Главная > Разное > Рисунок избушка бабы яги – Ой!

Рисунок избушка бабы яги – Ой!

Образ Бабы-яги в фантазиях иллюстраторов – Ярмарка Мастеров

Так уж сложилось, что моим самым любимым персонажем сказок стала Баба-яга. Причем в моем детском воображении она неизменно представала доброй, мудрой старушкой, сохранившей следы былой красоты. А все эти описания про железные зубы, огромный нос и костяную ногу я упрямо пропускала мимо ушей, считая их неверными и, как минимум, преувеличенными. К иллюстрациям, изображающим этот персонаж я тоже относилась с известной долей иронии. Позднее, уже став мамой и читая сказки своим детям, я удивилась насколько воображаемый мною образ Бабы-яги расходится с образом, описанным в сказках. Можете смеяться, но я привыкла доверять собственной интуиции и решила разобраться с тем, кто же такая Баба-яга на самом деле — добрая мудрая ведунья или ужасная людоедка. И вот, что я выяснила.

И. Билибин

Есть несколько версий происхождения этого сказочного персонажа.

Версия первая. Баба-яга посредник между мирами, она охраняет вход в мир предков, царство мертвых. Она и живет-то на границе, где-то в “тридевятом царстве”. Ее жилище — избушка на курьих ножках и нельзя в нее войти, пока та не повернется к лесу задом. Такая избушка указывает на обычай древних — хоронить умерших в домовинах — специальных домиках, размещенных на высоких пнях. У таких пней корни выходят наружу, и они действительно чем-то похожи на куриные ноги. Да и сама Баба-Яга — оживший мертвец, она лохматая (а косы в те времена расплетали только умершим женщинам), подслеповатая, с костяной ногой, крючковатым носом (“нос в потолок врос”). Вот почему Бабой-ягой часто пугали детей точно так же, как пугали мертвецами. Но, с другой стороны, она совсем не нечисть, как нам пытаются внушить. Вспомните, у нее железные зубы, а в старину именно железо наряду с серебром было мощным оберегом против злых сил. Она и средства знает, как помочь победить зло! Скорее всего, она имееет черты ушедших пращуров, а в древности к предкам относились с уважением, почтением и страхом; и, хотя старались не тревожить их по пустякам, так как боялись навлечь на себя беду, но в трудных ситуациях все же обращались к ним за помощью.

По другой версии, прототип Бабы-яги — это женщины ведуньи, знахарки, которые лечили людей. Часто это были нелюдимые люди, которые жили вдали от поселений, в лесу. Многие ученые выводят слово “Яга” от древнерусского слово “язя” (“яза”), означающего “немощь”, “болезнь” и постепенно вышедшего из употребления после XI века. Еще выводят слово “Яга” от “ягать”- кричать, вкладывая в свой крик все силы. Ягать учили рожающих женщин бабки-повитухи, ведуньи. Но также “ягать” означало “кричать” в смысле “браниться”, ругаться”. Выводят Ягу и из слова “ягая”, имеющего два значения: “злая” и “больная”. Кстати, в некоторых славянских языках “ягая” означает человека с больной ногой (помните костяную ногу Бабы-яги?). Возможно, Баба-яга вобрала в себя какое-нибудь или даже все эти значения.

Н.Кочергин

Страсть Бабы-яги поджаривать детей в печи на лопате очень напоминает так называемый обряд “перепекания”, или “припекания”, младенцев, больных рахитом или атрофией, а иногда так делали неспокойным и плохо развивающимся деткам, «поменявшим день с ночью». Ребенка заворачивали в “пеленку” из теста, клали на деревянную хлебную лопату и трижды всовывали в теплую печь. Потом ребенка разворачивали, а тесто отдавали на съедение собакам. И это действительно часто помогало и обряд этот практиковался вплоть до середины 20 века! Только вот в сказках он поменял знак с “плюса” (лечение ребенка) на “минус” (ребенка жарят, чтобы съесть). Предполагают, что это произошло уже в те времена, когда на Руси начало утверждаться христианство, и когда активно искоренялось все языческое. Но, по-видимому, до конца одолеть Бабу-ягу —наследницу народных целительниц все же не удалось: вспомните, разве хотя бы в одной сказке Бабе-яге удалось кого-нибудь изжарить?

Сторонники третьей версии видят в Бабе-яге Великую Мать — древнюю могущественную богиню, праматерь всего живого (“Баба” – это в древнеславянской культуре мать, главная женщина) или великую мудрую жрицу. Многие детали сказок, повествующих о страшной Яге, живущей где-то в глухих лесах, позволяют предположить, что образ Яги является конечной трансформацией древнейшего образа матриархальной богини-матери, повелительницы мира, ведающей судьбами людей. Некогда она считалась верховным божеством; однако со временем, с переходом от матриархата к патриархату и от охотничьего хозяйственного комплекса к земледельческо-скотоводческому, произошли определенные трансформации этого образа, и богиня-мать стала почитаться людьми уже не как хозяйка мира, но как богиня-громовница, распорядительница таких небесных операций, как дождь, необходимый для посевов.

А вот ступа, на которой летает Баба-яга при таком раскладе – очень серьезный аргумент. Ступа была атрибутом богини Макоши. Интересно, что во многих сказках Баба-яга часто прядет, собирает нити — силы, определявшие судьбы людей. Отождествлялись с образом вечной нити жизни. Баба-яга владеет ступой и олицетворяет женское начало. При этом пест — символ начала мужского. Ступа была принадлежностью хозяйства мельника, а мельница, это широко известно, в народных представлениях, с одной стороны, ассоциируется с чертовщиной, а с другой стала местом помола муки как основы хлеба, отношение к хлебам было сакральным, священным.

В древние времена духов стихий славяне связывали именно с этими предметами. Грозовые облака отождествляли со ступой, а молнии представлялись небесным пестом. Молнии били по ступе в небесах — гремел гром.

С. Голубечкова

С приходом же христианства образ языческой богини вновь подвергся изменениям, и она превратилась в демоническое существо, в мифах и поверьях, однако, сохранившее некоторые черты прежнего образа. Но во времена охотничьих племен такая жрица-ведунья богини — матери распоряжалась важнейшим обрядом — церемонией инициации юношей, то есть посвящения их в полноправные члены общины. Этот обряд означал символическую смерть ребенка и рождения взрослого мужчины, посвященного в тайны племени, имеющего право вступать в брак.

Обряд заключался в том, что мальчиков-подростков уводили в глубину леса, где они проходили обучение, чтобы стать настоящим охотником. Обряд инициации включал имитацию (представление) “пожирания” юноши чудовищем и последующего «воскрешения». Что делает сказочная Баба-яга? Она похищает детей и уносит их в лес (символ проведения обряда инициации), жарит их (символически пожирает), а также дает полезные советы выжившим, то есть прошедшим испытание. По мере развития земледелия обряд инициации ушел в прошлое. Но страх перед ним остался. Так древнейший образ жрицы, проводившей важные обряды, трансформировался в образ косматой, страшной, кровожадной ведьмы, похищающей детей.

Таким образом, получается, что первоначально Баба – яга — это положительный персонаж древней русской мифологии, прародительница рода, хранительница его жизненного пространства, его обычаев и традиций, жизненного уклада, присматривавшая при этом и за подрастающим поколением и одна из наиболее значимых Берегинь. А по мере развития на Руси христианства Бабе Яге, как и другим богам языческого мировоззрения, все в большей мере стали приписываться отрицательные черты и намерения. И из берегини рода Баба-яга трансформировалась в гнусную, зловредную старуху высокого роста на костяной ноге, с деревянной клюкой, с изогнутым в виде клюва носом и торчащими изо рта зубами, с растрепанными косматыми волосами.

Изображаемый образ этого персонажа также потерпел изменения.

Как правило, традиционные рисунки Бабы-яги изображают дряхлую, страшную старуху с клюкой, одним зубом, нечесаными космами. Глядя на них верится, что они похищали младенцев и жарили в печи добрых молодцев. Но в наши дни этот персонаж все чаще появляется в облике молодой, иногда даже привлекательной особы.

Такое «омоложение» связано с тем, что этот сказочный герой больше не является предметом устрашения непослушных детей. А рисунки с ее изображениями все чаще вызывают у нас улыбку.

К слову сказать, западные иллюстраторы очень любят изображать этот исконно славянский персонаж, считая его “изюминкой” нашей культуры.

Кинуко Крафт

Б.Зворыкин

В. Васнецов

И.Билибин

Т. Маврина

Н. Кочергин

А. Сегун

В. Лосев

Дж. Шульц

Г. Спирин

И. Иванов-Вано

Д. Маколкин

Н. Кочергин

П. Фергюссон

Н. Каразин

Р. Стейнс

С. Панасенко

Ф. Франковилла

Н. Сергеев

www.livemaster.ru

Баба Яга: vasily_sergeev — LiveJournal

Баба-Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) – древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых. Этим она несколько напоминает древнегреческую деву-змею Ехидну. Согласно античным мифам, от брака с Гераклом Ехидна родила скифов, а скифы считаются древнейшими предками славян. Не зря во всех сказках Баба-Яга играет очень важную роль, к ней порою прибегают герои как к последней надежде, последней помощнице – это бесспорные следы матриархата.
По другому поверью, Смерть передает усопших Бабе-Яге, вместе с которой она разъезжает по белу свету. При этом Баба-Яга и подвластные ей ведьмы питаются душами покойников и оттого делаются легкими, как сами души.
Раньше верили, что Баба-Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей. В этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах. Но все-таки Баба-Яга – существо более опасное, обладающее куда большей силою, чем какая-то ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых. Не зря же ее избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках Баба-Яга питается человечиной, да и сама зовется «костяная нога».

Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь – кость), она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда ее почти безграничные возможности.

В волшебных сказках она действует в трех воплощениях. Яга-богатырша обладает мечом- кладенцом и на равных бьется с богатырями. Яга-похитительница крадет детей, иногда бросая их, уже мертвых, на крышу родного дома, но чаще всего унося в свою избушку на курьих ножках, или в чистое поле, или под землю. Из этой диковинной избы дети, да и взрослые, спасаются, перехитрив Ягибишну.

И, наконец, Яга-дарительница приветливо встречает героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает коня или богатые дары, например, волшебный клубок, ведущий к чудесной цели, и т.д.

Вот все говорят, будто баба Яга
Коварная, жадная, злая.
Что, дескать, у ней— костяная нога
А нос – прямо груша большая !

Что волосы паклей у бабы Яги.
Что ест она маленьких деток!!!
Живет на горе средь зеленой тайги,
В избушке из бревен и веток.

Не любит никто эту бабу Ягу.
А все почему? Некрасива.
Стара. И характер, сказать я могу,
У бабки, конечно, сварливый.

Откуда же взяться любви и добру,
Когда все тебя избегают?
Цветочков не дарят тебе поутру
И в гости зайти не желают?

Озлобилась бабка на весь белый свет.
Ехидною стала и вредною.
Но помнит в лесу лишь Медведушко-дед
Ту бабку красавицей редкою.

Аленушкой звали ее в те года…
Была она очень хорошенькой.
Доверчивой, доброй была. И тогда
Ей встретился мальчик молоденький.

Алена любила его всей душой!
А он ее вскоре забыл…
Увлекся русалочки юной красой
И в море за нею уплыл.

Она после этого жить не могла !
Наелась поганок с тоскою…
Живою осталась, но долго спала.
Проснулась – уродиной злою.

Теперь все зовут ее бабой Ягой.
Ей деток ночами пугают.
Обходят избушку ее стороной,
На праздники не приглашают.

Сидит в одиночестве баба и ждет,
Что явится парень хороший.
Ее он полюбит и в жены возьмет.
И вновь она станет пригожей!

Мораль этой сказки понятна сполна?
Согреет мужчина любовью –
АЛЕНУШКОЙ станет любая жена.
А если изменит – ЯГОЮ!!!

Сказка А.Ремизова Светящиеся черепа.

Жила-была девушка-сиротка. Мачеха ее невзлюбила и не знала, как со свету сжить. Как-то раз говорит она девушке:
– Хватит тебе задаром хлеб есть! Ступай к моей лесной бабке, ей поденщица нужна. Сама себе на жизнь будешь зарабатывать.
– Когда же идти? – спросила девушка.
– Прямо сейчас! – ответила мачеха и вытолкала ее из избы взашей. – Иди и никуда не сворачивай. Как увидишь огни – там и бабкина изба.
А на дворе ночь, темно – хоть глаз выколи. Близок час, когда выйдут на охоту дикие звери. Страшно стало девушке, а делать нечего. Побежала сама не зная куда. Вдруг видит – забрезжил впереди лучик света. Чем дальше идет, тем светлей становится, словно костры невдалеке разожгли. А через несколько шагов стало видно, что не костры это светятся, а черепа, на колья насаженные.
Глядит девушка: кольями поляна утыкана, а посреди поляны стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается. Поняла она, что мачехина лесная бабка – не кто иной, как сама Баба-Яга. Сейчас выскочит из избушки – тут бедняжке и конец придет.

Повернулась бежать куда глаза глядят – слышит, плачет кто-то. Смотрит, у одного черепа из пустых глазниц капают крупные слезы. А девушка наша была добрая и жалостливая.
– О чем ты плачешь, кощь человеческая? – спрашивает она.
– Как же мне не плакать? – отвечает череп. – Был я некогда храбрым воином, да попался в зубы Бабе-Яге. Бог весть, где истлело тело мое, где валяются мои костыньки. Тоскую по могилке под березонькой, но, видно, не знать мне погребения, словно послед- нему злодею!
Тут и остальные черепа заплакали, кто был веселым пастухом, кто девицей-красавицей, кто бортником… Всех сожрала Баба-Яга, а черепа на колья насадила, оставив без погребения.
Пожалела их девушка, взяла острый сучок и вырыла под березой глубокую ямину. Сложила туда черепа, сверху землей присыпала, дерном прикрыла и даже букетик цветов лесных положила, будто на настоящую могилку.
– Спасибо тебе, добрая душа, – слышит голоса из-под земли. – Упокоила ты нас, и мы тебе добром отплатим. Подбери на могилке гнилушку – она тебе путь укажет.
Поклонилась девушка до земли могилке, взяла гнилушку – и ну бежать прочь!
Баба-Яга вышла из избушки на курьих ножках – а на поляне темно, хоть глаз выколи. Не светятся глаза черепов, не знает она, куда идти, где беглянку искать. Свистнула ступу и помело, но они в темноте заплутались и назад вернулись. Так и осталась Баба-Яга без поживы.
А девушка бежала до тех пор, пока не погасла гнилушка, а над землей не взошло солнце. Тут она и встретилась на лесной тропе с молодым охотником. Приглянулась ему девица, взял он ее в жены. Жили они долго и счастливо.

Баба Яга, картинки

Просто картинки. Надерганы отовсюду. Знаю только нескольких авторов, самых известных, – Васнецова, Билибина, Иванова, Ерко, Королькова, Кинуко Крафт, – думаю их иллюстрации все узнают, так что подписывать не буду.

Утащено отсюда, спасибо  luschiana

И вот еще такие очаровательные Бабы Яги

Утащено отсюда, спасибо Катишь_09




sabpost
а ещё есть версия, что Баба-Яга когда-то была мужчиной.
что на самом деле, это злой татарский дух Бабай Ага, которым во время Ига на Руси пугали детей.




amapok
БАБА-ЯГА — КОСТЯНАЯ НОГА (Язя) — в славянской мифологии лесная старуха-волшебница, ведьма, ведунья, заправляющая вихрями и вьюгами и по самому своему имени родственная со змеем. Баба-яга — изначально прародительница, очень древнее положительное божество славянского пантеона, хранительница (если надо — воинственная) рода и традиций, детей и околодомашнего (часто лесного пространства).
http://supercook.ru/slav/slov-mif-07.html




phd_paul_lector
по Святославу Логинову, это бааб-ага – турецкий агент по сбору дани в виде мальчиков 7-18 лет для пополнения янычарского корпуса… …а по атрибутике – финно-угорский (мордовский?) страж перехода в мир мёртвых




6_h_h
Баба-Яга – древняя богиня. Богиня границы, стоящая между тем и этим миром. Видящая суть человека и определяющая его судьбу своим вмешательством, характер которого и определяет её суть, видимую данному человеку.
И ещё. Оскорблять Богов, да ещё и на их территории, это дело не самое разумное.

vasily-sergeev.livejournal.com

Баба Яга и ее избушка в иллюстрациях

 

К. Кузнецов,  (Баба -яга в кн. Сестрица Аленушка.- М.: Детская литература, 1973)

Это иллюстрация из книжки моего детства. К сказке “Баба-яга” в ней есть только иллюстрация таинственной избушки. Поэтому образ бабы-яги мог предстать исключительно в моем воображении.
В общем избушка самая обыкновенная. Такую можно увидеть где-нибудь в нашей глубинке. Правда, стоит она в лесу… Кажется, избушка заброшена и в ней давно никто не живет… А что если подойти к ней поближе… ?
…Наверное, это самое достоверное изображение сюжета про бабу-ягу.

В сказке “Баба-яга” злая мачеха посылает падчерицу к своей сестре – бабе-яге, костяной ноге – за иголочкой и ниточкой. А баба-яга, как водится, покушается съесть бедную девочку. Но ничего у нее не получается: подвела Ягу жадность и невнимание к своим слугам – работнице, коту, яблоньке, воротам. Умаслить их девочку научила ее тетя.
“Благословенных” баба-яга не любит: об этом мы узнаем и из другой сказки – “Василиса Прекрасная”.

Е.Д.Поленова, конец ХIX века (Русские народные сказки. – М.: Фортуна ЭЛ, 2007)

Иллюстрации к сказке “Избушка на курьих ножках”.

“…Стоит избушка на курьих ножках, блином покрыта, вороною приперта, калачом заперта”.
Елена Дмитриевна Поленова – одна из первых иллюстраторов русских народных сказок. Очень интересна и для нас неожиданна нарисованная художницей избушка бабы-яги. В этом варианте воплотился один из древних канонов сказки: баба-яга должна своего гостя накормить-напоить.
Вот что мы читаем у исследователя русской сказки В.Проппа в его книге “Исторические корни волшебной сказки“:
“Еда, угощение непременно упоминаются не только при встрече с ягой, но и со многими эквивалентными ей персонажами. …Даже сама избушка подогнана сказочником под эту функцию: она “пирогом подперта”, “блином крыта”, что в детских сказках Запада соответствует “пряничному домику”. Этот домик уже своим видом иногда выдает себя за дом еды” (М.: Лабиринт, 2009. – С. 49).

Баба Яга – очень заметная героиня в сказках с иллюстрациями Е. Поленовой. В них баба-яга предстает злобной силой – похитительницей детей.

Как вы думаете, кого качает в колыбели Машенька? … Бабу-ягу! Та завлекает Машеньку блинами, держит ее у себя в избушке и просит качать себя в колыбели и называть милой бабушкой. А если девочка убегает, – пускается в погоню (этим сюжет напоминает другие сказки про бабу-ягу, например, – “Гуси-лебеди”).
В этой сказке Машу спасает бык (ни медведю, ни волку – лесным зверям – сделать это не удалось), которому вздумалось… лягнуть и забрызгать бабу-ягу грязью.

       
Иллюстрации к “Сказке о Маше и Ване”.

Жили Маша с Ваней и со своей бабушкой на краю деревни (край деревни – примечательная деталь). Всего у них было вдоволь. А рядом с ними – лес дремучий, темный бор –

Сосны, ели… Мох ползучий
Мягко землю устилал.
Ни цветов, ни ягод алых
Не росло в лесу густом,
Щебетанья птичек малых
Не слыхали люди в нем.
Только лезли мухоморы
Да лишайник вырастал,
Да ночами в сердце бора
Филин грозно хохотал.Завелась в нем баба-яга…


Иллюстрации к сказке “Сынко-Филипко”В этой сказке баба-яга обманом (подменив голос) завлекает в свою избушку Филипка, чтобы изжарить его и съесть со своей дочерью Настаськой (на второй иллюстрации изображена как раз дочь бабы-яги). А когда ей это не удается и Филипко обманывает Настаську, баба-яга пытается до него добраться и ожесточенно пилит дерево, на котором прячется мальчик…

“Одна из лучших илллюстраций – сынко-Филипко плывет в лодке… Композиция такова, что взгляд невольно движется по диагонали от крупной фигуры мальчика в белой рубахе к носу лодки, далее – к низкому берегу с опасно петляющей красноватой тропинкой, к огненным языкам пламени под черным котелком, задерживается в белоствольных березах на пригорке, затем следует дальше к красному пятну за зеленью елки – спрятавшейся Бабе Яге. В цвете идет нарастание напряжения – от острой зеленой осоки в воде до красных языков пламени костра и горящих глаз старухи”, – так описывает эту иллюстрацию искусствовед Л.Кудрявцева.

   

Иван Билибин, 1900 (Русские народные сказки. – М.: Изд. дом Мещерякова, 2009)

Эта страшная злая баба-яга прилетела к нам в ступе из… прошлого века (самого его начала). Темный глухой лес, на фоне которого она возникла, острые сучья, колкие ветки елок и красные мухоморы – как декорации спектакля, театральный антураж. Знаменитый русский мастер написал ее в стилистике модного тогда направления, созданного группой художников – “Мир искусства”.
Перед нами – фрагмент типовой обложки художника к книжкам с русскими народными сказками (ко всем 6 брошюрам) – на нее Билибин вынес основные мотивы (и избушка Бабы яги – один из них), а также полосная иллюстрация и заставка к сказке “Василиса Прекрасная”.

“…Василиса прошла всю ночь и весь день, только к следующему вечеру вышла на полянку, где стояла избушка Бабы-яги. Забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами. Вместо верей у ворот – ноги человечьи, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами…
Вдруг едет опять всадник: сам черный, одет во всем черном и на черном коне. Подскакал к воротам Бабы-яги и исчез, как сквозь землю провалился, – настала ночь. Но темнота продолжалась недолго: у всех черепов на заборе засветились глаза, и на всей поляне стало светло, как середи дня…
…Скоро послышался в лесу страшный шум: деревья трещали, сухие листья хрустели; выехала из лесу Баба Яга – в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает. Подъехала к воротам, остановилась и, обнюхав вокруг себя, закричала:
– Фу, фу! Русским духом пахнет!”

Искусствовед Ю.Герчук, отмечая, как “академически точно, до сухости натурально” нарисованы у Билибина люди и животные, про его бабу-ягу пишет:
“Даже старшная Баба-яга в своей деревянной ступе изображена не как воплощение лесных ужасов, а скорее как любопытный уродец – с ученым интересом к особенностям ее анатомии и с пристальным вниманием к узорам покрывающих ее аккуратную одежду заплаток” (Встреча с классикой: сказки Билибина // Художественные миры книги. – С. 148).

  А. Бенуа (Азбука в картинках Александра Бенуа. – М.: Экспедиция заготовления государственных бумаг, 1904)
“Культ детства – знак молодого ХХ века. …Художники ищут первозданность взгляда на мир в воспоминаниях о своем детстве. Оно – защита от “скучной, жалкой действительности”. “Азбука в картинках” – это возвращение Александра Бенуа в безгранично счастливое детство, и такому же детству предназначал он свою единственную детскую книгу. Торжественность букв, большие цветные картинки, декоративная прихоть убранства, игровая сказочная интонация. Если “Азбука” чему и учила, то прежде всего красоте, любви к книге, к искусству, любви, способной пробуждать воображение. Для нас “Азбука в картинках Александра Бенуа” – своеобразная декорация эпохи начала ХХ века, “Серебряного века” русского искусства. (Л.Кудрявцева)

Для буквы “Б” художник выбирает Бабу-Ягу. А мы еще раз убеждаемся в том, насколько важным стал этот образ для художников рубежа веков и в начале ХХ века.

  Иван Малютин (Агнивцев Н. Октябренок-постреленок. – М., 1925. – из кн. Блинова В. Русская детская книжка-картинка. 1900-1941. – М., 2009.)

“Черта – нет.
                 Ты брось обман.
Это все один дурман.
Этих сказок не боюсь я.
Зря стараешься, бабуся”.

Баба-яга новой героической эпохи – эпохи 1920-х годов – времени, когда произошло резкое переосмысление ценностей, в том числе сказок и сказочных героев.

Вениамин Лосин, 1958 (Барышникова А.К. (Куприяниха) Сказки. – М.: Московские учебники, 2006)
Иллюстрация к сказке “Золотой конь”
“… Ехали, ехали. Видят: стоит избушка на курьих ножках, на собачьих пятках.
Говорит Иван:
– Избушка, избушка, стань ко мне передом, на запад задом”.

  Вениамин Лосин (По-щучьему велению. – М.: Московские учебники, 2006)
Иллюстрации к “Сказке о молодильных яблоках и живой воде”

“… Стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке.
– Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом! Как мне в тебя зайти, так и выйти.
Избушка повернулась к лесу задом, к Ивану-царевичу передом. Зашел он в нее, а там сидит баба-яга, старых лет. Шелковую кудель мечет, а нитки через грядки бросает.
– Фу, фу, – говорит, – русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришел.
А Иван-царевич ей:
– Ах ты, баба-яга, костяная нога, не поймавши птицу – теребишь, не узнавши молодца – хулишь… Ты бы вскочила да меня, добра молодца, дорожного человека, накормила, напоила и для ночи постелю собрала. Я бы улегся, ты бы села к изголовью, стала бы спрашивать, а я бы стал сказывать – чей да откуда”.

Владимир Перцов (По-щучьему велению. – М.: Московские учебники, 2006)
Иллюстрация к сказке “Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что” (в обработке А.Н. Толстого)

Обработка А.Н. Толстого этой сказки сюжетно весьма отличается от обработки А. Афанасьева. У последнего баба-яга попадается навстречу коменданту царя: первый раз она подсказывает ему, как избавиться от стрельца с помощью оленя золотые рога. А второй (когда это не получается) –  советует послать стрельца “туда – не знаю куда, принести то – не знаю что”. (Этот сюжет и взял Леонид Филатов для своего “Федото-стрельца удалого молодца”.)
У А. Толстого же вместо коменданта – царский советник. И советуется он не с бабой-ягой, а с кабацким теребенью (постоянным посетителем кабака). Баба же Яга, наоборот, оказывает помощь главному герою – стрелку Андрею (она же является в этой версии матерью Марьи-царевны – главной героини). Здесь все как полагается:
“… Дошел Андрей до леса, видит – стоит избушка на курьих ножках.
– Избушка, избушка, повернись ко мне передом, к лесу задом!
Избушка повернулась. Андрей вошел и видит  – на лавке сидит седая старуха, прядет кудель.
– Фу, фу! Русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришел. Вот изжарю тебя в печи да съем и на косточках покатаюсь.
Андрей отвечает старухе:
– Что ты, старая баба-яга, станешь есть дорожного человека! Дорожный человек костоват и черен; ты наперед баньку истопи, меня вымой, выпари, тогда и ешь”.

 

В. Авдеев, 1966 (Быль и небыль. – М.: Эннеагон пресс, 2008)
Грозное, зловещее, темное создание. Таинственный дух. В этой бабе-яге чувствуется дух и эстетика 60-х годов прошлого века, когда интерес к русской национальной теме обрел второе рождение, а само время преподнесло много творческих находок и открытий в этой области.

  А.Савченко (Гуси-лебеди. – М.: Малыш, 1986).

Это еще одна книжка из моего детства и любимый детский художник. Такая колоритная баба-яга с преувеличенно большой головой – очень “детская находка”. Помню, что на меня она производила большое впечатление!

Виктор Корольков (Русские легенды и предания. – М.: Эксмо, 2008)
Баба-яга – довольно еще молодая коварная и весьма “деятельная” и веселая ведьма в красной душегрейке и сапогах. С мечом на поясе. Вокруг нее человеческие черепа на шестах, а в руках – лошадиный.
“…Глядит девушка: кольями поляна утыкана, а посреди поляны стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается. Поняла она, что мачехина лесная бабка – не кто иная, как сама Баба-яга…”

А. Лебедев (Сивка-бурка. – М.: Стрекоза, 2007)

Совсем другая баба-яга. Красивая. В нарядных одеждах и уборе. У этого художника она предстает доброй помощницей, знахаркой, мудрой старушкой. И в доме у нее все чисто, прибрано, светло, уютно. Пусть даже стараниями Василисы Прекрасной.

 

sinyavina.livejournal.com

фото и картинки, как выглядит настоящая Баба-яга костяная нога.

Баба-яга — страшная старуха, наделенная колдовской силой — персонаж волшебной сказки, чаще всего отрицательный, но бывают и случаи, что она помогает главному герою.

В фольклоре Баба-яга обладает характерными чертами: она летает в ступе, живет в избушке на курьих ножках, заселенной на опушке леса, окруженной забором из косточек человеческих и черепков, но  самое важное, она одарена магической силой — умеет колдовать. Страшная старушка завлекает к себе добрых юнцов и маленьких детей, чтобы приготовить их в печи и съесть.

В различных картинах можно различить три вида Бабы-яги: та, которая дарит герою магический предмет; та, которая похищает детей; та, которая сражается с героем и второй переходит к уровню зрелости.

Внешний вид Бабы-яги разнообразный. Чаще всего художники ее изображают в виде уродливой старухи с длиннющим крючкообразным носом, который упирается в потолок. На некоторых картинах Баба-яга одета в зеленое платье и сиреневую жилетку, обута в лапти. На других Баба-яга одета в красную юбку, штаны и обута в сапоги. В сказках нет точного описания одежды Бабы-яги.

Рисунок: полет в ступе.

На картинке: Баба-яга в избушке на курьих ножках.

Фото: настоящая Баба-яга костяная нога.

Баба-яга — распорядительница леса, злобная особь с двойственной природой. Она, готовя героя для поедания, сама отпускает его, подарив сокровенные познания, либо у героя получается сбежать от этой злой старушки. Баба-яга костяная нога всегда остается самым популярным персонажем сказки.

kajlas.ru

Картинки с Бабой Ягой (35 фото) ⭐ Забавник

Во всех странах есть своя «Бабаяга» или ее аналог.  Этим персонажем пугают детей, чтобы  не вредничали, не балывались. В нашей стране этот персонаж такой : бабка в косынке, которая летает на метле или в ступе.

Баба Яга летит на метле

Баба Яга и черный кот

Баба Яга с лесу возле избы

Баба Яга держит мухомор

 

Баба Яга летит в ступе

 

Баба Яга держит яблоко сочное

 

Баба Яга отбирает корзинку у девочки

 

Баба Яга и череп на шее

 

Баба Яга наводит красоту

 

 

 

Баба Яга в ступе

 

Баба Яга в розовом платке летит в ступе

 

Памятник бабе Яге из дерева

 

Баба Яга

 

Кукла Баба Яга с метлой

 

Баба Яга — кто она?

 

Баба Яга летит в ступе и черная ворона

 

Кукла Баба Яга

 

Баба Яга злится

 

Сказка Баба Яга, Аленушка и братец Иванушка

zabavnik.club

Избушка Бабы Яги в Измайловском Кремле

В Измайловском кремле развлечение найдется для детей любого возраста. С первых шагов юным туристам становится ясно — сказочное царство существует. Эта достопримечательность является самой яркой, насыщенной и позитивной во всей столице. Можно с уверенностью сказать — этот мир интересен детям, ведь здесь есть возможность побывать в гостях у сказки, где, как известно, есть и избушка Бабы Яги.

Комплекс предлагает окунуться в популярные народные промысли и познавательно-обучающие экскурсии, которые знакомят детей с культурой, традициями, историей и ремеслами русского народа. Но больше всего внимания привлекают сказочные персонажи, о которых все слышали, а теперь могут еще и увидеть.

Интерьеры избушки Бабы Яги

Одним из наиболее узнаваемых персонажей русского сказочного фольклора уже много лет считается старушка, которая живет в избушке на курьих ножках. Сказки о Бабе Яге и ее злобных делах рассказывали большей части детей всех поколений, потому дополнительные разъяснения не требуются.

С некоторого времени на территории Измайловского Кремля все малыши вместе с родителями имеют возможность лично познакомиться с известной лесной колдуньей, посетив аттракцион с говорящим названием — избушка Бабы Яги.

Небольшой бревенчатый домик, который готов всем желающим показать, как живет и творит все свои дела злобные Баба Яга. Для большей убедительности организаторы декорировали дом различными атрибутами колдовской жизни, а ведущих нарядили наподобие сказочных персонажей.

Все, что рассказывают в сказке, здесь можно увидеть наяву. Особенная атмосфера с присутствием всех необходимых помощников жизни колдовской приводит к несравнимым ощущениям. Сразу после того, как открываются скрипучие двери избушки Бабы-Яги для маленьких посетителей начинается настоящая сказка (а для их родителей забавное шоу).

Несмотря на то, что в сказке Баба Яга приглашала к себе в гости только съедобных гостей и такую же нечисть, как сама, хозяйка избушки в Измайловском Кремле более гостеприимна и со своей закадычной подругой Кикиморой готова принимать гостей ради их развлечения.

На стенах избушки Бабы Яги развешаны шкуры животных и портреты хозяюшки, как и в иллюстрациях к детским сказкам. Про паутину и пауков декораторы тоже не забыли. Так что сказочная атмосфера продумана до мелочей и обеспечит малышне соответствующие эмоции.

Репертуар избушки Бабы Яги

С огромным удовольствием и восторгом дети знакомятся с бытом Бабы Яги, проведением магических ритуалов и процессом изготовления различных зелий. Также есть возможность узнать злодейские секреты (родителей просим не беспокоиться — это попросту различные шалости). На фото ниже представлен стол, за которым планируют свои дела Бага Яга и Леший.

Святая святых избушки Бабы Яги — печка. Именно здесь она в свою сказочную бытность пыталась запечь многих персонажей детских сказок, которые не слушались родителей, а также приготавливалось зелье для чудодейственных заклинаний. Теперь же Баба Яга позволяет детворе исследовать устройство русской печи и рассказывает как ею пользовались в старину. А если вы закажете заранее экскурсию с чаепитием, то Баба Яга приготовит и угощения к чаю.

Дети приглашаются поучаствовать в приготовлении ароматного травяного чая, а особо любопытные могут даже познать тайны колдовских зелий. По желанию гостям предлагают присоединиться к изготовлению браслетов и амулетов с заклинаниями, которые будут помогать в делах (особенно в учебе).

Ребятам так же предложат осмотр летающей ступы и метлы, которая нужна лесной колдунье для того, чтобы заметать следы своих коварных дел и путать дорогу тем, кто пытается ее догнать. Правда Баба Яга забыла волшебные слова с помощью которых управляла ступой, но зато хорошо помнит где и как использовалось эти и многие другие предметы быта.

Дополнительные программы

Избушка Бабы Яги в Измайловском кремле предлагает различные развлечения в зависимости от возрастной категории детей, можно даже принять участие в мастер-классе по приготовлению волшебного «Ведьминого студня» или «Баюн-супа», сладкоежки могут выбрать «Малиновое колдовское варение». Одним словом, у хозяйки найдутся рецепты на любой вкус.

Приготовление зелья должно быть точным и правильным — потому особо важные рецепты записаны и приколоты на видном месте, чтобы ничего не забыть, ведь бабулька то уже старенькая. Список ингредиентов доказывает — их сбор дело трудоемкое. Не зря в сказках Баба Яга все время занята важными делами: то со ступой возится, то травы собирает, а то и добрых молодцев привечает.

Всем посетителям Баба Яга разрешает подняться на башню-колокольню. Там каждый может загадать свое заветное желание, позвонить в колокола и ждать его исполнения. При этом нельзя забывать, что по-традиции об этом желании нельзя никому рассказывать, только тогда оно исполнится.

Для празднования дня рождения можно заказать специальную развлекательную программу с конкурсами. Ведущей, естественно будет сама хозяйка, которая своими колдовскими танцами заставит сбыться все загаданные желания. А кроме ваших гостей на праздник могут заглянуть Леший и Кощей Бессмертный.

Режим работы избушки Бабы Яги

Как всем нам известно Баба Яга ведет активный ночной образ жизни, поэтому приглашает на экскурсию или мастер-классы только после обеда, а точнее с 12.00 и до 18.00 в выходные дни. Зато погода не имеет значения и вы можете посетить избушку Бабы Яги в любое время года.

 

countryscanner.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о