Светотень | это… Что такое Светотень?
ТолкованиеПеревод
- Светотень
- – распределение светлых и темных зон на объекте, обусловленное формой и фактурой его поверхности, освещением, и позволяющее зрительно воспринимать объем и рельеф. В живописи, графике и фотографии светотень – это распределение различных по яркости цветов или оттенков одного цвета, позволяющее воспринимать изображенный предмет объемным, окруженным свето-воздушной средой. Градации светотени (от наибольшей яркости до глубокой тени) зависят от характера освещения, специфики объемной формы предмета, его фактуры и состояния атмосферы. Любой объект может быть способен в разной степени отражать или пропускать излучение в различных участках спектра. Предмет глубокого черного цвета максимально поглощает видимое излучение. Совершенно белый лист бумаги отражает около 95 процентов падающих на него лучей.
Князев А.А. Энциклопедический словарь СМИ. — Бишкек: Издательство КРСУ. А. А. Князев. 2002.
Игры ⚽ Нужно сделать НИР?
Синонимы:
оттенок, полутень, тень
- Светосила
- Сервер почтовый
Полезное
Светотень: ключ к пониманию объема
Яна Кот Туториалы: Основы рисунка Просмотров: 11429
Светотень — это ключ к пониманию объема и созданию реалистичных объектов. И в этом кратком уроке рассмотрим как моделируется светотень на простых и сложных объектах.
У нас всегда есть источник света и направление его лучей. При этом освещение предметов может быть концентрированным либо рассеянным.
Прямой свет солнца или лампы дает концентрированное освещение. А свет, проходящий через среду, рассеивающую его лучи (например, солнечный свет через облака), создает рассеянное освещение.
Светотень — это наблюдаемое на поверхности объекта распределение света, создающее шкалу яркостей. Важное средство изображения объёма предметов и их положения в пространстве.
Элементы светотени:
Далее пройдемся вкратце по всем элементам, которые составляют в своей совокупности светотень. Для удобства я приготовила изображения, иллюстрирующие каждый такой элемент.
- Блик
Блик — самое яркое место на объекте, располагается там, где лучи света падают перпендикулярно к поверхности и отражаются. Интенсивность яркости зависит от материала объекта. - Зона света
Это зона, находящаяся вокруг блика и принимающая большую часть освещения. - Полутень
Это промежуточное состояние между светом и тенью.
На предметах
На предметах с четкими прямоугольными формами эта зона выделяется отдельно и находится между светлой и темной сторонами.
Граница светотени зависит от формы предмета и может выглядеть по-разному. Обычно она нечеткая и состоит из градаций тона. - Собственная тень
Самое темная часть объекта, куда не попадает свет. - Рефлекс
Отраженный свет в теневой части предмета.
Отражается свет от всего, что окружает предмет. Рефлекс светлее тени и темнее света.
На краю формы всегда будет такая зона.
Рефлекс есть и на стороне объекта, повернутой к источнику света, но там он менее заметен, а в зоне тени становится более активным. - Падающая тень
Это тень отбрасываемая предметом на то, что его окружает (плоскость стола).
Тень неоднородна и внутри имеет множество градаций. Чем ближе к объекту, тем она темнее, чем дальше – тем светлее. Самое темное место будет местом касания объекта и поверхности, на которую отбрасывается тень.
Границы тени немного затемненные. Каким-бы жестким не было освещение из-за наличия атмосферы границы тени будут мягкими, растушеванными. Только в вакууме (например, космосе) границы будут резким контуром.
Изучив светотень на простых формах можно переходить к более сложным.
В рисунке головы или тела человека надо научиться различать светотень на всем объекте в целом и на каждом отдельном его участке (например на носу, губах, подбородке и т.д.)
Похожие материалы:
Шерсть животных: как нарисовать убедительно
Бывает начинаешь рисовать свою кошку и вроде понимаешь, что это грациозное пластичное животное, а выходит…
Подробнее
Анатомия головы льва.
Часть 2: АнфасЗадача: познакомиться с особенностями построения головы льва в анфас на основе понимания анатомического строения его…
Подробнее
Кошачьи лапки: рисуем по правилам
Задача: познакомиться с особенностями строение и изображения лап кошачьих на основе их анатомического строения.
Подробнее
Светотень в искусстве. Полное руководство
Это полное руководство по идее светотени для художников. Я расскажу:
- Что означает светотень?
- Древние корни
- Светотень в эпоху Возрождения
- Разработка масляной краски
- Караваджо
- Тенебризм
- Караваджисти
- Голландский светотень
- Светотень при свечах
- Современная светотень
- Ключевые выводы
- Спасибо за прочтение!
Что означает светотень?
Светотень относится к использованию света и тени для создания иллюзии трехмерного объема на плоской поверхности. Термин переводится как «светло-темный»; chiaro означает яркий или ясный и scuro означает темный или неясный.
Этот термин также используется в более узком смысле для описания произведений искусства, демонстрирующих резкий контраст между светом и тьмой, как, например, картина ниже.
Микеланджело Меризи Де Караваджо, «Письмо Святого Иеронима», 1607Древние корни
Кьяроскуро можно проследить до работ Аполлодора Скиаграфоса, греческого художника, который использовал заштрихованные тени для создания объема. Ни одна из работ Скиаграфа не сохранилась, но примеры его скиаграфии или техники «рисования теней» можно увидеть в других эллинистических произведениях искусства, таких как «Охота на оленей», ковровая мозаика 4 века до н.э. из богатого македонского дома.
Гнозис, Мозаика охоты на оленей, около 300 г. до н.э.Светотень В эпоху Возрождения
К 15 и 16 векам интерес ко всем классическим вещам привел к тому, что художники эпохи Возрождения перенимали и совершенствовали более ранние методы затенения. Леонардо да Винчи был первым мастером эпохи Возрождения, разработавшим существующие методы затенения для достижения настоящего эффекта светотени. Да Винчи придал своим рисункам жизнь и объем, начиная с темных тонов на цветной бумаге, затем переходя к более светлым тонам и, наконец, добавляя блики, обычно белой гуашью или мелом. Ниже приведен отличный пример этого. Обратите внимание на тщательную передачу значения от темного к светлому.
Леонардо да Винчи, Богородица с младенцем, святой Анной и Иоанном Крестителем, около 1500 г. н.э.Да Винчи использовал уголь или черный мел, чтобы набросать предметы на коричневой бумаге. Он создавал иллюзию теней (в складках их одежды, на лицах и шеях и т. д.), постепенно наращивая все более и более светлые слои мела. Он использовал белый мел, чтобы выделить важные области, такие как лицо ребенка и других объектов. Если вы посмотрите на нижнюю часть рисунка, вы увидите части незавершенного рисунка без какого-либо рендеринга.
Развитие масляной краски
Художники эпохи Возрождения были заинтересованы в воспроизведении мира, который они видели вокруг себя. Открытие архитектором Филиппо Брунеллески линейной перспективы дало художникам формулу для создания иллюзии глубины и реалистичных пропорций на плоской поверхности. Но не менее важным открытием в этот период стала польза масляной краски. До эпохи Возрождения самой популярной краской была темперная краска, быстросохнущая среда, созданная из яичного желтка. Медиум трудно смешивать из-за его быстрого высыхания, и он не подходит для наслоения из-за своей непрозрачности.
Масляная краска, в которой используются пигменты, растертые в масляной среде, такой как льняное масло, сохнет медленнее. Это медленное время высыхания в сочетании с его прозрачностью позволяет наносить тонкие слои краски (известные как лессировка). Это значительно упростило художникам эпохи Возрождения смешивание и создание постепенных тонов цвета, что помогло светотени стать жизнеспособной техникой для моделирования реалистичных форм.
Караваджо
Итальянский художник 17-го века Микеланджело Меризи да Караваджо использовал светотень до предела, часто затемняя большие участки фона и ярко освещая большие объекты переднего плана. Эта комбинация использования высокой контрастности с одним сфокусированным источником света имела невероятно драматический эффект.
На картине ниже объекты освещены одним источником света, исходящим справа от картины. Драматизм этой сцены усиливается резким контрастом между глубокими тенями и теплыми бликами и полутонами. Свет фокусирует ваше внимание на предметах, сидящих за столом.
Караваджо, Призвание святого Матфея, 1599-1600Тенебризм
Использование больших пятен черного фона в сочетании с ярко освещенными предметами настолько тесно связано с творчеством Караваджо, что его называют караваджизм . Другой термин для этого стиля светотени — tenebrism , который происходит от итальянского термина tenebroso , означающего темный, мрачный или таинственный.
Караваджо. Давид с головой Голиафа, 1610 г.На картине выше Давид приобретает светящийся вид, когда на него падает свет слева от картины. Он был окрашен мягкими тонами и краями. Также обратите внимание, как части Дэвида в тени плавно сливаются с черным фоном.
Напротив, отрубленная голова Голиафа с лентами крови, все еще стекающими с его шеи, выдвинута, немного превышая масштаб, в нижний правый передний план. Свет падает прямо на Голиафа, резко освещая тени его волос, нахмуренные брови и запавшие глаза.
С картиной, расположенной чуть выше уровня глаз, зритель, стоящий перед ней, будет смотреть почти прямо в лицо гигантского с зеленым оттенком лица Голиафа.
Караваджисти
Тенебризм Караваджо был настолько успешным, что многие восторженные художники начали подражать его стилю. Эти художники стали известны как «Караваджисты». Караваджи использовали резкое сочетание темного и светлого для нескольких целей — для моделирования трехмерных объемов, для привлечения внимания к определенным областям картины и для создания ощущения драмы.
Ниже приведен пример работы Караваджисти. Субъект, Джудит, протягивает руку, чтобы заблокировать свет, льющийся слева. Результатом является резкий изгиб тени, отбрасываемой на ее собственное лицо.
Артемизия Джентилески, Юдифь и ее служанка, 1625Голландский светотень
Другие художники применяли более тонкий подход к светотени, используя его для создания спокойного и задумчивого настроения. Голландский мастер Рембрандт ван Рейн известен своим тонким обращением с техникой светотени.
В нижеприведенном автопортрете Рембрандт использовал живописную кисть, чтобы исследовать отношения между светом и тенью. В отличие от многих других портретов, большая часть лица Рембрандта находится в тени, и только одна сторона его лица слегка освещена. Кроме того, фон окрашен средними тонами, а не глубоким черным, как многие другие картины в этом посте.
Рембрандт, Автопортрет в молодости, 1628Герард ван Хонтхорст — еще один голландский мастер, исследовавший использование светотени. На картине ниже предметы вынесены из темноты, и ваше внимание сосредоточено на ребенке, который, кажется, светится светом. Другие объекты греются в более тонком свете, а человек на заднем плане только что вышел из темноты.
Джерард ван Хонтхорст, Поклонение ребенку, 1620Светотень при свечах
Французский художник Жорж де Латур часто использовал свечи в качестве основного источника света для своих картин. На картине ниже он использовал свет свечи, отражающийся от зеркала, чтобы осветить сидящую Марию Магдалину.
Жорж де Латур, Кающаяся Магдалина, 1625-1650На этой картине чувствуется тепло свечи. Бумага в руке субъекта сияет, как полированное золото.
Georges de La Tour, Saint Jerome ReadingModern Chiaroscuro
Многие другие художники творчески и успешно использовали светотень.
Джозеф Райт из Дерби использовал светотень при рисовании сцен, представляющих научный интерес, во время промышленной революции. На его картине ниже планета (механическая модель солнечной системы) освещена масляной лампой, расположенной в центре модели, изображающей солнце.
Райт из Дерби, Оррери, 1766 г.Английский художник сэр Джошуа Рейнольдс использовал светотень, чтобы придать своим портретам восемнадцатого века царственный вид.
Джошуа Рейнольдс, лорд Хитфилд, 1787 г.Франческо Гойя принял более драматический тенебризм Караваджо, чтобы изобразить напряжение и повышенные эмоции, связанные с современной войной.
Гойя, Третье мая 1808 г., 1814 г.Светотень также используется во множестве других сред, таких как фотография и кинематография.
Ключевые выводы
- Некоторые из техник затенения, используемых для эффектной светотени, включают штриховку, затенение параллельными линиями и наложение тонов одного цвета.
- Для построения тональных градаций обычно наиболее эффективно работать от темного к светлому.
- Для большей драматичности вы можете рассмотреть возможность использования только одного сильного источника света.
- Наши глаза естественным образом притягиваются к самым светлым областям, поэтому они, как правило, являются центральными точками картины.
- Уровень контраста между светлым и темным помогает определить настроение картины.
- Тенебризм, который относится к особенно высоким контрастам между темными и светлыми областями изображения, может быть использован для создания сильного чувства драмы.
- Выбор композиции, например размещение объектов на переднем плане, может усилить эффект светотени.
Спасибо за прочтение!
Я ценю, что вы нашли время, чтобы прочитать этот пост, и я надеюсь, что вы нашли его полезным. Не стесняйтесь поделиться им с друзьями. Если вы когда-нибудь захотите узнать больше, ознакомьтесь с моим курсом Академии живописи.
Приятного рисования!
Дэн Скотт
Академия Draw Paint
История техники и способы ее использования
Фото: Стоковые фотографии kvasilev/Shutterstock
Этот пост может содержать партнерские ссылки. Если вы совершите покупку, My Modern Met может получить партнерскую комиссию. Пожалуйста, прочитайте наше раскрытие для получения дополнительной информации.
Если вы когда-нибудь ходили по художественному музею и наблюдали за работами мастеров эпохи Возрождения и барокко, вы, вероятно, восхищались их впечатляющим стилем. Такие художники, как Рембрандт и Караваджо
, рисовали с использованием техники светотени , которая представляет собой метод, использующий тени и единственный источник света для создания глубины и драматизма. Натюрморты, например, были написаны в темных комнатах, освещенных единственным окном, а лица на портретах были освещены золотым свечным светом.Этот стиль может показаться устаревшим по сравнению с красочным современным искусством, которое мы часто видим сегодня; однако многие современные художники обращаются к старым мастерам как к источнику вдохновения для создания своих собственных атмосферных произведений искусства и фотографий в стиле светотени.
Что такое Светотень?
Караваджо, «Натюрморт с фруктами», ок. 1603 (Фото: Wikimedia Commons, общественное достояние)
Термин chiaroscuro происходит от итальянских слов chiaro (что означает «ясный» или «яркий») и scuro (что означает «неясный» или «темный»).
История светотени
Леонардо да Винчи, «Богоматерь с младенцем, святой Анной и Иоанном Крестителем», между 149 г.9 и 1500 (Фото: Wikimedia Commons, общественное достояние)
Термин «кьяроскуро» стал широко известен в эпоху барокко благодаря таким художникам, как Караваджо и Рембрандт, но на самом деле этот стиль восходит к V веку в Древней Греции. Греческий художник, известный как Аполлодор Скиаграфос, рисовал заштрихованные тени, чтобы передать трехмерную глубину. Хотя ни одно из его произведений не сохранилось, эта техника скиаграфия (или «рисование теней») вдохновила будущее поколение художников.
В течение 15 и 16 веков мастера эпохи Возрождения начали пытаться усовершенствовать более ранние методы затенения. Одним из художников, принявших стиль кьяроскуро, был Леонардо да Винчи . Начав с темной бумаги с коричневым оттенком, он достиг объема в своих рисунках, переходя от темных к светлым тонам. Он использовал древесный уголь или черный мел, чтобы делать наброски своих предметов, а затем создавал иллюзию теней и света, постепенно создавая более светлые слои мела. В завершение да Винчи часто добавлял блики белой гуашью или мелом.
Караваджо, «Портрет фра Антонио Мартелли», ок. 1608 (Фото: Wikimedia Commons, общественное достояние)
Стиль эпохи Возрождения заключался в том, чтобы освещать предметы мягким светом, создавая безмятежные сцены. Однако художники периода барокко разработали стиль светотени, используя резкий свет для создания драмы и интенсивности, а также масляную краску для смешивания и создания постепенных тонов цвета. Возможно, самым известным художником кьяроскуро является итальянский художник 17-го века Микеланджело Меризи да Караваджо . Он часто затемнял большие части фона своих сцен и ярко освещал объекты на переднем плане.
В чем разница между светотенью и тенебризмом?
Артемезия Джентилески, «Юдифь, убивающая Олоферна», ок. 1612–1613 гг. (Фото: Национальный музей Каподимонте, Wikimedia Commons, общественное достояние)
Иногда светотень ошибочно принимают за ее более экстремальную версию, называемую тенебризмом . Эта техника, которая происходит от итальянского слова tenebroso (что означает «темный» или «мрачный») преувеличивает контраст между светом и тьмой, чтобы создать повышенное ощущение драмы. Его можно отличить от светотени по очень темному или даже черному фону, который отделяет объект от обстановки.
Как использовать технику светотени в домашних условиях
Фото: стоковые фотографии с сайта Andrew Stripes/Shutterstock
Легко испугаться техники светотени, поскольку некоторые из самых известных мастеров в истории связаны с этим стилем. Тем не менее, все, что требуется, — это правильные материалы, хорошее освещение и много практики. Вот как начать:
Ваши расходные материалы
Масляная краска является лучшим средством для наслоения и смешивания цветов, поэтому мы предлагаем приобрести базовый набор. Ознакомьтесь с нашим руководством по лучшим масляным краскам для начинающих и профессионалов.
Вам также понадобится:
- Кисти
- Холст
- Палитра для смешивания красок
Этапы работы с светотенью
1. Выберите тему
Традиционно стиль светотени хорошо подходит для натюрмортов и портретного искусства. Почему бы не собрать любимые предметы вместе, не изучить содержимое холодильника или не попросить друга попозировать?
2. Настройка освещения
Освещение — самая неотъемлемая часть вашей установки, и для достижения наилучших результатов полезно думать как фотограф. Чтобы создать один источник света, падающий на объект(ы) только с одной стороны, мы предлагаем сделать небольшой лайтбокс из картонной коробки. Покрасьте внутреннюю часть коробки в черный цвет и прорежьте маленькое отверстие с одной стороны. Установите его рядом с окном и позвольте естественному свету проникать через отверстие и освещать ваш объект.
3. Сделать фото
После того, как вы подготовите свою установку, мы предлагаем сделать фотографию вашей сцены и использовать ее для работы. Попробуйте повысить контрастность изображения, чтобы лучше видеть тени и блики. Если вы не можете сделать снимок, просто прищурьтесь — это отличный способ улучшить светлые и темные оттенки.
Готовы начать рисовать? Ознакомьтесь с этим полезным руководством.
Часто задаваемые вопросы
Что такое светотень?
Chiaroscuro — это метод, использующий тени и единственный источник света для создания глубины и драматизма в искусстве.