Русская изба рисунок изнутри: Русская изба внутри рисунок карандашом

Какие орнаменты и узоры защищали русскую избу

Автор: Юлия Пенегина  |  Фото: Евгений Попов  |  2018-06-15 19:00:25

Изобилует русская изба узорами и орнаментами. Красиво, нарядно, порою витиевато, но не только. Орнамент не украшает, но подобно оберегу защищает внутреннее жилое пространство от внешнего мира, стихийного, неупорядоченного, противостоящего дому, очагу, гармонии.

Что изба? Простой, грубоватый, шероховатый деревянный сруб, а сплошь изукрашен наличниками и ставнями, обрамляющими оконные проемы, увенчан «конем», «причелинами», «полотенцем» на крыше. Присмотришься: на наличниках — круги, линии, на ставнях – вновь круги, ромбы, квадраты, линии, зигзаги, на причелинах и полотенце – все та же геометрия, форма, орнамент, оберег. Что же символизируют эти незамысловатые, ясные очертания?

Солнце

От любопытного зрителя, обратившего свой взор к фасаду русской избы, не ускользнет обилие солярных знаков, вырубленных или выпиленных в виде круга, круга с крестом внутри, полукруга с расходящимися в разные стороны линиями – солнечными лучами, в виде пышной, узорчатой розетки а-ля барокко. Солнце освещает землю, каждый ее уголок, согревает теплыми лучами. Солнце дарит свет, противостоит тьме, а значит и всему, что порождает тьма: страхи, беды, неведение. Изображенное на «кистях», т.е. концах причелин – наклонных досок, прикрывающих со стороны фасада кровлю крыши, а так же изображенное на «полотенце» — доске, скрывающей стык причелин, солнце оберегает избу, ее домочадцев от нечистого, враждебного, темного.

 

Вырезанный внизу левой причелины, левой по отношению к смотрящему на фасад дома, солярный знак демонстрирует восход, а на правой причелине – закат. Восходящее, как и заходящее, солнце чаще всего изображено ниже земли — прямоугольника — ведь солнце только должно взойти или, наоборот, уже село. Иногда над землей помещена половина солнечного знака в виде дуги, обращенной кверху с тремя лучами – солнце восходит или садится. Нередко солнце уже показано взошедшим, соответственно находящимся над землей, изображенной перекрещенным квадратом, символом плодородия.

На концах причелин можно увидеть и «бегущее» солнце: внутри круга вырезано несколько дугообразных линий, расположенных радиально, что непременно создает ощущение катящегося колеса с изогнутыми объемными спицами – ведь именно на восходе и закате столь ощутимо движение небесного светила относительно горизонта.

Полуденное солнце возвышается на «полотенце», верхней части фасада, под самым «конем», «охлупнем», возглавившим двускатную крышу. Изображая полдень, народные мастера-умельцы вырезали два солнца, обычно одинакового размера с шестью лучами или одно солнце было «бегущим», подобно утреннему и вечернему. Нередко над солнцем или внутри круга-солнца можно увидеть и изображение православного креста, что наделяет солнце столь же священной, апотропеической силой, которой обладает крест, силой, способной изгонять бесовское, недоброе.

 

Земля

Солнечной символике всегда сопутствует изображение земли или поля. Солнце всегда представлено относительно земли, что отвечает геоцентрическим представлениям наших прадедов. Ромб, прочерченный вдоль и поперек, квадрат, поставленный на угол и разделенный на четыре части, прямоугольник – все это символическое, условное обозначение вспаханной земли, засеянного поля. Все это — простые и неброские геометрические фигуры, которыми пестрят и причелины, и наличники, и ставни, и ворота – нехитрое, но самобытное убранство русской избы.

Орнаменты, символизирующие землю, как правило, не используются в полуденной срединной композиции. Но бывают и исключения. Если земля изображена на полотенце, то обязательно сопряжена с солнцем: либо солнечный шар освещает подступающую к нему сверху и снизу землю, либо небольшой символ земли оказывается между двумя «бегущими» кругами и становится всесторонне озарен солнечными лучами.

 

Небо

Невообразим в орнаменте символ солнца без изображения земли, согретой небесным светилом. Немыслим солярный знак и без небосвода. Так верхняя часть двускатного фронтона дома предстает перед нами небосводом, по которому солнце совершает свой дневной путь, начиная на востоке (левая причелина), достигая зенита (полотенце, увенчавшее причелины), заканчивая на западе (правая причелина).

Сознание носителя традиционной культуры предполагало не только наличие солнца и совершаемого им пути по небу, но и само небо, как вместилище воды. «Хляби небесные», извергающие по мнению наших предков дождь, грозы, молнии, — нечто иное, отличное от небосвода, вместилища светил: солнца и звезд. Волнистые, прямые и пересекающиеся линии, узорчатые орнаменты из городков, сливающиеся в волны, подобно струям дождя разливаются по причелинам, плывут в два-три ряда, перемежаемые маленькими кружками — каплями дождя, ниспадают на землю, орошая ее, оплодотворяя. И где земля, там урожай. Где урожай, там человек. Где человек, там и дом, изба — микрокосм в макрокосме, точная копия оригинала, защищенная и освещаемая солнцем, увлажненная дождями, изобилующая урожаями.

Внутреннее убранство русской избы


Сени и порог в доме

Первое с чем сталкивался гость, зайдя в дом — это сени. Это своего рода зона между отапливаемым помещением и улицей. Весь холод задерживался в сенях и не поступал в основное помещение. Сени использовались славянами в хозяйственных целях. В этом помещении держали коромысло и другие вещи. В сенях располагался чулан. Это помещение, которое отделялось от сеней перегородкой. В нем располагался ларь с мукой, яйца и другие продукты.

Отапливаемое помещение и сени отделяли дверь и высокий порог. Такой порог делался для того, чтобы холодному воздуху было сложнее проникать в теплое помещение. Кроме этого, существовала традиции, согласно которой гость, входя в помещение, должен был кланяться, приветствую хозяев и домового. Высокий порог как раз «принуждал» гостей преклоняться, входя в основную часть дома. Так как вход без преклонения обеспечивал удар головы об косяк. С приходом на Русь христианства поклон домовому и хозяевам дополнился осенением себя крестным знамением и поклоном иконам в красном углу.

Убранство русской избы

В этой части урока мы узнаем, как нарисовать русскую избу внутри.

Создаем перспективу. Рисуем 2 прямоугольника — один в другом, и соединяем углы, как показано на рисунке. Размер и расположение прямоугольников зависит от того, какую комнату мы хотим получить в итоге.

Расставляем предметы. В русскую избе мы видим печь, скамью, полочки для посуды и других вещей, люльку, веретено и икону. Чтобы правильно расставлять предметы в перспективе нужно проводить линии параллельно основным, изображенным выше. Это не сложно, главное ровно провести линии и представить, как оно будет выглядеть в результате. Добавляем в готовую комнату светотень. Представим, откуда падает свет и какая поверхность останется светлой. Посмотрим в каких местах будет падать тень от предметов. Чтобы показать деревянную поверхность внутри дома изображаем рельеф доски за счет тени.

Где ставили печь в русской избе

Переступая через порог, гость попадал в основное помещение избы. Первое, что попадало на глаза — печь. Располагалась она сразу слева или справа от двери. Русская печь — основной элемент избы. Отсутствие печи говорит о том, что строение является нежилым. Да и свое название русская изба получила именно благодаря печи, которая позволяет топить помещение. Еще одна важная функция данного устройства — приготовление пищи. До сих пор нет более полезного способа приготовления еды, чем в печи. В настоящее время существуют различные пароварки, которые позволяет сохранить максимум полезных элементов в пище. Но все это не сравнимо с приготовленной едой из печки. С печью связано много поверий. Например, считали, что она являлась любимым местом отдыха для домового. Или, когда ребенок терял молочный зуб, его учили бросать зуб под печку и говорить:

«Мышка, мышка, на тебе репяной зуб, а ты дай мне костяной зуб»

Также считалось, что мусор из дому нужно сжигать в печи, чтобы энергия не уходила наружу, а оставалась внутри помещения.

Печной угол

Его также называли «бабий угол», поскольку именно сделать находилась вся кухонная утварь. Его отделяла занавеска или даже деревянная перегородка. Сюда практически никогда не заходили мужчины из своей семьи. Огромным оскорблением владельцев дома был приход чужого мужчины за занавеску в печной угол.

Здесь женщины стирали и сушили вещи, готовили еду, лечили детей и гадали. Практически каждая женщина занималась рукоделием, а самым спокойным и удобным местом для этого был именно печной угол. Вышивка, шитьё, роспись — это самые популярные виды рукоделия девушек и женщин того времени.

Красный угол в русской избе

Красный угол — неотъемлемая составляющая внутреннего убранства русской избы. Он располагался по диагонали от печи (чаще всего это место выпадало на восточную часть дома — на заметку тем, кто не знает куда установить красный угол в современном жилище). Это было священное место, где находились рушники, иконы, лики предков и божественные книги. Необходимой частью красного угла являлся стол. Именно в этом углу вкушали пищу наши предки. Стол же считался неким алтарем, на котором всегда находился хлеб:

«Хлеб на стол, так стол престол, а хлеба ни куска – так и стол доска»

Поэтому даже сегодня традиция не позволяет сидеть на столе. А оставлять ножи и ложки считается дурной приметой. До сегодняшних дней сохранилось еще одно поверье связанное со столом: молодёжи запрещалось сидеть на углу стола, дабы избежать участи безбрачия.

Мужской угол (Коник)

Он находился справа от входа. Здесь обязательно стояла широкая лавка, которую с обеих сторон ограждали деревянными досками. Их вырезали в форме конской головы, поэтому мужской угол часто называют «коник». Под скамьёй мужчины хранили свои инструменты, предназначенные для ремонта и других мужских работ. В этом углу мужчины ремонтировали обувь и утварь, а также плели корзины и другие изделия из лозы.

На скамью в мужском углу присаживались все гости, пришедшие к владельцам дома на короткое время. Именно здесь мужчина спал и отдыхал.

Лавка с сундуком в избе

Предметы быта в русской избе играли каждая свою роль. Скрыня или сундук для одежды являлся важным элементов дома. Скрыня переходила по наследству от матери к дочери. В него складывалось приданное девушки, которое она получала после замужества. Располагался этот элемент интерьера русской избы чаще всего рядом с печкой.

Лавки также являлись важным элементов интерьера русской избы. Условно они делились на несколько видов:

  • долгая — отличается от остальных длиной. Считалась женским местом, где занимались вышиванием, вязанием и т. д.
  • короткая — во время трапезы на ней сидели мужчины.
  • кутная — устанавливалась около печи. На ней ставились вёдра с водой, полки для посуды, горшки.
  • пороговая — шла вдоль стены, где расположена дверь. Использовалась в качестве кухонного стола.
  • судная — лавка выше, чем другие. Предназначалась для хранения полок с посудой и горшков.
  • коник — мужская лавка квадратной формы с вырезанной конской головой сбоку. Располагалась около двери. На ней мужчины занимались мелким ремеслом, поэтому под лавкой хранились инструменты.
  • «нищая» также располагалась у двери. На нее мог садиться любой гость, вошедший в избу без разрешения хозяев. Связано это с тем, что гость не может пройти в избу далее матицы (бревно, служащее основанием для потолка). Визуально матица выглядит как выступающее бревно поперек основных уложенных досок на потолке.

Горница — это еще одно жилое помещение в избе. Имелось оно у зажиточных крестьян, ибо подобное помещение мог позволить себе не каждый. Горница чаще всего устраивалась на втором этаже. Отсюда её название горница — «гора». В ней находилась другая печь, называемая голландкой. Это печь округлой формы. Во многих деревенских домах они стоят до сих пор, являясь украшением. Хотя даже сегодня можно встретить избы, которые отапливаются этими старинными приборами.

О печи уже сказано достаточно. Но нельзя не упомянуть и те инструменты, которые использовались в работе с русскими печами. Кочерга — самый известный предмет. Представляет собой железный прут с загнутым концом. Применялась кочерга для размешивания и сгребания углей. Помело же использовалось для очищения печи от углей.

С помощью ухвата можно было перетаскивать или передвигать горшки и чугунки. Он представлял собой металлическую дугу, которая позволяла захватывать горшок и переносить его с места на место. Ухват позволял ставить чугунок в печь без боязни обжечься.

Еще одним предметом, используемым в работе с печкой, является хлебная лопата. С помощью неё хлеб помещают в печь и вытаскивают после приготовления. А вот слово «чапля» знают не многие. Этот инструмент по другому называют сковородник. Использовался он для захвата сковороды.

Лавки в избе

В русской избе стояли подвижные и неподвижные лавки, а уже с 19 века начали появляться стулья. Вдоль стен дома владельцы устанавливали неподвижные лавки, которые крепились с помощью поставок или ножек с резными элементами. Подстава могла быть плоской или сужаться к середине, в её декоре часто присутствовали резные узоры и традиционные орнаменты.

Также в каждом доме были передвижные лавки. Такие скамьи имели по четыре ножки или устанавливались на глухие доски. Спинки часто делали так, чтобы их можно было перекинуть на противоположный край лавки, а для украшения использовали резной декор. Скамью всегда делали более длинной чем стол, а также часто покрывали плотной тканью.

Колыбель в избе

Колыбель на Руси имели различные формы. Были и выдолбленные, и плетеные, и подвесные, и «ваньки-встаньки». Названия же их были на удивление разнообразны: люлька, зыбка, колиска, качалки, баюкалка. Но с колыбелью связан ряд традиций, который оставался неизменным. Так, например, считалось необходимым устанавливать колыбель в том месте, где младенец может наблюдать рассвет. Качать пустую колыбель считалось плохой приметой. В эти и многие другие поверья мы верим и по сегодняшний день. Ведь все традиции предков основывались на их личном опыте, который новое поколение приняло у своих пращуров.

Убранство русской избы

В этой части урока мы узнаем, как нарисовать русскую избу внутри.

Создаем перспективу. Рисуем 2 прямоугольника — один в другом, и соединяем углы, как показано на рисунке. Размер и расположение прямоугольников зависит от того, какую комнату мы хотим получить в итоге.

Расставляем предметы. В русскую избе мы видим печь, скамью, полочки для посуды и других вещей , люльку, веретено и икону. Чтобы правильно расставлять предметы в перспективе нужно проводить линии параллельно основным, изображенным выше. Это не сложно, главное ровно провести линии и представить, как оно будет выглядеть в результате.

Добавляем в готовую комнату светотень. Представим, откуда падает свет и какая поверхность останется светлой. Посмотрим в каких местах будет падать тень от предметов. Чтобы показать деревянную поверхность внутри дома изображаем рельеф доски за счет тени.

Внутреннее убранство

Вначале займёмся намёткой перспективы комнаты. Нарисовав большой прямоугольник, вмещаем в него такой же поменьше, соединив их углы. Ход работы:

  • полученные стены надо расчертить вертикальными линиями под брёвнышки, вещи будем расставлять чётко параллельно им;
  • в удалённой проекции стоит печка;
  • лавку определим под окно справа;
  • слева – проём двери, над которым на полочке хранится кухонная утварь.

Не возбраняется менять составляющие местоположением по своему усмотрению и даже экспериментировать, подвешивая люльку, занавески, устанавливая самовар и прочие бытовые приспособления.

Русская печь

Приступая к заданию, обведите фигурку, похожую на крупную низкую бутылку, чьё горлышко труба, уходящая в потолок. Пользуясь законом перспективы, придайте ей объёмность. Начиная от основы горла, вносим задний силуэт, схожий с округлым вагончиком. Его верх – это лежанка, к которой ведёт трёхступенчатая лестница. Полусфера, обложенная кирпичом, по центру – место, где готовят пищу, такой же вырез в нижней области – это топка с дровами. Рядом находится ухват, кочерга, кадка из дерева.

Красный угол

В прошлом это главный район помещения, где помещался иконостас. Наносим угловую перспективу с намётками бревенчатых параллелей. В верхней точке рисуем одну под рушником или несколько иконок на полке. Слева под окошком поставим стол и скамью возле него. Всё получится без труда, если следовать точной расстановке предметов относительно проведённых стеновых разметок.

Интересные факты о русском доме

На болотах, а также вблизи них, дома раньше никто не строил. Русские люди считали, что болото — это «зяблое» место, и в доме, построенном на болоте, никогда не будет счастья и процветания.

Рубку русского дома начинали ранней весной, обязательно в новолуние. Если дерево было срублено на убывающей Луне, оно быстро сгнивало, дом приходил в негодность. Русский дом считался воплощением стабильности, постоянства, спокойствия, поэтому его никогда не ставили на перекрестках, на дороге. Также плохой приметой считалось возведение избы на месте сгоревшего дома. К своим домам крестьяне относились как к живым существам.

У нее выделяли чело (лицо), им считали фронтон русского дома. Наличниками называли украшения на окнах, а лбом именовали доски, используемые при строительстве стен.

Колодец у русской избы звали «журавлем», а доски на кровле называли «коньком».

Внутреннее убранство русской избы было довольно скромным, и соответствовало интерьерному стилю, именуемому в наши дни провансом.

По внешнему виду дома легко было определить вероисповедание, материальное благосостояние владельца, национальность его владельца. Сложно было найти в одной деревне абсолютно одинаковые дома, у каждой русской избы были свои индивидуальные характеристики. Некоторые отличия имел и интерьер русской избы, с помощью определенных предметов быта, люди пытались рассказать о своих интересах, увлечениях.

Считалось, что ребенок, который вырос в чистом и добротном доме, имеет светлые помыслы и намерения. С детства у ребенка формировали представление об особенностях строения русской избы, он изучал и запоминал предметы быта в русской избе. Например, красный угол в русской избе считался святым местом.

Современный интерьер русской избы

В настоящее время многие городские жители мечтают о собственной рубленой избе, обставленной в деревенском стиле. Желание быть наедине с природой, отвлечься от городской суеты и проблем.

Среди тех предметов интерьера, которые по-прежнему существуют в убранстве русской избы, выделим печь. Некоторые собственники загородной недвижимости предпочитают вместо него использовать современный камин. Особый интерес представляет оформление стен и потолка в современном деревянном русском доме. В наши дни все чаще можно увидеть резные деревянные украшения на фасаде дома, которые являются типичным проявлением прованса

Совет! При отделке стен русской избы можно использовать светлые обои, имеющие мелкий рисунок. Для прованса нежелательно применять в отделке стен искусственные материалы, поскольку стиль предполагает максимальную гармонию, единение с природой.

Профессиональные стилисты, занимающиеся оформлением деревянных русских изб, советуют подбирать для отделки нейтральные цвета. Особое внимание они предлагают уделять домашнему текстилю, который является визитной карточкой деревенского стиля.

Поместье, музей и сад Хиллвуд

Марджори Мерривезер Пост купила Хиллвуд в 1955 году и вскоре решила, что ее дом станет музеем, который будет вдохновлять и просвещать публику. Ее поместье на северо-западе Вашингтона, округ Колумбия, наделило страну самой полной коллекцией русского имперского искусства за пределами России, выдающейся коллекцией французского декоративного искусства восемнадцатого века и двадцатью пятью акрами безмятежных ландшафтных садов и естественных лесов для всех. Открыт как государственное учреждение в 1977, сегодня очарование Хиллвуда проистекает из столь же очаровательных частей, которые составляют целое. От увлекательной жизни Марджори Пост до изысканно ухоженного особняка и садов — впечатления от Хиллвуда затмевают даже яйца Фаберже.

То, что Марджори Мерриуэзер Пост ценила красоту, элегантность и грациозность в своей жизни, очевидно для всех, кто знаком с изысканными садами, коллекциями и поместьем, которые она оставила на всеобщее обозрение. Во всем своем великолепии Хиллвуд является кульминацией жизни в бизнесе, коллекционировании произведений искусства, филантропии и управлении имуществом, которые породили ее особый стиль и изящество.

Развитие вкуса

Марджори Мерриуэзер Пост родилась в 1887 году в Спрингфилде, штат Иллинойс, и была единственным ребенком в семье Эллы Мерривезер Пост и Чарльза Уильяма (К.В.) Поста, основавших зерновую империю Post. Вдохновленный предпринимательским духом своего отца, Пост приняла свою трудовую этику Среднего Запада, чтобы стать одной из самых успешных деловых женщин Америки. Когда оба родителя Пост умерли в 1910-х годах, она в возрасте 27 лет стала владельцем зерновой компании стоимостью 20 миллионов долларов, которая позже стала General Foods Corporation.

Именно во втором десятилетии двадцатого века у Поста сформировался вкус к коллекционированию. Молодая богатая женщина, живущая в Нью-Йорке, замужем за Эдвардом Беннеттом Клоузом и мать двоих детей, Пост начала обставлять свои элегантные новые интерьеры в соответствии с самыми современными тенденциями в дизайне. Она отдала предпочтение искусству Франции конца восемнадцатого века, в частности неоклассическому стилю Людовика XVI — стилю, который был в моде среди модного общества Нью-Йорка. Элементы гармонии, баланса, тонкого декора и превосходного мастерства, которые определяли этот период, продолжали направлять коллекционерский вкус Пост до конца ее жизни.

Сэр Джозеф Дювин

Немногие факторы сыграли более важную роль в развитии коллекционерских вкусов Поста, чем сэр Джозеф Дювин. Британский арт-дилер, среди клиентов которого были Генри Клэй Фрик, Дж. П. Морган, Эндрю Меллон и Джон Д. Рокфеллер, Дювин познакомил Поста с искусством и культурой Франции восемнадцатого века. Хотя она избегала его соблазнов развить вкус к старым мастерам, именно благодаря Дювину Пост заняла для себя нишу среди взыскательных коллекционеров европейских произведений искусства, приобретая мебель и гобелены.

Frozen Peas to Fabergé

Второй брак Пост был с финансистом Эдвардом Ф. (Э.Ф.) Хаттоном, от которого у нее был один ребенок, и вместе они преобразовали Post Cereal Company в General Foods, пионера в области замороженных и полуфабрикатов. Хаттоны олицетворяли образ жизни бурных 20-х годов , а Пост становился все более социально активным, проводя поток благотворительных и филантропических мероприятий в Нью-Йорке и Палм-Бич. В 1920-х годах она еще больше усовершенствовала свои коллекционерские вкусы, обратив внимание на приобретение прекрасного севрского фарфора, выдающихся образцов французской мебели и коллекции золотых шкатулок, которые свидетельствовали о ее вкусе к драгоценностям, а затем и к Фаберже. В 1920s Post построила и украсила свои легендарные и многочисленные резиденции, в том числе квартиру в Нью-Йорке с пятьюдесятью четырьмя комнатами; ее поместье в Палм-Бич, Мар-А-Лаго; Кэмп-Хатридж (позже Топридж) в Адирондаке; и ее хорошо оборудованная четырехмачтовая яхта, которую Пост украсил до совершенства.

В 1930-х годах Пост сопровождала своего третьего мужа, Джозефа Э. Дэвиса, в Советский Союз, где он служил послом. В эти годы советское правительство приближалось к концу своих усилий по продаже сокровищ, захваченных им у церкви, императорской семьи и аристократии, чтобы профинансировать план индустриализации нового правительства. Исследуя комиссионные магазины и государственные склады, Пост обнаружила, что изобразительное и декоративно-прикладное искусство имперской России привлекало ее вкус к искусно выполненным предметам и пробудило новую страсть к коллекционированию и новаторские усилия в области русского искусства.

В Спасо-Хаусе, американском посольстве в Москве, Пост приветствовала роль дипломатической хозяйки и оттачивала навыки, которые подготовили ее к миру политики, дипломатии и благотворительности, ожидавшему ее в Вашингтоне, округ Колумбия.

Жизнь в Хиллвуде

После развода с Дэвисом в 1955 году Пост купила Хиллвуд, который оставался ее резиденцией в Вашингтоне до конца ее жизни. Задача ее архитекторов и дизайнеров заключалась в том, чтобы переоборудовать неогрузинский дом 1920-х годов в более величественное жилище, которое могло бы функционировать как хорошо укомплектованный дом и как место для демонстрации ее коллекций.

Пост быстро стала одной из ведущих хостесс Вашингтона, а ее легендарные вечеринки были неотделимы от политической, деловой и социальной жизни Вашингтона, округ Колумбия. С ее постоянным проживанием и местным персоналом она организовала незабываемые весенние чаепития в саду для сотен гостей. Гости из Вашингтона и приглашения на официальные обеды в Хиллвуд высоко ценились.

Помимо того, что она провела весну и осень в Хиллвуде, Пост содержала поместье в Палм-Бич, Мар-А-Лаго, где она провела зиму, и лагерь в Адирондаке, Кэмп Топридж, где она принимала гостей все лето. Путешествие между этими тремя разнообразными владениями было облегчено ее хорошо обученным персоналом и частным самолетом Merriweather.

Патриотизм и страсть Пост продолжали руководить ее благотворительной деятельностью в Хиллвуде. Увенчивая пятидесятилетнюю приверженность поддержке американских солдат и ветеранов войны, в 1960-х и 1970-х годах Post открыла Хиллвуд для ветеранов Вьетнама, в том числе для раненых морских пехотинцев и военнослужащих военно-морского госпиталя Bethesda, а также для пациентов из Армейского медицинского центра Уолтера Рида. Лунная лужайка и развлекательная программа, что позволит им передохнуть во второй половине дня и неторопливо повеселиться. Влияние ее щедрости на Вашингтон продолжает ощущаться и сегодня. Она жертвовала щедро и часто анонимно и принимала активное участие в групповых усилиях по сбору денег для Армии Спасения, Американского Красного Креста, Национального симфонического оркестра, Центра Кеннеди и Вашингтонской балетной гильдии, среди многих других — с Хиллвудом в качестве ее последнего и прочное наследие.

Внутри романа Фриды Кало с коммунистом-революционером Львом Троцким

Искусство

Alexxa Gotthardt

30 апреля 2019 г. 16:55

Леон Троцкий, Наталья Седова7, Фрида Беттло и Макс Шахтманн, фото by1193, via Gety93. Изображения

Летом 1940 года Фрида Кало оказалась в тюрьме. Полиция Мехико подозревала ее в соучастии в убийстве русского революционера Льва Троцкого. За несколько дней до ее ареста его жестоко избили ледорубом. Его убийство — и ее причастность к преступлению — было драматическим поворотом событий, особенно если учесть, что Кало и Троцкий были легкомысленными любовниками всего тремя годами ранее; она даже посвятила ему поразительный автопортрет.

За свою короткую жизнь у Кало было много романтических партнеров (она умерла в 1954 году в возрасте 47 лет), но лишь немногие из них стали ее картинами, и еще меньше указывало на ее политические убеждения. Связь с Троцким сделала и то, и другое. Хотя их роман продлился всего несколько месяцев, он дает представление о политике Кало и о том, насколько глубоко они повлияли на ее творчество.

Впервые Кало и Троцкий встретились в 1937 году, когда художнику было 29 лет, а политику — 57. десятилетие, с 1927. Под влиянием мексиканской революции на рубеже веков они выступали за популистское правительство и считали, что политическая власть должна находиться в руках рабочего класса. На фреске Риверы 1928 года « Арсенал, » он изобразил Кало как активистку. В рубашке, украшенной красной звездой (красный цвет — традиционный цвет коммунизма), Кало раздает оружие рабочим, а над сценой развевается флаг с изображением серпа и молота Коммунистической партии.

Роберт Капа

Лев Троцкий читает лекцию. Копенгаген, Дания.

, 1932

Magnum Photos

Реклама

Супруги также выступали за Мексиканидад, постреволюционное движение, призывавшее лишить страну колониального влияния и заменить его атрибутами местной культуры. Именно в этом духе Кало одевалась, рисовала и даже занималась садоводством. В большинстве дней она носила традиционную одежду техуана, искусно расшитые ансамбли из юбки и блузки родом из Оахаки. Многие из ее картин взяты из старых мексиканских вотивных панелей, и она и Ривера заново засадили свой двор, включив в него только местные растения (суккуленты были в изобилии).

К середине 1930-х Кало и Ривера считали себя троцкистами. Они внимательно следили за русской революцией и подъемом коммунизма и знали Троцкого как героя Октябрьского восстания 1917 года, которое закрепило господство Владимира Ленина и социалистического режима. Но когда в 1924 году к власти пришел Иосиф Сталин, он укрепил власть и понизил Троцкого в должности, изгнав его навсегда в 1929 году.

В результате коммунистическая партия раскололась на два основных лагеря: сталинистов и троцкистов.

Именно Ривера убедил президента Мексики Ласаро Карденаса предоставить Троцкому политическое убежище в Мексике. После нескольких лет в Турции, Франции и Норвегии Троцкий и его жена Наталья Седова сели на нефтяной танкер и пришвартовались в Тампико, Мексика, 9 января 1937 года. Ривера был болен, поэтому Кало встретила их в порту вместе с отрядом вооруженная охрана. На фотографиях высадки ее одежда Теуана выделяется среди моря полицейской формы и костюмов-троек.

Фрида Кало

Гипсовый корсет Фриды с серпом и молотом (и нерожденный ребенок) , 1950

Галерея Софи Ван де Вельде

Пятница Кало и Лев Троцкий в Мексике, 1937 год. Изображение с Wikimedia Commons.

Кало и Ривера предложили Троцким их второй дом, ныне знаменитый Casa Azul, оборудовав его охраной, баррикадами, закрытыми окнами и системами сигнализации для обеспечения безопасности их политического героя.

Седова с любовью вспоминала о начале поездки в письме к друзьям: «Мы дышали очищенным воздухом… Автомобиль… вез нас через поля пальм и кактусов в пригород Мехико; голубой дом, внутренний дворик с растениями, просторные комнаты, коллекции доколумбового искусства, картины со всего мира: мы были на новой планете, в доме Риверы».

Вскоре после того, как русская пара обосновалась, между Кало и Троцким завязался роман. Секретарь политика Жан ван Хейеноорт вспомнил о откровенных флиртах пары под носом у жены Троцкого. Седова не понимала английский язык, на котором общались влюбленные. Они тайно встречались в доме сестры Кало, и Троцкий подсовывал любовные записки в книги, которые он ей одалживал. Кроткие попытки Кало и Троцкого проявить осторожность не помешали Седовой раскрыть роман. Она поставила мужу ультиматум «я или она», как отмечает ученый Джерри Саутер в своей книге 2014 года о Ривере. Кажется, Кало устала от романтики примерно в то же время, и к июлю их физическая связь сошла на нет.

(Со своей стороны, Эми Файн Коллинз написала в Ярмарка тщеславия , «друзья вспоминают, что спустя долгое время после убийства Троцкого Кало с удовольствием приводила Риверу в ярость, унижая его воспоминанием о своей связи с великим коммунистом».

Несмотря на разрыв, они остались друзьями на какое-то время, а 7 ноября — в день рождения Троцкого и годовщину русской революции — Кало подарила политику яркий, чувственный автопортрет. На картине Кало стоит между двумя занавесками, напоминая театральный стиль традиционных мексиканских панно ex-voto, созданных для религиозных целей и часто встречающихся на алтарях католических церквей или импровизированных домашних святынях. Она решительно смотрит на зрителя, представляя себя с уверенностью и силой в смелой персиковой юбке и платье с бахромой 9.0021 ребозо

шаль. Румяна обрамляют ее губы и щеки, а густые косы переплетаются лентами. Она баюкает небольшой, но пышный букет и держит письмо, в котором говорится: «Леву Троцкому, со всей моей любовью, я посвящаю эту картину 7 ноября 1937 года. Фрида Кало в Сент-Анхеле, Мексика».

Лев Троцкий и его жена прибывают в Тампико, Мексика, в окружении полиции и художников Фриды Кало и Диего Риверы. Фото Keystone/Getty Images.

Троцкий выставил портрет в интимной обстановке своего кабинета. Когда сюрреалист Андре Бретон посетил в 1938, он тоже попался на эту картину, позже признавшись: «Я давно восхищаюсь автопортретом Фриды Кало де Ривера, который висит на стене кабинета Троцкого. Она нарисовала себя в мантии с крыльями, позолоченными бабочками, и именно в этом облике она отдергивает ментальную завесу». Он продолжил с типично гендерным прочтением произведения: «Для нас большая честь присутствовать, как и в самые славные дни немецкого романтизма, при входе молодой женщины, наделенной всеми дарами обольщения, привыкшей к обществу. гениальных людей».

Картина раскрывает две стороны политики Кало. С одной стороны, это означает ее верность международному коммунистическому движению, а в тот момент, когда она создавала произведение, — его троцкистской фракции. С другой стороны, ее преданность мексиканидаду и мексиканскому национализму проясняется через аллюзии работы на панели ex-voto и традиционные мексиканские украшения, моду и даже растения.

По мере того как власть Сталина росла, сторонников Троцкого становилось все меньше, а его врагов множилось. В 1939 Кало и Ривера поменялись лагерями, став сталинистами. Ривера и Троцкий какое-то время политически расходились; В отличие от Троцкого, Ривера поддерживал генерала Франсиско Хосе Мугику на спорных выборах в Мексике вместо Карденаса, в то время как Троцкий называл Риверу «ребячливым в политике» и высмеивал его за «политическую двусмысленность». Несмотря на эти разногласия, Троцкий пытался возродить их отношения, даже обращаясь к Кало за помощью в этом вопросе; она не ответила.

К маю 1940 года мексиканский художник Давид Альфаро Сикейрос безуспешно пытался убить Троцкого (Ривера был одним из первых подозреваемых в этом деле). Ему не повезло несколько месяцев спустя. 20 августа Рамон Меркадер, агент под прикрытием, работавший на Сталина, убил Троцкого ледорубом.

Кало познакомилась с Меркадером в Париже в прошлом году и была доставлена ​​на допрос мексиканской полицией. Через день ее освободили, и вскоре после этого она отправилась в Сан-Франциско, где Ривера работал над фреской.

Эмблема с серпом и молотом на гробу Фриды Кало во Дворце изящных искусств в Мехико, 1954 год. Фото Беттманна через Getty Images.

Несмотря на то, что она провела в тюрьме, этот инцидент не помешал Кало продолжать использовать политику в своих картинах. Фактически, с 1950-х годов в ее работах все чаще упоминается коммунизм. Как пишет ученый Андреа Кеттенманн в своей книге 1999 года « Фрида Кало, 1907-1954: боль и страсть », художница стала «явной в своей последней продуктивной фазе». В 19В 50 лет Кало нарисовала серп и молот на одном из ортопедических корсетов, которые поддерживали ее все более слабеющую спину, и в дневниковой записи 1951 года она беспокоилась, что ее слабое здоровье помешает ей служить коммунистическому делу. «Я хочу превратить [мою работу] во что-то полезное; до сих пор мне удавалось просто честно выражать себя, но, к сожалению, далеко от служения партии», — писала она.

«Я должен изо всех сил бороться за то, чтобы то немногое положительное, что позволяет мне делать мое здоровье, также приносило пользу Революции, единственной реальной причине жизни».

Несколько лет спустя, в 1954 году, Кало нарисовала свою самую острую политическую работу: Марксизм даст здоровье больным . (Первоначальное название было более длинным: Мир на Земле, чтобы марксистская наука могла спасти больных и угнетенных криминальным капитализмом янки .) Холст метафорически связывает физические страдания Кало с ее верностью коммунизму. В центре композиции она держит красную марксистскую книгу, а большие руки (еще один символ движения) обнимают и приподнимают ее обтянутое корсетом тело. Поддерживая ее марксизмом, она может отбросить свои костыли в сторону. С одной стороны картины голубь, универсальный символ мира, парит над планетой Земля. С другой стороны, изображение самого Карла Маркса душит чудовищного гибрида дяди Сэма и Орла. Послание картины кажется ясным: если марксизм может исцелить Кало, он может исцелить и мир.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *