Рисунок красный угол в русской избе: Красный угол в крестьянской избе

важное место в русской избе! — Наш Урал и весь мир

Русская изба, русская печь, красный угол — все эти выражения невозможно обойти, когда рассказываешь о жизни русских людей в старые времена. Часть традиций сохраняется и до нашего времени. Даже в современных квартирах, некоторые люди оборудуют тот самый красный угол, который играл большую роль в жизни многих поколений россиян. И это не просто дань традиции. Красный угол в жилище людей с давних пор носит некое сакральное значение.

Фотограф: Сергей Суворов

Но время неумолимо идет вперед. Что-то из быта предков уходит в прошлое, а что-то и вовсе забывается. Понятие красного угла не минует сия чаша. Хотя, выражение до сих пор встречается в литературе, в фильмах, в спектаклях. Чтобы лучше понять, какую роль играла эта часть избы русского человека и где красный угол располагался, стоит обязательно познакомиться с данным материалом, который опубликован работниками Абдулинского историко-краеведческого музея.

Фотограф: Сергей Суворов

Какой же он – красный угол?

Сегодня мы приглашаем вас на экскурсию в русскую избу, где расскажем о самом важном и почетном месте в русском доме. Красный, святой угол — самое важное и почетное место в русском доме. Красный – значит красивый, торжественный, а святым угол называется оттого, что здесь находится божница (киот). Красным был дальний угол избы по диагонали от печки. Дом строился так, чтобы святой угол был на востоке. При закладке под нижний венец сруба клали деньги, во все углы, при этом под красный угол клали самую крупную монету.

Фотограф: Сергей Суворов

Угол с божницей и столом под ней считался чистой, парадной половиной избы. В этой части и освещение было лучше, так как обе прилегающие стены имели окна. Иконы были первым, на что обращал внимание человек, входящий в комнату. Гость снимал шапку и трижды крестился на иконы в красном углу, а затем здоровался с хозяевами. Пройти в красный угол он мог только по особому приглашению. Иконы не развешивались по стенам, а ставились на полку или киот. Божница изготавливалась из дерева и украшалась резьбой или росписью. Полочка часто была двухъярусной, украшалась длинными вышитыми полотенцами (божниками и иконниками), лубочными картинками, открытками, искусственными цветами.

Здесь же находилась лампада, святая вода, веточка вербы, куклы — обереги, выполненные руками хозяйки, пасхальное яйцо. Иногда клали Евангелие, молитвослов и другие книги. На полочках рядом ставили красивую домашнюю утварь, домашние реликвии, важные документы.

Фотограф: Сергей Суворов

Божница в каждом доме оформлялась по возможностям хозяев. Обязательными были иконы Спасителя и Богородицы, остальные иконы подбирались по желанию. Часто это были изображения Троицы, Ангела Хранителя, святых, именами которых названы члены семьи, образы покровителя того ремесла, которым занимался хозяин. Почти в каждом доме молились иконе Николая Чудотворца.

Любое важное дело в семье начиналось с моления перед киотом. Все важные события в семье так же отмечались в красном углу. Здесь благословляли невесту перед отъездом в церковь, здесь после венчания принимали молодых в доме жениха, сюда сажали самых почетных гостей.

Во время уборки урожая первый и последний сноп торжественно несли с поля в дом и устанавливали в под киотом. По народным представлениям это сулило благополучие всему хозяйству.

Фотограф: Сергей Суворов
Текст: Абдулинский историко-краеведческий музей

Музей на карте

Чем был «красный угол» в русской избе

Ни одна русская изба не обходилась без «красного угла» – самого почетного места в доме. Туда сажали наиболее важных гостей. Там происходил «выкуп» невесты. Туда первым дело поворачивались все, кто переступал порог дома. Так что это такое — «красный угол»?

Почему угол красный

У слова «красный» на Руси было значение «красивый» (по тому же принципу, например, Красной назвали главную площадь в Москве). Этот угол всегда был самым чистым и опрятным местом в избе, потому что там находился домашний иконостас – за это его и называли «красным».

«Сваты», 1882, Микола Пимоненко

Первые «красные углы» появились в русских крестьянских избах с принятием крещения (считается, что Русь крестилась летом 988 года, однако эта дата формальная – столь сложный процесс растянулся на многие годы).

Если до этого, во времена язычества, сакральным местом дома была печь, то после смены религии таким местом стал еще и угол с иконами. Иконы в нем располагались согласно церковной иерархии, точно так же, как в церковном иконостасе.

«Красный угол в избе», 1869, Василий Максимов

Выбор угла определялся двумя факторами: стороной света и расположением печи, которая по-прежнему имела важное духовное значение. Красный угол всегда находился в южной, восточной или юго-восточной части помещения – и никогда в западной или северной, которые ассоциировались со смертью и нечистыми силами. Кроме того, угол располагали строго по диагонали от печи, из-за чего каждый, кто входил в избу, первым делом видел иконы.

Значение

Особое отношение к иконам отражалось в самых важных обрядах: родильных, свадебных и похоронных. Например, когда в доме проводили прощание с покойником, его клали головой к иконостасу. На Руси верили, что души предков в поминальные дни тоже находится там.

«В красном углу», 1875, Алексей Корзухин

Здесь же происходило сватание невесты или ее выкуп. А когда невеста уходила из родного дома в дом к жениху, то ее сразу вели к углу.

Человек, который переступал порог дома, сначала разворачивался к иконам и перекрещивался, а уже потом здоровался с хозяевами. Именно про этот обычай говорит русская пословица «Без Бога ни до порога»: она означает, что сначала нужно высказать уважение Богу, а уже потом – хозяину дома.

«Больной муж», 1881, Василий Максимов

Наконец, в праздничные дни не было ни одного более нарядного места в доме, чем «красный угол». Его украшали живыми цветами, свечами и полотенцами. Последнее имело особое значение.

Зачем иконы покрывали полотенцем?

Древняя традиция украшать святые образы полотенцами отсылает к библейскому преданию об одном из чудес Иисуса. Согласно ему, страдающий от проказы царь Эдессы Авгарь отправил к Христу своих слуг с просьбой исцелить его. Но Иисус лишь попросил кувшин с водой и платок. Умывшись, он вытер лицо, которое отпечаталось на ткани. Царские слуги отнесли платок Авгарю – и тот, прикоснувшись к нему, тут же исцелился. Эта святыня, согласно преданию, сотни лет хранилась как реликвия, но была утрачена в средние века.

Полотенце, которым православные укрывают иконы, называют рушником, божьим полотенцем или божницей. Это длинное, узкое полотенце с красно-черной вышивкой только на концах. По буднями иконы укрываются будничным рушником, а в праздники – более нарядным праздничным.

Есть ли «красный угол» в современных домах?

Да, в некоторых верующих православных семьях эта древняя традиция до сих пор соблюдается. Конечно, выбирать место под «красный угол» согласно всем правилам стало сложнее – в современных домах нет печей (но их еще можно найти, например, в деревнях) и планировка квартиры не всегда позволяет выбрать угол по стороне света.

Тем не менее, маленький иконостас стараются разместить в самом достойном месте дома, где собираются все члены семьи и гости. Как правило, это гостиная – самый восточный ее угол.

Русские похоронные традиции: народная культура и православные похороны

Русская православная панихида. Фото Санкт-Петербургской Духовной Академии через Flickr. гроб. Каждый элемент панихиды пропитан витиеватым ритуалом и наполнен смыслом.

Более трех четвертей россиян исповедуют Русскую православную церковь, которая имеет четко структурированные похоронные ритуалы, направляющие душу умершего человека. Православная церковь, однако, не единственное культурное влияние, которое делает русские традиции смерти такими, какие они есть.

Православный священник ведет отпевание. Фото Санкт-Петербургской духовной академии через Flickr.

Русские народные религии

Русская народная культура все еще может оказывать влияние на обряды 21 века. Многие суеверия, традиции и духовные верования старых христианских и других конфессий передавались из поколения в поколение и влияют на современные похоронные ритуалы. Некоторые русские семьи являются «двоеверными», следуя одновременно аспектам христианства и народной религии.

Эти религии, которые могут варьироваться от региона к региону или даже от деревни к деревне, иногда являются политеистическими, что означает, что можно поклоняться множеству разных богов. Согласно некоторым русским народным религиям, например, маленькие волосатые духи, называемые домовыми, обитают в каждом доме и могут рассердиться, если в доме запущено или нечисто.

Изображение домового, домашнего духа из русского фольклора, охраняющего усадьбу.

В русской народной традиции может быть такое понятие, как «хорошая» или «плохая» смерть, которая может влиять на другие события. Хорошая смерть, например, может быть, когда человек умирает от старости в то время, которое Бог запланировал для него, в окружении своих близких. Плохая смерть может быть неожиданной или насильственной. В то время как хорошая смерть связана с хорошим урожаем, плохая смерть может принести штормы, засухи и другие несчастья.

После смерти

Когда кто-то умирает, его моют и одевают, по традиции, в белое. В народной культуре эти белые одежды оставляли незашитыми и незаконченными, как знак того, что они принадлежат «другому миру», миру предков. Белый также является традиционным православным выбором, олицетворяющим чистоту.

На лоб надевается повязка из бумаги или ткани, украшенная молитвой «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас».

Исторически сложилось так, что умершего человека также застегивали ремнем. Пояс глубоко символичен как в народной, так и в православной культуре, так как олицетворяет порядок и защиту. Цвета и стили поясов представляли разные вещи и могли варьироваться в зависимости от местных традиций. Например, акушерки в некоторых деревнях повязывали красную нить вокруг живота ребенка в качестве его первого пояса — красный цвет был цветом жизненной силы и жизни. Во многих регионах вокруг талии умерших надевали черные или синие пояса, символизирующие смерть.

Традиционно умершего человека кладут в его дом на три дня, пока семья занимается подготовкой похорон и отдает дань уважения. Раньше людей обычно клали на обеденный стол, но в настоящее время многие выбирают вместо этого гроб для любимого человека.

Во многих православных русских домах будет уголок для икон. Это называется Красный угол, что означает красный, сияющий или красивый угол. Это своего рода домашний алтарь, где выставлены богато украшенные изображения святых, иногда с зажженными свечами и крестами. Согласно православным похоронным традициям, человека следует уложить так, чтобы его голова находилась ближе всего к углу иконы.

Василий Максимов, «Больной муж», картина 1881 года, изображающая традиционный уголок для икон.

Последователи старообрядчества, православного христианства до 1665 года, склонны ставить своих близких ногами к углу иконы. Старообрядцы, которых также называют старообрядцами, особенно трепетно ​​относятся к погребальному этикету — считается, что неправильно проведенные обряды могут потревожить усопшего.

При смерти адепта православной церкви священник читает первую Панихиду, особую панихиду. Псалтирь, религиозный текст, содержащий Книгу Псалмов, также читается, если только это не умер священник. Когда священник умирает, читается Евангелие.

Русская православная панихида

Русская православная панихида имеет довольно строгую структуру. Он содержит чтения из Священных Писаний, гимнов и псалмов. 118-й псалом является обычным выбором для православных отпеваний и начинается словами: «Благодарите Господа, ибо Он благ; его любовь длится вечно».

Во время панихиды скорбящие обходят открытый гроб против часовой стрелки, целуя умершего или возлагая на него цветы. Священник может посыпать гроб землей и святым маслом, прежде чем натянуть погребальный саван, чтобы накрыть его.

Скорбящие кружатся вокруг гроба, чтобы попрощаться. Фото Санкт-Петербургской духовной академии через Flickr.

По окончании церковной службы скорбящие последуют за гробом на кладбище и примут участие в короткой службе у могилы перед погребением. По русской народной традиции, когда проходила похоронная процессия, люди бросали ветки ели и можжевельника, чтобы замести следы скорбящих. Они также должны были следовать другим маршрутом домой после захоронения — эти меры предосторожности были предназначены для того, чтобы сбить с толку любых оставшихся злых духов.

После похорон

Как и на других христианских похоронах, после традиционной русской панихиды обычно проводится прием, который обычно проходит в семейном доме. Еда и напитки предлагаются скорбящим на поминальной трапезе, известной как поминки. Традиционные блюда, подаваемые на этом собрании, включают блины, рыбный пирог и колыву, блюдо из пшеницы и фруктов.

Колыву, также известную как Кития, иногда формируют в виде куполообразного торта и украшают сладостями. На него ставят свечи и благословляют перед едой. Колива – это глубоко символическая пища, напоминающая скорбящим о библейских отрывках, отражающих жизнь, смерть и обновление, в том числе и об этом стихе из книги Иоанна: «Если пшеничное зерно не упадет в землю и не умрет, оно останется одно; , она приносит много плода».

Традиционная православная колыва, украшенная сладостями и шоколадом. Фото Никубуну с Викисклада.

Поминовение также особенно важно для людей, исповедующих Православную Церковь. Третий, девятый и 40-й дни после смерти являются важным временем для скорбящих, чтобы официально вспомнить своего любимого. Полугодия и годовщины также являются важными датами для скорбящих. В эти дни скорбящие будут молиться, раздавать милостыню бедным, а иногда и есть колыву.

Поминовение и поминовение также были частью русских народных традиций. В некоторых местах считалось, что душа умершего человека еще бродит 40 дней после его смерти. В это время на подоконнике стояло полотенце и чашка с водой, чтобы любимый человек мог вернуться в свой дом, чтобы умыться и отдохнуть. По истечении 40 дней полотенце вытряхивали на кладбище, чтобы «освободить» душу, а затем сжигали или бросали в реку.

Поделиться этой страницей

В красном углу | MR Online

Майк Гонсалес дает увлекательный обзор темы своей будущей книги « В красном углу: марксизм Хосе Карлоса Мариатеги », в которой подробно рассказывается о жизни и политике видного марксиста, сформировавшего раннее рабочее движение. в Перу.

Родившийся в Мокегуа, Перу, в 1894 году, Хосе Карлос Мариатеги был радикалом в подростковом возрасте, объявленным социалистом к двадцати годам и «убежденным и преданным марксистом» к тому времени, когда он вернулся из Италии в начале 19 года.23. В то время ему оставалось чуть менее восьми лет жизни, что делало его вклад как мыслителя и организатора еще более замечательным.

Он сформировал раннее рабочее движение в Перу, создав платформу для развития левых и переосмыслив марксизм для реальности Латинской Америки, и как революционер он бросил вызов как реформизму, так и идее постепенных изменений под руководством буржуазии, и сектантство Коммунистического Интернационала (Коминтерна) и его настойчивость в навязывании всем социалистическим движениям модели русской революции как единственной стратегии, достойной этого названия.

В борьбе между двумя системами, между двумя идеями мы не видим себя зрителями и не ищем третьего пути… Хотя социализм родился в Европе, это мировое движение, из которого не движется ни одна страна. на орбите цивилизации может остаться в стороне…»

Мариатеги умер в Лиме в 1930 году в возрасте всего тридцати шести лет. Его влияние на свою страну и, в более широком смысле, на Латинскую Америку было необычайным, но в течение почти шести десятилетий о нем забывали и игнорировали, а его идеи искажали и пародировали.

Марксист нашего времени

В конце 20-го века Латинская Америка столкнулась с неолиберализмом в его яростной форме. Транснациональные корпорации вырывали его горы, его лесной покров был опустошен, чтобы освободить место для выращивания сои и скотоводства, новые промышленные дамбы вытеснили миллионы людей с земли в бедные районы, окружающие все крупные города. То, что было достигнуто в социальной политике, было сметено, профсоюзы подорваны, пропасть между богатыми и бедными увеличилась.

Реакцией стало то, что стало называться «розовым приливом», когда в регионе возникли новые массовые движения, сопротивляющиеся неолиберализму. Они мобилизовали самые бедные и наиболее маргинализированные сообщества коренных народов, городскую бедноту, с одной стороны, а с другой стороны, новое поколение студентов поощряло мобилизацию женщин и выражало растущее экологическое сознание. В Эквадоре три правительства пали в результате массовых протестов организаций коренных народов. В Боливии войны за воду и газ ознаменовали новый век победами над многонациональными компаниями, стремившимися захватить контроль над природными ресурсами страны. В Венесуэле в 2002 году попытка свергнуть правительство Уго Чавеса провалилась перед лицом массового движения.

Движения предложили новые виды демократической организации и определили глобальный капитализм как врага, но в их сердце был политический вакуум. Все они провозглашали, что «новый мир возможен» — лозунг Всемирных социальных форумов, которые объединяли движения с 2001 года, — но было неясно, что именно это означало. «Социалистические» общества Восточной Европы были разоблачены как тирании, движимые теми же императивами накопления и прибыли, что и капиталистический мир. И многие из тех, кто утверждал, что представляет такой «социализм», теперь вступили в сговор с неолиберализмом и провозгласили смерть марксизма.

Таковы были обстоятельства, при которых был заново открыт творческий латиноамериканский марксизм Мариатеги.

После серьезной детской болезни Мариатеги в пятнадцать лет начал работать помощником печатника в лимской газете La Prensa. В течение года он сотрудничал с несколькими газетами, освещая культурную и политическую жизнь Лимы, где он также принадлежал к кругу художников-авангардистов. К 1918 году он основал свою собственную газету La Razón с явной приверженностью социализму. И когда в начале следующего года рабочее движение начало серию забастовок, Мариатеги и его газета с энтузиазмом поддержали его.

Требования всеобщей забастовки в январе 1919 г. касались 8-часового рабочего дня и контроля за ценами на предметы первой необходимости. В то время основной отраслью промышленности Перу было производство хлопчатобумажных тканей в основном на фабриках в Лиме и ее окрестностях. Но конец первого мира снизил спрос и привел к безработице и резкому росту цен на (в основном импортные) продукты питания. Эти новые профсоюзы возглавляли анархисты, которые несли Мариатеги по улицам, когда добивались своих требований. Но приверженность нового президента Аугусто Легии переменам и модернизации оказалась недолговечной, и обещанные им реформы так и не были реализованы. Одним из его первых действий было отправить Мариатеги в трехлетнюю политическую ссылку в Европе. Его действие на молодого радикала оказалось не таким, как ожидала Легия.

Вдохновленный Европой

Когда Мариатеги прибыл в Италию в 1920 году, зарождался новый порядок. Старый социализм, социал-демократический и реформистский, предполагал, что социализм возникнет из развития самого капитализма. Но русская революция 1917 года провозгласила возможность революционных перемен, возглавляемых рабочим классом и выигранных благодаря их коллективным действиям. Советы в России, новые органы народной власти, возникшие в ходе революции, были выражением этого нового мира и нового типа демократии. На автомобильных заводах Турина в Италии рабочие советы, начавшиеся как забастовочные организации в конце первой мировой войны, превратились в органы народной власти, которые бросили прямой вызов капиталистическому классу. В его Письма из Италии – статьи, отправленные обратно в газеты Лимы – Мариатеги описывал интенсивные политические дебаты, возможности и опасности, с которыми сталкивается социалистический проект в Европе.

Богатые и творческие дебаты, которые последовали за русской революцией, исследовали угнетение, роль культуры, разнообразие опыта рабочего класса. В Италии Мариатеги участвовал в великих дебатах между реформизмом и революцией и вступил в контакт, в частности, с Антонио Грамши, хотя перуанец умер слишком рано, чтобы иметь возможность прочитать великий вклад Грамши в марксизм, некоторые из которых Мариатеги, казалось, предвидел.

Вернувшись в Перу в начале 1923 года, Мариатеги был приглашен прочитать серию лекций о мировом кризисе в Народном университете Лимы. Они были ясным выражением марксизма, которому он стал приверженным во время своего европейского периода.

Мариатеги задал критический вопрос: кто был подданными перуанской революции? Свой ответ он изложил в критическом эссе «Первое мая и единый фронт», в котором он обратился к проблеме построения революционного движения там, где только зарождался рабочий класс. Европейский опыт был важен и вдохновлял, но его нельзя было просто перевести в совершенно иную реальность, реальность, которую Мариатеги первым проанализировал в рамках марксизма – в своей самой известной работе Семь эссе . Проект охватит и укрепит профсоюзы в Лиме, ​​среди горняков на медных рудниках Центральной долины и нефтяников, нанятых американскими корпорациями. Но в Перу, где 65% населения составляли коренные жители высокогорья Анд при полуфеодальном режиме, социалистический проект должен был признать их борьбу против жестокого класса землевладельцев, которые также были частью зависимой капиталистической экономики.

В этой же работе он описал роль перуанской буржуазии. С середины 19В прошлом веке они были безвольными агентами иностранного капитала, господствовавшего в перуанской экономике. У них не было никакой стратегии национальной независимости, никакой перспективы построения сильного национального государства. Так задача национального освобождения легла на единый фронт рабочих, крестьян и коренных общин. Этот фронт хотел и должен был видеть себя в международном контексте; его союзники будут определяться их общими целями и их общим врагом. В его лекциях 1923 года это было очень ясно изложено.

Как он писал и утверждал, революции не приходят заранее упакованными. Они являются продуктом особых условий классовой борьбы, в которой они происходят, и формируются на основе специфического исторического и культурного опыта их центральных действующих лиц. В стране, 60% населения которой составляют коренные жители, их опыт и традиции борьбы также должны формировать революцию.

Создание единого фронта будет непростой задачей. Контакт и понимание коренного мира в остальной части страны были минимальными. Хотя они и совпали по времени, первые профсоюзные выступления городских рабочих и горняков не были связаны между собой. Одним из ключевых вкладов Мариатеги было установление этих связей через профсоюзы, и после 1926, через журнал, который он основал, Амаута . Он объединил труды революционного движения в Европе и Америке, в нем обсуждалась и обсуждалась важность марксизма с другими течениями, такими как Апра — радикальное националистическое движение, которое когда-то называло себя марксистским. Посредством этих дебатов Мариатеги намеревался отвлечь новое поколение молодых интеллектуалов от влияния популизма. В то же время журнал стал платформой для голосов коренных народов и включал в себя выдвижной бюллетень с новостями и анализом борьбы коренных народов.

Сталинизм

К 1928 году, когда были опубликованы его Семь эссе , Мариатеги ампутировали ногу и он был прикован к инвалидному креслу. Но его энергия, казалось, никогда не иссякала. Его сочинения на каждую тему занимают двадцать томов, а ежедневные встречи в его доме в Лиме объединяют различные элементы движения.

Там, где когда-то Коммунистический Интернационал служил форумом для международных дебатов между революционерами — и где Троцкий также когда-то выступал за «единый фронт», — теперь Коминтерн стал инструментом советского государства, теперь контролируемого Сталиным. Стратегии, определенные Сталиным, были навязаны всему движению как универсальная модель. С начала 20-х годов коммунисты в каждой стране должны были принять двадцать одно условие членства в Коминтерне, чтобы быть принятыми в мировую революцию.

При Сталине это было расширено за счет беспрекословного принятия указаний Коминтерна. Преследование Троцкого представляло собой обращение с инакомыслием.

К 1928 году Мариатеги находился под сильным давлением, чтобы принять эти условия и создать коммунистическую партию. Он уже основал Социалистическую партию Перу и написал первую конституцию и манифест Перуанского конгресса профсоюзов. Его приверженность социализму не вызывала сомнений, и марксизм повлиял на все, что он написал. Но это не была узкосектантская версия марксизма, предложенная сталинизмом; он был гораздо ближе к творческому, образному марксизму Грамши или Корша. Что еще более важно, сталинизм в этот момент утверждал, что классовая борьба достигла окончательного «третьего периода», когда капитализму предстоит столкнуться с последним кризисом и триумфом коммунизма. Любой, кто сомневался в его истинности, немедленно осуждался. Следствием стал акцент на разделении коммунистов и других участников движения. Это вбило бы клин между рабочими и движениями коренных народов в Перу, что для Мариатеги было основой революционного движения.

В своих исследованиях истории коренных народов Мариатеги выявил в культуре инков сильную коллективную традицию, воплощенную в идее земли как общинной собственности и в форме социальной организации, называемой ayllu .

Общей чертой, которую он обнаружил и которая вызвала огромные споры, было то, что он назвал «мифом» — культурные выражения, которые указывали на другое, ожидаемое будущее в каждой популярной культуре.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *