Убранство русской избы изо 5 класс рисунки – План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 5 класс) на тему: Урок ИЗО для 5 класса. (№2) Тема: «Декор русской избы».

План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 5 класс) на тему: Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Убранство русской избы»

ИнфоШкола — 2016

Номинация

«Мультимедийное дидактическое пособие»

 

Урок изобразительного искусства  в 5 классе

по теме:

«Убранство русской избы»

Учитель технологии и изобразительного искусства

первой квалификационной категории

МБОУ Красноярской СОШ

Ульбертова Ирина Геннадьевна

Пояснительная записка

Жилище для человека во все времена было основной и неотъемлемой частью его жизни. Издревле оно спасало людей от непогоды, диких зверей, являлось крепостью и защищало от набегов кочевников. Для людей дом представлял собой особый мир, и его строительству предавалось огромное значение. Мною был собран материал и разработан сценарий урока об убранстве русской избы и презентация к нему.

Актуальность урока:

Знание истории своего народа, его быта необходимо, так как это часть истории, которую нельзя забывать; это «лицо» русского народа, это то, что отличает нас от других народов и определяет нашу уникальность и самобытность.

Материалы данного урока позволят детям приобщиться к истокам культуры своего народа, ощутить себя участниками развития человечества, открывать в себе путь к дальнейшему познанию богатства человеческой культуры, представлений людей о природе, искусстве, труде, красоте человеческих отношений.

Тема: «Убранство русской избы»

Цель: Познакомить учащихся с традиционным русским жилищем -«избой», единством её конструкции и  декора, с основными элементами русского жилища, их символическим значением. Воспитывать любовь  к традициям родной земли и народной культуре.

Задачи:

        познакомиться с истоками народного искусства;

        провести анализ научной литературы

        выявить традиции строительства и убранства русской избы;

Планируемые результаты:

Предметные: понимать специфику образного языка ДПИ; использовать символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции; выполнять эскизы деталей экстерьера русской избы; уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе.

Личностные: смыслообразование, ценностное отношение к историческому прошлому

Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности

Метапредметные:

Познавательные УУД: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий. Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем. Выдвижение гипотез. Извлечение необходимой информации

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества,

Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации

Регулятивные УУД:

— уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

— находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

— уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

— уметь организовать место занятий.

Тип урока: изучение нового материала с элементами исследования и использования инновационных технологий.

Методы: словесный, наглядный, частично проблемно-поисковый: объяснение с практическим закреплением (работа с историческими источниками)

Формы: индивидуальная, фронтальная, самостоятельная, просмотр- анализ работ

.Оборудование: ИКТ, презентация; филь «Русская изба», СД  «Электронное приложение к учебнику», наглядно-демонстрационный материал.

    Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А Горяева, О.В. Островская; под редакцией Б.М. Неменского; Москва: издательство «Просвещение», 2015 г.

Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» и методическое пособие, автор Н.А. Горяева.

                               План занятий:

  1. Организационный момент.  Вхождение в тему урока.
  2. Актуализация опорных знаний (технология постановки проблемной ситуации)
  3. Формирование новых знаний  (технология эмоционального погружения)
  4. Физминутка
  5. Закрепление. (технология смыслового понятия).

5.1.  Повторение и закрепление материала  урока.

5.2. Кроссворд «Убранство русской избы»

  1. Практическая работа (технология креативного мышления)
  2. Анализ работ. Рефлексия.
  3. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Организационный момент.  Вхождение в тему урока.

     Здравствуйте ребята, предлагаю улыбнуться друг другу и сесть.

У вас на партах лежат таблицы, на которых изображены различные геометрические знаки. Давайте вспомним, как они называются и что они обозначают?  — СОЛЯРНЫЕ ЗНАКИ

— Узоры могут быть разные: растительные, геометрические, зооморфные — они могут изображать фантастических существ (русалок, львов, сказочных птиц и др.)

 (На экране появляются изображения элементов избы и  слова).

Посмотрите на слова (охлупень, полотенце, изба, причелины,  лобовая доска, наличники, ставни, лицо, очи,  фронтон ( слайд 1 ).

—  Есть ли среди них знакомые вам слова? Найдите среди них – слово которое объединяет все эти слова?  Изба (слово и изображение).

2.        Актуализация опорных знаний  (технология постановки проблемной ситуации)

  Дом как человек. Он предстает как зрячее существо. На его лице-фасаде забрало наличников, прикрывающих ставнями очи-окна. Причелины  (резные доски, которые прикрывали торцы слег крыши), обрамляющие  чело  украшались  орнаментом. Орнамент украшал полотенце и  лобовую доску.

-Сравните  изображения на экране (слайд 2)

(на одном доме нет украшений на наличниках и других элементах избы).

-Как связана изба с нашим уроком.

Тема нашего урока «Убранство русской избы» (слайд 3)

— Определите цель урока . (слайд 4)

3.        Формирование новых знаний  (технология эмоционального погружения)

Среди полей, в окружении лесов, на холмистых берегах рек – древнейших водных дорог, стоят потемневшие от времени величавые избы.

Глаголем, кошелем и брусом

Дом строили с резным крыльцом,

С обдуманным мужицким вкусом

И каждый со своим лицом.

                                       В. Федотов

    Крестьянский дом называли родным, родимым, как называют дорогого человека. Дом кров по своей значимости находился наряду с такими понятиями, как жизнь, добро, родная земля (слайд 5)

Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. При этом для него было важно не только решить чисто практическую задачу — обеспечить крышу над головой для себя и своей семьи  но и так организовать жилое пространство, чтобы оно было наполнено жизненными благами, теплом, любовью покоем. Такое жилище можно соорудить, по мнению крестьян, лишь следуя традициям предков, отступления от заветов отцов могли быть минимальными (слайд 6)

— Ребята, а какой материал использовали при строительстве русской избы?

— ДЕРЕВО

— Избы рубили из дерева. Отсюда и название «деревня». Русские люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу.

 Деревянная крестьянская изба на многие века стала преобладающим жилищем  90% населения России. Это легко изнашиваемая  постройка и до нас дошли избы  не старше середины XIX в. Но в своем устройстве они сохранили древние строительные традиции. Возводили их обычно из мелкослойной сосны, а в некоторых районах рек Мезени и Печоры из  лиственницы.

Главным инструментом при постройке всех русских деревянных сооружений был топор. Отсюда говорят не построить, а срубить дом. Пилу стали применять в конце XVIII в., а в некоторых местах с середины XIX в. (слайд 7)

Слово «изба» произошло от древнего «ызба», «истьба», «изъба»,

«истобка», «истопка» (эти синонимы употребляются в древнерусских летописях с самых древнейших времён).

  Кров – это главная материальная потребность человека. Маленький кусочек пространства, ограждающий его от огромного непредсказуемого мира, должен защищать от дождя и снега, согревать и давать душевный покой хозяину дома.

Крыша дома связывалась в народных представлениях с небом, клеть (прямоугольный сруб с окнами, дверью, полом) – с землёй, а подклеть (погреб) – с подземным миром.

Крестьянский дом становился словно маленькой Вселенной, символизируя связь человека с космосом.

  Человек обустраивал свой дом, наполнял образами не только для украшения, а для того чтобы привлечь силы добра и света и защититься от злых духов.

Давайте посмотрим из чего состояла кровля.  ( слайд 8)

— Взгляните на крышу. Ее венчает бревно-охлупень в форме головы коня. Как оно называется?

— КОНЕК КРЫШИ

На крыше дома обязательно должен быть конь – охлупень.

— Хорошо украшен дом

И от зла обережен.

?  — Вспомните, что символизировал образ коня?

Конь часто был символом солнца, движущегося по небу.

Крестьянская изба — это одно из тех явлений, которое с первого взгляда  кажется обыденным, мимо нее обычно проходят не замечая. А при ближайшем рассмотрении она оказывается чудом, которым без конца можно любоваться, восторгаться, удивляться делу рук русских умельцев. ( слайд 9)

   Узорные доски не только придавали дому нарядный, праздничный вид. Но оберегали и защищали его. В богатом убранстве причелин можно увидеть зигзаги, различные выступы. Их дополняют небольшие отверстия. Похожие на капли.

А причелины свисают

Плотно бревна закрывают.

Закрывая, защищают чудо -…?

 Причелины символизируют утреннее восходящее и вечернее заходящее солнце.

( слайд 10).

В теремочке-терему

Дочка мастера живет,

Мастерицею слывет

Василиса-краса

Ниже пояса коса,

Сарафанчик может сшить,

Гордо павою ходить.

Это: — ПОЛОТЕНЦЕ

               Полотенце символизирует полуденное солнце в зените (слайд 11)

В украшении фронтона, «лица» дома, использовались ромбы, точки-отверстия, узорчатые орнаменты, символизирующие землю и дождь.

(слайд 12).

Особенно нарядны фронтон и наличники окон . ( слайд 13).

Поверхность фронтона словно разрослась причудливыми травами, цветущими кустами. На лобовой доске, которая идёт по верху бревенчатого сруба, стелются ветви растений, обитают фантастические существа: полулюди-полурыбы, волшебные птицы, добродушные львы. Такую резьбу называли глухой, долблёной, а ещё корабельной. Дом смотрел на мир окнами-очами. Через передние окна в избу входил свет солнца, новости деревенской жизни. Окно связывало мир домашней жизни с внешним миром, и потому так торжественно наряден был декор окон.

Разнообразию оформления изб нет конца. Но помимо эстетических функций, в старые времена все эти кружочки, ломанные линии, точки символизировали молитву, охраняли от  злых сил, были «оберегами».                                                                                                 Одним из важных элементов украшения избы были наличники. (слайд 14)

 4.        Физминутка

 5. Закрепление. (технология смыслового понятия).

!     Вслушайтесь в это слово: «наличник» –   «находящийся на лице».

Фасад  дома — это его лицо, обращенное к внешнему миру. Лицо должно быть умытым и красивым. Именно наличники  делают каждый дом не похожим на своих соседей. В них многое перекликается с узорами кружев и вышивок.

( слайд15)

Орнамент — язык тысячелетий, поэтому  выбор узоров  избы не случаен.

Наличники с пышным навершьем выглядели как драгоценная оправа.

Наличники окон оформлялись особенно пышно. По тому же принципу устройства мира нижнюю часть украшали фантастические существа – русалки, львы-собаки, полурыбы, олицетворяющие подземный и водный мир. Эти изображения причудливо переплетались и перерастали в растительный узор – символы земли, выше – в диковинных птиц и образы солнца. (слайд 16).

5.1.  Игра «Укрась дом» ( СД  «Электронное приложение к учебнику»).

          5.2. Кроссворд (слайд 17)

6.  Практическая работа (технология креативного мышления)

Просмотр слайд фильма

Как вы думаете, что мы сейчас будем рисовать?

Наличники. (слайд 18). У вас есть выбор:

— можно  расписать наличники для дома в рабочей тетради,  или изготовить и вырезать ажурный наличник и приклеить его к нарисованному окну.

(музыкальный фон)

  1. Анализ работ. Рефлексия.

Оценка за работу.

— Вот и закончилось наше путешествие в прошлое. Молодцы, ребята! Славно потрудились.

Что нового вы узнал?

Что особенно понравилось?

Какие чувства вы испытывали при изучении данной темы?

— А теперь покажите смайлик, который соответствует вашему  настроению в конце урока. Покажите соседу по парте, мне, чтобы мы знали ваше настроение. (слайд № 19)

Вывешиваются  детские работы на доску.

— Сегодня на уроке вы соприкоснулись с традициями наших предков при украшении своего дома. Увидели и почувствовали красоту, тепло и уют традиционного русского дома.

Люди всегда украшали свое жилище, принося в него гармонию и красоту. В доме царит тепло и уют семейного очага. Дом оберегает и защищает семью, которая живет в нем. Ведь недаром наши предки говорили: «МОЙ ДОМ — МОЯ КРЕПОСТЬ»

  1. Домашнее задание.(слайд 20).

Альбом, рабочая тетрадь, кисть, гуашь, баночка для воды,

Иллюстративный материал с изображением интерьера русской избы с предметами быта. Книги русских сказок с изображением интерьера избы.

                                         Приложение.        

Настроение

                                           

2.        Лист оценивания.

«!» — молодец, я всё написал правильно.

«+» — хорошо, но ещё немного ошибаюсь.

« — » — мне нужна помощь учителя.        

Используемые образовательные  ресурсы:

  1. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений «Декоративно-  

    прикладное искусство в жизни человека» Н.А Горяева, О.В. Островская; под  

    редакцией Б.М. Неменского; Москва: издательство «Просвещение», 2015 г.

  1. Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» и методическое пособие,

    автор Н.А.  Горяева.

  1. Н.А. Горяева О.В. Островская. Декоративно – прикладное искусство в жизни   человека. М. Просвещение, 2006 г.
  2. М.А. Некрасова Народное искусство России. Народное творчество как мир  целостности. М., 1983
  3. Рабочая программа УМК «Школа России.

ЦОРы, ЭОРы:

  1. http://ped-kopilka.ru/blogs/ramil-farukovich-shamsutdinov/konspekt-uroka-izobrazitelnogo-iskustva-v-5-klase-po-teme-ubranstvo-ruskoi-izby.html
  2. http://proteacher.ru/2015/01/17/Tehnologicheskaya_karta_uroka_5_klass_Ubranstvo_russkoy_izby_1421499870_94382.docx
  3. http://mosmetod.ru/files/projects/urok_v_moskve/uroki/russkaya_izba/test.doc
  4. http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2015/11/12/testy-po-
  5.           izobrazitelnomu-iskusstvu-dlya-5-klassov
  6. http://kopilkaurokov.ru/izo/presentacii/priezientatsiia-k-uroku-ubranstvo-russkoi- 
  1. izby
  1. http://ppt4web.ru/obshhestvoznanija/ubranstvo-russkojj-izby0.html
  2. http://nsportal.ru/sites/default/files/2014/09/21/dekor_russkoy_izby.docx
  3. http://petamusic.ru/?string=%D0%F3%F1%F1%EA%E0%FF+%ED%E0%F0%EE%E4%ED%E0%FF+%EC%F3%E7%FB%EA%E0
  4. http://vmusice.net/mp3/%F0%F3%F1%F1%EA%E0%FF+%E

Мультимедиа : СД  «Электронное приложение к учебнику»

nsportal.ru

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе.Тема: «Убранство русской избы»

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе

Тема: «Убранство русской избы»

Тип урока: урок изучения нового материала

Автор: Эннанова Ленара Диляверовна, учитель изобразительного искусства МБОУ «Школа-лицей» №3 им. А.С. Макаренко, г. Симферополь.

Описание материала. Предлагаю вам конспект урока изобразительного искусства в 5 классе. Материал данного урока направлен на развитие интереса к народной культуре, воспитание чувства сопричастности к истории и культуре своего народа.

Цель:

  • Ознакомление учащихся с внешним убранством русской избы;

  • Углубление знаний учащихся о традиционных народных строениях;

  • Развитие чувства патриотизма, интереса к истории и культуре своего народа, к сокровищам народного творчества;

  • Научиться понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.

Задачи:

  • формирование общекультурной, учебно-познавательной, информационной компетенций учащихся;

  • научиться раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы;

  • познакомиться со структурой и декором крестьянского жилища;

  • научиться определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности;

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и в понимании красоты человека;

  • формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

  • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его нравственно-эмоциональной оценки.

Зрительный ряд:

  1. Слайды с элементами русской избы

  2. Мультимедийная презентация

  3. Учебник Н.А. Горяева, О.В. Островская «Изобразительное искусство 5 класс. ДПИ в жизни человека», М.: «Просвещение, 2013

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Убранство русской избы»;

Ход урока:

I. Организация урока. (3 мин)

1. Приветствие.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Введение в тему. (6 мин.)

Ребята! Семьи на Руси были большие, под одной крышей собирались и отцы, и деды, и внуки. Вместе легче дом держать, в поле работать, на промысел ходить.

Древние славяне вкладывали глубочайший смысл в постройку дома, ведь человек при этом уподобляется богам, создавшим Вечную Вселенную. Человек же строил свой мир, создавая что-то новое, чего не было в природе и что должно служить и оберегать весь род.

Изба это русский деревянный срубный дом (преимущественно сельский, но до XVII-XVIII вв. и городской).

Какие же виды домов существовали?

  1. Дом «брус» — дом, покрытый двускатной симметричной крышей,

  2. Дом «кошель» — изба и двор стоят рядом, покрытые общей двускатной крышей.

  3. Дом «глаголь» — дом, в котором хозяйственная часть располагается сбоку и сзади сеней. В плане напоминает букву «Г».

  • А теперь давайте подумаем, как в народных представлениях делился дом?

  • Как вы думаете, с чем в народных представлениях связывалась крыша? (с небом)

  • А клеть? (с землей).

  • Подклет (подполье)? (с подземным миром).

Крестьянский дом становился словно маленькой Вселенной, символизирующей связь человека с космосом.

А сейчас мы познакомимся с декоративным убранством избы.

III. Изучение нового материала. ( 8 мин.)

Тема урока «Убранство русской избы».

Помыслы, мечты, надежды любого человека связаны с настоящим и обращены к будущему. Благодаря тому, что думая о будущем, мы обращаемся к прошлому, существуют народные традиции, народное искусство, в том числе искусство строения жилища. Искусство каждого народа начинается с архитектуры. Когда-то на Руси леса тесной стеной окружали деревни и села. В русском зодчестве хранится память народная. Память помогает нам полнокровно жить, творить, утверждать новое.

Один из известных специалистов В.С. Воронов писал: «искусство, рожденное народным коллективом, всегда гениально, всегда сохраняет в себе огромную плодотворную и неумирающую энергию воздействия на индивидуальность и всегда является ей примером величия и силы подлинного творчества». 
Народное искусство сегодня представляет собой стержень, соединяющий современную художественную культуру с истоками человеческой цивилизации.

Русская изба.

  • Что такое дом, изба для человека в этом беспредельном мире?

  • Чем является для русского человека дом (жилище)? ( небесной колесницей)

  • Почему?

  • Человек, чувствуя себя незащищенным от внешних сил, стремился создать свой мир, свой дом — добрый и уютный. И поэтому неслучайно, если вы обратите внимание на крестьянские дома в деревнях и селах вы не сможете найти два одинаковых по внешнему убранству дома.

  • Как вы думаете, почему? (Потому что каждый хозяин дома старался , чтобы его дом был красивым, уютным, отличался своим резным или расписным убранством, то есть имел свое индивидуальное «лицо»

Интересны и загадочны сами названия конструкций, декоративных элементов.

Фронтон избы — чело, передняя часть — лицо, окна — глаза. Удивительно, что так очеловечен облик избы. (показ слайдов).

Чудесной резьбой покрывали мастера не только предметы интерьера, но и саму избу. Крестьянский дом называли родной, родимый, как называют дорогого человека.

Дом – кров по своей значимости находился в одном ряду таких понятий, как жизнь, добро, родная земля.

Русская изба состояла из трех частей:

  • верхняя часть – жизнь души, поэтому самая яркая, красивая, нарядная;

  • конек – небесная колесница;

  • сруб – с него начинали строить, это жизнь человека;

  • клеть – комната без окон, в ней хранились бочки с вареньем и соленьем (в северных районах нашей страны).

  • Ребята, скажите, как называется элемент украшения, находящейся на самой крыше? (конь, конек). (Беседа сопровождается демонстрацией слайдов).

  • Для чего сажал русский человек конька на крышу дома?

  • Только ли ради украшения или в этом есть более глубокий смысл? 

Тем более что одному человеку водрузить конька было просто не под силу. Всем миром, всей деревней устанавливали огромное бревно лиственницы, с вырезанным из корневища обликом коня, всем миром радовались успешному завершению дела. (показ слайда). Вот что по этому поводу писал великий русский поэт С.А. Есенин: «Конь в греческой, римской, египетской и русской мифологии есть знак устремления но только один русский мужик догадался посадить его к себе на крышу, уподобляя свою хату под ним- колеснице».

Оказывается, для русского человека образ коня на крыше значил гораздо больше, чем украшение, он олицетворял солнце, становился солнечным знаком, под защитой которого и находился дом, крестьянская семья.

Русская культура вся обереговая, предназначена оберегать человека.

Одним из распространенных изображений русской избы является образ русалки – берегини (показ слайда).

Свои наблюдения за движением солнца по небосводу наши предки сумели запечатлеть в образном строе фронтона дома.

Доски — полотенца украшают спереди фронтон избы (демонстрация слайда).
Символы солнца и земли на резных полотенцах крестьянских изб.

Левый конец причелин символизировал – утреннее восходящее солнце, а правый – вечернее заходящее.

  • Почему в орнаментах (резных и расписных) крестьяне чаще всего изображали солнце?

  • Потому что от солнца зависело благополучие в семье крестьянина-землепашца. Мечта о солнце объяснялось еще и тем, что оно было зачастую редким и оттого таким желанным в суровых северных краях.

Причелины — «хляби» изб (заклинательная орнаментика).

На окнах изб были наличники с вырезанными цветами, травами или изображениями разных животных.

Через передние окна в избу входили свет солнца, новости деревенской жизни. Окно связывало мир домашней жизнь с внешним миром, и поэтому так торжественно – наряден был декор окон.

На наличниках можно было увидеть фигурки птиц, клюющих виноград, изображения фантастических животных.

«Ты лучами к полям прикасалось,

Улыбалось веселым огнем,

Ты и кругом и ромбом казалось,

Представлялось ты даже конем»,

— писал поэт Б. Дубровин.

IV. Постановка творческой задачи. (19 мин)
— выполнить эскиз украшения фронтона дома-1 вариант
— выполнить эскиз декоративного оформления окна (с резными наличниками-2 вариант)
— выполнить декоративного оформления окна с отавнями-3 вариант
— выполнить эскиз декоративного убранства переднего фасада дома (фронтона, красного окна, окон с резными элементами на переднем фасаде дома) -4 вариант.
— презентовать свой рисунок одноклассникам.

V. Педагогическое руководство творчеством учащихся.

VI. Подведение итогов. (2 мин.)

Сегодня  мы познакомились с вами с русским народным деревянным зодчеством на примере крестьянской избы.

И давайте повторим, какие символические образы можно увидеть в узорном убранстве изб? (символические образы солнца, земли, птиц, растений, животных, фантастических существ).

  • Что нам удалось сегодня на уроке?

  • Что не удалось и почему?

  • Чему научился на уроке? 

VIII. Анализ работ учащихся, выставление оценок. (2 мин).

Русский человек жил в тесном содружестве с природой, окружающим миром, выражал свои представления о нем в символических образах, как бы призывая в союзники, могущественные силы природы.

Вопросы для рефлексии:

  • Зачем люди украшают свои жилища?

  • О чем может рассказать декор крестьянской избы?

  • Назовите элементы избы.

Источники для подготовки к уроку:

  • Н.А. Горяева О.В. Островская. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. М. Просвещение, 2006 г.

  • М.А. Некрасова Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. М., 1983

  • Учебник Н.А. Горяева, О.В. Островская «Изобразительное искусство 5 класс. ДПИ в жизни человека», М.: «Просвещение, 2013

  • Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского.5-8 классы: учеб. Пособие для общеобразовательных организаций/[Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских]. – М. : Просвещение, 2015.

infourok.ru

Конспект урока по изобразительному искусству «Убранство русской избы»; 5 класс — К уроку — Искусство: ИЗО, МХК, музыка

Конспект урока по ИЗО на тему «Убранство русской избы». 5 класс.

Выполнила:

Бариева Елена Александровна

учитель ИЗО

МАОУ «Гимназия»

г. Старая Русса структурное подразделение «Школьное отделение №4»

Используемый учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Горяева Н.А., Островская О.В.; Москва «Просвещение» 2013г.

Цель: научиться расписывать наличники для русской избы.

Реализованная цель: рисунок.

Цель урока я проверяю с помощью работы, которые выполнили ученики.

Планируемые результаты:

Предметные: понимать специфику образного языка ДПИ; использовать символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции; выполнять эскизы деталей экстерьера русской избы; уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе.

Личностные:

— уважительно относиться к культуре народного искусства;

— понимать роль культуры и искусства в жизни человека;

— уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

— уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

— уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

— овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

— стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

— овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;

— использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов по теме.

Регулятивные УУД:

— уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

— находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

— уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

— уметь организовать место занятий.

Оборудование:

для учителя – таблицы с изображением элементов русского дома, изображение русской избы с закрытым окном, таблицы с изображением растительных, геометрических и зооморфных орнаментов;

для учащихся – альбомы, карандаши, краски, учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Горяева Н.А., Островская О.В.; Москва «Просвещение» 2013г.

Ход урока:

  1. Организационный момент (приветствие учителя, проверка готовности к уроку)

  2. Беседа по теме урока.

Учитель:

Вдоль реки стоят дома,

Смотрят на дорогу.

Украшает их сама

Матушка-Природа.

Подарила для избы

Лес из ели и сосны,

Дуб, осину: что смогла –

Все природа отдала.

Оглядись и ты вокруг,

Что увидишь, милый друг? (учитель читает стихотворение)

Учитель:

— Ребята, вы, наверное, уже догадались, о чем пойдет речь на нашем уроке?

Дети:

— О русском доме, избе.

Учитель:

— Правильно, о русском доме. Сегодня на уроке вместе с вами мы снова окажемся в мире русской старины, где вам предстоит выступить в роли мастеров декоративно-прикладного искусства. Давайте откроем учебник на с.18 и рассмотрим, какой же была русская изба.

Учитель:

— Русский крестьянин строил свой дом прочным, чтобы жить в нем было удобно и, чтобы всякий, кто смотрел на него, радовался!

— А какой материал использовали при строительстве русской избы?

Дети:

ДЕРЕВО

Учитель:

— Избы рубили из дерева. Отсюда и название «деревня». Русские люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу.

Учитель:

Как назывались резные доски, которые украшали окна?

Дети:

-НАЛИЧНИКИ

Учитель:

— Окна – глаза дома. А какая резная доска расположилась над окнами? Назовите ее?

Дети:

— ЛОБОВАЯ ДОСКА

Учитель:

— Ребята, кто из вас помнит название узорной доски, которая располагается в центре крыши?

Дети:

— ПОЛОТЕНЦЕ

Учитель:

— Взгляните на крышу. Ее венчает бревно-охлупень в форме головы коня. Как оно называется?

Дети:

— КОНЕК КРЫШИ

Учитель:

Узорные доски не только придавали дому нарядный, праздничный вид. Но оберегали и защищали его.

— Посмотрите, какой нарядный дом. А все ли в доме украшено? Ничего не забыл мастер при создании этого дома? (учитель вывешивает на доску ватман с изображением избы)

Дети:

— Окно не украшено наличником.

Учитель:

— Правильно, на окне нет наличника.

— Давайте рассмотрим, какими же узорами раньше украшали наличники для дома. У вас в учебниках на с.24-27 есть узоры растительные, геометрические, зооморфные — они могут изображать фантастических существ (русалок, львов, сказочных птиц и др.), обратите внимание на их расположение и изображение.

  1. Самостоятельная работа детей

Вам предстоит удивительная работа. Приступая к выполнению задания, продумайте форму наличника, подчеркните массивный верх. Смело вводите в свою композицию образы животных, птиц, но старайтесь их выполнить обобщенно и пластически выразительно. Вспомните о значении симметрии при изображении узора, который украсит ваше окно.

  1. Подведение итогов.

Учитель:

Вы сегодня выступили в роли народных мастеров, расписывая наличники для дома. Вы поняли, что конструировать и создавать декор сложная, но творческая работа.

Завершающая часть урока включает в себя просмотр работ: совместное обсуждение, поиск наиболее выразительных решений, в которых учащиеся сумели наиболее полно реализовать полученные в ходе восприятия знания и представления.

Учитель:

— Сегодня на уроке вы соприкоснулись с традициями русского народа при украшении своего дома. Увидели и почувствовали красоту и уют традиционного русского дома.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

pedsovet.su

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе на тему «Декор русской избы».

Конспект урока и презентация по ФГОС «Декор русской избы. 5 класс»

 Пояснительная записка

 Жилище для человека во все времена было основной и неотъемлемой частью его жизни. Издревле оно спасало людей от непогоды, диких зверей, являлось крепостью и защищало от набегов кочевников. Для людей дом представлял собой особый мир, и его строительству предавалось огромное значение. Мною был собран материал и разработан сценарий урока об избе как русском традиционном жилище, единстве ее конструкции и декора.

Актуальность урока:

 Знание истории своего народа, его быта необходимо, так как это часть истории, которую нельзя забывать; это «лицо» русского народа, это то, что отличает нас от других народов и определяет нашу уникальность и самобытность. 

Цель: создание сценария урока «Декор русской избы»

Задачи: 

1. познакомиться с истоками народного искусства;

2. провести анализ научной литературы

3. выявить традиции строительства и декора русской избы;

4. написать сценарий «Декор русской избы»;

5. разработать презентацию «Русский дом»+ кроссворд, дидактические материалы, пособия.

 Материалы данного урока позволят детям приобщиться к истокам культуры своего народа, ощутить себя участниками развития человечества, открывать в себе путь к дальнейшему познанию богатства человеческой культуры, представлений людей о природе, искусстве, труде, красоте человеческих отношений.

Цель: закрепить у учащихся знания по теме «Убранство русской избы» как понятием традиционного русского жилища, единством её конструкции и декора; воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре; способствовать развитию творческой и познавательной активности; способствовать формированию практических навыков работы в конкретном материале (акварель+ черные маркеры).

Планируемые результаты:

Предметные: понимать специфику образного языка ДПИ; использовать символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции; выполнять эскизы деталей экстерьера русской избы; уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе.

Личностные: 

— уважительно относиться к культуре народного искусства;

— понимать роль культуры и искусства в жизни человека;

— уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

— уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

— уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные:

 Познавательные УУД:

— овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

— стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

— овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;

— использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов по теме.

Регулятивные УУД:

— уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

— находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

— уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

— уметь организовать место занятий.

Конспект урока «Декор русской избы» 5 класс

Тип урока: урок закрепления ранее изученного материала

Оборудование: для учителя – методические таблицы с изображением элементов русского дома, изображение русской избы с закрытым окном, таблицы с изображением растительных, геометрических и зооморфных орнаментов, презентация «Русский дом» + кроссворд; для учащихся – шаблоны наличников, затонированных акварелью, черные маркеры разной толщины.

Музыкальный ряд:

План занятий:

  1. Организационный момент.

  2. Основная часть. Беседа по теме урока.

  1. Повторение и закрепление материала предыдущего урока.

  2. Кроссворд «Русский дом»

  1. Самостоятельная работа учащихся.

  2. Подведение итогов.

Ход урока:

  1. Организационный момент (приветствие учителя, проверка готовности к уроку)

  2. Беседа по теме урока. Показ презентации «Русский дом»

Учитель: Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать в мир русской старины!

(звучит музыка, учитель читает стихотворение)

За далекими морями,

бескрайними лесами

На своей родной земле

Жили люди на селе.

А село то не простое:

На горе оно стоит,

Рядом поле золотое

Снизу реченька бежит.

За околицей леса,

Там живут медведь, лиса.

Вдоль реки стоят дома,

Смотрят на дорогу.

Украшает их сама

Матушка-Природа.

Подарила для избы

Лес из ели и сосны,

Дуб, осину: что смогла –

Все природа отдала.

Оглядись и ты вокруг,

Что увидишь, милый друг?

Учитель: 

— Ребята, вы, наверное, уже догадались о чем пойдет речь на нашем уроке?

Дети: 

— О русском доме, избе.

Учитель: 

— Правильно, о русском доме. Сегодня на уроке вместе с вами мы снова окажемся в мире русской старины, где вам предстоит выступить в роли мастеров декоративно-прикладного искусства.

— А как на Руси строили дома?

Дети:

 Дома строили прочными, крепкими.

Учитель: 

— Русский крестьянин ставил свой дом прочно, основательно, чтобы жить в нем было удобно и, чтобы всякий, кто смотрел на него, радовался!

Пятистенка пред тобой

Словно терем расписной,

Ты в ворота постучи

И в калиточку войди.

Вот мы и вошли в калитку и оказались перед домом.

Ребята, вам наверное интересно узнать, кто живет в этом доме, кто его хозяин? Скоро вы это узнаете. Но вот окошко в доме закрыто. На окошке висит замок, а ключиком к разгадке будут ваши правильные ответы на мои вопросы. Именно они помогут открыть вам окно.

КРОССВОРД «РУССКИЙ ДОМ»

— Как назывался русский традиционный дом?

Дети: 

— ИЗБА

— Ребята, а какой материал использовали при строительстве русской избы?

Дети: 

— ДЕРЕВО

Учитель: 

— Избы рубили из дерева. Отсюда и название «деревня». Русские люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу.

Посмотри-ка ты на дом

И найди окошки в нем.

Вот и красное окно,

Все украшено оно.

Учитель:

— Как назывались резные доски, которые украшали окна?

Дети: 

-НАЛИЧНИКИ

Учитель:

— Окна – глаза дома. А какая резная доска расположилась над окнами? Назовите ее?

Дети:

— ЛОБОВАЯ ДОСКА

Учитель:

А причелины свисают

Плотно бревна закрывают.

Закрывая, защищают чудо -…?

— Ребята, кто из вас помнит название узорной доски, которая располагается в центре крыши?

Дети:

— ПОЛОТЕНЦЕ

Учитель:

— Взгляните на крышу. Ее венчает бревно-охлупень в форме головы коня. Как оно называется?

Дети:

— КОНЕК КРЫШИ

Учитель:

 — Хорошо украшен дом

И от зла обережен.

Узорные доски не только придавали дому нарядный, праздничный вид. Но оберегали и защищали его.

— Молодцы, ребята, справились с заданием, правильно разгадали кроссворд.

(учитель снимает замок и открывает окно)

В теремочке-терему

Дочка мастера живет,

Мастерицею слывет

Василиса-краса

Ниже пояса коса,

Сарафанчик может сшить,

Гордо павою ходить.

— Посмотрите, какой нарядный дом у Василисы. А все ли в ее доме украшено? Ничего не забыл мастер при создании этого дома?

Дети:

— Окно не украшено наличником.

Учитель:

— Правильно, на окне нет наличника.

— А сейчас вы распишите наличники для дома Василисы. Работать вы будете по двое. У вас на партах лежат таблицы, на которых изображены различные геометрические знаки. Давайте вспомним, как они называются и что они обозначают?

Дети:

— СОЛЯРНЫЕ ЗНАКИ

Учитель: 

— Узоры могут быть разные: растительные, геометрические, зооморфные — они могут изображать фантастических существ (русалок, львов, сказочных птиц и др.)

Вспомните о значении симметрии при изображении узора, который украсит ваше окно.

(музыкальный фон)

Самостоятельная работа детей

Учитель: 

— Вот и закончилось наше путешествие в прошлое. Молодцы, ребята! Славно потрудились.

Вы сегодня выступили в роли народных умельцев, расписывая наличники для дома Василисы. Вы поняли, что конструировать и создавать декор сложная, но творческая и радостная работа. Вы, как старые мастера, постарались вложить в свою работу частичку своей души.

Учитель вывешивает детские работы на доску, самый лучший наличник, по мнению класса, украшает окно дома.

Учитель:

— Сегодня на уроке вы соприкоснулись с традициями наших предков при украшении своего дома. Увидели и почувствовали красоту, тепло и уют традиционного русского дома.

— А что общего между современным домом, где мы живем и жилищем наших предков?

Дети:

— Мы любим свой дом, украшаем его.

Учитель:

— Вы правы. Люди всегда украшали свое жилище, принося в него гармонию и красоту. В доме царит тепло и уют семейного очага. Дом оберегает и защищает семью, которая живет в нем. Ведь недаром наши предки говорили: «МОЙ ДОМ — МОЯ КРЕПОСТЬ»

Заключение


Дом – это жилая постройка, но дом – это и Родина, семья, родня. В жизни человека дом имеет большое значение, потому что с домом связаны все основные семейные обряды. С дома начиналась жизнь человека, он приобщался к дому, домом жизнь и заканчивалась, когда он навсегда прощался с родным жилищем. 
Изучая тему «Убранство русской избы», понимаешь, что прелесть русской крестьянской избы состоит в ощущении теплоты рук человеческих, любви человека к своему дому. 
Соблюдение обычаев, обрядов, примет при строительстве дома – это внутренний мир человека, его мировоззрение на жизнь, которое передается нам из поколения в поколение. 
В настоящее время все вытесняется прагматическим, утилитарным подходом, но мы все равно стараемся соблюдать обряды русского народа, которым насчитывается уже много веков. Изба является важной частью русской национальной культуры и фольклора, упоминается в пословицах и поговорках, в русских народных сказках.

Имена мастеров

Гении

Старого зодчества —

Люди неясной судьбы!

Как твое имя и отчество,

Проектировщик избы,

Чьею рукою набросана

Скромная смета ее?

С бревен состругано, стесано

Славное имя твое!

Что же не врезал ты имени

Хоть в завитушки резьбы?

Господи, сохрани меня!

Разве я жду похвальбы:

Вот вам изба, божий рай – и все!

Что вам до наших имен?

Скромничаешь, притворяешься,

Зодчий забытых времен,

Сруба творец пятистенного,

Окон его слюдяных,

Ты, предваривший Баженова,

Братьев его Весниных!

                                                  Леонид Мартынов

Список используемой литературы

1. А. Терещенко Быт русского народа. М., 1997.

2. И.Е. Забелин. Черты самобытности в древнерусском зодчестве. М., 1900

3. М.Г. Рабинович. Очерки материальной культуры русского феодального города. М., 1988

4. М.Г. Рабинович. Очерки этнографии русского феодального города. М., 1978.

5. П.А. Раппопорт. Зодчество Древней Руси. Л., 1986

6. П.А. Раппопорт Древнерусское жилище. Л., 1975

7. Русский народ, его обычаи, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным: репринтное воспроизведение издания 1880 г. М., 1990.

8. С.К. Шамбинаго, «Древнерусское жилище по былинам», Юбилейный сборник в честь В.Ф. Миллера. М., 1900

9. Лаврентьева Л.С., Смирнова Ю.И. «Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор», М, 1992.

infourok.ru

План-конспект занятия по изобразительному искусству (ИЗО, 5 класс) по теме: «Декор русской избы»

Урок 2. Тема: «ДПИ. Декор русской избы»

(слайд 1 )

ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с понятием и языком декоративно-прикладного искусства, открыть содержательный смысл художественного образного языка декоративно-прикладного искусства, его связь с явлениями жизни. Познакомить учащихся с понятием интерьер, его особенностями в крестьянском жилище, сформировать понятия духовное и материальное.

  1. Организационный момент.
  2. Введение.

Знаете ли вы, как появилось декоративно-прикладное искусство?

(слайд 2 )С древних времён человека окружал загадочный мир природы, полный таинственных, непонятных и устрашающих явлений.

Человек полностью зависел от природы и старался приспособиться к окружающей его среде. Так появились верования в сверхъестественные силы, олицетворяющие различные явления: солнце, небо, воду, растения, землю, грозу.

Эти явления приобретали разнообразные изобразительные формы и цветовые решения.

(слайд 3 )Люди изображали явления природы и окружающий их мир на стенах жилищ, посуде, одежде, прося у них хорошей погоды, богатого урожая, и защиты от грозных стихий и злых духов.

Так появилось декоративно-прикладное искусство.

3.        Формирование новых знаний.

Декоративно-прикладное искусство- это украшение предметов быта художниками и народными умельцами.

С древних времён человек строил себе жилище. Пройдя путь от пещеры до дворца, люди старались создавать безопасное пространство.

Зачем людям дом? (учащиеся отвечают на вопрос)

Кров- это главная материальная потребность человека. Маленький кусочек пространства, ограждающий его от огромного непредсказуемого мира, должен защищать от дождя и снега, согревать и давать душевный покой хозяину дома.

(слайд 4 )Крестьянский дом становился словно маленькой Вселенной, символизируя связь человека с космосом.

-Как вы думаете, из какого материала строились крестьянские избы?

-Почему русские люди выбирали лес основным строительным материалом?

Дерево- постоянный спутник русского человека. Дерево давало кров над головой, тепло в печи, из него делали посуду, мебель. Оно сопровождало человека от колыбели до могилы.

Мягкий, ароматный, тёплый материал прекрасно поддавался обработке. Эти свойства дали начало замечательному ремеслу- резьбе по дереву.

Человек обустраивал свой дом, наполнял образами не только для украшения, а для того чтобы привлечь к дому силы добра и света и защититься от злых сил.

(слайд 5 )Крыша дома связывалась в народных представлениях с небом. На крыше дома обязательно должен быть конь- охлупень. Конь часто был символом солнца, движущегося по небу.

(слайд 6 )Украшении фронтона-, «лица» дома, использовались ромбы, точки- отверстия, узорчатые орнаменты, символизирующие землю и дождь.

(слайд 7 )Наличники окон оформлялись особенно пышно. По тому же принципу устройства мира нижнюю часть украшали фантастические существа- русалки, львы- собаки, полурыбы, олицетворяющие подземный и подводный мир. Эти изображения причудливо переплетались и перерастали в растительный узор- символы земли, выше- в диковинных птиц и образы солнца.

Такие наличники, требующие огромного труда и любви к своему дому и семье, могли быть изготовлены только настоящими мастерами. Их берегли как семейную реликвию и переносили из старого дома в новый, благодаря чему до нашего времени сохранились шедевры деревянного зодчества.

(слайд 8 )Внутренний мир крестьянского дома тоже был наполнен символами, и его небольшое пространство отражало принцип устройства мира. Потолок- небо, пол- земля, подпол- подземный мир, окна- свет.

Потолок- часто украшался символами солнца, стены -растительным орнаментом.

(слайд 9 )Простой крестьянский дом состоял из одного простого помещения, условно поделённого на два основных центра- духовный и материальный.

-Что вы понимаете под словом материальный? (мы понимаем мир предметов, предназначенных для нашего тела, здоровья, благополучия.)

(щелчок) В крестьянском доме источником всего этого была печь- кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Не случайно печь- распространенные персонаж, часто встречающийся в русских сказках.

-Какие сказки вы знаете, где говорится о печи? Печь заботиться о материальных потребностях человека, поэтому она олицетворяет материальный мир дома.

-А кто обычно занимается домашним хозяйством, приготовлением еды в доме? (женщина)

  (щелчок)   Поэтому ту часть, где стояла печь, называли женской половиной.

 (слайд 10 )   В переднем углу избы находился духовный центр дома. Духовный от слова «душа». Это атмосфера, которая ведает чувствами человека, его мыслями, горестями и радостями. Для того чтобы поделиться своими бедами, обидами, страхами, попросить любви и счастья, люди обращались к иконам, украшенными полотенцами. Рядом стоял обеденный стол. За него усаживали дорогих гостей для душевной беседы.

(слайд 11 )А полотенца были очень нарядными и считались оберегами.

(слайд 12 )От двери до боковой стены была устроена лавка- конник, на которой мужчины занимались хозяйственной работой. Вертикальная доска часто изображала коня, отсюда и название. Это место было мужской половиной. |  

(щелчок)  Под потолком укрепляли полавочники с утварью, а у печи устраивали деревянные настилы-(щелчок)  полати, на них спали.

(слайд 13 )Почти в каждой избе имелся ткацкий станок и , конечно, (щелчок) детская колыбель в виде лодочки, подвешенной к потолку. Небогато устройство простой крестьянской избы. Но даже незатейливые предметы быта русской семьи обязательно украшались декоративной резьбой и росписью с уже знакомыми нам знаками солнца, чудными коньками, диковинными цветами, зверями и птицами.

4.        Практическое задание. (слайд 14 )

Нарисовать фрагмент интерьера избы с основными предметами.

Материалы.

Бумага, мелки, простые карандаши, можно пастель, акварель, гуашь (смешанная техника)

  1. Анализ работ.
  2. Домашнее задание.

Подобрать иллюстрации по теме «Интерьер народного жилища, предметы народного быта».

7.        Использованная литература:

Н.А.Горяева, О.В.Островская учебник«ИЗО 5 класс» стр.6-13.

Н.П. Костерин «Учебное рисование»

Энциклопедический словарь юного художника

Н.М. Сокольникова «Краткий словарь художественных терминов» стр.21.

Л.А. Неменская «Искусство и ты» стр.42, 58-61, 70-71, 72

Л.А. Неменская «Каждый народ- художник» стр.20-29         .

nsportal.ru

Презентация к уроку по изобразительному искусству (ИЗО, 5 класс) по теме: 5 класс. Убранство русской избы (презентация PowerPoint)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока для 5 класса «Убранство крестьянской избы»

Данный урок входит в раздел «Декор и убранство русской избы», изучаемый в 5 классе на уроках изобразительного искусства….

Презентация к уроку ИЗО, 5 класс Убранство русской избы

Презентация содержит краткие теоретические понятия, красочные иллюстрации декора русской избы, схематическое изображение древнерусских символов….

урок для 5 класса «Окно русской избы»

Урок ИЗО для 5 класса с использованием групповой технологии. Работа с ватманом и гофрированным картоном….

5 класс 6-7 урок «Убранство русской избы»

Методическая разработка для урока изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского «Убранство русской избы» 6-7 урок…

Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Убранство русской избы»

Жилище для человека во все времена было основной и неотъемлемой частью его жизни. Издревле оно спасало людей от непогоды, диких зверей, являлось крепостью и защищало от набегов кочевников. Для людей д…

«Убранство русской избы» 5 класс

презентация по программе Неменского Б.М….

Презентация для урока изобразительного искусства 5 класса «Убранство русской избы»

Русская изба – это Россия в малом. Ее судьба во многом схожа с судьбой русского человека: когда-то самобытная, ладная и добротная. Настоящие русские избы дошли до нас благодаря многовековой верн…

nsportal.ru

Технологическая карта урока по искусству (ИЗО) в 5 классе на тему: «Декор русской избы»

Технологическая карта урока

Предмет: искусство (ИЗО)

Учитель: Червякова Жанна Васильевна

Класс: 5 класс

Авторы программы: Б.М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских

Урок №2 согласно календарно-тематическому планированию

Тема: «Декор русской избы»

Тип урока: урок изучения новых знаний

Цель урока:

— познакомить учащихся с понятием изба как традиционного русского жилища, единством её конструкции и декора.

— способствовать формированию практических навыков работы в конкретном материале (акварель, мелки, бумага, кисти). Способствовать развитию творческой и познавательной активности.

— воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре.

Задача: создать эскиз декоративного убранства избы: украшение деталей дома (причелина, полотенце, лобовая доска, наличник и т. д.) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, выстраивание их в орнаментальную композицию.

Планируемые результаты (предметные ПР): понимать специфику образного языка ДПИ. Использовать символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции. Выполнять эскизы экстерьера русской избы. Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе.

Личностные (ЛР)

— уважительно относиться к культуре народного искусства;

— понимать роли культуры и искусства в жизни человека;

— уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

— уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

— уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

УУД Метапредметные (МПР)

Познавательные УУД:

— овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

— стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

— овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;

— использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи.

Регулятивные УУД:

— уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

— находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

— уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

— уметь организовать место занятий.

Методы и методические приёмы:

Наглядные: иллюстрации, демонстрации.

Словесные: рассказ, беседа.

Практические: учебно-производственный труд

Основное содержание темы, понятия, термины: единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Трёхчастная структура и образный строй избы.

Вид используемых ИКТ: презентация «Русская изба».

Оборудование и материалы: иллюстрации с изображениями русских народных изб, теремов из русских народных сказок, макет русской избы. Акварель, восковые мелки, кисти, бумага.

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия на уроке

Формируемые умения

(УУД)

Промежуточный контроль

I этап. Организационный момент

Беседа

Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки.

Беседа о традициях русского зодчества, понятии «изба»

.-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока? Какого знания нам не хватает для изображения русской избы?

Выполняют оценку/самооценку готовности по критериям:

-правильность выбора учебных принадлежностей,

-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,

-самостоятельность подготовки,

-настрой на урок.

Объясняют смысл понятия «изба».

Проговаривают тему, отделяя знание от незнания. Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия.

Фронтальная

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения.

Личностные: стремятся хорошо учиться.

Устные ответы

II. Изучение нового материала

Объяснитель-но-иллюстра-тивный. Экскурсия.

Знакомство с основными элементами русского жилища, их символическим значением.

( Дом — мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Дом как микрокосмос. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трёхчастной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон — небо, рубленая клеть — земля, подклеть (под_пол) — подземный мир; знаки_образы в

декоре избы, связанные с разными сферами обитания). Декоративное убранство (наряд) крестьянского дома: охлупень, полотенце, причелины, лобовая

доска, наличники, ставни. Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб)

(Презентация. Рассматривание иллюстраций.)

Участвуют в диалоге. Воспринимают презентацию, рассматривают иллюстрации. Анализируют новые сведения об элементах русского жилища. Рассуждают о значении выбора места под усадьбу, о значении освящения жилища крестьянина.

Фронтальная работа.

Личностные: проявляют познавательную активность, интерес к изучению нового материала.

Коммуникативные: планируют способы взаимодействия, выражают свои мысли, формулируют и аргументируют свое мнение.

Познавательные: принимают активное участие в обсуждении нового материала; получают следующие знания:

Регулятивные: планируют свою деятельность; определяют способы достижения своей цели.

Устные ответы

III. Творческая практическая деятельность.

Практический.

Задание:

создать эскиз декоративного убранства избы: украшение деталей дома (причелина, полотенце, лобовая доска, наличник и т. д.) солярными- При помощи акварели или восковых мелков изобразите избу, в которой могла бы жить ваша семья. Сделайте украшения избы затейливыми, нарядными, вплетая в узор знакомые вам образы. Постарайтесь сохранять симметрию.

Рисуют избы. Применяют графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе

Предметные:

— владеют художественными материалами

-соблюдают пропорции.

Метапредметные УУД

регулятивные:

— анализируют правильность выполнения задания;

-осуществляют самоконтроль;

познавательные:

— проводят анализ своей творческой деятельности;

-проводят сравнение объясняя его критерии;

Коммуникативные:

слушают и понимают речь других;

— умеют развёрнуто и точно( понятно и доступно) выражать свои мысли во время ответов.

Рисунки

III.

Итоги урока.

Рефлексия.

Выставка работ.

Беседа в форме «вопрос-ответ»

  1. Выставка работ учащихся.

  2. Самооценка ученика

Задание на самооценку.

Подведите итог, закончив любое предложение…

Сегодня я узнал…

Меня удивило…

Я приобрел…

Я попробую…

Мне захотелось…

3. Беседа по вопросам:

— Для чего люди наполняли своё жилище различными образами?

— Какие орнаментальные ряды использовались при украшении окон, дверей, фронтона дома?

4. Заключительное слово учителя.

Домашнее задание: подобрать иллюстрации к сказкам с изображением внутреннего убранства избы.

Выставка рисунков. (самооценивание) Просмотр и обсуждение выполненных работ.

Коммуникативные: умеют выражать свои мысли.

Познавательные:

-общенаучные: умеют структурировать знания;

оценивают процесс и результат деятельности.

Регулятивные: оценка – выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозируют.

Оценивание работ учащихся

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *