сказано об Эхнатоне, и религиозные деятели (жрецы) помогали восхождению богов и их падению.
Бог Ра
В это время главным стал бог солнца Ра, которого древние египтяне наделили способностями сотворения земли, людей, животных и птиц, растений. Ра закрывает глаза? Значит, наступает темнота и ночь.
Особые боги
Назовем богов, которые можно перевести в отдельные группки пантеона. Например, река Нил, которой впору и самой называться богом плодородия и сытой жизни египтян. Солнце ведь стало божеством! Нил же — кормилица и поилица египтян. Если бы сегодня встал вопрос о признании Нила богом, то к нему прибавили бы приставку – «почетный» и превозносили бы как бога.
Хапи- Бог Нила
Наверное, это мнение поддержали бы верующие еще десяти стран африканского континента, через которые с юга на север протекает неуправляемая река.
В Древнем Египте Нил разливами удобрял землю плодородным илом. Это превращало пески в ближайших к реке долинах в плодородные поля. Но часто в июле Нил разливался и затапливал урожай, обрекая народ на голод. Поэтому и для реки древние египтяне придумали бога – Хапи, чтобы тот помогал им. Хапи изображен мужчиной с женским бюстом, который символизировал плодородие.
Усиливают его и другие боги: Себек – бог рек и озер, а также бог растительности Осирис. Первого изображали в облике крокодила или человека с головой этого водного животного.
Но жестокий бог требовал обильные и регулярные жертвоприношения. Укротить Нил богу Хапи не удалось до его исчезновения с небосвода при введении христианства.
Себек — Бог рек и озер.
Осирис также возглавляет группу из двенадцати богов так называемого погребального культа древних египтян. Пять из них являются его соратниками в загробном мире. Что же это за бог? В мифологии его убивает завистливый родственник. Богиня Исида, почти как опытный хирург, собирает Осириса по частям, разбросанным по Египту, и хоронит. В загробном мире он воскрес и стал там судьей. Среди других богов культа – Акер, Аментет, Геб и другие.
Фараон плюс бог
Со временем жрецы сформировали и распространили в обществе постулат о том, что фараоны происходят от богов. Ведь были же у мифических божеств такие же выдуманные семьи, родственники. И не зря это сделали заблаговременно. Уже в Раннем царстве фараон воспринимался как воплощение бога Гора, а на божества переносился человеческий образ и его свойства. Вспомните русскую народную сказку про Бабу Ягу. Она такой же антропоморф, как и древнеегипетские боги. Фараоны якобы получали магические способности, и простолюдину нельзя было к нему приближаться.
Tags: Боги Древнего Египта названия и картинки, Боги Дреснего Египта главные, египетские боги Солнца Последние статьи на сайтеnosecret.com.ua
Обучение рисунку в Древнем Египте. Часть 1
Методы обучения изобразительному искусству в разные времена и в разных странах представляют интерес для исследователей и художников разного времени, от современников Древнего Египта до нас.
Обучение рисунку в Древнем Египте. Часть 2
Обучение рисунку в Древнем Египте. Часть 3
Каноны
Памятники египетской эпохи дают нам множество интересного материала для представления методов обучения рисованию в Древнем Египте. Это росписи дворцов, стен, храмов, рисунки на папирусах и других разных предметах.
В Древнем Египте в изобразительном искусстве были приняты каноны для рисования человеческих фигур, священных животных, цветков лотоса и других объектов. Конечно, они не давали возможности художнику изображать мир таким, какой он был на самом деле, с натуры. Он должен был изображать мир, следуя установленным правилам. Художники по большей части заучивали правила вместо изучения натуры. Поэтому обучались художники в основном навыку, а не творчеству.
Изображение человека
Путём математического изучения фигуры человека египтяне разработали специальный канон, который позволял с точностью рисовать людей. Это была система пропорционального членения фигуры, которая позволяла по части определить целое и по одной части тела определить размер другой. Довольно разумно. Так египтяне разделили человеческое тело на 21 часть.
В Египте исследователи нашли рисунок фигуры человека, поделенной ровно на 21 часть. Эта фигура была разделена параллельными прямыми линиями, а единицей измерения был средний палец руки, вытянутой вдоль бедра. Но фактически фигура разделена на 19 равных частей, а 2 части включают в себя традиционный головной убор. Исследователь Ш. Блан путем изысканий установил, что измерение фигуры человека осуществлялось снизу вверх.
Древнеегипетский канон пропорций
Размеры фигуры человека
По принятому в Египте канону фигура человека имела следующие размеры: высота стопы считалась равной одному пальцу. Расстояние от верхней части колена до лобка равняется четырем пальцам. Лобковая кость делит всю фигуру на две равные части. Пупок располагается на одиннадцатом делении снизу. На двенадцатом — верхний край гребня подвздошной кости. Грудные соски находятся между 14-м и 15-м пальцами, на шестнадцатом делении — кадык. Голова равнялась двум пальцам. На 17-м делении снизу располагается кончик носа; на 18-м — лобные бугры.
Но были и размеры более мелких частей, таких как рот, глаза, нос и т. д. У всех частей тела была точная величина. Исходя их этих правил, художники, как мастера, так и ученики, могли точно изобразить человеческую фигуру, начиная с любого места. Этот канон помогал изображать фигуры больших размеров (колоссов). Могло быть так, что несколько разных художников, работая порознь над разными частями, в итоге получали точно нарисованную фигуру, и не возникало никаких нарушений пропорций. Были даже случаи, когда один художник выполнял правую часть, а другой — левую.
Такие каноны очень восхищали художников из других стран, таких как Древняя Греция. Многие греческие художники, побывавшие в Египте, замечали то, что достоинство местных художников — это пропорции всех частей тела.
Обучение рисунку в Древнем Египте. Часть 2
Обучение рисунку в Древнем Египте. Часть 3
По материалам Н. Н. Ростовцева. История методов обучения рисованию. Зарубежная школа рисунка.
blogproart.ru