Рисунок красный угол в русской избе – Как нарисовать красный угол, убранство русской избы для 5 класса, поэтапно?

7 особенных мест в русской избе

Через порог руки не подавать, окна на ночь закрывать, не стучать по столу – «стол божья ладонь», в огонь (печь) не плевать – эти и многие другие правила задают поведение в доме.

Дом – микрокосм в макрокосме, свое, противостоящее чужому. Человек обустраивает жилище, уподобляя его мироустройству, поэтому каждый угол, каждая деталь наполнены смыслом, демонстрируют взаимоотношения человека с окружающим его миром.

1. ДВЕРИ

Вот мы вошли в русскую избу, переступили порог, что может быть проще!

Но для крестьянина дверь – не просто вход и выход из дома, это способ преодоления границы между внутренним и внешним мирами. Здесь таится угроза, опасность, ведь именно через дверь могут проникнуть в дом и злой человек, и нечисть.

«Маленький, пузатенький, весь дом бережет» – замок должен был уберечь от недоброжелателя. Однако помимо затворов, засовов, замков выработана система символических способов, защищающих жилище от «нечистой силы»: кресты, крапива, обломки косы, нож или четверговая свеча, воткнутые в щели порога или косяка.

В дом просто так не войти и из него не выйти: приближение к дверям сопровождалось краткой молитвой («Без бога – ни до порога»), перед дальней дорогой существовал обычай присаживания, путнику запрещалось переговариваться через порог и смотреть по углам, а гостя нужно было встречать за порогом и пускать вперед себя.

2. ПЕЧЬ

Что мы видим перед собой при входе в избу?

Печь, которая служила одновременно и источником тепла, и местом приготовления пищи, и местом для сна, использовалась при лечении от самых различных заболеваний. В некоторых районах в печи мылись и парились.

Печь порою олицетворяла все жилище, ее наличие или отсутствие определяло характер постройки (дом без печи – нежилой). Показательна народная этимология слова «изба» из «исътопка» от «топить, истопить».

Основная функция печи – приготовление пищи – осмысливалась не только как хозяйственная, но и как сакральная: сырое, неосвоенное, нечистое превращалось в вареное, освоенное, чистое.

 

3. КРАСНЫЙ УГОЛ

В русской избе всегда по диагонали от печи располагался красный угол, где мы можем увидеть иконы, Библию, молитвенные книги, изображения предков – те объекты, которым придавалась высшая культурная ценность.

Красный угол – священное место в доме, что подчеркивается его названием: красный – красивый, торжественный, праздничный.

Вся жизнь была ориентирована на красный (старший, почетный, божий) угол. Здесь трапезничали, молились, благословляли, именно к красному углу были обращены изголовья постелей. Здесь совершалось большинство обрядов, связанных с рождением, свадьбой, похоронами.

4. СТОЛ

Неотъемлемая часть красного угла – стол.

Уставленный яствами стол – символ изобилия, процветания, полноты, устойчивости. Здесь сконцентрирована и будничная, и праздничная жизнь человека, сюда сажают гостя, сюда кладут хлеб, святую воду. Стол уподобляется святыне, алтарю, что накладывает отпечаток на поведение человека за столом и вообще в красном углу.

«Хлеб на стол, так стол престол, а хлеба ни куска – так и стол доска».

В различных обрядах особое значение придавалось передвижениям стола: во время трудных родов стол выдвигали на середину избы, в случае пожара из соседней избы выносили стол, покрытый скатертью, и обходили с ним кругом загоревшиеся строения.

5. ЛАВКИ

Вдоль стола, вдоль стен – обратите внимание! – лавки.

Для мужчин долгие «мужские» лавки, для женщин и детей лицевые, расположенные под окном.

Лавки соединяли «центры» (печной угол, красный угол) и «периферию» дома. В том или ином обряде они олицетворяли путь, дорогу.

Когда девочке, ранее считавшейся ребенком и носившей одну нижнюю рубаху, исполнялось 12 лет, родители заставляли ее пройти по лавке взад и вперед, после чего, перекрестившись, девушка должна была спрыгнуть с лавки в новый сарафан, сшитый специально для такого случая. С этого момента начинался девический возраст, и девушке разрешалось ходить на хороводы и считаться невестой.

А вот так называемая «нищая» лавка, расположенная у двери. Получила такое название потому, что на нее мог садиться нищий и любой другой, кто вошел в избу без разрешения хозяев.

6. МАТИЦА

Если встанем на середину избы и посмотрим наверх, увидим брус, служащий основанием для потолка, – матицу.

Считалось, что матка является опорой верха жилища, поэтому процесс укладки матицы – один из ключевых моментов строительства дома, сопровождавшийся осыпанием хлебных зерен и хмеля, молитвой, угощением плотников.

Матице приписывалась роль символической границы между внутренней частью избы и внешней, связанной с входом и выходом. Гость, войдя в дом, садился на лавку и не мог заходить за матицу без приглашения хозяев, отправляясь в путь, следовало подержаться за матицу, чтобы дорога счастливой была, а чтобы уберечь избу от клопов, тараканов и блох, под матицу подтыкали найденный от бороны зуб.

7. ОКНО

Выглянем в окно и посмотрим, что происходит за пределами дома.

Однако окна как глаза дома (окно – око) позволяют наблюдать не только тому, кто внутри избы, но и тому, кто снаружи, отсюда угроза проницаемости.

Использование окна как нерегламентированного входа и выхода было нежелательным: если залетит в окно птица – быть беде.

Через окно выносили умерших некрещеных детей, взрослых покойников, болевших горячкой. Только проникновение солнечного света в окна было желательно и обыгрывалось в различных пословицах и загадках.

«Красная девушка в окошко глядит», «Барыня на дворе, а рукава – в избе».

Отсюда и солнечная символика, которую мы видим в орнаментах наличников, украшавших окна и в то же время оберегавших от недоброго, нечистого.

Юлия Пенегина

Источник

v-istok.ru

Обустройство Красного угла в избе… расположение икон. Иконы для домашнего иконостаса, Дизайн интерьера дома и квартиры

   В конце прошлой встречи мы «озвучили» непростые вопросы, которые могут возникнуть в процессе проектирования избы, стилизованной под древнерусскую. Для тех, кто не участвовал в нашем предыдущем разговоре, скажем, что изба, построенная в наши дни, только тогда будет походить на жилище наших предков, когда в ее интерьере (и на фасадах) отразятся все элементы, п

рисущие русской избе.  И дело здесь не столько в конструкциях и архитектурных элементах, сколько в семантике.

Воспроизвести в загородном доме древнерусский интерьер вполне возможно, но здесь встает вопрос об обустройстве Красного угла. Для людей верующих этого вопроса не существует. А что делать, если хозяева дома далеки от религии? Икона и Красный угол, в целом, не просто «детали» интерьера. Отказаться от них – значит, нарушить единство интерьера исконно русской избы. Согласиться, будучи атеистами – придать иконе и Красному углу декоративный характер, а это, согласитесь, было бы неправильно. Однозначного ответа на эти вопросы нет, но мы считаем нужным довести наше мнение до собравшихся на встречу.

Итак, нам кажется, что  всё зависит не от взглядов на религию, а от самого человека. Можно не ходить в церковь, не знать молитвы, но при этом с уважением относиться к чувствам верующих, не видеть в иконе «опиум для народа» и комфортно себя ощущать в комнате, где есть Красный угол. Если домовладельцы из этой категории людей, то данный угол не станет причиной их раздражения, и при этом целостность убранства русской избы будет сохранена.

В том случае, когда хозяева дома твердо уверены, что икона – это некий анахронизм, и что «поповские дела» — удел бабушек, то такие люди просто не станут организовывать Красный угол. Ну, а если они все-таки решат разместить в доме икону только затем, чтобы интерьер соответствовал «оригиналу», то, как нам кажется, счастья она не принесет.

Все, что сейчас было «произнесено», не более, чем субъективное мнение, с которым вправе соглашаться или не соглашаться присутствующие на нашей встрече. Для тех же, кто твердо намерен обустраивать в избе Красный угол, мы приведем цитату из «Википедии», в которой рассказывается об этом месте в доме.

Согласно данному источнику, «Красный угол (…красивый, прекрасный) — часть жилого помещения, где установлена икона, либо домашний иконостас, а также сам этот иконостас.

В русской избе, обычно ориентированной по сторонам горизонта, красный угол устраивался в дальнем углу избы, с восточной стороны, в пространстве между боковой и фасадной стенами, по диагонали от печи. Это всегда была самая освещённая часть дома: обе стены, образующие угол, имели окна. Иконы помещались в «красный» или «передний» угол комнаты с таким расчётом, чтобы икона была первым, на что обращал внимание человек, входящий в комнату. Народная пословица «Без Бога — не до порога» связана именно с этим: входя или выходя из комнаты или дома, христианин прежде всего оказывал почести Царю Небесному, а уж потом — хозяину дома».

Хозяева дома и их гости, относящиеся к той категории людей, которые не преклоняются перед иконой, но чтят традиции, устои и чувства верующих, конечно, могут и не молится, глядя на нее. Но главное, чтобы в отношении этих людей не появился некий сарказм и ирония по отношению к ней. Если это произойдет, то такой угол станет не более, чем «бутафорией». 

«Как жилое помещение православного христианина считается символом православного храма, — сказано в источнике, — так и Красный угол рассматривается как аналог алтаря, самое важное и почётное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев».

В «Википедии» говорится и об устройстве такого угла, и взаимном расположении икон. Процитируем источник в этих частях. И сделаем мы это не для того, чтобы «научить» неверующих Православию и «преподать» азы того, с чем связана вера. Научить этому невозможно, да мы никогда не поставили бы перед собой такую задачу. Цитаты из «Википедии», связанные с устройством данного угла, мы приводим лишь для того, чтобы изба современных домовладельцев по своему внутреннему содержанию максимально походила на избы предков. Но при этом мы делаем оговорку: людям, относящимся с пренебрежением к Православию, тратить время на чтение этих цитат не следует. Те же, кому комфортно в помещении, где находится данный угол, имеют возможность узнать о нем интересные «вещи».

Согласно источнику, «традиционно считается, что икона не должна висеть, её нужно установить в отведённое ей место. Иконы размещаются на особой полочке или в закрытом киоте (иногда многоярусных) в определённом порядке.

Обязательными для домашнего иконостаса являются иконы Спасителя и Богородицы. Состав остальных выбирает верующий. Обычно в красном углу размещают патрональные (так называемые «именные») иконы членов семьи. Особо почитаем на Руси был Никола Угодник (Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец), его икона находилась практически в каждом домашнем иконостасе. Из русских святых чаще всего встречаются изображения преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского; из икон мучеников наиболее распространены иконы Георгия Победоносца и целителя Пантелеимона».

Те, для кого, «имена» перечисленных икон ничего не говорят, могут ограничиться иконами Спасителя и Богородицы.

Заканчивая цитирование, отметим следующее: «Иконы, — согласно «Википедии», — в домашнем иконостасе располагаются подобно церковному иконостасу: слева (по отношению к зрителю) от иконы Христа располагается икона Богородицы, справа — обычно икона святителя Николая (заменявшего в русских домашних иконостасах роль Иоанна Предтечи в классической деисусной композиции). Над иконами Христа и Божией Матери возможно размещение изображений Троицы или Распятия. Обычно стараются придерживаться иерархии и не размещать икон святых, больших по размеру иконы Спаса или Богородицы, Также рекомендуется не размещать над образами Спаса и Богородицы икон святых».

Главное, чтобы обладатели современной избы, стилизованной под древнерусскую, помнили, что икона – не предмет убранства, под который следует подбирать определенные цвета деталей интерьера, и о котором можно сказать «модно» или «не модно».

В следующий раз мы продолжим разговор об организации пространства избы.  

Алексей Каверау

В статье использованы фотографии сайтов: gorod.tomsk, img-fotki.yandex(2 фото), sueverija.narod, freejojo

www.dkd.ru

Бабий кут или «В русской избе было запретное место для мужчин»

Наткнулась сегодня на интересную статью Википедии ВКонтактике про бабье место в избе, именно название этого поста, заключенное в кавычки, значилось в начале перепоста. Мне описанное в статье импонирует в том плане, что в нашем доме кухня тоже как бабий кут и муж не касается порядков, установленных на ней. Как говорит один наш друг, каждый должен заниматься своим делом, а быт и кухня все-таки удел женский. И очень интересно читать о всяких обычаях и поговорках об этом месте и одноименном празднике. И пусть что-то из написанного ниже и выдумано, но как же это все интересно…

«Бабий кут (бабий угол, печной угол) — пространство избы (хаты) между устьем русской печи и противоположной стеной, где шли женские работы.

В бабьем углу находились ручные жернова, судная лавка с посудой, надблюдники. Отделялся от остального пространства избы грядкой, под которой подвешивалась кутная занавеска. Мужчины даже своей семьи старались не заходить в печной угол, а появление здесь постороннего мужчины было недопустимым и расценивалось как оскорбление.» (Википедия)


А вот еще из Википедии: «К Татьяниному дню девушки мастерили небольшие метёлочки из тряпочек и перьев. Считалось, если такую метёлочку незаметно положить в бабий кут в доме желанного парня — то парень уже точно на ней женится, а их совместная жизнь будет долгой и счастливой. Матери отлично знали эти уловки и тщательно выбирали невесту, которой удастся «спрятать» веничек.

Во время сватовства невеста находилась за кутной занавеской, отсюда выходила нарядно одетая во время смотрин, здесь же она ожидала жениха, чтобы ехать в церковь; выход невесты из печного кута в красный угол рассматривался как прощание с отчим домом.»

А в этом Источнике говорится, что:
«Бабий кут — это бабий угол, место у русской печи, где стояли квашенка и квасники, горшки и чугуны, то есть утварь домашняя, что по хозяйству годилась, хозяйство ставила на добрые ноги. В бабьем углу всякой посуде свое место. Ковши, которыми черпали воду, насыпали из ларя крупу, муку; миски и корчаги, оплетенные берестой, подойник, накрытый вымытой холстиной для процеживания молока; бочка и ушаты для воды. Порядок хозяйки знали. Про большуху (старшую сноха в доме), что была главной по хозяйству, стряпала, обряжала скотину, говорилось: «У нес ковши — не дремлют, квашня — не пустует, печь — не угарна». Большуха, протопив печь, окутывала ее. Она знала, как жар не упустить, избу нагреть, чаду в избу не напустить.»

Если про сам кут все понятно, то вот упоминание «Большухи» интригует, надо будет почитать про нее, да и вообще про уклад, интересно ведь все это.

Из того же источника и еще вот этого я узнала, что «бабий кут» это еще и праздник, ныне именуемый «Татьянин день». Правда это или нет, я еще не разобралась, но сама информация любопытна:

«Бабий кут — это одно из русских народных названий праздника, известного нам как Татьянин день. А само словосочетание «бабий кут» означает — бабий угол, так в деревнях называли место у печи, где хранилась разная домашняя утварь, и где хозяйка обычно проводила много времени. В давние времена в деревнях принято было к этому дню печь караваи в виде солнца, как бы приглашая светило поскорее вернуться к людям. Такие караваи ели всей семьей, чтобы каждому досталась частичка солнечной силы. Вообще каравай для русского крестьянина — не просто обрядовый хлеб с вылепленными из теста украшениями, а символ живительной силы солнца, а также олицетворение плодородия и благосостояния. Каравай на Татьянин день выпекала старшая женщина в семье, и с выпечкой связаны были различные обряды и ритуалы, так как, по народным поверьям, в приготовлении каравая людям помогает сам Бог.»
При поиске картинки каравая воткнулась вот на это:

«А девушки в этот день рано утром шли на реку, где выбивали половики. Девушки наряжались и поджидали у реки деревенских парней, которые должны были помочь отнести чистые половики домой.»

))Мы с бабушкой в моем детстве выбивали половики на реке зимой, очень весело было, да еще бабушка моя — певунья. Она не только множество народных песен знала, но еще всякие запевки, частушки, былинки))Жаль, что память ее сейчас подводит…
P.S.: Все картинки найдены в Яндексе, выбирала те, что по смыслу текста более всего подходят. За любые замечания буду благодарна, а то вдруг задену кого-то за живое своим невежеством по данной теме.

mrs-home.livejournal.com

Углы в крестьянской избе | izi.TRAVEL

Все четыре угла в избе имели свое предназначение. Угол напротив устья печи был рабочим местом хозяйки и назывался «бабий кут». В нем все было приспособлено для ведения домашнего хозяйства.
У печи стояли кочерга (выгребать золу из печи), ухват (ставить и вынимать горшки), помело (подметать под печи), деревянная лопата (ставить хлеб), ступа с пестом (толочь зерно, очищать от шелухи) и ручная мельница (молоть зерно в муку).
Рядом с печью обязательно висел рукомойник и полотенце, под ним стояла деревянная лохань, куда стекала грязная вода. В бабьем куту на полках вдоль стен стояла нехитрая посуда: горшки, ковш, чашки, миски, ложки. Чаще всего мастерил их сам хозяин, в основном из дерева.
По диагонали от печи находился «Красный угол» – почетное место. Здесь, на специальной полочке-божнице, стояли иконы, покрытые вышитыми набожниками, хранились священные книги, горела лампада.
Всякий гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами красный угол, трижды осенял себя крестным знамением и низко кланялся образам, а потом уже здоровался с хозяевами.
В красный угол сажали самых дорогих гостей. Во время свадьбы там сидели молодые. В обычные же дни это было место хозяина дома.
Ближайший к двери свободный угол – рабочее место хозяина. Здесь же стояла лавка, на которой он спал. В ящике под ней хранился инструмент. В свободное от полевых работ время хозяин занимался мелким ремеслом.
Лавка отличалась от скамьи: она была намертво прикреплена к стене, а скамью можно было переставлять. Вообще мебели в избе было немного: стол, лавки, скамьи, сундук, посудные полки.
В 19 веке появляются шкафы, стулья, кровати. Главный предмет мебели – обеденный стол, который стоял в красном углу. Каждый день в определенный час за ним собиралась вся семья.
Одежду крестьяне хранили в сундуках, количеством которых измерялся достаток семьи. Для девочек с самых ранних лет в отдельный сундук собиралось приданое, этот сундук девушка забирала с собой в дом мужа.
Нередко сундук использовались в качестве спального места. Для малышей делали люльки: подвесные или качалки. Еще один интересный предмет – кошель, использовавшийся для хранения зерна.

izi.travel

Красный угол. Мы — славяне!

Название «красный угол» (он же «большой», «святой», «Божий» и так далее) слышали все. Но не каждый возьмётся объяснить, что же это такое и какие представления связаны с красным углом. Иногда приходится слышать, что это – дальний от входа угол по правую руку. Но стоит заглянуть в книги учёных-этнографов, и легко убеждаешься, что это мнение оказывается верным далеко не всегда.

Причём, как выяснилось, поиски красного угла надо начинать опять-таки «от печки».

Так ещё в середине ХIХ века на европейской части территории расселения русского народа чётко прослеживались четыре разные типа внутренней планировки крестьянского жилища.

Для «восточного южнорусского типа» (Воронежская, Тамбовская губернии, восток Тульской, север Владимирской) характерно расположение печи в дальнем от входа углу; при этом устье печи было обращено ко входу. «Западный южнорусский тип» (Орловская, Курская, Калужская губернии) отличался от восточного тем, что печь была развёрнута устьем к боковой стене.

В «западнорусском» типе планировки (Псковская, Витебская, Новгородская, Смоленская губернии) печь находилась у входной двери и была к ней повёрнута устьем. Аналогичным образом ставили печи в Белоруссии, на Украине, в Польше, в Латгалии, на востоке Литвы, частично в Карелии. При «северно-среднерусском» типе планировки (северные, центральные и поволжские губернии) печь также располагалась у входа, но устье её было обращено в сторону от него, к дальней стене.

Печной угол в избе. XIX век

При этом все авторы единодушно указывают, что красный угол располагался по диагонали от печи. То есть совершенно не обязательно в дальнем от входа углу, по правую руку. Мог он находиться и у входной двери. Какие же законы управляли взаимным расположением в избе красного угла и печи? Ибо, конечно, расположение это – отнюдь не случайно. Древние люди вообще крайне редко делали что-либо случайно, «абы как». Буквально всё, вплоть до мельчайших деталей вышивки на одежде, было исполнено глубокого смысла. А строительство жилья – и подавно!

Красный угол в избе. XIX век

Мы уже видели, что в глазах наших предков изба была самой настоящей Вселенной – с небом, землёй, «нижним миром» и сторонами света. При этом со сторонами света связывались вполне определённые понятия. О них, как и о многом другом, здесь едва затронутом, опять-таки можно писать новую книгу. Заметим только, что восток и юг для наших предков символизировали солнечный восход, «красную» весну, полдень, «красное» лето, жизнь, тепло. На юге располагалось Мировое Древо, близ вершины которого помещался ирий – обитель Богов, света и добра. Напротив, запад и север прочно ассоциировались с «гибелью» солнца, смертью, холодом, мраком, лютой зимой, тёмными Богами.

Понятно, всякий разумный человек стремился расположить и обустроить своё жилище таким образом, чтобы силам зла, смерти и холоду было как можно труднее проникнуть вовнутрь. И наоборот, чтобы двери были настежь распахнуты навстречу добру, жизни, свету.

Причём в буквальном смысле этого слова. До появления окон единственным отверстием, посредством которого древнее славянское жилище сообщалось с окружающим миром, была дверь. А мы уже говорили о том, что древнейшие (VI–IХ веков) избы и полуземлянки славян, изученные археологами, были непременно обращены дверью на юг. Понятно теперь, что причина за этим крылась более глубокая, нежели простое желание осветить жилище.

Мы говорили также, что печь в ту эпоху ставили в противоположной от входа стороне: жильё топилось по-чёрному, и дым, прежде чем выйти сквозь дверь, плыл через весь дом. Неужели у наших предков не хватало соображения переместить печь поближе к двери, как это делали в позднейшие времена?

Не забудем, однако, что стена, противоположная входу, смотрела на север. То есть туда, откуда в любой миг могла подкрасться беда: холод, мрак, зло.

Начиная с Х века, после появления окон, южная ориентировка двери перестала быть обязательной. Впрочем, окна ещё в ХIХ веке, как правило, выходили на юг или восток, но никак не на север и не на запад. Вот тогда-то, в Х веке, и начали формироваться те четыре типа внутренней планировки жилища, о которых только что говорилось, – но расположение печи в северной части дома осталось неизменным.

Итак, красный угол, известный нам по этнографическим данным, располагался в южной или юго-восточной части помещения. Это было непреложное правило.

О священной силе печи, о том, что она была одним из «центров святости» дома, на этих страницах говорилось уже неоднократно. Святость красного угла тоже в доказательствах не нуждается.

Некоторые авторы связывают религиозное осмысление красного угла исключительно с христианством. По их мнению, единственным священным центром дома в языческие времена была печь. Божий угол и печь даже трактуются ими как христианский и языческий центры. Эти учёные видят в их взаимном расположении своеобразную иллюстрацию к русскому двоеверию первых веков после официального принятия христианства и чуть ли не оппозицию «свет – тьма», где в роли «тьмы» выступает не север с его мифологическим злом, а языческая вера. Вряд ли можно с этим согласиться! Мистическое осмысление сторон света, как мы видели, было выработано нашими предками задолго до крещения Руси в конце Х века. Кроме того, множество примеров свидетельствует, что смена официальной религии очень мало что изменила в традиционной культуре народа. Так что, скорее всего, христианские священные изображения просто сменили в Божьем углу более древние – языческие, а на первых порах несомненно соседствовали там с ними.

Что же до печки… подумаем серьёзно, могла ли «добрая» и «честная» Государыня Печь, в присутствии которой не смели сказать бранного слова, под которой, согласно понятиям древних, обитала душа избы – Домовой, – могла ли она олицетворять «тьму»? Да никоим образом. С гораздо большей вероятностью следует предположить, что печь ставилась в северном углу в качестве неодолимой преграды на пути сил смерти и зла, стремящихся ворваться в жильё.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *