Основы китайской живописи Джейн Дуайт
Популярность китайской живописи набирает обороты с каждым днем во всем мире. Предлагаем вам к рассмотрению замечательную книгу. Это одно из лучших пособий для обучения китайской живописи.
Джейн Дуайт
Данная книга знакомит нас со всем необходимым для занятий китайской живописью. Так называемые «Четыре драгоценности ученого» это бумага, тушь, кисть и тушечница (камень для растирания туши).
Рассмотрены так же и дополнительные принадлежности, и материалы – подставка для кистей, краски, пресс-папье, тарелочки для смешивания красок, мягкий войлочный коврик, маленький чайник и пиалы для воды. Джейн Дуайт подробно описывает каждую принадлежность и помогает выбрать нам подходящий инструмент или материал для работы.
Книга «Основы китайской живописи» предлагает нам для воссоздания двести законченных мотивов. Здесь мы получим пошаговую инструкцию правильного рисования от цветов и фруктов до ландшафтов и живой природы. Книга поможет в построении композиции для создания гармоничных и отлично сбалансированных произведений.
Скачать книгу «Основы китайской живописи» Джейн Дуайт (PDF)
Материалы и техники
Каталог рисунков
Бамбук
Орхидея
Хризантема
Слива
Лилия
Азалия
Вьюнок
Подснежник
Гладиолус
Гвоздика
Подсолнух
Пуансеттия
Стручковый горох
Китайский гибискус
Гортензия
Анютины глазки
Душистый горошек
Магнолия
Пеларгония
Баухиния
Роза
Лилия
Мак
Глициния
Лотос
Фуксия
Гибискус
Нарцисс
Орхидея
Камелия
Ирис
Пион
Гранат
Мишмула
Вишня
Персик
Виноград
Клубника
Хурма
Слива
Груша
Банан
Тыква и перец
Горькая тыква
Цветная капуста
Баклажан
Редис
Салат-латук
Китайская капуста
Лук
Сельдерей
Морковь
Грибы
Кукуруза
Чилийский перец
Зеленый лук
Пчела
Муравей
Цикада
Богомол
Паук
Стрекоза
Сверчок
Жук-плавунец
Жук
Божья коровка
Жук-рогач
Оса
Кузнечик
Улитка
Кошка
Котенок
Медведь
Олень
Козел
Галаго
Слон
Лев
Лиса
Буйвол
Панда
Осел
Выдра
Лемур
Белка
Мышь
Лягушка
Бык
Тигр
Кролик
Дракон
Змея
Лошадь
Овца
Обезьяна
Петух
Собака
Свинья
Зимородок
Нырок
Гусь
Орел
Павлин
Лебедь-шипун
Малиновка
Сорока
Баклан
Попугай
Сова
Черный лебедь
Кряква
Утенок
Иволка
Курица
Цапля
Утка-мандаринка
Цыпленок
Курица
Журавль
Воробей
Рыба-ангел
Карп
Золотая рыбка
Дисковидный окунь
Водяные глазки
Белый амур
Гольян
Оранда
Краб
Креветка
Скалы
Горы
Облака
Водопад
Вода
Лодки
Мосты
Камыш
Ворсянка
Сосновая хвоя
Сосна
Ива
Дерево
Группа деревьев
Пагода
Философ
Крестянин
Собиратель хвороста
Охотник
Странник
Музыканты
Отдыхающая дама
Двое за беседой
Настурции в вазе
Козинка с вишнями
Чайник и розы
Виноград в корзинке
Ужин
Рыбка и водоросли
Пекинес и бабочка
Ирс и богомол
Огурец и шмешь
Лотос и лягушка
Белка и личи
Глициния и ласточка
Цапля с банановым листом
Камелия и птичка
Мухоловка с ягодами
Сойка со сливой
Павильон в горах
Лесное жилище
Девочка
Игрок на дудочке
Ребенок со змеем
Девочка с уловом
Стили китайской живописи: гунби | Клуб восточной культуры «Две империи»
- View Larger Image
Гунби или «тщательная кисть» — техника реалистической китайской живописи. Считается академической, поскольку была изобретена раньше остальных и противопоставляется свободному экспрессивному стилю се-и — «живописи идеи».
В технике гунби, в отличии от се-и, используется чёткий прорисованный контур со всеми ботаническими подробностями, без какой-либо независимой, экспрессивной вариации, что ограничивает художника в свободе взгляда на объект. В древности в технике гунби часто изображали фигурные композиции, божественные чертоги, мудрецов и повествовательные сюжеты.
Стиль китайской живописи гунби зародился около 2000 лет назад, в династию Хань (206 до н.э. — 220 н.э.), когда политическая стабильность Хань и её процветание благоприятствовали развитию и популяризации искусства.
Пика своего развития техника гунби достигла в эпохи Тан и Сун (с VII по XIII века), когда эти утонченные картины были одобрены императорскими семьями и начали коллекционироваться в дворцовых покоях.
Художники, работавшие у императора, обязаны были владеть стилем гунби. У императора был целый штат художников, работавших только в этой технике. Только богатые могли позволить себе приобретать такие картины. Свитки хранились в строжайшей тайне во дворце императора и покоях богатых семей.
Особенности техники гунби:
- Изображение объекта в контурной технике во всех подробностях;
- Покрытие контура цветом слой за слоем, с постепенным усилением контраста;
- Цель подобной техники — изысканное изображение объекта.
Самые известные художники стиля гунби:
- Ян Либянь (ок. 600-673 )
- Чжан Сюань ( 713-755 )
- Чжоу Фан (ок. 730-800 )
- Гу Хучжон ( 937-975 )
- Император Хуэй Чжун (1082-1135)
- Тан Инь (1470-1524)
- Цю Ин (1494-1552)
- Чэнь Хуншоу (1598-1652)
Техника могуфа
Могуфа— одна из техник традиционной китайской живописи, в переводе с китайского языка буквально «бескостная живопись». По некоторым древним документам создание этой техники приписывают Чжан Сэн-юню, который жил в династию Лян в период Южных династий. В периоды Пяти династий и десяти царств художник по имени Хуан Цюань из бывшего княжества Шу значительно развил эту технику, которая в основном использовалась в жанре цветы-птицы (хуаняо), а также деревья и цветы, травы и насекомые, поскольку птиц продолжали традиционно рисовать в стиле гунби. Эта техника была названа «не имеющей костей», «бескостной».
Художники династии Тан, подражавшие технике Хуан Цюаня: Сюй Чунсы (династия Северная Сун, был приверженцем этой техники, вследствие чего его картины были названы мэйгуту, «картины в технике мэйгу«; кроме того, он впервые стал применять технику мэйгу в жанре пейзажа). Во времена Поздней Мин и Цин самым известным мастером этой техники был Юнь Шоупин.
Цветные пейзажи Чжана Сэн-ю династии Лян, монохромные изображения людей Лян Кая династии Сун, картины цветущих растений Юн Няньтяна династии Цинь когда-то шокировали жителей Поднебесной своими нестандартными приемами, но вскоре это впечатление «развеялось как дым». Бескостный метод рисования цветов и трав художника Юн Наньтяна использовался всего лишь 300 лет…
Китайская живопись в те времена воспринималась и понималась людьми только как живопись с четкими контурами (по-китайски чжунгуфа, буквально «метод тяжелой кости») или метод сянфа (линейный метод). В результате работы, выполненные в технике мэйгу подвергались «холодным» дискуссиям и к этим картинам было пренебрежительное отношение вплоть до того времени, пока те не исчезли совсем. И это несмотря на то, что метод мэйгу фактически составляет половину всей живописи Китая!
Все изменилось в династию Цинь, когда Сян Вэйжень, Цэн Яндун и другие начали использовать эту технику. Последователи художника Ван Жуюаня и его ученики Цай Сяоцю, Чжан Хунвэй, Чэн Маньчин стремились к новым веяниям в китайской живописи, сознательно подвергая себя нападкам, начали практиковать стиль могуфа. Итогом их усердия стала известность. В последствии их школа живописи получила название «школа живописи Юнцзя» по месту ее создания.
Стиль могуфа основывается на заливке цветом больших участков картины без предварительной тщательной прорисовки контура. «Костями» в живописи называли тщательные линии стиля гунби. «Мясом» называлось заполнение контуров цветом. «Без костей» в данном контексте означает «без контура». Сначала цветом заливается форма листа, потом по сырому изображению наносятся тен, только после этого по высохшему пятну рисуются прожилки. При этом используется непромокаемая бумага для стиля гунби, пропитанная квасцами. Так же, как и в гунби, в технике могуфа присутствует окрашивание, смазывание, растирание и заливка.
ПОСЛЕДНИЕ СТАТЬИ
Руководство: Китайская живопись кистью | Блог Skillshare
Одна из старейших форм традиционного искусства, китайская живопись кистью — поразительный вид искусства с сильными культурными корнями. Современные китайские художники-кисти придают этой старой форме искусства всевозможные повороты 21-го века. Читайте дальше, чтобы увидеть примеры и узнать, как начать работу, взяв урок самостоятельно.
Что такое китайская живопись кистью?
Источник: InstagramЦветы, нарисованные китайской кистью и тушью.
Китайская живопись кистью — это традиционное искусство рисования на рисовой бумаге или шелке кистью и тушью из натурального волоса животного. Картины могут быть монохромными или цветными и обычно изображают животных, птиц, цветы или сцены из природы. «Трюк» в этом стиле рисования заключается в том, чтобы держать и направлять кисть соответствующим образом, чтобы мазки были тонкими и изысканными. Эти картины похожи по стилю и технике на традиционную каллиграфию.
История и происхождение искусства
Источник: InstagramТрадиционное китайское рисование пейзажей кистью.
Китайская живопись кистью считается одной из старейших продолжающихся художественных традиций в мире. Это практикуется примерно с 770 г. до н.э., когда художники династии Восточная Чжоу начали изображать мир природы.
Рисование кистью и каллиграфия высоко ценились на протяжении всей истории Китая. Китайские императорские дворы нанимали придворных художников для изображения самых разных предметов и для различных целей, от подвесных свитков до украшения лакированных изделий.
С 13 века стали популярными простые предметы, привлекательные для нашего глаза начала 21 века: один цветок, плод или птица, сидящая на ветке. В наши дни по-прежнему популярны традиционные предметы из мира природы, а также традиционные чернила и кисти. Современные китайские и зарубежные художники придают современный вид классическим предметам и материалам.
Краски и материалы, используемые для рисования кистью в китайском стиле
Некоторые принадлежности для рисования кистью в китайском стиле в составе набора для рисования кистью в китайском стиле.Принадлежности, необходимые для обучения:
- Кисти для каллиграфии различных размеров
- Черные и цветные чернила (иногда называемые чернилами суми)
- Палитра или контейнер для чернил
- Рисовая бумага
- Карандаш традиционный 9 00034 9 00034 в китайской живописи использовалась на протяжении веков. Он поставляется в жидкой или твердой форме, а в наши дни также в тюбиках. Он очень светостойкий, а благодаря мелким частицам пигмента хорошо проникает в поверхность бумаги или шелка.
- Upright vertical
- Oblique
- Reverse
- Hidden
- Exposed
- Scatter
- Drag
- Rub
- Dot
Шелк традиционно использовался в качестве поверхности для рисования кистью, но рисовая бумага является более доступной (и более дешевой) альтернативой. Рисовая бумага ( xuan ) намного тоньше, чем акварельная бумага, но она хорошо удерживает водянистые чернила и хорошо рисует без коробления.
Кисти для китайской живописи толстые на одном конце и сужаются к концу. Ручки обычно делаются из бамбука и щетины из козьей, кроличьей или ласковой шерсти. Щетки бывают разных размеров, от очень больших до очень тонких. Начинающим не понадобится полный набор кистей, но три или четыре разных размера — хорошая идея. Набор обычно поставляется с ограниченным набором кистей и чернил.
Современные примеры
Цветок пиона. Работа студента Марека Домбровольски. На некоторых уроках китайской живописи кистью учат рисовать подснежники. Источник: InstagramСтилизованный журавль. Водяной буйвол, представляющий китайский гороскоп. Источник: Instagram
Вишневый цвет. Источник: Instagram
Пейзаж тушью. Лодка и пейзаж на севере Вьетнама. Зимородок и красный цветок лотоса.
Как начать рисовать кистью в китайском стиле самостоятельно
Кисть и тушь являются необходимыми предметами.Художник Эшли Ян Лю, преподающий уроки живописи кистью, говорит, что лучший способ научиться — следовать проверенным методам. Действительно, традиционной китайской живописи кистью долгое время обучали наизусть и подражанием: ученики копировали шедевры, пока не освоили приемы, необходимые для самостоятельного рисования. Если вы хотите учиться, эта техника погружения может помочь. Вы сможете проявить свою индивидуальность и творческий потенциал позже, как только отточите базовые приемы.
Шаг 1. Выберите тему
После сбора припасов пришло время выбрать тему. Уроки китайской живописи кистью для начинающих, как правило, сосредоточены только на одном предмете. Традиционная китайская живопись использует четыре «джентльменских» или основных мотива — бамбук, цветки сливы, орхидеи и хризантемы — все они являются хорошими объектами для начала китайской живописи кистью, потому что они позволят вам практиковать мазки кистью, неотъемлемые элементы искусства.
Шаг 2. Смешайте краски
Смешайте краски в блюдце или палитре.Вы можете использовать различные цвета для рисования кистью, но если вы новичок, начните с черных чернил, смешанных с более светлыми и более темными оттенками, добавляя большее или меньшее количество воды.
Шаг 3. Нарисуйте контур карандашом
Набросайте контур водопада.Слегка набросайте контур объекта или основные линии и формы, которым нужно следовать, карандашом на рисовой бумаге.
Шаг 4. Начните рисовать
Правильно держите кисть, чтобы нарисовать мазки.The look of your painting will be determined by your mastery of some basic Chinese brush painting strokes, including:
Визуальное руководство — лучший способ понять, как нужно держать кисть и какое давление требуется для правильного формирования этих мазков. Начинайте практиковаться и получайте удовольствие!
О, и интересно, как монтировать китайские картины кистью, когда они закончены? Традиционно они представлены в виде свитков, но в настоящее время их можно оформить в раму и установить, как и другие картины.
Научитесь рисовать китайскую икону дикой природыКак нарисовать милого медвежонка панду: учебник по китайской живописи
Примите участие в уроке!
Китайские техники рисования тушью | Art Of The Brush
Китайская живопись тушью — древнее искусство, которое развивалось и совершенствовалось на протяжении многих веков.
«Китайская живопись тушью подчеркивает концепцию и композицию. Концепция – это идея, а композиция – положение, пропорции и расположение цветов в картине».
Здесь мы обсудим, как установить позу, как держать кисть, как использовать воду, тушь и некоторые основные приемы рисования.
Как установить осанку
Сядьте прямо на стул рядом со столом. Успокойтесь со своим подарком. Сделайте несколько глубоких вдохов прямо в нижнюю часть живота (丹田, dān tián).
Положите бумагу перед собой под прямым углом. Если вы левша, поместите бумагу на несколько дюймов (около 10 см) левее, чтобы при рисовании вы могли видеть кончик кисти.
Держите локоть свободным от стола, на расстоянии нескольких дюймов (около 5 см) от туловища.
Как держать кисть
Как держать кисть
Правильный хват поможет вам рисовать гладко. При работе над масштабной картиной держите локоть и поясницу над столом. При работе над небольшой картиной ваша рука может мягко лежать на столе.
Во-первых, держите кисть строго вертикально. Постарайтесь не держать его наклоненным к себе, как ручку.
Свободно зажать кисть между указательным и большим пальцами.
Затем слегка оберните средний палец вокруг внешней стороны этой рукоятки так, чтобы ручка находилась прямо внутри подушечки среднего пальца.
Безымянный палец идет дальше вниз и соприкасается с кистью сбоку или сзади.
Мизинец не касается кисти, а заходит внутрь безымянного пальца, придавая ему дополнительную силу. Не высовывайте мизинец: хоть он и не касается кисти, он помогает поддерживать безымянный палец.
Кисть не должна касаться вашей ладони. Кроме того, между указательным и большим пальцами должен быть значительный промежуток: ваша ладонь должна быть пустой. Хват должен быть довольно свободным и близко к кончику кисти. На представленных схемах показано правильное и неправильное размещение каждого пальца, а также явно неправильный хват.
Важно отметить, что при использовании этого хвата вы будете использовать разные пальцы для выполнения каждой возможной оси движения. Указательный палец будет выполнять большую часть работы по рисованию кисти вниз по странице, в то время как большой палец противостоит ему и ведет кисть вверх по странице. Средний палец сгибается к ладони и справа от страницы, а безымянный и мизинец противостоят ему.
Сгибание запястья также очень важно. Если запястье слишком согнуто, ваша каллиграфия будет не плавной, а скорее резкой. Хорошее эмпирическое правило заключается в том, что на верхней части запястья не должно быть видимой линии, где изгибается кожа. Небольшой изгиб вверх следует ожидать, но ваша цель — держать запястье относительно прямым и свободным.
Как загрузить кисть
Как загрузить кисть?
При заборе чернил из чернильного блока просто окуните кончик кисти в резервуар для чернил или на шлифовальную поверхность, если у вас нет резервуара. В отличие от западных кистей, кисти для каллиграфии предназначены для насыщения чернилами от точки до места, где кончик соединяется с ручкой. Однако загрузка слишком большого количества чернил на кисть может привести к тому, что часть чернил вытечет до того, как вы достигнете намеченного места на странице.
Помните
Никогда не стучите щеткой вверх и вниз в контейнере, ударяя о дно.
Это сломает волосы с ручки.Написание первого китайского иероглифа китайской кистью
Почему бы не попробовать иероглиф? Символ «ён» (永) часто считается отличным тренировочным персонажем благодаря тому, что он содержит все основные штрихи. На представленной диаграмме показан правильный порядок обводки и направление кисти для этого персонажа. Кроме того, вы можете увидеть все, о чем мы говорили, от загрузки кисти до правильного захвата, в предоставленном видео.
Как рисовать кистью
Как рисовать кистью?
Кисть используется для создания точек, линий и поверхностей. В китайской живописи тушью полный мазок должен состоять из трех шагов: ввод мазка, движение кисти и выход из мазка. Различные техники старта и финиша, а также интенсивность и количество ударов дают разные результаты.
Есть четыре основных удара куста.
1. Чжунфэн (中锋, мазок по центру) – это использование кончика кисти для рисования по центру чернильной линии;
2. Cefeng (侧锋, боковой мазок кистью) наклоняет кисть под углом, с кончиком против одной стороны линии, пинты или поверхности и с нажатым брюшком кисти против бумаги;
3. Избегание (顺峰, удар вниз по течению) – рисовать сверху вниз или слева направо;
4. Нифэн (逆锋, восходящий штрих) — рисовать снизу вверх или справа налево.
Чтобы провести тонкую линию, поднимите кисть вверх, чтобы получилась более светлая линия. Чтобы нарисовать более толстую линию, нажмите на кисть. Подъем и нажатие с разной скоростью могут создавать различные формы точек, линий и поверхностей. Вдавливание щетки в бумагу или вращение втулки называется дун (顿,пауза).
Сочетая вышеупомянутые техники, кисть китайской живописи имеет основные штрихи, как показано ниже:
1. Контурирование — это изображение формы объекта с помощью обводки центральным концом для создания плавных линий.
2. Обводка цунь (皴) предназначена для изображения текстуры и создания трехмерного эффекта объекта. Это можно сделать центральным кончиком или боковым мазком темной или светлой тушью.
3. Ca (擦) похож на cun, что означает осторожное использование мазка боковой кистью для создания ломаной и размытой текстуры, оставляя очень легкий след кисти.
4. Точечное и окрашивание заключается в использовании штриха с центральным наконечником для рисования небольшой области. Если точечный штрих или окрашенная область больше, это называется окрашиванием. Это очень распространено в живописи в стиле сеи.
Как пользоваться водой
Как пользоваться водой?
В 600 году нашей эры художественные школы в Китае проверяли способность художника смешивать шестнадцать различных оттенков серого, от черного до прозрачной воды. Мы будем использовать только около восьми оттенков серого. Вы можете сделать оттенки серого, взяв черную краску и разбавив ее. Разбавить означает «добавить воды».
Восемь оттенков серого
Темные чернила
Светлые чернила
Сухая кисть
Влажная кисть
Обугленный оттенок чернил
Как пользоваться чернилами
Как пользоваться чернилами?
В китайской живописи черные чернила делятся на пять оттенков: темные, светлые, сухие, влажные и обугленные.