Рисунок голова академический – Ой!

Содержание

Рисунок гипсовой головы — Сайт Arch-risunok.ru

Наряду с геометрическими постановками, розетками и капителями, античные головы — постоянные обитатели художественных студий и главные модели вступительных экзаменов по академическому рисунку, которые проводят архитектурные и творческие ВУЗы. Сдать такой экзамен и оказаться в числе лучших, действительно, непросто. За шесть часов экзамена абитуриенту нужно, поборов волнение, собрать в единое целое основательное знание анатомии, умение наблюдать, рассуждать и множество сложных художественных навыков.

Зачем будущие архитекторы рисуют на вступительном экзамене античную голову

Изображение античной гипсовой головы — необходимый этап художественной подготовки архитектора. Одной из основных гуманистических составляющих архитектуры является ее соразмерность человеку, поэтому зодчему необходимо хорошо знать и понимать пропорции человека и закономерности его анатомического строения.

Рисуя слепки портретов, выполненные мастерами, учащийся наблюдает неподвижную модель с ясно различимой светотенью, важнейшие формы в которой уже найдены и художественно обобщены.

По сравнению с изображением живой модели гипс упрощает задачу, так как позволяет сосредоточиться на изучении конструктивных особенностей головы, выявлении объема, пропорций и взаимосвязи частей. Однако столь сложный объект изображения требует основательной художественной базы и значительного объема знаний и навыков, без которых работа не может состояться.

Что нужно знать и уметь, прежде чем приступать к голове

Верно выполнить работу невозможно без достаточного опыта в изображении геометрических тел, архитектурных элементов, композиций и сложных природных форм. Рисующий должен быть знаком с законами геометрической и воздушной перспективы, светотенью, осознанно работать с линией и тоном, грамотно выполнять построения.

Без этого ожидать значимого результата от работы над академическим рисунком античных скульптурных портретов не приходится. Однако перечисленные навыки — лишь важная база, а освоение сложной темы изображения человеческой головы потребует многих часов подготовки с преподавателем.

Перед началом рисунка

Работая над античной головой, необходимо соблюдать последовательность, решая задачи поэтапно. И начать следует с подготовки модели и рабочего места.

Выбранный для первых работ скульптурный портрет рекомендуется располагать так, чтобы уровень глаз рисующего и модели находились на одной линии. В процессе рисования важно сохранять положение, при котором точка зрения на модель существенно не меняется. Садиться оптимально на расстоянии, равном тройной высоте головы по вертикали. Так можно четко видеть модель в целом и достаточно подробно рассмотреть детали.

Что касается освещения, то для целей академического рисунка используют искусственный верхний свет, располагая его под углом 45°. Искусственное освещение остается неизменным в течение всего времени работы, тогда как естественное изменяется в течение дня — соответственно этому меняются и очертания тени на модели.

Этапы выполнения рисунка головы

Главный принцип работы над рисунком — соблюдение последовательности «от общего к частному, от частного к общему». Изображение головы включает следующие основные этапы:

1 этап – построения

Этот этап является основополагающим для всего дальнейшего хода работы. Верно перенесенный на бумагу общий объем модели в дальнейшем позволит точно разместить части, взятые в правильном пропорциональном соотношении.

На полях листа выполните быстрые эскизы, выявляющие общую массу, характер строения головы и пропорции без уточнения деталей, а также решающие задачу композиционного размещения.

После внимательного изучения модели и выполнения эскизов определите положение гипсовой головы в пространстве, соотношение высоты и ширины и приступайте к компоновке изображения в формате.

Изображая модель в фас, размещайте основную массу в середине листа с небольшим сдвигом вверх, чтобы не перегружать нижнюю часть листа и, тем самым, не нарушить композиционное равновесие.

Проверив соотношение высоты и ширины, легкими линиями наметьте общий овал и шею. Поскольку модель не будет иметь видимых точек опоры, таких как стол или подставка, используйте внутренние точки опоры. Определите основные вертикали и горизонтали и легкими линиями отметьте на рисунке:
• взаимное расположение осей головы и шеи;
• профильную дугообразную линию от середины лба до середины подбородка;
• линию направления глаз;
• линии других параллельных глазам форм (граница волос, лобные бугры, надбровные дуги, переносица, основание носа, скулы, рот, кончик подбородка, уголки нижней челюсти, уши).

Далее начните прорабатывать объем, отделяя лицевую, затылочные и подбородочные поверхности и обозначая положение основных поверхностей с учетом перспективного сокращения; определите общий объем шеи.

2 этап – определение положения и пропорций частей

Приступайте к размещению на рисунке частей — лобных бугров, надбровных дуг, скул, височных костей, ушей, глаз, носа, губ, подбородка, шеи. Постоянно перепроверяйте расстояния между ними, размеры по отношению друг к другу и всей голове. Определяйте места для глаз, передних и боковых поверхностей носа и надбровных дуг по отношению к переносице. Двигайтесь в такой последовательности: глаза, нос, рот, подбородок и нижняя челюсть, скулы, уши, общая форма лба.

Парные формы — глаза, уши, ноздри, скулы — нужно обозначать и рисовать одновременно. Так гораздо легче определить степень их перспективного сокращения, и это помогает избежать многих ошибок и искажений, которые впоследствии сложно исправить.

3 этап – уточнение форм

Приступайте к уточнению и формированию поверхностей намеченных ранее частей, начиная с верхней поверхности лба и постепенно продвигаясь вниз, при этом ориентируйтесь не только на натурную модель, но и на закономерности анатомического строения изображаемых форм. Сопоставив расположение и размеры подчиненных форм между собой и с общей формой на рисунке и модели, переходите к уточнению ушей, щек, волос, шеи.

4 этап — выявление форм средствами светотени

Приступая к тональной проработке рисунка, важно помнить о законах распределения света: по мере удаления от источника света светотеневой контраст ослабевает. На дальнем плане свет и тень менее интенсивны и контрастны, чем на переднем, причем изменяются эти параметры плавно.

Проложите легкую штриховку, выявляя основные объемы больших форм. Рисуйте, не углубляясь в детали. Постоянно сравнивая тональные отношения, постепенно усиливайте тени, вводя в них рефлексы, а в области света добавляйте полутона, оставляя блики. Работайте над рисунком в целом, от общего к частному, от частного – к общему, не допуская излишне детальной проработки отдельных элементов. Задний план прорабатывайте менее подробно и контрастно, чем передний.

Совет. Наиболее распространенными ошибками в работе со светотенью, которые приводят к раздробленности рисунка, являются слишком темные тени, резкие контрасты на дальнем плане, одинаковые по силе рефлексы и свет.

Верно выполнить светотеневой рисунок гипсовых слепков помогает соблюдение последовательности в работе над рисунком, понимание тональной перспективы, внимательное наблюдение тональных отношений и аккуратное их перенесение на бумагу.

Совет. Одна из частных сложностей, с которой сталкивается в начале художественного пути почти каждый рисующий — слишком темный, перечерненный, рисунок.

На белом гипсе удобно наблюдать тончайшие тональные переходы, однако неопытным художникам, слишком поспешно углубляющимся в детали, зачастую сложно выдерживать общий тон в рисунке, и белый гипс перестает выглядеть белым.

Избежать этого можно, если найти самый темный участок на голове-модели и постоянно сравнивать с ним тон остальных частей, при этом не забывая сверять тон более светлых частей между собой.

Очень важно набирать тон легко и постепенно, верно подбирая графитные карандаши по мягкости, не нажимая на них слишком сильно. Твердости HB-2B для гипса, как правило, достаточно — более мягкий карандаш, возможно, потребуется лишь на нескольких самых темных участках.

Важно отметить, что между указанными этапами работы над человеческой головой нет четкой грани, если последовательность ведения рисунка соблюдается верно, они незаметно перетекают один в другой.

Рисунок гипсовой головы на экзамене в архитектурные вузы

Ведущие архитектурные вузы предлагают абитуриентам задание по изображению головы человека во время вступительного экзамена. Как это ясно из описания этапов работы над изображением головы, с такой задачей невозможно справиться без достаточного знания анатомии и серьезной художественной подготовки.

Сделать правильное и качественное изображение античной головы за шесть часов экзамена — задача трудная, но выполнимая, при условии, что абитуриент занимался с опытным наставником, который знает требования вуза.

Обучение рисунку для поступающих в вузы

Авторский курс К.Э.Арутюновой поможет школьникам 9-11 классов с любым уровнем подготовки в относительно короткие сроки добиться такого уровня рисунка, который нарабатывают ученики художественных школ за гораздо более продолжительное время.

К.Э. Арутюнова — архитектор и педагог с 20-летним стажем, ведущий преподаватель школы №2054 при МАрхИ и подготовительных курсов МАрхИ, который знает нюансы требований к экзаменационным работам абитуриентов, поступающих на архитектурные специальности московских вузов и колледжей, а также школ с углубленным изучением архитектуры.

Записывайтесь на курсы академического рисунка для абитуриентов, чтобы пройти с опытным педагогом путь от самых азов до изображения гипсовой головы на высоком уровне, достаточном для поступления в творческий вуз Москвы.

Похожие записи

arch-risunok.ru

Рисунок гипсовой головы Сократа — Сайт Arch-risunok.ru

Рисунок гипсовой головы — важная часть учебной программы по академическому рисунку. Методически последовательная работа с неподвижной натурной моделью формирует понимание конструктивного и анатомического строения человеческой головы и готовит к изображению живой натуры.

Рассмотрим основные принципы и этапы построения и изображения человеческой головы на примере гипсового скульптурного портрета, который предлагают в качестве экзаменационного задания по рисунку ведущие архитектурные институты Москвы.

Это — античный скульптурный портрет Сократа.

Учимся рисовать с Сократом

Для тех, кто уже проработал изображение античных скульптурных портретов с наиболее обобщенными формами — Диадумена, Венеры, Дорифора — подходящим пособием станет гипсовая голова античного философа, которую мы обсуждаем сейчас. Портрет философа достаточно насыщен деталями, здесь четко прослеживаются анатомические особенности человеческого черепа, по которым определяют необходимые для верного построения всего изображения внутренние точки опоры.

Учащимся удобно наблюдать и анализировать общий объем головы и соотносить пропорции ее частей — лоб и затылок не скрыты за волосами, формы бороды симметричны и в достаточной мере обобщены. Хотя внешность философа сложно назвать привлекательной, черты его лица весьма необычные, запоминающиеся и одухотворенные. Их интересно рассматривать и рисовать, угадывая специфику анатомического строения головы, внимательно разглядывая нос и брови необычной формы, следуя за логикой сетки морщин.

Какие первоначальные навыки нужны для работы над рисунком головы?

Прежде чем приступать к рисунку гипсовой головы, необходимо пройти достаточно долгий и сложный путь — от изображения геометрических фигур, врезок, античных гипсовых капителей и розеток через разнообразные постановки и натюрморты к обрубовкам, рисункам черепа, экорше, отдельных частей лица.

Приступая к изучению рисунка головы, очень важно иметь четкое понимание конструктивных особенностей основных геометрических тел, принципов действия законов геометрической и воздушной перспективы, логику распределения света и тени в зависимости от особенностей источника освещения и конструктции изображаемого объекта. Кроме того, чтобы грамотно разместить гипсовую голову в формате потребуются знания и навыки в области композиции.

Как разместить модель головы и подготовиться к рисунку

Для удобства изучения рисунка гипсовой головы ученику следует располагаться на расстоянии не большем, чем три высоты модели. Размещать античную голову лучше так, чтобы ее глаза находились выше линии горизонта, т.е. выше уровня глаз рисующего, а освещение устанавливать спереди и сверху под углом 45 градусов.

Необходимо внимательно изучить голову со всех сторон, обращая внимание на строение и конструктивные особенности изображаемой формы и постараться предельно ясно представить, как будет выглядеть итоговый рисунок. Это поможет как при выборе способа размещения в формате, так и при дальнейшей работе над построением изображения.

Какой последовательности придерживаться при работе над головой

Изображение гипсовой головы предполагает длительную и многоэтапную работу, которую необходимо вести с соблюдением определенной методической последовательности, чтобы не потеряться в деталях. Если нарушить порядок работы над рисунком, велика вероятность неудачи, ведь в этом случае многие допущенные ошибки станут очевидными слишком поздно, а их исправление займет слишком много времени.

Важно помнить: недостаточно тщательно и достоверно перерисовать то, что находится непосредственно перед глазами — изображая человеческую голову нужно, в буквальном смысле слова, уметь видеть ее насквозь. Таким образом, без серьезного предварительного анализа конструктивных и анатомических особенностей и методически верного построения с применением внутренних опорных точек нарисовать голову правильно не получится.

Важнейший логический принцип, от которого нельзя отступать при работе над гипсовой головой, — продвижение от общего к частному, а затем от частного к общему.

Как выполнять построения

Не жалейте времени и усилий на построение общего объема, оценку пропорциональных соотношений частей головы и их точное размещение внутри основного объема — помните, что важность этой части для всего дальнейшего хода работы над рисунком сложно переоценить.

Начните с быстрых эскизов на небольшом вспомогательном листе бумаги или на полях основного рабочего листа. Ваша задача — показать предельно обобщенную массу, форму головы и ее основные пропорции, а также принять решение о том, как вы будете размещать голову в большом формате. На этом этапе ни в коем случае не следует углубляться в детали.

Затем необходимо внимательно присмотреться к гипсовой голове, чтобы найти ответы на вопрос о занимаемом ею пространственном положении, соотнести ширину с высотой и, слегка касаясь карандашом бумаги, легкими линиями нарисовать овал и шею. Далее определите и покажите на рисунке опорные вертикали и горизонтали, на которых будет построена вся последующая работа. К ним относятся оси головы и шеи, профильная линия, которая идет от середины лба до подбородка, линии глаз, рта, подбородка, волос.

Проработке профильной линии следует уделить особое внимание, так как она является главным ориентиром для последующей работы над головой. В соответствии с классическим каноном пропорций, который применен и в изображаемой античной модели, профильную линию необходимо разделить на три равные части.

Верно определить наклон головы можно, если мысленно провести прямую от переносицы до середины подбородка и сопоставить угол наклона профильной линии с воображаемой вертикалью. Для этих целей удобно пользоваться карандашом, взяв его в вытянутую руку вертикально и наведя на размещенную на расстоянии от вас натурную голову.

Теперь можно продолжить построение и приступать к формированию общего объема. Для этого необходимо показать расположение трех основных формирующих голову поверхностей — затылочной, лицевой и подбородочной. Очень важно не использовать слишком темные и резкие линии в рисунке, так как они затрудняют выявление ошибок.

Как определить пропорции и местоположение частей головы

В ходе выявления линейно-конструктивной основы головы очень важно не только точно и анатомически обоснованно разместить ее основные части в общем объеме, но и найти их верные пропорциональные соотношения. Для этого необходимо постоянно сравнивать части между собой и соотносить с общим объемом и формой, постоянно перепроверяя взятые в рисунке соотношения на натурной голове.

Время от времени необходимо отходить от мольберта метра на два — так можно одновременно видеть и изображение, и античную голову, заметить допущенные ошибки и вовремя их исправить.
Работа на этом этапе требует предельной концентрации внимания. Качественно исполненная линейно-конструктивная основа головы выразительна сама по себе, и на следующих этапах, при должной проработке деталей и тона, она превратится в убедительное и эстетически привлекательное изображение.

На текущем этапе работы над рисунком следует уделять как можно больше внимания анализу форм и их построению.

Конкретизация форм головы: продвигаемся от общего к частному

Теперь приходит время обратиться к подробностям и приступать к превращению намеченных ранее условных геометрических форм головы в реальные. Для этого, по-прежнему используя тонкие и легкие линии, без сильного нажима на бумагу последовательно уточняем формы носа, глаз, губ, прядей волос и локонов, а также внимательно и предельно точно показываем особенности их взаимного расположения и индивидуальные размеры. Величину и местоположение каждой детали следует соотносить с соседними элементами и с общим.

При построении частей важно учитывать, что линии, которые ограничивают формы в пространстве, при тоновой проработке станут границами света, полутени и тени; те же линии, которые отделяют разные плоскости формы, будут служить границами тонких отношений в освещенной части.

Светотеневая проработка гипсовой головы

Важнейшая задача данного этапа состоит в том, чтобы выдержать взаимосвязь линии и тона – этого вопроса мы уже немного коснулись в конце предыдущего подраздела, когда обсуждали деталировку конкретных форм на голове.

Вначале следует проложить основные тени. Это поможет увидеть объем головы и отдельных ее частей, найти и обнаружить ошибки, которые могли ускользнуть от вашего внимания, во время работы над линейно-конструктивным рисунком.

Далее пора переходить к разработке основных тональных градаций на голове, прорабатывая свет, полутени, собственные и падающие тени. Тени важно не перетемнить: хотя они существенно темнее светлых участков, всегда необходимо помнить, что вы должны отобразить в рисунке белый гипс. Не нужно оставлять бумагу белой в местах рефлексов, поскольку они находятся в тени и всегда существенно темнее освещенных мест и бликов.

Особое внимание следует уделить проработке поверхностей, для которых характерны плавные тональные переходы — лба, щек и подбородка. Обычно они представляют значительную сложность для обучающихся. Рисуя глаз, важно помнить о его шаровидной форме — именно она обусловливает форму верхнего и нижнего века и слезника.

В ходе детальной моделировки гипсовых голов штрих необходимо наносить по форме и только в тех частях рисунка, где он действительно, необходим, где логически и композиционно он окажется уместным и будет способствовать выявлению объема. Будьте предельно внимательны и избегайте избыточного штрихования, не отвлекайтесь на менее значимые подробности – такие как щербины на модели – в ущерб качеству проработки формы и пластики носа, глаз, ушей и других важных деталей, а также участков, где одна форма перетекает в другую.

Ранее мы неоднократно подчеркивали важность последовательного ведения учебного рисунка, а сейчас пришло время упомянуть еще об одном значимом моменте при работе над античной, а впоследствии и живой, головой: не бойтесь возвращаться к предыдущим этапам, если заметили ошибки или неточности. Рисунки подобны живым организмам, которые изменяются и совершенствуются по мере развития.

Завершающий этап: от частного к общему

На завершающем этапе, необходимо проверить, что все части находятся на своем месте и верно подчинены целому, тоновое решение гипсового скульптурного портрета выполнено правильно, и отдельные детали не перетягивают на себя излишнее внимание, тем самым нарушая целостность изображения.

Постоянно сравнивая отдельные части рисунка и изображение в целом с моделью, определите наиболее темные и самые светлые места, сопоставьте их с полутонами, а полутона между собой. Проверьте детальность проработки переднего и заднего планов: передний следует проработать более детально, а контрасты, которые необходимы здесь, должны постепенно смягчаться к дальнему плану.

Рисунок головы для подготовки к экзаменам в институт

Научиться выполнять изображение гипсовой головы на уровне, достойном приема в архитектурный и любой творческий институт, можно, лишь посвятив многие часы учебе и практике под руководством опытного наставника. Лишь настойчиво и последовательно выполняя задания на построение, создание линейно-конструктивного и тонового рисунков, можно добиться устойчивого прогресса в обучении и отличного результата.

Если вам необходимо подготовиться к экзамену в архитектурные и творческие вузы Москвы, приходите на занятия в студию К.Э. Арутюновой. Благодаря индивидуальному подходу и возможности гибко настроить обучение в зависимости от начального уровня, своих задач и потребностей, вы используете оставшееся до экзаменов время предельно эффективно и уверенно овладеете рисунком головы.

Записывайтесь на занятия по телефону или через форму на сайте.

Похожие записи

arch-risunok.ru

Рисунок головы — Делай, что любишь. Люби то, что делаешь. — LiveJournal

Рисунок головы, на мой взгляд, самый сложный вступительный экзамен, который нагляднее всего демонстрирует «руку» абитуриента. Именно по нему комиссия сразу определяет основные ошибки. Работа оценивается по 3-м критериям: правильное построение пропорций, штрих, светопередача. Лично для меня штрих был главной проблемой, а именно он и показывает насколько рука «набита». Ну не могла я сделать 200 одинаковых ровных штрихов, рука немеет уже на пятидесятом 🙂 А те, кто до поступления занимался рисунком 3-4-5 лет — могли. 
Голов на экзамене всего четыре: Цезарь, Сократ, Афродита и Антиной.
При подготовке рисуют еще три: Дорифор, Апоксиомен и Диадумен.
На экзамене может попасться любая из 4-х голов, в любом ракурсе: 3/4, фас, провиль и т.д.

Вот эта работа в методичке по поступлению меня особо радует! Не у одной у меня оказывается проблемы со штрихом)

Своего «любимчика» Сократа выкладываю в натуральную величину. Тут хорошо видно качество.

© сканы из Методического пособия
«Образцы рисунков» (Часть 1, Часть 2)
Думаю, они помогут тем, кто собрался бороздить Москву, как когда-то я)
Хотя, и в Москве эти методички не продаются в книжных, а в Архитектурной лавке при МАрхИ не всегда бывают в продаже.  

   

Образцы рисунков из методического фонда вечерних подготовительных курсов Московского архитектурного института.
Автор серии: И.В. Топчий
Работы выполнили: А.В. Блищ, Е.А. Богатов, М.Г. Фасоляк, С.В. Репин, С.В.Лосицкий.

aynart.livejournal.com

Мастер класс: Рисование гипсовой головы

Изучение головы человека, как и любой дру­гой сложной формы, ведется на основе дли­тельного штудирования модели. Длительныйрисунок дает возможность учащемуся полно­стью усвоить закономерности построения изображения. Хорошим рисунком, в академическом смысле, считается такой, который исчерпывающе передает существенные признаки модели, т. е. те признаки, по которым зритель получает, возможно полное представление, о данном предмете. Во время рисования с натуры мы не только наблюдаем предмет, но и познаем его; не механически копируем его внешнюю форму, а стремимся понять его внутреннюю структуру., Это изучение всегда начинается с непосредственного зрительного знакомства с изображаемым предметом, а затем внимание рисующего переходит на изучение харак­терных признаков его строения, пропорций, деталей. Для примера рассмотрим процесс рисования головы «Аполлона Бельведерского» скульптора Леохара (IVвек до н. э)

    Первая  стадия  работы 

    КОМПОЗИЦИОННОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ     Работа начинается с композиционного размещения головы на листе бумаги. Пред­варительно прикиньте в наброске, как выгоднее вкомпоновать голову в данном фор­мате. Изображение намечается очень легко, предельно скупо, обобщенно. Выявляется характер большой формы, движение — поворот головы и шеи; словом, определяется об­щий вид модели (рис. 23). Длительный рисунок может начинаться и с предварительного наброска, при усло­вии, что последний будет заключать в себе основную композиционную идею рисунка. Как правило, в учебном рисунке голову лучше всего размещать посреди листа бумаги, немного выше центра, не оставляя, однако, слишком больших полей пустыми.
    Вторая стадия работы     ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА ФОРМЫ ГОЛОВЫ, ПРОПОРЦИЙ И НАКЛОНА ГОЛОВЫ Когда вы убедились, что в общем характер формы схвачен верно, можно перейти к уточнению наклона головы. Для этого, прежде всего, надо верно наметить профильную линию лица или ось симметрии, которой голова делится на две равные половины. Про­фильной линией мы называем условно такую линию, которая должна проходить через середину лба и переносицу к середине кончика носа и через «раздвоинку» подбородка (рис. 24). Чтобы найти правильный наклон головы, мысленно соедините прямой линией перено­сицу и середину подбородка и представьте себе, какой угол образуется между этой линией и воображаемой вертикалью. Определив правильно угол наклона профильной линии с вертикалью, вы правильно определите и наклон головы. Когда профильная ли­ния и наклон головы намечены верно, можно переходить к выявлению пропорций — характера формы головы.     Симметричное построение головы заставляет рисующего попеременно рисовать то правую часть головы, то левую. Например, наметив правую височную кость, необходимо сразу же наметить и левую; наметив правое крыло носа, следует одновременно наметить и левое и т. д. Античная голова делится по линии разреза глаз на две равные части, а собственно лицо — на три равные части: от линии покрова волос до надбровных дуг, от надбровных дуг до основания (корня) носа и от основания носа до основания подбородка. Отрезок от надбровных дуг до основания носа в свою очередь делится на три рав­ные части; между первой (от надбровных дуг) и второй частью проходит линия разреза глаз, которая пересекает шов скуловой и височной кости, уголки глаз, слезники и пере­носицу; третья часть включает в себя основание и крылья носа. Отрезок между основа­нием носа и основанием подбородка тоже делится на три равные части: между первой и второй частью проходит средняя линия рта, которую часто в обиходе называют линией разреза губ; линия между второй и третьей частью делит подбородок (по высоте) попо­лам. Расстояние между глазами равно длине глаза, т. е. линия разреза глаз также де­лится на три равные части. Высота уха равна длине носа. Для художников древнего мира эта пропорциональная закономерность членения головы на части являлась каноном красоты. В эпоху классицизма античные каноны превратились в догму академических правил рисования. В наше время эту пропор­циональную закономерность мы рассматриваем как условную закономерность членения головы.     Третья   стадия   работы     ОБЪЕМНО-КОНСТРУКТИВНОЕ   ПОСТРОЕНИЕ ФОРМЫ ГОЛОВЫ

     В построении реалистического рисунка существенную роль играет конструктивный анализ формы и понимание законов и правил перспективного изображения объема на плоскости. Выявление конструктивных особенностей изображаемого предмета всегда входит как главная часть в изображение объемной формы по определенным законам и требует ясного, логического суждения о форме в пространстве(рис. 25).


    Конструктивный анализ объемной формы предмета происходит во всех ее состав­ных частях как видимых глазом, так и невидимых. Например, рисуя куб, мы не ограничиваемся анализом его видимых поверхностей, а стараемся мысленно проникнуть внутрь формы и увидеть, вернее — ясно представить себе остальные, не видимые с дан­ной точки зрения стороны куба, ибо они-то и помогают определить правильное перспек­тивное направление видимых сторон, увязать их в строго закономерную конструктивную связь.     Как мы умеем представлять себе линейную конструкцию простых предметов, так необходимо научиться представлять себе и конструктивную схему человеческой головы, фигуры.     Каждую объемную форму учащийся должен представлять в пространстве так же, как он это делает на занятиях по начертательной геометрии. Изображая объемную форму в пространстве, рисующий должен следить за ее перспективными сокращениями. Рассмотрим подробнее, как использовать законы перспективы в рисовании головы человека. Если мы рисуем голову на уровне наших глаз, вспомогательные конструктивные линии, которые проходят по надбровным дугам, разрезу глаз, основанию носа, разрезу рта и основанию подбородка, будут параллельны линии горизонта, т. е. будут прямыми. Если голова модели наклонена, то все эти линии или дуги своими вершинами напра­вятся вниз. Если голова будет запрокинута вверх, то и конструктивные дуги своими вершинами будут обращены вверх. Необходимо заметить при этом, что все эти вспо­могательные линии будут между собой параллельны.     Очень часто при незначительных поворотах головы ученику бывает трудно опре­делить: наклонена вниз голова или, наоборот, запрокинута вверх. В этих случаях зна­ние схемы конструктивного строения головы и помогает правильно определить поло­жение головы в пространстве. Когда голова находится в фасовом положении (на уровне наших глаз), то основание носа и низ ушной раковины находятся на одной гори­зонтали. Если голова запрокинута вверх, то уши по отношению к основанию носа и надбровным дугам как бы смещаются вниз. Если мы замечаем, что низ мочки уха выше основания носа, значит, голова опущена.     Но не только положение ушной раковины определяет наклон головы. Рисующий должен знать, что в перспективе все формы сокращаются и поэтому, хотя лицо антич­ной головы по канонам делится на три равные части, при поднятой голове размеры этих частей будут уменьшаться: лоб по отношению к подбородку будет казаться тем меньше, чем больше будет запрокинута голова. При наклоне произойдет обратное — лоб будет самой большой массой, не говоря уже о том, что станет виден верх черепной коробки.
    Четвертая   стадия   работы 
    ПЛАСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛИРОВКА ФОРМЫ     Пластическую моделировку формы головы нужно считать наиболее трудоем­ким, длительным и ответственным этапом работы. Рисующий должен следить за тем, чтобы изображение было подчинено законам перспективы, голова прорисована согласно ее анатомическому строению. На этом этапе работы рисовальщик обязан разо­браться в пластической форме предмета, понять анатомическую сущность видимой сна­ружи формы — выпуклостей и впадин, которые моделируются сначала легкой свето­тенью. Для начала, достаточно будет легко закрыть мягким тоном теневые планы, и тем самым отграничить ихот освещенных, т. е. определить основные массы света и тени. Благодаря этому приему выявятся передние, боковые и нижние планы головы. Это, во-первых, поможет проверить сделанное в предыдущих стадиях работы и, во-вторых, яс­нее (рельефнее) подчеркнет объем головы.     Светотень ложится по форме предмета и тем самым выявляет его объем. Недоста­точно точно скопировать светотень с натуры,— необходимо понять, осознать и прочув­ствовать ее взаимосвязь с конструкцией. Грани пересечения плоскостей (планов) го­ловы образуют условную линейную конструкцию рисунка; эти грани в свою очередь яв­ляются границами света и тени.     Покрыв легким тоном теневые планы головы, начинаем уточнять местоположение глазных впадин, скуловых костей и ушных раковин (рис. 26).     Пятая  стадия работы     ПЕРЕХОД ОТ ОБЩЕГО К ЧАСТНОМУ, ПРОРИСОВКА ДЕТАЛЕЙ

    На этой стадии работы над рисунком происходит постепенное насыщение боль­шой формы деталями. Рисующий переходит от анализа большой формы к анализу малых форм, постоянно соизмеряя их с общей мас­сой головы. Например, уточняется форма крыльев носа, характер очертания и объем губ; глазное яблоко накрывается веком, при­чем обратите внимание, что веко имеет тол­щину, поэтому не рисуйте веко одной ли­нией (рис. 27).

Если какая-то деталь головы плохо усваивается вами, порисуйте эту деталь от­дельно. Весьма полезно рядом с изображен­ной головой или на особом листе сделать рисунок носа, уха, глаза. Рисуя глаз, надо помнить, что в основе это — шарообразная форма, которая находится в глазничной впа­дине. Поэтому рисовать веки надо так, чтобы они облегали эту объемную форму.

    Затем   внимательно   следите за перспективным   сокращением  толщины   века.   Парные формы   (например, глаза, крылья носа) рисуйте одновременно. Детали сравнивайте между собой и большой формой, иначе не получится цель­ного рисунка. Кроме того, такое сравнение помогает рисовальщику находить у себя в рисунке ошибки и исправлять их.

    Шестая стадия работы     ОБЩЕГО К ЧАСТНОМУ, ПРОРИСОВКА ДЕТАЛЕЙ     ТОНАЛЬНАЯ ПРОРАБОТКА  ФОРМЫ

    Тональной проработкой объемной формы завершается работа над рисунком. На Этой стадии следите, как ложится светотень на выпуклые места и впадины, учитесь видеть взаимосвязь конструкции предмета с явлениями светотени, т. е. понимать, как и почему именно так, а не иначе распределяется свет на поверхности предмета. Не зная строения предмета, на который падает свет, вы не сумеете выявить и его формы. Зная же конструкцию, вы будете свободно лепить форму светотенью (рис. 28).

    Светотень помогает свободнее и убедительнее передать характер и объем головы, а также ее фактурные качества. Законы освещения так же точны и определенны, как и законы перспективы и анатомии. Выдержать рисунок в тоне — это значит передать те световые отношения от са­мого светлого через сумму полутонов к самому темному, которые в натуре сведены в единую гармонию.     Седьмая   стадия   работы     ПОДЧИНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ ЦЕЛОМУ, ОБОБЩЕНИЕ

    На этом последнем этапе рисовальщик «подводит итоги» проделанной работы. Про­веряет общее состояние рисунка, подчиняет детали целому, уточняет рисунок в тоне, согласует блики с общим тоном, чтобы они не вырывались, не «кричали», проверяет рефлексы и полутона по их отношению к свету и тени. Выявляется фактура и мате­риальность гипса (рис. 29).

    Методическая последовательность в работе над рисунком должна строго соблю­даться, ибо нарушение ее замедляет усвоение учебного процесса. Рисование, прохо­дящее беспорядочно, вне всякой системы, не дает возможности учащемуся освоить на­выки построения реалистического рисунка и понять те правила, которые выработала рисовальная практика больших ма­стеров. Повторяем, нельзя переска­кивать через отдельные этапы в работе над рисунком. Например, не найдя основной массы объема, пере­ходить к прорисовке деталей; не по­няв конструкции предмета, перехо­дить к передаче фактуры. Ученик обязан закрепить последовательные стадии учебного рисунка, так как каждая предыдущая стадия входит составной частью в последующую. Итак, резюмируя все стадии развития длительного рисунка, ука­жем, что в начале работы, когда ри­сующий намечает на листе бумаги общий контур головы и схематично выявляет ее объем, он идет путем общего изображения формы, ее крупного объема. Далее рисоваль­щик вступает на путь анализа, пе­реходит от общего к частному — к насыщению большой формы более мелкими формами и деталями. В конце работы, когда рисовальщик подчиняет детали целому, он вступает на путь синтеза — обобщения. Целостное восприятие модели служит не только исходным моментом для ее изуче­ния, но и постоянным «фоном», на котором познается каждая часть в отдельности. По­этому в академическом рисунке изображение натуры следует начинать с ее общей ха­рактеристики, затем постепенно перейти к детали и снова возвратиться к общей форме, иначе говоря, пройти путь от общего через детальное изучение натуры к цельному вы­ражению. Последовательное выполнение рисунка от общего к частному и от частного снова к общему строго обязательно.

russartschool.blogspot.com

Античная греческая голова. Задание в группе академического рисунка (А. Коротаев): strg_circle — LiveJournal

Пятое задание в группе по академическому рисунку.

Рассказывает Александр Коротаев:

«Рисование гипсовой головы — это необходимый этап на пути к рисованию живой модели. Традиционно выбирают античную голову, чаще всего греческую.
Почему? Моя версия:

Вопрос:
Что мы берем в качестве модели, когда выбираем гипсовый слепок греческой скульптуры?
Ответ:
Мы берем прежде всего памятник скульптуры, образец монументального стиля Высокой древнегреческой классики. Форму осознанную, найденную, прошедшую в процессе своего исполнения отбор от случайностей. Это пример архетипичной формы, «работающей» и «развивающейся» в пространстве от целого к деталям, подчиненных ему. «Здесь всё ради целого» — вот основная ценность античной греческой скульптуры. Для нас это выливается в то, что в отличии от рисования живой модели или более натуралистичной скульптуры, мы не отвлекаемся на случайные складочки-прядочки, нас не сбивает ассиметричность больших и малых форм, нестандартность пропорций и пр. Художник древности нашел за нас и для нас гармоничные законы и пропорции в отображении человека.

Когда мы рисуем голову античного образца, мы сдедуем заветам древнего мастера. Берем большую форму яйца (головы), ставим ее относительно цилиндра шеи — находим их взаимное расположение и взаимодействие, а дальше работаем с этими большими формами постепенно усложняя их деталями (малыми формами), как бываяя изображение. Мы повторяем путь, который проходил античный скульптор.

В качестве моделей мы взяли две головы:
— Диадумен, скульптор Поликлет
— Апоксиомен, скульптор Лисипп»

Результаты:

Ира


Алексей

Наталья

Оля

Целое и детали

strg-circle.livejournal.com

Академический рисунок гипсовой головы. Как научиться рисовать

Начинающие художники часто допускают ошибку, когда считают излишним тратить свое время на изучение академических правил рисования. Неопытный портретист бывает уверен, что ему удастся с помощью одной лишь интуиции и прилежного срисовывания создать реалистичный портрет изображаемого человека. При этом он действует бессистемно, механически копируя второстепенные детали, которые, по его мнению, дадут лучшее сходство с натурой. В итоге рисовальщик оказывается не в силах грамотно и убедительно связать в единое целое все части лица, каждая из которых выглядит как бы нарисованной по отдельности.

Научиться рисовать сознательно, с пониманием конструктивной и анатомической структуры, поможет академический рисунок гипсовой головы, поскольку его главная задача — заложить основы профессионального мастерства художника. Преподаватели нашей арт-студии в ходе учебных занятий стремятся ознакомить учащихся с бесценным опытом, который был накоплен великими художниками прошлого. Они щедро делятся собственными познаниями об анатомии, перспективе, теории светотени. Эта обязательная сумма усвоенных знаний и приобретенных навыков вскоре позволит начинающему художнику перейти от обучения к самостоятельной творческой работе.

Почему важно начинать с гипсовых слепков

Процесс академического рисования должен стать для учащегося процессом познания натуры, активного ее изучения. Ценным подспорьем для художника с недостаточным опытом служат слепки со скульптур античного периода. При работе над изображением гипсового слепка задача рисовальщика облегчается тем, что:

  • произведения античных скульпторов ценны для нас как учебное пособие, благодаря обобщению форм и четкой проработке деталей;
  • взгляд не отвлекается на мелкие второстепенные детали, как в случаях с рисованием живой натуры;
  • однотонный цвет гипса помогает яснее понять общую форму головы и разобраться во взаимосвязях ее отдельных частей.

Для учащихся нашей арт-студии академические постановки гипсовых голов чередуются с целью постепенного усложнения задачи. Начинать предлагается с рисования голов Венеры, Гермеса, Диадумена, Дорифора, отличающихся наиболее обобщенными формами. Справившись с первоначальной задачей, учащиеся переходят к более сложному рисованию голов Аполлона, Геракла, Лаокоона.

Этапы рисования гипсовой головы

Чтобы правильно изобразить на бумаге голову человека, необходимо соблюдать в работе принцип методической последовательности. Не стоит браться сразу за решение сложных задач, прежде необходимо разобраться с общими характеристиками, и лишь затем переходить к деталям. На завершающей стадии нужно снова возвратиться к обобщению формы, соблюдая непреложное правило: «От общего к частному и от частного снова к общему».

Преподаватели нашей арт-студии рекомендуют разделить работу над академическим рисунком гипсовой головы на 7 условных этапов:

  1. Выбрать точку зрения, наметить на листе композицию изображения.
  2. Определить общий характер формы головы, ее основные пропорции, наклон и поворот в пространстве, провести вертикальную профильную линию, горизонтали лба, бровей, глаз, основания носа и разреза губ.
  3. Выявить конструктивную схему гипсовой головы, проверить симметрию парных форм, учитывая при этом перспективные сокращения.
  4. Постепенно переходить от упрощенных геометрических форм к уточнению и детализации рисунка, соблюдая анатомическое строение головы.
  5. Выявлять общие объемы форм посредством прокладки теней легкой штриховкой, устранять неточности построения рисунка.
  6. Детально прорабатывать форму, насыщая ее деталями в соизмерении с общей массой, моделировать форму тоном.
  7. Проверить, все ли детали подчинены целому, не сбился ли рисунок, верны ли тональные соотношения.

Все этапы учебного рисунка необходимо выполнять строго последовательно, не торопясь переходить к детализации и передаче фактуры, когда еще не определена общая характеристика формы гипсовой головы.

Практическая польза занятий рисования в нашей студии

Гипсовая модель скульптурного изображения — это сложный комплекс множества взаимосвязанных форм. Поэтому, чтобы академический рисунок гипсовой головы был выполнен качественно и со знанием дела, начинающему художнику необходима помощь опытного специалиста. Любой желающий научиться превращать лист бумаги в произведение искусства сможет найти такую помощь в нашей студии рисования. Здесь, в удобных аудиториях, под руководством чутких наставников, вы за короткое время сумеете встать в один ряд с профессиональными мастерами графики и живописи.

Приходите к нам и убедитесь, что осваивать азы творческой работы гораздо полезнее в компании единомышленников, чем пытаться делать это самостоятельно!

art-matita.ru

Обучение рисунку. Портрет. 12 серия: построение головы римлянина и общие…


Для всех интересующихся академическим рисунком очень рекомендую журнал Олега Торопыгина oleg_toropygin, Я давно на него обратил внимание, и периодически смотрю его видеоуроки. Сегодня наткнулся на видео, которое отвечает на многие распространённые  вопросы по академическому рисунку гипсовой головы.

Оригинал взят у oleg_toropygin в Обучение рисунку. Портрет. 12 серия: построение головы римлянина и общие…

Немного законспектировал для тех, кто лучше воспринимает текстовую информацию, ну и может этот конспект для кого-то окажет стимул просмотреть это часовое видео с начала и до конца (посмотрите, не пожалеете):

1. Мы очень восхищаемся когда видим тщательно исполненный академический рисунок гипсовой головы XIX или XX века, либо рисунок какой нибудь другой школы, например американского гиперреализма. Когда рисунок тщательный, у нас это вызывает искреннее уважение и восхищение, но когда нам надо самим рисовать гипсовую голову, то получается, что энтузиазма мы к этому практически не проявляем…
2. Гипсовые головы это классика, и на самом деле сильно недооценённая…

3. Если мы рисуем гипсовую голову не видя связи с живой головой, то мы рисуем гипсовую голову напрасно. Если мы рисуем гипсовую голову думая, что мы рисуем гипсовую голову, то мы опять рисуем гипсовую голову напрасно…
4. Когда я учился в Строгановке, то в силу бедности или в силу других причин, направленное освещение при постановке гипсовой головы было только на первом курсе. Строгановская школа рисунка идёт от формы, и плюс такой, что освещение приходилось создавать мысленно…
5. Когда существует направленное освещение, человеку рисовать проще, видно где форма поворачивается, но есть и минусы — выявляются яркие пятна света и тени, и если человек не склонен размышлять о форме, то он может за это спрятаться. Он может выявлять только эти пятна, так часто и происходит. Для начинающих это может быть и не плохо, заставлять их сразу правильно рисовать и показывать формы без направленного освещения, при небольшом опыте даже жестоко. Важно в дальнейшем не стать заложником этой ситуации.
6. Прятаться за твёрдый карандаш, чтобы рисунок был аккуратным — значит, что вы симптомы лечите, а не болезнь. Если вы рисуете твёрдым карандашом, и за счёт этого у вас рисунки чистые, то при чём здесь вы? Это заслуга карандаша, а не ваша…
7. Мелкий рельеф лица гипсовой головы даёт резкую светотень, и он больше бросается в глаза рисующему. По большому счёту смотря на гипсовую голову мы видим только набор морщин, но важны не морщины, морщины только украшения на пути к пониманию формы. Встаёт вопрос, как увидеть эту форму, если я её не вижу? И это правильный вопрос! Смысл рисования гипсовых голов, это учиться видеть большую форму. Если вы  её не научитесь видеть, то так и будете только срисовывать всякую ерунду. В этом контексте смысл обрубовки становится более очевиден, так как обрубовочная голова даёт подсказки там, где форма на самом деле поворачивается…
В обрубовочной голове чётко видно то, что на гипсовой голове, да и на живой натуре — много мягче. В гипсовой голове даже говорят, что там скульптор подчеркивает то, что на живой натуре почти не заметно, и этот момент очень важен!
8. Подставку гипсовой головы нет смысла рисовать. Её можно нарисовать, только если очень хочется. Тем более, что она обычно не идеальна, поскольку гипс имеет свойство откалываться…
9. Важно при рисовании гипсовой головы развивать глазомер, а не рисовать по намеченным точкам и линиям, как обычно это происходит в архитектурно-строительных ВУЗах. Сначала хорошо загрузите глазомер, а уже потом проверяйте измерениями…
10. Постарайтесь в начале игнорировать индивидуальные особенности лица. Психологически они конечно вырываются вперёд, наметьте их, но не забывайте, что главное — общая форма!
11. Если при рисунке гипсовой головы ты постоянно бегаешь от обозначения общей формы, то ты никогда не будешь знать как к этому подступиться. Поэтому не нужно бегать от обозначения формы, а нужно сразу пробовать с ней что-то делать, заниматься построением…
12. Можно на гипсовой голове рисовать сечения, как на простейших формах (кубах, кувшинах и др.), чтобы прочувствовать форму…
13. Следовать правилам (не верить своим глазам) нужно на ранних стадиях обучения академическому рисунку. Чтобы вы поняли, война идёт не за правила, а за ваше мышление! Как следствие вы начнёте правильнее, сильнее отображать…
14. Полезно возвращаться к рисунку гипсовой головы даже если вы их уже нарисовались в своё время. Интересно сравнить как у вас изменилось мышление, стали ли вы применять эти знания на практике, или просто согласились с ними покивав головой.
15. С точки зрения правильного понимания формы можно представить как скульптор лепил эту голову.
16. Очень важно научиться видеть и строить в рисунке форму, домысливать её, потому что идеально правильного освещения не будет никогда!
17. Чтобы получить правильное представление об объекте, недостаточно срисовывать его с одной точки. Появляются всевозможные иллюзии, там где форма не видна, вы и рисуете так как будто её нет. Поэтому нужно постоянно подходить к натуре (гипсовой голове), трогать, узнавать как эта форма на самом деле «лепится».
18. Сечения это путь к правильной штриховке.
19. Разбираясь с архитектоникой головы, после того как мы обозначили основные формы, нужно регулярно проверять пропорции, потому что не бывает так, что мы их абсолютно правильно изначально взяли.
20. Важно, сначала взять большие формы формы, только потом переходить на мелкие детали, если вы это не поймёте, то рисунок будет искусственным. Этот переход должен быть естественным и органичным…
21. Ничего страшного если на начальных этапах рисунки гипсовых голов будут производить «брутальное» впечатление. Если какие-то линии нужно сдвигать, сдвигайте. Ничего страшного, что вы их сразу правильно не смогли взять. Со временем, вы всё более правильно научаетесь их брать, и при необходимости править рисунок без сожаления.
22. Под падающую тень важно видеть форму на которую эта тень падает.
23. Можно учиться рисовать по фото и даже по видео, но это никогда не заменит опыта рисунка с натуры (гипсовые пособия или живые модели).

Сегодня оглашу победителя за лучший фотообзор художественного магазина, после 20.00. Голосуйте и участвуйте в ежемесячном розыгрыше любой гипсовой головы нашего производства.

gips-golova.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *