Главная > Разное > Техника рисования цветными карандашами – 10 советов по рисованию цветными карандашами – Сей-Хай

Техника рисования цветными карандашами – 10 советов по рисованию цветными карандашами – Сей-Хай

Содержание

10 советов по рисованию цветными карандашами – Сей-Хай

Соня Стангл расскажет о своих 10 любимых техниках рисования цветными карандашами. Эта статья поможет художникам, которые занимаются рисунком, и вдохновит тех, кто с детства не брал карандаши в руки.

Иллюстратор Соня Стангл начала рисовать цветными карандашами около пяти лет назад. Сейчас они стали ее основным инструментом заработка и куда бы ни пошла, она с ними не расстается.

Соня говорит, что долгое время цветные карандаши недооценивали. Люди считали их средством развлечения для детей, не более. Поэтому она хочет раскрыть преимущества цветных карандашей, дать несколько советов и поделиться методиками, которые использует.

Фроттаж цветными карандашами


С тех пор как я открыла для себя фроттаж – втирание цвета карандашом в бумагу, лежащую на рельефной поверхности, – моя жизнь немного изменилась. Теперь мне нужно дотронуться до каждой поверхности, чтобы понять, какую она имеет текстуру. Частенько я просто достаю альбом и экспериментирую.

Я люблю использовать поверхность, на которой рисую. И почти всегда я делаю это очень незаметно, так чтобы андеграунд не был сразу узнаваем. Но все же это очень влияет на общее восприятие произведения и вносит разнообразие в текстуру.

Так, например с помощью картонной коробки вы сможете изобразить красивые линии и узоры, что сделает ваш рисунок действительно интересным.

Другие методы фроттажа


Также мне нравится использовать фроттаж, чтобы подчеркнуть материальность определенных объектов на рисунке, таких как дерево или каменная стена.

На этой фотографии я использовала поверхность ноутбука, так как он напоминает льняную ткань, которая, как мне показалось, будет хорошо смотреться на ее брюках. Узоры на медузе были созданы с помощью стеклянной кухонной доски.

Выберите правильную бумагу

Мне нравится выбирать бумагу, которую я собираюсь использовать. Поскольку не только поверхность под бумагой влияет на конечный результат. Свойства бумаги важны настолько же, как и используемые инструменты.

Я часто слышу, что для рисования цветными карандашами лучше использовать гладкую бумагу, потому что на ней они легко смешиваются и перетекают друг в друга. Но я думаю, что избегание зернистой бумаги лишает характера и очарования, которые могут дополнить рисунок.

Для сравнения, красный рисунок, представленный на фото, был сделан на гладкой бумаге, а остальные на зернистой. Хотя мне и нравится мягкость красного рисунка, настроение здесь совсем иное, чем на двух других. В конце концов, все сводится к той энергии и чувству, которых я хочу достичь.

Надавливание

С помощью надавливания можно сделать белые детали цветными карандашами. Я прибегаю к этому методу, когда хочу выделить блики или линии, которых сложно добиться обычным способом.

Поместите кальку на рисунок и хорошенько надавливая на карандаш наведите линии, которые вам нужны в белом цвете. Затем уберите кальку и мягко обойдите область цветным карандашом. Чтобы все получилось правильно, нужно держать карандаш под углом и использовать широкую сторону стержня.

Поскольку бумага в тех местах, где должно быть выделение вдавлена, она останется относительно чистой.

Рисование бликов цветными карандашами

Обычно я не хочу делать блики просто белыми, и именно поэтому использую светлые карандаши. Поскольку невозможно рисовать светлым карандашом поверх темного, некоторые из вас могли бы задаться вопросом, почему производители вкладывают их в коробку с карандашами. Но на самом деле они очень полезны.

При создании бликов цветными карандашами нужно сначала нарисовать светлые области. Когда я начинаю рисовать, первым делом представляю, где они будут находиться. После рисую их, хорошо надавливая на карандаш, чтобы бумага наполнилась ярким пигментом.

Затем я мягко прохожусь по рисунку снова более темным карандашом, пока не начнут появляться блики. Они не останутся на 100% чистыми, но я думаю, именно это дает им свой характер.

Лучшие цветные карандаши – марки и виды


Прежде чем углубится в смешивание, я должна кратко коснуться темы разных марок и видов цветных карандашей.

Прежде всего: если вы думаете о цветных карандашах как иллюстратор, не воспринимайте их также как те, которые вы использовали в детстве. Разница в качестве огромна. Более того, цветные карандаши для профессиональных художников имеют гораздо более высокое соотношение пигмента и связующего вещества.

Существуют цветные карандаши на восковой и масляной основе, в зависимости от того, что используется в качестве связующего. Восковые карандаши встречаются чаще, они мягче и их легче стирать. Карандаши на масляной основе более твердые и не имеют “воскового налета”.

Карандаши, которые я использую, – это Polychromos от Faber Castell. Они на масляной основе и дают очень гладкую и сухую линию.

Смешивание


Когда я хочу сделать свой рисунок более живописным, я смешиваю цвета друг с другом. Есть много способов это сделать. Можно купить специальные блендеры для разных типов цветных карандашей.

Поскольку я рисую масляными карандашами, я использую растворитель, так как он очень хорошо подходит для масляной живописи. Я стараюсь быть с ним осторожной и использовать только на толстом слое цветных карандашей, в противном случае бумага становится жирной, а рисунок – грязным.

Кроме того, если блики немного потерялись после того, как вы наложили на них много темного карандаша, их можно восстановить с помощью блендера. Белые точки на ките стали намного более заметны после смешивания.

Эффект акварели


Это то, к чему я пришла, когда хотела сделать более мягкий рисунок акварелью, но у меня были только цветные карандаши, кисть и немного воды.

Можно взять пигмент прямо с кончика цветного карандаша влажной кистью. Его можно оставить на некоторое время в воде, как только кончик становится влажным, пигменты очень легко получить. Если его не удается размочить, я делаю небольшие надрезы на кончике стержня.

Использование нескольких материалов


Цветные карандаши можно легко смешивать с другими материалами. И если вы еще не поняли – мне очень нравятся текстуры и грубые шероховатые поверхности. Еще одной хорошей техникой для создания великолепного эффекта является нанесение цветных карандашей поверх акриловой краски.

Нанесите основные моменты акриловыми красками, а затем используйте карандаши, чтобы добавить глубину и текстуру.

Нагревание грифеля


Если нужно получить толстый слой цвета на большой площади, не накладывая слой за слоем, я разогреваю грифель. Нагревание смягчает связующее в карандаше, следовательно, делает его более стойким и ярким.

Я сделала эти демонстрационные наброски, используя одинаковую бумагу. Зеленый был сделан при нормальной температуре, а красный я рисовала на горячей поверхности.

В первом варианте я попытался получить более толстый слой, просто используя давление. Во втором я нанесла только один слой карандашом. Если их сравнить, разница действительно заметна – красный выглядит так, как будто был нарисован масляной пастелью.

Для получения тепла я использую дешевые световые столы, которые слишком быстро нагреваются. Все таки иногда покупка некачественных устройств может иметь некоторые преимущества.

Лессировка


Поскольку мой рисунок всегда дополняет текстура бумаги или поверхность, на которой она лежит, я не делаю много штрихов или штриховок. Я держу карандаш под наклоном и очень мягко наношу слой круговыми движениями. Благодаря этому, области рисунка становятся равномерно окрашенными, а линии карандаша не видны. Таким образом, я добавляю слой за слоем, пока рисунок не будет иметь желаемый уровень глубины и яркости.

 

Источник: DigitalArts

say-hi.me

Цветные карандаши: техники и приемы

Привет, друзья. Сегодня мы продолжим разговор о рисовании цветными карандашами (ранее уже была обзорная статья). И на этот раз речь пойдет о техниках и приемах.

На сегодняшний день существует множество инструментов для рисования. И отдавая предпочтение краскам, порой не все художники задумываются над тем, что рисунок, сделанный карандашом, не уступает по своей красоте и фактуре картинам, выполненным красками. Ведь цветные карандаши позволяют создавать на бумаге самые разнообразные эффекты, благодаря чему рисунки получаются действительно реалистичными. К тому же карандаш легко держать в руке, да и, кроме заточки, никаких дополнительных манипуляций не потребуется.

Основные техники рисования цветным карандашом

Самые разнообразные эффекты можно создать с помощью карандаша: от чётких, обладающих полной тональной гаммой рисунков до приглушённых набросков.
Работая карандашами, можно как показать на рисунке фактуру, так и полностью скрыть бумагу под густым тоном. Когда цветной карандаш наносится на бумагу средней шероховатости с переменным нажимом, то получается эффект небольшой фактурности, благодаря проблескам белых крапинок на бумажной основе. Такой эффект достигается ввиду полупрозрачного нанесения тонов. Ну а если наносить тона с сильным нажимом, тогда следов бумаги практически не будет видно, а сам рисунок получится более насыщенным.
Ниже представлены основные техники цветного карандаша, которые помогут добиться желаемого результата.

Однослойное тонирование

Для закрашивания большой площади рисунка, ускорения работы или нанесения фона можно прибегнуть к однослойному тонированию. Проблема заключается в том, что цвета могут оказаться слишком прямолинейными, яркими и неинтересными. Особенно если у вас ограниченная палитра оттенков. Ведь даже обладая набором профессиональных карандашей из 120-150 цветов не всегда удается подобрать нужный цвет: часто оттенок необходимо бывает приглушить или, наоборот, усилить, несколько изменив тональность. Поэтому однослойное тонирование приемлемо далеко не всегда, и в большинстве случаев требуется использовать другие приемы.

Двухслойное и многослойное тонирование

Основная задача этого метода — добиться желаемого оттенка, приглушить или выделить определённый участок, создать фактуру поверхности. В целях экономии времени нужного оттенка практически всегда можно добиться, используя лишь два тона (получить нужный оттенок вам поможет знание основных принципов использования цветового круга Иттена). Однако если вам нужен более сложный цвет, вы вполне можете задействовать три и более тонов. Просто имейте в виду, что наложение множества цветов не всегда оправдано, и во многих случаях можно обойтись одним-двумя карандашными слоями.

Точечное тонирование

Эта техника позволяет формировать на листе бумаги контуры и силуэты с помощью непосредственно цветного карандаша, а также создавать плавные переходы между тонами. Прокладывать цвета можно как небольшими фрагментами, так и более крупными пятнами. Нанося нужный цвет не широкими слоями на всю поверхность рисунка, а точками лишь на определённые участки, можно сэкономить массу времени. Техника точечного тонирования хорошо сочетается с двухслойным методом, что даёт возможность регулировать тон и насыщенность смешанных цветов.

Смыкание цветов

С помощью этой техники необходимые цвета размещаются рядом, а не накладываются друг на друга. Причем это могут быть как отдельные штрихи, так и большие тонированные участки. С помощью такого приема можно быстро добиться желаемой сложности и пестроты рисунка. Эта техника отлично комбинируется с двухслойным методом, вот несколько примеров комбинирования:
• оба слоя наносятся в технике смыкания цветов;
• первый слой наносится сплошным тоном, второй – в технике смыкания цветов;
• первый слой наносится в технике смыкания цветов, второй – сплошным тоном.
Слои, которые смыкаются между собой, могут состоять из нескольких гармонирующих между собой цветов. Чаще всего используют такие комбинации цветов:
• близкие по тону;
• взаимодополняющие;
• все яркие или все тусклые;
• контрастные, например: синий — красный, оранжевый — серый и т. д.

На заметку

Приступая к работе с цветными карандашами, можно взять на вооружение несколько полезных советов:

• рекомендуется разбить процесс рисования на несколько этапов: прорисовка, частичное тонирование, точечное тонирование. Такая последовательность поможет добиться максимального эффекта реалистичности рисунка;
• карандаш должен быть хорошо заточенным;
• бумага должна быть хорошего качества;
• не будет лишним записывать или хотя бы запоминать используемые цвета;
• следует сначала сделать легкий набросок рисунка, и только потом прорисовывать цветные детали;
• перед покупкой бумаги, лучше нарисовать лёгкий рисунок на кусочке образца;
• эффекта различной насыщенности можно достичь, меняя при этом давление на карандаш;
• для придания рисунку желаемой текстуры, можно использовать разные цвета и способы штриховки;
• повторяющиеся круговые линии позволят добиться необходимого оттенка.

Безусловно, важно придерживается правил и техник при создании рисунка карандашом. Однако необходимо помнить о том, что главная составляющая создаваемого шедевра — получение удовольствия от процесса. Ведь, как известно, творчество не терпит строгих ограничений, и самые лучшие шедевры создаются именно благодаря огромному желанию и вдохновению.

Вот мы и обсудили вкратце техники рисования цветными карандашами. Напоминаем, что если вам интересно владеть красками и карандашами, мы всегда ждем вас на наших мастер-классах. До скорых встреч 😉

sketcharts.ru

Техника рисования цветными карандашами. Приемы и способы которые

Рисуют от души цветные карандаши

Цветным карандашам совсем незаслуженно уделяют мало внимания. На первый взгляд, этот материал считается детским и несерьезным, уступает место пастели, гуаши и акварели. А зря, ведь в изобразительном искусстве с их помощью можно создать настоящий шедевр.

Каждому человеку знакома техника рисования цветными карандашами. При желании, освоить ее совсем не трудно.

Приемы

В основе техники лежат два основных навыка: штриховка и растушевка. Короткие линии, штрихи передают тон предмета. Направление линий передает фактуру, а нажим – насыщенность цвета. Для придания структуры используется перекрестная штриховка, круговые завитушки и направленные линии. Растушевкой называется размытие основного тона до однородного, с помощью специального инструмента-растушевки.

Особенности и приемы использования цветных карандашей:

  • Размер рисунка – цветной карандаш лучше смотрится на небольшом формате бумаге.
  • Нажим – не вдавливайте графит, равномерный натиск убережет рисунок от расслаивания.
  • Наложение цветов – цветные карандаши обладают свойством прозрачности цвета, для создания объема и придания реалистичности используется два и больше оттенков.
  • Совмещение с простым карандашом – для создания наброска используйте простой карандаш, цветной графит почти не стирается ластиком.
  • Деталировка – важные черты наносите в конце, чтоб они не затерялись. Темные тона прорисуйте в последнюю очередь.

Графит оставляет на бумаге всего лишь тонкий след. Не нужно пытаться сразу охватить весь лист, лучше разбить рисунок на несколько мелких кусочков. Цветными карандашами работать легко. От того как художник держит карандаш, насколько остро заточен стержень, силы натиска, зависит полученный цвет.

Есть возможность создать мягкие или, наоборот, яркие и сочные сочетания. С опытом вы приобретете необходимые навыки. Главное, не боятся экспериментировать, вкладывать эмоции и вдохновенье в рисунок.

Ошибки

При самостоятельном изучении карандашной техники могут возникнуть следующие проблемы:

  1. Не получаются тени – стоит обратить внимание на карандаш, для правильной теневой моделировки требуется маркировка мягкости В, 2В и выше.
  2. Пропорции не выдержаны – обратите внимание на фокусировку переднего плана, для контура используйте размытость и полутени.
  3. Не реалистичен портрет – при срисовывании с фото, может не хватать некоторых черт лица, попробуйте сравнить с натурой.
  4. Нет общего слоя – старайтесь штрихи выполнять не отдельными, а слитными линиями.

Правильный подход – гарантия успеха

Осваивать цветные карандаши на более профессиональном уровне лучше всего под присмотром художника, в студии рисования. Преподаватели нашей арт-студии найдут индивидуальный подход к каждому ученику, не зависимо от имеющихся навыков, возраста и талантов. Вас не будут загружать трудными терминами и скучной теорией. Программа курса по рисованию цветными карандашами предполагает максимум практических занятий.

Важную роль в рисовании цветными карандашами играет качество материалов. Производители выпускают карандаши с разными оттенками и степенью мягкости. Стоит подбирать карандаши, с ровным и чистым цветом. Бумага должна иметь среднюю степень зернистости. Шероховатость поверхности придаст мягкий объем. Вам не придется тратить время и средства на поиск подходящих атрибутов, с собой приносить расходные материалы не нужно, так как они включены в стоимость программы.

В уютной атмосфере студии МАТІТА вы сможете раскрыть свой творческий потенциал. Есть возможность получить пробный урок, на котором вы поймете, подходит ли вам предлагаемая вариант изложения. Расписание занятий подбирается индивидуально, в удобное для вас время.

Результат труда

Полный курс рассчитан на 3 месяца, по 2 занятия в неделю. По окончании программы, за 24 урока, техника рисования цветными карандашами будет полностью освоена. На первом занятии будут изложены основные приема, а уже со второго – приступите к рисованию. На первой неделе – изобразите животное, на второй – портрета человека, на третьей – пейзаж. Результаты работы вы сможете оформить и подарить близким людям.

Настоящие профессионалы помогут вам управлять на бумаге светом и тенью, для придание объемности фигурам. Смягчать переходы, расставить правильные акценты на деталях. На завершающем этап картина приобретает законченный вид. Корректные оттенки и выразительные эффекты возбуждают интерес к картине. Светотеневая моделировка, контрасты и колористика станут доступными и понятными новичку.

Рисование цветными карандашами – процесс увлекательный. Незатейливое хобби способно превратиться в постоянную привычку. Захочется все чаще видеть мир через призму цветных графитов. Рисование – это еще и способ отдохнуть и расслабиться. Проблемы и суета останутся за рамками вашего мольберта.

art-matita.ru

Волшебные палочки..? Как рисовать цветными карандашами!


Фев 19, 2016


in Полезные статьи по рисованию

by Марина Трушникова

7 приёмов рисования цветными карандашами

Карандаши знакомы нам с детства. И относимся мы к ним несерьезно. Однако, посмотрите, какие шедевры рисуют цветными карандашами художники.

Цветные карандаши – прекрасный графический материал! Ими легко управлять, а значит,  добиваться самых разных эффектов.

Работы цветными карандашами Susie Ruby, Katy Ferreira, Teresa Mallen

Хотите так же?

Тогда следует освоить основные приёмы рисования цветными карандашами.  Читайте и упражняйтесь!

7 способов рисования цветными карандашами:

1. Штриховка

Работать карандашом можно по-разному: плотно укладывая рыхлые штрихи друг к другу, чтобы получился ровный выкрас, или делая штрихи острием карандаша, оставляя между ними небольшие промежутки.

И тот, и другой способ хорош, важно – где он применяется.

Выполняйте равномерные движения рукой в одном направлении. Следите за одинаковым расстоянием между штрихами.


УЗНАТЬ О ТЕХНИКЕ ТРЕХ КАРАНДАШЕЙ


2. Светлотная растяжка

Уметь делать разные по светлоте выкрасы – очень важное умение. Еще важнее уметь делать постепенный переход светлоты оттенка.

Изменять оттенок от светлого к тёмному можно, изменяя нажим на карандаш.

Попробуйте заштриховать полоску, сначала едва касаясь поверхности бумаги, а затем всё более и более усиливая нажим на карандаш.

Что нужно уметь, чтобы хорошо штриховать карандашами, смотрите в этой трансляции Перископа:

3. Изменение оттенка

Цветные карандаши дают прозрачные слои штриха. Если их накладывать один на другой, то цвет будет оптически смешиваться. Это используется для изменения оттенка цвета.

Таким образом, даже при малом наборе карандашей можно получить сложные цветовые оттенки за счет наложения одного цвета на другой.

Тот же эффект получится и при более свободном штриховании. Только в этом случае структура пятна будет более воздушной, фактурной.

Чтобы штриховка при этом выглядела эстетичной, делайте ее равномерными движениями с одной силой нажима и направлением.

Два разных цветовых слоя лучше накладывать под острым углом по отношении друг к другу. Впрочем, иногда угол наклона штрихов может быть абсолютно одинаковым.


ПРОЧЕСТЬ О ВОЗМОЖНОСТЯХ МУЛЬТИЦВЕТНОГО КАРАНДАША


4. Вливание цвета в цвет

Получится, если совместить 2 приема: светлотную растяжку (пункт 2) и изменение оттенков (пункт 3).

В результате вы добьетесь более разнообразной градации переливов цвета.


Больше интересной и полезной информации о рисовании
от художника Марины Трушниковой

Вы найдете в электронном журнале “Жизнь в Искусстве”.

Получайте номера журнала на свой e-mail!

ОФОРМИТЬ ПОДПИСКУ


5. Декоративные приёмы

Поверх больших светлых пятен можно наносить узоры, орнаменты, более мелкие цветовые пятнышки.

При этом главное, что нужно помнить, это закон оптического смешения цветов. Если накладывать друг на друга противоположные цвета: желтый и фиолетовый, красный и зеленый, синий и оранжевый, то получится серый или грязный оттенок.

6. Приём резервирования белых линий

Этот приём был показан в мастер-классе Кристины МакЛин. Кристина использует этот приём, чтобы подписывать работы.
Это очень просто и эффектно.

Возьмите непишущую ручку и нарисуйте ей что-нибудь, продавливая бумагу. Ручка оставляет след – канавку, в которую при дальнейшем штриховании цвет не попадает. Остается белая линия. Этим способом можно создавать тонкие светлые узоры:

7. Фроттаж

Думаю, эта техника вам знакома с детства. Нужно взять предмет с рельефной поверхностью, положить его ПОД лист бумаги, а затем сверху сделать штриховку карандашом там, где лежит предмет.

Штриховка проявит рельеф выпуклой поверхности. Я использовала то, что было под рукой: плоскую расческу и монеты.

Но можно найти и другие поверхности: дерева, камня, кирпичной кладки и прочего. Главное, чтобы лист был не слишком плотным и продавливался при штриховке.

Более подробно о технике фроттажа я говорила в трансляции Перископа:


Мастер-классы по теме:


КСТАТИ, выбор бумаги тоже важен для рисунка. На гладкой бумаге штрих ложится плотно, а на фактурной, с бугорками, выявляет эту фактуру. Это может быть дополнительным выразительным средством в рисунке.

Делитесь статьей с друзьями! Напишите в комментариях, какие приемы рисования цветными карандашами вы используете чаще всего?


КУРС ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ СКЕТЧЕРОВ!

izo-life.ru

Секреты карандашных техник – Ярмарка Мастеров

Для рисунка карандашом лучше подходит бумага плотная, без фактуры, шероховатая. Фактурная бумага тоже может использоваться, но такой подход имеет свои достоинства и недостатки, поскольку в процессе штриховки карандаш в движении пролетает над ямками на бумаге, закрашивая только вершинки фактуры бумаги, таким образом практически самопроизвольно и без усилий получается интересная штриховка (воспроизводящая рисунок фактуры бумаги). Однако обратной стороной медали является неуправляемость подобного изображения, заштриховать полностью фактурную бумагу до тёмного будет трудно.

Иногда встречаются технические хитрости, которые применяют художники: несмотря на то, что работа выполняется на ровной бумаге, существуют инструменты, которые позволяют создавать на бумаге фактуру в нужных местах. Такой инструмент представляет собой что-то типа штампов с разным рисунком, с силой прижимаемых к листу. Или же под бумагу подкладываются поверхности с рельефом и бумага с усилием прокатывается по рельефу и образовывается фактура. При тушёвке в обоих случаях локально в нужном месте возникает оригинальная фактура, на которой легко появляется характерный рисунок.

ВЫБИРАЕМ КАРАНДАШ

Для рисования есть широкий спектр выбора простых карандашей. Делятся простые карандаши на: твёрдые и мягкие

Если разложить твёрдые и мягкие карандаши на координатной оси, то карандаш НВ (английская маркировка) или ТМ(русская маркировка) будет ноль. Карандаш В будет мягче, В1 ещё мягче, В2 ещё ит.д. В другую сторону от НВ пойдут твёрдые карандаши. Н твёрже, Н1 ещё твёрже, Н2 ещё и т.д.

Начинающим лучше пользоваться “нулевым” карандашом НВ или ТМ (Твёрдый-Мягкий). Беря карандаши разной твёрдости-мягкости, они не чувствуют нажима на карандаш. Привыкнув к среднему ТМ или НВ, они начинают лучше чувствовать нажим. Когда приходит понимание, рисовальщики сами добавляют в свой арсенал карандаши других мягкостей.

Твёрдые карандаши больше подходят для черчения. Так как они оставляют слабый серый цвет и царапают бумагу. А в рисунке всё-таки необходимо в тенях добавить темноты. Конечно, ТМ может справиться с этой задачей, но на это придётся потратить больше времени. Проще взять, например, В и добавить столько темноты сразу, столько нужно. И будет штриховка в один слой, а карандашом ТМ, придётся проложить несколько слоёв штриховки.

ЦВЕТНЫЕ КАРАНДАШИ

С цветными карандашами безумно приятно работать, отчасти из-за того, что ими легко манипулировать и управлять. От того, как вы наточили карандаш, как вы его держите и насколько сильно нажимаете на него, зависит какого эффекта вы добьетесь при рисовании. С помощью цветных карандашей вы сможете создать как мягкие сочетания, так и ослепительно яркие реалистичные текстуры. Однажды уловив основы, описанные ниже, вы сможете решить какая техника придаст объекту уникальные свойства. Техник в рисовании цветными карандашами очень много, столько же сколько и эффектов можно достичь с их помощью. Поэтому чем больше вы тренируетесь и экспериментируете, тем больше потенциала заметите на изображениях, которые вдохновляют вас.

Нажим

Рисование цветными карандашами отличается от рисования красками, вы не сможете просто набрать больше цвета на кончик, чтобы сделать его темнее. Поэтому, ваш главный инструмент — это сила нажима, когда вы накладываете цвет. Лучше всего начать со светлого, этим вы сохраните текстуру бумаги намного дольше. Со временем, вы разовьете механический навык менять силу нажатия на карандаш, чтобы добиться нужного эффекта.

И ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО СЕКРЕТОВ

  • Чем меньше вы будете прибегать к резинке, тем свежее и приятнее будет рисунок. Не следует также злоупотреблять так называемой „тушевкой”, когда графит растирают на бумаге пальцем. Это сообщает рисунку безжизненный, скучный и однообразный вид. Наиболее типичной техникой рисунка простым графитным карандашом является штрих.
  • В процессе работы над рисунком отдельные вспомогательные линии, проведенные для первоначальной разметки и построения формы, постепенно уступают место штрихам. Штрихи, нанесенные то густо, то еле заметно, являются средством передачи тональных отношений, изображаемых форм.
  • Передавая в рисунке бесконечное разнообразие окружающих нас форм, мы можем извлечь из простого карандаша неисчерпаемые возможности, то варьируя нажим карандаша различной мягкости, то свободно меняя направление и длину штрихов.
  • Штрихи могут идти по вертикали, горизонтали, диагонали или же переплетаться между собой, они могут быть густыми или разреженными, четкими или мягкими, прямыми, изогнутыми, волнистыми и т. д. Но всегда, во всех случаях штрихи прокладываются не „сами по себе”, а для выявления изображаемой формы. Они как бы „лепят” данную форму в пространстве, и поэтому характер штрихов всегда зависит от характера формы, а также от материала изображаемого предмета. Рисуя предметы прямоугольные или округлые, вы по-разному будете наносить штрихи. Массивные и тяжелые предметы будете рисовать иначе, чем легкие и мягкие. По-иному вы положите штрихи, когда будете рисовать пейзаж или голову человека. Разные задачи требуют своей техники нанесения штриха.

www.livemaster.ru

Техника работы цветными карандашами. Рисование полевого букета

Разделы:
МХК и ИЗО


Программа по рисунку в ДХШ состоит в основном
из работы только простым графитным карандашом.
Так как этот материал наиболее удобный и
доступный в начале обучения и не требует
закрепления на бумаге. Но монотонность штриховки
может привести к скорой утомляемости учащегося и
бывает, что отбивает интерес в дальнейшем к
рисованию. Особенно это случается в возрасте 10 -11
лет, тогда как разнообразный мир графических
материалов и увлекательная работа ими наделяет
их только положительными эмоциями и радостью
творчества. Поэтому я ввожу в программу технику
работы другими графическими материалами.
Особенно увлекательны занятия цветными
карандашами, так как еще в детском саду дети
впервые знакомятся с изобразительной
деятельностью посредством этих материалов.


Цветные карандаши – прекрасный графический
материал. Работу ввожу в программу в виде
пленэрных занятий. Изучение свойств
осуществляется постепенно, шаг за шагом выявляя
особенности материала. Техника цветных
карандашей мало отличается от работы графитными
карандашами. Здесь могут использоваться как
короткие, так и длинные штрихи, штрихи с
растяжкой тона – для придания поверхности
бархатистой и мягкой фактуры. Большее или
меньшее количество штрихов в одном месте создаёт
нужный тон в рисунке. Цветные карандаши
позволяют создавать такие же тонкие линии, как и
графитные, имеют множество оттенков. Всегда
удобны в работе, не требуют долгой подготовки.
Цветными карандашами делают наброски, зарисовки
и длительные рисунки с подробной детальной
проработкой. [3]



Рис. 1


“Цветные карандаши ни в чем не уступают другим
материалам для рисования и живописи, не требуют
таких особых знаний и опыта, как при работе с
красками. Они незаменимы в начале обучения, когда
дети только учатся смешивать краски.


Цветные карандаши позволяют рисовать в нужной
тональности, работая от светлого к темному,
изменяя оттенок по своему желанию, варьируя цвет
от ярко-насыщенного тона до
приглушенно-землистого. Смешивание красок
происходит за счет наложения почти прозрачных
слоев разного цвета один на другой. Можно
обойтись, используя и готовые цвета. Работая
знакомыми с детства цветными карандашами,
постепенно добиваемся нужного цвета,
продвигаясь от светлого к темному, постоянно
контролируя цвета и оттенки”.[2]





Рис. 2


Живописные качества цветных карандашей не
уступают краскам. Цвета смешиваются
непосредственно на рисунке. Для достижения
сложных оттенков пользуемся двумя – тремя
цветами, прокладывая легкий тон одного цвета
поверх предыдущего. Между штрихами одного цвета
могут оставаться небольшие промежутки для
наложения штрихов другого цвета. Подобная
техника позволяет тщательно прорабатывать
детали и вести работу в течении длительного
времени.[3]



Рис. 3


Рисунки можно выполнять как на плотном листе с
чуть шероховатой поверхностью, так и на
тонированной и цветной бумаге с рыхлой
поверхностью. (Рис.4, Приложение 1)
Тон цветной бумаги позволяет определять общую
гамму изображения, сделать ее теплой или
холодной. Цвет бумаги должен быть светлым,
нейтральным: коричневатых, светло-серых,
желтовато-охристых оттенков.


Для художественных работ хорошо использовать
мягкие карандаши импортного производства
чешской фирмы “Koh-i-noor” и германской фирмы
“Faber-Castell” в наборах по 18, 36 и более цветов. Но
можно пользоваться отечественными карандашами и
выполнять успешные работы. Применяем в работе
как водостойкие, так и акварельные, которые
размываются водой и чередуются с карандашным
штрихом.



Рис. 5


Осваивать технику цветных карандашей мы
начинаем с небольших зарисовок растительных
форм в виде несложных бутонов, стеблей, веток
деревьев, листьев. В первом классе выбираем
фрагменты растений. Решение в основном применяем
плоскостное. Основная задача – хорошо
закомпоновать, нарисовать натуру, передать
пластику и характер растительной формы. Главный
принцип работы – идти от простого к сложному,
чтобы шло постепенное усвоение техники и ученики
не испытывали разочарование из-за малейшей
неудачи.





Рис. 6Рис. 7


Сложность задания подбираем в соответствии с
возрастными особенностями учащихся, постепенно
наращивая уровень поставленных задач. Во втором
классе зарисовываем несложные букеты из осенних
веток на формате листа не более А3. Количество
времени для работы составляет от 3 до 6 учебных
часов 9





Рис. 8Рис. 9


Рисование полевого букета


В 3-х, 4-х классах учимся составлять композицию
букета из полевых цветов. В качестве натуры
используем целостный букет, составленный из
лесных и полевых растений. Компонуем изображение
в формате бумаги А2. Учащихся учим составлять
образ букета, выделять композиционный центр,
строить всю композицию, подчиняя дополняющие
части главному центральному пятну, добиваясь
целостности изображения.


Тема этого задания предусматривает поэтапное
выполнение, общим количеством времени 9–12 часов.
Предварительный рисунок выполняется цветом
одного карандаша, в зависимости от общей гаммы
сюжета, слабыми линиями, во избежание
загрязнения рисунка.




1-й этап (Рис. 10-11. Приложение 2).


Намечаем общий силуэт предполагаемого букета,
распределяя линии границ по всей плоскости
листа. Работаем над изображением самого букета. В
центральной части выбираем крупные формы и
делаем линейный зарисовок. Передаем характер
отдельного растения, наносим направления
стеблей, находим расположение листьев в разных
частях букета. Здесь же определяем соотношения
размеров букета и вазы.




2-й этап (Рис. 12–13. Приложение 2).


Завершив предварительный рисунок, перекрываем
легкой штриховкой фоновую часть букета и
промежутки между стеблями, создавая тем самым
теневую часть. Приступаем к детальной проработке
растительных форм. Продвигаясь от светлых и
освещенных поверхностей до наиболее темных,
создаем объем деталей, контролируя получаемые
цвета и оттенки.




3-й этап (Рис. 14–15. Приложение 2).


Осваиваем технические приемы работы
карандашами. Штрихи накладываем по форме,
используем короткие и длинные штрихи в
зависимости от величины прокрываемого участка.
Учимся передавать фактуру, прорисовываем детали
с тончайшими оттенками и подробностями. Учитывая
направление света, выкрываем теневые части,
постепенно усиливаем насыщенность цветов,
создаем колорит букета.




4-й этап (Рис. 16–17. Приложение 2).


Работаем над созданием фона вокруг букета,
усиливаем глубину темными цветами, затушевываем
детали заднего плана, отдаляя их от переднего и
придавая мягкость их силуэтам. Подробно
прорабатываем передние формы, добиваясь
выразительности, накладываем рефлексы,
достигаем цельности. В завершении работы
добавляем недостающие мелкие детали в виде
былинок и тонких стеблей.


Таким образом, мы доказываем незаменимость
цветных карандашей как рабочего материала для
рисования и живописи, убеждаемся в удобстве их
пользования, выявляем их технические качества и
преимущество над красками. Для скрупулезных
художников, мне кажется, это единственный
материал, который позволяет тщательно изучить
натуру и передать все многообразие цвета и тона в
рисунке.



Проект уроков


Вид занятий: блочное построение
практических занятий. 4 занятия по 3 часа( по 45
минут каждого урока).


Количество часов: 12 учебных часов, по
три учебных часа в неделю, с продолжительностью
одного урока 45 минут.


Учебный предмет – рисунок. Изучение
техники цветных карандашей.


Тема задания: рисование букета
полевых цветов.


Цель уроков: освоение новой формы
задания с учащимися. Изучение свойств нового
материала, совершенствование техники работы
цветными карандашами в рамках обучения в детской
художественной школе по предмету рисунок.


Задачи уроков.

  • Выполнение изображения в соответствии с
    требованиями по предмету рисунок.
  • Колористическое решение изображения.
  • Применение технических приемов.

Оборудование.

  • Для учителя: этапы выполнения изображения;
    образцы работ учащихся; натурная постановка.
  • Для учеников: листы бумаги формата А2,
    коробки цветных карандашей, ластики,
    принадлежности для заточки карандашей, планшеты
    или мольберты.

План урока:

  1. Организационный момент (2 минуты).
  2. Сообщение учебного материала, задачи (8 минут).
  3. Практическая работа учащихся (30 минут).
  4. Подведение итогов (5 минут).

План хода занятия: 1 неделя уроков (3
часа), первое занятие.


1. Организационный момент (2 минуты)


Зрительно проверяю учащихся на подготовку к
уроку и уточняю выбор позиции учащихся вокруг
постановки.


2. Сообщение темы задания и учебных задач. (8
минут)


Учащиеся должны усвоить этапы выполнения
рисунка, определить начало работы. Провожу
знакомство с натурной постановкой, вместе
анализируем его содержание и характер элементов.


3. Практическая работа (35 мин.; 5 мин. –
перерыв; 45 мин.; 5 мин. – перерыв; 40 мин.). В
соответствии с выбранной позицией, арсеналом
личных материалов, учащиеся приступают к
выполнению практического задания. Выполняют
компоновку и линейный рисунок букета. Здесь
важно усвоить, что образ букета формируется в
зависимости от расположения деталей, их наклона,
направления, удаленности. Проследить
правильность компоновочного решения и
соотношение пропорций.


4. Подведение итогов (5 минут)


В конце занятия учащиеся раскладывают свои
рисунки и делают коррективы вместе с
преподавателем, уточняют линии рисунка для
дальнейшей работы.


План хода занятия: 2 неделя уроков (3
часа), второе занятие.


1. Организационный момент (2 минуты)


Учащиеся занимают свои места, подготавливают
свои выполненные ранее рисунки и готовятся к
продолжению работы цветными карандашами.


2. Сообщение темы задания и учебных задач
(8 минут)


С учащимися вспоминаем, как выполняется
компоновка и с чего начинается изображение.
Обилие мелких деталей может привести в
растерянность и поставить в тупик, поэтому
необходимо строго усвоить последовательность и
этапность построения изображения. Начинаем
работу по цветотоновому решению, накладываем
светлые оттенки по освещенным поверхностям,
пытаемся определить характер каждого цветка или
травинки и передать пластическую форму.


3. Практическая работа (35 мин.; 5 мин. –
перерыв; 45 мин.; 5 мин. – перерыв; 40 мин.).


Учащиеся начинают работать различными цветами
карандашей, подбирают колорит, лепят объем
растительных форм, применяя разнообразные
приемы штриховки, передают фактуру, характер
растения. Подключают фоновую среду, чтобы
силуэты растений не казались слишком
аппликативными.


4. Подведение итогов (5 минут)


Сделать замечания по корректировке цветовой
гаммы, уточнить, что штрихи должны ложиться по
направлению формы и передавать характер
фактурной поверхности.


План хода занятия: 3 неделя уроков (3
часа), третье занятие.


1. Организационный момент (2 минуты)


Проверить готовность учащихся к занятию,
обратить внимание на заточку карандашей,
предложить им пользоваться наждачной бумагой,
чтобы форма заточки карандаша была конической.


2. Сообщение учебных задач (8 минут)


Поверх легкой прокладки светлых тонов
накладываем более темные оттенки, усиливаем
насыщенность цветов, приглушаем наиболее яркие
цвета, усиливаем прокладки теней, создаем
глубину букета. Подбираем цветовые рефлексы для
достижения цельности изображения.


3. Практическая работа (35 мин.; 5 мин. –
перерыв; 45 мин.; 5 мин. – перерыв; 40 мин.).


Учащиеся продолжают использовать подход,
свойственный графитным карандашам, накладывая
штрихи по форме, пристально изучают натуру, четко
прорисовывают детали со всеми тончайшими
подробностями, используют различные по
характеру линии и точки для передачи разных
фактур.


4. Подведение итогов (5 минут)


Подводим итог перед окончательным завершением
работы. Учащиеся сравнивают свои рисунки и
делают соответствующие выводы для перехода на
завершающий этап.


План хода занятия: 4 неделя уроков (3
часа), четвертое занятие.


1. Организационный момент (2 минуты)


Подготовка учащихся к завершению работы,
соответствующая готовность материалов к
успешному окончанию.


2. Сообщение учебных задач (8 минут)


Работаем над созданием общего фона, усиливаем
глубину букета, удаляем задние детали, делаем
мягче их силуэты. Подробнее выделяем передние
формы, добиваясь выразительности, добавляем
мелкие детали для придания завершенности букету.
Добиваемся цельности всего изображения.


3. Практическая работа (35 мин.; 5 мин. –
перерыв; 45 мин.; 5 мин. – перерыв; 40 мин.).


Работают над завершением изображения букета.
Учащиеся стараются выложить все приобретенные
навыки и опыт работы этим материалом, передать
выразительные возможности цветных карандашей,
всю специфику техники, открыть для себя новые
возможности для изображения пейзажей,
натюрмортов, композиций.


4. Подведение итогов (5 минут)


Выставляем в ряд все рисунки, создавая
атмосферу праздничного настроения от обилия
разнообразных букетов. Каждый из учащихся
использовал доступный арсенал своих умений и
навыков, возможности цветовидения и, несмотря на
общие требования, передал своеобразие в рисунке.
(Рис. 18–23. Приложение 3).



Литература


  1. Стен Смит. Рисунок. Полный курс.
  2. Хосе Паррамон. Как рисовать.
  3. Журнал “Юный художник”. 1993 г. №9.

16.06.2009

urok.1sept.ru

Полное руководство по цветным карандашам

Цветные карандаши относительно недороги, а палитра обширна. Цвет исключительно чистый и яркий. Эти инструменты долговечны, а рисунки цветными карандашами не требуют тщательного ухода или хранения. На ряду с жесткими и мягкими цветными карандашами больше возможностей для начинающих художников предлагают акварельные карандаши и цветные карандаши на масляной основе.

Помимо их удобства и универсальности, большая привлекательность цветных карандашей – это контроль, который они предоставляют. Вы можете выполнять легкую работу, весьма насыщенную или что-то среднее между ними. Вы можете использовать цветной карандаш, чтобы нарисовать рисунок с помощью легких штрихов, которые позволят цвету бумаги прорисовываться. Так же вы можете использовать цветной карандаш для создания сплошного покрытия из многих слоев цвета. Поскольку цветной карандаш, в основном, сухое средство, то можно не беспокоиться о времени высыхания рисунка. Вы можете отойти от работы, затем вернуться и начать с того момента, где вы остановились. Вы можете начать и остановить в любое время.

Цветные карандаши доставляют удовольствие и воздают должное как рисованию, так и живописи. Независимо от того, какое другое художественное средство вам нравится, вы найдете цветной карандаш, достойным дополнением к вашему репертуару.

Данные рекомендации идеально подходят для начинающих и для художников, которым в новинку рисовать карандашами. Пользуйтесь этими инструментами и этими советами. Узнайте, как начинать работать и как рисовать с помощью цветных карандашей.

Виды бумаги, используемой для рисования цветными карандашами

Любая хорошая бумага для рисования подходит для цветного карандаша. Мелкозубчатая, твердая, долговечная бумага или картон для иллюстрации лучше всего подходит для обширного наслаивания и полировки. Не все бумаги могут противостоять давлению карандаша, особенно если вы наносите несколько цветов, полируя и смешивая. Бумага с шероховатой поверхностью может создавать интересные текстуры, но шероховатые поверхности не способствуют равномерному нанесению слоев цвета. Поэкспериментируйте с разными материалами, пока не найдете лучшее для своей работы. Вот несколько хороших поверхностей для начала:

1. Акварельная бумага горячего прессования. Она имеет гладкую поверхность и подходит для работы. На такую бумагу можно наносить карандашами много слоев цвета и получать отличные результаты при их смешивании.

Акварельная бумага горячего прессования

2. Бристольский картон – хороший, легкий картон с двумя типами поверхностей. Одна сторона – очень гладкая пластина, отлично подходит для наслаивания и смешивания, а другая – пергамент, который имеет более текстурированную поверхность и менее поддается смешиванию и полировке.

Бристольский картон, пластинаБристольский картон, пергамент

3. Бумага для рисования углем. Она поставляется в различных цветах, с гладкой и текстурированной сторонами, подходит для различных художественных приемов.

Бумага для рисования углем

Советы и приемы рисования цветными карандашами

Пользуясь этими советами и базовыми приемами рисования карандашом, вы прямо сейчас будете готовы творить. Откройте для себя методы затенения и смешивания цветов. Вы также можете узнать больше о создании текстур в ваших рисунках с помощью DVD диска «Текстурное рисование цветным карандашом с Гэри Грин».

1. Затенение. Каждый штрих наносится из стороны в сторону и создается гладкий ровный слой цвета. Для поэтапного затенения легким касанием карандаша создается незначительный оттенок цвета.

2. Штриховка. Серия равномерно распределенных параллельных линий, которые оставляют немного видимой белую или цветную подстилающую поверхность. Штриховка цветным карандашом добавляет текстуру вашим композициям.

3. Поперечная штриховка. Штриховка накладывается под наклоном для создания слоев цвета или достижения определенного эффекта. Для получения тонких, ровных линий держите кончики карандашей острыми.

4. Растушевка. Цвета накладываются с сильным, равномерным давлением, они сочетаются или смешиваются, создавая на бумаге гладкое сплошное покрытие. Бумажными карандашами для растушевки или гладким металлическим инструментом шлифуется участок рисунка. Делается это круговыми движениями и под сильным давлением, для придания глянца. Сначала шлифуются светлые области.

5. Смешивание. Сильным равномерным давлением наносятся цветные пигменты и смешиваются с белым или светлым карандашом (например, кремовый или светло-серый). При этом получается гладкий, равномерно смешанный цвет. Для смешивания цветов можно использовать жесткую щетинную щетку. Метод смешивания цветных карандашей поможет добавить глубину вашим рисункам. Растушевка или смешивание с бледной охрой придает металлическим поверхностям старинный или антикварный вид. Кроме того, вы можете использовать облачно синий, чтобы показать атмосферную перспективу. Бесцветный маркер также можно использовать для смешивания слоев цвета. Перманентные маркеры хороши для стирания или подкраски в рисунках.

6. Лессировка. Нерегулярное или прерывистое наложение одного цвета на другой, при этом основной цвет будет виден в верхнем слое.

7. Граффити. Через толстый верхний слой цветного карандаша острым инструментом выцарапывается узор, чтобы проявить основной цвет или бумагу. Эта техника полезна для рисования кошачьих усов,волос или других тонких линейных деталях. Будьте осторожны, чтобы не повредить поверхность бумаги.

8. Воздействие растворителя. Использование растворителя, такого как уайт-спирит, смягчает цветное покрытие и создает широкий спектр интересных эффектов. Наносится ватным тампоном или щеткой.

Необходимые инструменты для рисования цветным карандашом

  • Хорошая точилка. Хорошая ручная точилка – это необходимость, а электрическая точилка сэкономит ваше время и энергию.
  • Бесцветный карандаш. Карандаш с сердечником из непигментированного воска используется для смешивания цветов или смягчения краев без добавления большего количества цвета.
  • Ластики. Белые пластиковые ластики удаляют или воздействуют на следы карандаша. Ластик-карандаш и палочки полезны для четких стираний.
  • Ватные тампоны. Они могут использоваться для полировки или для нанесения растворителей.
  • Ножи. Используйте те или иные острые инструменты для граффити.
  • Спрей фиксатив. Используйте специальный фиксатор для защиты готового рисунка и предотвращения выцветания воска.
  • Прочна коробка для хранения. Храните карандаши упорядоченно и под защитой.

Химический состав

Цветные карандаши крепкие и прочные. Их сердечники изготовлены из мелко измельченного пигмента, скрепленного жестким воском. Акварельные карандаши изготавливаются с водорастворимыми сердечниками. Цветные карандаши на масляной основе имеют мягкие сердечники, которые растворяются уайт-спиритом. Некоторые цветные карандаши изготовляются без деревянного каркаса.

Безопасность и очистка

Цветные карандаши, вероятно, являются самыми безопасными материалами профессионального искусства. В использовании пигментов практически нет риска. Если в рисунках вы используете растворители, убедитесь, что ваше рабочее пространство имеет надлежащую вентиляцию. Придерживайтесь обычных безопасных студийных процедур и аккуратно избавляйтесь от карандашной стружки.

Вопросы и ответы

Чем акварельные карандаши отличаются от других цветных карандашей? 

Акварельные карандаши выглядят и напоминают цветные карандаши на основе воска, но связующее вещество сердцевины в акварельных водорастворимое. Это позволяет художнику использовать влажную кисть, чтобы смешать цвета и сделать тонкие слои краски, мягкие края и многие другие эффекты. Вы можете быть потрясены, когда увидите результат рисования акварельными карандашами. Вы можете открыть еще больше возможностей для рисования цветными карандашами в книге Сесил Бэйрд «Живописное сияние цветным карандашом». Акварельные карандаши – увлекательный инструмент, он позволяет художнику мгновенно переключаться с рисования на живопись.

Совместимы ли разные марки цветного карандаша?

Да, но твердость цветных карандашей зависит от бренда. Более мягкие карандаши проще накладывать на более твердые. Восковые цветные карандаши могут использоваться с акварельными, но не будут реагировать на воду таким же образом.

Как я могу исправить и предотвратить цветение воска? 

Восковое цветение – это белесоватый налет на воске, который появляется из-за наложения воскового карандаша. Для удаления цветения воска протрите поверхность бумаги мягкой тканью. Чтобы не допустить этого вновь, слегка распылите на рисунок два-четыре слоя фиксатива. Держите поверхность бумаги чистой. Используйте мягкую щетку, чтобы выметать рассеянные частицы цвета и пыли, особенно после применения такой техники, как граффити (соскабливание слоя цвета).

Как хранить и демонстрировать рисунки цветным карандашом?

Когда ваша картина будет закончена, распылите на нее спрей-фиксатор, чтобы защитить от размытия и осыпания. Ваши произведения искусства лучше всего хранить в коробках или плоском файле. Между рисунками желательно класть целлофановые листы или кальку. Для лучшей защиты картин рассмотрите матирование. Рисунки цветным карандашом должны демонстрироваться под стеклом, чтобы защитить их от повреждений и загрязняющих веществ.

Цветные карандаши долговечные? 

Рисунок цветным карандашом настолько долговечен, насколько прочна поверхность, на которую он наложен. Создание вашего произведения на бескислотной бумаге гарантирует, что картина сохранится дольше. Защищайте карандаши от резких изменений влажности или температуры, и храните их вдали от тепла.

Рисуем школьницу акварелью и цветными карандашами – видео

Источник: Ссылка

 

Поделиться статьей:

 

urokiakvareli.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о