Учебно-методический материал по изобразительному искусству (ИЗО, 5 класс) по теме: 5 класс» Внутренний мир русской избы «4урок
» Внутренний мир русской избы «4урок
5 класс
Тип урока. Урок комплексного применения знаний
Вид урока. Тематическое рисование
Цель урока. создать условия для обобщения знаний детей о декоре предметов быта и традиционном интерьере крестьянской избы.
Виды деятельности.
Сравнивать и называть конструктивные, декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома.
Осознать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды.
Сравнивать, сопоставлять интерьер крестьянских жилищ.
Находить в них черты национального своеобразия.
Создавать композицию внутреннего пространства избы
Результат.
Познавательные: узнавать и называть объекты внутреннего пространства крестьянского дома.
Коммуникативные. Оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.
Регулятивные. Преобразовывать познавательную задачу в практическую.
ЛР: самооценка на основе критериев успешной деятельности.
Оформление. Презентация предметов быта, выставка предметов быта, Оборудование. Интерактивная доска.
Ход урока
1. Введение в тему урока.
С детских лет мы читали и смотрели русские народные сказки. И часто действие в них развивалось в деревянной избе. Оказывается, в таких избах жили не только сказочные герои, но и крестьяне несколько сотен лет назад.
Наша жизнь изменилась, изменился и интерьер нашего дома.
А почему мы на уроках истории, литературы, изо продолжаем изучать историю, культуру, быт нашего народа?
Народное искусство хранит вековые традиции, передаваемые из поколения в поколение. И эти традиции мы с вами должны знать и чтить.
Ведь не изучив прошлого, мы не сможем оценить настоящее и будущее нашего народа.
2. Сообщение темы урока.
Слайд № 1 Внутренний мир русской избы ???????
Слайд№2 интерьер
Чтобы правильно построить ИНТЕРЬЕР, что мы с вами должны знать? (правила перспективы)
Воздух в избе особенный, пряный, наполненный ароматами сухих трав, еловой хвои, печеного хлеба.
Посмотрите внимательно на фотографию горницы. Какой материал использовали крестьяне для горницы? (Дерево.)
— Все здесь кроме печи деревянное: потолок, гладко обтесанные стены, пристроенные к ним лавки, полати, нехитрая домашняя утварь.
Слайд №3 Мы с вами знаем, самое важное в избе? (печь)
Слайд № 4-6 Какую роль печь играла и играет сейчас?
Русская печь – домашний очаг, место окружённое почитанием всей крестьянской семьи: она является источником существования и благополучия. Печь кормила, спасала от холодов, избавляла от хвори.
Печь – место чистое, нельзя плевать на печь и сжигать в ней мусор.
А сколько сказок было рассказано детям на печи.
Недаром говорится: «Печь краса — в доме чудеса!»
Слайд №7 Перед устьем печи ладно устроен шесток – широкая толстая доска, на которой разместились горшки, чугунки.
Слайд №8 Рядом с устьем стоят железные ухваты, кочерга.
С печью связано немало любопытных преданий и народных обычаев. Считалось, что за печью живет домовой – хранитель домашнего очага.
Печь в избе располагалась возле двери.
Слайд №9 Красный угол. В переднем углу избы располагался красный угол. Это был – духовный центр дома Его еще называли большой, святой. В углу на особой полочке стояли иконы в начищенных до блеска окладах, украшенные вышитыми полотенцами.
Люди очень заботились о своей душе, так как верили в загробную жизнь. Красный угол был обращен к юго-востоку, олицетворял собой зарю. Он принимал первые лучи утреннего солнца. Самых дорогих гостей усаживали в красном углу, на красную лавку за стол, убранный нарядной скатертью – столешником.
Ребята, а теперь давайте вспомним предметы и вещи находящиеся в крестьянской избе? Ответы детей.
Русская изба крестьян не отличалась большим разнообразием мебели.
В красном углу стоял обеденный стол. Каждый день в определенный час за столом собиралась обедать вся крестьянская семья. В будние дни изба выглядела довольно скромно. В ней не было ничего лишнего: стол стоял без скатерти, стены без украшений. В печном углу и на полках была расставлена будничная утварь. В праздничный день изба преображалась: стол выдвигался на середину, накрывался скатертью, на полки выставлялась праздничная утварь, хранившаяся до этого в клетях.
Вдоль стен стояли широкие лавки. На них и сидели, и спали.
Слайд №10 А чем скамья отличалась от лавки? Ответы детей.
Лавки прикреплялись к стенам, а скамьи можно было передвигать.
Слайд №11 Одежду крестьяне хранили в сундуках. Мастерили их из дерева, обшивали железными полосками для прочности. Если в крестьянской семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое.
Слайд №12 Около печи укрепляли деревянный настил – полати. Полати — лежанка, устроенная между стеной избы и русской печью. Её деревянные настилы, сооружаемые под потолком.
На полатях можно спать, так как печь долго сохраняет тепло. На полатях обычно может разместиться несколько человек (в лежачем положении).
Слайд №13 Под потолком шли полавошники – полки, на которых располагалась крестьянская утварь.
Слайд №14 Как вы думаете, из какого материала была изготовлена посуда крестьян?
Она изготовлена была из дерева и глины.
Слайд №15 С чем можно сравнить ковш?
Ковши имели образ ладьи, коней, птиц. Их форма плавно перетекала от чаши в изящную голову и изогнутый хвост. Форма сосуда и нарядная роспись создавали яркий образ.
Слайд №16 Особое место в каждом доме занимал еще один предмет, который сопровождал девушек и женщин на протяжении всей её жизни.
Назовите этот загадочный предмет? (прялка)
С ней мы познакомимся на следующих уроках.
4. Инструктаж.
Слайд №17-18 Я предлагаю вам помочь хозяйке и хозяину оформить интерьер их избы. Заполнить его мебелью, домашней и кухонной утварью.
5. Итог работы.
Рассмотрим ваши работы .
Возможно ли использовать старинный декор в современном интерьере?
Наш урок, помог вам лучше узнать традиции нашего народа и обустройства своего быта?
6.Домашнее задание.
Подобрать материал о русских народных прялках
nsportal.ru
Урок проект «Внутренний мир русской избы» 5 класс
Аннотация
Данная работа предполагает следующую цель: Познакомиться с истоками родного искусства -это знакомство со своей Родиной.
Задачи:
Через предметы быта, постройки, получить представление о мире, о красоте человека.
Выразить свою душу, свой склад ума и характера.
Чтобы выполнить поставленные задачи, мы использовали следующие методы и приёмы:
Словесный: поиск и обработка необходимой информации из литературных источников и интернет (история русской избы, внутренний мир русской избы).
Поисковый: поиск на улицах села Любовь, Кыра и г.Чита сохранившихся деревянных домов и вновь построенных современных, созданных в традициях русского деревянного зодчества.
Практический: разработка пошаговой инструкции для создания собственного макета, творческие рисунки.
В данной работе содержится две стороны исследования: теоретическая и практическая. Теоретическая сторона заключается в изучении теоретического материала по вопросу исследования. Практическая сторона представляет, применение русского деревянного зодчества в строительстве современных жилых домов, посещение туристических маршрутов, воссоздающих быт русской деревни XIX века. С использованием полученных знаний мы создали макет русской избы, печки и колодца. Разработали пошаговую инструкцию макета русской избы.
Данный проект охватывает тему «история культуры русского народа». Работа в команде и по группам создаёт ситуацию успешности. Практическая работа позволяет учащимся глубоко усвоить тему «Внутренний мир русской избы. Качественные проблемные вопросы развивают интерес к предмету.
План работы:
Найти, изучить и систематизировать информацию о русской избе, внутреннем мире.
Найти на улицах села Любовь, Кыра и г.Чита сохранившихся деревянных домов и вновь построенных современных, созданных в традициях русского деревянного зодчества.
Провести тестирование среди учащихся и учителей школы.
4. Поработать над созданием собственного макета русской избы.
5. Разработать инструкцию для создания макета русской избы, печки и колодца.
.
Введение
Актуальность:
Актуальность исследуемой темы обусловлена тем, что в последние годы происходит переосмысление всего исторического наследия, рост национального самосознания и восстановление исторической и культурной памяти. Создаются новые ценности, на фоне еще сохранившихся старых. Знание истоков отечественной культуры, нравов, обычаев своего народа необходимо для того, чтобы понять и объяснить многие моменты истории страны, чтобы пробудить интерес к бытовой истории, натолкнуть на размышления о нитях, связывающих прошлое и настоящее. Посмотреть на себя как на прямых потомков и наследников крестьянской России.
Методические задачи проекта:
Образовательная: формировать практические навыки работы с информационными ресурсами и художественными материалами. Научить применять новые компьютерные технологии
Развивающая: развивать творческую и познавательную активность.
Воспитательная: воспитывать любовь к своей Родине и народной культуре.
Предмет исследования:
История русской деревянной избы и внутреннего мира.
Основная часть
Теоретическая глава
Первоначально (до X века) изба представляла собой бревенчатое строение, частично (до трети) уходящее в землю. То есть выкапывалось углубление и над ним достраивалась в 3—4 ряда толстых бревен. Таким образом, сама изба представляла собой полуземлянку. Двери изначально не было, её заменяло небольшое входное отверстие, примерно 0,9 метра на 1 метр, прикрываемое парой бревенчатых половинок, связанных вместе, и пологом. В глубине избы располагался сложенный из камней очаг. Отверстия для выхода дыма не было, в целях экономии тепла дым сохранялся в помещении, а излишек выходил через входное отверстие. Полов как таковых не было, земляной пол просто поливался водой и подметался, становясь гладким и твёрдым. Глава семьи спал на почётном месте у очага, женщина и дети — справа от входа. Непосредственно при входе размещалась домашняя скотина, например опоросившаяся свинья с маленькими поросятами. Такая структура сохранялась длительное время. С веками изба совершенствовалась, получая сначала оконца в виде отверстий в боковой стене для выхода дыма, затем печь, потом отверстия на крыше для выхода дыма.
Крестьянский дом называли родной, родимый, как называют дорогого человека. Дом-кров по своей значимости находился в одном ряду таких понятий, как жизнь, добро, родная земля. Что значило построить дом? Возводя его, человек как бы отгораживался от большого пространства стенами, крышей, присваивал себе малую его часть. В устроение жилища человек стремился привнести порядок, образно осмыслить его, что значило ото6разить, наполнить образами. Это делалось, чтобы привлечь к дому силы света, добра, а от злых сил уберечься. Крыша дома связывалась в народных представлениях с небом, клеть (крытый прямоугольный деревянный сруб с окнами, дверью, полом) — с землей, а подклет (подполье) — с подземным миром. Крестьянский дом становился словно маленькой Вселенной, символизируя связь человека с космосом.
Изба напоминала о мире освоенном, земном, освященном, в котором протекала жизнь человека. Подклет (подполье) напоминал о мире недоброй, нечистой силы. Большим наказанием считалось, если проказника запрут в подполье.
Глаголем, кошелем и брусом
Дом строили с резным крыльцом
С обдуманным мужицким вкусом
И каждый со своим лицом.
В. Федотов
Русская печь
Все жилища в средневековье топились по-чёрному. В период до XVII века печи не имели ни труб, ни иных приспособлений для отводы дыма, затем стали появляться устройства для вывода дыма сверху, а не через двери. Это ещё не было печной трубой в современном понимании. В верхней части, в потолке, делалось отверстие, откуда горизонтально вел деревянный короб, называемый боров, при помощи которого дым выводился наружу. В период с XVII по XIX век, у зажиточных людей и в городах, стали получать распространение печи с трубами. Однако избы многих крестьян вплоть до конца XIX века топились по-чёрному. В одном из задних углов избы была расположена русская печь . Какую роль играла печь в ЖИЗНИ крестьянской семьи? Она была основой жизни, главным оберегом семьи, семейным очагом. Печь кормила, спасала от холода, избавляла от хвори. А сколько сказок было рассказано детям на печи! Недаром ГОВ0РИТСЯ:
Пространство около печи служило женской половиной. Воздух в избе особенный, пряный, наполненный ароматами сухих трав, печеного теста. Войдя в избу, сразу обратишь внимание на печь, она занимает почти пол-избы. С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Не даром говорится: «Печь греет и варит, печет и жарит. Она накормит, обсушит и порадует душу.» Правый от печки угол назывался бабий кут. Здесь командовала хозяйка, все было приспособлено для приготовления пищи. Другой, левый от печки угол назывался красный, то есть красивый.
Красный угол был обращен к юго-востоку. Он принимал первые лучи солнца и как бы олицетворял собой зарю. Здесь на нарядной угловой полке (божнице) устанавливались иконы, горела лампада. В красном углу ставили стол, за которым обедала вся семья. Эта часть дома была самой почетной. Если хозяин хотел оказать гостю особое почтение, то приглашал его в передний угол.
Внутренние стены белили, обшивались тёсом, или липовыми досками. Вдоль стен стояли лавки и сундуки.
От двери до боковой стены избы была устроена широкая лавка с крышкой, забранная внизу досками,- так называемый «коник» Вертикальная доска нередко вырезалась с верху в форме конской головы — отсюда, видимо, и название лавки. На ней мужчины обычно занимались хозяйственными работами. От двери до боковой стены была устроена лавка – конник, это было место мужской половины. Здесь мужчины осенними и зимними вечерами занимались ремонтом обуви, мастерили, чинили конскую упряжь.
Ла́вка (лава) — древняя стационарная многофункциональная деревянная мебель для отдыха, широко распространённая до начала XVIII века. Представляет собой доску для сидения и лежания, прикреплённую к стене. К настоящему времени продолжает использоваться в деревнях России, как наиболее простая форма в изготовлении мебели. Спали на лавках, или на полу. Ещё в XIX веке в небогатых домах кровать играла декоративную роль — хозяева продолжали спать на полу.
Типы изб
Курная изба.
Курными избами назывались избы, топившиеся по «черному», то есть, не имевшие печной трубы. Использовалась печь без дымохода, называвшаяся курной печью или чёрной. Дым выходил наружу через двери и во время топки висел под потолком толстым слоем, отчего верхние части бревен в избе покрывались копотью. Чтобы копоть и сажа не падала на пол и людей, для оседания сажи служили полавочники — полки, располагавшиеся по периметру внутренних стен избы, они отделяли закопчённый верх от чистого низа. В более поздние времена, к XIII веку появилось небольшое отверстие в стене, а затем и в потолке избы — дымоволок. Курные избы, несмотря на все свои недостатки, просуществовали в российских деревнях вплоть до XIX века, встречались они даже и в начале XX века, по крайней мере, можно встретить фотографии (именно фотографии, а не рисунки) курных изб. Полы в курных избах были земляные, то есть земля поливалась водой и утрамбовывалась, со временем становясь очень твёрдой. Это было связано с тем, что технология изготовления досок была очень сложной для того времени, вследствие чего доски были очень дорогими. Для дверей же использовались доски, полученные путем раскола на две части бревна и их обтёсывания. Одновременно с существованием курных изб постепенно получали распространение устройства для вывода дыма, сначала это были деревянные дымоходы на потолке, так называемые «боровы». Окон курная изба, как правило, не имела, были оконца — небольшие отверстия для освещения и выхода дыма, некоторые оконца затягивались бычьим пузырем (желудок), при необходимости они закрывались (заволакивались) деревяшкой, это были так называемые «волоковые оконца». В ночное время изба освещалась лучиной, впрочем, люди в те времена старались лечь с наступлением темноты.
Лучи́на (драночка, щепань) — тонкая длинная щепка сухого дерева, предназначенная для растопки печи или для освещения избы. Для получения лучин полено щепили, то есть разделяли на щепы. Для этого могли использовать специальный большой нож-косарь, обычный нож или припечный топорик. Чтобы получить больше света, одновременно жгли несколько лучин. Их закрепляли в светец. Это специальное металлическое приспособление, вбивавшееся нижним заострённым концом в чурбак или иную подставку. Под лучины ставили сосуд с водой. Вода отражала и множила свет, а также предохраняла от пожара, который могли вызвать падающие угольки.
СXV века получают распространение печи с трубами. Но, в основном, у князей, бояр, купцов и т. д. и только в городах. Что касается деревень, то курные избы, отапливаемые по-чёрному, стояли и в XIX веке. В некоторых местах такие избы сохранялись до начала XX века.
Лишь в XVIII веке и только в Санкт-Петербурге царь Пётр I запретил строить дома с отоплением по-чёрному. В других же населённых пунктах они продолжали строиться до XIX века.
Белая изба
Белые же избы получили распространение лишь в XVIII веке, а массово они стали строиться лишь в XIX веке. Именно «белая» шестистенная изба является «классической» русской избой, венцом её развития. Кровля у белых изб двускатная из тёса или
дранки. Двускатные кровли самцовые с фронтонами из брёвен-самцов. На вершину кровли укладывали охлупень. Кровлю связывал продольный брус — князь (князёк)или конь(конёк). К этому брусу крепились стволы деревьев с закрючинами — курицы. На крючья курицы укладывали свесы, водостоки. Позднее появились стропильные кровли трёх- и четырёхскатные.
Кро́вля — верхний элемент покрытия здания, подвергающийся атмосферным воздействиям. Главной её функцией является отвод дождевой и талой воды. Главными свойствами кровли являются лёгкость, долговечность, экономичность в изготовлении и эксплуатации.
Охлупень — деталь кровли в традиционном русском жилище.
Охлупень изготовлялся из целого бревна в виде буквы V в сечении; конец бревна зачастую вырубался в виде головы коня (откуда конёк крыши). Охлупень укладывался на вершину кровли. Он прижимал верхние концы тёсаной кровли, притягивался к верхней слеге деревянными штырями (стамиками) или коваными гвоздями.
Северорусская изба
Отличительной особенностью северной (территории севернее Москвы) русской избы является то, что в ней под одной крышей сосредотачивалось всё крестьянское хозяйство. Круглогодичное жилое помещение с русской печью занимало от одной трети до половины площади избы, и было приподнято над уровнем земли на метр-полтора. Помещение, находящееся под полом жилого помещения, называлось подпольем. Попасть в подполье можно было только из жилого помещения, чере
infourok.ru
Поурочные разработки. Изо. 5 класс. Урок 3. Внутренний мир русской избы
Содержание страницы
Урок 3. Внутренний мир русской избы
Цели: познакомить с основными понятиями внутреннего убранства русской избы, развивать творческие навыки учеников.
Материалы: иллюстрации с изображениями предметов народного быта, внутреннего мира избы; краски, бумага, кисти.
1. Организационный момент
(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку.)
2. Беседа учителя
Сегодня мы поговорим о внутреннем убранстве русской избы.
Сколько интересного и мудрого «впитала» русская изба! Внутренний мир русского дома был особенным, неповторимым. Предметы быта, наполняющие его, играли в жизни людей определенную роль.
Изба на Руси начиналась с крыльца, которое «зазывало» гостей войти внутрь дома. В каждом доме обязательно была лавка. Лавки и скамьи отличались друг от друга. Лавка чаще всего располагалась вдоль стены и стояла неподвижно. Скамья же имела ножки, и ее легко можно было передвинуть. Если хозяин дома усаживал гостя на лавку, это расценивалось как знак уважения со стороны семьи. Так гость мог судить об отношении к нему хозяина.
Самое важное место в избе занимала печь. Русская печь – неотъемлемая национальная принадлежность нашего народа. И путь развития она прошла столь же долгий, как и изба.
Древние люди, конечно же, готовили пищу и обогревались возле костров. Но позже, когда появились первые избы, изобрели печь. Она хорошо нагревала дом, надолго сохраняла тепло и была гораздо менее пожароопасной, нежели костер.
Самым первым видом печи стала печь-каменка. Она была невысокой, прямоугольной формы, размером 1 × 1 м. Нижняя часть стенок выкладывалась из крупных плоских камней, для верхней же части использовали мелкие камни.
Строили печи, в основном, из камня или глины. Порой эти два материала совмещали. Печи имели разнообразную форму – они были круглыми или прямоугольными – это зависело лишь от того, в какой местности жили люди и согласно каким традициям обустраивали свое жилище. Для печи, конечно, заготавливали дрова. Происходило это, как правило, зимой. Считалось, что такие дрова меньше гниют и лучше горят в печи.
Перед тем как использовать дрова, их выдерживали год, чтобы они лучше высохли.
Процесс приготовления пищи в печи не менее интересен. Высота устья печи составляла не более 25 см, этого хватало лишь для того, что сунуть туда полено. Горшок с пищей на семью вставить туда было невозможно. А если бы посудину с едой ставили на печь сверху, то температуры не хватило бы для разогрева. Хлеб пекли в иных печах – с более широкими устьями. Но как же тогда решали вопрос с другой пищей? Где она готовилась? В печи делали специальное круглое отверстие диаметром 20 см. Отверстие это во время затапливания печи чем-то прикрывали. Этим «чем-то» и были горшки с пищей. В них пища варилась, словно на плите. Но все же стоит отметить, что печь была лишь вторым по значению местом в доме – после красного, Божьего угла.
Красный угол иначе называли большим, святым или Божьим углом в доме. Располагался он, как правило, по диагонали к печке. Иногда он находился прямо у входа, недалеко от двери. Красный угол служил, в первую очередь, духовным местом в избе, в нем усаживали самых знатных и дорогих сердцу гостей. В нем стояла «красная» лавка. Усиление значения красного угла часто связывают с христианством. В язычестве центром дома была печь. Получается, что красный угол и печь – это христианский и языческий центры, которые находятся в борьбе друг с другом, олицетворяя свет и тьму.
Мебели в крестьянском доме было немного. В основном это были столы, лавки, сундуки, различные полки. Главным предметом мебели служил обеденный стол, который обязательно стоял в красном углу. Вокруг него вдоль стен тянулись лавки, на которых не только сидели, но и спали.
Достаток семьи измерялся количеством сундуков в доме, в которых хранилась вся одежда. В сундуках, конечно же, хранили и приданое для девочки.
Убранство крестьянской избы было необычайно гармонично. Интерьер избы – столь же прекрасное творение, как и все, что создавал крестьянин.
3. Творческое задание
Итак, теперь мы знаем, каким было жилище наших предков. И сегодня нам предстоит изобразить внутренний мир русской избы.
Нарисуйте любую часть дома или предмет быта (печь, ткацкий стан, красный угол и т. д.).
Но сначала следует наметить четкие границы пола, стен, потолка, и уж затем приступать к изображению отдельных предметов. В свой рисунок вы можете также включить фигуры людей, изобразив процесс чаепития, или русских девушек, занятых работой над вышивкой.
Смело фантазируйте, используя краски различных цветов. Эта работа поможет вам окунуться в загадочный мир наших предков.
4. Подведение итогов урока
(Учащиеся демонстрируют свои работы.)
Учебник можно просто читать в онлайн режиме, переходя сразу на тот параграф или раздел, который Вам сейчас нужен.
znayka.pro
Презентация по изобразительному искусству в 5 классе «Внутренний мир русской избы»
Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация по изобразительному искусству в 5 классе «Внутренний мир русской избы»Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:«Внутренний мир русской избы» Презентация к уроку изобразительного искусства в 5 классе. Учитель изо Никифорова Р.И. МБОУ Сосновская СОШ№2 Тамбовской области
2 слайд Описание слайда:Задача урока- сформировать у учащихся образное представление об организации, мудром устроении человеком внутреннего пространсва избы.
3 слайд Описание слайда:Изба – это жилой дом из бревен. Самый простой тип жилища — отапливаемое жилище — истопка. Истопка — потому что отапливалась, в ней можно было истопить печь. Истопка — истобка — изобка — истба — изба. Теперь понятно, почему русское крестьянское жилище называется избой — потому что отапливается. Русская изба как правило состояла из одного жилого помещения. А вот каким оно было мы сейчас с вами и узнаем.
4 слайд Описание слайда:Справа у входа находилась печь – неотъемлемый атрибут русской избы. Печь сооружалась либо из кирпича, либо из особо прочной глины. Она завершалась плоской поверхностью, в которую обычно встраивалась лежанка – спальное место для детей и стариков. Труб такие печи не имели и топились «по-черному», то есть дым из них шел в избу, а из нее через двор или оконцев выходил на улицу.
5 слайд Описание слайда:Угол, находившийся напротив печи назывался красным. Красный — потому что почетный, торжественный; святой же — оттого, что здесь расположена божница с образами и перед ними горит лампадка.
6 слайд Описание слайда:Другой угол, напротив красного, расположенный напротив печного чела — печной или бабий угол или кут (в России угол назывался ~ кут). Здесь проходили женские работы: здесь женщины готовили пищу и пойло скоту, здесь пряли, ткали, шили, вышивали, вязали, здесь нянчили младенцев.
7 слайд Описание слайда:Третий угол, обычно возле входной двери — мужской угол, называвшийся еще коником. На конике спал хозяин, охраняя избу и имущество, здесь он сидел, выполняя мелкие мужские работы: шорничал, сапожничал, плел лапти, корзины.
8 слайд Описание слайда:Главный предмет мебели — широкие лавки, наглухо вделанные в стены, по меньшей мере, в переднюю и боковую, и сходящиеся в красном углу. Лавки эти были довольно широкими, так что на них можно было не только сидеть, но и лежать.
9 слайд Описание слайда:По вечерам, после работы в поле, после того, как убрали скотину обычно женщины занимались прядением.
10 слайд Описание слайда:Загадки
11 слайд Описание слайда: 12 слайд Описание слайда:Ответить на вопрос:
13 слайд Описание слайда:Задание выполнить рисунок крестьянской избы.
14 слайд Описание слайда:Используемые ресурсы: Диск к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» http://www.stihi.ru/pics/2015/02/25/10504.jpg http://stabrovsky.ru/photography/2010/urievo-khutyn/006.jpg http://nvologda.ru/wp-content/uploads/2014/11/0011-006-DOM-500-Kakim-byl-vnutrennij-mir-russkoj-izby.jpg http://центр53.рф/upload/medialibrary/7b1/7b1c3c347fd273c54c18c5e4e348e83e.jpg http://img.labirint.ru/images/comments_pic/1449/0_618186a3bde7b06c3b76200c666a859f_1417965295.jpg http://flatik.ru/flax/644/643290/643290_html_1dc930c3.jpg http://ic.pics.livejournal.com/rodnover_vedist/51043655/262460/262460_original.jpg http://4.bp.blogspot.com/-OjnvneJpSYc/UtAkz0qcVKI/AAAAAAAABrw/K4skdvI5Sh0/s1600/9.png
Курс профессиональной переподготовки
Учитель, преподаватель изобразительного искусства
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель мировой художественной культуры
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-179598
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
infourok.ru
Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Внутренний мир русской избы»
МКОУ Хартолгинская СОШ
Яшкульского района
Республики Калмыкия
Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме:
«Внутренний мир русской избы»
Цель: Сформировать у учащихся образные представления об организации, мудром устроении человеком внутреннего пространства избы.
Задачи:
Познакомить обучающихся с устройством внутреннего пространства русской избы на примерах экспонатов школьного музея «Живые истоки»;
Развивать творческие навыки, познавательную активность;
Воспитывать любовь к Родине и народной культуре.
Зрительный ряд: Школьный музей «Живые истоки», экспозиции «Жизнь и быт слободских казаков» и «Православная слобода». Презентация к уроку «Внутренний мир русской избы»
Литературный ряд: Л.Мей “В низенькой светелке…”, В.Белов – высказывание о русской печи, детские книжки с иллюстрациями русской избы.
Музыкальный ряд: Русская народная песня «Во поле берёза стояла»
Организационный момент
Подготовка к уроку. Настрой на урок.
Актуализация опорных знаний
— По каким принципам украшался внешний облик крестьянской избы.
— Зачем люди украшали свои жилища?
Формирование новых знаний
Урок проводится в два этапа. Первый в школьном музее «Живые истоки» Экспозиции «Жизнь и быт слободских казаков», «Православная слобода». Второй – основная часть в классе.
Русская изба.… С ней мы уже не раз встречались на уроках изобразительного искусства, и вновь возвращаемся к этому образу. Человек, чувствуя себя незащищенным от космических сил и стихий, стремился создать свой мир, свой дом – добрый и уютный. Мы уже знакомы с узорочьем декоративных элементов избы, ее конструкции: фронтон избы — чело, передняя часть – лицо, окна – глаза. Рубленая изба являет собой модель мира – соединение трех космических стихий – неба, земли и подземного мира.
Глаголем, кошелем и брусом
Дом строили с резным крыльцом
С обдуманным мужицким вкусом
И каждый со своим лицом.
В.Федотов
Но давайте, ребята, мысленно войдем в крестьянское жилище
В низенькой светелке с створчатым окном
Светится лампадка в сумраке ночном:
Слабый огонечек то совсем замрет,
То дрожащим светом стены обольет.
Новая светелка чисто прибрана:
В темноте белеет занавес окна;
Пол отструган гладко; ровен потолок;
Печка развальная стала в уголок.
По стенам – укладки с дедовским добром,
Узкая скамейка, крытая ковром,
Крашеные пяльцы с стулом раздвижным
И кровать резная с пологом цветным.
Л. Мей
Здесь существует тот же порядок, который наблюдается в природе, все как в природе, — гармонично и совершенно.
Потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет.
Потолок связывался в народных представлениях с небом; матица (средний брус, несущий деревянный потолок), олицетворяла собой млечный путь. Путь на небе.
Под потолком шли полавошники, на них располагалась крестьянская утварь. Посуда обычно была деревянной или глиняной. А около печи укрепляли деревянный настил – полати. На полатях спали.
Почти в каждой избе имелся ткацкий станок – красна, на нем женщины ткали.
Для новорожденных подвешивали к потолку избы нарядную люльку. Люльку укрепляли на гибком шесте к матице.
Пол – землю; домотканые половики – дорожки, посланные в направлении от двери к передним окнам, — были образным выражением идеи пути-дороги.
Подпол символизировал нижний, подземный мир.
Окно-око – связь с большим миром, белым светом. Дом смотрел на мир окнами – очами, оно связывало мир домашней жизни с внешним миром.
Для освещения избы в вечернее время использовали лучину или керосиновую лампу. Керосиновая лампа подвешивалась к потолку или ставилась на стол.
Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения, условно поделенного на два основных центра – духовный и материальный.
Под материальным центром мы понимаем мир предметов, предназначенных для нашего тела, здоровья, благосостояния. В крестьянском доме источником всего этого была ПЕЧЬ – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Не случайно печь распространенный персонаж, часто встречающийся в русских сказках.
— Назовите сказки, где печь является действующим персонажем.
(“По щучьему велению”, “Гуси-лебеди” )
“Что есть в печи – все на стол мечи” – говорит русская пословица. А что же в ней такое есть. Что можно “метать” на стол? Угольки и головешки, что ли? Такой вопрос может задать только человек, никогда не видевший русской печи – отопительного сооружения, популярного на русской земле с начала 15 века. Эта печь служит не только для обогрева жилища, но и для приготовления пищи. На ней можно сушить впрок продукты – грибы, например (а можно высушить и валенки после зимней прогулки). На печи можно было “погреть косточки” старикам – для этого она была снабжена лежанкой. Даже помыться в печке можно было. Обратите внимание на отдельные детали и форму печи. Перед устьем печи устроен шесток, на который размещали чугунки. Небольшие углубления в стенках печи служили для сушки лучины или в зимнюю пору для просушки варежек. Под шестком, снизу печи, можно увидеть углубление для хранения дров.
Горнило печи (сводчатую варочную камеру) можно было разогреть до 200 градусов, а это очень высокая температура – ведь вода закипает уже при 100 градусах. Пекари знают, что это как раз та температура, которая требуется для выпечки хлеба. Специалисты по русской кухне добавят, что разогретое горнило часами хранит тепло – значит, в нем можно “топить” молоко, варить рассыпчатые каши, готовить жаркое, Вкус пищи, приготовленной в русской печи, не забывается.
Рядом с устьем печи стоят на вытяжку железные ухваты, которыми ставят в печь и достают из печи чугунки. А так же рядом находится кочерга и лопата для выпечки хлеба.
Послушайте, ребята, как сильно, мудро, по-русски глубоко написал о печи знаток крестьянского быта писатель В.Белов:
“Печь кормила, поила, лечила и утешала, на ней подчас рожали младенцев, она же, когда человек дряхлел, помогала достойно выдержать краткую смертную муку и навек успокоиться. Печь нужна была в любом возрасте, в любом состоянии, положении. Она остывала вместе с гибелью всей семьи или дома… Тепло, которым дышала печь, было сродни душевному теплу”.
В переднем углу избы находился духовный центр дома. Духовный — от слова “душа”. Это сфера, которая ведает чувствами человека, его мыслями, горестями и радостями, Для того, чтобы поделиться своими бедами, обидами, страхами, попросить любви и счастья, люди обращались к иконам, украшенным вышитыми полотенцами. Рядом стоял стол. За него усаживали дорогих гостей для душевной беседы.
Красный угол (передний, большой, святой) – обращен к юго-востоку. С востоком соединялось представление о рае, блаженном счастье, животворящем свете и надежде; на восток обращались с молитвами, заклятьями, заговорами. С эпитетом “красный” очень много связано. Вспомните, красна девица…Красная скамья, красные окна, красный угол.
Красный значит красивый, главный. В красном углу находилась божница, украшенная сухими целебными травами, по праздникам белоснежными полотенцами с вышивкой и кружевами. Красный угол олицетворял зарю. В этой части избы происходили важные события в жизни семьи, самых дорогих гостей усаживали в красном углу, на красную лавку за стол.
Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себе она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.
Давайте перейдём сейчас в класс и рассмотрим изображение деревенской избы по фотографиям и картинам художников.
Показ презентации «Внутренний мир русской избы»
Практическая работа
Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и красками
Задание:
Нарисовать фрагмент интерьера избы с основными предметами.
Последовательность изображения крестьянского интерьера:
1. Варианты композиционного решения крестьянского интерьера: изображение угла фронтальной стены с двумя прилегающими к ней боковыми стенами.
2. Вписать в интерьер (по выбору) печь, лавку и т.п.
3. Выполнение в цвете (отработать мазок “бревнышко”, выполнение предметов обстановки и быта)
Физминутка в середине урока
Итог урока
Анализ работ учащихся.
Домашнее задание: Подобрать иллюстрации предметов крестьянского быта.
infourok.ru
Конспект урока ИЗО в 5-м классе «Внутренний мир русской избы»
Разделы: МХК и ИЗО
Цель: Сформировать у учащихся образные представления об организации, мудром устроении человеком внутреннего пространства избы.
Зрительный ряд: Рисунки интерьера крестьянского жилища; репродукции; ИКТ-презентация
Литературный ряд: Л.Мей “В низенькой светелке…”, В.Белов – высказывание о русской печи, детские книжки с иллюстрациями русской избы.
Организационный момент
Подготовка к уроку. Настрой на урок.
Актуализация опорных знаний
— По каким принципам украшался внешний облик крестьянской избы.
— Зачем люди украшали свои жилища?
Формирование новых знаний
Презентация
(На экране изображение избы, кадр №5) Русская изба.… С ней мы уже не раз встречались на наших уроках, и вновь возвращаемся к этому образу. Человек, чувствуя себя незащищенным от космических сил и стихий, стремился создать свой мир, свой дом – добрый и уютный. Мы уже знакомы с узорочьем декоративных элементов избы, ее конструкции: фронтон избы — чело, передняя часть – лицо, окна – глаза. Рубленая изба являет собой модель мира – соединение трех космических стихий – неба, земли и подземного мира.
Глаголем, кошелем и брусом
Дом строили с резным крыльцом
С обдуманным мужицким вкусом
И каждый со своим лицом.
В.Федотов
Но давайте, ребята, мысленно войдем в крестьянское жилище (на экране появляется изображение интерьера избы, кадр №6)
В низенькой светелке с створчатым окном
Светится лампадка в сумраке ночном:
Слабый огонечек то совсем замрет,
То дрожащим светом стены обольет.
Новая светелка чисто прибрана:
В темноте белеет занавес окна;
Пол отструган гладко; ровен потолок;
Печка развальная стала в уголок.
По стенам – укладки с дедовским добром,
Узкая скамейка, крытая ковром,
Крашеные пяльцы с стулом раздвижным
И кровать резная с пологом цветным.
Л. Мей
Здесь существует тот же порядок, который наблюдается в природе, все как в природе, - гармонично и совершенно.
Потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет.
(Кадр №7) Потолок связывался в народных представлениях с небом; матица (средний брус, несущий деревянный потолок), олицетворяла собой млечный путь. Путь на небе.
(Кадр №8) Под потолком шли полавошники, на них располагалась крестьянская утварь. Посуда обычно была деревянной или глиняной. А около печи укрепляли деревянный настил – полати. На полатях спали.
(Кадр №9) Почти в каждой избе имелся ткацкий станок – красна, на нем женщины ткали.
(Кадр №10) Для новорожденных подвешивали к потолку избы нарядную люльку. Люльку укрепляли на гибком шесте к матице.
(Кадр №11) Пол – землю; домотканые половики – дорожки, посланные в направлении от двери к передним окнам, — были образным выражением идеи пути-дороги.
Подпол символизировал нижний, подземный мир.
(Кадр №12) Окно-око – связь с большим миром, белым светом. Дом смотрел на мир окнами – очами, оно связывало мир домашней жизни с внешним миром.
Для освещения избы в вечернее время использовали лучину или керосиновую лампу. Керосиновая лампа подвешивалась к потолку или ставилась на стол.
Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения, условно поделенного на два основных центра – духовный и материальный.
Под материальным центром мы понимаем мир предметов, предназначенных для нашего тела, здоровья, благосостояния. В крестьянском доме источником всего этого была ПЕЧЬ – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Не случайно печь распространенный персонаж, часто встречающийся в русских сказках.
— Назовите сказки, где печь является действующим персонажем.
(“По щучьему велению”, “Гуси-лебеди” )
(Кадр №13) “Что есть в печи – все на стол мечи” – говорит русская пословица. А что же в ней такое есть. Что можно “метать” на стол? Угольки и головешки, что ли? Такой вопрос может задать только человек, никогда не видевший русской печи – отопительного сооружения, популярного на русской земле с начала 15 века. Эта печь служит не только для обогрева жилища, но и для приготовления пищи. На ней можно сушить впрок продукты – грибы, например (а можно высушить и валенки после зимней прогулки). На печи можно было “погреть косточки” старикам – для этого она была снабжена лежанкой. Даже помыться в печке можно было. Обратите внимание на отдельные детали и форму печи. Перед устьем печи устроен шесток, на который размещали чугунки. Небольшие углубления в стенках печи служили для сушки лучины или в зимнюю пору для просушки варежек. Под шестком, снизу печи, можно увидеть углубление для хранения дров.
Горнило печи (сводчатую варочную камеру) можно было разогреть до 200 градусов, а это очень высокая температура – ведь вода закипает уже при 100 градусах. Пекари знают, что это как раз та температура, которая требуется для выпечки хлеба. Специалисты по русской кухне добавят, что разогретое горнило часами хранит тепло – значит, в нем можно “топить” молоко, варить рассыпчатые каши, готовить жаркое, Вкус пищи, приготовленной в русской печи, не забывается.
(Кадр №14) Рядом с устьем печи стоят на вытяжку железные ухваты, которыми ставят в печь и достают из печи чугунки. А так же рядом находится кочерга и лопата для выпечки хлеба.
(Кадр №15) Послушайте, ребята, как сильно, мудро, по-русски глубоко написал о печи знаток крестьянского быта писатель В.Белов: “Печь кормила, поила, лечила и утешала, на ней подчас рожали младенцев, она же, когда человек дряхлел, помогала достойно выдержать краткую смертную муку и навек успокоиться. Печь нужна была в любом возрасте, в любом состоянии, положении. Она остывала вместе с гибелью всей семьи или дома… Тепло, которым дышала печь, было сродни душевному теплу”.
В переднем углу избы находился духовный центр дома. Духовный — от слова “душа”. Это сфера, которая ведает чувствами человека, его мыслями, горестями и радостями, Для того, чтобы поделиться своими бедами, обидами, страхами, попросить любви и счастья, люди обращались к иконам, украшенным вышитыми полотенцами. Рядом стоял стол. За него усаживали дорогих гостей для душевной беседы.
(Кадр №16) Красный угол (передний, большой, святой) – обращен к юго-востоку. С востоком соединялось представление о рае, блаженном счастье, животворящем свете и надежде; на восток обращались с молитвами, заклятьями, заговорами. С эпитетом “красный” очень много связано. Вспомните, красна девица…Красная скамья, красные окна, красный угол.
Красный значит красивый, главный. В красном углу находилась божница, украшенная сухими целебными травами, по праздникам белоснежными полотенцами с вышивкой и кружевами. Красный угол олицетворял зарю. В этой части избы происходили важные события в жизни семьи, самых дорогих гостей усаживали в красном углу, на красную лавку за стол.
(Кадр№17) Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себе она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.
Давайте рассмотрим изображение деревенской избы по фотографиям и картинам художников.
Практическая работаЗадание:
Нарисовать фрагмент интерьера избы с основными предметами.
Последовательность изображения крестьянского интерьера:
1. Варианты композиционного решения крестьянского интерьера: изображение угла фронтальной стены с двумя прилегающими к ней боковыми стенами. (Кадр №18)
2. вписать в интерьер (по выбору) печь, лавку и т.п.
3. выполнение в цвете (отработать мазок “бревнышко”, выполнение предметов обстановки и быта)
Итог урока
Анализ работ учащихся.
Домашнее задание: Подобрать иллюстрации предметов крестьянского быта.
Дополнение
Презентация по теме урока “Внутренний мир русской избы” — Приложение1
17.01.2008
urok.1sept.ru
Презентация к уроку по изобразительному искусству (ИЗО, 5 класс) на тему: Презентация Внутренний мир русской избы
Слайд 1
Внутренний мир русской избы Выполнила: Охапкина Надежда Николаевна, учитель ИЗО МБОУ «Средняя школа № 35» Г. Дзержинск Нижегородской областиСлайд 2
Русские деревни удивительно гармонично вписывались в окружающую природу. Ощущая свой дом частицей природы, где все подчинено порядку, целесообразности и красоте, крестьянин чувствовал себя защищенным и сильным, а значит, и свободным.
Слайд 3
Свое жилище крестьянин воспринимал как особый мир. Дом имел три вертикальных яруса, напоминавших о трех мирах. Потолок, чердак и крыша уподоблялись миру вышнему, светлому, преображенному .
Слайд 4
Изба напоминала о мире освоенном, земном, освященном, в котором протекала жизнь человека.
Слайд 5
Подклет (подполье) напоминал о мире недоброй, нечистой силы. Большим наказанием считалось, если проказника запрут в подполье.
Слайд 6
Все крыльцо украшалось резными ажурными подзорами. На крыльцо вели ступеньки. Крыльцо – «распахнутые руки» дома. Оно связывает его с улицей, соседями.«Жить в соседях – быть в беседах». Давай поднимемся на крыльцо и откроем дверь.
Слайд 7
Входя в избу, волей-неволей каждый должен поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить: дверь в избу низкая. А порог наоборот, высокий, чтоб меньше дуло. Порогу придавали особое значение: он считался рубежом между миром внутренним и внешним. Переступали его с молитвой и крестным знамением.
Слайд 8
Воздух в избе особенный, пряный, наполненный ароматами сухих трав, печеного теста. Войдя в избу, сразу обратишь внимание на печь, она занимает почти пол-избы. С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Не даром говорится: «Печь греет и варит, печет и жарит. Она накормит, обсушит и порадует душу.»
Слайд 9
Перед устьем печи ладно устроен шесток – широкая толстая доска, на которой разместились горшки, чугунки.
Слайд 10
Рядом с устьем печи стоят навытяжку железные ухваты, которыми ставят в печь и достают горшки.
Слайд 11
А так же у печи находился деревянный ушат с водой.
Слайд 12
Сбоку печь закрывали стенкой или пристраивали ящик в виде шкафчика с дверцами – голбец. Часто его расписывали яркими красками, изображали на нем птиц, зверей.
Слайд 13
Правый от печки угол назывался бабий кут. Здесь командовала хозяйка, все было приспособлено для приготовления пищи.
Слайд 14
Другой, левый от печки угол назывался красный, то есть красивый. Красный угол был обращен к юго-востоку. Он принимал первые лучи солнца и как бы олицетворял собой зарю. Здесь на нарядной угловой полке (божнице) устанавливались иконы, горела лампада. В красном углу ставили стол, за которым обедала вся семья. Эта часть дома была самой почетной. Если хозяин хотел оказать гостю особое почтение, то приглашал его в передний угол.
Слайд 15
От двери до боковой стены была устроена лавка – конник, это было место мужской половины. Здесь мужчины осенними и зимними вечерами занимались ремонтом обуви, мастерили, чинили конскую упряжь.
Слайд 16
Под потолком укрепляли полавочники с утварью, а у печи устраивали деревянные настилы – полати, на них спали. А во время посиделок или свадьбы туда забиралась детвора и с любопытством глазела на все происходящее в избе.
Слайд 17
Значительное место в избе занимал деревянный ткацкий стан – кросно, на нем женщины ткали. Его отдельные детали нередко украшались круглыми розетками – знаками солнца, а также скульптурными изображениями коней.
Слайд 18
Для новорожденного подвешивали к потолку нарядную люльку. Мягко покачиваясь, она убаюкивала младенца под напевную песнь крестьянки.
Слайд 19
Когда спускались сумерки, жгли лучину. Для этого служил кованый светец.
Слайд 20
По полу тянулись радужные домотканые половики-дорожки. Они и впрямь напоминали дорогу, стелющуюся по земле. Во многих северных деревнях сохранились дома с расписными интерьерами. Иногда кажется, что весь мир вместился в старинном доме: деревья и травы, птицы и животные, земное и небесное, видимое и невидимое.
Слайд 21
Дом напоминает корабль, на котором по неспокойному житейскому морю плывет и спасается семья, где все живут в ладу друг с другом и в согласии . Простая деревенская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.
Слайд 22
Литература Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса. 2013.
nsportal.ru