Строение дерева схема для детей: Фото и Картинки схем для детей о строение дерева

Занятие по познавательному развитию «От семечка до дерева»

Познавательное развитие.

Ознакомление с окружающим миром.

Цель: познакомить детей с процессом жизнедеятельности деревьев.

Задачи:

  1. Расширять представления детей о стадиях развития, строения, названия частей деревьев (корень, ствол, ветви, листья).
  2. Развивать в детях любознательность, желание узнавать больше о живой природе.

Предварительная работа:

  1. Рассматривать иллюстрации с изображением деревьев.
  2. Чтение стихов и загадок о деревьях и частях деревьев.
  3. Целевая прогулка на территорию детского сада «Наши деревья».
  4. Прослушивание песен о деревьях.

Оборудование:

  1. Картинки с изображение деревьев.
  2. Карточки – схема развития дерева, листья с деревьев, сем ена деревьев.

 

Ход занятия.

Ребята прослушайте загадку:

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

(ответы детей)

— Правильный ответ ЛЕС, сегодня мы с вами поговорим о лесе.

— Что растет в лесу? (Ответы детей.)

— Сейчас мы узнаем, какие деревья вы знаете. Д/И «Мы по кругу идем и с собою берем картинки деревьев, которые вы знаете.»

— Молодцы, много деревьев знаете! А сейчас я загадаю вам загадки про деревья, а вы будете находить их на карточках.

На лесной опушке

Стоят подружки.

Платьица белены,

Шапочки зелены. (Березы.)

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями ярками,

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная! (Елка.)

У меня длинней иголки,

Чем у елки.

Очень прямо я расту в высоту. (Сосна.)

Листик на ладонь похож,

Осенью красив, пригож.

Каждый в дерево влюблен,

Потому что это… (Клен.)

— Как вы думаете, как появляются деревья в лесу? (Ответы детей.)

— Деревья сажают взрослые или они появляются из семян. Давайте мы с вами рассмотрим семена деревьев. (Рассматривание семян)

— Скажите, а как же дерево становится большим? (Ответы детей. )

— Семечко прорастает из земли и превращается в росток, росток превращается в большое дерево.

— Сейчас мы с вами посмотрим, как развивается дерево. (Просмотр карточек – схемы развитие дерева.)

— Каждое дерево имеет одинаковое строение: корни, ствол, ветви, листья, но каждое дерево индивидуально. Давайте мы с вами рассмотрим иллюстрации и найдем отличия у каждого дерева. Д/И «Найди отличие».

— Молодцы. А сейчас немного отдохнем.

Физ. Минутка:

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

— Как вы думаете, ребята, а все ли части дерева важны между собой? (Ответы детей.)

— Каждая часть дерева очень важна. Корни питают дерево, дают ему все необходимое для роста, а по стволу все необходимые вещества поступают к листьям, в ветках деревьев птицы вьют гнезда, на ветках растут листья, цветы, потом появляются плоды. Когда плоды созрели, в них вызрели семена. Когда семена попали в землю, они прорастают.

Сегодня мы с вами узнали много нового. Что вам больше всего понравилось?

Конспект занятия «Знакомство с деревьями»

Цель: формировать представления детей о деревьях

Задачи:

-Закреплять представления детей о деревьях (строение, свойства, возраст, виды, деревья разных континентов). Подвести детей к мысли о том, что все в природе взаимосвязано, и, т.к. деревья являются частью живой природы, они неразрывно связаны с жизнью на планете.

-Уточнять и систематизировать представления детей о роли деревьев в жизни человека (связь дерева с человеком, как человек использует деревья (разные его части), что делает из древесины, какие профессии связаны с деревом, как человек заботится о деревьях).

-Воспитывать бережное отношение к природе, умение видеть ее красоту; чувство ответственности за нее, желание преумножать ее богатства.

 

Оборудование:

Глобус, таблицы: «солнечная система», «строение дерева», дидактические игры: «Плоды», «Живая и неживая природа», энциклопедия «Почемучка», книга стихов С. А.Есенина, две лесенки для дидактических игр, иллюстрации деревьев и кустарников.

Предварительная работа:

Длительные и эпизодические наблюдения в природе.

Знакомство с глобусом и строением солнечной системы.

Аппликация «Солнечная система»

Совместно с детьми составление папки «Что делают из дерева»

Рассказ воспитателя о красной книге, о заповедниках.

Знакомство с природными условиями разных континентов, установление связи между климатом и особенностями растительности. Знакомство детей с деревьями разных континентов.

Беседы о живой и неживой природе, дать понятие о пяти признаках присущих живой природе.

Домашнее задание: побеседовать с родителями о профессиях человека, связанных с деревом.

Просмотр презентаций «Лес — наше богатство», д/ф «Зачем деревьям листья».

Чтение художественной литературы о деревьях.

Познакомить детей с понятиями хвойные (вечнозеленые) и лиственные (летнезеленые) деревья. Рассказ воспитателя о лиственнице.

Рассматривание строения дерева.

 

Ход занятия.

— Давайте вместе посмотрим на глобус. Что такое глобус? (Это модель нашей планеты Земля).

— Земля – одна из девяти планет солнечной системы, она вращается вокруг солнца так же, как и остальные планеты. Но именно нашу планету называют голубой. Почему? (много воды – океанов, морей, рек, озер).

— Действительно, более половины всей поверхности Земли занимают крупные и мелкие водоемы

А когда о земле говорят «Зеленая планета». Почему так? (на суше много зелени, растений)

— Какие из растений самые крупные? (деревья)

— На сегодняшнем занятии давайте и поговорим о деревьях. Вспомним все, что знаем о них и сделаем вывод о том, какую роль играют деревья на нашей зеленой планете Земля.

I часть

— Вам знакомо огромное количество деревьев. Многие из них вы встречаете каждый день, потому, что они растут в нашем городе, а в других городах, в других странах растут такие же деревья? (нет, не везде) Почему? (различие в климате, в погодных условиях)

— Перечислите известные вам деревья других континентов (эвкалипт, секвойя, баобаб — самые высокие деревья в мире, много видов пальм: банановая, кокосовая, финиковая, сейшельская ; африканское красное дерево, железное дерево)

— Все деревья нашей планеты можно разделить на два больших вида.

Какие это виды?

(Хвойные и лиственные деревья).

— Как можно еще сказать? (Вечнозеленые и летнезеленые)

— Чем они отличаются? Почему мы делим на два вида? По какому признаку мы их поделили? Чем они отличаются? (а) внешний вид, б) сбрасывают листву (исключение: все ли сбрасывают), в) плодовые и неплодовые).

Какие из перечисленных вами деревьев являются плодовыми? (пальмы)

— А я расскажу вам об экзотических деревьях, о плодах, которых вы, может — быть никогда не слышали! (Зачитать по энциклопедии):

В Индии, Индонезии и на тропических островах растет Хлебное дерево. Конечно, на нем нельзя увидеть батоны и булки. Его плоды круглые и тяжелые. Из их мякоти местные жители пекут в золе лепешки, похожие по вкусу на настоящий хлеб. А в Бразилии растет молочное дерево, там еще называют его «дерево-корова». Стоит только немного подрезать его кору и тотчас потечет белая струйка. По вкусу этот древесный сок очень напоминает молоко.

В Индии, Японии и Китае растет Конфетное дерево. Его плоды, подсушенные на солнце, такие же сладкие, как настоящие конфеты. А вот полуметровые плоды колбасного дерева, хоть видом и напоминают колбасу, но совсем несъедобны.

Вот какие чудеса растут на свете! Может — быть кто-то из вас пробовал такие плоды? (Нет). Ничего удивительного, ведь деревья эти растут в далеких странах. Но вы пробовали на вкус много других плодов. Хорошо знаете плодовые деревья? Давайте проверим.

Дидактическая игра « Плоды деревьев»

На столе перед детьми картинки с изображением различных плодов.

Задача каждому: выбрать одну картинку, на которой изображен плод, растущий на дереве.

 Уметь называть данный плод и дерево, на котором он растет. Поставить

 картинку на лесенку.

Цель: закрепить знания о плодовых деревьях, выяснить отличия деревьев от кустарников.

— Мы с вами перечислили так много деревьев, наверное, все назвали, растущие на нашей планете. (Нет). Почему? (Планета огромна, деревьев много).

 Подвести детей к мысли о том, что : на сколько велика наша планета, настолько разнообразна природа Земли и настолько неисчерпаемы знания о ней. Знать все — невозможно, но следует стремиться к тому, чтобы узнать как можно больше.

-Попробуйте одной фразой определить, что такое дерево? (Это растение, природа, а дерево — часть живой природы.)

— Докажите. (Оно дышит, питается, растет, размножается, движется) (с примерами).

— На примерах мы убедились, что дерево – часть живой природы. А в природе все взаимосвязано. Значит и дерево связано с другими представителями живой и неживой природы? Давайте это докажем.

Дидактическая игра «Живая и неживая природа»

Цель: подвести детей к пониманию взаимосвязи между всеми компонентами природы, важности каждого компонента. Закреплять знания о живой и неживой природе. Учить самостоятельно устанавливать связи между отдельными компонентами природы.

Материал: Предметные картинки с изображением представителей живой (растения и животные) и неживой природы (лесенка).

Задание: Выбрать картинку, изображенное на которой имеет какую – либо связь с деревом. Связь эту мысленно доказать. Определить – к какой части природы относится изображенное, доказать.

 

Все картинки выставляются на лесенку:

1 ступень – неживая природа

2 ступень – растения

3 ступень – животные

Несколько детей, по просьбе воспитателя, обосновывают свой выбор.

После проверки выполнения задания, предложить детям сделать вывод. ( Являясь частью природы, деревья тесно взаимосвязаны с ней, так как необходимы для растений, животных и неживой природы).

— Как вы думаете: какое отношение к природе имеет человек? (он сам является его частью, так как он дышит, питается, растет, размножается и движется).

— Значит, деревья связаны и с человеком? Давайте рассмотрим – как.

— Еще в древности одни народы поклонялись деревьям, как богам, даже приписывали им человеческие качества; у других народов – разные деревья являлись различными символами : хвойные – символ бессмертия, олива – символ мира…

Поэтому с давних времен люди придавали большое значение деревьям в своей жизни, изучали их строение и свойства, как вы думаете, для чего? ( Чтобы знать, как лучше использовать отдельные части).

Вниманию детей предлагается схема строения дерева.

— Давайте рассмотрим строение дерева.

— Назовите его части и их значение для дерева.

 ( I – корни – питание, укрепление на почве;

 II – ствол с ветвями – по ним движется древесный сок, разносит питание от корней, ствол и ветви покрыты корой;

 III – листья – участвуют в процессе дыхания дерева)

Вывод: все части дерева необходимы ему, так как каждая имеет свое значение.

— А как можно определить возраст дерева?

(По кольцам на срубе или по внешнему виду – размеры, ветви, состояние коры и т.п.)

— Расскажите, как человек использует отдельные части дерева.

(Корни – для укрепления земель, в мелиоративных целях;

 Кора – в медицине, в древности писали на коре, в плетении (липовая кора)

 Листья – в медицине, в сельском хозяйстве (перегной)

 Цветки, сок, плоды – пища, косметика медицина;

 Ветви – плетение).

— Растущее дерево – часть живой природы, а дерево, срубленное человеком, так же часть живой природы?

(- Нет. Срубленное дерево из природы превращается в материал для изготовления чего – либо).

— Под древесной корой движется древесный сок, а ближе к середине ствола находится особый слой – древесина, именно ее человек и использует как материал. А что же делает человек из древесины? И почему?

(Рассказы: какие качества имеет древесина и как их использует человек).

(- топливо, так как дерево хорошо горит;

 — Стройматериал, мебель, так как — прочное

 — дома, бани, сауны, так как — теплое

 — паромы, лодки, корабли, так как не тонет

 — украшения, игрушки, так как – красивое

 — посуду, кухонную утварь, так как – экологически чистое

 — бумагу

 — корзины, сумки

 — лекарства

 — получают другие материалы (резину, шерсть…)

Вывод: нас кругом окружают вещи, сделанные из древесины, это делает нашу жизнь удобнее, благоустроеннее, комфортнее, красивее.

— Раз дерево так тесно связано с нашей жизнью, наверно профессии многих людей имеют к нему отношение?

Перечислите эти профессии.

(лесоруб

 лесосплавщик

 лесозаготовитель

 кораблестроитель

 строитель, отделочник

 плотник

 столяр

 резчик по дереву

 краснодеревщик

 народные мастера, умельцы

 лесничий

 садовод

 ученый

 фармацевт

 химик

 эколог)

Вывод: очень многие профессии связаны с деревом. Дерево дает человеку возможность потрудиться, устроить лучше свою жизнь.

Физкультминутка

— Давайте вместе с вами задумаемся над противоречием: деревья необходимы человеку для жизни, человек очень ценит деревья и использует их. Но ведь, используя деревья, человек их губит. Из года в год, из века в век люди вырубают деревья. И их на планете становится все меньше и меньше. А ведь мы с вами знаем, что деревья живые. Может быть людям стоит прекратить срубать деревья?

( Нет, это невозможно! Деревья необходимы. Многие моменты жизни связаны с деревьями, человечество привыкло использовать деревья и теперь вряд ли обойдется без этого)

— Значит, когда-нибудь наступят страшные времена – на земле не останется ни одного дерева? ( Этого не случится, т. к. люди не только используют деревья, но и заботятся о них).

Охрана деревьев рассматривается по папке раскладушке:

Красная книга, в которую занесены редкие и исчезающие виды растений.

Законодательство об охране природы.

Создание Заповедных зон. Окский заповедник.

«Каждый человек в своей жизни должен построить дом, вырастить сына и посадить деревце» — посадка деревьев.

Лесные пожары. Как их избежать. Правила поведения в лесу.

— Действительно. Существует обратная связь: дерево заботится о человеке, а человек заботится о дереве. Все в природе находится в неустойчивом равновесии и человек обязан поддерживать это равновесие, заботиться о природе, от которой зависит вся его жизнь.

— Мы о многом поговорили. Назовите теперь самые главные моменты: для чего же необходимо человеку дерево?

(Для здоровья – очищение воздуха, лекарства, отдых – парки, санатории.

 Для удобства –

 Для радости – радость художника от восприятия.

— И это действительно так. Человек связан с деревом не только физически, т.е. телом, но и духовно. Как вы понимаете эту духовную связь? Люди каких творческих профессий имеют отношение к природе?

(Художники написали много картин о деревьях; композиторы писали музыку; писатели – рассказы; поэты – стихи)

— Почему они это делают?

(Когда люди видят красоту природы, их посещает особое чувство – вдохновение, желание передать эту красоту в своей работе, выразить свое восхищение, дать возможность другим людям испытать те же чувства).

Детям еще раз предлагается рассмотреть групповую картинную галерею, совместно составленную ранее.

— Многие писатели и поэты писали о природе, воспевали деревья в своих произведениях.

Вспомнить с детьми рассказы Пришвина, Паустовского, стихи Есенина.

— Наш земляк С.А. Есенин в стихах своих воспевал красоту родной рязанской природы. Послушайте что писал он о разных деревьях. (по томику стихов зачитать несколько четверостиший о клене, березе, дубе)

— Не только люди творческих профессий могут замечать и прославлять красоту природы. Русский народ издавна имел связь с природой, сочинял о ней пословицы и поговорки, слагал песни.

— На гуляньях парни и девушки водили хороводы вокруг своего любимого дерева, пели песни. И мы с вами знаем один из таких хороводов. Давайте встанем вокруг березки.

Хоровод.

По окончании хоровода девочка — березка читает стихотворение:

Я густой, кудрявой вырасту на славу – примечай меня.

Я медовым цветом расцветаю летом – поливай меня.

А в денек горячий в тень тебя я спрячу – береги меня.

Ливень льет порою, я от ливня скрою – не ломай меня.

В свет широкий выйдешь, всю страну увидишь – не забудь меня!

— А теперь давайте вместе сделаем вывод, какое значение имеют деревья на нашей планете?

(Деревья – часть живой природы, они неразрывно связаны с природой и человеком. Жизнь без деревьев была бы очень тяжелой, не устроенной и грустной. На земле было бы меньше красоты. Хорошо, что на нашей планете есть деревья, люди обязаны заботиться о них. )


ОГБОУ «Школа – интернат «Вера»»

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия «Знакомство с деревьями»

                

 

 

 

 

                           Составитель: воспитатель Сахарова С.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    

2021- 2022 уч.г.

Древовидная структура — Academic Kids

From Academic Kids

(перенаправлено из иерархической древовидной структуры)

Древовидная структура — это способ представления иерархической природы структуры в графической форме. Это называется «древовидной структурой», потому что граф немного похож на дерево, хотя дерево обычно отображается вверх ногами по сравнению с реальным деревом; то есть с корнем вверху и листьями внизу.

В теории графов дерево — это связный ациклический граф (или иногда связный ориентированный ациклический граф, в котором каждая вершина имеет степень вхождения 0 или 1). Ациклический граф, который не обязательно связан, иногда называют лесом (потому что это набор деревьев).

В каждой конечной древовидной структуре есть член, не имеющий вышестоящего. Этот член называется «корневым» или корневым узлом. Обратное неверно: бесконечные древовидные структуры не обязательно должны иметь корневой узел.


Иллюстрация: Древовидная структура, показывающая возможную иерархическую организацию энциклопедии. Этот конкретный пример представляет собой полное бинарное дерево, что означает, что все узлы имеют ровно ноль или два дочерних узла.

Линии, соединяющие элементы, называются «ветвями», сами элементы называются «узлами». Узлы без потомков называются «конечными узлами» или «листьями».

Имена отношений между узлами моделируются по семейным отношениям. В информатике традиционно использовались только имена членов семьи мужского пола. В языкознании используются имена членов семьи женского пола. Говорят, что это было явное противодействие традиционному соглашению об именах, начатое ученицами лингвиста Ноама Хомского. Однако в настоящее время, по крайней мере, в компьютерных науках, гендерно-нейтральные имена «родитель» и «ребенок» в значительной степени вытеснили старую терминологию «отец» и «сын».

Начальный узел часто называют «корневым».

  • Узел является «родителем» другого узла, если он находится на одну ступень выше в иерархии и ближе к корневому узлу.
  • «Родственные» («братские» или «сестринские») узлы совместно используют один и тот же родительский узел.
  • Узел, соединенный со всеми узлами более низкого уровня, называется «предком».

В данном примере «энциклопедия» является родительской для «науки» и «культуры», ее дочерних элементов. «Искусство» и «ремесло» — братья и сестры, дети «культуры».

Древовидные структуры используются для изображения всех видов таксономических знаний, таких как генеалогическое древо, эволюционное древо, грамматическая структура языка (известный пример: S -> NP VP, что означает, что предложение состоит из именной группы и глагола фраза), способ логического упорядочения веб-страниц на веб-сайте и так далее.

Деревья обладают рядом интересных свойств:

  • Корневой узел, т. е. базовый узел, является предком всех остальных узлов.
  • В древовидной структуре существует один и только один путь из любой точки в любую другую.

Древовидные структуры широко используются в информатике и телекоммуникациях.

Примеры древовидных структур

  • Интернет: иерархия Usenet, Yahoo! предметный указатель, проект Open Directory
  • Управление информацией: десятичная система Дьюи
  • Менеджмент: иерархические организационные структуры
  • Информатика: бинарное дерево поиска
  • Биология: эволюционное дерево
  • Бизнес: пирамида продаж
  • Управление проектами: структурная разбивка работ

Представление деревьев

Существует множество способов визуального представления древовидных структур. Почти всегда они сводятся к вариациям или комбинациям, из нескольких основных стилей:

  • Классические диаграммы узел-звено, которые соединяют узлы вместе с отрезками:
        энциклопедия
          / \
      научная культура
                / \
              художественный промысел
 
  • Вложенные наборы, в которых используется вложение/включение, чтобы показать родство (интересный вариант см. в Treemaps ( http://www.cs.umd.edu/hcil/treemap-history/ )):
      +------энциклопедия------+
      | +--культура--+ |
      | наука |искусство ремесло| |
      | +-----------+ |
      +---------------------------------------+
 
  • Многоуровневые диаграммы «сосулька», использующие выравнивание/смежность:
      +-------------------+
      | энциклопедия |
      +---------+---------+
      | наука | культура |
      +---------+---+-----+
                |искусство|ремесла|
                +---+-----+
 
  • Диаграммы с отступами:
      энциклопедия
         наука
         культура
            искусство
            ремесло
 

Идентификацию некоторых из этих основных стилей можно найти в:

  • Дональд Э. Кнут, Искусство компьютерного программирования, Том I: Основные алгоритмы, 1968, Аддисон-Уэсли, стр. 309-310;
  • Питер Идес, Тао Линь и Сюэмин Лин, Два соглашения о рисовании деревьев, Международный журнал вычислительной геометрии и приложений, 1993, том 3, номер 2, стр. 133-153.

Связанные термины

  • B-дерево
  • корневая иерархия
  • древовидная структура данных
  • дерево (теория графов)ca:Estructura arbria

nl:конструкция стрелы

Древовидные диаграммы — University of North Georgia Press

Отраслевая информация / При написании

— автор BACAIN2357 — 9 комментариев.

Древовидная диаграмма — это новый метод построения диаграмм предложений, который чаще всего используется лингвистами и другими академическими специалистами. Хотя диаграмма Рида-Келлогга считалась эффективным инструментом для учащихся, позволяющим визуализировать структуру предложений, у нее было много ограничений. Он обходился без традиционного порядка слов и использовал множество иногда сбивающих с толку символов, а это означало, что полученную диаграмму было трудно понять любому, кто не знаком с этим методом.

Рид и Келлог ввели два основных грамматических понятия: составность, как слово связано с более крупной структурой предложения, и зависимость, как слово зависит от каждого предшествующего ему. Основная цель древовидной диаграммы — проиллюстрировать эти концепции таким образом, чтобы они были очевидны даже для тех, кто ранее не был знаком с диаграммами предложений.

В древовидной диаграмме предложение делится на две части: подлежащее и сказуемое. Они состоят из словосочетаний или словосочетаний. Это группы слов, которые включают существительное или глагол и любые слова, которые добавляются в качестве модификаторов. Подлежащее представляет собой именную группу, а сказуемое обычно представляет собой глагольную группу. Существительное словосочетание Большая собака состоит из неопределенного артикля «а», прилагательного «большой» и существительного «собака». Глагольная фраза перепрыгнула через забор состоит из глагола «перепрыгнул» и предложной фразы «через забор».

В отличие от диаграммы Рида-Келлога эти компоненты не разделены косой чертой и другими символами. Вместо этого они происходят от подлежащего и сказуемые в виде строк, действующих как ответвления. Это продолжается до тех пор, пока каждое существительное или глагольная фраза не будет разбита на простейшие части. В конце концов, предложение, построенное в этом стиле, должно выглядеть как огромное дерево, в котором подлежащее и сказуемое выступают в роли ствола, а модификаторы предложения выступают в роли красочных и сложных листьев, придающих ему индивидуальность.

Теперь, когда вы понимаете основную предпосылку древовидной диаграммы и то, как она разбивает предложение, давайте рассмотрим пример.

Здесь предложение разбито на подлежащее и сказуемое. Подлежащее — именная группа, состоящая из неопределенного артикля «the» и существительного «собака». Сказуемое более сложное, так как состоит как из глагола, так и из именной группы. Разбивая сказуемое, глагол «съел» и именную группу «the» (неопределенный артикль) и «кость» (существительное). Как видите, в древовидной диаграмме используется минимальное количество символов и немного сложного жаргона, но при этом ясно показано, как каждое из этих слов связано и зависит друг от друга.

Вот еще один пример древовидной диаграммы. Как видите, здесь немного сложнее. Смотрим и разбираем.

И снова предложение делится на подлежащее и сказуемое. Подлежащее состоит из именной группы: «the» в качестве неопределенного артикля и «учитель» в качестве существительного. Предикат более сложный, чем раньше. Его глагольная фраза состоит из трех частей: глагол «дал»; существительное «домашнее задание»; и предложная фраза «своим ученикам». Теперь вы начинаете лучше понимать избирательный округ и зависимость?

К сожалению, древовидные диаграммы имеют некоторые недостатки. Как и диаграмма Рида-Келлогга, более сложные древовидные диаграммы могут занимать много места и становиться труднее для расшифровки в процессе. Кроме того, как сила и слабость, они более открыты для интерпретации, чем диаграмма Рида-Келлогга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *