Сцена из спектакля рисунок – изображения в театре и кино – Ярмарка Мастеров

изображения в театре и кино – Ярмарка Мастеров

Традиция официальных балов (придворных или организуемых наместниками провинций и губернаторами для местных дворян) в России просуществовала до Октябрьской революции, после чего она была заменена на разного рода торжественные собрания, концерты. И, чем дальше по времени от настоящих балов нас уводила жизнь, тем меньше оставалось понимания и больше простора для фантазии… А много ли себе напредставляешь, глядя на платья в витринах музеев?

Но, были кинофильмы и были театральные постановки, в которых можно было увидеть и бальные наряды на живых людях, и какие танцы принято танцевать на балах, и как выглядит бальная зала

В 2013г. мне посчастливилось побывать на выставке «Большой бал» в Царицыно, где на трёх экспозициях были представлены более 460 экспонатов из 10 музеев Москвы и Санкт-Петербурга.

Экспозиция «Бал на подмостках сцены. Большой театр. ХХ век» собрала живописные и графические эскизы костюмов и декораций, театральные костюмы. Например, представлено платье, созданное в 1970г. Пьером Карденом для М.Плисецкой для роли Анны Карениной в фильме-балете «Анна Каренина».

Сцены бала вошли в классические балетные спектакли Большого театра на сюжеты известных сказок и легенд.

«Золушка» (С.С. Прокофьева), эскиз бальных платьев и сцена из балета.

«Спящая красавица», эскиз костюма короля и эскиз и платье Авроры.

«Лебединое озеро» (П.И. Чайковского), костюмы артистов и сцены из спектакля.

И в оперы, созданные по произведениям классиков русской литературы.

«Евгений Онегин» А.С. Пушкина (музыка П.И. Чайковского), костюмы Гремина и Татьяны Лариной, эскизы бальных залов в домах Лариных и Гремина:

«Ночь перед рождеством» Н.В. Гоголя (музыка Н.А. Римского-Корсакова), эскиз к одной из сцен спектакля.

«Война и мир» Л.Н. Толстого (музыка С.С. Прокофьева), эскиз к одной из сцен спектакля.

И это далеко не полный перечень постановок Большого театра со сценами балов.

Было бы несправедливо ничего не сказать о художественных фильмах (мультфильмы разбирать не станем, ладно?).

По произведениям Л.Н. Толстого сняты чУдные фильмы, например, режиссёром С. Бондарчуком — «Война и мир» (1967г.). Обязательно посмотрите сцену первого бала Наташи Ростовой! Вход в дом, подъём по ступенькам, огромная бальная зала, гости, в первые мгновения скованно стоящие вдоль стен… А потом — вихрь танца, вихрь эмоций и чувств… И восторженные глаза дебютантки Наташи…

А «Анна Каренина» того же 1967г. с Т. Самойловой в главной роли и юной А. Вертинской в роли Кити (режиссёр А. Г. Зархи)?! Между прочим, на сегодня создано уже 30 экранизаций этого романа!

И изумительный «Маскарад» М.Ю. Лермонтова, — фильм, снятый в 1941г. режиссёром А. Герасимовым…

Т.Макарова в роли Нины, а ниже — эскиз бального маскарадного платья 1917г. к спектаклю «Маскарад».

Можно также вспомнить оперу «Травиату»,

Оперетту «Летучую мышь»

Балет «Кавказский пленник»

Кинофильмы «Анна на шее»

«Три мушкетёра»

Список я оставляю открытым, вы можете дополнить его…

А, знаете, в каком произведении достовернее всего воссоздана настоящие атмосфера и настроение бала? В старом советском художественном фильме-сказке «Золушка»! Это наводит на мысль, что, как минимум, режиссёр своими глазами видел настоящий бал…

Справка: поставлен на Лениградской ордена Ленина киностудии «Ленфильм» в 1947 году режиссёрами Надеждой Кошеверовой и Михаилом Шапиро. Сценарий к фильму написал драматург Евгений Шварц по мотивам сказки Шарля Перро.

Продолжение следует: а можно ли сегодня, в XXI веке потанцевать на балу?

Первую часть можно прочесть здесь.

Фото частично мои, частично взяты с просторов Интернета.

Ваша Татьяна.

P.S. Оригиналы фотографий для публикации преобразованы.

www.livemaster.ru

Жизнь и приключения театрального эскиза


   Макет декорации к спектаклю «Гамлет». МХАТ им. Горького, 1942. Художник В. В. Дмитриев.

   Когда в театре собираются ставить спектакль, художник рисует особую картину, на которой изображено место, где произойдут события, описанные в пьесе: лес, город или комнату. Эта картина называется эскизом.
   Перед нами странное помещение, в котором висят яркие лоскутки, стоит трон, в потолок уходит колонна, абсолютно непохожая ни на одну колонну в мире. И если долго смотреть на него, начинает казаться, что вот дрогнет лоскуток и выбежит из-за него крошечная фигурка, одетая в розовый кафтан, справа полосатый, слева гладкий. Это эскиз к спектаклю «Принцесса Турандот».

   Эскиз декорации к спектаклю «Принцесса Турандот» К. Гоцци – реж. Вахтангов, 3-я студия МХАТ. 1922. Художник И. Нивинский.

   Все, кто видел, никогда не забудут этот спектакль, потому что его нельзя забыть. А дело было так. В те годы при Московском Художественном театре были студии, вроде бы разные школы. Одной из них руководил режиссер Евгений Вахтангов. Был он не только необычайно талантлив, но и необычайно добр. А в это время людям жилось трудно, страна была разорена войной, дома в Москве стояли запущенные и грязные, улицы поросли черным льдом, потому что его никто не убирал, в магазинах стояли целый день огромные очереди. И Вахтангов хотел, чтобы его ученики сыграли такой прекрасный и такой счастливый спектакль, чтобы люди смеялись и радовались. И он попросил всех студиек медленно пройти перед ним по залу, чтобы выбрать принцессу. Вот одна рыжая девочка взяла да и надела мамино платье, заколовшись булавками, и нацепила серебряную звезду с елки, тайно и горячо надеясь, что она и вправду теперь самая прекрасная. Вахтангов хохотал до слез, так это было смешно и нелепо. Но принцессу поручил играть ей. А оформлял спектакль художник Нивинский.

   …Кто бы мог подумать, что ученический спектакль станет величайшим событием в истории нашей культуры? Кто ждал, что к рыжей талантливой девочке именно в этом спектакле придет слава великой актрисы Цецилии Мансуровой? Кто знал, что ее бумажная елочная звезда станет образом всего спектакля – легкого, мишурного, праздничного?..

II


   Маскарадный зал. Эскиз декораций к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад» и эскизы костюмов: Баронессы (ниже справа), Кобиелло (ниже слева). 1917. Художник А. Головин.

   В 1917 году театральный художник А. Я. Головин оформил спектакль по пьесе Лермонтова «Маскарад». Ставил спектакль совсем еще молодой режиссер Мейерхольд, который потом стал одним из самых известных режиссеров. Но это было потом, а пока его мало кто знал, зато все знали художника Головина и много о нем говорили. Говорить было о чем, потому что его рисунки к спектаклю были настоящим чудом, и более красивых декораций, наверное, не знал ни один театр.

Это были рисунки комнат, зал и иных помещений, рисунки занавесей и драпировок, рисунки дорогой мебели и тонкой фарфоровой посуды, рисунки зеркал, костюмов, жилетов, причесок – словом, невозможно было понять, как один человек мог заново создать все вещи, которые создавались человечеством много столетий. Но он все это создал еще раз. Мало этого. Все предметы, стены и платья он изрисовал тончайшими узорами, орнаментами, букетами, гирляндами и просто розами. Казалось, он весь мир поймал в эти узорные сети. Это был спектакль о запутанных судьбах, о потерянных жизнях. После сцены маскарада герои не сняли своих масок – они не узнавали друг друга в следующих сценах и, казалось, бились в кружевных сетях.
   В своем роде Головин был единственным и неповторимым театральным художником.
   Через год произошла революция, началась новая эпоха. «Маскарад» Головина был прощальным даром, который оставлял уходящий театр театру грядущему. Это был великолепный подарок.
   Итак, вскоре произошла революция. Люди пели:

– Весь мир насилья мы разрушим
До основанья, а затем
Мы наш, мы новый мир построим…

   И театральные художники, которые пришли в революцию, именно так и поступали: все разрушали до основания и строили новое.

   Эскиз и макет (рисунок ниже) декорации к трагедии «Зори» Э. Верхарна. 1920. Художник В. В. Дмитриев.

   Художник Дмитриев оформлял спектакль Мейерхольда. Назывался спектакль «Зори», и все в нем было красное, как пожар. Старый мир был превращен в обломки – обломки лежали на сцене в виде серых кубов. А в центре круто и яростно поднимался красный круглый столб, прямой, как башня, и грозный – постамент для памятника новому миру.

   Как жаль, что театральные художники не делают учебников по истории! Под макетом к «Зорям» можно было бы написать: «Это и есть революция».
   Из старых театров пришли в революционное новое режиссеры и художники. Среди режиссеров был Станиславский, среди художников – Кустодиев. Кустодиев оформил спектакль «Блоха». Спектакль получился такой, будто его сделали из тульских румяных пряников и пекли в жаркой веселой печке. Казалось еще, что художник перепутал размеры вещей, поэтому яблоки на дерево повесил чуть не больше тех цветных домиков, которые бросил посреди сцены.

   Б. Кустодиев. «Блоха» по Лескову. Эскиз декорации. 3-е действие («Тула») и эскиз костюма генерала Платова (ниже справа). 1925.

   Каждому из нас случалось видеть детские спектакли и сказки, оформленные художником весьма сказочно. Но, пожалуй, Кустодиев придумал свою «Блоху» совсем ни на кого не похоже. Кустодиев вообще больше писал картины, чем декорации, он был более известен как художник не театральный. Но так уж складывалась судьба художников у нас, что почти все проходили через театр и рано или поздно приходили к театру, потому что театр в России был центром культуры. И после революции в театр пришли работать самые разные художники: художники мягкие и поэтичные, художники суровые, как солдаты, художники-живописцы и художники, строящие на сцене здания с ответственностью настоящих архитекторов.
   Мы хотим показать вам макет братьев Стенбергов к спектаклю «Негр». Спектакль этот был поставлен в Камерном театре режиссером А. Я. Таировым.
   Стенберги построили странное здание, которое надвигается прямо на зрителя острым углом, напоминая нос парохода. Потом этот острый угол расползался, как лопнувший стручок, в глубине «стручка» были круглые алые ступени и серебряный орган – там открывалась церковь.

   На фоне вот такого мрачного, подавляющего человека здания ведется рассказ о судьбе негра, осмелившегося бороться за свои права, о судьбе человека в беспощадном обществе. Эскиз декорации к спектаклю «Негр».

Справа и слева громоздились непонятные глухие окна и какие-то плоскости, которые тонули в темноте. «Негр» – это трагическая пьеса американского писателя про безвыходность. Про то, что человека, решившего пойти против всех, жизнь сокрушит, как океанский пароход одинокого пловца…

   Сцена из спектакля «Негр». Московский Камерный театр, 1929.

   Был в Камерном театре знаменитый спектакль «Федра». В пьесе рассказывается о древнегреческой царице. Все или почти все художники, которые брались оформлять «Федру», делали белые колонны или греческие храмы. Но художник Веснин не поставил на сцену прекрасные античные здания. Напротив, разрушил все привычные формы человеческого жилья. Цветные обломки были навалены на сцену, как скалы после землетрясения. Круто взмывал вверх накренившийся пол, сверху над головами нависали красные и синие камни. Царица Федра и все, кто ее окружал, жили тогда, когда у людей еще не родились тонкие душевные переживания. Поэтому художник настоял на том, чтобы на сцене было более раннее время. Художник поселил героев пьесы в дикие времена, когда природа пребывала в хаотическом беспорядке.
   Камерный театр поехал на гастроли за границу, и французские газеты писали, что русские впервые показали, как надо ставить «Федру». Они писали еще о том, что можно, оказывается, обойтись без парчи, без драгоценных камней. Оказывается, русский художник сумел сделать шлемы из картона так, что они едва ли не убедительнее настоящих.

III


   Эскиз декорации к трагедии Ж. Расина «Федра». 1922. Художник А. А. Веснин.

   Но дело было в том, что театр не хотел добиться такого эффекта, чтобы все было, «как в жизни», чтобы, придя в театр, зритель думал бы, что он в гостях у Федры. Поэтому художник, режиссер да и весь театр не делали вещи, похожие на настоящие, они создавали образ.
   Может, вы знаете, что такое образ в искусстве, а может, и нет. Может, когда-то давно, в раннем детстве, когда у вас были еще непослушные руки, зам приходилось, играя, воткнуть в картошку две спички и проколоть две дырки. И вдруг перед вами оказывался человечек – смешной, пузатый, на тонких, беспомощных ножках, с лицом добрым, немного глупым и печальным. Он казался живым и озабоченным и был гораздо более живой и настоящий, чем нарядная магазинная кукла с ресницами, зубами и косами. Почему? Потому что у картофельного человечка был образ. Образ излучался из него невидимыми теплыми лучами, он оживал и начинал жить своей собственной особой жизнью.
   Веснин мог бы построить в «Федре» целый Кавказский хребет, склеить из картона горы, покрасить их в серый цвет, сколотить скалы из рейки и обтянуть холстом и т. д. И это было бы похоже на хаотически дикий скалистый мир не больше, чем кукла из магазина похожа на человека. В тех цветных и острых обломках мира, которые он раскидал по сцене, был образ, от них приходило ощущение беды, дикости, первобытного состояния, грозных сил природы, бушующих в душе человека и в жерле вулкана с одинаковой сокрушительной силой, и вы начинали чувствовать себя так же, как первый человек на земле, бесприютно и с величайшей опаской.
   Настоящий художник должен сам увидеть и прочувствовать все, что потом должен пережить зритель. И если это так и было, то много позже, когда уже нет спектакля, а просто – выставка и на выставке висит кусок бумаги, разрисованный беглой и смелой кистью, у вас сердце уйдет в пятки и похолодеет в горле, как это было со зрителями на спектакле, которого вы никогда не видели.
   Образ и есть такое тайное излучение жизни, которое исходит от предмета или рисунка, созданного художником. Может быть, это происходит потому, что художник вкладывает и свое создание свою душу и кусок своей жизни. В конечном счете Снегурочка (помните сказку о ней?) – это образ самого искусства, потому что людей, слепивших ее из снега, охватило такое одиночество и такая тоска по любви к ребенку, что их чувства оживили холодный снег и Снегурочка стала живой – такой, как они хотели.
   У сказки о Снегурочке есть своя прапрабабушка – древняя греческая легенда о скульпторе Пигмалионе, который сделал статую женщины, и она была так прекрасна, что он начал молить богов, чтобы они дали ей жизнь. Так оно и случилось. В глубине души каждый самый неверующий художник «молит богов», чтобы его картина или его скульптура обрела жизнь, тогда это будет настоящее искусство, способное пережить века. Театральному художнику легче этого добиться: в его распоряжении театральные эффекты – свет, цветные фильтры на прожекторах, глубокая таинственная сцена, режиссер и актеры, которые могут стать верными соратниками декорации.
   Но театральному художнику и очень не повезло, потому что если Пигмалион мог рассчитывать на то, что его скульптура проживет тысячелетия и ее увидят потомки, то век спектакля короток, и можно сказать, что театральный художник избирает себе трудную и неблагодарную судьбу.

   Эскиз декорации к спектаклю «Синяя птица» по М. Метерлинку для Московского Художественного театра. 1908. Художник В. Егоров.

   Только в очень редких случаях декорация живет долго: в Москве, во МХАТе, по сей день идет спектакль «Синяя птица». Режиссер К. С. Станиславский поставил его шестьдесят лет назад. Оформил его художник В. Е. Егоров. Нельзя сказать, что он придумал что-либо необычайное, «потрясающее» или очень эффектное. Но в его простом и милом оформлении было что-то таинственное и в то же время очень простое, и это волнующее ощущение от декорации остается и сейчас.

IV


   П. Вильямс. «Пиквикский клуб» по Ч. Диккенсу. Эскиз декорации. 1934.

   Художник Вильямс нарисовал любопытные декорации к спектаклю «Пиквикский клуб», когда-то поставленному в Московском Художественном театре. Он нарисовал большие панно, во всю заднюю стенку сцены. На панно он изобразил все, что описывалось у Диккенса, а что не описывалось, придумал сам: нарисовал небо, облака, поле, зеленую травку, красно-белых солдатиков, которые маршируют.
   Эти панно висели на сцене, на сцену выходили актеры и играли все то, что было нарисовано на картине. Они были так же одеты, и сцены у них были точно такие же. Создавалось впечатление, что ожили сами картины и что свершилась наконец мечта каждого художника со времен Пигмалиона, а то и с более раннего времени,
   Эскизы Вильямса были большим событием в жизни нашего театра еще и вот почему. Многие считали, что со времен Головина живопись ушла с нашей сцены, и действительно, некоторые художники увлеклись конструкцией, они собирали декорации как будто бы из деталей конструктора. А между тем живопись старого русского театра была великолепна, и отказываться от своей культуры опасно.
   Многие стали думать, что рисовать надо не так, чтобы рисунок дышал жизнью, а чтобы он был похож на жизнь, как фотография.

   Макет декорации В. Ф. Рындина к «Оптимистической трагедии» Вс. Вишневского. 1932.

   В тридцатые годы художнику Рындину Таиров поручил сделать декорацию к революционной пьесе «Оптимистическая трагедия». Рындин сделал ряд узких длинных ступеней, которые тянулись вдоль сцены, а потом сворачивались кольцом, образуя не то маленький амфитеатр, не то воронку от снаряда. Играть на этих ступеньках и в воронке было очень удобно, в оформлении была напряженная пустота, суровость, мужество и тревога.
   А лет десять спустя от театрального художника скорее всего потребовали бы, чтобы он сделал блиндаж, помещение, скамейки, стену, окно, поле боя и другие вещи, предметы и точные фотографические признаки места.
   Обязательное требование именно такого решения, конечно, было неправильным, и долго так не могло продолжаться. Наступило время, когда художник опять нес с собой на сцену свое волшебство, и когда опять появился образ, и когда театр снова стал театром – великой тайной, отражающей жизнь, открывающей скрытые от нас вещи и все же остающейся тайной.

   В. Левенталь. «Золушка», балет С. Прокофьева. Эскиз декорации. 1964.

Конечно, и позже можно было встретить на сцене комнату или зал, похожие на комнату или зал в доме или во дворце. Таков, например, был зал в балете «Золушка» в Большом театре. Но все-таки там присутствовало то, ради чего люди ходят в театр, а не в гости: настроение, волнение, особое состояние, которое охватывало во время творчества всех, кто работал в спектакле.

   Э. Змойро. «Проделки Скапена» Мольера. Макет декорации. 1964.

   Посмотрите на декорацию художника Змойро к спектаклю «Проделки Скапена» Московского театра сатиры. Здесь стоят справа и слева два домика, похожие на причудливое сплетение разных скворечников, а между ними перекинут мостик. Это веселая и милая декорация.
   Эскизы не всегда нарисованы красками на бумаге, часто они приклеены к холсту или парче. Приклеены настоящие кружева, ленты, фигурки из бархата. Такие эскизы называются фактурными. Они очень красиво смотрятся, не хуже, чем настоящие декорации, сделанные по ним, а может, даже и лучше.
   Потому что эскиз – это не только память о театре, о спектакле и не просто рабочая схема, по которой потом цехи сделали свою работу и получилась декорация.
   Эскиз – это еще и память о художнике, как и любая другая картина. Театральный эскиз – это целая область искусства, как, например, живопись, архитектура или музыка. Но если говорить более точно, театральный эскиз должен вбирать в себя черты всех своих родственников по семье искусства. Как самостоятельный член этой семьи он родился поздно, и если бы, как положено, над колыбелью новорожденного собрались добрые феи с добрыми пожеланиями, они бы, конечно, пожелали эскизу получить от музыки чуткие уши, от живописи – глаза, от архитектуры – чутье к пространству, объему и математической точности.
   Если сказки не выдумка, то дело с театральным эскизом обстояло именно так и, судя по лучшим таким работам, добрые пожелания сбылись.

journal-shkolniku.ru

зачем современный театр использует видео . Статьи, обзоры, подборки на сайте Сила Культуры

12.04.2017

Ирина Горбенко

8 мин.

Как видео и проекции помогают режиссерам и художникам погружать зрителей в спектакль, порой ставя их в неловкое положение

Актеры – герои реалити-шоу, а спектакль – подглядывание без осуждения. В конце концов, желание зрителя заглянуть в скрытую часть жизни другого человека объясняется не только любопытством, но и желанием сопоставить свои переживания с переживаниями героев спектакля. Об этом и не только – читайте в нашем материале.

Видео в театре: вуайеризм, реалити-шоу и технология охранных систем

Франк Касторф

В 90-е годы бунтарь и провокатор, немецкий режиссер Франк Касторф сделал видео частью спектакля, причем записи, которые транслировались зрителям, зачастую носили провокационный характер. Практически во всех его постановках на сцене есть один или несколько больших экранов. Касторф часто обращается к классическим произведениям и превращает их в реалити-шоу. В происходящем на сцене – эпатаж и штампы из поп-культуры, а в персонажах узнаются герои современности.

Например, действие спектакля «Мастер и Маргарита» по роману Булгакова переносится в современный мегаполис – с высотками, машинами и бурной ночной жизнью. За актерами повсюду следуют камеры – когда они уходят за кулисы, на экране, установленном на сцене, транслируется все, что происходит с героем. Таким образом режиссер-провокатор заставляет зрителя подглядывать – как в настоящем реалити-шоу. Иногда на экраны выводятся заранее снятые записи – то, что осталось вне страниц классических произведений.


Спектакль «В Москву! В Москву!», режиссер – Франк Касторф, театр Фольксбюне (Берлин).
Источник: Фольксбюне, фото – Thomas Aurin

Кэти Митчелл

Британский режиссер Кэти Митчелл регулярно использует в своих спектаклях видео, работая на грани театра и кино. Митчелл пользуется приемом, выводя на экраны крупные планы персонажей, благодаря которым можно разглядеть не только взгляд или жест, но даже морщинки или мельчайшие изъяны. Если добавить к этому провокационность темы, например, в «Желтых обоях» (Шаубюне, Берлин) режиссер исследует послеродовую депрессию, получается крайне интимный разговор между героем и зрителем. Камера следует за героями повсюду – вот героиня лежит в постели с мужем, вот она принимает ванну, вот на стену с обоями проецируются ее страхи – все это на экранах демонстрируется крупным планом. Если зрители хотят реалити-шоу, они его получат, но с одним условием – им покажут всю жизнь героини, а не смонтированную для телевидения картинку.


Спектакль «Желтые обои», режиссер Кэти Митчелл, Шаубюне (Берлин).
Источник: Шаубюне, фото – Stephen Cummiskey

Константин Богомолов

Видео и проекции – частые атрибуты спектаклей режиссера Константина Богомолова и художника Ларисы Ломакиной. Авторы используют возможности видео сразу для нескольких целей, в том числе, чтобы продемонстрировать жизнь героев за сценой. В его «Карамазовых» появлению героев предшествует их проход по белому коридору – прием, который часто используется на телевидении. На видео попадает и то, что осталось за кадром спектакля – когда полицейские приезжают арестовывать Митю Карамазова, на экране видно, как два героя поднимаются по лестнице многоэтажного дома, звонят в дверь, а ее им открывает сам Богомолов в халате.


Спектакль «Карамазовы», режиссер – Константин Богомолов, МХТ им. А.П. Чехова. 
Источник: МХТ им. А.П. Чехова, фото – Екатерина Цветкова

Мурад Мерзуки

Несмотря на активное использование новых технологий в театре, возможности видео и проекций еще долго не исчерпают себя. Театр будущего сможет использовать датчики движения, которые будут реагировать на действия героев и давать «умную картинку» или реагировать проекцией. В этом направлении работает французский хореограф Мурад Мерзуки. В прошлом году фестиваль «Территория» представил его танцевальный спектакль Pixel («Пиксель»). Постановка проходит в виртуальном пространстве: пол и стена за сценой представляют собой экран, выводящий 3D-изображение, которое позволяет создавать оптические иллюзии – так, танцоры словно парят в воздухе.       


   
Спектакль «PIXEL / Пиксель», хореограф – Мурад Мерзуки, Национальный хореографический центр Кретей и Валь-де-Марн / Компания Käfig (Франция).
Источник: фестиваль «Территория», фото – Laurent Philippe

5 российских спектаклей, которые сложно представить без видео и проекций

«Гамлет. Коллаж», Театр Наций  
Режиссер – Робер Лепаж

В своем первом российском спектакле «Гамлет. Коллаж» Лепаж использует сцену-куб, придуманную им в начале 90-х. В этом кубе есть двери и вынимающиеся элементы, однако декорации оживают только тогда, когда на них проецируется изображение. Удивительно, как пространство, по сути состоящее из трёх поверхностей, превращается то в мрачную комнату Гамлета, то в роскошный обеденный зал замка, то в реку, в которой топится Офелия.


Спектакль «Гамлет. Коллаж», режиссер – Робер Лепаж, Театр Наций.
Источник: Театр Наций, фото – Сергей Петров

«Дракон», МХТ им. Чехова
Режиссер – Константин Богомолов

В «Драконе» по обеим сторонам сцены установлены камеры, которые выводят на экран над сценой крупные планы – таким образом, даже сидящие на балконе зрители видят выражения лиц героев, которые часто говорят одно, а их мимика при этом выражает другое. Кроме того, проекции дают свет – то ярко-белый, то красный, то розовый. «Красный цвет, выцветая, становится розовым» – эта фраза появляется на стене после одной из сцен. Пролитая героем кровь, в итоге выцветает и превращается в гламурное розовое пятно – опять же, не без помощи световых проекций.


Спектакль «Дракон», режиссер – Константин Богомолов, МХТ им. А.П. Чехова.
Источник: МХТ им. А.П. Чехова, фото – Екатерина Цветкова

«Ивонна, принцесса Бургундская», Театр Наций
Режиссер – Гжегож Яжина

«Ивонну» по праву можно назвать высокотехнологичным спектаклем – на сцене расставлены датчики движения и есть терменвокс, который реагирует на жесты героев. Позади сцены – огромный монитор, который «оживает» и выдает геометрические картинки, зависящие от того, что делают герои на сцене. Таким образом, каждый раз зрители видят новый спектакль.


Спектакль «Ивонна, принцесса Бургундская», режиссер – Гжегож Яжина, Театр Наций.
Источник: Театр Наций

«Процесс», театр «Красный факел»
Режиссер – Тимофей Кулябин

«Процесс» – не просто спектакль, а настоящая видеохроника одного дела. По крайней мере, если бы герой романа Франца Кафки Йозеф К. жил в наше время, то документальный фильм (или журналистское расследование) о нем был бы именно таким. Сотрудники некой организации, арестовывающие героя, записывают процесс задержания на камеру как обычную оперативную хронику. Все это транслируется на установленный на сцену экран. И если происходящее на сцене кажется театральным, то видео задержание выглядит вполне реалистичным. Йозеф К. ведет видеодневник, который тоже транслируется через экран на сцене. Периодически на экране появляется неизвестный – с искаженным голосом и скрытым лицом – как анонимный свидетель или эксперт в телевизионных расследованиях.


Спектакль «Процесс», режиссер – Тимофей Кулябин, театр «Красный факел» (Новосибирск)
Источник: «Красный факел», фото – Фрол Подлесный

«Пустота», Театр юного зрителя
Режиссер – Талгат Баталов

В «Пустоте» сценическое пространство представляет – пол и три фанерные стены, которые сужаются к глубине сцены. Для каждого места действия выбран свой цвет, например, офис освещен желтым, клуб где-то в Тверской области – красным. Однако зрителям не нужно это запоминать – о каждом месте действия сообщают титры, которые также проецируется на стену. Периодически на стену выводится набор слов, объясняющий, что происходит в голове героев, а также проецируется видео из туалетов, в которых «прячутся» герои, чтобы рассказать нечто сокровенное. Такая простота в оформлении подчеркивает и название спектакля, и состояние, которое царит в душах героев.


Спектакль «Пустота», режиссер – Талгат Баталов, Тверской Театр юного зрителя.
Источник: Тверской театр юного зрителя, фото – Роман Торопов


silakultura.ru

Иллюстрации к пьесе «Вишневый сад» Чехова: картинки, рисунки, сцены из спектаклей |LITERATURUS: Мир русской литературы

«Вишневый сад» является одной из самых известных и любимых зрителями пьес великого русского драматурга А. П. Чехова.

В этой статье представлены иллюстрации к пьесе «Вишневый сад» Чехова: картинки, рисунки художников, а также сцены из спектаклей.

Смотрите: 
Краткое содержание пьесы «Вишневый сад»
Все материалы по пьесе «Вишневый сад»


Иллюстрации к пьесе «Вишневый сад» Чехова: картинки, рисунки, сцены из спектаклей


Художник Б. Йогансон

Вишневый сад в имении Раневской и Гаева.
Иллюстрация к пьесе «Вишневый сад». Художник Б. Йогансон

Раневская, Лопахин (справа) и Фирс (слева). Действий первое.
Иллюстрация к пьесе «Вишневый сад». Художник Б. Йогансон

Сцена в поле. Действие второе.
Иллюстрация к пьесе «Вишневый сад». Художник Б. Йогансон

Раневская и Лопахин. Действие третье.
Иллюстрация к пьесе «Вишневый сад». Художник Б. Йогансон
Сцена отъезда из дома. Действие четвертое.
Иллюстрация к пьесе «Вишневый сад». Художник Б. Йогансон




Сцены из спектаклей по пьесе «Вишневый сад»


Раневская (актриса А. Тарасова) и Аня (актриса Л. Качанова).
МХАТ им. Горького, 1958 г.

Фирс (актер А. Грибов). МХАТ им. Горького, 1964 г.

Раневская (актриса Т. Лаврова), Фирс (актер В. Гафт, слева), Яша (актер С. Сазонтьев).
Театр «Современник», 1976 г.
Раневская (актриса А. Захарова), Гаев (актер А. Збруев), Варя (актриса О. Железняк).
Театр «Ленком», 2009 г.
Раневская (актриса М. Русакова) и Лопахин (актер Д. Гарнов).
Белгородский драм. театр им. Щепкина


Аня (актриса Н. Кранцевич, слева), Гаев (актер И. Кириллов), Варя (актриса В. Васильева).
Белгородский драм. театр им. Щепкина

Дуняша (актриса Ю. Гарнова) и Яша (актер И. Ткачев).
Белгородский драм. театр им. Щепкина

Раневская (актриса М. Русакова) и Лопахин (актер Д. Гарнов).
Белгородский драм. театр им. Щепкина

www.literaturus.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *