«Убранство русской избы» | Презентация к уроку по изобразительному искусству (ИЗО, 5 класс) на тему:
Слайд 1
Убранство русской избы Выполнила: Охапкина Надежда Николаевна, учитель изобразительного искусства МБОУ «Средняя школа № 35» Г. Дзержинск Нижегородской области
Слайд 2
Веками на необъятных просторах нашей Родины жили крестьяне.
Слайд 3
Наши прадеды селились по берегам рек, озер, в лесистой местности.
Слайд 4
Непосредственная связь с кормилицей землей закладывала основные черты русского характера: трудолюбие, бережливость, терпеливость.
Слайд 5
Широта просторов, удивительная природа породили размах и удаль русского характера, отразились в непохожести народных промыслов.
Слайд 6
Наши предки создали свой неповторимый образ жизни. Ядром его был – крестьянский дом, родной очаг. Изба, клеть, амбар, банька – вот что такое крестьянская усадьба.
Слайд 7
Для строительства больше годились сосна и ель: стволы прямые, древесина крепкая и надежная.
Слайд 8
Дом был для человека маленькой Вселенной, символизируя связь человека с космосом. Крыша –небо, клеть – земля, подклеть (погреб) – подземный мир. Все вместе под одной крышей жили и отцы, внуки, правнуки: Семья в куче – не страшна туча. Дома строили большие, с учетом прибавления в семействе, и в два этажа, со светелкой. «Семья сильна, когда крыша одна» — так считали наши предки. Северные избы смотрятся величавыми хоромами.
Слайд 9
Совсем другое дело –изба на средней Волге, в нашей Нижегородской губернии: небольшая, обшитая тесом, нередко выкрашенная голубой краской, украшенная деревянными кружевами. В сравнении с северными они выглядят более приземистыми, однако в них есть особенная красота и стать.
Слайд 10
«Не бравшись за топор, избы не срубишь» Строить усадьбу выходило до двадцати человек. «Чем больше рук, тем легче труд».Строительство начиналось с валки леса. Ствол очищали от сучьев и коры, а затем, положив бревно и немного отступив от его конца, «выбирали» лунку. Четыре бревна, связанные в квадрат, образовывали венец. Вот так венец на венец, и ставили избу.
Слайд 11
Суровые зимы заставили крестьянина объединить под одной крышей жилье и хозяйственные постройки. Жилая часть называлась избой. Русские избы изумляют плотницким искусством: ни одного гвоздя, а стоят – не сдвинуть. Много терпения требовалось для возведения крыши. Доски для нее тесали топором. Их укладывали так, чтобы любую можно было заменить, не разбирая всей крыши.
Слайд 12
Два ската крыши сверху соединялись бревном, на конце которого выстругивали голову коня (конек). Скаты крыши очень напоминали крылья. Кажется, что конь- птица охраняет домашний очаг. Конь был олицетворением силы, красоты и добра.
Слайд 13
Конь был часто символом солнца, движущегося по небу. Различные символы солнца в виде розеток и полурозеток украшали доски – причелины и полотенца. Конек и солнечные знаки на полотенце символизировали полуденное солнце в зените. Левый конец причелины – утреннее, восходящее, а правое – вечернее, заходящее.
Слайд 14
В богатом убранстве причелин можно увидеть зигзаги, различные выступы. Их дополняют небольшие отверстия, похожие на капли. Наши предки-земледельцы считали, что дождь берется из каких-то небесных запасов воды, находящихся выше солнца и луны. Нарядные орнаментальные ряды и есть образное выражение небесной воды, т.е. «хляби небесные».
Слайд 15
Как нарядно украшены избы нашей Нижегородской области! Поверхность фронтона словно разрослась причудливыми травами, цветущими кустами. На лобовой доске, которая идет по верху бревенчатого сруба, стелются ветви растений, обитают фантастические существа.
Слайд 16
Избы нашего края рубили и украшали резчики и плотники, которые в зимнее время занимались судостроением и корабельной резьбой. В Городце сохранились целые улицы домов, покрытых кружевом резьбы.
Слайд 17
Избу располагали «лицом» (фасадом) к дороге или реке, озеру. Как правило, на боковом южном фасаде дома ставилось крыльцо. Выходило оно в сторону улицы. Его поддерживали резные столбы, на которых крепилась кровля.
Слайд 18
Все крыльцо украшалось резными ажурными подзорами. На крыльцо вели ступеньки. Крыльцо – «распахнутые руки» дома. Оно связывает его с улицей, соседями. «Жить в соседях – быть в беседах».
Слайд 19
Окна – «глаза» дома. Одно кривое окно весь фасад портит. Над окнами крепились козырьки-наличники – «ресницы». Они прикрывали окна от дождя и снега. Позже появились «румяные щеки» -накладные наличники со ставнями. Наличники с пышным навершием выглядели как драгоценная оправа.
Слайд 20
Ставни выполняли еще одну функцию. С улицы каждый мог видеть: открыты ставни – значит хозяева уже встали, а закрыты – значит еще спят или куда-то ушли.
Слайд 21
Вот наличник-теремок, украшавший когда-то окно горницы в Нижегородской губернии. Нижний ярус наличника населен фантастическими существами: здесь и русалка-берегиня («фараонки», как их зовут в Городце)– символ водной стихии, устрашающие гривастые львы-собаки. Сказочно-диковинные образы олицетворяли нижний, подземный мир.
Слайд 22
Это изображения животных и птиц, которыми украшалась верхняя часть наличников. Образы животных порой едва угадываются: настолько обобщенно, декоративно они решены. Они переплетаются и перерастают в растительный узор.
Слайд 23
Как пластична волнообразная линия, очерчивающая изображения сказочных существ на лобовой доске.
Слайд 24
В узорном убранстве изб можно увидеть символические образы солнца, птиц, растений, животных, фантастических существ, которые олицетворяли небесную сферу, землю и водную стихию. Все, чего касалась рука талантливого мастера, приобретало праздничную нарядность.
Слайд 25
Наши прадеды любовно топором тесали брёвна, Гвозди крепко забивали, песни громко запевали. Ставенки узорные, тонкая резьба. До чего ж просторная русская изба. Ухмыляются иные , а изба стоит и ныне, Не сломалась, не сгорела, лишь немного постарела. Дорожим мы стариною, стала нам она родною. Вечно прадедов работа будет радовать кого-то.
Слайд 26
Традиции старых мастеров живы и сегодня. Вот какой чудесный город возвели современные городецкие плотники и резчики по дереву!
«Культура Руси! Интерьер русской избы»
Вид занятия: бинарный урок.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока:
1. Познакомить учащихся с интерьером русской избы.
2. Дать представление о быте русских крестьян XVII–XVIII веков.
3. С помощью рисунков закрепить полученные знания, вспомнить внешний вид избы, ее строение.
4. Развивать воображение, фантазию.
5. Воспитывать интерес к быту крестьян, традициям нашего народа.
Оборудование урока:
а) Для учителя. Репродукции образцов предметов
народного быта, в классе оформлен уголок русской
избы, выставка литературы: “Русская изба” Н.И.
Кравцов; Т.Я. Шпикалова “Народное творчество”;
учебник истории за 8 класс; журнал “Народное
творчество” (1990 г. , № 2), магнитофон, кассета.
б) Для учащихся. Альбомы, карандаши, резинка, краски (акварель, гуашь), тетрадь по ИЗО.
Музыкальный ряд: грамзапись “Золотое кольцо”; “Во поле березка стояла”.
Оформление классной доски: по центру в верхней части доски написана тема урока. Внизу, справа и слева развешены репродукции образцов предметов народного быта.
План урока:
1. Организационная часть — 1–2 минуты.
2. Сообщение темы, цели и задач урока — 1–2 минуты.
3. Мини-сценка — 6 минут.
4. Рассказ учителя истории “Быт крестьян” — 5 минут.
5. Беседа с учащимися (повторение пройденного материала) — 5 минут.
6. Практическая работа — 20–25 минут.
7. Выставка детских работ. Анализ — 2–3 минуты.
8. Завершение урока, задание на дом — 1–2 минуты.
I. Организационный момент
Установить должную дисциплину в классе.
Отметить отсутствующих. Сообщить цели и задачи
нового материала.
II. Мини-сценка
Звучит русская народная мелодия в исполнении учителя музыки (баян). Входят девушки садятся на лавку, поставленную в русской избе.
Первая девушка: Вот и прошел денек, весь в трудах да заботах, а под вечер собрались мы отдохнуть.
Вторая девушка: Засиделись, может попляшем, повеселимся, косточки разомнем?
Третья девушка: Лодырь да бездельник — им праздник и в понедельник!
Четвертая девушка: Ныне гуляшки, завтра гуляшки — находишься и без рубашки! Давайте работать!
Девушки начинают работать и поют песню: “В низенькой светелке, огонек горит, молодая пряха у окна сидит” (2 раза). Проигрыш на баяне.
Первая девушка: А мой вот ездил на ярмарку, туески купил. Посмотрите, какой я рушник вышила! (Показ настоящего рушника, туеска).
Вторая девушка: Да у тебя и посуда красивая
(обращает внимание на оформление уголка избы).
Произносит пословицу “Не дом хозяина красит, а
хозяин дом”.
Третья девушка: Добра твоя речь, что в избе есть печь. Печь нам мать родная. И изба жильем пахнет.
Песня:
То не ветер ветку клонит,
Не дубравушка шумит, то мое сердечко стонет
Как осенний лист дрожит.
Снова звучит русская народная мелодия в исполнении учителя музыки (баян).
Девушки тем временем садятся за свои рабочие места.
III. Рассказ учителя истории “Быт крестьян”
С детских лет мы читали и смотрели русские
народные сказки. И часто действие в них
разворачивалось внутри деревянной избы. Сейчас
стараются возродить традиции прошлого. Ведь не
изучив прошлого, мы не сможем оценить настоящее и
будущее нашего народа. И сегодня мы продолжаем
наш разговор о быте русского народа.
A. Лавка, которая прикреплялась к стене и на которую стелились половики.
Б. Скамья, которая подвигалась к лавке, покрывалась и получалась кровать. На кровать клали 3 подушки (по традиции).
В. Столы — приделанные, передвижные.
Г. Стольцы — табурет для гостей. Позже их стали называть стульями.
Д. Обязательно висела колыбель (большая, широкая на вырост).
Е. Умывались из лохани.
Ж. На поставцах ставили разную посуду:
- Миси — блюдо куда наливали суп, большие блюда на второе.
- Тарелки — из меди, серебра до 300 грамм.
- Различных форм туяса.
- Клали ложки, которые были подписаны (помечены).
- Вилки двузубые.
- Ножиками не пользовались, поэтому их клали где-нибудь отдельно.
Вся посуда хорошо отделывалась и расписывалась местными мастерами. И самая необходимая вещь в быту – это русская печь, которая обогревала и кормила крестьянина. Около печи ставили жбан с водой, ведра, вешали полотенце, которое вышивалось в ручную. Особенно была необходима прялка. За ней коротали зимние вечера, возле нее узнавали все новости, и самое главное, с ее помощью одевался русский человек. Кроме всего этого, обстановка в русской избе была очень простой. Стены оббивались красным тесом (искусство краски не разгадано). Пол и потолок позже оббивались материалом, а потом рогожей (это делали только в богатых домах). По этому поводу существуют загадки:
“Два братца глядятся, а вместе не сойдутся.”
(Пол и потолок. )
“Сто частей, сто постелей, у каждого гостя своя постелью.” (Бревна избы.)
Всю последующую работу проводит учитель ИЗО.
IV. Беседа с учащимися (повторение пройденного материала)
Таким образом мы подошли к следующему разделу нашего урока. Сейчас мы стараемся возродить традиции культурной и духовной жизни русского человека, но для этого нужно все понять, прочувствовать, изучить. И первый вопрос к классу:
1. Что представляет из себя внешний вид избы?
2. Рассказать о строении избы, используя свои готовые рисунки, эскизы (это было домашним заданием).
3. Какими художественными средствами выразительности вы пользовались при изображении избы?
4. Какие правила вы применяли при построении русской избы?
5. Назвать этапы работы?
6. Показать подобранный материал по внешнему и внутреннему виду русской избы?
7. Какие загадки вы нашли и подобрали по теме:
“Русская изба”.
V. Практическая работа
Учащимся предлагается выполнить эскиз интерьера русской избы. В работе можно использовать готовые эскизы, выполненные в карандаше, необходимо их только выполнить в цвете.
По ходу самостоятельной работы учащихся педагог может помогать и подсказывать, если кто-нибудь затрудняется.
VI. Выставка детских работ. Анализ.
Учащиеся вывешивают свои работы на специально отведенное место.
Учитель предлагает самим учащимся проанализировать свои работы, используя наводящие вопросы:
1. Что вам хотелось показать в своей работе?
2. С чего начинали свою работу?
3. Какими средствами художественной выразительности вы пользовались?
4. Чем представленные работы похожи, чем отличаются?
5. Применялся ли закон перспективы при построении комнаты и как?
6. Ваше впечатление от данной работы?
Оценка учителем. Мне понравились ваши работы по
композиционному решению, по построению, по
колористическому решению, по умению правильно
передать быт русских крестьян.
При анализе можно выбрать хорошую и плохую работу, объяснить детям, что верно и что ошибочно в каждом из рисунков.
VII. Завершение урока и задание на дом
В конце урока сообщается учащимся о том, что работу по знакомству с традициями русского народа мы продолжим на следующем уроке. И следующая тема будет “Древние образы в народном искусстве, символика цвета и формы”. Подобрать иллюстративный материал по народной мебели, народной посуде, народной вышивке.
В конце урока звучит народная музыка “Во поле березка стояла”.
Учащиеся встают, приводят свои места в порядок.
Работы учащихся
Пять рисунков, поясняющих российско-украинский конфликт 24 февраля, что спровоцировало массовый исход мирных жителей и усилило глобальную напряженность в отношениях с Западом.
![](/800/600/http/fsd.multiurok.ru/html/2022/10/23/s_6355a1b816983/img13.jpg)
Россия вторгается в
Около 4 часов утра по местному времени 24 февраля российские войска вошли в Украину с четырех основных направлений, согласно анализу исследовательской группы Института изучения войны.
Россия пересекла восточную границу в районе Харькова, а также начала атаки из Донбасса, который с 2014 года контролируется поддерживаемыми Москвой сепаратистами. На севере российские войска пересекли границу с Беларусью — страной, имеющей тесные военные и оборонные связи с Россией — и захватили город Чернобыль. Еще одна атака была совершена из подконтрольного России Крыма на юге Украины.
С тех пор российские войска продвинулись вперед и взяли под свой контроль обширные участки территории Украины. Херсон был первым захваченным украинским городом. Другие города подверглись артиллерийскому обстрелу.
Первая неделя войны: как мирные жители Украины несут бремя российского вторжения
Украинцы массово бегут
С начала войны 4 миллиона человек бежали в соседние страны — примерно 9,2% населения Украины. По данным ООН, подавляющее большинство уехало в Польшу.
Полное освещение кризиса в Украине
История
Напряженность в регионе восходит к решению Украины в 1991, чтобы провозгласить независимость от того, что тогда было Советским Союзом.
Украина с тех пор является независимой страной, но президент России Владимир настаивает на том, чтобы она была частью России. «Украина для нас не просто соседняя страна, — сказал Путин в телеобращении 21 февраля. — Это неотъемлемая часть нашей собственной истории, культуры и духовного пространства».
Украина была среди нескольких советских республик, которые стали независимыми странами после распада Советского Союза. Прибалтийские страны Эстония, Латвия и Литва в конечном итоге присоединились к Организации Североатлантического договора, как и несколько бывших членов Варшавского договора советской эпохи.
Частично заявленная Путиным причина войны заключалась в том, чтобы не допустить расширения НАТО дальше на восток. Путин заявил, что считает перспективу присоединения Украины к западному альянсу «враждебным актом».
После того, как пророссийский президент Украины был отстранен от должности после массовых протестов в 2014 году, Россия аннексировала Крым, стратегический украинский полуостров на Черном море. В том же году поддерживаемые Россией сепаратисты в восточном регионе Донбасса начали повстанческое движение против украинских войск, взяв под контроль части Донецка и Луганска.
Критики Путина утверждают, что его вторжение реализует многолетнее желание взять Украину под свой контроль. Они отмечают, что, прокладывая путь для такой акции, он усилил подавление инакомыслия в России в последние годы. Многие из его политических противников были заключены в тюрьму или убиты.
Реклама
Запад встретил войну санкциями
В ответ на вторжение президент Байден и другие западные лидеры ввели экономические санкции против российских финансовых учреждений, что привело к резкому падению курса российского рубля.
Ранее Германия приостановила выдачу разрешения на строительство газопровода «Северный поток — 2», по которому российский природный газ поступал бы напрямую в страну. Более трети газа, потребляемого Евросоюзом, импортируется из России.
Байден и другие союзники по НАТО выразили поддержку Украине, предложив оружие и финансовую помощь. Однако, поскольку Украина не является членом НАТО, они ясно дали понять, что не будут вмешиваться с применением военной силы.
«Сценария нет — президент не направляет войска США воевать в Украину против России», — заявила на брифинге 23 февраля пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки.
Белый дом также ввел санкции непосредственно против президента России Владимира Путина и более дюжины олигархов и членов их семей, работая через расширяющийся список российской элиты, чтобы снять слои богатства Путина.
Об этом материале
Графика от SzuYu Chen, Phi Do, Paul Duginski, Lorena Iñiguez Elebee, Sean Greene, Thomas Suh Lauder и Aida Ylanan. Под редакцией Алана Зарембо и Джона Пеннера.
Российский суд отклонил апелляцию Гринер, отправил ее в колонию-поселение
Баскетболистка Национальной женской баскетбольной ассоциации США (НБА) Бриттни Гринер, задержанная в московском аэропорту Шереметьево и позже обвиненная в незаконном хранении марихуаны, стоит в клетке подсудимых перед судебным заседанием в Химках, Подмосковье, 4 августа. , 2022.
Евгения Новоженина | АФП | Getty Images
ВАШИНГТОН. Во вторник российский суд оставил в силе приговор звезды WNBA Бритни Гринер к девяти годам тюремного заключения. Это решение отправит американскую спортсменку в колонию строгого режима.
Подмосковный суд оставил в силе первоначальный приговор, который гособвинитель назвал «справедливым».
До окончания срока приговора у Гринер осталось около восьми лет, хотя возможна очередная апелляция через высшую апелляционную инстанцию России. Неясно, будут ли ее адвокаты подавать еще одну апелляцию.
«Мы думаем, что должны использовать все доступные юридические инструменты, но это ее решение», — заявила журналистам за пределами суда адвокат Гринера Мария Благоволина.
«У нее была какая-то надежда, но сегодня она исчезла», — сказала Благоволина.
Гринер, профессионально играющая в баскетбол в России в межсезонье WNBA, была арестована в феврале после того, как российские власти обнаружили в ее багаже в московском аэропорту Шереметьево баллончики с конопляным маслом.
Ее адвокаты заявили, что Гринер использует каннабис только в медицинских целях и непреднамеренно упаковала канистры с каннабисом в свой чемодан, потому что профессиональный спортсмен торопился.
По российскому законодательству обвинение предусматривает наказание до 10 лет лишения свободы. В августе Гринер была признана виновной и приговорена к девяти годам заключения. Ей также было приказано выплатить 1 миллион рублей, примерно 16 301 доллар.
Адвокаты Гринер добавили, что на следующей неделе увидятся с 32-летней спортсменкой, выступившей в суде по видеосвязи. Благоволина сказала, что последний раз Гринер разговаривала с ее семьей по телефону неделю назад.
Американская баскетболистка Бриттни Гринер, приговоренная в августе к девяти годам колонии строгого режима в России за контрабанду наркотиков, по видеосвязи из следственного изолятора перед началом судебного заседания по рассмотрению апелляции на ее приговор, в Московском областном суде 25 октября 2022 г.
Кирилл Кудрявцев | АФП | Getty Images
Белый дом призвал к немедленному освобождению Гринер после «фиктивного судебного разбирательства», состоявшегося во вторник.
«Президент продемонстрировал, что он готов пойти на крайние меры и принимать трудные решения, чтобы вернуть американцев домой, как это успешно делала его администрация в странах по всему миру», — написал в своем заявлении советник по национальной безопасности Джейк Салливан.
Салливан добавил, что администрация Байдена поддерживает регулярные контакты с семьями незаконно задержанных граждан США.
Суперзвезда американского баскетбола WNBA Бриттни Гринер стоит в клетке для ответчиков перед слушанием в Химкинском суде, Подмосковье, 26 июля 2022 года.
Александр Земляниченко | АФП | Getty Images
Обвинительный вердикт суда был вынесен, когда администрация Байдена пыталась добиться ее освобождения.
За неделю до приговора администрация Байдена подтвердила, что сделала правительству России предложение об освобождении Гринер и бывшего морского пехотинца США Пола Уилана.
За несколько дней до того, как в прошлом месяце она признала себя виновной, Гринер написала письмо президенту Джо Байдену с просьбой о его непосредственной помощи в ее деле.
«Сижу здесь, в российской тюрьме, наедине со своими мыслями и без защиты жены, семьи, друзей, олимпийской майки и каких-либо достижений, я боюсь, что могу остаться здесь навсегда», — написал профессиональный спортсмен в письмо от 5 июля.
«Я понимаю, что вы имеете дело со столькими проблемами, но, пожалуйста, не забывайте обо мне и… других американских заключенных. Пожалуйста, сделайте все возможное, чтобы вернуть нас домой», — написала Гринер.
Получив письмо, Байден и вице-президент Камала Харрис позвонили жене звезды WNBA Черелл Гринер. Байден также написал ответ Гринер, который американские дипломаты доставили в Москву.
Байден заверил ее жену, что он работает над тем, чтобы добиться скорейшего освобождения Гринер, согласно расшифровке разговора Белого дома. Он также сказал Шерелл Гринер, что работает над освобождением Уилана, отбывающего 16-летний срок в России.
Уилан был арестован в 2018 году по обвинению в шпионаже в пользу США. По словам его брата Дэвида Уилана, в момент ареста Уилан был в России на свадьбе.
Арест и последующее задержание Гринера произошли после того, как Запад многократно предупредил президента России Владимира Путина о выводе сотен тысяч военнослужащих, дислоцированных вдоль границы с Украиной. После полномасштабного вторжения России в ее бывшего советского соседа США и их союзники ввели ряд карательных санкций в отношении Москвы и накопили для Киева многомиллиардный военный фонд.