Теорию академического рисунка – Академический Рисунок Основы (План Курса) Теория + Практика

Содержание

Теория академического рисунка. Что такое академический рисунок

Значение академического рисунка

При просмотре профессионального и любительского рисунков, всегда можно обнаружить где какой. Люди, не обучавшиеся академическому рисунку, в лучшем случае точно копируют окружающие формы и цвета. Но при этом не способны нарисовать предметы «из головы». Профессионалы, окончившие школу академического рисунка, могут нарисовать любой предмет с любого ракурса, для этого даже не обязательно наблюдать предмет воочию.

Академический рисунок – это мастерство по передаче объема и фактуры при помощи светотени.

Мифы об академическом рисунке

Большинство людей не хотят идти учиться теории академического рисунка из-за нескольких мифов, связанных с этой школой. Поэтому сначала нужно разобраться с этим негативом, чтобы желания рисовать профессионально было больше.

Миф №1: Это всегда работа по заданию
Частично – правда. Действительно, начинать лучше с простейших геометрических фигур: куба, шара, цилиндра и пр. Но такие задания касаются лишь самых первых работ, далее никто не запрещает рисовать комнатную обстановку: вазу, часы, яблоко на столе. Вы сами можете составлять собственные композиции. В первую очередь теория академического рисунка – это правила передачи объема и фактуры, и совершенно неважно какой предмет вы изображаете.

Миф №2: Научится этому трудно

Откровенная ложь. Впечатление создается под действием толстенных книг по академическому рисунку. Просто словами иногда очень трудно объяснить движения. Попробуйте, не прибегая к показательным движениям, описать словами «танец маленьких утят». Описание займет не один час, хотя показать можно за несколько секунд. Академический рисунок – набор простых правил, но чтобы понять некоторые из них нужно посетить занятие, так как читать об этом бессмысленно.

Миф №3: Учится этому долго

Смотря как посмотреть. Научиться ездить на автомобиле можно за несколько уроков, но чтобы выступать на соревнованиях этого явно недостаточно. Также и с академическим рисунком. Научиться отображать предметы реалистично можно за несколько занятий, но совершенству нет предела. Поэтому годы практики будут полезны и не пройдут даром.

Миф №4: Это скучно

Частично – правда. На первых занятиях, когда вы рисуете кубы и шары, удовольствия от процесса и результата мало. Это как в любом искусстве. Но после изучения основ дальше дело пойдет значительно быстрее. Ведь академическому рисунку студентов в ВУЗах учат не для мазохистского удовольствия, а для ускорения дальнейшего процесса обучения.

Теория академического рисунка

Начинается академический рисунок с отображения простейших объемных фигур: куба, цилиндра, шара и тора. При этом сразу учатся отображать объем при помощи светотени. Падение света и тени, штриховки и затенения играют главную роль. Ведь именно с их помощью передается объемность, реалистичность предмета. Отображаемые предметы постепенно усложняются, ведь в природе правильных геометрических фигур практически не существует.

Светотени нет – предмет кажется плоскимСветотень есть – предмет стал объемнымСветотени стало ещё больше – теперь видно не только объем, но и фактуру

Как и правильных геометрических фигур, в природе также очень мало «чистых» тонов. Практически все, что мы видим – это дикая смесь самых разных красок, к тому же даже на простейшем предмете можно найти до десятка различных оттенков. Большое значение имеет не только точность передачи тона, но и переход одного тона в другой.

Обратите внимание, что способ перехода тонов и светотени указывает на фактуру предмета

Гладкая поверхностьШероховатая поверхностьНеровная поверхность

art-matita.ru

Академический рисунок. Немного истории — «Мастерская ЭКОРШЕ»

 Учебный академический рисунок это такая учебная дисциплина, которая раскрывает принципы построения реалистического изображения на плоскости. Она учит правильно видеть и правильно передавать средствами рисунка окружающую нас действительность, помогает понять законы строения формы предметов и использовать эти законы в практике построения изображения. Она даёт художественную культуру, знания и навыки, необходимые для самостоятельной творческой работы.

Учебное академическое рисование — это определённая система обучения и воспитания. Курс учебного рисования включает в себя целый ряд учебных заданий, этапов. Одним из таких заданий является рисунок гипсовой античной головы.

 Задачей рисунка гипсовых слепков является уяснение сущности формы и наблюдение за тем, как меняются, в зависимости от освещения, соотношения светлого и темного. Гипсовая модель – художественное произведение, выполненное мастером, где выявлены и подчеркнуты только те детали, которые способствуют выражению особенностей характеристики данной головы в передаче зрительного образа. К тому же форма найдена, решена в материале, видна определенная манера скульптора, что важно при изучении классических образцов.

 Рисование с гипсовых слепков имеет очень большое значение. Оно является подготовкой к работе над изображениями натурщиков. Изучение формы головы удобно осуществлять при рисовании гипсов потому, что неподвижная натура позволяет проводить точную самопроверку пропорциональных соотношений частей, все расстояния можно от одной опорной точки. Кроме того, одноцветность белого гипса облегчает задачу, позволяя сосредоточить все внимание на передачи объёма без выявления тональных различий, которые свойственны формам живой натуры.

 Развиваясь по форме, рисунок еще долгое время не имел самостоятельного значения. В древности не выделяли рисунок в отдельный вид искусства.

 Европейский рисунок как вид искусства сложился в эпоху Возрождения, когда утвердилось его базовое значение при подготовке всякого мастера, работающего в художественной области. На рубеже средневековья и Возрождения, а также в раннем Возрождении художники не сохраняли свои рисунки, именно поэтому так мало рисунков этого периода можно найти в музеях. Чаще встречаются контурные наброски для миниатюр, но рисунок для миниатюры имел совершенно определенную функцию: обводились линией те места, которые нужно было закрасить.

 Высокое Возрождение в корне изменило отношение к рисунку. Великие мастера — Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль — создали и, к счастью, сохранили много своих рисунков, достойных называться истинными шедеврами. Ценность этих работ тем более велика, что в это время закладывались научные основы реалистического рисунка, был создан аппарат перспективы, изучалась анатомия человека и животных. Интересно отметить, что до Леонардо рисунки на бумаге или пергаменте почти не встречаются. Исследователи связывают этот факт с расцветом настенной живописи: художники делали подготовительные рисунки прямо на стене.

 Впервые подготовительный рисунок на бумаге начал делать Парри Спинелли (около 1387-1453), и к середине XV века эскизы на бумаге окончательно вытесняют синопию. Это оказалось удобнее, не надо уже было взбираться на леса для рисования на штукатурке, эскизы делались в мастерской. С изменением метода подготовительной работы художники стали делать очень много рисунков, широко используя различные техники. И собственно рисунок начался не с подготовительных эскизов и картонов, а с тех свободных поисков выразительной композиции, предназначенной для фрески, которые были вначале заключены в рамки настенной росписи, а затем все более и более приобретали самостоятельность. Получили распространение рисунки-копии с работ известных мастеров, которые помогали молодым художникам учиться рисовать.

 Качественно новый метод рисования предложил Пизанелло (около 1395-1455). Он начал делать рисунки с натуры, изучая предметы с точки зрения формы. Это по сути дела были первые учебные рисунки. Рисовал Пизанелло добиваясь эффекта неяркого скользящего света. По технике эти рисунки предшествуют высокому Возрождению, когда рисунок становится самостоятельным видом искусства.

 Великие мастера рисунка итальянского Возрождения выработали технику двух направлений: линейную и тональную. Микеланджело, Леонардо и другие мастера флорентийского круга рисовали в строгой линейно-пластической манере, а венецианцы Тициан, Веронезе, Тинторетто создавали рисунки так называемого живописного стиля, используя эффект пятна и некоторой эскизности. Особо следует отметить рисунки Дюрера, ярчайшего представителя немецкого Возрождения в XVI веке. Графика Дюрера отличается четкостью, ясной логикой штриха и линии. Как любое явление искусства, рисунок имел свои периоды расцвета. Начав блистательную самостоятельную жизнь в эпоху Возрождения, европейский рисунок приобрел новые черты и новую популярность в XVII веке в Голландии, а в XVIII веке — во Франции. Получает большое развитие карандашный портрет, создаются обширные коллекции рисунков, графические работы украшают стены домов простых горожан. Клуэ и Энгр во Франции, Рембрандт в Голландии, Рубенс во Фландрии, Тьеполо и Гварди в Италии создают классические по мастерству исполнения рисунки, на которых учатся многие поколения художников.

 В России история классического рисун­ка начинается со 2-й половины XVIII века, когда в Петербургской Академии художеств преподавали А. Лосенко, Г. Угрюмов, А. Иванов, К. Брюллов, сами блестящие рисовальщики, ранее учившиеся в академии. Трепетное отношение к линии, строгая форма, совершенство пропорций, высокая техника — характерные черты русского рисунка. Новый подъем рисовального искусства связан с П. Чистяковым, учителем И. Репина, В. Сурикова, В. Васнецова, В. Поленова, В. Серова, М. Врубеля и других великолепных мастеров. У Чистякова учился и Д. Кардовский, впоследствии разрабатывавший методику обучения рисунку. Живым и крепким рисунком обладали передвижники от Крамского до Касаткина. На рубеже XIX и XX веков в противовес нарождающейся тенденции разрушения старого рисунка, они поставили совершенную технику во главу угла художественного произведения, объявив форму высшей целью искусства. В послереволюционный период техника рисунка, пережив годы невежественного отрицания, годы натиска малограмотных нигилис­тов, в конце концов сохранила реалистические традиции и осталась одним из главных элемен­тов обучения, неотделимой от содержательной стороны рисунка. Ведущие художественные, прикладные и архитектурные вузы России основательно готовят будущих художников и архитекторов, уделяя огромное внимание рисунку как базовой учебной дисциплине. Современный реалистический рисунок опирается на многовековую традицию рисовального искусства, на признанную почти всеми академическими школами работу непосредственно с натуры, дающую надежную основу при создании композиционного рисунка.

 Европейские академические системы обучения искусству возникли как реакция на цеховое, ремесленное обучение, заменив освоение приемов и методов отдельных мастеров изучением общих начал, определяющих природу формообразования в изобразительном искусстве. Рисунок довольно поздно обрел самостоятельность, оставаясь долгое время лишь подготовительным этапом. Прежде чем стать отдельным направлением в искусстве, рисунок бытовал как скрытое профессиональное знание. Постепенно сформировалось представление о базовой ценности рисунка как основания всех изобразительных искусств.

 Рисунок гипсовой головы — это сложный, и в то же время очень серьезный, увлекательный раздел академического рисунка. Работая над учебным рисунком, всегда следует помнить, что он является не самоцелью, а переходной ступенью, помогающий усвоить основные принципы реалистического рисунка и научиться успешно решать творческие задачи.

gips-golova.livejournal.com

Методические принципы академического рисунка при подготовке дизайнеров

Савинов Андрей Михайлович,кандидат педагогических наук, доцент кафедры дизайна и изобразительного искусства ФГБОУ ВПО ©Вятский государственный гуманитарный университет, г.Киров[email protected]

Методические принципы академического рисунка

при подготовке дизайнеров

Аннотация. В статье речь идет об основополагающих методических принципах выполнения академических рисунков, таких как принцип последовательности работы над рисунком, принцип конструктивного анализа формы в рисунке, принцип тонального решения рисунка и другие. Обосновывается мнение о том, что освоение методических принципов работы над академическими рисунками является обязательным условием профессиональнохудожественной подготовки студентов в дизайнобразовании.Ключевые слова: академический рисунок, методические принципы, методическая последовательность, процесс преподавания.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Преобразования, происходящие в обществе, диктуют новые требования и ксфере образования, в частностик дизайнобразованию. Для инноваций и качественных преобразований стал необходим принципиально иной тип мышления, его обязательная творческая составляющая ‬умение синтезировать и создавать новое. Дизайнер занимает уникальное положение между миром замысла, образа и его воплощением. В основе его профессиональной подготовки находитсяакадемический рисунок. Однакоимеются разные мнения о том, как именно надо обучать рисунку дизайнеров, какие методы при этом применять, какими критериями руководствоваться. В данной статье предлагается один из возможных вариантов ответа на вопрос, вчем же состоит специфика обучения академическому рисунку будущих дизайнеров.Прежде всего,необходимо отметить, что методика преподавания академического рисунка берет начало из того времени, когда обучение рисунку базировалось на штудировании античных образцов и последующем тщательном изучении живой натуры. Данная методика в основе своей остается во многом неизменной и сегодня для большинства вузов, осуществляющих художественную подготовку студентов. Однако при подготовке дизайнеровследует учитывать:помимо тогочто обучение рисунку дает навыки композиционного мышления, развивает художественный вкус, формирует пространственное видение объектов и т.д., оно еще и оказывает влияние на умение отбирать необходимое для будущей проектной работы содержание, т.е.,когда студент рисует, происходит сортировка информации, ведущей к проектным идеям [1]. Следовательно, умение рисовать и в дизайне является одним из важнейших условий свободы творчества. И чтобы достичь свободного выражения идей средствами рисунка, студентам необходимо освоить ряд методических принципов академического рисунка с учетом специфики подготовки дизайнеров.Наиболее общий методический принцип выполнения академических рисунков ‬это последовательность в работе над рисунком. Этот принцип также подразумевает обеспечение некоторых частных принципов учебного рисования: выполнение рисунка от общего к деталям, от больших форм к более мелким, от главного к второстепенному.Соблюдая методическую последовательность,на начальной стадии выполнения рисунка необходимо осваиватьпринцип композиции изображения. Важной задачей при решении композиции изображения на листе бумаги является выбор точки зрения на объект, что во многом и определяет успех в работе над рисунком. Важно с первых учебных занятий убедить студентов, что выбор формата, точки зрения и правильная, убедительная компоновка самого изображения на листе бумаги есть неотъемлемая часть выполнения рисунка, и онане может быть одинаковойпри разных заданиях и разных задачах, которые стоят перед рисующими.Для того чтобы свободно пользоваться пространством в композиционном построении изображения, необходимо учить студентов с самого начала всегда следить за соотношением размеров. В дизайне вопрос отношений‬один из главных. Дизайнер все время встречается с соотношениями размеров, масс, силы тона и т.д. В силу условности рисунка это означает, что то или иное изображение объекта верно не абсолютно, как он существует в натуре, а относительно. Сам по себе размер и тон на изображении часто бывает меньше, слабее,чем в натуре, потому что диапазон от самого малого до самого большого в размере и тоне гораздо больше, чем в изобразительных средствах рисовальщика. Возможности рисунка в том и заключаются, чтобынебольшими средствами можно передать многообразие действительности. Задача педагога‬научить студентов использовать изобразительные средства рисунка, видеть и оценивать перспективу форм, работать отношениями.Методический принцип выполнения академического рисунка, который для будущих дизайнеров является основополагающим,‬это принцип конструктивного анализа формы изображаемого объекта. Проектируя изделие, дизайнер должен учитывать взаимосвязь ее элементов не только в пространственном, но и в конструктивном, структурном отношении. Отсюда вытекает необходимость постановки в обучении рисунку аналитических задач. Студенты должны научиться анализировать средствами графики логику и закономерности конструкции, формообразования в пространстве и выявлять эти закономерности в рисунке. У будущего дизайнера должно быть развито чувство формы, умение организовать ее и интерпретировать в соответствии с проектной задачей.Особенности освоения аналитикоконструктивного подхода к выполнению рисунка заключаются в том, что он требует от студента строгого логического суждения, точности, умения мыслить в процессе работы в связи с решаемыми задачами, представлять в пространстве взаимосвязанность и соотношения частей предметов.Для более убедительного выявления формы рисуемого объекта применяется принцип тонального решения рисунка, основанный на закономерностях освещения. Теорию теней, тоновой рисунок, как и конструкцию формы, полезно изучать на примере гипсовых предметов. Норисунки гипсовых предметов должны стать подводящими к умению правильно рисовать обычные реальные предметы, воспроизводить средствами рисунка фактуры различных материалов. Распределение светлых и темных пятен в рисунке, обозначающих освещенность формы, необходимо проводить через конструктивный анализ. Именно такой подход определил условность в передаче освещения в рисунках при подготовке дизайнеров.Выполняя требования методической последовательности ведения рисунка, необходимо соблюдать еще один принцип, который относится к созданию целостности изображения. Исчерпывающее пояснение этого принципа дает П.Я.Павлинов, в частности,он пишет: ©Что такое целостность в изображении? В рисунке‬это подчинение всех частей одной общей форме, одной идее, одному плану. Когда печник складывает печь, то дымоходы в начале его работы представляются какимито несвязанными между собой каналами в толще строящейся печи. Дымоходами сделаются они только при завершении всей работы, когда, соединившись в вершине печи в один непрерывный от топки до трубы ход, он примет свою настоящую форму. Печник должен предвидеть общую идею устройства печи с момента укладывания первого кирпича: каждый кирпич должен класться в соответствии с общим планом печи; во всякий момент работы каждая новая детальная форма должна строиться в точной зависимости от общей цельной формы сооружения. Если печник о целой окончательной форме печи не думает с самого начала, у него печи не получится. Так и в рисунке. Мы не можем сразу одним жестом построить рисунок. Мы поневоле строим его постепенно, как сооружение из кирпичей,‬линиями, точками, пятнами. И необходимость удерживать каждое свое движение карандашом по бумаге в подчинении общей идее изображения‬непременное условие добиться целостностиª [2].Невозможно представить себе дизайнерское решение проекта, в котором не было бы концепции, образного начала, идейного замысла. Этотпринцип можно сформулироватькак принцип художественнообразного решения рисунка. Художественный образ формируется в процессе проведения предпроектного исследования. Это этап, по результатам которого в процессе поисков рождается концептуальное решение проекта. Выполнение поискового ряда является творческим процессом, следующие этапы уже в большей степени относятся к технической стороне дела. Рисующий,нашедший пластическое выражение идеи и сформулировавший концепцию,выбирает выразительные средства и задает технику для более яркого выражения идеи. Конечно, эти задачи решаются в основном на композиции и проектировании, но и курс рисунка должен вносить свой вклад в этот процесс. Задания по рисунку и решаемые задачи должны быть нацелены на осознание и практическое применение таких понятий, как динамика и статика, ритм и метр, симметрия и асимметрия, контраст и нюанс, целостность и завершенность. Все это непосредственно связано с выразительностью рисунка. Выразительность рисунка,в свою очередь,зависит от композиционного решения рисунка, конструктивного анализа формы, светотени и грамотного применения изобразительных материалов. Л.Г.Медведев отмечает, что ©ценность учебного рисунка определяется степенью соответствия двух сторон: одна сторона связана с его выразительностью, другая‬с техникоаналитическими знаниями. В изобразительной деятельности эти два начала неразделимыª [3]. В.П.Зинченко дает такую последовательность данного процесса: ©от нагляднодейственного к нагляднообразному и далее к художественно образному мышлению‬таков путь развития творческих способностей, связанных с отражением действительности в форме художественных образовª [4].Для тогочтобы студенты приобрели большую способность к оперированию образами,необходимо развивать у них способности к мысленному рисованию. О необходимости мысленно формируемого графического изображения с предварительным проговариванием выполняемых действий говорилось давно. Еще Энгр указывал, что ©надо рисовать беспрестанно, рисовать глазами, когда нет возможностирисовать карандашомª [5]. П.П.Чистяков определял рисование как мыслительный процесс и постоянно подчеркивал, что рисовать ‬это рассуждать [6]. Исходя из этого, можно выделить следующий методический принцип, а именно принцип мысленного рисования. Формирование зрительных представлений, мысленное рисование вообще в этом случае становятся необходимым условием успешного обучения рисунку. Эксперименты Е.И.Игнатьева [7] в свое время также доказали, что нельзя мысленно изобразить предмет, если у учащихся не будет ясного представления о самом процессе изображения и условий, при которых он происходит.Для того чтобы студенты смогли увидеть мысленно нарисованное четкое изображение натуры, можно выполнить упражнение промежуточного характера, способствующее побуждениюстудентов к активной мыслительной и графической деятельности, напримернабросок или, как их сейчас часто называют, скетч (англ.sketch, буквально‬эскиз, набросок, зарисовка). Как известно, набросок‬это быстрая,лаконичная зарисовка натуры. Задание выполнить краткосрочный набросок подталкивает студентов к предварительному мысленному набрасыванию изображения. Развитие быстроты мыслительных действий активизирует психические процессы восприятия, памяти, воображения. Наброски по памяти, когда студенты наблюдают натуру, а потом выполняют ее изображение, вообще невозможны без активизации мыслительной деятельности рисующего, при этом важно нацелить учащихся именно на осмысление графических действий. Кроме того,именно быстрое рисование для дизайнера больше всего необходимо в его профессиональной деятельности: навыки быстрого изображения интерьера и экстерьера,наброски проектируемого объекта ©от рукиª с разных ракурсов, умение в качестве ответа на поставленный вопрос заказчика нарисовать по представлению несколько вариантов концептуального решения проекта и т.д. Поэтому студентам необходимо освоить разные техники скетча. В первую очередь это техника рисунка карандашом и мягкими материалами, а также техника рисунка маркерами (типа Copicили аналогичными), техника рисунка с использованием графического планшета.Исходя из вышесказанного, можно сформулировать следующие особенности преподавания академического рисунка при подготовке дизайнеров:1.Академический рисунок должен преподаваться в тесной взаимосвязи с рисованием, предназначенным для применения в какойлибо области дизайнпроектирования.2.Преподавание рисункадолжно развивать у студентов умения не только точно проводить анализ объекта, воспроизводить с натуры форму, но и творчески преобразовывать ее, выявляя пластические, ритмические, формообразующие, декоративные и иные ее качества.3.Будущему дизайнеру необходимо освоить ряд методических принципов академического рисунка, главные из которых ‬принцип методической последовательности в работе над рисунком, принцип композиции изображения, принцип конструктивного анализа формы, принцип тонального решения, принцип целостности изображения, принцип художественнообразного решения, принцип мысленного рисования.4.В преподавании должно быть учтено развитие умения воспроизводить средствами рисунка фактуры различных материалов, решать задачи, связанные с выявлением формообразующих возможностей материала, для этого необходимо учить владеть широким спектром изобразительновыразительных средств рисунка.5.Освоение рисунка в дизайнобразовании тесно связано с развитием конструктивнопространственного и образнопластического мышления, которое позволяет по памяти, по представлению и воображению моделировать любую пространственную форму.6.Развитию необходимых дизайнеру умений и навыков способствуют кратковременные задания с определенно сформулированными задачами‬зарисовки и наброски. Выполнение таких рисунков имеет свои особенности: лаконичность, то есть изложение замысла с использованием наименьшего количества графических средств; законченность, когда выполненный краткосрочный рисунок может использоваться в дальнейшем проектировании в виде выполненного поиска; заострение на идейном замысле; выполнение наброска по памяти или воображению. В зависимости от задач учебного задания рисунки могут быть

e-koncept.ru

Мифы и заблуждения об академизме. Основные принципы академического рисунка

Миф 1. Академический рисунок — работа по заданию, в институте или в художественном училище. В отличие от рисунка на вольную тему.

На самом деле, академический рисунок — это система реалистичного изображения предметов, исходя из их конструктивных особенностей.

И, в принципе, не важно, что и где вы рисуете. По рисунку почти всегда можно угадать, учился ли его автор академическому рисунку. Особенно это заметно на популярных в последнее время портретах по фото. Потому что не имея такого навыка, человек просто копирует тональные пятна, и форма может «поплыть». Если же художник учился рисовать профессионально, он начинает прежде всего строить портрет, и пятна располагает в соответствии с построением. Возможно, они у него будут несколько другими, чем на исходной фотографии, но форма будет выглядеть правильной и убедительной.

Миф 2. Академическому рисунку научиться очень трудно.

В принципе, понятно, отчего складывается такое впечатление. Я тоже видела объемные учебники по рисунку, рекомендованные для изучения в художественных вузах. Но понимаете, рисунок — это движение. То, что можно показать очень легко, объяснить словами намного труднее. Попробуйте описать, например, «танец маленьких утят» так, чтобы человек, который никогда его не видел, сумел бы станцевать, руководствуясь вашим описанием. Думаю, вам придется использовать «многабукаф».

Образование в Советском Союзе было действительно массовым и общедоступным. И система академического обучения рисунку строилась таким образом, чтобы научить рисовать можно было любого человека. Там нет громоздкой теории, требующей зубрежки. Вся теория, необходимая для построения натюрморта, например, — это знание, что параллельные прямые пересекаются на линии горизонта, а круги в перспективе выглядят как эллипсы. Есть еще несколько правил, но они также просты и доступны для понимания.

Миф 3. Академическому рисунку нужно учиться очень много лет.  

Еще раз повторюсь, это практическая дисциплина. Такая же, как танцы или вождение автомобиля. Можно освоить основные принципы и движения всего за несколько занятий. А годы практики оттачивают мастерство. Понятно, что тот, кто водит машину 10 лет, делает это несколько лучше, чем тот, что только получил права. А так — да, учиться можно всю жизнь.

Миф 4. Академический рисунок — очень скучное занятие.  

Тут спорить трудно. Поначалу, пока не очень получается, может быть, действительно не весело. Потому что начинают обучение с примитивов — рисуют куб, шар, призмы. А хочется, например, портрет.

Но, это как гаммы в музыке. «Полет шмеля» играть гораздо интереснее, но если пальцы не приобрели беглость в результате проигрывания «скучных» гамм, «Полет шмеля» будет тоже не быстрым.

Вам все еще интересно? Тогда читайте дальше.

Основные принципы академического рисунка.

 1. Первоочередное значение имеет конструкция предмета. При этом конструктивное построение неотделимо от светотеневой моделировки. То есть, светотень распределяется по предмету в строгом соответствии с его строением и формой.

 2. Каждый предмет можно представить как совокупность основных геометрических форм: шара, параллелепипеда, цилиндра. Если вам известно, как распределяется свет по поверхности этих простых форм, вы сможете нарисовать любую достаточно сложную форму. Собственно, поэтому студенты и рисуют гипсовые примитивы.

 3. Художник рисует плоскостями. То есть, все полутона занимают свой участок плоскости. Где границы этих плоскостей, вы находите исходя из конструкции предмета. Не знаю, как понятней объяснить, это как раз тот случай, когда показать намного проще, чем рассказать…

 4.Светотень и конструкция прорабатываются одновременно, на всей плоскости листа. То есть, не остается «белых пятен», как в случае, когда рисуете сначала один кусочек, потом другой. Рисунок на любой стадии можно считать законченным.

 5. Работа ведется от общего к частному. Сначала большие формы и плоскости, потом детали. То есть, если рисуете портрет, например, начинаете не с глазок а с общей формы головы. А мелочи типа ресничек или родинок вообще намечаете уже в самом конце, когда рисунок готов.

Ну вот, пожалуй, вся информация, необходимая для понимания того, что скрывается за определением «Академический рисунок».  

Источник: http://artfound.ru/akademicheskij-risunok/

galactikka.com

Академический рисунок. | Рисуем вместе

Опубликовано 07 Фев 2013 в рубрике «Уроки рисования»

Друзья, сегодня у меня 2 новости. Начну, традиционно, с не самой приятной. Ну, не для всех, но, возможно, для тех, кто ждет курс по акварели. Проведение тренинга немного откладывается.

Не знаю, что назвать в качестве причины. Почему-то курс в данный момент, что называется, «не идет». То отснятый материал не сохраняется, то в готовом ролике бесследно пропадает звук, то ломается камера…

В общем, мне показалось, что стоит ненадолго поставить работу на паузу…

А пока курс по акварели отлеживается, я решила переключиться на что-нибудь не менее интересное. Что именно? Мне, например, очень интересен академический рисунок.

Вы, может быть, помните, в опросе, который я недавно предлагала пройти, был вопрос о том, какие темы курсов или тренингов вам интересны. И среди прочего был вариант ответа «Академический рисунок». Если честно, я не думала, что кто-то выберет этот вариант, включила его только ради любопытства.

И — совершенно неожиданно для меня! — 53 человека из 121 ответили, что им интересен академический рисунок.

Почему это удивляет. За то время, что я работаю над сайтом, у меня сложилось впечатление, что большая часть людей, ищущих в интернете уроки рисования, не хотят учиться всерьез, в смысле, профессионально. А чего хотят? Не знаю… Может быть, просто занять себя или убить время? (Предвижу бурю негодования.. Нет, я не лично вас имею в виду, я знаю, что мои давние читатели учатся очень серьезно).

Академический рисунок же — это профессиональная система обучения. И я очень рада, что среди моих читателей оказалось немало таких, кому это интересно.

Но все же, вдруг мы понимаем под этим термином несколько разные вещи?

Давайте я расскажу о некоторых заблуждениях, связанных с академическим рисунком, или мифах. А потом об основных принципах академического рисунка.

Миф 1. Академический рисунок — работа по заданию, в институте или в художественном училище. В отличие от рисунка на вольную тему.

На самом деле, академический рисунок — это система реалистичного изображения предметов, исходя из их конструктивных особенностей.

И, в принципе, не важно, что и где вы рисуете. По рисунку почти всегда можно угадать, учился ли его автор академическому рисунку. Особенно это заметно на популярных в последнее время портретах по фото. Потому что не имея такого навыка, человек просто копирует тональные пятна, и форма может «поплыть». Если же художник учился рисовать профессионально, он начинает прежде всего строить портрет, и пятна располагает в соответствии с построением. Возможно, они у него будут несколько другими, чем на исходной фотографии, но форма будет выглядеть  правильной и убедительной.

Миф 2. Академическому рисунку научиться очень трудно.

В принципе, понятно, отчего складывается такое впечатление. Я тоже видела объемные учебники по рисунку, рекомендованные для изучения в художественных вузах. Но понимаете, рисунок — это движение. То, что можно показать очень легко, объяснить словами намного труднее. Попробуйте описать, например, «танец маленьких утят» так, чтобы человек, который никогда его не видел, сумел бы станцевать, руководствуясь вашим описанием. Думаю, вам придется использовать «многабукаф», как говорят подростки)

Образование в Советском Союзе было действительно массовым и общедоступным. И система академического обучения рисунку строилась таким образом, чтобы научить рисовать можно было любого человека. Там нет громоздкой теории, требующей зубрежки. Вся теория, необходимая для построения натюрморта, например, — это знание, что параллельные прямые пересекаются на линии горизонта, а круги в перспективе выглядят как эллипсы. Есть еще несколько правил, но они также просты и доступны для понимания.

Миф 3. Академическому рисунку нужно учиться очень много лет.

Еще раз повторюсь, это практическая дисциплина. Такая же, как танцы или вождение автомобиля. Можно освоить основные принципы и движения всего за несколько занятий. А годы практики оттачивают мастерство. Понятно, что тот, кто водит машину 10 лет, делает это несколько лучше, чем тот, что только получил права. А так — да, учиться можно всю жизнь.

Миф 4. Академический рисунок — очень скучное занятие.

Тут спорить трудно. Поначалу, пока не очень получается, может быть, действительно не весело. Потому что начинают обучение с примитивов — рисуют куб, шар, призмы. А хочется, например, портрет.

Но, это как гаммы в музыке. «Полет шмеля» играть гораздо интереснее, но если пальцы не приобрели беглость в результате проигрывания «скучных» гамм, «Полет шмеля» будет тоже не быстрым.

Вам все еще интересно?) Тогда читайте дальше.

Основные принципы академического рисунка.

  1. Первоочередное значение имеет конструкция предмета. При этом конструктивное построение неотделимо от светотеневой моделировки. То есть, светотень распределяется по предмету в строгом соответствии с его строением и формой.
  2. Каждый предмет можно представить как совокупность основных геометрических форм: шара, параллелепипеда, цилиндра. Если вам известно, как распределяется свет по поверхности этих простых форм, вы сможете нарисовать любую достаточно сложную форму. Собственно, поэтому студенты и рисуют гипсовые примитивы.
  3. Художник рисует плоскостями. То есть, все полутона занимают свой участок плоскости. Где границы этих плоскостей, вы находите исходя из конструкции предмета. Не знаю, как понятней объяснить, это как раз тот случай, когда показать намного проще, чем рассказать…
  4. Светотень и конструкция прорабатываются одновременно, на всей плоскости листа. То есть, не остается «белых пятен», как в случае, когда рисуете сначала один кусочек, потом другой. Рисунок на любой стадии можно считать законченным.
  5. Работа ведется от общего к частному. Сначала большие формы и плоскости, потом детали. То есть, если рисуете портрет, например, начинаете не с глазок а с общей формы головы. А мелочи типа ресничек или родинок вообще намечаете уже в самом конце, когда рисунок готов.

Ну вот, пожалуй, вся информация, необходимая для понимания того, что скрывается за определением «Академический рисунок».

 

artfound.ru

Основы академического рисунка — T&P

Программа курса

Невозможно серьезно продвинуться в рисунке (да и в прочих жанрах) без академических знаний. Нехватка этих знаний и умений во многом ограничивает художника. Это рамки, мешающие творить свободно. Без них не хватает умения в передаче формы, вылезают досадные ошибки в перспективе, работе со светотенью, тоном…

Чему мы будем учиться?

На онлайн-курсе мы будем двигаться от простого к сложному:

  1. Начнем с постановки руки, изучим приемы штрихования, научимся работать с линией.
  2. Потом перейдем к изучению законов построения и линейной перспективы — будем «строить» на листе разные геометрические фигуры. Научимся композиции — гармоничному расположению объектов в пространстве листа.
  3. Я научу вас светотеневой моделировке — тому, как правильно передавать свет и тень в рисунке, как с помощью этого передать объем предмета.
  4. Вы овладеете навыками рисования с натуры, по памяти, по представлению, научитесь правильно передавать пропорции предметов.
  5. Мы научимся рисовать гипсовые фигуры (куб, пирамида, призма, цилиндр) и драпировки. Сделаем композицию из геометрических фигур.
  6. Сделаем несколько натюрмортов с бытовыми предметами в линии и тоне.
  7. Научимся строить интерьеры, поймем как действуют законы перспективы при рисовании помещения.
  8. Нарисуем несколько пейзажей с элементами архитектуры и сделаем итоговую работу «Городской пейзаж» в тоне.

Все уроки программы тесно связаны и дополняют друг друга, начиная от самых простых упражнений и заканчивая большой финальной работой.

Регистрация на сайте организатора

Страница курса

Для кого курс

Курс для тех, кто хочет рисовать осознанно, без грубых ошибок в построении и перспективе, кто хочет заложить правильные базовые навыки в свое умение рисовать.

Если вы прошли наши живописные курсы, но чувствуете нехватку базовых знаний именно в рисунке — присоединяйтесь. Поверьте, рисунок тесно связан со всеми жанрами. Без него не обойтись.

У вас за плечами может быть учеба в художественной школе, училище или институте, но иногда полезно «пересмотреть» то, чему вас учили. А уж если вы чувствуете явную нехватку знаний, чувствуете, что вас не доучили — курс восполнит все эти пробелы.

Расписание

16 марта — 29 апреля

theoryandpractice.ru

Золотая коллекция академического рисунка. — Все интересное в искусстве и не только.

13 comments — :

Золотая коллекция академического рисунка.

livejournal March 31st, 2013

Потрясающе!

Золотая коллекция академического рисунка.

livejournal April 1st, 2013

где ж они таких жопастых натурщиков нашли. я на втором рисунке аж не сразу поняла, что это мужчина.

Золотая коллекция академического рисунка.

livejournal April 1st, 2013

Здорово!
Продолжение будет?

Я хорошо знаю эти рисунки. Их периодически вывешивают в коридорах Академии. У меня там учится дочь. Нынешние ребята намного более креативны, но такой отточенной техника рисунка, увы, почти никто не владеет. Сейчас больше динамики и чувств. «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича…»

Сколько в институте рисовано-перерисовано, а все равно как-то руки сразу зачесались. Понимаю теперь преподов, которые после окончания института остаются работать и на рисунке/живописи охотно садятся вместе с учениками за постановку.
Эх, где мои годы студенческие, сейчас все как-то за компом да за компом все время….

С удовольствием посмотрел бы еще, другие, аналогичные работы! 🙂

Сила! Даже не верится, что так можно рисовать.

Да, куда уж там! Скоро любое правдоподобное изображение карандашом человеческого тела будет казаться чудом. Автор поста слегка погорячилась, назвав это «золотой коллекцией».

Да я не на «золотую коллекцию» клюнула, а на то, как это все нарисовано. Я, например, не умею рисовать совершенно, и эта способность всегда завораживает меня в других. Может быть, отсюда мой дурацкий восторг. Я, к сожалению, легко обманываюсь.

Спасибо. И мне это знакомо)

tanjand.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *