Техника рисования у син – —

китайская живопись у-син • коробка с карандашами

Продолжим наше знакомство с мировой культурой поступательно. Мы уже изучили древнейшие Египет, Месопотамию, Индию. Теперь познакомимся с не менее интересной цивилизацией Китая.

Выяснили, что Китаю не меньше семи тысяч лет, и что там очень строгие законы. Пришли к мнению, что Великая Китайская стена похожа на хребет спящего дракона. Порассуждали, зачем императору Цинь Шихуану понадобилась целая терракотовая армия (видимо, чтобы и в загробном мире быть таким же всесильным).

  

На переменке позанимались археологическими раскопками. Нам попались несколько китайских артефактов: денежки, драгоценные камни и колокольчик. А сколько ещё находок таит в себе песок…

Но больше всего нас, конечно, интересует изобразительное искусство. Ведь китайская живопись очень сильно повлияла на мировую культуру. И азиатский изобразительный подход кардинально отличается от европейского. Во-первых, в Китае не пользовались приёмами воздушной перспективы, передачей объёма, пространства. Во-вторых, там не использовали масляные краски. Там предпочитали чёрную тушь! Этим мы и займёмся.

    

Чтобы лучше понять философию искусства Поднебесной, мы решили попрактиковаться в традиционной китайской живописи у-син. Для этого нам потребуется только чёрная тушь, мягкие небольшие кисти и простая писчая бумага (кстати, спасибо китайцем за её изобретение).

 

Кроме того, нам пришлось заново учиться держать кисть. Китайцы делают её немного непривычно: нужно представить, что у вас в ладошке яблоко, а подушечками пальцев обхватить кисть. В общем, к концу занятия все привыкли.

В этой непростой (хотя на первый взгляд кажется иначе) живописи художники следуют не глазу, а сердцу и уму. То есть они стремятся передать суть предмета, а не только его форму. Для этого был разработан философский подход к рисованию. В у-син он сводится к тому (мы берём облегчённый вариант, разумеется), что каждое прикосновение кисти к бумаге отражает пять элементов мироздания. Это дерево, огонь, земля, металл и вода. Каждый элемент можно назвать мужским (янь) или женским (инь), а также ему присущи остальные качества.

 

Элемент ДЕРЕВО

  

Это мужской элемент, поэтому рисовать его нужно решительно, даже гневно. Рука движется от плеча, снизу вверх и на выдохе. Под деревом тут подразумевается бамбук, столь ценный в Китае. И он действительно выглядит очень мужественно, без жеманства. Рисуется бамбук по числу сочленений: проводим первый резкий штрих, поднимаем кисть, затем ставим в место отрыва, продолжаем вторую фалангу ствола и так далее вверх, немного изгибая его. Затем уже пририсовываем более мелкие веточки, растущие из сочленений дерева. А потом и листочки, которые рисуются элементом огонь…

 

 

 

Элемент ОГОНЬ

 

Огонь — это язычки пламени, которые живут долю секунды, поэтому огнём изображают всё мимолётное. Например, колыхающиеся листочки на деревьях или ускользающих рыбок. Это тоже мужской элемент, поэтому рисовать его нужно резко. Кисточка у нас на лету касается листа, при этом двигается только кисть руки. Это элемент должен начинаться и завершаться тонко, расширяясь к середине:

    

 

 

Элемент ЗЕМЛЯ

 

Это срединный элемент, он находится в центре монады Инь-Янь, поэтому не относится ни к одной из сторон круга. Земля — это точки. Но не простые. Они наносятся так: кисть (как всегда, строго вертикально) вначале дотрагивается до бумаги кончиком, а затем уже полностью так, чтобы точка получилась в форме капельки. Из этого элемента очень удобно конструировать различные изображения:

 

 

Элемент МЕТАЛЛ

 

Это уже женский элемент, поэтому ему присущие такие качества, как плавность, покорность, текучесть. Металлом принято рисовать изящные травинки. Можно вести линию металла, утолщая её к центру, а можно — наоборот, перегнуть травинку.

  

Металл нужно рисовать, двигая локтем как циркулем. При это спокойно дышать, быть расслабленным. Металл успокаивает, его невозможно нарисовать в не умиротворённом состоянии.

 

Он довольно трудно дался нашим мальчишкам, зато дерево у них получалось очень качественно. А у девчонок всё наоборот, что логично (:

 

 

 

Элемент ВОДА

 

Наверное, европейским художникам никогда не приходило в голову, что кистью можно рисовать ещё и так. А китайцы практикуют это тысячелетиями! Вода — соответственно, иньская стихия. Рисуется она так: кисточку кладём на лист плашмя и начинаем прокручивать, оставляя оттиски волосками. Получаются водяные течения, вихри, водовороты:

 

Исторически сложилось, что водой обычно рисуют ветви старых вишен, пушистые цветы, скажем, пионы. Мы тоже попробовали и нам понравилось, это довольно лёгкий в исполнении элемент и очень непредсказуемый.

  

  

  

 

Ещё одна особенность китайской живописи — взаимосвязь изображения и каллиграфии. Это придаёт загадочную национальную декоративность, поэтому мы тоже решили украсить наши листы иероглифами. Но так как китайского не знаем, придумали свои:

 

И в заключение попробовали свои силы в самостоятельной работе тушью. Для этого решили нарисовать китайского дракона. Он, кстати, сильно отличается от тех, что проживали в огромных европейских замках. Дракон из Китая со змеиным туловищем, он умеет плавать как рыба и летать как птица, исчезать и внезапно появляться. Ещё у него есть длинные усы. Он мудрый, поэтому самый лучший комплимент для императоров Поднебесной был — Живой Дракон.

 

 

Живопись у-син такая же сложная, как и простая. Её смысл — не в готовом произведении, а в процессе его создания. Это медитация, при которой ты размышляешь о сущем с кисточкой в руках. При этом важны все движения художника, его дыхание, все реакции организма — и эмоциональные, и физические. У профессиональных мастеров их рисование напоминает танец. И здесь тоже работает китайское правило  — слияние различных видов искусства, и, глобальней, единство всего.

pencilsbox.ru

Традиционная китайская живопись 国画 го-хуа в Школе живописи У-Син « Школа живописи У-Cин

В Школе живописи У-Син проходят регулярные занятия по традиционной китайской живописи 国画 го-хуа ( 国guo – государство, 画 hua – живопись) Елены Касьяненко.

Многие спрашивают, в чем различия го-хуа и живописи У-Син, ведь техника рисования некоторых сюжетов очень похожа. Отличия, конечно же, есть, но есть и множество общих моментов. В данной статье я хотела бы рассказать об особенностях каждой из техник.

1. Начнем с того, что живопись У-Син – это современное течение в живописи, созданное и разработанное Максимом Парнахом и Андреем Щербаковым на основе древнего китайского учения о 5-ти элементах, история же традиционной китайской живописи насчитывает многие века и даже тысячелетия.

Бамбук китайских мастеров:

Бамбук У-Син Ольги Киневой:

Бамбук У-Син Максима Парнаха:

2. Живопись У-Син и традиционная китайская живопись используют разные системы образов в процессе обучения, однако обе техники содержат в себе, как внутреннюю работу над собой в ходе освоения методов работы с кистью и погружения в медитативное состояние, так и возможность выразить себя, создавая свое видение тех или иных объектов.

Цветущая слива китайских мастеров:

Цветущая слива У-Син Максима Парнаха:

Цветущая слива Андрея Щербакова:

3. Однако традиционная китайская живопись гораздо более регламентирована правилами по базовому построению сюжетов и требует больше времени на отработку мазков и сборку формы, а живопись У-Син позволяет очень быстро познакомиться с кистью и создать первые композиции в ходе одного занятия. Поэтому в нашей Школе мы рекомендуем приходить на курс по го-хуа после освоения одной или 2-х ступеней живописи У-Син – это сделает процесс рисования традиционных китайских сюжетов более эффективным и позволит в течение одного тематического занятия выполнить одну или несколько чистовых композиций.

Орхидея го-хуа Елены Касьяненко:

Орхидея У-Син Елены Касьяненко:

Хризантема китайского мастера:

Хризантема У-Син Руслана Омельяненко:

4. На занятиях по го-хуа мы также знакомимся более глубоко с возможностями использования китайской кисти, т.к. видов мазков очень много для передачи различных форм и сути объектов. Многие мазки и линии перекликаются с чертами китайской каллиграфии и иероглифами. Мы также учимся смешивать краски, добиваясь естественных и эффектных переходов цвета, и осваиваем особенности рисовой бумаги. На занятиях мы берем теоретическую часть, полученную от китайских учителей и из различных тематических оригинальных источников, делая переводы с китайского языка.

Работы Елена Касьяненко:

5. Традиционная китайская живопись делится на два направления – се-и (пишем смысл – кит.) и гун-би (работа кистью – кит.). Первая техника отличается свободой мазка и экспрессией, рисуется быстро, отражаются сиюминутные впечатления и внутреннее состояние художника. Вторая техника более скрупулезна, основана на тщательном выполнении базового контурного рисунка, который потом послойно тонируется. На выполнение работы в технике гун-би может уйти несколько недель, а иногда и месяцев (в зависимости от сложности рисунка и формата работы).

Техника се-и:

Техника гун-би:

6. На наших занятиях по традиционной китайской живописи мы рисуем в технике се-и. Она перекликается по сути с живописью У-Син. Обе техники основаны на отображении внутренних ощущений автора с помощью свободных мазков кисти, пятен, каллиграфических линий. Суть первична, форма вторична. Зачастую объекты изображаются символично, без детализации. Картины наполнены движением, динамикой, ощущается свобода и красота живого мазка. Порой, рисование превращается в танец энергий.

Розы го-хуа Елены Касьяненко:

Розы У-Син Елены Касьяненко:

Пейзаж го-хуа Елены Касьяненко:


Пейзаж У-Син Андрея Щербакова:

7. Стоит также упомянуть про используемые материалы. Традиционная китайская живопись выполняется на рисовой бумаге тушью и китайскими минеральными красками, для живописи У-Син мы используем гуашь и разные виды невпитывающей бумаги. Однако обе техники являются графичными, от мазка и линии, поэтому их можно прекрасно использовать для росписи стен, плафонов, посуды, одежды и т.д. Традиционное китайское искусство изобилует различными техниками изображения традиционных китайских сюжетов на разнообразных поверхностях: стенах, предметах интерьера, фарфоре и т.д. Поэтому давайте не ограничивать свою фантазию и откроем для себя волшебный мир китайской живописи!

Работы го-хуа на рисовой бумаге:

Работы У-Син на плотной бумаге:


Китайские сюжеты на альтернативных поверхностях:

В настоящий момент в Школе живописи У-Син проводится обучение на 3-х курсах. Преподаватель – Елена Касьяненко. Ниже вы познакомитесь с описанием курсов, а также с работами наших учеников.

1-я ступень го-хуа
2-я ступень го-хуа
3-я ступень го-хуа

Метки:

Го Хуа    гун-би    Елена Касьяненко    живопись    живопись У-син    Кинева Ольга    китайская живопись    московская школа живописи У-син    Омельяненко Руслан    Парнах Максим    се-и    У-син    Щербаков Андрей

usinart.ru

Уроки рисования У-Син (1 занятие из 5) — Творческая мастерская Your Art Story

Живопись У-Син — это техника саморазвития, построенная на основе сочетания приемов китайской живописи гохуа, системы 5-и элементов У-син и других понятий даосской натурфилософии.

Такой мастер класс — одно из самых эффективных техник по развитию навыков творческого мышления и рисования. Особенность заключается в том, что используется основа китайской живописи У-син, которая позволяет каждому желающему, в том числе никогда не прикасавшемуся к кисти для рисования, сразу научиться рисовать.

Начиная заниматься живописью у-син, человек оказывается втянутым в процесс постоянного самосовершенствования.

Живопись У-Син — это техника саморазвития, построенная на основе сочетания приемов китайской живописи гохуа, системы 5-и элементов У-син и других понятий даосской натурфилософии. Изображение предметов, существ и пейзажей в технике живописи у-син связано больше с познанием их внутренней сущности, чем внешней формы

Что лежит в основе китайского метода «У-Син»

Китай достаточно древняя культура, в отличие от многих стран, они сохранили базовые образы и множество знаний своего основополагающего стиля восприятия и мышления. В данной методике заложено такое понятие, как 5 первоэлементов, что и является базовым фактором для мировоззрения Китая. Вот эти первоисточники:

  • Дерево;
  • Огонь;
  • Земля;
  • Металл;
  • Вода.

Вот почему данный стиль рисования столь привлекателен! 5ть элементов — пять «мазков», при этом каждый из них индивидуален.

Характеристики пяти элементов:

  • Дерево – настойчивость, целеустремленность;
  • Огонь – переменчивость;
  • Земля – структурирование;
  • Металл – утончённость;
  • Вода – обманчивость, изощрённость.

Галерея работ мастер классов по У-Син

Уроки по рисованию У-Син — способ совершенствовать себя!

  • Дает возможность избавиться от психологических зажимов;
  • Развивает наблюдательность и познание своего внутреннего мира;
  • Владение навыками изобразительного искусства ;
  • Развитие творческой фантазии;
  • Навыки в гармонизации внутреннего состояния;
  • Развитие личности;
  • Избавление от прежних установок;
  • Способность концентрироваться на достижение результата.

Появление У-Син

Данная методика появилась около трех тысяч лет назад. Во времена правления империи Хань была одной из составляющих культур «Поднебесной»

Зародившись в древнем Китае, как рассказывают историки, данная форма живописи, как и прежде, является достаточно актуальной при необходимости поддерживать достаточный уровень Творческого мышления. Именно по этому в последнее время У-Син обрела множество почитателей. В её современном проявлении была замечена в конце 90-х годов XX века благодаря психологу Максиму Парнаху. Он долгое время работал с детьми, и в то же время увлекался изучая особенности культуры Китая, углублялся в его историю, философию, занимался ушу и рисовал.

Рекомендуется курсовое посещения — 5 уроков  рисования У-СИН

yourartstory.ru

Китайское чудо в стиле У-Син

Нежное искусство У-Син

Удивление – первое чувство, которое охватывает каждого, кто в первый раз наблюдает за созданием картин в стиле У-Син. Кисть художника как по волшебству, одним мазком рисует листья, цветы, птиц или рыб. За удивлением следует восхищение – нежные цветы, листья и стебли на рисунках кажутся живыми. Как это чудо можно сотворить так быстро и так красиво?

 

Китайская живопись у-син основана на пяти различных мазках кистью. Так техника китайской живописи включает в себя мазки, которые символизируют воду, огонь, дерево, землю и металл. 

О технике рисования у-син. Как научиться рисовать?

Освоить эту технику несложно, а создавать красивые картины удается даже абсолютным новичкам. Для китайского творчества понадобятся акварельные краски и плотная бумага (например, для черчения).

Итак, подробнее о технике нанесения мазков в китайской живописи у-син.

  • Мазок, созданный по технике дерево, рисуется от точки к точке уверенными прямыми движениями. Само движение исходит от плеча.
  • Форма мазка по технике огонь выглядит как капля или лодка. Движения кисти легкие, мимолетные и неуловимые. Подходит для рисования лепестков цветов, птиц и рыб. Такой мазок рисуем запястьем
  • Мазок «земля» является точкой или пятном.
  • Мазок «вода» выполняется прокручиванием кисти с краской по бумаге и больше всего подходит для рисования крученых стволов деревьев, лепестков пиона и розы, водорослей. При нанесении такого мазка задействованы кончики пальцев.
  • Мазок в технике металл — плавный, заключается в постепенном взаимном перетекании нажима в утончения. Работа мазком металла подобна движениям змеи. Мазок, образованный этим движением имеет вытянутую форму, начинается точкой и заканчивается остриём. Характеризуется медленным поднятием локтя.

С помощью 5-ти мазков можно создавать неповторимые шедевры живописи. Так, китайская живопись у-син пишется при помощи определенных движений рук и тела. Но все мазки выполняются лишь одним движением.

Жанры китайской живописи

В жанры китайской живописи входят создание пейзажей, анималистическая живопись, рисование веток и птиц, бамбука и портретная живопись. Слово «пейзаж» в переводе на китайский обозначает «горы и воды». Именно горы и воды писали на своих картинах великие художники Китая. Такое полотно не писалось с натуры, оно писалось по памяти. На полотнах пейзажей китайской живописи всегда удивительно тонко прорисованы все нюансы. Горы теряются в тумане и дымке. Воды на картинах поражают чистотой, а водопады величием. 

Влияние рисования на здоровье

Отмечается положительное влияние рисования на здоровье людей. Движения пальцев, кисти руки и всего тела в сочетании с желанием создать прекрасную картину дают освобождение от напряжения и скованности. Таким образом, уроки китайской живописи могут использоваться как метод психотерапии. Захватывающая традиционная китайская живопись поможет вам выразить свои чувства и мысли на бумаге и прийти к гармонии с собой и окружающим миром. Несомненно, китайская живопись цветы, листья, рыбы и птицы, которые вы сможете нарисовать самостоятельно, могут стать вашим любимым хобби или приятным отдыхом от рутинных дел.


Художественная школа «Найди себя» приглашает вас посетить мастер-класс по Китайской живописи У-син

Занятия проходят каждую субботу в 18:00. Информация и запись по тел: 8(495)162-24-15

 

training.naydisebya.ru

Обучение пейзажной Живописи У-син « Школа живописи У-Cин


В священном даосском трактате «Дао дэ цзин» написано: «не выходя со двора можно познать мир». Пейзажная живопись у-син – один из лучших способов познать мир, «не выходя за двери вашей комнаты», ведь во время рисования пейзажа художник как бы совершает путешествие в далёкие заоблачные дали, переживая внутри себя поистине масштабные явления природы. Вместе с горами, водами и небесами проживает целые эпохи.

Пейзажная живопись у-син – это глубочайшая практика гармонизации и смирения, когда вы сливаетесь воедино с тем пейзажем, который рисуете, когда вы теряете разницу между тем, кто рисует и тем, что он рисует, совсем как древний даос Чжуан Цзы, который забыл о том, кто он на самом деле – бабочка, которой снится, что она Чжуан Цзы или наоборот.

Рисование пейзажей в стиле у-син безусловно является одной из важных ступеней развития художника в этой традиции.

Изображая отдельно бамбук, цветы, деревья при помощи живописи у-син, мы пытаемся прежде сонастроиться с ними, понять суть этого растения, почувствовать какая в нём преобладает энергия. То же самое происходит, если стремимся изобразить какое-либо животное. Вначале сонастраиваемся с ним, затем пытаемся понять, какая в нём преобладает энергия, затем выбираем мазок и рисуем. Но, конечно же, с рисованием животных – несколько сложнее, ведь это требует также и отточенного мазка и понимания пропорций.

Когда же мы рисуем пейзаж, мы интегрируем знания, полученные на всех предыдущих ступенях познания живописи у-син. Через пейзажную живопись у-син мы постигаем качество энергии целых ланшафтов – величественных гор, морей, лесов и небес. Разные горы мы рисуем разными мазками, в зависимости от того, какой «стихии» в них больше, в зависимости от того, под воздействием чего образовался данный ландшафт – ветра, дождя, столкновения тектонических плит.

Энергия Дерева в горах – молодость и рост. Молодые горы, подобные Кавказу – рисуем мазком «дерева».


Энергия Огня – тот жар и ветер и сухость, которые впитали в себя горы пустынь.

Элементом «Земля» рисуем познавшие свой век «фактурные горы».


Мазок Металл хорошо описывает гладкие, сточенные множеством рек гранитные вершины.

А спонтанный, извилистый мазок Вода прекрасно описывает разъеденные мировым океаном горы, бывшие или являющиеся и сегодня рифом. Такие камни китайцы часто любят ставить в своих садиках.


Но лучше всего мазок Вода подходит к изображению клубящихся туманов и облаков в долине, как на этом рисунке

При этом техника изображения гор в живописи у-син может быть разная. Мы можем отталкиваться как от линии, так и от пятна, можем работать с монохромом или рисовать колористический пейзаж, но самое важное – передать суть.


Пейзаж в технике живописи у-син может быть даже нарисован по мокрому, как в видео ниже

В пейзажной живописи у-син, мы во многом опираемся на традиционную китайскую пейзажную живопись жанра горы–воды (шань шуй или 山水). Свою практику рисования пейзажей многие традиционные китайские художники начинали с созерцания картин древних мастеров. Предлагаем и вам последовать их примеру.

Предлагаем прежде всего ознакомиться с историей китайской пейзажной живописи шань шуй в 8-и частях:
Китайская пейзажная живопись шань шуй 山水 ЯЗЫК ГОР И ВОД
Зарождение китайской пейзажной живописи в эпоху Тан 唐
Монументальные китайские пейзажи эпохи северная Сун 北宋
Чаньская философия пейзажа и китайская пейзажная живопись эпохи Южная Сун 南宋
Китайская пейзажная живопись в эпоху Юань 元
Китайская пейзажная живопись в эпоху Мин 明
Китайская пейзажная живопись в эпоху Цин 清
XX век в китайской пейзажной живописи

Но, конечно же, также важно, что для того, чтобы иметь полную свободу самовыражения в пейзажной живописи у-син, надо овладеть некоторыми секретами, что мы и предлагаем сделать вам в серии бесплатных онлайн видео уроков:
Этап 1. Отречься от имён, начать видеть
Этап 2. Действуя согласно законам пространства определяй положение
Этап 3. Высшая добродетель подобна воде
Этап 4. Рисуем целостный пейзаж жанра горы воды
Этап 5. Рисуем целостный пейзаж жанра “горы-воды”
Этап 6. Светило в пейзаже
Этап 7. Рисуем пейзаж с водопадом
Этап 8. Рисуем архитектуру в пейзаже
Этап 9. Горы с ледниками
Этап 10. Зимний пейзаж

В записи нет меток.

usinart.ru

Живопись у-син для детей « Школа живописи У-Cин

Начало рассказа про Фестиваль живописи у-син 2012

Как известно, самой первой областью применения живописи у-син стало обучение детей. На фестивале девятого сентября эта тема была крайне актуальна, ведь к нам приходили семьями. На фестивале детские уроки вели Максим Парнах и Маргарита Волкова. На уроках Максима детишки рисовали множество интереснейших осенних сюжетов: осенние листья, хризантемы и т..д. Именно об этих уроках видео очерк в начале поста.

Маргарита Волкова вела детский мастер-класс «У-Син, как игра». Вот что она о нём пишет: Детский МК «У-Син, как игра» прошел очень продуктивно, креативно и весело. Обстановка была располагающей для творчества – уютное помещение, публика приличная, музыка спокойная, заинтересованные родители, мудрые учителя и вкусный чай. Юные художники познакомились с традиционными художественными материалами, освоили пять энергий У-Син и применили полученные знания на практике.

В итоге на свет появились яркие, сочные бамбуки; задорные, запасливые ёжики с яблочками на спинках, бегущие по высокой траве со своим большим семейством и китайское красное солнце, спрятанное за бамбуковой листвой. Наши конечные творения мы обрамили надписью в китайском стиле и придумали свои собственные, именные печати.

Все было гармонично! Надеюсь, со мной согласятся мои ученики!

Продолжение

Метки:

Дао де цзин    живопись    живопись У-син    китайская живопись    Маргарита Волкова    московская школа живописи У-син    Парнах Максим    У-син    Фестиваль У-син    цигун

usinart.ru

«О живописи У-син» – интервью с Андреем Щербаковым

Сегодня представляю вашему вниманию очень большое и информационно насыщенное интервью. Совершенно неожиданно для меня оно получилось не просто большим, а гигантским. Но делить на две части все же не решились – формат одного поста наиболее удобен. Если для вас понятия «китайская живопись» и «у-син» незнакомы, советую почитать предыдущую статью – живопись У-син, в которой найдете массу полезной информации, картины и видео. Ну, а если уже читали, то рекомендую не пропускать это интервью. Так что заваривайте себе чашку хорошего зеленого чая или кофе, или любого другого напитка, устраивайтесь поудобнее и читайте.

Идущий: Андрей, скажи пожалуйста, что ты нашёл интересного в живописи у-син, почему ты ей занимаешься? Что тебе даёт эта живопись и почему именно она, почему не другая техника?

АЩ: Это интересный вопрос. Для меня живопись у-син, – это, прежде всего, проводник на пути духовного развития. Для меня это практика саморазвития, в первую очередь, и только потом – тип самовыражения или художественная техника. Живопись у-син содержит в себе яркую демонстрацию принципов даосской и буддистской философии.

Тут важно понимать, в чём разница между реальной практикой развития и простым самовыражением. Самовыражение – это просто выплёскивание всего, что есть внутри или снаружи, на лист. Практика – это постоянная работа над собой, над собственной ограниченностью, над собственными движениями и собственным видением. Если самовыражение направлено вовне, то практика – всегда внутрь.

Идущий: А как же быть с преподаванием, оно ведь имеет внешнюю направленность?

АЩ: Ну, это зависит от точки восприятия, ведь формально и живопись тоже направлена вовне. Практикой саморазвития может быть всё, что угодно: и преподавание, и бизнес, и личные отношения, и многое другое. Главное – это правильно зафиксировать точку восприятия.

Идущий: А можно подробнее про то, как в этом искусстве воплощены принципы даосизма и буддизма?

АЩ: Начнём с Даосов. Основной принцип заключается в так называемом «недеянии» (无为 у-вэй) и следовании естественному пути. Увэй очень наглядно демонстрируется рисованием «от пятна», когда вначале наносишь пятно, затем, с минимумом доработок превращаешь его в объект. В живописи у син – нет эскизов. Рисунок формируется быстрыми мазками и пятнами. Таким образом, никогда точно не знаешь, что получится в итоге. Когда рисуешь таким способом, понимаешь, что нет возможности испортить рисунок, ведь любая нежданная клякса может органично вписаться в целостность рисунка, если следуешь естественности, не навязываешь рисунку слишком много своего. Таким образом, получается, что это не автор формирует рисунок, а рисунок помогает автору сделать следующий шаг в саморазвитии.

Такой тип рисования очень сильно способствует повышению гибкости ума и тела. Если человек занимается живописью у-син серьёзно, то перед ним обязательно начинают открываться новые жизненные горизонты потому что он начинает видеть больше. Надо понимать, что корнем неудовлетворённости жизнью обычно является именно слишком большая зажатость, и жёсткость в суждениях, мыслях и действиях. Стоит начать работать над гибкостью ума и тела и жизнь начнёт меняться. Вот живопись у-син – это одна из таких практик.

Идущий: а с буддизмом что?

АЩ: Здесь всё дело в НЕпривязанности. Тот, кто воспринимает живопись у-син, как практику, должен стремиться, всеми способами, освободиться от привязанностей. Прежде всего, привязанностей к результатам своего труда. Я даже, в своё время, делал такую интересную практику. Сначала долго работаешь над картиной, а затем сжигаешь её. При этом самое важное изначально знать, что ты потом её сожжёшь. Короче, важно понимать, что не результат художественный важен, а те внутренние открытия, которые сделал художник, рисуя картину.

Не стоит также привязываться и к собственному стилю, наоборот, следует находиться в постоянном поиске чего-то нового. Здесь, кстати гигантское различие с психологией обычного художника, для которого важнее собственного стиля ничего нет.
На самом деле привязка мазков к 5-и элементам у-син, как и любые художественные каноны, это всё то, что художник, практикующий усин, со временем должен отбросить, в поисках той самой истины, которую не произнесёшь словами.

Идущий: В анонсах, посвящённых живописи у-син говорится о том, что эта техника имеет арт-терапевтическое влияение. О чём конкретно идёт речь?

АЩ: Да, действительно арт-терапевтическое влияние есть. Это влияние отмечают и профессиональные психологи, например, Юлия Зима (https://komninus.livejournal.com/49143.html). Многие психологи взяли эту технику на вооружение. Я знаю, что Киевская арт-терапевтическая ассоциация применяет живопись у-син в работе с клиентами.

Первый уровень этого арттерапевтического влияния в том, что, расслабляя определённые телесные зажимы, человек может избавиться от зажимов психических. Этот факт известен из теории и практики телесно ориентированной психофизики.

Второй уровень – в том, что раскрепощая свои движения, человек знакомится с новым для него способом взаимодействия с реальностью. Вот здесь влияние нашей живописи очень легко понять и проследить. Например, человек по жизни слишком прям и умеет лишь оплеухи направо и налево раздавать, а с гибкостью незнаком в принципе или уже забыл, что это такое. Такое часто случается с женщинами, забывшими про свою женственность. Вот у этого человека получаться будут только прямые, жёсткие мазки «Дерева», а гибкий – «Металл», будет новым типом действия. И если человек его освоит, то это может стать большим шагом вперёд.

Третий уровень – это работа с образами. Здесь мы подбираемся к «Юнгианству». Чтобы понять, как идёт работа с образами, приведу один рабочий пример. Известно, что Дерево, является архитепическим и важным, для каждого человека, образом. Самое интересное, что дерево подсознательное у каждого – своё, и подсознательный рисунок дерева может многое сказать о человеке. А если начать работать с этим символом, показать человеку, что существуют и другие типы деревьев, добиться пластичности его «внутреннего дерева», можно добиться очень хороших результатов.

Интересно, насколько большие успехи может принести эта техника на поле реальной терапии. Мой учитель, Максим Парнах, специализируется на работе с детьми-инвалидами. При помощи техники Живописи У-Син он нередко «вытаскивал» детей из ДЦП.

Идущий: С философией более-менее ясно, а теперь давай поговорим о технике. Насколько я помню из видео, движением стихии огня ты рисуешь листья бамбука. Нет ли тут противоречия? Зеленые живые листья и вдруг стихия Огонь?

АЩ: Приёмом Огонь можно рисовать не только листья, но и рыбок, птичек, лепестки цветов и многое другое. Почему же так? Вопрос вроде бы был простой, но ответ чуть глубже, чем кажется. У-Син, в переводе с китайского, это всё же не пять стихий, а пять движений, иероглиф «син» переводится, прежде всего, как движение. Поэтому если мы говорим про у-син, то это будет мир энергий, ведь энергия – это мера движения. Пять «элементов» у-син – это пять качеств движения. Понимание этого факта влечёт за собой очень интересные метаморфозы в понимании мира. Об этом я довольно подробно пишу в этой статье про у-син: https://komninus.livejournal.com/39986.html

Огонь – это мимолётное и взрывное движение. Если слабое, то оно подобно полёту бабочки, если сильное, то похоже на взрыв бомбы. И рисуют им всё, что наделено мимолётной природой. В растениях самыми подвижными являются листья, они опадают осенью и вырастают весной, на ветру они колышутся, постоянно меняя направление, вот ствол дерева не наделён такой динамикой, он значительно более статичен и основателен.
Таким же движением «огонь» рисуют и многие цветы, чтобы подчеркнуть мимолётность и яркость их жизни. Таковы же по своей природе и рыбки с птичками, это самые неуловимые в мире существа. Передача такой мимолётности происходит при помощи быстрого движения запястьем, ведь эта часть руки способна на самые быстрые движения.

Идущий: Какой материал ты используешь для рисования? Бумага это понятно, а еще? Тушь, Чернила, гуашь, акварельные краски? Если разные материалы – мог бы ты сказать, в чем разница при работе с каждым из них? Не связываешь ли ты краски с усин? Нужно ли для рисования использовать специальные кисти и краски? Какие именно?

АЩ: Вот при ответе на такие вопросы я всегда вспоминаю, что у-син это метафизика, то есть она выше формы. Поэтому живопись у-син можно рисовать при помощи чего угодно и на чём угодно. Чем дальше я этим занимаюсь, тем больше удостоверяюсь в верности своего мнения. Другое дело, что быстрыми мазками у вас будет получаться рисовать
китайскими кистями для каллиграфии. Это будет более «по-китайски» и значительно легче будет учиться. А так, вообще: полная свобода.

Вот, например, недавно делали мастер класс по оформлению посуды:

И ещё был мастер класс по росписи одежды:

Так же на одном из недавних мастер классов мы писали на китайских свитках веерах и картоне:

А ещё стены расписывали:

И ещё раз повторяю, материалы здесь будут какими угодно, это может быть как китайская тушь, так и акрил, так и вообще всё что угодно. Разница в работе с разными поверхностями и разными красками есть, но это всё дело формы, по сути же, всё остаётся одним и тем же. Здесь, наверное, будет интересно изучить мою статью, посвящённую 4 типам восприятия творчества.

Известно, что у-син связан с красками – дерево, например, это бирюзовый, огонь – алый и т.д. Некоторые современные практики, например, Джун Юань цигун используют цветотерапию по у-син. Лично я являюсь сторонником осознанности, а не тупого следования чужому мнению. На личном опыте я пока что не выявил объективных связей одного с другим. Лично мне кажется, что здесь-то, как раз, всё работает наоборот. Человек сам себе сначала внушает, что бирюзовый цвет и печень как-то связаны, а потом уже применяет этот свой тип самогипноза.

Связь между у-син и колористикой картины весьма возможна, но тогда надо более комплексно подходить к вопросу. Например, картины Гогена наполнены контрастами холодного и тёплого, что пробуждает в сердце смотрящего настоящее кипение эмоций, поэтому контраст холодных и тёплых тонов – это энергия «Огонь». А вот монохромная японская живопись суми-е часто вызывает ощущение спокойствия или даже грусти и поэтому подобный контраст тёмного и светлого можно отнести к энергии «Металл» ну и т.д.

Идущий: В какой гамме тебе больше всего нравится работать монохром или цвет?

АЩ: Честно говоря, я за разнообразие. Как уже было сказано выше, в живописи у-син у художника нет задачи создать свой стиль. Стиль, как и другая форма, как бы приходит извне, параллельно задачам, которые в данный момент стоят. Среди моих работ можно найти и цветные и монохромные. В последнее время я больше склонен к монохромной живописи, но и это, думаю – временно.

Идущий: Какой стиль китайской живописи больше всего привлекает? Вот меня, например, горы-воды и совершенно не интересуют птицы. Интересно, из этого можно сделать какой-либо вывод? Ведь стилей тоже 5.

АЩ: Ой, ну не знаю, стоит ли тут какие выводы делать. Как известно, лишь психолог-дилетант стремится сразу всем диагнозов наставить. Стилей-то конечно 5, это так, но там другая классификация. Опять же не в форме дело, а в движении взгляда по картине. Как взгляд перемещается, как он переходит от объекта к объекту, вот это действительно важно.
Я тоже люблю пейзажи, наполненные туманами и горами. Мои любимые китайские художники – Ма Юань и Ся Гуй, жившие во времена династии Сун.

Идущий: Правда, ли, что любой человек может научиться рисовать?

АЩ: Да, это правда. Живопись у-син – это техника, в которой, всего за 2 месяца можно достичь очень хорошего уровня, даже если ты стартовал с абсолютного нуля. Дело в том, что современные академические техники, как китайские, так и европейские, часто перенасыщены деталями, которые на первом этапе абсолютно не нужны человеку. А зная строение современной психики, можно смело сказать, что они скорее закомплексовывают, чем освобождают человека. Живопись у-син даёт самую суть, без всяких изворотов и поэтому научиться рисовать с нуля в этой технике очень легко.

Часто люди думают, что для того чтобы научиться рисовать, нужен какой-то особый талант. Это совершеннейшая неправда. За последние несколько лет я выпустил более тысячи учеников. Статистика показывает, что единственное, что нужно для того чтобы преуспеть в этой области – это иметь чёткое намерение научиться и много работать над собой. Две основные преграды – это лень и интеллектуальная импотенция. Лень и интеллектуальная импотенция дополняют друг друга и как раз и создают тот порочный круг из которого 90% не могут выбраться: не буду, не хочу, не могу… Особенно опасна интеллектуальная импотенция для мужчины, ведь за ней наступает реальная импотенция.

Идущий: Почему вникнув в суть живописи У син, ты рисуешь в китайском стиле, а не в своем личном, например? Разве у русского человека может быть и китайское мировосприятие?

АЩ: Интересный вопрос. На самом деле, на первом этапе китайский стиль мне был интересен постольку-поскольку. Вы можете посмотреть мои ранние картины, там часто Китай вообще не причём.

Вот примеры:

Но я всё дальше активно интересовался именно традиционной китайской живописью, я начал изучать традиционную го-хуа и традиционную каллиграфию и начал углубляться в изучение именно китайской техники. Ну и ныне я в этом процессе. Поэтому вы можете видеть множество работ в «китайском стиле». Хотя, всё же, этот стиль остаётся достаточно индивидуальным. Всё-таки в китайской традиционной живописи слишком много условностей, которые скорее закрепощают сознание, чем наоборот, да и что тут скрывать всё-таки я – не китаец. Родился я в России и не особо стесняюсь этого. И в том чтобы быть стопроцентным китайцем не вижу никакого смысла. У-син я считаю не атрибутом китайского мышления, а определённым уровнем видения реальности. Об этом подробнее можно почитать в моей статье.

Идущий: В рунете, в последнее время, активно ведётся дискуссия на тему, является ли живопись у-син китайской или нет. В чём суть этого диспута?

АЩ: Сразу скажу, что для меня этот вопрос вообще не представляет никакой принципиальной важности. Мой учитель, Максим Парнах считал, что живопись, созданная из приёмов се-и и на базе китайской философии у-син, должна называться китайской, хотя бы из почтения к китайской древней культуре. Об этом я писал здесь.

Важно также понимать, что у-син может быть отличной базой для освоения более аутентичной го-хуа. У-Син вполне можно воспринимать, как методику преподавания китайской живописи, что подтвердил мой личный опыт и опыт многих других моих учеников.

Техника живописи у-син оказалась крайне популярной по многим причинам. И вот мы стали целью обвинений со стороны людей, которые называли себя китаистами и которым мы явно мешали. Пошло много всякой критики со всех сторон. Мы сами призадумались и обратились к нашим китайским друзьям-профессионалам в области го-хуа. Их ответ был таков: да, конечно, картины, написанные в стиле живописи у-син, являются частью китайской живописи, ведь там есть каллиграфия и сюжет китайский и этого вполне достаточно.

Но многие люди, которые преподавали в Москве го-хуа, оказались крайне ревнивыми и начали проявлять себя совсем не с лучшей стороны. Ну, мне вообще без разницы китайская она или нет, поэтому я теперь пишу отдельно «китайская живопись» и отдельно «живопись у-син». Хотя это всё это форма – весь вопрос в точке восприятия.

Другие картины Андрея Щербакова можно посмотреть на сайте Школы китайской живописи У-син..

Метки:

wusing, Даосизм, иероглиф, интервью, Китай, пять элементов, Религии Дальнего Востока, У син, фен шуй, философия, ци, цигун, Щербаков

Советую также почитать:

wudon.org.ua

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *